Куликово поле. Куликово поле картина


Куликово поле — Википедия РУ

Расположение Куликова поля на карте Тульской области

  Реставрированный план Куликовской битвы к «Историческому обозрению Тульской губернии» И. Ф. Афремова

Кроме упоминания в памятниках «Куликовского цикла», Куликово поле хорошо известно из русских летописей и документов XVI—XVII веков, из которых самым известным и неоднократно издававшимся, начиная с последней четверти XVIII века, является сохранившаяся в нескольких списках Книга Большому Чертежу (КБЧ).

Последнее научное издание этого уникального по своей информативности рукописного памятника, учитывающее все известные на тот момент разночтения, было осуществлено при непосредственном участии К. Н. Сербиной в издательстве Академии наук СССР в 1950 году. Различные списки КБЧ в ходе делопроизводительной деятельности XVII века в московском Разрядном приказе и в воеводских канцеляриях на местах неоднократно дополнялись и уточнялись, в результате чего в их совокупности имеется очень подробная характеристика Куликова поля.

По этим описаниям Куликово поле представляло собой естественную северную границу огромного неосвоенного Дикого поля в виде протяжённой гряды возвышенностей в пределах Окско-Донского междуречья со степным характером растительности на холмах, и лесостепным — в низинах. Главный водораздел между бассейнами Оки и Дона — Окско-Донской водораздел протянулся цепью возвышенностей (так называемые Алаунские высоты) от границ с Орловской областью до границ с Рязанской. Он разделен на несколько междуречных плато, каждое из которых имеет своё название: Раевское, Горбачевское и Воловское плато.

С этого водораздела берут начало многие реки со своими притоками — Красивая Меча, Непрядва, Упа, Плова (Плава), Солова, Зуша, Чернь, Иста, Снежедь и другие. В центре, на Воловском плато, находится Волово озеро (карстового происхождения), а с севера на юг эту территорию пересекает Муравский шлях.

В настоящее время Куликово поле территориально относится к Кимовскому, Куркинскому и Богородицкому районам Тульской области.

  Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле.   Музейная экспозиция в Храм-памятнике Сергия Радонежского на Куликовом поле

Обширность Куликова поля всегда вызывала серьёзные затруднения в точной научной локализации конкретного места исторической битвы. Эпические масштабы гипотетических реконструкций XIX века с шириной фронта построения полков в 7—10 вёрст, навеянные реалиями относительно недавнего Бородинского сражения, в действительности не имели никакой научной основы. Современные археологи и исследователи пришли к выводу о незначительной площади непосредственного боевого столкновения, не превышающей 1,5—2 кв. км.

Из летописных источников известно, что сражение происходило «на Дону усть Непрядвы». Место сражения находилось между Доном и Непрядвой, то есть между правобережьем Дона и левобережьем Непрядвы. Поскольку накануне празднования 600-летия битвы в 1980 году не удалось найти материальных свидетельств этого события на традиционном месте (на правом берегу Непрядвы), в начале 1980-х годов историк В. А. Кучкин и геохимик К. П. Флоренский предложили свою версию локализации места битвы на левом берегу, принципиально отличающуюся от устоявшихся канонических взглядов начала XIX века. Эта новая трактовка показала полное отсутствие научного обоснования традиционной версии, тиражируемой лишь в силу исторической инерции.

Лишь в последующие годы при помощи методов палеогеографии учёные установили, что вблизи Дона «на левом берегу Непрядвы в то время находился сплошной лес». Похожая ситуация выявилась и на правом берегу, где свободные от леса пространства представляли собой узкие поляны, не превышающие в длину 2—3 километра. Массовые перемещения конницы в таких условиях были бы невозможны. Это породило противоречие между имеющимися источниками и сложившимися взглядами на проблему.

Согласно одному из поздних книжных преданий XIX века, не имеющему никакого документального подтверждения, император Пётр I, посещая строительство шлюзов на Иван-Озере, Дону и Шате во время сооружения Ивановского канала осмотрел место Куликовской битвы и приказал заклеймить оставшиеся дубы так называемой «Зелёной Дубравы», чтобы их не рубили.

Первым исследователем своего участка Куликова поля стал Степан Дмитриевич Нечаев. Он целенаправленно покупал у тульских старьёвщиков и антикваров старинные предметы вооружения и личного христианского благочестия, которые представлял найденными на предполагаемом месте битвы. На основе своей коллекции он создал экспозицию из двух залов, в которых разместил по стенам кольчуги, сабли, бердыши, наконечники копий и кремневые пистолеты различных времён.

Он предпринял также натурные исследования предполагаемого места сражения и попытался увязать ход битвы с реальной местностью, предложив считать местом ставки Мамая во время битвы самый большой и красивый холм на своей земле, в середине XIX века получившего наименование Красного. «Красными холмами» историки и краеведы Тульской губернии называли предполагаемые места древних языческих капищ — холмы с лежащими на вершинах крупными каменными известняковыми блоками.

По инициативе отца и сына Нечаевых тульский губернатор В. Ф. Васильев в 1820 году выступил с ходатайством перед императором Александром I о создании памятника Дмитрию Донскому на Куликовом поле.

В 1836 году Николай I утвердил эскиз чугунного обелиска Александра Брюллова. 8 сентября 1850 года памятник был торжественно открыт в присутствии губернатора, представителей дворянства, духовенства и множества крестьян.

При большом стечении народа 8 сентября 1880 года в день 500-летия битвы рядом с памятником Дмитрию Донскому на Куликовом поле после панихиды состоялся военный парад с артиллерийским салютом.

К началу XX века среди тульского духовенства возникает мысль о постройке храма Сергия Радонежского на Куликовом поле. Создание проекта храма было поручено архитектору Алексею Щусеву, завершившему работу в 1911 году. Храм строился четыре года (1913—1917 гг.). Окончанию строительства помешали события октября 1917 года и гражданская война. Храм был закрыт и постепенно пришел в упадок. Во время гражданской и особенно Великой Отечественной войн Памятник-колонна Дмитрию Донскому получила значительные повреждения.

В середине 1960-х годов по инициативе местных краеведов у мемориального комплекса на Красном холме стали проводиться экскурсии, а затем создан филиал Тульского областного краеведческого музея (ТОКМ). В конце 1960-х годов были начаты работы по реставрации памятников и благоустройству территории. Огромный объём восстановительных работ был выполнен после принятия Постановления Совета министров РСФСР «О подготовке празднования 600-летнего юбилея Куликовской битвы». По воспоминаниям Валентина Фалина к тому времени на Куликовом поле царило запустение: «Решаем с женой возложить на месте действий цветы в память о подвиге Дмитрия Донского и его дружины. Добрались на машине до Тулы. Спрашиваем постового милиционера, как проще доехать до Куликова поля. В ответ слышим: „А что это за поле такое?“ Одолели-таки ухабы и объезды. Перед глазами картина, не вдохновляющая — слава Богу, щусевские аллегорические сооружения не обрушились, несмотря на отсутствие должного ухода. Интересуемся, а что там за нелепые постройки вдали. Оказалось, свинарники. Право, за державу обидною. Пишу записку М. А. Суслову, заодно докладываю, во что превращена церковь Рождества Богородицы и как обстояло дело с захоронениями Пересвета и Осляби. На могилах двух монахов-героев, сражением которых с татарскими батырами открывалась Куликовская битва, завод „Динамо“ установил компрессоры. Скандал. Под напором Суслова кое-что было подправлено, хотя к юбилею прорехи залатать так и не поспели»[4].

Перед юбилеем была произведена реставрация храмов Сергия Радонежского на Красном холме и Рождества Богородицы в селе Монастырщина, памятника Дмитрию Донскому, закончены работы по благоустройству мемориала на Красном холме.

Постановлением Правительства РФ в 1996 году на Куликовом поле был создан Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле».

С 1997 года на Куликовом поле проходит ежегодный международный военно-исторический фестиваль «Поле Куликово» посвященный годовщинам Куликовской битвы и амуниции времен Куликовской битвы, I-й и II-й Отечественной войн.

В честь исторического места названа расположенная в 23 км к югу от него железнодорожная станция «Куликово Поле» Юго-Восточной железной дороги.

Отсутствие значимых находок боевого снаряжения на поле боя историки и археологи объясняют тем, что в средние века эти вещи были весьма дорогими[5], поэтому после сражения все предметы были тщательно собраны. Подобное объяснение появилось в научно-популярных публикациях в середине 1980-х годов, когда в течение нескольких полевых сезонов, начиная с юбилейного 1980 года, на каноническом месте не было сделано большого количества находок, связанных с великой битвой, и этому срочно требовалось объяснение.

В начале 2000-х годов гипотетическая схема Куликовской битвы, впервые составленная и опубликованная И. Ф. Афремовым в середине XIX века, и после этого ставшая официальной на 150 лет, была перерисована. Вместо картины эпических масштабов с длиной фронта построения в 7-10 вёрст, практически с южной ориентацией русского войска, когда полуденное солнце должно было светить в глаза воинам, была локализована относительно небольшая лесная поляна, зажатая между отвершков оврагов. Длина её составила около 2 километров при ширине в несколько сот метров.

Использование для сплошного обследования этой площади современных электронных металлодетекторов позволило за каждый полевой сезон собирать представительные коллекции из сотен и тысяч бесформенных металлических обломков и осколков. В советское время на этом поле велись сельскохозяйственные работы, в качестве удобрения применялась разрушающая металл аммиачная селитра. Тем не менее, археологическим экспедициям удаётся делать представляющие исторический интерес находки: втулку, основание копья, кольчужное колечко, обломок топора, части оторочки рукава или подола кольчуги, сделанные из латуни; панцирная пластина(?) (по классификации, разработанной Тодерманом на основании уникальной коллекции из 24-х комплектных пластинчатых доспехов из Висбю, аналогов не имеет), которая крепилась на основе из кожаного ремешка[5].

http-wikipediya.ru

Беседа по картине А.П. Бубнова "Утро на Куликовом поле"

Разделы: МХК и ИЗО

Цель: Ознакомить учащихся с одним из известных полотен русской живописи – сделать первые шаги в приобщении детей к прекрасному.

Задачи: Развитие логического мышления учащихся, формирование навыков анализа художественного произведения; продолжить знакомство с выразительными средствами живописи; формирование способностей к самостоятельному суждению, правильному оформлению высказывания.

Зрительный ряд: А.П. Бубнов “Утро на Куликовом поле”

  1. Вступительное слово учителя.

Учитель: Сегодня мы познакомимся с вами с жизнью и творчеством нашего земляка-художника – Александра Павловича Бубнова. В этом году Бубнову исполняется 100 лет со дня его рождения.

Увидеть и передать передовые явления в современной жизни своего народа, почувствовать историческую преемственность духовных национальных качеств русского народа – таков склад дарования Александра Павловича.

Именно это чувство нового, любовь к овеянным народной славой и легендами страницам родной страны и определяют характер жизни и творчества художника.

Родился А.П. Бубнов 4 марта 1908 года в Тбилиси (Тифлиси), где его отец проходил воинскую службу. А детские и юношеские годы художника протекали в деревне Бубновка Аткарского уезда и самом Аткарске Саратовской губернии. Родители его были уроженцами этих мест.

В Аткарск Сашу привезли, когда ему исполнилось два года. Именно здесь он впервые узнал и полюбил на всю жизнь неброские, скромные и задушевные пейзажи родного Заволжья, познакомился с жизнью и бытом трудолюбивого русского человека, ставшего впоследствии основным героем его творчества.

Саша очень любил рисовать. Детской неуверенной рукой набрасывал он на листах бумаги деревенские улицы, лошадь с повозкой, соседского мальчишку, угол сарая, - все, что могло заинтересовать и взволновать впечатлительное ребячье сердце. И сколько же было радости, когда в одиннадцатилетнем возрасте, мальчик поступил в открывшуюся в Аткарске изостудию.

Там, в этой изостудии, возникла и окрепла мечта Саши Бубнова стать профессиональным живописцем. Талант его был впервые замечен в Аткарске простым учителем рисования Николаем Яковлевичем Федоровым. Он много сделал для того, чтобы из скромного паренька из маленькой деревушки Бубновка, что стоит на берегу тихой Аткары, вышел большой художник.

Занятия живописью и рисунком, историей и этнографией, участие в раскопках курганов древнего городища, стойбища первобытного человека, приоткрывших частицу исторического прошлого народа, путешествия в глухие и отдаленные уголки аткарского края, пробуждавшие горячую любовь к истории, природе, знакомившие его с песнями и сказаниями (ездил по деревням в зимние каникулы), былинами и частушками, бережно хранимые памятью народа, - все это пробуждало в Бубнове поэтическое восприятие окружающего мира, способствовало укреплению уверенности в том, что искусство – его призвание, его подлинный и единственный путь.

В 1926 году после окончания девяти классов школы второй ступени (ныне школа № 3) он поступает в Московский художественно-технический институт – ВХУТЕИН и оканчивает его (1930) по монументальному отделению. Не собираясь стать художником-монументалистом, Бубнов учился именно на этом отделении, так как преподавание композиции было поставлено очень серьезно.

Первые его работы были посвящены героическим событиям гражданской войны. Бубнов выбирал для своих картин темы, которые не только имели общественной значение, но и волновали его лично, будили его воображение, были напоены романтикой и поэзией революции, гражданской войны, современной жизни: “За шахматами”, “Проводы делегатов на съезд колхозников”, “Яблочко”, “Белые в городе” и другие.

  1. История создания картины “Утро на Куликовом поле”.

Но мы с вами сегодня поговорим о главном произведении Бубнова, в котором особенно полно воплотились яркие, сильные, героические образы – это картина “Утро на Куликовом поле”. Писал он это полотно с 1943 по 1947 год. Нет, наверное, такого человека, который бы не видел этой картины. Само полотно выставлено в Третьяковской галерее, а репродукции с нее отпечатаны миллионными тиражами на страницах школьных учебников, в Большой Советской Энциклопедии. В многочисленных книгах по искусству. За эту работу художник был удостоен государственной премией. Ему было присвоено звание члена Академии художеств СССР, заслуженного деятеля искусств. РСФСР. Давайте с вами вспомним, о каком событии рассказано в этой картине?

Ученики: Это событие произошло в 1380 году. На Куликовом поле развернулось ожесточенное сражение между русским войском, которым командовал князь Дмитрий, и полчищем хана Мамая.

Учитель: Да, это событие произошло довольно давно, но прежде чем мы перейдем к разговору о картине, я вам расскажу об истории ее создания.

Бубнов начал писать картину в самый разгар войны, сами события которой, идеи, чувства, переживаемые народом, воодушевили художника создать произведение о великом подвиге русских воинов, освободивших страну от двухвекового ига. Его замысел был органично связан с тем огромным напряжением сил, с тем патриотическим подъемом, которым жила тогда вся страна. Гордость за весь народ русский, прошедший через все самые суровые испытания, одержавший величайшую победу, живое ощущение и “связь времен”, напоминание событий прошлого, в которых так явственно различимы черты настоящего, - вот что определило внутренний пафос и весь ход работы над этим полотном. Художник мыслил свое произведение как народную эпопею.

Сложные задачи стояли перед Бубновым в его работе над картиной о древней жизни народа. Но художник воспринимал историческое событие с позиции сегодняшнего дня, сумел понять и выразить то, что волнует человека нашего времени.

Художник изучал труды историков, исследователей, опыт русских исторических живописцев, литературные памятники, особенно “Задонщину”, собирал песни, легенды, сказания о великой победе, знакомился с бытом Руси четырнадцатого века – обрядами, обычаями, одеждой, с военным делом того времени, ходил по Москве, по базарам в поисках натуры, с трудом уговаривал подходящую модель позировать – тяжелое было время. Покупал подходящий реквизит для будущей картины, в частности одежду, оружие. Варежки, рубашки, веревки на пояса плели сами.

“В одном из подвалов нашли очень странного человека, одержимого накопительством старины. Он здесь жил, спал на каком-то топчане. Повсюду были огарки свечей. За очень дорогую цену были куплены кольчуга, топорик, щит” - как вспоминает Соловьева Г. В. – жена Бубнова.

Я уже сказала, что художник долго и тщательно изучал по книгам и музеям одежду и оружие, распространенные в Древней Руси, но он обязательно “примерял” все это к людям, стараясь “подсмотреть”, например, как берут копье, щит в том или другом одеянии. Изучение исторического он сочетал с жизненными наблюдениями. Художник подмечает бытовые детали в повседневной жизни и умеет их использовать в картине. Так появилась рукавицы, заткнутые за пояс у копьеносца и целый ряд характерных мелких черточек быта, которые в целом создают впечатление большой жизненности.

После Великой Отечественной войны Бубнов поехал за Волгу. Там он увидел бригаду крестьян-рыбаков, которые поразили его: все кряжистые, косая сажень в плечах. Они послужили типажами для некоторых героев картины. Интересно заметить, что одного из героев к своей картине Бубнов написал с известнейшего теперь саратовского скульптора А. П. Кибальникова.

Пожалуй, ни в одном написанном на эту тему произведении тема борьбы с нашествием орды, так не раскрывается, как в этой картине. В полотнах других художников то это сражение, где трудно различимы персонажи, то это раненный Дмитрий Донской в окружении приближенных.

Но в своей картине Бубнов отказался от показа самого боя.

  1. Беседа по картине.
  • Рассмотрим картину и ответим на вопросы:
  • Какой момент художник изобразил в картине?
  • Куда так напряженно смотрят воины?
  • Расскажите, что они сейчас переживают?
  • С чем идут в бой воины?
  • Где, как вы думаете, на картине изображен князь Дмитрий?
  • Что вы можете рассказать о нем?

Учитель: Художник не раскрывает перед нами широкую панораму битвы и не рассказывает о каком-либо эпизоде. Им необыкновенно удачно выбран момент ожидания битвы, ожидания, полного едва сдерживаемого нетерпения, проникнутого верой в победу.

Раннее утро. Густой туман еще не рассеялся. Русское войско стоит среди поля неподвижно и молчаливо. Но как обманчива эта кажущаяся в первую секунду неподвижность. От фигуры к фигуре нарастает движение, оно сдержанно и выразительно. Напряжение ожидания, тревога и решимость отражены в лицах воинов. Убедительно и верно переданы градации этих состояний в лицах и позах умудренных опытом зрелых воинов, напряженно всматривающихся в даль, откуда должен появиться враг, и юношей, совсем еще мальчиков, в состоянии которых решимость сложить свою голову, перемешивается со страхом. Очень интересно рассматривать картину, стоя близко к ней. Тут во всей полноте раскрываются нюансы психологии отдельных воинов и настроение всей массы в целом.

Смело и несколько даже беспечно смотрит вперед молодой гигант-богатырь, вышедший на поле вперед войска с топором и щитом.

Нетерпеливо рвется вперед совсем еще юный русский парень, жадно и с любопытством выглядывающий из второго ряда войска.

Уверенно и спокойно стоит бывалый воин, оперевшись на копье. Подобало в то время старому помолодеть, а молодому плечи свои развернуть.

Вот один поднимает щит, другой нетерпеливо сжимает холодно мерцающий топор, третий трогает тетиву лука, кто-то молится – скоро начнется битва.

Очень хорошо сказано о воинах в стихотворении “Ратник” аткарского поэта В.Назарова.

(Стихи читают учащиеся, подготовившись заранее).

Я горсть земли в ладонях растираю: Похоже, что пришел мой час. По сторонам с тоскою озираюсь В который раз. Нам перед боем дали выпить браги, Смелее чтобы шли вперед, Но мы и так полны и гнева и отваги, Во взгляде – лед. Сам Бог поможет справиться с врагами, От стрел и копий защитит. Я меч покрепче в кулаке сжимаю, Готовлю щит. Сейчас начнется лютый поединок, Ведь некуда уж отступать. Сойдутся в поле две великих силы: Орда и рать. С утра туман накрыл нас тишиною, Замолкли даже кулики. И мы стоим безмолвною стеною, Сжав кулаки. Я не боюсь погибнуть в этой битве И богу не хочу мешать. Выпрашиваю я в своей молитве Лишь благодать.

Учитель: С усмешкой, с ненавистью, с верой в себя смотрят, приглядываются русские люди к невидимой на картине татарской рати. Тут к врагу направлены взоры людей, и эта устремленность подчеркивается и усиливается жестом князя Дмитрия Ивановича (еще не Донского, просто князя Московского), указывающего мечом в сторону татарского полчища.

Словно ожили строки знаменитой “Задонщины”: “Богатыри русския хотят ударити на великие силы поганого царя Мамая… Князь Дмитрий Иванович вступив во златое сове стремя, и взем свой меч в правую руку… Солнце ему ясно на востоке сияет путь повевает… Воеводы у нас крепкие, а дружина сведома, а под собою злаченые доспехи. А шеломы черкасские. А щеты московские… а мечи булатные… Но еще хотят сильно головы свои положить за замлю за Русскую”.

Пройдет еще некоторое время и князь Дмитрий Иванович, сняв великокняжеские одежды, в доспехах простого воина встанет в ряды сражающихся… сойдутся в поединке Пересвет с Челубеем… Прозвучат трубы. “И была брань крепкая и сеча злая. И лилась кровь как вода. И падало мертвых бесчисленное множество от обеих сторон… Не только оружием убивали, но и под конскими ногами умирали, от тесноты великой задыхались, потому что не могли вместиться на поле Куликовом, между доном и Мечой, такого множества сошедших сил”, - заметил летописец по поводу этой битвы. В картине изображено непосредственно: грядущая борьба и победа русских войск.

- Что вы можете сказать о композиционном построении картина? Почему Бубнов так изобразил воинов на картине?

Ученики: Ратники стоят близко друг к другу. Этим самым художник хотел показать силу, нерушимость и могущество этих воинов. Они словно поддерживают друг друга.

Учитель: Композиция полотна построена с расчетом подчеркнуть сплоченность и монолитность русской рати: этих людей не сдвинешь назад, не потеснишь. Но это не значит, что композиция статична. В вытянутом мече Дмитрия Ивановича, в фигуре воина, наклонившегося вперед и поднимающего щит с земли, в копьях, взятых на перевес, - во всем этом выражено движение, которое замыкается спокойной, могучей фигурой воина, снимающего топор. Часть фигур срезано рамой картины, войско как бы бесконечно и продолжается за пределами полотна. Ряды воинов сомкнуты. Одна фигура теснит другую, дальше видны новые и новые лица, словно могучая лавина надвигается из глубины… Но вот наш взгляд останавливается на фигуре старика, опершегося всем своим телом на древко копья. И создается ощущение, будто движение всего войска остановлено, сдержано, но через несколько мгновений, эта лавина двинется дальше.

Так используются контрасты между теми элементами картины, которые создают ощущение неповторимого движения всей рати князя Дмитрия и теми, которые воспринимаются как препятствие этому трудно сдерживаемому движению.

Художник достигает выразительности собранности композиции, подчеркивает ощущение сил и могущества русских воинов. Фигура Дмитрия четко вырисовывается на фоне черного знамени с золотым Спасом.

“О крепкое и твердое дерзание мужества! О как он не испугался, не дрогнул от такого множества войск? Ведь поднялись на него три земли, три рати… Однако всех этих он не испугался, нисколько не устрашился…” - говорится в “Летописной повести о побоище на Дону” о князе Дмитрии. Художник дает почувствовать его роль – роль полководца, возглавляющего русское войско. В то время вся группа – Дмитрий и его приближенные, выделенная композиционно, - отодвинута на второй план. Образ Дмитрия трактован более отвлеченно, чем образы других персонажей, скорее в символическом, нежели конкретно-индивидуальном плане, не становится центральным. Фигура его не господствует в картине. Князь не является главным действующим лицом.

- Почему, как вы думаете, художник изобразил так князя и кто здесь главный герой?

Учащиеся: Князь изображен так потому, что главным героем здесь является все русское войско.

Учитель: Да, верно, и поэтому Куликовская битва раскрывается как народная эпопея. Русский народ – вот подлинный герой произведения. Картине “Утро на Куликовом поле” присуще чрезвычайно существенное для произведения на историческую тему качество – люди, изображенные на полотне, не воспринимаются “сквозь мглу веков”, не кажутся архаичными – наоборот, в них есть сила характеров, близких современным людям, и эти характеры обрисованы правдиво и убедительно. Бубнов сумел увидеть в воинах Древней Руси живых людей и это чувство передать зрителю. Поэтому в суровом воине, чьи огромные натруженные руки крепко сжимают копье, и в седом старике с мудрыми, много видевшими глазами, и в белокуром воине, впервые идущем в бой, и во многих других персонажах картины есть та художественная правда, которая заставляет верить в них.

Художник сумел приблизить к нам события далекого прошлого, заставить зрителя пережить его.

И поэтому хочется обратиться к строкам стихов, посвященных этой картине. Эти стихи написал аткарский поэт В.Воробьев и называются они “Перед картиной “Утро на Куликовом поле”.

(Стихотворение читают учащиеся, подготовившись заранее).

Вид, ждущих Куликовской битвы В предельно робкой утренней тиши Толкает зрителя притихнуть и молитвой Дрожь в глубине унять своей души. Щиты, шеломы, копья, лица. Грубый Еще конем не тронутый ковыль, На холст принес земляк-художник Бубнов, Показывая боль истории чрез быль. Сурово-строги лица статных воинов, Молчит единою задумчивостью рать… Им предстоит под крики черных воронов Убитым быть, иль тоже убивать… Готов вот-вот и горизонт насупиться. Из-за того, что грудь родной земли Застонет, задрожит от зла и ужаса И… окровавятся седые ковыли… О, Русь моя! Увы, многострадальная. Оттуда, из глубин былых веков, Судьба твоя глядит с картин печальная, Тревожа рай болотных куликов. Побоищ после этого случалось, Похоже, все еще не сочтены… От века нашего три годика осталось, Пропитан он кошмарами войны. Двух мировых, гражданских  и локальных, От коих ужасы так трудно передать! А пред картиною, уверен, не случайно, Душа не может не затрепетать! И крикнуть, побывав на поле Куликовом: - Стремитесь, люди, к миру  повернуть! А автора шедевра добрым  словом – Нам непременно надо помянуть.

Ответьте на следующие вопросы:

  • О чем говорится в стихотворении?
  • Что мы ощущаем с вами, оставшись наедине с этой картиной?
  • К чему призывает автор этого стихотворения?
  1. Заключительное слово учителя.

Жизнь отпустила А.П. Бубнову небольшой срок – всего 56 лет. Но остались жить его полотна, осталась добрая память о большом, щедром человеке – Александре Павловиче Бубнове.

Аткарчане гордятся им. Ведь когда-то он ходил по аткарским улицам, бродил по ковыльным и земляничным полям Емельяновского леса, что начинается прямо за околицей его родной деревни. Травы, которые видел юный Бубнов, на опушках и полянах леса, мы узнаем теперь на картине “Утро на Куликовом поле”. Именно здесь он делал первые свои зарисовки, учился видеть прекрасное и необыкновенное в обычных людях, цветах, травах, что его окружали, в синем небе, белых облаках, отражающихся в тихих водах нашей Аткары.

В память о художнике в 1986 году улица линейная была переименована в улицу имени Бубнова А. П., а в местном педагогическом училище есть художественно-этнографический музей им А. П. Бубнова.

  1. Задание.

Написать сочинение-впечатление на тему “Перед картиной Бубнова “Утро не Куликово поле”.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Куликово поле

Здесь в 1380 году состоялась Куликовская битва, в которой одержали победу войска Дмитрия Донского над ордынскими полчищами Мамая. Эта победа стала важным событием на пути к освобождению нашей страны от ордынского ига. Сегодня здесь находится музейный и мемориальный комплексы, посвященные победе русского войска.

Куликовская битва

Куликовская битва была примечательна тем, что под знаменами московского князя Дмитрия Ивановича объединились войска прежде раздробленных, разрозненных русских княжеств. Им противостояло хорошо обученное ордынское войско темника Мамая и хана Тюляка.

Войска сошлись 8 сентября 1380 года на сравнительно небольшом безлесном участке, ограниченном реками Доном, Непрядвой и Смолкой и многочисленными оврагами и балками. Когда золотоордынская конница прорвала левый фланг и стала заходить в тыл, возникла угроза страшного поражения. Но в битву вступил Засадный полк, до того скрывавшийся в лесном массиве Зеленая Дубрава. Этот удар переломил ход боя. Мамай, издали наблюдавший за ходом сражения, бежал. Войска Золотой Орды были разгромлены наголову, однако и русские понесли огромные потери: погибших хоронили в братских могилах в течение нескольких дней.

Название «Куликовская битва» ввел в обращение в XIX веке историк Николай Карамзин. А первым исследователем места сражения стал помещик и краевед Сергей Нечаев. Ему принадлежало село Куликовка Шаховское недалеко от Поля битвы. Нечаев собирал находки с места сражения, выкупал их у крестьян, которые жили в районе Поля битвы. Он впервые в исторической науке попытался соотнести ход битвы с реальной местностью. Сергей Нечаев писал научные статьи о своих находках, их истории и битве в целом в журнал Карамзина «Вестник Европы», а позднее основал первый музей Куликовской битвы в усадьбе Полибино Рязанской губернии (сегодня - Липецкая область). Первые археологические находки с Куликова поля (фрагменты панцирей, кольчуг, мечей, копий) оседали в коллекциях местных помещиков: Олсуфьевых, Чебышевых, Сафоновых. Иногда их дарили представителям высшей власти. Большую часть находок с Куликова поля, хранившихся в частных коллекциях, утратили в революционные годы.

Мемориальный комплекс на Куликовом поле

По инициативе Нечаева и его сына тульский губернатор Владимир Васильев ходатайствовал императору Александру I о возведении памятника князю Дмитрию Донскому. Этот памятник - величественная черная колонна, увенчанная золотым куполом и крестом, - был создан по проекту Александра Брюллова и установлен в 1850 году на Красном холме Куликова поля. Принято считать, что на этом месте была ставка Мамая. Позже рядом с памятником построили караульные помещения для отставных солдат. Они же проводили первые экскурсии на Красном холме.

К 500-летнему юбилею сражения в селе Монастырщино, расположенном близ слияния рек Дона и Непрядвы, где стояли русские войска и где, по преданию, находились братские захоронения погибших воинов, построили храм. Храм был освящен в честь Рождества Богородицы (в этот день и произошло памятное сражение). Храм находится в ведении музея, однако в нем проходят церковные службы.

Еще один храм в районе Красного холма начали возводить в 1913 году по проекту архитектора Алексея Щусева. Его строительство окончилось через четыре года. Храм освятили в честь преподобного Сергия Радонежского, благословившего и вдохновившего Дмитрия Донского на ратный подвиг. Сейчас этот храм передан в ведение Троице-Сергиевой лавры и является действующим.

После революции предпринимались редкие попытки изучения Куликова поля, но в основном его памятники подвергались разрушению.

Великая Отечественная война и первые послевоенные десятилетия лишь усугубили плачевную ситуацию, хотя попытки археологического исследования поля периодически предпринимались. Лишь к 600-летию битвы на Куликовом поле по-настоящему вспомнили. Отреставрировали памятники и храмы, благоустроили территорию, создали новую музейную экспозицию.

Музей-заповедник «Куликово поле»

В 1996 году был создан Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле». Его экспозиция находится в селе Монастырщино, поселке Епифань, музейно-выставочном центре “Тульские древности” и в музейном комплексе “Куликово поле”.

Музейный комплекс «Куликово поле» расположился в непосредственной близости от места легендарного сражения. С октября 2016 года здесь действует основная экспозиция - “Сказание о Мамаевом побоище. Новое прочтение”. Она состоит из трех блоков. В вводном зале “Битва и битвы” посетители познакомятся с похожими на Куликовскую битву сражениями - осадой Орлеана 1429 года, Грюнвальдской битвой, битвой на Косовом поле, Бородинским сражением и битвой у Прохоровки. Два других зала знакомят с историей Куликовской битвы - на основе “Сказания о Мамаевом побоище” и современных научных исследований. Здесь представлены находки археологов, реконструкция исторического ландшафта XIV века, воссозданные картины из жизни древних поселений Куликова поля, письменные источники и многое другое.

В музейном комплексе также есть смотровая площадка: с одиннадцатиметровой высоты можно взглянуть на эпицентр сражения, Хворостянку, где выстраивались перед схваткой ордынское войско, на реку Смолку, Зеленую Дубраву и другие другие места.

В селе Монастырщино, по преданию, были похоронены русские воины, павшие в Куликовской битве. В XIX веке здесь построили храм во имя Рождества Богородицы и приходскую школу.

19 сентября 2000 года в Монастырщино открыли музейно-мемориальный комплекс. В августе 2017 года в здании бывшей приходской школы появилась экспозиция “Дон. Вся история на берегах одной реки”. Она рассказывает о формировании древнерусской народности и жизни поселений в бассейне Дона. В залах - древние клады, предметы быта и торговли, которые сопровождаются макетами со сценами жизни этих поселений.

Недалеко от храма во имя Рождества Богородицы в 1980 году поставили памятник великому московскому князю Дмитрию Донскому. Здесь также заложили Аллею памяти и Единства, где установили памятные знаки городов и земель - участников Куликовской битвы. В 2012 году в селе открыли Конный двор на 35 лошадей.

В поселке Епифань в усадьбе Байбаковых находится музей купеческого быта. Здание усадьбы - типичный образец архитектуры уездных городов России конца XIX - начала XX века. Музей был создан на базе материалов краеведческого музея Кимовского края и открыт в годовщину Куликовской битвы, 21 сентября 1998 года.

В музее можно прогуляться по мещанской гостиной, кабинету купца, женской половине дома, кухне купеческой лавке и спуститься в подвал. Во всех комнатах воссоздали подлинную обстановку конца XIX - начала XX века, в них: старая мебель и посуда, старинные фотоаппараты и книги, шкатулки и вазы, кухонная утварь и посуда. Во время экскурсии можно узнать о культуре купеческого чаепития и принять в нем участие.

Музейно-выставочный центр «Тульские древности» основали в 1993 году. Через два года появилась первая археологическая экспозиция, посвященная истории Тульского края — от каменного века до создания Тульской губернии в XVIII веке.

Экспозиция «Сказание о Мамаевом побоище» - это познавательно-игровая выставка, где можно составить летописные миниатюры, сплести кольчугу в оружейной мастерской, примерить вооружение русских и ордынских воинов. Экспозиция «Секреты тульских мастеров» знакомит с творчеством умельцев XVI-XVIII веков. В залах представлены как подлинные предметы, так и копии, выполненные современными тульскими мастерами.

www.culture.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта