Футурист – это революционер в искусстве. Картины футуристы


Футуризм в живописи. Картины марка ротко

Футуризм в живописи

Футуризм, слово, вызывающее ассоциации с чем-то фантастическим, возможно, абстрактным и совершенно иррациональным.

Такие характеристики идеально подходят под описание одного из необычных стилей в искусстве, в том числе распространенного и в живописи. Современному человеку слово футуризм будет понятным без перевода, ведь оно похоже на английское слово «future», означающее «будущее», однако название стиля произошло из латинского языка и переводится также – «будущее».

ловушки войны

Стиль зародился в Италии, в начале 20 века, а точнее между 1910 и 1920 годов. Наибольшее распространение получил в стране родоначальнице и России, в других странах стиль также имел своих последователей, но их было достаточно мало. Название стиля отображает главный его принцип – создать образ будущего. Но построить это будущее футуристы собирались только после того, как будут разрушены все стереотипы и напоминания о прошлом. Среди людей искусства, футуристы стали своеобразными революционерами, которые пытались заставить людей позабыть прошлое, отстраниться от прежних идеалов и правил, а вместо этого с чистого листа создавать будущее. С такими принципами, отвергающими все наследие мира искусства, наработанного веками, художественное направление находило последователей только среди молодых художников, желающих стать настоящими мастерами и поэтому быстро впитывающих любые неординарные идеи.

футуризм в живописи

Футуристы хотели быть во всем новаторами, поэтому общались между собой только новыми словами, иногда, выдуманными ими же и понятными только им. Кроме того они могли использовать слова из жаргона художников и не брезговали не нормативной лексикой. В творчестве их привлекала форма и любое новаторское видение привычных вещей. Все новое, все научно-технические и социалистические идеи, их восхищали и находили отклик в творчестве. Они отказывались от всего привычного, романтичного и возвышенного, взамен выбирая урбанистичность, новаторство и современность. Все картины футуристов проникнуты скоростью, пластичным движением и энергией, что достигалось использованием простых приемов и форм. Самыми любимыми формами футуристов и потому наиболее часто используемыми были спираль и зигзаг. Наиболее известные представители этого стиля Дж. Северини, У. Боччони, Л. Руссоло, М. Сирони, Ю. Анненков и др.

Стиль искусства будущего по своему исполнению имеет сходство с экспрессионизмом, ведущий представителем которого являлся  американский художник Марк Ротко, один из дин из создателей живописи «цветового поля». Узнать подробнее об этом уникальном художнике и увидеть его картины можно по ссылке — марк ротко картины .

Красная Студия - картина Марка Ро́тко

А футуризм преследует совершенно другие цели. Футуристы всеми способами пытаются перенести зрителя в центр картины, дать прочувствовать движение и пространство изображения. Именно поэтому для футуристических картин характерны многогранные геометрические фигуры, которые создавали иллюзию калейдоскопа.

Еще одной отличительной чертой футуристических картин является многообразие цветовой гаммы, используемой художниками. Футуристы не придерживались каких-то определенных цветов, и у них не было правил по использованию определенных оттенков в том или ином случае. Футуризм давал художникам полную свободу по использованию цветового спектра. Художники обычно не вкладывали смысл в картины, вместо этого они пытались вызвать ассоциации и эмоции, визуализировать различные физические явления, показать энергию и скорость. Поэтому каждый футурист использовал те цвета, которые ему нравились. Кто-то выбирал только яркие чистые цвета, без смешивания, другой художник творил только в темных цветах. Именно по таким личным предпочтениям в цвете складывался индивидуальный стиль.

футуризм

Русский футуризм отличался от итальянского, несмотря на близость суждений и приветствие новаторских идей этого стиля в живописи. Самое главное отличие – это не воспевание техники, технического прогресса в целом и его превосходства над человеком, а одиночество человека среди этого прогресса. В попытках добавить футуризму человечности и душевности, русские художники отходят от главного принципа стиля и время от времени возвращаются к традиционным методам искусства.

Новая планета

Футуризм достаточно провокационный стиль в живописи, призывающий забыть прошлое, в том числе, всю историю искусства. Движение и форма превозносились выше содержания и смысла. Именно поэтому он не просуществовал долго, практически сразу исчерпав себя, но сумел перерасти в другие течения.

oblacco_logo

Загрузка...

Просмотров: 2 699

oblacco.com

Удивительной красоты картина "про гибель Башен-Близнецов": shakko_kitsune

Необычный ракурс, непривычная точка зрения... Все это очень здорово смотрится в избранной автором эстетике ар-деко.Хотя в картине, разумеется, очевидна и львиная доля итальянского футуризма.Колористическая гамма тоже очень подходящая -- это сочетание металла и серых зданий.

На самом деле картина, конечно, не про 11.09.01. Шутка юмора такая.(У меня вообще специфический юморок, предупреждаю вновьприбывших).

Ну а что же это вообще такое и когда нарисовано?Tullio Crali. "Incuneandosi nell abitato" (1938)Приблизительно можно перевести как "Погружаясь в городское пространство" (италоговорящие, поправьте).

Посмотрите на дату: про футуризм+ар деко я, конечно, не просто так писала.Удивительно интересный художник этот Туллио Крали.

Припадем к груди матери нашей Википедии:

Туллио Крали (итал. Tullio Crali; 6 декабря 1910 г. Игало (ныне Черногория) — 5 августа 2000 г. Генуя) — итальянский художник — футурист, один из основоположников аэроживописи.

(Название картины, если я его нашла, можно посмотреть, наведя курсор на экран)Tullio Crali. Acrobazie in cielo (1932).jpg

Принадлежал к национальному меньшинству — далматинским итальянцам. Художник-самоучка, Т.Крали относится к наиболее крупным представителям Secondo Futurismo, второй волны футуризма.

Начинает рисовать в 1925 году под влиянием полотен Джакомо Балла, Умберто Боччони и Энрико Прамполини.

В 1928 году, после своего первого полёта на самолёте, тема авиаполёта, Aeropittura, становится центральной в творчестве художника. В 1929 году Крали официально входит в группу художников-футуристов.

Картина про мертвую петлю какую-то? специалисты приглашаются в комменты!Granvolta rovesciata [Giro della morte] 1938.jpg

Уже свою первию серию «авиаполотен» Крали создаёт в полном соответствии с вышедшим в 1915 году манифестом «Футуристическая реконструкция Вселенной».

Его работы выполнены в изогнуто-геометрической динамике, место наблюдателя — за пределами самолёта, он присутствует при полёте воздушной машины.

В 1931 году происходит личное знакомство Т.Крали с Филиппо Томмазо Маринетти, когда последний издаёт свой «Манифест авиаживописи», в котором Маринетти воспевает поэзию и красоту полёта.

Veduta aerea del castello di Gorizia (1936).jpg

В конце 30-х — начале 40-х годов Т.Крали работает в стиле Aeropittura, но уже в значительной мере как бы обозревая происходящее в воздухе и на земле из кресла лётчика.

В годы войны он, как и многие итальянские футуристы, прославляет своими картинами действия итальянских ВВС, сглаживает ужасы боевых действий, работает (вместе с фашистской пропагандой) на героику войны.

Tullio Crali. Motore in panne (1931).jpg

После окончания Второй мировой войны художник не изменяет футуризму, работает в Турине, Париже и, наконец, в Каире, где преподаёт в Итальянской школе искусств и разрабатывает своё, отдельное течение в футуризме — сасентези. С 1966 года мастер работает при Музее футуризма в Милане. Умер совсем недавно, в 2000 году.

