Российские художники-графики: Георгий Верейский (1886 - 1962). Художник верейский картины
Картины художников. Г.С. Верейский. Часть 2 — Журнал по дизайну и культуре
Человеку свойственна тяга к уюту. Кто-то, находит его в обустройстве дома, кто-то — в кругу общения с близкими людьми. Но, наряду с этим, существует возможность сохранить подобное состояние с течением времени. Этим свойством обладают произведения искусства. Порой, наряду с искусством встречаются и просто оригинальные работы способные передать самобытность восприятия жизни. Даже в своем прикладном назначении, картины, выполненные талантливыми художниками и графиками, способны донести до нас ауру своих создателей. Одним из выдающихся мастеров графики был Г.С. Верейский.
С 1905 по 1907 г. Верейский жил в Европе (в Мюнхене, Вене и ряде городов Италии). По возвращении, он продолжил прерванную учебу на юридическом факультете в Харькове. В 1911 году, Верейский переехал в Петербург, где (закончив в 1912 году Петербургский университет) больше к юриспруденции не обращался. В 1911 году он женился на дочери петербургского профессора историка Н. И. Кареева.
Судьбы Верейских и Кареевых пересеклись дважды. Сначала, сестра художника Неонила Семеновна вышла замуж за двоюродного брата Н. И. Кареева В. О. Герасимова, а затем Георгий Семёнович женился на дочери Кареева Елене Николаевне. После окончания университета, Верейский становится профессиональным художником, сотрудничает в журнале «Театр и искусство», занимается в Новой художественной мастерской, где знакомится и сходится Добужинским, Кустодиевым, Лансере, Остроумовой-Лебедевой, начинает участвовать в выставках «Мира искусства». В период с 1916 по 1918 год он был мобилизован в армию, где служил рядовым в качестве художника.
О том, каков был статус Верейского в профессиональной среде, свидетельствует рекомендация на службу в Эрмитаж, написанная рукой Н. Бенуа 27 ноября 1918 года, подписанная им и Яремичем: «Георгий Семёнович Верейский – по профессии художник. Но, нашей рекомендацией на видную должность в Эрмитаже движет не столько уважение к его выдающемуся дарованию, сколько знакомство с его отношением к прошлому современному искусству, изучению которых он посвящает весь свой досуг и которые он знает, как редко кто из его собратьев». С этого времени, в течение десяти лет Верейский работал в кабинете гравюр и рисунков Эрмитажа.
Петербург-Ленинград в конце XIX — начале XX века был центром отечественной графики. Здесь, она утвердила себя в качестве самостоятельного вида искусства. Верейский в совершенстве освоил все специфические возможности и приемы графического искусства. Только графике позволялось и удавалось передать всю выразительность и многообразие жизни в рамках черного и белого цвета. Именно в ней, линия становилась не только формообразующим элементом, но образно-выразительным и эстетическим, так же, как прочие составляющие рисунка: пятно, или оставленная нетронутой бумага — основа, штрих, растушевка и т.д.
Весь арсенал изобразительных приёмов, которым в совершентве владел Верейский, был подчинен у него объективной передаче натуры лица или фигура модели, лампы в полумраке комнаты и т.д. Если художник не находил в модели для себя обаяния, то в результате получалась добросовестная академическая «штудия». Такие портреты вызывали нарекания у любителей изящного, но у советской критики — одобрение в качестве образцов художественного реализма мастера.
Творческий расцвет, отраженный в картинах художника, приходится на 1920-е годы. Именно тогда были созданы такие шедевры, как «В саду Русского музея», «Зимой на террасе», «Интерьер с лампой», «Республиканский мост», «Окно. Сумерки», «Портрет профессора Н. И. Кареева», «Портрет Е. Д. Верейской». Они выполнены тушью кистью или тростниковым пером, чёрной акварелью или чёрным очень мягким, так называемым, «итальянским» карандашом. Этим определяется их строгий, изысканно-сдержанный характер.
Но, каждый лист неповторимо индивидуален, прежде всего, по выбору предмета изображения. Это – простые повсеместно окружающие художника предметы, люди и события. В их числе: сад, увиденный сверху из окна; сидящая на террасе женщина с книгой; набережная и простор Невы; мерцающий полусвет интерьера с женской фигурой у лампы. Есть в работах и конкретные лица: тесть художника — Николай Иванович Кареев, мать — Екатерина Демьяновна. Разные по жанрам, эти работы обретают особую композиционную форму. Для каждой из них находится особый материал и техника: свободное движение мягкой кистью по плотному ватману, дробное мелкое штриховое движение итальянского карандаша по мягкой рыхлой вержированной бумаге и т.д.
Читайте также:
www.5arts.info
Верейский Георгий Семёнович
(1886-1962)
Советский график и живописец. Народный художник РСФСР (1962). Лауреат Сталинской премии второй степени (1946). Родился в 1886 году в Подольской губернии. Учился в Харькове в студии Е.Е.Шрейдера (1895–1904), в Петербурге в "Новой художественной мастерской" (1913–1916). Член общества "Мир искусства" (1915).С 1918 работал в Эрмитаже, хранитель отдела гравюр (1921–1930).
Работал в области портрета, лучшие его портреты (к примеру, А.Н.Бенуа, 1924; С.С.Прокофьева, 1927; И.А.Орбели, 1940; К.А.Федина, 1940; Е.Е.Лансере, 1944; С.Т.Коненкова, 1954) принадлежат к редким по точности и художественному качеству образцам исторической иконографии.
Особую роль в жизни Литографской мастерской сыграл Г. Верейский. Он был, по определению Любимовой, «просветителем», к которому все относились как к старшему товарищу. А. Каплан, всегда считавший себя учеником Верейского, вспоминал позднее: «Мне посчастливилось, что нами в этой мастерской руководил Г.С.Верейский. Георгий Семенович привил нам большую любовь к литографскому делу, благодаря ему я и научился этой технике.»
Влияние Верейского, художника, знатока графики, много лет отдавшего хранительской работе в Эрмитаже, коллекционера, щедро делившегося сокровищами знаний с товарищами, было велико и благотворно. Мастерство Верейского-рисовальщика и литографа, бережно сохранившего и продолжавшего в своем творчестве традиции русского реалистического рисунка, - было для многих молодых художников и школой, и зримой связью с искусством прошлого. (Н.М. Козырева - Ленинградская станковая литография 1933-1963)
Работы находятся в Русском музее (Санкт-Петербург), Третьяковской галерее (Москва), Музее изобразительных искусств им.А.Пушкина (Москва).
kupitkartinu.ru
Записи блогов | G.Bedarev | ВЕРЕЙСКИЙ ОРЕСТ ГЕОРГИЕВИЧ
Верейский Орест Георгиевич (1915- 1993)
Становление Верейского. как художника проходило в Ленинграде.Главным его наставником в искусстве был отец. В Академии онучился у А. Осмеркина. С 1940 г. Верейский жил и работал в Москве.Широко известен Верейский как художник книжной графики.Им были иллюстрированы произведения Шолохова, Паустовского,Фадеева, Пришвина, Бунина, Хемингуэя.
На титульном рисунке, работа его отца Георгия Верейского, замечательного рисовальщика и портретиста.
Его рассуждения о своей жизни<Известно, что детство у человека по ощущению — самое долгое,юность — кажется, что не будет ей конца, а потом…Когда идешь с горки, шаг убыстряется. Бег времени почтифизически ощутим. «Что войны, что чума? — конец им виденскорый: /Их приговор почти произнесен./ Но как мне бытьс тем ужасом, который/ Был бегом времени когда-то наречен?»И еще у Ахматовой: «Какой короткой сделалась дорога,которая казалась всех длинней».Как несправедливо коротка человеческая жизнь — думаешь,когда тебе перевалило за семьдесят. Но если представитьсебе, как много прожито, пережито, изведано, увидено…Сколько радостей, бед, тревог, огорчений, ошибок, сколькодел вмещает одна человеческая жизнь — такая ли короткая,как нам кажется?Хотелось бы еще сказать — сколько сделано! Но этого какраз и не скажешь. Потому что всегда кажется — мало,непростительно мало. Во всяком случае, по тому счету,какой постоянно предъявляешь себе. Нужно было, можнобыло — больше. Не по простому счету — бумаги, красокизвел тонны. Если бы где-то велся такой немыслимыйучет — право, было бы чем гордиться. Вон сколько наработал!Но не по весу же судить. Нет предела нашим устремлениям,только вот возможности, наверное, ограничены.Сколько хороших книг хотелось бы еще проиллюстрировать,успеть бы только. Сколько лиц, чем-то в разное времяпривлекших твое внимание, хотелось бы нарисовать.Сколько набросков в твоих альбомчиках еще не реализовано.Когда приходит пора подводить итоги, о чем ни думаешь,все неизбежно начинается со слов: недоделал, недоувидел,недо… Этих «недо…« — множество. Господи, кажется давно ли говорили: молодой, подающий надежды. И вдруг: «Вы художникиcнчала родителей, потом старших товарищей, потом — снарядырвутся рядом — уходят твои сверстники. Теряешь друзей,которых тебе со временем недостает все больше. А ещеговорят, что время лечит…Наверное, поэтому захотелось рассказать о тех, кого мне такнедостает. Но я не сразу отважился написать о них, потомучто прекрасно понимаю — не достаточно общаться с человеком,даже хорошо его знать, чтобы суметь рассказать о нем.Рассказать так, чтобы люди, не знавшие его, хоть немногоего узнали, а знавшие — узнавали. Если бы каждому это былодоступно — все могли бы стать писателями.Я же — художник. Но зрительная память — благословенноепрофессиональное качество — помогает мне и тут. Вспоминаячеловека, с которым я часто и подолгу общался, отчетливо вижу его.Перед моим мысленным взором предстоет он, как живой.Я слышу его голос, его манеру говорить, вижу его характерныедвижения, жесты, походку. Суметь бы только сделать обратныйперевод — изображение в слово. Для меня — обратный, потомучто я — иллюстратор книг. А иллюстрация — всегда своеобразныйперевод. Перевод Слова на язык графики. Не слова, но их смысл,содержание становятся линиями, штрихом, цветом-рисунком. Этосравнение ни в какой мере не умаляет роли художника-иллюстраторакниги, права на самостоятельность, так ревниво оберегаемогоиллюстраторами. Здесь перевод — сложнейшая задача, и от мерыотпущенного нам дарования, знаний, культуры зависит качествоперевода МЫСЛИ на ИЗОБРАЖЕНИЕ. А тут у меня все наоборот — нужновыразить словами мелькающие в твоем сознании зримые образы. Легко ли?Но, может быть, мой рассказ, помноженный на читательское воображение,сумеет дополнить то, что вы уже знали, читали об этих замечательныхлюдях. Что-то добавить к уже сложившемуся в вашем представлении образу.И тогда моя скромная задача будет решена.Говорят, человек жив, пока его помнят и любят. Это — об ушедших.А живым воздавать должное хотелось бы при жизни.
О. Верейский
illustrators.ru
Верейский, Георгий Семёнович - это... Что такое Верейский, Георгий Семёнович?
Верейский Георгий Семёнович | |
18 (30) июля 1886(1886-07-30) | |
Проскуров,Подольская губерния,Российская империя | |
18 декабря 1962(1962-12-18) (76 лет) | |
Ленинград, РСФСР, СССР | |
Российская империя | |
СССР | |
портрет, пейзаж, графика | |
М. В. Добужинский, Б. М. Кустодиев, А. П. Остроумова-Лебедева, Е. Е. Лансере, Е. Е. Шрейдер | |
социалистический реализм | |
Н.Ф. Дмитриев | |
|
Гео́ргий Семёнович Вере́йский (1886—1962) — советский график и живописец. Народный художник РСФСР (1962). Лауреат Сталинской премии второй степени (1946).
Биография
Г. С. Верейский родился 18 (30) июля 1886 года в городе Проскуров (ныне Хмельницкий на Украине). Учился на юридическом факультете Харьковского и Санкт-Петербургского университетов, участвовал в событиях первой русской революции 1905 года, даже находился некоторое время под арестом и был вынужден эмигрировать (1905—1907).
Первоначальное художественное образование получил в Харькове в частной школе Е. Е. Шрейдера.
Мастер графического портрета и пейзажа (литография, офорт, рисунок), отличающегося точностью характеристики модели, подчёркнутой твёрдостью рисунка; создал ряд пейзажных и жанровых листов. Принадлежит к художникам ленинградской школы пейзажной живописи.
Участвовал в работе объединения «Боевой карандаш». В 1920 году сделал ряд портретных зарисовок В. И. Ленина на Конгрессе III Интернационала. Действительный член АХ СССР (1949).
Сын — советский график О. Г. Верейский, автор знаменитых иллюстраций к «Василию Теркину».
Г. С. Верейский умер 18 декабря 1962 года. Похоронен в Ленинграде на Богословском кладбище.
Творчество
Серии литографий
- «Портреты русских художников» (1922, 1927)
- «Деревня» (1924)
- Эредиа Х.-М. Трофеи. Л. ГИЗ,1925. 207 с. (все внутренние гравюры, за исключением обложки, которую сделал М.А. Кирнарский)
- «Русские писатели» (1927, 1929)
- «Четырнадцать портретов» (1928)
- «Военно-воздушный флот СССР» (1934)
- Портреты деятелей Советского государства, лётчиков, рабочих, деятелей советской культуры (И. А. Орбели, 1942; В. И. Курдова, 1942; Е. Е. Лансере, 1944; Е. А. Мравинского, 1947; Г. С. Улановой, 1950; С. Т. Конёнкова, 1954 ; С. М. Юнович ,1960).
Награды и премии
Источники
- Большая советская энциклопедия
biograf.academic.ru
Художник Г.С. Верейский | aquarells.ru
Художник Г.С. Верейский (1886-1962 гг.) посвятил свое творчество графике. Он работал в разных графических техниках: карандашом, кистью и пером, акварелью, в литографии и офорте. Художник Г.С. Верейский обладал большой эрудицией в вопросах искусства, был прекрасным знатоком мировых достижений в рисунке и офорте.
Г.С. Верейский «Портрет матери» 1930 г. Черная акварель
Георгий Семенович Верейский прежде всего портретист, очень внимательный и вдумчивый автор многих десятков портретов.Среди них «Портрет И.А. Орбели» (1942 г.), «Портрет Е.Е. Лансере» (1944 г., автолитография), «Портрет Е.А. Мравинского» (1948 г.) и др.
Г.С. Верейский «Портрет С.Т. Коненкова» 1954 г. Литография
В своих лучших работах художник Г.С. Верейский достигал большой психологической глубины и точности характеристики. Его произведения предельно объективны и достоверны.
Г.С. Верейский «Белая ночь» 1926 г. Бумага, тушь
Пейзаж – вторая важная тема, которая увлекала его с первых шагов в искусстве.
Г.С. Верейский «Пейзаж со стогом» 1948 г. Тушь
Широко известны многие пейзажные работы Г.С Верейского: «Дом в Риге» (1917 г.), «Зимка» (1920 г.), «Рожь в суслонах» (1925 г.), «Иней» (1938 г.) т др.
Г.С. Верейский «Городской пейзаж» 1950-е гг. Литография
«В саду Русского музея» — один из значительных листов художника. Рисунок выполнен в технике черной акварели кистью. Контраст черных штрихов и белой бумаги прекрасно передает звонкость зимнего солнечного дня. Сухость очертаний древесных стволов и голых ветвей оттеняется и смягчается серыми изображениями теней на снегу.
Г.С. Верейский «В саду Русского музея» 1925 г. Черная акварель
Изысканно-красив орнамент переплетающихся линий, утверждающий плоскость листа. Его графическая отточенность напоминает о лучших традициях «Мира искусства», с которым автор был связан в ранний период творчества.
Главной художественной задачей в этой работе является изображение пространства, пронизанной солнцем воздушной глубины сада. Снег, переданный белым полем листа, лишил землю ее тяжелой материальности, приобщил к светоносной стихии воздуха. Художник не пользуется воздушной перспективой, он «отсчитывает» глубину множеством полосок – теней, почти параллельных передней плоскости изображения. Едва различимые две крошечные фигурки людей и запряженная лошадка в глубине вносят теплую интимную ноту.
Похожее
aquarells.ru
Выставка одной картины. Г.С. Верейский «Портрет К.С. Петрова-Водкина»
Автор: | Белозерова Светлана Васильевна |
02.08.2016 — 30.10.2016
Со 2 августа 2016 г. в Хвалынском художественно-мемориальном музее К.С. Петрова-Водкина (филиале СГХМ им. А.Н. Радищева) в рамках проекта «Выставка одной картины» экспонируется автолитография известного ленинградского художника Верейского Георгия Семёновича (1886-1962) «Портрет К.С. Петрова-Водкина» (1926. Б., 37,5х28). Широкому зрителю Г.С. Верейский известен, как выдающийся портретист – мастер-автолитографии. Портрет был подарен музею в 1981 году вдовой художника Верейской Р.М. На автолитографии изображён сорокавосьмилетний К.С. Петров-Водкин. Художнику удалось передать точную пластическую и психологическую составляющую облика модели: худощавое лицо с острым взглядом, обращённым к собеседнику, стрижка «под ноль», густые небольшие усы скрывают чуть заметную улыбку. Поясное изображение предполагает позу изображённого сидящим - туловище чуть наклонено вперёд. Кузьма Сергеевич одет в пиджак, рубашку с расстёгнутым воротом. Портрет выполнен настолько реалистически, что автору удалось передать наиболее тонкие и изменчивые переживания модели, ощутить изнутри атмосферу его духовной жизни и выразить её с той зримой убедительностью и конкретностью, которая была бы недоступна для живописного портрета. А небольшой размер портрета делает его ближе к зрителю, призывая пристальнее всматриваться в образ, проникнуться чувством в его душевное состояние. Свобода и глубина автолитографии достигается сочетанием выразительности ритма линий с еле уловимым карандашным штрихом. Вероятно, Кузьме Сергеевичу портрет понравился, что засвидетельствовано его подписью, выполненной на литографском камне ниже авторской подписи Г.С. Верейского. «Портрет К.С. Петрова-Водкина» наряду с 12-тью литографированных портретов деятелей искусств (Бродский И.И., Конашевич С.М., Радлов Н.Э., Головин А.Я. Воинов В. и др.) вошёл во второй выпуск «Портретов русских художников» небольшим тиражом в 500 экземпляров, выпущенный в 1927 году. Всего Георгий Семёнович выпустил 5 аналогичных «Альбомов». Г.С. Верейский родился Проскурове (Украина). В Харькове получил своё первое художественное образование в частной студии Е.Е. Шрейдера (1901-1905), после окончания которой поступил на юридический факультет Харьковского университета. Но был арестован за участие в революционном движении. После освобождения уехал за границу, жил в Мюнхене (1906-1907), Вене, городах Италии, там он познакомился с мировыми тенденциями в живописи. После возвращения в Россию жил в Петербурге, где продолжил обучение живописи в Новой художественной мастерской (1913-1916) у М.В. Добужинского, Б.М. Кустодиева, А.П. Остроумовой-Лебедевой, Е.Е. Лансере. Член объединения «Мир искусства» и «Четыре искусства». В 1918-19 годы преподавал в центральном училище технического рисования барона А.Л. Штиглица. В 1920-21 годы – в Высшем институте фотографии и фототехники, позже в ВХУТЕМАСе (1921-1923). Блестящий знаток графики много лет посвятил музейной деятельности, работая в Эрмитаже с 1918 года. Важным этапом в жизни мастера была работа в Экспериментальной литографской мастерской ЛОСХа (1933-40). Лауреат Сталинской премии, заслуженный деятель искусств РСФСР, действительный член Академии художеств СССР, народный художник РСФСР (1962) Георгий Семёнович Верейский – выдающийся рисовальщик, литограф и офортист, автор широко популярных портретов передовых деятелей советской культуры и героев-воинов Советской Армии. Творческие интересы Г.С. Верейского определились очень рано. Он отказался от живописи в пользу графики и всегда тяготел к воспроизведению реальности непосредственно с натуры – к портретному и пейзажному жанрам. Валентин Серов был любимым художником Георгия Семёновича, который продолжил отечественную классическую традицию в искусстве XX века. Работы находятся в Русском музее, Третьяковской галерее, музее изобразительных искусств им А.С. Пушкина и других музеях. Г.С. Верейский похоронен на Богословском кладбище Санкт-Петербурга.
Комментарии: 0
Вы будете первым, кто оставит свой комментарий!Оставить комментарии
radmuseumart.ru
Российские художники-графики: Георгий Верейский (1886
Добавить фотоальбом
12 июня 2010, 0:01Георгий Верейский "Портрет академика И. А. Орбели". 0
Георгий Верейский "Портрет Е. А. Мравинского" 0
Георгий Верейский "Мать" 0
Георгий Верейский "Прокофьев" 0
Георгий Верейский "Пойма реки" 0
Георгий Верейский "Зимний пейзаж" 0
Георгий Верейский "На огороде". 1940 0
Георгий Верейский "Огороды сквозь деревья". 1939 0
комментариев нет
www.respectme.ru