Описание картины Александра Бубнова «Утро на Куликовом поле». Картина куликово поле


Описание картины Александра Бубнова «Утро на Куликовом поле»

Описание картины Александра Бубнова «Утро на Куликовом поле»

Перед нами одно из самых впечатляющих творений. Живописец решил обратиться к теме борьбы народа с татаро-моголами. Сначала он сделал эскизы, которые способны рассказать нам о том сложном пути исканий, который прошел живописец. Он никак не мог понять, как лучше всего выразить идею о том, что русский народ нельзя победить.

Мы не видим широкой панорамы всей битвы. Бубнов лишь запечатлел тот момент, когда воины ждут ее начала. Все переполнены нетерпением. Каждый верит в непременную победу.

Мы видим русских солдат, которые стоят в широком поле. Кажется, что они полностью неподвижны. Но на самом деле это неверно. Движение постепенно растет. Оно невероятно ощутимо и при этом сдержанно.

Мы видим, как один приподнял щит. Другой воин судорожно сжал топор. Третий уже стремительно натянул тетиву своего лука. Еще мгновение и начнется бой. Все смотрят в том, где находится враг. Жест Дмитрия донского это усиливает. Его меч направлен в сторону полчищ татар.

Бубнову удалось запечатлеть затишье, после которого разразится буря.

Мы можем с легкостью угадать предысторию того события, которое запечатлено. Дальнейшее действие тоже понятно.

Художник композиционно подчеркивает монолитность и сплоченность русского войска. Кажется, что солдаты вырастают прямо из земли. Их невозможно сдвинуть или потеснить. Но это не говорит о статичности, так как во всем чувствуется движение.

Конца у войска нет, оно продолжается где-то там за пределами полотна. Все воины стоят плотно друг к другу. Создается ощущение, что неуловимо движется лавина.

Вся композиция выразительна и собрана. Главный герой картины сам народ Руси. Художник смог увидеть в воинах прошлого живых людей. Это ощущение он мастерски передает всем зрителям.

Вся картина пронизана оптимизмом. Художник смог создать образ народа, который побеждает.

opisanie-kartin.com

Картина А. Бубнова «Утро на Куликовом поле»

Посмотрим на картину А. Бубнова «Утро на Куликовом поле». Обратите внимание на построение русских полков: в первых рядах стоят старики, за ними – поколение помладше и основную гущу войска составляют молодые, здоровые и сильные. Это древний, скифский способ построения боевого порядка, гениальный по психологическому замыслу. Первые ряды в стычке с супостатом погибают первыми, это можно сказать, смертники, поэтому они в белых рубахах и практически не имеют доспехов. Отсюда взялась пословица – не суйся поперед батьки в пекло.

Деды должны умереть на глазах внуков, отцы на глазах сыновей, и их смерть наполнит сердца молодых яростью ратного духа, вплетет составляющую личной мести. А слово месть от «место» – чисто воинский термин, когда молодой занимает в строю место погибшего старшего из Рода.

Хочу процитировать С.Алексеева. «Сокровища Валькирий»

Если ты знаешь, что русские затачивают лопаты, то должен знать, что они гнусные безбожники. Потому что ругаются в Бога и в Христа.— Должно быть, сэр, это им позволено.— Кем позволено?!

— Господом, сэр. Кто еще может позволить ругаться таким именем и никак не наказывать за кощунство? Только Господь. Ведь не наказал же он русских?

— Потому что тупых грязных свиней бессмысленно наказывать!

— Вы не правы, сэр. Бог наказывает их все время, но совсем иначе. А ругательство это, сэр, вовсе и не ругательство.

— Что же еще, если они позорят даже Богоматерь? — только сейчас Джейсон начинал чувствовать боль в голове.

— Молитва, сэр,- невозмутимо проговорил Густав. — Это трудно себе представить, но — молитва. Только произносят ее не в храме, и не перед сном, а в бою. Это боевая молитва русских. Она имеет очень древние корни. Славяне таким образом призывали богов на помощь в битве. А когда к ним пришло христианство, традиция сохранилась. И новый Господь позволил варварам молиться по-прежнему. И сегодня русские парни весьма искренне молились, потому к ним пришла удача.Господь питает любовь к русским.

— Хочешь сказать, они тоже богоизбранный народ, как иудеи?

— Нет, сэр, богоизбранный народ на земле — иудеи. Потому они и называются — рабы Божьи. А варвары — внуки Божьи. У них родственные отношения и родственная любовь. Это совсем другое, сэр, как вы понимаете. Кто Господу ближе, раб или внук? И кому больше прощается?.. Извините, сэр, это трудно сразу осмыслить и принять, но если хотите разобраться в сути вещей, вам следует заняться русской историей. Варвары довольно подробно изложили свое древнее мироощущение и абсолютно точно знают свое место в мироздании. Они всегда мыслили себя внуками Божьими и потому до сих пор говорят Господу «ты», как принято среди родственников.

— Послушай, а ты знаешь, почему русские вышли драться в полосатых рубашках? Это тоже имеет какой-то символический смысл?

— Эти рубашки, сэр, называются тельняшками.

— Да, я слышал, знаю… Но почему они не надели вниз бронежилеты? И сняли каски? Они считают, что полосатые тельняшки защищают?

— Я так не думаю, сэр,- проговорил Кальт. — В этих тельняшках, вероятно, хорошо драться в темноте, видно, где свои, а где чужие.

— Но и противнику это отлично видно!

— Они были уверены в своих силах. Русские вышли драться насмерть, сэр. Поэтому сняли всякую защиту. А наши разведчики рассчитывали просто помахаться кулаками и дубинками. Улавливаете разницу, сэр?

— Насмерть? Почему сразу насмерть? Если они были предупреждены кем-то, то вероятно знали, что мои парни идут на обыкновенную потасовку и не хотят убивать.

— Мы имеем дело с варварами, сэр,- вздохнул доктор. — Русским ничего не оставалось, как идти насмерть. В другом случае они бы никогда не победили. Эти парни из России и в самом деле плохо питались и не имеют достаточной мышечной массы. У варваров же есть древний магический обряд: когда не хватает физической силы, они снимают всякую защиту, одежду и идут в бой полуголыми, обнаженными, при этом призывая на помощь богов. И когда боги видят, что внуки их идут на смерть — срабатывает родственная поддержка.

— Допустим, ты прочитал, что написано, а я не уверен, что об этом читали сами русские.

— Вы правы, сэр, вряд ли,- согласился врач. — Должно быть, им и не нужно читать. Варвары знают свои магические обряды из других источников. У них наблюдается странное явление — коллективное мышление в критической ситуации. И просыпается генетическая память. Они начинают совершать непредсказуемые, алогичные поступки. Человеку с нормальным сознанием и психикой хочется защищаться панцирем или бронежилетом, подобрать более совершенное оружие; варвары же поступают от обратного.

— Если вы хотите отправить парней на драку с русскими в полуобнаженном виде, сэр, то оставьте эту затею сейчас же,- посоветовал он. — Ровным счетом из нее ничего не получится.— Ты уверен?

— Да, сэр. Что позволено внукам, не позволено рабам.

Источник

Просмотры: 934

derzhava.today

12 картин в Сергиево-Посадском районе

Воинский подвиг стал ещё и подвигом духовным, подвигом священным. Как катализатор он запустил мощные процессы, способствовавшие объединению разрозненных земель в единое государство. Нет, Куликовская битва не была окончательной победой над татаро-монголами. Иго было сброшено только сто лет спустя. Однако именно Куликовская битва развеяла миф о непобедимости Золотой Орды, дала надежду и породила героев.

XVI-XVII век: житийная икона

Куликовская битва на многие столетия остается в поле внимания художников. И если в XVI-XVII веках речь идет о редких и каноничных изображениях в рамках летописных списков и житийных клейм на иконах, то тремя веками позже, с развитием интереса к истории и исторической картине, – сюжет Куликовской битвы становится одной из центральных тем исторического жанра.

Исторический жанр в живописи во все времена был идеологическим. Но это никогда не мешало художникам делать свои работы концептуальным высказыванием и личным переживанием.

 Куликово поле: 12 картин

Орест Кипренский. Дмитрий Донской на Куликовом поле

Лучшие произведения итальянской и фламандской школы живописи были ориентирами для молодого Ореста Кипренского, взявшегося за разработку сюжета выпускного экзамена в Академии художеств. Наверное, поэтому на его картине героический защитник отечества, князь Дмитрий Донской, меньше всего похож на русского князя, каким мы привыкли его себе представлять. Отсутствие национального колорита ничуть не смущало автора, как не удивило оно и экзаменаторов.

«Голова великого князя исполнена выражения. И радость об одержанной победе, его одушевляются, купно с благодарностью ко Всевышнему, живо изображены в томных взорах его, устремленных к небесам. Сие произведение есть первый опыт трудов сего молодого художника, подающего о себе большую надежду», – говорилось в отзыве на работу[3] Х[3] Работа в городе и районеАктуальные вакансии города и Сергиево-Посадского муниципального района.Читать далее... будущего первого русского портретиста. 1 сентября 1805 года Кипренский был удостоен за картину большой золотой медали. Сейчас работа находится в собрании Русского музея (Санкт-Петербург).

 Куликово поле: 12 картин

Ивон Адольф. «Битва на Куликовом поле»

В 1850 году по заказу Николая I французский баталист Ивон Адольф в Париже пишет монументальное полотно «Битва на Куликовом поле». Первоначально планировалось, что картина украсит интерьеры нижнего коридора Храма Христа Спасителя, задуманного как храм-памятник героям войны 1812 года. Однако планы изменились. Сегодня работа украшает пролет лестницы (аванзал), ведущий в Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца.

В 1870-е годы «Куликовская битва» как тема включалась в программу оформления интерьеров Исторического музея. Одно из панно было заказано Валентину Серову, историческим консультантом которого стал Иван Забелин. Забелин был не только руководителем Исторического музея, но и одним из авторитетнейших специалистов по истории Древней Руси. На стенах музея он желал видеть народный эпос, который не оставит зрителя равнодушным и даст почувствовать связь времен.

Но ни Серов, ни Сергей Малютин, которому после Серова было поручено сделать панно, ни Сергей Коровин, так и не завершили работу. Слишком много противоречий возникало между заказчиками и исполнителями. Всех требований ученых так и не удалось удовлетворить ни одному живописцу. Рама, в которой планировалось разметить панно, пустовала вплоть до 1950 года, пока в ней не был помещен нейтральный пейзаж с видами Москвы.

 Куликово поле: 12 картин

Благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Эскиз Нестерова

Всю русскую землю, а не только свой личный удел шел защищать молодой князь Дмитрий. Он твердо верил в помощь Божию: и когда перед Донской иконой Божией Матери читал «Бог нам прибежище и сила», и когда пришел взять благословение у старца вступить в бой с безбожниками.

Для Нестерова ключевой темой стало напряжение той минуту, когда преподобный благословляет коленопреклоненного князя. Впрочем, эскиз «Благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского на Куликовскую битву» так и не был завершен Нестеровым. Он был не удовлетворен своими набросками и писал о них Елизавете Мамонтовой: «…тема давно была намечена мной для серии картин к истории Радонежского чудотворца, но все наброски, что я делал, не были интереснее любой программы…» В 1897 году «Юность преподобного», «Труды преподобного» и акварель «Преподобный Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на битву с татарами» были переданы художником в дар городской галерее братьев Третьяковых.

XX век: главный герой – народ

В самые сложные и тяжелые годы Второй мировой войны заработала идеологическая машина. Мобилизованы были все силы, в том числе изобразительное искусство, перед которым стояла цель через воскрешение народной памяти, через примеры доблестных побед над агрессором поддержать дух народа. Александр Бубнов пишет свое знаменитое «Утро на Куликовом поле» (1943-47), а баталист Михаил Авилов создает «Поединок на Куликовом поле» (1943).

Выпускник батальной мастерской Академии художеств, участник Первой мировой и гражданской войн, Михаил Авилов в своих работах демонстрирует не только мастерство живописца, он поражает убедительностью изображения батальных сцен.

К теме поединка богатыря-монаха Александра Пересвета и татарского мурзы Челубея Авилов обратился еще в 1917 году. Но тогда картина не получилась и даже была уничтожена автором.

В 1942 году, приехав в Москву из эвакуации, художник получил большую мастерскую, что позволило ему вернулся к теме Куликовского сражения. «Дмитрий Донской у Сергия Радонежского», «Дмитрий Донской решает переправляться за Дон», «Куликовская битва», «Бегство Мамая» – четыре больших эскиза были созданы Авиловым, но лишь один из них – противостояние русского витязя и татарского богатыря – стал законченным произведением, вошедшим в анналы мирового изобразительного искусства. В 1946 году за картину «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» Авилов был награжден Сталинской премией первой степени. В настоящее время картина находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге.

1980-й: новая волна интереса

80-е годы XX века стали следующим периодом и новой волной интереса к теме Куликовского сражения: в 1980 году страна отмечала 600-летие со дня Куликовской битвы. К этому юбилею были приурочен цикл «Поле Куликово» Ильи Глазунова, триптих «Поле Куликово» Юрия Ракши, а на киностудии Мосфильм режиссером Романом Давыдовым снят мультипликационный фильм «Лебеди Непрядвы».

 Куликово поле: 12 картин

Илья Глазунов. Цикл «Поле Куликово». Канун. 1978

Ленинградец, блокадник, Илья Глазунов, как и многие, потерял в той страшной войне родителей. После эвакуации вернулся в Ленинград, окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Изучая историческую литературу, летописи, жития, Глазунов двадцать лет своей жизни посвятил работе над циклом «Поле Куликово», в который вошло тридцать картин. В шестидесятые годы появились первые полотна: «Гонец», «Штурм города», «Хан Мамай», а знакомство публики с циклом было приурочено к грандиозному юбилею, 600-летию Куликовской битвы.

В 1980 году Глазунов был удостоен звания народного художника СССР. Говоря о своем цикле, Глазунов поясняет, что стремился «передать только жизненную достоверность, истинность происходящего, чтобы еще раз наш современник прикоснулся к великому прошлому Родины, с новой силой почувствовал бы неразрывную связь времен, связь поколений, свою сопричастность к событиям давно минувших эпох».

 Куликово поле: 12 картин

Юрий Ракша. Триптих “Поле Куликово”. Центральная часть – “Предстояние”

Ракша любил работы Нестерова и ориентировался на них в своем замысле, но его композиционное решение было все-таки иным, кинематографичным. Три места действия, разбросанные по времени, даны одновременно. Эта авторская находка, имеющая иконописные истоки, позволяет зрителю последовательно воспринять события. «Благословение на битву», «Проводы ополчения» и ключевой центр «Предстояние» – рождают состояние народного духа. Духовный подвиг совершается именно здесь и сейчас, когда стоят бок о бок святой отшельник и молитвенник, матери, сестры и жены, среди которых смиренная и мужественная Евдокия и воины, вглядывающиеся вдаль, туда, где лагерем стоит враг.

Источник: Свято-Троицкая Сергиева Лавра

xn----8sbedibbx1djfkj.xn--p1ai

Цикл картин «Поле Куликово» художника Ильи Глазунова. Фото

ИА ТСН24 публикует работы художника Ильи Глазунова, вошедшие в цикл картин «Поле Куликово».

Ранее мы писали, 9 июля стало известно, что известный художник скончался на 88-м году жизни от сердечной недостаточности.

Создание картин, вошедших в большой  цикл, было приурочено к 600-летию со Дня Куликовской битвы (1980 год).  В 1960-е годы появились первые полотна: «Гонец», «Штурм города», «Хан Мамай».

В общей сложности Илье Глазунову потребовалось 20 лет, чтобы завершить проект.

1210-600x285

Канун. Перед Куликовской битвой 2004 год Из цикла «Поле Куликово» Холст, масло. 200×100

www_artru_info

Поле Куликово 1980 год Из цикла «Поле Куликово» Холст, масло, темпера. 60х100

времепнный перевес т атар поле куликово

Временный перевес татар 1980 год Из цикла «Поле Куликово» Холст, масло. 100×200

дмитрий донской куликово поле

Дмитрий Донской 1977 год Из цикла «Поле Куликово» Холст, масло. 120×100

Засадный полк. Из цикла Поле Куликово 1979 год.

Засадный полк 1998 год Из цикла «Поле Куликово» Холст, масло. 119×170

поединок поле куликово

Поединок 2004 год Из цикла «Поле Куликово» Холст, масло. 98,5×198,5

проводы войска

Проводы войск 1980 год Из цикла «Поле Куликово» Холст, масло. 185×104

Сергий Радонежский и Андрей Рублев цикл куликово поле

Сергий Радонежский и Андрей Рублев 1992 год Из цикла «Поле Куликово» Холст, масло. 98,5×199

хан мамай

Хан Мамай 1980 год Из цикла «Поле Куликово» Холст, масло, темпера. 124х104

 

штурм града

Штурм града 1979 год Из цикла «Поле Куликово» Холст, масло. 105х145

 

монгольская девушка

Монгольская девушка 1977 год Из цикла «Поле Куликово» Холст, масло. 100х80

НАШЛИ КНЯЗЯ

Нашли князя 2003 год Из цикла «Поле Куликово» Холст, масло. 118,5×63,5

княгиня евдокия в храме

Княгиня Евдокия в храме 1980 год Из цикла «Поле Куликово» Холст, масло. 102×71

www.tsn24.ru

Описание картины Ореста Кипренского «Дмитрий Донской на Куликовом поле»

Описание картины Ореста Кипренского «Дмитрий Донской на Куликовом поле»

Орест Адамович Кипренский – знаменитый русский живописец-портретист, талантливейший рисовальщик и профессор Академии Художеств. Один из крупнейших отечественных мастеров романтического портрета начинал, как и все студенты Академии Художеств, с исторической живописи.

В 1805 году перед художником ставится задача написать большое программное произведение на тему Великого Князя Дмитрия Донского, представленного в битве с Мамаем, когда после одержания победы Князь погибает среди своих воинов в роще. Художник, тогда еще студент, прекрасно справляется с заданием и получает за картину золотую медаль первого достоинства, что потом позволило ему много работать за границей.

Сюжеты отечественной истории всегда были частью программы получения художественного образования. Кипренский изображает сцену в лучших традициях итальянской и фламандской школ живописи – масштабно, колоритно и динамично.

Великий Князь, чья фигура располагается немного слева от центра, вскидывает руки в небо в молитвенном движении и благодарит Небеса за предоставленную победу над врагом. Вокруг Дмитрия Донского собрались его воины, участники кровавого сражения.

На их лицах читается удивление и радость от вести о том, что их предводитель жив. На заднем плане виден пейзаж – важная часть классической картины – и темные тучи на небе звучат в унисон с настроением картины.

Колорит произведения играет одну из важнейших ролей. Гармония ярких тонов, кроваво-красные и изумрудно-зеленые оттенки сочетаются в неведомой игре цвета. Резкие движения героев, четкая драпировка их одежд, привлекающие глаз тона и, конечно, грамотно сгруппированная композиция – все это помогает воспринимать картину, как одно четкое действо, сошедшее со сцены представление.

Кипренский создал классическое, сделанное в лучших академических традициях, произведение и по праву был награжден за него.

opisanie-kartin.com

Куликово поле — википедия фото

Расположение Куликова поля на карте Тульской области

  Реставрированный план Куликовской битвы к «Историческому обозрению Тульской губернии» И. Ф. Афремова

Кроме упоминания в памятниках «Куликовского цикла», Куликово поле хорошо известно из русских летописей и документов XVI—XVII веков, из которых самым известным и неоднократно издававшимся, начиная с последней четверти XVIII века, является сохранившаяся в нескольких списках Книга Большому Чертежу (КБЧ).

Последнее научное издание этого уникального по своей информативности рукописного памятника, учитывающее все известные на тот момент разночтения, было осуществлено при непосредственном участии К. Н. Сербиной в издательстве Академии наук СССР в 1950 году. Различные списки КБЧ в ходе делопроизводительной деятельности XVII века в московском Разрядном приказе и в воеводских канцеляриях на местах неоднократно дополнялись и уточнялись, в результате чего в их совокупности имеется очень подробная характеристика Куликова поля.

По этим описаниям Куликово поле представляло собой естественную северную границу огромного неосвоенного Дикого поля в виде протяжённой гряды возвышенностей в пределах Окско-Донского междуречья со степным характером растительности на холмах, и лесостепным — в низинах. Главный водораздел между бассейнами Оки и Дона — Окско-Донской водораздел протянулся цепью возвышенностей (так называемые Алаунские высоты) от границ с Орловской областью до границ с Рязанской. Он разделен на несколько междуречных плато, каждое из которых имеет своё название: Раевское, Горбачевское и Воловское плато.

С этого водораздела берут начало многие реки со своими притоками — Красивая Меча, Непрядва, Упа, Плова (Плава), Солова, Зуша, Чернь, Иста, Снежедь и другие. В центре, на Воловском плато, находится Волово озеро (карстового происхождения), а с севера на юг эту территорию пересекает Муравский шлях.

В настоящее время Куликово поле территориально относится к Кимовскому, Куркинскому и Богородицкому районам Тульской области.

  Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле.   Музейная экспозиция в Храм-памятнике Сергия Радонежского на Куликовом поле

Обширность Куликова поля всегда вызывала серьёзные затруднения в точной научной локализации конкретного места исторической битвы. Эпические масштабы гипотетических реконструкций XIX века с шириной фронта построения полков в 7—10 вёрст, навеянные реалиями относительно недавнего Бородинского сражения, в действительности не имели никакой научной основы. Современные археологи и исследователи пришли к выводу о незначительной площади непосредственного боевого столкновения, не превышающей 1,5—2 кв. км.

Из летописных источников известно, что сражение происходило «на Дону усть Непрядвы». Место сражения находилось между Доном и Непрядвой, то есть между правобережьем Дона и левобережьем Непрядвы. Поскольку накануне празднования 600-летия битвы в 1980 году не удалось найти материальных свидетельств этого события на традиционном месте (на правом берегу Непрядвы), в начале 1980-х годов историк В. А. Кучкин и геохимик К. П. Флоренский предложили свою версию локализации места битвы на левом берегу, принципиально отличающуюся от устоявшихся канонических взглядов начала XIX века. Эта новая трактовка показала полное отсутствие научного обоснования традиционной версии, тиражируемой лишь в силу исторической инерции.

Лишь в последующие годы при помощи методов палеогеографии учёные установили, что вблизи Дона «на левом берегу Непрядвы в то время находился сплошной лес». Похожая ситуация выявилась и на правом берегу, где свободные от леса пространства представляли собой узкие поляны, не превышающие в длину 2—3 километра. Массовые перемещения конницы в таких условиях были бы невозможны. Это породило противоречие между имеющимися источниками и сложившимися взглядами на проблему.

Согласно одному из поздних книжных преданий XIX века, не имеющему никакого документального подтверждения, император Пётр I, посещая строительство шлюзов на Иван-Озере, Дону и Шате во время сооружения Ивановского канала осмотрел место Куликовской битвы и приказал заклеймить оставшиеся дубы так называемой «Зелёной Дубравы», чтобы их не рубили.

Первым исследователем своего участка Куликова поля стал Степан Дмитриевич Нечаев. Он целенаправленно покупал у тульских старьёвщиков и антикваров старинные предметы вооружения и личного христианского благочестия, которые представлял найденными на предполагаемом месте битвы. На основе своей коллекции он создал экспозицию из двух залов, в которых разместил по стенам кольчуги, сабли, бердыши, наконечники копий и кремневые пистолеты различных времён.

Он предпринял также натурные исследования предполагаемого места сражения и попытался увязать ход битвы с реальной местностью, предложив считать местом ставки Мамая во время битвы самый большой и красивый холм на своей земле, в середине XIX века получившего наименование Красного. «Красными холмами» историки и краеведы Тульской губернии называли предполагаемые места древних языческих капищ — холмы с лежащими на вершинах крупными каменными известняковыми блоками.

По инициативе отца и сына Нечаевых тульский губернатор В. Ф. Васильев в 1820 году выступил с ходатайством перед императором Александром I о создании памятника Дмитрию Донскому на Куликовом поле.

В 1836 году Николай I утвердил эскиз чугунного обелиска Александра Брюллова. 8 сентября 1850 года памятник был торжественно открыт в присутствии губернатора, представителей дворянства, духовенства и множества крестьян.

При большом стечении народа 8 сентября 1880 года в день 500-летия битвы рядом с памятником Дмитрию Донскому на Куликовом поле после панихиды состоялся военный парад с артиллерийским салютом.

К началу XX века среди тульского духовенства возникает мысль о постройке храма Сергия Радонежского на Куликовом поле. Создание проекта храма было поручено архитектору Алексею Щусеву, завершившему работу в 1911 году. Храм строился четыре года (1913—1917 гг.). Окончанию строительства помешали события октября 1917 года и гражданская война. Храм был закрыт и постепенно пришел в упадок. Во время гражданской и особенно Великой Отечественной войн Памятник-колонна Дмитрию Донскому получила значительные повреждения.

В середине 1960-х годов по инициативе местных краеведов у мемориального комплекса на Красном холме стали проводиться экскурсии, а затем создан филиал Тульского областного краеведческого музея (ТОКМ). В конце 1960-х годов были начаты работы по реставрации памятников и благоустройству территории. Огромный объём восстановительных работ был выполнен после принятия Постановления Совета министров РСФСР «О подготовке празднования 600-летнего юбилея Куликовской битвы». По воспоминаниям Валентина Фалина к тому времени на Куликовом поле царило запустение: «Решаем с женой возложить на месте действий цветы в память о подвиге Дмитрия Донского и его дружины. Добрались на машине до Тулы. Спрашиваем постового милиционера, как проще доехать до Куликова поля. В ответ слышим: „А что это за поле такое?“ Одолели-таки ухабы и объезды. Перед глазами картина, не вдохновляющая — слава Богу, щусевские аллегорические сооружения не обрушились, несмотря на отсутствие должного ухода. Интересуемся, а что там за нелепые постройки вдали. Оказалось, свинарники. Право, за державу обидною. Пишу записку М. А. Суслову, заодно докладываю, во что превращена церковь Рождества Богородицы и как обстояло дело с захоронениями Пересвета и Осляби. На могилах двух монахов-героев, сражением которых с татарскими батырами открывалась Куликовская битва, завод „Динамо“ установил компрессоры. Скандал. Под напором Суслова кое-что было подправлено, хотя к юбилею прорехи залатать так и не поспели»[4].

Перед юбилеем была произведена реставрация храмов Сергия Радонежского на Красном холме и Рождества Богородицы в селе Монастырщина, памятника Дмитрию Донскому, закончены работы по благоустройству мемориала на Красном холме.

Постановлением Правительства РФ в 1996 году на Куликовом поле был создан Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле».

С 1997 года на Куликовом поле проходит ежегодный международный военно-исторический фестиваль «Поле Куликово» посвященный годовщинам Куликовской битвы и амуниции времен Куликовской битвы, I-й и II-й Отечественной войн.

В честь исторического места названа расположенная в 23 км к югу от него железнодорожная станция «Куликово Поле» Юго-Восточной железной дороги.

Отсутствие значимых находок боевого снаряжения на поле боя историки и археологи объясняют тем, что в средние века эти вещи были весьма дорогими[5], поэтому после сражения все предметы были тщательно собраны. Подобное объяснение появилось в научно-популярных публикациях в середине 1980-х годов, когда в течение нескольких полевых сезонов, начиная с юбилейного 1980 года, на каноническом месте не было сделано большого количества находок, связанных с великой битвой, и этому срочно требовалось объяснение.

В начале 2000-х годов гипотетическая схема Куликовской битвы, впервые составленная и опубликованная И. Ф. Афремовым в середине XIX века, и после этого ставшая официальной на 150 лет, была перерисована. Вместо картины эпических масштабов с длиной фронта построения в 7-10 вёрст, практически с южной ориентацией русского войска, когда полуденное солнце должно было светить в глаза воинам, была локализована относительно небольшая лесная поляна, зажатая между отвершков оврагов. Длина её составила около 2 километров при ширине в несколько сот метров.

Использование для сплошного обследования этой площади современных электронных металлодетекторов позволило за каждый полевой сезон собирать представительные коллекции из сотен и тысяч бесформенных металлических обломков и осколков. В советское время на этом поле велись сельскохозяйственные работы, в качестве удобрения применялась разрушающая металл аммиачная селитра. Тем не менее, археологическим экспедициям удаётся делать представляющие исторический интерес находки: втулку, основание копья, кольчужное колечко, обломок топора, части оторочки рукава или подола кольчуги, сделанные из латуни; панцирная пластина(?) (по классификации, разработанной Тодерманом на основании уникальной коллекции из 24-х комплектных пластинчатых доспехов из Висбю, аналогов не имеет), которая крепилась на основе из кожаного ремешка[5].

org-wikipediya.ru

Картина «Утро на Куликовом поле» Александра Бубнова

На замеку: На информационном портале «Актоскоп» публикуются судебные акты, решения. В этой информационно-правовой системе можно ознакомиться с материалами уголовного дела Терентьевой А.Н: http://actoscope.com/dvfo/saha/lensk-jak/ug/1/krazha-to-est-taynoe-hishenie-07082012-4767328/ . Судьей в этом деле о краже выступила Ж.А. Шмидт.

Картина «Утро на Куликовом поле»

К Александру Павловичу Бубнову (1908-1964) настоящая известность пришла уже в послевоенные годы, когда он закончил ра­боту над центральным своим произведением — историче­ской картиной «Утро на Куликовом поле» (1943—1947).

 Военная гроза, сгустившаяся над Родиной, приве­дя в движение все неисчислимые силы народа, сообщила произведениям искусства тех лет особую остроту чувств. В обстановке всеобщего патриотического подъема ближе, понятнее становилась героика прошлых эпох. Естествен­ным было и обращение к исторической тематике многих мастеров литературы и искусства.

Замысел полотна Бубнова «Утро на Куликовом поле» безусловно лежит в русле подобных устремлений.

Разгром русским воинством под предводительством Дми­трия Донского татаро-монгольских захватчиков, свер­шившийся в 1380 году на поле Куликовом, стал фабульной основой картины. Темой же ее было осознание народом сво­его национального достоинства, воля к борьбе против ино­земного ига. Художник осуществил свой замысел, исполь­зуя лучшие традиционные приемы реалистической живопи­си. Он прекрасно передал саму атмосферу события. Показал этих могучих людей в боевых доспехах, как бы вросших в родную землю, — всю в буйном цветении трав. У каждого воина свой характер, свой возраст, облик, оружие. И каждый по-своему напряжен, готовый на смерть и на славу. Не «поскупился» художник и на краски, живописуя кольчуги, шеломы, звериные шкуры, посконные рубахи и червленые щиты. И картина зазвучала многоголосым народным хо­ром.

После создания «Утра на Куликовом поле» исследова­тели творчества Бубнова прочили ему будущее историче­ского живописца. Но в 1948 году была написана картина «Хлеб» с крестьянской темой, а в полотне «Тарас Бульба» (1951—1954) проявились явно декоративные тенденции. В последних работах Бубнова «Лето», «Полдень», «Разго­воры» (все—1957) эти две линии как бы слились воедино и получили дальнейшее развитие. Жизнь крестьян в красочно-декоративном претворении теперь окончательно увлекла художника.

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

< Предыдущая Следующая >
 

www.artcontext.info


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта