Ларионов М.Ф. «Стекло». Ларионов картины
ЛАРИОНОВ Михаил Федорович - Галерея произведений (119 изображений). - Страница 2 из 6
admin 06.10.2012 Галерея, Новости, Топ-20 7,716 Показы
Открыть доступ 21. Ларионов Михаил «Волы на отдыхе» 1906 Холст, масло 89х116,5 Государственная Третьяковская галерея 22. Ларионов Михаил «Свиньи» 1906 Холст, масло 68,5х85,5 Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Парижcultobzor.ru
Михаил Ларионов-2
М.Ларионов. Костюм Солнца к балету "Полуночное солнце"
(Начало здесь) Михаил Ларионов понял, что искать надо дома, а не в Париже, но именно Европа помогла художнику многое увидеть по-новому:
русскую провинцию, русский лубок, иконопись, провинциальные вывески на магазинах и парикмахерских, уличную культуру, даже надписи на заборах. Все стало предметом его пристального внимания, изучения и анализа.
Второй этап Михаила Ларионова стал настоящим прорывом в русской живописи. Уже в первый период творчества появляются картины, написанные в духе примитивизма
(«Купальщицы на закате», «Цыганка»), но только с 1907 года это направление стало ведущим и доминирующим.
Начинается период знаменитых провинциальных серий: «Провинциальные франты», «Франтихи», «Парикмахеры», «Венеры», «Солдатская серия»….
В «Парикмахерах» («Мужской парикмахер», «Девушка у парикмахера», «Офицерский парикмахер») художник любуется своими героями, чуть подшучивает над ними, но шутит любя, не вставая по отношению к ним в пренебрежительную позицию сверху. Особенно хороша последняя картина «Офицерский парикмахер».
В ней все продумано: плоскостное изображение, интерьер в виде рамы, расположение фигур, их внешние детали, через которые художник тонко и точно передает характеристики своих героев. Он сопоставляет их с вещами: грудь колесом офицера – с его саблей, длинные ноги парикмахера – с ножками стула, изогнутая фигура клиента – с консолью зеркала.
Игра в сравнения увлекает художника - свободой, выдумкой, фантазией. В нее включаются все предметы: длинные ножницы, усы, консоль зеркала, салфетка, занавес и даже состояния героев - услужливость парикмахера и надутость офицера. Деформация фигур и предметов подчеркивает характеристики героев.
М.Ларионов. Офицерский парикмахер.1910
Эти находки и принципы присутствуют и в других "провинциальных сериях" Ларионова. "Солдатская серия" («Отдыхающий солдат», «Курящий солдат», «Танцующие солдаты», «Солдат на коне», «Играющие в карты солдаты») содержит неприличные надписи на заборах и стенах, нецензурные выражения и скабрезные солдатские шутки.
Но в солдатском мире Ларионова нет ничего страшного, дурного, отталкивающего или злого. Это мир обычных людей, больше похожих на детей, чем на злых взрослых. Солдатская жизнь – автобиографическая серия: в 1910 году после окончания училища художник призывается в армию, где он с интересом изучает солдатские надписи и картинки на стенах казармы.
Программным полотном в этой серии является «Отдыхающий солдат», которого критики не приняли и не поняли. Картина писалась с натуры, когда Михаил Ларионов был на сборах. На ней - солдат, лежащий у исписанного нецензурными словами забора.
Отдыхающий солдат. 1911
Солдат погружен в себя, он покоен и обаятелен. Его поза, короткие руки, перекрученные ноги и безмятежное выражение лица оставляют ощущение реального и пережитого. Но критики увидели только отдельно лежащую нижнюю часть туловища, скверные надписи и рисунки на заборе.
Вся солдатская серия – это чистосердечный взгляд простого народа на мир и жизнь. Ироничный взгляд самого художника на этот мир – любовный, а его улыбка – мягкая и человечная. Художник умеет смотреть глазами простого человека и в то же время сохранять профессиональный взгляд, соединяющий живую наблюдательность с примитивистской игрой.
Небрежность мазка подчеркивает отрицательное отношение Ларионова к прежней классической культуре. Даже в самой игрушечной картине «Солдатской серии» - «Солдат на коне», напоминающей детскую игру на деревянной лошадке, очень много жизненных впечатлений и наблюдений:
Солдат на коне (Скачущий гусар) 1910- 1911
Постепенно язык художника все дальше отходит от реальности, становится все более условным, что заметно в сериях «Венера», написанной в духе иронического эротизма, и «Временах года». Обе серии выполнены в переходном, от примитивизма к лучизму, 1912 году, после которого его живопись становится абстрактной, почти ничего общего с узнаваемым и реальным миром не имеющая.
В серии «Времена года» каждый из четырех холстов художник делит на четыре неравные части. В первой части - фигура, олицетворяющая то или иное время года, во второй – текст, посвященный этому времени года, в третьей и четвертой – символические приметы сезона. Фигуры человека, животных и птиц напоминают детские раскраски, что потом получило развитие у В.Е.Татлина. Критики сочли эту серию прямым вызовом.
В этот же год Михаил Ларионов, близко знакомый с поэтами-футуристами (Хлебниковым, Маяковским, Крученых, братья Бурлюками), иллюстрирует их книги. В оформлении их книг участвовали и многие художники-авангардисты того времени: Наталья Гончарова, Казимир Малевич, Владимир Татлин. Это было время бурного расцвета нового искусства.
Времена года: Весна. 1912
Тяга художника к театральности, жесту и действию в сочетании с лидерскими качествами проявлялись в организации различных союзов, выставок, диспутов, в проведении шокирующих общественность эпатажных шествий, вызывавших скандалы и бурные обсуждения. Это делало имя Михаила Ларионова скандально-известным.
В 1910 году проходит выставка художников, объединившихся в союз «Бубновый валет», название которому тоже придумал Ларионов. На ней он выставляет «Хлеб», выполненный в духе уличной вывески. Однако Михаилу Ларионову тесно в любом союзе и потому естественным был в скором времени его скандальный уход из «Бубнового валета».
В 1912 году художник-скандалист устраивает выставку художников, вышедших из «Бубнового валета» вместе с ним и организовывает новый союз «Ослиный хвост», который вскоре тоже распался. В этой выставке участвуют К. С. Малевич, Н. С. Гончарова, В. Е. Татлин, М. 3. Шагал и другие. На выставке Михаил Федорович показывает свою «Солдатскую серию».
Серия "Венера". Венера кацапская.1912
В 1913 году художник проводит выставку лубка, представляющую, кроме русского лубка, европейские народные картинки, а также ряд своих работ примитивистского периода. На этой выставке открытием стало самобытное искусство тифлисского художника Нико Пиросманишвили. Чуть позднее Ларионов организует выставку иконописи.
Кульминацией поисков художника, последним ярким всплеском его бурной фантазии, неудержимой энергии, стремления к развитию идей и тяги к новаторству стало создание теории лучизма, поставившей яркую жирную точку в бурной пятнадцатилетней истории становления Михаила Ларионова как художника. Начался третий период его творчества – лучистский.
В 1913 году он организует выставку «Мишень», где представляет доклад о лучизме и выставляет несколько картин, написанных в духе новых художественных идей. Самая яркая из них - «Петух и курица». Философия лучизма была очень органична художнику, она воплощала все самые яркие черты его характера: праздничность, жизнелюбие, смелость, экспрессию, новаторский дух, энергичность, остроту, эпатажность, непримиримость.
Петух и курица. 1912
На следующих выставках, в четырнадцатом и пятнадцатом годах, Михаил Ларионов выставляет в основном лучистские работы: "Стекло",«Лучистый бык», «Красный лучизм», «Красно-синий лучизм», «Лучистый пейзаж», «Лучистое дерево», «Портрет дурака» и другие. В 1914 году в Париже проходит организованная им вместе с Натальей Гончаровой выставка, к каталогу которой написал предисловие поклонник лучизма Г.Аполлинер.
Теорию лучизма Ларионов публикует отдельной брошюрой, вслед за которой выпускает манифест "Лучисты и будущники". Под манифестом подписалось десять художников. В этих работах Ларионов излагает суть теории лучизма, заключающаяся в том, что каждый предмет отражает лучи и на их пересечении возникают определенные формы, которые художник своей волей выделяет и изображает. Это было началом беспредметного абстрактного искусства, в котором главную роль играли цвет, свет и рука художника.
В этих картинах живопись живет не по законам реальности и предметности, а по собственным законам, законам цвета и света. Чаще всего эти картины возникают стихийно, не подчиняясь никаким рациональным законам. Лучистские картины Михаила Ларионова часто сравнивают с его импрессионистическими картинами.
Стекло. 1912
Лучистские картины были последним, что создал художник в России. В 1914 году его мобилизовали на фронт, где он получил контузию и потом долго лечился. В 1915 г. его вызвал к себе С.Дягилев для участия в оформлении балетов «Русских сезонов». Михаил Ларионов не собирался оставаться в Европе, но революция помешала вернуться в Россию .
Жизнь его была долгой и бурной, во всех смыслах. Художник по-прежнему много работал, много писал, его декорации и костюмы к балетам такие же яркие и экспрессивные, как и картины. Он писал сценарии, готовил артистов балета, делал эскизы декораций, костюмов и никогда не стоял на месте.
Все его работы очень яркие, но такого взлета новаторства, какой был у него в России, уже не было, а в живописи художник снова вернулся к предметности. Умер Михаил Ларионов в 1964 году, через два года после смерти Н.С. Гончаровой, с которой развелся в 1922 году, но в 1955, чтобы сохранить совместное художественное наследие, они оформили брак официально.
А.А.Моргунов. Портрет Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова
В 1962 г. Наталья Сергеевна умерла, и он женился на своей долголетней любовнице и секретарше Александре Клавдиевне Томилиной. Ее он делает наследницей всего совместного с Гончаровой архива, завещав передать его в Россию.
Однако, соперничество двух женщин на протяжении десятилетий было таким жестоким, что оказавшись хозяйкой бесценного архива и всех картин Гончаровой, Томилина-Ларионова стала продавать ее работы буквально за бесценок, оставляя дома только картины мужа.
Рассказывают, что однажды, когда Наталья Сергеевна была уже очень больна и плохо ходила, соперницы встретились на крутой лестнице (они жили в одном доме). Томилина толкнула ее, Наталья Гончарова упала и сильно ушиблась, что ускорило ее смерть.
Красный лучизм. 1913
Александра Клавдиевна тянула с передачей архива, сколько могла. И только в 1988 году, после ее смерти по воле Н.С. Гончаровой и М.Ф.Ларионова, в соответствии с завещанием А.К.Томилиной около 400 картин, библиотека и часть архива были переданы Государственной Третьяковской галереи.
Другая часть осталась в Париже, в центре Помпиду, а часть передана Музею Виктории и Альберта в Лондоне. Похоронен Михаил Федорович Ларионов недалеко от Парижа на кладбище в Иври рядом с Натальей Гончаровой. И в той же могиле нашла свое упокоение его вторая жена.
Тина Гай
Related posts
coded by nessussotvori-sebia-sam.ru
Михаил Федорович Ларионов Лучистый пейзаж: Описание произведения
Когда Михаилу Ларионову было семь лет, он пообещал себе, что даже когда вырастет, не забудет о том, каким виделся ему мир в детстве. Лучизм – выполнение этого обещания. «Для фиксации того, что есть, изобретен фотоаппарат!» - так заявил Ларионов, а сам начал писать лучистые картины. Это было начало русского абстракционизма и прощание Ларионова с неопримитивизмом.Лучизм, основателем и создателем которого стал Михаил Ларионов, призывал к изображению не предметов, а лучей, которые они отражают. По теории лучизма, каждый человек и каждый предмет испускают определенную лучистую энергию. Взаимодействие чего угодно и кого угодно – это пересечение и отражение этих лучей. Пожалуй, Ларионову было бы что обсудить с квантовыми физиками. Он мечтал о том, что когда-нибудь изобретут улавливающий эти лучи прибор, с помощью которого можно будет измерить количество любви, которое испытывает к тебе любимый человек.
И вот перед нами абстрактный лучистый пейзаж. Несмотря на манифестируемую беспредметность, игра света и цвета, естественность линий не оставляют сомнений в том, что мы видим именно картину природы. Эти лучи кажутся настолько живыми и «растущими», что на мгновение даже промелькнет мысль: возможно, это и есть лучший способ писать пейзажи? Абстрактность изображения компенсируется исключительно природными естественными цветами: зелень листвы, желто-оранжевые солнечные всполохи, белое, а изредка – мягкое розовое цветение, венчающее черные гибкие стебли. Картина наполнена движением, возникает ощущение, что художник изобразил сам процесс роста.
Холст выполняет несвойственную ему до этих пор роль – нет больше границы между его поверхностью, смотрящим и изображением. Словно эти ларионовские лучи, наплевав на все пространственно-объемные законы, пронизывают картину сразу во всех направлениях. Вот что писал Ларионов в манифесте «Лучизм»: «Это почти то же самое, что мираж, возникающий в раскаленном воздухе пустыни, рисующий в небе отдаленные города, озера, оазисы — лучизм стирает те границы, которые существуют между картинной плоскостью и натурой». Пожалуй, у него получилось. А сравнение с миражом в пустыне отлично передает смятенно-томительное состояние, запечатленное на картине.
Перекрещивающиеся лучи - энергетические и световые - придают картине сияние, они становятся исходной точкой для погружения в ощущения. Кстати, Маяковский назвал лучизм кубистической версией импрессионизма. И действительно, в этих картинах удивительным образом сочетаются конструктивность и четкая форма с захлестывающим половодьем эмоций. «Лучистые картины» ориентированы на ощущения, их цель – растревожить и взволновать чувства. Они не нарушают привычную логику (как летающие люди Шагала или перевернутые «точки зрения» Бурлюка), а существуют вообще вне этой логики, в другом измерении. Здесь законом выступают цветовые сочетания, контрасты и соотношения, энергетические векторы и игра фактур. Лучисты видели в таком подходе выход за пределы пространственно-временной ограниченности. Есть только лучи, из которых все и состоит.
Автор: Алена Эсаулова
artchive.ru
Художник Михаил Федорович Ларионов
Художник Михаил Федорович Ларионов родился в семье военного фельдшера. В провинциальном Тирасполе прошли его детские годы. В 1898 г. он поступил в МУЖВЗ, где учился у К. А. Коровина и В. А. Серова. В училище Ларионов познакомился с Натальей Сергевной Гончаровой, ставшей его верной соратницей.
На годы учебы приходится ранний, импрессионистический период творчества Михаила Ларионова. В унаследованной от французских художников манере создавал он целые живописные серии. Напряженность цвета, богатство живописных фактур отличают такие картины, как "Розовый куст", "Сад", "Рыбы при закате" (все 1904). Эти и им подобные картины пользовались успехом на выставках Общества русских акварелистов, СРХ, "Мира искусства", на русской экспозиции Осеннего Салона 1906 г. в Париже.
В 1907 г. Михаил Ларионов открыл для себя народное примитивное искусство - русский лубок, ремесленную вывеску и т. п. Этап примитивизма в творчестве художника едва ли не самый плодотворный. Михаил Ларионов увлекается так называемой уличной культурой. Появляются его серии "Франты" и "Парикмахеры". На выставке "Бубновый валет" 1910 г. он демонстрирует полотно "Хлеб", напоминающее вывеску булочной. На выставке "Ослиный хвост" 1912 г., организованной самим Михаилом Ларионовым, где также участвовали Н. С. Гончарова, К. С. Малевич, В. Е. Татлин, А В. Шевченко, М. 3. Шагал, были выставлены картины из "солдатской серии". В них сказались собственные впечатления художника от военной службы, которую ему пришлось проходить после окончания училища в 1910 г. Примитивизм Михаила Ларионова находил источники вдохновения даже в заборных рисунках и надписях.
Михаил Ларионов. Петух (лучистый этюд). 1912. Масло.
В 1910-х гг. Михаил Ларионов проявил себя как блестящий организатор: он возглавил группу молодых московских художников, н 1913 г. подготовил выставку лубка, которая включала восточные и европейские народные картинки, вывески, печатные пряники и т. п., многие - из коллекции Михаила Ларионова; в том же году провел выставку иконописных подлинников и лубков. Он принимает активное участие в художественных диспутах, получивших распространение в ту пору. В частности, в 1913 г. состоялся диспут на тему "Восток, национальность и Запад", предшествовавший открытию выставки "Мишень". На нем Ларионов и его группа четко обозначили свою "восточную" ориентацию. На выставке "Мишень", где демонстрировались также произведения художников-самоучек и детские рисунки, Михаил Ларионов представил работы из незавершенного цикла "Венеры" и четыре холста "Времена года" (1912), которые были расценены критиками как вызов. В них использованы язык детского рисунка и архаическая символика, дополненная незатейливым текстом. "Мишень" стала высшей точкой развития художественных идей Ларионова. Уже диспут "Мишени" включал доклад о лучизме, а на выставке экспонировались лучистские картины: "Петух и курица", "Лучистая скумбрия и колбаса" и др. Лучистские произведения Ларионов показывал и на последующих выставках - "14. Футуристы, лучисты, примитив" (1914), "1915 год". В том же 1913 г. Ларионов публикует брошюру "Лучизм", манифест "Лучисты и будущники", в которых формулирует теорию нового течения: "Стиль лучистой живописи имеет в виду пространственные формы, возникающие от пересечения отраженных лучей различных предметов. ... Луч условно изображается на плоскости цветной линией". В лучизме Ларионова заложены начала абстрактного искусства.
artageless.com
Ларионов М.Ф. «Стекло»
«Стекло» 1912 г. Холст, масло. 104.1 x 97.1 cm. Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк, США
Картины художника Ларионова М.Ф.
www.avangardism.ru
Михаил Федорович Ларионов Весна: Описание произведения
1920 год. Ларионов уже живет в Париже, уже понимает, что в ближайшее время о возвращении в Россию думать не приходится. Эпоха отрицания авторитетов, эпатажа, скандалов и отмены изобразительности в угоду лучам – основе созданного им лучизма – остались в прошлом. Доказав себе и миру, что искусство может изображать не события и персонажей, а абстракции, быть беспредметным, Ларинов позволяет себе вернуться к фигуративной живописи. Но, удивительное дело, именно теперь его картины обрели особую бесплотность.На картине «Весна» две женщины и ребенок изображены в саду. Впрочем, хочется сказать, что женские и детский силуэты изображены в образе сада. Цвета блеклые, полупрозрачные, размытые. Право, «Лучистый пейзаж», демонстративно пропагандирующий беспредметность, куда более вещественен и телесен, чем картины этого периода (например, «Натюрморт с портретом»).
Картины позднего Ларионова – словно послесловия изображений. Пейзаж – будто сон о пейзаже, а обнаженная женщина – только возможность воплощения в человеческой форме. Эти весенние женщины полуобнажены или облачены в прозрачные платья? Скорее, перед нами лишь намек на них, на призрачную возможность существования этих девушек то ли в саду, то ли во сне.
Юрий Анненков о работах Ларионова этого периода пишет: «Его обнажённые женщины только начальная ступень человеческих форм, только предисловие к ним; его девушки в саду лишь намёки на девушек в призраках сада; случайные совпадения мазков похожи на платья каких-то вчера или третьего дня припомнившихся и снова забытых лет, и краски монохромны и бесцветны, как сон».В Париже Ларионов всерьез занялся хореографическими постановками – кстати, невесомые одежды девушек вызывают ассоциации с балетными юбками. Возможно, его увлечение балетом наложило свой отпечаток и придало изображению такую музыкальность, превращающую зрителя в слушателя? Пожалуй, это и есть главная загадка позднего Ларионова.
Автор: Алена Эсаулова
artchive.ru
Лучизм - Вспомнить, подумать...
Наталья Гончарова, «Зеленый лес».
Это полотно словно смеется над нашими попытками понять, что же такое лучизм, и представляет собой как чистую абстракцию, так и заявленный в названии зеленый лес.Лучизм изобрел Михаил Ларионов. И это направление создало фундамент для появления абстрактной живописи в России, можно сказать — стало первым абстрактным лучом в царстве предметности. Раз наше зрение устроено так, что мы воспринимаем не сами предметы, а отраженные ими лучи, то на лучах и сосредоточимся! Так решил Михаил Ларионов и убедил в этом художников своего круга, благодаря чемумы можем любоваться яркими, сияющими, во всех смыслах энергетическими картинами лучистов.
Творить из мглы, рассветов и лучей,Включить в оправу стройную сонетаДве капельки росы, три брызга светаИ помысел, что вот еще ничей.К.Бальмонт
Михаил Федорович Ларионов, Голубой лучизм, 1915
«Мы не объявляем никакой борьбы, так как где же найти равного противника?!Будущее за нами», — пояснил, как обстоят дела на живописной арене, основатель лучизма Михаил Ларионов.Создатели четвертого измерения живописи — лучисто-энергетического — от скромности не страдали. И правильно, у них других достоинств хватало.
Изобретатель лучизма Михаил Ларионов.
«Мишень» – первая выставка лучистов
Звонче жаворонка пенье,Ярче вешние цветы,Сердце полно вдохновенья,Небо полно красоты.Разорвав тоски оковы,Цепи прошлые разбив,Набегает жизни новойТоржествующий прилив.И звучит свежо и юноНовых сил могучий строй,Как натянутые струныМежду небом и землей.А.К.Толстой
Впервые «луч лучизма» мелькнул в 1909 году — на выставке в Московском Обществе свободной эстетики была представлена картина Михаила Ларионова «Стекло».
Михаил Федорович Ларионов, Стекло, 1912
Что вышло из лучизма? Да весь абстракционизм, по крайней мере, русский. Что ему предшествовало? Считается, что самым первым провозвестником будущего лучистогоискусства стала выставка Уильяма Тернера, которую Ларионов посетил в Лондоне в 1906 году.Тот самый Тернер, предвосхитивший будущие направления, наполнивший туманы Альбиона такойцветовой страстью, что из них, туманов этих, вышли и импрессионисты, и постимпрессионистыи, что в данном случае актуально, — лучисты.
Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер, Парк в Петворте, на заднем плане Тиллингтонская церковь, 1830.
Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер, Пожар в здании парламента 16 октября 1834 года, 1835
Михаил Врубель. Царевна-Лебедь, 1900.
Еще относительно истоков лучизма интересную версию предлагает художник Павел Мансуров,хорошо знавший Ларионова. Он рекомендует искать первые ростки будущего лучизма у Врубеля.Известно, что Ларионов в молодости некоторое время работал под его руководством.Конечно, прямых цитат из Врубеля мы в лучизме не найдем, а вот отголоски — вполне.
Михаил Александрович Врубель, Демон сидящий
Начало прошлого века в России было щедро на эксперименты в сфере искусства. Попробуем разобраться, чем отличается лучизм от прочих -измов тех лет.
Лучизм еще отталкивается от предметов — но именно что отталкивается. Окружающая действительность — только повод для скрещения лучей, которые и интересуют художника-лучиста. Не только предметы, но и наши чувства, впечатления, ощущенияи мы сами — всё отображается в виде лучей, заявил Ларионов. Он мечтал, чтокогда-нибудь даже будет создан прибор, который позволит оценить, насколько сильно любящие друг друга любят…
В отдельный раздел выделен так называемый «реалистический лучизм», в котором предмет служит точкой опоры.
Михаил Федорович Ларионов, Лучистые линии, 1911
Наталья Гончарова - Лучистый портрет Ларионова
Если «Лучистые линии» Ларионова — чистая абстракция, то написанный Натальей Гончаровойлучистый портрет Ларионова опирается на вполне даже определенный объект.Лучисты признавали кубизм, футуризм и орфизм, полагая лучистую живопись вершинойхудожественного искусства и синтезом этих направлений.
Лучизм — это изображение ощущаемых художником лучей. И тут мы еще дальше отходим от такназываемой «объективной реальности», потому что это не просто лучи вместо предмета, здесь нет претензии даже на «лучистую объективность» — это лучи,увиденные художником, то есть впечатления художника. Что и позволило Маяковскому определить лучизм как кубистическую версию импрессионизма. Иными словами,лучизм — впечатление художника отдействительности, выраженное с помощью изображаемых им лучей.
Лучистые картины цепляют за живое именно этой особенностью — сочетанием структуры, присущей кубизму, и водоворота ощущений, впечатлений, который родом из импрессионизма.
Пабло Пикассо. Сидящая обнаженная
Михаил Ле-Дантю. Женский портрет
Лучизм — это кубистическое толкование импрессионизма, считал Владимир Маяковский.
Винсент Ван Гог. Шелковица
Михаил Ларионов. Дерево
Основными ценностями лучисты провозгласили цветовые комбинации, насыщенность,сочность цвета, соотношение цветовых масс, напряженность восприятия, следование энергетическим векторам. Лучистые картины обладают особой пространственной структурой. Это, безусловно,не объем. Но это и не плоскость, как в неопримитивизме,и не наложение плоскостей, какв орфизме. Лучи словно пронизывают холст во всех направлениях сразу, и на выходе создается объемное пересечение плоскостей.
Михаил Федорович Ларионов, Петух и курица, 1912
«Это почти то же самое, что мираж, возникающий в раскаленном воздухе пустыни,рисующийв небе отдаленные города, озера, оазисы — лучизм стирает те границы,которые существуютмежду картинной плоскостью и натурой»,
— такое определение дал сам Ларионов.
При этом отметим, что лучистые работы Натальи Гончаровой, жены и единомышленницы Ларионова, более многообразны в смысле формы, ее лучи — не непременно именно лучи, они могут создатьокруглые дуги, изгибаться, вносить глубину и объем в холст.
Наталья Сергеевна Гончарова, Ткач (ткацкий станок и женщина),1913
Лучисты перестали бороться со старым искусством, и именно в этом видели основное своёотличие от «бубновалетовцев». Они не противопоставили старому новое, а создали вообщедругую сферу. Как сказали бы современные бизнес-коучи — покинули алый океан конкуренциии ушли в голубой океан возможностей, где конкурентов попросту нет. Ушли — чтобы наполнитькартины сиянием своих лучей.
Кстати, примерно в это же время фовист Морис Вламинк во Франции скажет: «Я хотел сжечь моим кобальтом и киноварью Школу Изящных Искусств; я хотел выразить мои чувства кистью,не думая о том, что было уже написано…».
Зафиксированные лучистами постулаты сразу же были обозначены как непрерывно изменяющиесяи текучие. Ларионов в частности и теория лучизма в общем отрицали такое явление какобъективно существующие идеалы. Картины скользят, лучи отражаются, всё ежеминутно меняется. Такое отношение у лучистов было не только к собственным творениям, но и кискусству в целом.
Ларионов утверждал: «Нет вечной красоты. Если вы покажете „Мадонну“ Рафаэля какому-нибудь африканскомутуземцу,он из нее сошьет сапоги, потому что она хорошо промаслена».
Формальный век лучизма недолог. После промелькнувшей в 1909 году картины Ларионова лишьна организованной обществом «Ослиный хвост» * выставке «Мишень» в 1913 году были представлены в том числе и лучистые картины. На выставке показали свои работы (созданные в разных стилях) Наталья Гончарова и Михаил Ларионов,Михаил Ле-Дантю иКаземир Малевич, Марк Шагал и Александр Шевченко.
Затем последовала выставка 1914 года, под говорящим названием «Номер четыре: футуристы, лучисты, примитив».Собственно, это было последнее официальное мероприятие лучистов.
Впрочем, в том же году в парижской галерее Поля Гийома Гончарова и Ларионов выставляли среди прочих и свои «лучистые» работы. На этом официально лучизм и завершился.
А фактически?
Ларионов, Гончарова, Татлин, Малевич, Ле-Дантю и некоторые другие художники в 1910 годупокинули общество «Бубновый валет» и организовали собственное движение, с названием еще хлеще — «Ослиный хвост». Первая выставка «Ослиного хвоста» состоялась в 1912 году.«Хвосты» не пожелали следовать за Западом, а избрали ориентиром Восток — причем вбольшей степени русский, чем загадочную Азию.«Ослиный хвост» на выставке «Мишень» провозгласил лучизм вершиной живописи.Впрочем, вскоре после выставки сообщество распалось. Помимо представления лучизма,заслугой «хвостов» является открытие миру грузинского самоучки-примитивистаНико Пиросмани Единственная его прижизненная выставка — «Мишень».
Михаил Ле-Дантю. Гуляние в парке, 1913
Александр Шевченко. Лучистая композиция, 1914
Если мы признаем, что именно лучи Ларионова стали трамплином, позволившим будущимрусским абстракционистам оторваться от окружающей действительности,выйти за пределыпространства и времени, то получается, что лучизм — неиссякаемый источник для появления новых стилей и направлений, новых имен и новых кумиров.
Пожалуй, смысл любой статьи об искусстве не в том, чтобы дать все ответы, а в том,чтобы в итоге, отбросив полученные знания, зритель остался с картиной один на одини почувствовал, что ведь всё может быть иначе. А потому, объявив Ларионова истокомрусского абстракционизма, напоследок неожиданно представим альтернативное,нестандартное видение.Исследователь Николай Пунин полагал, что Ларионову были глубоко чужды как теоретизированное визионерство Кандинского, так и принципиальная беспредметностьсупрематизма Малевича. Исходя из этого, Пунин считает, что создание лучизма— не предметного, но при этом бесконечно связанного с природой, с жизнью,сталоактом противопоставления рационализированной беспредметности кубизма и супрематизмаи «явилось плодом очень тонких реалистических сопоставлений».
Художники, работавшие в этом направлении:Михаил Ларионов,Наталья Гончарова,Михаил Ле-Дантю,Сергей Романович,Александр Шевченко.
Примеры «лучистых» картин:
Наталья Сергеевна Гончарова, Лучистский пейзаж
Наталья Сергеевна Гончарова, Цветы, 1912
Наталья Сергеевна Гончарова, Лилии
Как здесь свежо под липою густою – Полдневный зной сюда не проникал, И тысячи висящих надо мною Качаются душистых опахал. А там, вдали, сверкает воздух жгучий,Колебляся, как будто дремлет он. Так резко сух снотворный и трескучийКузнечиков неугомонный звон.За мглой ветвей синеют неба своды, Как дымкою подернуты слегка, И, как мечты почиющей природы, Волнистые проходят облака. А.Фет
Сергей Михайлович Романович, Абстрактная (лучистая) композиция, 1960-е
Михаил Федорович Ларионов, Лучистый пейзаж, 1913
Михаил Федорович Ларионов, Лучистый пейзаж, 1912
Михаил Федорович Ларионов, Портрет дурака, 1912
Наталья Сергеевна Гончарова, Желтый и зеленый лес
Лес ярко-зеленый, лес темно-зеленый,Весь в утреннем солнце с макушки до пят.Навстречу мне клены. «Откуда вы, клены?» -«Из детства, из детства!» - они шелестят.Дубовая роща у старой запруды,От бури в ожогах и в шрамах стволы.«Дубы, вы откуда, гиганты, откуда?» -«Из юности!» - мне отвечают дубы.А вон в оперенье игольчато-росном,Меж зарослей хвойных не прячась в тени,Высокие сосны. «Откуда вы, сосны?» -«Из зрелости!» - так отвечают они.По жизни иду ли – по лесу густому…И вдруг, как виденье, издалекаБерезы, в туманный затянуты омут,Белы – как метельных заносов снега.И ветер, со свистом по лесу кочуя,При виде берез неожиданно стих.- Березы, откуда вы? – тихо шепчу я…Но грустно седое молчание их.А в травах, а в травах цветы и стрекозы,Закат горизонта чуть стер полосу.… Седые березы, седые березы,Еще я побуду в зеленом лесу!И. Волобуева
Вы — эксперт, если:не боитесь увидеть признаки лучизма в работах, которые относят к кубизму или футуризму— авангардисты не боялись смешивать и взбалтывать свежеизобретеные стили.
Вы — профан, если:считаете лучизмом изображения на рентгеновских пленках или образцы векторнойкомпьютерной графики.
Вот такая история! В 2008 году лучи с натюрморта «Цветы» Натальи Гончаровой превратились в лучи славы— на лондонских торгах аукциона Christie’s картина ушла за 10,9 миллионов долларов, сделав Гончарову самой дорогой художницей на тот момент.
Источник: artchive.ru - Автор: Алена Эсаулова
ngasanova.livejournal.com