Творчество Макса Клингера - ru_art links. Макс клингер картины
Эротика и демонизм в графике Макса Клингера (1857-1920): philologist
Владимир Фещенко. "Литературный авангард на лингвистических поворотах" (2018)
Фещенко В.В. Литературный авангард на лингвистических поворотах / Владимир Фещенко. — СПб.: Издательство Европейского университета в…
Максим Горький и художественная культура символизма (2017)
Максим Горький и художественная культура символизма. К 100-летию "Сказок об Италии": Коллективная монография / отв.ред. В.П. Вольнова. -…
Евгений Головин. Беседы о поэзии - Валерий Брюсов
Евгений Всеволодович Головин (26 августа 1938 — 29 октября 2010) — русский поэт, переводчик, литературовед, оккультист, автор песен.…
Евгений Головин. Беседы о поэзии - Стефан Малларме
Евгений Всеволодович Головин (26 августа 1938 — 29 октября 2010) — русский поэт, переводчик, литературовед, оккультист, автор песен.…
Мария-Луиза фон Франц. Алхимия: введение в символизм и психологию
Фон Франц М.-Л. Алхимия: введение в символизм и психологию. - М.: Городец, 2017. - 296 с. ISBN: 978-5-906815-60-6 / 9785906815606. Предлагаемая…
П.С. Соловьева. В.Я. Брюсов. М.А. Волошин. А.А. Блок. А. Белый. Кочевники красоты. Альбом
П.С. Соловьева. В.Я. Брюсов. М.А. Волошин. А.А. Блок. А. Белый. Кочевники красоты. Альбом. / Сост. М. Шапошников, вступ. ст. О.А. Клинг, Н.А.…
Алистер Кроули. Безводные облака
Алистер Кроули. Безводные облака / Предисл. Мастер Василиск. Пер. с франц. Елены Головиной; пер. с англ. Екатерины Дайс. Художник Ирина Балуненко. -…
Конференция «Поэт Константин Бальмонт (1867 – 1942): символист и теург», 18-20 сентября 2017 (анонс)
18–20 сентября 2017 года в ИРЛИ (Пушкинский Дом) РАН состоится Всероссийская научная конференция с международным участием «Поэт…
Литературные манифесты и декларации русского модернизма
Литературные манифесты и декларации русского модернизма. - СПб.: Издательство «Пушкинский Дом», 2017. — 952 с., ил. Тираж 500 экз.…
philologist.livejournal.com
Творчество Макса Клингера - ru_art links
Творчество Макса Клингера
« previous entry | next entry »May. 17th, 2012 | 09:40 amposted by: pavel_in in art_links
Макс Клингер (Klinger) (1857-1920), немецкий живописец, график и скульптор. Живописные произведения Клингера в целом не выходят за рамки "модерна" и мистических тенденций символизма ("Христос на Олимпе", 1897, Галерея XIX и XX вв., Вена). В графике (серии офортов "Жизнь", 1881-84, "Драмы", 1883, "Любовь", 1887, и др.) острую социальную проблематику Клингер сочетал с фантастикой и трагическим пессимизмом. Стремился возродить полихромную скульптуру ("Бетховен", мрамор, гипс, бронза, 1886-1902, Музей изобразительного искусств, Лейпциг).
Link | | Share
art-links.livejournal.com
Макс Клингер. - По невозможному тоска.
Макс Клингер(нем. Max Klinger; 18 февраля 1857,Лейпциг — 5 июля 1920, Гроссйена, нынеНаумбург) — немецкий художник, график и скульптор, представитель символизма.
Учился рисованию в Карлсруэ у жанрового художника К.Гуссова, тогда же изготовил по заказу серию рисунков с античных статуй. Переехав в Берлин, подпал под влияние историзированного стиляМенцеля. Первые художественные работы в живописи и графике относятся к 1878 г. В 1879 г. рисует полотно «Смерть Цезаря» (Лейпциг,музей изобразительного искусства), ставшее центральным в развитии немецкого исторического символизма.
Большое значение в творчестве Клингера занимала графика, в которой он был виртуозным мастером и которой он в своей книге «Живопись и рисование», вышедшей в 1891 году, придаёт особое, самостоятельное значение в отображении внешнего мира. При этом Клингер считал, что графике свойственно передавать демонически-тёмные аспекты жизни, адекватно выражаемые в линейной и контрастной манере, что позволяет рассматривать Клингера как одного из предтеч сюрреалистов. Изображение «циклов» действия с изображением фантастически-символистских воображаемых реальностей сам Клингер сравнивал с музыкальным произведением («опусом»). Сама же живопись оставалась для художника реалистически-позитивным средством выражения. Под особенным влиянием Клингера находился Пюви де Шаванн, создавший в Париже серию аллегорических, монументальных произведений настенной живописи. Своей целью в искусстве Клингер видел объединение живописи, пластики и архитектуры. Написанные Клингером религиозные картины показывают влияние на мастера итальянского Ренессанса.
"Я живу в себе и разгуливаю между рефлексами своих глаз: газовый свет – зеркало– люди. " Клингер, написавший это предложение 1883 году в своем дневнике, впитывал всё, окружающее его, глазами. Живопись была в его представлении средством, удерживающим " внешний мир ". Фантазию можно было выразить только в рисунке и гравюре. В этом смысле работал Клингер в обеих техниках, к которым он позже добавил талант скульптора. Внешний мир и внутренний мир возбуждали его равным образом, и он видел их всегда как противоположности.
Смерть и Красота An die Schonheit. У берега моря, на цветущем лугу, высокие деревья сплелись в кружевные узоры. Точно грезы пустынной земли, они возносятся к небу и слушают нежные шумы прибоя. Туда, в ликующий солнечный день, пришел Человек и увидел, что мир прекрасен. Он опустился на колени и стал молиться, закрыв лицо руками. И слезы потекли из его глаз, неудержимые слезы восторга и муки перед тайной красоты. Тот, кто обожал природу, кто отдавался всеми порывами сердца и мысли великим чарам ее непостижимости - поймет, почему этим примиряющим аккордом закончил Макс Клингер последнюю серию своих офортов: "О смерти". Смерть… Никто из современных художников не приходил к раздумьям о смерти чаще и сосредоточеннее Клингера. Никто не вникал глубже в молчание потустороннего рока, стерегущего ужас людей. Смерть. Она не знает пощады. Она на конце всех дорог. Ее неумолимая близость равняет все жребия. Счастливых и страдающих, мудрых и безумных. Перед ней одинаково ничтожны: и воин, искушаемый призраком славы, и владыка в золоте и пурпуре, умирающий как раб у подножия пышного трона, и матрос, заброшенный бурей на скалы, и девушка за работой на родном поле, и ребенок в колыбели, около матери, беззаботно уснувшей на скамье, близ вечернего пруда… Смерть таится везде. У нее тысяча форм и символов. Она подкрадывается к человеку, когда он меньше всего ожидает и когда устал ждать, - безжалостная, немая смерть, то насмешливо-злобная, как скелет в монашеском одеянии, как стая воронов, врывающихся в больничные покои, то печально-тихая, как белый ангел… И художник настаивает на вещих образах упорно, методически, с безжалостной утонченностью того, кто не щадит других, потому что не щадит себя. Эти гравюры о смерти чередуются перед нами, законченные, неотвратимые, словно видения "Меланхолии" Дюрера, читающей на небе слово Vanitas, и от них идет поэзия вкрадчивой грусти и тишины, напоминающая строки Верлена: Je suis un berceau Qu'une main balance Au fond definite'un caveau. Silence, silence… Но значит ли это, что смерть опровержение жизни? Значит ли это, что люди должны предаваться отчаянию в ожидании последнего часа? Нет. Надо превозмочь скорбное знание о страшном, неизбежном конце. Художник говорит нам: "Страшны формы смерти, но не сама смерть". Нет, потому что есть нечто более сильное, чем правда смерти, - правда красоты. Красота побеждает смерть. В лучах красоты дух человек приобщается к вечности. В красоте - его предчувствие о непостижимой связи земного бытия - слабого, временного, случайного с тем безначальным и непреходящим бытием, которое он называет: Вселенная. Так раскрывается нам смысл этой молитвы. Та же молитва звучит во всем творчестве Клингера. Вот почему от большинства его произведений веет таким строгим покоем, такой торжественной примиренностью, несмотря на преобладание в них мрачных мелодий.
Многократность дарования Макс Клингер - натура созерцательная, замкнутая в себе и притом глубоко аристократическая. Жизнь этого человека - непрерывное горние духа на одиноких вершинах. Его глаза обращены к вечности! В его мастерскую не доносится шум мелких и суетных будней. Искусство его отвечает только на самые великие и опасные слова. Макс Клингер - мыслитель, унаследовавший не одну печаль и не одну мучительную надежду от Шопенгауэра и Ницше, - мыслитель переживший все нравственные трагедии своего века, опускавшийся во все темные колодцы современного сознания и скитавшийся, может быть дольше других, в забытых странах у могил богов. Но прежде всего он художник, художник в полном значении слова, с воображением отзывчивым, с душою открытой для всех искушений красоты. Многогранность его творческой деятельности необычайна. Нет области искусства, в которой бы он не испробовал своих сил. Он не только рисовальщик, гравер, живописец, скульптор, редкий знаток обработки металла и драгоценных камней, - он также хороший музыкант и писатель (не сколько лет назад вышла в свет замечательная книга его об искусстве, озаглавленная: Malerei und Zeichnung). Эта способность Клингера чувствовать красоту во всех ее проявлениях (хотя и не с одинаковым совершенством) - в красках, в линиях, в формах, в звуках - сказывается в его работах волнующей сложностью настроений. В известных случая он действительно достигает "слияния искусств". Его раскрашенные мраморы настолько же скульптурны, насколько живописны его картины - философские поэмы с пластическим содержанием. Но в этом смысле особенно многозначительны офорты. Значение Клингера как графика очень велико. В этой области у него только один соперник - Бердслей. Так же, как Бердслей, он - истинный enfant du siecle, зaвороженный тенями мистических глубин. Но его творчество совершенно противоположно по духу. Бердслей - жрец современной Астарты, кудесник демонического сладострастия. Клингер - мистик из семьи Дюрера и Гольбейна. Скорбная вдумчивость, созерцательная мечта, драматический пафос, изредка оттененный юмором, придают его офортам характер величавой и строгой поэмы; их демоническая острота таится глубоко и растворяется в чарах пантеизма; их символы всегда воплощают большие мысли и большие чувства, с которыми надо интимно сродниться, чтобы различить, сквозь волшебство внешней образности, скрытую страсть и признание душевной муки. Здесь - родство Клингера с музыкой Брамса, которую он любил и знал наизусть. Симфонии Брамса - многозвучные, то замирающие, то растущие, шепоты, за которыми слышатся сдержанные крики боли и счастья; в звуковых сумраках его аккордов - стыдливость самосознания, не желающего быть понятым слишком ясно. Эта стыдливость угадывается и в офортах Клингера, часто сумрачных от сдержанного трагизма.
Офорты Они образуют отдельный цикл, или серии из нескольких рисунков с заглавием. Как музыка Брамса, они оставляют впечатление музыкальных пьес с необычайно сложным контрапунктом. Все капризно, неожиданно, и в тоже время все закономерно. Каждый штрих, каждая на первый взгляд случайная черточка имеет свое значение; одна подробность вытекает из другой с необходимой последовательностью; одна страница незаметно дополняет другую; тема постепенно разветвляется, растет, становится богаче, убедительнее, и связующее настроение выступает из узора светотени, резкое и сильное, как приказание. Таких серий за время от 1879 до 1898 тринадцать. Из них наиболее замечательны: "Найденная перчатка" (1879-1880г.), "Ева и будущее" (1880г.), "Intermezzi" (1879-1881г.), "Жизнь" (1881-1884г.), "Любовь" (1879-1887г.), "Фантазия Брамса" (1894г.) и две серии "О смерти" (1889-1898г.). Я никогда не забуду восхищения, внушенного мне офортами Клингера, когда я увидел их впервые, лет пять тому назад, в мюнхенском Kupferstichkabinet… Меня поразило и очаровало это странное чередование реалистической наблюдательности и безумных вымыслов, это смелое сочетание трагических аллегорий с мистикой средних веков, это смешение романтизма, эллинизма и современности! В гравюрах Клингера сталкиваются все мировоззрения, призраки всех столетий, тревожные тени всех раздумий и грез. В них - многострунность нового Человека: противоречивые страдания его мысли, его порывы к неизвестному, его любовь к тайнам, все сомнения его ужаса и сладострастия, все ожидания его молитвенных часов. Клингер создал свой графический стиль, вполне законченный, вполне индивидуальный и необыкновенно характерный для нашей эпохи. Офорты Клингера, несомненно, останутся.
eleonorar.livejournal.com