Эта картина про английские бомберы сделана в 1942 году, идеология (как это всегда бывает с идеологиями) требовала реалистичной живописи, и это максимальное, на что он был способен, вероятно.Tullio Crali, Intercepting English Torpedo-bombers, c. 1942.jpg

А что же такое "Аэроживопись" (aeropittura)? Продолжим просвещаться.

Художественное течение в итальянской живописи, заключительная часть «второй волны» футуризма. В числе многочисленных художников, представлявших аэроживопись, можно назвать Джерардо Доттори, Тото, Альфредо Амбрози, Филиппо Томазо Маринетти, его жену Бенедетту Каппа, Туллио Крали, Энрико Прамполини, Джакомо Балла, Фортунато Деперо, Марио Сирони.

1935 года картина. Как он это понимал?! В Первой мировой он не участвовал, мальчиком был, Вторая еще не наступила. Даже Герники еще не было! А про ужасы авиавойны художник уже чувствовал.Tullio Crali, Bombardamento urbano, 1935.jpg

Аэроживопись возникла на поздней стадии футуризма, когда движение временно покинули такие мастера, как Балла и Деперо. Благодатной почвой для её возникновения стал широкий интерес в обществе к начавшемуся в начале 20-х годов ХХ столетия массовому использованию авиации, охватившему не только Италию.

Большим поклонником авиации и пропагандистом воздушных полётов был Ф. Т. Маринетти, центральная фигура в итальянском футуризме. В 1929 году он, совместно с художниками-футуристами Доттори, Тато, Крали, Прамполини и некоторыми другими, издаёт в «Газетта дель Пополо» свой «Манифест аэроживописи» (Manifesto dell´Aeropittura).

Пожалуй, это самая интересная картина про Эйфелеву башню, которую я видела.Tullio Crali - La Tour Eiffel.jpg

Итальянскому футуризму были в течение всего его существования свойственны культ машин, скорости, ритма и динамики. Поэтому аэроживопись явилась естественным продолжением его художественных традиций 10-х — 20-х годов.

Еще заметьте, он достаточно жизнерадостен везде по своему колориту, небо голубенькое.Это одна из немногих мрачных картин.Tullio Crali - Dogfight.jpg

Необычные пространственные перспективы при полёте, его необыкновенная скорость побуждали к новым художественным решениям. Центральной темой большого числа работ был вид сверху на параболически изогнутую землю. Художники, занимавшиеся аэроживописью, пользовались теми же средствами изображения, что и мастера 20-х годов: сочные, иногда смешанные краски, кубическая или как бы «осколочная» композиция полотен.

Со временем художники от простого «документирования» полёта переходят к изображению абстрагированного от всего окружающего, идеального парения в безграничном пространстве. В написанном в 1931 году Маринетти манифесте автор, говоря о лиризме аэроживописи, называет её «внеземной духовностью» изобразительного искусства.

Это картина 1957 года. После войны он сильно поменялся, его манера стала другой, картины, на мой взгляд, не такие интересные. Писать "футуристично" было уже устарело. Послевоенных картин в подборку практически не брала, можете погуглить, если интересно.Rada di camaret (1957).jpg

Аэроживопись как художественное направление прекратила своё существование после гибели Маринетти в 1944 году и краха фашистского режима в Италии.

PASSIONE AEREA (1933).jpgMotore, seduttore di nuvole (1939).jpegIn volo sui campi di battaglia (1938).jpegIn decollo (Takeoff) - 1932.jpgGran volta (1938).jpgcralisanner_0004.jpgPrima che si apra il paracadute (1939).jpgVolo Urbano.jpg

Monoplano Jonathan (1987).jpg

H0046-L22491826.jpg

Aerocaccia II, 1936 by Tullio Cral.jpg1d2d9495a709f30a42ea82230203d7cc--futurist-painting-realistic-paintings.jpg

8fe6d6216ac83ce1bcac4fff36f2280f.jpgИнтересный автор, надеюсь, вам тоже понравилось.

http://www.tulliocrali.com/

shakko-kitsune.livejournal.com

Футуризм. Часть 1 - Футуризм в Италии. - Стили и направления в искусстве - Справочники - All-Art.do.am

С началом Первой мировой войны (1914), которую футуристы называли «гигиеной мира», движение постепенно угасло.

    Футуризм зародился в Италии, но первый манифест был опубликован Маринетти в Париже (1909). Его призыв подхватили итальянские художники Джакомо Балла, Умберто Боччони, Карло Карра, Джино Северини, Луиджи Руссоло и др.

Джакомо Балла. "Динамизм собачки на поводке". 1912 г.

Балла в своей картине "Динамизм собачки на поводке", созданной в 1912 году, – передаёт ощущение скорости, нетерпеливости. Это произведение в полном соответствии со всеми канонами футуризма прославляет энергию современной жизни. Это одна из самых известных работ Джакомо Баллы. В ней почти покадрово передаётся нам повесть о том, как одна женщина выводила собачку гулять на бульвар. На этой картине мы воочию можем наблюдать теоретический принцип одновременности, изобретённый футуристами, то есть демонстрацию движущегося объекта одновременно во множестве точек времени. Если кубисты придумали изображать объект одновременно со многих точек пространства, футуристы предпочти смотреть на мир со  многих точек времени. И у Джакомо Баллы взгляд с этой точки зрения был намётан, как у немногих, о чём свидетельствуют спектральное разложение света вокруг движущегося силуэта и само движение границы контура, которая вычислена совершенно точно, поэтому естественно смотрится. На Западе "Динамизм собачки на поводке" очень популярен, поэтому подвергается бесчисленным обыгрываниям со стороны художников и фотографов.

Боччони Умберто. «Под перголой в Неаполе»

Боччони Умберто. «Восставший город»

Карло Карра.  Покидая театр, 1909

    Италия представлялась им «громадным рынком древностей», и футуристы призывали избавиться от «полчищ музеев, в которых она похоронена». 

Днем рождения футуризма считается 20 февраля 1909, когда в парижской газете «Фигаро» появился написанный Т.Ф.Маринетти Манифест футуризма. Именно Маринетти стал теоретиком и вождем первой, миланской, группы футуристов. Манифест был обращен к молодым итальянским деятелям искусства («Самые старые среди нас – тридцатилетние, за 10 лет мы должны выполнить свою задачу, пока не придет новое поколение и не выбросит нас в корзину для мусора.»). В манифесте отрицались все духовно-культурные ценности прошлого. (Через несколько лет русский поэт-футурист В.Маяковский сформулировал это кратко и выразительно: «Я над всем, что сделано, ставлю „ nihil"».)

Неслучайно футуризм возник в Италии, стране-музее. «У нас нет жизни, а есть только одни воспоминания о более славном прошлом… Мы живем в великолепном саркофаге, в котором плотно привинчена крышка, чтобы не проник свежий воздух», – жаловался Маринетти. Ввести своих соотечественников на Олимп современной европейской культуры – вот то, что несомненно стояло за эпатажно-крикливым тоном манифеста. Группа молодых художников из Милана, а затем и из других городов немедленно откликнулась на призыв Маринетти – и своим творчеством и собственными манифестами. 11 февраля 1910 появляется Манифест художников-футуристов, а 11 апреля того же года – Технический манифест футуристической живописи, подписанный У.Боччони, Дж.Балла, К.Карра, Л.Руссоло, Дж.Северени – наиболее крупными художниками-футуристами. Сам Маринетти за свою жизнь опубликовал свыше 80-ти манифестов, касающихся не только самых разных видов художественного творчества, но и самых разных сторон жизни. Во всех своих произведениях, как теоретических, так и художественных (стихи, роман Мафарка-футурист) Маринетти, как и его сподвижники, отрицал не только художественные, но и этические ценности прошлого.

Манифест футуризма

   1909 г., Италия, Филиппо Маринетти Из Италии мы провозглашаем всему миру этот наш яростный, разрушительный, зажигающий манифест. Этим манифестом мы учреждаем сегодня Футуризм, потому что хотим освободить нашу землю от зловонной гангрены профессоров, археологов, краснобаев и антикваров. Слишком долго Италия была страной старьевщиков. Мы намереваемся освободить ее от бесчисленных музеев, которые, словно множество кладбищ, покрывают ее.    Музеи – кладбища!.. Между ними, несомненно, есть сходство в мрачном смешении множества тел, неизвестных друг другу. Музеи – общественные спальни, где одни тела обречены навечно покоиться рядом с другими, ненавистными или неизвестными. Музеи – абсурдные скотобойни художников и скульпторов, беспощадно убивающих друг друга ударами цвета и линии на арене стен!    Раз в год паломничество в музей, подобно посещению кладбища в День поминовения усопших, – с этим можно согласиться. Положить раз в год букет цветов у портрета Джоконды – с этим я согласен… Но я против того, чтобы наши печали, наше хрупкое мужество, наша болезненная неугомонность ежедневно выводились на экскурсию по музеям. Зачем травить себя? Зачем гнить?Да и что можно увидеть в старой картине, кроме вымученных потуг художника, бросающегося на барьеры, которые не позволяют ему до конца выразить свои фантазии? Млеть перед старой картиной – то же самое, что выливать эмоции в погребальную урну вместо того, чтобы дать выпустить их на простор в бешеном порыве действия и созидания.    Неужели вы хотите растратить все свои лучшие силы на это вечное и пустое почитание прошлого, из которого выходишь фатально обессиленным, приниженным, побитым? Уверяю вас, что каждодневные посещения музеев, библиотек и учебных заведений (кладбищ пустых усилий, голгоф распятых мечтаний, реестров неудавшихся начинаний!) для людей искусства так же вредны, как затянувшийся надзор со стороны родителей над некоторыми молодыми людьми, опьяненными талантом и честолюбивыми желаниями. Когда будущее для них закрыто, замечательное прошлое может стать утешением для умирающего больного, слабого, пленника… Но мы не желаем иметь с прошлым ничего общего, мы, молодые и сильные футуристы!    Пусть же они придут, веселые поджигатели с испачканными сажей пальцами! Вот они! Вот они!.. Давайте же, поджигайте библиотечные полки! Поверните каналы, чтобы они затопили музеи!.. Какой восторг видеть, как плывут, покачиваясь, знаменитые старые полотна, потерявшие цвет и расползшиеся!.. Берите кирки, топоры и молотки и крушите, крушите без жалости седые почтенные города! Самому старшему из нас 30 лет, так что у нас есть еще по крайней мере 10 лет, чтобы завершить свое дело. Когда нам будет 40, другие, более молодые и сильные, может быть, выбросят нас, как ненужные рукописи, в мусорную корзину – мы хотим, чтобы так оно и было!    Они, наши преемники, выступят против нас, они придут издалека, отовсюду, пританцовывая под крылатый ритм своих первых песен, поигрывая мышцами кривых хищных лап, принюхиваясь у дверей учебных заведений, как собаки, к едкому запаху наших разлагающихся мозгов, обреченных на вечное небытие в литературных катакомбах. Но нас там не будет… Наконец они найдут нас, однажды зимней ночью, в открытом поле, под печальной крышей, по которой стучит монотонный дождь. Они увидят нас, съежившихся возле своих трясущихся аэропланов, согревающих руки у жалких маленьких костров, сложенных из наших сегодняшних книг, когда те загорятся от взлета наших фантазий.    Они будут бесноваться вокруг нас, задыхаясь от презрения и тоски, а затем они все, взбешенные нашим гордым бесстрашием, набросятся, чтобы убить нас; их ненависть будет тем сильнее, чем более их сердца будут опьянены любовью к нам и восхищением. Несправедливость, сильная и здоровая, загорится в их глазах. Искусство, по существу, не может быть ничем иным, кроме как насилием, жестокостью и несправедливостью.    Самому старшему из нас 30 лет. Но мы уже разбросали сокровища, тысячу сокровищ силы, любви, мужества, прозорливости и необузданной силы воли; выбросили их без сожаления, яростно, беспечно, без колебаний, не переводя дыхания и не останавливаясь… Посмотрите на нас! Мы еще полны сил! Наши сердца не знают усталости, потому что они наполнены огнем, ненавистью и скоростью!.. Вы удивлены? Это и понятно, поскольку вы даже не можете вспомнить, что когда-либо жили! Гордо расправив плечи, мы стоим на вершине мира и вновь бросаем вызов звездам! У вас есть возражения?.. Полно, мы знаем их… Мы все поняли!.. Наш тонкий коварный ум подсказывает нам, что мы – перевоплощение и продолжение наших предков. Может быть!.. Если бы это было так! Но не все ли равно? Мы не хотим понимать!.. Горе тому, кто еще хоть раз скажет нам эти постыдные слова!Поднимите голову! Гордо расправив плечи, мы стоим на вершине мира и вновь бросаем вызов звездам!

Джино Северини, Souvenir de voyage.

     Устаревшими были объявлены жалость, уважение к человеческой личности, романтическая любовь. Упоенные новейшими достижениями техники, футуристы стремились вырезать «раковую опухоль» старой культуры ножом техницизма и последних достижений науки. Гоночный автомобиль, «несущийся как шрапнель», представлялся им прекраснее Ники Самофракийской. Футуристы утверждали, что новая техника меняет и человеческую психику, а это требует изменения всех изобразительно-выразительных средств искусства. В современном мире их особенно зачаровывали скорость, мобильность, динамика, энергетика. Свои поэмы и картины они посвящали автомобилю, поезду, электричеству. «Жар, исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слезы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью», – заявлял Маринетти.

  На мировоззрение футуристов оказали сильное влияние идеи Ницше с его культом «сверхчеловека»; философия Бергсона, утверждающая, что ум способен постигать только все окостенелое и мертвое; бунтарские лозунги анархистов. Гимн силе и героизму – почти во всех произведениях итальянских футуристов. Человек будущего, в их представлении, – это «механический человек с заменяемыми частями», всемогущий, но бездушный, циничный и жестокий.

Джакомо Балла. "Текущие линии + динамические последовательности - полет ласточек".

В чём его главное содержание? Что было для художников-футуристов определяющим признаком будущего? Прежде всего движение. И конечно же, прославление машины, индустриализации, урбанистической цивилизации. «Движение, которое мы хотим воспроизвести на полотне, не будет более закреплённым мгновением всемирного динамизма, это будет само динамическое ощущение...» — заявляли футуристы. Передача движения достигалась просто и без затей. Таким приёмом обычно пользуются мультипликаторы, разбивая и фиксируя этапы ходьбы, бега, жеста персонажа по кадрам. Футуристы совместили эти элементы в один «кадр»: на картине они показывали фазы движения одновременно. При этом в их манере членить объёмы легко заметить влияние кубистической живописи, которую сами футуристы упрекали в «застылости».

Карло Карра. Похороны анархиста Галли. 1911.

Луиджи Руссоло. Восстание. 1911.

     Очищение мира от «рухляди» они видели в войнах и революциях. «Война – единственная гигиена мира», «Слово „свобода" должно подчиниться слову Италия», – провозглашал Марирнетти. Даже названия поэтических сборников Пистолетные выстрелы Лучини, Электрические стихи Говони, Штыки А.Д. (апостроф) Альбы, Аэропланы Буцци, Песнь моторов Л.Фольгоре, Поджигатель Палаццески – говорят сами за себя.

     Ключевым лозунгом итальянских футуристов в литературе стал – «Слова на свободе!» – не выражать словами смысл, а дать самому слову управлять смыслом (или бессмыслицей) стихотворения. Один из современников описал, как читал свое стихотворение о войне Маринетти: «Бум, бум.. и поясняет: – это ядра. Бум, бум…тарарх – разрыв снаряда. Пик, пик, пик – ласточка пролетает над полем сражения. У-а-а, Маринетти рычит так, что в двери кабинета показывается испуганное лицо лакея, – это издыхает раненый мул». Звукоподражания, рисунки, коллажи, игра шрифтами, математические символы – все это, по мнению, футуристов, должно разрушать традиционную, однозначную связь слова и смысла и создавать новые, современные, невыразимые только словами и общепринятой графикой, смыслы.

     В живописи и скульптуре итальянский футуризм стал предтечей многих последующих художественных открытий и течений. Так, Боччони, использовавший в одной скульптуре самые разные материалы (стекло, дерево, картон, железо, кожу, конский волос, одежду, зеркала, электрические лампочки и т.д.), стал предвестником поп-арта.

Умберто Боччони. Уникальные формы продолжительности в пространстве. 1913.

    Стремясь в своих футуристических скульптурах-конструкциях к объединению пластической формы, цвета, движения и звука, Балла предвосхитил и кинетизм, и позднейшие синтетические виды искусства.

Умберто Боччони. Состояния души. 1911.

    Итальянские футуристы ввели (или, во всяком случае, попытались ввести) в свои полотна и скульптуры звук. («Наши холсты, – писал К.Карра, – будут выражать пластические эквиваленты звуков, шумов и запахов в театре, в музыке, в зале кино, в публичном доме, на железнодорожном вокзале, в порту, гараже, клинике, мастерской и т.п. Для этого художник должен быть вихрем сенсаций, живописной силой и энергией, а не холодным логическим интеллектом».

    Для итальянских футуристов (так же, как впоследствии и русских) был очень важен непосредственный контакт с публикой. Художники присутствовали на своих выставках, эпатируя внешним видом и речами публику.

Альфредо Гауро Амбрози. Аэропортрет дуче. 1930.

    Поэты старались, чтобы пришедшие на их выступления люди были не только зрителями, но и участниками некого действия. «Мы бросим в будущее локомотивы нашего вдохновения», – провозглашал Маринетти, и публика начинала подражать свисткам отходящих паровозов. А.Мацца призывал разрушить музеи, библиотеки и всякого рода академии, придать анафеме всех профессоров. «Ага! Верно на экзаменах провалился», – кричат из зала. «Футуристы не боятся свистков, они боятся лишь легких знаков одобрения», – гордо провозглашает очередной оратор-футурист. Апельсиновые корки, летящие из зала на сцену, наряд полиции в конце выступления… – все это было практически обязательной и желанной частью выступлений «людей будущего». Именно с футуризма начинается тенденция последовательного выхода художника за пределы искусства.

    Накануне Первой мировой войны Маринетти откровенно подчиняет художественные интересы политическим: создает футуристические кружки из националистически настроенной молодежи, ездит по Европе с пропагандистскими лекциями. Агитирует за вступление Италии в Первую Мировую войну и сам участвует в ней добровольцем. В 1918 итальянские футуристы создали политическую партию, которая начала сближаться с «фашиями» Б.Муссолини. В 20-е многие футуристы воспевали фашистский режим, считая его воплощением мечты о великом будущем Италии.

Джузеппе Терраньи. Монумент погибшим в Первой мировой войне. 1930-1933, Комо.

    Футуристы выдвинули идею открытого произведения искусства. В «Техническом манифесте» было сказано: «строение картины до настоящего времени было глупо традиционным. Художники показывали нам предметы, и люди размещались перед ними. Отныне мы поместим зрителя в центр картины». Дж. Балла создавал «пластико-динамические комплексы», У. Боччони - скульптуру, вторгающуюся в реальное пространство, погружающую зрителя внутрь себя.

У. Боччони. «Движение футболиста». 1913 г. Музей современного искусства. Нью-Йорк

    Стилистика живописи футуристов складывалась под влиянием кубизма; однако если кубизм связан с художественным исследованием пространства, то футуризм - прежде всего с попыткой изобразить движение фигур и предметов во времени. Маринетти в парижской газете «Figaro» от 20 февраля 1909 г. писал: «Мы утверждаем, что великолепие мира обогатилось новой красотой - красотой скорости». Динамику современного им мира футуристы выражали в своих картинах зигзагообразными, воронкообразными, спиралевидными и т. п. формами, раздробленными на фрагменты фигурами, совмещая в одной композиции разные моменты движения: «…движущиеся объекты постоянно умножают себя; их форма изменяется, как быстрые вибрации, в их сумасшедшем быстром движении. Так, бегущая лошадь имеет не четыре ноги, но двадцать, и их движение трехстороннее…».

    Симультанность (одновременность разных моментов одного действия) выразилась в смещении пространственных планов, наплывах друг на друга различных предметов, удаленных в реальном пространстве («Улица входит в дом», «Симультанное зрение» У. Боччони). В центре внимания художников - красота движения, скорости («Скорости мотоцикла» Дж. Балла; «Что мне рассказал трамвай» К. Карра). Для футуристов характерен культ машин и моторов. Маринетти мечтал о создании «механического человека с заменяемыми частями».

Умберто Боччони — Улица входит в дом. 1911

Умберто Боччони. «Состояния души III. Те, кто остаются» (1911). Музей современного искусства, Нью-Йорк

Джакомо Балла. Скорость мотоцикла. 1913 г. Холст, масло

Карло Карра. То, что мне рассказал трамвай. 1910-1911

all-art.do.am

Культ будущего: футуризм - История искусств

Две недели назад в Нью-Йорке я посетила выставку, посвященную итальянскому футуризму. Авангардные движения начала XX века - моя особая любовь. Мир менялся стремительно, люди старались шагать в ногу со временем, иногда опережая, иногда не поспевая за прогрессом, и весь этот хаос породил множество интересных художественных решений и направлений. Чтобы понимать футуризм, нужно знать историю его создания, а также помнить исторический контекст стран, в которых это движение получило особое развитие: Италию и Россию тех годов.

Разрушить старое, смыть с лица земли музеи, старый опыт и авторитеты, чтобы открыть мир новому: машинам, скорости, агрессии. Чтобы сразу представить основные постулаты этого нового движения, приведу несколько цитат из Манифеста Маринетти, опубликованного в Le Figaro, 20 февраля 1909 г.:- Мы говорим: наш прекрасный мир стал еще прекраснее — теперь в нем есть скорость. Под багажником гоночного автомобиля змеятся выхлопные трубы и изрыгают огонь. Его рев похож на пулеметную очередь, и по красоте с ним не сравнится никакая Ника Самофракийская.- Мы хотим воспеть человека у руля машины, который метает копье своего духа над Землей, по ее орбите.Мы разрушим музеи, библиотеки, учебные заведения всех типов, мы будем бороться против морализма, феминизма, против всякой оппортунистической или утилитарной трусости.

Быть футуристом значит быть современным, молодым и мятежным. Индустриальный мегаполис, машины и скорость – приверженцы футуризма празднуют разрушение и воспевают войну. Они стремятся вдохнуть новую жизнь в старую, статичную культуру.В России в 1912 году тоже появился свой манифест, сопровождающий первый поэтический сборник “Пощечина общественного вкуса”, который сопровождал одноименный Русский манифест. Сравните постулаты:- Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее гиероглифов. Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода Современности.- Вымойте ваши руки, прикасавшиеся к грязной слизи книг, написанных этими бесчисленными Леонидами Андреевыми. Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Аверченко, Чёрным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. — нужна лишь дача на реке. Такую награду даёт судьба портным. С высоты небоскрёбов мы взираем на их ничтожество!

На мой взгляд, русский манифест несет в себе больше разрушительного заряда, чем итальянский, оно и не удивительно – такие были настроения в стране перед революцией.Футуризм зарождается в литературе, но очень скоро обретает и другие формы: живопись, политику, даже рекламу. Энергия молодости и скорости бьет через край у этих молодых революционеров, остаться равнодушным к заряду энергии, который они несут – невозможно. Если вам кажется, что вы мыслите прогрессивно, расслабьтесь – футуристы уже все придумали до вас.

И вот с этим знанием я прихожу на выставку итальянского футуризма в Гуггенхайме, 1909-1944 года.

Всего на выставке представлено семь тем, я покажу самые запомнившиеся мне фрагменты из каждой из них, представленные на выставке.

Тема первая: Героический футуризм. Эта фаза длилась до 1916 года. Начало футуристического движения отличает атмосфера оптимизма, динамичность и ритм. Футуристы стремились передать динамику по-разному. Например, Джакомо Балла подробно изучал и пытался изобразить универсальную динамику через расслоение движения, например, через изображение дисперсии света (картина не представлена на выставке):

Giacommo Balla,Iridescent Interpenetration No.7, 1912

Визуальный словарь Джакоммо Балла состоял из объединения принципов динамики и синхронности, с попыткой передать атмосферу света, звука и запахов.

Два других футуриста, Умберто Боччони и Джино Северини, стремились изобразить эффект движения через объект. Боччони передавал движение через спортивное тело, совмещая фигуру человека и окружающего пейзажа. Отодвиньтесь от экрана подальше и вы увидите, как картинка ниже сложится в образ летящего на огромной скорости велосипедиста (картина не представлена на выставке):

Umberto Boccioni, Dinamismo di un ciclista ” 1913

Северини, мой любимый итальянский футурист, создает свою концепцию изображения динамики через сдвиг пространства на картине, через фрагментирование, соединяя смещенное и диспропорциональное пространство, добавляя в повседневные объекты эффект дробленной мозаики (эту идею он заимствовал у кубистов).

Вот этой картиной я могу любоваться часами, разглядывая причудливое переплетение пейзажа, мчащегося поезда и деревни. Даже если с первого раза вас не увлечет эта магия фрагментов, подумайте, как бы вы изобразили движение скоростного поезда (не скоростной поезд, а именно его движение) и сравните с тем, что сделал Северини:

Дж. Северини «Санитарный поезд, мчащийся через город», 1915

Хочу еще отметить картину Карра, похороны анархиста Галли. Предметом картины явилась стычка на похоранах убитого полицией в забастовке Анджело Галли. Правительство опасалось, что из похорон анархисты сделают политическую демонстрацию, и запретили им вход на кладбище. Стычки избежать не удалось, анархисты стали сопротивляться, и полиция жестоко с ними расправилась. Художник присутствовал при этой сцене; и работа его полна живых воспоминаний жестокой сцены и хаоса: движение тел, столкновение анархистов и полиции, черных, летящих в воздухе, флагов. Художник позже напишет в своих мемуарах: “Я видел перед собой гроб, покрытый красными гвоздиками, опасно колеблющийся на плечах людей, несущих гроб. Я видел беспокойных лошадей, клубы и копья, столкновения, и мне казалось, что в любой момент труп упадет на землю и будет растоптан лошадьми” …

Carlo Carrà, Funeral of the Anarchist Galli (Funerali dell’anarchico Galli), 1910–11

Тема вторая. Words-in-freedom, или, как в русском манифесте “слово-новшество”. Как я уже писала, футуризм начался с поэзии и ключевое его изобретение – свободная форма поэзии. Вслед за Маринетти футуристы освобождают слова от привычной нам формы, уничтожают синтаксис, отменяют пунктуацию, устраняют прилагательные и наречия, используют глаголы в неопределенной форме, вставляют в стихи музыкальные и математические символы, используют звукоподражание (ономатопею). Такие стихи читаются как литература, переживаются как визуальное искусство и исполняются как драматические произведения. Футуристы публикуют их в самых разных форматах и декламируют на специальных вечерах (Futurist serate). Маринетти представил идею свободной от формы поэзии, многие футуристы изобрели свои собственные интерпретации. “Лесенка” Маяковского нам наиболее знакома как эта часть творчества футуристов, но были и другие: Балла с конструкциями phonovisual, Фортунато Деперо и абстрактный язык звуков (onomalingua), круговая структура Карло Карра с вихрем голосов и звуков.

Francesco Cangiullo, Piedigrotta. Book (Milan: Edizioni futuriste di Poesia, 1916)

Тема третья. Архитектура. Футуризм с его отрицанием традиций и эпатажем мог существовать только в рамках города, и футуристы упивались современным городом. Множество архитекторов предлагали свои проекты мегаполисов, с использованием новых материалов и промышленных методов. Футуристические проекты имеют парящий вид, легкость, современность, с акцентом на скорость и беспрепятственную работу транспортных систем (воздушный и железнодорожный транспорт должен плавно вписываться в городскую архитектуру). Их проектам не суждено было воплотиться в реальности, за исключением нескольких футуристических конструкций, возведенных для временных ярмарок по эскизам Энрико Прамполини. Сравните эскиз и реальность:

Enrico Prampolini, Design for hall, decorations, and furnishings for Aeronautica Company: Plan for Milan Triennial Installation, ca. 1932–33

The Futurist Pavilion at the exhibition in the Parco Valentino in Turin (1928) was designed by Enrico Prampolini.

Тогда их идеям не суждено было сбыться, зато посмотрите сейчас на современные города – это ли не мечта футуристов?

Тема четвертая. Reconstructing the universe. Поэзии, литературы, живописи – этого было мало. Чтобы подвинуть старые идеалы и жить в новом времени, необходимо было изменить каждую деталь повседневного мира. В 1915 году уже знакомые нам Балла и Деперо пишут еще один манифест, который я особенно люблю за его название: “Реконструкция Вселенной”. Используя привычно агрессивный язык, они призывают к реконструкции каждого объекта мира вокруг себя, требуя даже футуристические игрушки. Футуриста должна окружать футуристическая среда, новая одежда, новый дизайн помещений, новая мебель, посуда и одежда. Балла и Деперо создали такие пространства в своей жизни: один перестроил дом в Риме, второй – студию в своем родном городе Роверто. На выставке было много предметов в футуристичном дизайне: керамика, сервизы, жилеты и костюмы. Сейчас все это выглядит довольно забавно и уж точно совсем не соответствует тому футуристическому видению дизайна, к которому привыкли мы. Для меня футуристичный дизайн – это голландцы и скандинавы. Но если бы футуристы не обратились тогда к таким мелочам, кто знает, получили ли бы мы современный дизайн (как и архитектуру) в том виде, в каком он есть сейчас?

Больше всего меня тут удивляет размах: от скоростей и самолетов до чайных сервизов. Как может в одной идее уживаться столь большое и столь малое? Мне кажется, здесь большое значение имеет национальная принадлежность, итальянцам важна эстетика повседневности, а вот в русском футуризме все закончилось на уровне глобальных идей, без чайных сервизов.

Gerardo Dottori, Cimino home dining room set, early 1930s

Тема пятая. Arte meccanica, или эстетика машин. После Первой Мировой в футуризм пришли новые художники, привнесшие новые качества, одним из которых стала эстетика механических объектов. Не могу сказать, что это что-то принципиально новое в футуризме, так как изначально движение строилось на воспевании прогресса и скорости. Новые члены движения подчеркнули устойчивый интерес футуристов к механическим объектам. Изображенный мощный поезд на картине Иво Панадджи катится на вас по диагонали, что усиливает эффект присутствия (привет поклонникам 3D!), вы слышите оглушительный свисток поезда, громкую работу мотора. Панадджи не рисует картину, он передает сенсорный опыт. Художественные приемы, использовавшиеся тут, передают движения, скорость и мощь. Посмотрите на эту картину, она передает траекторию движения поезда фрагментировано (как у Северини), или, проще – как в анимации, по частям:

Ivo Pannaggi, Speeding Train (Treno in corsa), 1922

Тема шестая. Aeropittura или живопись, вдохновленная полетом. Парящая или пикирующая, иногда и просто абстрактная, аэроживопись появилась в 1930 году, на поздней стадии футуризма. Самолеты как нельзя лучше вписывались в идею культа машин в футуризме и как символ прогресса, и как воплощение скорости, поэтому они сразу смещают фокус на себя, оставив позади автомобили и поезда. Кроме того, самолеты открывают и новые перспективы на привычные объекты за счет новых, невиданных до этого ракурсов осмотра. Аэроживопись начинается с простого документирования полетов, и переходит к к изображению парения в пространстве. Она представляет собой новый подход к миру, который объединял и скорость, и технологию, и войну, и национальную гордость. В начале тридцатых в Италии, понятно, что были очень сильны националистические настроения, и мощь, и техническая оснащенность итальянской армии подстегивала футуристов к повышению национальной гордости. Казалось бы, у футуристов было все, чтобы стать официальным искусством в фашистской Италии – это и воспевание прогресса, и поклонение агрессии и войне, и отрицание старого мира, и разрушение. Помешал один нюанс: Гитлер не выносил “дегенеративное искусство” (любое НЕклассическое искусство), и со временем заставил Муссолини избавиться от фаворитизма футуристов.

Gerardo Dottori, Aerial Battle over the Gulf of Naples or Infernal Battle over the Paradise of the Gulf, 1942

Тема седьмая. Фотография. Футуристы не могли обойти своим вниманием и фотографию, которую начали адаптировать с 1911 года. Братья Bragaglia стремились оживить картину и разработали целый метод ловли движения: photodynamism. Движение фигуры на их фотографиях обычно идет справа налево, с размытыми стадиями начала движения. После этих экспериментов футуристы оставили фотографию до 1930 годов, до тех пор, пока Маринетти в соавторстве с Тато в очередном своем манифесте (ни у кого больше не было столько манифестов!) объявил фотографию прекрасным инструментом по ликвидации барьеров между искусством и жизнью, так как с помощью камеры можно и создавать искусство, и исследовать его социальную функцию (однако Тато использовал камеру для диаметрально противоположных целей, его произведения выражали идеологическую поддержку фашистского режима).

Anton Giulio Bragaglia, Waving (Salutando), 1911

В 1944 году умирает основоположник и идейный вдохновитель футуризма – Маринетти. С его смерть прекращает свое существование и футуризм. Русский футуризм стал исчезать и того раньше, в конце 20-х годах, с установлением в России советской власти, и окончательно изжил себя со смертью Маяковского и эмиграцией основных авторов (все же в России футуризм был больше литературным направлением, чем живописным). Авторы, начинавшие с футуризма, примкнули к другим направлениям.

Что принес футуризм для человечества? Эпатаж и агрессивная манера, свойственная футуризму, помогли популяризировать и воспеть прогресс. Современное развитие искусства многим обязано футуризму: к их заслугам можно причислить освобождение поэзии от привычной формы, поэтические перформансы, новый взгляд на изображение движения, фрагментирование скорости. Отрицание авторитетов – это всегда поиск нового, всегда расширение привычного взгляда на окружающий мир. Поиск новых идеалов и создание новых норм помогает не стоять человечеству на месте, помогает развиваться. Ну и конечно – воспевание “прекрасного далека”, прогресса, силы человеческой мысли, за это стремление к идеальному миру им особое спасибо.

history-of-art.livejournal.com

Футурист – это революционер в искусстве

Футуризм (лат. futurum — будущее) — это общепринятое наименование художественных авангардистских движений начала XX века, прежде всего, в России и Италии. Автором слова и основоположником направления является всемирно известный поэт-итальянец Маринетти. Отличаясь крайне экстремистской направленностью, футуризм, отрицая весь предшествующий художественный опыт, претендовал на построение совершенно нового искусства. Футурист — это последователь и приверженец футуризма.

Радикальные изменения

Основными постулатами футуристов являлись радикальные изменения принципа построения литературного текста, разрушение принятого синтаксиса, например, употребление глагола исключительно в неопределенном наклонении, уничтожение наречий, качественных прилагательных, опущение союзов, знаков препинания. Другими словами, футурист – это творец, который вводит в литературу «максимум беспорядка» и «восприятие по аналогии». Их целью было создание нового живого литературного стиля без утомительных пауз, подчеркнутых запятыми и многоточием.футурист это

От слов к визуальным знакам

Стихи футуристов полностью освобождались от жестких ограничений синтаксических периодов и логических связей. Отвергая нормативы линейного письма, поэты-футуристы свободно располагали свои строки в пространстве, образуя декоративные арабески или следуя аналогиям – форма-буква превращались в причудливые визуальные знаки. Также новый жанр привнес в художественную жизнь провокационный компонент – кулачный удар. Теперь приверженцев футуризма можно было легко отличить от других авторов. Поэт-футурист – это тот творец, который, выступая перед публикой, всячески ее эпатирует: провоцирует, оскорбляет, призывает к мятежу и насилию. Новое направление приобретало скандальную, но зато широкую известность.стихи футуристов

Футуристы России

Учитывая политическую обстановку в России начала XX века, зерна футуризма попали на благодатную почву, а новое течение было с энтузиазмом воспринято в предреволюционные годы русскими кубофутуристами. Русские авангардисты вошли в историю отечественной культуры как новаторы, которым удалось совершить переворот в поэзии, литературе и других областях творчества. В России футуризм не стал целостной художественной системой, данным термином назывались различные тенденции в развитии авангарда. Желающим определить футуризм как общность стиля крайне трудно было соединить «песенника-архаика» Хлебникова, «трибуно-урбаниста» Маяковского, «эстет-агитаторов» братьев Бурлюк, «заумного-рычалу» Крученых. А если еще учитывать «спеца по воздухоплаванию на фоккере синтаксиса» Бориса Пастернака, то причесать всех под одну гребенку просто невозможно. Несколько отделившимися от направления считались Шершеневич и Северянин, однако все футуристы в литературе уживались под общей крышей жанра, цепко держась друг за друга.

Поэзия и живопись

Поэзия русского футуризма была неотъемлемо связана с авангардизмом в художественной живописи. Очень многие поэты, последователи жанра, считались неплохими художниками — В. Маяковский, В. Хлебников, братья Бурлюки, В. Каменский, А. Крученых, Елена Гуро. А большинство художников-авангардистов писали прозу и стихи, участвовали в выпуске футуристических изданий не только как оформители, но и как литераторы. Стихи футуристов были вдохновением для живописи, которая, в свою очередь, обогатила футуризм. К. Малевичу, П. Филонову, Н. Гончаровой, М. Ларионову почти удалось создать то, к чему так стремились футуристы.футуристы в литературе

«Футурист» и «хулиган» — синонимы?

Достаточно в короткий срок для умеренной публики термин «футурист» стал считаться синонимом к слову «хулиган». СМИ пристально следили за «подвигами» и причудами творцов нового направления в искусстве. Это вызвало повышенный интерес обывателей и приносило широкую известность приверженцам футуризма. Для большей части населения футурист – это тот, кто соответствовал основным признакам нового направления, среди которых пафос эпатажа, анархичность мировоззрения, экспериментаторство в ритмике, бунтарство, ориентация на произносимый стих.

fb.ru

Футуризм

Направление в искусстве, название которого образовано от итальянского слова «futuro» («будущее»). Возник в Италии (первый манифест писателя Ф.-Т.Маринетти опубликован в 1909). Футуризм охватывает самые разные области художественного творчества: литературу, живопись, музыку, скульптуру, архитектуру, фотографию, театр, дизайн, кинематограф и танец. Основой футуристической эстетики стал поиск нового языка искусства, соответствующего меняющимся реалиям окружающего мира: появлению новой техники, ускоренным ритмам жизни, урбанизму. Воссоздание живописными средствами «динамических ощущений» – центральный постулат футуристической эстетики. Для футуристов движение, причём совершенно не обязательно связанное с миром техники, было символом творческой энергии жизни, проявляющейся в самых разных формах и в разных сферах. В динамике новой индустриальной и урбанистической реальности они видели прежде всего мифологизированный образ своей «религии жизни». Чаще всего итальянская программа служила отправным пунктом для рождения местных «футуризмов». Влияние нового направления в различных европейских странах сказывалось иногда не в определённой стилистике, которой следовали художники, но итальянский футуризм задавал лишь общий ритм местным авангардистским объединениям, заражал их энергией дерзкого новаторства и отрицания. Или, напротив, конкретные формальные эксперименты футуристов становились отправной точкой для художественных поисков, далёких от идеологии и философии, присущих итальянскому движению.

Россия стала одной из тех стран, где импульсы итальянского движения были с энтузиазмом восприняты и в то же время постоянно оспаривались и опровергались. Русские художники и литераторы создали собственную версию футуризма, иногда непосредственно опиравшуюся на итальянскую, но часто радикально с ней расходившуюся. По свидетельству Д.Д.Бурлюка, русские художники и литераторы начинают использовать само слово «футуризм» с 1911: «В 1911 году был выброшен флаг «футуристы» (Бурлюк 1994. С.63). Этот же год как точку отсчёта для истории русского футуризма указывает И.М.Зданевич. Однако чаще всего для самонаименования (и это соответствовало духу романтического национализма футуристической эстетики) они предпочитали избегать иностранного слова «футуризм», заменяя его русскими эквивалентами – «будущники» или «будетляне».

Пасха у футуристов. «Синий журнал». 1915. №12

Н.С.Гончарова. Велосипедист. 1913. Холст, масло. 79×105. ГРМ

О.В.Розанова. Город. 1913. Холст, масло. 71,4х55,6. НГХМ

0 / 0

Футуризм в России не достиг той всесторонности, которая отличала итальянское движение, – в архитектуре, музыке, фотографии, дизайне, скульптуре, танце не существовало последовательной реализации футуризма. Эпизодическим осталось обращение будетлян к кино и театру. В русской культуре футуризм прежде всего стал мифологией и идеологией созидания искусства будущего, преобразующего жизнь и самого человека. С этой программой оказались связаны разные художественные и литературные группировки и её элементы можно отметить в творчестве самых разных художников. Русский футуризм никогда не обладал монолитностью и программным единством итальянского движения. Принято считать, что первоначально футуристическая эстетика оформляется в литературе. Объединение «Гилея» и группа «эгофутуристов» (Игорь Северянин, К.К.Олимпов, И.В.Игнатьев, В.И.Гнедов и другие) стали наиболее самобытными интерпретаторами литературного футуризма. Среди живописцев группировку с последовательной футуристической программой назвать трудно. Ближе всего к футуристам была группа М.Ф.Ларионова «Ослиный хвост» и некоторые члены петербургского «Союза молодёжи».

Самыми насыщенными в истории русского футуризма, бесспорно, были 1912–1913 и несколько предвоенных месяцев 1914. Первые литографические книги будетлян, давшие один из самых оригинальных вариантов реализации футуристической концепции в русском искусстве, выходят в 1912. Театральные постановки (опера «Победа над Солнцем» и трагедия «Владимир Маяковский»), публикации основных манифестов, создание футуристического грима и первого футуристического фильма – все эти события сконцентрированы в пределах одного 1913. Тогда же ларионовская группа опубликовала вероятно самый дерзкий и парадоксальный футуристический манифест «Лучисты и будущники». В нём утверждались: возврат к национальным традициям, ориентация на культуру Востока и вместе с тем звучал восторженный гимн всем проявлениям интернациональной современной жизни. В том же году в ряде газет и журналов появляются заметки и интервью Ларионова, излагающие его радикальные и фантастические проекты футуристического театра, в котором «декорации находятся в движении и следуют за артистом, зрители лежат в середине зала в первом действии и находятся в сетке, под потолком – во втором» (К проекту футуристического театра в Москве // Театр в карикатурах. 1913. №1. С.14). Наконец, в 1913 при участии Ларионова и Н.С.Гончаровой осуществляется постановка первого и единственного футуристического фильма «Драма в кабаре №13». В 1913 начинается турне по городам России поэтов-футуристов (Д.Бурлюк, В.В.Маяковский, В.В.Каменский), выступавших с лекциями о новом движении. Очень часто их лекции превращались в настоящие театрализованные действа и сопровождались многочисленными газетными публикациями о футуризме.

Одна из особенностей русского футуризма – глубокая и практически никогда не исчезавшая связь с неопримитивистской, а иногда экспрессионистической эстетикой. Именно связь с неопримитивизмом окрашивала русский футуризм в столь странные и неприемлемые для итальянских футуристов «архаические» тона. С нео­примитивистскими корнями русского футуризма может быть связана и такая нефутуристическая характеристика эстетики будетлян, как настороженное, а порой и враждебное отношение к новой машинной, механической реальности. Русские футуристы проектировали природный вариант новой культуры, базирующийся на логике живого организма, а не машины. Итальянский миф сверхприродной, сверхчеловеческой культуры остался чужд будетлянам.

В русской живописи футуризм никогда не обладал монополией на авангардизм и никогда не занимал лидирующих позиций. В живописи футуризм остался лишь кратким эпизодом (1912–1914). В этот период создаётся основной корпус футуристических картин, таких как «Точильщик» К.С.Малевича (1912–1913. Художественная галерея Йельского университета), «Велосипедист» (1913. ГРМ) и «Электрическая лампа» (1913. Центр Помпиду, Париж) Гончаровой, «Прогулка. Венера на бульваре» Ларионова (1913, Центр Помпиду), «Фабрика и мост» (1913. МоМА) и «Пожар в городе» (1913. СОХМ) О.В.Розановой, «Итальянский натюрморт» Л.С.Поповой (1914. ГТГ), «Аллегорическое изображение войны 1812» А.В.Лентулова (1912. Частная коллекция), «Поворот автомобиля» М.В.Ле-Дантю (1913–1914. ООМИИ), и других. Конечно, и после 1914 в русском искусстве появляются произведения, в которых отчётливо видны следы влияния футуристической эстетики – у К.М.Зданевича («Синдикат футуристов» или «Оркестровый портрет». 1917–1918. Коллекция С.А.Шустера, СПб.), Д.Д.Бурлюка («Японец, чистящий рыбу». 1922. Коллекция Анатолия Беккермана, Нью-Йорк).

Очень часто русские художники берут от футуризма только внешние средства передачи движения, воспринимают футуризм как формальное упражнение. На основе соединения футуристической и кубистической эстетики в русской живописи сложилась особая версия «динамического кубизма», или кубофутуризм. В отличие от итальянцев, познакомившихся с кубизмом уже после создания собственной футуристической программы, у русских художников именно кубизм стал той основой, на которую накладывались футуристические приёмы. Прямое усвоение ряда «классических» способов передачи движения итальянского футуризма стало для русских живописцев скорее неким трамплином для формирования собственных концепций, или, по выражению Д.В.Сарабьянова,– «пересадочной станцией» в их стремительном движении к исчерпанию уже достигнутого и открытию нового.

Хотя к футуристической живописи в русском искусстве может быть отнесён небольшой круг произведений, рядом с ними существует широкий пласт пограничных работ, в той или иной мере связанных с футуризмом и размывающих жёсткие границы этого явления в русской живописи. В круг таких «пограничных» произведений попадают кубофутуристические работы, живописный алогизм или отдельные работы художников, в целом совершенно чуждых футуристической эстетике (П.Н.Филонов. «Девушка с цветком». 1913; «Перерождение интеллигента», 1913. Обе – ГРМ). Начиная с 1915, для русских художников футуризм уже не представляет актуального направления в живописи. Концепция беспредметного искусства, ассоциирующаяся главным образом с именами В.Е.Татлина и Малевича, определяет основные тенденции в развитии искусства второй половины 1910-х и начала 1920-х.

История русского футуризма связана не столько с открытиями в сфере живописного языка, сколько с различными видами социально-культурной деятельности. Многочисленные публичные диспуты и лекции о новом искусстве, устраивавшиеся живописцами и литераторами, знаменитое турне футуристов по городам России, нашумевшие постановки театра «Будетлянин», издание поэтических сборников, теоретических манифестов и деклараций – вся эта футуристическая деятельность определяла в 1910-е атмосферу художественной жизни. Для эстетики футуризма важны были эффект, «взрыв», мгновенная вспышка эмоций. И не только в качестве пропагандистской уловки для привлечения внимания публики. Любовь к ошеломлению, к демонстративной театральности поведения, стиля речи или текстов воплощала особые свойства современного, футуристического мироощущения, в котором быстрая смена впечатлений, мгновенных событий-вспышек пришла на место размеренных ритмов прошлого. Футуристы вводят в мир искусства понятия и стратегии, заимствованные у политиков и военных. Прежде всего – это понятие «врага» (по словам Маринетти, «вечного неприятеля, которого следовало бы изобрести, если бы его не было»), ставшее одним из центральных для футуристической эстетики. Именно футуристы начинают называть свои выступления перед публикой битвами, поддерживая (а иногда нарочито провоцируя) конфронтацию с публикой и художественным истеблишментом.

Революционное время дало второе дыхание футуристической мифологии об искусстве будущего, преобразующем жизнь и самого человека. Рождение нового человека, вторжение в «ветхий» старый мир молодых сил – «варваров», способных влить свежую кровь в усталую культуру, – все эти мифологемы футуристического движения оказались востребованы в революционное время. К этому времени прежние футуристические объединения уже прекратили своё существование, футуристическая эстетика утратила лидирующие позиции в авангардном движении. Востребованными оказались лишь мифология и идеология футуризма. В эти годы футуризм не столько направление в искусстве с конкретной эстетической программой, сколько обобщённое наименование для самых разных течений так называемого «левого» искусства. Причём политическое содержание в такой интерпретации явно преобладало над эстетическим. В 1918–1919 под влиянием революционных событий происходит радикализация футуристической эстетики. Футуризм трактуется теперь как искусство, соответствующее глубинному духу революции. Причём чаще всего не столько конкретной революции, сколько мифологизированной Революции, воплощающей стихийную творческую силу и новую космогонию.

Самые значительные декларации этого периода – «Манифест летучей федерации футуристов» и «Декрет №1 о демократизации искусства» – появились в 1918 в первом номере «Газеты футуристов». В этих декларациях обозначались наиболее важные тенденции революционного этапа в футуристическом движении: создание новых массовых форм искусства, существующего вне стен музеев и галерей, непосредственно вторгающегося в жизнь городских улиц; концепция художественной деятельности как инструмента творчества жизни и средства революционного преобразования сознания и психики человека.

В первые послереволюционные годы новым центром футуристической активности, где продолжилась разработка не политизированной мифологии, но наиболее радикальных эстетических концепций футуризма (в основном поэтического), стал Тифлис. В силу разных обстоятельств здесь оказались А.Е.Кручёных («отец московского футуризма», как его называли в тифлисских газетах), братья Зданевичи, поэт И.Г.Терентьев, ставшие главными вдохновителями тифлисских футуристических объединений. Этот этап в истории русского футуризма связан прежде всего с деятельностью «Синдиката футуристов» (Кручёных, И.М. и К.М.Зданевичи, Н.А.Чернявский, Ладо Гудиашвили, С.В.Валишевский, Кара-Дарвиш) и группы «Сорок один» (Кручёных, Терентьев, И.М.Зданевич, Чернявский). Кручёных в эти годы в своих гектографических книгах создал наиболее радикальные формы заумной поэзии, в которых футуристическая эстетика мгновения, быстроты и взрыва сочеталась с экстатической мистикой и открытиями беспредметности.

Помимо литературного или живописного, изначально существовал футуризм как идеология, как особая стратегия утверждения нового в искусстве, особая стратегия существования искусства в современном мире, как философия новой культуры. Его невозможно связать с той или иной группировкой, с определённым кругом художников или писателей. Этот футуризм – не столько направление в искусстве, сколько не поддающаяся строгому определению энергия современной жизни, обращённая к творческой трансформации мира и диктовавшая ритм нового мироощущения. «Футуризм, – подчёркивал И.Зданевич, – явление общее для всех народов, несущих новую, механическую культуру… он принадлежит не только искусству как таковому, но (это) – духовное течение, особая религия, охватывающая всю нашу великую жизнь» (И.Зданевич. «О футуризме». Лекция // Искусствознание. 1998. №1. С.558). Именно эта грань футуризма оказалась чрезвычайно важной в истории русской авангардной культуры – футуризм как «духовное течение» стал прологом ко многим открытиям русского авангарда.

rusavangard.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта