Перун картинки. Подборка фото рисунков языческого бога славян. Картины перун


Перун картинки. Подборка фото рисунков языческого бога славян

Павел Ин Автор: Павел Ин

Загадочные существа - Славянские образы

 

Славянский бог Перун сейчас считается древним верховным богом. Однако так было не всегда. Картинки Перуна изображают старца с длинными волосами, бородой, в неизменном широком красном плаще. Восседает бог на огромном скакуне, выглядящем столь же мощно, сколь и его наездник. В руках у Перуна стопудовая палица, которой он в мгновение ока поражает врагов.

 Учитывая внешний облик существа, не удивительно, что он стал верховным славянским богом. Однако знатоки мифологии утверждают, что на самом деле Перун является небожителем только во втором поколении (сын верховных божеств). Удостоился он столь великого звания только потому, что был образчиком воинской доблести, чести и непоколебимой ненависти к врагам своего народа.

 Современные рисунки Перуна почти в точности передают тот образ, коим его наделили далекие предки. Но история этого существа сейчас немного искажается. Некоторые современники считают, что Перун изначально был главным и единственным в этой роли богом. Но есть мнение, что он был сыном Сварога – покровителя воинов и кузнецов, ковавших оружие. Считается, что свое звание Перун заслужил только благодаря подвигам в борьбе с врагами славян. Также почести ему оказывают за виртуозное владение абсолютно всеми видами оружия (известными на тот момент). Говоря современным языком, Перун был полубогом, который пошел вверх по карьерной лестнице, благодаря служебным заслугам.

 Совсем не зря фото картинок Перуна изображают почти старика. Ведь ему пришлось преодолеть сложный путь на пути к славе. Только будучи повзрослевшим, Перун смог научиться подчинять себе такие силы природы, как гром и молнию (за что и был назван громовержцем). Несколько лет потребовалось на то, чтобы проявить свою доблесть в славных боях. И только преодолев все трудности, Перун смог заслужить звание главного бога древних славян.

Перун картинка

 

Перун рисунок

 

 

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажите ваше мнение!!!

Последние материалы в этом разделе:

  • Чур — восходит к имени славянского бога родового оча...

  • Черт — родовое название для обозначения всякого рода...

  • Сирин — райская птица с головой девы. Считается, что С...

  •   Лихо одноглазое — дух зла, несчастья, олицетворен...

  • Усопшая душа, при наступлении смерти, имеет выбор:- Ос...

relatedArticles

Понравилось? Можно легко и быстро поделиться материалом с друзьями в полюбившихся сервисах:

Добавить комментарий

www.zagadochnaya-sila.ru

интересные факты, фото и картинки

Имя славянского бога Перуна расшифровывается с древнеславянского языка как «разящий».В представлениях древних славян Перун – седовласый, имеющий золотую бороду и усы, грозный мужчина, имеющий в своем арсенале меч, палицу, лук и стрелы. Он восседает на огненной колеснице, запряженной крылатыми жеребцами белой и черной масти. Не зря из-за своей черно-белой окраски сорока у древних славян считалась посланницей Перуна и его символом.

Языческие верования тех давних времен наделяли Перуна свойством перевоплощаться в земных животных. Люди наивно верили, что Перун может встретиться им в обличье лесного быка тура, поэтому они обожествляли это животное и считали его священным.

Перун считался покровителем воинов, защитником Правды и неистовым борцом со злыми силами.В середине лета славяне всегда особо почитали Бога-громовержца, отмечая Перунов день. Именно в эти летние дни наблюдались грозовые дожди и сверкали молнии. На древних людей эти природные явления нагоняли страх и ужас. Поэтому Перунов день славяне отмечали, стараясь задобрить громовержца, и просили у бога милости уберечь их дома от возможных пожаров из-за грозовых молний.

7

10

9

8

4

2

6

3

5

На картинках и фото: славянский бог громовержец – Перун.

Могучие дубы чаще всего принимали удары грозовой стихии на себя. Люди поклонялись этим деревьям, считая их оберегами от буйного нрава Перуна. Особенно почитались дубы, в которые попала молния. Из уцелевшей их древесины славяне изготовляли орудия труда и оружие. Сделанный посох, лук и стрела из такой священной древесины должны были сберечь пахаря в поле во время грозы или воина во время сражения.Древние славяне считали, что вся нечистая сила во время грозы, пытаясь спастись от огненных стрел Перуна, перевоплощается в животных. Поэтому домашние животные в дом не впускались, чтобы не разгневать Перуна и не навлечь беду.

kajlas.ru

Перуны, стрелы Перуна | Древнерусский словарик

ПЕРУНЫ — стрелы, которыми Перун разит, карает всех непокорных его воле.

 

Культ бога Перуна, был распространён во многих землях, его атрибутами являлись дуб, гроза, гром, молнии и стрелы, а также меч и конь. Кроме того, видимо секира — боевой топор. Изваяние божества, соотносимого с Перуном, которое стояло западнее Любека, в Вагрии, в Старигарде, держало в руках «железо испытаний» и имело колокол.

Перун, картина Виктора Крижановского

Перун, картина Виктора Крижановского

 

Как и другие боги славян, Перун покровительствовал миру флоры и фауны. Кроме вышеупомянутых дуба, ириса, папоротника, быка и сороки, под его охраной пребывали волки, вепри, гнедые кони, а также гриб-боровик, горох и овёс. Цифра божества — 4, металл — олово, камень — лазурит, сапфир. Планета солнечной системы — Юпитер, под влиянием которой растут богатые урожаи, скот даёт приплод. Когда наука астрология стала популярной на территории современных России, Беларуси, Украины, считалось, что все сельскохозяйственные работы лучше начинать неизменно в тот период, во время которого господствует Юпитер.

data-ad-layout="in-article"data-ad-format="fluid"data-ad-client="ca-pub-4932468968609758"data-ad-slot="1163689543">

Исходя из того, что Перун был громовержцем, он умел вызывать сильные грозы. Бог не только метал молнии в своё удовольствие: с их помощью он наказывал людей, которые его прогневали. Обычно неугодные сгорали живьём на месте. Те же, кому удавалось выжить, считались почти святыми. Счастливчиков называли «помеченными Перуном», ведь после инцидента у них обычно открывались скрытые магические силы, знахарские умения и экстрасенсорные возможности. Да и сам Перун — бог грома и молний — был превосходным магом. Он летал по небу в колеснице, умел перевоплощаться в разных животных, птиц, людей. По своему желанию создавал призрачных существ, которых посылал к смертным с определённой миссией. Кроме того, Перун обладал огромной физической силой, недаром его сравнивали с дубом. Кстати, славяне настолько боялись громовержца, что никогда не рубили эти деревья. Тот дуб, в который попала молния, они почитали с двойным упоением: вырезанные из его ствола жезлы и палицы считались лучшим оружием не только в битве со смертными врагами, но и с магическими существами из загробного мира Нави.

 

 

Перун, картина Виктора Королькова

Перун, картина Виктора Королькова

data-ad-client="ca-pub-4932468968609758" data-ad-slot="2423584382" data-ad-format="auto">

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Мой мир

Одноклассники

drevnerus.ru

Перунов знак Громовик: действие, кому подойдет

Как выглядит Перунов знак

Повсеместное почитание Бога Перуна сопровождается разнообразием символов. Перунов знак может выглядеть как меч или секира, как топор. Известный Перунов оберег — Перунов цвет-Цвет папоротника, часто используемый в обрядовой вышивке на одежде.

Но самый распространенный Перунов знак — это Громовик (Громовник).

Большинство Перуновых знаков лучше всего носить мужчине, мальчику или юноше. Но если женщина желает получить от Бога Грозы мужество, стойкость и волевые качества, тогда и она может использовать знак Перуна. Перунов цвет-Цвет папоротника может носить любой взрослый человек, вне зависимости от пола. При выборе для себя или для кого-то символа Перуна обращайте внимание на значение конкретного знака.

знак ПерунаКакие бывают обереги,дающие защиту Бога Перуна?

Узнать

Изображение знака – оберег Громовик

громовик, громовник, оберег ПерунаСила Громовника заключена во вращении шести лучей, идущих от центра. Знак симметричен, что говорит о его старинной и древней мощи:

  • помогает обрести уверенность,
  • даёт телесную силу,
  • обновляет радость жизни,
  • защитит от ворогов в бою, недругов в мирной жизни,
  • защиту поставит от порчи.

Подходит мужчинам, юношам, да женщинам как оберег дома.

Подробнее об обереге Громовник

 

Изображение знака – оберег Секира (сокира) Перуна

секира Перуна, Перунов знак

Двухсторонний гравированный топор, символ воинственной мощи:

  • помогает обрести уверенность,
  • завоёвывает счастье,
  • даёт телесную силу,
  • призывает удачу в делах,
  • защитит от ворогов в бою, недругов в мирной жизни.

Подходит мужчинам и юношам.

Подробнее об обереге Секира (сокира) Перуна.

 

Изображение знака – оберег Топор Перуна

топор ПерунаДревний символ Перунов Топор издревле носился как нательный оберег всеми воинами славянских родов:

  • помогает обрести уверенность,
  • завоёвывает счастье,
  • даёт телесную силу,
  • призывает удачу в делах,
  • защитит от ворогов в бою, недругов в мирной жизни.

Подходит мужчинам и юношам.

Подробнее об обереге Топор Перуна.

 

Изображение знака – оберег Щит Перуна

щит Перуна, оберег ПерунаЩит Перуна со знаком Бога-защитника Мира Яви:

  • помогает обрести уверенность,
  • защищает здоровье,
  • даёт телесную силу,
  • призывает удачу в делах,
  • защитит от ворогов в бою, недругов в мирной жизни,
  • да ещё и от порчи убережёт.

Подходит мужчинам, юношам и женщинам, желающим получить щит защитный для себя и своего дома.

Подробнее об обереге Щит Перуна.

 

Изображение знака – оберег Перунов цвет (Цвет папоротника, Цветок папоротника)

перунов цвет, цвет папоротника, цветок папоротникаИзвестный символ, часто встречающийся на вышивках:

  • помогает обрести уверенность,
  • даёт счастье да здоровье,
  • способствует обновлению жизни,
  • защитит от болезней,
  • да ещё и от мужской слабости убережёт.

 Подробнее об обереге Перунов цвет (Цвет папоротника)

Вы можете посмотреть другие знаки на странице «Славянская символика».

 

 

Больше о Боге Перуне: в статье Бог Перун — славянский Бог Грома и Справедливости

 

xn--80aejvmu5h.xn--80aswg

Перун - история славянского бога, атрибуты, значение имени

Перун: история персонажа

Персонаж славянской мифологии, бог-громовержец и бог войны, покровительствует князю и княжескому войску — дружине. Имя Перуна означает «разящий». Супруга Перуна — богиня Макошь, покровительница ткачества и прядения, оберегающая матерей и незамужних девиц. Перун изображается с золотыми усами и серебряной головой. Атрибуты бога — дуб, петух и топор с молотом, а также громовые стрелы. В греческой мифологии функции, аналогичные функциям Перуна, закреплены за Зевсом, а в скандинавской — за Тором.

История появления

Первое упоминание о том, что славяне поклонялись богу-громовержцу и создателю молний, который владычествовал над остальными богами, относится еще к VI веку и сделано византийским историком Прокопием Кесарийским.

ПерунПерун

Перуну приносили в жертву быков. Этот факт позволяет связать Перуна с образом Ильи-пророка, который начал выполнять функции бога-громовержца в христианстве. Для пира, который устраивался на Ильин день, тоже закалывали быка.

Перун упоминается также в «Беседе трех святителей» — памятнике древнерусской письменности, построенном по принципу вопросов и ответов, которые даются святыми православной церкви. Там Перун именуется ангелом грома.

Идолы ПерунаИдолы Перуна

Более развернутую информацию о Перуне можно получить из «Повести временных лет». Древнерусские воины клялись Перуном и Велесом — еще одним богом славянского пантеона, покровителем поэзии и скота. Для такой клятвы обнаженные мечи воинов, щиты, прочее оружие и золото складывались на землю и над всем этим давался обет выполнить те или иные условия или договор.

Князь Владимир Святославович установил деревянные идолы шести божеств на холме в Киеве. Перун назван среди них первым, за ним следуют Даждьбог — податель блага, Хорс — бог солнца, Стрибог — бог ветров и прочих атмосферных явлений, супруга Перуна богиня Макошь и вестник богов Симаргл. Сложно восстановить по имеющимся данным внешний вид Перуна, но идолу бога покрывали голову серебром, а усы — золотом.

ВелесВелес

После принятия христианства идол Перуна по приказу князя изрубили, проволокли по грязи на веревках и сбросили в реку Волхов. Сам Перун в текстах древнерусских книжников из бога постепенно превратился в демона, чья власть пала в тот момент, когда крестили Русь.

Перун в мифологии

Образ Перуна интересным образом трансформировался в фольклоре южных славян. На Балканах практиковался весенне-летний обряд вызывания дождя, центральным действующим лицом которого была Додола, она же Пеперуда, образ которой напрямую связан с образом Перуна.

СварогСварог

Во время ритуала Додолу олицетворяла увитая зеленью девочка, которая во главе ритуальной процессии обходила деревенские дома. На роль Додолы выбирали сироту, или девочку, которая появилась на свет после смерти отца, или же ребенка, который стал у матери последней дочерью. В последнем случае был риск, что мать девочки родит еще одного ребенка — тогда деревне грозили бы несчастья.

Участники процессии танцевали и пели ритуальные песни перед каждым домом, после чего «главную героиню» обливали водой, а сама девочка вертелась и старалась разбрызгать побольше воды вокруг. Хозяин дома выносил участникам обряда подарки, которые позже делились между всеми, кто участвовал в обряде.

Предполагают, что Додола изначально изображала богиню, супругу бога-громовержца, а те, кто сопровождал Додолу, изображали жриц богини.

ДодолаДодола

В фольклоре восточных славян есть сказочный сюжет о том, как бог-громовержец преследует черта, стремясь убить того молнией. Черт поочередно пытается скрыться от преследователя в теле человека, затем в разных животных, в деревьях, в камнях и в конце концов уходит в воду. Тут Перун прекращает преследование со словами, что черту там и место.

Священное дерево и символ Перуна — дуб. С этим деревом был связан ритуал, который проводили на острове Хортица. Вокруг дерева укреплялись стрелы, в жертву приносились живые петухи. Каждый участник обряда делал богу подношение мясом или хлебом.

Священный дубСвященный дуб

С Перуном народная фантазия связывала «археологические» находки. Начав обрабатывать пашню или строить дом, люди находили части древних орудий, вытесанных из камня, — это мог быть наконечник копья или стрелы, или топор. Такие находки называли «громовыми стрелами» Перуна. Считалось, что при ударе молнии такой божественный «снаряд» уходит в землю, а позже выходит на поверхность. Считалось, что «громовые стрелы» способны исцелять болезни и обладают другими магическими свойствами.

Интересные факты

  1. Образ Перуна часто всплывает в живописи — в творчестве российских художников, которые вдохновляются древнеславянской мифологией и фольклором. Среди них можно назвать Константина Васильева и Андрея Клименко.
  2. Осенью 2017 года на «YouТube» появился любительский комедийно-драматический триллер от первого лица под названием «Перун». Фильм снят подростками из города Ревда и длится около часа. Сюжет таков: мающиеся от скуки городские подростки развлечения ради пускаются исследовать места, связанные с местным городским фольклором. При этом герои ухитряются спровоцировать гнев древнеславянского бога Перуна, убив тотемное животное.
ПерунПерун
  1. В книге «Таня Гроттер и молот Перуна» авторства Дмитрия Емец из-за удара молотом Перуна пострадала Гробыня Склепова, соседка главной героини по комнате, — она лишилась волшебной силы.
  2. Перун — один из богов в видеоигре «Thea: The Awakening». Это мрачная постапокалиптическая стратегия с нелинейным сюжетом, созданная по мотивам славянского фольклора и мифологии. Цель игры — не завоевать все вокруг и построить империю, а выжить. Просто выжить в неуютном и опасном фэнтези-мире.
  3. В романе «Гимназия № 13» Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак бог Перун поселяется на школьной крыше, откуда мечет молнии. Книга начинается с того, как рабочие пытаются свалить столетний дуб, что растет рядом с гимназией. Мальчишки гимназисты пытаются помочь им расправиться с деревом при помощи направленного взрыва. В результате взрыва дуб остался неповрежденным, зато сами подрывники вместе с другими детьми оказались заперты в школе, которую внезапно заполнили домовые и прочие фольклорные персонажи. При этом время в школе замерло, а всякая связь с внешним миром оборвалась.

Фото

24smi.org

Перун. Шедевры мирового искусства

 

ПерунперунПерунКартина художника Андрія Клименко Перун, у слов'янській міфології самий знаменитий із братів Сварожичей. Він бог грозових хмар, грому й блискавки. Дуже виразний портрет Громовержця дав Костянтин Бальмонт:У Перуна думки швидкі,Що захоче - так зараз.Сипле іскри, мече іскриІз зіниць очей, що блиснули,.

Може, саме за буйну вдачу князі й воїни вибрали Перуна своїм небесним проводирем. Великий князь Володимир Святославич поставив його на чолі інших богів і встановив монумент поруч із князівським палацом у Києві. Після хрещення Русі сам же велів його скинути й утопити у водах Дніпра. Люди бігли слідом і кричали: «Видибай, Боже!»(«Випливай, Боже!»). Місце, де хвилі викинули на берег дерев'яну статую Громовержця, і донині називається Видубичами. На Подолі була побудована одна з найдавніших у Києві церков Іллі Пророка (християнська заміна Перунові). Перед входом у церкву зображений сивоволосий чоловік, що підноситься на небо на колісниці, запряженої вогненними конямиРодителями Перуна були Сварог і Лада (від її другого ім'я, Слава, відбулася назва слов'ян). Поява на світло Перуна ознаменувалося потужним землетрусом.

У древній «Книзі Коляди» сказано:«Загриміли тоді громи на небі, Заблискали тоді в хмарах блискавки, И з'явився на світло, немов блискавка, Син Сварога Перун Громовержець».Не встигла дитина підрости, як його викрав Скипер-Звір (тобто напівлюдина-напівскорпіон. Він докладно описаний у древній шумеро-вавилонській поемі про Гильгамеше. Скипер охороняв вхід у потойбічний мир). Чудовисько прихопило із собою й сестер Перуна - богинь Живу, Марену й Лелю. Перуна Скипер занурив у віковічний сон, а богинь перетворив у волосатих чудовиськ. Ладу в горі призвала своїх старших синів і веліла їм негайно відправлятися на пошуки Перуна й сестер. Обернулися ті у віщих птахів - Сирина, Алконоста й Стратима, полетіли по белу світла. Усі облетіли, не знайшли й сліду дитини Перуна. Тільки помітили сидячого у входу в підземелля Скипер-Звіра. Той, побачивши Сварожичей, відразу зник. Зрозуміли брати, де їм шукати пропажу, і опустилися в підземелля. Довго пробиралися по похмурих проходах і нарешті побачили сплячим непробудним сном Перуна. За минулі роки він виріс, став чоловіком, так от тільки розбудити його від мертвого забуття ніяк не вдавалося. Тоді послали Сварожичи птаха Гамаюн у Репейские гори за святий сурьей - живою водою. Обмили нею брата, і той устав живий і здоровий. Як отямився Перун, так і сказав, що помститься Скипер-Звірові й сестер обов'язково відшукає. громовник перунГромовник ПерунВіктор Корольков

деванаДевана Чимало перешкод він переборов у темному царстві Нави, з багатьма жахами зштовхнувся, але все-таки знайшов Живу, Марену й Лелю, перетворених Скипером у чудовиськ. Расколдовал Перун сестер і відправився до палацу Скипера, що з людських костей складний був. Міцно схопилися вони й довго билися. Нарешті Перун підняв ворога й кинув його об землю. Розступилася Мати Сиру Земля й назавжди поглинула Скипера.Після цієї перемоги Перун відправився в небесний мир - Прав. Там зустріла йому прекрасна дочка бога зоряного неба Дия (греки його називали Зевсом) і богині Місяця Дивии - Діва-Додола. Сподобалася вона Перунові, і запропонував він юній богині вийти за нього заміж. Але нічна діва злякалася Громовержця, розплакалася й утекла ладь. Перун же від задуманого не відступився й відправився слідом за нею. Так він прийшов у будинок Дия й посватався до його дочки. Батько Діви не відразу відповів нареченому, а запросив його в будинок поговорити й пообідати.

И, поки вони розмовляли, скоїлося ихо: із Чорного моря виповзло чудовисько - триглавий змій. Побачив він Діву й вирішив неї викрасти. Підняв шум, став ревіти й трощити всі навколо. Почули його Дий з Перуном і вийшли з палацу. Обоє Громовержця метнули в чудовиська свої блискавки й загнали змія на саме дно моря.

 

Після цієї битви Дий погодився віддати дочка за Перуна. Незабаром вони й весілля справили. З тих пор Діву стали називати Периней або Перуницей - дружиною Перуна. У них народилася дочка Девана. Силоміць вона пішла в панотця, гордістю непомірної - у матінку. Від обох батьків засвоїла чарівні вміння: могла в будь-якого звіра обернути, у рибу морську й у могутнього птаха. Тому й стала великою мисливицею. Вона скакала по лісах у супроводі двох страшних вовків, які слухалися її, як звичайні собаки. Будь-яку дичину добувала й не знала у своїй забаві собі рівних. Тому Девана страшно загордилася й вирішила завоювати небесну обитель богів, скинути із трону Сварога й самої правити трьома мирами: Правью, Явою й Нав'ю. Довідався про її плани Даждьбог і про усім розповів Перунові. Страшно розгнівався Громовержець і поспішив назустріч дочки. Углядів її в лісі й заричав по^-звіриному. Відразу ж люті вовки Девани, піджавши хвости, у страху кинулися ладь. перуницаПеруницаХудожник Віктор Корольков

перунов колірПерунов колірХудожник Віктор Корольков Почав було Перун перестерігати дочку, а та знай стоїть на своєму - захоплю Прав, стану володаркою над мирами, а Сварог буде мені прислужувати. Нічого не залишалося Громовержцеві, як викликати мисливицю на бій. Виставили батько з дочкою списа й понеслися назустріч один одному на жвавих конях. Схрестилися списи й розлетілися друзками. Узялися вони за мечі, але й вони зламалися від моці ударів. Тоді обернулася Девана хижою левицею, кинулася з ричанням на батька. А він став могутнім левом. Ударом лабети перекинув неї на спину. Отут, уперше у своєму житті, злякалася Девана. Перетворилася в птаха й спробувала було полетіти, але Перун у вигляді орла наздогнав її й жбурнув долілиць. Мисливиця сковзнула рибою у воду, а Перун і цього разу її перехитрив: неводом виловив дочку. Заплакала Девана, стала просити в батька прощення, заприсягла надалі слухатися його. На тім вони й помирилися

Девана була відома багатьом народам. Греки називали її Артемідою й визнавали, що Мисливиця - слов'янська богиня. Римляне, лише ледве переінакшивши її ім'я, називали Діаною. Багато пригод Перуна відомі по міфах різних народів, казкам і російським билинам про Іллю Муромці. У Новгороді було найвідоміше на Русі святилище Перуна, побудоване у вигляді колеса із шістьома спицями, - громового знака. Громовий знак був вирізаний і на кожному слов'янському будинку - як захист від блискавки Перуна. Перун згадають у літописах у договорах русов і слов'ян з ромеями (кн. Олег - 907 рік, князь Ігор - 945 рік, князь Святослав - 971 рік). Сварожич (Перун - у російських літописах, Перунова, Перун, тобто Юпітер - в "Mater Verborum", Пероун - в "Слові й одкровенні святих апостолів" з повчань проти язичества 14 століття).Як елинский бог (натяк на Зевса) поминається в "Слові про мздоимании" (список XVI століття) і в "Слові про покаяння" (список XVI століття). Верховний бог пантеону кн. Володимира - бог правлячої військової еліти, князя й дружин. Бог караючий за недотримання законів Вияви й Прави. Вичерпні відомості про ідола Перуна втримуються в "Густинской літопису": "У перших Перконосъ, си є Перунъ, бяше в них старший богъ, созданъ на подобie человече, йому ж въ рукахъ бяше камінь многоценний аки огнь, йому ж яко Богові жертву приношаху й огнь неугасающiй зъ дубового древiя безперестану паляху; аще чи б случилося за нераденiемъ служащаго iерея коли сему вогню угаснути, таковаго ж iерея безъ усякого извета й милості убиваху". перунПерунХудожник Андрій Мазин

А також у повчанні "Про ідолів Владимирових": "Въ перших постави началнейшаго кумира. Iменемъ перуна бога грому i молнiю i хмар дощових на пагорку високому над буричевим потоком подобі члвечку. тулов його бе від древа хитростне изсечен главу iмущь слияну від сребра вуха злати нозе железни. Въ руках же держаше камен по подобі перуна палающа. Рубінами. І каръбуклем прикрашений..." Далі слово в слово повторюється історія з невгасимим вогнем. По Френцелю - "Percuno, Deo tonitru & fulguru". Поминається Перун також в "Поведании про (Мамаевом) побоїще вел. кн. Дитрия Івановича Донського" разом з Мокошем у числі язичеських богів нечестивих "татар". Але, швидше за все, жалісливий укладач оповідання записав у помічники до нечестивих основних язичеськ богів, яких, безсумнівно, знав ще тоді - Мокоса(Велеса) і Перуна.

Треба визнати, що серед прихильників князя Дмитра Івановича, тоді - союзника іншого хана Тахтамиша, були хрещені татари, а, може бути, і не тільки хрещені. Руйнування приймачем Мамая Москви в 1382 році змусило всіляко замовчувати цей факт у російської історії й подати битву на Куликовом поле в інтересах православної церкви. Перунов день - Четвер. Особливо відзначається день Іллі-Пророка (2 серпня) і період з 20 липня по 2-4 серпня. Також відзначають Перунов день 21 червня (" Федір-Стратилат грозами багатий") Його метал - олово, його камінь - белемніт (чортовий палець-перунови стріли), сапфір, лазурит; дерево - дуб, бук. Зв'язувався з родючістю, у православ'ї співвіднесений з Іллею Пророком, як захисником явьего миру від навьего, літературно в пізніше час співвіднесений із Зевсом, що володіє перуном. Співвідноситься з Перкунасом балтов, Тором скандинавів, Таринисом - кельтів

Отже, Перун, син Сварога старший:1. Бог грому й блискавок, як небесного вогню2. Заступник воїнів і князівської дружини3. Бог-Управитель, бог караючий за невиконання законів4. Захисник Вияви5. Подавець чоловічої сили.Символіка капища - дубовий ідол, камінь, або два камені по обох сторони від кумира, жертовний вогонь, возжигаемий перед кумиром, шестипроменеве колесо на кумирі, символ блискавки або стріли, а те й властиво громова стріла при кумирі. Імовірно, язичники не рубали живих дерев під кумири - живий, але старий, потужний дуб уже був для них символом поклоніння, нанеся на нього золотий і срібна фарба риси особи. Дуб, уражений блискавкою шанувався особливо й обережи, ціпки, жезли, стріли, зроблені з нього вважалися кращими хоронителями від Нави.Дитяче свято

 

www.nitpa.org

Истолкование образа Перуна

М.Ю. Андрейчева —К проблеме истолкования образа Перуна-----------------------------------------------------

Истолкование образа Перуна

В Повести временных лет под 6488 годом сообщается, что киевский князь Владимир «постави кумиры на холму внѣ двора теремнаго». Из выставленных на всенародное почитание истуканов детального описания летописец удостаивает только идол Перуна: «И Перуна древяна, а главу его сребрену, а оусъ златъ» . Дополняет данную картину эпизод о свержении кумира Перуна в Новгороде в Новгородской 4-й и Софийской 1-й летописях, где упоминается, что у Перуна была палица. Исходя из этого описания, целесообразно рассмотреть два вопроса, которые возникают при анализе данного образа: во-первых, попытаться понять, из каких материалов был сделан этот истукан, а во-вторых, исследовать специфические детали облика кумира.

существует точка зрения, высказанная Г. Ловмянским и поддержанная в недавних исследованиях С.М. Михеевым и П.В. Лукиным, что подробную обрисовку владимирова пантеона следует относить к Никоновскому своду 70-х годов XI в. Что же касается палицы Перуна, то А.А. Шахматов полагал, что текст с упоминанием этой детали был включен в Новгородский свод 60-х годов XII в. В.Й. Мансикка, признавая палицу древнейшим атрибутом Перуна, все же считал, что эта деталь могла быть включена в текст гораздо позже. Таким образом, исходя из текстологического анализа данных известий, справедливо сделать вывод, что мы имеем дело, скорее, не с описанием «реального» идола верховного славянского божества, а со сформированным достаточно поздно «художественным» образом.

<...> И. Чекова полагает, что серебряной голове Перуна находится параллель в болгарском фольклоре, в котором культурный герой болгарских песен царь Костадин описывался «златоустым» и «среброглавым».

<...> В последнее время историки пытаются выявить художественные истоки летописного описания Владимирова пантеона, исходя из традиции, которая могла быть знакома летописцу. По сути, это тот исследовательский путь, плодотворность которого была отмечена еще в трудах В.Й. Мансикки. Оправданность данного подхода была доказана работой П.В. Лукина, который выявил параллель летописному тексту с описанием киевского пантеона в Хронике Георгия Амартола. Здесь, помимо перечисления шести божеств (как и в летописи), упоминаются золото и серебро, из которых были изготовлены языческие «боги», что, по мнению исследователя, может быть связано с летописным образом Перуна.

Вместе с тем, в данном контексте полезно было бы рассмотреть также ветхозаветные тексты, которые, как известно, оказали серьезное влияние на Хронику Георгия Амартола в формировании тех или иных художественных образов. К примеру, Книга пророка Иеремии содержит фрагмент, который мог послужить прообразом описания Перуна в Повести временных лет:

«Слушайте слово, которое Господь говорит вам, дом Израилев. Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся. Ибо уставы народов – пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора, покрывают серебром и золотом, прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось. Они – как обточенный столп, и не говорят; их носят, потому что ходить не могут. Не бойтесь их, ибо они не могут причинить зла, но и добра делать не в силах. Нет подобного Тебе, Господи! Ты велик, и имя Твое велико могуществом».

В данном фрагменте присутствует не только перечисление тех материалов, из которых якобы был сделан кумир Перуна, но и описывается техника изготовления подобного рода болванов. Примечателен и контекст этого описания, заключающийся в ярком обличении языческих заблуждений и проповеди силы подлинного невидимого Бога, творца неба и земли.

Однако, как отмечает А.А. Алексеев, отдельные главы пророка Иеремии (с 1-й по 25-ю и с 46-й по 51-ю) «были неизвестны славянской рукописной традиции». В конце XV в. они будут включены в Геннадьевскую Библию в переводе с Вульгаты. Тем не менее, летописец, скорее всего, владевший греческим языком, мог ознакомиться с недостающими главами из книги пророка Иеремии по имевшимся на Руси греческим текстам.

Вместе с тем, имеется еще одна параллель к летописному описанию изваяния Перуна. Поскольку, как отмечает М. Фасмер, этимология имени Перун восходит к понятию «разящий, гром», большинство исследователей сходится во мнении, что ближайшим «родственником» славянскому Перуну приходился эллинский громовержец Зевс. В подтверждение этой связи зачастую приводится отсылка к южнославянскому переводу «Александрии», где Александр Македонский упоминается как «сын божий, Пороуна велика». Однако в том же самом тексте он именуется и сыном Аммона-Зевса.

Данное сопоставление заставляет нас более внимательно отнестись к тексту «Александрии». Обратим внимание на историю рождения Александра Македонского, пространно, с массой любопытных подробностей излагающуюся в этом памятнике. Египетский царь Нектанеб, знакомый с искусством волхвования, однажды узнает, что к Египту приближается многочисленное войско врагов. Он обращается к помощи своих чар, но видит, что настал конец его царству. Тогда он бежит в Пелу Македонскую, где скоро стяжает славу искусного гадателя. Македонский царь Филипп в это время отсутствует в городе. Олимпиада, его жена, будучи неплодною и боясь, что Филипп исполнит свою угрозу отослать ее и жениться на другой, обращается за помощью к Нектанебу. Нектанеб говорит ей, что она родит сына, если войдет в сношения с ливийским богом Аммоном, и при этом объявляет, что в ближайшую же ночь во сне она увидит этого бога «съшедша» с нею, и описывает ей его наружность. Так и случается. На другой день утром Олимпиада просит Нектанеба, чтобы он устроил, чтобы бог на самом деле пришел к ней. Нектанеб требует, чтобы она дала ему место близ своей спальни, выслала бы от себя всех и, покрыв лицо, ждала бы бога, который придет в том виде, в котором она видела его во сне. Олимпиада соглашается. Ночью Нектанеб под видом бога Аммона приходит к Олимпиаде и, уходя, говорит ей, что она зачала сына, который будет царем вселенной. В итоге у Олимпиады появляется на свет сын, при рождении которого гремит великий гром и блистают молнии.

Вот как Нектанеб описывает Олимпиаде Аммона: «Бог тои... възрастом оубо срѣднии, власы имъя златы, и груди, и браду, рогы имъя на челе, оукрашены златом…». По сути, это изображение Аммона с зооморфными чертами (традиционно представлялся с рогами овна).

... В третьей редакции памятника отрывок с описанием волосяного покрова Амона переведен как «власи же брадныя и главныя у него злати».

Затем в тексте следует описание тех действий, что предпринимает Нектанеб, дабы принять облик бога: «Нектонав же, одрав овноу младоу, главо и лоб с рогы и позлати влъно и рогы и възложи си на главу и възем скыпетр евеловъ (в другом списке «палицу евелову») и ризоу белоу вниде в ложницу…». В этом описании появляется новая деталь – скипетр или палица, которую необходимо было держать Нектанебу, чтобы представиться Аммоном-Зевсом. Заметим, что главными чертами внешнего облика «среднего возрастом» Аммона-Зевса оказываются золотые борода, волосы и рога. Важным атрибутом бога также является палица.

Впрочем, в «Александрии» присутствуют еще два описания Аммона-Зевса, отличных от вышеприведенного. Первое – образ Амона из сна царя Филиппа (видение, навеянное колдовством Нектанеба с целью убедить рогоносного македонца в том, что его жена действительно зачала от Аммона-Зевса), второе – схожее изображение Аммона-Зевса в толковании на Филиппово сновидение некоего «мужа вавилонского».

Обратим внимание на то, каким Аммон предстает перед Филиппом: «Видех во снѣ некоторого бога, красна велми, сѣда же брудми и брадою, всего позлащена и рогы овня имуща, и ти позлащены и въ руцѣ его скыпетръ держаща…». В.М. Истрин указывает, что данному отрывку соответствует следующий текст из греческого протографа... При внимательном прочтении оказывается, что в древнеславянском тексте «Александрии» мы, очевидно, имеем дело с неверным переводом, поскольку буквально греческий протограф звучит так: «Видел во сне бога, весьма прекрасного, с седыми развевающимися волосами и бородой, подобной золоту, а также рогами овна, также подобными злату».

Здесь Аммон предстает в преклонных летах, о чем свидетельствует упоминание седых волос, тогда как борода его остается золотой.

Итак, в «Александрии» присутствует некий устойчивый набор атрибутов Аммона-Зевса: золотой волосяной покров на голове и лице (в случае изображения Аммона «среднего летами») и седые волосы и золотая растительность на лице (при описании Аммона преклонных лет), скипетр, а также наличие золотых рогов. Безусловно, в данном перечне можно обнаружить черты, роднящие описание Аммона-Зевса (второго типа) с описанием его славянского аналога – Перуна. ...Таким образом, если предположить влияние образа Аммона-Зевса «Александрии» на описание летописного Перуна, можно выдвинуть гипотезу, что серебряная голова придавала Владимирову кумиру эффект седины старца, а золото усов являло собой атрибут громовержца – по аналогии с греческим описанием Аммона-Зевса. Палицу Перуна можно соотнести со скипетром Аммона. Что же касается бараньих рогов последнего, то можно предположить, что они, скорее всего, воспринимались как египетская специфика образа Аммона-Зевса, поэтому древнерусский аналог верховного божества не имел зооморфных черт, и был представлен в облике человека.

Однако в описании Перуна фигурируют усы, а не борода. Л.С. Клейн предположил, что князь Владимир тем самым омолодил «старца Перуна» и «модернизировал, подладив к идеальному образу воина-руса». Схожую мысль высказал А.Ю. Карпов, который полагал, что «длинный ус являлся на Руси своего рода признаком княжеского достоинства», а потому «Перун выглядел как князь – только небесный, а не земной». В подтверждение данного мнения исследователь ссылался на известное описание отца князя Владимира у Льва Диакона, где Святослав Игоревич «безбородый, с густыми чрезмерно длинными волосами над верхней губой». М.П. Сотникова и И.Г. Спасский через сопоставление образа князя Владимира (с длинными усами и голым подбородком) на златниках и сребренниках с описанием Святослава у Льва Диакона пришли к выводу, что изображение на монетах позволяет усмотреть не только личные, но и этнические черты Святославича. Традиция ношения усов сохранялась, очевидно, и после Владимира: на печати Ярослава Владимировича, князь также изображен с остроконечными усами и голым подбородком. Адемар Шабанский (рубеж X–XI вв.) отмечал: «На Русь прибыл один греческий епископ и обратил ту половину страны, которая еще оставалась предана идолам, и заставил их принять греческий обычай ращения бороды и прочее». Следовательно, можно предположить, что ношение бороды для русов рубежа того времени было привнесено греческой традицией, начавшей утверждаться на Руси вместе с христианством.

Мы можем, следовательно, предположить, что описание кумира Перуна подразумевало внешнее сходство с самим князем Владимиром.

Андрейчева М.Ю. — К проблеме истолкования образа Перуна в статье 6488 Повести временных лет // Ретроспективная информация источников: образы и реальность. М.: ИВИ РАН, 2013. https://www.academia.edu/5093048/К_проблеме_истолкова..

historicaldis.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта