Картина Леонардо да Винчи "Крещение Христа" - один из шедевров эпохи Возрождения. Крещение картина
Крещение Господне в русской живописи
Крещение ХристаШамшин Петр Михайлович. 1848 г. Холст, масло. 114x114.Внизу правее середины подпись и дата: 1848 П. Шамшинъ. Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургПоступила в 1928 из церкви Благовещения Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Конного полка в Петербурге. Инв.№ ЖБ-816
Лейб-гвардии Конный полк был основан в 1721, окончательное название получил в 1801. Повеление Николая I о постройке для лейб-гвардии Конного полка новой каменной церкви последовало 2 февраля 1843, закладка была произведена митрополитом Антонием в присутствии императора. 20 мар¬та 1849 (также в высочайшем присутствии) главный священник армии и флота В. И. Кутневич освятил уже законченный храм. Автором проекта стал К. А. Тон. Главный алтарь церкви был освящен во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, правый придел - во имя святителя Николая Чудотворца, небесного покровителя Николая I, левый придел - во имя праведной Анны Пророчицы, в память об Анне Иоанновне, основательнице Конногвардейского полка. Иконостасы по проектам К. А. Тона выполнил охтинский резчик С. Тарасов. Образа были написаны академиками Ф. А. Бруни, А, Т. Марковым, М. И. Скотти, В. К. Шебуевым и П. М. Шамшиным. 11 октября 1928 Благовещенская церковь была закрыта, в начале 1929 снесена как „мешающая трамвайному движению" (при реконструкции площади Труда). http://www.tez-rus.net/ViewGood37923.html
Крещение ХристовоГагарин Григорий Григорьевич. 1860 г.
Крещение Спасителя.Иванов Андрей Иванович. Конец 1810 - начало 1811 гг. Прессованный картон, масло 50,5x109.На обороте надпись: Андрея ИвановаПоступила:, в 1932 из Казанского собора (Ленинград). Инв. № Ж-5471.Государственная Третьяковская галерея, Москва
Крещение Господне.Семирадский Генрих Ипполитович. 1876 г.Эскиз росписи храма Христа Спасителя в МосквеХолст на картоне, масло. 42?86 смГосударственный Русский музей, Санкт-Петербург
Крещение. Из серии «Жизнь Христа».Поленов Василий Дмитриевич. 1887–88 гг.
Крещение Господне (Богоявление).Нестеров Михаил Васильевич. 1891 г.Эскиз композиции для крестильни Владимирского собора в Киеве.Бумага, акварель, гуашь, белила, бронза. 34,4х46,7.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Явление Христа народу.Иванов Александр Андреевич. 1837–1857 гг. Холст, масло. 540х750.Русский музей, Санкт-Петербург
Александру Андреевичу Иванову
Я видел древний Иордан.[1]Святой любви и страха полный,В его евангельские волны,Купель крещенья христиан,Я погружался троекратно,Молясь, чтоб и душа мояОт язв и пятен бытияВолной омылась благодатно.
От оных дум, от оных дней,Среди житейских попечений,Как мало свежих впечатленийОсталось на душе моей!Они поблёкли под соблазномИ едким холодом сует:Во мне паломника уж нет.Во мне, давно сосуде праздном.
Краснею, глядя на тебя,Поэт и труженик-художник!Отвергнув льстивых муз треножникИ крест единый возлюбя,Святой земли жилец заочный,Её душой ты угадал,Её для нас завоевалСвоею кистью полномочной.
И что тебе народный суд?В наш век блестящих скороспелок,Промышленных и всяких сделок,Как добросовестен твой труд!В одно созданье мысль и чувство,Всю жизнь сосредоточил ты;Поклонник чистой красоты,Ты свято веровал в искусство.
В избытке задушевных сил,Как схимник,[2] жаждущий спасенья,Свой дух постом уединенья[3]Ты отрезвил, ты окрилил.В искусе строго одинокомТы прожил долгие годаИ то прозрел, что никогдаНе увидать телесным оком.
Священной книги[4] чудесаТебе явились без покрова,И над твоей главою сноваРазверзлись в славе небеса.Глас вопиющего в пустыне[5]Ты слышал, ты уразумел —И ты сей день запечатлелС своей душой в своей картине.
Спокойно лоно светлых вод;На берегу реки — Предтеча;[6]Из мест окрестных, издалече,К нему стекается народ;Он растворяет упованьюСлепцов хладеющую грудь;Уготовляя Божий путь,Народ зовёт он к покаянью.
А там спускается с вершинНеведомый, смиренный странник:«Грядёт он, Господа избранник,[7]Грядет на жатву Божий Сын.В руке лопата; придет время,Он отребит своё гумно,Сберёт пшеничное зерноИ в пламя бросит злое семя.
Сильней и впереди меняТот, кто идёт вослед за мною;Ему — припав к ногам — не стоюЯ развязать с ноги ремня.Рожденья суетного мира,Покайтесь: близок суд. БедаДревам, растущим без плода:При корне их лежит секира».
Так говорил перед толпой,В недоуменье ждавшей чуда,Покрытый кожею верблюда[8]Посланник Божий, муж святой.В картине, полной откровенья,Всё это передал ты нам,Как будто от Предтечи самТы принял таинство крещенья.
30 июня 1858Пётр Андреевич Вяземский
Примечания. Первая публикация: «С.-Петербургские ведомости». 1858, 5 июля, с примеч. редактора: «Стихотворение это написано за два дня до смерти А. А. Иванова, который скончался, не узнав о его существовании». Вошло в изд.: В дороге и дома: Собрание стихотворений князя П. А. Вяземского. М., 1862, но в наборной рукописи текста нет. Черновой автограф, без строфы 9, с вар. и иной композицией строк (ГПБ). Две авториз. копии: одна с датой: «Июнь 1858 года», вторая в арх. Олениных (ГПБ), с датой: «30 июня 1858». В стихотворении отражены впечатления Вяземского от картины А. А. Иванова «Явление Христа народу», которую живописец привез из Италии в 1858 г. Она была выставлена в Академии художеств и вызывала горячие споры. Пока обсуждался вопрос о её покупке царём, Иванов неожиданно скончался от холеры (3 июля 1858 г.). Вяземский тогда же написал стихотворение «На смерть А. А. Иванова» (ВДД. С. 259—263). В записной книжке под 13 июля 1858 г. поэт указывает, что настоящее стихотворение «возбудило довольно живое сочувствие» (Полное собрание сочинений князя П. А. Вяземского. Спб., 1878—1896. Т. 10. С. 210). О возможном личном знакомстве Иванова с Вяземским свидетельствуют относящиеся к этому времени пометы дневникового характера в бумагах художника, фиксирующие намечавшиеся визиты к поэту (ГПБ, арх. А. А. Иванова).
1. Я видел древний Иордан. В 1850 г. Вяземский совершил паломничество в Палестину. 2. Схимник — монах, ведущий строго аскетический образ жизни. 3. Свой дух постом уединенья. На протяжении двадцати лет работы над полотном Иванов вел затворническую и подвижническую жизнь. 4. Священной книги — Нового завета. 5. Глас вопиющего в пустыне — слова пророка Исайи, относящиеся к Иоанну Крестителю (Матф., III, 3). 6. Предтеча — Иоанн Креститель; он изображен на переднем плане картины призывающим совершить обряд крещения в реке Иордан. 7. «Грядёт он, Господа избранник…» и т. д. Строфы 8 и 9 представляют собой переложение проповеди Иоанна Крестителя (Матф., III, 10—12). 8. Покрытый кожею верблюда. «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса…» (Матф., III, 4).
Крещение.Александр Андреевич Иванов. Дата написания картины неизвестна. Эскиз. Бумага, масло. 26 х 36,2.Поступила в 1926 г. из Румянцевского музея (дар С. А. Иванова в 1877 г.). Инв. № 7991. На обороте этюд «Две фигуры задрапированных натурщиков и полуфигура обнажённого натурщика».Государственная Третьяковская галереяhttp://www.tez-rus.net/ViewGood18566.html
Крещение Господне.Роман Максимович Волков. 1808 г. Холст, масло. 204 х 138.Справа внизу подпись и дата: <...> Волковъ 1808Поступила: в 1923 из Академии художеств. Инв.№ Ж-3332.За эту картину в 1808 Р. М. Волков удостоен звания академика.Работа над картиной началась в конце 1805 или начале 1806: 27 января 1806 определением Совета ИАХ* художнику отведено помещение для исполнения картины (Петров 1864**, с. 475).
* (Российская) Академия художеств, с 1917; ранее: ИАХ - Императорская (Российская) Академия художеств. Санкт-Петербург-Петроград, 1840-1893; ранее: 1757-1764 - Академия трех знатнейших художеств; 1764-1840 - Воспитательное училище при ИАХ; далее: 1893-1917 - Высшее художественное училище живописи, ваяния и архитектуры при ИАХ. Императорская Академия художеств (учреждение). Санкт-Петербург-Петроград, 1764-1917.** Сборник материалов для истории Императорской С.-Петербургской Академии Художеств за сто лет существования / Под ред. П. Н. Петрова. СПб, 1864, т. 1.http://www.tez-rus.net/ViewGood36927.html
Крещение.И. К. Айвазовский. 1890-е. Холст, масло, 44,5x60.Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского
Раскрывая библейские сюжеты, пейзажист Айвазовский чаще всего композицию заимствовал у древних иконописцев, но несколько развивал сюжет, делая его более повествовательным. В «Крещении» кроме фигур Христа, Иоанна Крестителя, группы верующих подробно прописана река Иордан (с применением изумрудно-зеленой краски). Небо и луч света переданы в свойственной художнику манере и прежде всего привлекают внимание. И свидетельствовал Иоанн, говоря: «я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий». Крымская художественная галерея
Крещенское водосвятие. Борис Кустодиев. 1921 г.Частное собрание
www.ippo.ru
Картина Леонардо да Винчи "Крещение Христа"
Искусство и развлечения 20 ноября 2017Леонардо да Винчи - гений-универсал, флагман ренессансного искусства и науки. А потому и картины его часто могут рассматриваться не только как уникальные произведения искусства, но и как результат серьезных научных наблюдений и выводов.
Леонардо да Винчи - гений эпохи
Все его научные выводы и открытия воплощались в чертежах, зарисовках, макетах, многие из которых могут быть приравнены к произведениям искусства, равно как произведения искусства - живопись, графика, скульптура и др. - являются средоточием его научной мысли. Многие из них, казавшиеся когда-то фантастическими, сейчас воспринимаются как пророчества. Его открытия опережали его время. Потому многие не были воплощены тогда в реальность. Именно по отношению к творчеству да Винчи вполне применима фраза: "Нет предела совершенству". И вовсе не потому, что последователи могут сделать задуманное и созданное им лучше, а потому, что сам мастер настолько всегда стремился к идеальному воплощению замысла, что идеал этот отодвигался все далее, и в конечном итоге Леонардо работу не заканчивал, так как не мог достигнуть желаемого идеала.
История создания картины
Картина "Крещение Христа" для Леонардо да Винчи стала последним совместным творческим проектом с его учителем Андреа дель Вероккьо. В то время Леонардо уже окончил обучение в мастерской известного живописца и начал самостоятельный путь в искусстве. К моменту создания произведения ему было около 20 лет.
Собственно фигура Иисуса Христа и образ Иоанна Крестителя принадлежат кисти Вероккьо, а коленопреклоненный ангел и окружающий пейзаж созданы юным Леонардо. Существует история, изложенная Джорджо Вазари, что будто бы образы, созданные да Винчи, были настолько прекраснее, чем те, что писал его учитель, что Вероккьо с того момента совсем перестал творить. Однако эта информация не подтверждается фактами.
Именно с картины "Крещение Христа" начал проявляться в работах Леонардо да Винчи его удивительный стиль, названный мучительно-нежным.
Сейчас картина Леонардо да Винчи "Крещение Христа" экспонируется в коллекции Италии, в галерее Уффици во Флоренции.
Видео по теме
Сюжет произведения
Сюжет картины "Крещение Христа", или Богоявление - один из популярных в мировой живописи разных исторических эпох и стилевых направлений. Не прошел он мимо и творчества титана Возрождения Леонардо да Винчи.
Согласно библейским текстам, в то время, когда на берегу реки Иордан в Иерусалиме пророк Иоанн Предтеча совершал священные омовения людей, подготавливая их к грядущему приходу Мессии, неподалеку находился Иисус Христос. Явился он однажды на берег Иордана и обратился к Иоанну с просьбой крестить его. Удивился Иоанн: "Не я тебя, но ты меня крестить должен". Однако крестил Иисуса и стал прозываться с той поры Крестителем.
Описание картины Леонардо да Винчи "Крещение Христа"
В картине "Крещение Христа" Андреа дель Вероккьо и Леонардо да Винчи в центре полотна на переднем плане стоит Иисус Христос. Слева от Иисуса (справа для зрителя) - Иоанн Креститель. В левой руке он держит посох с крестообразной верхушкой, а в правой - чашу с миртом, которым он крестит Сына Божия. Справа расположены два коленопреклоненных юных ангела - свидетели таинства ведут неспешную беседу.
Тихая и торжественная, окружающая их природа созвучна значимости происходящего. Иордан тихо катит свои воды мимо на заднем плане, будто бы созерцая и поощряя происходящее. В небесах мы видим две раскрытые в сторону зрителя ладони, из которых выпархивает белый голубь. Ладони символизируют Бога-отца, голубь - Бога-Духа Святого. С одной стороны, это символы Божьего благословения происходящего таинства, а с другой - обозначение триединства Божественной сущности, Всезнающей и Всевидящей, Вездесущей. В пользу первого говорит цитата из Евангелия от Марка: "И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение".
Пейзаж в картине, по мнению некоторых искусствоведов, напоминает вид Монсуммано - местечка, находящегося неподалеку от родины Леонардо - деревеньки Винчи - один из тех дорогих сердцу уголков, которые да Винчи изображал в своих полотнах.
Символика цвета в картине
Если обратиться к цветовому решению картины "Крещение Христа" Леонардо да Винчи, то можно выделить преобладание сине-голубых и белых оттенков. И это не случайно, ведь с точки зрения их культового значения сине-голубые тона олицетворяют бесконечность неба, иного вечного мира, соединение земного и небесного, а белый цвет олицетворял Божественный свет, чистоту и святость. Именно эти цвета использованы авторами при создании образов ангелов и Иоанна Крестителя, однако у Иоанна на тело надета рубаха черного цвета, который обозначает смерть. И это неспроста - служение Иоанна Крестителя Господу привело его в итоге к трагической гибели. А красный цвет рукавов Бога-отца и набедренной повязки Иисуса Христа означает победу жизни над смертью и любви к ближнему и ко всем людям. О грядущей же кончине Иисуса напоминают черные полосы на его одежде. Золотые полосы, нимбы и сияние, идущее от кистей и голубя, олицетворяют сияние, идущее от Бога, символ Его благословения.
Шедевр Леонардо да Винчи и Андреа Вероккьо неизменно вызывает восхищение у созерцателей. Однако в книгах и других информационных источниках практически нет отзывов наших современников о произведении. Возникает вопрос: "Почему в блогах и на туристических страничках в VK среди обсуждаемых произведений не встречается подробного описания картины и отзывов о "Крещении Христа" Леонардо да Винчи?"
Источник: fb.ruКомментарии
Идёт загрузка...Похожие материалы
Искусство и развлечения «Благовещение» - картина Леонардо да Винчи: два шедевра мастера«Благовещение» – картина Леонардо да Винчи на классический библейский сюжет. К образу девы Марии перед возвещающим ангелом обращались многие художники - от Средневековья до авангарда. В эпоху Ренесса...
Искусство и развлечения Картина Леонардо да Винчи "Поклонение волхвов": описание картиныБиблейский сюжет, связанный с рождением Спасителя мира, был популярен в эпоху Возрождения. Все изображали эту сцену примерно в одном ключе. Однако Леонардо подошел к этой теме совсем по-иному. «Поклонение волхво...
Искусство и развлечения Картины Леонардо да Винчи с названиями и описаниемЛеонардо да Винчи родился в 1452 году, 15 апреля. Умер он в 1519-м, 2 мая. Этого человека, безусловно, можно отнести к уникальным дарованиям нашей планеты. Он известен не только как один из самых великих скульпторов и...
Искусство и развлечения Леонардо да Винчи, «Святой Иероним». История одной картиныКартина «Святой Иероним» – одна из наиболее выразительных работ великого мастера Возрождения. Сегодня она хранится в пинакотеке Ватикана и, несмотря на свою незавершённость, привлекает всё большее вн...
Бизнес Дивизионная структура управления: характеристика, недостатки и достоинстваСистема управления бизнесом может быть различной. Самой распространенной и применяемой является дивизионная. Рассмотрим более подробно основное ее содержание, недостатки и достоинства.Дивизионная структура упра...
Искусство и развлечения Лиза дель Джокондо: биография, интересные факты. Картина «Мона Лиза» работы Леонардо да ВинчиОчень много создано великих произведений художниками в разные эпохи. Госпожа Лиза дель Джокондо, изображенная более пятисот лет назад, окружена такой известностью, что это, пожалуй, самое прославленное произведение в ...
Искусство и развлечения "Иоанн Креститель" Леонардо да Винчи: описание картиныВ исторической науке существует очень условная дата окончания Средних веков – 1456 год. На смену им приходит период Возрождения, начавшийся прежде всего в Италии, когда появился большой интерес к античности с ее...
Образование Кем был Леонардо да Винчи, тайны его картинЛичность этого гения будоражит умы человечества вот уже не одно столетие. И сегодня люди продолжают гадать, кем был Леонардо да Винчи. Известный своими живописными работами и новейшими разработками в области инженерии...
Домашний уют Роза Леонардо да Винчи: описание и отзывыСадовый или приусадебный участок будет мрачным без декоративной составляющей – цветов. Всегда отыщется место для ярких клумб и цветников. Самое почетное место отводят цветочной королеве – розе. Этот фантас...
Искусство и развлечения «Битва при Ангиари» – неоконченная работа Леонардо да ВинчиВ середине пятнадцатого века вся Италия была раздроблена на города-государства, княжества и герцогства, которые вели между собой территориальные войны. В июне 1440 года состоялось одно из многих сражений – битва...
monateka.com
Картина Пьеро делла Франчески «Крещение Христа» (описание) | Искусство. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, тест
Тема:
Крещение Господне
Пьеро делла Франческа. Крещение Христа. 1445 г. Национальная галерея, Лондон |
Обратимся к картине итальянского художника Пьеро делла Франческа «Крещение Христа». Иоанн Креститель бережно льёт воду из чаши на голову Христа. Он так сосредоточен, что ничего не замечает вокруг себя. То же выражение запечатлено и на лице Христа, старательно сложившего ладони.
В его облике нет ничего божественного. Напротив, он скорее напоминает человека из народа. Его естественность и простота особенно заметны на фоне миловидных светловолосых ангелов в виде босоногих крестьянских девушек в венках из полевых цветов. Материал с сайта http://worldofschool.ru
Над головой Христа распростёр крылья посланник неба — белокрылый голубь. В целом картина воспринимается как вполне будничная, обычная сцена. Раздевающийся юноша на берегу Иордана на втором плане справа, вероятно, также призван отвлечь наше внимание от торжественного священнодействия.
Молодые растения на переднем плане картины символически напоминают о втором, духовном рождении человека — таинстве Крещения. Светлая и нежная цветовая гамма передаёт особенное спокойствие и значительность свершающегося обряда.
На этой странице материал по темам:Картина "крещение христа " пьерро делла франчески-описание картины
Пьеро делла франческа крещение христа описание картины
Картина пьеро
Пьеро делла франческа описание картины
Крещение франчески
Опишите картину Пьеро делла Франчески «Крещение Христа».
worldofschool.ru
Крещение Господне. Русские художники | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния
Январь 18th 2011 -
Крещение Спасителя. 1880-е, Иванов Андрей ИвановичКартон, масло. 50.3 x 109 см, Государственная Третьяковская галерея
Крещение Христово. Гагарин Григорий ГригорьевичРоссия, Первая половина XIX века
Крещение Господне. Семирадский Генрих Ипполитович 1876 год
Зима. Крещенское водосвятие.Холст, масло. 89 x 74 см, 1921Россия, Конец XIX — начало XX вековКустодиев Борис Михайлович 1878 — 1927
Явление Христа народу. Иванов Александр Андреевич. 1837–1857 гг.Холст, масло. 540 х 750, Русский музей, Санкт-Петербург
Крещение Христа. Шамшин Петр Михайлович1848 г., 114×114, холст, масло.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Крещение. Поленов Василий Дмитриевич. 1887–88 гг.
Крещение Господне (Богоявление). Нестеров Михаил Васильевич.1891. Эскиз композиции для крестильни Владимирского собора в Киеве.Бумага, акварель, гуашь, белила, бронза. 34,4×46,7. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Метки: Крещение
alchevskpravoslavniy.ru
Крещение Господне в русской живописи
Крещение Господне в русской живописи
Крещение Христа
Шамшин Петр Михайлович. 1848 г. Холст, масло. 114x114.
Внизу правее середины подпись и дата: 1848 П. Шамшинъ.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Поступила в 1928 из церкви Благовещения Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Конного полка в Петербурге. Инв.№ ЖБ-816
Лейб-гвардии Конный полк был основан в 1721, окончательное название получил в 1801. Повеление Николая I о постройке для лейб-гвардии Конного полка новой каменной церкви последовало 2 февраля 1843, закладка была произведена митрополитом Антонием в присутствии императора. 20 мар¬та 1849 (также в высочайшем присутствии) главный священник армии и флота В. И. Кутневич освятил уже законченный храм. Автором проекта стал К. А. Тон. Главный алтарь церкви был освящен во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, правый придел - во имя святителя Николая Чудотворца, небесного покровителя Николая I, левый придел - во имя праведной Анны Пророчицы, в память об Анне Иоанновне, основательнице Конногвардейского полка. Иконостасы по проектам К. А. Тона выполнил охтинский резчик С. Тарасов. Образа были написаны академиками Ф. А. Бруни, А, Т. Марковым, М. И. Скотти, В. К. Шебуевым и П. М. Шамшиным. 11 октября 1928 Благовещенская церковь была закрыта, в начале 1929 снесена как „мешающая трамвайному движению" (при реконструкции площади Труда). http://www.tez-rus.net/ViewGood37923.html
Крещение Христово
Гагарин Григорий Григорьевич. 1860 г.
Крещение Спасителя.
Иванов Андрей Иванович. Конец 1810 - начало 1811 гг. Прессованный картон, масло 50,5x109.
На обороте надпись: Андрея Иванова
Поступила:, в 1932 из Казанского собора (Ленинград). Инв. № Ж-5471.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Крещение Господне.
Семирадский Генрих Ипполитович. 1876 г.
Эскиз росписи храма Христа Спасителя в Москве
Холст на картоне, масло. 42?86 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Крещение. Из серии «Жизнь Христа».
Поленов Василий Дмитриевич. 1887–88 гг.
Крещение Господне (Богоявление).
Нестеров Михаил Васильевич. 1891 г.
Эскиз композиции для крестильни Владимирского собора в Киеве.
Бумага, акварель, гуашь, белила, бронза. 34,4х46,7.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Крещение Господне (Богоявление)
Нестеров Михаил Васильевич. 1890–1894.
Роспись в крестильне Владимирского собора в Киеве
Владимирский собор в Киеве
Явление Христа народу.
Иванов Александр Андреевич. 1837–1857 гг. Холст, масло. 540х750.
Русский музей, Санкт-Петербург
Александру Андреевичу Иванову
Я видел древний Иордан.[1]Святой любви и страха полный,В его евангельские волны,Купель крещенья христиан,Я погружался троекратно,Молясь, чтоб и душа мояОт язв и пятен бытияВолной омылась благодатно.
От оных дум, от оных дней,Среди житейских попечений,Как мало свежих впечатленийОсталось на душе моей!Они поблёкли под соблазномИ едким холодом сует:Во мне паломника уж нет.Во мне, давно сосуде праздном.
Краснею, глядя на тебя,Поэт и труженик-художник!Отвергнув льстивых муз треножникИ крест единый возлюбя,Святой земли жилец заочный,Её душой ты угадал,Её для нас завоевалСвоею кистью полномочной.
И что тебе народный суд?В наш век блестящих скороспелок,Промышленных и всяких сделок,Как добросовестен твой труд!В одно созданье мысль и чувство,Всю жизнь сосредоточил ты;Поклонник чистой красоты,Ты свято веровал в искусство.
В избытке задушевных сил,Как схимник,[2] жаждущий спасенья,Свой дух постом уединенья[3]Ты отрезвил, ты окрилил.В искусе строго одинокомТы прожил долгие годаИ то прозрел, что никогдаНе увидать телесным оком.
Священной книги[4] чудесаТебе явились без покрова,И над твоей главою сноваРазверзлись в славе небеса.Глас вопиющего в пустыне[5]Ты слышал, ты уразумел —И ты сей день запечатлелС своей душой в своей картине.
Спокойно лоно светлых вод;На берегу реки — Предтеча;[6]Из мест окрестных, издалече,К нему стекается народ;Он растворяет упованьюСлепцов хладеющую грудь;Уготовляя Божий путь,Народ зовёт он к покаянью.
А там спускается с вершинНеведомый, смиренный странник:«Грядёт он, Господа избранник,[7]Грядет на жатву Божий Сын.В руке лопата; придет время,Он отребит своё гумно,Сберёт пшеничное зерноИ в пламя бросит злое семя.
Сильней и впереди меняТот, кто идёт вослед за мною;Ему — припав к ногам — не стоюЯ развязать с ноги ремня.Рожденья суетного мира,Покайтесь: близок суд. БедаДревам, растущим без плода:При корне их лежит секира».
Так говорил перед толпой,В недоуменье ждавшей чуда,Покрытый кожею верблюда[8]Посланник Божий, муж святой.В картине, полной откровенья,Всё это передал ты нам,Как будто от Предтечи самТы принял таинство крещенья.
30 июня 1858Пётр Андреевич Вяземский
Примечания. Первая публикация: «С.-Петербургские ведомости». 1858, 5 июля, с примеч. редактора: «Стихотворение это написано за два дня до смерти А. А. Иванова, который скончался, не узнав о его существовании». Вошло в изд.: В дороге и дома: Собрание стихотворений князя П. А. Вяземского. М., 1862, но в наборной рукописи текста нет. Черновой автограф, без строфы 9, с вар. и иной композицией строк (ГПБ). Две авториз. копии: одна с датой: «Июнь 1858 года», вторая в арх. Олениных (ГПБ), с датой: «30 июня 1858». В стихотворении отражены впечатления Вяземского от картины А. А. Иванова «Явление Христа народу», которую живописец привез из Италии в 1858 г. Она была выставлена в Академии художеств и вызывала горячие споры. Пока обсуждался вопрос о её покупке царём, Иванов неожиданно скончался от холеры (3 июля 1858 г.). Вяземский тогда же написал стихотворение «На смерть А. А. Иванова» (ВДД. С. 259—263). В записной книжке под 13 июля 1858 г. поэт указывает, что настоящее стихотворение «возбудило довольно живое сочувствие» (Полное собрание сочинений князя П. А. Вяземского. Спб., 1878—1896. Т. 10. С. 210). О возможном личном знакомстве Иванова с Вяземским свидетельствуют относящиеся к этому времени пометы дневникового характера в бумагах художника, фиксирующие намечавшиеся визиты к поэту (ГПБ, арх. А. А. Иванова).
1. Я видел древний Иордан. В 1850 г. Вяземский совершил паломничество в Палестину.
2. Схимник — монах, ведущий строго аскетический образ жизни.
3. Свой дух постом уединенья. На протяжении двадцати лет работы над полотном Иванов вел затворническую и подвижническую жизнь.
4. Священной книги — Нового завета.
5. Глас вопиющего в пустыне — слова пророка Исайи, относящиеся к Иоанну Крестителю (Матф., III, 3).
6. Предтеча — Иоанн Креститель; он изображен на переднем плане картины призывающим совершить обряд крещения в реке Иордан.
7. «Грядёт он, Господа избранник…» и т. д. Строфы 8 и 9 представляют собой переложение проповеди Иоанна Крестителя (Матф., III, 10—12).
8. Покрытый кожею верблюда. «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса…» (Матф., III, 4).
Крещение.
Александр Андреевич Иванов. Дата написания картины неизвестна. Эскиз. Бумага, масло. 26 х 36,2.
Поступила в 1926 г. из Румянцевского музея (дар С. А. Иванова в 1877 г.). Инв. № 7991.
На обороте этюд «Две фигуры задрапированных натурщиков и полуфигура обнажённого натурщика».
Государственная Третьяковская галерея
http://www.tez-rus.net/ViewGood18566.html
Крещение Господне.
Роман Максимович Волков. 1808 г. Холст, масло. 204 х 138.
Справа внизу подпись и дата:Волковъ 1808
Поступила: в 1923 из Академии художеств. Инв.№ Ж-3332.
За эту картину в 1808 Р. М. Волков удостоен звания академика.
Работа над картиной началась в конце 1805 или начале 1806: 27 января 1806 определением Совета ИАХ* художнику отведено помещение для исполнения картины (Петров 1864**, с. 475).
* (Российская) Академия художеств, с 1917; ранее: ИАХ - Императорская (Российская) Академия художеств. Санкт-Петербург-Петроград, 1840-1893; ранее: 1757-1764 - Академия трех знатнейших художеств; 1764-1840 - Воспитательное училище при ИАХ; далее: 1893-1917 - Высшее художественное училище живописи, ваяния и архитектуры при ИАХ. Императорская Академия художеств (учреждение). Санкт-Петербург-Петроград, 1764-1917.
** Сборник материалов для истории Императорской С.-Петербургской Академии Художеств за сто лет существования / Под ред. П. Н. Петрова. СПб, 1864, т. 1.
http://www.tez-rus.net/ViewGood36927.html
Крещение.
И. К. Айвазовский. 1890-е. Холст, масло, 44,5x60.
Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского
Раскрывая библейские сюжеты, пейзажист Айвазовский чаще всего композицию заимствовал у древних иконописцев, но несколько развивал сюжет, делая его более повествовательным. В «Крещении» кроме фигур Христа, Иоанна Крестителя, группы верующих подробно прописана река Иордан (с применением изумрудно-зеленой краски). Небо и луч света переданы в свойственной художнику манере и прежде всего привлекают внимание. И свидетельствовал Иоанн, говоря: «я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий». Крымская художественная галерея
Крещенское водосвятие.
Борис Кустодиев. 1921 г.
Частное собрание
http://ippo.ru/christian-culture/praz/kreschenie/izo/
maxpark.com
Икона «Крещение» Успенского собора и картина Эль Греко «Крещение Иисуса» (описание) | Искусство. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, тест
Тема:
Крещение Господне
Эль Греко. Крещение Иисуса. 1595—1600 гг. Прадо, Мадрид |
Обратимся к замечательной иконе «Крещение», написанной для иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. В центре иконы на фоне синих вод Иордана стоит Иисус Христос. Иоанн Креститель в глубоком поклоне благоговейно возлагает ладонь правой руки на голову Бога. В другой руке он держит священный свиток. Хотя на иконе изображены и другие персонажи (ангелы на берегу), наше внимание приковано к стройной и хрупкой фигуре Христа с ослепительно-белой повязкой на бёдрах. Божественный свет, освещающий сцену, составляет её общий фон. Свет покрывает вершины золотистых горок, придавая иконе торжественный и праздничный облик.
В эпоху Возрождения живописный канон Крещения несколько изменился. Вместо речного бога теперь стали изображать двух или трёх ангелов, держащих одежды Христа. Иоанн Креститель совершает обряд «обливанием» (льёт воду на голову Иисуса). В небе парит голубь, а ещё выше изображается фигура Бога Отца, посылающего своё благословение.
Испанский художник Эль Греко, в отличие от Пьеро делла Франчески, в картине «Крещение Иисуса», стремится сохранить торжественность происходящего. То появляющиеся, то исчезающие в вихре облаков ангелы и херувимы, спустившиеся на землю, словно соединённую без всяких границ с небом, указывают своим присутствием на важность события. Краски переливаются всеми оттенками.
Неровные линии и особенно феерическая игра световых лучей, исходящих от изображённой вверху фигуры Бога Отца, призваны передать движение, динамику. Вертикальная композиция картины удлиняет пропорции фигур, символически подчёркивая их устремлённость к небу. Материал с сайта http://worldofschool.ru
Коленопреклонённый Христос, озарённый ослепительным светом, с мольбой смотрит на Иоанна Крестителя. Но почему так печально лицо пророка? Возможно, он уже предвидит грядущие страдания Христа.
Крещение. 1497 г. Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря, Вологодская область |
Стиль картины крещение иисуса эль греко
Картина для крещения с ангелами
Картина эль греко раздевание иисуса
Пьеро делла франческа крещение христа описание картины
Крещение иисуса - эль греко описание
Какие изменения претерпел канон Крещения в эпоху Возрождения?
worldofschool.ru
Крещение Господне в русской живописи
Крещение ХристаШамшин Петр Михайлович. 1848 г. Холст, масло. 114x114.Внизу правее середины подпись и дата: 1848 П. Шамшинъ. Государственный Русский музей, Санкт-ПетербургПоступила в 1928 из церкви Благовещения Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Конного полка в Петербурге. Инв.№ ЖБ-816
Лейб-гвардии Конный полк был основан в 1721, окончательное название получил в 1801. Повеление Николая I о постройке для лейб-гвардии Конного полка новой каменной церкви последовало 2 февраля 1843, закладка была произведена митрополитом Антонием в присутствии императора. 20 мар¬та 1849 (также в высочайшем присутствии) главный священник армии и флота В. И. Кутневич освятил уже законченный храм. Автором проекта стал К. А. Тон. Главный алтарь церкви был освящен во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, правый придел - во имя святителя Николая Чудотворца, небесного покровителя Николая I, левый придел - во имя праведной Анны Пророчицы, в память об Анне Иоанновне, основательнице Конногвардейского полка. Иконостасы по проектам К. А. Тона выполнил охтинский резчик С. Тарасов. Образа были написаны академиками Ф. А. Бруни, А, Т. Марковым, М. И. Скотти, В. К. Шебуевым и П. М. Шамшиным. 11 октября 1928 Благовещенская церковь была закрыта, в начале 1929 снесена как „мешающая трамвайному движению" (при реконструкции площади Труда). http://www.tez-rus.net/ViewGood37923.html
Крещение ХристовоГагарин Григорий Григорьевич. 1860 г.
Крещение Спасителя.Иванов Андрей Иванович. Конец 1810 - начало 1811 гг. Прессованный картон, масло 50,5x109.На обороте надпись: Андрея ИвановаПоступила:, в 1932 из Казанского собора (Ленинград). Инв. № Ж-5471.Государственная Третьяковская галерея, Москва
Крещение Господне.Семирадский Генрих Ипполитович. 1876 г.Эскиз росписи храма Христа Спасителя в МосквеХолст на картоне, масло. 42?86 смГосударственный Русский музей, Санкт-Петербург
Крещение. Из серии «Жизнь Христа».Поленов Василий Дмитриевич. 1887–88 гг.
Крещение Господне (Богоявление).Нестеров Михаил Васильевич. 1891 г.Эскиз композиции для крестильни Владимирского собора в Киеве.Бумага, акварель, гуашь, белила, бронза. 34,4х46,7.Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Крещение Господне (Богоявление)Нестеров Михаил Васильевич. 1890–1894.Роспись в крестильне Владимирского собора в КиевеВладимирский собор в Киеве
Явление Христа народу.Иванов Александр Андреевич. 1837–1857 гг. Холст, масло. 540х750.Русский музей, Санкт-Петербург
Александру Андреевичу Иванову
Я видел древний Иордан.[1]Святой любви и страха полный,В его евангельские волны,Купель крещенья христиан,Я погружался троекратно,Молясь, чтоб и душа мояОт язв и пятен бытияВолной омылась благодатно.
От оных дум, от оных дней,Среди житейских попечений,Как мало свежих впечатленийОсталось на душе моей!Они поблёкли под соблазномИ едким холодом сует:Во мне паломника уж нет.Во мне, давно сосуде праздном.
Краснею, глядя на тебя,Поэт и труженик-художник!Отвергнув льстивых муз треножникИ крест единый возлюбя,Святой земли жилец заочный,Её душой ты угадал,Её для нас завоевалСвоею кистью полномочной.
И что тебе народный суд?В наш век блестящих скороспелок,Промышленных и всяких сделок,Как добросовестен твой труд!В одно созданье мысль и чувство,Всю жизнь сосредоточил ты;Поклонник чистой красоты,Ты свято веровал в искусство.
В избытке задушевных сил,Как схимник,[2] жаждущий спасенья,Свой дух постом уединенья[3]Ты отрезвил, ты окрилил.В искусе строго одинокомТы прожил долгие годаИ то прозрел, что никогдаНе увидать телесным оком.
Священной книги[4] чудесаТебе явились без покрова,И над твоей главою сноваРазверзлись в славе небеса.Глас вопиющего в пустыне[5]Ты слышал, ты уразумел —И ты сей день запечатлелС своей душой в своей картине.
Спокойно лоно светлых вод;На берегу реки — Предтеча;[6]Из мест окрестных, издалече,К нему стекается народ;Он растворяет упованьюСлепцов хладеющую грудь;Уготовляя Божий путь,Народ зовёт он к покаянью.
А там спускается с вершинНеведомый, смиренный странник:«Грядёт он, Господа избранник,[7]Грядет на жатву Божий Сын.В руке лопата; придет время,Он отребит своё гумно,Сберёт пшеничное зерноИ в пламя бросит злое семя.
Сильней и впереди меняТот, кто идёт вослед за мною;Ему — припав к ногам — не стоюЯ развязать с ноги ремня.Рожденья суетного мира,Покайтесь: близок суд. БедаДревам, растущим без плода:При корне их лежит секира».
Так говорил перед толпой,В недоуменье ждавшей чуда,Покрытый кожею верблюда[8]Посланник Божий, муж святой.В картине, полной откровенья,Всё это передал ты нам,Как будто от Предтечи самТы принял таинство крещенья.
30 июня 1858Пётр Андреевич Вяземский
Примечания. Первая публикация: «С.-Петербургские ведомости». 1858, 5 июля, с примеч. редактора: «Стихотворение это написано за два дня до смерти А. А. Иванова, который скончался, не узнав о его существовании». Вошло в изд.: В дороге и дома: Собрание стихотворений князя П. А. Вяземского. М., 1862, но в наборной рукописи текста нет. Черновой автограф, без строфы 9, с вар. и иной композицией строк (ГПБ). Две авториз. копии: одна с датой: «Июнь 1858 года», вторая в арх. Олениных (ГПБ), с датой: «30 июня 1858». В стихотворении отражены впечатления Вяземского от картины А. А. Иванова «Явление Христа народу», которую живописец привез из Италии в 1858 г. Она была выставлена в Академии художеств и вызывала горячие споры. Пока обсуждался вопрос о её покупке царём, Иванов неожиданно скончался от холеры (3 июля 1858 г.). Вяземский тогда же написал стихотворение «На смерть А. А. Иванова» (ВДД. С. 259—263). В записной книжке под 13 июля 1858 г. поэт указывает, что настоящее стихотворение «возбудило довольно живое сочувствие» (Полное собрание сочинений князя П. А. Вяземского. Спб., 1878—1896. Т. 10. С. 210). О возможном личном знакомстве Иванова с Вяземским свидетельствуют относящиеся к этому времени пометы дневникового характера в бумагах художника, фиксирующие намечавшиеся визиты к поэту (ГПБ, арх. А. А. Иванова).
1. Я видел древний Иордан. В 1850 г. Вяземский совершил паломничество в Палестину. 2. Схимник — монах, ведущий строго аскетический образ жизни. 3. Свой дух постом уединенья. На протяжении двадцати лет работы над полотном Иванов вел затворническую и подвижническую жизнь. 4. Священной книги — Нового завета. 5. Глас вопиющего в пустыне — слова пророка Исайи, относящиеся к Иоанну Крестителю (Матф., III, 3). 6. Предтеча — Иоанн Креститель; он изображен на переднем плане картины призывающим совершить обряд крещения в реке Иордан. 7. «Грядёт он, Господа избранник…» и т. д. Строфы 8 и 9 представляют собой переложение проповеди Иоанна Крестителя (Матф., III, 10—12). 8. Покрытый кожею верблюда. «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса…» (Матф., III, 4).
Крещение.Александр Андреевич Иванов. Дата написания картины неизвестна. Эскиз. Бумага, масло. 26 х 36,2.Поступила в 1926 г. из Румянцевского музея (дар С. А. Иванова в 1877 г.). Инв. № 7991. На обороте этюд «Две фигуры задрапированных натурщиков и полуфигура обнажённого натурщика».Государственная Третьяковская галереяhttp://www.tez-rus.net/ViewGood18566.html
Крещение Господне.Роман Максимович Волков. 1808 г. Холст, масло. 204 х 138.Справа внизу подпись и дата: <...> Волковъ 1808Поступила: в 1923 из Академии художеств. Инв.№ Ж-3332.За эту картину в 1808 Р. М. Волков удостоен звания академика.Работа над картиной началась в конце 1805 или начале 1806: 27 января 1806 определением Совета ИАХ* художнику отведено помещение для исполнения картины (Петров 1864**, с. 475).
* (Российская) Академия художеств, с 1917; ранее: ИАХ - Императорская (Российская) Академия художеств. Санкт-Петербург-Петроград, 1840-1893; ранее: 1757-1764 - Академия трех знатнейших художеств; 1764-1840 - Воспитательное училище при ИАХ; далее: 1893-1917 - Высшее художественное училище живописи, ваяния и архитектуры при ИАХ. Императорская Академия художеств (учреждение). Санкт-Петербург-Петроград, 1764-1917.** Сборник материалов для истории Императорской С.-Петербургской Академии Художеств за сто лет существования / Под ред. П. Н. Петрова. СПб, 1864, т. 1.http://www.tez-rus.net/ViewGood36927.html
Крещение.И. К. Айвазовский. 1890-е. Холст, масло, 44,5x60.Феодосийская картинная галерея им. И. К. Айвазовского
Раскрывая библейские сюжеты, пейзажист Айвазовский чаще всего композицию заимствовал у древних иконописцев, но несколько развивал сюжет, делая его более повествовательным. В «Крещении» кроме фигур Христа, Иоанна Крестителя, группы верующих подробно прописана река Иордан (с применением изумрудно-зеленой краски). Небо и луч света переданы в свойственной художнику манере и прежде всего привлекают внимание. И свидетельствовал Иоанн, говоря: «я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий». Крымская художественная галерея
Крещенское водосвятие. Борис Кустодиев. 1921 г.Частное собрание
Водосвятие.Фёдор Вячеславович Сычков. 1916 г.
ros-vos.net