Пит Мондриан: жизнь и творчество. Мондриан художник картины
Пит Мондриан: жизнь и творчество
Питер Корнелис (Пит) Мондриан (нидерл. Pieter Cornelis (Piet) Mondriaan, 7 марта 1872, Амерсфорт, Нидерланды — 1 февраля 1944, Нью-Йорк) — нидерландский художник, который одновременно с Кандинским и Малевичем положил начало абстрактной живописи.
Пит Мондриан родился в небольшом голландском городке Амерсфорт. Отец Мондриана, директор местной школы, не мог обеспечить семью, но к таланту сына отнесся с чуткостью и в 20 лет Мондриан уехал учиться в Амстердам. Учился в Академии художеств в Амстердаме
В 1914 художник вернулся в Голландию к отцу, который был при смерти и оставался на родине в течение всей Первой мировой войны, а в 1919 снова уехал в Париж.
Умер Мондриан в Нью-Йорке 1 февраля 1944.
ТВОРЧЕСТВО МОНДРИАНАПервые работы художника были написаны в традиции голландской школы.
В 1911 он познакомился с кубистами и их творчество начало оказывать значительное влияние на формирование молодого художника.
Вскоре Мондриан отказался в своих картинах от малейших намеков на сюжет, атмосферу, моделировку и пространственную глубину, и постепенно сознательно ограничивал выразительные средства.
В 1912-1916 он строил композиции на основе свободно сконструированной и заполнявшей холст пространственной сетки. В это время Мондриан, подобно Жоржу Браку и Пабло Пикассо в период аналитического кубизма, предпочитал палитру рыжевато-коричневых и серых оттенков.
К 1919 году он уже был членом кружка, в который входили Тео ван Дусбург, Ауд, Ритвелд и ван Эстерен. Все они были адептами модернизма, работали в стилях, близких к живописи Мондриана, и, возможно, оказали на него некоторое влияние в переходе от кубистических композиций к чистым геометрическим формам красных, желтых и синих прямоугольников.
В 1917 Мондриан и Тео ван Дусбург основали авангардистский журнал «Де Стиль» и группу с таким же названием.
Эстетическая теория, лежавшая в основе этого направления, была названа неопластицизмом.
В соответствии с требованиями неопластицизма Мондриан еще больше сократил свои художественные средства, используя только белый, серый, черный и наиболее интенсивные тона основных цветов спектра.
К 1920 стиль Мондриана полностью сформировался. Используя прямые линии жестких контуров, он делал композиции асимметричными, достигая динамического равновесия. Благодаря отказу от частностей и деталей он надеялся достичь более ясного выражения универсальных первооснов творчества, стремясь обрести то, что он называл «чистой пластической реальностью».
В 1940 Мондриан переехал в Нью-Йорк, двумя годами позже состоялась его первая персональная выставка.
В одной из последних работ художника, Буги-Вуги на Бродвее (Нью-Йорк, Музей современного искусства), появилась тенденция к отходу от строгих классических принципов авангарда. В этой работе маленькие квадратики расположены пунктиром на сетке линий, что придает всей композиции новую синкопическую сложность и игривость ритма.
Произведения Модриана оказали влияние на многих современных художников, таких, как Александр Колдер, Бен Николсон, Виктор Вазарели и Фриц Гларнер. Целый ряд направлений в современном искусстве, например минимализм и поп-арт, восходят к творчеству Мондриана и кружку «Де Стиль», так же, как и формы современной архитектуры, рекламы и печати.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ ХУДОЖНИКАВ честь художника назван язык программирования Piet, программы на котором напоминают постживописную абстракцию.
В Санкт-Петербурге есть дом, выкрашенный под одну из картин Мондриана «Composition with Red, Yellow, Blue and Black». Находится он по адресу: Набережная реки Мойки д.102 (Был. Снесен 28 октября 2013 года.)
В 1930-х годах французский модельер Lola Prusac, работавшая в то время на парижский модный дом en:Hermès, создала линейку чемоданов и сумок, вдохновленную поздними работами Мондриана: со вставками из красных, синих и желтых квадратов кожи.
В своей коллекции осень/зима 1965-1966 гг., французский модельер Ив Сен Лоран представил знаменитые платья «Мондриан»—простые трикотажные платья без воротника и рукавов из трикотажного полотна, которые имели декор в виде крупных цветных клеток — «цитаты» из картин художника- абстракциониста.
dosoaftor.ru
Мондриан, Пит — WiKi
Родной дом Мондриана в Амерсфооте, ныне музейРодился в небольшом голландском городке Амерсфорте[5] в семье директора местной школы. Отец не мог обеспечить семью, но к таланту сына отнёсся с чуткостью, и в 20 лет Мондриан уехал учиться в Амстердам[5].
Начинал преподавателем рисования в начальной школе, ранние работы — пейзажи Голландии в духе импрессионизма. Увлёкся теософией Елены Блаватской. Глубоко воспринял искания кубизма на выставке кубистов в Амстердаме (1911). В 1912 переехал в Париж, в знак начала новой жизни изменил фамилию на «Мондриан».
Годы Первой мировой войны провёл на родине, в 1915 сблизился с художником Тео ван Дусбургом, основал с ним вместе движение «Стиль» и одноимённый художественный журнал. Журнал стал органом неопластицизма — утопии новой пластической культуры как предельной сознательности в скрупулёзной передаче обобщённой красоты и истины самыми аскетическими средствами, основными, первичными красочными тонами, линиями, формами.
Это нефигуративное направление Мондриан последовательно развивал во Франции, где прожил с 1919 по 1938, затем в Великобритании, а с 1940 — в США.
В американский период своего творчества попытался приспособить принципы неопластицизма для передачи динамических эффектов («Буги-вуги на Бродвее»[en][6]).
Скончался от воспаления лёгких 1 февраля 1944 года и был похоронен на кладбище Cypress Hills[en] в нью-йорском Бруклине[7].
Оформление нью-йоркской студии Мондриана, в которой он проработал лишь несколько месяцев и которое было тщательно воссоздано его друзьями и последователями на фото- и киноплёнке, стало как бы последней работой мастера, эти «Стенописи» демонстрировались на выставках в Нью-Йорке, Лондоне, Токио, Сан-Пауло, Берлине. Парижская квартира Мондриана, его трубка и очки запечатлены на минималистских фотографиях Андре Кертеса (1926), ставших эмблемными для современного фотоискусства.
Композиция с красным, синим и жёлтым. 1930 г.Мондриан призывал к «денатурализации» искусства, к отказу от естественных форм и переходу к чистой абстракции[8]. Начиная с 1913 года, картины Мондриана развивались в сторону абстрактных матриц, состоящих из чёрных горизонтальных и вертикальных линий. Постепенно расположение линий на холсте упорядочилось до такой степени, что они стали представлять собой правильные решётки с ячейками[9]. Ячейки закрашивались основными цветами, то есть красным, синим и жёлтым. Таким образом, структуру картины образовывали дихотомии цвет — не-цвет, вертикаль — горизонталь, большая поверхность — малая поверхность, единение которых должно было символизировать равновесие сил в гармонии мироздания[8].
Несмотря на предельную ограниченность визуальных средств, творчество Мондриана оказало большое влияние на современников и породило новые направления в живописи и графике.
ru-wiki.org
Пит Мондриан в Третьяковской галерее
Выставка Пита Мондриана (1872–1944) — выдающегося художника-модерниста XX века — открылась на Крымском ВалуГТГ, 14 сентября — 24 ноября 2013Москва, Крымский Вал, 10, залы 80–82
Третьяковская галерея впервые показывает выставку Пита Мондриана (1872–1944) — выдающегося художника-модерниста XX века. Пит Мондриан считается одним из основоположников абстрактного искусства, как и его современники — Василий Кандинский и Казимир Малевич, чьи работы представлены в основной экспозиции в Третьяковской галерее на Крымском Валу.
Около 40 произведений из Муниципального музея Гааги, вошедшие в экспозицию выставки, обозначают траекторию развития творчества Мондриана от ранних работ конца XIX века до поздних абстракций 1930-х годов — путь автора, который во многом перевернул представления современников об искусстве. Свою живописную систему Пит Мондриан назвал «неопластицизмом», ее программой стал одноименный трактат, полностью изданный в 1920 году.
Ранние произведения, представленные на выставке, подчеркивают генетическую укорененность Мондриана в искусстве XIX века. От традиций гаагской школы пейзажа, наследие которой чувствуется, например, в «Сельском доме с бельевой веревкой» (ок. 1897), пройдя через кратковременное увлечение импрессионизмом, с середины 1900-х он обратился к мотивам и художественно-выразительным качествам модерна и символизма. В это время Мондриан был увлечен теософскими теориями Рудольфа Штайнера и Елены Блаватской, что во многом определило символику и характер образов его живописи. Это влияние заметно в работе «Набожность» (1908).
Уже во второй половине 1900-х годов в живописи Пита Мондриана появился мотив взаимоотношений вертикального (мужского) и горизонтального (женского) в художественном пространстве, идеальная гармония между которыми разрабатывалась им на протяжении всей жизни.
Ранними решениями этой задачи являлись пейзажи, в которые вводились архитектурные мотивы, постепенно становившиеся главной темой изображения. Такое развитие можно проследить на примерах работ «Остзейская мельница вечером» (1907–1908) и «Мельница» (1911).
Знакомство с полотнами Жоржа Брака, Поля Сезанна и Пабло Пикассо на выставке в Амстердаме 1911 года и последовавшая вслед за этим поездка в Париж, где Пит Мондриан пребывал до 1914 года, определили его опыты в кубизме. Представленные на выставке «Пейзаж с деревьями» (1912) и «Композиция с деревьями II» (1912–1913) демонстрируют эволюцию его художественного языка в рамках увлечения кубизмом.
Вернувшись в Голландию, Мондриан попал в круг художников Тео ван Дусбурга, Барта ван дер Лека и Вилмоша Хусара, вместе с которыми в 1917 году он основал общество «De Stijl». Итогом художественных опытов этого времени стало формулирование идеи и законов неопластицизма.
Изобразительными средствами были объявлены плоскости основных цветов (красный, синий, желтый) в их взаимодействии с плоскостями «нецветов» (белый, черный и серый). Композиция строилась по принципу противопоставления, из которого рождаются равновесие и гармония. Результатом стала живописная система, главными элементами которой были пересекающиеся под прямым углом линии и плоскости цвета. Уникальной работой этого периода является автопортрет художника (1918), фиксирующий образ мастера в момент создания живописного произведения нового направления.
В 1919 году Мондриан вернулся в Париж, где ему удалось добиться признания и популярности. Здесь была создана одна из знаковых работ абстрактного искусства — «Композиция с большой красной плоскостью, желтым, черным, серым и синим» (1921), ставшая впоследствии практически самым известным произведением мастера.
Мондриана интересовали границы и форма художественного образа: он расширил его, и отныне реальностью неопластицизма стало пространство мастерской, доступ в которую был открыт для избранных гостей и журналистов. Мондриан проводил эксперименты над форматами картин, примером чему служит «Композиция с желтыми линиями» (1933), которая содержит на обороте подробные указания по развеске в виде ромба.
В работах 1930-х годов роль взаимодействия прямых линий и образуемых ими каркасов превалирует над цветовыми плоскостями. Эти тенденции обнаруживаются в «Композиции с линиями и цветом III» (1937).
В 1940 году Мондриан уехал в Нью-Йорк, где был сразу назван «одним из величайших беженцев из Европы».
Живописное и теоретическое наследие Мондриана во многом определило художественные и эстетические принципы XX века — нашло свое отражение в минимализме и оп-арте, повлияло на формы современной архитектуры, дизайна и полиграфического искусства. Посетителям Третьяковской галереи представляется уникальная возможность увидеть в пространстве одного музея несколько линий развития абстрактного искусства и работы трех его ярких представителей: Пита Мондриана, Казимира Малевича и Василия Кандинского.
Источник: пресс-релиз ГТГ
artinvestment.ru
Мондриан Пит (1872-1944) биография
Рубрика: изобразительное искусство, художник, биография
www.art-spb.ru