По следам Монферрана в Санкт-Петербурге. Монферран картины
По следам Монферрана в Санкт-Петербурге |
По какому-то странному стечению обстоятельств получилось так, что о таком великом человеке, как Монферран практически мало что известно наверняка. А ведь он был архитектором двух величайших памятников, ставших впоследствии лицом Санкт-Петербурга — это Александровская колонна на Дворцовой площади и великий и могучий Исаакиевский собор. Именно эти два сооружения вызывают больше всего споров и теорий на форумах альтернативной истории, в частности по причине загадочности личности самого архитектора. Второй же причиной такой популярности у альтернативщиков служит огромный вес Александровской колонны и колонн Исаакиевского собора.
Александровская колонна является самой высокой монолитной гранитной колонной в мире, высота только одной колонны, без постамента составляет 25,6 м, вес около 600 тонн. Она стоит только под собственным весом и ни каким образом не прикреплена к постаменту, что само по себе показывает величайшее мастерство архитектора и исполнителей проекта. Исаакиевский собор до 2000 года был самым высоким православным собором в мире.
Содержание статьи
А возможно ли в наше время поднять 600 тонн?
Многие аналитики всерьез сомневаются в возможности вырубки из скалы, обработки и последующей транспортировки таких огромных масс гранита без технических средств. У них есть на это все основания. Даже в наше время, при современном уровне развитии техники подъем и обработка, например, Александровской колонны однозначно вызвал бы серьезные затруднения и потребовал бы привлечения сил проектного института, возможно даже не одного. А 30 августа 1832 года подъем колонны занял всего 1 час 45 минут и был выполнен при стечении любопытной публики. А если бы что-то пошло не так и колонна в какой-то момент подъема упала? Ну например, канат перетерся? Скольких бы людей могло убить? Неужели Монферран был так уверен в своих подъемных приспособлениях?
Поскольку я не специалист в области строительства, то вопрос возможности и не возможности подъема 600-тонной колоны я затрагивать не буду. Развеять сомнения в этом вопросе может только живой эксперимент, а он потребует огромных затрат. И поэтому я думаю осуществлен никогда не будет. Хотя из этого можно было бы сделать грандиозный туристический аттракцион. Все остальные методы, например, строительная экспертиза специалистами, всегда будут лежать в плоскости верю или не верю.
Я остановлюсь на следах, которые оставил Монферран и которые еще можно найти в нашем городе. Эта статья написана по мотивам экскурсии «По следам Монферрана в Санкт Петербурге», любой желающий сможет повторить ее и убедиться, что я не сочиняю отсебятины.
Немного из ранней биографии Монферрана
Как я заметила в самом начале статьи из биографии Монферрана до последнего времени было известно, мало и очень мало. По какому-то странному стечению обстоятельств его судьбой никто не интересовался. Это могло случиться по одной из двух причин: либо у Монферрана были серьезные враги при дворе, которое и устроили такое замалчивание, либо действительно не он был главным архитектором вышеназванных сооружений.
Начнем с того, что по последним данным Монферран не был дворянином и «Монферран» это даже не его настоящая фамилия. Настоящее имя и фамилия данные ему при рождении Анри Луи Огюст Рикар. Будущий архитектор при переезде в Россию назвался «де Монферран» про себя имея в виду «из Монферрана», но большинство российских граждан почитали приставку «де» к фамилии признаком дворянства. Сейчас родного города Огюста Рикара нет на карте Франции, дело в том что он объединен с соседним городом и получил название Клермон Феран.
В Петербургских архивах хранятся документы с разными подписями, на ранних Огюст подписывался своей настоящей фамилией Рикар, а на более поздних уже де Монферрран. На многих документах есть следы подчистки подписи, возможно он хотел исправить свою подпись везде на де Монферран.
Вообще же Огюст Рикар на протяжении своей карьеры демонстрировал некоторую гибкость моральных принципов, возможно без этой гибкости ему бы не удалось стать ведущим архитектором Российской империи. Например, он не приписывал себе дворянства, но если окружающие принимали его за дворянина, то он не стремился их разубедить.
То что нам рассказал экскурсовод идет в некотором рассогласовании с тем что написано в википедии. Больше всего отличаются версии начала карьеры в Санкт-Петербурге, что в общем то не удивительно. Кто интересовался судьбой безвестного рисовальщика из Франции? Естественно, что об этом периоде жизни сохранилось меньше всего сведений.
По последним данным Огюст Рикар учился в Париже в архитектурной школе и его учебу прерывали наполеоновские войны, это минус. А вот его отчим был рисовальщиком и мог передать свой опыт пасынку, это большой плюс. Но не смотря на все эти минусы и плюсы, так получилось что к 30 годам во Франции у Огюста Рикара не было ни одного здания, построенного по его проекту.
И когда в 1814 году войска русского императора Александра I вошли в Париж, Огюст Рикар, как и многие французские архитекторы подарили Александру I альбомы со своими работами, надеясь в далекой и богатой России сделать головокружительную карьеру. Не патриотичненько, как-то вели себя французские архитекторы. Царь чужой и далекой страны занял столицу их государства и тут к нему устремляются многочисленные предлагатели своих услуг?
Начало карьеры в Санкт-Петербурге
Но в этот раз Огюст Рикар (Монферран) не был замечен императором. Он прибыл в Санкт-Петербург лишь в 1816 году заручившись рекомендательными письмами, одно из которых было от Павла Николаевича Демидова, владельца заводов, домов, пароходов. С семейством Демидовых Монферран был связан через своего отчима, тот состоял на службе коллекционера Демидова в качестве агента.
По началу дела шли не важно, Огюст Рикар (Монферран) снял жалкую квартирку в неустановленном месте Петербурга, денег не хватало, долги росли. Он претендовал на должность рисовальщика или чертежника.
В конце концов ему удалось поступить на службу, но вся его дальнейшая деятельность была связана с именем Августина Августиновича Бетанкура (1758- 1824) под начальством которого он работал. Любопытно что Монферрана в России так же называли Август Августовичем. Получается некое дублирование личности, два человека тесно связанные друг с другом по работе носили в России почти одинаковые имена? Причем Монферрану присвоили это русское имя произвольно, поскольку имя данное ему при рождении, ни капли не похоже на русское имя-прозвище Август (или даже Августин) Августович или Анатольевич. Хотя возможно русское имя-прозвище приклеилось к Монферрану уже после смерти Бетанкура?
Почти сразу по приезду Монферрану повезло, его рисунки, представленные на конкурс по перестройке Исаакиевского собора понравились императору. Он представил 24 различных рисунка-проекта церквей в разных стилях, оформленных в красивом альбоме и выполнил пожелание императора о включении стен старого, третьего по счету собора в новое здание. Вот с этим включением стен старого собора были трудности и поэтому многие гораздо более опытные конкуренты Монферрана погорели как раз на этом моменте. Как ситуация похожа на проведение сегодняшних тендеров, однако.
Темный момент, удалось ли Монферрану включить алтарную часть старого собора? Ему надлежало устроить фундамент равномерный по всей поверхности здания, а под сохраненными стенами фундамента не изменить. Это очень важный момент, при несовершенстве фундамента собор мог перекоситься, а в худшем случае обрушиться.
Строительство Исаакиевского собора стало делом жизни Монферрана, оно продолжалось 40 лет.
Исаакиевский собор, открыт в 1858 годуЕстественно, что параллельно со строительством собора продвигались и другие проекты.
Экскурсовод сообщил нам что по проектам Монферрана выполнено оформление зала Ротонды в Эрмитаже и одного из залов в Адмиралтействе. В Адмиралтейство не пускают, там сейчас располагается Военно-морской институт и управление Балтийского военного флота. Все кто посещал Эрмитаж наверное видели зал Ротонды с малахитовой беседкой. Малахит, кстати, для строительства собора и для украшения Эрмитажа поставлял уже упомянутый мной Демидов.
Дом Лобанова-Ростовского
Первым большим законченным проектом Монферрана в Санкт-Петербурге стало строительство дома Лобанова-Ростовского (1817—1820). Это внушительное строение расположено по одну из сторон Исаакиевской площади. Получается что при руководстве строительством дома Лобанова-Ростовкого Монферран имел возможность познакомится с петербургскими болотистыми грунтами.
Дом был построен всего за три года и вошел в петербургский фольклор. Именно со львов, украшающих подъезд дома Лобанова-Ростовского были срисованы иллюстрации к пушкинскому «Медному всаднику». А современные экскурсоводы имеют возможность так же рассказывать про львов следующую легенду.
Львы у подъезда дова Лобанова РостовскогоСейчас в доме со львами находится Отель Four Seasons Lion Palace
Александровская колонна
В 1829 году Монферран победил в конкурсе на строительство Александровской колонны (1829 -1832), не с первого раза, но победил. В источниках сообщается, что Монферран представил императору рисунки в красиво оформленном альбоме. Очевидно, что Август Августович умел себя подать. Речь идет о рисунках, а не о чертежах и сметах. Я плохо понимаю разграничение обязанностей архитекторов и инженеров в наше время, а уж про XIX век и говорить не приходится. Положено ли было архитектору к рисункам разработать чертежи и техническую документацию или это было сделано другими людьми?
Бывший воин наполеоновской армии Огюст Монферран возвел монумент, посвященный победе в войне 1812 года, вот такие повороты судьбы. В связи с ангелом венчающим вершину колоны рассказывают еще одну легенду, якобы лицом он похож на победителя Наполеона Александра I, но если присмотреться, то фигура ангела больше напоминает женщину, чем мужчину.
А вам как кажется? Ангелы конечно существа бесполые, но бедро под тонкой тканью уж очень женственно выглядит.
Кстати крест, который держит ангел латинский, а не православный. Это будет важно в дальнейшем.
В России среди православных латинский крест зачастую считался несовершенным и презрительно назывался «крыж» (от польск. krzyz — крест, и ассоциировано с крыжить — обрезать, обрубать).
Википедия
Дома в которых жил или бывал Моферран
С момента начала строительства Исаакиевского собора в 1818 году Монферран переехал на служебную квартиру по адресу Малая Морская дом 20, это совсем рядом с Исаакиевской площадью. До наших дней этот дом не сохранился. А после получения премии по завершении строительства Александровской колонны, Монферран приобрел дом по адресу Большая Морская 45. Сейчас в нем располагается дом композиторов.
Бывший дом Монферрана по Большой Морской №45Любопытно, что очень быстро Монферран продает свой дом П. Н. Демидову, владельцу соседнего особняка. Монферрана и Демидова связывали давние узы. Известно, что Монферран на свадьбе П. Н. Демидова и фрейлины Авроры Шернваль был свидетелем.
Дом Демидова по Большой Морской №43Оба дома по Большой Морской 43 (недолгое время принадлежащий Монферррану) и соседний по Большой Морской 45, принадлежащий Демидову, Монферран перестраивал по своим рисункам, но в интерьерах до нашего времени от проектов Монферрана ничего не сохранилось.
Остаток жизни, а именно с 1834 до 1858 года Монферран проживал по адресу набережная реки Мойки, 86. Это чуть дальше от Исаакиевской площади, но только чуть, меньше одной автобусной остановки. Монферран с супругой, бывшей французской актрисой, проживал только на одной половине дома. За годы строительства собора Монферран собрал у себя дома большую коллекцию произведений искусства, по этому факту даже производились проверки, после которых архитектор был признан невиновным. После его смерти эта коллекция таинственным образом исчезла.
Набережная реки Мойки, 86, половина дома Монферрана ближе к соседнему серому домуПамятник Николаю I
Последней известной работой стало проектирование постамента памятника Николаю I, установленного перед Мариинским дворцом, саму статую изготовил известный всем П. К. Клодт. Открытие памятника состоялось уже после смерти Монферрана. Конная статуя Николая I стала первой подобной статуей в Европе стоящей всего на двух точках опоры.
Памятник Николаю IА где же похоронен великий архитектор Санкт-Петербурга?
Монферран хотел быть похороненным в подвале Исаакиевского собора, но Александр II отказал ему в этом желании на основании того, что архитектор был католиком. И это после того как было одобрена фигура ангела с латинским крестом на вершине Александровской колонны? На всех дверях Исаакиевского собора изображены греческие равносторонние кресты. А внутри собор украшен витражом, типичным для католических соборов и почти не встречающимся в православных. Последовательность редкая добродетель явно не присуща была Александру II, или у него были другие причины для отказа?
После смерти Монферрана вдова увезла тело во Францию и теперь считается, что великий архитектор Петербурга похоронен в Париже на Кладбище Монмартр рядом со своими родителями. На могиле нет даже надписи посвященной Огюсту Монферрану и доподлинно факт захоронения не установлен. Детей у него не было.
Темный вопрос с захоронением льет воду на мельницы альтернативщиков и дает им повод предполагать, что Монферран был рисовальщиком, а не архитектором. Тогда вполне логично, что Александр II отказал ему в захоронении в Исаакиевском соборе.
Рисунки Монферрана
Действительно Огюст Монферран, человек со множеством имен, прославился своими рисунками известными по сей день. По результатам строительства Исаакиевского собора и Александровской колонны он издал по альбому на французском языке в Париже. Любопытно, что за 40 лет жизни в России он так и не выучил русский язык, по воспоминаниям рабочих, архитектор еле еле с большим акцентом пытался называть их по имени. В середине XIX века вся русская знать продолжала говорить на французском даже после войны 1812 года.
В этих рисунках и описаниях под ними содержится огромное количество противоречий. Поэтому в истории строительства Александровской колонны и Исаакиевского собора больше вопросов, чем ответов. Если бы техническая документация сохранилась, то вопросов бы никаких не было. Между рисунками и технической документацией существует огромная разница.
Рисовальщик вполне может себе позволить изобразить примерный вид объектов, а вот чертежник обязан изобразить ровно так, как следует построить, если в лестнице 10 ступенек, значит чертим 10, не более и не менее, указываем из какого материала будем строить лестницу, изготавливаем чертежи всех деталей с указанием всех размеров, а так же допусков и припусков и после разработки всех деталей выпускаем сборочный чертеж. Монферран на своих рисунках изобразил процесс транспортировки и подъема колонн. Но ни один документ или рисунок не описывает процесс придания гранитным глыбам идеальной формы.
А ведь описанные события произошли всего около 150-200 лет назад и содержат столько загадок. Самой главной версией альтернативщиков является то, что строительство Александровской колонны и Исаакиевского собора было произведено существовавшими ранее высокотехнологичными цивилизациями, а при Монферране этим строениям просто придали новый смысл. А Вы что думаете по этому поводу?
trip-together.ru
Огюст Монферран | ||||||||
фр. Auguste de Montferrand | ||||||||
Е. А. Плюшар. Портрет архитектора Монферрана. 1834 год. | ||||||||
| ||||||||
23 января 1786(1786-01-23)[1] | ||||||||
Шайо[fr], предместье Парижа | ||||||||
28 июня (10 июля) 1858[1](72 года) | ||||||||
| ||||||||
Санкт-Петербург | ||||||||
классицизм | ||||||||
| ||||||||
|
ru-wiki.ru
Исакиевский собор. Жизнь и призрак архитектора : lenarudenko
Исакиевский собор стал одной из самых популярных достопримечательностей Петербурга. Подняться на смотровую площадку собора стремится большинство туристов. С постройкой собора и его архитектором Огюстом Монферраном связаны мистические легенды.Собор строили ровно 40 лет (закладка храма была произведена в 1818 года, а строительство завершилось в 1858 году). Монферрану было предсказано, что он умрет, когда закончит строительство. Действительно, архитектор умер спустя месяц после открытия. Он начал строительство молодым – в 32 года, а закончил уже в преклонном возрасте – 72 года. За время строительства сменились три императора.
Деревянная церковь Исакия Далматского при Петре I. Храм был построен для работников судоверфи Адмиралтейства.
На месте собора в 18 веке стояла деревянная церковь Исакия Далматского, которая сгорела во время пожара. Екатерина II приказала возвести новое здание, был построен мраморный фундамент. Строительство при жизни императрицы не завершилось. Строительство заканчивал Павел I, при котором гранит, заготовленный для собора, был использован для его Михайловского замка. Собор достраивался из кирпича. Противники Павла насмехались:«Се памятник двух царств,Обоим столь приличный:Основа мраморна,А верх кирпичный».Наспех построенная церковь быстро обветшала и была разобрана.
В 1818 году Огюст Монферран приступил к работе. Для фундамента было забито более десяти тысяч свай. Из-за мягкого грунта возникло опасение, что собор сильно просядет и уйдет под землю.
Рабочий процесс строительства.
Александр Жемчужников (один из создателей Козьмы Пруткова) однажды подшутил над чиновниками, пустил слух, что им надобно «Наутро явиться во дворец ввиду того, что провалился Исаакиевский собор!»
Когда забивали сваи, горожане посмеивались, что «так скоро и до Америки достанут».«Вы представляете, одна из свай неожиданно ушла в землю и бесследно исчезла. Вслед за ней начали забивать другую, но и та скрылась в болотистом грунте. Установили третью, четвёртую... Пока в Санкт-Петербург в адрес строителей не прибыло сообщение из Нью-Йорка: «Вы нам испортили мостовую». - «Причём здесь мы?» - ответили из Петербурга. - «Но на торце бревна, торчащего из земли, клеймо петербургской лесной биржи «Громов и Ко» - пришёл ответ из Америки» - шутили горожане.
Молодой Монферран
Над долгим строительством тоже посмеивались:- Говорят, приезжий ясновидец предсказал Монферрану смерть сразу после окончания строительства. - То-то он так долго строит!
"Долгострой" 19 века
Одновременно с собором строили мост через Неву, железную дорогу, что тоже стало поводом шуток: «Мост через Неву мы увидим, но дети наши не увидят, железную дорогу мы не увидим, но дети наши увидят, а Исаакиевский собор ни мы, ни дети наши не увидят!»
Говорили, что Монферран, который пользовался благосклонностью Николая I, чем-то не угодил его преемнику - царю-освободителю Александру II.
Предполагают, что царь не одобрил скульптурный портрет Монферрана на соборе рядом со святыми. Архитектор изобразил себя в образе молодого античного атлета с макетом собора в руках. Головы святых склонились перед Господом, Монферран держит голову прямо.
Портрет атлетичного Монферрана в скульптурной группе святых
Святые склонили голову, мастер изображен с гордо поднятой головой
Этим поступком объясняют причину отказа Монферрану быть похороненным в построенном им соборе. Официальной причиной отказа было – католическое вероисповедание архитектора, по церковным правилам католик не мог быть похоронен в православном храме.После смерти Монферрана, по воле супруги, прах его был перевезен в Париж.
По легенде, когда время подходит к полуночи, призрак Монферрана появляется на смотровой площадке и обходит свои владения. Призрак его не злобный, к посетителям, задержавшимся на площадке, относится снисходительно. Как говорили, душа его оказалась привязана к этому месту.
Скульптурный портрет Монферрана, сделанный из нескольких видов камня, использованных при строительстве
Монферран в годы славы
Собор полюбился горожанам. Площадь стала излюбленным местом рождественских и пасхальных гуляний после праздничных богослужений. Собор вмещал 12 тысяч прихожан, а звон его главного колокола извещал Петербургу благую весть – Христос воскрес!
Собор – четвертый по величине в мире, уступает только соборам - Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне и Святой Марии во Флоренции.
Гости города восхищались собором. Теофиль Готье писал: «Архитектор здесь не стремился удивить, он искал красоты, и, конечно, Исакиевский собор - самая прекрасная церковь, построенная в наше время. Ее архитектура превосходно соответствует Санкт-Петербургу, самой молодой и новой столице».
«Если встать на углу сквера у Адмиралтейства, Исакиевский собор предстает во всем своем великолепии, и с этой точки зрения можно судить о здании в целом. Отсюда полностью видны главный фасад и один из боковых порталов. Осененный крестом большой купол с ротондой и фонарем сияет золотом на фоне небес.
С первого же взгляда все радует глаз. Стройные, сдержанные классические линии монумента благоприятнейшим образом подчеркиваются богатством и цветовой гаммой самых совершенных материалов: золота, мрамора, бронзы, гранита... Массивный гранит поддерживает вечную бронзу, неразрушимый мрамор покрывает стены, чистое золото сияет на крестах и куполах, придавая зданию восточный и византийский вид греческой церкви».
«Климат красит его игрой света, неожиданными эффектами, которые из римского преображают его в совершенно русский храм. Северные феерии разыгрываются вокруг монумента и приобщают его к этой северной стране, не лишая в то же время грандиозного античного вида».Такой разный собор, верно заметил Готье - меняется при разной погоде
После окончания строительства отделочные работы в соборе продолжались. В народе появилась легенда:«Дом Романовых падет, как только закончится окончательный ремонт и с собора снимут строительные леса!» Слова оказались пророческими. Окончательно работы в соборе были завершены в 1916 году, накануне революции 1917 года.
Памятник императору Николаю I и Исакиевский собор в 19 веке (видно, что одна из стен собора снова в лесах)
Наши дни. Машины сменили экипажи с лошадьми
После революции ценности храма были изъяты, конфисковано партией - «более 43 килограммов золота, 2200 килограммов серебра, 796 драгоценных камней». Исакиевский собор стал антирелигиозным музеем.
В войну собор стал хранилищем музейных ценностей. Как предположил один опытный артиллерист, фашисты будут использовать купол собора для ориентира при бомбежке, и не станут разрушать собор. Действительно, собор был не тронут во время войны.
Исакий в годы войны. На площадях и скверах были устроены огороды - пропитание в блокаду.
В наши дни началась реставрация интерьера собора.
Убранство собора в 19 веке
Реставрация наших дней
С малахитовыми колоннами тоже связана легенда. Говорили, что хозяйка медной горы обиделась на Демидова (он был поставщиком малахита для стройки), который тратит ее богатства на постройку христианского храма, и припрятала малахит.
Восстановление мозаик
Виды со смотровой площадки. Возможно, на ночной город любуется призрак Монферрана
Мне рассказывали, что в Исакивеском соборе была картина, изображающая Льва Толстого в аду, которая оставалась и в советское время как пример религиозного мракобесия. Сама я этого не видела.
Upd: Есть такая картина (роспись), но она была в Казанском соборе. Спасибо v_murza за картину и пояснение."Лев Толстой в аду"
Мои заметки о Легендах Петербурга и Ленобласти
Мистические эссе Ночной принц ПетербургаПроклятье египетского мостаДом с портретом мистического шулераУединенный домик пушкинского демонаПризрак коммунизма на литераторских мосткахВолковское кладбище. Клад и оборотниКняжна ТаракановаПризраки. ДекабристыПризраки замка ВыборгаПоезд и трамвай-призракЮсуповы. Проклятье и легендыРотонда. Масоны и лестница дьяволаГостилицы. Готические руиныПетергоф. Мистическая обитель императрицыДворец-призрак РопшиПриют для дитей-идиотовТрагичная история Парка победыНоводевичье кладбищеПроклятье Марсова поляБелая Дама ПетербургаПризрак отеля "Англетер"Пиковая Дама
Мистические дневникиМистика Пушкинской улицыХозяйка заброшенного паркаПрогулки по Смоленскому кладбищуПризрак дома на ШпалернойЛитейный мост. Путь в никуда...Призраки Ораниенбаума (Екатерина Великая, Петр III)Тайны Сфинксов"Остров мертвых" парка Монрепо (Выборг)Призрачный шулер ПетербургаПризрак самоубийцы на Зимней КанавкеПризраки Смольного собораПризрак первостроителяПроклятье Обводного каналаЛегенды Никольского кладбища
Мой паблик вконтактеМой facebook, Мой instagramМоя группа в Одноклассниках
lenarudenko.livejournal.com
Мемория. Огюст Монферран - ПОЛИТ.РУ
23 января 1786 года родился архитектор Огюст Монферран.
Личное дело
Огюст Монферран (1786–1858) родился в Шайо, под Парижем, в семье учителя верховой езды. В возрасте 20 лет поступил в Королевскую Академию архитектуры, которая в наполеоновские времена называлась Специальной школой архитектуры. Учебу ему неоднократно приходилось прерывать из-за службы в армии Наполеона. В 1814 году участвовал в строительстве парижской церкви Ла Мадлен. Завершение архитектурного образования Монферран получил в мастерской главных архитекторов Наполеона – Персье и Фонтена. В том же году принес папку со своими проектами бывшему тогда в Париже русскому императору Александру I, и тут же был приглашен работать в России.
В 1816 году Огюст Монферран прибыл в Петербург и получил должность архитектора при кабинете императора, а вскоре стал начальником чертежной в Комитете для строений и гидравлических работ, которым руководил Августин Бетанкур, взявший под свое покровительство молодого архитектора.
Первой порученной Монферрану постройкой стал доходный дом князя Александра Лобанова-Ростовского, получивший позднее у горожан прозвание «Дом со львами». Затем в 1817 году он выполняет ряд других проектов, в том числе - здания Ришельевского лицея в Одессе. В Петербурге Монферран произвел перестройку дома Кочубея на Фонтанке напротив Михайловского замка. В 1817 – 1822 годах по поручению Бетанкура Монферран разработал проектры административных и торговых сооружений, а также здания Спасского собора для Нижегородской ярмарки.
В 1818 году Огюст Монферран победил в конкурсе проектов Исаакиевского собора и возглавил его строительство, продолжавшееся сорок лет. Здание было заложено 26 июня 1818 года.
Параллельно со строительство Исаакиевского собора Монферран занимался и другими проектами. Он построил два дома для Демидова на Большой Морской улице (д. 43 и 45), пристроил флигель к дому Литты на Английской набережной, перестроил дом Лерха на Мойке, разработал проект дома Салтыкова на Малой Морской улице. В 1823 году выполнил ряд построек для Екатерингофского парка, которые не дошли до наших дней. В 1824 году после смерти Августина Бетанкура Монферран соорудил ему памятник на Смоленском лютеранском кладбище Санкт-Петербурга.
В 1829–1834 годах воздвиг Александровскую колонну на Дворцовой площади.
К началу сороковых годов, когда основные работы по возведению Исаакиевского собора приближались к окончанию. Монферран «отправлен был в Германию, Францию, Италию и Англию для обозрения примечательнейших зданий и собрания нужных сведений к изысканию выгоднейших средств для окончательного построения Исаакиевского собора». По возвращении он занимался отделкой интерьеров собора, а также проектировал памятник Николаю I.
Торжественное освящение собора состоялось 30 мая 1858 года в присутствии императора Александра II и при большом стечении народа. 28 июня того же года Огюст Монферран умер от последствий воспаления легких.
Чем знаменит
Главное творение Монферрана – Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге. Изначально архитектор рассчитывал сохранить часть конструкций предшествующего собора, но быстро выяснилось, что это невозможно, так как разные части постройки дали бы разную осадку. Монферран внес изменения в проект и окончательный вариант был утвержден в 1820 году. В основание фундамента вбили 10 762 сваи. Затем начали устанавливать колонны четырех больших портиков. Первая колонна была установлена 20 марта 1828 года, а последняя - 11 августа 1830 года. С 1830 по 1836 годы возводились стены и подкупольные пилоны. В 1837-1841 годах - сооружали своды, барабан купола и четыре колокольни. По предложению Огюста Монферрана главный купол собора был создан не из кирпича, а из металла, что значительно уменьшило его вес. Высота Исаакиевского собора – 101,5 метр.
За строительство собора Монферрану были пожалованы украшенная бриллиантами золотая медаль на Андреевской ленте, чин действительного статского советника и 40 000 рублей.
О чем надо знать
Огюст Монферран
Второй значительный проект Монферрана – Александровская колонна на Дворцовой площади, воздвигнутая в 1834 году по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном.
Первоначально Монферран предполагал построить обелиск высотой 35 метров, украшенный барельефами Федора Толстого на тему войны 1812 года и на лицевой стороне изобразить Александра I в образе триумфатора-победителя. В 1829 году он создал проект в виде увенчанной крестом триумфальной колонны, который и был утвержден, только уже в процессе возведения крест дополнили фигурой ангела. По словам архитектора, источником вдохновения для него послужила колонна Траяна в Риме.
Монферран руководил работами по вырубанию монолита в каменоломнях, обтесыванию его (что заняло полгода), контролировал доставку в Петербург и разработал схему подъема и установки монолитной колонны. Еще два года понадобилось на шлифовку и полировку колонны, оформление навершия и украшение пьедестала. Торжественное открытие памятника состоялось 30 августа 1834 года.
Прямая речь
«За исключением 48 колонн Исаакиевского собора и обелиска Луксор, воздвигнутого недавно в Париже на площади Людовика XVI, я не знаю ни одного монолита, ни по размерам, ни по весу столь значительного, как Александровская колонна. Приемы, которые применил я для поднятия этой глыбы, имеют некоторую аналогию с теми, которыми пользовались древние при переноске монолитов. Изображение этих операций мы встречаем на многих египетских памятниках и, между прочим, на нижней части обелиска, установленного в Константинополе на ипподроме императором Феодосием».
Огюст Монферран об Александровской колонне
«Несмотря на нашу страсть к античной архитектуре, наш художественный вкус неизбежно отражает религиозные взгляды. Поэтому проектирование православной церкви в духе Парфенона нам показалось бы извращением. Когда первые христиане превращали языческие храмы в церкви, им редко удавалось хорошо сочетать с ними необходимые колокольни и всегда получалась только новая пристройка к старому зданию. Позже те из строителей, которые хотели воспроизвести античные храмы для прославления нашей святой религии, должны были, чтобы выдержать стиль образца, всячески маскировать колокольни. Нужно признать, как общее правило, что каждая страна имеет церковное зодчество, свойственное только ее храмам или только ее религии. Стараться уйти от этих образцов под предлогом создать лучшее, подражая римским и греческим храмам, это значило бы потерять художественное чутье, изменить религиозному чувству и повернуть к язычеству. Среди колоколен различаются вытянутые в вышину постройки на самой церкви, это собственно колокольни, шпили и т. д. Другие, входящие только в фасад церкви, похожи на четырехугольные или круглые башни и назначены обычно для тяжелых колоколов. Наконец, третий тип колоколен часто встречается в Италии: мы говорим о кампаниллах, колокольнях, совершенно отделенных от здания самой церкви. Колокола Исаакиевского собора висят в четырех башенках двух главных фасадов. Башенки в плане представляют четырехугольники; две стороны имеют по 4 саж. 2 аршина и две других по 3 саж. 11 вершков. Высота башенок от земли до верхушки креста 25 саж. 1 арш. или 177 футов 3 дюйма. По общей форме башенки напоминают Кампаниллы и поэтому в дальнейшем изложении мы сохраняем за ними последнее название. Четыре Кампаниллы собора, вместе с куполом, образуют пирамидальный ансамбль. Как строительная комбинация весьма солидной постройки, кампаниллы помогают сводам боковых нефов противостоять давлению купола, передающемуся на них через арки и паруса. Кампаниллы так же, как купола, опираются на гранитную кладку, опущенную так же глубоко, как и остальные фундаменты. Поставленные на стенах, они составляют как бы одну композицию с портиками и, как нам кажется, удачную, т. к. очень подчеркивают гигантские пропорции последних. До высоты аттика кампаниллы сложены из гранита, кирпича и мрамора. Две из них имеют в цоколе сводчатые отапливаемые помещения для сторожей. Над этими комнатами возвышаются арки с железными связями, увеличивающими их прочность. Внутри двух других кампанилл устроены винтовые лестницы, марши которых составляют кольцевинтовой свод, опирающийся на центральный столб. Эти лестницы, сделанные из серого сердобольского гранита, имеют диаметр 5 аршин 12 вершков; они ведут в подземные коридоры, в верхние части здания и кончаются в круговых служебных коридорах. Сводчатые коридоры вымощены плитами и облицованы по стенам тесаным камнем. В коридорах установлены двадцать амосовских печей для отопления собора и чтобы создавать в коридорах движение воздуха».
Огюст Монферран об архитектуре Исаакиевского собора
«По поводу этой колонны можно припомнить предложение, сделанное императору Николаю искусным французским архитектором Монферраном, который присутствовал при её иссечении, перевозке и постановке, а именно: он предлагал императору высверлить внутри этой колонны винтообразную лестницу и требовал для этого только двух работников: мужчину и мальчика с молотом, резцом и корзиной, в которой мальчик выносил бы обломки гранита по мере его высверления; наконец, два фонаря для освещения рабочих в их трудной работе. Через 10 лет, утверждал он, работник и мальчик (последний, конечно, немного вырастет) окончили бы свою винтовую лестницу; но император, по справедливости гордясь сооружением этого единственного в своем роде памятника, опасался, и, может быть, основательно, чтобы это высверление не пробило внешние бока колонны, и потому отказался от этого предложения».
Барон П. де Бургоэн, французский посланник с 1828 по 1832 годы
«Архитектор выдвинул ряд градостроительных идей, связанных с преобразованием центра Петербурга. Он задумал площадь перед Адмиралтейством превратить в зеленую эспланаду. На пересечении ее главной оси, совпадающей с центром Александровской колонны, и трех основных магистралей Петербурга (невский трезубец) он предложил устроить фонтаны. На пересечении этой же оси с поперечной осью Исаакиевского собора предполагалось поместить памятник Петру I. С противоположной стороны Исаакиевского собора, в спроектированном перед ним сквере, на таком же расстоянии от собора, как и памятник Петру I, намечалась установка памятника Николаю I. При этом предусматривалось выравнивание и благоустройство площади вокруг собора. Фасад близлежащего здания с западной стороны Исаакиевского собора приводился в соответствие с фасадом дома Лобанова-Ростовского, отмечающего восточную границу площади. В случае осуществления грандиозного замысла Монферрана все центральные площади Петербурга оказались бы теснейшим образом объединены глубинно-пространственными связями, а также стилистически. Это был самый значительный градостроительный проект зодчего».
В. К. Шуйский «Зодчие Санкт-Петербурга XIX - начала XX века»
12 фактов об Огюсте Монферране
- Полное имя архитектора – Анри Луи Огюст Рикар де Монферран. В России же его называли Август Августович или Август Антонович.
- За участие в сражении при Арно (1813) Огюст Монферран получил орден Почетного легиона.
- На конкурс проектов Исаакиевского собора архитектор представил сразу двадцать четыре проекта в разных стилях.
- После установки Александровской колонны Николай I сказал Монферрану: «Montferrand, vous vous êtes immortalisé!» - «Монферран, вы себя обессмертили!».
- При подготовке фундамента собора в городе возник анекдот. Якобы, когда строители вбивали в грунт сваю, она уходила под землю, а вслед за ней вторая, третья и так далее, пока в Петербург не пришло письмо из Нью-Йорка: «Вы испортили нам мостовую».
- В Петербурге ходил слух, что Иссакиевский собор строится так долго из-за того, что некий ясновидец предсказал Монферрану смерть после окончания строительства. Архитектор действительно умер спустя месяц после освящения собора.
- Другая легенда говорила, что Александрийская колонна была установлена на Дворцовой площади, так как просто оказалась лишней при строительстве Исаакиевского собора.
- Многие не верили, что колонна весом 600 тонн устоит на месте. Чтобы продемонстрировать свою уверенность в правильности расчетов, Монферран до самой смерти вечерами прогуливался вокруг колонны со своей собачкой.
- Архитектор рассчитал, что здание Исаакиевского собора должно вмещать 7000 человек. При этом он учел даже поправку на пышные юбки дам той эпохи.
- В Исаакиевской соборе установлен бюст Монферрана, созданный из облицовочных камней, использовавшихся при строительстве собора.
- Монферран спроектировал постамент, на котором в Московском Кремле установлен Царь-Колокол.
- Монферран завещал похоронить себя в Исаакиевском соборе, но Александр II не дал разрешения на это, так как Монферран был католиком. Гроб с телом архитектора обнесли вокруг собора, а отпевание прошло в костеле святой Екатерины. Вдова Монферрана увезла его тело в Париж, где он и был похоронен на кладбище Монмартр рядом с матерью.
Материалы об Огюсте Монферране
Статья об Огюсте Монферране в русской Википедии
Статья об Огюсте Монферране в энциклопедии «Кругосвет»
Огюст Монферран на портале «Культура России»
Огюст Монферран на сайте «Прогулки по Петербургу»
polit.ru
Огюст Монферран: без вины виноватый
источник ИСТОРИЯ РОССИИ
В декабре 1837 года на любимого архитектора императора Николая I, строителя Исаакиевского собора Огюста де Монферрана, снова написали донос. Министр двора светлейший князь Петр Михайлович Волконский получил его утром, вздохнул и положил в красную сафьяновую папку — для доклада государю. Дело привычное: доносы на Монферрана строчат с тех самых пор, как двадцать один год назад он появился в Петербурге.
Портрет Огюста Рикара де Монферрана работы Ж. Д. КураВидны ордена св. св. Владимира 3-й ст., Анный 2-й ст. и Почётного легиона Франции.
Враги Монферрана уверяли, что он берет взятки у подрядчиков и умышленно затягивает строительство, что материалы со стройки разворовываются... Канцеляристы подшивали один донос к другому, на стройку приходили комиссии, но схватить архитектора за руку не удавалось. На этот раз Монферран (а он, как выяснилось после самого первого доноса, не Монферран, а Рикар и прав на стоящую перед фамилией дворянскую частицу «де» не имеет), похоже, попался… Прежде чем представить донос императору, министр решил пригласить его к себе. Речь у них пойдет о том, что император хочет обновить интерьеры Зимнего. Француз занимался этим несколько раз, теперь у хозяина земли русской появились новые пожелания. О доносе Монферран узнает между делом — он умен и все поймет с полуслова. Кто предупрежден, тот вооружен... Вызвав к себе француза, государь уставится на него своим знаменитым оловянным взглядом, от которого падают в обморок генералы, и отчеканит:
— …Как смеешь воровать?!
А у того уж готов ответ. Глядишь — и гроза пройдет мимо. Оно и к лучшему: удар по архитектору, работающему для дворцового ведомства, рикошетом заденет министра двора — за нравственностью и добропорядочным поведением своих людей обязан присматривать именно князь Волконский. Нет уж, пусть все идет как идет: Россия велика и богата, оттого что заезжий француз немного отщипнет от казенного добра, империя не обеднеет…
И князь Волконский отправился обедать в свою казенную квартиру, размещавшуюся здесь же, в Зимнем дворце. По пути зашел в Петровский зал, взглянул на заново отполированный серебряный трон: несколько дней назад государь велел подновить фамильную реликвию дома Романовых. Там среди обитых темно-красным бархатом стен и колонн из яшмы в нос министру двора ударил невозможный в этом месте, но очень отчетливый запах печеной картошки. Петр Михайлович принюхался, обошел все углы, снова принюхался… Так и есть, плебейский душок насквозь пропитал одну из главных дворцовых святынь! Не дай бог, если сюда войдет Его величество! Министр позвал камер-лакея и велел ему немедленно во всем разобраться. Послали за командиром дворцовой пожарной роты, тот долго искал источник мерзкого запаха, но ничего не нашел. Наутро о приказе министра двора забыли.
Князь Волконский полагал, что никакого вреда от Монферрана нет.Фото репродукции «Портрета Петра Михайловича Волконского»работы Ф. Крюгера
Письмо от Волконского Огюст Монферран получил в тот же день, прямо на строительстве Исаакиевского собора. Князь просил его пожаловать в Зимний завтра поутру. Монферран сунул конверт в карман сюртука, дал курьеру гривенник на чай и отправился на леса: работа была в самом разгаре. Отделывали стены, цоколь обкладывали белым итальянским мрамором с цветными вставками, снизу шел плинт из черного сланца.
Стройка затягивалась, первоначальную смету он давно превысил — да и какая может быть смета, если строительство замораживалось, проекты выставлялись на конкурс и Монферран начал строить только через восемь лет, изменив первоначальный замысел?Первоначальная церковь Исаакия Далматского.
Вторая версия Исаакиевского собора
Третья версия Исаакиевского собора Проект Н.А. Ринальди. Рис. О. Монферрана. 1768.
Величественное творение Монферрана - четвертая и последняя версия Исаакиевского собора
Исаакию не везло: первый, деревянный, собор снесли за тесноту и уродство, второй, выполненный в камне, подмыла вода — он пошел трещинами, и его разобрали. Новый Исаакий Антонио Ринальди начал в мраморе при Екатерине II, но уехал за границу, не достроив собор. При императоре Павле мрамор пошел на Михайловский замок, и Винченцо Бренна, следующий зодчий, закончил собор в кирпиче, удешевив и упростив проект. Исаакий получился на редкость некрасивым, и столичный острослов, флотский лейтенант Акимов разразился эпиграммой:Се памятник двух царств,
Обоим столь приличный.
Основа его мраморна,
А верх его кирпичный.
Акимова схватили, вырвали ему язык, отрезали уши и сослали в Сибирь. Александру I Исаакий не нравился, но он хотел сохранить его основные черты — не столько из экономии, сколько из уважения к предшественникам. Монферран подал несколько проектов, и один из них император утвердил. Исаакий стали разбирать, а по Петербургу начало гулять новое стихотворение:Сей храм трех царств изображенье —
Гранит, кирпич и разрушенье.
Времена на дворе стояли мягкие, и автора эпиграммы искать не стали.
Александру I Исаакий не нравился, но он хотел сохранить его основные черты.Изображение из альбома «Исаакиевский собор» О. Монферрана, 1845 г.
Вскоре на Монферрана написал донос соотечественник, прижившийся в Петербурге архитектор Антуан Модюи. Он утверждал, что проект перестройки Исаакиевского собора, предложенный месье Огюстом, невозможен. Строительство остановили, объявили конкурс, на нем победил архитектор Андрей Михайлов. Победить-то победил, но строить собор поручили Огюсту Монферрану — по новому проекту, который он подал царю напрямую, минуя конкурс.
После того как перед Зимним дворцом по проекту Монферрана и под его началом была воздвигнута огромная, без малого 48-метровая Александровская колонна, довольный Николай I сказал: «Монферран, вы себя обессмертили!» — и пожаловал ему орден, пенсию в пять тысяч рублей и сто тысяч рублей серебром наградных. На эту огромную сумму можно было купить несколько имений. В итоге француз стал богатым человеком, знаменитостью, и его завалили заказами.Вид Дворцовой площади и Зимнего дворца в Санкт-ПетербургеВ. С. Садовников Около 1847 г
...Пятнадцатого декабря Монферран провел на стройке весь день — тут же вместе с рабочими пообедал квасом и щами. Поздним вечером он вернулся в свой дом на набережной Мойки — архитектор приехал туда в собственном экипаже. Пара гнедых с цокотом и звоном подвезла сани к воротам. Огюст Монферран подумал, что здесь, в Петербурге, его жилище называют домом, а в Париже оно считалось бы дворцом: тут есть и парадный двор, который он превратил в полный античных скульптур музей, и пейзажный сад, и готическая капелла, и украшенный в духе Ренессанса зал. Разменяв полвека, он достиг всего, о чем мечтал в молодости во Франции: у него есть слава, деньги, любимое дело и замечательный дом, где его ждет обожаемая женщина. Он и не подозревал, что у дверей дома на Мойке стоит беда, его карьера висит на волоске, и причина этого отнюдь не в доносе, который получил князь Волконский.
О.-Р. Монферран. На строительстве Исаакиевского собора. Акварель. 1830-е гг....Министр двора встретил его любезно. А как еще он мог себя вести, зная: почти такой же донос, что лежит в его папке, вчера предъявлен государю шефом жандармов Бенкендорфом? Там шла речь о том, что во дворе дома Монферрана на Мойке непостижимым для любого благонамеренного человека образом очутились колонны розового мрамора от приделов Исаакиевского собора. Государь, не желая в это вникать, сказал:
— Ну бог с ним, с этим Монферраном… Пускай себе берет сколько угодно, лишь бы другим не давал…
Князь Волконский поздравил Монферрана с тем, что его враги вновь посрамлены, архитектор же объяснил, что колонны оказались бракованными, потому он их и взял. Не пропадать же добру? Потом поговорили о Зимнем дворце — император пожелал, чтобы интерьеры обновил его любимый зодчий. Меняя декор Фельдмаршальского, Петровского и Малахитового залов, отделывая Ротонду, Монферран управился всего за шесть месяцев, да и денег потратил немного — обошелся не камнем, а оштукатуренным под мрамор деревом. Государь остался доволен…
Зарянко С.К. Зал Петра Великого (Малый тронный). Холст, масло, 86x109.5 см. Государственный Эрмитаж.1837
Эдуард Петрович Гау Петровский (Малый тронный зал)
К. А. Ухтомский. Собственный подъезд в юго-западном ризалитеМонферран откланялся, а князь Волконский несколько минут сидел над своими бумагами, улыбаясь и постукивая пальцами по столу. Что говорить, француз талантлив, и все же — какая стремительная карьера! Никому не известный молодой человек и скромный сотрудник генеральной инспекции архитектуры департамента Сены в 1814 году преподносит находящемуся в Париже императору Александру I, победителю Наполеона, альбом своих проектов. При этом величает себя членом французской Академии архитектуры, хотя там о нем и не слыхивали.
Через два года Монферран появляется в Петербурге с миловидной особой, которую называет своей женой. Но князю Волконскому отлично известно, что на самом деле эта женщина не кто иная, как цирковая актриса Элиза Пик Дебоньер, встретившаяся Монферрану в Париже (с настоящей женой Монферран развелся, хотя ее портрет до сих пор висит в его доме на Мойке). В Петербурге они с Элизой жили как супруги, а когда в 1830-м министру двора поступил очередной донос на Монферрана, «строившего храм божий, утопая в беззаконном блуде», тот подкупил священника из петербургской церкви Святой Екатерины и раздобыл датированное предыдущим годом свидетельство о браке: батюшка его подделал.Монферран прошелся по Зимнему, взглянул на преображенные им четыре года назад залы, мысленно аплодируя себе.Фото репродукции акварели «Виды залов Зимнего дворца. Ванная императрицыАлександры Федоровны» работы Э. Гау
В Петербург Монферран приехал с пустыми карманами и рекомендательным письмом от знаменитого парижского часовщика Абраама-Луи Бреге. Они с Элизой снимали комнату у соотечественника-француза, промышлявшего портновской работой. Монферран пытался зацепиться то за одно, то за другое, обхаживал Августина Бетанкура — генерала, возглавлявшего Комитет городских строений, а тот не знал, что с ним делать, и жаловался на его назойливость:
— …Приехал какой-то рисовальщик, зовут его Монферран. Бреге просит меня, впрочем не слишком убедительно, найти ему занятие. А на какую он может быть потребу?
Монферран хотел устроиться в Комитет городских строений главным чертежником и торговался из-за жалованья. А потом Бетанкур пристроил его к гиблому делу — поручил объект, который надо было построить заново, ничего не изменив. И случилось чудо: его замысел понравился императору, Монферран получил должность придворного архитектора и начал делать карьеру.
Собственный дом О. Монферрана. Фото 1990 г. Общий видДа, он умел себя подать... Представлялся ветераном наполеоновских кампаний, конногвардейцем, награжденным за храбрость орденом Почетного легиона. Модюи, заклятый недоброжелатель Монферрана, написавший самый первый из доносов, выяснил, что в списках кавалеров ордена его нет, но никаких последствий это не имело. Монферран сам себя придумал, сочинил себе судьбу (он-де сформировал для Наполеона роту в Почетной гвардии, отличился в боях и получил чин старшего квартирмейстера — хотите верьте, хотите проверяйте, правду все равно не выяснить), жен и награду. В России он выдал себя за известного архитектора, хотя во Франции у него не было ни одной хоть сколько-нибудь заметной постройки. Но он сорвал банк и получил заказ, о котором самые известные архитекторы могли только мечтать...
Князь Волконский полагал, что никакого вреда от этого нет: француз талантлив, да и государь считает его гением... Для России Монферран оказался находкой, а то, что в основе его карьеры лежала ловкая авантюра, никого, кроме бедного завистника Модюи, не волновало.
Собственный дом О. Монферрана. Фрагмент интерьера. Фото 1990 г.
После беседы с князем Волконским Монферран прошелся по Зимнему, взглянул на преображенные им четыре года назад залы, мысленно аплодируя себе. Белый мрамор и темно-красный бархат, серо-фиолетовая яшма в Малахитовом зале, двуглавые орлы и короны на своде потолка в Петровском, пышный тронный зал, уютная Ротонда... Француз заглянул во все свои двадцать залов и подумал, что император не зря его отмечает: почти все здесь сделано из ничего: мрамор заменяют дерево и штукатурка. Он выстроил в Зимнем театральную декорацию, но такова местная традиция. Кажущиеся бронзовыми люстры здесь сделаны из дерева и покрыты левкасом и позолотой, зеркальные двери — тоже фальшивка. Он идеально попал в русский дворцовый стиль: пышно, помпезно — и при этом не слишком затратно… Обходя залы Зимнего, Монферран морщил нос: что происходит, почему повсюду пахнет печеной картошкой?
16 декабря 1837 года Зимний дворец жил своей обычной жизнью. По залам неслышно скользили лакеи в белых перчатках, солдаты пожарных рот топили печи, ламповщики, взобравшись на высокие стремянки, вставляли в люстры восковые свечи. Их фитили обегала спускавшаяся вниз огнепроводная нить — стоит ее поджечь, и по люстре побегут десятки огоньков. Время от времени били помещенные в стеклянный футляр часы «Павлин»: бронзовая золоченая птица распускала хвост, день только начинался. Император скромно, по-солдатски, позавтракал гречневой кашей с черным хлебом и сушками с чаем и отправился инспектировать Сенат, а на чердаке, под огромными стропилами Зимнего, готовили еду живущие во дворце отставные лакеи и вдовы, их жалкие чугунные печки были врезаны в дворцовые дымоходы. Здесь же откармливали барашков и свиней, поэтому толстый слой войлока, которым был выстлан дворцовый чердак, покрывала толстая корка сухого спрессованного навоза. В Зимнем жило больше трех тысяч человек — императорское семейство, приближенные вельможи, слуги, а также много выброшенных на обочину жизни бедняков-приживалов, которым некуда идти. Никто из них не предчувствовал беды, никому не приснилось, что императорская резиденция вот-вот погибнет, а с ней исчезнут и они — после катастрофы чердак обратится в пепел, вместе с овцами и поросятами сгинут и сотни ютящихся на верхотуре дворцовых нищих.
На следующий день в Фельдмаршальском зале появился дым. Он шел из печной отдушины в стене — в углу, за спроектированной Монферраном фальшивой зеркальной дверью, находился канал воздухогрейной печи, один из многих, бравших начало от стояка в подвале.
Зарянко С.К. Фельдмаршальский зал. 1836
Фельдмаршальский зал Зимнего дворца Садовников Василий Семенович 1852
Э. П. Гау. Фельдмаршальский зал. Акварель.Главный дворцовый пожарный капитан Щепетнов начал расследование, обошел дворцовые залы, забрался и на чердак. Он долго рыскал в трущобах Зимнего, заглядывал в разгороженные досками и тряпками каморки, проверял жалкие печурки, принюхивался. Выглядело все это ужасно, но дымом на чердаке не пахло, кроме того, у каждого из местных голодранцев была дворцовая пенсия, а также право на угол в царском доме. Потом Щепетнов спустился в подвал, там-то все и разъяснилось. В дворцовом подвале, в одном из помещений аптеки, на полу ночевали мужики-дровоносы. Днем здесь готовили лекарства, от манипуляций с растворами и суспензиями воздух был тяжелым. Ученики дворцового аптекаря проковыряли в печи дыру — получилась вентиляция, вытягивавшая дурной воздух. Но вместе с ним уходило и тепло, поэтому перед сном дровоносы заткнули дыру старой душегрейкой. Она провалилась внутрь и начала тлеть. Дворцовый пожарный отправил на гауптвахту мужиков-дровоносов, а злополучную печь обильно залил водой. Дым вроде бы поутих, но к вечеру снова усилился, да так, что встревожился дежурный флигель-адъютант: его комната находилась рядом с Фельдмаршальским залом. Колокол, созывающий рабочих на работу. Литография Байо по рисунку Монферрана. 1845 г.Дворцовые часы пробили семь раз, императорского семейства во дворце не было: они отправились в театр, там же находился и министр двора. Что ж, оно и к лучшему. Государь беспорядка не любит, зато скор на разносы — когда он вернется во дворец, непорядок будет исправлен. На чердаке Зимнего находился резервуар на четыре тысячи ведер воды. Он был полон, от него во все дворцовые залы шли перекрывавшиеся кранами пожарные трубы. В Фельдмаршальском зале было два крана — Щепетнов велел присоединить шланги. Около дымящего душника встал пожарный с ломом — он пытался поддеть им фальшивую дверь, но та не поддавалась.
Раз! Два! Дверь трещала, но открываться не хотела. Пожарный приналег – и она рухнула прямо на него, сбив служивого на землю и осыпав наборный паркет осколками зеркала. За дверью открылся черный, тлеющий багровыми искрами проем. Капитан Щепетнов скомандовал: «Давай!», его люди открыли краны, и в проем ударили две струи воды. Дерево зашипело, из проема поднялся огромный столб дыма… Это продолжалось несколько секунд, потом начался ад.
Вольф, Ф. С. - Пожар в Зимнем дворце в 1837 г.
Не получая свежего воздуха, огонь вел себя смирно: он медленно обгладывал стоявшую напротив печного воздуховода неоштукатуренную изнутри деревянную стену. Дерево тихо тлело, но когда фальшивая дверь рухнула и проем заполнился воздухом, огонь ожил — и ворвался в Фельдмаршальский зал. Оттуда, где только что красовалась зеркальная дверь, вылетел высокий язык пламени. Оно мгновенно разлилось во всю высоту стены, хлынуло в соседний, Петровский, зал, поднялось к потолку, по пути лизнув золоченые деревянные люстры — те запылали, вслед за ними загорелся и деревянный свод потолка. Через несколько минут огонь уже был на хорах, и оттуда сыпались пылающие куски золоченой балюстрады. Пылал сухой вощеный паркет, рассыпался тучей искр холст живописных плафонов: пожар пробивался наверх, к смоленым балкам дворцового чердака. Огонь бил прямо в лица пожарным, и те пятились назад — что могли сделать с морем пламени две жалкие струи воды?
Boris Green Fire in the Winter Palace 17 December 1837
Капитан Щепетнов пустил в ход краны в других залах, пожарный резервуар стремительно пустел. Но в Зимнем была самая совершенная для того времени система борьбы с огнем — воду из Невы в резервуар качала первая в России паровая машина, стоявшая в подвале дворца. Ее обслуживал англичанин, механик Пинкертон. Он спустился вниз, развел огонь в паровом котле, и во дворец пошла вода. Резервуар быстро наполнился, но к этому времени огонь уже подобрался к чердаку. Деревянные стенки огромного бака быстро прогорели, и все четыре тысячи ведер хлынули вниз, на нижние этажи, в канцелярию министра двора и квартиру князя Волконского. Черный, как эфиоп, в прожженном мундире капитан Щепетнов метался по дворцовым залам, отчаянно ругаясь и щедро раздавая тычки, но его люди ничего не могли поделать: вода в пожарных трубах иссякла.
Лакеи снимали со стен картины, выносили на площадь вещи. Вокруг Зимнего стояли поднятые по тревоге солдаты: они могли бы тушить пожар, но растерявшееся начальство не отдавало команды. За цепью солдат собиралась толпа, делавшаяся все больше и больше: горожане молча смотрели на то, как пылает дом русских царей. Все это заняло немного времени — чуть больше часа. Отправленный в театр курьер обернулся за двадцать пять минут, еще через полчаса к Зимнему подъехал император. Посыпались приказы, солдаты побежали во дворец, Николай I, прикрывая нос и рот шарфом, поднялся по задымленной лестнице в залы, где люди двигались, словно в тумане, кашляя и задыхаясь, и приказал разбить окна. В анфиладах начал гулять дувший с Невы декабрьский ветер, солдаты, пожарные и лакеи перестали тереть глаза и кашлять, зато огонь загулял по Зимнему вдвое быстрее. Теперь остановить пожар было невозможно...
К. Ж. Верне. Пожар в Зимнем дворце
Солдаты спасали то, что еще можно было спасти, слуги вместе с императорским добром выносили из пылающего Зимнего свои пожитки. На Дворцовой площади росла невообразимая груда вещей: рядом с картинами знаменитых мастеров и мебелью красного дерева, драгоценными напольными часами, бронзовыми канделябрами и туалетными принадлежностями императрицы громоздились старые шинели, оловянные тарелки и стоптанные сапоги. Огонь подбирался к покоям императорской семьи, и гвардейцы впопыхах складывали кирпичную стену, пытаясь хоть как-то преградить путь пожару. Но огонь оказался сильнее, и скоро борьба пошла за примыкающий к Зимнему Малый Эрмитаж. Снова носили кирпичи и городили стенку, таскали ведра с водой и окатывали те места, куда летели искры. Пламя пожара было видно за несколько десятков километров от Петербурга, крестьяне в пригородных деревнях глядели на него и крестились... К рассвету появилась надежда, что Малый Эрмитаж удастся отстоять. Вынесенные из него картины и статуи к этому времени лежали на Дворцовой площади.
Зимний полыхал тридцать часов, за раскаленными стенами дворца то поднималось, то опадало пламя. На площади суетились пришедшие в себя дворцовые служители: сортировали вещи и развозили их в назначенные для хранения места.
После пожара дворец тлел еще три дня: от него остался каменный остов, большинство помещений погибло. К этому времени вовсю работала следственная комиссия под началом шефа жандармов, графа Бенкендорфа.
После пожара в Зимнем вовсю работала следственная комиссия под началом графа Бенкендорфа.Фото репродукции «Портрета Александра Христофоровича Бенкендорфа» работы Дж. Доу
Монферран почувствовал, что под ним закачалась земля: дело могло обернуться так, что его сделают виновным в гибели Зимнего дворца. Комиссия Бенкендорфа уверяла, что печная труба была исправна — но ее тепло разогревало расположенное рядом «деревянное устройство», а это прямиком вело к пожару. Имя создателя устройства Бенкендорф не упомянул, но императору оно отлично известно: интерьеры в Фельдмаршальском и Петровском залах переделывал Монферран. Искра от тлевшей в печи душегрейки только довершила дело...
Несколько дней Монферран ходил сам не свой. У него было много недоброжелателей, и он знал, о чем говорят за его спиной: Монферран так перестроил Зимний, что тот сгорел. Но в чем его можно обвинить? Он много раз повторял, что работы нужно выполнять в камне, и тогда на них уйдет лет шесть, но ему было велено уложиться в пять месяцев. Все чертежи видел император, считающий себя большим знатоком архитектуры, и ни в чем не возражал. Нет, козлом отпущения его не сделают: в таком случае окажется, что Зимний Монферран сжег на пару с царем. Так и вышло — крайними назначили пожарного Щепетнова и вице-президента гофинтендантской конторы, через несколько месяцев они получили отставку.Франц Крюгер. Портрет Императора Николая IЗимний дворец Николай I восстановил быстро, за два года, на этот раз его постарались сделать несгораемым. Печи перекладывали, отодвигая их от стен, использовали кирпич и металлические конструкции — теперь император боялся дерева. Зимний восстанавливали Василий Петрович Стасов и Александр Павлович Брюллов, а Монферран занимался главным делом своей жизни, строил Исаакиевский собор.
Он начал проектировать собор 30 мая 1817 года. 30 мая 1858 года Исаакий был открыт, а меньше чем через месяц Монферрана не стало... Тут-то новый император и наказал его за случившийся двадцать с лишним лет назад пожар в Зимнем.Исаакиевский собор. Литография по рис. О. МонферранаТо, что его все-таки считают виноватым, Монферран понял еще в 1837-м, когда восстановление дворца поручили другим архитекторам. Николай I ценил его и не стал наказывать, зато Александр II Монферрана не любил. В своем завещании зодчий просил, чтобы его похоронили в одном из подземных сводов Исаакиевского собора, но Александр отказал покойнику. Император Александр II.Поспешно продав дом на Мойке, сбыв за бесценок драгоценные коллекции, вдова увезла тело мужа во Францию. Русская слава в Париже ничего не стоила — там архитектора никто не знал, и могила Монферрана на Монмартрском кладбище затерялась...Бюст Огюста Монферрана в Исаакиевском соборе, созданный из камней, использовавшихся при строительстве собора.
текст: Алексей Александров
subscribe.ru
Биография Огюста Монферрана - биография Монферрана А.Л.О.Р.
Дата рождения: 23января 1786 годаМесто рождения: Шайо, ФранцияДата смерти: 28 июня 1858 годаМесто смерти: Петербург, РоссияАнри Луи Огюст Рикар де Монферран – архитектор Исаакиевского собора.
Август Де Монферран был рожден 23 января 1786 года близ Парижа в семье учителя верховой езды и дочери торговца.
Отце Августа вскоре стал директором лионской королевской академии, а по линии деда в роду Монферанов были инженеры и строители мостов.
В 1806 году стал обучаться в королевской специальной школе архитектуры, но так как началась война, вынужден был покинуть учебу и воевать в составе конногвардейского полка в Италии.
За успешную службу был награжден орденом Почетного легиона.
Шло время, а Огюст никак не мог начать работать в полюбившейся сфере архитектуры. Так совпало, что в 1814 году император Александр первый гостил в Париже, и Огюсту удалось показать ему свои наброски и проекты зданий. Император одобрил ход его мыслей и через 2 года пригласил Монферана в Петербург.
Бетанкур, в то время инженер, рекомендовал ему устроиться рисовальщиком прифарфором заводе, и Монферрон согласился, но запросил слишком большое жалованье и не был принят на работу. Бетанкур не придумал ничего лучше как дать Монферрану работу над реконструкцией Исаакиевского собора и разрешил ему пользоваться своей библиотекой.
В декабре 1816 года Август был назначен придворным архитектором, и весь следующий год он старательно работал над Исаакиевским собором, стараясь учесть пожелания императора о сохранении большей части здания.
Сопоставив прежние варианты реконструкции и уже имеющиеся планы, Монферран предложил расширить собор таким образом, чтобы его площадь основала равноконечный крест.
Эта задумка понравилась императору, и в феврале 1818 году он утвердил план. Началось строительство, но во время него возникли трудности, так как Монферран считал, что все сделал правильно, хотя у него были ошибки в расчетах.
Также он отличался вздорным характером и зачем-то попросил удалить со стройки квартирку приемщика материалов и его самого.
Уже в 1819 году Монферрана начали обвинять в злоупотреблениях своим положением и доверием императора. Архитектор Модюи нашел ошибки в проекте Монферрана, указал на них императору и подал докладную записку.
Был сделан вывод, что чертежи Монферрана требуют значительных исправлений, а лучше полной переделки.
Но так как на проект было уже потрачено больше 5 миллионов рублей и были заложены фундаменты для колонн, в 1824 году император выпустил указ об исправлении проекта и втором туре конкурса. И все равно, несмотря ни на что, план Монферрана победил.
Первая колонна в обновленном соборе была поставлена в марте 1828 года, а до 1838 года были поставлены все колонны.К 1841 году собор был полностью обновлен.
Во время строительства собора, Монферран проявил себя и как архитектор других зданий и построек. Так с 1817 по 1820 годы проводилась стройка дома Лобавнова-Ростовского, который через 30 лет стал зданием военного министерства.В 1823 году принимал участие к постройке увеселительного сада в Екатерингофе.
В 1834 году Монферран купил свой собственный дом в Петербурге. На это ушла премия от Николая Первого за его проект Александровской колонны.
После завершения строительства Исаакиевского собора Монферран стал действительным статским советником, был награжден солидной денежной суммой и медалью на Андреевской ленте, а также орденом Владимира.
В 1828 году он внес правки в план собора с елью создания там своего мемориала.
В 1858 году он скончался после воспаления легких и обострившегося ревматизма.
Его отпели в созданном им соборе, но захоронить не разрешил император Александр Второй, поэтому был похоронен великий зодчий в Париже.
Достижения Огюста Монферрана:
• Исаакиевский собор и несколько зданий в Петербурге
Даты из биографии Огюста Монферрана:
23 января 1786 года – родился во Франции1806 год –учеба в королевской специальной школе архитектуры1809 год – возвращение со службы в гвардии1814 год – знакомство с Александром Первым1816 год – переезд в Россию1818-1841 годы – строительство Исаакиевского собора28 июня 1858 года - скончался
Интересные факты Огюста Монферрана:
• Его могила в Париже была утеряна• Был дважды женат, имел приемного сына• Рисовал картины
the-biografii.ru
Монферран, Огюст - Gpedia, Your Encyclopedia
Анри́ Луи́ Огю́ст Рика́р де Монферра́н (фр. Henri Louis Auguste Ricard de Montferrand; 23 января 1786, Шайо[fr], предместье Парижа — 28 июня [10 июля] 1858, Санкт-Петербург) — архитектор, строитель Исаакиевского собора и Александровской колонны в Санкт-Петербурге.
На русский манер Рикара Монферрана также называли Август Августович Монферран и Август (Августин) Антонович Монферран.
Биография
Настоящая фамилия его была Рикар (фр. Ricard). Родился в 1786 году, в Шайо (департамент Сены, во Франции), учился в Париже под руководством Ш. Персье, П. Фонтена и Антуана Коммарье (отчим), участвовал в постройке церкви Марии Магдалины.
После окончания Школы архитектуры Монферран в 1813 году поступил на военную службу в наполеоновскую гвардию. Отличившись в сражении при Арно, был награждён орденом Почётного легиона и получил чин старшего квартирмейстера. Вышел в отставку вскоре после Лейпцигской битвы.
Апрель 1814 года коренным образом изменил его судьбу. Монферрану удалось привлечь к себе внимание Александра I, преподнеся ему «Альбом разных архитектурных проектов, посвященных Его Величеству Императору Всероссийскому Александру I», выполненный собственноручно. Это событие произошло сразу же после вступления русских войск в Париж.
Среди рисунков в этом альбоме были проекты конной статуи, колоссального обелиска, Триумфальной арки «Храброму Российскому воинству» и «Колонны в честь всеобщего мира» (в ней прослеживаются мотивы будущей Александровской колонны). Рисунки альбома были аннотированы кратким перечнем необходимых строительных материалов и там же указывалась стоимость затрат.
Показав себя не только как прекрасного рисовальщика, эксперта и любителя классического искусства, но и как технически подкованного специалиста, Монферран добился своего — он получил официальное, но при этом любезное приглашение приехать в Санкт-Петербург. В 1816 году он приехал в северную столицу, не побоявшись изменить свою судьбу. Более 40 лет, до самой смерти, он жил и работал в этом городе[2].
Монферран в России
Дом Монферрана на набережной реки Мойки, 86-88В 1816 году, будучи рекомендован князю П. М. Волконскому, прибыл в Петербург и получил место архитектора при Кабинете Александра I. Первой его постройкой в российской столице был Дом Лобанова-Ростовского на Адмиралтейском проспекте (позже в нём разместилось военное министерство). Проект Монферрана по перестройке Исаакиевского собора более других понравился Александру I, и он утвердил его 20 февраля 1818 года. Строительство велось в течение 40 лет и было завершено уже во время правления Александра II.
Кроме постройки Исаакиевского собора, он оставил память о себе в России сооружением Александровской колонны (1829—1834) в Санкт-Петербурге и поднятием из земли на прочный фундамент Царь-Колокола в Москве в 1836 году. Последним произведением Монферрана был проект петербургского монумента императора Николая I, который, однако, он не успел достроить, и который был окончен архитектором Д. Е. Ефимовым.
Труд Монферрана был щедро вознаграждён. За строительство Исаакиевского собора он получил чин действительного статского советника, а также 40 тысяч рублей серебром и украшенную бриллиантами золотую медаль на Андреевской ленте, а за возведение Александровской колонны — орден Святого Владимира III степени и 100 тысяч рублей серебром.
Двум главным своим трудам — сооружению Исаакиевского собора и постановке Александровской колонны — Монферран посвятил сочинения: «Eglise cathédrale de Saint Isaac, description architecturale, pittoresque et historique de ce grand monument» (П. и СПб., 1845—48; с гравиров. таблицами) и «Plan et détails du monument consacré à la mémoire de l’Empereur Alexandre» (П. и СПб., 1836; с литографиями).
Огюст Монферран был одарён в различных направлениях изобразительного искусства. Художественная часть первоначального проекта Александровской колонны превосходно выполнена акварельной техникой и свидетельствует о высоком мастерстве Монферрана в этой области. Этот эскиз находится в настоящее время в библиотеке Института инженеров путей сообщения.
Скончался в 1858 году в Санкт-Петербурге «от карбункула»[3]. Сам зодчий высказывал пожелание быть похороненным в одном из подземных сводов Исаакиевского собора, строительство которого он закончил всего за месяц до своей кончины, однако император Александр II не дал на это разрешения, поскольку Монферран был католиком. В результате похоронная церемония состоялась в католической церкви Св. Екатерины на Невском проспекте, затем траурный кортеж трижды объехал вокруг Исаакиевского собора; впоследствии останки были доставлены во Францию. Точных данных о дальнейшем захоронении архитектора нет; считается, что он покоится на кладбище Монмартр рядом с матерью Луизой Фистоньи и отчимом Антуаном де Коммарьё (Antoine de Commarieux)[4].
Адреса в Санкт-Петербурге
Памятная монета Банка России (2014)- С 1834 года по 28 июня 1858 года — набережная реки Мойки, 86.
Дом О. Монферрана (Я. В. Ратькова-Рожнова) (набережная реки Мойки, 86—88, лит. А) является объектом культурного наследия, включённым в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации[5].
Память
Работы
1817—1822. Нижегородская ярмарка. Спасский (Староярмарочный) собор.
В 1817 генерал-лейтенант Бетанкур, который был главным строителем Нижегородской ярмарки, привлёк Огюста Монферрана к проектированию зданий ярмарки. Особое внимание в своём проекте Монферран уделил ярмарочному собору, торжественная закладка которого состоялась 20 августа 1818 года.
Так как в это время Монферран проектировал и Исаакиевский собор, силуэты этих сооружений очень похожи. Постройка новых зданий Нижегородской ярмарки завершилось к 15 июля 1822 года. До нашего времени из этих зданий сохранился только Спасский (Староярмарочный) собор.
1818—1858. Собор преподобного Исаакия Далматского
1828—1834 годы. Александровская колонна
Идея строительства Александровской колонны исходила от автора контуров Дворцовой площади и здания Главного штаба Карла Росси. Огюст Монферран разработал проект[6] в рамках предложенных ограничений, но он не был принят императором. Архитектор пытался апеллировать к Николаю I, посвятив ему своё сочинение «Plans et details du monument consacrè à la mémoire de l’Empereur Alexandre».
Проект отстоять не удалось, и был разработан другой вариант. С ним не возникло трудностей, и новый проект был высочайше утверждён в 1829 году. Колонну построили к 1834 году. Над украшением пьедестала работал большой авторский коллектив: эскизные рисунки выполнил Монферран, по ним на картоне художники Дж. Б. Скотти, В. Соловьёв, Тверской, Ф. Брюлло, Марков писали барельефы в натуральную величину. Скульпторы Пётр Свинцов и Иван Леппе лепили барельефы для отливки. Модели двуглавых орлов изготовил скульптор Леппе, модели базы, гирлянд и других украшений — лепщик-орнаменталист Евгений Балин.
Барельефы на пьедестале колонны в аллегорической форме прославляют победу русского оружия и символизируют отвагу российской армии; отливка была выполнена на заводе Чарльза Берда. Монолит розового гранита был изготовлен под руководством мастеров Колодкина и Яковлева по методу Самсона Суханова в Пютерлакской каменоломне под Выборгом в 1830—1832 годах. С большими сложностями колонна была перевезена в 1832 году на специально сконструированной для этой цели барже в Санкт-Петербург и поднята 30 августа при помощи подъёмной системы, созданной на базе разработок Августина Бетанкура. Памятник венчает фигура ангела работы Бориса Орловского.
Позже (в 1876 году) архитектор Карл Рахау добавил декоративные фонари у колонны.
Семья
Первая жена — Юлия Морне (в девичестве Гокерель, Морне — фамилия по первому мужу). Брак заключен в 1811 году[7], окончился разводом.
Обстоятельства и дата развода точно не установлены. Возможно, супруги расстались уже после приезда в Россию, так как есть сведения, что в мае 1831 года Петербург покинула "Юлия де Монферранд, жена архитектора". С другой стороны, Ф.Ф. Вигель называет женщину, жившую с архитектором в первые годы пребывания в России "мнимой мадам Монферран" (т.е. гражданской женой)[8]. В метрической записи о втором браке Монферран назван холостым, а не второбрачным, как было принято в церковной документации Российской Империи[9].
А.В. Старчевский описывает портрет первой жены Монферрана, хранившийся в доме архитектора: "красивая, круглолицая, молодая и симпатичная француженка... видно было, что она принадлежала к хорошему обществу и была воспитана вовсе не бедными родителями"[10].
Вторая жена — Элиза Виргиния Вероника Пик Дебоньер (1797—1868) французская актриса, в 1826—1829 годах гастролировала в Санкт-Петербурге, где познакомилась с Монферраном[11]. Брак заключен 5 ноября старого стиля 1835 года[12].
Со второй женой Монферран прожил всю оставшуюся жизнь, после его смерти она возвратилась во Францию.
Пасынок — Анри, племянник второй жены Монферрана. Внебрачный сын её сестры Ирмы и русского предпринимателя Анатолия Николаевича Демидова[13].
Награды
- Орден Почётного легиона, кавалер (Франция, 1813)
- Орден Святого Владимира 4-й степени (Россия, 1826)
- Орден Святой Анны 2-й степени с бриллиантами (Россия, 1828)
- Орден Святого Владимира 3-й степени (Россия, 1834)
- Орден Красного орла 3-й степени (Пруссия, 1840)
- Большая золотая медаль папы римского (Святой престол, 1840)
- Орден Почётного легиона, офицер (Франция, 1841)
- Орден Красного орла 2-й степени (Пруссия, 1850)
- Орден Вазы (Швеция, 1850)
- Орден Святого Гроба Господнего Иерусалимского (Святой престол, 1852)
- Золотая с бриллиантами медаль на андреевской ленте (Россия, 1858)
Примечания
- ↑ 1 2 data.bnf.fr: платформа открытых данных — 2011.
- ↑ Александровская колонна на сайте журнала «Наука и жизнь»
- ↑ Метрическая запись
- ↑ Кладбище Монмартр
- ↑ Объекты культурного наследия. Рег. № 781510244380006.
- ↑ Дата начала работ над проектом явно в источниках не указана, первое упоминание о проекте датируется сентябрём 1829 года, когда император утвердил проект колонны. Для написания монографии, разработки первоначального проекта необходимо время не менее года, таким образом, работа Монферрана над проектом должна была начаться не позднее 1828 года
- ↑ Шуйский В.К. Огюст Монферран. История жизни и творчества.. — Москва: ЦЕНТРПОЛИГРАФ, 2005. — С. 11. — 414 с.
- ↑ Антонов В.В. Петербург. Новое о старом.. — Москва: ЦЕНТРПОЛИГРАФ, 2010. — С. 67. — 413 с.
- ↑ Метрическая книга о бракосочетвашихся Римско-католического костела Св. Екатерины на Невском проспекте в Санкт-Петербурге за 1835 г. ЦГИА СПб. Ф. 347. Оп. 1. Д. 63. Л. 27об. Кадр 31.
- ↑ Антонов В.В. Петербург. Новое о старом.. — Москва: ЦЕНТРПОЛИГРАФ, 2010. — С. 67. — 413 с.
- ↑ Шуйский В.К. Огюст Монферран. История жизни и творчества.. — Москва: ЦЕНТРПОЛИГРАФ, 2005. — С. 378. — 414 с.
- ↑ Метрическая книга о бракосочетвашихся Римско-католического костела Св. Екатерины на Невском проспекте в Санкт-Петербурге за 1835 г. ЦГИА СПб. Ф. 347. Оп. 1. Д. 63. Л. 27об. Кадр 31.
- ↑ Шуйский В.К. Огюст Монферран. История жизни и творчества.. — Москва: ЦЕНТРПОЛИГРАФ, 2005. — С. 379. — 414 с.
Литература
- Ротач А. Л., Чеканова О. А. Монферран. — Л.: Лениздат, 1979. — 176 с. — (Зодчие нашего города). — 40 000 экз.
- Чеканова О. А., Ротач А. Л. Огюст Монферран. — Л.: Стройиздат, 1990. — 224 с. — (Мастера архитектуры). — 40 000 экз. — ISBN 5-274-01153-5.
- Чеканова О. А. Огюст Монферран. — СПб.: Стройиздат, 1994. — 192 с. — 25 000 экз. — ISBN 5-87897-005-8.
- Шуйский В. К. Огюст Монферран: История жизни и творчества. — М.: Центрполиграф, 2005. — 416 с. — ISBN 5-9524-1749-3.
- Измайлова И. А. Собор. — М., Внешторгиздат, 1992. — 560 с. 20 000 экз. — ISBN 5-85025-001-08 (ошибоч.).
- Монферран, Август Августович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Ссылки
www.gpedia.com