Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек(Henri Marie Raymond comte de Toulouse-Lautrec Monfa). Лотрека картины


Тулуз-Лотрек Анри Картины биография Henri de Toulouse-Lautrec

Тулуз-Лотрек Анри Портрет

Анри Раймон Мари де Тулуз-Лотрек-Монфа (Henri de Toulouse-Lautrec) (1864-1901), французский живописец и график, потомок древнего аристократического рода. Тулуз-Лотрек учился у Л. Бонна (1882) и у Ф. Кормона (с 1883) и работал в Париже; испытал влияние Эдгара Дега и японской гравюры. Основная тема творчества художника - развлечения и быт парижских богемы и “дна”, которые он воссоздает без морализирования, но с присущей ему болезненной остротой наблюдения.

Тулуз-Лотрек Женщина за туалетом Женщина за туалетом, 1889,Музей д'Орсе, Париж Тулуз-Лотрек Портрет Онорины Плетцер Онорина Плетцер (Женщина сперчатками), 1891, Музей д'Орсе Тулуз-Лотрек Обучение танцу
Обучение танцу в Мулен Руж, 1890,Художественный музей Филадельфии Тулуз-Лотрек Чтение газеты Чтение газеты в саду (Дезире Дио),1890, Музей Тулуз-Лотрека, Альби Тулуз-Лотрек Начало кадрили Начало кадрили в Мулен Руж, 1892,Национальная галерея, Вашингтон Тулуз-Лотрек Цыганка Афиша спектакля Цыганка деРишепен (Гитана), 1893, Музей Альби

В картинах Анри де Тулуз-Лотрека довольно часто заметна едкая ирония, в этих работах художник искусно передавал гротескную динамику как бы случайно выхваченных из потока жизни мизансцен, характерность поз и жестов (“Цирк Фернандо. Наездница”, 1888, Институт искусства, Чикаго; “Танец в Мулен Руж”, 1890, частное собрание, Филадельфия; “Певица Ивет Гильбер”, 1894, Музей изобразительных искусств, Москва).

Тулуз-Лотрек Эмиль Бернард
Портрет художникаЭмиля Бернарда, 1886 Графиня Адель де Тулуз-Лотрек Графиня Адель де Тулуз-Лотрек вбиблиотеке замка Мелрум, 1887 Тулуз-Лотрек Мулен Галетт В Мулен де ла Галетт, 1889,Институт искусств, Чикаго Марселла Лендер танцует болеро Тулуз-Лотрек Марселла Лендер танцует болеро,1895-1896, Нац. галерея, Вашингтон В Мулен Руж Тулуз-Лотрек В Мулен Руж с друзьями, 1892-1895,Институт искусств Чикаго Жанна Венц Тулуз-Лотрек В Ла Бастиль (Жанна Венц), 1888,Национальная галерея, Вашингтон

Сугубо индивидуальной манере Анри де Тулуз-Лотрека свойственны обобщенный, гибкий и ломкий рисунок, длинные вибрирующие мазки, холодная гамма, оттененная крупными, яркими красочными пятнами. Великолепное мастерство рисовальщика Тулуз-Лотрека особенно ярко проявилось в литографированных театральных афишах с их графически-острым лаконизмом, декоративной броскостью цвета, причудливо-гибким рисунком (“Аристид Брюан в своем кабаре”, 1892; “Жанна Авриль”, 1893).

Тулуз-Лотрек Девушка Девушка в корсете, 1896,Музей Августинцев, Тулуза Тулуз-Лотрек Афиша Кабаре Афиша Кабаре Японский диван,1893, Музей Тулуз-Лотрека, Альби Тулуз-Лотрек Модель художника Модель художника Элен Варив студии, 1889 В салоне Тулуз-Лотрек В салоне на улице де Мулен,1894-1895, Музей Альби Жанна Авриль Тулуз-Лотрек Жанна Авриль, 1893,Собрание Ставроса Ниарчоса Ла Гулю с подругами Тулуз-Лотрек Ла Гулю с подругами в Мулен Руж,1892, Музей совр. искусства, Нью-Йорк

smallbay.ru

Картинные галереи и художники - Анри Тулуз-Лотрек

LotrecАнри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек (1864-1901) родился в семейном поместье старинной дворянской семьи графа Альфонса де Тулуз-Лотрека-Монфа и графини Адель Тапье де Селейран.В 1872 г. Анри вместе с матерью переехал в Париж. Родители обратили внимание на то, что мальчик с увлечением рисует скетчи и карикатуры и попросили друга семьи, известного французского анималиста и скульптора Рене Пренсто (Rene Princeteau), дать ему уроки живописи.В 1878 г. и в 1879 г. с Анри происходят два несчастных случая: вначале – перелом левой ноги, а затем и правой. В результате, ноги перестают расти, и Анри де Тулуз-Лотрек на всю жизнь остался калекой.Вероятно, именно физический недостаток юноши, не позволявший участвовать в обычных для его круга светских развлечениях, послужил причиной увлечения живописью и решением стать художником. В 1883 г. Анри поступает в мастерскую художника Леона Бонна (Leon Bonna), а с 1884 г. по 1885 г. занимается в частной художественной школе Фернана Кормона (Fernand Cormon). Именно у Кормона он познакомился и подружился с Эмилем Бернаром и Винсентом Ван Гогом.В 1886 г. Тулуз-Лотрек снимает мастерскую и ежегодно, с 1889 г. по 1897 г. (кроме 1896 г.) выставляет свои работы в «Салоне независимых».В январе 1890 г. Тулуз-Лотрек принимает участие в брюссельской выставке «Группы двадцати». («Группа двадцати» была создана в январе 1884 г. с целью проведения выставок, в которых могли участвовать не только члены группы, но и приглашенные художники. Так на предшествующих выставках группы экспонировались картины Клода Моне, Пьера-Огюста Ренуара, Одилона Редона ,Анри Фантен-Латура, Сирила Раффаэлли.Конец XIX в. в Париже ознаменовался расцветом театральной жизни, открытием большого количества увеселительных заведений и кабаре, которым требовалась реклама. В 1891 г. директор Мулен Руж заказал Тулуз-Лотреку афишу, которая сделала художника известным всему Парижу и, как следствие, появлению огромного количества аналогичных заказов.Окрыленный успехом Тулуз-Лотрек принял участие в двух выставках плаката, проходивших в Англии в 1895 и 1896 г.г.В мае 1898 г. в филиале галереи «Гупиль» прошла персональная выставка произведений Тулуз-Лотрека, на которой было представлено семьдесят восемь работ. Однако чопорная британская публика оказалась неспособной оценить творчество живописца.Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек умер 9 сентября 1901 г.При жизни художника его творчество было встречено критикой весьма недоброжелательно.Признание пришло лишь после его смерти.В 1922 г. в г. Альби открылся музей Тулуз-Лотрека, посвященный жизни и творчеству художника-пост-импрессиониста Анри де Тулуз-Лотрека.2 ноября 2005 г. картина Тулуз-Лотрека была продана на нью-йоркском аукционе Christie's за 22,4 миллиона долларов.Тулуз-Лотрек - наряду с Полем Сезанном, Винсентом Ван Гогом и Полем Гогеном - является одним из самых известных художников-постимпрессионистов.Картины художника хранятся в Метрополитен Музее, Вашингтонской Национальной галерее искусства, Чикагском художественном институте, Институте искусств Стерлинга и Франсин Кларк, Бостонском музее изящных искусств, Музее Орсе, Лондонской национальной галерее, Галерее Тейт Британ, Галерее Института Курто, Музее Фицуильяма, Музее Тиссена-Борнемисы, Амстердамском Рейксмузеуме, Музее Винсента Ван Гога. Самая большая коллекция работ Анри де Тулуз-Лотрека находится в Музее Тулуз-Лотрека, расположенный в г. Альби.В двух разделах коллекции произведений Анри де Тулуз-Лотрека представлено 119 работ. В том числе 35, проданных на Christie's.Раздел 1. 56 произведений, созданных с 1880 г. по 1893Раздел 2. 37 произведения, созданные с 1893 г. по 1900 г. и 26, проданных на Christie's.

Коллекция из 56 работ Анри Тулуз-Лотрека. Раздел 1

gallart.by

Анри де Тулуз - Лотрек. Биография и картины. Художники импрессионисты

Анри де Тулуз-Лотрек. Биография и картиныАнри де Тулуз — Лотрек (Henri de Toulouse-Lautrec) 1864-1901 г. Французский художник-импрессионист, мастер плаката. Биография и картины.

Ему была уготована яркая жизнь в среде аристократов, однако, судьба решила по-другому – серьёзный недуг определил и его жизнь, и деятельность, и смерть. Речь идёт о графе Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотреке – Монфа, карлике, постимпрессионисте, любителе женщин, хроническом алкоголике…и человеке необычайного художественного дарования.

Рождение  и болезнь

Рассматривая биография Анри Тулуз-Лотрека, непременно нужно уделить внимание его физическому недугу, так как именно это во много сформировало его жизнь и повлияло на творчество. Сегодня можно только гадать действительно ли живописец так иронично и легко относился к болезни или считал, что лучше самому пошутить над собой, нежели дать это сделать другим?

Анри Тулуз-Лотрек появился на свет 24 ноября 1864 года. Его родителями был граф Альфонсо и графиня Адель, которые приходились друг другу двоюродным братом и сестрой – многие считают, что такое близкое родство также повлияло на болезненность мальчика. Красивый ребёнок с тонкими чертами лица был надеждой отца – граф, заядлый охотник, наездник и любитель женщин видел в сыне продолжение, однако, вскоре разочаровался в Анри, видя его слабость. Мать же, наоборот, всегда поддерживала сына, жалея и оберегая насколько это  было возможно.

В 14 лет хрупкий ребёнок неудачно упал с низенького стула и сломал шейку левого бедра, ровно через год по иронии судьбы, Анри упал в неглубокий овражек, сломав себе шейку бедра правой ноги —  с этого момента он перестаёт расти. Будучи взрослым человеком, он выглядел весьма карикатурно – импозантный человек с благородным аристократическим лицом в тонком пенсне на коротких ногах и ростом всего в 1,5 метра.

От юношеского увлечения к Монмартру

С ранних лет Анри начал проявлять тягу к рисованию, и вскоре это было замечено матерью, которая сразу почувствовала, что её сын необыкновенно талантлив. Она всячески поддерживала юношу решившему оставить университет и посвятить жизнь творчеству.

Весной 1882 года Лотрек начинает учиться в мастерской Леона Бонна, которого не очень-то восхищает ученик, а уже зимой этого года юноша приходит к другому мастеру – Ферману Кормону. Здесь он знакомиться с Ван Гогом, Бернаром, Акветино и другими талантливыми живописцами, общение с которыми будет развивать Анри и подстёгивать здоровым духом соперничества.

Богемная свободная жизнь, новые знакомства очень нравились Тулуз-Лотреку, и уже вскоре, в 1884 году он решил полностью освободится от родительской опеки и переехал на Монмартр, сосредоточение ночных кафешек, кабаре, цирковых артистов и платной любви, которые и составляли тот источник, откуда живописец черпал вдохновение и сюжеты.

Певец танцовщиц и дам полусвета

Монмартр буквально «поглотил» Тулуз-Лотрека — здесь он живёт в квартире своего друга Рене Гренье в доме, где размещалась когда-то мастерская Эдгара Дуга, которого чтил как кумира, посещает различные заведения, знакомиться с женщинами. Если отец Анри давно махнул на сына рукой, то мать глубоко переживала переезд сына. Впрочем, волнения эти были не напрасны – художник пристрастился к спиртному, а неразборчивость в связях привела к тяжёлому заболеванию, которые вкупе и сгубят его в недалёком будущем.

А пока, Тулуз-Лотрек много работает, его музами становятся танцовщицы и певицы кабаре, такие как Иветт Гильбер, Джейн Авриль, Ша-Ю-Као. Причём работает он в необычном для серьёзного искусства технике – графике, избрав жанр рекламного плаката («Цыганка де Ришепен», «Кабаре Японский диван», «Ла Гулю в Мулен Руж и др.). Живописец часто посещает публичные дома – друзья отмечают, что он мог неделями оттуда не выходить, не только развлекаясь, но и фиксируя в своих работах каждый момент обитательниц этих заведений. Так появились его откровенные и шокирующие публику картины «Поцелуй в кровати», «Две девушки в кровати», «Женщина за туалетом», «Медицинский осмотр», «Салон на улице Мулен» и др.

Расплата за талант и беспечность

Начиная с 1886 года, Анри де Тулуз-Лотрек серьёзно занимается продвижением своего искусства. В мае 1887 он принимает участие в Международной выставке под патронажем Академии искусств под псевдонимом Трекло, затем в «Выставке XX-е» в Брюсселе. Именно последняя выставка принесла мастеру известность, хотя справедливости ради стоит отметить, что при жизни живописец не получил заслуженного признания – все хвалебные отзывы прозвучат уже после смерти Тулуз-Лотрека.

Официальный Салон не принимал к экспозиции картины Анри, зато он постоянно выставлялся в альтернативных выставках  — Салонах Независимых «Без оплаты и наград». В 1896 году в парижской галерее Манжи-Жуян проходит персональная выставка Лотрека, которая демонстрирует как его постимпрессионистские работы, так и картины, тяготеющие к авангарду.

В 1898 году разгульный образ жизни даёт о себе знать – художник слабеет на глазах. Балагур и оптимист, Тулуз-Лотрек впадает в депрессию, становится агрессивным и раздражительным. Как иступлённый он продолжает работать, превозмогая недуги вместе с бутылкой вина – так были созданы 60 литографий, которые были выставлены в одной из лондонских галерей.

Мания преследования и бессонница приводит художника в лечебницу Нейи, которую он покидает спустя два месяца, чтобы создать прекрасный альбом «Цирк».

В 1901 году Тулуз-Лотрек, будто чувствуя недалёкую кончину, наводит порядок в мастерской, заканчивает эскизы, оставляет подписи на своих безымянных картинах и уезжает в семейное поместье, чтобы 9 сентября умереть на руках у своей матери. Ему было всего 37 лет…

Творчество этого необычайного талантливого человека сумело вместить в себя дух эпохи. Это нескончаемые зарисовки обыденной жизни, вереницы характерных портретов и до боли правдивых сюжетов. Искусство стало доступным в том смысле, что автор сумел превратить в искусство то, что, казалось бы, лишено какой-либо эстетики – работницы, проститутки, уличные танцовщицы, циркачки, плясуньи канкана и т.д. Самобытность, динамичность и реалистичность являлись главными чертами стиля, который породили галерею удивительных картин, оставленных в наследие нам.

 

www.hudojnik-impressionist.ru

Анри де Тулуз Лотрек, биография художника, импрессионизм и путаны

Анри де Тулуз Лотрек, биография, интересные факты из жизни художника импрессиониста и картины между делом. Лотрек был весьма любопытной личностью и его жизнь интересна, не менее, чем его картины. Лотрек — художник ночных кабаре и Мулен Руж в частности. Именно кабаре Мулен Руж послужило Лотреку трамплином к славе.

Реклама

Реклама

Анри де Тулуз Лотрек, биография, семья и детство.

Итак, представьте, вот живет семья таких себе стандартных самодовольных аристократов. Двоюродный брат Альфонс (папа) женат на двоюродной сестре (мама). Ну а как без кровосмешения — аристократия же. Мама — тихая добрая женщина, из серии поститься, молиться, слушать радио Радонеж.

Папа — образцовый эксцентричный аристократ, такой себе чокнутый лошадник, душа компании, любитель соколиной охоты и блэкджека и шлюх развлечений. По слухам также обожавший эксцентричные выходки а ля Сальвадор Дали. Если верить википедии, то любовью к путанам, алкоголю, ярмаркам, циркам и лоску Анри де Тулуз Лотрек младший обязан именно старшему. Тулуз Лотрек, художники, импрессионизм, фото 2Тулуз Лотрек, художники, импрессионизм, фото 2

Анри де Тулуз Лотрек, биография. Отношение к творчеству художника в семье.

Однако ничто человеческое не чуждо и аристократам, отец и мать Анри были образованными людьми хорошим рисовальщиками. В домах Лотреков находилось много всякой разной живописи, рисунков и набросков, а рисование было частым времяпрепровождением досуга.Тулуз Лотрек, художники, картины, импрессионизм 14Тулуз Лотрек, художники, картины, импрессионизм 14

Реклама

Реклама

В друзьях у Альфонса Лотрека также числился Рене Пренсто, годный художник всяких охот, собак и лошадок, у которого отец и сын частенько брали уроки. Именно Рене Пренсто первым заметил талант Анри де Тулуз Лотрека и научил его мастерству быстрого наброска, рисованию натуры в движении.

Все это, впрочем, не помешало отцу упрекать сына за то, что он посмел, бессовестный, стать художником. Потомок древнейшего рода — зарабатывает (уже только это повергает в ужас) тем, что мазюкает холст. Позор. Ладно, ладно, может я передергиваю немного — отец то был знатный любитель живописи и в творчестве Лотрека его возмущала скорее манера Анри, как художника и объекты изображения (ну путаны же, артистки кабаре и прочая). Как говориться, в семье не без импрессиониста.

Биография Анри де Тулуз Лотрека, детство и болезнь

Итак, вот в этой семье, где муж меняет женщин, как перчатки и травит несчастных животинок соколами, а мама тихо молится, рождается бедняга Анри де Тулуз Лотрек. Уже одни эти обстоятельства не могли положительно сказаться на психике ребенка. Гипер опека матери и многочисленного замковой прислуги также оставили свой неизгладимый отпечаток.

В детстве, Анри, так же, как и отец, обожал кататься на лошадках и гоняться за зверюшками. Физическим развитием он, однако, не отличался и часто болел. Тем не менее, малым был смышленым и учился хорошо. Особенно хорошо давались языки: латынь, английский, все дела. И все бы ничего, но в 14 лет он падает и ломает себе ногу. Что характерно, падает со стульчика.

Очевидно, Анри де Тулуз Лотрек был болен какой-то наследственной болячкой, вроде болезни Лобштейна (синдром «хрустальных костей»). Далее следует длительный период реабилитации, всякие там санатории, Ницца и люди в белых халатах. И вот, после длительного восстановления, чуть более чем через год, Анри де Тулуз Лотрек младший опять падает, на сей раз в канаву и опять ломает себе кости. Потрясающее везение. Эти травмы, а также возможное генетическое заболевание и привело к «карликовости» — нижние конечности практически перестали расти. Что несказанно огорчило отца.Тулуз Лотрек, художники, картины, импрессионизм 16Тулуз Лотрек, художники, картины, импрессионизм 16

Он рассчитывал, в конце концов, на достойного продолжателя рода, который будет заниматься достойными для аристократа делами — т.е. гоняться за куропатками, драть легкомысленных высокородных дам, выгодно жениться, а потом умереть воевать за родину. Теперь же охота, балы и многие прочие бесполезные светские развлечения аристократии были Анри недоступны. Но, нет худа без бобра, как говорил сам художник: «удивительно, будь мои ноги немного длиннее, я никогда не стал бы рисовать». Во время болезни увлечение живописью окончательно захватило Анри де Тулуз Лотрека. В то время он писал в основном свое окружение: животных, природу и родных.

Анри де Тулуз Лотрек в Монмартре.

Вскоре, художник, вместе с маман перебирается в Париж, где обучается в мастерской у Леона Бонна, кстати, довольно годного портретиста. Бонна, суровый академический мастодонт, несмотря на все усердие и пиетет Анри, таланта Лотрека, однако, не оценил. Леона вскоре распускает свою мастерскую и Анри перебирается учиться к Фернану Кормону (того самого, у которого Ван Гог учился). Кормон хоть и тяготел сам к академической живописи, все же придерживался более широких взглядов, нежели Бонна.Тулуз Лотрек, художники, картины, импрессионизм 2Тулуз Лотрек, художники, картины, импрессионизм 2

В 19 лет художник решает, что пора основать свой лунапарк и переселяется на Монмартр. Тут то Анри де Тулуз Лотрек и пускается во все тяжкие, не вылазит из кабаков целыми сутками и целыми же сутками работает, рисуя путан, циркачей, артистов и завсегдатаев, не забывая при этом поглощать литры вина. Вторым домом для Анри стало кабаре «Мирлитон», а его владелец Брюан стал одним из лучших его приятелей. Тулуз Лотрек курсировал между злачными местами Монмартра: «Ша-Нуар», «Мулен-де-ла-Галет», «Мирлитон».

Художник жил на полную катушку, пытаясь блеском Монмартра, рисованием и алкоголем заглушить разочарование в себе и душевную боль из-за своего физического дефекта. Впрочем, среди разномастной публики полусвета, художник чувствовал себя своим, Монмартр того времени, это прибежище разномастных изгоев, бродяг, уродов, артистов и повес, стало настоящим домом для художника.Тулуз Лотрек, художники, картины, импрессионизм 8Тулуз Лотрек, художники, картины, импрессионизм 8

Анри де Тулуз Лотрек и кабаре Мулен Руж.

Так, Анри де Тулуз Лотрек, собственно, и жил, рисовал, находился в алкогольном тумане и периодически наезжал куда-нибудь в поместье на природу. Картины Лотрека, правда, не особо пользовались популярностью, до тех, пор, пока Жозеф Оллер не решил открыть Мулен Руж. Настоящая слава Лотрека, как художника, началась именно с плаката этого кабаре. Стиль Анри, с его лаконичностью, яркостью и тонким психологизмом, как нельзя более подходил для графического плаката. После афиш Лотрека в Мулен Руж повалили толпы народа, а самого Лотрека, знало не меньше людишек, чем приму кабаре — Ла Гулю. Можно сказать, что своим успехом «Мулен Руж» обязан не в последнюю очередь именно Лотреку. Анри даже выделили отдельный столик в этом кабаре, куда не могли садиться другие посетители.Тулуз Лотрек, художники, плакаты, импрессионизм 6Тулуз Лотрек, художники, плакаты, импрессионизм 6

Анри де Тулуз Лотрек, сифилис и последние дни.

Тут бы ему и остепениться, завести какую-нибудь порочную женушку натурщицу и почивать на лаврах, рисуя картины и плакаты. Но, как часто бывает в этом случае, помешало вино и комплекс неполноценности. А, может, Лотреку просто не повезло и поэтому он так и не встретил свою «Галу«?

Как бы то ни было, годы заливания алкоголя в глотку не прошли даром. К тому же, походы по путанам, которые так любил художник, тоже принесли подарок. Как всегда внезапно, одна из проституток (Рыжая Роза) заразила Анри де Тулуз Лотрека сифилисом. И может организм бы и справился, люди то живут с сифилисом долгие годы, пока у них не отвалится нос, и даже иногда выздоравливают (для справки в 30% случаях происходит самопроизвольное выздоровление от сифилиса, но на удачу надеяться, все-таки, не стоит). Однако, годы в алкогольном тумане и недосыпании, подточившие иммунитет, сделали свое дело.

Попытки родственников вылечить алкоголизм Анри провалились. После лечения в клинике Тулуз Лотрек в скором времени снова стал пьянствовать. Как говориться, я трезвый грустен и уныл и весел я бухой. Конец, конечно, немного предсказуем. Постепенно у Анри стали заходить шарики за ролики из-за сифилиса и алкогольного психоза. Он стал раздражительным параноиком, появились галлюцинации. В конце концов, у Лотрека случается инсульт, после которого его парализует и свои последние дни он доживает в больнице, где Анри добивает очередной опять таки инсульт. Говорят, что последними словами Анри были «Старый дурак», очевидно, адресованные его отцу. Такие дела.

Реклама

Реклама

Toulousse-Lautrec, Alone 1896.jpgToulousse-Lautrec, Alone 1896.jpgToulousse-Lautrec, Alone 1896.jpg

Анри де Тулуз Лотрек и женщины. Шарле, Валадон и Рыжая роза Лотрека.

С женщинами Анри де Тулуз Лотреку, как водиться не везло. Ну кому из аристократичных барышень захочется связывать свою жизнь карликом? Поэтому Анри оставалось довольствоваться проститутками и натурщицами. Первой женщиной Анри, была Мари Шарле, 16-летняя натурщица, которую ему подсунул Люка (один из его друзей). Да, да, други мои, в те времена 16-летняя шлюха никого не удивляла. И не только во Франции, ребята, не тешьте себя иллюзиями. А вы продолжайте рыдать о потерянной духовности.

Собственно, после этого и начались, походы Анри де Тулуз Лотрека по путанам. Проститутки, впрочем, Анри обожали, потому что художник был добр, нежен, остроумен и обходителен и видел в проститутках не столько проституток, сколько просто женщин. Были еще какие-то робкие романтичные попытки завязать отношения с женщинами из своего круга, но конец немного предсказуем: «давай останемся друзьями».

По настоящему серьезные отношения у художника были с Сюзанной Валадон. Привлекательной натурщицей, у которой была интрижка с половиной художников Парижа. Впрочем, и этот роман продлился всего несколько лет из-за скверного и неуживчивого характера обоих особей.

Еще одной женщиной в жизни Анри де Тулуз Лотрека была Красная Роза, та самая проститутка, которая заразила его сифилисом. Лотрек, впрочем, по доброте душевной никогда не винил Рыжую Розу в своей болезни. Достоверно неизвестно, что именно связывало Рыжую Розу и Лотрека — всего лишь постоянный клиент или, может быть, любовник, друг? Тайна покрытая мраком.Тулуз Лотрек, художники, картины, импрессионизм 15Тулуз Лотрек, художники, картины, импрессионизм 15

Такие дела. Думаю, проблемы Лотрека с женщинами были вызваны не только физическим несовершенством и даже не столько им, сколько комплексом неполноценности. В конце, концов, не такой уж он и урод, каким его описывают. Ну да, далеко не красавец, ну карлик. Но зато остроумный и душа компании. Мало что-ли уродов, которые имели успех у женщин? Вы Диего Риверу вообще видели? Да Лотрек — это красавчик плейбой по сравнению с ним.

Мало что ли женщин, которые не слишком обращают внимание на внешность? Понятно, что ни одна аристократка не стала бы связывать свою жизнь с карликом, но найти себе нормальную женщину среди полусвета Монмартра, Анри де Тулуз Лотрек, с его известностью, деньгами и подвешенным языком, вполне мог бы.

Анри де Тулуз Лотрек, фильм

Смех сквозь слезы — так можно вкратце охарактеризовать этот фильм. Прекрасная биографическая лента, довольно точно описывающая жизнь художника и отображающая дух той эпохи. Очень очень советую. Фильм мне понравился

Лотрек, Lautrec, Франция, 1998 — полное название. Скачать можно на торрентах.

Рекомендую читнуть:Картины Тулуз Лотрека, лоск и нищета ночной жизни Парижа — больше Лотрека.Художник Иван Кусков, потерянные рисунки ушедшего детстваЖизнь Тулуз Лотрека, Анри Перрюшо — биография авторства французского писателя, довольно интересно, рекомендуется к прочтению.

Внешние сцылко:neuronews.com.ua/page/stranstvie-na-kraj-nochi-istoki-i-sledstviya-boleznej-anri-de-tuluz-lotreka — странствие на край ночи, истоки и следствие болезней Анри де Тулуз Лотрека.

figgery.com.ua

Анри Тулуз-Лотрек: картины, биография

Анри Тулуз-Лотрек (1864-1901)

Анри Тулуз-Лотрек

Тулуз-Лотрек был потомком древнего аристократического ро­да — его предки некогда возглавляли крестовые походы и вступали в родственные связи с королями Франции. Он родился в южнофранцузском городе Альби и в четырнадцать лет из-за перелома ног, вызванного врожденным костным заболеванием, навсегда остался калекой. Это трагическое обстоятельство подтолкнуло его желание целиком отдать­ся проявившейся еще в детстве страсти к искусству.

Пер­вым его учителем был анималист Пренсто, а после переезда в 1882 году в Париж Лотрек в течение нескольких лет посещал студии академических живописцев Бонна и Кор- мона. В ранние годы он изображал лошадей и писал порт­реты знакомых. Написанные широкой кистью, в экспрессив­ной романтической манере, они свидетельствовали о не­заурядном колористическом даровании и темпераменте молодого художника. Открыв для себя живопись Эдуарда Мане, познакомившись с Ван Гогом, Писсарро, Дега, Сёра и Гогеном, Лотрек резко меняет во второй половине 80-х годов свой стиль. Он усваивает импрессионистическую технику письма раздельными мазками, штрихами, пятнами и точками чистых и светлых тонов. Из сгущений и высвет­лений этих пятен и штрихов рождались предметы, впол­не конкретные, но лишенные иллюзии реальности и про­низанные светом. Единая красочная субстанция, живущая своей жизнью, придавала изображенному более универ­сальный характер и объединяла персонажей и окружающую среду. При всем этом в центре внимания художника всег­да оставался человек, в чем он следовал за Дега (как и в проявившемся вскоре пристрастии к динамичным и не­ожиданным ракурсам), — но человек в его духовной сущ­ности. И в этом Лотрек был близок не столько Дега, сколько Ван Гогу. Недаром одним из первых его произведений, написанных в импрессионистической манере, был пастель­ный портрет голландского художника, передающий столь характерную для него внутреннюю напряженность.

 

В 1885 году Лотрек поселился в самом центре Монмартра, и отныне вся его творческая жизнь оказывается неразрыв­но связанной с этим районом Парижа, еще сохранявшим в ту эпоху черты полудеревенского пригорода (в нем су­ществовало даже несколько ветряных мельниц, по имени которых вскоре стали называться кабаре). В 80-е и 90-е годы здесь одно за другим открываются кабаре — «Элисе-Монмартр», "Мерлитон", «Мулен-де-ла-Галетт», "Мулен Руж", "Японский Диван" и другие, — где публика могла танцевать или, сидя за столиками кафе, смотреть на про­фессиональных танцоров и слушать песенки модных певцов. Именно актеры кабаре и их зрители, состоявшие из худо­жественной богемы, простого люда и представителей са­мого дна большого города, стали главными персонажами Лотрека. Его тянуло к этому миру самосознание худож­ника и ощущение сопричастности отверженным, дар зор­кого, умеющего проникать в суть вещей наблюдателя, и глубокое сочувствие своим героям. Талант Лотрека в соче­тании с его личной трагедией позволил ему передавать в искусстве драматизм человеческого существования и разоблачать внешнюю красивость, находя красоту в прав­дивом и острохарактерном.

С 1889 по 1892 год художник создает серию картин, в ко­торых как бы фиксировалась под разными углами зрения жизнь монмартрских кабаре.

"Вы ничего не знаете и никогда не узнаете; вы знаете и узнаете только то, что вам захотят показать", — гово­рил Лотрек. Он показывал фрагменты реальности, под­черкивая «кадровость» и документальность изображения. Перед нами предстают танцующие пары и равнодушно дефилирующая публика, завсегдатаи кафе, сидящие за сто­ликами, и выделывающая па кадрили знаменитая тан­цовщица Ла Гулю со своим партнером Валентином Дезоссе, по прозвищу «Бескостный». В «фотообъектив» художника попадает немой диалог — любовная сделка между муж­чиной за столиком и девушкой из танцзала, на другой картине мы видим проститутку, пристально смотрящую на пожилого мужчину с грубым лицом, погруженного в свои думы. Лотрек то «сжимает», то расширяет пространство, приближает и отдаляет от нас фигуры. Психологизм, разно­образие оттенков чувства сочетаются у него с монументализацией образов, выключенностью их из конкретного сюжета, с поэтической недосказанностью. Попытка передать грубую прозу жизни неотделима не только от человечности в отношении к персонажам, но и от ощущения фантасмагоричности бытия, которая с особой силой проявляется в театрализованной обстановке кабаре (так же как в театре и цирке, к образам которых Лотрек обращался в течение всей своей творческой жизни).

Наиболее характерна в этом отношении картина «В Мулен Руж» (1892). Перед нами изображение части кабаре, отделенной от танцевального зала балюстрадой. Динамич­ные диагональные построения как бы выводят композицию вовне, за пределы полотна, в то время как элементы об­ратной перспективы разворачивают ее на зрителя — при­емы, к которым Лотрек прибегал в той или иной мере почти в каждом своем произведении. Группа сидящих за столом друзей художника, критиков и артисток, отодвинута на второй план, а на первом помещена существующая как бы вне времени и пространства, срезанная рамой фигура девушки с причудливым силуэтом и лицом-маской, расцве­ченным отсветами газовых рожков. Необычные ракурсы и трактовка фигур, цветовые и световые контрасты — все подчинено здесь задаче передать стихию кабаре и ноч­ного Монмартра.

Если в «Мулен Руж» танцовщица Ла Гулю была изобра­жена на заднем плане, то в ряде других картин начала 90-х годов Лотрек показывает «звезд» кабаре крупным планом, не извлекая их, однако, из «среды обитания». Та­ков, например, холст, на котором Ла Гулю входит в кабаре об руку с сестрой и молодой дебютанткой («Ла Гулю, входящая в Мулен Руж», 1892). Танцовщица одета в вы­зывающе открытое платье, написанное прозрачными маз­ками голубых и зеленых тонов, контрастирующих с глухими серыми, черными и зелеными оттенками одежды двух других женщин и красным цветом стенных панелей. В рез­ком изгибе тела Ла Гулю, выражении ее лица — смесь вульгарности и артистизма, надменности и горечи. В кар­тине все полно движения и одновременно иератической неподвижности, подчеркнутой застывшим профилем де­вушки справа.

С 1892 по 1895 год Лотрек пишет множество сцен из жизни публичных домов. К этой теме обращались тогда многие французские художники и писатели. Лотрек трактует ее без сентиментальности, но и без холодного объективизма. Он не воплощает в своих образах порок, сочетая назидатель­ность с эротизмом, как это делал в своих стоящих на грани безвкусицы произведениях Фелисьен Ропс. В лицах улич­ных женщин он показывал, по его словам, «не то, что про­тивно человеческой сущности, а, напротив, нечто глубоко человеческое». Раскрывая перед зрителем черты физической и моральной деградации, которые накладывала на его героинь их профессия, Лотрек изображает их человеческими существами, усталыми, лишенными надежды, в их при­вычной обстановке. Чтобы наблюдать эту жизнь изнутри, он даже поселился на несколько месяцев в одном из париж­ских «домов». Итогом его многочисленных этюдов явилась большая картина « В салоне на улице де My лен» (1894—1895). Самое замечательное в этой работе — лицо повернутой к зрителю «хозяйки» салона. Утонченность контуров фигур, празднично яркий колорит картины лишь оттеняют жесткую объективность, с которой Лотрек трактует лицо этой женщины, обнаженное в своей грубости, но смягчен­ное печалью.

В 1891 году художник создает первую литографскую афи­шу для Мулен Ружа. За этой работой, которая была по сути одним из первых плакатов в истории современного искусства, последовали другие афиши, станковые лито­графии, цветные и черно-белые; альбомные серии («Иветт Гильбер», «Они»), театральные программы и книжные иллюстрации. Именно в этих произведениях гений Лотрека раскрылся во всей своей силе и неповторимой самобытно­сти, и именно с ними будет впоследствии в первую очередь ассоциироваться его творчество.

В своих литографиях Лотрек обессмертил ярких, но эфе­мерных звезд Монмартра, гротескно заострив суть их творче­ской индивидуальности, передав ритмы их танцев и песенок. В итоге кропотливых штудий натуры, поисков единственного, точного жеста перед зрителем возникали «королева радо­сти» Ла Гулю, надменно-жеманная Жанна Авриль, остро­характерная до карикатуры певица Иветт Гильбер, похожая на гейшу Мэй Бельфор, кукольная Мэй Мильтон, утон­ченная и стремительная Марсель Линдер, полная энергия клоунесса Ша-Ю-Кау и воплощающий всю гордость и до­стоинство артиста Аристид Брюан. Все они были изображены в экспрессивной и лаконичной манере: в литографиях Лот- рек работал по преимуществу динамичными линиями и большими пятнами локального и чистого цвета, строя колорит на контрастах и изысканных созвучиях блед­ных и насыщенных тонов. В этих афишах он выступает мастером эпохи модерн, опирающимся на опыт японских ксилографов. В графике Тулуз-Лотрека много общего с аналогичными работами П. Боннара, Ф. Валлотона и дру­гих мастеров конца века. Главное, что отличало от них Лотрека — сосредоточенность на человеческой индивидуаль­ности, энергия ритмов, противостоящие имперсональности образов и вялой текучести линий модерна. Надо сказать, что опыт работы в литографии повлиял и на создавшиеся худож­ником живописные изображения певиц и танцовщиц, кото­рые отличаются той же экспрессией, но переданной с помо­щью месива мазков, резких ударов кисти и вспышек света.

Творческий путь Лотрека оказался коротким. Напряжен­ная работа, алкоголизм и тяжелая болезнь — все это при­вело его сначала в клинику, где он создал по памяти серию цирковых сцен, уже отмеченных чертами творческого упадка, а через три года — к преждевременной смерти. Но его искусству предстояла долгая жизнь. Прямым продол­жателем Лотрека стал молодой Пикассо, который унасле­довал лотрековский драматизм в восприятии жизни, гро­теск и гуманизм, зоркость взгляда и сострадание к отвер­женным.

Н.АПЧИНСКАЯ

Картины Лотрека

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Анри де Тулуз-Лотрек: жизнь и творчество художника

Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа (24 ноября 1864, Альби — 9 сентября 1901, замок Мальроме, Жиронда) — французский художник-постимпрессионист из графского рода Тулуз-Лотреков, мастер графики и рекламного плаката.

Содержание

Биография Анри де Тулуза-Лотрека

Творчество Анри де Тулуза-Лотрека

Интересные факты из жизни художника

Картины Анри де Тулуза-Лотрека

Библиография

Биография Анри де Тулуза-Лотрека

Анри де Тулуз-Лотрек родился 24 ноября 1864 года в аристократической семье. Первые годы жизни художника прошли в семейном поместье в городе Альби. Его родители, граф Альфонс Шарль де Тулуз-Лотрек-Монфа и графиня Адель Тапье де Селейран, расстались вскоре после смерти младшего сына Ришара в 1868 году. После развода родителей Анри жил в имении Шато-дю-Боск (Cháteau du Bosc) и в поместье Селейранов (Cháteau du Céleyran) недалеко от Нарбонна, где обучался верховой езде, латыни и греческому языку. После завершения Франко-прусской войны в 1871 году Тулуз-Лотрек переселяется в Париж — город, который изменит его жизнь, станет вдохновением и сильно повлияет на творчество художника.

Анри де Тулуз-Лотрек на протяжении всей жизни был близок с матерью, которая стала главным человеком в его жизни, особенно после трагичных случаев, подорвавших здоровье художника. Отец в обществе был известен как эксцентричная личность, часто менял место жительства, отчего пострадало образование Анри.

Тулуз-Лотрек говорил про отца: «Если встретил моего отца, то будь уверен, что надо будет остаться в тени». Однако именно благодаря отцу, который любил развлечения, Анри с ранних лет познакомился с ежегодной ярмаркой и цирком. Впоследствии тема цирка и развлекательных, увеселительных заведений стала основной в творчестве художника.

Творчество Анри де Тулуза-Лотрека

Ранние работы художника, на которых изображены в основном его близкие друзья и родственники («Графиня Тулу-Лотрек за завтраком в Мальроме», 1883; «Графиня Адель де Тулуз-Лотрек», 1887 — обе в Музее Тулуз-Лотрека, Альби), написаны с использованием импрессионистической техники, но стремление мастера максимально правдиво, иногда даже беспощадно, передать индивидуальную характеристику каждой своей модели говорит о принципиально новом понимании им образа человека («Молодая женщина, сидящая за столом», 1889, Собрание Ван Гога, Ларен; «Прачка», 1889, Собрание Дортю, Париж).

В дальнейшем А. де Тулуз-Лотрек совершенствует способы и методы передачи психологического состояния моделей, сохраняя при этом интерес к воспроизведению их неповторимого облика («В кафе», 1891)

Confetti Confetti Hangover Hangover The Salon in the Rue des Moulins The Salon in the Rue des Moulins

Для современников А. де Тулуз-Лотрек был прежде всего мастером психологического портрета и создателем театральных афиш.

Все его портреты можно условно разделить на две группы: в первой модель как бы противопоставлена зрителю и смотрит ему в прямо в глаза («Жюстин Дьель», 1889, Музей Орсэ, Париж; «Портрет месье Буало», ок. 1893, Кливлендский музей искусств), во второй она представлена в привычной для себя обстановке, отражающей ее повседневные занятия, профессию или привычки

А. де Тулуз-Лотрек внес большой вклад в становление жанра афиши, его творчество было высоко оценено его современниками.

Интересные факты из жизни художника

5 интересных фактов биографии Анри де Тулуз-Лотрека.

1. Знатное происхождение

Художник, месяцами живший и писавший обитательниц борделей Монмартра, был для них просто «мсье Анри». Им не было известно, что он происходит из древнего и знатного графского рода Тулуз-Лотреков-Монфа, чья история простиралась вглубь на долгие века.

Анри был единственным ребёнком в семье и должен был стать продолжателем рода. «Маленькое сокровище» – так его называли родственники, пророчащие ему благородное будущее.

2. Физический дефект

В славную историю маленького принца Анри вмешалась жестокая судьба. В 13 лет он, неудачно поднимаясь с кресла, сломал шейку бедра левой ноги, а чуть больше года спустя подросток, упав в канаву, получил перелом и правой ноги.

Кости не желали правильно срастаться, что привело к самым ужасным для молодого человека последствиям. Его ноги перестали расти, оставаясь длиной около 70 сантиметров на протяжении всей жизни художника, притом тело продолжало развиваться.

К 20 годам он превратился в карлика и уродца: непропорционально большие голова и тело, приставленные к тоненьким и хилым ножкам ребёнка. Рост его не превышал 150 сантиметров.

Нужно отдать должное, как мужественно молодой человек переносил свою болезнь, компенсируя её своим потрясающим чувством юмора, самоиронией и образованностью.

3. Разочарование семьи

Семье Анри с трудом удавалось смириться с недугом сына: дефект лишил его возможности присутствовать на балах, выезжать на охоту, заниматься военным делом. Для представителя древнего аристократического рода это было крайне важно. Тем более, физическая непривлекательность уменьшала шансы найти пару и продолжить род.Отец Анри, граф Альфонс Шарль де Тулуз-Лотрек, потерял к нему всякий интерес.

Поддержку и теплоту участия давала Анри его мать, остававшаяся близким для художника человеком на протяжении всей его жизни. Но она не так сильно влияла на судьбу сына, как граф Альфонс: ещё в 1868 году родители мальчика расстались после смерти своего первенца Ришара. Таким образом, на Анри возлагались все надежды, а он не мог их осуществить.

В 18 лет он, не желая встречать на себе разочарованные взгляды отца и стремясь доказать ему, что его жизнь не кончена, Анри отправился в Париж. На протяжении всей последующей жизни отношения с отцом были натянутыми: граф Альфонс не хотел, чтобы сын бесчестил род, ставя свою подпись на картинах.

4. От раннего импрессионизма до Монмартра

Направление, в котором работал Анри де Тулез-Лотрек, известно в искусстве как постимпрессионизм, оно же дало корни модернизму, или арт-нуво. Однако к такому стилю художник пришёл постепенно. Первым учителем юного Анри в 1878 году стал знакомый отца – художник Рене Пренсто, глухой от рождения, специалист по изображению лошадей и сцен охоты. С каждым днём мастерство юноши всё улучшалось, но изображение сцен славной аристократической жизни претило ему.

На первых порах он писал в импрессионисткой манере: его восхищали Эдгар Дега, Поль Сезанн. Кроме того, источником вдохновения служили японские гравюры.

В 1882 году, после переезда в Париж, Лотрек в течение нескольких лет посещал студии академических живописцев Бонна и Кормона, однако классическая выверенность их картин была чужда ему.

Зато в 1885 году он поселился на Монмартре, являвшем собой тогда ещё полудеревенский пригород с ветряными мельницами, вокруг которых чуть позже и откроются знаменитые кабаре, включая Мулен Руж. Семья с ужасом восприняла решение сына поселиться и открыть свою студию в самом центре района, который тогда только начинал обретать славу пристанища богемы.

Именно Монмартр стал главным вдохновением в жизни молодого Лотрека и открыл в нём новые творческие грани, ставшие чертами его фирменного стиля. Более того, он стал одним из зачинателей искусства литографии, или печатного плаката, в котором его яркая декоративная манера могла быть применима в наилучшем свете.

А в 1888 и в 1890 годах Лотрек принимал участие в выставках Брюссельской «Группы Двадцати», активной ассоциации нового искусства, и получил самые высокие отзывы от кумира своей юности – самого Эдгара Дега.

5. Разгульный образ жизни: две стороны монеты

Часто Анри де Тулуз-Лотрека изображают в виде карлика-извращенца, который только и делал, что пил и посещал бордели, что довело его до психиатрической лечебницы и смерти от алкоголизма и сифилиса в 37 лет, одинокого и жалкого, в родовом замке на руках матери.

То, что он нашёл своё пристанище среди ночных заведений Монмартра, говорит, в первую очередь, о том, что более нигде в «приличном аристократическом обществе» он не мог стать своим. Это было главной душевной травмой и трагедией его жизни – внешнее уродство выходило на первый план, затмевая его душевные и профессиональные качества.

Несмотря на прижизненную неприязнь критики к художнику, через несколько лет после его смерти (9 сентября 1901 года), к нему пришло настоящее призвание.

Его наследие считается одним из самых богатых: он оставил около 600 живописных работ, несколько сотен литографий, 31 плакат, 9 гравюр, 3 монотипии, тысячи рисунков, этюдов и набросков. Он вдохновлял множество молодых художников, в том числе Пикассо. И сегодня творчество Анри де Тулуз-Лотрека продолжает оказывать влияние на культурное развитие общества, а цены на его работы продолжают стремительно расти.

Библиография

  • Перрюшо А. Жизнь Тулуз-Лотрека. — М.: Радуга, 1994. — 283 с. — ISBN 5-05-004269-0 (переиздана М.: АСТ, 2013. ISBN 978-5-17-079157-6)
  • Пьер Ла Мюр. Мулен Руж. Трагическая жизнь Тулуз-Лотрека. — М.: Республика, 1994. — 383 с., ISBN 5-250-02390-8

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: impressionnisme.narod.ru, ru.wikipedia.org, vm.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Анри де Тулуз-Лотрек: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Анри де Тулуз-Лотрек: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

allpainters.ru

Тулуз-Лотрек. Художник, прославивший Мулен-Руж - Дневник живописи

Тулуз-Лотрек танец в Мулен-Руж

Кабаре “Мулен Руж” у всех на слуху. Однако не все знают, что значительную лепту в его прославление внёс художник Анри де Тулуз-Лотрек. Этому заведению и его обитателям он посвятил сотни своих работ. Картины, плакаты, литографии. Благодаря ему мы до сих пор знаем имена танцовщиц Мулен-Руж той эпохи. Ла Гулю. Джейн Авриль.

Тулуз-Лотрек не случайно так много времени проводил в Мулен-Руж. Если бы не одно обстоятельство, он бы обходил кабаре стороной. Да и художником вряд ли бы стал.

По происхождению Тулуз-Лотрек – аристократ из очень древнего рода. Его ждал мир лошадиных скачек, охоты и балов.

Но на лошадь он так и не сядет. Про охоту и балы тоже придётся забыть. С рождения он был слаб здоровьем. Частые детские болезни. В подростковом возрасте – переломы. Конечности остановились в росте. Генетическое заболевание. Выше 150 см Тулуз-Лотрек так и не вырастет.

Мечты о скачках и охоте разбиты вдребезги. Но его энергичная и амбициозная натура жаждала реализации. Живопись могла его спасти. Тем более, что талант был налицо.

Физическая неполноценность толкнула Тулуз-Лотрека в мир кабаре и публичных домов. Среди проституток, танцовщиц и циркачей он чувствовал себя свободнее. Он забывал о своей ущербности. Среди тех, кто также был обижен судьбой. Как он говорил о проститутках: “Наконец я нашёл женщин, которые не выше меня ростом”.

Вскоре он стал аристократов воспринимать ущербными. Увидев со стороны всю их заносчивость и высокомерие. В мир, к которому он принадлежал по рождению, он уже никогда не вернётся.

Тулуз-Лотрек в Мулен-Руж

Тулуз-Лотрек в Мулен-РужАнри де Тулуз-Лотрек. В Мулен-Руж. 1892-1895 гг. Холст, масло. Чикагский институт искусства

В Мулен-Руж Лотрек был завсегдатаем. Случайный посетитель, увидев там художника, мог подумать, что он один из аттракционов заведения. Все время громко разговаривает. Острит. А вокруг него все хохочут.

На картине “В Мулен-Руж” за столом – знакомые Лотрека. Спиной к нам у зеркала – знаменитая танцовщица Мулен-Руж Ла-Гулю. Она поправляет свой фирменный пучок рыжих волос. Сам Лотрек со своим долговязым родственником – в профиль на заднем плане.

Справа как будто случайно “попала в кадр” женщина. Её лицо ярко освещено. Это английская певица Мэй Милтон. Она выступала в Мулен-Руж один сезон и пользовалась невообразимым успехом.

Картина похожа на  фотографию. В кадр слева попали перила. Изображение певицы и вовсе срезано. Посетители за столиком как будто и не подозревают, что их “снимают”.

Как и Эдгар Дега, Лотрек стремился показать жизнь без постановок и декораций. Отсюда такая оригинальная композиция.

Мулен-Руж, как ярмарка продажной любви

Тулуз-Лотрек Танец в Мулен-РужАнри де Тулуз-Лотрек. Танец в Мулен-Руж. 1890 г. Холст, масло. Художественный музей Филадельфии, США

Конечно, Тулуз-Лотреку нравились танцы. Безудержная, пошлая кадриль Ла-Гулю. Экстазные выпады ножкой Джейн Авриль.

Однако на картинах сам танец Лотрек изображал не часто.  Ему больше были интересны обитатели кабаре. Здесь перемешивались все слои общества. Аристократы приходили за низменными удовольствиями. Кокотки высматривали любовников побогаче.

На картине “Танец в Мулен-Руж” Ла Гулю и Валентин Бескостный танцуют очередной безудержный танец. На переднем плане мы видим женщину в розовом платье.

Современники Тулуз-Лотрека сразу бы поняли, что это куртизанка. Она пришла сюда на работу. Рядом с ней – женщина в тёмном платье. Тогда проституток всегда сопровождали некрасивые и скромно одетые компаньонки.

Нестандартная любовь в Мулен-Руж

Тулуз-Лотрек танцы в Мулен-Руж Анри де Тулуз-Лотрек. Танец в Мулен-Руж. 1892 г. Литография. Чикагский институт искусства, США

В Мулен-Руж себя вольготно чувствовали представители сексуальных меньшинств. Никто их здесь не осуждал. Тем более Тулуз-Лотрек.

В их нестандартной любви он видел что-то для себя близкое. Ведь с его физическими данными любовь достойной женщины ему была не доступна. Он трезво осознавал, что любовь он сможет лишь покупать.

Ла-Гулю – звезда Мулен-Руж

Тулуз-Лотрек Ла-Гулю в Мулен-Руж Анри де Тулуз-Лотрек. Ла-Гулю в Мулен-Руж. 1892 г. Музей современного искусства (МоMA), Нью-Йорк

Тулуз-Лотрек часто писал главную звезду Мулен-Руж Ла-Гулю. Картина “Ла-Гулю в Мулен-Руж” – один из самых известных её портретов. На нем она изображена со своей сестрой (слева) и любовницей.

Как всегда, Лотрек стремился показать характер героини. Обычная торговка в экстравагантном платье. Надменная. Вульгарная. Как называл её Лотрек – “сладострастное и похотливое животное”.

Ла-Гулю виртуозно танцевала Кан-Кан. Благодаря ей этот танец станет таким популярным. Поклонники приходили и кричали “Выше Ла-Гулю, выше!” Это конечно, о её ногах.

Утонченная Джейн Авриль

Тулуз-Лотрек Джейн АврильАнри Тулуз-Лотрек. Джейн Авриль танцует. 1893. Картон, масло. Музей д’Орсе, Париж

Немало Лотрек рисовал и танцовщицу Джейн Авриль. Незаконнорожденная дочь аристократа. Её мать – содержанка. Джейн убежала в 16 лет от её вспыльчивого и жестокого характера. С тех пор зарабатывала себе на жизнь сама.

В Мулен-Руж Джейн Авриль проработала много лет. Она тоже была звездой кабаре. Ввела в моду одиночные танцы, без партнёра.

Именно в момент такого танца её и изобразил Лотрек на картине. Меланхоличный взгляд танцовщицы направлен вглубь себя. Худые длинные ноги в не самом изящной позе. Но даже в таком положении видна присущая женщине элегантность.

Джейн Авриль совсем не вписывалась в общество бывших торговок и уличных девок. Она разбиралась в искусстве. Обладала безупречным вкусом. За это другие танцовщицы её не любили. Лотрек же искренне ей восхищался. Они дружили до конца жизни художника.

Рекламный плакат Тулуз-Лотрека

Тулуз-лотрек плакатАнри де Тулуз-Лотрек. Плакат к новому сезону Мулен-Руж 1891 года. Метрополитен музей, Нью-Йорк

Не только Лотрек прославлял Мулен-Руж. Но и наоборот. Почти сразу после открытия владельцы Мулен-Руж заказали Лотреку плакат для рекламы заведения.

Плакат получился очень интересным. Толпы людей осаждали трамваи, на которых он был размещён. Их срывали со столбов для коллекционеров. Лотрек за один день стал знаменитым.

Нам сейчас не совсем понятно, что же так поразило в этом плакате публику в конце 19 века. Арабеска из голов зрителей. Ла-Гулю в танце демонстрирует свои панталоны. Силуэт Валентина Бескостного на переднем плане. Слева виднеется развевающаяся юбка другой танцовщицы.

Резкость и грубость линий. Плоскостность изображения. Лаконичность образов. Оригинальность композиции. Все это было для того времени крайне необычно.

Сравните его плакат с плакатом Жюля Шере. Тогда он был первой звездой плакатной живописи. Вы сразу поймёте, насколько предшественник Лотрека был неоригинален и предсказуем. Шере плакат Мулен-РужЖюль Шере. Мулен Руж. Плакат. 1889 г. Частная коллекция

Образы Лотрека гораздо более лаконичны. Плакаты же Шере – это нагромождение фигур. Слащавые образы. Неуместные для плаката светотени.

Мулен-Руж в литографиях

Напоследок ещё одна известная работа Лотрека, посвящённая Мулен Руж. На этот раз – в технике литографии. Тулуз-Лотрек флиртАнри де Тулуз-Лотрек. Флирт. 1892 г. Литография. Чикагский институт искусства, США

Лотрек очень хотел, чтобы его творчество увидели многие. Литография для этого идеально подходила. Ведь с помощью этой техники можно было делать копии рисунка. Так его работы смогли приобретать и за скромные деньги. Конечно, сейчас даже литографические работы Лотрека стоят сотни тысяч долларов.

О других работах Тулуз-Лотрека читайте в статье “Музей д’Орсе. 7 шедевров постимпрессионистов, которые стоит увидеть”.

Автор: Оксана Копенкина

Facebook

Twitter

Мой мир

Вконтакте

Одноклассники

Google+

Pinterest

Похожее

arts-dnevnik.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта