Азанбек Джанаев (1919-1989). Осетинские картины


» Мир нартов глазами осетинских художников Осетия Квайса

Мир нартов глазами осетинских художников

/800/600/http/osetia.kvaisa.ru//data/uploaded/1_55.jpg

В День осетинского языка и литературы Национальная научная библиотека Республики Северная Осетия-Алания порадовала ценителей прекрасного воплощением своего нового интересного творческого проекта. Здесь сегодня открылась выставка «Нартский эпос в произведениях осетинских художников». Шалва Бедоев, Мурат Джикаев, Батрадз Дзиов и Виктор Цаллагов без лишних слов и долгих уговоров передали устроителям свои работы, посвященные столь значимой теме. А некоторые из многочисленных картин нартовского цикла ушедшего из жизни заслуженного художника России Юрия Дзантиева любезно предоставил его брат – самый известный в республике искусствовед и писатель Анатолий Дзантиев.

Осетинский нартовский эпос (все-таки такой вариант в произношении и написании рекомендовал самый большой знаток национальной филологии Васо Абаев) всегда привлекал внимание художников. Более того, благодаря ему, многие из них сформировались как яркие личности. Чего стоят только имена корифеев национального изобразительного искусства Махарбека Туганова и Азанбека Джанаева, которые получили всенародное признание, шагнувшее за пределы Осетии, именно за серии работ, посвященных нартовскому эпосу.

«Тема нартского эпоса вечна, она красной нитью проходит через всю историю и культуру осетинского народа. К ней мы прибегаем часто, но каждый раз раскрываем для себя по-новому. И это во многом благодаря творчеству талантливых осетинских художников, которые позволяют нам увидеть многообразный мир нартов разными глазами», – сказала, открывая выставку, заслуженный деятель искусств Северной Осетии Зара Газданова. Среди выставленных работ именитых художников можно было увидеть полотна «Борьба гигантов» и «Джигитовка перед свадьбой» Батрадза Дзиова, «Курдалагон» и «Мудрость веков» Виктора Цаллагова, «Дзерасса на прогулке» Шалвы Бедоева, а также ряд рисунков Мурата Джикаева о нарте Сослане. Все картины совершенно разные как по стилю, так и по творческой манере, но каждая из них в полной мере отражает мужественный дух и несравненную доблесть героев древних осетинских сказаний.

«Там, где есть искусство – там есть цивилизация», – уверенно заявил действительный член Академии художеств России Шалва Бедоев. А заслуженный художник России Мурат Джикаев отметил, что нартовский эпос можно изучать миллионы лет, и даже тогда его глубина и многогранность не иссякнут. «Это бездонный золотой колодец осетинского национального искусства», – афористично подчеркнул он.

Стихотворную оду нартиаде произнесла и народный поэт Осетии Ирина Гуржибекова. Строки в авторском исполнении звучали в смысловой тональности, которая в наибольшей степени соответствовала творческому замыслу:

Пусть вспомнит наш потомок славный,

Как нас святая цель вела.

Как в царство мертвых шли Сосланы,

Чтоб только Родина жила.

Наш сайт уже отмечал, что Национальная научная библиотека Северной Осетии может стать интеллектуальным и культурным центром республики. И это действительно происходит с каждым новым нетрафаретным мероприятием общереспубликанского звучания. Открывшаяся интересная выставка и благодарность министра культуры РСО-Алания Фатимы Хабаловой, несомненно, в полной мере подтверждает этот вывод.

/800/600/http/osetia.kvaisa.ru//data/uploaded/2_44.jpg

Цаллагов В. "Курдалагон", 2005 г.

Бедоев Ш. Дзерасса на прогулке, 1995 г.

Бедоев Ш. "Дзерасса на прогулке", 1995 г.

Дзантиев Ю. Притча о чувяке и сапоге.

Дзантиев Ю. "Притча о чувяке и сапоге".

osetia.kvaisa.ru

Азанбек Джанаев (1919-1989) | Художественный музей

23 июля 2015, 11:19

 

ДжанаевВ истории осетинского изобразительного искусства много ярких талантливых имен. Одно из них — Азанбек Джанаев, народный художник РСФСР, заслуженный деятель искусств СОАССР, лауреат премии К.Л.Хетагурова.

Азанбек Джанаев относится к тому поколению художников, которые пришли в осетинское изобразительное искусство в конце 50-х начале 60-х годов, пополнив собой тогда еще немногочисленную плеяду художников-профессионалов. Человек своего времени, воспитанный настоящим патриотом, он был заражен страстью к учебе и горячей любовью к Родине. А.Джанаев воистину народный художник ему дорого все что связанно с историей, жизнью и бытом осетинского народа. Весь свой талант он направляет на то, чтобы как можно достовернее и глубже передать это в своих произведениях.

Наследие А.Джанаева бережно собирается и хранится в коллекциях музеев, особенно полным и многочисленным собранием может похвастаться Северо-Осетинский художественный музей им. М.С.Туганова. В залах музея регулярно развертываются выставки работ этого художника и тогда перед зрителями оживает Осетия со своей историей, эпосом и современностью.

Живопись, графика, скульптура, кинематография — таков диапазонтворческой деятельности А.Джанаева. Неуемная жажда познания, энергия, трудолюбие, стремление попробовать свои силы в разных областях толкали его к поискам новых возможностей для самовыражения. Он создал произведения, вошедшие в сокровищницу национального искусства.

Родился Азанбек Джанаев в 1919 году в городе Владикавказ. В 15 лет он поступает в местный педагогический техникум, а в 1937 едет в Ленинград и поступает в 6 класс художественной школы при Всероссийской Академии художеств. В 1939 году Джанаев участвует во Всесоюзной выставке самодеятельных художников в Москве. В 1940 году исполняется его мечта — он студент живописного факультета института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина. Но война на долгие пять лет отрывает Джанаева от учебы. Азанбек уходит на фронт. После тяжелой контузии в 1943 году он демобилизуется и возвращается в родной город.

Само время диктовало основные темы – Азанбек создает произведения, проникнутые чувством глубокого патриотизма: «Бой под селением Гизель», «Героический подвиг Ч.З.Мильдзихова», «Подвиг Ботоева», «Портрет Исса Плиева» и др. И пусть эти работы еще не отличаются тем мастерством в композиции и рисунке, которым так виртуозно овладеет Азанбек Джанаев к окончанию института, но они несут в себе огромный заряд любви к родине ее верным защитникам. Великая Отечественная война определила гражданственную позицию Джанаева как художника — быть в курсе общественных проблем современности, утверждать положительный идеал советского человека в искусстве. Запечатлеть для потомков героические дела защитников родины художник считает для себя главной задачей. В достоверной и убедительной передаче военных событий и героев войны помогло художнику его личное участие в войне. Люди сильных характеров, значительных судеб становятся героями его произведений.

После войны он возвращается в институт и переводится на графический факультет, где в то время преподавали замечательные мастера советской графики К.И.Рудаков и И.М.Конашевич.За время учебы Азанбек создает иллюстрации к поэме М.Ю.Лермонтова «Измаил-Бей», пишет картину «Аланы в походе». Это полотно — восхищение историческим прошлым осетин. Лишь на мгновение придержали воинствующие аланы коней на вершине холма и тут же готовы ринуться вперед. Уже в этой работе ясно проступил тот темперамент, тот неспокойный характер Джанаева, который так ясно прочитывается в более поздних его работах.

ДжанаевВ это же время Джанаев вынашивает мечту об иллюстрировании «Нартских сказаний». Эту тему он и берет для своей дипломной работы. Первым среди художников к иллюстрированию «Нартских сказаний» обратился выдающийся осетинский художник М.С.Туганов. Его воздействие на молодых художников было огромно. Не только произведения, но и общение с Тугановым, его дружеские советы были важны для начинающего художника.

Сам Джанаев так вспоминал о встречах с Тугановым: «Никто так, как он не выразил дух своего народа. Я часто с ним встречался, и каждый раз уходил обогащенный. Он был для меня своеобразной школой, можно сказать институтом». Туганов создает настолько убедительный, впечатляющий образ нартов, что невольно приходишь к выводу: именно такими, только такими они должны быть. Он через психологическую характеристику каждого персонажа дает представление об особенностях своего народа. Наиболее ярко это выражено в таких листах, как «Батрадз в борьбе с небожителями», где фигура одного Батрадза символизирует собой всю неустрашимость, смелость , весь непокорный нрав нартов.

Очень трудно было для молодого художника не повторить Туганова, найти свою интерпретацию образа. Временную трактовку образов Туганова Джанаев сохраняет в своих работах — оба они отталкиваются от средневековой Алании, привлекая даже более ранние исторические пласты. Джанаев берет из нартских сказаний для иллюстрирования сюжеты, передающие героические эпизоды эпоса, отступает от текста, чтобы придать ему больше динамичности, экспрессивности.

Ни в одном из вариантов нартских сказаний нет такой интерпретации гибели нартов, какую дает нам Джанаев в листе «Бой нартов с небожителями» или «Гибель нартов». Он показывает момент столкновения противоборствующих сил – небожителей и нартов. Листы, этой серии, полные захватывающей силы и динамики, глубокого историзма, стали программным произведением художника, свидетельством его зрелости и мастерства. Художнику удалось выразить силу, мощь и величие нартских героев.

Преподаватели отметили эту серию «как выдающееся явление, говорящее об их авторе как об опытном рисовальщике – профессионале с богатой фантазией, совершенно свободно владеющем сложнейшими композициями». В работах Джанаева живет живой, нетерпеливый, страстный характер автора; за редким исключением они начисто лишены статичности, спокойствия.

После окончания института неугомонная жажда познания приводит Джанаева в Москву. Он поступает на режиссерский факультет ВГИКА. Азанбек мечтает о создании в Осетии своей студии художественных фильмов. Но, узнав, что для этого в ближайшие годы нет возможностей, он приходит к выводу о бесполезности в таком случае продолжать учебу.

Недаром говорят что , если ты умеешь мечтать ,то мечты сбываются: благодаря редкому упорству и целеустремленности, он все-таки претворяет свою мечту о создании художественного фильма в жизнь. Сначала дебютирует, как художник, в фильме «Фатима» (производство Грузия-фильм). Прекрасный этнограф, он сумел тонко передать в декорациях, в одежде национальный колорит.Затем приступает к созданию художественного фильма — фильм «Осетинская легенда» по произведению барона Икскуля «Тбау Уацилла». Он несколько лет и много сил отдает своему творению , буквально каждая деталь фильма была им взвешена, выстрадана. Исполнители ролей в фильме выбирались им с таким же пристрастием, они должны были быть носителями наиболее характерных национальных черт. Этот первый художественный фильм целиком рождался только благодаря фанатичному энтузиазму его создателей. Даже некоторые костюмы к нему Азанбеку приходилось шить самому. Сценарист, художник, режиссер – вот перечень его основных обязанностей. Только страстное желание этого человека создать фильм «Осетинская легенда» помогло ему преодолеть все трудности.

В августе 1966 г. «Спутник кинозрителя» писал: «Очевидно, имя это надо запомнить. Фильм «Осетинская легенда» переводит его из рядов кинолюбителей в число профессионалов. Ведь можно сравнить его работу с массовой продукцией киностудий и тогда окажется, что сравнение-то это не выгодно для многих профессиональных картин».

Значительное место в творчестве художника занимает историческая тема, он не раз обращается к событиям периода революции и Гражданской войны (серия «Осетия в прошлом», «Прибытие Дзарахохова с делегатами «Дикой дивизии» в Петроград» и др.) В них художник утверждает принцип интернационализма, единства людей в борьбе за общее дело.

В 50-е годы Джанаев создает величественный портрет легендарного сына осетинского народа талантливого полководца, дважды Героя Советского Союза Генерала армии Исса Плиева. На первом плане картины военачальник в бурке, папахе, на прекрасном, могучем коне, суровое лицо, взгляд обращен вдаль. За его спиной внизу идет дислокация войск — его конный отряд ,наводящий ужас на врага и передвигающиеся по заснеженным полям танки. Все это действие происходит на фоне тревожного неба, покрытого серыми облаками. Само название картины символично: «Победитель. Генерал армии Исса Плиев». К 66 — летию Победы в городе Москва в музее Великой Отечественной Войны экспонировалась выставка посвященная присвоению городу Владикавказу звания «Владикавказ — город Воинской Славы». Эта картина А.Джанаева претворяла выставку.

Работая над конкретным национальным образом, художник накапливает иконографический материал, который в дальнейшем используется в работе над жанровой картиной. Так в огромном полотне «Вывод невесты» отдельные фрагменты композиции, образы стариков, гостей, воспринимаются как портретные образы в силу своей завершенности и убедительной силы характеров. В горном селе свадьба . Радостные лица гостей, невеста в национальном платье скромно потупив взор — олицетворение молодости и целомудрия. И над всем этим прекрасное голубое небо и величественные горы.

 

Джанаев

Убедителен и собирательный образ народного героя Чермена «Чермен». Образ бунтаря, восставшего против существующей несправедливости, воплощает в себе народную силу, мощь, свободолюбие. Джанаев долго и мучительно вынашивал замысел создания фильма «Чермен». Но не вышло, не дали, он так и не смог перешагнуть через бюрократический барьер и сломался.Обращается художник и к такому жанру как портрет. В работе над образами таких выдающихся деятелей осетинской культуры, как Коста Хетагуров («Коста, сидящий за столом», «Коста- художник») и Владимира Тхапсаева («Портрет актера В.Тхапсаева в роли Отело») внимание художника сконцентрировано на передаче богатства внутреннего мира, глубины их духовной жизни.

В 70-х годах Джанаев вновь обращается к «Нартскому эпосу». В отличие от раннего цикла, поздние листы при всей их взаимосвязи, образной системы отличаются повышенным интересом к цвету («Плач Дзерассы над телами Ахсара и Ахсартага», «Свадьба Батрадза»), а в композиции «Гибель нартов» усилением драматического звучания. Трагическое,звучание этого произведения создается пластической трактовкой форм, тональным решением листа, контрастом светотеневых отношений. Новые листы нартской серии отмечены печатью виртуозного мастерства; безукоризненным совершенством форм и линий, пластической выразительностью.

ДжанаевВо всех его произведениях, будь то живопись или графика, обращает на себя внимание четкий выразительный рисунок, сложная развитая композиция, в которой ясно читается замысел художника. И хотя Джанаев работает в различных областях изобразительного искусства, он остается прежде всего графиком. Даже в живописных работах наиболее сильной стороной остается рисунок: очень динамичный, быстрый, полный внутренней энергии, передающий стремительное движение.Джанаев выступал и как прекрасный анималист. Редко какое произведение художника обходится без изображения лошадей. Еще в детстве он подолгу любовался красотой этого животного,изучал его строение, повадки, делал зарисовки.

В 1981-1982 годах художник создает серию «Поэма о коне» — дань любви к этому благородному животному. В работах художника конь-это верный друг, готовый выручить своего хозяина в сложных ситуациях Художник показывает его неразрывное единство с человеком. В совершенстве зная анатомию коня, Джанаев изображает его во всевозможных ракурсах. Он любуется его красотой, его грацией, благородной осанкой.

Пробует свои силы Джанаев и в скульптуре: «Старики», «Всадник», «Аланский воин» , всего в коллекции художественного музея семь работ, выполненных в гипсе. Все творчество Азанбека Джанаева подтверждает истину что талантливы человек талантлив во всем.На протяжении всего творческого пути Джанаев выбирает темы и сюжеты, рожденные жизнью и имеющие важное историческое значение в судьбе осетинского народа — он черпал вдохновение в древней истории своего народа в его эпосе и в настоящем времени.

ДАРЧИЕВА З.Д.

www.hudmuz15.ru

Старые фотографии - новые впечатления

Национальный осетинский костюм.Как он выглядел,как менялся в зависимости от времени и моды.Какие украшения носили осетины  в 19-м- 20-м веке.А также посмотрим на людей той эпохи.Небольшая подборка фотографий расскажет нам об этом.Многие фотоматериалы представлены впервые.0_26f48_41c2c261_XLScan100210144Осетинки за работой.Scan100220054

Scan100220055Осетинская пляскаScan100220056Осетин ТерскойхадиковыХадиковыScan100210150

азамат джериевАзамат Джериев(?)IMAGE1763

IMAGE0781

00010129

IMAGE0237

IMAGE0766

IMAGE0769

IMAGE0794

IMAGE0765

ббббб...в трауреб

ббб

бб

бббб

гиоева сашаГиоева Саша

3

IMAGE0797

Scan100190077

Scan100220032

алдаковы-дауровы

Scan100210145

астемир-хан агнаев

IMAGE1036

Scan100080079

беликовыБеликовы.

калманова фатимаКалманова Фатима

Scan100220047

салбиев каурбекСалбиев Каурбек(?)

салбиевы эльхотовоСалбиевы(?)Эльхотово

салбиева(урусова) дунетхан гагузовнаСалбиева(Урусова)Дунетхан Гагузовна

Scan100120101

IMAGE0235

IMAGE0236

2

1

4

005

Огромная благодарность  за помощь в подготовке материала Святославу Беликову и Артуру Церекову.

При использовании фотоматериалов ,ссылка на блог обязательна.Спасибо за понимание!

Сайт"СТАРЫЙ ВЛАДИКАВКАЗ"

ikar2011.livejournal.com

Осетинский "Пир Нартов" послужил иллюстрацией к тексту о достопримечательностях КБР

Дирекция и сотрудники художественного музея им. М. Туганова, выразили возмущение по поводу того, что в телевизионной программе, посвященной путешествию по соседней Кабардино-Балкарии, в качестве иллюстрации к тексту была использована картина выдающегося осетинского художника Махарбека Туганова, - передает Sputnik Южная Осетия.

Телепередача "Маршрут построен. Кабардино-Балкария" вышла в эфир 1 канала 10 июля. В программе речь шла о достопримечательностях соседней республики, о ее культуре и традициях. Достаточно большой фрагмент в передаче-путешествии был посвящен "Нартовскому эпосу адыгов", а также национальным танцам. Сотрудников музея возмутило то обстоятельство, что рассказ об одном из героев кабардинской версии эпоса сопровождала иллюстрация знаменитого "Пира Нартов", выдающегося осетинского художника Махарбека Туганова. При этом ни авторство, ни принадлежность работы указаны не были.

"Нас, сотрудников художественного музея Туганова, прямо скажем, удивил следующий факт: в качестве иллюстрации к рассказу о кабардинском нартовском эпосе была использована самая известная картина выдающегося осетинского художника, которая является визитной карточкой нашего музея, — "Пир нартов". Хотелось бы, чтобы для пропаганды красот своего края наши уважаемые соседи использовали богатое наследие собственной культуры", — говорит главный хранитель Художественного музея им. М. Туганова Залина Дарчиева.

Туганов был первым исследователем и первым иллюстратором осетинского "Нартовского эпоса", определившим характер главных героев и создавшим их визуальные образы. Еще в 1947 году было осуществлено академическое издание "Нартовского эпоса" с иллюстрациями Туганова. Но первые работы Туганова —  графические листы, на которых герои эпоса обрели индивидуальные особенности, относятся к 1927 году. 

Сотрудники музея рассказали Sputnik, что репродукции произведений Туганова давно и бессовестно используются внутри самой Осетии всеми, кому не лень, в самых разных, в том числе и коммерческих целях. Однако, последнее время появилась и другая тенденция, работы Туганова стали использовать представители соседних республик, для того чтобы иллюстрировать свои варианты мифологии, а иногда и истории.

"Будучи осетинским художником, фольклористом, этнографом и знатоком осетинской хореографии, он создал героев этнически и антропологически именно осетинского типа, поместив в пространство картины артефакты, происхождение которых уходит в скифо-сарматско-аланскую древность. Поэтому очень странно было слышать о героях кабардинского эпоса, в частности о Сосруко, и видеть танцующего на чаше нашего Сослана", — подчеркивает искусствовед, заместитель директора музея Людмила Бязрова.

В последнее время историческое и культурное наследие Республики Северная Осетия-Алания оказывается предметом спекуляции. А за причастность к скифо-сарматско-аланскому наследию и вовсе развернута целая информационная война. Подобные случаи выглядят некорректными и, по словам сотрудников музея, должны быть взяты под контроль правительством республики. Руководство республики, по мнению искусствоведов, должно реагировать на подобные явления и защищать национальное достояние Осетии.

 

 

 

Комментарии для сайта Cackle

15ironpost.ru

Осетинское искуcство | Художественный музей

Уникальность, особенность музейного собрания – в существовании отдела осетинского искусства, который начал формироваться в сороковые годы и сегодня позволяет проследить историю становления и развития визуальной культуры Осетии (свыше 3000 единиц хранения). В этом отделе выделяется коллекция осетинского примитива: скульптура Сосланбека Едзиева и живопись Xаджумара Сабанова. В разделе пластики особый интерес представляет коллекция скульптур учеников Александра Терентьевича Матвеева – Сосланбека Тавасиева и Давида Дзантиева.В разделе осетинской живописи, графики, скульптуры заслуживают особого внимания произведения основоположников профессио¬нального искусства Коста Хетагурова, Махарбека Туганова, АзанбекаДжанаева, Сосланбека Тавасиева. Достаточно полно собрано творчество художников последующих поколений — Аслагирея Хохова, Юрия Дзантиева, Батра Калманова, Хсара Гассиева, Казбека Хетагурова, Шалвы Бедоева, Магомета Чочиева, Магреза Келехсаева, Батраза Дзиова, Мурата Кабулова, Валана Харебова, Виталия Цховребова, Таймураза Айларова, Жоржа Гасинова, Евгения Шугаева, супругов Эльбруса и Ирины Цогоевых, Мурата Джикаева, Валерия Цагараева, Аслана Арчегова, Юрия Побережного, Николая Василенко и др.Осетинская скульптора, занявшая особое место в истории не только национального искусства, но и российского искусства, представлена именами братьев Дзантиевых, Надежды Баллаевой, Сергея Санакоева, Чермена Дзанагова, Бориса Шанаева, Владимира Хаева, Бориса Тотиева, Лазаря Гадаева, Михаила Дзбоева, Николая Нестеренко, Заурбека и Виталия Дзанаговых, Амирана Баликоева, Юрия Кцоева, Аслана Кучиева, Алана Корнаева, Руслана и Станислава Тавасиева, Казбека Наскидаева, Сергея Цахилова и др.Декоративно-прикладное искусство — еще один раздел, охватывающий протяженный отрезок времени (ХIХ – ХХ вв.): это коллекция изделийнародных мастеров (ювелиров, резчиков по дереву, кузнецов), работхудожников, самостоятельно сформировавших свой стиль (Ибрагима Тезиева, Агубе Икаева, Даурбека Цораева),основоположников профессионального прикладного искусства Юрия Атарова, Ольги Малтызовой, Маирбека Царикаева, Алексея Цараева. Коллекция произведений мастеров ДПИ 80-90-х годов интересна обращенностью к национальной архаике и символике, поиском новых выразительных форм и оригинальных технических средств воплощения.Это росписи по ткани и эмали Людмилы Байцаевой, пластика в бронзе Вадима Джиоева.

Коллекции отдела «Осетинское изобразительное искусство»:

— Осетинское искусство конца XIX – 30-е гг. ХХ века— Осетинское искусство в 40-50-е гг.— Осетинское искусство в 60-70-е гг.— Осетинское искусство 80 – 2000- х гг.

Осетинское искусство конца XIX – 30-е гг. ХХ векаКоста Хетагуров, Махарбек Туганов (Портрет А. Шанаева, «Чермен», «Старик Гаглоев»), Сосланбек Тавасиев (раннее дерево, камень), Давид Дзантиев («Сидящий юноша»)

Осетинское искусство в 40-50-е гг.Махарбек Туганов (серия иллюстраций к эпосу), Сосланбек Тавасиев (Эскиз к памятнику Салавату Юлаеву), Аслангирей Хохов (2 листа – эпос, 1 лист из «Гизельской трагедии», Азанбек Джанаев (неск. листов «Эпоса»).Скульптура: Сергей Санакоев, А. Дзантиев, Чермен Дзанагов.

Осетинское искусство в 60-70-е гг.Батр Калманов «Одевание невесты», Юрий Дзантиев «Возвращение с покоса», «Портрет братьев Дзантиевых», Хсар Гассиев «Айсай-аназай», Умар Гассиев «Портрет Г. Дзагурова», Ю. Бигаев (линогравюры), А. Пономарь,Р. Хасиева. Б. Шанаев, Б. Тотиев, Д. Цораев, Н.Баллаева, Л. Гадаев, М. Дзбоев.ДПИ – А.Икаев, О.Малтызова, М.Царикаев,

Осетинское искусство 80 – 2000- х гг.Казбек Хетагуров, М. Чочиев, Э. Саккаев, Ш. Бедоев, М. Келехсаев, М.Кабулов, Б.Дзиов, В. Харебов, Е. Шугаев, Х.Сабанов, У. Козаев, З. Валиев,Ю. Абисалов, А.Есенов, Р. КаркусовЭ. Цогоев, М. Джикаев, В. Цагараев, Ю.Побережный, Аслан ХетагуровЮ. Кцоев, С. Цахилов, А. Корнаев, З. Дзанагов, Р. и С. Тавасиевы, А. Баликоев, А. Кучиев.Л. Байцаева, В.Джиоев.

40-50 годы

60-70 годы

80-2000-е годы

 

Конец 19 века — 30-е годы 20 века

www.hudmuz15.ru

Их картины дарят нам ощущение праздника с запахом жизни Родины. МИА «Южная Осетия сегодня»

Президент Леонид Тибилов принял известных представителей искусства Осетии Магреза Келехсаева и Аркадия Кумаритова, которым Указом главы государства присвоены почетные звания «Народный художник Республики Южная Осетия».

Леонид Тибилов отметил, что в своих полотнах наши именитые художники отражают всю красоту жизни, природы Осетии и самобытность осетинского народа.

«Очень приятно приветствовать сегодня лучших представителей Осетии. Мы благодарны вам за ваши работы, в которых вы прославляете нашу Родину – это очень благородное дело. У нас открыт новый Краеведческий музей. Я бы хотел, чтобы и ваши работы украшали его стены», – сказал Президент.

Он подчеркнул, что между союзами художников Южной и Северной Осетии не должно быть никакого разделения. В этой связи, он поручил Министру культуры Мадине Остаевой посодействовать организации встречи между художниками обеих республик и обсудить вопросы более тесного сотрудничества.

«Писатели Южной и Северной Осетии не так давно объединились в единый союз. Думаю, было бы неплохо такой же союз организовать и художникам. Необходимо сделать шаги в этом направлении», – отметил Леонид Тибилов.

kartini-daryat-nam-oshhushhenie-prazdnika_3-p

Магрез Келехсаев, в свою очередь, поблагодарил Президента и Министерство культуры Южной Осетии за оказанное внимание, и отметил, что именно любовь к Родине вдохновляет его творчество.

«Мои работы есть во многих музеях, но часть работ я хочу подарить и Южной Осетии», – сказал он.

Магрез Келехсаев — художник, сценограф, живописец, педагог. Народный художник России (2008). Лауреат Государственной премии РФ (1984). Родился 21 мая 1940 года в с. Чеселт, Юго-Осетинской автономной области ГССР. Магрез Келехсаев получил образование, как и многие художники его поколения, сначала в Цхинвальском художественном училище им. М.Туганова, а затем в Ленинградском художественном институте им. И.Репина, по специальности «театральный художник окончил его с отличием в 1974 году. С 1974 года преподает во Владикавказском художественном училище. В том же году принят в Северо-осетинский государственный академический театр им. В. В. Тхапсаева, проработав там более 20 лет. Член Союза художников СССР с 1974 года.

Он художник негромкий, но ёмкий. Многие годы по окончании института работал сценографом в осетинском театре и оформил десятки театральных постановок на высочайшем профессиональном уровне. М. Келехсаев — глубоко национальный художник.

Художник целиком посвятил себя станковой живописи. Лейтмотив всех его живописных произведений – родная земля — Осетия. Картины-пейзажи писаны в характерной келехсаевской манере – они как бы сотканы из отдельных жизненных сюжетов, с мельчайшими подробностями быта, среды обитания и деятельности человека, объединенных единым временным пространством и настроением. Его картины дарят нам ощущение праздника, запахом жизни Родины.

Он изобрёл свой приём и широко пользуется им : обрезанные кругляки больших веток деревьев как изумительный декоративный орнамент присутствуют во многих его пейзажах, создавая особую атмосферу различных времен года, с присущими им цветом и ритмом. Магрезовское изображение зимы – это божественно красиво, авангардно и национально одновременно.

Много у художника и современной, авангардной живописи, где он с удовольствием экспериментирует с ритмом, цветом, пространством, добивается особой динамики, сильных, острых ощущений, впрочем, не уходя от собственной манеры письма.

kartini-daryat-nam-oshhushhenie-prazdnika_6-pВ последние годы он несколько видоизменяет стиль работы, и на холстах как бы раскрываются те маленькие сюжеты, из которых прежде состояли его картины. Пишет шире, свободнее, в вещах много света, ощущения радости и торжества природы.

Келехсаев сложившийся мастер. Что делать – главное в творчестве любого художника и делает это отлично.

Аркадий Кумаритов родился в Цхинвале. В 1986 году окончил Цхинвальское художественное училище, а затем факультет живописи Северо-Осетинского госуниверситета.

7-pВпервые его работы были выставлены на выставке художников Северной Осетии в 1977 году и сразу привлекли внимание знатоков и любителей живописи. Художнику близка пейзажная живопись, которой он отдается с упоением. Работает ли мастер над образом своего героя или пишет горный пейзаж, в каждом штрихе художника чувствуется пылкая страсть к родному уголку Осетии.

Тесно общаясь с природой и все глубже постигая ее первозданную чистоту, он очень трепетно передает свои чувства зрителю. Кисти Аркадия Кумаритова удается передать различные времена года, отобразить жизнь простых горцев, их быт и проблемы. Ему вполне подвластен городской ландшафт — с особой теплотой он воссоздает заповедные уголки старого Цхинвала. В своих работах художник запечатлел и многие святилища Осетии, сохраняя тем самым соборную общность народа.

south-ossetia.info

» Буйное пиршество живописи Юрия ДЗАНТИЕВА Осетия Квайса

Буйное пиршество живописи Юрия ДЗАНТИЕВА

Игорь ДЗАНТИЕВ

Ю.Дз.Три выдающихся скульптора – Давид, Инал и Александр Дзантиевы – яркой страницей вошли в историю изобразительного искусства Осетии. Каждый из них создал запоминающиеся образы, которые обрели свое неповторимое место в национальной творческой сокровищнице. Александр стал продолжателем сложившихся в семье художественных традиций, передав дар творчества двум из своих сыновей – Юрию и Анатолию. Юрий ДЗАНТИЕВ (1930-2000), которому 22 июня исполнилось бы 80 лет, не только поддержал высокое реноме скульпторов Дзантиевых, но и во многом пошел дальше. Правда, на живописном поприще, что лишь расширило фамильный художественный почерк.

На жизненном пути Юрия было немало дорог, уже проторенных старшими. Также, как и Давид, он окончил Академию художеств в Ленинграде и тоже попал к настоящему мастеру – народному художнику СССР Б.Иогансону, что во многом способствовало как получению классического образования, так и становлению творческо-философских воззрений молодого живописца.

«Иогансон был прекрасным педагогом, – вспоминал Ю.Дзантиев свои студенческие годы, – деликатным, требовательным и толерантным. Он понимал нас и никогда не стремился навязать свою жесткую волю. Но он требовал от нас мастерства, профессионализма, не терпел дилетантской небрежности. Сам великолепно знал технологию живописи и своим ученикам прививал вкус к серьезной, добротной работе, к профессиональной культуре и ответственности».

Заложив в городе на Неве прочный фундамент, Юрий вернулся в родную Осетию и работал с неутомимостью увлеченного человека. Вскоре после окончания Академии в 1959 году во Владикавказе состоялась выставка произведений Ю.Дзантиева, о таланте которого заговорили и специалисты, и многочисленные поклонники живописи. Никто не мог тогда предположить, что эта первая выставка так и останется у Юрия Дзантиева единственной персональной, а следующая пройдет только в 2005 году в Москве, в Центральном Доме художника, через пять лет после смерти, благодаря титаническим усилиям брата Анатолия. Тогда же братом впервые был издан и прекрасный альбом мастера, в который вошли избранные произведения Юрия Дзантиева и материалы к его биографии.

Уже только эти факты говорят о том, что для Юрия Дзантиева первоосновой деятельности был творческий процесс, художественные искания в постижении действительности, а не стремление любой ценой быть в центре общественного внимания. Тем более, что никаких препятствий для организации персональной выставки или издания собственного альбома – хоть в Москве, хоть во Владикавказе – у него не было: завоевав авторитет, он также, как ранее отец и дядя Инал, был избран председателем Союза художников Северной Осетии, а кроме того – секретарем Союза художников России, оставаясь в этом качестве в течение многих лет. Однако, будучи очень строг к себе и своему творчеству, художник из года в год откладывал свое персональное выставочное свидание с широкой общественностью, мотивируя это тем, что еще не достаточно подготовлен к столь ответственной встрече.

В том же 2005 году большая персональная выставка Юрия Дзантиева состоялась в художественном музее им. М.Туганова и в выставочном зале на проспекте Коста во Владикавказе. А через три года в республиканском Доме искусств прошла выставка его произведений, которую образно можно было назвать «Знакомый незнакомец», ведь представленные картины – живопись, графика, акварель, сценография – до этого никогда не выставлялись.

Анализируя творческое наследие Юрия Дзантиева, нельзя не отметить широчайший тематический и жанровый диапазон художника, который мог переносить на холст свое внутреннее состояние и экспрессивным мазком, созвучным новейшим концепциям современного европейского авангарда, и строгими красками русской классической школы. Он был по натуре неутомимым творческим экспериментатором, до конца дней работая в поисках художественной истины.

Из статьи доктора искусствоведения Светланы Червонной«Искусство, неподвластное времени»

Юрий ДЗАНТИЕВ. Поэма о море.

Юрий ДЗАНТИЕВ. Поэма о море.

Пожалуй, именно Юрию Дзантиеву принадлежит роль человека, решительно выпустившего из запечатанной бутылки  «джина» невиданной, не традиционалистской, «нон-конформистской» живописи, созвучной новейшим концепциям современного европейского авангарда.

Появление его полотен подобно мощному взрыву творческой энергии. Свободные  от  подробной, навязчиво-иллюстративной разработки фабулы, даже от изобразительности (во всяком случае, в банально-натуралистическом понимании ее сущности), они поражают силой экспрессии, трепетной эмоциональностью, свободным полетом раскованной фантазии и  глубиной философских обобщений.

Что же касается ассоциаций и точек соприкосновения с мировым наследием, с европейской культурой, то здесь придется вспомнить не только Матисса и Сезанна, Модильяни и Пикассо, модерн, кубизм, все лабиринты, метания и достижения живописи XX века, но снова и снова глубинные пласты, давние традиции, классические основы современной культуры – византийские мозаики и русские иконы,  Джотто  и  Эль Греко,  Веласкеса и Караваджо. Эстетическая «всеядность»  XX  века позволяет  Юрию Дзантиеву перешагнуть через какую бы то ни было ограниченность, превращает его современную   мастерскую в своеобразную  энциклопедию мировой культуры,  в  буйное  пиршество живописи.

Творческий мир писателей, художников чрезвычайно сложен и запутан. В нем никогда не бывает одной правды, а каждый считает себя, как минимум, великим и не до конца по достоинству признанным. И нужно обладать недюжинными качествами, чтобы в этом элитарном клубе к тебе относились с искренним уважением. Юрий Дзантиев по натуре был справедливым и по-человечески добрым. Именно поэтому он не только в течение десяти лет оставался во главе творческого союза, но и был по-настоящему дружен со многими из коллег.

Особенно близкая дружба связывала Юрия Дзантиева с Эльбрусом Саккаевым. Собственно, в какой-то момент она переросла в блистательное творческое содружество, которое подарило Осетии особо чтимый в народе шедевр – известное каждому жителю полотно «Святой Уастырджи».

Из рассказа Анатолия Дзантиева, брата художника

Изображение 008

Юрий ДЗАНТИЕВ, Эльбрус САККАЕВ. Святой Уастырджи.

Они написали несколько холстов. Эти два таланта удивительно понимали друг друга, работали на высоком творческом подъеме, весело, с огоньком. Можете себе представить двух скрипачей, из которых один только лишь начинал тему, а другой мгновенно ее подхватывал и развивал. В результате редкого взаимопонимания они создали, к примеру, «Святого Уастырджы». В редком доме нет репродукции этой картины. Она как бы вписалась в народную душу. А великолепный холст «Царь Инесмей» на основе аланской истории… Он, как и «Святой Уастырджы», находится в Доме искусств и, несмотря на свою незавершенность по ряду технических причин, картина производит цельное впечатление. Вообще я должен сказать, что Эльбрус всегда был тонким знатоком изображения лошади. А лошадь писать – это сложная вещь и доступна далеко не многим художникам. В названных холстах лошади писались Эльбрусом. Остальное – уже моим братом. Рождались эти холсты виртуозно, что еще раз говорит о высоком классе этого содружества.

Когда-то нуждаясь в поддержке сам и понимая всю важность этого для тех, кто делал первые шаги в искусстве, Юрий Дзантиев много сил отдавал педагогическому поприщу, воспитав достойных учеников. И в этом – его еще одна неоспоримая заслуга перед культурой Осетии.

