Шокирующий реализм: 5 знаменитых полотен Гюстава Курбе. Курбе картины
Гюстав Курбе (1819-1877)Творчество Гюстава Курбе — одна из высших точек развития западноевропейского изобразительного искусства XIX века — оказало большое влияние на Э. Манэ, К. Моне, О. Ренуара и других выдающихся мастеров живописи. Жан Дезире Гюстав Курбе родился в восточной Франции, в Орнане, маленьком городке департамента Франш Конте. Он происходил из состоятельной фермерской семьи и детство свое провел в деревне. Первоначальное образование Курбе получил в орнанской школе, а затем в Безансонском колледже. Здесь он стал заниматься рисованием и начал посещать курсы изобразительного искусства. В 1840 году юноша приехал ib Париж и, отказавшись от (Карьеры юриста, всецело отдался изучению живописи. Ранние работы Курбе по своему настроению и исполнению были близки романтизму. Они отличались своеобразным, темпераментным восприятием натуры, темным насыщенным колоритом. Их главным действующим лицом был сам художник («Автопортрет с черной собакой», 1842; «Человек с трубкой», 1846 и др.). Революцию 1848 года Курбе встречает с восторгом. Он основывает клуб сподвижников, принимает участие в издании газеты «Голос народа». После кровавей расправы с восставшими художнику приходится покинуть Париж. Вернувшись на родину в Орнан, он за короткое время создает свои лучшие произведения: «После обеда в Орнане» (1848—1849), «Каменотесы» (1849, картина погибла), «Похороны в Орнане» (1849), Естественность и жизненность этих картин, их простой и сочный живописный язык привлекают всеобщее внимание. Уже картина «После обеда в Орнане», где изображены Курбе, его отец и один из друзей художника, слушающие местного скрипача, заставляет Энгра и Делакруа признать Курбе новатором и революционером. В чем же заключалось новаторство Курбе? В правдивом, неприкрашенном показе быта простых людей. Полотно «Каменотесы», представившее зрителям двух рабочих — старика и юношу, — дробящих под палящим солнцем на краю придорожной канавы камни, явилось следующей ступенью в творчестве художника. «Каменотесы» не только вызывали сострадание и сочувствие к безрадостной жизни рабочего, но утверждали значительность этого человека, делали именно его героем нового искусства. Что же касается «Похорон в Орнане», то эта картина правдиво, без какой-либо сентиментальности, более того, с определенной сатирической заостренностью изображала религиозную церемонию. Враждебная всякой идеализации живопись Курбе противоречила официальному искусству, которому покровительствовало правительство. Прогрессивная критика провозгласила Курбе главой реалистического направления, реакционная — обвиняла в нарочитом собирании и выпячивании уродств современной жизни. Новый взрыв возмущения в буржуазных кругах породила картина «купальщицы» (1853), где художник дал образец реалистической трактовки обнаженного тела. Публично демонстрируя свое отвращение к новому искусству, император Наполеон Ш, побывавший в Салоне, ударил хлыстом по повернутой спиной к зрителю обнаженной фигуре на картине Курбе и чуть не разорвал полотно. Нападки и оскорбления сыпались на художника со всех сторон. Отвечая на них, он устраивает персональную (выставку под названием «Павильон реализма», где экспонирует 34 картины и 4 рисунка («Деревенские барышни», 1851; «Веялыцицы», «(Встреча [«Здравствуйте, господин Курбе]», 1854; «Ателье», 1855 и др.). С конца 50-х годов Курбе создает ряд замечательных пейзажей, марин. Пишет обнаженные модели. Среди его тематических картин этого периода нельзя обойти молчанием антиклерикальное полотно «Возвращение кюре» (1863). Во время Парижской коммуны Курбе примыкает к числу ее сторонников. Его выбирают в члены Коммуны в качестве Народного комиссара по делам искусств. После падения Коммуны реакция бросает Курбе в тюрьму. Художника обвиняют в разрушении Вандомской колонны и приговаривают к выплате огромной суммы на восстановление этого памятника. Когда написанные в тюрьме картины — модель «Женщина из Мюнхена» и натюрморт «Фрукты» — Курбе после освобождения посылает в Салон, жюри отвергает их. Представитель правительства Тьера заявляет: «Эта не от- носится к искусству». В 1873 году Курбе, спасаясь от травли, эмигрирует из Франции и находит приют в Швейцарии. Здесь он продолжает работать. Он пишет швейцарские ландшафты, создает скульптуру «Республика Гельвеция», медальон «Женщина с чайкой» и др. Однако немногие из этих работ по своему художественному уровню могут сравниться с картинами периода расцвета его творчества. Картины КурбеКомментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение. Последние материалы в этом разделе:↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
www.artcontext.info
Французский художник Курбе Гюстав: биография, творчество :: SYL.ru
Имя этого художника-реалиста, наделенного немалым дарованием, прочно вошло в анналы изобразительного искусства Европы. Его творчество ненавидели, и даже в настоящее время зарубежные критики частенько умаляют значение его полотен и стараются предать их забвению. Александр Дюма-сын злобно высказался об авторе, который эпатировал публику XIX века своими взглядами на искусство: "От какого же чудовища произошел этот у...док? В какой навозной куче произросла эта волосатая утроба, притворяющаяся человеком?"
Рассмотрим биографию и творчество этого удивительного мастера, который вызывал в обществе столь бурные эмоции.
Гюстав Курбе: биография
Талантливый художник родился в 1819 году в маленькой деревушке во Франции, и жизнь его совпала с невероятно важными событиями в истории страны. Его отец, зажиточный фермер, мечтал, чтобы сын стал успешным юристом, и отправил учиться в колледж в Безансоне, где юноша по собственной воле начал обучаться живописи.
По достижении двадцати лет молодой человек отправляется в Париж, где посещает разные художественные мастерские и любуется произведениями в Лувре, но не занимается юриспруденцией. Юный Gustave Courbet реально оценивает свой достаточно скромный багаж знаний и пытается понять все тайны живописи. Позабывший о том, что его родители отправили в столицу Франции изучать право, он целиком отдается искусству. Позднее Курбе Гюстав подчеркнет: "Не имея постоянных учителей, я всему научился сам". Мечтательный юноша заворожен творчеством Делакруа и Энгра, Рембрандта, Караваджо и Тициана. Поначалу он копирует великие полотна мастеров, но понимает, что одного таланта недостаточно, для того чтобы стать знаменитым живописцем.
Осуществивший мечты о славе и признании
Необходимо было выставлять свои произведения на художественных выставках, а работы для них отбирало специальное жюри. Показать обществу свои картины на них означало славу и признание для творца, и с 1841 года Курбе Гюстав ежегодно отсылает в приемную комиссию полотна, но удача улыбнется ему лишь через несколько лет, а работу "Курбе с черной собакой" наконец-то отмечают критики. Остальные произведения отборочная комиссия отвергает, и художник тяжело переживает неудачи.
После революции Франция становится республикой, а перемены политического строя влекут за собой изменения в обществе. Жюри художественного салона упразднили, чем не преминул воспользоваться Гюстав Курбе, картины которого наконец-то заметили, и о мастере заговорили, однако не в хвалебном ключе.
Эпатажные полотна
Утонченная публика привыкла видеть на полотнах красивые лица в шикарных интерьерах, а художник впервые изобразил грубоватых провинциалов на мрачном фоне, поэтому неудивительно, что общество не приняло эпатажные произведения мастера. Однако у Курбе нашлись последователи и почитатели его таланта, объявившие Гюстава основателем нового стиля в искусстве – реализма.
Революционер, получивший признание
Художник зачитывается книгами писателей-утопистов и считает себя анархистом-социалистом, что привлекает внимание общества. Талантливый живописец, который очень хочет добиться признания и внимания, даже объявляет себя республиканцем и революционером до мозга костей. Как считают исследователи творчества Курбе, он выбрал очень правильное время для такого заявления.
Когда республику сменила империя, а к власти пришел Наполеон III, расцвет славы художника достиг своего апогея. Император не жаловал революционеров, а отказы выставить произведения на выставках, которые получал Курбе Гюстав, он выдавал за преследование по политическим мотивам. Публика, наслышанная об опальных творениях, жаждала их увидеть, чтобы составить свое мнение.
Большой скандал, связанный с творчеством художника-реалиста, разразился в 1853 году. Курбе выставил эпатажное произведение "Купальщицы", возмутившее достопочтенную публику. Императорская чета посчитала оскорбительным полотно, на котором изображена полная обнаженная женщина, повернувшаяся к зрителю спиной. Работа тут же нашла своих почитателей и ненавистников.
Антивыставка реализма
К тому времени художник Гюстав Курбе стал знаменит, а ему покровительствовал богатый меценат, на средства которого был выстроен "Павильон реализма", где творец выставил свои произведения. Это была своеобразная антивыставка, на которой публика познакомилась с 40 новыми и старыми полотнами живописца. Павильон с произведениями, написанными в стиле реализма, пользовался популярностью не только у обывателей, но и критиков.
Трагедия, подкосившая живописца
Заслуживший скандальную репутацию Гюстав Курбе, картины которого никого не оставляли равнодушным, ратовал за реальное изображение действительности. У живописца появляются последователи, его полотна выставляются в различных городах Европы с неизменным успехом. Однако требующего свободу развития общества и выступающего против государственной власти Курбе французские реакционеры арестовывают и заключают в тюрьму. Его приговаривают к шести месяцам заключения и огромному штрафу, который больной художник не смог выплатить. Произошло страшное: все полотна конфискованы, мастерская, где творил живописец, уничтожена, а о том, чтобы выставляться, даже не идет и речи.
Подавленный происходящим, Курбе Гюстав бежит из страны в Швейцарию, но сил бороться и протестовать у него больше нет. Он изредка берется за кисти и краски, а из-под его пера выходят исключительно пейзажи. 31 декабря 1877 года художник умирает, и проходит более сорока лет, прежде чем его прах переносят на родину в знак запоздалого признания. Своим творчеством живописец подготовил почву, на которой выросло новое искусство.
"Курбетист"
Реализм свободолюбивого художника связан с революционными событиями, происходившими в стране. Считается, что так Курбе Гюстав отреагировал на волнения во Франции. Народные мятежи поспособствовали тому, что родился "новый" мастер, произведениям которого суждена мировая слава. Несмотря на то что Гюстав опирается на достижения гениальных творцов прошлых эпох, художник вырабатывает собственный стиль и гордо называет себя "курбетистом".
Мрачный реалист Гюстав Курбе
Картина "Дробильщики камней", созданная в 1849 году, вызывает огромный резонанс. Ее автор поднимает в своем творчестве социальный вопрос, волновавший его на протяжении всей жизни. Художник рассматривает проблему крайней нищеты: старик дробит камень, а его юный помощник ссыпает щебень в одну кучу. Лица бедных работников, кожа которых потемнела от пыли, ничего не выражают. Уставших от монотонного труда людей разных возрастов Гюстав изобразил на мрачном фоне, ничем не оживленном. Темные краски так же унылы, как и среда, в которой живут мужчина и юноша, понимающие, что будущее не сулит им ничего хорошего.
Скандальная работа, выполненная в 1866 году
"Происхождение мира" – картина художника-реалиста Гюстава Курбе, которая признана самой скандальной работой в истории живописи. Долгое время она находилась в частных коллекциях, а в 90-х годах прошлого века попала в парижский музей, где сейчас экспонируется под пуленепробиваемым стеклом. Автор изобразил голый женский торс, рассекретив то, что всегда оставалось скрытым. Неслучайно перед картиной испытывает смущение и современный зритель, многое уже повидавший.
Полотно, выполненное в натуральную величину, поражает грубой чувственностью. Заметная округлость живота – указание на зарождение новой жизни. Автор словно смешивает понятия "порочность" и "плодородие", показывая без прикрас реальность. Курбе скрыл лицо своей героини, создав собирательный образ женщины, лежащей на белоснежной простыне. Реалистичное полотно шокирует и вызывает чувство неприятия. Негодующая публика возмущается тем, что художник, стремившийся вывернуть человека наизнанку, отменяет все табуированные понятия и сознательно подглядывает за людьми в самые интимные их моменты.
Полотна мастера звучат словно пушечный выстрел в тишине. Зрители не хотят видеть реальность в произведениях искусства и не желают знать правду. А дерзкий Гюстав Курбе, творчество которого постоянно подвергалось критике, сознательно шел к тому, чтобы общество не забывало, что в мире существуют не только красота и счастье.
www.syl.ru
Жанровые картины Густава Курбе. Часть 2
Однажды в лесу Курбе работал вместе с Камилем Коро, причем они выбрали один и тот же мотив. Через некоторое время, внимательно рассмотрев набросок Коро, Курбе заметил «Я не такой мастер, как Вы, г-н Коро. Поэтому я принужден писать только то, что вижу». В другой раз перед одной из картин Делакруа он спросил у великого, всеми почитаемого художника «Кто эти крылатые дамы там вверху, меж облаков», на что Делакруа ответил, что это, конечно, ангелы. Курбе поднял брови «Как Вы пишете ангелов Когда же Вы их видели А если не видели, то как же можно их писать.. А я пишу только то, что вижу».
Репродукции+читать+журнал о художникеГ.Курбе. Гамак
Г.Курбе. Крестьянка с красной косынкой
Г.Курбе. Игроки в шашки
Г.Курбе Возвращение
Г.Курбе. Обряжение умершей девушки
Г.Курбе. Отчаяние. Автопортрет
Г.Курбе. Отчаяние.
Г.Курбе. Девушка, пасущая гусей
Г.Курбе. На рыбалку
Г.Курбе. Портрет ребёнка.
Г.Курбе. Цыгане
Курбе боролся за свои идеалы отважно, но он был одиночкой, поэтому обстоятельства часто оборачивались против него. Он работал неутомимо, но его постоянно преследовали неудачи: то сестра нечаянно погубила начатую картину, то заказчик отказывался платить за выполненное полотно. «Вся моя жизнь – цепь несчастных случаев», – писал он. Пылкость и социальные идеалы Курбе привели его к Коммуне, когда он открыто встал на сторону революции. Избранный в члены Коммуны, он возглавил федерацию художников, активно участвовал в разработке и осуществлении мероприятий Коммуны в области искусства. После падения Коммуны Курбе был арестован, приговорен к шестимесячному заключению и посажен в одиночную камеру тюрьмы Сен-Пелажи. «Меня убили, я больше уж не сделаю ни чего хорошего», - вздыхает Курбе.
23 июля 1873 года французский живописец Гюстав Курбе бежал в Швейцарию. Художник, участвовавший в Парижской Коммуне, был объявлен главным инициатором сноса Вандомской колонны. После многолетнего судебного разбирательства на Курбе наложили штраф в 323 000 франков, а все его картины были конфискованными и проданы с молотка.
Живописец чрезвычайно тяжело переживал утрату своих работ, о которых был исключительно высокого мнения. Однажды на Салоне его картину повесили у самой двери. Узнав об этом, Курбе воскликнул: "Но ведь это же глупо! Соберется толпа, и никто не сможет пройти!"
Курбе умер 31 декабря 1877 года в Швейцарии.
Позже его останки перевезены на родину в Орнан.
Журнал о жизни и творчестве художника. PDF Отличное качество. Текст распознан (OCR), около 3 Мбскачать с Яндекс-диска
mi-galka.livejournal.com
Курбе Гюстав Картины биография Courbet Gustave
Курбе Гюстав Жан Дезире (Courbet Gustave) (1819-1877), французский живописец. Родился 10 июня 1819 года в Орнане. Учился в частных ателье в Париже, но как художник сформировался, в основном, самостоятельно; испытал влияние творчества Веласкеса, Рембрандта, Халса. Курбе посетил Англию (1846), Голландию (1847), неоднократно бывал в Германии и Австрии, работал главным образом в Париже, Орнане, Ла-Тур-де-Пельс.
Пройдя недолгий этап близости к романтизму (“Влюбленные в деревне”, 1844, Музей изящных искусств, Лион), художник Гюстав Курбе полемически противопоставил ему (как впрочем и академическому классицизму) искусство живописи нового типа - “позитивное”, утверждающее жизненно-материальную значимость мира и отрицающее художественную ценность того, что нельзя воплотить в ощутимо-предметных образах.
Стремление раскрыть значительность, скрытую поэзию повседневной жизни французской провинции привело Курбе к созданию монументальных полотен, проникнутых пафосом зарождающегося реализма XIX века (“Послеобеденный отдых в Орнане”, 1849, Музей изящных искусств, Лилль; “Похороны в Орнане”, 1849-1850, Лувр, Париж). Следуя демократическим идеалам эпохи, он придавал критическую заостренность социальной тематике (“Возвращение кюре с приходской конференции”, картина не сохранилась, эскиз 1862 - в Публичном художественном собрании, Базель), создавал героизированные, обобщенно-характерные образы людей труда (“Дробильщики камня”, 1849, картина не сохранилась).
Принцип общественной значимости искусства, выдвинутый современной ему французской художественной критикой, Курбе воплощал и в своих полотнах (“Встреча” или “Здравствуйте, господин Курбе!”, 1854; “Ателье”, 1855, Лувр, Париж), где в аллегорической форме изобразил себя в окружении друзей и персонажей своих картин, и в теоретических выступлениях (декларация “Реализм”, 1855). Избрав главным средством своего живописного языка не локальный цвет, а тон и его градации, Курбе постепенно отходил от сдержанной и суровой палитры произведений 1840 - начала 50-х годов, высветляя и обогащая ее под влиянием работы на пленэре, добиваясь светонасыщенности цвета и выявляя фактуру мазка. Убедительная предметность, осязаемость натуры характерны для пейзажей Курбе (“Хижина в горах”, около 1874, Государственный музей изобразительных искусств, Москва) и его натюрмортов (“Фрукты”, 1871, Галерея Танхаузер, Нью-Йорк). В созданных в 1860-70-е годы некоторых аллегорических композициях, сценах охоты (“Травля оленя”, 1867, Метрополитен-музей), ню (“Женщина с попугаем”, 1866, Метрополитен-музей) появились черты салонности и несколько жеманного эротизма (“Истина Мира”, 1866, Музей Орсе, Париж). Активный участник Парижской коммуны 1871, обвиненный в низвержении Вандомской колонны, Курбе в 1873 был вынужден эмигрировать в Швейцарию.
Картина Гюстава Курбе “Здравствуйте, господин Курбе!”. В мае 1854 года Курбе совершил поездку в Монпелье по приглашению Альфреда Брюйа, известного мецената и коллекционера. Курбе представил самого себя с тростью и ранцем за спиной в тот самый момент, когда по дороге в Монпелье его встретили Брюйа, его слуга и собака. Выбор подобного сюжета, написанного с прямолинейным реализмом и правдивостью, произвел сенсацию на Всемирной выставке в Париже в 1855 году. Вскоре Курбе был объявлен поборником нового антиинтеллектуального типа искусства, свободного от условностей академической живописи на исторические и религиозные сюжеты. Отказавшись от литературных сюжетов в пользу реального мира, окружавшего художника, Курбе оказал серьезное влияние на Эдуарда Мане и импрессионистов. Говорят, что когда его попросили дописать в картине, предназначенной для церкви, фигуры ангелов, он ответил: "Я никогда не видел ангелов. Покажите мне ангела, и я напишу его". Скончался Гюстав Курбе 31 декабря 1877 года в Ла-Тур-де-Пельс, округа Во, Швейцарии.Творчество Гюстава Курбе →
smallbay.ru
Гюстав Курбе (Gustave Courbet). Картины на заказ. Спец-цены. Большой выбор.
Гюстав Курбе – один из известнейших художников Франции, во всем мире знаменитый своими портретами, пейзажами, а так же непревзойденной жанровой живописью. Принято считать, что именно он на протяжении XIX века осуществил переход от направлений романтизма к началу эпохи реализма.
Биография
Будущий художник появился на свет в 1819 году в небольшом городке под названием Орнан в семье Режиса Курбе, владеющего виноградниками неподалеку от города.
Отец постепенно подталкивал сына к юриспруденции. Поэтому Гюстав в 1831 году поступает в колледж в Безансоне, чтобы получить базовое юридическое образование. Однако сердце юноши всегда неутомимо тянуло к искусству, и он параллельно с основным обучением начинает брать уроки у Шарля-Антуана Флажуло, преподававшего в местной Академии.
В течение последующих двух лет Курбе буквально находится на перепутье, выбирая между живописью и юриспруденцией. В конечном итоге он вообще отказывается от формального образования как такового и попадает в Париж, где начинает заниматься в свободных художественных мастерских.
В таких местах не было определенной программы занятий и уроков по жесткой программе. Художники не ограничивались четкими рамками в своем творческом полете. Они изображали обнаженную натуру и были вольны в выборе наставника. Стоит отметить, что такой стиль обучение как нельзя лучше подходил Гюставу, учитывая его неидеальное поведение в семинарии.
В начале 40-х годов Курбе пишет много автопортретов, но только «Автопортрет с собакой» был выставлен в Парижском салоне. Дело в том, что художник неотступно следовал веяниям реализма, и в попытках показать зрителю всю голую и неприкрытую правду, порой пренебрегал даже техникой изображения.
Более широкий отклик Гюстав Курбе получил позже уже за пределами Франции. В своих путешествиях по Бельгии и Голландии он наладил контакты с продавцами живописи и коллекционерами. Так, дела пошли гораздо быстрее, не смотря на то, что в те времена работы художников-реалистов плохо принимались обществом.
Проще говоря, многие просто не понимали жизненности и правдивости его картин, которые всегда делали много шума. Они плохо продавались на родине автора и всячески отвергались Салонами.
В конечном итоге все привело к тому, что Курбе стал во главу школы реализма, которая зародилась в то время во Франции, и помог ей распространиться в другие страны. Однако он по-прежнему с неприязнью относился к прочим художникам и не желал выставляться с ними в одном месте. По этой причине Гюстав организовывал собственные выставки в отдельных помещениях.
Творчество Гюстава Курбе
На протяжении всего времени Курбе позиционировал себя как реалиста. Он считал, что художник должен изображать только реальные вещи, которые может увидеть и прочувствовать.
В прошлом, Курбе никогда не отличался примерным поведением, он всегда следовал своим убеждениям вопреки общественному мнению. Об этом ярко говорят и его картины, так тяжело принимаемые окружающими.
К примеру, известная его работа – «Похороны в Орнане», которая является отражением художника как мастера жанровой живописи. Многие критики считали, что сие событие не достойно столь широко освещения. Курбе же считал, что истинная красота заключается в натуральном изображении реальных событий.
Или же, возьмем не менее известную его работу «Женщина с попугаем», на которой изображена обнаженная дама с сидящим на изящной руке попугаем. Не она ли представляет нам живую женщину, которая действительно существует в реальном мире, в отличие от мифически изображений Венеры.
Наиболее ярко автор выражает себя в пейзажах. К примеру, «Порыв ветра», написанный им в 1865 году, показывает борьбу света и тени, которая вне всяких сомнений шла и в душе самого Густава Курбе.
Интересные факты из жизни Густава Курбе
Несмотря на всемирную известность, великий мастер так и не освоил науку правописания. До конца своих дней он совершал множество ошибок в рукописных текстах, которые, к слову, было очень сложно разобрать. Помимо этого, он так же не любил читать, питая страсть лишь к рисованию и дамам с пышными формами.
Вокруг художника всегда крутилась толпа представительниц прекрасного пола, причем романтические отношения их мало интересовали. В одно время они могли выступать в роли натурщицы, в другое — ночной спутницей. Причем, за несколько месяцев Курбе был готов принять более двух тысяч женщин, которые желали заказать у него портрет.
Историки настойчиво пытались разыскать имена и фамилии девушек, так успешно позирующих мастеру на его полотнах. Однако это оказалось непреодолимой задачей.
В более позднем возрасте Гюстав Курбе мог часы напролет проводить в пивной за кружкой хмельного пива. Очевидцы рассказывали, что в Мюнхене он как-то раз устроил пивной марафон для поклонников алкогольных напитков, победителем которого, конечно же, стал сам великий художник.
Как сделать заказ?
Вы всегда можете сделать заказ в по телефонам: Наш офис открыт для Вас- понедельник-пятница с 10:00 до 22:00
- суббота-воскресенье - выходной
или сделать онлайн-заказ в любое время суток, заполнив заявку с указанием ваших контактных данных. Наши администраторы свяжутся с Вами для уточнения деталей.
Картины часто заказываемые после просмотра этой галереи:
www.reprodukciikartin.ru
Шокирующий реализм: 5 знаменитых полотен Гюстава Курбе
"От какого чудовища… мог произойти этот ублюдок? Под каким колпаком, на какой навозной куче, политой смесью вина, пива, ядовитой слюны и вонючей слизи, произросла эта пустозвонная и волосатая тыква, эта утроба, притворяющаяся человеком и художником, это воплощение идиотского и бессильного", - злобно писал Александр Дюма-сын по поводу картины Гюстава Курбе "Спящие" (1866). Интересно, что бы сказал великий писатель, увидев полотно "Происхождение мира", который публике показали лишь в конце XX века - через полтора столетия после его создания? Долгое время скандальная картина находилась в частной коллекции, ныне она выставлена в музее Орсе. До сих пор к ней приставлен охранник, призванный предотвращать бурную реакцию зрителей.
Гюстав Курбе считается основателем нового художественного стиля - реализма. Рихард Мутер писал: "Его ненавидели за то, что, в совершенстве владея мастерством, он писал так же естественно, как другие едят, пьют или разговаривают". Действительно, творчество художника порождало громкие скандалы на протяжении всей его жизни.
Родился Курбе 10 июня 1819 года в Орнане, недалеко от швейцарской границы. Его отец владел виноградниками около Орнана. В 1831 году юноша начал посещать семинарию в Орнане, а в 1837 году по настоянию отца поступил в юридический колледж в Безансоне. В это время он также посещал занятия в Академии, где его учителем был Шарль-Антуан Флажуло, ученик крупнейшего французского художника-классициста Жака-Луи Давида. В 1839 году Курбе отправился в Париж, где познакомился с художественной коллекцией Лувра. Особо сильное впечатление произвели на него малые голландцы и испанские художники, в особенности Веласкес. Юриспруденции молодой человек предпочёл занятия в художественных мастерских. В 1844 году его картина "Автопортрет с собакой" была выставлена в Парижском салоне (остальные предложенные им картины были отвергнуты жюри). В эти же годы он написал большое количество автопортретов, несколько раз посетил Орнан, путешествовал по Бельгии и Нидерландам, где устанавливал контакты с продавцами живописи. Одним из покупателей его работ был голландский художник и коллекционер, один из основателей Гаагской школы живописи Хендрик Виллем Месдаг. В Париже он познакомился с Шарлем Бодлером и Оноре Домье.
В конце 1840-х годов официальным направлением французской живописи всё ещё был академизм и работы художников реалистического направления периодически отвергались устроителями выставок. В 1847 году все три его работы были отвергнуты жюри. Салон также не принял полотна таких известных мастеров, как Эжен Делакруа и Теодор Руссо. В 1871 году Курбе примкнул к Парижской коммуне, управлял при ней общественными музеями и руководил низвержением Вандомской колонны (известный символ бонапартизма). После падения Коммуны он полгода отсидел в тюрьме и был приговорён к пополнению расходов по восстановлению разрушенной им колонны. Это заставило художника удалиться в Швейцарию, где он и умер в нищете 31 декабря 1877 года.
"Вечерняя Москва" предлагает вам вспомнить наиболее известные полотна Гюстава Курбе.
1. "Автопортрет с черной собакой" (1842)
Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра
Первая картина Курбе, имевшая настоящий успех, была написана в Париже. Себя художник изобразил сидящим на земле у входа в грот Плезир-Фонтен (недалеко от Орнана). Слева от него лежат трость и альбом для этюдов, справа на фоне залитого солнцем пейзажа тёмным силуэтом выделяется чёрный вислоухий спаниель. На небе и заднем плане - несколько пробных мазков, сделанных мастихином - инструментом, которым Курбе позднее пользовался с большим мастерством. В мае 1842 года Курбе писал родителям: "Я обзавелся прелестной собачкой, чистокровным английским спаниелем - её подарил мне один из друзей; все ею восторгаются, и в доме Удо ей рады гораздо больше, чем мне". Два года спустя этот автопортрет откроет Курбе двери Салона - честь, которой усиленно добиваются все начинающие. В настоящее время картина хранится в музее дю Петит Палас в Париже.
2. "Послеобеденное время в Орнане" (1849)
Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра
Картина была задумана и частично написана до 1849 года, во время одного из приездов художника в родной город. Завершена она была уже в Париже. Филолог и романист Франсис Вей написал о своей встрече с Курбе: "Нас принял высокий молодой человек с великолепными глазами, но тощий, бледный, желтый, костлявый... Он молча кивнул мне и вновь сел на табурет перед, мольбертом, где стоял холст "Послеобеденное время в Орнане". <...> Почему вы ещё не стали знаменитым при таком редком, таком замечательном таланте? - воскликнул я. - Еще никто никогда не писал так, как вы!" - "Верно! - отозвался художник с мужицким акцентом обитателя Франш-Конте. - Я пишу как бог!".
3. "Дробильщики камня" (1849)
Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра
В письме к Франсису Вею Курбе описывает это полотно и рассказывает об обстоятельствах, породивших ее замысел: "Я ехал на нашей повозке в замок Сен-Дени, около Сеэн-Варе, неподалеку от Мезьера, и остановился посмотреть на двух человек - они представляли собой законченное олицетворение нищеты. Я тотчас же подумал, что передо мной сюжет новой картины, пригласил обоих к себе в мастерскую на следующее утро и с тех пор работаю над картиной... на одной стороне полотна изображен семидесятилетний старик; он согнулся над работой, молот его поднят вверх, кожа загорелая, голова затенена соломенной шляпой, штаны из грубой ткани все в заплатах, из когда-то голубых порванных носков и лопнувших снизу сабо торчат пятки. На другой стороне - молодой парень с пропыленной головой и смуглым лицом. Сквозь засаленную, изодранную рубаху видны голые бока и плечи, кожаные подтяжки поддерживают то, что некогда было штанами, на грязных кожаных башмаках со всех сторон зияют дыры. Старик стоит на коленях; парень тащит корзину со щебнем. Увы! Вот этак многие начинают и кончают жизнь". В романе "Биез из Серина", написанном вскоре после этого, Франсис Вей почти дословно использовал фразы из письма Курбе, описывая двух дробильщиков камня у обочины дороги. Известный французский политик, философ и социолог Пьер Жозеф Прудон в 1864 году назвал Курбе первым подлинно социальным художником, а "Дробильщиков камня" - первой социальной картиной.
4. "Здравствуйте, господин Курбе!" (1854 )
Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра
В мае 1954 года Курбе совершил поездку в Монпелье по приглашению известного мецената и коллекционера Альфреда Брюйа. На картине художник изобразил себя с тростью и ранцем за спиной в тот момент, когда на дороге его встретил Брюйе, слуга и собака. Картина, написанная с предельным реализмом, произвела сенсацию на Всемирной выставке в Париже в 1855 году. Курбе был объявлен поборником нового антиинтеллектуального искусства, свободного от условностей академической живописи. Курбе писал картины на реальные сюжеты и этим, в частности, оказал серьёзное влияние на творчество импрессионистов. Говорят, что когда ему предложили дописать фигуры ангелов в картине, предназначенной для церкви, он ответил: "Я никогда не видел ангела. Покажите мне ангела, и я напишу его".
5. "Спящие" (1866)
Нажмите на изображение для перехода в режим просмотра
На картине, которая буквально взорвала буржуазную Европу, две обнажённые женщины лежат в обнимку на застеленной белой простынёй постели, в результате чего предстающая перед зрителем сцена кажется сценой лесбийской любви. Разорванное жемчужное ожерелье и пришедшая в беспорядок простыня только усиливают это ощущение. Полотно до такой степени возмутило общественность, что пресса буквально взорвалась негодующим воплем. Художественная ценность картина стала очевидной лишь годы спустя, когда скандал поутих.
vm.ru
Картины, описание картин — Курбе, Гюстав
Описани е картины Гюстава Курбе: Купальщицы.Скандальная картина Гюстава Курбе «Купальщицы» вызвала широкий общественный резонанс, когда была представлена обществу. Художник нарушил практически все мыслимые традиции, принятые при изображении людей, к тому же женщин.Преувеличенные пропорции, крайне непривычные и даже отвратительные для зрителей того времени, отказ в угоду эстетике умалчивать о существовании на телах грязи и к тому же полное, абсолютное отсутствие сюжета. Картина просто изображает купальщиц, которые не делают ровным счетом ничего.Позы словно намекают нам на то, что здесь мог бы и быть какой-то сюжет, но его здесь нет, а рисовать почти обнаженное тело немифического персонажа в то время считалось негласным табу. При этом невозможно придраться к мастерству художника – обилие мелких деталей, реалистичные свет и тень, тщательная проработка, уверенные мазки. За эту и другие подобные картины художника ненавидели и презирали, и множество известных людей громко высказывали свое отрицательное мнение обо всем его творчестве.Серьезно усугубляло отношение к данной картине следующее обстоятельство: невооруженным глазом виден намек на Марию Магдалину в позе девушки, вытянувшей руку перед собой, что попросту кощунственно и не могло не вызвать максимального порицания. Курбе был художником, существенно опередившим свое время, и грубо ломал сложившиеся рамки и стереотипы, не заботясь собственной репутацией и благополучием; и именно это сделало его вклад в реализм и живопись в стиле ню особенно значительным.Волна возмущения, всколыхнувшая все художественное сообщество, а также тронувшая многие далекие от искусства великие умы, начала процесс изменения сознания, заставила людей задуматься над границами нормального и приемлемого, и несмотря на то, что на картины художника неоднократно покушались желающие их уничтожить, большая часть их оседала на долгие годы в частных коллекциях и Курбе остался непонят до конца своей жизни, он продолжал делать свое важное и необходимое дело, выражая себя через протест застарелым устоям.www.art-drawing.ru