Величие недосягаемого: горы в живописи Николая Рериха. Картины рерих горы


Величие недосягаемого: горы в живописи Николая Рериха

Горы в жизни и творчестве РерихаГоворят, что овладеть в совершенстве каким-либо искусством можно только в том случае, если посвятить себя ему всецело. Но, обратив внимание на феноменальную личность Николая Константиновича Рериха, это правило можно с легкостью подвергнуть сомнению. Рерих блестяще проявил себя во многих сферах науки и искусства.

Горы в жизни Николая Рериха сыграли важнейшую роль. Они дарили ему вдохновение и жизненные силы. Одно из первостепенных достижений русского гения – это богатое живописное наследие, о котором и пойдет речь.

Начало творческого пути. Ранние горные пейзажи Рериха

Основная часть живописных полотен, отражающих красоту окружающей природы, относится к позднему этапу творчества художника. Но нельзя сказать, что эта тема была затронута Николаем Константиновичем впервые только в период Азиатской экспедиции. Свое место горы в творчестве Рериха занимали и раньше. Великолепные пейзажи становились частью произведений художника еще со времен учебы в Академии.

Горный пейзажи Николая РерихаЦенные знания, которые помогли Рериху развить дар пейзажиста, художник получил в натурном классе при Академии. После получения среднего образования талантливый студент поступил в мастерскую великого Архипа Куинджи, прославленного русского пейзажиста, с трепетом и любовью передававшего красоту горных вершин на своих полотнах. Взаимодействие с этим мастером живописи сформировало у Рериха основной понятие того, какой должна быть жанровая композиция.

Горы в творчестве РерихаВ студенческие годы Николай Константинович был увлечен мотивами из истории становления Руси, а горы в живописи служили средством для поэтизации сюжетов. Первой картиной, в которой сочетание исторического мотива и горного пейзажа нашло удачное воплощение, было полотно «Гонец». Это было повествование о жизни древних славян: тихое, даже камерное, лишенное всякой помпезности. Горные вершины здесь не трактуются как нечто холодное и недосягаемое. Собственно, с этой работы и начался великий путь Художника – Рерих получил высочайшую похвалу, а также предложение от крупного мецената Третьякова о приобретении серии работ.

Горы в жизни Николая РерихаГоворя о влиянии гор в творчестве Рериха на ранних этапах, невозможно не упомянуть о таких картинах, как «Илья Пророк» и «Веления неба». В этих работах горы занимают далеко не основную часть холста, но оттого не делаются второстепенной частью композиции. Полоса далеких гор, увенчанная необъятным простором неба, символизирует бесконечный путь — к просветлению и умиротворению.

Путешествие в Гималаи

Своё самое выдающееся путешествие Николай Константинович совершил, уже будучи признанным не только художником, но и философом и общественным деятелем. Рерих со своей семьей, прекрасной женой Еленой Ивановной и двумя сыновьями, отправляются в Азию. Познание философии Востока ознаменовало совершенно новый этап в живописи мастера.

Гималаи в жизни и творчестве Николая РерихаГоры навсегда пленили художника. Этюды и полноценные картины, написанные во время Центрально-Азиатской экспедиции и позже, по впечатлениям от неё, представляют большую часть всей живописной коллекции Рериха.

В своих дневниках художник писал: «Велик магнетизм Гималаев. Нет нигде такой горной державы!»

Гималаи на картинах РерихаНасыщенные, ирреальные цвета выбирал Рерих для изображения гор в живописи не случайно. Художник стремился передать неземное величие Гималайских вершин. Нельзя было придумать лучших средств для изображения «снеговой страны, меняющей свои очертания при каждом изменении света», чем сияющие оттенки красок и нежная, вибрирующая фактура холста.

Горы в живописи Николая РерихаСерия Гималайских этюдов необычайна ценна для человечества также тем, что даёт возможность окунуться каждому в мир самых недоступных, но и самых чарующих красот нашей планеты. Горы в искусстве несут совершенно иной замысел, нежели простое повествование действительности. Николаю Рериху была не чужды гуманистические убеждения и просвещенческая деятельность, которая нашла своё отражение и в его полотнах.

Горы на картинах Рериха«Знаки Майтрейи», большая живописная серия горных пейзажей Рериха, была создана во время пребывания художника в хотанском оазисе. Экспедиция Рериха покорила суровые горные перевалы Каракорума, прибыв в старейший округ Хотан.

На пути по Индии и Непалу, направляясь к этому месту, путешественники знакомились с монголо-тибетским эпосом и идеями о пришествии времени Шамбалы. Горы в искусстве мастера периода «Знаков Майтрейи» полны символов, связанных с наступлением времени всеобщего счастья и справедливости на земле.

Алтайский цикл картин. «Тибетский путь»

Следующий этап экспедиции был связан с пребыванием семьи Рерихов в заповедном крае – на Алтае. Проделав изнурительный путь, путешественники пересекли Великие Гималаи, посетив Монголию и Тибет.

Путешествие в Гималаи Николая РерихаИнтересно то, что некоторые горные пейзажи Рериха написаны с невероятно труднодоступных мест. К примеру, на его полотнах была неоднократно запечатлена гора Белуха – высшая точка Алтайских гор. Путь к месту, открывавшему её полный вид, занял бы у путешественников слишком много времени и никак не вписывался в рамки экспедиции. Исследователи творчества художника считают, что Рерих обладал удивительным даром: благодаря духовным практикам он мог видеть пейзажи, находясь на значительном удалении от них.

Горы в творчестве Николая РерихаПочему горы в творчестве Рериха так восхитительны? В цикле Гималайских и Алтайских этюдов больше не наблюдается академической взвешенности. Нет, Николай Рерих никогда не был дотошным академистом, он всегда отрицал традиционную реалистическую манеру живописи. Его картины всегда привлекали свежестью колорита, нестандартным решением композиций. Но горы в живописи позднего, зрелого периода – это подлинный поток творчества, чистая метафизика, символизм и поиск тайного.

Для многих художников академическая школа стала альфой и омегой в живописи. Но Николай Рерих пошел значительно дальше, совмещая накопленный опыт занятиями профессиональной живописью с собственным видением и философскими знаниями.

Горы в искусстве - картины Николая РерихаГоры в искусстве русских художников нередко становились ведущим мотивом. Исаак Левитан, Алексей Саврасов, Николай Ярошенко и многие другие замечательные мастера, подобно французским импрессионистам, находили своё вдохновение именно в натурных пейзажах. Но скромный гений, Николай Константинович Рерих, сумел по-своему интерпретировать живую природу. Запоминающиеся, абсолютно не похожие ни на чьи другие горы в творчестве Рериха навсегда останутся в памяти многих поколений всех народов мира.

world-of-adventures.ru

Описание картины Николая Рериха «Гималаи. Розовые горы»

Описание картины Николая Рериха «Гималаи. Розовые горы»

Картина относится к зрелому творчеству великого русского художника Николая Константиновича Рериха. Будучи человеком с разносторонними интересами, мастер много путешествовал по миру, изучал философию и религии. Одно место полюбилось ему больше всего. Этим местом стала красочная Индия. Рерих прожил там много лет вплоть до своей смерти. За то время, что он пробыл в той экзотической стране, художник успел написать целую серию работ, посвященным Индии.

Больше всего творца манили горы. Скалистые хребты, высокие пики, устремленные в бескрайнее небо. На полотне изображены Гималаи – одни из самых прекрасных гор на планете. Миллионы восторгаются ими, но лишь Рериху удалось воплотить это восхищение на холсте.

Кажется, будто художник был на пленэре. Можно представить, что он несколько дней забирался на самую высокую гору и все время искал подходящий вид. Нашел! Остановившись на устойчивой поверхности, художник начал творить.

Данная работа зрительно поделена на три части. Верхняя часть – небо. Рерих изображает практически монотонный небосвод. Нет ни облаков, ни звезд. Сплошная идиллия. Самая нижняя часть – облака или туман. Рассекает эту сиреневую гладь горный хребет. Он врывается в картину, разбивая небо на две части.

Горы опасные и холодные. Хотя в названии работы указано, что горы розовые, смотря на них, не чувствуешь тепла. Это сочетание плавных и резких, ломаных линий делает горы объемными, заставляет их выделяться, выходить за пределы холста. Эти заснеженные гиганты приковывают взгляд.

Смотря на эту работу, приходит умиротворение. Эти горы простояли на своем месте уже многие миллионы лет. Они неподвижны. Даже небо замерло вокруг них. Ничто не может потревожить этих безмолвных свидетелей сотворения мира. Цветовая гамма работы холодная. Но эти цвета не отталкивают и не создают ощущения мороза, тревоги.

opisanie-kartin.com

История одного шедевра: «Розовые горы» Рериха: vakin

Гималаи. Розовые горы. 1933Холст, темпера. 74 x 118 смМузей Н. К. Рериха, Нью-Йорк, СШАКликабельно - 1800px × 1132px

«Лучи просвечивали через земную атмосферу, горизонт стал ярко-оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, чёрному. Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха». Так 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин описал в бортовом журнале свои впечатления во время полета.

Центральным объектом творчества Рериха были Гималаи, им он посвятил ни много ни мало более 2 тыс. полотен. Видимо, лучше гор могут быть только горы. С Гималаями в жизни Рериха связано многое: он провел там треть жизни, открыл университет, организовал исследования, конечно, творил. Есть различные домыслы о том, чем на самом деле семья Рерихов занималась в регионе – приписывают им связи с масонами и работу в интересах большевиков. Как бы то ни было, горы на картинах действительно завораживают.Сюжет

Наблюдению за небом и горами художник посвящал долгие часы, стараясь в дальнейшем на картине отразить малейшие детали и оттенки, из которых и складывается трудно передаваемая красота и магия горного пейзажа. Рерих старался воплотить различные состояния и «настроения» Гималаев, подчеркнуть их многоликость и своеобразие.

«Гора Ленина», 1925 — 1926

К привычному образу неприступных вершин Рерих добавляет идею чувства, духа за счет розовых и нежно-сиреневых красок неба. Кажущаяся простота рисунка, цветовая чувственность и строгость замысла на уровне линий и композиции — с помощью этих средств художник символически передает состояние той самой Шамбалы.

Контекст

Картина написана в 1933 году — незадолго до начала Маньчжурской экспедиции, в которую Рерих отправился под эгидой кампании по сбору семян для американского министерства сельского хозяйства. На самом же деле, Николай Константинович полагал, что в середине 1930-х должен начаться процесс «единения Азии». Художник хотел быть в центре событий, а потому организовал экспедицию на американские деньги.

Николай Рерих и участники Маньчжурской экспедиции

В основу же сюжета полотна легли впечатления Рериха от предыдущей экспедиции на Алтай, в Монголию и Тибет. О той поездке немало рассказов, что ее целью был поиск Шамбалы — волшебной страны, где люди не знают ни забот, ни печалей. Советское правительство через Николая Рериха надеялось установить связь и заручиться поддержкой и могуществом Шамбалы.

Судьба художника

Рерих написал несколько тысяч картин. Не десятков, не сотен, а тысяч. Помимо этого он был этнографом, археологом, просветителем, переводчиком, философом, писателем и поэтом (написал порядка 30 томов), общественным деятелем и просто увлеченным путешественником.

Отец Николая Константиновича — нотариус — настаивал на том, чтобы сын возглавил семейное дело. Не желая расстраивать папу, Рерих, с ранних лет увлекавшийся живописью и литературой, поступил одновременно и в Академию художеств, и на юрфак Петербургского университета.

Николай Рерих в Индии

На рубеже веков творческая интеллигенция была увлечена Востоком, поисками русской самостийности и жаждой перемен, свежего дыхания. Все смешалось. Молодой Рерих, оказавшийся в центре этого идейного котла, успевал все: и искусством заниматься, и на археологические раскопки ездить, и личную жизнь настраивать. Сложно объяснить, как у него все так славно получалось.

Рериха часто связывают с масонами и большевиками. Его экспедициям приписывают помимо географического и культурологического интереса еще и различные религиозные мистические и шпионские цели. Восток — дело тонкое, что и говорить. Был ли он чьим-либо тайным агентом, неизвестно. Как бы то ни было, объем проделанной им работы колоссален. Не стоит и удивляться, если спустя какое-то время мы узнаем, что Николай Константинович и ракеты проектировал.

Источник - Дилетант

vakin.livejournal.com

Описание картины Николая Рериха «Гора пяти сокровищ»

Описание картины Николая Рериха «Гора пяти сокровищ»

Николай Константинович Рерих – один из лучших пейзажистов всех времен. Больше всего его всегда привлекали горы. Он считал, что именно в них наше спасение и наше будущее. Это неприкрытое восхищение творениями природы и запечатлел мастер на холсте.

Название картины – это отсылка к древней Индийской легенде. Считается, что когда на нашей планете не останется ни еды, ни воды, то нас спасут эти горы. Они накормят нас, напоят. Но пища их будет невидимой, неосязаемой. Величественные горы смогут утолить наш голод духовный. Они как учителя откроют нам все тайны, заставят думать. Этой пищи хватит нам, людям, чтобы продолжить жить. Рерих долгое время изучал философию восточных стран, поэтому для него эти горы имеют особое значение. Он искренне верил в их волшебную силу.

Второе название картины – «Два мира». О каких мирах идет речь? Скорее всего, автор работы говорит о мире духовном и телесном. Горы воплощают в себе оба этих мира. Их телесная оболочка – незыблемые многовековые скалы. Именно этот мир и открывается несведущему человеку при виде гор. Духовный мир Гималаев спрятан от людей. Они скрывают внутри себя историю человечества, историю нашей планеты. Когда смотришь на них, то невольно начинаешь задумываться о будущем, о жизни. Видимо, это и есть духовная составляющая гор. Мастеру удалось передать эти два мира лишь с помощью кисти и красок.

На данной картине Рерих изобразил гору Канченджанга – ранее считавшуюся самой высокой точкой планеты. К этим горам приходят тысячи паломников и путешественников. Одним из них был и Рерих. Художник использует в работе холодную цветовую гамму. На переднем плане – густой туман, который полосами ложится на горный хребет. Сзади – горы. Они словно ледяные глыбы разрезают туманную завесу и предстают перед нами во всей величественной красе.

opisanie-kartin.com

Горы в творчестве Николая Рериха

Николай Константинович Рерих — русский художник, сценограф, философ-мистик, писатель, путешественник, археолог, общественный деятель. Академик Императорской академии художеств.Горы в творчестве Николая Рериха

Горы в жизни Николая Рериха сыграли важнейшую роль. Они дарили ему вдохновение и жизненные силы. Они навсегда пленили художника.

Этюды и полноценные картины, написанные во время Центрально-Азиатской экспедиции и позже, по впечатлениям от неё, представляют большую часть всей живописной коллекции Рериха.

Гималаи на картинах РерихаНельзя было придумать лучших средств для изображения «снеговой страны, меняющей свои очертания при каждом изменении света», чем сияющие оттенки красок и нежная, вибрирующая фактура холста.

Горы на картинах Рериха«Знаки Майтрейи», большая живописная серия горных пейзажей Рериха, была создана во время пребывания художника в хотанском оазисе. Горы в искусстве мастера периода «Знаков Майтрейи» полны символов, связанных с наступлением времени всеобщего счастья и справедливости на земле.

dosoaftor.ru

Описание картины Николая Рериха «Гималаи»

Описание картины Николая Рериха «Гималаи»

Рерих – певец гор. Считая, что в них и должно жить человеку, он увековечивал их на картинах с завидным упрямством и мастерством, словно давая им новую жизнь на бумаге. Шамбала, город великой истины, сокрыт в горах. Разреженный воздух полезен для понимания себя, тонкие горные вершины и их красоты очищают душу, а жизнь среди настоящей природы, не укрощенной техникой, укрепляет тело.

«Гималаи» – идеализированное, песенное изображение гор, на котором они предстают таинственными, величественными, легендарными. Не просто местностью, расположенной в конкретной стране, на конкретных ширине и долготе. Кажется, что они перенесены на холст прямо из легенд, в которых герои проходят реки и горы, в которых богатыри врастают по пояс в землю, в которых дэвы поедают людей, а хитрость ценится наравне с воинской доблестью.

Они показаны на закате, залиты жарким алым сиянием, слишком ярким для рассвета. Склоны их светятся рыжим пламенем солнца, другие же, те, что остаются в тени, скрыты густыми синими сумерками. Человеку, стоящему в тени, показалось бы, что уже ночь.

Человек, стоящий на солнце, чувствовал бы, что ещё только ранний вечер. Человек, поднявшийся над двумя другими и взошедший на вершину, увидел бы, что горы словно не могут определиться, какое время суток в них царит. Их двойственность притягивает взгляд, создает дивный контраст между сиянием дня и сумерками ночи.

Небо над горами огненное, оранжевое, и они тыкаются в него вершинами. Никаких людей на картине нет, нет ни дымка из трубы домика отшельника или пастуха, ни человеческой фигурки, ни любого другого следа присутствия. Горы девственны, чисты, пусты и тихи.

Людям, пришедшим в них, придется стать с ними одним целым, воцарить внутри себя истинную тишину, и, возможно, им удастся познать Смысл Всего, который знают только горы.

opisanie-kartin.com

Описание картины Николая Рериха «Горы»

15.08.2016

Без сомнения, горы - любимая тема картин Николая Рериха. Он изображал их по-особому, в свойственной только ему манере. Пожалуй, нет того горного пейзажа, который не изобразил бы Рерих на своих картинах: туманные горы, предрассветные горы, горы на закате, заснеженные горы, одинокие горные вершины и исполинские горные цепи. Горы для Рериха были тем местом, где человеку открывается высший смысл существования. Только там человек может постичь вселенскую мудрость, веками хранимую горами. По восточным легендам, именно в горах Тибета расположена мифическая страна Шамбала, где обитают древние мудрецы, познавшие сущность бытия.

На картине Рериха «Горы» изображено место, где вряд ли удастся побывать каждому из нас. Рерих изобразил ночные горные вершины, простирающиеся в поле зрения художника, в синем цвете. От них веет холодом и отстраненностью. Но вдалеке виднеются манящие снежные вершины, которые Рерих скрыл от нас невесомой туманной пеленой. Что скрывают эти вершины? Какие они? Рерих оставил ответ на этот вопрос фантазии зрителя. Может быть, поэтому картина «Горы» вызывает желание самому посетить это место, дождаться, когда туман развеется и увидеть то, что он скрывает. Возможно, это величественные горные вершины, где не ступала нога человека, и нам представится возможность насладиться их неземными красотами, вдыхая чистый горный воздух. А может быть, там и находится пристанище Великих Учителей - страна Шамбала, и нам откроется вид на ее древние храмы. Смотря на картину «Горы» хочется невольно затаить дыхание. Кажется, что любой звук будет отдаваться эхом средь горных вершин и потревожит их вековой сон. Но мечты о Шамбале так и останутся в фантазии зрителя. Рерих не оставляет нам разгадки, он просто заставляет задуматься о вечном и, может быть, самим поехав в горы, найти ответ на вечные вопросы.

8-poster.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта