Анри де Тулуз-Лотрек Toulouse-Lautrec, Henri De (1864-1901). Лотрек картины
Тулуз-Лотрек, Анри де. Все картины художника
Анри де Тулуз-Лотрек – маленький принц Монмартра
Аристократ по рождению, он мог бы блистать на балах и светских приемах. Но судьба сделала его гениальным певцом парижского дна.
Граф Анри-Мари Раймон де Тулуз-Лотрек Монфа – вот как это звучало. Младенец появился на свет 24 ноября 1864 года в местечке Альби на юго-западе Франции. Его родители были двоюродными братом и сестрой, наследниками старинного аристократического рода. И когда Анри родился, отец мысленно примерял к наследнику роль красавца повесы, покоряющего сердца французских дворянок.
Гнездо с историей
Сам граф Альфонс был типичный самодур. Он обожал охоту и лошадей, славился эксцентричными поступками (как-то к обеду в родительском замке он спустился в наряде танцовщицы). Граф и его брат были талантливыми художниками-любителями, рисовали своих лошадей и объекты охоты. А ещё Альфонс обожал… изменять супруге. Но графиня Адель от природы была женщиной кроткого нрава, она души не чаяла в своем единственном сыне (второго она потеряла 4-летним). Анри был болезненным мальчиком, но очень жизнерадостным, прекрасно учился, блестяще рисовал. Родители разошлись после смерти младшего сына, и Анри жил у каждого в поместье по очереди.
«Такова воля божья»
... или Diex lo volt на старофранцузском – девиз на родовом гербе графов Тулузских. Что ж, по воле Всевышнего или из-за генетического изъяна (сестра матери – карлица, родители – в кровосмесительном браке), а может, из-за слабых костей, но в 13 лет Анри упал и сломал шейку бедра одной ноги, а через год все повторилось, но на этот раз с другой ногой. Кости плохо срослись, и мальчик продолжал расти только в верхней части тела. Взрослый юноша, он к 18 годам имел рост 1 м 50 см, развитое туловище и голову, но ноги карлика. Любящая матушка переживала за сына, отец был недоволен тем, что его мечтам о блестящем будущем наследника не суждено сбыться. И уж тем более Альфонс не обрадовался, когда с детства обожавший рисование Анри оказался в качестве начинающего художника на Монмартре – этой клоаке Парижа конца XIX века, рабочем пригороде, среди воров, проституток и прочей необразованной швали.
Свободные художники
Итак, в 1884 году Лотреку 20 лет, и он учится рисовать в знаменитом Ателье Фернана Кормона, художника академического направления (рисовал на религиозные и исторические темы и портреты). Но он даёт ученикам свободу, заставляя осваивать технический минимум. А рядом набирают силу импрессионисты: Дега, Ренуар, Писсаро, Моне, Сезанн. Поэт Бодлер призывает художников рисовать окружающую их жизнь, а художник Курбе заявляет, что искусство должно быть «измазано в её грязи». Желание нарушать каноны не обходит и Лотрека. Он пытается, по его признанию, «писать реалистично, а не идеально… Пусть будет какой-то дефект. Я не сочувствую недостаткам, мне нравится их приукрашивать. Пусть они будут больше и ярче, чем в реальности».
Огюст, Винсент, Анри и Тео
В монмартрских кафе «Черная кошка» и «Мертвая крыса» в 1880-х бок о бок сидят классики из Ателье Кормона и авангардисты всех сортов, в том числе импрессионисты. Тулуз-Лотрек преклоняется перед Дега и Ренуаром, пытаясь учиться у них заочно. Анри берет за основу картину Ренуара «Бал в Мулен де ла Галетт» и делает наброски в танцзале «Ла Галетт»в новой, созданной им манере: нарушая правила и гипертрофируя изъяны. Иллюстрацию публикует популярная французская газета, а арт-дилер Тео Ван Гог пишет брату о том, что видел в Салоне 1889 года очень сильные картины Лотрека, особенно хороша «Бал в Мулен де ла Галетт». Он был первым продавцом картин Лотрека.
Кабаре – мой дом родной
Уже с 1888 года работы Анри стали хорошо продаваться, а когда на Монмартре открылось кабаре «Мулен Руж», картиной Лотрека из циркового цикла украсили главный зал перед входом. Через 3 года владельцы обратились к Лотреку за афишей для кабаре. Звездой «Мулен Руж» была знаменитая Луиза Вебер по прозвищу Ла Гулю, бывшая прачка и проститутка, прославившаяся своим энергичным канканом. Она сбрасывала у мужчин шляпы, закидывая вверх ноги во время танца. Лотрек её когда-то уже рисовал, и именно с ней «в главной роли» он решил сделать афишу для рекламы кабаре. Картина размером 1 x 2 м демонстрировала Ла Гулю в момент, когда она выбрасывала ножку вверх. Все было слегка преувеличенным: скандальная героиня рисунка, плоские, словно расплющенные, в японском стиле изображения фигур, темные силуэты в мутно-желтом свете электрического света – это был новый Париж, Париж Тулуз-Лотрека. С плаката художник сделал цветную литографию и размножил. В конце 1891 года на стенах Парижа появилось 3000 копий этой афиши «Мулен Руж». Плакаты Лотрека пользовались таким успехом у парижан, что появилась разновидность воров, которые следили за тем, когда лист приклеят к стене или тумбе, и тут же отдирали её, едва расклейщик уходил.
Гениальный изгой
В конце 1890-х годов Лотрек выставлял свои работы в разных странах Европы, а также в Британии и Штатах. Он писал картины, делал литографии, сотрудничал с журналами. Но слава не изменила его личную жизнь. Попрежнему он свободно себя чувствовал только среди танцовщиц и обитательниц монмартрских борделей. Эти женщины были и его натурщицами, и его друзьями. Только с ними он чувствовал себя полноценным человеком и с ними он общался как с равными. Он такой же, как они, – изгой и страдалец, вынужденный смеяться в лицо судьбе и заливать горе алкоголем. Но он, как и они, работает в поте лица. Отец, порицая его образ жизни, частично лишил Анри наследства, родной дядя сжег несколько его картин, и только его «бедная святая матушка» (так он называл её перед друзьями) любила и принимала своего уродливого и гениального сына таким, каким он был. Пьянство, дома терпимости, работа – жизнь его была похожа на калейдоскоп. Он начинает страдать от паранойи, заражается сифилисом от одной из натурщиц, его мучат галлюцинации… Однажды друзья, услышав выстрелы из его спальни, прибежали и увидели, что он отстреливается от воображаемого нашествия пауков. Как и его близкий друг Ван Гог, Анри был заперт в лечебницу для душевнобольных, но и там продолжал работать: например, по памяти нарисовал серию картин о цирке, чтобы доказать, что он здоров. Через 2, 5 месяца его отпустили, но он снова погрузился в пьянство. Последние дни он встретил в саду своей матери, продолжая её рисовать. Умер Анри у нее на руках от паралича, в 1901 году, перед самым своим 37-летием.
Уже когда он жил на Монмартре, Анри печально шутил над своим ростом, заявляя, что ему зато близко падать, когда напивается.
Штрихи к портрету
- Фильмы: «Мулен Руж» 1952 г., реж. Джон Хьюстон; 2001 г., реж. Баз Лурман.
- Книги: Джулия Фрей, «Тулуз Лотрек», 1994 г.; Анри Перрюшо, «Жизнь Тулуз-Лотрека», 1958 г.
- Псевдонимом Трекло Лотрекподписывал свои картины несколько лет по просьбе родных, чтобы «не позорить» графский род.
- Учениками в Ателье Кормона в разные годы были: Рерих и Борисов-Мусатов, Хаим Сутин и Давид Бурлюк и др.
- Пикассо восхищался работами Лотрека и уже после смерти художника обращался к тем же натурщицам (танцовщицам, певицам, куртизанкам), просил их рассказать об их друге Лотреке, а в своих работах – к тем же темам (бордели, кабаре, цирк).
- С Винсентом ван Гогом Лотрек познакомился, когда они учились в Ателье Кормона. И они всю жизнь дружили.
gallerix.ru
Анри Тулуз-Лотрек: Великий карлик!
Художник всю жизнь ненавидел пейзажи, потому как ненавидел природу. Природу, которая обманула его, превратив в коротконогого уродца.
Его предки — богатые французские аристократы — заполняли бесконечный досуг охотами, дуэлями и романами с прекрасными дамами из королевского двора. Веками праздность и безделье правили бал в их шикарных угодьях. Такая же участь была уготовлена и малышу Анри, точнее — Анри-Мари-Раймону де Тулуз-Лотрек-Монфа, сыну графини Адель и графа Альфонса. Но он предпочел другую...
Henri de Toulouse-Lautrec A Laborer at Celeyran 1882 г.
Следующим учителем стал Фернан Кормон, поначалу очаровавший Анри веселостью и простотой нрава. Но Кормон, как и Бонна, был из академиков, замшелые постулаты которых уже надоели молодым художникам... Лотрек был влюблен в смелые линии картин Эдгара Дега, он восхищался первыми полотнами импрессионистов. Их ругают академики? Ну и что, ну и пусть!.. О, как хотелось ему создать свой собственный, индивидуальный стиль, свою технику! Писать картины, в каждой из которых будет нечто неповторимое, особенное — позволяющее узнавать при первом же взгляде: "Это — Лотрек"."Подумать только, будь мои ноги чуть длиннее, я никогда бы не занялся живописью!" — воскликнул однажды художник. Так оно и было.
Творчество стало для Лотрека настоящим убежищем. Он рисовал постоянно, одержимо, как сумасшедший, стараясь изобразить движения людей и животных, мимолетное выражение чьих-то глаз, чью-то усталую гримасу. Он жадно наблюдал жизнь вокруг себя — и стремился запечатлеть ее мгновения. Кроме того, во всех полотнах Лотрека — желание максимально правдиво, порой беспощадно передать индивидуальную характеристику модели.
Henri de Toulouse-Lautrec Academic Study Nude 1883 г.
Он взрослел, хотя внешне оставался все тем же уродцем-коротышкой. "Молитесь о нем, — писала матери графиня Адель. — Пребывание в мастерской дает ему много с точки зрения профессии, но это тяжкое испытание для молодого человека".День за днем, месяц за месяцем, год за годом... Лотрек учился жизни и живописи, все смелее перенося на холст черты и эмоции окружавших его людей. И непременно в каждой картине была частица его собственной боли, его несбывшихся надежд.
18, 19, 20 лет... Как и все в этом возрасте, он мечтал о любви. Но на что можно надеяться, когда ты — уродливый коротышка? Первые компании — и первая "наука": лучше прятать глубоко в душе собственные комплексы и переживания, оставаясь для многочисленных друзей-приятелей вечно веселым, смеющимся (в том числе над самим собой) карликом."Хотел бы я увидеть женщину, у которой любовник еще уродливее, чем я!" — выкрикивая эти "беззаботные" слова, он хохотал первым, а вслед за ним — все остальные.Пожалуй, единственной женщиной, искренне любившей Лотрека всю жизнь, была его мать, графиня Адель.Именно ее портреты, написанные сыном, поражают своей теплотой. Грустное милое лицо женщины, сидящей за столом с чашкой кофе в руках, — мудрые глаза, боль, спрятанная в уголках усталого рта...Мать готова была стать тенью сына, чтобы всюду незримо оберегать его.
Henri de Toulouse-Lautrec Madame la Comtesse A. de Toulouse-Loutrec 1881-82 г.
Но она не могла дать ему то, что так необходимо 20-летнему юноше, — чувственную любовь, страсть, от которой кружится голова и хочется обнять целый мир.Однажды один из приятелей Анри решил помочь ему в этом непростом вопросе. Именно он свел Лотрека с публичной девкой, которую тянуло к всевозможным извращениям. Внешне — ангел во плоти, по сути своей она была дьяволом. Познав с ней мир плотской любви, Лотрек одновременно испытал жесточайшее разочарование. Он понял: страсть, похоть — это не любовь. А любовь если и будет жить в его душе, то уж точно никогда не найдет выхода. Разве что на полотнах.
Henri de Toulouse-Lautrec The Bed 1898 г.
В 20 лет Лотрек ушел из дома, поселившись у приятеля на Монмартре. Для него началась новая жизнь.Монмартр!.. Рождение этого богемного местечка — района художников и поэтов — происходило одновременно с рождением Лотрека - художника. Некогда тихий уголок Парижа, Монмартр постепенно превращался в мир богемы, где без конца открывались кафе — одно оригинальнее другого, — кабаре, ресторанчики, салоны... Именно здесь будущие великие художники и литераторы, поэты и актеры снимали дешевые студии и квартиры, именно здесь, в недорогих кафе, устраивали диспуты и презентации собственных, пока не признанных шедевров.Здесь, на Монмартре, Лотрек узнал спасительную радость дружбы. Он практически никогда не был один — вместе с ровесниками, так же, как и он, мечтавшими о славе, ночи напролет Анри просиживал в кабаре и цирке, стал завсегдатаем скачек. Он верховодил, развлекал, смешил — и друзья просто обожали его, забывая даже о его уродстве.
Между тем Лотрек много работал. Носил с собой бумагу и карандаши, постоянно, везде, где бы ни оказывался, делал зарисовки. Вот, к примеру, скачки — захватывающий мир жокеев и лошадей, орущих болельщиков и пронырливых букмекеров...
Henri de Toulouse-Lautrec At the Races 1899 г.
Театр — прекрасный, но коварный храм искусства, где все — и актеры, и зрители — играют свои роли... Дом терпимости — усталые жрицы любви, прожженные, видавшие виды девахи, с отчаяньем, вдруг мелькнувшим где-то в прищуре подкрашенных глаз... "Вдруг"... Ему всегда было интересно это "вдруг". То была безумная жизнь без сна и печали. Его жизнь!
Невероятно — и тем не менее в крошечном, исковерканном теле Тулуз - Лотрека была спрятана гигантская энергия. Он практически не спал. Вечером в компании друзей спешил в театр. Его не волновало содержание пьес — он смотрел на лица актеров. Его интересовали необычные ракурсы, глаза, взгляды... Иногда он ходил на один и тот же весьма бездарный спектакль десятки раз — лишь для того, чтобы каждый раз любоваться дивным профилем героини в определенной сцене. Он смотрел — и рисовал, занося на бумагу свои впечатления.
Спектакль окончен — пора в кафе! Пить рюмку за рюмкой — ликеры и вино, коктейли и настойки, чтобы мир вокруг становился теплее и улыбчивее, чтобы с языка сами собой слетали остроты...
Он стал истинным "певцом Монмартра" — парижская богема признала этот "титул" именно за ним — при всем количестве творивших на Монмартре художников! "Ша нуар", "Мулен де ла Галетт", "Элизе-Монмартр", а чуть позже — "Мулен Руж" — во всех этих кабаре Лотрек быстро стал своим.
У афиши кабаре Мулен Руж 1892 г.
Henri de Toulouse-Lautrec A l'Elysee-Montmartre 1888 г.
Henri de Toulouse-Lautrec At the Moulin de la Galette 1891 г.
С карандашом в руках он сидел за столиком, всегда в шумной компании друзей, незаметно пьянея и — рисуя, рисуя. Он спешил запечатлеть свой мир. Он пил и рисовал, рисовал и пил... И смотрел вокруг. А когда ночь медленно скатывалась к рассвету, он приходил в публичный дом, где знал по имени каждую кокотку. Ужинал. Бывало, сам готовил, чтобы удивить подружек. И вновь рисовал, благо женщины словно и не замечали его.
Henri de Toulouse-Lautrec Alone 1896 г.
Вот красотка, натягивающая чулок, две подружки, уснувшие, обнявшись, в одной кровати, девчонка, что-то стирающая в тазике... И все это — жизнь! Когда солнце поднималось над горизонтом, Лотрек засыпал на пару часов. А потом жизнь начиналась вновь, во всем своем буйстве и великолепии.
Henri de Toulouse-Lautrec Dance at the Moulin Rouge 1889-90 гг.
Героями картин Лотрека были актеры и певички, проститутки и алкоголики, художники и нищие. Танцовщица Ла Гулю и ее великолепный партнер Валентин Бескостный, певица Иветт Гильбер, циркачка Ша-Ю-Као и содержательница дома терпимости мадемуазель Бланш...
Henri de Toulouse-Lautrec Jane Avril 1893 г.
Henri de Toulouse-Lautrec Eldorado, Aristide Bruant 1892 г.
Причем в каждом лице, даже самом юном и прекрасном, он находил нечто болезненное, какую-то червоточину — в этом заключалась особенность его рисунков. Сбылась мечта: люди смотрели — и узнавали с первой секунды: "Это — Лотрек!"Не все — о, далеко не все — были в восторге от его полотен. Он выхватывал суть, характер, индивидуальность, но не приукрашивал, не льстил, а порой даже подчеркивал внешнюю непривлекательность моделей. Единственное, с чем не мог поспорить никто, — в его полотнах была энергия, сила жизни!
Henri de Toulouse-Lautrec The Clown Cha-U-Kao 1895 г.
Со временем он стал принимать участие в выставках — ежегодных вернисажах "Группы двадцати" в Брюсселе, выставках Салона Независимых в парижской галерее Бюссо и Валадона. Его имя постепенно приобретало вес — Лотреку заказывали картины и рисунки для журналов.
Вдобавок его буквально завалили заказами на афиши — в этом жанре он оказался непревзойденным мастером. Анри с увлечением рисовал афиши для цирка и спектаклей, для кафешантанов и певиц. Он возвел афишу в ранг истинного искусства.
Henri de Toulouse-Lautrec The Photagrapher Sescau 1894 г.
Henri de Toulouse-Lautrec Confetti 1894 г.
Увлекся и литографией — новой модой времени. Он работал без устали. Не думая о здоровье. Не думая о будущем. А у его матери упреки замирали на губах, когда она видела сына. Коротконогий, ковыляющий с палочкой уродец — он оставался для нее все тем же ребенком с раненой душой, которого могла понять только она. И она прощала ему его безумную жизнь, его влюбленность в порочный Монмартр.
Более того, это она настояла на том, чтобы семья выделила Анри средства на собственную студию. То была огромная победа для художника! В 22 года Лотрек получил собственную крышу над головой — студию на улице Турлак.
Приблизительно в то же самое время среди друзей Лотрека появился еще один, в котором он тотчас распознал дар божий, — Ван Гог. "Какой художник, какая мощь!" — восклицал, глядя на его полотна, Лотрек
Он мгновенно влюбился не только в Винсента, но и в японские эстампы, которыми была увешана комната друга. Отныне у него появилась мечта — увидеть волшебную Японию собственными глазами. Правда, эта мечта останется среди неисполненных.Пожалуй, стоит отметить еще один талант Лотрека — гастрономический. Гениальный художник был замечательным кулинаром, с легкостью, мастерски готовившим изысканнейшие блюда и коктейли. Богатство семьи позволяло Анри жить в собственное удовольствие, не считая жалкие сантимы. И он жил! Получал из семейных поместий дичь и домашние заготовки, вина и коньяки. Устраивал для друзей великолепные застолья, смешивал дивные коктейли, после которых мало кто оставался на ногах. "Дорогая матушка! — писал он графине Адель. — Мне остается только пропеть осанну удобоваримости каплуна, который оказался несравненным. Пришлите еще бочку вина; по моим подсчетам, в год мне потребуется полторы бочки".Прекрасная живопись и шикарные застолья — ах, как любили друзья забегать в мастерскую Анри! Здесь, среди красок и пестрых полотен, всегда, в любое время, валялись жареные каштаны и маринованные корнишоны из семейного замка Боек, бутылки изысканного вина и пакеты айвового мармелада. Ну, а по пятницам Лотрек и вовсе устраивал традиционные званые ужины для своих приятелей — художников и жокеев, артистов и девиц без определенных занятий. "Чтобы оценить картину, надо предварительно опрокинуть хороший коктейль", — заявлял он, предлагая гостям плод собственной фантазии — напиток под названием "Дрожь", после которого многие немедленно отключались...
А он — с удовольствием демонстрировал свое кулинарное искусство. Картинно стоял за стойкой, по ложечке наливая в бокал разные ликеры, "укладывая" их слоями, следя, чтобы они не смешивались: мараскин и кюрасо, "шартрез" и "черри"... Готовые коктейли любил посыпать тертым мускатным орехом. Надо пользоваться жизнью! В спиртном и еде — только самое лучшее! Запеченная баранья нога, гребешки Сен-Жак с чесночным пюре, маринованные луковицы, шпигованные гвоздикой... А однажды Лотрек устроил показательное приготовление "омара по-американски в белом вине с томатами, кайенским перцем и специями" прямо посреди гостиной одного из друзей-богачей. Пока слуги прятали под покрывалами дорогую мебель, гостиная наполнялась божественным ароматом, от которого у всех текли слюнки...Надо радоваться жизни! Он радовался и — учил этой радости других.Бессонные ночи, сумасшедшая работа и море спиртного...
Henri de Toulouse-Lautrec Hangover (The Drinker) 1889 г.
Но когда-то всему приходит конец, за все приходится расплачиваться. Так было и в короткой судьбе Тулуз-Лотрека. Однажды утром он вышел из дома в красных брюках, с голубым зонтиком в руках и фаянсовой собачкой под мышкой. Глядя вокруг невидящими глазами, расстегнул ширинку и помочился на собственную картину. Белая горячка! В тот же день друзья доставили его в замок Сен-Жам — дом для умалишенных. Для богатых умалишенных.Можно представить тот ужас, который ощутил художник, когда пришел в себя и понял, где находится. Его навещали родные и друзья, но каждый отводил глаза, чтобы не встречаться взглядом с Анри. Ведь в его прекрасных черных глазах без труда можно было прочесть: "Спасите меня!"
Он вновь с головой погрузился в работу, рисовал целыми днями — только бы доказать, что он нормален, абсолютно нормален. Одежда висела на нем мешком, под глазами не проходили иссиня-черные круги, но художник добился своего — консилиум врачей даровал ему свободу.И вновь — Монмартр, кафе, аромат жареных каштанов, музыка уличных певцов... Человек не может измениться в одночасье. Разумеется, и Лотрек взялся за старое — не сразу, но постепенно, — вновь стал пить, все сильнее, без перерыва, как будто торопился поставить точку в своей короткой блестящей жизни. Он пил и рисовал, рисовал и пил...
Финал случился 8 сентября 1901 года в родовом замке Мальроме.37-летний художник скончался удушливой ночью, ближе к рассвету. На руках у матери.
Henri de Toulouse-Lautrec Comtesse a. de Toulouse-Lautrec in the Salon at Malrome 1887 г.
Последний выдох — и на востоке, там, где восходит солнце, сверкнула молния, а по крыше, пробив полотно долгой невыносимой духоты, забарабанил дождь. Природа отпустила своего страдальца. Он умер — и не было прекраснее его измученного лица с закрытыми глазами.
.
Музей художника
В 1876 году в родном городе Анри Тулуз-Лотрека был основан музей художника. Размещается он в епископском дворце (точнее его части). Так было до 1922 года. В начале 30-х годов XIX века мать художника передала все работы сына в музей. Так как количество экспонатов увеличилось, под музей был отдан весь дворец.
Постепенно коллекцию музея пополняли родственники и друзья, которые отдавали в фонд музея картины художника, хранившиеся у них. Таким образом, коллекция музея на сегодняшний день насчитывает более 200 картин, 400 рисунков и большую часть литографий, а так же полное собрание его знаменитых плакатов. Так же в музее можно найти книги, проиллюстрированные художником и его личные вещи.
Музей Тулуз-Лотрека в Альби
Анри Тулуз-Лотрек в мастерской с моделью
Чтение газеты в саду
Цыганка де Ришепен
Девушка в корсете
Жанна Авриль
Кабаре Японский Диван
Модель
Модистка
Начало кадрили в Мулен Руж
Портрет художника Эмиля Бернарда
Портрет Онорины Плетцер
Портрет Ван Гога
Прачка
Туалет
В салоне на улице Де Мулен
Жюльетт Pascal
Собрание охотников
Букет фиалок в вазе
Крадущийся женщина с красными волосами
Габриель Dancer
Портрет ребенка
Автопортрет в перед зеркалом
В Moulin Rouge, La Гулю с сестрой
art.mirtesen.ru
Гюстав Люсьен Деннери1883гMusée d'Orsay, Paris, France | Голова женщины 1896г | Модель в ателье (Портрет Элен В.)1889г 75х50смKunsthalle, Bremen | Анри Дио1891г Musee Toulouse Lautrec | Анри Габриэль Ибельс 1893г | |
Дезире Дио читает газету в саду.1890г 56х45смMusee Toulouse Lautrec | Портрет Эмиля Бернара. 1885г 54х43см Tate Britain, London, England, UK | Эмиль Даву 1889г Kunsthaus Zürich,Zürich, Switzerland | Габриэль. 1890г Musee Toulouse Lautrec | Жанна Фонтейн1891г | |
Девушка с хвостиком1889г | Портет рабочего в Селейран.1882г | Бюст мужчины.1882г | Роза ля Руж , Монтруж.1887г 72х49см The Barnes Foundation | Мадам Джульетта Паскальза пианино в Шатоде Малром1896г | |
Любительница абсента. 1886г 55х49см | В Бастилле, портрет Жанны Венз.1889гNational Gallery of Art,Washingon, DC, USA | Жанна Венц 1886г Art Institute of Chicago,IL, USA | В Батиньиоль 1888г | Мр. Делапорт в Жардин.Париж 1893г 76x70 см | |
Амбассадор, Аристид Брюантв его кабаре. 1892г | Аристид Брюант в его кабаре.1892гSan Diego Museum of Art | В шаге от эшафота.1893г | Немецкий Вавилон. 1894г 124x87cm Brooklyn Museum, Brooklyn,New York, USA | Кадье. 1893г San Diego Museumof Art | |
Конфетти 1894г 54x38cm | Современный мастер.1896г | Закат 1896г 61х80см | Разврат на втором этаже. 1896г | К меню уMей Белфорт. 1898г | |
Жардин, Париж,Мей Белфорт.1883г 130х95 смYale University ArtGallery, New Haven, Connecticut, USA | Цыгане.1899г | Аристид Брианти его кабаре вАбасссадор.1892г 255х120см Музей Тулуз-Лотрека | Мей Милтон1895г 81х64смFree Library,Philadelphia,PA, USA | Мулен РужЛа Гулю 1891г 191х171см | |
Рин де Жуи 1892г 136х93см Музей Тулуз-Лотрека | Гойя 1896г | Фотография Сеско.1894г | Афиша труппыАлигантин 1896г | ||
Извозчики с набережной. 1888г 80х51см | Этюд. Собака.1880г 35х26см São Paulo Museumof Art, São Paulo,Brazil | Сокол садится на руку Альфонсу де Тулуз-Лотреку.1881г Музей Тулуз-Лотрека | Генерал у реки.1882г | Жокей 1899г 51х36смBrooklyn Museum,Brooklyn, New York, USA | |
Белая кобылица. 1881г 61х49см | Процессия раджи. 1895г | Два быка в упряже.1881г | Два рыцаря в доспехах.1900г | ||
Портрет мадам Гортзикофф 1893г 75х51см | Портрет ребёнка.1882г | Портрет Мии Натансон 1895г | Портрет женщины. 1888г | Портрет женщины из дома на улице Амбоис 1892г | |
Портрет Берты Баду1897г 69х58 смМузей Тулуз-Лотрека | Портрет Сипа Годебски1896г 57x45 см The Cleveland Museum of Art, Cleveland,OH, USA | Портрет графиниТулуз-Лотрек 1886г 59x54 см Musee Toulouse Lautrec | Портрет ГеоргаАнри Мануэля1891г | Портрет мадамТулуз-Лотрекм1882г 65x43 см Brooklyn Museum, Brooklyn, NewYork, USA | |
Портрет Марсель1894г 46x29 смMusee Toulouse Lautrec | ПортретМии Натансон1898г | Портрет Мей Белфорт 1890г | Портрет Поля Сеско1891г 83x36 смBrooklyn Museum,Brooklyn, New York, USA | Портрет Месье Самари 1889г Musée d'Orsay,Paris, France | |
Адмирал Вио 1901г | Молодой Рути в Селейране1882г 60х49см | Экзамен на факультет медицины в Париже.1901г 65х81cm Musee Toulouse Lautrec | Артиллерист и девушка.1886гMusee Toulouse Lautrec | Артиллерист, седлающий лошадь.1879г 50х37cm Musee Toulouse Lautrec | |
Совет охотников1879г | Букет фиалок в вазе.1882г 24х19cm Dallas Museum of FineArts, Dallas, Texas,USA | Пейзаж в Селейране,вид на виноградники.1880г Musee Toulouse Lautrec | Кофейник. 1884г | Женщина расчёсывающая волосы. 1899г | |
Рыжеволосая женщинана коленях.1897г 47х60смSan Diego Museum of Art | Обед в доме Натансонов1898г 60х80смMuseum of Fine Arts Houston | Первая прогулка.1888г 63х36см Музей Тулуз-Лотрека | В кровати.1892г Музей д Орсе Париж | В кровати. 1893г 54х70смMusée d'Orsay, Paris, France | |
ПортретОктава Ракуи 1901г Museu de ArteAssis Chateaubriand | Портрет Оскара Уайльда1895г 58х48 см | В студии1881г | В студии 1882г | Проституткаиз Сфинкс. 1898г | |
Рыжеволосая женщина сидящая в саду Форреста.1889г | Рыжеволосаяженщина вид сзади. 1891г Музей Тулуз-Лотрека | Райс Поудер 1887г Van Gogh Museum | Ромен Колю 1899г 55x35 смMusee Toulouse Lautrec | Жюстин ДевоСидящая женщина в саду мистера Форреста. 1890г 74x58 см Musée d'Orsay, Paris, France | |
Клоунесса Ша Ю Као 1895г 81x59 см | Зелень.Женщина сидит в саду.1891г 55x46 см | Габриэль 1893г | Туалет госпожиФабр.1891г | Графиня Адельде Тулуз-Лотрек за завтраком. Мать художника1883г Musee Toulouse Lautrec | |
Английская девушка в Стар. Гавр.1899г 62x47 см Musee Toulouse Lautrec | Прическа 1893г | Женщина из Звезды 1899г 41x32 см Musee Toulouse Lautrec | Прачка1888г 93х75 см | Модистки 1900гMusee Toulouse Lautrec | |
Модель художника Хелен 1889г 34x19 смMusee Toulouse Lautrec | Пассажирка каюты №54 1896г 60x40 см | Дочь полицейского 1890 г 67x50 смHamburger Kunsthalle | Рыжеволосая вбелой рубашке 1888г | Урок пения смадам Дишо 1898г 75x69 см Mohammed Mahmoud Khalil Museum | |
Проститутка, известная , как Каска д Ор 1891г Philadelphia Museumof Art, Philadelphia,PA, USA | Женщина статуировкой 1894г 62х48 см | Вильям Варенер1893г | Женщина из борделя 1894г 49х34 см | Женщина в черной шляпке Берта ла Сур1890г | |
Женщина в садуФорреста 1891г | Голова женщины 1899г | Женщина с чёрным боа 1892г 60х91 смMusée d'Orsay, Paris, France | Женщина с зонтом1889г | Женщина с перчаткамиОнорина Платцер 1891 54х40 смMusée d'Orsay,Paris, France | |
Молодой Рути 1882гNeue Pinakothek,Munich, Germany | Иветта Гильбер поёт 1894г 57х42 см Pushkin Museum of Fine Art, Moscow,Russia | Иветта Гильбер 1894г 48х25 см Musee Toulouse Lautrec | Иветта Гильбер 1894г 48х28 см | Иветта Гильбер 1894г 24х19 см | |
xn----jtbeobcvqmffb.xn--p1ai
Анри Тулуз-Лотрек – биография и картины художника в жанре Постимпрессионизм – Art Challenge
Граф Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа французский художник-постимпрессионист из графского рода Тулуз-Лотреков, мастер графики и рекламного плаката.
Анри де Тулуз-Лотрек родился 24 ноября 1864 года в аристократической семье. Первые годы жизни художника прошли в семейном поместье в городе Альби. Анри де Тулуз-Лотрек на протяжении всей жизни был близок с матерью, которая стала главным человеком в его жизни. Отец в обществе был известен как эксцентричная личность, часто менял место жительства, отчего пострадало образование Анри. Т Однако именно благодаря отцу, который любил развлечения, Анри с ранних лет познакомился с ежегодной ярмаркой и цирком, и тема цирка и развлекательных, увеселительных заведений стала основной в творчестве художника. После завершения Франко-прусской войны в 1871 году Тулуз-Лотрек переселяется в Париж — город, который изменит его жизнь, станет вдохновением и сильно повлияет на творчество художника.
Вдохновлялся искусством импрессионистов, в особенности творчеством Поля Сезанна, Эдгара Дега, и японскими гравюрами. В 1882 г. приехал в Париж, а в 1884 г. обосновался на Монмартре, где прожил до конца своих дней. Одним из первых всерьёз занялся рисованием афиш (литографией). Часто рисовал проституток и жизнь монмартрских кабаре, вёл соответствующий образ жизни. Его моделями были танцовщицы Мулен Руж Луиза Вебер (Ла Гулю) и Жанна Авриль, клоунесса Ша-У-Као, поэт и театральный деятель Аристид Брюан, танцор Валентин Бескостный, певица Иветта Гильбер.
За творческую жизнь, которая длилась меньше 20 лет, Тулуз-Лотрек создал 737 картин, 275 акварелей, 363 гравюры и плаката, 5084 рисунков, несколько керамик и витражей. При жизни Тулуз-Лотрека критики были в основном настроены недоброжелательно по отношению к художнику и его творчеству. Признание к нему пришло через несколько лет после смерти.
Граф Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа французский художник-постимпрессионист из графского рода Тулуз-Лотреков, мастер графики и рекламного плаката.
Анри де Тулуз-Лотрек родился 24 ноября 1864 года в аристократической семье. Первые годы жизни художника прошли в семейном поместье в городе Альби. Анри де Тулуз-Лотрек на протяжении всей жизни был близок с матерью, которая стала главным человеком в его жизни. Отец в обществе был известен как эксцентричная личность, часто менял место жительства, отчего пострадало образование Анри. Т Однако именно благодаря отцу, который любил развлечения, Анри с ранних лет познакомился с ежегодной ярмаркой и цирком, и тема цирка и развлекательных, увеселительных заведений стала основной в творчестве художника. После завершения Франко-прусской войны в 1871 году Тулуз-Лотрек переселяется в Париж — город, который изменит его жизнь, станет вдохновением и сильно повлияет на творчество художника.
Вдохновлялся искусством импрессионистов, в особенности творчеством Поля Сезанна, Эдгара Дега, и японскими гравюрами. В 1882 г. приехал в Париж, а в 1884 г. обосновался на Монмартре, где прожил до конца своих дней. Одним из первых всерьёз занялся рисованием афиш (литографией). Часто рисовал проституток и жизнь монмартрских кабаре, вёл соответствующий образ жизни. Его моделями были танцовщицы Мулен Руж Луиза Вебер (Ла Гулю) и Жанна Авриль, клоунесса Ша-У-Као, поэт и театральный деятель Аристид Брюан, танцор Валентин Бескостный, певица Иветта Гильбер.
За творческую жизнь, которая длилась меньше 20 лет, Тулуз-Лотрек создал 737 картин, 275 акварелей, 363 гравюры и плаката, 5084 рисунков, несколько керамик и витражей. При жизни Тулуз-Лотрека критики были в основном настроены недоброжелательно по отношению к художнику и его творчеству. Признание к нему пришло через несколько лет после смерти.
Сохранитьartchallenge.ru
Картины художника Анри Де Тулуза Лотрека
Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа (фр. Henri Marie Raymond de Toulouse-Lautrec Monfa, 24 ноября 1864, Альби — 9 сентября 1901, замок Мальроме, Жиронда) — французский художник-постимпрессионист, граф и богатый наследник, любитель абсента, кабаре и притонов.Особенности творчества художника Анри де Тулуз-Лотрека: художественный мир работ Тулуз-Лотрека, замкнутый, тесный, многолюдный, шумный, циничный, печальный и страстный, узнается безошибочно. Монмартрские звезды, певцы уличных песенок, танцовщицы кабаре, клоунессы, артисты цирка, проститутки, швеи, прачки, рыжие и белокожие. Тулуз-Лотрек, под влиянием японской гравюры, увлекается литографией — и создает рекламные плакаты для увеселительных заведений, впервые в западной истории доводя этот жанр до уровня произведения искусства. Артисты, для которых Лотрек рисовал и печатал плакаты, просыпались знаменитыми после ночной расклейки афиш в Париже.
Известные картины Анри де Тулуз-Лотрека: «Аристид Брюан в Амбассадоре», «Клоунесса Ша-Ю-Као», «Иветт Гильбер кланяется публике», «Танцы в Мулен-Руж», «Японский диван».
Образ Анри де Тулуз-Лотрека окружает такое количество легенд и домыслов, что часто биографы тратят сотни страниц на их развенчание. Взамен же предлагают жалкие оправдания гению: был алкоголиком, потому что калека, жил в публичных домах, потому что карлик, и художником, в конце концов, стал потому, что был ужасен собою.
Сам Лотрек наверняка предпочел бы парочку легенд этим унизительным оправданиям. Например, о том, что он всегда носил в кармане мускатный орех — чтобы добавить в придуманный на ходу алкогольный коктейль. Тулуз-Лотрек получал огромное удовольствие, накачивая друзей виртуозными смесями портвейна с абсентом, к примеру. Друзья в ответ приглашали его барменом и декоратором на свои вечеринки. Он десятки раз был влюблен, взаимно и безответно, и всегда находил способ проявить свои чувства, прямо или эксцентрично. Не смея говорить и мечтать, он придумывал, как обладать по-другому: на ступнях Мизии Натансон, жены одного из друзей, он мог часами рисовать воображаемые пейзажи сухой кистью. Она все это время делала вид, что читает, прижавшись к дереву в саду.
Проститутки из лучших домов терпимости носили цветы ему в мастерскую и позволяли рисовать себя в любое время дня и ночи — спящими, задумчивыми, скучающими в ожидании клиентов, играющими в лесбийские игры, нежными и вызывающими. Он был их принцем из сказки и устраивал завтраки с дорогим вином и сладостями. Он любил женщин с рыжими волосами и высоких крепких мужчин. Художника смешило, когда рядом с ним по парижским улицам прогуливался кузен сантиметров на 40 выше него. Судьбу Анри де Тулуз-Лотрека, наследника богатого аристократического рода, определило тело и потому он везде искал телесность как проявление сущности человека. И находил.
Ноги
Лотреку оставалось жить несколько месяцев, он приехал умирать к матери, графине Адель, после дорогого сумасшедшего дома для богатых, после приступов белой горячки, паралича и полного отчаянья. 37-летний художник тогда уже практически не мог писать, садился отдыхать после каждого мазка. «Живопись не сделала мои ноги длиннее», — мрачно заявлял он. Да, все было с точностью до наоборот: это короткие ноги сделали живопись Лотрека уникальной и открыли новый взгляд на внешнюю привлекательность в искусстве.Маленький Анри был блестящим учеником, во многих дисциплинах занимал первые места в школьных рейтингах, хотя из-за болезней и длительных реабилитаций на южных курортах часто пропускал по полгода занятий. Потомок избалованных, взбалмошных, изнеженных аристократов, Анри наверняка успешно прожигал бы жизнь и деньги на охоте, балах и скачках, если бы вырос высоким красавцем. Но наследственная болезнь, хрупкие кости, переломы ног, приводившие к изматывающим процедурам и месяцам неподвижности, заставили мальчика искать другие источники радости. Рисунок уже тогда подростку Анри давал внутренние силы и ощущение полноты жизни.
Огромное количество женских портретов кисти Лотрека — это портреты их ног (1, 2, 3, 4). Безумный, бесстыдный, бешено популярный, страстный канкан тому способствовал, конечно. На афишах и живописных портретах Тулуз-Лотрека именно женские ноги часто задают динамику, прочерчивают композицию, ведут за собой взгляд зрителя.
Губы
Когда отец Тулуз-Лотрека, граф Адольф, понял, что не дождется от сына подвигов на охоте, оставалось только научить его рисовать лошадей. «Только малевать ты их теперь и можешь…» — с горечью заявил он неудавшемуся наследнику.Разочарованный отец не мог сделать сыну большего подарка — он нашел ему глухонемого учителя рисования. Анималист Рене Пренсто был глух от рождения, но при этом получил высшее образование, занимался гимнастикой, ходил на балы и с успехом выставлялся в Салоне. Он научился говорить и читать по губам речь собеседника — потрясающий пример для отчаявшегося подростка, методично вычеркивающего из своей воображаемой взрослой жизни семью, любовь, детей, удовольствия и славу.
Уроки по анатомии лошади или собаки в мастерской Пренсто Лотрек усвоил так же хорошо, как и уроки жизнелюбия и силы воли. Позже он с радостью обнаружит плаванье как единственный доступный вид спорта, он купит однажды гимнастический тренажер и в промежутках между рисованием будет наслаждаться возможностями своего тела. Лотрек всю жизнь считал себя художником-любителем, сравнивая свои работы с картинами Дега и Ван Гога. При том, что признание и слава приходили к художнику быстрее и проще, чем к его кумирам. Он принимал участие в Бельгийских выставках «Группы двадцати», в художественной выставке «Салон ста» в Париже, каждый год в течение 8 лет присылал живописные картины на Салон независимых, первым начал рисовать такие плакаты, которые парижане по ночам срывали со стен и коллекционировали.
Руки
Лотрек терпеть не мог, когда на портрете были небрежно прописаны руки человека. Он был уверен, что руки часто скажут больше, чем лицо. На пианистов и хирургов он смотрел с восторгом и благоговением, а черные перчатки на руках знаменитой певицы Иветт Гильбер стали благодаря Лотреку ее визитной карточкой (1, 2, 3). Он умел это — найти нужную деталь и создать медийный образ, который начинал жить отдельно от своего настоящего прототипа. Красные чулки королевы Мулен Руж, главной танцовщицы канкана Ла Гулю! Красный шарф и широкополая шляпа Аристида Брюана, владельца кабаре «Мирлитон»! Строгие платья и шляпки самой целомудренной и образованной танцовщицы Джейн Авриль!Когда Анри перебрался жить на Монмартр, в сердце парижской богемной жизни, возмущенные родители на несколько лет лишили его содержания. Но с деньгами или без них, Тулуз-Лотрек всегда находил крышу над головой и повод выпить. Он был своим человеком во всех знаменитых увеселительных заведениях — хозяева кабаре по несколько месяцев кормили и поили его бесплатно за подаренную заведению новую картину. И его абсолютно устраивал такой бартер.
Глаза
Друзья, которые давно знали и любили Анри, переставали замечать его внешнюю особость. Им было странно и досадно, когда какой-нибудь задиристый щеголь посмеивался или пялился на художника. Да он и сам мог врезать пощечину или забористо обругать человека, в глазах которого видел насмешку.На самом деле, стоило с Лотреком сойтись поближе — и всякие границы и необходимость в жалости исчезали. Его глаза были устроены его телом. Он рисовал самые остроумные карикатуры на себя самого и завел собаку, толстенького кривоногого бульдога, в котором даже самые заботливые друзья обнаруживали сходство с хозяином. Когда еще ни в одном самом цивилизованном обществе не принимали всерьез равенство и не задумывались о правах падших, о возможностях инвалидов, Лотрек уже видел их равными себе: проституток, лесбиянок, пьяниц, безумцев и нищих художников.
Автор: Анна Сидельникова
artchive.ru
Анри де Тулуз Лотрек, творчество и картины, кабаре и путаны
Картины Анри де Тулуз Лотрека — это путаны и актрисы, канкан, шуты и танцовщицы. Творчество Тулуз Лотрека — это наследство настоящего художника импрессиониста, писавшего жизнь такой, какая она есть.Реклама
Реклама
Если и можно охарактеризовать картины Анри де Тулуз Лотрека каким то одним словом — то это слово будет «кабаре». Именно артисты, интерьеры, шлюхи и завсегдатаи кабаре запечатлены чуть менее, чем на всех картинах художника.
Вы не увидите здесь ангелочков порхающих вокруг мадонны. Как большинство импрессионистов, Анри изображал действительность без прикрас, заостряя внимание на индивидуальности. Лотрек скорее подчеркивал своеобразные черты натуры, чем идеализировал ее, как художники академисты.
Реклама
Реклама
Анри де Тулуз Лотрек, творчество художника.
Творчество Лотрека, как художника, отличается лаконичностью и глубоким психологизмом. Анри не особо интересовали правильность анатомических пропорций, как художников академистов или цветовая и световая составляющие, как остальных импрессионистов. У него нету такого разбора цвета, как у Моне. Что присутствует в картинах Анри де Тулуз Лотрека — так это хАрактерность персонажа, настроение, даже некоторая гротескность изображения. Точными экспрессивными мазками и линями Лотрек чудесно отображает характер человека, его эмоциональное состояние. Недаром его называют мастером наброска и психологического портрета.
Картина Анри де Тулуз Лотрека, Сидящая балерина в розовых колготках. В кафе La Mie, Анри де Тулуз ЛотрекАнри де Тулуз Лотрек, картины художника с названиями, персонажи.
Картины художника Анри де Тулуз Лотрека изображают персонажей, которые не менее интересны, чем сами картины. К примеру, Ла Гулю (обжора) — известная танцовщица кабаре «Мулен Руж», которая имела обыкновение пить из бокалов посетителей и угощаться за их счет. «Королева Монмартра» — так ее называли. Закончила свою жизнь она не менее трагично, чем Тулуз Лотрек. Алкоголь сломил и ее, в конце жизни Ла Гулю жила в нищете, зарабатывая на пропитание и алкоголь продажей спичек и сигарет. Джейн Авриль, также танцовщица канкана, полная противоположность Ла Гулю. Утонченная, меланхоличная натура, перипетиями судьбы попавшая в кабаре. Изгой среди коллег, которые называли ее «Безумная Джейн». Авриль стала близкой подругой художника и часто позировала ему в мастерской. Ивет Гильбер, актриса, чей вычурный, оригинальный образ так импонировал Анри. Рыжая Роза, девица легкого поведения, которая и заразила его сифилисом. Тысячи их.
Реклама
Реклама
Картина Ла Гулю, Анри де Тулуз Лотрек Картина Мулен Руж: танец. Элен Вари Анри де Тулуз Лотрек, картины. «A Montrouge» Рыжая Роза Картина «Отказ (Два друга)» Прачка. Ранняя картина Анри де Тулуз Лотрека — Маршрут Ле Жюне в Селеране La Toilette (туалет — для тех кто в танке).Плакаты Анри де Тулуз Лотрека.
Лично мне графика Анри даже более по душе, чем его живописные картины. Плакаты Анри де Тулуз Лотрека отлично делали то, для чего и предназначались — рекламировали лоск и порок парижского полусвета, алкоголь, порок и канкан. Именно плакаты принесли художнику желанную известность. Несмотря на то, что Анри написал более чем десятки плакатов, в интернете выудить их довольно тяжело, ибо особо «умные» особи человека путают их с плакатами другого известного художника — Жюля Шере (настоящий плакатный монстр, кстати, тоже очень интересный художник).
Японский диван Аристид Брюон, плакаты Анри де Тулуз Лотрека Salon des cent Мулен Руж, Ла Гулю Джейн Авриль Очерк, автор Acidbeaver АРТ блог figgery.com.uaРекомендую читнуть:Тулуз Лотрек или импрессионизм, вино, путаны и сифилис — биография
Внешние сцылко:ru.wikiquote.org/wiki/Анри_де_Тулуз-Лотрек — цитаты художника
figgery.com.ua
Анри Тулуз-Лотрек: картины художника :: SYL.ru
Он мог бы быть блестящим аристократом, но стал уродливым калекой. Он мог бы блистать на балах и покорять сердца светских львиц, а стал завсегдатаем «Мулен Руж» и обольстителем его обитательниц.
Анри Тулуз де Лотрек, картины которого впечатляют своей откровенностью и реализмом, является самым странным и самым несчастным художником-постимпрессионистом.
Детство
Родился будущий знаменитый художник поздней осенью 1864 года в семейном дворянском поместье Альби – живописном городке на юге Франции. Восхитительная девственная природа с пеленок окружала юного аристократа, так как поселок находился на возвышенности красивой реки Тарн.
Мать Анри, Адель де Селейран, была кроткой и в то же время сильной личностью, она стойко переносила тяготы судьбы и была хорошим другом для своего единственного сына.
Отец, Альфонс де Тулуз, являл собою эксцентричную и претенциозную особу, часто переезжал с места на место, изменял супруге и любил поражать светское общество экстравагантными выходками.
Родители маленького наследника развелись, когда ему было четыре года, из-за страшной трагедии, омрачившей жизнь всей семьи – смерти младшего сына.
После расставания отца и матери маленький Анри несколько раз переезжал с одного имения в другое, а в возрасте шести лет основался с матерью в Париже.
Все это время малыш получал образование, достойное аристократа: обучался верховой езде, танцам и языкам.
Личная трагедия
В подростковом возрасте Тулуз-Лотрек, картины которого вскоре станут известными и популярными, живописью интересовался мало. Он любил охотиться, танцевать на балах, фехтовать. Однако в тринадцать лет все оборвалось.
Вставая с кресла, юный Анри неудачно подвернул ногу и сломал шейку бедра на правой ноге. Через год он по неосторожности падает в канаву и получает перелом шейки бедра уже левой ноги. После этого происходит непоправимое.
Кости наследника знатного рода перестают расти! Возможно, это произошло из-за кровосмешения, столь распространенного в те годы (родители Анри являлись двоюродными братом и сестрой). Или же причиной была давняя родовая болезнь, проявляющаяся довольно редко (тетка юноши по матери была карлицей). Как бы там ни было, но рост нижних конечностей у молодого аристократа остановился.
Спустя пару лет красивый и обаятельный Анри превратился в карлика с короткими ногами и большим туловищем. Его фигура длиной не больше полутора метров являла собой непропорциональную карикатуру.
Последствия
Естественно, молодому человеку с такой внешностью следовало забыть о блистании в светском обществе и карьере военного, можно было не вспоминать о балах и маскарадах, танцах и охоте. Из-за этого несчастный больной начинает испытывать стеснение среди красивых веселых сверстников и чувствовать себя уродливым изгоем.
Мать жалела своего обездоленного сына и во всем поддерживала его. А вот отец, видя, как единственный наследник не оправдывает его ожиданий, вел себя с сыном сурово и порой жестко. Разочаровавшись в собственной жизни и в лицемерном окружении, несчастный молодой человек открыл для себя мир искусства.
Анри Тулуз-Лотрек, картины которого подарят ему смысл и счастье бытия, становится художником.
Обучение
Вначале начинающий живописец становится учеником Пренсто – глухонемого художника-анималиста. Несмотря на немалую разницу в возрасте, эти два человека, так жестоко обделенные судьбой, нашли общий язык и подружились.
Обучение у Пренсто не прошло даром для юного таланта. Тулуз-Лотрек, картины которого поначалу были выполнены непрофессионально, по-дилетантски, освоил мастерство передачи движения на полотне.
Следующим этапом самообразования начинающего художника стало посещение мастерской Бонна и Кормона – живописцев академического (или классического) направления. Они помогают юному Анри набить руку в рисовании мелких деталей, правильно соединять цвета, обращать внимание на ракурс и освещение.
Поиск себя
Но Лотрек не был приверженцем строгого соблюдения правил. Его вдохновляли полотна импрессионистов. Их смелые линии и яркие тона восхищали и задевали чуткое воображение молодого человека.
В то же время начинающий художник был самолюбив и амбициозен. Он хотел создать свой собственный стиль написания картин, чтобы, глядя на его полотна, люди сразу же отмечали: это рука легендарного Лотрена!
И Анри добился этого. Картины художника Тулуз-Лотрека становятся характерными и специфическими, в них всегда виден талантливый неординарный стиль мастера.
Художник афиш
Свое становление как художника-профессионала Анри начал с рисования афиш и рекламных плакатов. Тулуз-Лотрек, картины которого уже пользовались некоторой популярностью, был приглашен как постоянный художник «Мулен Ружа» (всемирно известного кабаре Монмартра).
Здесь не было строгих правил и жестких границ. Нужно было рисовать так, чтобы люди захотели посетить представление, и Анри добивался этой цели лучше других.
Он рисовал без идеализации и стремления к совершенству. С удовольствием изображал изъяны и недостатки. Такой яркий живой реализм пришелся по душе сластолюбивой публике.
Плакат с изображением танцующих девушек с приподнятыми юбками или примадонны кабаре на фоне похотливых мужчин – все было выполнено гармонично, живо и маняще.
«В "Мулен Руж"»
Помимо рекламных афиш, Анри решает создать серию картин под общим названием: «В "Мулен Руж"». Ему с удовольствием позируют танцовщицы и проститутки, завсегдатаи кабаре и спивающиеся неудачники.
Картина Тулуз-Лотрека «В "Мулен Руж"» поражает живыми образами и динамичностью действия. Она ярко, в мелких деталях, передает характеры и предпочтения изображенных персонажей. Здесь есть и сам художник, и его обожаемая танцовщица Ла Гулю, и другие частые завсегдатаи фривольного Монмартра.
Тулуз-Лотрек, картины которого поражали своей откровенностью и притягивали взгляд ярким индивидуальным исполнением, рисовал не только для борделей. Он сотрудничал с различными журналами, украшал керамические изделия и витражи, выставлял свои работы на известных европейских и американских художественных выставках. Его полотна хорошо продавались и пользовались всемирным признанием.
Личная жизнь
Как постоянный клиент борделей, Тулуз-Лотрек погрязал в алкоголизме и безнравственности. Его постоянно окружали проститутки и извращенцы, с ними он забывал о своем уродстве и чувствовал себя обычным человеком.
В двадцать два года, благодаря помощи и поддержке матери, которая видела в сыне загнанного израненного ребенка, Анри получил собственный дом и мастерскую. Там он творил свои шедевры, там напивался и кутил.
Тулуз-Лотрек очень любил принимать гостей. Он обожал впечатлять их своими кулинарными способностями, сам лично готовил вкусные дорогие блюда и изобретенные им самим коктейли. Говорят, что именно он впервые смешал коньяк с абсентом, тем самым дав название будоражащему напитку “Землетрясение”.
Однако такая жизнь не могла не сказаться на здоровье Анри. Злоупотребляя спиртным, он несколько раз болел “белой горячкой” и даже лечился в заведении для умалишенных.
Венерическое заболевание, которое подхватил Тулуз-Лотрек в одном из домов терпимости, подтачивало его жизненные силы с неимоверной жестокостью.
Умер одаренный художник в семейном замке, на руках горячо любившей его матери, в тридцать шесть лет, оставив после себя около тысячи картин и акварелей, почти четыреста гравюр и плакатов и более пяти тысяч рисунков.
Остановим свое внимание на некоторых его произведениях.
Тулуз-Лотрек, описание картины «Прачка»
Свою знамениту картину «Прачка» Анри написал в возрасте двадцати трех лет, когда еще мало был знаком с жизнью богемного дна. Хотя Тулуз-Лотрек картины (фото некоторыхъ из них размещены в данной статье) писал преимущественно о ночной жизни Парижа, среди его творений много работ и зарисовок и на другую тематику. Например, ему нравилось изображать женщин за тяжелым физическим трудом. Яркий пример - полотно «Прачка».
На нем изображена красивая, но уставшая девушка. Она рыжеволоса и прекрасно сложена, полна сил и здоровья. Рядом с ней нет предметов ее труда – мокрого белья и чанов с водой. Поэтому все взгляды устремлены только на нее.
Образ молодой трудящейся поставлен в центре холста, он озарен ярким солнечным светом, от него исходит волна женской силы и уверенности в себе, успокоенности и в то же время страшного ежедневного изнеможения.
Лучшее, что написал Тулуз-Лотрек
Картины (с названиями некоторых из них вы уже знакомы) дарили художнику веру в себя, были его отрадой.
Рассказывая о других полотнах постимпрессиониста, необходимо обратить внимание на такие портреты:
- “Портрет Эмиля Бернара”. Реалистично и правдиво Анри Лотрек передает качества и характер молодого художника-символиста.
- “Портрет Винсента Ван Гога”. Картина, написанная в стиле Ван Гога (как дань уважения его таланту), являет собой истинное отображение голландского живописца, с его нервозностью и возбудимостью.
- “Мать художника, графиня Адель де Тулуз-Лотрек за завтраком”. С невероятной нежностью и любовью Анри изображает свою мать – женщину еще красивую, но измученную судьбой и невзгодами.
- “Пассажирка из 54-й”. Мгновенный портрет-набросок случайной попутчицы, покорившей сердце знаменитого художника своей приятной внешностью и спокойствием характера.
За двадцать лет творчества Анри Тулуз-Лотрек оставил огромное количество картин, обогативших изобразительное искусство всего мира. Если бы он не умер так рано, его культурное наследие, возможно, достигло бы невероятной отметки.
www.syl.ru