Таймураз Маргиев, председатель Союза художников РСО-А, ученик Юрия Дзантиева

Юрий Александрович – яркий человек, который заражал своей любовью к искусству каждого своего ученика. Мы все верили, что станем большими мастерами. И эту веру он в нас поддерживал. Он не ограничивался занятиями по расписанию. Он возил нас в Кобань к себе на дачу, водил нас в свою мастерскую, приносил нам запрещенные книги, рассказывал нам о западных художниках, о европейском авангарде… Чем старше я становлюсь, тем больше понимаю масштаб его личности. В юности воспринимаешь экспрессивность его работ. С возрастом начинаешь понимать и ценить их философскую наполненность, их глубину.

Главное, магистральное направление, которому следовал Юрий Дзантиев в своем творчестве – Осетия, ее люди, традиции и обычаи осетинского народа. Нартский эпос был для него великим средством общения со зрителем, возможностью изобразительными средствами рассказать о том, что больше всего волнует. Он создал целую серию запоминающихся работ, написанных по мотивам осетинского нартского эпоса. Одна из картин связана с мифом о посещении осетинами ада, возникшем еще задолго до появления «Божественной комедии» Данте. Картина «Анахорт» также основана на древней легенде о человеке, до скончания века обреченном на одиночество, потому что при жизни не любил принимать гостей. Птица «Симург» с тремя головами символизирует настоящее, прошлое и будущее. А картина « Зачатый камень» посвящена самому почитаемому в Осетии святому – Уастырджи.

Обращаясь к нартскому эпосу, Юрий Дзантиев продолжил дело, начатое Махарбеком Тугановым, которого глубоко почитал не только за яркий талант, но и за высокие гражданские качества, что не является часто встречающимся сочетанием. Оценка личности М.Туганова стала своеобразным творческим и патриотическим манифестом Ю.Дзантиева.

Из статьи Юрия Дзантиева «Выдающийся осетинский художник»в альманахе «Советская Осетия», №17, 1960 г.

Мечта каждого истинного художника – создать в запоминающихся образах историю прошлого и настоящего своего народа, его жизнь и борьбу, понять и выразить его стремления, показать своеобразие характера, темперамента и окружающей природы. Если к этому добавить всю сложность профессиональных форм выражения, стоящих перед художником, то становится ясным, что осуществление подобных задач под силу не всем художникам. Одним из немногих, кому удалось выразить высшие цели художника-гражданина, был Махарбек Сафарович Туганов. Человек большого таланта, исключительной работоспособности и требовательности к себе, человек большого ума и удивительной скромности, он целиком посвятил себя служению народу.

Юрий ДЗАНТИЕВ. Аллегория агрессии.

Юрий ДЗАНТИЕВ. Аллегория агрессии.

Юрий Дзантиев и сам при всей углубленности в мир творчества никогда не уходил от острых нравственных и общественных проблем. Он с большой болью воспринимал происходящее в Южной Осетии, стараясь всячески поддержать молодых художников юга и публично выразить свою принципиальную позицию в отношении агрессивного грузинского национализма. В 1997 г. Юрию Дзантиеву было присвоено звание народного художника Южной Осетии, чем он очень гордился.

Творческое наследие мастера насчитывает сегодня более 400 живописных работ. Когда в 2005 году Глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров приехал в Цхинвал на инаугурацию Эдуарда Кокойты, то привез с собой необычный подарок – огромное полотно Юрия Дзантиева «Аллегория агрессии». И это было вдвойне символично. Во-первых, внутренним смыслом картины и параллелями  с современностью (картина изображала человека, на которого, как на Осетию, с двух сторон нападают разъяренные звери). Во-вторых, колоритной личностью самого автора – народного художника Республики Северная Осетия-Алания, народного художника Республики Южная Осетия, заслуженного художника России Юрия Дзантиева, который действительно в равной мере принадлежал  и осетинскому северу, и осетинскому югу, и всей великой России.

Работы Юрия ДЗАНТИЕВА, посвященные осетинскому нартскому эпосу, смотрите в разделе «Фотогалерея» (здесь).

Юрий ДЗАНТИЕВ. У водопада.

Юрий ДЗАНТИЕВ. У водопада.

Юрий ДЗАНТИЕВ. Осетинка в национальном костюме.

Юрий ДЗАНТИЕВ. Осетинка в национальном костюме.

Юрий ДЗАНТИЕВ. И слепой царь поведет слепой народ.

Юрий ДЗАНТИЕВ. И слепой царь поведет слепой народ.

Юрий ДЗАНТИЕВ. Три слезинки Бога.

Юрий ДЗАНТИЕВ. Три слезинки Бога.

Юрий ДЗАНТИЕВ. Ночная фантазия.

Юрий ДЗАНТИЕВ. Ночная фантазия.

Юрий ДЗАНТИЕВ. Портрет братьев-скульпторов Дзантиевых.

Юрий ДЗАНТИЕВ. Портрет братьев-скульпторов Дзантиевых.

Юрий ДЗАНТИЕВ. Возвращение с покоса.

Юрий ДЗАНТИЕВ. Возвращение с покоса.

Юрий ДЗАНТИЕВ. Кобанский пейзаж.

Юрий ДЗАНТИЕВ. Кобанский пейзаж.

Юрий ДЗАНТИЕВ. Праздник в Осетии.

Юрий ДЗАНТИЕВ. Праздник в Осетии.

osetia.kvaisa.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта