Описание картины Александра Самохвалова «Девушка в футболке». Картины самохвалов
А. Н. Самохвалов: картина "Девушка в футболке"
А. Н. Самохвалов принадлежит к тому поколению советских художников, чей творческий путь начинался в первые годы становления советского искусства. Это был период бурного роста новой социалистической культуры, время, когда складывались новые эстетические принципы. В искусстве это время отмечено подлинными открытиями, серьезной переоценкой старых художественных ценностей.
Художники, пришедшие в искусство в 20-х годах, были захвачены переменами, происходившими в окружающей жизни. Творческая молодежь, среди которой мы встречаем и Самохвалова, прекрасно чувствовала свое время. Она жила мыслями и думами нового поколения. Именно для этой молодежи было характерно стремление к поискам новых выразительных средств искусства, способного рассказать о времени ярким, образным языком, способного передать ее романтический порыв.
Упорно овладевая в эти годы профессиональным мастерством, Самохвалов среди художников старшего поколения выбирает своим учителем К. Петрова-Водкина, подлинного новатора в искусстве, открывшего нам удивительно новый мир человеческих образов, глубоко национальных и демократичных в своей основе.
Однако Самохвалов не стал подражателем большого и самобытного художника. У молодого мастера определился свой круг образов, своя тема в искусстве.
Мастер портрета
В 20-х — начале 30-х годов Самохвалов много работает над портретом. Именно в этом жанре он находит для себя, для своей творческой индивидуальности наибольшие возможности отразить новую действительность. В лучших своих работах этих лет — «Молодая работница», «Метростроевка», «Вузовка» — художник создает глубоко типический образ своей современницы. Он дает собирательный тип нового советского человека.
Наиболее ярким и, если можно так сказать, «эпохальным» решением этого образа явился портрет молодой спортсменки, вошедший в историю советского искусства под названием «Девушка в футболке» (1932 год).
По глубине социального содержания, по силе образного и живописно-пластического решения картина «Девушка в футболке» стала самым выдающимся произведением в творчестве Самохвалова. В ней много искреннего, неподдельного чувства восхищения художника молодостью, энергией, жизнелюбием, душевной красотой комсомолки-активистки, чей облик несет в себе неповторимые приметы той замечательной эпохи.
Особенностью изобразительного языка этого произведения является предельная ясность и простота. Фигура девушки, изображенная крупным планом, занимает почти всю поверхность холста. Этим художник достигает впечатления монументальности и значительности образа. Изображение дано на светлом фоне, что усиливает роль силуэта, который отличается здесь особой гармонией форм.
Композиционная четкость, ритмичность линий, подчеркнутая чередованием белых и черных полос футболки, создают ощущение спокойствия, силы, пластической красоты. В сдержанной цветовой гамме, мягко моделируя форму, художник пишет лицо и руки девушки.
Лицо ее, безусловно, индивидуально портретно: широкое, несколько скуластое, с характерно очерченным ртом, с открытым, прямым взглядом живых и умных глаз. Перед нами волевой, сильный духом человек.
Художник любуется здесь красотой молодости, красотой энергии, цельностью человеческого характера. Он заставляет всем этим любоваться и нас. В этом и заключается непреходящая ценность художественного произведения, которое не только «документ эпохи», имеющий «исторический» интерес. Подлинное произведение искусства создает общезначимые человеческие ценности — они не исчезают вместе с эпохой, их породившей, а вызывают чувство восхищения и у последующих поколений. Именно к числу таких произведений и относится «Девушка в футболке» Самохвалова.
Похожие статьи:
mamotvet.ru
На солнце (картина А. Самохвалова) — Циклопедия
«На солнце» (English: In the Sun) - картина известного советского художника, Заслуженного деятеля искусств РСФСР (1967) Александра Николаевича Самохвалова (1894-1971)[1][2], на которой изображена Мария Алексеевна Клещар-Самохвалова (1915-2000), жена художника.
[править] История написания
Портрет «На солнце», датируемый 1953 годом, - самое ранее из известных живописных изображений Марии Алексеевны Клещар-Самохваловой (1915-2000), второй жены художника Александра Николаевича Самохвалова (1894-1971), написанный им в Гурзуфе, в Доме творчества художников имени К. А. Коровина.
Впервые Мария Клещар позировала Самохвалову в 1950 году в его работе над серией иллюстраций к роману «Степан Разин». Потом была работа над иллюстрированием подарочного двухтомника «Анны Карениной» и «Евгения Онегина» для Госиздата. Иллюстрации к «Евгению Онегину», выполненные акварелью, стали последней большой графической работой Самохвалова.
В живописных произведениях Самохвалова образ Марии Клещар встречается с начала 1950-х и до последних работ художника. М. А. Клещар-Самохвалова вспоминала об этом времени: «Летом мы снимали под Ленинградом комнату. Александр Николаевич писал этюды, портреты, а когда появлялся материальный просвет, мы ехали в Гурзуф в Дом творчества имени Коровина».[3]
Портрет «На солнце» сочетает передачу внешнего сходства и характерного для Самохвалова приподнятого мироощущения. Фигура молодой женщины написана в свету, только лицо дано в тени от широкополой панамы, популярной у отдыхающих в Крыму в 1950-е годы. За спокойным выражение лица с правильными чертами, чуть утомлённого позированием и южным солнцем, угадывается волевой характер.
[править] Экспонирование
После смерти А. Самохвалова картина «На солнце» хранилась у М.А. Клещар-Самохваловой, от которой в начале 1990-х перешла в частное собрание. В 1994 году портрет экспонировался в Санкт-Петербурге в Мемориальном музее Н. А. Некрасова на выставке «Этюд в творчестве ленинградских художников 1950-1980-х годов».[4]
В 1996 году портрет А. Самохвалова «Под солнцем» экспонировался в Мемориальном музее Н. А. Некрасова на выставке «Живопись 1940-1990 годов. Ленинградская школа».[5]
В 2007 году картина «На солнце» Александра Самохвалова была воспроизведена в книге «Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа»[6], изданной на русском и английском языках петербургским издательством НП-Принт.
Описание портрета «На солнце» и его места в галерее образов М. А. Клещар-Самохваловой, созданных А.Н. Самохваловым, дано в статье С.В. Иванова «Что движет солнце и светила» (Петербургские искусствоведческие тетради, выпуск 34, 2015), приуроченной к столетию со дня рождения М.А. Клещар-Самохваловой (1915-2000).[7]
- ↑ Баршова И., Сазонова К. Александр Николаевич Самохвалов. Л., Художник РСФСР, 1963.
- ↑ Сазонова К. Памятные встречи в Тучковом переулке. // А. Самохвалов. В годы беспокойного солнца. Проза. Статьи. О художнике. Критика, воспоминания, письма. СПб, 1996. С.265.
- ↑ Клещар-Самохвалова М. А. Я благодарна судьбе // Самохвалов Александр Николаевич. В годы беспокойного солнца. СПб, Всемирное слово, 1996. С.283.
- ↑ Этюд в творчестве ленинградских художников. Живопись 1950-1980 годов. Каталог. СПб, 1994. С.6.
- ↑ Живопись 1940—1990 годов. Ленинградская школа. Каталог. СПб, 1996. С.4.
- ↑ Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб, НП-Принт, 2007. С.147.
- ↑ Иванов С. В. Что движет солнце и светила // Петербургские искусствоведческие тетради. Вып. 34. СПб, 2015. С.228-232.
- Александр Николаевич Самохвалов. Выставка произведений. Каталог. Авторы вступительной статьи и составители каталога И. Баршева и К. Сазонова. Л., Художник РСФСР, 1963. с.20.
- Самохвалов А. Н. Мой творческий путь. Л., Художник РСФСР, 1977.
- Зингер Л. Александр Самохвалов. М., Советский художник, 1982.
- Этюд в творчестве ленинградских художников. Живопись 1950—1980 годов. Каталог. СПб, 1994.
- Самохвалов Александр Николаевич. В годы беспокойного солнца. СПб, Всемирное слово, 1996.
- Живопись 1940—1990 годов. Ленинградская школа. Каталог. СПб, 1996.
- Иванов С. В. Неизвестный соцреализм. Ленинградская школа. СПб, НП-Принт, 2007. С.147, 343, 347.
- Иванов С. В. Что движет солнце и светила // Петербургские искусствоведческие тетради. Вып. 34. СПб, 2015. С.228-232.
Описание картины Александра Самохвалова «Девушка в футболке»
Самохвалов, известный художник советского периода, создал много выдающихся работ. Одной из известнейших в его коллекции картин стала «Девушка в футболке». Полотно 1932 г. получило восторженные отзывы критиков. До сих пор эта поразительная по мастерству и замыслу работа из минувшей эпохи привлекает зрителей.
На холсте крупным планом изображена фигура и лицо девушки – Евгении Адамовой. Автор выбрал молодую жену одного партийного работника как прекрасный образец передового советского человека. Известно, что девушка была школьной учительницей. Но глядя на портрет, можно узнать намного больше об этом человеке.
Футболка на теле выступает символом современности. Футболка в черно-белую продольную полоску кажется недорогой, лаконичной. Больше привлекает стремительный разворот тела модели, выражение ее светлого лица. Взгляд голубых глаз уверенный, непоколебимый, готовый к решительным действиям. Черты лица типично русские, гармоничные, спокойные. Слегка откинутые назад волосы короткой стрижки придают портрету дополнительную динамичность.
Самохвалов стремился запечатлеть идеальный женский образ смелой, открытой новому, готовой к труду и подвигу комсомолки. В результате вышел портрет с поразительно прекрасным сочетанием лиричности и героизма.
«Девушка в футболке» стала символом СССР. Ее даже называли «советской Джокондой» – настолько популярной стала картина. Теперь это полотно напоминает о прошлом, о его лучшей стороне. Оно дарит положительный заряд настроения.
В этой картине надежда и духовная сила, чистота морального облика и невозмутимая решительность, честь и отвага. Техника написания работы отличается смелым размахом и монументальностью. Лучшие черты советского человека отражены на портрете спортивной девушки в расцвете сил.
opisanie-kartin.com
Покупка картин. Самохвалов Александр Николаевич. Купим дорого картины
Купим дорого картины художника Самохвалов Александр Николаевич (1894 - 1971). Ваши предложения высылайте на электронный адрес [email protected]
Биография:
Заслуженный деятель искусств РСФСР. Автор портретов комсомолок, молодых строительниц, работниц, спортсменок — обобщенных образов советских людей 1930-х гг. Родился в 1894 году в Бежецке, умер в 1971 году. Учился в 1914—1919 гг. на архитектурном факультете Высшего художественного училища при Академии художеств, затем в Академии художеств у К- С. Петрова-Водкина, В. Е. Татлина. Участник художественных выставок с 1920-х годов. Основные произведения: «Автопортрет» (1928, ГРМ), «Молодая работница» (1928, ГРМ), плакаты 1926—1928 (ГРМ), «Шпульница» (1930, ГТГ), серия «В коммуне «Ленинский путь» (1931 —1932, ГТГ, ГРМ), «Девушка в футболке» (1932, ГРМ), «Военизированный комсомол» (1933, ГРМ), «Девушки Метро-строя» (1934, ГРМ), «На стадионе» (1935, ГРМ), иллюстрации: М. Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» (1933, ГРМ), А. С. Грибоедов «Горе от ума» (1935, ГРМ), «Появление В. И. Ленина на II Всероссийском съезде Советов» (1940, ГРМ), «Александр Блок в рабочем пикете» (1964, ГРМ), «Аппассионата (Современники — строители коммунизма)» (1967, ХФ РСФСР).
Антикварный магазин Artpriced предоставляет услуги по скупке картин, скупке икон, скупке фарфора, скупке серебра и скупке антиквариата. Если вам нужны деньги и вы желаете продать антиквариат, продать картины, продать иконы или продать серебро – вы можете выслать нам фотографии предметов для антикварной оценки любым удобным вам способом: через форму оценки антиквариата на нашем сайте, через один из мессенджеров WhatsApp или Viber, выслав нам MMS на номер +7 (925) 047-07-90 или письмом на электронную почту [email protected]. Услуга по оценке антиквариата - бесплатна, выезд оценщика - бесплатно. Покупка антиквариата за наличные в день оценки. Любые вопросы вы можете задать нам, позвонив по телефону +7 (925) 047-07-90 (Алексей).
Перепечатка текста и фотографий Artpriced.ru запрещена без разрешения редакции. [email protected]Вконтакте
Google+
artpriced.ru