Народныя навіны ВіцебскаНародные новости Витебска. Над городом картина


Картина Шагала «Над городом», эскиз

Как много картин посвящено теме влюбленных, трудно сосчитать. И картина Марка Шагала «Над городом» как раз является одной из них. Она была создана в период с 1914 по 1918 годы, а ее оригинал можно найти в Третьяковской галерее.

На картине изображены парящие возлюбленные, которые символизируют самого художника и его возлюбленную. Он посвятил свое творчество именно ей, поэтому «Над городом» можно назвать «нарисованным гимном любви». Марк Шагал отразил в этой картине всю силу своих чувств, все, что изображено на ней, символизирует именно чувства влюбленных, встретившихся после долгой разлуки.

Художник использовал все доступные ему возможности, чтобы зритель понял, что от любви действительно летают, причем в буквальном смысле. Поэтому на картине изображены возлюбленные, причем, внимательный зритель обязательно заметит, что у них по одной руке, это является символом того, что они одно целое, и когда они вместе, то для них нет ничего невозможного. Они парят, пролетая над местом, где родился художник – город Витебск. Старые, покосившиеся дома, едва прорисованные контуры – тщательно прорисована на холсте только пара, все остальное имеет лишь очертания, как обрамление высоких и чистых чувств.

Вся картина наполнена такими символами, знаками, аллегориями. «Над городом» отразила в себе всю силу творческой мысли своего создателя, она и написана была в период, когда его искусство вошло в свою полную силу, в период, когда его талант полностью раскрылся. Трудно остаться равнодушным, стоит только увидеть ее. Она несет на себе печать гения художника, его любовь и оригинальное видение жизни.

Пусть и нет возможности приобрести оригинал, зато есть репродукция. Наш интернет-магазин занимается продажей копий картин, в том числе и той, о которой писалось выше. У нас можно приобрести репродукции творчества многих великих художников. Ассортимент нашего магазина представлен в высокой цветопередаче, имеет выдающееся качество. Купить картину можно, заказав ее на нашем сайте, цена обязательно порадует покупателя своей доступностью, процесс напечатания картин, использует только современные технологии.

www.artwall.ru

Шагал. Над городом. :: Места

Поступив в Архитектурный институт, я окунулась в мир искусства. Передвигаясь вскачь от одного направления к другому, я воспринимала новое всеми органами чувств, кожей, каждой клеточкой своей души. И чем больше я вникала, тем сложнее, сюжетнее, насыщеннее оказывались картины, проникающие в самую душу.

Однажды попутным ветром меня занесло в Пушкинский Музей на выставку Марка Шагала.

image

Обычно я посещаю выставку не одна, а с компанией единомышленников, чтобы можно было в процессе просмотра или потом обсудить детали и впечатления. Отчего то, уж не вспомнить сейчас, но на этой выставке я оказалась одна.

Колорит, аллегории, символы - все откликалось в сердце. Каждая картина пробуждала душу. Я бродила, всматривалась, поворачивала голову, наклоняясь вправо и влево на 90 градусов, приближаясь и отдаляясь от картины... Шагал считается русским импрессионистом. Именно так. Его импрессионизм какой-то тягучий, ностальгический, порой затянутый тоской большой души маленького мальчика из города Витебска.

И вот я перед картиной "Прогулка над городом". Дыхание перехватило. И я вдруг увидела себя, летящую над городом. Внизу был Витебск. image

Потом, позже, я узнала историю этой картины. И еще одной.

"В 1914 г. Шагал приехал в родной город на свадьбу сестры. Он собирался вернуться в Париж, но началась Первая мировая война, и это оказалось невозможно. Большую часть 1915 г. живописец провёл в Витебске и его окрестностях. Он женился на Белле Розенфельд, которая стала подлинной музой мастера. Шагал писал: «Я не кончал ни одной картины или гравюры, не спросив у неё: да или нет». Этот счастливый брак был для него символом союза мужчины и женщины; художник видел в нём нечто, лежащее в самой сердцевине бытия.

Образ жены есть во многих произведениях, например в «Прогулке» (1917—1918 гг.). Любовь, по мнению Шагала, преодолевает разобщённость мира и несёт в себе творческое начало, обладая, как и искусство, способностью возносить над повседневностью. Эта идея воплощена живописцем в картине «Над городом» (1917 г.).

image

Картины Шагала постоянно в движении, постоянно на выставках в разных странах мира. Часть его коллекции находится в Париже, часть в Третьяковке XXвек, что в ЦДХ на Крымском Валу.

Он так и остается непревзойденным мастером русского импрессионизма.

infotera.ru

«Над городом» М.Шагала

«Над городом» М.Шагала

Картины авангардиста М. Шагала уходят на аукционах за баснословные деньги, становятся предметами кражи во многих экшенах, а критики до сих пор не знают, ругать или хвалить автора за его над гротескную манеру изображения.

До Первой мировой войны художник учился в Париже, находился в самом сердце его богемной жизни, был своим в кругах поэтов-символистов. Отсюда его излюбленный прием письма – визуализация еврейских поговорок и образов идиш-фольклора.

Картина «Над городом», написанная с 1914 по 1918 года – самая странная из произведений Третьяковской галереи. Полотно вызывает множество вопросов, порой детских.

Самый первый из них – «Кто это и почему они летят?», поскольку благодаря именно Шагалу фразеологизмы «парить в небесах» и «взлететь от счастья» обрели конкретику.

Изображенная на картине пара – это сам художник и его невеста Белла Розенфельд, которые встретились после долгой разлуки. Им хорошо вдвоем и они летят на крыльях счастья над Витебском, родным городом авангардиста. Мужчина придерживает женщину за грудь – довольно интимный жест любовников, которые сбежали из спящего города рано поутру. Они видят игрушечные домики и амбарчики, еще покрытые туманной дымкой, которая словно переносят в сказку. Тут смешалось все – мечта, вдохновение, реальность и сон, детские желания и взрослая уверенность в своих силах.

Некий раблевский гротеск придает картине человек под забором со спущенными штанами. Он думает, что спрятался ото всех и никто его не видит. Козел, мирно жующий травку во дворе, кажется вместе с «подзаборным» мужичком неуместным в сказочности картины. На самом деле – это та самая проза жизни, которая чужда истинным влюбленным.

Образы и объекты на холсте не детализированы. Схематичны, словно нарисованные рукой ребенка, дома, условны очертания забора, слишком уж графично лицо Беллы и самого Шагала… Это своеобразный сон наяву – мир, где нет преград для желаний, а время настолько ценно, что не тратиться впустую.

Многие из тех, кто увидел картину, скажут, что в ней нет замысла, и вспомнят пошловатую песню группы «Ленинград» «Люди не летают», но не останутся равнодушными к произведению Шагала. И они отчасти будут правы. Алогичность, иррациональность, искажение законов физики и логики – вот основные принципы творчества художника. Он изображает не людей, а скорее, их души.

Фигуры летящих в небе мужчины и женщины занимают передний план картины. На заднем фоне полотна – собор, символ единения душ влюбленных. Средний план произведения – это Витебск, с горящими окнами, бесстыжим мужичком и невесть откуда взявшимся козлом. Город означает земную, обыденную и монотонную жизнь. Находящиеся над городом люди выше банальностей и условностей.

Сам полет настолько непринужденный, что напоминает скорее неспешный променад по утреннему парку, чем что-то, не укладывающееся в рамки логики. Летать для Шагала – такое же обычное состояние, как и все остальные.

Уделено внимание, прежде всего, образу Беллы – кружева нарядного платья, изящные туфельки и влюбленные глаза. Девушка поражает своей геометрической структурой и хрупкостью. Черты ее лица прорисованы довольно четко, а прическа естественна и легка. Глаза летуньи лучатся чистотой и невинностью, но их черный цвет, «жгучий и прекрасный», приковывает своей таинственностью. Одежда ее вполне в духе того времени, винтажной женственности: длинная «учительская» юбка с пеной кружев и блузка с манжетами и воротником, которая олицетворяет молодость. Ее жених, как настоящий мужчина, уверенно держит Беллу и ни за что не даст девушке упасть, хоть его поза и довольно свободна.

Символизм художника проявляется не только в изображении города и неземного чувства, а и в деталях. У юноши и девушки – по одной руке. Совместный полет сделал их единым целым: ему вполне хватает одной конечности, чтобы крепко держать любимую, которая справляется с равновесием. Маленький городок и большие фигуры летящих – прием, рассчитанный на то, чтобы зрители увидели истинную любовь, а не прозу жизни.

Пресловутый козел зеленого цвета словно отражает сказочность полотна. В начале 20 века Витебск был небольшим поселением, на улицах которого вполне мирно паслись козы. Однако вероятность встретить зеленого козла равнялась вероятности встречи с парящей в небе молодой парой.

Взгляд молодых людей так же довольно символичен: Белла смотрит на зрителя, но ее взор настолько неуловимый, что напоминает улыбку Джоконды. Лицо Шагала отвернуто в сторону, он как будто прощается с городом, зная, что многие годы будет жить во Франции. Молодые люди думают каждый о своем на этой неспешной и размеренной прогулке. Цветовая палитра картины «Над городом» на первый взгляд, имеет некий диссонанс. Оттенки, кажется, между собой не связаны, они представляют причудливую мозаику акварели и масла. В верхней части картины – золотисто-сизый дымок, словно нанесенный влажной кистью на мокрую бумагу. Насыщенные зеленые и синие цвета одежды влюбленных, зеленые деревья, зеленый козел, желтый дом и желтые окна передают полноту впечатлений истинного чувства. Забор тянется черной лентой, с ним соседствуют дома приглушенных оттенков – Витебск спит. Вдалеке на горизонте белый, подобно «фата моргане», собор. Вся многогранность творчества Шагала раскрывается именно в этой картине: тут и кубические формы домов, и футуристические большие фигуры, и по-французски наивная любовь. М. Шагал вошел в историю искусства, как живописец, которого никак не могут «поделить» Россия и Франция, но прежде всего его знают как «мифотворца». Любовь к Белле Розенфельд – самый главный и неоспоримый шагаловский архетип – он советовался с ней по поводу каждой картины, а их брак был не просто официальным союзом, а единением двух душ, сердцевиной всего сущего. Разгадать загадку картины «Над городом» М. Шагала невозможно. Да и зачем разгадывать, насколько необъяснимо и в то же время просто такое чувство, как настоящая любовь?

Про скандинавские камины и многое другео вы можете узнайть здесь www.campingmanitoulin.com

Случайные записи

k-a-r-t-i-n-a.ru

Описание картины Марка Шагала «Над городом» Картины художников

Описание картины Марка Шагала «Над городом»

В этой картине автор ищет пути, через которые он пытается пробиться к зрителю и принести свое видение мира людям. На этом полотне изображены художник и его супруга Белла. Они летят над Витебском, над родным городом. За ними остаются покосившиеся домики и полутьма.

В своем творчестве Шагал всегда стремился показать человеку насколько у него мало времени, а он тратит его впустую. помимо этого, в понятие времени закладывались представления о человеческих воспоминаниях и пережитых эмоциях, о том, чего человек хочет, к чему стремится и о чем думает.

На этом полотне художник не старался детализировать образы и объекты, он просто старался погрузить нас в сон наяву. В мир волшебных воспоминаний и снов, в которых мы там, где хотим быть и делаем то, что хотим. В картине нет связи, однако, каждый, увидевший ее, не пройдет мимо,

не оценив замысла и стиля.

Никакие физические рамки неведомы автору, поэтому его картины полны аллогичности и иррациональности. Поэтому действующие лица картины расположены так, что не подчиняются логике и физическим законам. А то, что их окружает, только лишь обыденность и воспоминания, которые будут всегда идти рядом. Эти парящие в небе души — изящны и грациозны, трепетны в своем романтическом мире.

Все подчеркивает их близость и чувства. Это влюбленные и независимые от обыденности люди, без порока и алчности, только в своем, идеальном представлении об окружающем. Очень точны мелочи, это заметно по внешнему виду Беллы, по ее туфелькам и нарядному платьицу, по влюбленным глазам и проплывающему городу, признаку того, что все, что внизу сейчас их не касается и мирская жизнь немного подождет.

В полете они не обращают ни на что внимания, их не беспокоит прохладность воздуха и легкая затемненность города, они сами по себе. Они едины в своем порыве любви.

Прислал: Калинина Инна . 2017-10-08 21:16:47

opisanie-kartin.iusite.ru

Живопись Шагал Марк Захарович, «Над городом», «Виолончелист», описание картины

Живопись XX в.

Гротескный художник, график, мастер «зримой поэзии», экспрессионист, М. Шагал по масштабности иллюстративных циклов превзошел всех известных до сей поры живописцев. Марк Шагал родился в Витебске в бедной еврейской семье складского грузчика. Он рос мечтательным мальчиком, который с жадным любопытством впитывал реальные и порожденные собственной неуемной фантазией «картинки» окружающего пространства. В возрасте 15 лет он «загорелся» живописью. В глубоко религиозной семье никто не поддержал желания юноши стать художником, поскольку рисование, согласно догматам иудаизма, считалось неподобающим ремеслом и грехом. Однако родители вынуждены были уступить сыну и отвели его для обучения к единственному местному художнику.

В 19 лет Шагал приехал в Петербург и поступил на учебу к художнику-вывесочнику, после чего 2 года обучался в школе Общества поощрения художеств. Однако теоретические знания, стилизация, эстетика официального искусства совершенно не укладывались в рамки шагаловского художественного чувства, и только следование своему «инстинкту» вело его кипучую творческую натуру. Именно поэтому на ранних этапах становления мастерства Шагал ориентировался главным образом на постимпрессионистов, оставаясь самобытным, верным своему «народному» происхождению художником.

Столица нового искусства – Париж – неудержимо манила молодого художника. К счастью, у непонятого на родине Шагала все же были состоятельные почитатели. Так, адвокат и издатель Винавер, забрав несколько работ молодого мастера, определил ему стипендию для проживания и работы в Париже. Шагал погрузился в атмосферу свободного творческого полета, обучаясь и совершенствуясь не только в «свободных академиях» Ла Палетт и Ле Фоконье, но и на улицах Парижа. Молодой Шагал был замечен, и уже в 1918 г. была издана книга «Искусство Марка Шагала». Первая выставка художника состоялась в Берлине в 1914 г.

Одной из замечательных работ этого периода творчества Шагала является картина «Над городом». Простые деревенские домики и сарайчики, протянувшиеся вдоль забора, подернуты дымкой. В небе над причудливо выстроенным городом летят мужчина и женщина. Странные их фигуры распластались почти горизонтально, мужчина придерживает женщину за грудь. Кажется, что тайные любовники совершают побег из спящего утреннего города. Теплые краски, цветные пятна домов и людей передают тягу художника к сказочным образам. Мечтательность и вдохновенный порыв, смешение реальности и воображения, находящегося будто бы под влиянием какого-то сна из детства, наполняют картину. «Над городом» запечатлевает вдохновляющий художника союз с Беллой Розен-фельд, которая впоследствии станет его женой.

В годы Первой мировой войны Шагал возвращается на родину в Витебск. В эти же годы он женится на Белле Розен-фельд, ставшей ему не только женой, но и музой на всю жизнь. В Петербурге Шагал знакомится с левыми поэтами и художниками, работает в военном бюро, пишет эскизы, картины, графику.

После октябрьской революции Шагал возвращается в Витебск и создает народную художественную школу. Беспредметное искусство, ставшее популярным в годы бунтарства и новаторства, во всем было чуждо Шагалу, поэтому у себя на родине он оказывается в своеобразной творческой изоляции, не воспринимаемый ни правыми, ни левыми. Это и послужило причиной того, что в 20-х гг. художник был вынужден навсегда уехать за границу, однако до конца своих дней он не утратил «ощущения» России.

Второй приезд в Париж знаменует для Шагала новый период в творчестве, его работы становятся более мягкими, цельными, лиричными, уходят имевшие место элементы «художественной геометрии». Шагал много путешествует, знакомится с людьми искусства, создает иллюстрации к Библии. В это же время в Базеле и Брюсселе устраиваются его первые ретроспективные выставки.

Постепенно в работах появляется глобальная универсальность, вероятно, сказывается влияние европейской школы живописи. Годы Второй мировой войны Шагал проводит в США в творческой среде, занимается с сыном Матисса, выставляет свои работы в Нью-Йоркской галерее. Смерть Беллы настолько потрясает Шагала, что он на протяжении года не берет в руки кисти.

По возвращении в Париж в 1948 г. Шагал создает несколько работ, в которых парижские панорамы причудливым образом переплетаются с витебскими видениями. Сами композиции фрагментируются на отдельные цветовые участки, имеющие вид пятна или геометрической фигуры. Жизнь на лучезарных берегах Средиземноморья отразилась на палитре работ Шагала: насыщенность цвета и одновременно своеобразная просвеченность его насквозь наполняют частые для того времени образы влюбленных; в них и первобытное бытие, и простая человеческая радость, и грусть, а порой и драма.

Одной из ярких и емких картин Шагала является «Виолончелист». На ней – исполненный тревоги и творческого порыва музыкант, играющий на виолончели, представляющей собой его тело. В этом образе Шагал подчеркивает цельность натуры художника и его таланта. Тут же очень характерный для художника образ преданного человеку животного, смотрящего на виолончелиста и подыгрывающего ему на маленькой скрипке. Шагал известен и как книжный график. Ему принадлежат иллюстрации к «Мертвым душам» Н.В. Гоголя и Библии.

Второй брак с Валентиной Бродской и последующая поездка в Грецию дает начало новому периоду в творчестве Шагала: всемирное признание, высшие награды, роспись Гранд Оперы, витражей средневековых соборов, в которые удивительно гармонично «вписались» глубоко духовные и «вневременные» образы современного художника, множество выставок картин, графики, витражей и скульптур, керамики, мозаики и гобелена...

Марк Шагал не принятый в свое время на родине, особенно полно и ярко реализовал свой талант в поздние годы творчества, он с необыкновенной жанровой насыщенностью отразил неповторимым, самобытным языком всю эпоху великих перемен.

jivopis.org

95 лет назад Марк Шагал завершил картину "Над городом" / Новости культуры / Tvkultura.ru

«Мастер зримой поэзии», он давал жизнь метафорам. Благодаря Марку Шагалу слова «взлететь от счастья» или «парить в небесах» обрели конкретные очертания. Одна из самых известных картин мастера с «летящими» персонажами – «Над городом». Она была написана 95 лет назад. Сам Шагал не определял в своём творчестве ни границ, ни стиля, ни направления. Его живопись часто трудно объяснить из-за иносказаний, символов и метафор. Что зашифровано в картине «Над городом» – попытались разгадать корреспонденты «Новостей культуры».

Хотя сюжет этой знаменитой картины Марка Шагала – фантастический, её герои - вполне конкретны. За ними скрывается биография мастера, его мироощущение. Их здесь трое - он, его жена Белла и родной Витебск. В 1909, возможно, на одной из этих улочек, натурщица Шагала познакомила его со своей подругой Беллой. В дневнике он записал: «я понял: это моя жена… глаза. Большие, выпуклые, чёрные! Это мои глаза, моя душа». Именно эти глаза смотрят на нас почти со всех картин Шагала. Её черты узнаваемы во всех женщинах и ангелах. Белла отвечала ему взаимностью сразу. Не брала в расчет, что он – сын простого еврея, который разгружал селёдку. Что сам Марк только отучился в Витебской школе живописи и рисунка.

Она – из Розенфельдов. Дочь богатого торговца ювелирными украшениями. И собиралась учиться здесь в центре Москвы. В этом здании тогда располагалось престижное учебное заведение. Высшие женские курсы.

Её ортодоксальные родители советовали: «Не связывайся с ним». Она не слушала. Отучившись, занималась в студии Станиславского. Ждала его – из Парижа и Берлина. Вернулся в Витебск Шагал уже знаменитым. Чтобы женится на ней и воспеть, как Петрарка – Лауру, Данте – Биатриче. И эта картина – один из первых гимнов его страстной любви к Белле. Так будет все 29 лет их совместной жизни. Светлость и нежность здесь и в цветах и в формах. Даже кубистические приемы Шагал смягчил.

«Он даже, обратите внимание, себя немножко сильнее кубизировал, чем, например фигуру жены, – говорит старший научный сотрудник Государственной Третьяковской Галереи Ирина Вакар. – В ней какие-то плавные эллипсы появляются в её фигуре, а вот эти ножки с кружевами – это иронически – салонный намек на то, какая она изящная, какая она домашняя».

Она была не просто женой. Подлинной музой его творчеств. Шагал писал: «не кончил не одной картины или гравюры, не спросив у неё да или нет». Их свадьбу сыграли в 1915. Картина «Над городом» датирована 14-18-м.

«Глядя на это гармоничное, спокойное, безмятежное полотно, трудно представить, что это был один из самых сложных и противоречивых периодов и Шагала и всей страны», – отмечает Ирина Вакар.

В этой картине, улетая, он оборачивается назад. Смотрит на город и прощается с ним. Предчувствуя: скоро не сможет жить ни здесь, ни в России. Париж он назовет «своим вторым Витебском». На десятках картин - эти церкви, дома, заборы, разрушенные потом революцией и войной. Но здесь Шагал и Белла победили все горести, обыденность и тяготение земли. Они «летят от счастья», «парят в небесах». Как всегда наглядно и парадоксально Шагал реализовывает эти метафоры. А «верх и низ» в его картинах всегда довольно относительны.

И не только в композиции. Кстати, одну картину Шагала на выставке в 1914-ом так и повесили «вверх ногами». Шагал был ещё и любителем совмещать возвышенное с низменным, грусть с юмором. И до сих пор некоторые зрители недоумевают: Ну как влюбленная пара здесь может парить над этим персонажем под забором?

Но вот понятия «добра» и «зла» Шагал никогда не меняет местами.

«Летающий человек, он летает все-таки по небу, а земля остается внизу, – говорит Ирина Вакар. – То есть линия горизонта, традиционное представление о высоком и низком – у него остается. Он считает, что души и чувства поднимают людей над миром».

И в этой картине над городом его подняли безграничная любовь к женщине, к Витебску и к жизни. А возможно, глядя на неё, Марк Шагал вспоминал предсказание цыганки. О том, что у него будет три женщины. Одна необыкновенная, и две – обычные. И о том, что он умрет в полете. Всё сбылось. Его третья жена боялась отпускать его в аэропорт. А он умер в лифте, поднимаясь в свою мастерскую.

Новости культуры  

tvkultura.ru

95 лет назад Марк Шагал завершил картину “Над городом”

«Мастер зримой поэзии», он давал жизнь метафорам. Благодаря Марку Шагалу слова «взлететь от счастья» или «парить в небесах» обрели конкретные очертания. Одна из самых известных картин мастера с «летящими» персонажами – «Над городом». Она была написана 95 лет назад. Сам Шагал не определял в своём творчестве ни границ, ни стиля, ни направления. Его живопись часто трудно объяснить из-за иносказаний, символов и метафор. Что зашифровано в картине «Над городом» – попытались разгадать корреспонденты «Новостей культуры».

Хотя сюжет этой знаменитой картины Марка Шагала – фантастический, её герои - вполне конкретны. За ними скрывается биография мастера, его мироощущение. Их здесь трое - он, его жена Белла и родной Витебск. В 1909, возможно, на одной из этих улочек, натурщица Шагала познакомила его со своей подругой Беллой. В дневнике он записал: «я понял: это моя жена… глаза. Большие, выпуклые, чёрные! Это мои глаза, моя душа». Именно эти глаза смотрят на нас почти со всех картин Шагала. Её черты узнаваемы во всех женщинах и ангелах. Белла отвечала ему взаимностью сразу. Не брала в расчет, что он – сын простого еврея, который разгружал селёдку. Что сам Марк только отучился в Витебской школе живописи и рисунка.

Она – из Розенфельдов. Дочь богатого торговца ювелирными украшениями. И собиралась учиться здесь в центре Москвы. В этом здании тогда располагалось престижное учебное заведение. Высшие женские курсы.

Её ортодоксальные родители советовали: «Не связывайся с ним». Она не слушала. Отучившись, занималась в студии Станиславского. Ждала его – из Парижа и Берлина. Вернулся в Витебск Шагал уже знаменитым. Чтобы женится на ней и воспеть, как Петрарка – Лауру, Данте – Биатриче. И эта картина – один из первых гимнов его страстной любви к Белле. Так будет все 29 лет их совместной жизни. Светлость и нежность здесь и в цветах и в формах. Даже кубистические приемы Шагал смягчил.

«Он даже, обратите внимание, себя немножко сильнее кубизировал, чем, например фигуру жены, – говорит старший научный сотрудник Государственной Третьяковской Галереи Ирина Вакар. – В ней какие-то плавные эллипсы появляются в её фигуре, а вот эти ножки с кружевами – это иронически – салонный намек на то, какая она изящная, какая она домашняя».

Она была не просто женой. Подлинной музой его творчеств. Шагал писал: «не кончил не одной картины или гравюры, не спросив у неё да или нет». Их свадьбу сыграли в 1915. Картина «Над городом» датирована 14-18-м.

«Глядя на это гармоничное, спокойное, безмятежное полотно, трудно представить, что это был один из самых сложных и противоречивых периодов и Шагала и всей страны», – отмечает Ирина Вакар.

В этой картине, улетая, он оборачивается назад. Смотрит на город и прощается с ним. Предчувствуя: скоро не сможет жить ни здесь, ни в России. Париж он назовет «своим вторым Витебском». На десятках картин - эти церкви, дома, заборы, разрушенные потом революцией и войной. Но здесь Шагал и Белла победили все горести, обыденность и тяготение земли. Они «летят от счастья», «парят в небесах». Как всегда наглядно и парадоксально Шагал реализовывает эти метафоры. А «верх и низ» в его картинах всегда довольно относительны.

И не только в композиции. Кстати, одну картину Шагала на выставке в 1914-ом так и повесили «вверх ногами». Шагал был ещё и любителем совмещать возвышенное с низменным, грусть с юмором. И до сих пор некоторые зрители недоумевают: Ну как влюбленная пара здесь может парить над этим персонажем под забором?

Но вот понятия «добра» и «зла» Шагал никогда не меняет местами.

«Летающий человек, он летает все-таки по небу, а земля остается внизу, – говорит Ирина Вакар. – То есть линия горизонта, традиционное представление о высоком и низком – у него остается. Он считает, что души и чувства поднимают людей над миром».

И в этой картине над городом его подняли безграничная любовь к женщине, к Витебску и к жизни. А возможно, глядя на неё, Марк Шагал вспоминал предсказание цыганки. О том, что у него будет три женщины. Одна необыкновенная, и две – обычные. И о том, что он умрет в полете. Всё сбылось. Его третья жена боялась отпускать его в аэропорт. А он умер в лифте, поднимаясь в свою мастерскую.

Новости культуры

news.vitebsk.cc


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта