Михаил Ларионов: картины, биография. Картины ларионов
Михаил Ларионов, картины художника Ларионова Михаила Федоровича
Именно Ларионов был первопроходцем, заложившим основу для появления русского авангардизма. Его лучизм не стал особо популярным, но все началось с него. Михаил Ларионов призывал браться за абсурдное, чтобы сделать великое, требовал учиться у детей и вывесочников, отрицая академиков. Он, пожалуй, единственный из художников прожил долгую жизнь с женщиной, равновеликой ему по таланту, причем в той же сфере. Но в их с Натальей Гончаровой общей могиле в Париже покоится прах еще одной женщины.
Как всё начиналось
Михаил Ларионов (22 мая (3 июня) 1881 года — 10 мая 1964 года) родился в Тирасполе, вскоре семья переехала в Замоскворечье. Обучался живописи в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у таких художников, как Исаак Левитан, Валентин Серов и Константин Коровин. Поступил в училище в 1898 году и почти сразу познакомился с главной женщиной своей жизни — Натальей Гончаровой (двоюродной правнучкой «той самой» Натали Гончаровой, супруги Пушкина).
Как художник Ларионов начинал, и весьма успешно, с импрессионистских пейзажей и натюрмортов. Этот период продлился до 1906 года. Ларионов был очарован Клодом Моне, особенно по душе студенту пришлась идея француза изобразить Руанский собор в разное время суток и при разном освещении. Ларионов решил не отставать от Моне и написал множество вариаций на тему покосившегося сарая. А обнаженные женщины, взиравшие с полотен Ларионова, вынудили руководство училища исключить его с формулировкой «за растлевающее влияние на товарищей».
На лето Ларионов уезжал в родной Тирасполь, где писал свои импрессионистические пейзажи: «Акация весной», «Сад», «Цветы». В некоторых картинах того периода уже ощущается грядущее увлечение Ларионова неопримитивизмом («Купальщицы на закате«). Эти картины Ларионов выставлял в Обществе русских акварелистов и «Мире искусства». Коллекционеры с удовольствием их приобретали, а Сергей Дягилев даже пригласил его принять участие в выставке в Париже.
Эпоха неопримитивизма в творчестве Михаила Федоровича
В 1906 году на русской экспозиции Осеннего Салона в Париже картины Ларионова произвели фурор. А сам он был потрясен Парижем. Оказывается, Моне — вчерашний день, а герои нынешнего времени — Ван Гон, Сезанн, Гоген. С утра до ночи Ларионов бродил по музеям и выставкам. Как ни удивительно, близкое знакомство с европейской живописью сделало его не последователем, но новатором. Он вернулся в Россию, и началась эпоха неопримитивизма Ларионова.
Ларионов провозглашает лучшими учителями создателей вывесок. И действительно, «Парикмахерские» явно ориентированы на зрителя, они нарочито демонстративны. Ларионов не заигрывает с лубком и не улыбается, как вежливый человек, «народу», подразумевая незримое, но явственное «ну, мы же с вами понимаем». Он погружается в этот мир. Собственно, это одна из особенностей неопримитивизма — он ни в коем случае не стилизация, он и есть отображение простонародного взгляда на жизнь. Не «представим на минуточку точку зрения солдата, комфортно расположившись в нашей светской гостиной», а оказываемся возле солдата, становимся им. Некоторые картины мастера приобретает Третьяковская галерея, что считалось безусловным показателем успеха.
«Лучистые картины» Ларионова и боди-арт на женской груди
Французские новаторы стали для Михаила Федоровича трамплином. Он создает кардинально новое направление — лучизм. Критики, только свыкшиеся с его картинами в жанре неопримитивизма, снова в недоумении. «Где запечатленная природа? Где мгновения жизни? Где прекрасные женщины, в конце-то концов!?», — безуспешно вопрошают они, а Ларионов отвечает, что для этого человечество уже изобрело фотоаппарат, и пишет «лучистые картины».
Художник уверен, что каждый человек (даже дурак), испытывая какие-либо чувства, испускает лучистую энергию. Партнер эти лучи воспринимает и генерирует ответные. Их он и призывает рисовать. И в этом состоит революционное влияние Ларионова. Все остальные так или иначе отталкивались от предметности, а Ларинов легким движением руки отправил ее в утиль. «Восприятие не самого предмета, а суммы лучей от него» призывает изображать Ларионов и тем самым срывает барьер: можно не просто изображать предметы странно и непохоже, можно и нужно изображать вообще не предметы!
Новое направление далеко не сразу было принято и далеко не всеми. Самой эффективной «пиар-кампанией» Ларионов и его верная спутница Наталья Гончарова признали скандал — что поделать, ничто не ново под луной. Они организовывают эпатажные выставки и, как сегодня мы бы сказали, перфомансы. Параллельно Ларионов строчит один за другим манифесты, помимо программного «Лучизма».
В «Манифесте к женщине» мастер призывает дам обнажить грудь, которую следует раскрасить или татуировать. Законом мужской моды в «Манифесте к мужчинам» признается асимметрия. Пошлость и ретроградство — носить усы: необходим один ус! И половину бороды непременно следует сбривать, а мужские ноги должны быть голыми, татуированными и в сандалиях (спасибо, не в носках).
Вскоре на очередной выставке «уважаемой публике» предлагается новая услуга — вас может раскрасить знаменитый Ларионов. Женщинам Ларионов предлагал раскрашивать озвученные в манифесте части тела, и дамы стояли в очереди за столь пикантным боди-артом…
Эмиграция, балет и «друзья семьи»
По приглашению Сергея Дягилева в 1914 году самая эпатажная пара российского авангарда (зарегистрировавшая свои отношения гораздо позже) уезжает в Париж сотрудничать с «Русскими сезонами». Навсегда, но они пока об этом не знают. Предполагалось, что будут рисовать декорации, но внезапно Ларионов начинает проявлять интерес и к другим сторонам процесса — он участвует в постановках как сценограф и иногда сценарист (написание манифестов не прошло даром), а со временем как сопостановщик-хореограф. Причем нередко спорит с Дягилевым, который уже знает цену таланту Ларионова и поручает ему воспитание молодых танцоров. Результат? Из-под «пера» Ларионова вышли такие всемирно знаменитые танцоры как Леонид Мясин и Сергей Лифарь.
На октябрь 1917 года у Ларионова и Гончаровой запланировано возвращение в Россию. А в России на это время тоже немало запланировано… К 18-му году Ларионов понимает, что во Франции придется задержаться. Он продолжает работать, причем увлеченность балетом и, чего греха таить, балеринами, иной раз оттесняет живопись.
Ларионов отлично вписался в мир парижской богемы. Он заводит приятельские отношения с поэтом Гийомом Аполлинером, писателем Жаном Кокто, художниками Пабло Пикассо и Фернаном Леже. Богемную среду не удивишь странными семейными схемами, поэтому тот факт, что в доме Ларионова поселился близкий друг Натальи Гончаровой Орест Розенфельд, а через некоторое время — более чем близкая подруга Ларионова Александра Томилина, никого не шокрует. Розенфельд — эмигрировавший русский меньшевик, а Шурочка, как ее называл Ларионов, — дочь московского банкира, тоже эмигрировавшего в Париж.
Другая женщина Михаила Ларионова
Александра Томилина на протяжении 30 лет была любовницей Ларионова, фактически гражданской женой. Ее квартира находилась в том же доме, этажом ниже, ее существование для Натальи Гончаровой не было секретом. Отдыхать ездили или вчетвером с «друзьями семьи», или же Ларионов с Гончаровой вдвоем.
Михаил Ларионов женился на своей главной музе Наталье Гончаровой в 1955 году. В первую очередь это было обусловлено заботой о наследстве: в случае смерти одного из них второй наследовал все имущество. В 1962 году Наталья Гончарова умерла, а Ларионов женился на верной Томилиной. Его грела большая мечта — он хотел, чтобы его и Гончаровой картины попали на родину. При жизни художника это не случилось.
В 1962 году Михаил Ларионов скончался, и лишь в 1978 году Александра Томилина оформила завещание на советское правительство. Передача огромного архива Ларионова и Гончаровой состоялась только в 1989 году, когда были улажены законодательные моменты, а в Третьяковской галерее выделено отдельное помещение для архива Ларионова. Александра Томилина завещала похоронить ее в могиле Ларионова и Гончаровой, что и было сделано.
Автор: Алена Эсаулова
artchive.ru
ЛАРИОНОВ Михаил Федорович - Галерея произведений (119 изображений).
admin 06.10.2012 Галерея, Новости, Топ-20 7,716 Показы
Открыть доступМ.Ф.ЛАРИОНОВ
(1881 — 1964)
Родился под Одессой. Михаил Ларионов обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Исаака Левитана и Валентина Серова; там он познакомился с Наталией Гончаровой, которая стала спутницей его жизни и соратником по искусству. Острый интерес к декоративному использованию интенсивного колорита в работах Боннара, Вюйара и фовистов, а также любовь к русскому народному искусству привели Михаила Ларионова к созданию изощренного примитивизма (1907-1913 гг), которому были присущи грубое искажение формы и ненатуральный колорит.
К 1912 году Ларионов и Гончарова разработали русский вариант футуризма, известный под названием «лучизм». Об этом Ларионов объявил в манифесте, опубликованном в 1913 году. Михаил Ларионов участвовал в нескольких авангардных выставках в России в 1908-1913 гг. Он один из основателей общества «Бубновый Валет», в дальнейшем при его участии были проведены еще более радикальные выставки «Ослиный хвост», «Мишень».
В 1913 году он переезжает с Наталией Гончаровой в Париж и обращается к оформлению театральных спектаклей, в частности для «Русского балета» Сергея Дягилева. Большие ретроспективные выставки работ Михаила Ларионова и Наталии Гончаровой прошли в Париже (1956) и Лондоне (1961).
1. Ларионов Михаил «Женщина и фламинго» 1898 Бумага, пастель 13,5х21,5 Собрание Я.Рубинштейна, Москва 2. Ларионов Михаил «Пейзаж под снегом» 1899 Картон, масло 39х57 Государственная Третьяковская галереяcultobzor.ru
Творчество Михаила Ларионова (1881-1964)Михаил Ларионов и Наталья Гончарова Михаил Федорович Ларионов - один из основателей русского авангарда. Жизнь Ларионова делится на две неравнозначные части. Полная бурных событий жизнь в России, участие на самых острых выставках 1900-х и 1910-х годов. И долгие годы пребывания в Париже, работа по оформлению русских балетов труппы С. Дягилева. Ученик С. Иванова и К. Коровина, он за время непомерно затянувшегося обучения в стенах Училища живописи, ваяния и зодчества (1898—1910) не раз наводил ужас на администрацию своими смелыми работами. Творческий путь Ларионова характерен для московской школы живописи и четко делится на определенные периоды. Его ранние пейзажи и натюрморты свидетельствуют об очень индивидуальном и артистическом истолковании принципов импрессионистической живописи. Таковы серии «Куст розы», «Углы сарая» и др., в которых точность передачи мотива соединяется с внимательным отношением к самой фактуре живописи. Здесь Ларионов создает, быть может, самые чистые и классические образцы русского варианта импрессионизма. Эволюция Ларионова очень динамична, уже с 1907 года в его творчестве происходит качественный скачок и наступает новый этап, так называемый «синтетический» период. Он резко порывает с прежним кругом тем и расширяет сферу своего художественного видения использованием пластов «примитивного» искусства. Художник начинает писать сцены провинциальной жизни («Парикмахер», «Трактир», «Прогулка в провинциальном городе»), передавая их особый колорит. Интерпретируя художественный язык народного лубка и вывески, иконы и расписной прялки, Ларионов создает яркие, декоративные полотна с экспрессивно нарисованными мотивами повседневного быта. Его служба в армии дает ему богатый материал для солдатской серии картин («Отдыхающий солдат», «Утро в казарме», «Купающиеся солдаты»), в которых Ларионов изображает эпизоды однообразной солдатской жизни. Несмотря на то, что мир в этих полотнах предстает как бы увиденный глазами духовно примитивных героев, живопись их столь же тонка и даже изысканна, как и в импрессионистических пейзажах и натюрмортах художника. При великолепном знании европейской художественной культуры обращение Ларионова к народным истокам творчества, искусству повседневности с его непосредственным эмоциональным воздействием на человека привело к возникновению своеобразного ларноновского стиля. Эти попытки обогащения современной живописи в русле национальных художественных традиций привлекли к нему молодых мастеров. В 1910 году Ларионов выступает в качестве инициатора образования группировки «Бубновый валет», сыгравшей значительную роль в истории русского искусства и развития творчества таких художников, как И. Машков, П. Кончаловский, А. Лентулов. Но Ларионов стал и инициатором раскола этого общества, обвиняя бывших соратников в чрезмерном преклонении перед достижениями западного искусства. Ларионов был организатором выставки «Ослиный хвост» (1912), «Мишень» (1913), «№ 4» (1914), где показывал свои «лучистские» композиции, в которых он пытался писать не сами предметы, а отраженные световые лучи от предметов, как он сам говорил, «цветную пыль». Но это был промежуточный этап в его творчестве. Он продолжал работать в стиле широко трактуемого им примитива, претворяя разнообразные образцы народного творчества. В этом сложном стиле «вывесочность» не спорит с лирикой, живописный рассказ и конкретность характеристик — с фольклорным началом. Ларионов в своем искусстве предельно искренен и прост. Говоря «мы идем рука об руку с малярами», он подразумевал единство профессионального и народного искусства, которое он и стремился достичь. И не случайно Ларионов стал одним из пропагандистов народного творчества. Он организовывал выставки лубка, иконы, вывески, подчеркивая огромную ценность этого наследия для отечественной культуры. Ларионов, как и его жена и верый товарищ по искусству художница Наталья Гончарова, писал поразительно много. Уже на склоне жизни, переживая вновь пришедший к нему шумный успех, который принесли ему выставки его картин в странах Западной Европы в 1956—1963 годах, Михаил Федорович Ларионов в своих высказываниях присоединяет свое творчество к русскому искусству. Недаром зарубежная критика писала о «русской фактуре» его работ. Галерея картин Михаила ЛарионоваКомментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение. Последние материалы в этом разделе:↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
www.artcontext.info
Художник Михаил Ларионов. Биография. Картины
Родился 3 июня 1881 года в Тирасполе Херсонской губернии. С 12 лет Ларионов живет в Москве. Первоначально обучался в реальном училище Воскресенского в Москве, затем поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были И. Левитан, К. Коровин, В. Серов. В раннем периоде творчества художника отчетливо прослеживается влияние П.В. Кузнецова, В.Э. Борисова-Мусатова, М.В. Нестерова. В 1902 году Ларионов был отчислен из училища за представление картин «непристойного содержания», однако впоследствии художник был восстановлен. В училище он будет заниматься до 1910 года.
Этот перерыв в обучении оказался очень плодотворным для Ларионова. Он работал в духе импрессионизма, создавая такие работы, как «Рыбы на закате», «Рыбы», «Море». Его полотна охотно покупались известными коллекционерами, в числе которых был и П.М. Третьяков. Художник выставлял свои работы на экспозициях «Мира искусства», Союза русских художников, Товарищества передвижных художественных выставок. Таким образом, к моменту возвращения в училище, Ларионов уже был известным живописцем.
В период обучения в училище Ларионов познакомился со своей будущей супругой Натальей Гончаровой. Эти художники связали не только свою жизнь, но и свои творческие искания. Вместе с женой Ларионов принимает участие в различных выставках. В 1906 году Дягилев приглашает художника принять участие в парижском Осеннем салоне. В это время его особенно увлекает постимпрессионизм. Однако в 1907 году Ларионов постепенно переходит к примитивизму и народному искусству.
Возникновение абстрактного направления в русской живописи во многом связано с картиной Ларионова «Стекло». Художник разрабатывает и развивает идею «беспредметного искусства». В это же время в его картинах появляются мотивы военной службы («Отдыхающие солдаты»), идеальной красоты («Кацапская Венера», «Венеры»).
Михаил Ларионов участвовал в открытии выставок объединений «Бубновый валет» и «Ослиный хвост».
Во время Первой мировой войны Ларионов служил на фронте, откуда, после тяжелой контузии, был отправлен в госпиталь. В 1918 году художник поселяется с женой в Париже. В этот период Ларионов занимается преимущественно оформлением спектаклей («Шут», «Лисица», «Русские сказки»). Также художник работает над натюрмортами, интерьерами («Весенний букет», «Ателье на улице Висконти»).
Ларионов умер 10 мая 1964 года в Париже.
Картины художника Ларионова М.Ф.
www.avangardism.ru
Художник Ларионов Михаил Фёдорович | masterart
ларионов художник
Михаил Федорович Ларионов – лидер русского авангарда, бунтарь, вожак, мастер эпатажа, новатор, первый русский перформанционист, вышедший за рамки картинной живописи. Сегодня на аукционах русского авангарда – один из самых дорогих и востребованных художников.
Родился художник 3 июня 1881 года. Детство провел в Тираспольской крепости, где его отец служил военным доктором.
Рисовать мальчик начал рано: сохранились первые его работы с 9 лет (1890). С 12 лет он учился в Московском реальном училище Воскресенского, а с 17 – в Училище ваяния, живописи и зодчества. В. Серов, К. Коровин и И.Левитан были его преподавателями.
Его работоспособность, энергия и тяга к новому – поразительны: на третий год обучения он представил комиссии для участия в конкурсе 150 картин, чем возмутил преподавательский состав, так как три из них были порнографическими. Студента — за строптивость и «неприличные» рисунки – отчислили из училища. Для Ларионова это стало периодом интенсивного освоения современной европейской живописи – импрессионизма.
С чем Михаил Ларионов знакомился, а после и использовал, не было чистым подражанием, он стремился переварить увиденное, исследовать и применить в соответствии с собственным видением и художественным вкусом.
Картины молодого художника начинают покупать известные коллекционеры, в числе которых – Рябушинский и Морозов. Он участвует в выставке «Мир искусства», «Обществе передвижников», Союзе русских художников, а в 1906 году С.Дягилев пригласил Михаила Ларионова поучаствовать в выставке русских художников в Париже «Осенний салон».
Творчество художника делится на три основных периода: первый – импрессионистский (1900-1907), второй – примитивистский (1907-1912) и третий, самый известный и важный, – «лучизм» (с 1913).
Тяга художника к театральности, жесту и действию в сочетании с лидерскими качествами проявлялись в организации союзов, выставок, диспутов, в проведении общественность эпатажных шествий, с последующими скандалами и бурными обсуждениями. Это делало имя Михаила Ларионова скандально-известным.
В 1910 году проходит выставка художников, которые объединились в союз «Бубновый валет» – название придумал Ларионов. Участники выставки – К. С. Малевич, Н. С. Гончарова, В. Е. Татлин, М. 3. Шагал и другие. На ней Ларионов выставляет «Хлеб», выполненный в духе уличной вывески. Однако ему тесно в любом союзе, поэтому совсем скоро он со скандалом его покидает.
В 1912 году художник-скандалист устраивает выставку художников, вышедших из «Бубнового валета» и организует новый союз – «Ослиный хвост». На этой выставке Михаил Федорович показывает свою «Солдатскую серию».
Теорию лучизма Ларионов публикует отдельной брошюрой, а после выпускает манифест «Лучисты и будущники», под которым подписались десять художников. В этих картинах Ларионов излагает суть теории лучизма – предметы отражают лучи, на их пересечении возникают определенные формы, которые художник выделяет и изображает. Так было положено начало беспредметного абстрактного искусства, главную роль в котором играли цвет, свет и рука художника.
В этих картинах живопись живет не по законам реальности и предметности, а по собственным законам – цвета и света. Такие работы возникают стихийно и не подчиняются рациональным законам. Лучистские картины Михаила Ларионова часто сравнивают с его импрессионистическими.
Во время Первой мировой войны Ларионов служил на фронте, а после тяжелой контузии был отправлен в госпиталь. В 1918 году художник поселяется с женой в Париже. В этот период Ларионов оформляет спектакли – «Шут», «Лисица», «Русские сказки» и работает над натюрмортами и интерьерами – «Весенний букет», «Ателье на улице Висконти».
Михаил Ларионов скончался 10 мая 1964 года в Париже.
Источник:
http://sotvori-sebia-sam.ru/mixail-larionov/
http://www.avangardism.ru/mihail-larionov.html
masterart.ru
Михаил Ларионов. Начало пути. К 135-летию со дня рождения
Тирасполь
«Здесь, на его родной почве, ожили и стали еще понятнееего провинциальные франты и парикмахеры,прототипы которых можно встретить на тираспольских вывесках».
С. Романович. Каким его сохранила память«Поистине, это был бескрайний музей, раскинутый по городам, селам и деревням дореволюционной России. Вот, что говорил по этому поводу Ларионов:
«Наша улица, украшенная вывесками, разве не есть музей вывесок? И когда они уничтожатся и заменятся печатными плакатами, тогда осуществится и вторая мечта — будет уничтожен самый грандиозный музей в мире». Это сказано в ироническом смысле. <…>
Ларионовский вывесочный стиль утвердил значение этого ушедшего, потерянного искусства. В своих картинах, навеянных вывесками, он воздвиг непреходящий памятник тем безвестным гениям, творения которых его вдохновляли.
«Все было так мило и уютно в Тирасполе: кабачки, маленькие лавочки, двухэтажный трактир на площади, в котором мы обедали, с полногрудой красавицей, написанной прямо на стене <…>
Бульвар в белых акациях, с круглым небольшим зданием ресторации, разнообразное по облику население, с преобладанием южных черт, а также военные (в то время около города стоял драгунский кавалерийский полк), а главное — солнце и благодатная черноземная почва, от которой как будто шел аппетитный теплый запах, сливающийся с запахом, идущим от булочных, греческих, турецких, еврейских, с запахом пыли и не мощеных улиц».
С. Романович. Дорогой художника
«Утро, позднее утро. Наш дом, что на горе — против драгунских конюшен. Голубое небо с нежным золотом конского помета. Голубой, блестяще-голубой воздух. Хочется им дышать решительно всем организмом, и действительно дышится им всем организмом, совершенно сам в нем растворяешься. Такая радость, тепло и счастье разлито в этом утре, что большей радости и счастья не может быть. Такое чувство очарования и обаяния жизни. Это единственная самая крупная радость всей моей жизни. В небе без конца падают и поднимаются ласточки с нежным теком. Спокойствие и тишина наполнены все же какими-то звуками кристальной чистоты и ясности. Драгунский духовой оркестр разучивает какой-то бодрый марш. Каждый музыкант разучивает свою партию, обращая внимание на других. И вместе с тем все радостно и стройно и созвучно с блестящим утром. Длинные беленые стены конюшен тянутся и падают в степь, где дрожит и вибрирует над бурьянами нежный утренний воздух. Целая аллея молодых акаций, насаженная вдоль стен конюшен, тянется до степи и падает в нее, перегибаясь через невысокий вал».
М.Ф. Ларионов
larionov.tretyakov.ru
Михаил Ларионов
М.Ларионов. Рыбы при закате. 1904
Михаил Ларионов – лидер русского авангарда, бунтарь, вожак, мастер эпатажа, новатор, первый русский перформанционист, вышедший за рамки картинной живописи. Сегодня он один из самых дорогих и востребованных художников на аукционах русского авангарда.
Когда в 1915 году он уехал в Швейцарию на лечение, ему было всего тридцать четыре года, но все самое главное, что сделало ему имя и что вошло в мировую историю искусства, он уже сотворил. Но сам Михаил Ларионов считал, что в России его недооценивали. Единственный, по мнению художника, кто увидел его талант и оригинальность, был Сергей Дягилев.
Именно он пригласил художника вместе с женой Натальей Гончаровой в 1914 году ставить балет «Золотой петушок». В эмиграции художник прожил пятьдесят лет, работал много, ярко, с энтузиазмом, но уже без новаторства. Все силы он отдает театру и русскому балету, ставшему для него ожившей живописью и едва зарождающимся перформансом – искусством в действии.
Все костюмы и декорации к «Русским сезонам» Дягилева он выполнял в духе лучизма и неопримитивизма, в которых начинал работать в России. После смерти антрепренёра в 1929 году, художник практически перестал заниматься живописью, еще некоторое время работал с русским балетом, но интересы его были уже другими: он увлекся коллекционированием и составлял превосходные коллекции для своих богатых клиентов.
Автопртрет. 1910
Родился художник третьего июня тысяча восемьсот восемьдесят первого года. Детство провел в Тираспольской крепости, где отец служил военным доктором. В поздние годы эмиграции Михаил Ларионов с теплотой вспоминал о самом прекрасном из всех городов мира городе, который располагался на самом берегу Днестра, казавшийся мальчику огромным-преогромным, через который ни одна птица не перелетит.
Тирасполь в то время был небольшим провинциальным городком, населенным старообрядцами, молдаванами и евреями. Старообрядцам многое запрещалось, в том числе и колокола. Они созывали народ на воскресную утреню тем, что били лопатой в жестяные ведра. Этот звук запомнился мальчику навсегда, и он вспоминал о нем как о самом дорогом и близком.
Но самым большим увлечением его детства и юности был театр. Он мечтал о нем, даже делал с приятелем декорации для какого-то дешевого театра, который однажды бесследно исчез, оставив горе-художника без денег. Потом был Врубель, искавший помощника, и молодой Ларионов гордо направился к нему наниматься на работу художником.
Сад. 1904
Но в ответ услышал рёв: «Что!? Эскиз сделать?! Ведра за мной таскать будете и краски составлять!» На том все и кончилось, но любовь к театру все равно пересилила страсть Ларионова к живописи, но уже за границей.
В годы учебы в художественном училище детские, а потом и юношеские впечатления о провинциальном быте и провинциальных улочках провинциального городка, об их обитателях и до тонкостей знакомые мелочи и детали станут главным предметом его живописи. Но все это будет потом.
Рисовать мальчик начал очень рано: сохранились первые его работы, написанные в девять лет (1890). С двенадцати - он учится в Московском реальном училище Воскресенского, а с семнадцати - в прославленном училище ваяния, живописи и зодчества. Его преподавателями были В. Серов, К. Коровин и И.Левитан.
От других студентов Ларионов отличался бунтарским, новаторским и исследовательским духом: дисциплина его тяготила, он постоянно делал что-то не то и не так: нарушал правила, покой, установившиеся нормы, конфликтовал с начальством.... За одно - его наказывали, за другое – отчисляли – трижды за долгие двенадцать лет учебы.
Куст сирени в цвету 1904-1905
Но его работоспособность, энергия и тяга к новому были поразительными: на третий год обучения он представил комиссии для участия в конкурсе 150 картин, чем возмутил весь преподавательский состав. И не только количеством: три из представленных на выставку работ были признаны порнографическими.
Терпение лопнуло: студента - за строптивость и «неприличные» рисунки - из училища отчислили. Но это не стало временем простоя, это был период интенсивного освоения современной европейской живописи, прежде всего импрессионизма. Все с чем Михаил Ларионов знакомился, а потом и использовал, не было чистым подражанием, он стремился переварить увиденное, исследовать и применить в соответствии с собственным видением и художественным вкусом.
Картины молодого художника начинают покупать известные коллекционеры, в числе которых были Рябушинский и Морозов. Его приглашают участвовать в выставке «Мира искусства», «Общества передвижников», Союза русских художников, а в 1906 году С.Дягилев пригласил Михаила Ларионова принять участие в выставке русских художников в Париже «Осенний салон».
Акации весной (Верхушки акаций) 1904
Словом, когда он вновь через год был зачислен в училище, то был уже известным и популярным, хотя его карьера только начиналась. В творчества художника выделяют три основных периода: первый – импрессионистский (1900-1907), второй – примитивистский (1907-1912) и третий, самый известный и важный, «лучизм» (с 1913).
Но даже первый, импрессионистский, период, когда он использовал известные приемы импрессионистов и постимпрессионистов, не были простым копированием. Даже здесь он отличался от всех, кто в то время в России увлекался импрессионизмом.
У него было особое отношение к живописной поверхности холста, в котором он чувствовал, прежде всего, единство. Все картины Ларионова того периода смотрятся как яркие, декоративно-ковровые панно. Он соединяет в единое целое декоративность модерна и цветовоздушность импрессионизма.
Яблони после дождя. 1906
Наиболее известны из того периода «Рыбы при закате», «Сад», «Весенний пейзаж», «Куст сирени в цвету», «Акации весной», «Яблони после дождя» и другие. Эти картины сразу поставили молодого художника в ряд выдающихся колористов. Его живопись жизнелюбива, с тонким чувством цвета и света, цвета богаты различными оттенками, насыщенны и поражают напряженностью.
В 1900 году он знакомится с Натальей Гончаровой, которая стала его женой и соратницей. Она вспоминала, что европейская живопись, с которой они познакомились в Париже, поразила не столько стилем, сколько тем, что европейское искусство все больше разворачивается в сторону востока и возвращается к истокам: примитивизму, фольклору и народному творчеству.
Парижское турне стало толчком для следующего этапа творчества Михаила Ларионова. Он открывает для себя красоту русского лубка, народного творчества и примитивного искусства. Русское традиционное искусство становится новым источником вдохновения художника.
Ландшафт. Середина 1900-х
(Окончание здесь)
Тина Гай
Related posts
coded by nessussotvori-sebia-sam.ru