Что такое пейзаж в понимании художника и фотографа? Пейзаж примеры картин
Пейзаж. Его виды и характеры. 6-й класс
Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»
Презентация к уроку
Загрузить презентацию (4,5 МБ)
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель урока: познакомить школьников с различными видами и характерами пейзажа, картинами знаменитых художников.
Задачи урока:
- научить различать виды пейзажа и характер пейзажа;
- развивать у учащихся пространственное воображение, творческое мышление, эстетический вкус;
- выполнить практическую работу используя сведения, полученные на уроке;
- создать эскиз на тему: «Дорога, по которой мне хотелось пройти»
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок с использованием ИКТ-лекции, творческая работа.
Возраст учащихся: 6 класс.
Оборудование и программное обеспечение: компьютер с программой Windows XP Professional, мультимедийный проектор, доска для проектора.
Художественные материалы: альбом, простой карандаш или уголь.
Наглядные пособия (репродукции картин в презентации):
- Алексей Саврасов «Грачи прилетели»
- Николай Анохин «Старые дубы»
- Исаак Левитан «Март»
- Маликова Дарья «Остановка Ангел»
- Мария Сид «Парковый пейзаж»
- Ирина Мысова «Тихая бухта»
- Б.Яковлев «Транспорт налаживается»
- Павел Корин «Александр Невский»
- А. Рылов «В голубом просторе»
- В. Поленов «Московский дворик», «Березовая аллея в парке Абрамцева»
- Н. Рерих «Изборские башни», «Крест на Труворовом городище», «Дозор», «Земля славянская», «Воскресный монастырь в Угличе», «Печора. Большая звонница», «Небесный бой»
- Левитан «Озеро»
- И. Шишкин «Дорога в лесу», «Лес», «Корабельная роща» «Полдень в окрестностях Москвы», «За грибами», «Рожь»
- Ф. Васильев «Деревня», «Деревенская улица», «Мокрый луг»
- А. Саврасов «Радуга», «Море грязи», «Проселок», «Рожь»
- Коровин К. «Ранняя весна», «Двор», «Зима»
- А.П. Остроумова-Лебедева «Фонтан и летний сад в инее», «Амстердам»,
- Добужинский М.В. «Домик в Санкт-Петербурге», «Лондон. Монумент», «Петербург»
- С. Щедрин «Пейзаж с руинами», «Колонна с орлом в Гатчине»,
- А. Бенуа «Водный партер в Версальском парке», «Версаль», «Водный партер в Версале», «Венецианский сад»,
- И.К. Айвазовский «Восход луны в Феодосии», «Бурное море ночью»,
- Злобин Павел. «У Волги»,
- Вероника Суровцева «Цветы в лесу»,
- Владислав Коваль «Зона»,
- А.М. Васнецов «Московский дворик зимой», «Развалины дома», «Дом бывшего Археологического общества»,
- Алексей Бриков «Поезд», «Стройка Куйбышевской ГРЭС»
Межпредметные связи: география, история.
План урока:
- Организационный момент.
- Изучение новой темы: «Пейзаж. Его виды и характеры».
- Закрепление материала.
- Практическая работа.
- Анализ работ.
- Выставление оценок в дневник и журнал.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
(Слайд 1, Приложение 1)
II. Объяснение новой темы
(Слайды 2, 3)
– Сегодня на уроке мне хотелось бы познакомить Вас с различными видами и характерами пейзажа, картинами знаменитых художников и художников Волгоградской области. Перед тем как начать урок поставим перед собой задачи, которые мы будем решать на уроке:
(Слайд 4)
1. Научиться различать виды пейзажа и характер пейзажа, 2. Развивать у учащихся пространственное воображение , творческое мышление, эстетический вкус 3. Выполнить практическую работу, создав эскиз на тему « Дорога, по которой я хотел бы пройти». 4. Воспитывать доброжелательное отношение в коллективе, приучаться к дисциплине.
(Слайд 5)
– Кто в наше время не знает, что такое пейзаж?
Ответ детей: Это картина, на которой изображены лес, поле, река, море или город, деревня, железная дорога и т.д.
(Слайд 6)
В энциклопедии Даля дается следующее определение пейзажа – это непосредственный отзвук души человека, зеркало его внутреннего мира. В Википедии определение следующее: пейза'ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность), в живописи и фотоискусстве — тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город).
(Слайд 7, гиперссылки)
Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные виды пейзажного жанра.
(Слайд 8, гиперссылки)
1. Сельский пейзаж
К этому пейзажу прибегали многие художники – Федор Александрович Васильев, Алексей Кондратьевич Саврасов, Исаак Ильич Левитан, Константин Алексеевич Коровин и др. В сельском пейзаже художника привлекает поэзия деревенского быта, его естественная связь с окружающей природой.
(Слайд 9, гиперссылки)
2. Городской пейзаж отличается рационально организованной руками человека пространственной средой, включающей в себя здания, улицы, проспекты, площади, набережные. Очень вдохновил образ старого Петербурга творческую группу под названием «Мир искусства». Особое место в создании образа барочного, классического и современного им Петербурга заняли Мстислав Валерианович Добужинский («Петербург», «Домик в Санкт-Петербурге») и Анна Петровна Остроумова-Лебедева, создавшие целую серию гравюр, посвященных этому городу.
(Слайд 10, гиперссылки)
3. Парковый пейзаж
В нем изображают уголки природы, созданные для отдыха и удовлетворения эстетических потребностей людей. Такие пейзажи создавали Семён Федорович Щедрин в 18 веке и Александр Николаевич Бенуа в конце 19 веке. На их картинах гармоничное сочетание природных форм с декоративной скульптурой и архитектурой.
(Слайд 11, гиперссылки)
4. Морской пейзаж
Картины с изображением морского пейзажа ещё называют маринами. В Википедии дается следующее определение: Марина (ит. marina, от лат. marinus – морской) – один из видов пейзажа, объектом изображения которого является море. Марина – рассказывает о своеобразной красоте то спокойного, то бурного моря. В России приверженцев этого пейзажа было очень немного, но самый яркий из них Иван Константинович. Айвазовский. Его картины «Черное море» и «Девятый вал» известны во всем мире. Вашему вниманию сегодня предоставлены картины «Восход луны в Феодосии», «Бурное море ночью».
(Слайд 12, гиперссылки)
5. Архитектурный пейзаж близко соприкасается с городским. Но в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой. К архитектурному пейзажу обращались Николай Константинович Рерих, Александр Николаевич Бенуа, Петр Петрович Кончаловский и др.
(Слайд 13, гиперссылка)
6. В индустриальном пейзаже художник стремится показать роль и значение человека –создателя, строителя заводов и фабрик, плотин и электростанций. Такой пейзаж появился в советское время. Он был вызван идеей восстановления народного хозяйства после разрушительных лет гражданской войны. Начало ему было положено в 20-х годах XX века картиной Бориса Николаевича Яковлева «Транспорт налаживается». Скупой живописно-повествовательный язык картины как бы сродни суровому времени Поэтика индустриального пейзажа стала центральной темой творчества многих художников на протяжении всего XX века.
(Слайд 14, гиперссылки)
Разнообразие пейзажа по характеру. Изображая природу, художник отражает представления людей своей эпохи о прекрасном в окружающей их действительности. Каждый пейзаж художник трактует по-своему, вкладывая в него определенный смысл. Существует пять видов характера пейзажа. Это героически, исторический, эпический, романтический пейзаж и пейзаж настроения. Рассмотрим их подробнее.
(Слайд 15)
1. Героический пейзаж
Так можно назвать пейзаж, в котором природа представляется величественной и недоступной для человека. В нем изображаются высокие скалистые горы, могучие деревья, спокойная гладь вод и на этом фоне – мифические герои и боги. Так выглядит пейзаж в триптихе Павла Корина «Александр Невский».
(Слайд 16)
К этому виду пейзажа можно отнести картину А. Рылова «В голубом просторе». Она написана в 1918 году, в ней аллегорически решен героико-романтически и образ свободы и мужества: вольные птицы в вольном небе, крохотный парусник в звенящем пространстве, плывущий навстречу вестникам пробуждающейся земли.
(Слайд 17, гиперссылки)
2. Пейзаж настроения
Стремление найти в различных состояниях природы соответствие человеческим переживаниям и настроениям придало пейзажу лирическую окраску. Чувства тоски, грусти, безнадежности или тихой радости находят свое отражение в пейзаже настроения. – С именем какого художника связывают появление лирического пейзажа? (А. Саврасов «Грачи прилетели».} – Василий Дмитриевич Поленов дал жизнь так называемому лирическому пейзажу, в котором присутствовал и бытовой жанр: «Московский дворик», «Березовая аллея в парке Абрамцева». Ученик Алексея Кондратьевича Саврасова и Василия Дмитриевича Поленова, Исаак Ильич Левитан сочетал в своем творчестве эпическую и интимную, лирическую линию. «Ом был одним из первых русских художников, кто начал писать голубые и фиолетовые тени на снегу, кто передал красоту тончайших оттенков цветовой гаммы летних сумерек и голубую прозрачность лунного света». Он утвердил в русском искусстве пейзаж, который называют «пейзажем настроения».
(Слайд 18, гиперссылки)
3. Исторический пейзаж
В пейзажном жанре находят свое косвенное воплощение исторические события, о которых напоминают изображенные архитектурные и скульптурные памятники, связанные с этими событиями. Такой пейзаж называют историческим. Он оживляет в памяти давно минувшее и дает ему определенную эмоциональную оценку. Представителями исторического пейзажа прежде всего надо назвать Николая Константиновича Рериха и Апполинария Михайловича Васнецова. Оба увлекались археологией и были большими знатоками русской старины. В 1903 году Н.К. Рерих пишет «Изборские башни», «Крест на Труворовом городище», позже воскрешает ратное прошлое древнего города в картинах «Дозор», «Вижу врага», «Земля славянская». Художник поставил перед собой задачу воспеть языком живописи красоту древнерусского зодчества, убедить современников в огромной ценности памятников старины. А.М. Васнецов в городских пейзажах восстанавливал картины быта наших предков. Он писал Москву XVII века.
(Слайд 19, гиперссылка при нажатии на картины)
4. Эпический пейзаж
Величавые картины природы, полные внутренней силы, особой значимости и бесстрастного спокойствия характерны для эпического пейзажа. В некотором смысле идеальный образ русской земли, славной своими лесными богатствами, широкими полями и могучими реками, создал Иван Иванович Шишкин. Характерна в этом отношении последняя большая работа Исаака Ильича Левитана – «Озеро», художник дал ей второе название – «Русь», обозначив, таким образом, эпическую программу произведения. В этом пейзаже художник стремится показать собирательный образ русской природы в ее характерном состоянии.
(Слайд 20, гиперссылки)
5. Романтический пейзаж
В пейзаже порой запечатлевается бунтарское начало, несогласие с существующим порядком вещей, стремление подняться над обыденным, изменить его. Грозовые тучи, клубящиеся облака, мрачные закаты, буйство ветра – мотивы романтического пейзажа. Дух романтизма присутствует в картинах Алексея Кондратьевича Саврасова «Проселок» и «Рожь». Проникнуты романтическим чувством динамичные пейзажи Федора Александровича Васильева. Художником-романтиком называли Ивана Константиновича Айвазовского. В выдающемся произведении Николая Константиновича Рериха «Небесный бой» над волнистыми очертаниями холмов громоздятся облака – то клубящиеся, то прямые и острые, как стрелы. Сочетание динамичности с величавой и торжественной монументальностью можно отнести к эпико-романтическому пейзажу.
Природа – это книга мудрости. Прочитать эту книгу, овладеть драгоценным богатством, заложенным в ней, помогает пейзаж. Он изображает природу в отдельных ее проявлениях и поэтому может постепенно открывать ее сокровенный смысл. Природа учит и воспитывает нас непосредственно, ежедневно и глубоко.
(Слайд 21, гиперссылка-подсказка)
III. Закрепление материала
1. Какие пейзажи по виду изображения вы можете назвать? 2. Как отличаются пейзажи по характеру? 3. Какой пейзаж вам ближе по духу? 4. Определите вид и характер пейзажей, нарисованных волгоградскими художниками
(Слайд 22)
IV. Практическая работа
Выполнить эскиз на тему «Дорога, по которой мне хотелось бы пройти» или «Архитектурный пейзаж, который я хотел бы увидеть вокруг себя (пейзаж будущего, настоящего, прошлого)». Материалы: альбом, простой карандаш, уголь (на выбор). Зрительный ряд: Ф. Васильев. Деревенская улица. А, Лентулов. Пейзаж с сухими деревьями и высокими домами, Храм Василия Блаженного. М. Добужинский. Домик в Петербурге, А. Бенуа. Версаль. Прогулка короля. Айвазовский. Черное море. Б. Яковлев. Транспорт налаживается. Рылов. В голубом просторе. Поленов. Московский дворик. Левитан. Вечерний звон, Озеро. Рерих. Земля славянская. Небесный бой. Васильев. Перед грозой.
(Слайд 23)
V. Анализ работ
VI. Выставление оценок в дневник и журнал
(Слайд 24)
– Спасибо за урок!
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Виды пейзажей в изобразительном искусстве
Виды пейзажей
Жанр пейзажа - сравнительно молодой по отношению к портрету, батальной или религиозной картине. Стремительное развитие пейзажа во всем своем разнообразии сделало его одним из наиболее популярных и любимых жанров изобразительного искусства. Существует множество подвидов этого жанра.
Рассмотрим наиболее известные виды пейзажа.
ПРИРОДНЫЙ – пейзаж с изображением природного ландшафта лесов, полей, рек, явлений природы в разные времена года. Написание пейзажа всегда требует о художника личного эмоционального отношения к состоянию природы, которое автор собирается отобразить на холсте. Природные пейзажи в свою очередь имеют подвиды по изображаемым ландшафтам – горный, лесной, стеной, морской пейзажи. Последний – это особое направление, которые мы вынесли отдельно.
МОРСКОЙ – марины, морские картины в виде самостоятельного направления в пейзаже появились в Нидерландах в 17 веке. В штиль и шторм, в любую погоду море прекрасно. Волны и морской прибой, морская стихия на картинах художников зачастую олицетворяет людские проявления любви, страсти, умиротворения.
СЕЛЬСКИЙ – картины деревень и сел, пейзажи крестьянской жизни. В деревенских пейзажах художники воспевают единение с природой, гармоничное сосуществование человека и окружающего мира, простой и понятный сельский быт, любовь к родному краю.
ГОРОДСКОЙ–пейзаж города, другое название урбанистический пейзаж. Виды улиц и кварталов населенных жителями и транспортом. В итальянском искусстве ренессанса существовала ведута – городской вид с детальным изображением зданий, уютных улочек, мостовых и тротуаров.
АРХИТЕКТУРНЫЙ – пейзаж, демонстрирующий красоту зданий и сооружений и их фрагментов.Каменные мосты, башни и крепости, храмы и маяки становятся объектом внимания художника. Пейзажисты этого направления любят изображать исторические постройки и развалины античных городов.
ПАРКОВЫЙ (усадебный) - пейзаж обжитой человеком природы, обустроенной для приятного время провождения. Аккуратные дорожки и удобные скамьи, романтичные фонари, изящные статуи и фрагменты архитектуры характерны для паркового пейзажа.
ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ, промышленный пейзаж – появился с развитием большого производства и городского строительства. Такие пейзажи можно встретить в творчестве импрессионистов и более всего в период соцреализма, когда достижения в промышленности воплощали художники в художественных произведениях.
ЛИРИЧЕСКИЙ пейзаж или пейзаж настроения. Такие пейзажи выразительно передают зрителю настроения и впечатления художника от природы в момент написания картины. Это может быть безмятежная тишина и спокойствие туманного утра, или уныние и безысходность холодной ненастной осени.
www.art-paysage.ru
Что такое пейзаж и фотопейзаж
Здравствуйте, уважаемые фотолюбители!
Пейзажная тема настолько обширна, что когда я начал готовить эту статью и собирать материал по теме, то сам удивился. Если вы, как и я прежде, думаете что пейзаж изображает лишь природу, то глубоко заблуждаетесь. На самом деле у него много значений, а потому он многолик и разнообразен!
В этой исследовательской статье мы рассмотрим все его известные и малоизвестные значения. Затем отберём основополагающие мысли и выведем универсальное, обобщающее определение. Более того, обсудим ЧТО ТАКОЕ ФОТОПЕЙЗАЖ и чем он ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ПЕЙЗАЖА.
- Пейзаж по всем понятиям
- Что такое фотопейзаж
- Пейзаж и фотопейзаж — какая разница
Пейзаж по всем понятиям
Для начала прочитаем, какое определение даёт пейзажу Википедия:
ВИКИПЕДИЯ
ПЕЙЗА́Ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком ПРИРОДА.
По сути, Википедия вто́рит многим толковым словарям русского языка, и в частности, словарю О́жегова С. И.
СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ
ПЕЙЗАЖ — рисунок, картина, изображающая ВИДЫ ПРИРОДЫ.Толковый словарь О́жегова Сергея Ивановича
Действительно, основная цель пейзажа — передать на изображении ПРИРОДУ. Однако, это не всё.
Вот, что добавляет к общеизвестному пониманию Викисловарь, перечисляя семантические свойства этого слова. Любопытно четвёртое значение:
ВИКИСЛОВАРЬ
ПЕЙЗАЖ — 1 … 2 … 3 … 4 ОПИСАНИЕ, изображение природы, какой-либо местности в ЛИТЕРАТУРНОМ или МУЗЫКАЛЬНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ.
Как видите, пейзаж не только рисуется, но также ОПИСЫВАЕТСЯ СЛОВАМИ в литературе и ОБЫГРЫВАЕТСЯ ИНСТРУМЕНТАМИ в музыке.
И наконец, дополнительные сведения о понятии пейзажа нам раскрывает Художественная энциклопедия:
СЛОВАРИ И СПРАВОЧНИКИ
В ПЕЙЗАЖЕ воспроизводятся реальные или воображаемые ВИДЫ МЕСТНОСТЕЙ, АРХИТЕКТУРНЫХ ПОСТРОЕК, ГОРОДОВ, (городской архитектурный пейзаж — ведута), МОРСКИХ ВИДОВ (марина) и т.п. Часто пейзаж СЛУЖИТ ФОНОМ в живописных, графических, скульптурных (рельефы, медали) произведениях других жанров.Художественная энциклопедия
По мнению Художественной энциклопедии, к пейзажу можно отнести ЛЮБОЙ вид местности, природный или рукотворный.
Учитывая все озвученные определения, можно вывести универсальное понятие пейзажа.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ПЕЙЗАЖ это:1. ИЗОБРАЖЕНИЕ ЛЮБЫХ МЕСТНОСТЕЙ, природных или рукотворных, передающее перспективы и пространства, включающее в себя различные детали и объекты;
2. ОПИСАНИЕ этих местностей в литературе;
3. их ОБЫГРЫВАНИЕ в музыке.
Алексей ~NaFotobloge.ru~
Вернуться к содержанию ↑
Что такое фотопейзаж
В согласии с выводами, сделанными выше, нетрудно дать определение фотопейзажу.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ФОТОПЕЙЗАЖ — это фотографический снимок общего вида местности, передающий глубину, пространство и перспективу, а также включающий в себя различные детали и объекты этой местности.Алексей ~NaFotobloge.ru~
Такое всестороннее понятие фотопейзажа значительно расширяет галерею пейзажных изображений.
ПРИРОДНЫЙ пейзаж (смешение первозданной и преображённой человеком природы)
ГОРОДСКОЙ пейзаж — ведута (на снимке Старый Таллин)
СЕЛЬСКИЙ или ДЕРЕВЕНСКИЙ пейзажи
МОРСКОЙ пейзаж — марина
РЕЧНОЙ или ОЗЁРНЫЙ пейзажи
ПУСТЫННЫЙ пейзаж
ЛЕСНОЙ пейзаж
Вернуться к содержанию ↑
Пейзаж и фотопейзаж — какая разница?
Ввиду вышесказанного не трудно догадаться, что есть две категории пейзажистов — ПЕЙЗАЖИСТЫ-ХУДОЖНИКИ и ПЕЙЗАЖИСТЫ-ФОТОГРАФЫ. Процесс работы этих людей и отличает пейзаж от фотопейзажа.
В отличии от художника, фотограф-пейзажист не может добавлять или убавлять что-либо на снимке в момент фотосъёмки. А художник, напротив, может позволить себе внести любые правки на холст во время рисования пейзажной картины.
Однако следует признать, что современные технологии не стоят на месте. И теперь, во время редактирования цифровых изображений, фотографы тоже могут включать или исключать некоторые детали на пейзажных фотографиях. Вот наглядный пример:
1. Первый снимок — это изображение, полученное в момент съемки речного пейзажа
2. А вот та же фотография, но после обработки в графическом редакторе GIMP
Как видите, я добавил валунов в реку, чтобы заполнить пустую воду. Удалил веточку с верхней части кадра. Добавил контрастности снимку (по своему вкусу). И повысил цветовую насыщенность. Правки незначительны, но изменения в лучшую сторону.
Редактировать пейзажные снимки или нет, добавлять или удалять детали на них — личное дело каждого фотографа. Но очевидно то, что научиться обрабатывать свои фото полезно каждому, даже фотографу-любителю. Именно поэтому я предлагаю вам стать подписчиком моего блога, чтобы освоить простейшие приёмы съёмки и обработки фотоснимков.
На этом исследовательская статья, посвящённая анализу понятий пейзажа и фотопейзажа, окончена.
Если материал было для вас полезен, поделитесь им с друзьями через кнопки социальных сетей или выскажитесь в комментариях. А я желаю вам дальнейших успехов в изучении фотографии и освоении фотодела!
С благодарностью вам за интерес к моему творчеству,
Алексей ~ NaFotobloge.ru
nafotobloge.ru
Что такое пейзаж в понимании художника и фотографа?
Многим начинающим художникам и фотографам интересно, что такое пейзаж и как правильно его изображать в своих работах. Долгое время этот жанр искусства в списке перечисления занимал чуть ли не последнюю позицию. Всему виной искаженное понимание людей, представляющих окружающую природу лишь в виде фона основной картины. Сегодня пейзаж занимает уже лидирующие позиции. Ведь представления о жанрах искусства кардинально изменились.
Что такое пейзаж? Чем он отличается от других жанров изобразительного искусства? Это тип картины, на которой изображена определенная местность или природа. Допускается наличие какого-либо объекта, например, постройки или человека. Различают городской и сельский пейзаж, ландшафты, изображение зданий, виды городов и деревень. Картина состоит из таких основных элементов: поверхности земли, растений и животных, построек, человека, перспективы вида. Необязательно наличие всех элементов, но некоторые из них должны присутствовать.
Пейзаж в живописи особенно прекрасен, потому что художник не только изображает окружающую его природу, как фотограф, а, в первую очередь, передает состояние своей души. При внимательном изучении любой картины можно уловить мысль ее создателя, почувствовать его характер, настроение. Нередко пейзажи рождаются в воображении мастера, на полотне он передает свои мысли и чувства. Художник вкладывает в работу всю свою душу, тем самым открывается перед другими людьми. Именно по этой причине некоторые картины стоят миллионы.
Фотографы и художники особенно любят сельский пейзаж, поскольку в деревне можно не ограничивать себя, днями напролет подбирать лучшие картинки, ракурсы и освещение. Особенно красивыми получаются закаты и восходы, тогда и освещение более мягкое, и растения оживают, становятся реалистичными и живыми. Что такое пейзаж в понимании фотографа? Это работа с окружающей природой. Лучше всего фотографировать на открытых площадках и бескрайних просторах. В этом случае снимки получаются особенно захватывающими.
Пейзажную фотографию сделать не так просто. Ведь необходимо как можно дольше удержать внимание зрителя, чтобы ему хотелось всматриваться в нее, различая малейшие детали. В каждой работе должен быть заложен смысл, прослеживаться цепочка связанных между собой предметов. Например, взгляд зрителя может перемещаться от дерева к дому, а затем к тропинке или дороге. Каждая картина индивидуальна, и даже один и тот же пейзаж, сфотографированный в разном ракурсе и в разное время суток, не будет выглядеть одинаково.
Если рассматривать с точки зрения художника, что такое пейзаж, то это, прежде всего, состояние его души, переданное на полотне через определенные образы. В таких картинах чувствуется единение человека с природой, их взаимопроникновение. Пейзажный жанр наиболее доступен для понимания людьми. Здесь нет каких-то непонятных знаков и фигур, картины с видами природой очень просты и сложны одновременно. Поверхностный просмотр покажет одно изображение, а при детальном изучении всплывут новые элементы и оттенки.
Картины с пейзажами всегда привлекали внимание, потому что с их помощью человек может почувствовать свое единство с окружающим миром.
fb.ru
Пейзажная фотография
Фото видео студия "Бекар" - профессиональная фото видео съёмка!
Пейзаж — жанр изобразительного искусства, основной задачей которого является отображение окружающей природы как в первозданном её виде, так и в изменённом человеком в той или иной степени. Поскольку фотография является одним из видов изобразительного искусства, пейзажная фотография полностью соответствует этому определению. Главным изобразительным центром пейзажной фотографии является природа во всех её проявлениях.
Конечно же пейзаж, как жанр, появился задолго до изобретения фотографии - в живописи. И отточенные столетиями художественные средства изображения пейзажа сформировали ряд необходимых условий, обязательных для этого жанра фотографии. Линейная перспектива, тональная (воздушная) перспектива, оптическая перспектива, композиция кадра, световое пространство и цвет — вот главные характеристики пейзажной фотографии, способные не только очень точно передать состояние окружающей природы в определённый момент времени, но и выделить смысловой центр снимка без применения дополнительных манипулятивных техник. И несмотря на то, что в пейзажной фотографии допускается присутствие в кадре людей или животных, им однозначно отводится роль стаффажа — элемента пейзажа, существующего для оживления изображения и играющего в этом изображении второстепенную роль.
По сути пейзажная фотография — это документальная фотография о природе. По виду изображаемого пространства пейзажная фотография может быть земной, водной, астрономической и метеорологической. Земная пейзажная фотография изображает ландшафт, рельеф и растительность и при этом бывает сельской и городской.
Водный пейзаж (морской пейзаж, марина) — это изображение водной (морской) стихии.
Астрономическая пейзажная фотография изображает небеса (звёзды, созвездия, Солнце, Луна),
а метеорологическая — погоду и осадки (туман, дождь, тучи, смерчь и т. д.).
По способу изображения пространства пейзажная фотография может быть камерной и панорамной. Камерная фотография в данном случае не подразумевает узкого круга зрителей, а выражает чисто техническую характеристику — небольшой, узкий угол обзора изображаемого пространства.
Панорамная пейзажная фотография является абсолютной противоположностью — это фотография, угол обзора которой может превышать зачастую 180 градусов.
По степени восприятия зрителем пейзаж может быть по аналогии с музыкой минорным или мажорным. Трагичным или торжественным. Унылым или весёлым. В решении этой задачи фотографу на помощь приходит теория цвета, а именно один из её разделов — психология цвета. Зная, какие цвета и как действуют на сознание зрителя, фотограф может настраивать цветовой баланс композиции пейзажа для достижения конкретного результата. При этом в пейзаже не всегда холодные оттенки могут создавать атмосферу враждебности, а тёплые - дружелюбия. Мелкая цветная растительность на фоне чёрных грозовых туч выглядит беззащитно, а снимок в целом вызывает чувство тревоги, в то время как холодный Эльбрус вызывает трепет и восторг своим величием.
Безусловно, в одном снимке с лёгкостью могут перекликаться одновременно несколько перечисленных природных пространств и состояний, но важным в этом случае для пейзажного фотографа будет решить, что именно в данном снимке является смысловым центром, и выделить этот центр при помощи изобразительных средств — перспективы, композиции, света, цвета.
Если такого центра нет, то пейзажная фотография носит чисто эстетический, повествовательно-конкретный характер и используется в декоративных, научных или публицистических целях. Именно к категории эстетической по восприятию относится пейзажная фотография-пленэр — правдивая передача в изображении природы красочного богатства изменений цвета в естественных условиях под воздействием солнечного света и атмосферы.
Если в пейзажной фотографии всё же присутствует смысловой центр, то такой пейзаж будет заряжен эмоционально-драматической (или эпической) энергией и обретёт черты художественной пейзажной фотографии.
Наряду с обязательными условиями создания пейзажной фотографии существует и ряд условий, носящих специфический характер — динамичность, ракурс, подробность. Учитывая, что фотография является статичным и беззвучным видом изобразительного искусства, именно в фото пейзаже наиболее трудно передать те или иные атмосферные явления с большой точностью. Как на фотографии пустыни показать сильный ветер? Как горные исполины изобразить более величественно? Именно в этих случаях пейзажного фотографа спасают знания о динамике кадра, точке съёмки и ракурсе.
Большое распространение в наше время получила туристическая пейзажная фотография. Не являясь по сути отдельным жанром, туристическая пейзажная фотография стала очень популярной благодаря как доступности фототехники, так и возможности посещать самые отдалённые уголки нашей планеты.
Главная особенность пейзажной фотографии заключается в её доступности. Она не требует никаких декораций и постановочных трюков, она не зависит от настроения фотомодели и предпочтений заказчика. Она зависит от окружающей природы и погодных условий. И в этом смысле пейзажная фотография неповторима. Будь то парк или аллея в черте города, а может горный массив или тихая гладь озера за его пределами — везде, где бы Вы не находились, на отдыхе или в командировке, в своей стране или за её пределами, везде присутствует она — природа — потрясающее естественное пространство, способное менять форму, содержание и цвет ежеминутно, изо дня в день, круглый год, на протяжении тысячелетий... И даже если пейзажная фотография, сделанная Вами, не будет содержать никакого смыслового ядра, она всегда будет эстетична, а значит, всегда будет напоминать Вам о сущности и формах прекрасного.
Статьи по теме:
Архитектурная фотография
Свадебная фотография
Документальная фотография
Репортажная фотография
Уличная фотография
Портрет
Фотография как профессия
Вебинар по фото и видеосъёмке
© Студия Бекар. Все права защищены.
Любое использование материалов допускается только с указанием активной ссылки на источник.
bekarstudio.ru
Краткая история пейзажа в живописи
Первые рисунки, которые были сделаны человеком, известны еще с первобытных времен, и уже тогда люди наряду с собой и животными, своими делами и заботами изображали природу. Это было довольно схематично, но все же позволяло восхититься талантом и врожденным чувством восхищения природой и ее красотой.
Позже древние греки и римляне изображали свои собственные сады или сады своих господ, создавая восхитительной красоты фрески. Практически все наследие греков и римлян с изображением местной природы исчезло, испарилось и было уничтожено многими столетиями истории. Но и люди того времени поступили с пейзажем не самым лучшим образом, попросту забыв о нем и изображая деревья и растительность, холмы или горы исключительно как обстановку для жизнедеятельности человека. С XVI века, когда вслед за строгой канонизацией живописи и всей культуры под теологию, веру в Бога и богословие приходит очеловечивание искусства, пейзаж снова становится одним из основных жанров живописи. Пейзаж стал частью жизнью человека, неотъемлемо связанной с ней и демонстрирующей не просто красоту природы, но и человека как венца этой природы.
Голландский пейзаж Именно Голландия стала страной-первооткрывателем пейзажа в современном нам понимании. Эта страна, которая с XVII века стала развиваться быстрыми по сравнению с другими европейскими государствами темпами, наращивала потенциал среднего класса. Представители этого класса, которые были, разумеется, людьми образованными, начитанными и стремящимися к чему-то великому, важному и ценному, украшали стены своих квартир и домов различными предметами живописи. В том числе, позволяя себе похвастать перед своими друзьями и родными отличными видами на лучшие места Европы и Востока, который именно в этот период времени начинает активно осваиваиваться и изучаться. К концу XVIII в. к Голландии как к стране, где развивалась портретнаяживопись, прибавились Англия, чьи обеспеченные дворяне отправлялись в путешествия по всему миру, чтобы наблюдать за людьми, явлениями и природой и изображать это, а также Франция. Такие путешествия получили название Grand Tour, а вместе с названием — и огромную популярность среди тех представителей дворян, кто мог позволить себе такие путешествия. Безусловно, кульминацией развития портретной живописи можно назвать век девятнадцатый. Именно в этот период, а точнее во второй половине XIX века пейзажи стали писаться на пленере, то есть на свежем воздухе, на природе. Эту новацию ввели барбизонцы, представители барбизонской школы живописи во Франции.
И те же французы отказались от канонов Академии художеств, создали свое собственное независимое сообщество импрессионистов и писали природу так, как они видели. Пожалуй, лучшим пейзажистом того времени можно смело назвать Клода Моне, который оказал огромное влияние на многих пейзажистов двадцатого века, которые писали картины маслом.
Но перед двадцатым веком были такие фамилии, как Поль Сезанн и Винсент Ван Гог, которые создавали совершенно необычные работы, столь же необычно показывая природу родной земли и других, чужих государств.
Другие статьи, которые могут быть Вам интересны
xn--74-dlcheb2fvc.xn--p1ai
Техники пейзажа в живописи: основные моменты
Техники пейзажа зависят не только от манеры автора, но и направления, в котором он работает.Скажем, если импрессионисты обыгрывали свет и работали широкими мазками, воспринимая мир через призму эмоций, то академисты придерживались «буквы закона» и не отклонялись ни на йоту от достоверности. Камиль Писсаро, Ван Гог, Сезанн, Гоген и Моне рисовали на свежем воздухе. Техника пейзажа была основана на игре солнечных бликов по всему пространству картины. Большое влияние на импрессионистов оказали граверы из страны восходящего солнца.
Картины реалистов как зеркало отражали реальность, и отношение художников к происходящему угадать чрезвычайно сложно. Барочные мастера увлекались излишествами. Их картины несколько пафосны и роскошны. Художники выписывали детали с изощренной подробностью. Они рисовали идеалистические картины, стремясь вернуть некогда потерянный рай. Первозданный хаос пугал людей, а разрушительные силы природы олицетворяли человеческие страсти. Природа на барочных картинах предстает словно укутанная королевской мантией. Картины романистов пронизаны светом, в них читается надежда на лучший мир. Наивность и юность идут руку об руку. Романисты облагораживали картины и своих персонажей. Как правило, мораль таких полотен проста: самое главное в жизни — это любовь.
Разновидности пейзажа: художественная техника
Различают следующие виды пейзажей: сельский, топографический, пейзажи с изображением сельской жизни, архитектурные, пейзажи с животными и пейзажи с людьми. Каждый из этих типов пейзажей имеет свою неповторимую технику. Четко выраженный пейзаж, который имеет точные физические данные: длину, высоту, объем, характерен для топографического пейзажа. Технические параметры для таких картин важнее всего, даже важнее цвета и идейного содержания. Скульптурный рельеф каменоломни, принадлежащий кисти Сезанна, типичный пример такого пейзажа.
Картины повседневной жизни привлекали внимание к различию культур разных стран и народов. Пейзаж в таком случае выступал органичной средой, где живут и трудятся люди. Художники обращали особое внимание на созвучие элементов картины. Француз Жан Милле — признанный мэтр в данной области.
Если в пейзаж вписана архитектура, то художник должен соблюдать стилистику. Рисовать пейзаж размашистыми мазками, а потом создавать здания аккуратными стежками не получиться, ведь это испортит весь рисунок. Поэтому в этом случает художник должен либо уделить внимание точному изображению архитектурных элементов, либо прибегнуть к цветовым плоскостям, без прописывания деталей и игре светотени.
Если на пейзаже присутствует человек или животное, то художник чаще всего располагает его боком, давая возможность зрителю насладиться картиной. Живое существо оживляет пейзаж, но не становится главным персонажем на холсте. Художники словно подчеркивали, что природа — это и наслаждение и поле для деятельности человека. В любом случае, многие признавали, что природа несоизмеримо больше, чем человек.
Чем можно нарисовать пейзаж?
Техника пейзажа в живописи также во многом зависит от материала, который использует в работе художник. Это может быть простой карандаш, масляные краски или акварель. Современные художники владеют всеми видами техник и им подвластен любой материал. Такие виртуозы, как Василий Афанасьевич Лесков, с легкостью создают настоящие шедевры.
Простой карандаш придает картине вид наброска (примеры набросков В.А. Лескова), который был сделан под влиянием эмоции — восторга, благоговения или радости. Художник быстрыми движениями кисти фиксирует один момент, тот самый, что задел его за живое. Масляные краски требует более основательного подхода. Между слоями, которые последовательно наносятся на холст, художник делает перерыв для высыхания. Картины масляными красками — это продуманное и глубокое произведение, которое требует подготовительной работы. Акварель — это подвижная структура, которая также требует стремительности кисти и хорошего знания материала.
Какой бы техникой рисования художник не воспользовался, главное, чтобы картина была ценна с точки зрения идеи и исполнительского мастерства.
art-leskov.ru