Картины — Перов, Василий Григорьевич. Перов картины


фото картин с названиями, биография художника

Василий Григорьевич Перов (приблизительно с 21−23 декабря 1833 г. по 2−4 января 1834 г., Тобольск — 29 мая 1882 г., с. Кузьминки) — русский художник, жанровый живописец.

Особенности творчества: работая в историческом и портретном жанре, Перов выбирал для своих картин сюжеты из жизни простого народа. Его полотна обличают знать, погрязшую в роскоши и невежестве, в то время как крестьяне и рабочие с утра до ночи тяжело трудятся, чтобы прокормить свою семью. Если присмотреться к фото картин Василия Перова, размещенных на этой странице, можно увидеть, что он использует вполне понятные и доступные для обывателя приемы, с точностью воспроизводя не только окружающую среду, но и те чувства, которые испытывают его персонажи.

Известные картины: «Дворник», «Тройка», «Приезд гувернантки», «Птицелов», автопортрет, портрет Ф.М.Достоевского, «Охотники на привале», «Старики-родители», «Чаепитие в Мытищах…».

От ученика до мастера

Будущий художник Василий Перов обучался живописи в училище г. Арзамаса. Отец, заметив успехи юноши, принял решение о продолжении художественного образования и определил юношу в школу, которой руководил А. В. Ступин. Учитель разрешил ему одному из первых использовать масляные краски, будучи уверенным в том, что из Василия получится настоящий мастер. В период обучения в школе появляются первые картины с подписью Василия Перова, их названия — «Распятие», «Деревенская тройка», «Нищий, просящий милостыню…».

Дальнейшее обучение Перова происходило в художественном училище Москвы, которое готовило живописцев, скульпторов и архитекторов. В 1856 году живописец был удостоен малой серебряной медали за написанный им портрет брата. В этой работе еще прослеживалось влияние школы Ступина, однако уже спустя год на полотнах Василия проступает собственный стиль.

Академия художеств Петербурга оценила талант художника Василия Перова: в 1860 году он получил малую золотую медаль за картину под названием «Первый чин». Это открыло перед живописцем дорогу в Академию. Через год он вновь поражает всех своим талантом, получив большую золотую медаль — в этот раз за полотно «Проповедь в селе». Приятным бонусом к награде стало разрешение на заграничные поездки: художник мог выезжать как пансионер. В 1862 году состоялось бракосочетание между Перовым и Еленой Шейнс, после которого молодые отправились в поездку по городам Германии, закончившуюся в Париже. В столице Франции художник пробыл с 1863 по 1864 год, запечатлевая на своих холстах разнообразные уличные сценки.

Вернувшись в Москву, в период с 1865 по 1870 год Перов работал над реализацией своего давнего замысла — рисовал картины, демонстрирующие тяжелое положение простых людей: крестьян, гувернеров, рабочих. «Приезд гувернантки…», а также «Тройка» принесли художнику, помимо известности, звание академика. Известный коллекционер П. Третьяков купил «Тройку» для своей коллекции живописи.

В 1867 году несколько картин Василия Перова (их названия: «Дилетант», «Первый чин», «Тройка», «Гитарист-бобыль», «Проводы покойника«) экспонировались на Всемирной выставке, проходившей в Париже. Спустя два года вместе с Г. Г. Мясоедовым Перов организовывает общество передвижников. Дальнейший творческий путь художника принес ему широкую известность среди публики, о нем говорили критики и посетители художественных выставок, а П. Третьяков сделал Перову большой заказ на написание портретов Достоевского, Даля, Погодина, Майкова, Островского, Тургенева.

Картины Василия Перова — горькая правда жизни

Потрясенный угнетенным положением простых людей, Перов стремился передать на полотне весь ужас их ежедневной борьбы за жизнь. Его излюбленным приемом было такое расположение персонажей, при котором они словно смотрят на зрителя с немым укором. Это позволяло добиться нужного эффекта, каждая работа живописца обличала чванливое, лицемерное и ханжеское общество в его равнодушии к трагедиям «маленьких» людей. Таковы полотна «Тройка», «Приезд гувернантки…», «Деревенские похороны», «Мальчик-мастеровой» и пр.

Сегодня картины Василия Григорьевича Перова являются всемирным достоянием и украшают собой художественные музеи, галереи и частные коллекции.

artchive.ru

биография, картины, личная жизнь художника.

Василия Перова один из его учеников называл «подлинным певцом скорби». И не зря: постоянными персонажами его жанровых картин были измученные крестьяне, голодные, замерзшие или оплакивающие умерших родственников. Однако кисти Перова принадлежат не только социальные работы, но целая портретная галерея и картины на исторические сюжеты.

НАСЛЕДНИК ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТРАДИЦИЙ

Василий Перов родился в 1834 году в сибирском городе Тобольске. Он был внебрачным сыном губернского прокурора, барона Георгия Криндера — просвещенного, свободомыслящего человека, который принимал у себя в доме ссыльных декабристов. Хотя родители мальчика и обвенчались вскоре после его рождения, ребенок все равно считался незаконнорожденным, не имел права на титул и фамилию отца. В документах он числился как Васильев — по фамилии крестного. А псевдоним Перов позже родился из прозвища, которое дал ему сельский дьячок за успехи в чистописании.

В 1843–1846 годах Василий Перов учился в арзамасском уездном училище, самостоятельно занимался рисованием. После окончания училища он поступил в художественную школу Александра Ступина. Мальчик усердно учился и даже начал писать масляными красками — раньше, чем другие ученики. В 1840-х годах он уже написал несколько портретов и жанровых полотен: «Нищий, просящий милостыню», «Деревенская тройка», «Народное гулянье в семик».

Василий Перов 1

Василий Перов. Парижское гулянье. Эскиз. 1863. ГТГ

Василий Перов 1

Василий Перов. Приезд станового на следствие. 1857. ГТГ

Василий Перов 1

Василий Перов. Отпетый. 1873. ГИМ

В 1853 году Перов решил продолжать образование — в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Он попал в интересную и разнородную творческую среду: его товарищами стали начинающие художники со всей России, близким другом — молодой пейзажист Иван Шишкин, преподавателями — Михаил Скотти, Николай Рамазанов и Аполлон Мокрицкий, ученик Венецианова.

Годы обучения стали для молодого Перова нелегкими: вначале ему было негде жить, он все время испытывал финансовые трудности. Начинающий художник даже однажды чуть не бросил школу, но один из преподавателей, Егор Васильев, приютил его в собственной квартире.

В 1856 году Перова ждал первый успех: за этюд головы мальчика он получил малую серебряную медаль на конкурсе Академии художеств. В следующем году за картину «Приезд станового на следствие» — большую серебряную медаль. Критики того времени считали его прямым наследником художественных традиций Павла Федотова, который писал в духе критического реализма, когда показывается, насколько обстоятельства жизни человека и его характер зависят от социальной среды.

«ПОДЛИННЫЙ ПЕВЕЦ СКОРБИ»

В 1861 году Перов закончил Школу живописи и получил золотую медаль первого класса за картину «Проповедь в селе». Дремлющий помещик и удрученные своими мыслями крестьяне, воркующая парочка и дети, которые внимательно слушают священника... Художник показал на полотне своеобразный социальный срез — грубое невежество и отношение к скучному, по мнению толпы, оратору.

В том же году Перов написал еще одну картину со схожим сюжетом — «Сельский крестный ход на Пасхе». В ней показана русская деревня 1860-х годов с нищими невежественными крестьянами и безнравственными священниками. Картина вызвала в Петербурге горячие дискуссии: одни хвалили автора за смелость и художественное мастерство, другие были до крайности возмущены таким углом зрения. Через некоторое время полотно сняли с выставки и даже запретили демонстрировать в России. Однако Павел Третьяков приобрел картину для своей галереи. За покупку «бездуховного» полотна ему грозило неодобрение Священного Синода, а Перову — ссылкой в Соловецкий монастырь. Однако художника мнение критиков не смущало, и в 1862 году он написал следующее социальное полотно «Чаепитие в Мытищах». На нем изображен сытый ленивый священник за полуденным чаем и двое истощенных нищих, которых прогоняет от стола прислуга.

В январе 1862 года Василий Перов получил стипендию и пансион от Императорской Академии художеств и по традиции отправился за границу. Он посещал музеи Берлина, Дрездена, Парижа, делал наброски в самых бедных кварталах города. Из этюдов родились полотна с уличными музыкантами и нищими, старьевщиками и простыми горожанами — «Слепой музыкант», «Савояр», «Парижская шарманщица» и «Праздник в окрестностях Парижа».

Перов тяготился заграничной жизнью и страстно желал вернуться домой. Еще до того, как истекли предоставленные ему два года, он написал в Совет при Академии художеств: «Осмеливаюсь просить Совет о позволении мне возвратиться в Россию. Причины, побуждающие просить меня об этом, я постараюсь здесь представить: живя за границей почти два года и несмотря на все мое желание, я не мог исполнить ни одной картины, которая был бы удовлетворительна, — незнание характера и нравственной жизни народа делает невозможным довести до конца ни одной из моих работ».

После возвращения на родину художник продолжал создавать полотна на социальные сюжеты. На картинах 1860-х годов появлялись угнетенные крестьяне, изможденные городские дети, безвольные служащие у богатых господ. Позже Михаил Нестеров, ученик Василия Перова, называл живописца «подлинным певцом скорби».

«Художество выступало во всем величии своей настоящей роли: оно рисовало жизнь, оно «объясняло» ее, оно «произносило свой приговор» над ее явлениями».

Василий Перов 2

Василий Перов. Тройка. Ученики мастеровые везут воду. 1866. ГТГ

Василий Перов 2

Василий Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом. 1866. ГТГ

Василий Перов 2

Василий Перов. Проводы покойника 1865. ГТГ

ПОРТРЕТЫ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ

В 1869 году Перов объединился с группой художников, и вместе они основали Товарищество передвижных художественных выставок. На первой выставке передвижников в 1871 году появились картины Перова «Охотники на привале», «Рыболов» и несколько портретов. Параллельно с участием в товариществе Василий Перов преподавал в Московской школе живописи, ваяния и зодчества и попробовал себя в литературном творчестве. Он писал рассказы о своем художественном опыте — «Тетушка Марья», «На натуре (Фанни под № 30)».

«Так было и решено, что Фанни приедет по оставленному ей адресу в мастерскую Егора Яковлевича.На другой день, около полудня, явилась Фанни. Она вошла скромно, даже робко, напоминая только отчасти «погибшее, но милое созданье». Днем она выглядела хуже, чем вечером, но ростом казалась выше. Личность ее была самая обыкновенная, только темно-красные волосы, вроде как у Тициановской Магдалины, бросались в глаза. Лет ей по виду было с чем-нибудь двадцать.Фанни стояла спокойно. В положении ее тела чувствовалось изящество. Сложена она была хорошо.Егор Яковлевич рисовал с увлечением, даже не курил своей трубочки».

В 1870-е годы остросоциальных работ у Василия Перова стало меньше. В этот период он писал полотна со сценками из жизни русской провинции — «Птицелов», «Охотники на привале», «Ботаник» — и портреты. Его работы получались простыми и реалистичными, со строгой композицией и сдержанным колоритом. Александра Островского Василий Перов изобразил в непринужденной домашней обстановке, Ивана Тургенева — задумчивым и погруженным в собственные мысли. Одним из самых известных портретов стало полотно с Федором Достоевским. Ссутулившись и обхватив руками колено, писатель отрешенно смотрит в угол комнаты. Аскетичная серо-коричневая гамма добавляет портрету драматичности — картину оживляют лишь красные крапинки на черном галстуке писателя.

«Портрет этот не только лучший портрет Перова, но и один из лучших портретов русской школы вообще. В нем все сильные стороны художника налицо: характер, сила выражения, огромный рельеф».

ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ

В последние годы жизни Перов обратился к новому жанру — исторической живописи. Он планировал написать три полотна о Пугачевском восстании, но успел лишь завершить несколько этюдов для последней части трилогии — «Суд Пугачева». Остальные полотна остались на стадии набросков. Это «Осада Пскова», «Пимен и Григорий», «Михаил Тверской в Татарской орде» и «Пытка боярыни Морозовой». Последней работой мастера стало масштабное полотно 1881 года со множеством персонажей — «Никита Пустосвят».

Василий Перов умер от чахотки в 1882 году, ему на тот момент было 48 лет. Его похоронили в Даниловом монастыре, а позже перезахоронили на кладбище Донского монастыря. На могиле художника установлен памятник работы скульптора Алексея Елецкого.

Бастарды русской культуры: незаконнорожденные художники, писатели, архитекторы

Вспоминаем деятелей русской культуры, имевших пятно в метрике.

Бунтари от живописи

10 фактов из истории художников-передвижников.

www.culture.ru

12 знаменитых картин Василия Перова | Фото | Культура

180 лет назад в Тобольске родился Василий Перов, один из самых неоднозначных русских художников. Ныне признанный классиком, при жизни Перов своими картинами зачастую вызывал споры и неоднозначную реакцию в обществе. АиФ.ru собрал знаменитые картины Перова, многие из которых были раскритикованы его современниками, но затем принесли ему славу одного из наиболее значительных русских живописцев.

Предыдущее Следующее

  • За эту картину Василий Перов в 24 года получил большую серебряную медаль. © Public Domain / «Приезд станового», Василий Перов, 1857 год
  • Картина «Первый чин» принесла Перову малую золотую медаль, после чего художник переехал в Санкт-Петербург. © Public Domain / «Первый чин. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы», Василий Перов, 1860 год
  • После создания этой картины Василий Перов был удостоен большой золотой медали и получил право поездки в качестве пенсионера за границу. © Public Domain / «Проповедь в селе», Василий Перов, 1861 год
  • В 1861 году эту картину у Василия Перова купил Павел Третьяков, основатель знаменитой галереи. © Public Domain / «Сельский крестный ход на Пасхе», Василий Перов, 1861 год
  • Картину «Проводы покойника» Василий Перов написал в 1865 году, после того как вернулся из путешествия по Германии и поселился в Москве. © Public Domain / «Проводы покойника», Василий Перов, 1865 год
  • За картины «Проводы покойника» и «Очередные у бассейна» Василий Перов был награждён первыми премиями конкурсов Московского общества любителей художеств и Императорского общества поощрения художеств. © Public Domain / «Очередные у бассейна», Василий Перов, 1865 год
  • В 1866 году за картины «Тройка» и «Приезд гувернантки в купеческий дом» Василий Перов получил звание академика. Позже «Тройка» была куплена Павлом Третьяковым. © Public Domain / «Приезд гувернантки», Василий Перов, 1866 год
  • В 1867 году картины Василия Перова участвовали во Всемирной выставке в Париже на Марсовом поле, которую посетили около девяти миллионов человек, включая российского императора Александра II. © Public Domain / «Утопленница», Василий Перов, 1867 год
  • В 1870 году Василий Перов получил от Академии художеств звание профессора, а позже вступил в Товарищество передвижных художественных выставок. © Public Domain / «Птицелов», Василий Перов, 1870 год
  • В начале 1870-х годов Перов по заказу Третьякова написал ряд портретов русских писателей и учёных, в том числе Ивана Тургенева, Фёдора Достоевского и Александра Островского. © Public Domain / Портрет Ивана Тургенева, Василий Перов, 1872 год
  • В 1879 году Василий Перов под влиянием печальных обстоятельств жизни начал серию «евангельских» картин, а также написал несколько эскизов на сюжеты русских народных сказок. © Public Domain / «Блаженный», Василий Перов, 1879 год
  • Сосредоточившись на теме религиозного раскола XVII века в России, Перов написал ряд картин на этот сюжет. Одной из наиболее значительных работ стало полотно «Никита Пустосвят» 1881 года. Годом позже Василий Перов скончался от чахотки на 49-м году жизни. © Public Domain / «Никита Пустосвят. Спор о вере», Василий Перов, 1881 год

www.aif.ru

Картины, описание картин — Перов, Василий Григорьевич

Описани е картины Василия Перова: Суд Пугачёва.Уж наверняка великий живописец писал это полотно под впечатлением от книги Пушкина «Капитанская дочка». В этом романе как раз есть сцена суда и это полотно, можно сказать, является хорошей иллюстрацией той сцены.Наверно не стоит повторять историю этого казацкого бунта и вспоминать какие-то важные вехи жизни Емельяна Пугачёва. То, что это был самозванец и дерзкий человек, понятно было не сразу.Сначала у Пугачёва были победы и он, почувствовав удачу, решился идти на Москву. Но при этом в тех городах, которые захватывал он, производил свой суд, подчас нелепый и странный и часто – скорый.Первыми кто страдал от этого суда коменданты крепостей и городов, офицеры. Бывали обвинения ложными и абсурдными, но ему лично было, не жаль этих людей. Вот и на полотне, посмотрите, сколько страсти, сколько боли и сколько эмоций. Сам Емельян Пугачёв сидит в кресле на крыльце и сверху вершит суд. Кто-то потерял сознание, кто-то на коленях просит милости, а кто-то стоит гордо и даже не думает пресмыкаться перед бунтовщиком. Невдалеке видна виселица.Судьба потом сыграла злую шутку над Пугачёвым. Он был всё-таки арестован и как зверь вывезен в Санкт-Петербург , на суд. Почему как зверь? Его везли в клетке, чтобы все видели, как это бунтовать против императрицы и клеветать на её семью. А потом его жестоко казнили, практически так же, как и он без всяких скидок казнил многих официальных лиц.Страшно то, что он явно понимал, что творит грех, явно понимал, что это ему зачтётся и припомниться. И кстати, его предали свои же, просто разбежались кто-куда и он остался один. А один в поле не воин, тем более после того, что он успел натворить.На полотне он пока во власти и чувствует себя вершителем судеб, но как иллюзорно это чувство и как быстро кончается власть. Он это понял потом.

www.art-drawing.ru

Секреты самой известной картины Перова

The-hunters-at-rest-1

Вокруг этой картины Василия Перова с момента ее появления горели нешуточные страсти: В. Стасов сравнивал полотно с лучшими охотничьими рассказами И. Тургенева, а М. Салтыков-Щедрин обвинял художника в излишней театрализации и неестественности персонажей. Кроме того, в «Охотниках на привале» все без труда узнали реальных прототипов – знакомых Перова. Несмотря на неоднозначные оценки критиков, картина стала невероятно популярной…

clip_image001

В. Перов. Автопортрет, 1870. Фрагмент.

Василий Перов сам был страстным охотником, и тема охоты ему была хорошо знакома.

В 1870-х гг. он создал так называемую «охотничью серию»: картины «Птицелов», «Рыболов», «Ботаник», «Голубятник», «Рыбная ловля». За «Птицелова» (1870) он получил звание профессора, а также место преподавателя в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Но самой яркой и узнаваемой в этом цикле безусловно стала картина «Охотники на привале».

clip_image002

В. Перов. Птицелов, 1870.

Полотно впервые экспонировалось на 1-й Передвижной выставке и сразу вызвало разноречивые отклики. Критик В. Стасов восхищался работой. М. Салтыков-Щедрин критиковал картину за отсутствие непосредственности и жизненной правды, за наигранность эмоций:

«Как будто при показывании картины присутствует какой-то актер, которому роль предписывает говорить в сторону: вот этот лгун, а этот легковерный, приглашающий зрителя не верить лгуну охотнику и позабавиться над легковерием охотника новичка. Художественная правда должна говорить сама за себя, а не с помощью толкований».

А вот Ф. Достоевский не соглашался с критическими отзывами:

«Что за прелесть! Конечно, растолковать – так поймут и немцы, но ведь не поймут они, как мы, что это русский враль и что врет он по-русски. Мы ведь почти слышим и знаем, об чем он говорит, знаем весь оборот его вранья, его слог, его чувства».

clip_image003

Слева – Д. Кувшинников. Справа – центральный персонаж “Охотников на привале”.

Прототипами охотников стали реальные люди, знакомые Василия Перова. В роли «враля», увлеченно рассказывающего небылицы, выступил врач Дмитрий Кувшинников, большой любитель ружейной охоты – тот самый, который послужил и прототипом доктора Дымова в «Попрыгунье» Чехова.

Жена Кувшинникова Софья Петровна была хозяйкой литературно-художественного салона, в котором часто бывали В. Перов, И. Левитан, И. Репин, А. Чехов и другие знаменитые художники и писатели.

clip_image004

Слева – В. Перов. Портрет В. Бессонова, 1869. Справа – недоверчивый слушатель, один из “Охотники на привале”.

В образе иронично усмехающегося охотника Перов изобразил врача и художника-любителя Василия Бессонова, а прототипом для молодого охотника, наивно внимающего охотничьим байкам, послужил 26-летний Николай Нагорнов, будущий член московской городской управы. Это подтверждает в своих воспоминаниях и А. Володичева – дочь Нагорнова.

В 1962 г. она написала искусствоведу В. Маштафарову:

«Кувшинников Д. П. был одним из ближайших друзей моего отца. Они часто ездили на охоту по птице. У отца была собака, и поэтому собирались у нас: Дмитрий Павлович, Николай Михайлович и доктор Бессонов В. В. Они изображены Перовым («Охотники на привале»). Кувшинников рассказывает, отец и Бессонов слушают. Отец – внимательно, а Бессонов – с недоверием…».

clip_image005

В. Перов.“Охотников на привале” 1871. Фрагмент с дичью.

Большое значение в этой работе имеют жесты персонажей, с помощью которых художник создает психологические портреты своих героев: растопыренные руки рассказчика иллюстрируют его «страшную» историю, ухмыляющийся простолюдин недоверчиво почесывает голову, левая рука молодого слушателя напряженно сжата, правая рука с папиросой замерла, что выдает увлеченность и простодушный ужас, с которым он слушает небылицы.

Изображенная в левом нижнем углу добыча охотников вполне могла бы стать самостоятельным натюрмортом с дичью, но все внимание художник намеренно сосредоточил на лицах и руках персонажей, выделив эти акценты ярким светом.

The-hunters-at-rest-1

В. Перов. Охотники на привале, 1877 г.

В наши дни репродукции этой картины стали традиционным подарком для заядлых охотников. Полотно, написанное В. Перовым, в 1871 г., сейчас находится в Третьяковской галерее в Москве, а копия, созданная в 1877 г., – в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

storyfiles.blogspot.com

Перов В.Г. Биография художника. Большой выбор картин и рисунков Перова.

Василий Григорьевич Перов родился в Тобольске 4 января 1834 года. Он был внебрачным сыном тобольского прокурора Г.К. Криденера, человека просвещенного и свободомыслящего. Когда Перов был еще мальчиком, Криденер из-за своего независимого характера принужден был оставить казенную службу. Материальное положение семьи сильно ухудшилось, и отцу пришлось поступить на плохо оплачиваемое место управляющего имением. Учила мальчика грамоте сначала мать, а потом заштатный дьячок. В каллиграфии Василий был настолько искусен, что учитель дал ему прозвище Перов, ставшее впоследствии его фамилией.Детство Перова проходило в окрестностях Арзамаса. Он оканчивает уездное училище. Идя навстречу влечению сына, отец устраивает его в Арзамасскую художественную школу А.В. Ступина. Здесь он с 1847 по 1849 год получил начатки профессионального образования. Следующие годы он работал самостоятельно, живя у отца в имении.В 1852 году Василий приехал в Москву и на следующий год поступил в Московское училище живописи и ваяния. Сначала его учителем был Е.Я. Васильев, строгий классик. Он по-отечески заботился о Перове, поселил у себя и этим помог ему в трудную минуту, когда молодой художник из-за нужды хотел оставить учебу. Оканчивал училище Василий под руководством С.К. Зарянко.В конце пятидесятых годов Перов был уже достаточно технически подготовлен и мог ставить себе творческие задачи, стремясь к правдивой и ясной передаче взволновавшей его темы. Когда подошло время работать с целью получения академических медалей, Перов пишет одну за другой картины, которые, появляясь на выставках, сразу создают ему имя. Первая картина была им написана в 1857 году и называлась «Приезд станового на следствие». Картина принесла молодому художнику большую серебряную медаль. Эта картина стала заметным событием для публики и критики. В Перове увидели «прямого наследника и продолжателя Федотова».В 1860 году Перову была присуждена малая золотая медаль за картину «Первый чин. Сын дьячка, произведенный в коллежские регистраторы». Получив право участвовать в конкурсе на Большую золотую медаль, Перов решился представить Академическому совету эскиз на тему «Сельский крестный ход на пасхе» (1861). С этой картиной молодой художник входит в историю русского искусства. О впечатлении, которое она произвела, свидетельствует письмо художника В. Худякова П. Третьякову: «А другие слухи носятся, что будто бы Вам от св. Синода скоро сделают запрос: на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публично? Картина («Попы») была выставлена на Невском на постоянной выставке, откуда хотя ее и скоро убрали, но все-таки она подняла большой протест! И Перову вместо Италии как бы не попасть в Соловки».После того, как «Сельский крестный ход на пасхе» был отвергнут академией, Перов пишет новую картину на соискание Большой золотой медали — «Проповедь в селе» (1861). На этот раз картина была принята. Похоже, академическое начальство не поняло настоящего смысла картины.В 1862 году Перов написал «Чаепитие в Мытищах». Композиция картины построена на противопоставлении тучного монаха-чревоугодника и хромого слепца, инвалида войны, с мальчиком-поводырем.Осенью того же года Перов женится на Елене Эдмондовне Шейс. А уже в декабре вместе с женой, получив от Академии художеств пенсион на заграничную поездку, он уезжает в Париж. По дороге он знакомится с музеями Берлина, Дрездена, посещает мастерские художников.Наблюдая народную жизнь в столице Франции, художник создает такие яркие работы, как «Продавец песенников», «Уличная сцена в Париже», «Савояр». Эти произведения говорят о росте живописного мастерства художника, в них видно стремление более глубоко раскрыть психологию человека, выявить в нем социально-типические и индивидуальные черты.Перов недолго пробыл в Париже. Испрашивая у академии разрешение на досрочное возвращение, он мотивировал это тем, что «незнание характера и нравственной жизни народа» делают невозможным окончание задуманных им картин. Академия удовлетворила просьбу художника и продолжила ему пенсионерство в России. В 1864 году Перов вернулся в Москву, где и прошла вся его дальнейшая жизнь.Первая же картина, созданная после возвращения, — «Проводы покойника» (1865) — сразу определила бесспорную роль Перова как лидера нового движения — формирующегося идейного реализма. «Перед нами сани с женщиной и детьми, — говорил Д.В. Григорович. — Как это сделал художник, мы не знаем, это тайна его высокого таланта, но глядя на эту спину, сердце сжимается, хочется плакать». Эти похороны еще безотраднее и печальнее, чем у Некрасова в поэме «Мороз-Красный нос». Там гроб провожали отец, мать, соседи и соседки. У Перова — никто, он дал полную покинутость и одиночество крестьянской семьи в ее горе.Близка этой картине по духу «Тройка» (1866). К лучшим произведениям этого типа относятся также «Утопленница» (1867) и «Последний кабак у заставы» (1868).Во второй половине шестидесятых годов Перов продолжает работать и в области сатиры, острие которой по-прежнему направлено главным образом против духовенства. Не щадит художник и купечество. В картине «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866) Перов показывает тяжелую участь интеллигентной девушки, вынужденной идти в кабалу к купцу-самодуру.Наряду с глубокими общественными темами, искусство Перова затрагивало и более простые житейские мотивы. Картины «Дилетант» (1862), «Учитель рисования» (1867), «Сцена у железной дороги» (1868), «Спящие дети» (1870), «Приезд институтки к слепому отцу» (1870) и другие чрезвычайно точно рисуют жизнь и быт простых, ничем не примечательных людей, их горести и радости.В 1869 году совместно с Мясоедовым, которому принадлежит идея создания Товарищества художественных передвижных выставок, Перов организовал московскую группу передвижников. Перов стал одним из деятельных членов Товарищества и в течение семи лет являлся членом Правления.В семидесятые годы в творчестве Перова преобладают житейские бытовые сюжеты. Его «Птицелов» (1870), «Охотники на привале» (1871), «Рыболов» (1871), «Ботаник» (1874), «Голубятник» (1874) и другие картины представляют характерные типы московских обывателей того времени. Именно это приводило в восторг В.В. Стасова: «Тут предстала целая галерея русских людей, мирно живущих по разным углам России».Если говорить о достижениях Перова, то в позднем творчестве они связаны в первую очередь с портретом. Его «Фомушка-сыч» (1868) — одно из самых замечательных, самых проникновенных изображений русского крестьянина пореформенного времени. А его портреты? Этот «купец Камынин», сам Островский, Достоевский (1872), Погодин, — разве это не целая эпоха?Перов впервые в русской живописи подошел к изображению народных восстаний. Исторические полотна Перова — «Суд Пугачева» (два варианта) и «Никита Пустосвят» (1881) подготовили появление знаменитых произведений Сурикова.Большое значение для воспитания молодых художников имела педагогическая деятельность Василия Григорьевича в Московском училище живописи и ваяния. Под непосредственным наблюдением Перова здесь выросла целая плеяда русских живописцев, проявивших себя в последующее время.Личная жизнь художника с конца шестидесятых годов складывалась трагически. В 1869 году умерла его жена, а спустя некоторое время он похоронил и двух своих старших детей. В довершение всего в 1874 году Перов узнает, что болен чахоткой, излечить которую было тогда практически невозможно. 10 июня 1882 году, после тяжелой мучительной болезни, художник скончался.

Источник: http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=425&op=bio

Владимир Леняшин. Василий Григорьевич Перов

Картины и этюды.

Рисунки и наброски.

Описание картин.

Охотники на привале.Портрет писателя Владимира Ивановича Даля.Портрет писателя Федора Михайловича Достоевского.Последний кабак у заставы.Приезд гувернантки в купеческий дом.Проводы покойника.Проповедь в селе.Сельский крестный ход на Пасхе.Странник.«Тройка». Ученики мастеровые везут воду.Христос в Гефсиманском саду.Чаепитие в Мытищах, близ Москвы.Утопленица. Описание картины Перова

Похожие записи

design-kmv.ru

Перов В.Г. «Отпетый». Описание картины. Художники-передвижники

Перов В.Г. «Отпетый»

1873 г. Холст, масло 87,5 x 113 смГосударственный Исторический Музей, Москва, Россия

Описание картины Перова В.Г. «Отпетый» 

Творчество Василия Перова периода 70-х годов XIX века прочно связано с темой Пугачевского бунта, потрясшего всю Россию своей смелостью, силой и беспощадностью. Картина «Отпетый», созданная в 1873 году, также была написана под впечатлением от прокатившегося по стране крестьянского восстания.

Главный герой картины – простой парень из числа крестьян. Он полусидит на полу, надежно связанный по рукам и ногам толстыми веревками. Бедная одежда разорвана, обуви нет вовсе. Его уверенный смелый взгляд человека взрывного темперамента, гордо поднятая голова, полуулыбка, выражающая явное презрение – все это выдает в нем бунтаря, настоящего атамана, готового поднять и повести за собой народ. Он не испытывает ни отчаяния, ни разочарования, в любую минуту, при первой же возможности он снова готов ринуться на борьбу. Такого лихого молодца, неисправимого бунтаря никому не под силу ни изменить, ни перевоспитать, о чем и говорит художник данным картине названием.

Противоположностью молодому анархисту-бунтовщику выступают его караульные. Скрытые в тени, безликие, слабо прописанные стражи – лишь наблюдатели, со страхом разглядывающие арестованного. Они боятся его и таких, как он – бесстрашных и несгибаемых. Караульные являют собой серую людскую массу, тогда как бунтарь, подчеркнуто одетый Перовым в красные одежды, уникален в своей решимости и готовности противостоять им и старому порядку в целом.

Работая над картинами пугачевского сюжетного ряда, создавая «Отпетого», художник стремился показать мощь и величие русского духа, силу простого человека, но при этом никогда не разделял грубые методы лидера Крестьянской войны и его окружения.

Лучшие картины Перова В.Г.

 

www.hudojnik-peredvijnik.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта