Татуировка Перун. Перун картины


Тату Перун: значение, фото татуировки, эскизы

Краткое значение тату Перун

Татуировка с изображением Перуна обозначает силу, могущество, храбрость, воинственность, защиту и оберег всего живого, честь, героизм, покровительство, физическую и духовную силу, фортуну, единство рода, смиренность, боевой настрой, власть, великодушие, борьбу за правое дело.

Татуировка Перун

Значение татуировки Перун

Перун – известный и почитаемый бог у древних славян, символизирующий мощь и физическую силу. Имя бога связано со старославянским словом «удар». Перун призван оберегать и защищать все живое на земле и покровительствует всем воинам, героям и людям чести.

Татуировка Перун

Татуировка с изображением Перуна – сильный оберег на теле, придающий ее обладателю сил, бесстрашия и воинственности. Нательный рисунок Перуна означает могущество и покровительство. В древние времена божество зачастую изображалось в схватке с драконом. Перун послужит прекрасным талисманом для людей, которые возложили на себя ношу постоянно защищать своих близких и родину. Такая татуировка в традиционном стиле сочетает в себе все самые благородные черты русского воина и подойдет тем, кто не просто не убежит от своего врага, но и будет способен обратить его в бегство, проявив физическую силу и стойкость характера.

Татуировка Перун

Перун имеет множество воплощений и символов. При этом все обереги обладают одной общей функцией — они призваны защищать своего обладателя.

Щит Перуна — мощнейший талисман. Ранее его носил лишь командующий войском либо знатный по роду воин. Щиту Перуна были не страшны стрелы и копья, его изображение оберегало от любых отрицательных влияний. При этом на щит наносились также дополнительные символы защиты. В современном мире запросы к обладателю татуировки с щитом Перуна не такие высокие. Любой, кто пожелает, может наколоть этот символ как оберег от врагов и несчастий, а также как талисман удачи.

Татуировка Перун

Секира Перуна в изображении с богом усиливает его мощь и защиту, и дополнительно символизирует объединение рода. Основное значение рисунка с секирой Перуна – сила, властность и выносливость. Обладатель подобного изображения определенно силен духом, его тату говорит о боевом настрое. Такой человек не даст в обиду ни себя, ни родных и способен справиться с врагом.

Татуировка Перун

Традиционно топор божества в тату-изображении – рисунок мужской, поскольку именно мужчины являлись воинами, которым был нужен символ, усиливающий их храбрость и честь. Вместе с тем, вскоре подобные изображения стали распространяться и среди женщин. В частности, секире Перуна девушки приписывали мощные защитные свойства от темных духов, и чтобы увеличить ее силы, наносили на нее многочисленные узоры и знаки.

Татуировка Перун

Еще одним знаком Перуна считается Перунов цвет – необычный по форме символ-свастика, восемь концов которой образно составляют цветок папоротника, куда бог вложил долю своей силы. Такой символ уберегает от порчи и сглаза и оградит от постороннего магического воздействия. Символ Перунова цвета – великодушие, борьба за правое дело, мужество, честь.

Также к символам Перуна относится птица с распушившимся хвостом и крыльями, из клюва которой извергается пламя. Это знак мужества, мудрости и помощи в рождении потомства.

Татуировка Перун

Понравилась статья? Расскажите друзьям: Оцените статью, для нас это очень важно:

Проголосовавших: 3 чел.Средний рейтинг: 4.7 из 5.

otatuirovkah.ru

Перун - бог славян - "Радогост"

Перун – славянский бог грома и воинской доблести, младший сын Лады и Сварога, наиболее легендарный из братьев Сварожичей. Некоторые исследователи относят его к богам второго поколения (то есть к богам-сыновьям), другие считают, что разумнее ставить Перуна в один ряд с богами третьего поколения (боги-внуки). Тем не менее, бог Перун вне зависимости от принадлежности к тому или иному уровню славянского пантеона Ясуней является самым знаменитым персонажем мифологии наших далеких предков.

Говоря о той роли, которую этот бог играл в жизни древних славян, в первую очередь, стоит упомянуть о том, что именно Перун являлся покровителем князя и княжеской дружины. Как бог-громовержец Перун выступал аллегорией несокрушимой силы Света, неизменно одерживающей верх над многочисленными, но духовно слабыми силами Тьмы.

Вместе с тем очевиден символизм Перуна, как бога грома и молнии. Как минимум этимология его имени говорит именно об этом. Имя Перун происходит от праславянского «perunъ», что означает «разить, ударять». В этом имени великолепно сплавлены две основные функции Перуна – бога-громовержца, управителя небесными молниями, и бога-воина, неистового борца за честь своего народа.

По легенде, когда у Лады родился Перун, весь Ирий сотрясали грома и молнии небывалой силы. От своего отца Сварога Перун унаследовал кузнечное ремесло, а также мастерство владения всеми видами оружия. Между тем, сложно сказать, какие черты характера передались Перуну от матери. Легенды говорят о том, что этот бог, будучи еще младенцем, мог заснуть лишь под громовые раскаты, а когда он возмужал, то бегал с молниями наперегонки. Сварог вместе со страшим братом Перуна Симарглом закалял сына в собственной кузнице на священном Ирийском огне. И лишь спустя многие годы, в умеренном возрасте Перун научился подчинять себе неистовые силы природы, как то было предначертано ему Макошью.

Отличительными чертами бога Перуна всегда были просторный красный плащ (который у славян позже стал характерным знаком князей-военачальников), мощный богатырский конь и стопудовая палица, подаренная ему Сварогом.

Первый подвиг, с которого Перун начал свое восхождение к вершинам божественной славы, заключалось в победе над Скипером, злобным змееподобным (либо скорпионоподобным) сыном Чернобога. Другая легенда повествует о том, как ради того, чтобы доказать отцу Додолы (будущей Перыни, жены Перуна), владыке Дивьего мира Дыю свою доблесть, Перун в честном поединке одолел Чудо-Юдо, морскую тварь, рожденную владыкой морей Черномором в час гнева. Много еще легенд связано с Перуном. И василисков с грифонами он побеждал в Репейских горах, и с братом своим Велесом бился насмерть, и Диву-Додолу за предательство обратил он божьей коровкой, и в Пекельное царство на бой с детьми Чернобога ходил. За неукротимую ярость, великое бесстрашие и непреодолимое упорство стал Перун главным защитником Яви и Прави, мира людей и мира богов.

Судя по некоторым письменным источникам (например, сочинениям Прокопия Кесарийского, датируемым VI веком нашей эры) можно предположить, что у большинства славянских племен Перун со временем стал верховным богом, затмив и Сварога, и даже Рода. И это вполне закономерно, ведь Перун был богом-покровителем дружинников, а Русь большую часть своей истории провела в нескончаемых и кровопролитных войнах.

Нашим предкам бог грома Перун представлялся как высокий, статный, светловолосый и голубоглазый воин в золотых доспехах и красном плаще с топором (или палицей) в руке. Иногда Перун использовал в бою щит и копье. Но на поле брани он всегда появлялся в окружении громовых раскатов и всполохов молний. В эмблематическом аспекте молнии Перуна могли олицетворять как гнев богов, так и их помощь в борьбе с ворогом (врагом). Кумир или идол Перуна представлял собой мощный дубовый столб, на котором было вырезано условное лицо немолодого война, а также его божественный символ и соответствующая военная атрибутика.

Символом Перуна считался топор, или как его иногда называли Секира Перуна. В настоящий момент не существует не одного внятного предположения, откуда собственно появилось именно такое название, ведь фактически Секира Перуна представляет собой обычный боевой славянский топор (потенциально - на недлинном древке). Вместе с тем Секиру Перуна как сакральный символ могли украшать различными свастическими символами. Предположительно этот символ мог являться воинским оберегом, хотя данная информация не подтверждена источниками. Также есть предположения о том, что в роли символа этого бога могла выступать некая Звезда Перуна, однако о ее точном изображении споры не утихают до сих пор.

Перунов день, праздник всех защитников Земли Матушки, принято отмечать 20 июля. Перунов цвет – легендарный цветущий папоротник, подаренный Перуном на день свадьбы Костроме и Купале.

Также в роли символа Перуна может выступать классическая прямая свастика или руна Сила. Также в славянской руннице существует символ, который именуется Перун.

На закате языческой эры Перуна особенно почитали во всех городах Руси. Владимир Святославич приказал построить огромный кумир (идол) Перуна в самом центре Киева, рядом с княжеским дворцом. Однако во время принятия христианства идол был сброшен в реку. Люди, бежавшие за идолом по берегу кричали «Выдубай, батюшка Перун, выдубай!» («выдубай» означало «выплывай»). Любопытно, но в том месте, где по легенде идол Перуна пристал к берегу сейчас стоит Выдубайский монастырь. Со временем для облегчения насаждения своей религии христиане постепенно сплавили образ Перуна-громовержца с образом Ильи-пророка, который также как и Перун отличался грозным нравом и лютой ненавистью к врагам своего народа. А Перун, некогда могучий бог пресветлой Прави был забыт.

В настоящий момент достаточное распространение получили некие Веды Перуна, называемые также Сантии Перуна, Сантии Веды Перуна или просто Книга Перуна. При изучении этих источников необходимо обратить внимание на тот факт, что их происхождение у исследователей вызывает гораздо больше подозрений, чем даже Велесова книга. Фактически же Веды Перуна (Сантии Перуна) представляют собой перекомпонованные главы славяно-арийских и индийских вед, которые сами по себе представляют собой гораздо более информативный источник, в происхождении котрого сомнений быть не может.

Купить обереги с символом перуница можно тут:

Цена:1800 руб.

Метал: серебро

Вес: до 6 гр.

Цена:3000 руб.

Метал: серебро

Вес: 8-10 гр.

Цена:27000 руб.

Метал: золото

Вес: до 12 гр.

Цена:18200 руб.

Метал: золото

Вес: до 7 гр.

Смотрите так же:

radogost.ru

ПЕРУН КАРТИНКИ. ПОДБОРКА ФОТО РИСУНКОВ ЯЗЫЧЕСКОГО БОГА СЛАВЯН

 

 

 

 

 

Славянский бог Перун сейчас считается древним верховным богом. Однако так было не всегда. Картинки Перуна изображают старца с длинными волосами, бородой, в неизменном широком красном плаще. Восседает бог на огромном скакуне, выглядящем столь же мощно, сколь и его наездник. В руках у Перуна стопудовая палица, которой он в мгновение ока поражает врагов.

 Учитывая внешний облик существа, не удивительно, что он стал верховным славянским богом. Однако знатоки мифологии утверждают, что на самом деле Перун является небожителем только во втором поколении (сын верховных божеств). Удостоился он столь великого звания только потому, что был образчиком воинской доблести, чести и непоколебимой ненависти к врагам своего народа.

 Современные рисунки Перуна почти в точности передают тот образ, коим его наделили далекие предки. Но история этого существа сейчас немного искажается. Некоторые современники считают, что Перун изначально был главным и единственным в этой роли богом. Но есть мнение, что он был сыном Сварога – покровителя воинов и кузнецов, ковавших оружие. Считается, что свое звание Перун заслужил только благодаря подвигам в борьбе с врагами славян. Также почести ему оказывают за виртуозное владение абсолютно всеми видами оружия (известными на тот момент). Говоря современным языком, Перун был полубогом, который пошел вверх по карьерной лестнице, благодаря служебным заслугам.

 Совсем не зря фото картинок Перуна изображают почти старика. Ведь ему пришлось преодолеть сложный путь на пути к славе. Только будучи повзрослевшим, Перун смог научиться подчинять себе такие силы природы, как гром и молнию (за что и был назван громовержцем). Несколько лет потребовалось на то, чтобы проявить свою доблесть в славных боях. И только преодолев все трудности, Перун смог заслужить звание главного бога древних славян.

Перун картинка

 

Перун рисунок

 

 

subscribe.ru

ЗАГАДОЧНАЯ КАРТИНА - smelding

ЗАГАДОЧНАЯ КАРТИНА [Dec. 9th, 2008|05:40 pm]

smelding

Вот эта картина Васильева называеся, как все помнят, Свентовит.или СвятовитТеперь читаемВ святилище установлена огромная, превосходящая человеческий рост фигура с четырьмя головами и столькими же затылками, вызывающими удивление, потому что два из них обращены к груди, а два за плечи. При том казались как передние [головы], так и задние, одна глядящей направо, а другая налево. Бороды были изображены обритыми, волосы остриженными, так что казалось, усердие художника подражало обычаю руян в уходе за волосами. В деснице [идол] держал рог для питья, исполненный из различных металлов, который жрец ежегодно должен был наполнять вновь, чтобы по состоянию жидкости предсказать урожай грядущего года. Левая рука, упертая в бок, образовывала дугу. Одежда была изображена такой, что достигала бедер, изготовленных из разных деревьев и так связанных в коленных суставах, что место соединения можно было разглядеть лишь при тщательном рассмотрении. Ноги покоились на почве, их основание было скрыто в земле. Неподалеку оттуда висели узда и седло и прочие "знаки власти" божества; чудодейственность его умножал меч чудовищной величины, лезвие и рукоять которого, помимо превосходной чеканной работы, выделялись серебряной поверхностьюНе вижу на картине ни четырех голов, ни обритой бороды (кстаи,судя по описанию волос - голова не покрыта) - ни рога в руке.В свою очередь, в описании отсутствуют сокол, доспех, щит, рогатая башка на груди.На картине явно изображен некто, не имеющий отношения к Свентовиту.

Идол (Радигоста) был вооружен, в шлеме и кольчуге, с изображением бычьей головы на груди В Мекленбурге бодричи почитали бога, именовавшегося Радигост, который имел на груди щит, на котором была изображена черная бычья голова, а еще имел ... на голове - птицу

Шлем, доспех, птица на голове, бычья голова - вот это описание к картине художника много ближе.Честно говоря, я не первыйзаметил, что "на клетке со слоном надпись "буйвол"",  

Так кто же и зачем присвоил картине ее нынешнее название?Непонятно
Comments:

Васильев вполне мог не разбираться в русском язычестве на руссудочном уровне, он просто воплощал принимаемые образы..

угу. И точно изобразить Радегаста.)))Слушай, если он в соввремена знал про Свентовита - не мог не знать и прочих подробностей - про рог в руке и 4 башки.Он вообще читал немало, судя по доронинской биографии. Причем всякие аникварные по тому времени книги - Гильфердинга, Вельтмана...

а что внизу картины написано, там же где "Константин Великоросс 1969"?

Я работал в музее Васильева. Он не был таким знатоком язычества, как ты считаешь. Скорее прав psychomant. (У самого дома копия "Свентовита". сильная картина!)

ну, не знаю... это уж как в том анеке допотопном,про богомаза, который старухе Георгия Победоносца за Параскеву Пятницу сторговал.

охх.. ну почему нужно обязательно верить каждому источнику? Вот, например, небезинтересная цитата из источника, в котором, однако, ниже говорится о покровительстве Святовита плодородию, но всё же там упомянут факт, не раз мной встречаемый:

Святовит - высший бог, связанный с войной и победами; его атрибуты - меч, священные знамена, копья и орлы, употребляемые на войне. Славяне питали особое уважение к одному знамени, которое называлось станицця. его появление на поле боя придавало войнам новые силы. Когда датчане взяли это знамя, арконцы так пали духом, что потеряли город, хотя до того времени они защищались с невиданным упорством.

У нас с братиком (tragedyscald) были многие думы насчёт того,что же изображал Васильев, и,как мне помнится, его картины просто не могли быть названы своими именами, ибо СССР. Тот же "Старик с филином" - одна из изображенных велесовых сущностей..много вопросов - мало ответов. Но ведь главное - что МЫ видим на этих картинах..

А еще по ссылке стихотворение понравилось..СВЕТОВИТ

Мне снится древняя Аркона, Славянский храм, Пылают дали небосклона, Есть час громам.

Я вижу призрак Световита Меж облаков, Кругом него - святая свита Родных богов.

Он на коне - и слишком знает Восторг погонь, О, вихри молний нагоняет Тот белый конь.

Он бросил алую Аркону, Туман завес, И льнет к нетронутому лону, К степям небес.

Он позабыл священность красных Заклятых стен Для свежей радости неясных Измен, измен.

И рог с вином им брошен в храме, И брошен лук, И с ним несется небесами Громовый звук.

Славянский мир объят пожаром, Душа горит. К каким ты нас уводишь чарам, Бог Световит?

К. Бальмонт

- вот как-то так...Не умаляя заслуг художника, стоит отметить, что все-таки у Васильева нет четырех голов и рога.
[User Picture]From: antrod2008-12-09 01:22 pm (UTC)

Васильев явно рисовал Сварожича-Радигоста.

(Link)

А разве западнославянский Радигост Бог Войны, не является обожествленным реальным историческим лицом? Вождем, одного из славянских племен, довольно долго воевавший с Византией, если память не изменяет в веке 3 или 4?

А вот вопрос про Свентовита, сие не может ли быть просто именем чура, наподобие Збручского идола?

Дельные вопросы:-)Чувствуется мы стобой читаем одни книги или......параллельно мыслим;-)

(Deleted comment)

Для_меня_на картине изображён Перун...

From: misty_jer2008-12-09 01:44 pm (UTC)

Re: Святовит- Перун

(Link)

а ничего, что молний нет?

(Deleted comment)

(Deleted comment)

А ещё ходят слухи, что на щите орел сидел на юбилейном свастоне, но потом Константин его закрасил, чтоб не смущать тёмные силы ЗОГ )

зная КВ,вполне допускаю.это, например, объясняет странное дублирование бычьей головы.

[User Picture]From: radota_indrin2008-12-09 03:11 pm (UTC)

Перун Сварожич и Его Имена

(Link)

Как ни странно...... о Перуне Сварожиче Н.Костомаров говорит;-)

Потому что, Славянский Перун,как и Арийский Господь Индра Дева - это Боги Света.

Дзякую пан:) за дельную ссылку

Известный историк и исследователь верований славян Н.Костомаров говорит:"Что Свантевит, Сварожич, Радегаст и Дажьбог одно и то же - кажется ясно"А далее он же(!!!) заключает:"_Перун_,высочайшее божество русских и Поляков,есть то же, что и Свантовит(Святовит)"

(Н.Костомаров "Славянская Мифология" 1847 год: 1,15,18)

Хэй Перуне iii

[User Picture]From: smelding2008-12-09 04:11 pm (UTC)

Re: Перун iii

(Link)

)))все же Свентовита со Сварожичем он поспешил соединить. Радигост и Сентовит, как и Даждьбог с Перуном - разные Боги.

(Deleted comment)

(Deleted comment)

(Deleted comment)

(Deleted comment)

(Deleted comment)

(Deleted comment)

smelding.livejournal.com

Перун Ваше имя (обязательно) Ваш e-mail (обязательно) Тема Сообщение Пожаловаться ▲▼ ПроблемыИнформация невернаОпечатки, неверная орфография и пунктуацияИнформация потеряла актуальностьНедостаточно информации по темеИнформация на странице повторяетсяЧасть текста на страницы не интереснаИзображения не соответствуют текстуСтраница плохо оформленаСтраница долго загружаетсяДругие проблемы Комментарий Перун – бог-громовержец в славянской мифологии, покровитель князя и дружины в древнерусском языческом пантеоне. Имя Перуна возглавляет список богов пантеона князя Владимира в «Повести временных лет». Происхождение имени Славянская этимология имени Перун (праслав. *Perunъ) достаточно очевидна для большинства исследователей. Считается, что оно происходит от глагола *perti, *pьrǫ «ударять, бить» (ср. рус. переть, болг. пера, перем «бью, колочу») и суффикса деятеля -unъ (ср. бегун, прыгун и так далее). Таким образом, имя Перун имеет значение «бьющий, ударяющий, разящий (громом и молнией)». В славянских языках есть идентичные слова, обозначающие гром и молнию – рус. перун «молния», укр. перун, белор. пярун, польск. piorun «гром». Ряд исследователей сопоставляет имя Перуна с именами Громовержца (и прочих богов) у других индоевропейских народов – с лит. Perkūnas, латыш. Pērkons, др.-инд. Parjánya, хетт. Pirwa- и др.Напрямую связывать имя Перуна с именами других индоевропейских громовержцев не вполне правомерно. Эти слова восходят к одному корню *per, однако имя Громовержца у балтов и индоариев имеет ещё и суффикс -k-, которого нет в славянском *Perunъ. Поэтому лит.Perkūnas, латыш. Pērkons и др.-инд. Parjánya восходят к праиндоевропейскому названию дуба – *perkṷu-, поскольку дуб является священным деревом Громовержца. В славянских языках это слово не сохранилось, поскольку ещё в древности было табуировано в силу сакральности. Помимо дуба, имя Громовержца в индоевропейской перспективе сравнивают ещё и с названием возвышенности – готск. fairguni «гора», хетт. perunas «скала», др.-инд. párvata-«гора». Всё это позволяет реконструировать связь индоевропейского Громовержца с дубовой рощей на вершине горы, куда ударяет молния. Некоторые исследователи радикально разделяют праиндоевропейское *perō(ṷ)nos «гром, бог-громовержец» и праиндоевропейское *perūn(V) «гора», протестуя против всякого их родства. Сближение между ними, как они считают, могло произойти лишь вторично, в результате народного переосмысления. Упоминания в книгах В Новгороде было самое известное на Руси святилище Перуна, построенное в виде колеса с шестью спицами, – громового знака. Громовой знак был вырезан и на каждом славянском доме – как защита от молнии Перуна. Перун упомянут в летописях в договорах русов и славян с ромеями (кн. Олег – 907 год, князь Игорь – 945 год, князь Святослав – 971 год). Сварожич (Перун – в русских летописях, Перунова, Перун, то есть Юпитер – в «Mater Verborum», Пероун – в «Слове и откровении святых апостолов» из поучений против язычества 14 века). Исчерпывающие сведения о идоле Перуна содержатся в «Густинской летописи»: «Во первых Перконосъ, си есть Перунъ, бяше у них старший богъ, созданъ на подобie человече, ему же въ рукахъ бяше камень многоценный аки огнь, ему же яко Богу жертву приношаху и огнь неугасающiй зъ дубового древiя непрестанно паляху; аще ли бы случилося за нераденiемъ служащаго iерея когда сему огню угаснути, таковаго же iерея безъ всякого извета и милости убиваху». А также в поучении «О идолах Владимировых»: «Въ первых постави началнейшаго кумира. Iменемъ перуна бога грому i молнiю i облаков дождевых на пригорку высоком над буричевым потоком подобию члвечку. тулов его бе от древа хитростне изсечен главу iмущь слияну от сребра уши златы нозе железны. Въ руках же держаше камен по подобию перуна палающа. Рубинами. И каръбуклем украшен…» Далее слово в слово повторяется история с неугасимым огнем. По Френцелю — «Percuno, Deo tonitru & fulguru». Поминается Перун также в «Поведании о (Мамаевом) побоище вел. кн. Дитрия Ивановича Донского» вместе с Мокошем в числе языческих богов нечестивых «татар». Но, скорее всего, сердобольный составитель повествования записал в помощники к нечестивым основных языческих богов, каких, несомненно, знал еще тогда – Мокоса(Велеса) и Перуна. В «Слове святого Григория» Перун называется старшим славянским богом, которому в некоторых областях славяне молились еще в XII веке. В списках богов, как, например, в Лаврентьевской летописи, он занимает первое место. О выделенности Перуна среди других богов свидетельствует и история об уничтожении идолов Владимирова пантеона в Киеве в 988 году, после принятия князем и его дружиной христианства. В отличие от изваяний других богов, деревянное изображение Перуна не было сожжено; его было приказано сбросить в Днепр, поплыв по которому, оно остановилось на мели, долгое время спустя называемой «Перуновой». Идол Перуна в Новгороде, установленный дядей князя Владимира Добрыней, как следует из древнерусских письменных источников, стоял над Волховом, а в 989 году по повелению епископа Иакима он, как и в Киеве, был сброшен в реку. После принятия христианства Перун, как и другие языческие боги, был причислен к разряду бесов. В книгах христианских книжников осуждалось поклонение ему и принесение кровных жертв. На месте святилищ Перуна были воздвигнуты православные храмы. В Киеве на холме князь Владимир повелел построить церковь в честь святого Василия, имя которого князь получил при крещении. В Новгороде в Перыни был основан Перынский скит с церковью Рождества Богородицы. Несмотря на активную борьбу церкви с языческими культами и богами память о Перуне в народном сознании сохранялась многие века. Об этом, например, свидетельствуют фрагменты описания «Путешествия в Московию и Персию», составленного известным путешественником и ученым XVII века Адамом Олеарием, который в качестве секретаря посольства Гольштинии посетил Русское государство в 1633, 1636 и 1639 годах: «Новгородцы, когда были еще язычниками, имели идола, называвшегося Перуном, т. е. богом огня, ибо русские огонь называют «перун». На том месте, где стоял этот их идол, построен монастырь, удержавший имя идола и названный Перунским монастырем. Божество это имело вид человека с кремнем в руке, похожим на громовую стрелу (молнию) или луч. В знак поклонения этому божеству содержали неугасимый ни днем, ни ночью огонь, раскладываемый из дубового леса. И если служитель при этом огне по нерадению допускал огонь потухнуть, то наказывался смертью». Миф о происхождении Перуна По легенде, когда у Лады родился Перун, весь Ирий сотрясали грома и молнии небывалой силы. От своего отца Сварога Перун унаследовал кузнечное ремесло, а также мастерство владения всеми видами оружия. Между тем, сложно сказать, какие черты характера передались Перуну от матери. Легенды говорят о том, что этот бог, будучи еще младенцем, мог заснуть лишь под громовые раскаты, а когда он возмужал, то бегал с молниями наперегонки. Сварог вместе со страшим братом Перуна Симарглом закалял сына в собственной кузнице на священном Ирийском огне. И лишь спустя многие годы, в умеренном возрасте Перун научился подчинять себе неистовые силы природы, как то было предначертано ему Макошью. Первый подвиг, с которого Перун начал свое восхождение к вершинам божественной славы, заключалось в победе над Скипером, злобным змееподобным (либо скорпионоподобным) сыном Чернобога. Другая легенда повествует о том, как ради того, чтобы доказать отцу Додолы (будущей Перыни, жены Перуна), владыке Дивьего мира Дыю свою доблесть, Перун в честном поединке одолел Чудо-Юдо, морскую тварь, рожденную владыкой морей Черномором в час гнева. Много еще легенд связано с Перуном. И василисков с грифонами он побеждал в Репейских горах, и с братом своим Велесом бился насмерть, и Диву-Додолу за предательство обратил он божьей коровкой, и в Пекельное царство на бой с детьми Чернобога ходил. За неукротимую ярость, великое бесстрашие и непреодолимое упорство стал Перун главным защитником Яви и Прави, мира людей и мира богов. Известный исследователь славянской мифологии и собиратель русских народных сказок А.Н.Афанасьев видит связь между богатырем из русских сказок и мифом о Перуне. В предисловии ко второму изданию «Русских народных сказок» он пишет: «Трудные подвиги богатырей и их битвы с великанами и змеями суть только образные, поэтические изображения естественных явлений, так могущественно влияющих на производительность земли. Солнце, закрываемое темными тучами, в народных сказках представляется девою неописуемой красоты, похищаемой змием, который уносит ее в свои неприступные горы и ограждает крепкими затворами; освободителем красной девицы является богатырь, владетель чудодейственного меча-саморуба, то есть сам Перун, божество грозы и молнии; он проникает в мрачные подземелья, выпивает там всю сильную воду и поражает змия, или, говоря простым обыкновенным языком, он разбивает тучи молнией, проливает на землю дождь и выводит из змеиных пещер деву-солнце». Описание Нашим предкам бог грома Перун представлялся как высокий, статный, светловолосый и голубоглазый воин в золотых доспехах и красном плаще с топором (или палицей) в руке. Иногда Перун использовал в бою щит и копье. Но на поле брани он всегда появлялся в окружении громовых раскатов и всполохов молний. В эмблематическом аспекте молнии Перуна могли олицетворять как гнев богов, так и их помощь в борьбе с ворогом (врагом). Кумир или идол Перуна представлял собой мощный дубовый столб, на котором было вырезано условное лицо немолодого война, а также его божественный символ и соответствующая военная атрибутика. Символы Перуна Перунов день – Четверг. Особо отмечается день Ильи-пророка (2 августа) и период с 20 июля по 2-4 августа. Также отмечают Перунов день 21 июня («Федор- Стратилат грозами богат») Его металл – олово, его камень – белемнит (чертов палец-перуновы стрелы), сапфир, лазурит; дерево – дуб, бук. Связывался с плодородием, в православии соотнесен с Ильей Пророком, как защитником явьего мира от навьего, литературно в позднее время соотнесен с Зевсом, владеющим перуном. Соотносится с Перкунасом балтов, Тором скандинавов, Таринисом – кельтов. Из животных Перуну посвящался конь, а из деревьев – дуб. Так, в датируемой 1302 годом грамоте галицкого князя Льва Даниловича, в которой определяются границы владений епископа Перемышльского, упоминается Перунов дуб как одна из границ: «а отъ той горы до Перунова Дуба горе склонъ». В балтийской мифологии аналогом Перуна являлся образ бога-громовника Перкунаса (Перконса). По письменным источникам XVI-XVII веков, литовцы поклонялись дубу как священному дереву Перкунаса. Отражение этих представлений сохранилось в литовском поверье о том, что молния никогда не ударяет в дуб. Итак, Перун, сын Сварога старший: Бог грома и молний, как небесного огня Покровитель воинов и княжеской дружины. Бог-управитель, бог карающий за неисполнение законов. Защитник Яви. Податель мужской силы. Символика капища – дубовый идол, камень, или два камня по обе стороны от кумира, жертвенный огонь, возжигаемый перед кумиром, шестилучевое колесо на кумире, символ молнии или стрелы, а то и собственно громовая стрела при кумире. Вероятно, язычники не рубили живых деревьев под кумиры — живой, но старый, мощный дуб уже был для них символом поклонения, нанеся на него золотой и серебряной краской черты лица. Дуб, пораженный молнией почитался особенно и обереги, посохи, жезлы, стрелы, сделанные из него считались лучшими хранителями от Нави. Сфера влияния В первую очередь Перун покровительствует воинам, его почитали после больших побед, а так же просили помощи перед крупными сражениями. Но сфера влияния божества военными делами не ограничивалась: Перун защищал Явь от существ из Нави, изгоняя их молниями и огнем обратно в другой мир. Враги Велес всегда открыто противопоставлялся Перуну, и в истории сохранилось немало мифов и легенд об их взаимной неприязни. Однако это нельзя назвать враждой в прямом смысле этого слова, они скорее как два брата, которые учиняют друг другу мелкие пакости, чтобы привлечь к себе внимание. «Перуновы стрелы» и «голубые береты» Главным оружием Перуна были стрелы и топоры, а также камни перуновы (у по-ляков), называемые ныне белемнитами. Все эти предметы языческого культа с позиций древнего православия назывались «богомерзкими вещами». Между тем оружие для древних воинов имело большую ценность. Бог грозы уже в индоевропей-ской традиции наделялся военной функцией. На Руси он считался покровителем воен-ной дружины и ее предводителя – князя. В христианской традиции функции Перуна частично переходят к Илье пророку. Недаром этот святой и сегодня считается покровителем десантников. Может быть, неспроста десантники купаются в фонтанах в свой день. Этим самым они невольно оживляют давнюю традицию водоосвящения на Ильин день. «Кулачные бои», которые также регулярно устраивают десантники, напоминают древние молодецкие игрища в честь Перуна. Первоначально в древней иконографии Илья пророк изображался на колеснице или на коне. Он поражает своим грозным оружием змеевидного врага, которому соот-ветствует древний Велес, а в более поздних вариантах мифа – Змиулан. Таким обра-зом, Илья Муромец из русских былин имеет все шансы считаться преемником Древ-неславянского Перуна. Наследие Перуна Славянский бог Перун нашел многократное отражение в культуре последователей. Прежде всего, это коснулось народного эпоса. Выражение «даже молнии не боится» делает отсылку на смелость перед лицом гнева Перуна. Многие авторы этнографы записывали народные поговорки и заговоры, в которых упоминается бог Перун. Так Сретен Петрович в книге «Сербская мифология» описал часть подобных высказываний: «Перун тебя побрал!»; «Перунова грома не убоишься»; «Перунова стена»; «Перунов гром». Этнограф Адольф Петер Затурецкий в своде «Словацкие пословицы и поговорки» тоже записал немало высказываний, в которых фигурирует бог Перун: «Если ты Перун, громыхающий Перун, – покажи свои зубы!»; «Бог Перун в облаках!»; «Перунов путь». Отголоску культурного наследия культа Перуна нашли свое место в современной жизни. В Белоруссии Червенский район Минской области стоит древня Перунов Мост. Район Киева тоже обрел свое название благодаря связи с божеством. Когда кумир бог Перун был сброшен в воды Днепра, жители кричали «Выдыбай, Боже!». Что в буквальном переводе означай «выплывай». Ту часть, куда выплыл кумир и назвали Выдубычи. Праздники в честь Перуна Славянский бог Перун славился в праздники «громовики». В перечень этих дат вошли: 13 июля; 15 июля; 20 июля; 25 июля; 27 июля. Во время торжества приносился в жертву бык, как символ безграничной силы. Торжества проходили с народными гуляньями и кулачными состязаниями. ВидеоИсточникиhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Перун http://godsbay.ru/slavs/perun.html http://bestiaria.ru/wiki/Мифология/Славянская_мифология/Божества/Перун http://radogost.ru/perun.html http://slavyans.myfhology.info/panteon/perun.html https://veles.bz/catalog/bog-perun http://slavicnews.ru/perun-grom/ http://www.paganism.ru/perun.htm

Происхождение имени, упоминания в книгах, миф о происхождении Перуна, символы Перуна

Перун – бог-громовержец в славянской мифологии, покровитель князя и дружины в древнерусском языческом пантеоне. Имя Перуна возглавляет список богов пантеона князя Владимира в «Повести временных лет».

Происхождение имени

Славянская этимология имени Перун (праслав. *Perunъ) достаточно очевидна для большинства исследователей. Считается, что оно происходит от глагола *perti, *pьrǫ «ударять, бить» (ср. рус. переть, болг. пера, перем «бью, колочу») и суффикса деятеля -unъ (ср. бегун, прыгун и так далее). Таким образом, имя Перун имеет значение «бьющий, ударяющий, разящий (громом и молнией)». В славянских языках есть идентичные слова, обозначающие гром и молнию – рус. перун «молния», укр. перун, белор. пярун, польск. piorun «гром».

Ряд исследователей сопоставляет имя Перуна с именами Громовержца (и прочих богов) у других индоевропейских народов – с лит. Perkūnas, латыш. Pērkons, др.-инд. Parjánya, хетт. Pirwa- и др.Напрямую связывать имя Перуна с именами других индоевропейских громовержцев не вполне правомерно. Эти слова восходят к одному корню *per, однако имя Громовержца у балтов и индоариев имеет ещё и суффикс -k-, которого нет в славянском *Perunъ. Поэтому лит.Perkūnas, латыш. Pērkons и др.-инд. Parjánya восходят к праиндоевропейскому названию дуба – *perkṷu-, поскольку дуб является священным деревом Громовержца. В славянских языках это слово не сохранилось, поскольку ещё в древности было табуировано в силу сакральности. Помимо дуба, имя Громовержца в индоевропейской перспективе сравнивают ещё и с названием возвышенности – готск. fairguni «гора», хетт. perunas «скала», др.-инд. párvata-«гора». Всё это позволяет реконструировать связь индоевропейского Громовержца с дубовой рощей на вершине горы, куда ударяет молния.

Некоторые исследователи радикально разделяют праиндоевропейское *perō(ṷ)nos «гром, бог-громовержец» и праиндоевропейское *perūn(V) «гора», протестуя против всякого их родства. Сближение между ними, как они считают, могло произойти лишь вторично, в результате народного переосмысления.

Упоминания в книгах

В Новгороде было самое известное на Руси святилище Перуна, построенное в виде колеса с шестью спицами, – громового знака. Громовой знак был вырезан и на каждом славянском доме – как защита от молнии Перуна. Перун упомянут в летописях в договорах русов и славян с ромеями (кн. Олег – 907 год, князь Игорь – 945 год, князь Святослав – 971 год). Сварожич (Перун – в русских летописях, Перунова, Перун, то есть Юпитер – в «Mater Verborum», Пероун – в «Слове и откровении святых апостолов» из поучений против язычества 14 века). Исчерпывающие сведения о идоле Перуна содержатся в «Густинской летописи»: «Во первых Перконосъ, си есть Перунъ, бяше у них старший богъ, созданъ на подобie человече, ему же въ рукахъ бяше камень многоценный аки огнь, ему же яко Богу жертву приношаху и огнь неугасающiй зъ дубового древiя непрестанно паляху; аще ли бы случилося за нераденiемъ служащаго iерея когда сему огню угаснути, таковаго же iерея безъ всякого извета и милости убиваху».

А также в поучении «О идолах Владимировых»: «Въ первых постави началнейшаго кумира. Iменемъ перуна бога грому i молнiю i облаков дождевых на пригорку высоком над буричевым потоком подобию члвечку. тулов его бе от древа хитростне изсечен главу iмущь слияну от сребра уши златы нозе железны. Въ руках же держаше камен по подобию перуна палающа. Рубинами. И каръбуклем украшен…» Далее слово в слово повторяется история с неугасимым огнем. По Френцелю — «Percuno, Deo tonitru & fulguru». Поминается Перун также в «Поведании о (Мамаевом) побоище вел. кн. Дитрия Ивановича Донского» вместе с Мокошем в числе языческих богов нечестивых «татар». Но, скорее всего, сердобольный составитель повествования записал в помощники к нечестивым основных языческих богов, каких, несомненно, знал еще тогда – Мокоса(Велеса) и Перуна.

В «Слове святого Григория» Перун называется старшим славянским богом, которому в некоторых областях славяне молились еще в XII веке. В списках богов, как, например, в Лаврентьевской летописи, он занимает первое место. О выделенности Перуна среди других богов свидетельствует и история об уничтожении идолов Владимирова пантеона в Киеве в 988 году, после принятия князем и его дружиной христианства. В отличие от изваяний других богов, деревянное изображение Перуна не было сожжено; его было приказано сбросить в Днепр, поплыв по которому, оно остановилось на мели, долгое время спустя называемой «Перуновой». Идол Перуна в Новгороде, установленный дядей князя Владимира Добрыней, как следует из древнерусских письменных источников, стоял над Волховом, а в 989 году по повелению епископа Иакима он, как и в Киеве, был сброшен в реку.

После принятия христианства Перун, как и другие языческие боги, был причислен к разряду бесов. В книгах христианских книжников осуждалось поклонение ему и принесение кровных жертв. На месте святилищ Перуна были воздвигнуты православные храмы. В Киеве на холме князь Владимир повелел построить церковь в честь святого Василия, имя которого князь получил при крещении. В Новгороде в Перыни был основан Перынский скит с церковью Рождества Богородицы. Несмотря на активную борьбу церкви с языческими культами и богами память о Перуне в народном сознании сохранялась многие века.

Об этом, например, свидетельствуют фрагменты описания «Путешествия в Московию и Персию», составленного известным путешественником и ученым XVII века Адамом Олеарием, который в качестве секретаря посольства Гольштинии посетил Русское государство в 1633, 1636 и 1639 годах: «Новгородцы, когда были еще язычниками, имели идола, называвшегося Перуном, т. е. богом огня, ибо русские огонь называют «перун». На том месте, где стоял этот их идол, построен монастырь, удержавший имя идола и названный Перунским монастырем. Божество это имело вид человека с кремнем в руке, похожим на громовую стрелу (молнию) или луч. В знак поклонения этому божеству содержали неугасимый ни днем, ни ночью огонь, раскладываемый из дубового леса. И если служитель при этом огне по нерадению допускал огонь потухнуть, то наказывался смертью».

Миф о происхождении Перуна

По легенде, когда у Лады родился Перун, весь Ирий сотрясали грома и молнии небывалой силы. От своего отца Сварога Перун унаследовал кузнечное ремесло, а также мастерство владения всеми видами оружия. Между тем, сложно сказать, какие черты характера передались Перуну от матери. Легенды говорят о том, что этот бог, будучи еще младенцем, мог заснуть лишь под громовые раскаты, а когда он возмужал, то бегал с молниями наперегонки. Сварог вместе со страшим братом Перуна Симарглом закалял сына в собственной кузнице на священном Ирийском огне. И лишь спустя многие годы, в умеренном возрасте Перун научился подчинять себе неистовые силы природы, как то было предначертано ему Макошью.

Первый подвиг, с которого Перун начал свое восхождение к вершинам божественной славы, заключалось в победе над Скипером, злобным змееподобным (либо скорпионоподобным) сыном Чернобога. Другая легенда повествует о том, как ради того, чтобы доказать отцу Додолы (будущей Перыни, жены Перуна), владыке Дивьего мира Дыю свою доблесть, Перун в честном поединке одолел Чудо-Юдо, морскую тварь, рожденную владыкой морей Черномором в час гнева. Много еще легенд связано с Перуном. И василисков с грифонами он побеждал в Репейских горах, и с братом своим Велесом бился насмерть, и Диву-Додолу за предательство обратил он божьей коровкой, и в Пекельное царство на бой с детьми Чернобога ходил. За неукротимую ярость, великое бесстрашие и непреодолимое упорство стал Перун главным защитником Яви и Прави, мира людей и мира богов.

Известный исследователь славянской мифологии и собиратель русских народных сказок А.Н.Афанасьев видит связь между богатырем из русских сказок и мифом о Перуне. В предисловии ко второму изданию «Русских народных сказок» он пишет: «Трудные подвиги богатырей и их битвы с великанами и змеями суть только образные, поэтические изображения естественных явлений, так могущественно влияющих на производительность земли. Солнце, закрываемое темными тучами, в народных сказках представляется девою неописуемой красоты, похищаемой змием, который уносит ее в свои неприступные горы и ограждает крепкими затворами; освободителем красной девицы является богатырь, владетель чудодейственного меча-саморуба, то есть сам Перун, божество грозы и молнии; он проникает в мрачные подземелья, выпивает там всю сильную воду и поражает змия, или, говоря простым обыкновенным языком, он разбивает тучи молнией, проливает на землю дождь и выводит из змеиных пещер деву-солнце».

Описание

Нашим предкам бог грома Перун представлялся как высокий, статный, светловолосый и голубоглазый воин в золотых доспехах и красном плаще с топором (или палицей) в руке. Иногда Перун использовал в бою щит и копье. Но на поле брани он всегда появлялся в окружении громовых раскатов и всполохов молний. В эмблематическом аспекте молнии Перуна могли олицетворять как гнев богов, так и их помощь в борьбе с ворогом (врагом). Кумир или идол Перуна представлял собой мощный дубовый столб, на котором было вырезано условное лицо немолодого война, а также его божественный символ и соответствующая военная атрибутика.

Символы Перуна

Перунов день – Четверг. Особо отмечается день Ильи-пророка (2 августа) и период с 20 июля по 2-4 августа. Также отмечают Перунов день 21 июня («Федор-

Стратилат грозами богат») Его металл – олово, его камень – белемнит (чертов палец-перуновы стрелы), сапфир, лазурит; дерево – дуб, бук. Связывался с плодородием, в православии соотнесен с Ильей Пророком, как защитником явьего мира от навьего, литературно в позднее время соотнесен с Зевсом, владеющим перуном. Соотносится с Перкунасом балтов, Тором скандинавов, Таринисом – кельтов.

Из животных Перуну посвящался конь, а из деревьев – дуб. Так, в датируемой 1302 годом грамоте галицкого князя Льва Даниловича, в которой определяются границы владений епископа Перемышльского, упоминается Перунов дуб как одна из границ: «а отъ той горы до Перунова Дуба горе склонъ». В балтийской мифологии аналогом Перуна являлся образ бога-громовника Перкунаса (Перконса). По письменным источникам XVI-XVII веков, литовцы поклонялись дубу как священному дереву Перкунаса. Отражение этих представлений сохранилось в литовском поверье о том, что молния никогда не ударяет в дуб.

Итак, Перун, сын Сварога старший:

  1. Бог грома и молний, как небесного огня
  2. Покровитель воинов и княжеской дружины.
  3. Бог-управитель, бог карающий за неисполнение законов.
  4. Защитник Яви.
  5. Податель мужской силы.

Символика капища – дубовый идол, камень, или два камня по обе стороны от кумира, жертвенный огонь, возжигаемый перед кумиром, шестилучевое колесо на кумире, символ молнии или стрелы, а то и собственно громовая стрела при кумире. Вероятно, язычники не рубили живых деревьев под кумиры — живой, но старый, мощный дуб уже был для них символом поклонения, нанеся на него золотой и серебряной краской черты лица. Дуб, пораженный молнией почитался особенно и обереги, посохи, жезлы, стрелы, сделанные из него считались лучшими хранителями от Нави.

Сфера влияния

В первую очередь Перун покровительствует воинам, его почитали после больших побед, а так же просили помощи перед крупными сражениями. Но сфера влияния божества военными делами не ограничивалась: Перун защищал Явь от существ из Нави, изгоняя их молниями и огнем обратно в другой мир.

Враги

Велес всегда открыто противопоставлялся Перуну, и в истории сохранилось немало мифов и легенд об их взаимной неприязни. Однако это нельзя назвать враждой в прямом смысле этого слова, они скорее как два брата, которые учиняют друг другу мелкие пакости, чтобы привлечь к себе внимание.

«Перуновы стрелы» и «голубые береты»

Главным оружием Перуна были стрелы и топоры, а также камни перуновы (у по-ляков), называемые ныне белемнитами. Все эти предметы языческого культа с позиций древнего православия назывались «богомерзкими вещами». Между тем оружие для древних воинов имело большую ценность. Бог грозы уже в индоевропей-ской традиции наделялся военной функцией. На Руси он считался покровителем воен-ной дружины и ее предводителя – князя.

В христианской традиции функции Перуна частично переходят к Илье пророку. Недаром этот святой и сегодня считается покровителем десантников. Может быть, неспроста десантники купаются в фонтанах в свой день. Этим самым они невольно оживляют давнюю традицию водоосвящения на Ильин день. «Кулачные бои», которые также регулярно устраивают десантники, напоминают древние молодецкие игрища в честь Перуна.

Первоначально в древней иконографии Илья пророк изображался на колеснице или на коне. Он поражает своим грозным оружием змеевидного врага, которому соот-ветствует древний Велес, а в более поздних вариантах мифа – Змиулан. Таким обра-зом, Илья Муромец из русских былин имеет все шансы считаться преемником Древ-неславянского Перуна.

Наследие Перуна

Славянский бог Перун нашел многократное отражение в культуре последователей. Прежде всего, это коснулось народного эпоса. Выражение «даже молнии не боится» делает отсылку на смелость перед лицом гнева Перуна.

Многие авторы этнографы записывали народные поговорки и заговоры, в которых упоминается бог Перун. Так Сретен Петрович в книге «Сербская мифология» описал часть подобных высказываний:

  • «Перун тебя побрал!»;
  • «Перунова грома не убоишься»;
  • «Перунова стена»;
  • «Перунов гром».

Этнограф Адольф Петер Затурецкий в своде «Словацкие пословицы и поговорки» тоже записал немало высказываний, в которых фигурирует бог Перун:

  • «Если ты Перун, громыхающий Перун, – покажи свои зубы!»;
  • «Бог Перун в облаках!»;
  • «Перунов путь».

Отголоску культурного наследия культа Перуна нашли свое место в современной жизни. В Белоруссии Червенский район Минской области стоит древня Перунов Мост. Район Киева тоже обрел свое название благодаря связи с божеством. Когда кумир бог Перун был сброшен в воды Днепра, жители кричали «Выдыбай, Боже!». Что в буквальном переводе означай «выплывай». Ту часть, куда выплыл кумир и назвали Выдубычи.

Праздники в честь Перуна

Славянский бог Перун славился в праздники «громовики». В перечень этих дат вошли:

  • 13 июля;
  • 15 июля;
  • 20 июля;
  • 25 июля;
  • 27 июля.

Во время торжества приносился в жертву бык, как символ безграничной силы. Торжества проходили с народными гуляньями и кулачными состязаниями.

Видео

Источники

mfina.ru

Бог Перун - Журнал с картинками

Перунов День сегодня - говорят,Но кто он сей таинственный светил?...повествование звучит так - Перун — самый знаменитый из братьев Сварожичей. Он бог грозовых туч, грома и молнии. Существо в человеческом облике, умеющее метать искры из глаз... Видимо за буйный нрав князья и воины выбрали Перуна своим небесным предводителем. Великий князь Владимир Святославич поставил его во главе остальных богов и установил монумент рядом с княжеским дворцом в Киеве. После крещения Руси сам же велел его свергнуть и утопить в водах Днепра. Люди бежали следом и кричали: «Выдыбай, Боже!»(«Выплывай, Боже!»). Место, где волны выбросили на берег деревянную статую Громовержца, и по сей день называется Выдубичами.

На Подоле была построена одна из древнейших в Киеве церквей Ильи Пророка (христианская замена Перуну). Перед входом в церковь изображен седовласый мужчина, возносящийся на небо на колеснице, запряженной огненными лошадьми.

Родителями Перуна были Сварог и Лада (от ее второго имени, Слава, произошло название славян). Появление на свет Перуна ознаменовалось мощным землетрясением. В древней «Книге Коляды» сказано: Загремели тогда громы на небе, Засверкали тогда в тучах молнии, И явился на свет, словно молния, Сын Сварога Перун Громовержец.

Не успел младенец подрасти, как его похитил Скипер-зверь (то есть получеловек-полускорпион. Он подробно описан в древней шумеро-вавилонской поэме о Гильгамеше. Скипер охранял вход в потусторонний мир). Чудовище прихватило с собой и сестер Перуна — богинь Живу, Марену и Лелю. Перуна Скипер погрузил в вековечный сон, а богинь превратил в волосатых чудищ. Лада в горе призвала своих старших сыновей и велела им немедленно отправляться на поиски Перуна и сестер. Обернулись те в вещих птиц — Сирина, Алконоста и Стратима, полетели по белу свету. Все облетели, не нашли и следа младенца Перуна. Только заметили сидящего у входа в подземелье Скипер-зверя.

Тот, при виде Сварожичей, сразу скрылся. Поняли братья, где им искать пропажу, и опустились в подземелье. Долго пробирались по мрачным проходам и наконец увидели спящего непробудным сном Перуна. За минувшие годы он вырос, стал мужчиной, да вот только пробудить его от мертвого забытья никак не удавалось. Тогда послали Сварожичи птицу Гамаюн в Репейские горы за святой сурьей — живой водой. Обмыли ею брата, и тот встал живой и здоровый. Как пришел в себя Перун, так и сказал, что отомстит Скипер-зверю и сестер обязательно отыщет. Немало препятствий он преодолел в темном царстве Нави, со многими ужасами столкнулся, но все же нашел Живу, Марену и Лелю, превращенных Скипером в чудовищ. Расколдовал Перун сестер и отправился ко дворцу Скипера, что из людских костей сложен был.

Крепко схватились они и долго бились. Наконец Перун поднял врага и бросил его оземь. Расступилась Мать Сыра Земля и навсегда поглотила Скипера.После этой победы Перун отправился в небесный мир — Правь. Там повстречалась ему прекрасная дочь бога звездного неба Дыя (греки его называли Зевсом) и богини Луны Дивии — Дива-Додола. Понравилась она Перуну, и предложил он юной богине выйти за него замуж. Но ночная дева испугалась Громовержца, расплакалась и убежала прочь. Перун же от задуманного не отступился и отправился следом за ней. Так он пришел в дом Дыя и посватался к его дочке. Отец Дивы не сразу ответил жениху, а пригласил его в дом побеседовать и отобедать.

И, пока они беседовали, случилась беда: из Черного моря выползло чудище — трехглавый змий. Увидел он Диву и решил ее похитить. Поднял шум, стал реветь и крушить все вокруг. Услышали его Дый с Перуном и вышли из дворца. Оба Громовержца метнули в чудище свои молнии и загнали змия на самое дно моря. После этой битвы Дый согласился отдать дочь за Перуна. Вскоре они и свадьбу справили. С тех пор Диву стали называть Перыней или Перуницей — женой Перуна.

У них родилась дочь Девана. Силой она пошла в батюшку, гордостью непомерной — в матушку. От обоих родителей усвоила волшебные умения: могла в любого зверя оборотиться, в рыбу морскую и в могучую птицу. Потому и стала великой охотницей. Она скакала по лесам в сопровождении двух страшных волков, которые слушались ее, как обычные собаки. Любую дичь добывала и не знала в своей забаве себе равных. Потому Девана страшно возгордилась и решила завоевать небесную обитель богов, скинуть с трона Сварога и самой править тремя мирами: Правью, Явью и Навью.

Узнал о ее планах Даждьбог и обо всем рассказал Перуну. Страшно разгневался Громовержец и поспешил навстречу дочери. Завидел ее в лесу и зарычал по-звериному. Сразу же лютые волки Деваны, поджав хвосты, в страхе бросились прочь. Начал было Перун увещевать дочку, а та знай стоит на своем — захвачу Правь, стану владычицей над мирами, а Сварог будет мне прислуживать. Ничего не оставалось Громовержцу, как вызвать охотницу на бой. Выставили отец с дочерью копья и понеслись навстречу друг другу на резвых конях. Скрестились копья и разлетелись щепками. Взялись они за мечи, но и они сломались от мощи ударов.

Тогда обернулась Девана хищной львицей, бросилась с рычанием на отца. А он стал могучим львом. Ударом лапы опрокинул ее на спину. Тут, впервые в своей жизни, испугалась Девана. Превратилась в птицу и попыталась было улететь, но Перун в облике орла настиг ее и швырнул вниз. Охотница скользнула рыбой в воду, а Перун и на этот раз ее перехитрил: неводом выловил дочь. Заплакала Девана, стала просить у отца прощения, поклялась впредь слушаться его. На том они и помирились. Девана была известна многим народам. Греки называли ее Артемидой и признавали, что Охотница — славянская богиня. Римляне, лишь чуть переиначив ее имя, называли Дианой. Многие приключения Перуна известны по мифам разных народов, сказкам и русским былинам об Илье Муромце. В Новгороде было самое известное на Руси святилище Перуна, построенное в виде колеса с шестью спицами, — громового знака.

Громовой знак был вырезан и на каждом славянском доме — как защита от молнии Перуна. Перун упомянут в летописях в договорах русов и славян с ромеями (кн. Олег - 907 г, кн. Игорь - 945 г., кн. Святослав - 971 г.). Сварожич (Перун - в русских летописях, Перунова, Перун, то есть Юпитер - в "Mater Verborum", Пероун - в "Слове и откровении святых апостолов" из поучений против язычества 14 века).Как елинский бог (намек на Зевса) поминается в "Слове о мздоимании" (список XVI века) и в "Слове о покаянии" (список XVI века). Верховный бог пантеона кн. Владимира - бог правящей военной элиты, князя и дружины. Бог карающий за несоблюдение законов Яви и Прави. Исчерпывающие сведения о идоле Перуна содержатся в "Густинской летописи": "Во первых Перконосъ, си есть Перунъ, бяше у них старший богъ, созданъ на подобie человече, ему же въ рукахъ бяше камень многоценный аки огнь, ему же яко Богу жертву приношаху и огнь неугасающiй зъ дубового древiя непрестанно паляху; аще ли бы случилося за нераденiемъ служащаго iерея когда сему огню угаснути, таковаго же iерея безъ всякого извета и милости убиваху".А также в поучении "О идолах Владимировых": "Въ первых постави началнейшаго кумира. Iменемъ перуна бога грому i молнiю i облаков дождевых на пригорку высоком над буричевым потоком подобию члвечку. тулов его бе от древа хитростне изсечен главу iмущь слияну от сребра уши златы нозе железны. Въ руках же держаше камен по подобию перуна палающа. Рубинами. И каръбуклем украшен…" Далее слово в слово повторяется история с неугасимым огнем.

По Френцелю - "Percuno, Deo tonitru & fulguru". Поминается Перун также в "Поведании о (Мамаевом) побоище вел. кн. Дитрия Ивановича Донского" вместе с Мокошем в числе языческих богов нечестивых "татар". Но, скорее всего, сердобольный составитель повествования записал в помощники к нечестивым основных языческих богов, каких, несомненно, знал еще тогда - Мокоса(Велеса) и Перуна. Надо признать, что среди сторонников князя Дмитрия Ивановича, тогда - союзника другого хана Тахтамыша, были крещеные татары, а, может быть, и не только крещеные. Разорение приемником Мамая Москвы в 1382 году заставило всячески замалчивать этот факт в русской истории и подать битву на Куликовом поле в интересах православной церкви. Перунов день - Четверг. Особо отмечается день Ильи-пророка (2 августа) и период с 20 июля по 2-4 августа. Также отмечают Перунов день 21 июня ("Федор-Стратилат грозами богат") Его металл - олово, его камень - белемнит (чертов палец-перуновы стрелы), сапфир, лазурит; дерево - дуб, бук. Связывался с плодородием, в православии соотнесен с Ильей Пророком, как защитником явьего мира от навьего, литературно в позднее время соотнесен с Зевсом, владеющим перуном. Соотносится с Перкунасом балтов, Тором скандинавов, Таринисом - кельтов.

Итак, Перун, сын Сварога старший:1. Бог грома и молний, как небесного огня2. Покровитель воинов и княжеской дружины.3. Бог-управитель, бог карающий за неисполнение законов.4. Защитник Яви.5. Податель мужской силы.

Символика капища - дубовый идол, камень, или два камня по обе стороны от кумира, жертвенный огонь, возжигаемый перед кумиром, шестилучевое колесо на кумире, символ молнии или стрелы, а то и собственно громовая стрела при кумире. Вероятно, язычники не рубили живых деревьев под кумиры - живой, но старый, мощный дуб уже был для них символом поклонения, нанеся на него золотой и серебряной краской черты лица. Дуб, пораженный молнией почитался особенно и обереги, посохи, жезлы, стрелы, сделанные из него считались лучшими хранителями от Нави.

Славянская мифология

lenavoronova.livejournal.com

Мифы в картинках. Часть 11. Перун

И наступил 980 год. На киевский престол взошел молодой князь Владимир. И повелел он установить на холме возле княжьего двора идолов деревянных, тем самым признав на великой Руси Пятибожие.

Каких же богов поставил князь Владимир во главе многочисленного пантеона (а он был действительно многочисленным) славянских богов? Перуна, Хорса, Дажьбога, Стрибога, Семаргла и Макошь.

Прошли века, миновали столетия. Стерлись из памяти людской имена тех богов. Да, были такие. Да, что-то слышали. Да, что-то символизировали. Что? Не помню.

И понятно. Другие времена пришли, другим идолам поклоняемся. Но ведь негоже забывать историю, из нее идут наши корни.

Во главе пантеона богов поставил князь Владимир Святославович Перуна - бога грозовых туч, грома и молнии. За буйный нрав, за смелость и отвагу выбрал его главным, предводителем всех богов.

Андрей Клименко, "Перун"

Корольков В.А. "Перун"

Светлана Шмаровская, "Перун"

Андрей Мазин, "Перун"

Перун - сын Сварога и Леды, прародителей всех славянских богов. Во время рождения Перуна тряслась земля в округе, на небе сверкали молнии, грохотали раскаты грома, приветствуя появление на свет сына Сварога Перуна-громовержца.

Но недолго радовались счастливые родители обществом сына. Похитил Перуна Скипер-зверь, заодно прихватив его сестер Живу, Лелю и Марену. Унес в свою пещеру, находящуюся на границе с потусторонним миром. Девиц превратил в чудовищ, а Перуна погрузил в беспробудный сон.

Так и спал Перун долгие годы, пока не нашли его старшие братья Сварожичи, обернувшиеся в вещих птиц - Алконоста, Сирина и Стратима. Испугался их Скипер-зверь и скрылся в своем логове. А братья стали будить сильно подросшего во сне младшего братика. Да никак не могли разбудить. Только сурья - живая вода, принесенная с Репейских гор, сняла с Перуна заклятие.

Проснулся он, потянулся и вызвал на бой своего мучителя Скипер-зверя. Долго бились они, то один победу одерживал, то другой. Наконец поднял Перун своего врага и бросил оземь. И поглотила мать-земля страшного Скипер-зверя.

А. Фанталов, "Перун побеждает змея"

ADAM FORD, "Перун"

Расколдовав своих сестричек, отправился Перун домой. Но по дороге встретил красавицу Диву, дочь бога звездного неба Дыя и богини луны Дивии. Влюбился в нее Перун без памяти, даже забыл, что домой шел. Стал просить Дыя отдать ему Диву в жену. А Дый не хочет отдавать свою дочь-красавицу какому-то пришлому, пусть даже и громовержцу.

Но тут Перуну случай подвернулся доказать, что он достоин стать мужем красавицы. Из Черного моря пожаловало чудище трехголовое и похитило Диву, пока Перун с Дыем разговоры о свадьбе вели. Метнул Перун копье свое огненное в чудище морское. Тот со страху и девушку отпустил. Ничего не оставалось Дыю, как отдать замуж за спасителя. С тех пор стали называть Диву Перуницей - женой Перуна.

Виктор Корольков, "Перуница"

А вскоре у них и дочь родилась Девана. Красотой в мать пошла, силой - в отца. Да такой честолюбивой оказалась, что придумала сместить с трона самого бога великого Сварога, деда своего. Пришлось Перуну на бой против своей дочери отправиться. Подрались немного, но силы все-таки оказались неравными. Запросила дочь у отца милости. Разве не простит отец дитя свое неразумное? С тем и помирились.

Красавец был Перун. Могуч, статен, волосы черные, а борода огненно-рыжая. А как колесницей своей управлял! Несется она, бывало, по небу - грохот на земле стоит. Вот откуда гром разносится. А молнии - это отблески от ударов меча Перунова, которым он разит Змия небесного. Ведь главная обязанность Перуна - защищать Солнце, которое Змий небесный похитить хочет. Но где Змию справиться с Перуном. Не позволит он погубить свет ясный. Имя Перуна означает «разящий», «тот, кто сильно бьет». Разве с таким справишься?

Вот как описывает Перуна поэт Константин Бальмонт:«У Перуна мысли быстры,Что захочет - так сейчас.Сыплет искры, мечет искрыИз зрачков сверкнувших глаз».

Надежда Антипова, "Перун"

С. Бордюг "Перун"

А еще Перун за порядком на земле, средь людей, наблюдает. На то он и бог верховный, чтобы своим недремлющим оком за всем следить. И если кто не по Правде, которую он охраняет, живет, того строго наказывает.

Например, существует легенда, как Перун жестоко поступил с женщиной, оскорбившей главную человеческую ценность - хлеб. Подтерла, простите за выражение, та неразумная женщина попку своему дитяти пучком хлебных колосьев. Увидел это Перун, налетел ураганом разъяренным и унес весь урожай. Долго вымаливала женщина вернуть людям хлеб, винила себя и волосы на голове рвала. Смиловался Перун, вернул часть урожая. Но все равно наказал людей: перестал каждый колос хлебный давать по сто зерен, как раньше было.

Как и любому богу, люди, издревле поклонялись Перуну, строили посвященные ему святилища. Возводились они под открытым небом и мели форму шестилистного цветка. Посередине стояло вырезанное из дерева изображение Перуна, вокруг него выкапывались ямки. В них грели священные костры. Перед идолом стоял алтарь, на который складывали жертвенные приношения. Чаще всего животных, но в особо тяжелые времена приносились и человеческие жертвы.

Борис ОЛЬШАНСКИЙ, "Клятва Сварожича"

Священным животным Перуна считался тур - огромный лесной бык. Агрессивный, хищный зверь. Победить тура считалось большим подвигом. К сожалению, к настоящему миру все туры вымерли. Не с кем сейчас смельчакам помериться силой. Говорят, что только раз в году, 21 июля, день Перуна, бродит по лесу могучий бог в образе тура. И кому он встретится, обретает тот человек силу могучую.

В. Форостецкий, "Перун"

День Перуна на Руси отмечался с большими почестями. На праздник все мужчины должны были являться с оружием. В жертву приносился бык. А за неимением такового, можно было обойтись петухом. Только обязательно красным. Зажигались священные костры, вокруг них устраивались обрядовые пляски. После стравы, обрядового обеда, посвященного поминовению павших воинов, мужчины должны были ночь провести с женщиной. Чтобы не иссякал род людской.

С приходом христианства и разрушения язычества черты Перуна были перенесены на христианского Илью-Пророка, а также на Георгия-змееборца. История бога грома и молний, покровителя воинов и княжеской дружины, бога, карающего за неисполнение законов, подателя мужской силы не закончилась.

Сколько времени прошло, а до сих пор люди, услышав гром, в страхе смотрят на небо и задаются вопросом: а не прогневили ли они чем великого Перуна?

mifol.blogspot.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта