Художник Василий Верещагин: биография, творчество и фото. Картины верещагина
Василий Верещагин: Картины и рисунки Верещагина
12345
Княжна Мэри на прогулке. Иллюстрация к роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».Нач. 1860-х годов, грав. //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991
архив
Армянин из Моздока. 1863, рис. //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991
архив
Прапорщик Гассан-Бек Джагранов. 1863-1864 //Василий Верещагин. – М., 2000
архив
архив
Лезгин Шаджи Муртуз Ага из Дагестана. 1864 //Василий Верещагин. – М., 2000
архив
Лезгинка. 1864-1867 //Василий Верещагин. – М., 2000
архив
Остатки замка царицы Тамары в ущелье Дарьяла. Гравюра по рисунку Верещагина. 1864-1867 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991
архив
Старуха-агаларка в национальном головном уборе. 1865 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991
архив
архив
Духоборы на молитве. 1865 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991
архив
Стрижка овец. 1865, рис. //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991
архив
Молоканка в красном сарафане. 1865 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991
архив
Молодой молоканин. 1865 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991
архив
Старик молоканин. 1865 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991
архив
Религиозная процессия на празднике Мохаррем в Шуше. 1865 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991
архив
Бурлаки. Эскиз неосуществленной картины //Василий Васильевич Верещагин. – М., 1974. – (Русские художники)
архив
Бурлак с шапкою в руке. Этюд. 1866 //Василий Верещагин. – М., 2000
архив
Бурлак, держащийся руками за лямку. Этюд. 1866 //Василий Верещагин. – М., 2000
архив
Бурлак с низко наклоненной головой. Этюд. 1866 //Василий Васильевич Верещагин. – М., 1974. – (Русские художники)
архив
Бурлак в фуражке. Этюд к картине. 1866 //Лебедев А. Верещагин. – М., 1958
архив
Портрет бачи //Верещагины: «России славу умножая…». – СПб., 2008
архив
Старшина деревни Ходжагент //Верещагин. – М., 2002. – (Мир шедевров. Сто мировых имен в искусстве)
архив
Постоялый двор близ города Ташкента. 1867 //Завадская Е. Василий Васильевич Верещагин. – М., 1986
архив
архив
Старая крепость по дороге из Чимкента в Ташкент. 1867 //Лебедев А. Верещагин. – М., 1958
архив
Узбек в чалме. 1867 //Лебедев А. Верещагин. – М., 1958
архив
Индиец-мусульманин в чалме. 1867 //Лебедев А. Верещагин. – М., 1958
архив
Портрет мужчины в белой чалме. 1867 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991
архив
Казахские кибитки. 1867, рис. //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991
архив
Мальчик-узбек. 1867-1868 //Василий Верещагин. – М., 2000
архив
Афганец. 1867-1868 //Завадская Е. Василий Васильевич Верещагин. – М., 1986
архив
Казах в национальном головном уборе. 1867-1868 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991
архив
Казах в меховой шапке. 1867-1868 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991
архив
Люлли (цыган). 1867-1868 //Завадская Е. Василий Васильевич Верещагин. – М., 1986
архив
Казашка. 1867-1868 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991
архив
Мальчик-персианин, раб. 1867-1868 //Василий Васильевич Верещагин. 1842-1904. – М., 1955
архив
Киргизская девушка. 1888 //Василий Верещагин. – М., 2000
архив
После неудачи. Побежденные. 1868 //Лебедев А. Верещагин. – М., 1958
архив
Улица в деревне Ходжагент.1868. Рис. //Завадская Е. Василий Васильевич Верещагин. – М., 1986
архив
архив
Во дворе дома Верещагина в деревне Ходжагенте. 1868 //Лебедев А. Верещагин. – М., 1958
архив
Вход в зиндан в Самарканде. 1868 //Лебедев А. Верещагин. – М., 1958
архив
Мулла. 1868 //Лебедев А. Верещагин. – М., 1958
архив
Лестница в Шах-и-Зинда с виднеющимися куполами мавзолеев Амир-заде и Ширин-Бек-Ака в Самарканде. 1868 //Лебедев А. Верещагин. – М., 1958
архив
архив
Кашгарец из Яркенда. Этюд. 1868 //Василий Васильевич Верещагин. – М., 1974. – (Русские художники)
архив
Калмыцкий лама. 1869 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991
архив
Развалины театра в Чугучаке. 1869-1870 //Завадская Е. Василий Васильевич Верещагин. – М., 1986
архив
Араб на верблюде. 1869-1870 //Veresh.ru
архив
Калмыцкая молельня. 1869-1870 //Брук Я. Василий Верещагин. – М., 2004. – (Художник в Третьяковской галерее)
архив
Медресе Шир-Дор на площади Регистан в Самарканде. 1869-1870 //Брук Я. Василий Верещагин. – М., 2004. – (Художник в Третьяковской галерее)
архив
Перекочевка киргизов. 1869-1870 //Василий Верещагин. – М., 2000
архив
В горах Алатау. 1869-1870 //Василий Васильевич Верещагин: Альбом репродукций. – М., 1954
архив
Кочевая дорога в горах Алатау. 1869-1870 //Василий Верещагин. – М., 2000
архив
Верблюд во дворе караван-сарая. 1869-1870 //Завадская Е. Василий Васильевич Верещагин. – М., 1986
архив
Развалины китайской кумирни. 1869-1870 //Верещагин. – М., 2002. – (Мир шедевров. Сто мировых имен в искусстве)
архив
Нищие в Самарканде. 1869-1870 //Завадская Е. Василий Васильевич Верещагин. – М., 1986
архив
Мавзолей Гур-Эмир. 1869-1870 //Завадская Е. Василий Васильевич Верещагин. – М., 1986
архив
Садовая калитка в Чугучаке. 1869-1870 //Верещагин. – М., 2002. – (Мир шедевров. Сто мировых имен в искусстве)
архив
Мальчик солон. 1869-1870 //Верещагин. – М., 2002. – (Мир шедевров. Сто мировых имен в искусстве)
архив
Афганец. 1869-1870 //Василий Верещагин. – М., 2000
архив
Внутренность юрты богатого киргиза. 1869-1870 //Брук Я. Василий Верещагин. – М., 2004. – (Художник в Третьяковской галерее)
архив
Китаянка. 1869-1870. Рис. //Завадская Е. Василий Васильевич Верещагин. – М., 1986
архив
Китайский домик. 1869-1870 //Завадская Е. Василий Васильевич Верещагин. – М., 1986
архив
Китайский чиновник племени сибо. 1869-1870 //Лебедев А. Верещагин. – М., 1958
архив
Кокандский солдат-узбек. 1869-1870, рис. //Лебедев А., Солодовников А. В.В.Верещагин. – М., 1988
архив
Наряд киргизки невесты с головным убором, закрывающим лицо. 1869-1870, рис. //Лебедев А., Солодовников А. В.В.Верещагин. – М., 1988
архив
Ворота в Чугучаке. 1869-1870, рис. //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991
архив
Озеро Иссык-Куль вечером. 1869-1870 //Кудря А. Верещагин. – М., 2010. – (ЖЗЛ)
архив
Дети племени солонов. 1869-1870 //Василий Верещагин. – М., 2000
архив
Киргизские кибитки на реке Чу. 1869-1870 //Верещагин. – М., 2002. – (Мир шедевров. Сто мировых имен в искусстве)
архив
Развалины в Чугучаке //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991
архив
Улица среднеазиатского города, конец 1860-х годов //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991
архив
Озеро в горах, конец 1860-х годов //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991
архив
В Чугучаке, конец 1860-х годов //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991
архив
Главная улица в Самарканде с высоты цитадели, ранним утром. 1869-1870 //Брук Я. Василий Верещагин. – М., 2004. – (Художник в Третьяковской галерее)
архив
Киргиз. 1870 //Veresh.ru
архив
Дервиши в праздничных нарядах. Ташкент. 1870 //Верещагин. – М., 2002. – (Мир шедевров. Сто мировых имен в искусстве)
архив
Политики в опиумной лавочке. 1870 //Брук Я. Василий Верещагин. – М., 2004. – (Художник в Третьяковской галерее)
архив
Хор дервишей, просящих милостыню. Ташкент. 1870 //Василий Верещагин. – М., 2000
архив
12345
www.booksite.ru
Василий Верещагин: Картины и рисунки Верещагина
12345
Уличный музыкант. Дутарист. 1870 //veresh.ru
архив
Персиянин //Верещагин В. Повести. Очерки. Воспоминания. – М., 1990
архив
Режущийся (Добровольный мученик) //Верещагин В. Повести. Очерки. Воспоминания. – М., 1990
архив
Молодой имам, убитый //Верещагин В. Повести. Очерки. Воспоминания. – М., 1990
архив
С гор на долины, нач. 1870-х годов //Лебедев А., Солодовников А. Василий Васильевич Верещагин. – Л., 1987
архив
Забытый. Не сохранилась. 1871 //Василий Верещагин. – М., 2000
архив
Апофеоз войны («Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим»). 1871 //Брук Я. Василий Верещагин. – М., 2004. – (Художник в Третьяковской галерее)
архив
Богатый киргизский охотник с соколом. 1871 //Верещагин. – М., 2002. – (Мир шедевров. Сто мировых имен в искусстве)
архив
У крепостной стены. «Пусть войдут». 1871 //Верещагин. – М., 2002. – (Мир шедевров. Сто мировых имен в искусстве)
архив
У крепостной стены. «Вошли». 1871 //Василий Васильевич Верещагин. – М., 1965
архив
Нападают врасплох. 1871 //Брук Я. Василий Верещагин. – М., 2004. – (Художник в Третьяковской галерее)
архив
Двери Тимура (Тамерлана). 1872 //Брук Я. Василий Верещагин. – М., 2004. – (Художник в Третьяковской галерее)
архив
Торжествуют. 1872 //Брук Я. Василий Верещагин. – М., 2004. – (Художник в Третьяковской галерее)
архив
Представляют трофеи. 1872 //Верещагин. – М., 2002. – (Мир шедевров. Сто мировых имен в искусстве)
архив
«Окружили – преследуют…». Не сохранилась. 1872 //Василий Верещагин. – М., 2000
архив
Продажа ребенка-невольника. 1872 //Кудря А. Верещагин. – М., 2010. – (ЖЗЛ)
архив
Аюдаг. 1872 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991
архив
Курильские острова. 1872 //veresh.ru
архив
Индиец. 1873 //Завадская Е. Василий Васильевич Верещагин. – М., 1986
архив
Смертельно раненный. 1873 //Брук Я. Василий Верещагин. – М., 2004. – (Художник в Третьяковской галерее)
архив
Высматривают. 1873 //Брук Я. Василий Верещагин. – М., 2004. – (Художник в Третьяковской галерее)
архив
Узбек – продавец посуды. 1873 //Василий Верещагин. – М., 2000
архив
У дверей мечети. 1873 //Верещагин. – М., 2002. – (Мир шедевров. Сто мировых имен в искусстве)
архив
Бухарский солдат (сарбаз). 1873 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991
архив
Калмыцкий лама. 1873 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991
архив
Узбекская женщина в Ташкенте. 1873 //Лебедев А., Солодовников А. Василий Васильевич Верещагин. – Л., 1987
архив
Китаец. 1873 //Василий Верещагин. – М., 2000
архив
Туркестанский офицер, когда похода не будет. 1873 //Василий Верещагин. – М., 2000
архив
Самаркандский зиндан (подземная тюрьма). 1873 //Лебедев А., Солодовников А. Василий Васильевич Верещагин. – Л., 1987
архив
У гробницы святого. 1873 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991
архив
Кокандский солдат. 1873 //Василий Васильевич Верещагин. 1842-1904. – М., 1955
архив
Парламентарии. – Сдавайся! 1873 //Верещагины: «России славу умножая…». – СПб., 2008
архив
У гробницы святого – благодарят всевышнего. 1873 //Лебедев А. Верещагин. – М., 1958
архив
Туркестанский солдат в зимней форме //veresh.ru
архив
Мулла Керим и мулла Рахим по дороге на базар ссорятся //veresh.ru
архив
Самарканд //veresh.ru
архив
Бхил(Бхилы – одно из горных племен Декана). 1874 //Брук Я. Василий Верещагин. – М., 2004. – (Художник в Третьяковской галерее)
архив
Кутч-Баниан. Одна из сект. Бомбей. 1874 //Лебедев А. Верещагин. – М., 1958
архив
Мавзолей Тадж-Махал в Агре. 1874-1876 //Верещагин. – М., 2002. – (Мир шедевров. Сто мировых имен в искусстве)
архив
Браминский храм в Адельнуре. 1874-1876 //Верещагины: «России славу умножая…». – СПб., 2008
архив
Розы в Ладаке. Этюд. 1874-1876 //Василий Верещагин. – М., 2000
архив
Факиры. 1874-1876 //Верещагин. – М., 2002. – (Мир шедевров. Сто мировых имен в искусстве)
архив
Статуя Вишну в храме Индры в Эллоре. 1874-1876 //Завадская Е. Василий Васильевич Верещагин. – М., 1986
архив
Тронный зал Великих моголов Шах-Джахана и Ауранг-Зеба в форте Дели 1874-1876 //Василий Верещагин. – М., 2000
архив
Посмертные памятники в Ладакхе. 1874-1876 //Василий Верещагин. – М., 2000
архив
Гималайский пони. 1874-1876 //Завадская Е. Василий Васильевич Верещагин. – М., 1986
архив
Жители Западного Тибета. 1874-1876 //Верещагин. – М., 2002. – (Мир шедевров. Сто мировых имен в искусстве)
архив
Ледник по дороге из Кашмира в Ладакх. Этюд. 1874-1876 //Верещагин. – М., 2002. – (Мир шедевров. Сто мировых имен в искусстве)
архив
Буддийский лама на празднике в монастыре Пемиончи. Сикким. 1874-1876 //Верещагин. – М., 2002. – (Мир шедевров. Сто мировых имен в искусстве)
архив
Совар – правительственный посыльный. 1874-1876 //Василий Верещагин. – М., 2000
архив
Гималаи вечером. Этюд. 1874-1876 //Верещагин. – М., 2002. – (Мир шедевров. Сто мировых имен в искусстве)
архив
Горний ручей в Кашмире. 1874-1876 //Завадская Е. Василий Васильевич Верещагин. – М., 1986
архив
Повозка в Дели. 1874-1876 //Василий Верещагин. – М., 2000
архив
Моти Масджид («Жемчужная мечеть») в Агре. 1874-1876 //Брук Я. Василий Верещагин. – М., 2004. – (Художник в Третьяковской галерее)
архив
Священник Парс (огнепоклонник). Бомбей. 1874-1876 //Завадская Е. Василий Васильевич Верещагин. – М., 1986
архив
Бания (торговец). Бомбей. 1874-1876 //Василий Верещагин. – М., 2000
архив
Раджнагар. Мраморная, украшенная рельефами набережная озера. 1874-1876 //Василий Верещагин. – М., 2000
архив
Вечер на озере. Один из павильонов на Мраморной набережной в Раджнагаре (княжество Удайпур). Этюд. 1874-1876 //Верещагин. – М., 2002. – (Мир шедевров. Сто мировых имен в искусстве)
архив
Буддийский храм в Дарджилинге. Сикким. 1874-1876 //Завадская Е. Василий Васильевич Верещагин. – М., 1986
архив
Колоннада в Джайнском храме на горе Абу вечером. Этюд. 1874-1876 //Верещагин. – М., 2002. – (Мир шедевров. Сто мировых имен в искусстве)
архив
Колонны пещерного храма в Аджанте. 1874-1876 //Завадская Е. Василий Васильевич Верещагин. – М., 1986
архив
Ворота Ала-уд-Дина. Старый Дели. 1874-1876 //Завадская Е. Василий Васильевич Верещагин. – М., 1986
архив
Молитвенная машина буддистов. 1874-1876 //Завадская Е. Василий Васильевич Верещагин. – М., 1986
архив
Храм в Джайпуре. 1874-1876 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991
архив
Кули (носильщик). 1874-1876 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991
архив
Дом Бирбаля в Фатахпур-Сикри. 1874-1876 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991
архив
Женщина из Бутана. 1874-1876 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991
архив
В Гималаях. Гора Джонгри зимой. 1874-1876 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991
архив
Як. 1874-1876 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991
архив
Горы близ монастыря Ташидинг. Сикким. 1874-1876 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991
архив
Минарет Кутб-Минар и ворота. Старый Дели. 1874-1876 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991
архив
Всадник в Джайпуре. 1874-1876 //Василий Васильевич Верещагин: Альбом репродукций. – М., 1954
архив
Главная вершина. 1875 //Василий Верещагин. – М., 2000
архив
Монастырь в скалах. Ладакх. 1875 //Лебедев А., Солодовников А. Василий Васильевич Верещагин. – Л., 1987
архив
Монастырь Хемис в Ладаке. 1875 //Брук Я. Василий Верещагин. – М., 2004. – (Художник в Третьяковской галерее)
архив
Ворота около Кутуб-Минара. Старый Дели. 1875 //veresh.ru
архив
Главный храм монастыря Тессидинг (Сикким). 1875 //Лебедев А., Солодовников А. В.В. Верещагин. – М., 1988
архив
Караван яков, нагруженный солью, около озера Цо-Морари, на границе Западного Тибета. 1875 //Василий Васильевич Верещагин. – М., 1974. – (Русские художники)
архив
Мавзолей Тадж-Махал близ Агры. Индия. 1875 //veresh.ru
архив
Молодая девушка из знатного семейства Сиккима. 1875 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991
архив
12345
www.booksite.ru
Верещагин Василий Васильевич (1842 - 1904)
Василий Васильевич Верещагин выделяется среди русских художников второй половины 19-го века своей необычной судьбой и деятельностью. Посмотришь на его картины, и кажется, будто побывал в увлекательном путешествии, узнал много нового и интересного. Так бывало и раньше на выставках Верещагина, на которых художник показывал не только картины, привезенные из поездок в чужие страны и малознакомые области России, но и богатейшие коллекции одежды, оружия, предметов обихода и народного творчества. Посетитель его выставок словно попадал в неведомый дотоле Туркестан. Полы убраны туркестанскими коврами, вдоль стен расставлены предметы обихода, на стенах - оружие, а на картинах и этюдах представлена природа страны, ее люди, архитектура, сценки быта, в которых раскрываются обычаи и нравы, историческое прошлое и настоящее этого края.
В.В.Верещагин родился и провел свое детство в небольшом городе Череповце. Его отец прочил сыну морскую карьеру и отдал учиться в Петербургский морской корпус. Но юного Верещагина мало привлекала военно-морская наука. Окончив морской корпус, он вышел в отставку, бесповоротно порвав с военно-морской службой. Все свое свободное время Верещагин отдавал искусству. Он поступил сначала в рисовальную школу Общества поощрения художеств, а потом, в 1860 году, - в Петербургскую Академию художеств, где проучился несколько лет. Однако Академию он не закончил. Подражательное академическое искусство было ему не по душе. Заканчивал свое художественное образование Верещагин в Париже. Однако, ему хотелось чего-то нового, необычного, и при первой возможности он отправился в путешествие на Кавказ, где стал рисовать"на свободе".
Впоследствии всю жизнь Верещагин следовал правилу - не сидеть на месте, а постоянно знакомиться с жизнью в разных уголках мира, искать новые темы и новые образы. Он побывал в Индии, ездил в Америку, на Кубу, Филиппины и Японию.
Огромный запас жизненных впечатлений послужил основой многогранного и всестороннего творчества Верещагина. Он писал портреты, пейзажи, натюрморты, а главное - стал гениальным мастером батальной живописи. В этом жанре живописи Верещагин произвел подлинный переворот. Созданные до него батальные картины создавались по заказу для украшения богатых гостиных и представляли собой эффектные сражения, прослявляшие полководцев и провозносившие войну как героическую эпопею.
Верещагин первый среди художников-баталистов показал, что война - это прежде всего страшные увечья, холод, голод, жестокое отчаяние и смерть. Художник показывал в своих произведениях безжалостную сущность войны, свидетелем которой он был сам. Ему не было равных в русском искусстве по силе изображения страшной правды войны и страстности, с которой он ее развенчивал.
Верещагин сделал батальную живопись не только реалистической, но и совершенно новой по содержанию. Он показывал главным героем войны не полководцев и генералов, а простых солдат, их быт, изображал часто не само сражение, а до или после боя.
Всю свою жизнь проведя в странствиях, простаивая по 12-14 часов за мольбертом, Верещагин так и умер с кистью в руке, делая этюды с натуры на месте боевых действий. Как только в 1904 году вспыхнула русско-японская война, шестидесятидвухлетний хдожник направился на Дальний Восток. Здесь он писал на броненосце "Петропавловск", который подорвался на японской мине. Так, за работой, окончилась жизнь замечательного художника.
cvetamira.ru
Апофеоз войны. 1871 Василий Васильевич Верещагин (1842-1904) – выдающийся русский художник-баталист, ещё при жизни получивший мировую известность. Василий Верещагин был автором циклов картин, правдиво и с глубоким драматизмом отображавших войны, которые вела Россия, запечатлел жестокие будни войны, тяжесть и героику ратного дела. Василий Верещагин создал картины батального цикла на темы Отечественной войны 1812, Туркестанской кампании и войны на Балканах. В сотнях жанровых, пейзажных картин Верещагин отразил свои впечатления о путешествиях по странам Востока. Много путешествуя, художник освоил жанр документально-этнографической живописи.
Биография Василия Верещагина и особенности творчестваВасилий Верещагин — один из тex, сравнительно немногих русских художников второй половины 19 века, которые еще при жизни добились мировой известности. Его выставки неоднократно устраивались в Западной Европе и Америке. Только за последние десять лет жизни у него было более тридцати персональных выставок, из них половина за границей. Нередко его выставки запрещали, часто они сопровождались скандалами, в прессе Верещагина то ругали, то называли гением. И русская провинция, и европейские столицы равно интересовались его творчеством. Верещагин внимательнее других русских художников относился к экспонированию своих картин, внеся в эту область много нового: на его выставках рядом с картинами могли быть показаны экзотические предметы быта и оружие, коллекции минералов и чучела животных, звучала музыка — рояль, орган, фисгармония. Действительно, подлинной средой бытования его картин были, пожалуй, именно выставки, хотя, конечно, они попадали позднее в музейные собрания. Но не коллекция любителя художеств, не стены богатого салона, как то могло быть в 18 — начале 19 века, были их истинным пристанищем, а публичное обозрение, встреча с большим количеством зрителей, активное воздействие на умы и сердца «масс». Важнейшая черта живописи 19 века — стремление к актуальности сюжета, к публицистической заостренности позиции художника — проявилась у Верещагина чуть ли не з крайней своей форме. Злободневность сюжета была для него одним из главных критериев творчества. Свою задачу художник видел в демонстрации различных негативных явлений в жизни человечества, мешающих прогрессу: ужасов войны, несправедливостей, отживших нравов. Художественная полноценность картины необходима, таким образом, для полноценности свидетельства, заключенного в ней, но само творчество подчиняется необходимости, выходящей уже за рамки собственно искусства. Стремление превзойти чисто художественные задачи — также существенная черта русского искусства этого времени. И в этом, как и в просветительском пафосе своего творчества, Верещагин — характернейшая фигура русской живописи второй половины 19 века. Однако Верещагин остался в русском искусстве фигурой, стоящей особняком — прежде всего из-за того, что он так и не примкнул к передвижникам. Свой отказ он неоднократно мотивировал тем, что картины его должны «что-либо сказать», другие же полотна только отвлекут от них внимание, «...я выработал свою технику, имею сказать много интересного и приучил общество к тому, что в картинах моих нет лжи и фальши; смотреть меня всегда пойдут — зачем же мне компания?» — не без гордости писал он В. В.Стасову. Биография Верещагина с ее событийной стороны довольно живописна. Он родился в небогатой помещичьей семье, окончил, по настоянию родителей, петербургский Морской кадетский корпус. Не испытывая желания стать офицером, Верещагин, будучи с детства человеком чрезвычайно целеустремленным и самолюбивым, оканчивает корпус первым учеником, несмотря на го что с это время уже серьезно занимается рисованием. Подав в отставку, он в течение трех лет учится з Академии художеств, но затем бросает ее, отмечая этот факт сожжением одобренного начальством картона на тему из античной мифологии. В дальнейшем Верещагин еше не раз будет сжигать свои произведения — это станет для него одной нз форм протеста., отстаивания своего права на самостоятельность. Бросив Академию. Художник отправляется на Кавказ. где заполняет акварелями и рисунками три толстых альбома, затем в Париж. Там он три года занимается в академии Жерома. К концу шестидесятых годов он ужа вполне сформировавшийся художник. Верещагин много путешествовал, участвовал во многих войнах, судьба его почти авантюрна. «Дать обществу картины настоящей, неподдельной войны. — нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, холод, болезни, раны... Нужно не бояться жертвовать своею кровью, своим мясом, иначе картины будут «не то», — писал художник. Впервые в военных действиях он участвовал в 1867 — 70 годах, когда в качестве вольноопределяющегося был прикомандирован к русской армии, стоящей на русско-китайской границе в Тур кестане. Участвуя в боях, Верещагин проявлял необычайную смелость и решительность, «на всех вылазках был впереди», как сообщают, современники, часто бывал на волосок от смерти. Известен эпизод, когда он в одиночку, с саблей и револьвером в руках, отбился от целого отряда степняков, что впоследствии нашло отражение в картинах «Нападают врасплох» и «Окружили — преследуют». Несмотря на резкую критику, которой Верещагин публично подверг своего начальника — генерала (что в условиях военных действий могло стоить ему жизни), он был награжден Георгиевским крестом за личное мужество — и это была единственная награда, от которой он не отказался за всю жизнь. По туркестанским впечатлениям, уже позднее, в годы пребывания в Мюнхене, Верещагин создал серию картин. Наряду с ними существуют и этюды, отличающиеся почти той же мерой законченности. Для Верещагина характерна работа сериями, каждая из которых представлялась ему в виде некоей «эпической поэмы». Картины часто создавались им как парные — «После удачи (Победители)» и «После неудачи (Побежденные)», «У крепостной стены. Пусть войдут» и «У крепостной стены. Вошли». Все это меняло традиционные представления о картине, как и то, что полотна Верещагина часто сопровождались надписями на раме, разъясняющими и комментирующими содержание картины. Так, центральная вещь туркестанской серии — «Апофеоз войны» (1871) — наделена текстом: «Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». Это придает картине пафос, выходящий за рамки описания конкретного исторического факта (первоначально картина должна была называться «Апофеоз Тамерлана») и превращающий ее в аллегорическое обвинение войне вообще. Борьба средствами искусства с «ужасным призраком войны» мыслилась Верещагиным как главная задача творчества. Им была совершена подлинная революция в издавна существовавшем батальном жанре живописи. Прежде это были торжественные сцены побед, триумфы полководцев, апофеозы героев; эпоха наполеоновских войн еще больше усилила в искусстве мифологизацию геройского подвига, известную романтизацию войны. Но во второй половине 19 века и сами войны, и взгляд на них изменились — и одним из первых зафиксировал это изменение Верещагин. Не событие триумфа, отодвигаемое часто на второй план, интересует его, но трагическая цена победы, грязные и бессмысленные подробности войны, варварские зверства, преступное безразличие начальства, становящееся причиной гибели сотен людей. Верещагин разоблачает миф о войне вообще — но и вполне конкретную ложь о тех или иных военных кампаниях, которые он наблюдал своими глазами. Отсюда многочисленные запреты на его картины. Такой скандальной атмосферой оказались овеяны наиболее сильные и резкие в своей правдивости произведения — «Забытый» (1871), «Панихида по убитым» (1877 — 79), «На Шипке все спокойно!» (1878—79) и другие. Верещагин, по его словам, стремился писать не «праздничные» картины войны, но войну «как она есть». Отсюда, при всей запрограммированности его картин на экспрессивную, гневную реакцию зрителя, подчеркнутая бесстрастность его «речи», ставившая иногда в тупик даже его восторженных почитателей, одним из которых был Стасов. Его удивило желание Верещагина ввести в серию картин, посвященную «истории заграбастания Индии англичанами», полотно с изображением принца Уэльского, которого Стасов считал сугубо отрицательной фигурой; однако для документалиста Верещагина это было совершенно необходимо. «Тенденция» в его творчестве должна была сочетаться с объективностью художественного языка, с максимальной точностью и документальностью. Отсюда тяга Верещагина к фотографически переданным подробностям, к достоверности «вида», что заметно также и в его пейзажных работах («Мавзолей Тадж-Махал в Агре», 1874—76). Внимание к иллюзии, свойственное Верещагину, заставляло его больше заботиться о «выполнении» картины, чем это было свойственно рядовым передвижникам того времени, отсюда высокая техническая грамотность его живописи и исключительно хорошая ее сохранность. В последние годы жизни художник совершил путешествия на Филиппины, на Кубу; но последней увиденной им страной стала Япония. 31 марта 1904 года он погиб при взрыве броненосца «Петропавловск», натолкнувшегося на японскую мину у Порт-Артура, погиб вместе с семьюстами матросами и офицерами и в их числе — адмиралом С.О.Макаровым. Художник разделил судьбу своих героев. Статья Е.Деготь из книги "Художественный календарь 100 памятных дат", М., 1992 г. Галерея картин ВерещагинаКомментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение. Последние материалы в этом разделе:↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
www.artcontext.info
биография, творчество и фото :: SYL.ru
Василий Верещагин - известный отечественный художник. Больше всего он прославился в жанре батальной живописи. Был также литератором.
Биография художника
Василий Верещагин родился в Вологодской области в 1842 году. Он появился на свет в небольшом городе Череповце. Его отец был предводителем местного дворянства. Семья считалась достаточно большой. У Верещагина были три брата. Глава семейства всех их распределил в военное училище.
В результате двое стали профессиональными военными, а старший Николай - общественным деятелем.
9-летний Василий Верещагин поступил в морской кадетский корпус. Однако служба в армии его никогда не интересовала, он мечтал о творческой карьере. Как только закончил кадетский корпус, то отправился в академию художеств в Санкт-Петербурге. Там он учился с 1860 по 1863 годы. После побывал на Кавказе, в Париже, повсюду повышая свое мастерство живописца.
В 1865 году Верещагин Василий Васильевич возвращается из Франции на Кавказ и начинает писать с натуры. Но официально свое обучение он завершает только в 1866 году, пройдя параллельно курсы в Петербурге и еще раз во Франции.
Художник в Туркестане
Первым его новым официальным местом работы становится должность художника при туркестанском генерал-губернаторе. На тот момент эту должность занимает известный военный генерал Кауфмаг. Поэтому Василий Верещагин с радостью принимает это приглашение.
Он начинает жить в Самарканде. В 1868 году впервые в своей жизни выдерживает боевое крещение, когда вместе с небольшой группой русских солдат выдерживает осаду города против ополчившихся местных жителей. Верещагин Василий Васильевич проявляет себя при обороне крепости настолько, что командование присуждает ему орден святого Георгия 4-й степени. Эту награду он с гордостью носит, даже несмотря на то что сам всю жизнь отрицал любые награды.
В 1869 году, когда бои утихают, Верещагин организует в Самарканде одну из первых в истории города художественных выставок. На вернисаже он демонстрирует собственные работы, которые создал за то время, пока был в Ташкенте, Бухаре, Туркестане и необъятных казахских степях.
Путешествие по Семиречью
После работы в Туркестане художник отправляется в путешествие по Семиречью. Это сейчас район в Центральной Азии, в основном приходящийся на территорию Казахстана. Также художник Василий Верещагин посещает Западный Китай.
Из этого путешествия он привозит много интересных работ. Например, "Богатый киргизский охотник с соколом", виды на реки и горы, которые встречаются ему на пути.
При этом на западе Китая очень неспокойно. В этих местах обосновались китайские мусульмане, которые подняли восстание в одной отдельно взятой провинции, в которой удерживают оборону уже 7 лет.
Со временем искра мятежного восстания перекидывается на соседние провинции. На городских улицах начинают встречаться трупы, а также груды человеческих костей. По мнению биографов и исследователей творчества художника, именно эти события послужили поводом для написания картины "Апофеоз войны".
"Апофеоз войны"
Эта картина - самое известное произведение, которое создал художник Василий Верещагин. Картины мастера и сегодня украшают стены многих художественных галерей и вернисажей. Но наверняка каждый знает только одну его работу - "Апофеоз войны".
Это полотно было написано маслом в 1871 году. На тот момент, когда он закончил работу, ему было 29 лет. Первоначально у картины было несколько другое название. Например, рассматривался вариант "Торжество Тамерлана". В итоге художник от него отказался, а один из отечественных банков в рекламе начала 90-х активно использовал образ грозного военноначальника, который прощается с каждым камнем, брошенным его солдатами перед тем, как отправиться в бой.
При этом картина не носит конкретного исторического контекста. Тамерлану посвящена старинная легенда. Якобы к нему обратились две женщины. Они жаловались на распутство и пьянство своих супругов. Тамерлан приказал каждому из 200 000 воинов отрубить голову нечестивцу и принести ему. В результате появились семь пирамид из голов. Согласитесь, чем-то напоминает знаменитую картину Верещагина.
Участие в военных операциях
Свои впечатления от участия в боевых действиях Верещагин неоднократно переносил на полотна, многие из которых стали знаменитыми. Первоначально, они были связаны с завоеванием Туркестана, а также путешествия туда в 1869 году. После этих поездок появились картины "Напали врасплох", "Пусть войдут", "Вошли", "Преследуют". Все они вошли в "Туркестанскую серию".
Работа над восточными сюжетами
В начале 70-х годов XIX века Верещагин Василий Васильевич, картины которого хорошо известны поклонникам, переезжает в Мюнхен и начинает работать над восточными сюжетами.
В 1873 году он провел персональную выставку в Лондоне. Она состоялась в Хрустальном дворце. Через полгода работы были выставлены в Петербурге. Эти работы вызвали резкое неудовольствие в отечественных патриотичных кругах. Верещагина заподозрили в сочувствии к врагу и антипатриотических чувствах. Недовольным остался лично император Александр II.
Несмотря на это академия художеств присвоила мастеру звание профессора. Верещагин от него отказался. Непонятый на родине, он уезжает в Тибет, где проводит два года. Только после этого мастер возвращается в Париж.
В 1877 году художник узнает о начале русско-турецкой войны. Сразу поступает в расположение действующей армии. Его включают в число адъютантов главнокомандующего на Дунайском направлении. Верещагин лично принимает участие в некоторых сражениях.
Ранение
В 1877 году Василий Верещагин, биография которого тесно связана с войной и искусством, получает тяжелое ранение. Художник попадает в качестве наблюдателя на миноносец "Шутка", который занимается установкой мин на Дунае.
Миноносец ввязывается в бой с турецким пароходом. В ходе обстрела шальная пуля попадает Верещагину в бедро. Ранение оказывается весьма серьезным. К тому же поначалу художника начали неправильно лечить. Из-за этого у него началось воспаление, развилась гангрена. Рану пришлось срочно вскрывать. Только после этого он пошел на поправку.
В 1882 году Василий Верещагин, картины которого участвовали в большинстве российский выставок, снова отправляется в путешествие в Индию. Проезжает Палестину и Сирию, там он создает множество евангельских сюжетов. Свои картины он создает по мотивам многочисленных поездок. В последующие годы бывает на Северной Двине, Белом море, ездит в соловецкие монастыри, где много лет обитают старцы.
В 1901 году отправляется вместе с семьей в далекие путешествия Василий Верещагин. Картины он привозит с Филиппинских островов, Кубы, Америки и даже Японии.
С началом русско-японской войны Верещагин снова отправляется на фронт. Эта война для него оказывается роковой. В апреле 1904 года вместе с адмиралом Сергеем Макаровым художник-баталист участвует во внешнем патрулировании Порт-Артура на броненосце "Петропавловск". Корабль взрывается на мине, большая часть экипажа, в том числе и Верещагин, трагически погибают.
Личная жизнь
Верещагин был дважды женат. Впервые он связал себя узами брака в 1871 году. Его супругой стала Элизабет Мария Фишер, которая в России получила имя Елизавета Кондратьевна Верещагина. У них родилась дочь Клавдия.
Во второй раз Верещагин женился на Лидии Васильевне Андреевской, которая была на 23 года его младше. У них родились четверо детей. Три дочери и сын Василий.
Интересные факты
Примечательно, что про свою самую известную картину "Апофеоз войны" Верещагин отзывался, что, по сути, она является натюрмортом. Описывая жанр своей картины, художник отмечал, что, если не считать ворон, то все остальное на картине неживое. Так что в дословном переводе с французского обозначение "мертвая природа" как нельзя лучше подходит для этого необычного полотна.
Несмотря на то что главным призванием Верещагина было писать батальные картины, как-то он воскликнул, что больше ни одного такого полотна не напишет. По его словам, он слишком близко принимает к сердцу все происходящее вокруг. По собственному признанию Верещагина, он буквально выплакивает горе каждого убитого и раненого солдата и офицера. Художник очень тяжело переживал, работая над каждым из полотен.
Отправившись в путешествие в Индию, он установил своеобразный рекорд. Его картина "Въезд принца Уэльского в Джайпур", которая была закончена в 1876 году, оказалась самым большим художественным полотном, написанным маслом, которое хранится в Индии. В данный момент оно находится в городе Калькутте.
Еще один интересный факт: художник Верещагин изображен на почтовой марке Болгарии, выпущенной в 1978 году.
www.syl.ru
Василий Верещагин: Картины и рисунки Верещагина
12345
Лама в костюме для религиозного танца «цам». 1875 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991
архив
Горы близ монастыря Ташидинг. Сикким. 1875 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991
архив
Гробница шейха Селима Чешти в Фатехпур Сикри. 1875 //veresh.ru
архив
Процессия слонов английских и туземных властей в Индии, в городе Джайпуре, провинция Раджпутана (Будущий император Индии) //Лебедев А. В.В. Верещагин. – М., 1988
архив
Богатый казах в тюбетейке. 1876 //Лебедев А. Верещагин. – М., 1958
архив
Великий могол в своей мечети в Дели. 1876-1879 //Лебедев А. Верещагин. – М., 1958
архив
Сикким. Индийские мотивы. 1870-е годы //veresh.ru
архив
Три главных божества в буддийском монастыре Чингачелинг в Сикким //Верещагины: «России славу умножая…». – СПб., 2008
архив
Индийский факир //Верещагины: «России славу умножая…». – СПб., 2008
архив
Индия. Дели. Повозка богача //Верещагины: «России славу умножая…». – СПб., 2008
архив
Проход Барскаун //Василий Верещагин. – М., 2000
архив
Слон, пойманный в Тераи //Очерки путешествия в Гималайи г-на и г-жи Верещагиных. – Ч.1: Сикким. – СПб., 1883
архив
Юноша из Сиккима //Очерки путешествия в Гималайи г-на и г-жи Верещагиных. – Ч.1: Сикким. – СПб., 1883
архив
Женщина из Сиккима //Очерки путешествия в Гималайи г-на и г-жи Верещагиных. – Ч.1: Сикким. – СПб., 1883
архив
Молодой лама //Очерки путешествия в Гималайи г-на и г-жи Верещагиных. – Ч.1: Сикким. – СПб., 1883
архив
Галангский монастырь1870-е годы //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991
архив
Телега для раненых. 1877 //Лебедев А., Солодовников А. Василий Васильевич Верещагин. – Л., 1987
архив
Угол турецкого редута, взятого М.Д. Скобелевым 30 августа, но снова покинутого 31-го. Этюд. 1877 //Лебедев А., Солодовников А. Василий Васильевич Верещагин. – Л., 1987
архив
Казаки, вступающие в Румынию (Скобелев-отец). 1877 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991
архив
Побежденные. Панихида. 1877-1879 //Верещагин. – М., 2002. – (Мир шедевров. Сто мировых имен в искусстве)
архив
Трупы замерзших турецких солдат. Этюд. 1877-1878 //Лебедев А., Солодовников А. Василий Васильевич Верещагин. – Л., 1987
архив
Место битвы 18 июля 1877 г. перед Кришинским редутом под Плевной. Этюд. 1877-1880 //Лебедев А., Солодовников А. Василий Васильевич Верещагин. – Л., 1987
архив
Дорога через Балканы. Этюд. 1877-1878 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991
архив
Палатки. Этюды. 1877-1878 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991
архив
Палатка. 1877-1878 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991
архив
На перевале. Балканы. Этюд. 1877-1878 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991
архив
Близ деревни Радищево под Плевной. 1877-1878 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991
архив
Дорога около Плевны. 1877-1878 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991
архив
Холмик (наблюдательный пункт) Александра II под Плевной. 1877-1878 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991
архив
Под Плевной. В сторожевой цепи. 1877-1878 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991
архив
Турецкий редут, на котором был убит С.В. Верещагин. 1877-1878 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991
архив
Памятник лейб-гренадерам под Горным Дубняком. 1877-1878 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991
архив
Солдат на снегу. 1877-1878 //Василий Верещагин. – М., 2000
архив
Переход колонны М.Д. Скобелева через Балканы. Этюд. 1877-1878 //Лебедев А., Солодовников А. Василий Васильевич Верещагин. – Л., 1987
архив
Пикет на Балканах, около 1878 //Лебедев А., Солодовников А. Василий Васильевич Верещагин. – Л., 1987
архив
Транспорт раненых (Раненые). 1878-1879 //Лебедев А. Верещагин. – М., 1958
архив
Дорога военнопленных (Дорога в Плевну). 1878-1879 //Лебедев А. Верещагин. – М., 1958
архив
Привал военнопленных. 1878-1879 //Лебедев А. Верещагин. – М., 1958
архив
Адъютант. 1878-1879 //Лебедев А. Верещагин. – М., 1958
архив
Шпион. 1878-1879 //Василий Верещагин. – М., 2000
архив
Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой. 1878-1879 //Брук Я. Василий Верещагин. – М., 2004. – (Художник в Третьяковской галерее)
архив
Победители. 1878-1879 //Лебедев А., Солодовников А. Василий Васильевич Верещагин. – Л., 1981
архив
Пикет на Дунае. 1878-1879 //Лебедев А., Солодовников А. Василий Васильевич Верещагин. – Л., 1987
архив
Два ястреба. Башибузуки. 1878-1879 //Верещагин. – М., 2002. – (Мир шедевров. Сто мировых имен в искусстве)
архив
На Шипке все спокойно. 1878-1879 //Верещагин В.Скобелев: Воспоминания о русско-турецкой войне 1877-1878 гг. – М., 2007
архив
На Шипке все спокойно. Триптих. 1878-1879 //Верещагин В. Скобелев: Воспоминания о русско-турецкой войне 1877-1878 гг. – М., 2007
архив
На Шипке все спокойно. Триптих. 1878-1879 //Верещагин В. Скобелев: Воспоминания о русско-турецкой войне 1877-1878 гг. – М., 2007
архив
На Шипке все спокойно. Триптих. 1878-1879 //Верещагин В. Скобелев: Воспоминания о русско-турецкой войне 1877-1878 гг. – М., 2007
архив
Снежные траншеи. 1878-1881 //veresh.ru
архив
Людоед, конец 1870-х – нач. 1890-х //Лебедев А., Солодовников А. Василий Васильевич Верещагин. – Л., 1987
архив
Мечеть-жемчужина в Агре, конец 1870-х – начало 1880-х годов //Лебедев А. Верещагин. – М., 1958
архив
Внутренность дома раджи Бирбаля в Фатехпур-Сикри, конец 1870-х – нач. 1880-х годов //Лебедев А. Верещагин. – М., 1958
архив
Закладывание мин на Дунае //Верещагин В. Скобелев: Воспоминания о русско-турецкой войне 1877-1878 гг. – М., 2007
архив
Минная атака лейтенанта Скрыдлова //Верещагин В. Скобелев: Воспоминания о русско-турецкой войне 1877-1878 гг. – М., 2007
архив
Александр II под Плевной //Верещагин В. Скобелев: Воспоминания о русско-турецкой войне 1877-1878 гг. – М., 2007
архив
Александр II под Плевной //Василий Верещагин. – М., 2000
архив
Взятие Гриницкого редута //Верещагин В. Скобелев: Воспоминания о русско-турецкой войне 1877-1878 гг. – М., 2007
архив
Скобелев берет редут 30 августа //Верещагин В. Скобелев: Воспоминания о русско-турецкой войне 1877-1878 гг. – М., 2007
архив
Вид Тырнова //Верещагин В. Скобелев: Воспоминания о русско-турецкой войне 1877-1878 гг. – М., 2007
архив
Вид Габрова //Верещагин В. Скобелев: Воспоминания о русско-турецкой войне 1877-1878 гг. – М., 2007
архив
Атака турками горы св.Николая //Верещагин В. Скобелев: Воспоминания о русско-турецкой войне 1877-1878 гг. – М., 2007
архив
Внутри взятого редута под Горным Дубняком //Верещагин В. Скобелев: Воспоминания о русско-турецкой войне 1877-1878 гг. – М., 2007
архив
Празднование взятия Карса и Плевны солдатами //Верещагин В. Скобелев: Воспоминания о русско-турецкой войне 1877-1878 гг. – М., 2007
архив
Празднование взятия Карса и Плевны офицерами //Верещагин В. Скобелев: Воспоминания о русско-турецкой войне 1877-1878 гг. – М., 2007
архив
Геройская смерть майора Горталова //Верещагин В. Скобелев: Воспоминания о русско-турецкой войне 1877-1878 гг. – М., 2007
архив
Очистка Плевны //Верещагин В. Скобелев: Воспоминания о русско-турецкой войне 1877-1878 гг. – М., 2007
архив
Переход через Балканы у Шипки //Верещагин В. Скобелев: Воспоминания о русско-турецкой войне 1877-1878 гг. – М., 2007
архив
Последняя турецкая атака на Шипке //Верещагин В. Скобелев: Воспоминания о русско-турецкой войне 1877-1878 гг. – М., 2007
архив
Бегство турок из-под Адрианополя //Верещагин В. Скобелев: Воспоминания о русско-турецкой войне 1877-1878 гг. – М., 2007
архив
Вступление русских войск в Адрианополь //Верещагин В. Скобелев: Воспоминания о русско-турецкой войне 1877-1878 гг. – М., 2007
архив
Перед атакой. Под Плевной. 1881 //Верещагин. – М., 2002. – (Мир шедевров. Сто мировых имен в искусстве)
архив
Перевязочный пункт под Плевной. 1881 //Брук Я. Василий Верещагин. – М., 2004. – (Художник в Третьяковской галерее)
архив
Всадник-воин в Джайпуре, около 1881 //Верещагин. – М., 2002. – (Мир шедевров. Сто мировых имен в искусстве)
архив
Пушка. Орудие. Этюд. 1882-1883 //Василий Верещагин. – М., 2000
архив
Мусульманин-слуга. 1882-1883 //Василий Верещагин. – М., 2000
архив
Отставной дворецкий. 1883 //Василий Васильевич Верещагин: Альбом репродукций. – М., 1954
архив
Два еврея. 1883-1884 //Брук Я. Василий Верещагин. – М., 2004. – (Художник в Третьяковской галерее)
архив
Стена Соломона. 1884-1885 //Кудря А. Верещагин. – М., 2010. – (ЖЗЛ)
архив
Часть стены Соломона в Иерусалиме. Этюд. 1884-1885 //Демин Л. С мольбертом по земному шару: Мир глазами Верещагина. – М., 1991
архив
Иерусалим. Царские гробницы. 1884-1885 //Верещагин. – М., 2002. – (Мир шедевров. Сто мировых имен в искусстве)
архив
12345
www.booksite.ru