Вера Мухина – «Первая дама советской скульптуры». Мухина картины


биография, скульптуры, личная жизнь, фотографии и портреты скульптора.

Она моделировала женственные платья и ваяла брутальные скульптуры, работала медсестрой и покоряла Париж, вдохновлялась «короткими толстыми мускулами» своего мужа и получала за их бронзовые воплощения Cталинские премии.

Первая дама советской скульптуры. 10 фактов о Вере Мухиной. Галерея 1

Вера Мухина за работой. Фотография: liveinternet.ru

Первая дама советской скульптуры. 10 фактов о Вере Мухиной. Галерея 1

Вера Мухина. Фотография: vokrugsveta.ru

Первая дама советской скульптуры. 10 фактов о Вере Мухиной. Галерея 1

Вера Мухина за работой. Фотография: russkije.lv

1. Платье-бутон и пальто из солдатского сукна. Некоторое время Вера Мухина была модельером. Первые эскизы театральных костюмов она создала в 1915–1916 годах. Спустя семь лет для первого советского журнала мод «Ателье» она нарисовала модель изящного и воздушного платья с юбкой в форме бутона. Но советские реалии вносили свои правки и в моду: вскоре модельеры Надежда Ламанова и Вера Мухина выпустили альбом «Искусство в быту». В нем были выкройки простой и практичной одежды — универсального платья, которое «легким движением руки» превращалось в вечернее; кафтана «из двух владимирских полотенец»; пальто из солдатского сукна. В 1925 году на Всемирной выставке в Париже Надежда Ламанова представила коллекцию в стиле а-ля рюс, эскизы для которой создавала и Вера Мухина.

Первая дама советской скульптуры. 10 фактов о Вере Мухиной. Галерея 4

Вера Мухина. Дамаянти. Эскиз костюма к неосуществленной постановке балета «Наль и Дамаянти» в Московском камерном театре. 1915–1916. Фотография: artinvestment.ru

Первая дама советской скульптуры. 10 фактов о Вере Мухиной. Галерея 4

Кафтан из двух владимирских полотенец. Рисунок Веры Мухиной по моделям Надежды Ламановой. Фотография: livejournal.com

Первая дама советской скульптуры. 10 фактов о Вере Мухиной. Галерея 4

Вера Мухина. Модель платья с юбкой в форме бутона. Фотография: liveinternet.ru

2. Медицинская сестра. В годы Первой мировой войны Вера Мухина окончила курсы медсестер и работала в госпитале, где познакомилась с будущим мужем Алексеем Замковым. Когда ее сыну Всеволоду было четыре года, он неудачно упал, после чего заболел костным туберкулезом. Врачи отказались оперировать мальчика. И тогда операцию сделали родители — дома, на обеденном столе. Вера Мухина ассистировала мужу. Всеволод долго восстанавливался, но выздоровел.

3. Любимая модель Веры Мухиной. Алексей Замков постоянно позировал своей жене. В 1918 году она создала его скульптурный портрет. Позже с него она лепила Брута, убивающего Цезаря. Скульптура должна была украшать Красный стадион, который планировали построить на Ленинских горах (проект не реализовали). Даже руками «Крестьянки» стали руки Алексея Замкова с «короткими толстыми мускулами», как говорила Мухина. Про мужа она писала: «Был он очень красив. Внутренняя монументальность. Вместе с тем в нем много от мужика. Внешняя грубость при большой душевной тонкости».

4. «Баба» в Ватиканском музее. Вера Мухина отлила фигуру крестьянки из бронзы к художественной выставке 1927 года, посвященной десятилетию Октября. На выставке скульптура получила первое место, а потом отправилась в экспозицию Третьяковской галереи. Вера Мухина говорила: «Моя «Баба» твердо стоит на земле, незыблемо, как вколочена в нее». В 1934 году «Крестьянку» выставляли на XIX Международной выставке в Венеции, после чего она была передана в Ватиканский музей.

Первая дама советской скульптуры. 10 фактов о Вере Мухиной. Галерея 2

Эскизы скульптуры Веры Мухиной «Крестьянка» (отлив, бронза, 1927 год). Фотография: futureruss.ru

Первая дама советской скульптуры. 10 фактов о Вере Мухиной. Галерея 2

Вера Мухина за работой над «Крестьянкой». Фотография: vokrugsveta.ru

Первая дама советской скульптуры. 10 фактов о Вере Мухиной. Галерея 2

Cкульптура «Крестьянка» работы Веры Мухиной (отлив, бронза, 1927 год). Фотография: futureruss.ru

5. Родственница русского Орфея. Вера Мухина была дальней родственницей оперного певца Леонида Собинова. После успеха «Крестьянки» он написал ей в подарок шутливое четверостишие:

На выставке с мужским искусством слабо.Куда бежать от женского засилия?Всех покорила мухинская бабаМогутностью одной и без усилия.

После смерти Леонида Собинова Вера Мухина изваяла надгробие — умирающего лебедя, которое установили на могиле певца. Арию «Прощание с лебедем» тенор исполнял в опере «Лоэнгрин».

6. 28 вагонов «Рабочего и колхозницы». Свою легендарную скульптуру Вера Мухина создала для Всемирной выставки 1937 года. «Идеал и символ советской эпохи» отправили в Париж частями — фрагменты статуи заняли 28 вагонов. Монумент называли образцом скульптуры ХХ века, во Франции выпустили серию сувениров с изображением «Рабочего и колхозницы». Позже Вера Мухина вспоминала: «Впечатление, произведенное этой работой в Париже, дало мне все, что может пожелать художник». В 1947 году скульптура стала эмблемой «Мосфильма».

Первая дама советской скульптуры. 10 фактов о Вере Мухиной. Галерея 3

«Рабочий и колхозница» на Всемирной выставке в Париже, 1937 год. Фотография: liveinternet

Первая дама советской скульптуры. 10 фактов о Вере Мухиной. Галерея 3

«Рабочий и колхозница». Фотография: liveinternet.ru

Первая дама советской скульптуры. 10 фактов о Вере Мухиной. Галерея 3

Музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница»

7. «Руки чешутся написать ее». Когда художник Михаил Нестеров познакомился с Верой Мухиной, он сразу решил написать ее портрет: «Она интересна, умна. Внешне имеет «свое лицо», совершенно законченное, русское... Руки чешутся написать ее…» Скульптор позировала ему больше 30 раз. Нестеров мог увлеченно работать по четыре-пять часов, а в перерывах Вера Мухина угощала его кофе. Художник писал ее за работой над статуей Борея — северного бога ветра: «Так и нападает на глину: там ударит, здесь ущипнет, тут поколотит. Лицо горит — не попадайся под руку, зашибет. Такой-то ты мне и нужна!» Портрет Веры Мухиной хранится в Третьяковской галерее.

8. Граненый стакан и пивная кружка. Скульптору приписывают изобретение граненого стакана, но это не совсем так. Она лишь усовершенствовала его форму. Первую партию стаканов по ее чертежам выпустили в 1943 году. Стеклянные сосуды стали более прочными и идеально подходили для советской посудомоечной машины, изобретенной незадолго до этого. А вот форму советской пивной кружки Вера Мухина действительно придумала сама.

9. Пятикратный лауреат Сталинской премии. Вера Мухина пять раз за 11 лет получала Сталинскую премию «За достижения в области литературы и искусства». Всего эту награду в СССР получили 1706 человек, из них пятикратных лауреатов было всего 22. Среди них — Дмитрий Шостакович, Кукрыниксы, Василий Беляев.

Первая дама советской скульптуры. 10 фактов о Вере Мухиной. Галерея 5

Памятник Леониду Собинову на Новодевичьем кладбище. Фотография: novodevichiynecropol.narod.ru

Первая дама советской скульптуры. 10 фактов о Вере Мухиной. Галерея 5

Михаил Нестеров. Портрет Веры Игнатьевны Мухиной. 1940

Первая дама советской скульптуры. 10 фактов о Вере Мухиной. Галерея 5

Памятник Петру Чайковскому около Московской государственной консерватории

10. У Чайковского ноты пропадают. Памятник Петру Чайковскому по проекту Веры Мухиной установили рядом с Московской консерваторией в 1954 году. С ним связана особая примета: студенты верят, что бронзовые ноты с партитуры композитора приносят удачу не только в учебе, но и в музыкальном творчестве. О студенческой легенде узнали реставраторы памятника, когда стали восстанавливать его в 2007 году и недосчитались множества его мелких деталей.

Автор: Диана Тесленко

www.culture.ru

Вера Мухина – «Первая дама советской скульптуры»

Джанджугазова Е.А.

ВМ 1

…Безусловная искренность и максимум совершенства

Вера Мухина – единственная женщина скульптор в истории русского монументального искусства, выдающийся мастер, обладающий идеальным чувством гармонии, отточенным мастерством и удивительно тонким ощущением пространства. Талант Мухиной воистину многолик, ей подчинились практически все жанры пластического искусства от грандиозной монументальной скульптуры «Рабочего и колхозницы» до миниатюрных декоративных статуй и скульптурных групп, эскизов для театральных постановок и художественного стекла.

«Первая дама советской скульптуры» соединила в своем творчестве, казалось бы, не соединимое — «мужское» и «женское» начало! Головокружительные масштабы, мощь, экспрессия, напор и необыкновенная пластика фигур, сочетающаяся с точностью силуэтов, подчеркнутых мягкой гибкостью линий, дающих необыкновенно выразительную статику и динамику скульптурных композиций.

Талант Веры Мухиной вырос и окреп в сложные и противоречивые годы ХХ столетия. Ее творчество искренне и потому совершенно, главная работа ее жизни – монумент «Рабочий и колхозница» бросил вызов нацистской идеологии расизма и ненависти, став настоящим символом русского-советского искусства, всегда олицетворявшего идеи мира и добра. Как скульптор Мухина выбрала самую сложную стезю монументалиста, работая наравне с маститыми мастерами-мужчинами И. Шадром, М. Манизером, Б. Иофаном, В.Андреевым она никогда не меняла вектор своего творческого развития под влиянием признанных авторитетов.

Гражданственность искусства перекидывающего мост от идеала к жизни, объединяющая истину и красоту стала осознанной программой всех ее помыслов до самого конца жизни. Творческий успех и исключительные достижения этой замечательной женщины во многом были определены ее личной судьбой, в которой было, пожалуй, все…

И великая любовь, семейное счастье и семейная трагедия, радость творчества и тяжелый изнуряющий труд, триумфальные победы и долгий период полузабвения…

Страницы жизни

Вера Игнатьевна Мухина родилась в Латвии в семье русской купеческой семье 1 июля 1889года. Семейство Мухиных отличалось не только купеческой хваткой, но и любовью к искусству. Ворочая большими деньгами, они о них почти не говорили, но зато ожесточенно спорили о театре, музыке, живописи и скульптуре. Меценатствовали и щедро поощряли молодые таланты. Так Игнатий Кузьмич Мухин – отец Веры, сам уже почти разорившийся купил морской пейзаж у умирающего от чахотки художника Алисова. Он вообще делал добро много и негромко, как и его отец – дед Веры, Кузьма Игнатьевич, который очень хотел походить на Козимо Медичи.1

К несчастью родители Веры Мухиной рано умерли и она вместе со старшей сестрой осталась на попечении богатых родственников. Так с 1903 года сестры Мухины стали жить у дяди в Курске и Москве. Вера отлично училась, играла на фортепиано, рисовала, писала стихи, путешествовала по Европе, была большой модницей и обожала балы. Но где-то глубоко в сознании уже зародилась настойчивая мысль о скульптуре, а обучение заграницей стало ее мечтой. Однако об этом родственники даже не хотели слышать. Не женское это дело, рассуждали практичные купцы, учиться молодой девице в дали от родных у какого-то Бурделя.2

Однако судьба распорядилась иначе…проводя Рождественские праздники у родни в Смоленском имении Вера, катаясь с горки получила тяжелое увечье лица. Боль, страх, десятки операций в миг превратили веселую барышню в задерганное и убитое горем существо. И только тогда родные решились отправить Веру в Париж на лечение и отдых. Французские хирурги сделали несколько операций и действительно восстановили девушке лицо, но оно стало совсем другим. Новое лицо Веры Мухиной было по мужски большим, грубоватым и очень волевым, что отразилось на ее характере и увлечениях. О балах, флирте и замужестве Вера решила забыть. Кто же полюбит такую? И вопрос выбора занятия между живописью и ваянием был решен в пользу второго. Заниматься Вера начала в мастерской Бурделя, работая как каторжная, она очень быстро обогнала всех, став самой лучшей. Трагический поворот судьбы навсегда определил ее жизненный путь и всю ее творческую программу. Трудно сказать смогла бы из избалованной купеческой дочери получиться женщина необыкновенная — великий мастер монументальной скульптуры, если даже слово «скульптор» подразумевается только в мужском роде.

Однако впереди был ХХ век – век удивительных скоростей и индустриальной революции, эпоха героическая и жестокая, поставившая женщину рядом с мужчиной везде: за штурвалом самолета, на капитанском мостике корабля, в кабине высотного крана или трактора. Став равными, но не одинаковыми мужчина и женщина в двадцатом столетии продолжили мучительный поиск гармонии в новой индустриальной реальности. И именно этот идеал поиска гармонии «мужского» и «женского» начала создала в своем творчестве Вера Мухина. Ее мужское лицо придавало творчеству необыкновенную силу, мужество и мощь, а женское сердце дарило мягкую пластику, филигранную точность и самозабвенную любовь.

В любви и материнстве Вера Игнатьевна вопреки всему была очень счастлива и, несмотря на тяжелую болезнь сына и трудную судьбу мужа – знаменитого московского врача Алексея Замкова, ее женская судьба была бурной и полной как большая река.

Разные грани таланта: крестьянка и балерина

Как всякий талантливый человек Вера Мухина всегда искала и находила разные средства самовыражения. Новые формы их динамическая острота занимали ее творческое воображение. Как изобразить объем, его разные динамические формы, как приблизить воображаемые линии к конкретной натуре, вот о чем думала Мухина, создавая свою первую знаменитую скульптуру крестьянки. В ней Мухина впервые показала красоту и мощь женского тела. Ее героиня не воздушное изваяние, а образ женщины-труженицы, но это не безобразная рыхлая глыба, а упругая, цельная и гармоничная фигура не лишенной живой женской грации.

«Моя «Баба», – сказала Мухина, — твердо стоит на земле, незыблемо, как вколочена в нее. Я делала ее без натуры, из головы. Работая все лето, с утра до вечера».

«Крестьянка» Мухиной сразу привлекла самое пристальное внимание, но мнения разделились. Кто-то восторгался, а кто-то недоуменно пожимал плечами, но итоги выставки советской скульптуры, приуроченной к первому десятилетнему юбилею Октября, показали абсолютный успех этой неординарной работы — «Крестьянку» взяли в Третьяковскую галерею.

Позднее в 1934 году «Крестьянка» экспонировалась на XIX Международной выставке в Венеции и ее первый бронзовый отлив перешел в собственность Ватиканского музея в Риме. Узнав об этом, Вера Игнатьевна очень удивилась, что ее грубоватая и кажется вытесанная топором, но полная достоинства и спокойствия русская баба заняла место в знаменитом музее.

Следует отметить, что в это время складывается индивидуальная художественная манера Мухиной, отличительными чертами которой становится монументальность форм, акцентированная архитектоника скульптуры и сила пластического художественного образа. Этот фирменный мухинский стиль в конце двадцатых годов выдвигает ее в авангардную группу художников-монументалистов, которые занимаются разработкой дизайна советских выставок в разных странах Европы.

Эскизы и скульптура «Крестьянка» работы Мухиной В.И. (отлив, бронза, 1927г.)

Cкульптура «Крестьянка» работы Мухиной В.И. (отлив, бронза, 1927г.)

Эскизы и скульптура «Крестьянка» работы Мухиной В.И. (отлив, бронза, 1927г.)

Эскизы «Крестьянка» работы Мухиной В.И. (отлив, бронза, 1927г.)

Работая над скульптурой, Вера Мухина пришла к выводу, что для нее в каждом образе важно обобщение. Крепко сбитая, несколько утяжеленная «Крестьянка» была такой, каким был художественный идеал тех лет. Позже побывав в Европе под воздействием изящных работ стеклодувов из Мурано, Мухина создает новый женский образ – сидящую в музыкальной позе балерину. Мухина лепила этот образ со своей знакомой актрисы. Скульптурку она сначала переводит в мрамор, потом фаянс, а затем только в 1947 году в стекло. Разные художественные образы и разные материалы способствовали смене эстетических идеалов скульптора, делая ее творчество разносторонним.

Галина Уланова, скульптура В. Мухиной.

Галина Уланова, скульптура В. Мухиной.

В 1940-х годах Мухина увлеченно занимается дизайном, работает как театральный художник, придумывает ставшими культовыми граненые стаканы. Ее особенно привлекают люди высокоталантливые и творческие, среди них особое место занимают прославленные балерины – Галина Уланова и Марина Семенова. Увлечение балетом раскрывает новые грани в творчестве Мухиной, с одинаковой силой выразительности она раскрывает пластические образы таких разных русских женщин – простую крестьянку и знаменитую балерину – звезду русского балета Галину Уланову.

Творческое вдохновение, запечатленное в бронзе

Самым романтичным и вдохновенным среди всех работ Веры Мухиной стал памятник Петру Ильичу Чайковскому, стоящий во дворе Московской консерватории на Большой Никитской улице. Скульптурная композиция расположена у главного фасада консерватории и является доминантой всего архитектурного комплекса.Эту работу отличает оригинальность, великий музыкант изображен в момент творческого вдохновения, правда собратья по цеху критиковали Мухину за напряженную позу Чайковского и некоторую перегруженность деталями, но в целом композиционное решение памятника, как и само место, выбраны весьма удачно. Кажется, что Петр Ильич прислушивается к музыке, льющейся из консерваторских окон, и непроизвольно дирижирует в такт.

Памятник композитору у стен Московской консерватории – одна из самых популярных достопримечательностей столицы. Особенную популярность он приобрел у студентов консерватории в буквальном смысле разобравших его на части. Перед реставрацией в 2007 году в его ажурной решетке отсутствовало 50 нотных знаков, по поверью обладание нотой принесет удачу в музыкальном творчестве. Исчез даже бронзовый карандаш из рук композитора, но пока равновеликой фигуры в музыкальном мире не появилось.

Триумф

Но настоящим апогеем творчества Мухиной стала работа по оформлению советского павильона на всемирной выставке в Париже. Скульптурная композиция «Рабочий и колхозница» потрясла Европу и была призвана шедевром искусства ХХ века. Не каждому творцу удается получить всеобщее признание и пережить такой грандиозный успех, но главное донести до зрителя идею работы так, чтобы он понял ее. Вера Игнатьевна смогла убедиться, что не только декоративная привлекательность взволновала людей, они остро ощутили само идейное содержание скульптуры, отразившей динамизм великой индустриальной эпохи. «Впечатление, произведенное этой работой в Париже, дало мне все, что может пожелать художник» — эти слова написала Вера Мухина, подводя итог самому счастливому году своего творчества.Талант Мухиной огромный и многоплановый, к сожалению, не был в полной мере востребованным. Много задумок ей так и не удалось реализовать. Символично, что самой любимой из всех нереализованных работ стал памятник «Икар», который делался для пантеона погибших летчиков. В 1944 году его пробный вариант был выставлен на так называемой выставке шести, где был трагически утерян. Но, несмотря на несбывшиеся надежды творчество Веры Мухиной такое сильное, стремительное и необыкновенно цельное подняло мировое монументальное искусство на огромную высоту подобно древнему «Икару» впервые познавшего радость покорения неба.

Литература

  1. ​ Воронова О.П. Вера Игнатьевна Мухина. М., «Искусство», 1976.
  2. Суздалев П.К. Вера Игнатьевна Мухина. М., «Искусство», 1981.
  3. Башинская И.А. Вера Игнатьевна Мухина (19989-1953). Ленинград. «Художник РСФСР», 1987.
  4. http://progulkipomoskve.ru/publ/monument/pamjatnik_chajkovskomu_u_moskovskoj_konservatorii_na_bolshoj_nikitskoj_ulice/43-1-0-1182
  5. http://rus.ruvr.ru/2012_10_17/Neizvestnaja-Vera-Muhina/ http://smartnews.ru/articles/11699.html#ixzz2kExJvlwA

1 Флорентийский политический деятель, купец и банкир, владелец крупнейшего в Европе состояния.2 Антуан Бурдель – знаменитый французский скульптор.

futureruss.ru

Портрет скульптора В.И.Мухиной - Нестеров М. В. :: Артпоиск

Портрет скульптора В.И.Мухиной.

  • Нестеров М. В. Портрет скульптора В.И.Мухиной

Описание

 

Портрет В. И. Мухиной — заключительный аккорд в творчестве художника. Трудно поверить, что это произведение создано почти восьмидесятилетним стариком.

Но признанию Мухиной, она терпеть не могла, чтобы кто-нибудь наблюдал, как она работает. Однако Нестеров непременно хотел изобразить ее за работой. И ей пришлось уступить его настоятельному желанию. Очевидно, как и в случае с портретом Кориных, в представлении Нестерова созрел уже свой образ скульптора, и он «ставит» модель, тем самым как бы формируя реальность согласно своему замыслу. «Из всех работ, бывших в моей мастерской, — вспоминает , — он сам  выбрал  статую  Борея,  бога  северного  ветра,  сделанную  для памятника челюскинцам. Он сам выбрал все: и статую, и мою позу, и точку зрения».

видел в автора скульптурной группы «», венчающей Советский павильон на Международной выставке в Париже. За внешним обликом женщины-художницы он стремился передать мир ее творческой фантазии. Статуя Борея как бы олицетворяет «вырвавшийся наружу» неукротимый дух скульптора. Но воля художницы обуздывает бурю ее чувств. Мастерство управляет стихией воображения. Мужественно сосредоточенное лицо скульптора — смысловой центр динамически-взвихренной, закрученной в тугой узел композиции. Ее экспрессия определяет весь образный строй портрета, раскрывающего процесс творчества как борьбу, полную драматизма. Человек — говорит — побеждает в этой борьбе.

Хотя и не считал себя портретистом, портрет оказался тем жанром, где он смог — в новых условиях — наиболее естественно и полно проявить свое дарование.

по сути своей привержен к поэзии конкретного. В своем подходе к действительности он всегда отталкивается от непосредственного знания. Любой его замысел неизменно подкрепляется натурными этюдами. Он испытывает радость  созерцания особенного,  частного — вспомним его елочки и рябинки. Нестеровское видение природы восходит к портретному видению. Разумеется, «портрет» пейзажа у глубоко одухотворенный, и в этом сила его поэзии. Он художник «настроения», а не обобщающей мысли. Правда, в своем дореволюционном творчестве живописец стремился приспособить поэтически увиденную реальность к религиозной идее. Мечтою было создание  обобщающих  композиций,  таких,  как  «»  и  «». Однако попытка прийти к идейно-художественному синтезу на религиозной основе потерпела провал. Синтетические композиции Нестерова оказались  несостоятельными благодаря самому творческому методу художника. Этот метод оправдывал себя при изображении конкретных событий и сцен жизни. Изображению «мистерии», то есть события ирреального, он не соответствовал. Напротив, подчеркивал ложность идейной концепции художника.

: лирический, интимный по своему складу художник. И не случайно, прежде чем написать портрет, он должен был войти в духовное общение с изображаемым человеком, подружиться с ним, полюбить его. Нестеров любит живую личность. Он и в портрете выступает как поэт конкретного, индивидуального. Повторность исполнения портрета с одного и того же лица как раз свидетельствует о том, что художник идет от конкретных впечатлений и лишь постепенно в его воображении вызревает пластический образ, наиболее выразительный и обобщенный.

И в портрете ищет  одухотворенно  индивидуальное. Однако в новой исторической действительности его интересует дух творчеству, созидания. Поэтому своих героев он, как правило, изображает занятыми любимым делом — делом жизни. Их внутреннее содержание, таким образом, как бы материализуется во внешнем. нужна характерная деталь — будь то античный слепок или ваза, скульптура Борея или диаграмма опытов. нужен жест, движение, повадка изображаемого человека. Но секрет Нестерова в том, что его портреты не знают пустых, ничего не говорящих деталей, что жесты его героев всегда выражают их характер. нигде «не переигрывает», ни в чем не повторяется. Каждый нестеровский портрет своеобразен, как те люди, которых изображает художник. Его вкус и чувство меры подкреплены высокой профессиональной культурой живописи.

artpoisk.info

Вера Мухина в Третьяковке: экспонаты и их истории

Чтобы увидеть выставку, открытую ГТГ на Крымском валу к 125-летию Веры Мухиной, надо подняться на четвертый этаж и найти среди лабиринта с искусством прошлого века зал №24. Работы Мухиной вам наверняка встретятся уже по пути к нему. В постоянной экспозиции ГТГ их девять: «Рабочий и колхозница», «Крестьянка», «Хлеб» и другие «знаменитости». В «юбилейном» зале галерея собрала то, что обычно хранится в запасниках или недавно было отреставрировано, хотя и тут есть известные вещи. Из всех экспонатов мы выбрали пять: у каждого — своя история.

Портрет Мухиной работы Михаила Нестерова

Михаил Нестеров закончил портрет Веры Мухиной в 1940-м — и Третьяковка купила его тут же. С тех пор портрет побывал в Хельсинки, Дели, Бомбее, в Нью-Йорке, на Всемирной выставке в Брюсселе. Работу Нестерова галерея включила в персональную выставку к 100-летию Мухиной в 1989 году. В нынешней экспозиции он — на центральной стене зала, и скульптуры будто равняются на изображение своей создательницы.

Мухина и Нестеров познакомились в конце 30-х. Художник был очарован: «Она интересна, умна. Внешне имеет «свое лицо», совершенно законченное, русское… Руки чешутся написать ее». Согласие Мухиной — исключительное событие. «Свое лицо», отмеченное Нестеровым, для нее было не своим. В 22 года, катаясь на санях, она жутко разбилась: «кажется, треснул череп», «носа не было». Дома от нее прятали зеркала, но она ухитрилась разглядеть отражение себя обезображенной в лезвии ножниц. «Первым ощущением стало: жить нельзя. Надо бежать, уходить от людей», — сильный удар для юной девушки. Перенеся несколько операций, прежде «очень хорошенькая» Вера стала куда суровее во всех смыслах. Она сменила увлечение акварелью на серьезные занятия скульптурой, возненавидела фотографироваться, отказывалась быть моделью даже для знакомых художников. Но знаменитого портрета могло не быть по другой причине.

Мухина позировала за работой, лепя из глины большой бюст. Нестерову же от сеанса к сеансу все больше не нравилось, как она выглядит рядом с этим «глиняным истуканом». Интерес к портрету угасал. К тому же 78-летний художник немало времени и сил тратил, сам будучи моделью: как раз в это время его писал Павел Корин. Нестеров бросил портрет.

Но желание написать Мухину не пропало. Начав снова, Нестеров рещил писать скульптора по-своему. Мухина вспоминает: «Он сам приехал в мастерскую и выбрал работу, с которой я стою». Фигура человека-божества взлетает, словно оживая в руках создательницы, портрет наполняется движением. Нестеров ушел в работу. Мухина рассказывала: «Он работал со страстным увлечением, с полным напряжением сил, до полного изнеможения. Во время сеансов велась оживленная беседа об искусстве. Но когда он входил в азарт, все умолкало, он самозабвенно отдавался работе». Портрет Веры Мухиной работы Михаила Нестерова стал самым известным ее изображением. За работой ее больше не писал никто.

Борей

«Борей» — та самая работа Мухиной, которую для портрета выбрал Нестеров. Вообще эта скульптура была задумана ею как часть памятника челюскинцам. Возвращение с полюса челюскинцев, снятых со льдины советскими летчиками (они, кстати, стали первыми Героями Советского Союза), стало народным праздником; Моссовет объявил конкурс на проект памятника.

Мухина видела свою стремящуюся вверх композицию на островке между Москвой-рекой и обводным каналом. Постамент зеленого стекла должен был стать гигантским айсбергом. Борей, олицетворение бурного северного ветра, срывался с его вершины, потесненный не испугавшимися его людьми. Комиссии проект не понравился: чересчур символично, сказочно. 

Больше реализма было нужно комиссии, скульптору же хотелось сохранить Борея, воплощение полета и силы. Попытка найти компромисс потерпела неудачу уже на стадии рисунка. Изобразив «реалистичного» Борея как бородатого мужчину с развитой мускулатурой, Вера Игнатьевна была вынуждена констатировать: «Не от летчиков — от меня улетел повелитель ветров!».

Так и не став гигантским, «символичный» Борей улетает со льдины просто так, никем не теснимый. На выставке эта работа по левую руку от портрета, на котором запечатлено ее создание. Памятника челюскинцам в Москве так и нет. Мухина все же сделала проект, удовлетворивший комиссию, но после сама отказалась от него. Борея в композиции не было — был летчик в комбинезоне и пилотке, а также корабль, вросший в лестницу. «Не сумеешь отстоять выношенный проект, за второй лучше не браться: ничего хорошего не получится, — заключала Мухина. — Искусство не терпит насилия, даже в тех случаях, когда оно исходит от самого художника».

 

Узбечка с кувшином

Идею каждого памятника Вера Игнатьевна задумывала, сразу предполагая, где он будет стоять. Она мыслила как скульптор и архитектор: «Я чувствую себя на том месте, о котором идет речь, вижу улицы, которые будут пролегать, чувствую себя в плане, в пейзаже».

«Фонтан национальностей», по замыслу Мухиной, должен был замыкать Гоголевский бульвар. Место это сложное, тем более — для проектирования фонтана: одна сторона бульвара сильно выше, под низкой стороной — ручей, заключенный в трубу. Надо было учитывать еще, что напротив, на месте снесенного Храма Христа Спасителя, планируют возвести Дворец Советов. Мухина выбрала это место сама — в качестве своеобразной тренировки, «градостроительной штудии». 

Вот что вышло: «Форму фонтана спроектировала круглой, наиболее обтекаемой. Сильный рельеф местности – высокая правая и низкая левая сторона бульвара – продиктовал косой разрез основного бассейна на два маленьких с каскадом воды по всей линии разреза. По этой линии на четырех пьедесталах мною поставлены фигуры, изображающие народности нашего Союза. За каждым пьедесталом верхнего бассейна струи, бьющие вверх из фонтанирующих трубочек, образуют водные плоскости-ширмы, за которыми мерцают статуи, выступающие отчетливо по мере движения зрителя. В солнечную погоду эти водные завесы должны были сверкать своей радужной игрой струй».

Фонтан на бульваре так и не построили. На этом месте сейчас — павильон метро «Кропоткинская». Но одну из скульптур для проекта, фигуру узбекской девушки, несущей на плече кувшин, Мухина сделала в 50-сантиметровом варианте в бронзе. Гибкая, стройная, сильная «Узбечка» признается одним из лучших образцов мухинской пластики.

«Портрет врача А.А. Замкова»

Портретами Вера Мухина занималась в основном в перерывах между «монументальными» проектами, но это был один из ее излюбленных жанров. Она лепила летчиков и академиков, коллег-художников, семью. На выставке можно разглядеть несколько бюстов ее работы. Среди них — портрет сына Всеволода, и мужа, врача Алексея Замкова.

«С Алексеем Андреевичем я познакомилась в 1914 году, — вспоминала Мухина. — Это был молодой человек небольшого роста, кудрявый. Он тогда только кончил Университет. Потом он уехал на фронт добровольцем. И я его увидела только в 16-м году, когда его привезли умирающим от тифа». Шла война. Мухина, прервав занятия скульптурой, работала медсестрой в госпитале. Замков не умер — чудом. А выздоровев, стал позировать для скульптурного портрета медсестре Мухиной. В 1918-м они поженятся. «Он похож на Наполеона, победителя», — Мухина будет лепить его снова и снова.

«Портрет врача» с выставки —1935 года. Тут Замков скорей не победитель, а воин, уставший воевать. Врач-экспериментатор, по одной из версий — прообраз булгаковского профессора Преображенского, он создал первый в мире гормональный препарат. Однако вскоре после открытия исследования свернули. Замкова уволили из Института экспериментальной биологии в рамках «борьбы со знахарством». Неудачная попытка побега из страны обернулась для семьи административной ссылкой (Мухина следовала за ним). Затем — реабилитация, признание, известность — и вновь опала и разгром. В 1942-м, в 59 лет, Замков умер, не пережив второго инфаркта. Веры Мухиной не стало через 11 лет, ей было 64. 

Пастушок и старик

За всю жизнь Вере Мухиной удалось поставить лишь три памятника. При этом лично она смогла увидеть только один — памятник Горькому для названного его именем города. Еще один Горький, для Москвы, ее был только частично, задумка принадлежала Ивану Шадру. Мухина потратила немало сил, после смерти Шадра доводя его дело до конца. Открытие памятника она видела только по телевидению, сама в тот момент прикованная к постели. 

Третьим стал памятник Чайковскому возле Московской консерватории. Мухина описывала свой проект так: «Чайковский изображен в момент творческого вдохновения. Он как бы прислушивается к звукам земли русской, олицетворенной фигурой крестьянского мальчика, играющего на свирели. И звуки, созданные им, золотыми нотами бегут по решетке, звучат в струнах конечных арф. В памятнике нарочно дана двухфронтальная композиция, более портретная к улице и более лирическая к консерватории. Фигура темной бронзы, решетка чугунная со струнами и нотами золоченой бронзы. Камень - коломенский или тарусский песчаник, наиболее родственный русской средней полосе, в которой творил Чайковский. Фигура пастушка как бы вырастает из того же камня».

Комиссия приняла проект. Скульптура была готова и установлена. Но горожане, разглядев возле композитора пастушка, возмутились двусмысленностью: на второй же день посыпались анонимки. Постамент было велено срочно переделать. Мухина заменила пастушка на старичка — не помогло. Пришлось вовсе убрать олицетворение «звуков земли русской», а постамент прикрыть бронзовым «полотном». Теперь Чайковский мог бы прислушиваться к музыке, доносящейся, например, из окон консерватории. Но решения об установке так и не было. За четыре дня до смерти Мухина продиктовала письмо, в котором просила закончить и установить памятник. Монумент открыли через год после ее смерти, в 1954 году.

 

 

www.vashdosug.ru

Вера Мухина: монументальная женщина

Вера Мухина: монументальная женщина

Она родилась в семье рижского купца, получила образование в парижских художественных студиях и стала классиком монументального искусства XX века. Её «Рабочий и колхозница» – самое яркое и значительное выражение советской символики. Большой художник Вера Мухина.

Расскажи друзьям:

1. Купеческая дочка

Вера Мухина фото 1.jpg Вера Игнатьевна Мухина родилась в Риге, в семье богатого купца. Её отец занимался оптовой торговлей пенькой, и род Мухиных был известен в латвийской столице ещё с 1812 года. Отец Веры не только преуспел в делах купеческих, но имел вкус к искусству и даже пробовал себя в живописи как художник-любитель.

Мать же свою (француженку по происхождению) Мухина почти не знала – она умерла от туберкулёза, когда Вере не исполнилось и трёх лет. Именно по причине болезни матери семья после её смерти переехала в Феодосию – отец опасался, что проблемы со здоровьем начнутся и у его дочерей.

Смотрите также: Женщины в XX веке – барышни 1900-х>>

В Крыму Вера и провела всё свое детство, там же она впервые занялась живописью – копировала вместе с отцом картины Айвазовского.

Вера Мухина портрет.jpg Когда Вере было 14 лет, умер её отец. Мухина переехала к родственникам в Курск, где и закончила гимназию. К тому моменту она уже сознательно решила, что хочет стать художницей, поэтому сразу по окончании гимназии переехала в Москву, где вплотную занялась живописью.

2. Академия де ла Гранд Шомьер

Вера Мухина фото 2.jpg После переезда в Москву Мухина училась живописи в художественных студиях К.Ф. Юона, И.И. Машкова и И.О. Дудина. В то же время она всё больше интересовалась скульптурой и начала посещать студию скульптора-любителя Н.А. Синициной, где впервые попробовала свои силы в ваянии.

В 1912 году Мухина переехала в столицу художественного мира – Париж, где и продолжила своё образование. Она училась в известной студии Ф. Коларосси и знаменитой Академии де ла Гранд Шомьер – самой популярной из всех парижских художественных школ. Уроки скульптуры Мухиной давал Эмиль Антуан Бурдель – знаменитый монументалист, ученик Родена.

Читайте также: Женщины в тени мужчин – безумная Камилла Клодель>> 

После почти двух лет учёбы в Париже Мухина совершила путешествие по Италии, где изучала живопись и скульптуру Ренессанса.

Вера Мухина фото 3.jpg Другими словами, за плечами у классика социалистического реализма и одного из самых значительных представителей советского монументального искусства было обширное и глубокое художественное образование – самого высокого мирового уровня.

3. Жена врача

Вера Мухина с мужем.jpg В 1914 году Мухина вернулась на родину. Она окончила курсы медицинских сестёр и вплоть до выхода России из Первой мировой войны работала в госпиталях. В свободное время Вера Игнатьевна занималась в основном живописью и искусством сценического оформления.

В госпитале Мухина встретилась со своим будущим мужем – военным врачом Алексеем Андреевичем Замковым. Союз с ним дал Вере семейное счастье, однако повлёк немало опасностей.

Вивьен Ли и Лоуренс Оливье, Чарли Чаплин и Уна О’Нил, Кларк Гейбл и Кэрол Ломбард и многие другие легендарные пары – в нашей специальной рубрике Истории большой любви>> 

В биографии Замкова были тёмные пятна, например, на одной из фотографий он запечатлён в погонах полковника царской армии, а в одной из биографических анкет написал, что получил образование в пажеском корпусе. Существует версия, что на самом деле Замков не происходил из крестьян (как гласит его официальная биография), а жил по поддельным документам.

В 1920-х Замков сделал успешную врачебную карьеру. Он лечил Горького и многих видных членов партии. Его лекарством «Гравидан» (первый в мире гормональный препарат, создававшийся на основе мочи беременных женщин) пользовался даже Молотов.

При этом положение Алексея Андреевича оставалось шатким. Некоторые коллеги обвиняли его в знахарстве и шарлатанстве. Опасаясь преследования, в 1930 году Замков вместе с Мухиной и сыном совершили попытку побега из СССР. Это решение супруги приняли под влиянием одного из пациентов Замкова, который, как выяснилось позже, был агентом-провокатором ОГПУ.

Вера Мухина фото 4.jpg Однако беглецы не успели добраться даже до границы. В Харькове они были арестованы. Наказание последовало достаточно мягкое – административная ссылка в Воронеж на три года и конфискация имущества.

Благодаря связям в верхах Замкова досрочно освободили уже в 1932 году. И не только освободили, но дали возможность открыть собственную лабораторию урогравиданотерапии, которая через несколько лет была преобразована в Государственный институт урогравиданотерапии.

Это было пиком карьеры Замкова. Но продержался на вершине он недолго. В 1938 году врач впал в немилость, его институт был расформирован, и от применения «Гравидана» было решено отказаться. Закрытие института обернулось для Алексея Андреевича инфарктом. Вся научная карьера Замкова моментально обесценилась.

Отлучённый от дела, Замков прожил ещё 4 года, и в 1942 году умер от остановки сердца. Считается, что Замков был одним из прототипов булгаковского профессора Преображенского.

4. Рабочий и колхозница

Вера Мухина фото 5.jpg «Рабочий и колхозница» – пожалуй, главный монументальный символ советской цивилизации. Мухина создавала его специально для павильона на Всемирной выставке в Париже. Специалисты находят сходство советского монумента с древнегреческой статуей «Тираноборцы» и скульптурой «Ника Самофракийская».

В монументально-динамичном советском памятнике классическая греческая культура оказалась как бы переведённой на язык искусства XX века.

Автором изначальной концепции и композиционного замысла был архитектор Борис Иофан, у которого в процессе работы «очень скоро родился образ… скульптуры, юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли — рабочий класс и колхозное крестьянство. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов — серп и молот». Мухина же представила на конкурс лучший проект по реализации этой идеи.

Вера Мухина и Борис Иофан.jpg Однако Мухина заметно подправила замысел Иофана. Если он видел советский павильон на парижской выставке прежде всего торжественным и триумфальным зданием, то она считала, наиболее важным выразить динамику эпохи, воплощением которой и стала скульптура «Рабочий и колхозница». «Торжественную поступь я превратила во всесокрушающий порыв», – вспоминала Мухина.

В 1937 году «Рабочий и колхозница» была установлена на советском павильоне Всемирной выставки в Париже. Сборку статуи осуществили всего за 11 дней – рекордные сроки для монумента такой сложности и таких размеров.

Самые интересные факты и самые забавные истории о временах СССР – в нашей специальной рубрике Изучаем быт наших мам и бабушек>> 

Необыкновенная динамика советской скульптуры стала источником её доминирования в общей панораме берега Сены, на котором располагались выставочные павильоны. «Рабочий и колхозница» были признаны одним из главных событий выставки. После неё монумент перевезли в СССР и установили перед главным входом Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.

При этом многие из участвовавших в создании советского павильона в Париже вскоре после выставки были подвергнуты репрессиям. Комиссара советского павильона Ивана Межлаука расстреляли в ходе большого террора, многих инженеров сослали в лагеря, а Мухина фактически оказалось запертой в золотой клетке.

Вера Мухина фото 6.jpg Её регулярно награждали государственными премиями, присвоили звание Народного художника СССР, но из всех многочисленных проектов реализовано было лишь несколько.

Интересно, что многие искусствоведы в «Рабочем и колхознице» находят не только очевидное пропагандистское значение, но и «второе дно» – ведь в основе композиции памятника лежат классические фигуры тираноубийц, а значит и скульптуру Мухиной можно прочитать не только как гимн революционному порыву советской страны, но и как тайный протест против тирании.

5. Московские объекты

Вера Мухина фото 7.jpg Веру Мухину знают, прежде всего, как создателя «Рабочего и колхозницы». Но, конечно же, это не единственное, чем знаменитый скульптор внесла вклад в нашу культуру. И хотя после Всемирной выставки в Париже Мухиной удалось реализовать не так много проектов, на её счету как минимум десяток значимых памятников. Большинство из них находятся в Москве.

Именно Мухина – автор памятника Чайковскому у здания Московской консерватории. Его первый вариант скульптор завершила ещё в 1945 году. Но чтобы работа всенародно признанного мастера прошла все бюрократические процедуры и согласования, потребовалось почти 10 лет. Памятник Чайковскому открыли лишь в 1954 году – через год после смерти Мухиной.

Смотрите также: Лучшие фотографии, сделанные женщинами>> 

Другая известная московская работа Мухиной – памятник Горькому у Белорусского вокзала. Его Вера Игнатьевна создала совместно со скульптором И.Д. Шадром.

Вера Мухина фото 8.jpg Мухиной также принадлежит работа «Наука» у здания МГУ и скульптурные композиции «Хлеб» и «Плодородие», установленные в Парке дружбы на Ленинградском проспекте.

Многие даже реализованные свои скульптуры сама Мухина так и не увидела воплощёнными. Ведь и памятник Горькому возле института Мировой литературы, и те же «Хлеб» и «Плодородие», и памятник Чайковскому – всё это было открыто уже после смерти скульптора.

Мухина также является автором памятника Горькому в Нижнем Новгороде. Последняя её работа – скульптура «Мир» на здании планетария в Волгограде.

6. Рижанка

Вера Мухина Рига.jpg Имя Веры Мухиной тесно связано с Ригой, хотя сама она прожила там лишь первые пару лет своей жизни. В латвийской столице до сих пор стоят Церковь Благовещения Богородицы и Троице-Задвинская церковь, на строительство которых Мухины в своё время пожертвовали значительные суммы. Кроме того, в доме, где родилась Мухина, действует посвящённая ей мемориальная комната.

О своём купеческом и рижском происхождении Мухина невольно вспомнила в 1937 году, когда пришли известия, что она осталась единственной наследницей имущества рода Мухиных в Риге. Вера Игнатьевна отказалась от наследства (которое было оценено в 4 млн латов) в пользу Латвийской республики.

Биографии, жизненные позиции и особенности стиля других знаменитых женщин – в нашей постоянной рубрике Персона>>

А в 1940 году, когда Латвия была присоединена к СССР, Мухина спасла один из национальных символов страны – Памятник Свободы, который был установлен в Риге в 1935 году в память о погибших за независимость Латвии. Советское руководство рассматривало вопрос о реконструкции или даже сносе памятника. И во многом именно благодаря Мухиной было принято решение не сносить монумент, но сохранить его в прежнем виде и на прежнем месте. Подготовлено редакцией сайта «Апрель»

Расскажи друзьям:

april-knows.ru

Мухин Борис Александрович (1888-1979)

Биография

muhin bРусский и советский живописец, график, иллюстратор, декоратор, плакатист. Член Союза художников СССР.

Родился в Москве, в семье железнодорожного служащего. Некоторое время жил в Кашире. Окончил Строгановское центральное художественно-промышленное училище. Учился у С. Ноаковского. Преподавал в том же училище. С 1911года работает в различных видах и жанрах искусства: плакат, книжная графика, акварель, декоративное искусство.

В 1912 году Борис Александрович дебютировал на XX выставке Московского товарищества художников. С 1922 года руководил изостудией, сотрудничал с театрами и издательствами. В 1925 году в Государственном историческом музее состоялась выставка группы художников "Объединенное искусство", где наряду с произведениями таких крупных мастеров, как Н. Андреев, Л. Бруни, А. Васнецов, В. Ватагин, И. Ефимов, П. Митурич и другие были представлены и мухинские работы оренбургского периода. Борис Александрович принимал также участие в выставке "Московские театры Октябрьского десятилетия (1917-1927)" и в I выставке акварельной живописи московских художников (1937). В 1936-м он - доцент по живописи Московского текстильного института, с 1939 года - преподаватель Московского художественно-промышленного училища.

В начале 1940 годов преподавал в Оренбургском кадетском училище. Во время Великой Отечественной войны выполнил ряд выразительных пропагандистских плакатов, призывающих Советский народ дать отпор фашистским захватчикам. После войны работал в основном над политическими плакатами для творческо-производственной мастерской «Агитплакат». Участвовал в Международной выставке плаката в 1948 году в Вене, а затем экспонировавшейся в Италии, на Всесоюзной художественной выставке 1949 года, на Передвижной выставке советского плаката, побывавшей в Ленинграде, Тбилиси, Баку, Ереване, Киеве и других городах, на Первой Всесоюзной выставке книги, графики и плаката. Его военно-патриотические плакаты были представлены на выставке, посвященной 40-летию разгрома немецко-фашистских войск под Москвой.

Работы художника находятся Каширском краеведческом музее, частных собраниях России, Германии, Франции, Англии и т.д.

tramvaiiskusstv.ru

Портрет Веры Игнатьевны Мухиной - Михаил Васильевич Нестеров

Михаил Васильевич Нестеров (MihailNesterov)

Масло/Холст (1940)

78 х 70 см

Описание

Нестеров высоко ценил творчество Мухиной. Ему по душе была скульптура "Рабочий и колхозница", созданная Мухиной для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Его привлекали монументальность пластики, высокая содержательность образа, выражающая романтическую устремленность страны в будущее. Нестеров познакомился с Мухиной и загорелся желанием написать ее портрет: "Она интересна, умна. Внешне имеет "свое лицо", совершенно законченное, русское... Руки чешутся написать ее, она согласна".

Когда Нестеров увидел скульптора за работой, он пришел в восторг: "Так вот ты какая! Так и нападает на глину: там ударит, здесь ущипнет, тут поколотит....

Нестеров высоко ценил творчество Мухиной. Ему по душе была скульптура "Рабочий и колхозница", созданная Мухиной для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Его привлекали монументальность пластики, высокая содержательность образа, выражающая романтическую устремленность страны в будущее. Нестеров познакомился с Мухиной и загорелся желанием написать ее портрет: "Она интересна, умна. Внешне имеет "свое лицо", совершенно законченное, русское... Руки чешутся написать ее, она согласна".

Когда Нестеров увидел скульптора за работой, он пришел в восторг: "Так вот ты какая! Так и нападает на глину: там ударит, здесь ущипнет, тут поколотит. Лицо горит. Не попадайся под руку: зашибет! Такой-то ты мне и нужна". Портрет строится на контрасте статики и динамики. Внешне статична крупная фигура женщины, скупы ее профессиональные жесты, спокойно и строго лицо. Зато фигура Борея - вся движение, полет, порыв. Нестеров сам выбрал для портрета эту статую северного бога ветра, сделанную Мухиной для памятника челюскинцам. Впрочем, в спокойствии Мухиной угадывается огромная внутренняя энергия. Румянец волнения окрасил ее щеки. В выражении глаз - неподдельное вдохновение творца.

Фигура Борея становится олицетворением мятежной души Мухиной, такой обманчиво скромной, статичной, лишенной внешней патетики. Краски портрета строги. Доминируют черный и белый, окрашенные голубыми и сиреневыми рефлексами. Динамично движение белого цвета фигуры Борея, подкрепленное разлетом складок белого жабо Мухиной. Лишь красное пятно броши оживляет строгость колорита. Свет излучает вдохновенное лицо художницы, написанное теплым, желтовато-охристым тоном. Портрет, созданный Нестеровым за два года до его смерти, поражает свежестью и оригинальностью композиционного решения, проникновенной психологической характеристикой, умением, сохранив остро индивидуальные черты модели, создать обобщенный образ творца.

Другие картины:

dedale.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта