14. «Малые голландцы». Картины малые голландцы


14. «Малые голландцы».

Малые голландцы - традиционное название обширного круга голландских (Нидерланды) живописцев XVII в.; возникло в связи с камерным характером их творчества, небольшим размером их картин (пейзаж, интерьер, бытовые сюжеты). Для живописи малых голландцев характерны тонкость письма, выразительность небольших деталей, красота световых и колористических нюансов, общее ощущение уюта, близости и единения персонажей в пейзажной или интерьерной среде. Среди наиболее ярких представителей - Я. Вермер, братья Остаде, Г. Терборх, Я. Стен, Г. Метсю.

Малые голландцы («голландский стиль», «голландское барокко») Художественная школа голландской живописи XVII в., в которую условно объединяются мастера пейзажной и бытовой жанровой картины небольшого размера, отсюда название. Особенности живописи малых голландцев были обусловлены историческим развитием голландского искусства, а также конъюнктурой рынка. Картины «малых голландцев» предназначались не для дворцов или храмов, а для скромного интерьера обычного жилого дома. Их покупали горожане, ремесленники и даже крестьяне. Они висели буквально в каждом доме. Такого еще не бывало в истории искусства. Художественная жизнь «золотого века» голландской живописи, каким по праву считается XVII столетие, отличалась огромной продуктивностью. В маленькой Голландии насчитывалось более двух тысяч живописцев, а вместе с южными Нидерландами — более трех.

Я. Рейсдал написал за свою жизнь более тысячи картин; Г. Доу — триста девяносто; Я. Стен — восемьсот девяносто; А. фан Остаде — девятьсот двадцать.

В подавляющем большинстве случаев индивидуальные различия стиля и манеры живописцев были не столь существенны и на первый план выступал жанр, сюжет и отработанная совместно стилистика школы. Ни в одной другой национальной школе, кроме голландской, так далеко не заходила специализация живописцев внутри каждого жанра.

Ян Верме́ер (Верме́ер Де́льфтский, нидерл. 1632—1675) — нидерландский художник-живописец, мастер бытовой живописи и жанрового портрета. Наряду с Рембрандтом и Франсом Халсом является одним из величайших живописцев золотого века голландского искусства. Живописная техника Яна Вермера по своему уникальна даже для художников его времени, когда мастерство кисти голландскими умельцами было доведено до совершенства. Композиции вермеровских полотен, его владение ненавязчивым колоритом, тончайшее портретирование, а главное-знаменитый вермеровский невесомый воздух-аналогов не имеет. Классическая ясность сюжета в его работах, естественная и живая выразительность композиции, лёгкая вибрация воздуха, светонасыщенность звучного цвета, богатая игра оттенков, красочность бликов делают его работы уникальными и неповторимыми. Работы- Небольшая улица. 1657-1658г. Девушка с жемчужной серьгой. 1665г. Сваха. 1656г.

Стен Ян (Steen Jan) (около 1626—1679), знаменитый голландский живописец, непревзойденный мастер бытового жанра. Родился в Лейдене приблизительно в 1626 году в семье пивовара. Учился живописи Стен сначала у Николаса Кнюпфера в Утрехте, а затем, переехав в Харлем, в своем творчестве испытал влияние Дирка Галса и Адриана ван Остаде. Окончательно же развил свой талант и манеру письма Стен под руководством художника Яна ван Гойена в Гааге. Будучи учеником Яна ван Гойена, Стен поначалу писал пейзажи, но затем стал изображать сцены из жизни среднего класса. В 1660-1670-х годах художник Ян Стен был самым популярным из всех голландских жанристов. Произведения Яна Стена в высшей степени оригинальны, проникнуты глубокой правдивостью, искренностью и юмором. Рисунок в картинах художника иногда не отличается безусловной правильностью, но весьма выразителен и уверен; колорит — теплый и гармоничный; письмо — широкое, а иногда, особенно в изображении одежд и человеческого тела, тонкое и деликатное. Исчисленные достоинства присущи, однако, не всем работам Стена; некоторые из них — небрежны по рисунку и суховаты по письму.

Братья ван Остаде- Адриан и Изак ван Остаде

АДРИАН ВАН ОСТАДЕ (Харлем, 1610—1685, там же) еще в мастерской своего учителя Франса Халса познакомился с талантливейшим фламандским жанристом Адрианом Браувером. Очевидно, это знакомство окончательно утвердило намерение молодого голландского художника стать бытописателем простого народа.

Картины художника в какой-то степени отражают и объективные факты: развал хозяйства крестьянина и огрубение нравов — следствия многолетних войн, грабежей и насилий, чинимых испанскими, а иногда и своими войсками. Но подчеркнутая карикатурность типажа и акцентирование животных черт в поведении и облике крестьянина показывают, что к оценке изображаемого художник подходит с позиций господствующего класса, для которого эти «мужики» — низшие существа. Таким образом, и в выборе темы, и в ее трактовке Остаде предстает как идеолог нового хозяина страны — буржуа, который весьма определенно заявил о своем вкусе. Даже когда позже художник создает произведения, проникнутые симпатией к своим героям, повседневная тяжкая борьба крестьянина за свое существование не находит отражения в его творчестве, оно целиком посвящено веселой стороне жизни, минутам отдыха.

Но величайшей заслугой художника был уже сам факт утверждения им в живописи нового героя — голландского крестьянина. Поэтому А. Остаде справедливо считается основоположником крестьянского жанра. В значительной степени его усилиями этот жанр занял прочное место среди других видов живописи и стал популярным.

ИЗАК ВАН ОСТАДЕ (Харлем, 1621—1649, там же) обрел самостоятельность, проявив преимущественный интерес к крестьянской жизни и к пейзажу Голландии.

В ранних произведениях влияние старшего брата было подавляющим. Но уже в середине 1640-х годов Изак предстает вполне сложившимся живописцем. Равно искусное владение мастерством пейзажиста, фигурного живописца и анималиста выдвинуло его в первую шеренгу голландских художников. В умении же передать настроение в пейзаже, в глубоком знании жизни простого народа, его быта и нравов Изак ваи Остаде не имел себе в эти годы равных.

Его любимой темой стала жизнь больших дорог.

«Зимний вид» — подлинный шедевр Изака ван Остаде. В голландской живописи этих лет найдется пе много примеров, где бы светотень с подобным мастерством была использована для создания эмоционально насыщенного образа природы. В этом отношении Изак явился прямым предшественником величайшего мастера реалистического пейзажа — Якоба ван Рейсдала.

Изображение конкретного состояния природы — угасания короткого зимнего дня и наступление ранних сумерек — главная удача произведения. Затухающий свет придает зимнему пейзажу особо тоскливое настроение. Природа, воспринятая глазами простых людей, как бы вторит их чувствам. Зима, которая обещает зажиточным людям новые развлечения, несет бедняку, собирающему валежник для своего очага, новые заботы.

Эта картина написана в 1648 году, а в следующем, 1649-м, в возрасте всего 28 лет художник умер. Адриан ван Остаде потерял своего горячо любимого брата и самого талантливого ученика, а голландское искусство — одного из наиболее значительных и прогрессивных мастеров.

Герард Терборх считается одним из главных мастеров голландской жанровой живописи. Свои первые шаги в искусстве он сделал под руководством своего отца, Герарда Терборха Старшего. Первые картины младшего Герарда, датированные 1625 годом , бережно хранил отец, они сохранились и до нашего времени. Это жанровые сцены, преимущественно ландшафты в окрестностях города Зволле. К 1632 году относятся упоминания о пребывании Герарда Терборха в Амстердаме. В 1633 году Герард Терборх отправился учиться в Харлем к пейзажисту Питеру де Молину . Двумя годами позже он получил должность мастера и соответственно право подписи собственных работ. Первая картина мастера Терборха датируется 1635 годом. Летом того же года Терборх уехал в Лондонк своему дяде, Роберту Ван Версту, успешному гравёру по меди. Здесь он познакомился с Антонисом Ван Дейком. Приблизительно в 1636 годуТерборх вернулся на некоторое время в Зволле. Откуда он ездил учиться в Италию и Испанию. В Мадриде он написал портрет испанского короля Филиппа IV, который не сохранился. С 1640 по 1645 год он проживал в Голландии, преимущественно в Амстердаме.

Герард Терборх. «Въезд посла Адриана Поу в Мюнстер» (ок. 1646). Городской музей Мюнстера

Герард Терборх. «Портрет графа Пеньеранда» (2-я треть XVII века). Музей Бойманса-ван Бёнингена. Роттердам

В Амстердаме проснулся его интерес к жанровой живописи. Он стал популярным портретистом благодаря своей поездке в Мюнстер на мирные переговоры между Голландией и Испанией в 1646 годупо приглашению голландского посла Адриана Поу. В Мюнстере Терборх написал портреты присутствовавших на переговорах дипломатов, чем привлёк внимание испанского посла графа Пеньеранда. Граф принял Терборха на службу, и Герард Терборх присутствовал при заключении сепаратного мира между Голландией и Испанией 15 мая 1648 года. Это событие он запечатлел в своей известной картине «Заключение мира в Мюнстере», хранящейся в настоящее время в Национальной галерее в Лондоне. В том же году Герард Тербох вернулся в Голландию и работал в разных городах страны. Он жил поочерёдно в Амстердаме, Гааге, Харлеме, Кампене и Зволле. За короткое время он достиг настоящего мастерства в жанровой живописи и стал наиболее значительным представителем жанра. После женитьбы 14 февраля 1654 года остался в Девентере. С 1660 годаон всё больше тяготел к портретной живописи, в это время Терборхом было создано лишь несколько жанровых картин.

Несмотря на длительное пребывание в заграничных поездках, Герард Терборх остался верным голландской школе живописи. В ранних работах отчётливо прослеживается влияние Питера Кодде и Виллема Дуйстера и чувствуется интерес художника к изображению человеческих фигур. Люди на картинах Терборха освещены обычно с одной стороны или находятся в скудно обставленных помещениях. Если вначале Терборх пишет в основном сцены из крестьянской жизни и солдат, то с 1648 года он специализируется на интерьерных сценах с небольшим количеством человеческих фигур: галантных пар, дам за чтением, письмом и музицированием.

Герард Терборх по-новому решил задачу расположения фигур и стал примером для подражания молодых мастеров — Габриэля Метсю, Питера де Хоха и Яна Вермеера.

На портретные работы Герарда Терборха повлиял харлемский художник Хендрик Пот. Стиль Терборха сформировался к началу 1640-х годови почти не менялся. Люди на портретах Герарда Терборха обычно одеты в чёрное и расположены на нейтрально сером фоне.

Габриель Метсю (нидерл. Gabriel Metsu; январь 1629, Лейден — (похоронен) 24 октября 1667, Амстердам) — голландский художник, мастер жанровой, портретной и исторической живописи. Первые уроки рисования получил от родителей, которые были художниками. Продолжил художественное образование (как и Стен) у Николауса Кнюпфера в Утрехте. До 1657 г.почти без перерыва проживает в Лейдене, где становится в 1648 г. одним из основателей гильдии святого Луки, затем переезжает в Амстердам.

Больной ребёнок. 1660—1670. Рейксмузей. Амстердам

В его ранних работах на исторические темы отражены в основном мифологические, аллегорические и библейские сюжеты и чувствуется влияние школы Рембрандта . В работах после 1650 г. Метсю обращается к городским и жанровым сценам из повседневной жизни голландских обывателей. В этих своих работах совершенствует манеру рисунка Яна Стена, Яна Вермеера и Питера де Хоха , придаёт ей выражение более глубокой чувственности и в то же время более спокойного настроения. В конце жизни, находясь под влиянием лейденской школы живописи, большое значение придаёт мастерству деталировки, особенно в изображении роскошных тканей, которые при этом должны были выглядеть гладкими и блестящими.

Избранные полотна «Больной ребёнок». Ок.1660. Амстердам, Рейксмузей

«Молодой человек, пишущий у окна письмо». 1662-65. Дублин, Национальная галерея

«Праздник Бобового короля». Ок.1650-55. Мюнхен, Старая пинакотека

Якоб Исаакс ван Рёйсдал) — наиболее значительныйнидерландскийхудожник-пейзажист.

Предполагается, что первые уроки живописи Якоб ван Рёйсдал получил от своего дяди, художника Саломона ван Рёйсдала. Известно, что Рёйсдал освоил также профессию хирурга и практиковал вАмстердаме. Якоб Рёйсдал вступил в харлемскуюгильдию художниковв1648г., с1659г. стал гражданином Амстердама.

Рёйсдал считается ведущим мастером пейзажной живописи Нидерландов. Ему удалось превратить ландшафтную живопись в зеркало человеческих эмоций. В его картинах даёт себя знать чуткая, напряжённо-страстная восприимчивость художника к жизни природы в её частных и общих проявлениях. Манера письма маленькими мазками характеризует разнообразие форм увиденного в пейзажном мотиве и вместе с тем эмоциональное их переживание, образное восприятие. Рёйсдал заставляет почувствовать каждый маленький мотив в сложном хоре образа природы, будь то дорога, бегущая вверх, или склонённое от сильного морского ветра дерево, растрёпанный куст или предвещающее грозу облако. Движение каждого мотива слагается в широкий, мощный процесс взаимосвязи и взаимодействия стихийных сил природы и всех её порождений на земле. Рёйсдал любил писать лесные чащи, болота, водопады — места, где человек только прохожий, — маленькие нидерландские города или деревни, теряющиеся в пространственной дали равнин под огромным, торжествующе властным небом. Вольфганг Гёте назвал его «подобно поэту мыслящим художником».

Творческое наследие Рёйсдала составляют около 450 картин. Большинство его пейзажей посвящены природе родным Нидерландам, однако Якоб Рёйсдал также писал дубовые леса Германии или по примеру своего друга художника Алларта ван Эвердингена водопады Норвегии.

studfiles.net

"Малые голландцы" - это... Что такое "Малые голландцы"?

условное название, под которым подразумевают большинство голландских художников 17 в., писавших небольшие, тщательно отделанные картины (П. де Хох, Я. ван Гойен, Я. и С. ван Рёйсдал, Э. де Витте, П. Клас, В. Хеда, В. Калф, Г. Терборх, Г. Метсю, А. ван Остаде, Я. Стен, А. Кёйп и др.). Каждый из них, как правило, специализировался в каком-либо одном жанре. Их дар видеть красоту и поэзию в обыденном, умение в изображении незатейливой бытовой сценки, набора предметов, уголка природы показать величие Бытия до сих пор восхищают зрителей. «Малые голландцы» продолжили традиции нидерландских мастеров эпохи Возрождения, полагавших, что живопись должна не только доставлять удовольствие, но и учить, напоминать о вечных духовных ценностях.

Я. ван Гойен. «Речной пейзаж». 1631 г.

 

В. Калф. «Натюрморт». 1643 г. Рейксмузеум. Амстердам

  Согласно нормам протестантизма, победившего в Северных Нидерландах в ходе Реформации, храмы в этих землях не украшались живописью и скульптурой. Зато в общественных зданиях, домах горожан и даже крестьян живописных полотен было очень много. Сюжеты их были в основном светскими, но вместе с тем картины были наполнены скрытыми религиозными и философскими символами. Именно в Голландии обрели самостоятельность и развились многие новые жанры живописи – бытовая картина, натюрморт, пейзаж и др.

де Хох. «Хозяйка и служанка». Ок. 1660 г. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург"> П. де Хох. «Хозяйка и служанка». Ок. 1660 г. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург

  В бытовом жанре работали Г. Терборх («Бокал лимонада», ок. 1665 г.), Г. Метсю («Больная и врач», 1660-е гг.), Ф. ван Мирис Старший («Утро молодой дамы», ок. 1660 г.), а также Э. де Витте, картины которого проникнуты скрытым трагизмом («Рынок в порту», кон. 1660-х гг.). Прославленный мастер бытовой картины П. де Хох, работавший в Делфте, писал занятых повседневными заботами женщин, детей, служанок в чисто убранных комнатах и уютных маленьких двориках, где жизнь течёт неторопливо и спокойно («Хозяйка и служанка», ок. 1660 г.). Сцены из крестьянского быта, застолья в кабачках часто приобретали характер театрального фарса, в котором высмеивались пороки общества (Я. Стен, А. ван Остаде).

Г. Метсю. «Девушка за работой». Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва

  Одним из любимейших жанров в Голландии был натюрморт (В. Калф, П. Клас, В. Хеда, А. ван Бейерен и др.), представленный множеством разновидностей: «завтраки», «десерты», «роскошные натюрморты», «суета сует» и др. (см. ст. Натюрморт). В пейзажах голландские художники воспевали неброскую красоту своей родины – однообразные равнины с ветряными мельницами, пастбища и прибрежные бухты, тусклый свет пасмурного дня, неспешное движение облаков по небу. Они умели извлекать из немногих приглушённых цветов тончайшие неуловимые оттенки, придавать запечатлённым уголкам природы подлинное величие (М. Хоббема, Я. ван Гойен, С. ван Рёйсдал). Я. ван Рёйсдала, напротив, привлекала борьба стихий в природе, созвучие пейзажа драматическим переживаниям человека. Смысловым центром его картин часто является одинокое дерево, противостоящее натиску бури, – символ мужества и стойкости перед лицом невзгод и одиночества («Пейзаж с деревом», 1660-е гг.). Люди в пейзажах «малых голландцев» трудятся или отдыхают. Один из любимых сюжетов – катание на коньках (Х. Аверкамп). В Голландии впервые появилась марина – морской пейзаж. Крупнейшим представителем анималистического жанра был А. Кёйп. Ф. Вауверман специализировался на батальных сценах.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

dic.academic.ru

Малые Голландцы — Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия — статья

Термин получил распространение во французской литературе об искусстве. В эстетике 17-18 вв. (Фелибьен, Дидро) подразумевал интерес художников к «малым» (низким) темам из повседневной жизни в противоположность искусству «большого» стиля на «высокие» исторические и мифологические сюжеты, а также небольшой, «кабинетный» формат картин. В 19 веке им пользовался Т. Торе (У. Бюргер). Новаторские достижения «малых голландцев» составляют светский реализм, обращение к отображению в картинах реального окружающего мира и человека без подведения под определенный идеал, сложение развитой и очень дифференцированной системы жанров, разработка системы тональной живописи.

Творчество художников в основном соответствует трем основным этапам развития голландского искусства:

  • 1620-1630-е годы — утверждение реализма в национальной живописи;
  • 1640-1660-е годы — расцвет художественной школы;
  • 1670-е годы — начало 18 века — упадок искусства Голландии.
На первом этапе ведущим художественным центром был Харлем, важным фактором являлось влияние Ф. Халса. На втором центр искусств перемещается в Амстердам, привлекающий художников из других городов, актуальным становится влияние Рембрандта и Яна Вермера.Бытовой жанр — самое яркое и самобытное явление голландской школы, открывшее для мирового искусства поэзию повседневной жизни частного человека. Сложился в 1720-1730-х гг. сразу в двух разновидностях — крестьянский и бюргерский (городской) жанр. Первый развивали А. ван Остаде и его школа: И. ван Остаде, И. Ауденрогге, К. Бега, К. Дюсарт. Ранние работы А. Остаде (игры в карты, ссоры и драки в трактире) отличает динамичный, брутальный характер. В середине 17 века он пишет картины более мирного, спокойного характера: крестьян, беседующих за трубкой и кружкой пива в кабачке, дома, в кругу семьи, на ярмарке. Под влиянием Рембрандта главным выразительным средством становится мягкая золотистая светотень. Бюргерский жанр на первом этапе представлен веселыми жизнерадостными картинами из жизни золотой молодежи и офицеров, проводящих время в тавернах или гостиных за игрой в трик-трак, домашними концертами (Д. Халс, Ю. Лейстер, Я. М. Моленар, А. Паламедес, П. Кодде, В. Дейстер). В середине 17 века Г. Доу и Ф. ван Мирис Старший, представители лейденской школы миниатюрной техники письма, отличающейся обилием и тонкостью исполнения деталей и гладкой эмалевой поверхностью, изображая визит врача, ученого за занятиями, посещение мастерской художника, домашние хлопоты или светские развлечения бюргеров, тяготеют к занимательному рассказу. Еще сильнее повествовательное начало с оттенком дидактики и гротеска выражено в шумных сценах из жизни простолюдинов у Я. Стена.Художники другого направления поэтизируют повседневность. В сценах музицирования, галантного ухаживания у Г. Терборха действие замедлено, разговоры приглушены, в комнатах царят тишина и покой. Г. Метсю ярким светом и насыщенными красками придает будничным сценам праздничный характер. П. де Хох проникновеннее других воплотил неторопливость, упорядоченность и уют семейной жизни голландского бюргера. Рассеянный дневной свет, заливающий интерьер (живописная тема, почерпнутая у Вермера), придает картинам художника поэтическое настроение. У жанровых живописцев позднего периода — А. Ван дер Верфа, Э. Ван дер Нера — стремление к элегантности нередко оборачивается претенциозностью.Возникает в творчестве харлемских мастеров Я. ван Гойена, П.де Молейна , С. ван Рейсдала в 1720-1730-х годах. Картины этих художников передают небольшие уголки сельского ландшафта при определенной погоде и освещении. Средствами тональной живописи создается впечатление воздушной перспективы, влажной атмосферы, рассеянного серебристого света и материального единства природы. В качестве самостоятельной разновидности утверждается морской пейзаж, или марина (Я. Порселлис, С. де Влигер, А. ван де Капелле). Маринистов увлекает не столько изображение исторических событий на море, как передача самой водной стихии, игры света в облаках и на воде. Для развития пейзажа в середине — второй половине 17 в. характерно возникновения новых разновидностей жанра, углубление и разнообразие эмоционального содержания произведений, более масштабный, философский взгляд на мир.В творчестве Я. ван Рейсдала национальный голландский пейзаж достигает расцвета. Он отходит от лирической созерцательности и камерности мотивов зачинателей жанра, открывая в природе величественность и монументальность, изображая состояния, исполненные драматизма и динамики. Мощью веет от лесных ландшафтов Рейсдала, родоначальника этой разновидности пейзажа. Самым талантливым продолжателем в этой области был М. Хоббема. Но в отличие от эпических картин учителя природа в его произведениях имеет более приветливый, солнечный вид, а в последние годы он предпочитал писать культивированные ландшафты. Передать необъятные просторы стремился Ф. Конинк, развертывая в своих картинах панорамные виды Голландии. А. ван дер Нера увлекали эффекты необычного освещения в природе, с его именем связано появление ночных пейзажей при лунном свете, на закате и на восходе.Ряд художников: А. ван де Велде, А. Кейп, Ф. Вауверман, Х. Версхюринг, Н. Мас — работали в смешанном жанре пейзажно-анималистической живописи, органично включая в пейзаж пасущиеся или отдыхающие стада коров и коз, лошадей, фермы, отъезды на охоту, занятия верховой ездой, сцены кавалерийских схваток. У Кейпа и П. Поттера изображение домашних животных развилось в самостоятельный мотив, с их именами связаны лучшие достижения редко практиковавшегося в искусстве в чистом виде анималистического жанра.Появление видов чужеземной природы в это период связано с творчеством группы пейзажистов-итальянистов: Я. Бота, Я. Б. Веникса, П. ван Лара, Н. Берхема, А. Пейнакера, К. Дюжардена, Я. Хаккерта, Ф. де Мушерона, — писавших итальянские городские и сельские ландшафты, залитые светом жаркого южного солнца. Поскольку в изображении чужой страны художники исходили из принципов национальной художественной школы, правомерно включить эту группу в число «малых голландцев». Их достижения в области разработки солнечного освещения органично усваивались мастерами национальной линии пейзажа (Кейп). После путешествия по Швеции и Норвегии. А. ван Эвердинген запечатлел в картинах виды скандинавской природы; из них Я. ван Рейсдал почерпнул мотив горных водопадов. Городской пейзаж, или ведута, зачинателем которой был П. Санредам, в середине и конце столетия с успехом развивается в творчестве Я. Беерстратена и особенно последовательно братьями И. и Г. Беркхейде и Я. ван дер Хейденом. Искусство маринистов достойно представляют сражения и «штили» отца и сына В. ван де Велде I и II и «бури» с кораблекрушениями Л. Бакхейзена.Возникший в первой половине века своеобразный жанр изображения церковных, дворцовых и домашних интерьеров, настоящего расцвета достиг в середине — второй половине столетия в творчестве мастеров делфтской школы Г. Хаукгеста, Х. К. ван дер Влита и в особенности Э. де Витте, а также утрехтца П. Санредама. Используя достижения Вермера в изображении заливающего интерьер солнечного света, художники нашли способ сообщить архитектурному пространству эмоциональность и одухотворенность.Наиболее характерный вид голландского натюрморта — «завтрак» — возник в творчестве харлемских живописцев П. Класа и В. Хеды, изображающих накрытый стол с яствами и посудой. «Живописный» беспорядок в расположение вещей и атмосфера уютного жилого интерьера, достигнутого передачей световоздушной среды, хранят следы присутствия человека. В колорите картин господствует серо-серебристый тон, заданный изображением серебряной или оловянной посуды. В Утрехте развился пышный и нарядный цветочный натюрморт. Главные его представители — Я. Д. де Хем, Ю. ван Хейсюм и его сын Я. ван Хейсюм, особенно прославившийся тщательностью письма и светлым колоритом. В Гааге, центре морского промысла, П. де Пюттер и его ученик А. ван Бейерен довели до совершенства изображение рыб и других обитателей моря. Университетский Лейден создал тип философского натюрморта «vanitas» (суета сует). В картинах Х. ван Стенвейка и Я. Д. де Хема рядом с предметами, воплощающими земную славу и богатство (доспехи, книги, атрибуты искусств, драгоценная утварь) или чувственные удовольствия (цветы, фрукты), соседствуют череп или песочные часы как напоминание о скоротечности жизни.Более демократичный «кухонный» натюрморт возник в Роттердаме в творчестве Ф. ван Схотена и Ф. Рейкхалса, а лучшие его достижения связаны с именами братьев К. и Х. Сафтлевенов. В середине столетия тема скромных «завтраков» преобразуется в творчестве В. ван Алста, Ю. ван Стрека и в особенности В. Калфа и А. ван Бейерена в роскошные «банкеты» и «десерты». Золоченые кубки, китайский фарфор и делфтский фаянс, ковровая скатерть, южные фрукты подчеркивают вкус к изяществу и богатству, утвердившийся в голландском обществе в середине столетия. Влияние рембрандтовской светотени заставляет краски на картинах Калфа светиться изнутри, поэтизируя предметный мир.

Мастерами изображения «охотничьих трофеев» и «птичьих дворов» были Я. Б. Веникс, его сын Я. Веникс и М. де Хондекутер. Этот тип натюрморта особое распространение получил во второй половине — конце 17 века в связи с аристократизацией бюргерства: устройством поместий и развлечением охотой.

В 18 и 19 веках в произведениях «малых голландцев» видели только имитацию реальности и восхищались правдоподобием и виртуозным воплощением красоты материального мира. Выставки и публикации преимущественно голландских искусствоведов 1970-1980-х годов показали, что во многих картинах скрыты аллегории пяти чувств или времен года, любовная эмблематика, намеки на народные пословицы, понятные современникам, но с течением времени утраченные.

  • Martin W. De Hollandsche schilderkunst in de zeventiende Eeuw. 2 vols, Amsterdam, 1935.
  • Masters of 17th -century Dutch genre painting (exh. cat.). Philadelphia — Berlin — London, 1984-1985.
  • Perspectiven: Saenredam en de architectuurschilders van de 17e eeuw (exh. cat.). Rotterdam, 1991.
  • Stechow W. Dutch landscape painting of the 17 th century. London, 1966
  • Виппер Б. Р. Очерки голландской живописи эпохи расцвета. М., 1962
  • Виппер Б. Р. Становление реализма в голландской живописи XVII века. М., 1957.
  • Кузнецов Ю. И. Голландская живопись XVII-XVIII веков в Эрмитаже. Л., 1984.
  • Тарасов Ю. А. Голландский пейзаж XVII века. М., 1983.

megabook.ru

Малые голландцы

условное название, под которым подразумевают большинство голландских художников 17 в., писавших небольшие, тщательно отделанные картины (П. де Хох, Я. ван Гойен, Я. и С. ван Рёйсдал, Э. де Витте, П. Клас, В. Хеда, В. Калф, Г. Терборх, Г. Метсю, А. ван Остаде, Я. Стен, А. Кёйп и др.). Каждый из них, как правило, специализировался в каком-либо одном жанре. Их дар видеть красоту и поэзию в обыденном, умение в изображении незатейливой бытовой сценки, набора предметов, уголка природы показать величие Бытия до сих пор восхищают зрителей. «Малые голландцы» продолжили традиции нидерландских мастеров эпохи Возрождения, полагавших, что живопись должна не только доставлять удовольствие, но и учить, напоминать о вечных духовных ценностях.

Я. ван Гойен. «Речной пейзаж». 1631 г.

 

В. Калф. «Натюрморт». 1643 г. Рейксмузеум. Амстердам

  Согласно нормам протестантизма, победившего в Северных Нидерландах в ходе Реформации, храмы в этих землях не украшались живописью и скульптурой. Зато в общественных зданиях, домах горожан и даже крестьян живописных полотен было очень много. Сюжеты их были в основном светскими, но вместе с тем картины были наполнены скрытыми религиозными и философскими символами. Именно в Голландии обрели самостоятельность и развились многие новые жанры живописи – бытовая картина, натюрморт, пейзаж и др.

П. де Хох. «Хозяйка и служанка». Ок. 1660 г. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург

  В бытовом жанре работали Г. Терборх («Бокал лимонада», ок. 1665 г.), Г. Метсю («Больная и врач», 1660-е гг.), Ф. ван Мирис Старший («Утро молодой дамы», ок. 1660 г.), а также Э. де Витте, картины которого проникнуты скрытым трагизмом («Рынок в порту», кон. 1660-х гг.). Прославленный мастер бытовой картины П. де Хох, работавший в Делфте, писал занятых повседневными заботами женщин, детей, служанок в чисто убранных комнатах и уютных маленьких двориках, где жизнь течёт неторопливо и спокойно («Хозяйка и служанка», ок. 1660 г.). Сцены из крестьянского быта, застолья в кабачках часто приобретали характер театрального фарса, в котором высмеивались пороки общества (Я. Стен, А. ван Остаде).

Г. Метсю. «Девушка за работой». Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва

  Одним из любимейших жанров в Голландии был натюрморт (В. Калф, П. Клас, В. Хеда, А. ван Бейерен и др.), представленный множеством разновидностей: «завтраки», «десерты», «роскошные натюрморты», «суета сует» и др. (см. ст. Натюрморт). В пейзажах голландские художники воспевали неброскую красоту своей родины – однообразные равнины с ветряными мельницами, пастбища и прибрежные бухты, тусклый свет пасмурного дня, неспешное движение облаков по небу. Они умели извлекать из немногих приглушённых цветов тончайшие неуловимые оттенки, придавать запечатлённым уголкам природы подлинное величие (М. Хоббема, Я. ван Гойен, С. ван Рёйсдал). Я. ван Рёйсдала, напротив, привлекала борьба стихий в природе, созвучие пейзажа драматическим переживаниям человека. Смысловым центром его картин часто является одинокое дерево, противостоящее натиску бури, – символ мужества и стойкости перед лицом невзгод и одиночества («Пейзаж с деревом», 1660-е гг.). Люди в пейзажах «малых голландцев» трудятся или отдыхают. Один из любимых сюжетов – катание на коньках (Х. Аверкамп). В Голландии впервые появилась марина – морской пейзаж. Крупнейшим представителем анималистического жанра был А. Кёйп. Ф. Вауверман специализировался на батальных сценах.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)

slovar.wikireading.ru

Малые голландцы. Буржуазия и Закат Искусства. Закат Европы.: yasko

Флоренский в своих гениальных работах «Обратная перспектива» и «Иконостас» показал нам, как живопись по мере обмирщения сознания отделялась от культа. Неотъемлемая часть всеобщего мирового культа, «произведения живописи» в порядке отправление треб культа являлись (служили) для предстоящих пред ними окнами, а то и дверями в миры иные, горние, через которые сознание созерцающего входило (восходило) в эти миры, или по крайней мере, смотрело в них, заглядывало. А зачастую и обитатели этих миров, Божественные Сущности, святые, через эти двери в иное, выходили (являлись) к исполняющим обряды, молящимся перед ними.

Поэтому-то живопись тех эпох, когда культ не был ещё отвлеченным от реальных жизненных потребностей людей времяпрепровождением, («пустым обрядом» по терминологии нового времени). Или средством демонстрации лояльности правящему сословию и церкви. А был стержнем всей жизни. Живопись не копировала фактуру трехмерного эвклидова пространства, земного нашего «мира плотного», а вызывала в сознании образы иной, иномерной, высшей реальности. Стимулировала пробуждение человека к осознанию своей причастности жизни иных миров, условиям бытия человеческого духа в этих высших мирах и пространствах. К тому, что с 19 века в Европе называют «астральным», «ментальным» и к иным, еще более высоким мирам, плоть до платоновского «мира идей» и даже ещё высших «миров» (пример: в Троице Рублёва нас поражает внезапно сдёрнутая завеса ноуменального мира, мира главных Прототипов: Отца, Сына, Св. Духа).

По мере обмирщения, (заземления, уплотнения, помутнения) сознания; в первую очередь сознания слепых вождей слепцов, – жрецов государственных религий, казённых культов, - утрачивалась живая связь с иными мирами и их паствы. В Европе к эпохе Возрождения сакральная роль живописи сошла на нет, её стали рассматривать как атрибут социального статуса. Предмет роскоши.

Живопись перестала служить входом в иные миры, а стала копировать этот мир…

(Всецело этот вопрос рассмотрен в эпохальной книге Л.В. Шапошниковой. «Тернистый путь Красоты». Скачать эту книгу бесплатно: http://www.kuchaknig.ru/show_book.php?book=176948)

А вот ещё подборка интереснейших материалов на эту волнующую тему, которые показывают сколь неоднозначен был этот процесс и к каким плачевным результатам он нас привёл на сегодня.

ВЕЛИКИЕ СМЫСЛЫ МАЛЫХ ГОЛЛАНДЦЕВ. Мы привыкли считать голландцев отцами-основателями светского буржуазного искусства

В то время как их южные коллеги изо всех сил пытались пробить полномасштабный церковный заказ или усердно украшали дворцы сильных мира сего шикарными монументальными полотнами, прозорливые жители Нидерландов начали рисовать небольшие картинки, рассчитанные на уютный интерьер скромного бюргерского домика. Да и сюжеты выбирали попроще. Потому как не всякий порядочный отец семейства был готов украсить столовую 'срамной' орясиной, якобы мифологического характера. Возможно, он с радостью повесил бы в собственной спальне какую-нибудь пышнотелую Венеру, да убоялся праведного гнева благочестивой супруги. Посему нидерландским художникам в срочном порядке пришлось не только менять формат картины, но и искать подходящие сюжеты, угождая вкусам состоятельных обывателей. А покупатели, в свою очередь, желали приобретать простую и понятную живопись: цветочки в вазочке, занятную трактирную сценку с мордобоем, лодочки в гавани, родные деревушки и поля. Так и случилось, что в начале XVII столетия изобразительное искусство разделилось на жанры.

Но не надо забывать, что всего триста-четыреста лет назад в отдельных частях Европы картина играла очень важную роль в процессе социального воспитания общества… …художники… …разработали специальный язык символов, позволяющий придавать невинному и даже захватывающему сюжету двойной смысл. Особенно в этом преуспели представители протестантской Голландии. Незатейливые на первый взгляд картинки, напичканные поучительными аллегориями и христианской символикой, заменяли протестантам богато украшенные церкви с иконами и монументальными полотнами на религиозные сюжеты.

Эти аллегории и по сей день сводят с ума самых продвинутых специалистов. Дело в том, что со времен далекого средневековья добродушные нидерландцы не только привыкли четко разделять 'тот' и 'этот' свет, но и пребывали в твердой уверенности в их постоянной связи. Со временем они настолько сроднились с высшими силами, что порой их воспаленное сознание выдавало самые разнузданные ассоциации. Например, обыкновенная старушка, тащившая в гору тяжелую вязанку хвороста, могла на полном серьезе ощущать себя Иисусом Христом, восходящим на Голгофу. Окружающий мир казался голландцам полным явлений, наделенных глубоким внутренним смыслом, а каждый предмет ухитрялся иметь несколько обличий...(...)

В наши дни практически любая нидерландская картина требует тщательного изучения и подробного толкования. Удивительно, что всего несколько веков назад их содержание было абсолютно понятно даже неграмотному крестьянину.

Настоятельнейше рекомендую: http://emigration.russie.ru/news/2/4376_1.html

МАЛЫЕ ГОЛЛАНДЦЫ («голландский стиль», «голландское барокко»)

Художественная школа голландской живописи XVII в., в которую условно объединяются мастера пейзажной и бытовой жанровой картины небольшого размера, отсюда название. Особенности живописи малых голландцев были обусловлены историческим развитием голландского искусства, а также конъюнктурой рынка. Картины «малых голландцев» предназначались не для дворцов или храмов, а для скромного интерьера обычного жилого дома. Их покупали горожане, ремесленники и даже крестьяне. Они висели буквально в каждом доме. Такого еще не бывало в истории искусства. Художественная жизнь «золотого века» голландской живописи, каким по праву считается XVII столетие, отличалась огромной продуктивностью. В маленькой Голландии насчитывалось более двух тысяч живописцев, а вместе с южными Нидерландами — более трех.Я. Рейсдал написал за свою жизнь более тысячи картин;Г. Доу — триста девяносто;Я. Стен — восемьсот девяносто;А. Кейп — более восьмисот;А. фан Остаде — девятьсот двадцать.Художники писали картины целыми партиями, деля с торговцами доходы, и часто налаживали настоящий конвейер по их производству. В среднем голландский живописец, специализирующийся в «малом жанре» пейзажа, натюрморта, исполнял от двух до пяти картин в неделю. В подавляющем большинстве случаев индивидуальные различия стиля и манеры живописцев были не столь существенны и на первый план выступал жанр, сюжет и отработанная совместно стилистика школы.Ни в одной другой национальной школе, кроме голландской, так далеко не заходила специализация живописцев внутри каждого жанра.Арт фан дер Hep писал только вечерние и ночные пейзажи, Хендрик Аверкамп — зимние, Эгберт фан дер Пул — «ночные пожары». Корабли на рейде писали Я. Порселлис и С. де Флигер, виды равнин — Ф. Конинк, интерьеры церквей — П. Я. Санредам, А. де Лорм, натюрморты-завтраки П. Клас и В. К. Хеда, цветы - К. де Хем. Мастерами бытовых сцен в интерьерах были П. де Хох, Ф. Мирис, Г. Метсю, Г. Терборх. Обычным делом стала совместная работа различных художников над одной картиной — один писал небо, другой — зелень, третий — фигуры, а также изменение подписей художников с целью более выгодной продажи, бесчисленные повторения, тиражирование и варьирование наиболее удачных с коммерческой точки зрения картин, дописывания, подновления и переделки старых. На широкую ногу был поставлен конвейер по производству картин в мастерской М. фан Миревелта в Гааге. Но удивительно, несмотря на свои малые размеры и специализацию живописцев, вынужденных как и все ремесленники, чутко реагировать на вкус публики и характер спроса, картины «малых голландцев» — подлинные жемчужины мировой живописи. Они отличаются отточенностью формы, ясностью композиции, цветовых решений и ювелирной техникой. Черные лакированные рамы придают им еще большую красоту. Благодаря мастерству художников, многие картины выглядят современней самой современной живописи. Произведения малых голландцев совершенны. Так целостно и органично было их мироощущение!

ЗАКАТ ИСКУССТВА.

При создании прибавочной стоимости на рынке искусства художник давно уже превратился даже не в третьестепенную фигуру. Всё "Искусство" делается маркетмейкерами с помощью манипулятивных технологий...

Сегодня художник не способен существовать без галериста и куратора, а все вместе они немыслимы без маркетинга и прочих механизмов арт-менеджмента, которые давно превзошли самого художника. Из кого делать бренд — неважно, арт-рынку не нужна харизма.

На последней Венецианской биеннале исландский художник Рагнар Кьяртанссон устроил один из самых длинных перформансов в истории contemporary art. На протяжении шести месяцев он рисовал фактически одну и ту же картину — в разных домашних интерьерах одного и того же человека в черных трусах, с банкой пива и сигаретой.

Перформанс назывался The End, а хоронил Кьяртанссон современное искусство. Нельзя сказать, чтобы этот апокалипсис подкрался незаметно — мы давно видели его приближение, а эксцентричный исландец лишь продемонстрировал его, так сказать, на собственной шкуре: полгода ничего не делал, напивался, объедался, обкуривался и походя пописывал картины. Пора и вправду попрощаться с тем, что раньше называлось мастерством художника, а также с прежними представлениями об искусстве.

Contemporaryart больше не нуждается в том, что Сезанн именовал «своим собственным маленьким ощущением» — остались только рынок, бренд и тренд. Случилось это не вчера и не сегодня, но заполнить образовавшуюся на месте прежних представлений пустоту по-прежнему нечем, кроме стеба, концептуальных игр, кокетства с «актуальными» темами, политических заигрываний и эпатажа.

Семейный портрет для бюргера

Где следует искать причину — сказать сложно, но, по всей вероятности, без возникновения вторичного арт-рынка этого бы точно не произошло. До XVII века вторичный рынок произведений искусства, предполагающий их оборот, был немыслим. Хотя для Ренессанса заказ и не был редкостью, ни королям, ни аристократии не могло прийти в голову перепродать свой портрет или обменять его на храмовую фреску. В основном художники рисовали для дворцов и соборов, это искусство выполняло функцию сакрального и было попросту недвижимым для продажи или обмена.

Неоткуда было взяться сравнительной стоимости продукта, а значит — и рынку. В XVII столетии ситуацию радикальным образом перевернули «малые голландцы», не только создав сам прецедент арт-рынка, но и не виданную ни до, ни после рыночную конъюнктуру, сравнимую разве что с теми явлениями, которые мы наблюдали в веке XX, положившим конец классической эстетике и заболевшим нонклассическим искусством — приспособленным к тиражности. Голландские художники XVII столетия угадали и в чем-то даже сами сформировали общественный запрос, рисуя камерные малоформатные картины с простыми и понятными сюжетами — пейзажами, натюрмортами и бытовыми интерьерными сценами. Теперь не только знать и монархи могли себе позволить приобретать произведения искусства — картины «малых голландцев» появились практически в каждом доме, их покупали ремесленники, обычные бюргеры и даже крестьяне. Теперь позировать в домашнем — пусть не дворцовом, но собственном! — интерьере мог любой мещанин, желавший запечатлеть себя и свое семейство на полотне, что прежде являлось прерогативой аристократии и монарших особ.

Это было колоссальным прорывом в общественном сознании — искусство не просто получило меновую стоимость, оно стало понятно всем. Монополия величественных сюжетов и героических портретов рухнула — живопись стала общедоступна и стандартизировалась соответственно вкусу среднестатистического горожанина. В этих обстоятельствах нидерландский арт-рынок породил невиданные спрос и предложение: в стране активно работали около трех тысяч (!) художников, имевших беспрецедентно узкие специализации (кто-то рисовал только ночные пожары, кто-то только цветы, кто-то — только зимние пейзажи etc), процветали мастерские, работавшие на тираж, до бесконечности перерисовывались наиболее коммерчески востребованные сюжеты, первые торговцы зарабатывали целые состояния. Художники трудились как конвейеры, сгруппировывались в тандемы и рисовали картины «по частям», специализируясь кто на изображении неба, кто — фруктов, а кто — ландшафта, при этом повсеместно практиковалась подделка подписей живописца, если это позволяло выгоднее продать картину. Один лишь Якоб Ван Рейсдал за всю свою жизнь написал больше тысячи работ!

По большому счету, «малые голландцы» создали исторический прототип современного арт-рынка — с аналогичной конъюнктурой, понятием моды и стандартизацией модного. Тогда мещанин, заказывая семейный портрет в интерьере и получая картину с очередным затасканным сюжетом, был убежден, что мыслит прогрессивно и шагает в ногу со временем. Ведь теперь и он, как прежде короли, может увековечить свой быт, ведь подобные картины висят в каждом доме — как офорты с оленем в советских квартирах! О чем думает современный буржуа, покупая что-то из актуального? Да все о том же — что он либерально мыслящий нонконформист, не отстающий от моды, и он даже не отдает себе отчета в том, что с подачи куратора приобрел самый что ни на есть заунывный мейнстрим. Главное — не фигуративную живопись (право, это же пошлятина и ретроградство!), а еще лучше — огромную инсталляцию из арматуры и фаллоимитаторов. Вот это точно бескомпромиссно и прогрессивно! (…)

Художник как бренд: арт-рынок не терпит харизмы

Раньше произведение искусства стоило ровно столько, сколько оно могло стоить — пропорционально трудозатратам художника. Сегодня нет художников, но есть бренды, нет выставок — но есть проекты. Это означает, что сам процесс создания произведения искусства в этой цепочке посредников весьма ничтожен и отходит глубоко на второй план — первостепенен менеджмент, он-то и наиболее затратен во всех смыслах, он — а вовсе не художник или его талант — и является основной производственной мощностью на этом рынке. Самого художника может и вовсе не быть — в том смысле, что вряд ли что-либо изменится, если одного художника заменить другим.

В самом деле — что поменяется? В целом, до ХХ века один живописец отличался от другого характерной манерой, заказчики приобретали конкретную картину, а не брендовый товар, продать можно было произведения искусства, но не культовые имена. Но как сегодня отличить одно абстракционистское пятно от другого, как понять, что инсталляция в виде люстры из сотни гигиенических тампонов «почерком» отличается от инсталляции с ржавым унитазом, если «почерка» нет?

Как понять, что лежащая на постаменте плюшка — это не просто кем-то забытая недоеденная плюшка, а арт-объект стоимостью в 8 тысяч долларов? Но кураторы проекта поспешат сообщить нам, что автор унитаза — эстет, носит исключительно очки от Polaroid в роговой оправе, коллекционирует элитные барбадосские чаи и одевается у Ив Сен-Лорана, в то время как автор люстры из тампонов — лысая лесбиянка, одевающаяся в мужские пиджаки от Hugo Boss и всячески пестующая свой имидж неадекватной и контркультурной infant terrible. Теперь-то понятно: один эстет в роговых очках, другая — лысая infant terrible. Только лишь в этом разница. (…)

Недавно в Англии был запущен проект IARTISTLONDON — как приговор и насмешка над современным искусством. «Мы сделаем высокое искусство доступным для всех! Быстро и дешево! Каждый может стать художником!» — гласит рекламный слоган. За 50 фунтов любой из нас может купить упаковку с набором предметов, чтобы потом из них самому, в домашних условиях, воспроизвести культовые арт-объекты последних лет. С помощью набора IHIRST, в который входят пакет кристаллов, кисточка с клеем и пластиковый череп, предлагается сделать копию знаменитой инсталляции Дэмиена Хёрста For the love of God, проданной за 100 миллионов долларов — человеческого черепа XVIII века, инкрустированного бриллиантами в количестве восьми с лишним тысяч штук. А с помощью специального крема для лица, медицинского пакета для сбора крови, пластыря и резиновых перчаток можно воспроизвести скульптурную копию собственной головы, которую Марк Куинн изготовил из собственной же крови, собранной за год.

Это, безусловно, весело. Но кажется, веселье, которым современное искусство подменило «маленькое ощущение», уже превратилось в патологию. Игра, пусть даже самая искрометная, — это не искусство. Искусство — то, что рождает нечто большее, чем просто усмешку или оторопь. Барт, имея в виду литературный постмодернизм, говорил о «смерти Автора». На современном арт-рынке умер не только автор-художник, но и потребитель — остались только проекты и механизмы маркетинга. Художнику неважно, что рисовать — покупателю неважно, что нарисовано. А пустота тем временем растет в цене.

Автор: София Гольдберг

http://rupo.ru/m/2474/zakat_iskusstwa.html

Joachim Wtewael (1566-1638)

yasko.livejournal.com

Малые голландцы Википедия

Ма́лые голла́ндцы — условное название голландских художников XVII века, писавших небольшие, тщательно отделанные картины[1]. Хотя они не представляли собой единой школы, их произведениям свойственны некоторые общие черты: отточенность техники, ясность композиции, тонкая нюансировка[2].

Термин

Термин «малые голландцы» принят преимущественно в отечественном искусствоведении. Он не носит оценочного характера и никоим образом не характеризует роль и место художников в истории живописи, равно как и масштаб их таланта[3]. Его возникновение объясняется двумя причинами: во-первых, небольшими размерами холстов; во-вторых, интересом живописцев XVII века к «малым», камерным сюжетам, преимущественно из повседневной жизни[4]. В сущности, к малым голландцам можно отнести практически всех голландских художников XVII века, за исключением Рембрандта и Халса, создававших в числе прочего и монументальные произведения[3].

Исторический контекст

XVII век принято называть Золотым веком Голландии. Небывалого расцвета достигла в этот период и голландская живопись. Этому в первую очередь способствовали два фактора: обретение Республикой Соединённых провинций политической и религиозной независимости, а также её экономическое процветание[5]. Наиболее образованный и влиятельный слой населения — бюргеры — желали видеть Голландию просвещённой страной, в которой активно развиваются наука и искусство, и именно в живописи наиболее ярко выразилось новое мироощущение голландского народа[5]. Картины украшали общественные здания, бюргерские и даже крестьянские дома[6]; были предметом коллекционирования, продавались на ярмарках и у специальных торговцев, а также шли на экспорт и даже использовались как предмет капиталовложения и средство платежа[7]. Всего в это время в Голландии были активны около 2000 художников[8].

Жанры

Малые голландцы продолжили традиции мастеров эпохи Возрождения. Сюжеты их картин были преимущественно светскими, хотя и содержали скрытые религиозные и философские символы[1]. Но в целом живопись была приземлённой, «домашней», и стремилась говорить понятным для зрителя языком[9].

Бо́льшая часть художников имела чрезвычайно узкую специализацию. Это объяснялось необходимостью выдерживать жёсткую конкуренцию среди живописцев: работая исключительно в определённом жанре, было проще достичь в нём достаточно высокого мастерства[10]. Интересно, что ведущее место в голландской живописи заняли жанры, относившиеся в то время к «низшим» — бытовая картина, натюрморт и пейзаж. Голландцы доказали, что большое искусство не обязательно должно черпать темы в Библии или античной мифологии и что окружающая действительность, несмотря на кажущуюся прозаичность и заурядность, таит в себе не менее достойные живописи сюжеты[11].

Бытовой жанр

Адриан ван Остаде. Крестьяне за выпивкой. После 1676

Бытовой жанр, прежде считавшийся «низким», приобрёл в Голландии XVII века чрезвычайно широкую популярность. Он изображал сцены из жизни различных слоёв общества: бюргеров, крестьян, военных, врачей, учёных[8]. В бытовом жанре работали Герард Терборх, Габриель Метсю, Питер де Хох, Ян Стен, Адриан ван Остаде, Франц ван Мирис Старший, Паулюс Бор (некоторые искусствоведы считают, что за жанровыми сценами в его картинах скрываются малоизвестные мифологические сюжеты), Эмануэль де Витте и пр.[12]

Натюрморт

Натюрморт в голландской живописи XVII века был представлен множеством разновидностей: «цветочный», «фруктовый», «рыбный», «кухонный», «роскошный», «завтрак», «суета сует» и т. д. Его необычайная популярность объяснялась тем, что этот жанр как нельзя лучше отражал тот культ частного быта, который был присущ голландскому бюргерству[13]. В жанре натюрморта работали такие художники, как Виллем Калф, Виллем Клас Хеда, Питер Клас, А. ван Бейерен, Балтасар ван дер Аст, Ян Давидс де Хем, Ян ван Хёйсум и др.

Пейзаж

Якоб ван Рёйсдал. Пейзаж с мельницами близ Харлема. Ок. 1650-52

В пейзаже отразилось стремление голландского бюргерства увековечить в искусстве облик родины, родного дома[13]. Среди его многочисленных разновидностей были марины; панорамные, лесные, зимние и городские виды; сцены при лунном свете и ночные пожары[10]. В числе наиболее значительных пейзажистов были Якоб ван Рёйсдал, Ян ван Гойен, Мейндерт Хоббема, Адриан ван де Велде, Ян Порселлис, Филипс Конинк, Хендрик Аверкамп.

Прочее

Питер Санредам. Интерьер Ньиве керк в Харлеме. 1653

Помимо трёх основных жанров, малые голландцы также писали картины в анималистическом жанре (Альберт Кёйп) и батальные сцены (Филипс Вауверман)[14]. Отдельным, самостоятельным жанром было изображение церковных, дворцовых и домашних интерьеров (Герард Хаукгест, Хенрик Корнелис ван дер Влит, Питер Санредам, Эмануэль де Витте)[4].

Стиль

В Голландии XVII века не было принято относиться к картине как к уникальному произведению искусства. Многие из них неоднократно тиражировались для продажи; старые картины обновлялись и переписывались; широко практиковалась совместная работа нескольких художников над одной картиной[15]. Именно поэтому возможно говорить о малых голландцах как о некоем цельном явлении: зачастую в их произведениях важна не столько индивидуальность конкретного художника, сколько общие черты стиля. К их числу относятся обострённое чувство детали наряду с продуманностью и гармоничностью композиции в целом, ювелирная техника исполнения, сдержанность колорита.

Малые голландцы предпочитали простые, обыденные сюжеты, пристально вглядывались в окружавший их предметный мир. В их творчестве окружающие предметы впервые заняли место на картине не в силу присущего им символического смысла, а исключительно из-за своей красоты и живописности. По словам В. Г. Власова, несмотря на прагматичный подход к искусству, живопись малых голландцев «не теряла художественности и даже, напротив, достигала небывалой ранее точности письма, способной передавать тонкие движения души»[2].

Примечания

  1. ↑ 1 2 Энциклопедия «Искусство», 2007, с. 58.
  2. ↑ 1 2 Власов, Т. 5, 2006, с. 280.
  3. ↑ 1 2 Костыря (Наука и жизнь), 2011, с. 152.
  4. ↑ 1 2 Энциклопедия Кирилла и Мефодия.
  5. ↑ 1 2 Костыря (Наука и жизнь), 2011, с. 151.
  6. ↑ Энциклопедия «Искусство», 2007, с. 59.
  7. ↑ Линник, 1980, с. 48.
  8. ↑ 1 2 Геташвили Н. В. Атлас мировой живописи. — ОЛМА Медиа Групп, 2006. — С. 170.
  9. ↑ Киселёв, 2008, с. 9.
  10. ↑ 1 2 Костыря (Наука и жизнь), 2011, с. 153.
  11. ↑ Линник, 1980, с. 41.
  12. ↑ Энциклопедия «Искусство», 2007, с. 60.
  13. ↑ 1 2 Тарасов Ю. А. Голландский натюрморт XVII века. — СПб: Издательство С.-Петербургского университета, 2004. — С. 3.
  14. ↑ Энциклопедия «Искусство», 2007, с. 61.
  15. ↑ Власов В. Г. Голландии искусство // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. — СПб: Азбука-классика, 2010. — Т. 3. — С. 198—208.

Литература

  • Верижникова Т. Ф. Малые голландцы : портрет, пейзаж, жанровая живопись, натюрморт : [альбом]. — СПб: Аврора, 2004. — 256 с. — ISBN 5-7300-0718-3.
  • Власов В. Г. Малые голландцы // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. — СПб: Азбука-классика, 2006. — Т. 5. — С. 280—284.
  • Геташвили Н. В. Малые голландцы: [альбом]. — М.: Олма-Пресс, 2006. — 128 с. — ISBN 5-94849-667-8.
  • Малые голландцы // Искусство: Энциклопедия / Горкин А. П.. — М.: РОСМЭН, 2007. — Т. 3. — С. 58–61.
  • Киселёв А. Голландская живопись XVII века. — М.: Белый город, 2008. — 127 с.
  • Костыря М. А. Малые голландцы. Поэзия повседневности. — Калининград: Янтарный сказ, 2002. — 63 с. — ISBN 5-7300-0702-7.
  • Костыря М. А. Малые голландцы. Реальность и символика // Наука и жизнь. — 2011. — № 12. — С. 150–160.
  • Линник И. В. Голландская живопись XVII века и проблемы атрибуции картин. — Л.: Искусство, 1980. — 247 с.
  • Renate Trnek. Die holländischen Gemälde des 17. Jahrhunderts: in der Gemäldegalerie der Akademie der Bildenden Künste in Wien. — Böhlau Verlag Wien, 1992. — 556 p. — ISBN 3205054083. (нем.)

Ссылки

wikiredia.ru

Малые голландцы | aquarells.ru

 

 

Малые голландцы, кто они? Иногда, читая о собрании картин того или иного известного музея мира, мы сталкиваемся с термином «малые голландцы».

Балтазар ван дер Аст «Натюрморт с фруктами»

 

Так о ком или о чем идет речь? Малыми голландцами традиционно называют обширный круг голландских живописцев XVII века. Термин «малые» стал применяться в отношении этих живописцев в связи с тем, что творчество их носило камерный характер, а размеры их картин были небольшими.

Г. Метсю «Девушка за работой»

 

По тематике произведения малых голландцев относятся в основном к таким жанрам, как пейзаж, интерьер, бытовой жанр.

Ян Вермеер «Вид города Делфта» 1658-1660 гг.

 

Характерными особенностями живописи малых голландцев являются тонкость письма, выразительное изображение мелких деталей, особое мастерство в передаче нюансов света и колорита, чувство тепла и сопереживания персонажам в интерьерной или пейзажной среде со стороны авторов.

 

Г. Терборх «Мальчик с собакой»

 

Наиболее яркими представителями малых голландцев являются Я. Вермеер, Г. Терборх, Я. Стен, братья Остаде, Г. Метсю.

Другие картины малых голландцев можно посмотреть здесь.

Похожее

aquarells.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта