Максимилиан Волошин. Картины волошина
Максимилиан Волошин
Творчество М. А. Волошина универсально. Он проявил себя и как самобытный художник, и как поэт, переводчик, художественный и литературный критик.
Интеллигенция России в первой трети XX в. имела в его лице уникального вестника, так сказать осмыслителя всех основных современных идей, явлений и тенденций в искусстве и литературе Европы и России. Дом Волошина, построенный им в 1903 г. в Коктебеле, на восточном берегу Крыма, был центром притяжения для русской творческой интеллигенции того времени.
Исполняет: Boris VetrovАвтор: Волошин МаксимилианМузыка: Джузеппе Верди
В собственном художественном творчестве Волошину удалось возродить традицию, уходящую корнями в японскую пейзажную гравюру, - новыми выразительными средствами воссоздать в акварели жанр пейзажа-медитации. Хотя Волошин около двух лет учился в Московском университете (1897-99), свои удивительно разносторонние знания он получил самостоятельно, в 1900-х гг. углубленно занимаясь в библиотеках Европы, слушая лекции в Сорбонне, путешествуя. В Париже он берет уроки рисования и гравюры у художницы Е.С. Кругликовой.
1.
В годы ученичества Волошин стремится максимально расширить круг знакомств, он учится у всех. Он находится в центре художественной и интеллектуальной жизни Парижа и Петербурга. Среди важных знакомств тех лет - встреча с тибетским хамбуламой А. Доржиевым, теософами А. Р. Минцловой и А. Безант, антропософом Р. Штейнером.
2.
С 1903 г. Волошин печатает свои репортажи в журнале "Весы" и газете "Русь". В дальнейшем он пишет статьи о живописи и поэзии для журналов "Золотое руно", "Аполлон", газет "Русская художественная летопись", "Утро России" и др. Общий объем его статей, которые и сейчас не утратили своей ценности, составляет не один том.
3. Испания. Пейзаж с кипарисами.Размер: 31,6х47,4 см
Период ученичества закончился в 1907 г., когда тридцатилетний Волошин, пройдя трудную школу враждовавших друг с другом столичных идей (хотя он никогда не участвовал в каких бы то ни было раздорах), принимает решение об отъезде в Коктебель.
С 1910 г. он много работает над монографическими статьями о К.Ф. Богаевском, А. С. Голубкиной, М. С. Сарьяне, защищает в прессе художественные объединения "Бубновый валет" и "Ослиный хвост".
5.
В 1912 г. в связи с нашумевшим покушением на картину И.Е.Репина "Иван Грозный и сын его Иван" Волошин выступает против натурализма в искусстве, против изображения насилия. В 1913 г. выходит его брошюра "О Репине", и редакции большинства журналов закрываются перед ним. Общественность восприняла его выступление как личный выпад против Репина - мэтра и академика, почитаемого публикой. Однако в 1914 г. выходит книга статей Волошина о культуре "Лики творчества". В 1916 г. он работает над монофафией о В. И. Сурикове - одной из лучших книг о художнике по силе проникновения в суть его творчества.
6.
С годами в жизни Волошина все большее место занимает живопись. С лета 1913 г. он осваивает технику темперы, в 1914-м пишет первые этюды акварелью: "Испания. У моря", "Париж. Площадь Согласия ночью" и др. В июле 1914 г. едет в Швейцарию - в Дорнах, под Базелем, где принимает участие в строительстве антропософского храма Гетеанума.
7.
Еще одним важным фактом смелости и честности гражданской позиции Волошина является его письмо (1914) военному министру России с отказом от военной службы и участия в кровавой бойне Первой мировой войны по причине несовместимости призвания поэта и художника с насилием над человеком. Он давно предвидел, что России суждено первой ступить на путь великого испытания, и поэтому принял Октябрьскую революцию без паники, мудро, сострадательно, с готовностью помочь каждому, кто нуждается в поддержке, - независимо от его политических убеждений. Так, не раз в Коктебеле в своем доме он укрывал от преследования и белых, и красных, не питая ненависти ни к кому.
8.
Еще в начале 1917 г. Волошин выступил с проектом создания Всероссийского союза художников в статье "Гильдия Святого Луки", в которой звал художников перед грядущим испытанием объединиться на принципах доброй воли, чтобы культура могла противостоять надвигающемуся хаосу. Дом Волошина, завещанный впоследствии Союзу советских писателей, являлся местом, куда стекалась литературная и художественная молодежь, где она получала понимание хозяина и мощный творческий импульс. Очень тонко и мягко Волошин умел найти ключик к каждому, ненавязчиво помочь ему, направить талант к светлому и доброму. Игра, театр, добрые шутки, шумные сборища и уединенные вечерние беседы с хозяином - такова неповторимая атмосфера волошинского дома. В солнечной колыбели уютной коктебельской бухты только слепой и глухой от рождения мог не взяться за кисть или перо.
9.
Каждая акварель Волошина - а он часто дарил их своим друзьям и даже не очень близким людям - несет частицу света, мудрости и любви. Создавая их на протяжении многих лет, художник размышлял о соотношении четырех стихий: Земля, Вода, Воздух и Огонь (Солнце, звезды), о глубинном смысле Космоса. Почти каждый реальный или фантастический пейзаж увиден как бы с точки зрения Творца, поэтому стихии в акварелях Волошина - море, холмы, небо, облака, - сохраняя свою плотность и "фактуру", светопроницаемы и светоносны ("Два дерева в долине. Коктебель", "Пейзаж с озером и горами", оба 1921; "Розовые сумерки", "Холмы, иссушенные зноем", оба 1925; "Лунный вихрь", "Свинцовый свет", оба 1926, и др.).
http://www.artsait.ru/art/v/voloshin/main.htm
http://www.maxvoloshin.ru/gallery/
10.
11. Радужная ночь.Год: 1928.
12.
13.
14.
15.
16.
17. Ореолы облаков.Год: 1928.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
http://www.liveinternet.ru/users/4468278/post197206358/
26.
27. Коктебель.Год: 1929.
28.
29. Библейская земля
30. Громады дымных облаков.Год: 1929.
31. Лунное безмолвие. Год: 1930.
32.
33.
34. Шторм у Топрак-Кая.Год: 1924.
35. Восход луны встречали чаек клики.Размер: 18x27 см.Год: 1926. Симферопольский художественный музей
36. С Меганома.Год: 1926.
37. Заливы гулкие земли глухой и древней.Размер: 24,5x35 см.Год: 1928. Симферопольский художественный музей
38. Лунное видение.Год: 1928.
39. Настороженная земля.Год: 1928.
40. Не в свитках бурь...Год: 1928.
41. Пейзаж.Год: 1929.
42. Ведет сквозь волны и туманымой лунный одинокий путь.Размер: 17х32 см.Год: 1929. Феодосийская картинная галереяим. И.К. Айвазовского
43. Коктебель.Год: 1929.
44. Холмы из мрамора и горы из стекла.Размер: 26,6x35,9 см.Год: 1929. Феодосийская картинная галереяим И.К. Айвазовского
45. Вид Коктебеля. Год: 1931.
46. Карадаг в облаках
47. Карадаг на рисунке М.А. Волошина
48. Крым. В окрестностях Коктебеля. 1910-е.
49.
50.
Максимиллиан Волошин
Коктебель
Как в раковине малой — Океана Великое дыхание гудит, Как плоть ее мерцает и горит Отливами и серебром тумана, А выгибы ее повторены В движении и завитке волны, — Так вся душа моя в твоих заливах, О, Киммерии темная страна, Заключена и преображена. С тех пор как отроком у молчаливых Торжественно-пустынных берегов Очнулся я — душа моя разъялась, И мысль росла, лепилась и ваялась По складкам гор, по выгибам холмов, Огнь древних недр и дождевая влага Двойным резцом ваяли облик твой, — И сих холмов однообразный строй, И напряженный пафос Карадага, Сосредоточенность и теснота Зубчатых скал, а рядом широта Степных равнин и мреющие дали Стиху — разбег, а мысли — меру дали. Моей мечтой с тех пор напоены Предгорий героические сны И Коктебеля каменная грива; Его полынь хмельна моей тоской, Мой стих поет в волнах его прилива, И на скале, замкнувшей зыбь залива, Судьбой и ветрами изваян профиль мой. 6 июня 1918 http://www.rupoem.ru/voloshin/all.aspxhttp://www.stihi-rus.ru/1/Voloshin/
http://slova.org.ru/voloshin/index/
Песня "В эту ночь я буду лампадой..." на стихи М. Волошина. Исполняет автор, Павел Можаев, на презентации сборника "Серебряные строки" в поэтическом клубе КГМУ "Вдохновение" 10.12.2009.
Русь изначальная. Поэма для хора и оркестра русских народных инструментов. Э.Виторган, чтение.
art.mirtesen.ru
Максимилиан Волошин как художник, картины и биография
Максимилиан Александрович Кириенко-Волошин (28 мая 1877, Киев — 11августа 1932, Коктебель) — русский художник и поэт-символист, литературный критик и искусствовед, мистик, философ и журналист.Особенности творчества художника Максимилиана Волошина: Волошин-художник связан с землей Крыма и Коктебеля, ее древним сложным рельефом, с мощными стихиями. Акварели с крымскими пейзажами он писал по памяти — в них нет географической точности, эта точность — геологическая, философская, пантеистическая.
Известные картины Максимилиана Волошина: «Ведет сквозь волны и туманы мой лунный одинокий путь», «Холмы из мрамора и горы из стекла», «Настороженная земля».
Максимилиан Волошин — поэт, который писал как художник, и художник, который писал как поэт. Поэт Серебряного века, который был своим среди символистов, художник начала XX века, который выступал в защиту авангардистских художественных групп, но при этом сам никогда ни к какому движению не примыкал. Художник и поэт, которому основной доход и славу приносили переводы с французского, а еще искусствоведческие и литературоведческие статьи в журналах.
Сумасбродный мистификатор и глубокий философ, он с азартом создавал легенду о феерическом поэте-призраке, в начале XX века умудрился стреляться на дуэли и играючи воплотил мечту многих поколений художников об идиллической общине людей искусства, где они смогут дни напролет ходить по горам в венках и балахонах, загорать у моря, общаться, рисовать и читать вслух стихи, питаться вдохновением напрямую от самой земли, влюбляться и паясничать. У Макса в Доме поэта в Коктебеле за одно лето могли побывать 400 гостей. Необъяснимая способность очаровывать людей и путешествовать почти без денег превратила биографию Волошина в насыщенный встречами и откровениями путь, всегда физический, интеллектуальный и духовный.
Первое рождение: Киев, Москва, Феодосия
Когда в юности Макса увлекла философия буддизма, он не только получил первый религиозный опыт, но и понял кое-что о себе самом: он на земле «в первый раз: до такой степени мне все ново и интересно». О страстном желании «все видеть, все понять, все знать, все пережить», о жажде жизни и искреннем детском восторге Макса вспоминают многие его друзья. В парижском артистическом обществе этому грузному кудрявому юноше с сияющими глазами дали прозвище «Monsieur c’est très intéressant!» («Господин это очень интересно!»).Эту способность удивляться Волошин сохранил до последних лет жизни. И до тошноты скучно ему было за все эти годы только в гимназии, причем, в любой. Сначала в частной московской, потом, когда денег у матери на «лучшее» образование перестало хватать, — в казенной столичной. Третья попытка — гимназия феодосийская. И все та же беспросветная тоска, ощущение потерянного времени и плохие отметки. Максу скучно.
Мать Волошина, Елена Оттобальдовна, будущая хозяйка его коктебельского дома, своенравная, свободолюбивая Пра (праматерь), происходила из обрусевших немцев. Она ушла от мужа с двухлетним Максом, уехала из Киева в Севастополь, работала на телеграфе и жила в постоянной нужде то у знакомых, то снимая комнаты. У Макса не было игрушек, но у его матери была библиотека. У него не было паровозов и лошадок, но была огромная фантазия: заклинания, фантастические истории и заколдованные места, которые с трепетом обходил стороной. Макс сам в 5 лет научился читать по газетным заголовкам, знал наизусть и проникновенно декламировал Лермонтова, Пушкина, Некрасова, не понимая значения половины произносимых слов. А домашним образованием маленького Волошина занимался студент Никандр Туркин, приглашенный к старшим детям в доме Вяземских, у которых его мать снимала квартиру. От Туркина семилетний Волошин узнал об Эдгаре По, Гомере, Достоевском, буддизме и Дон Жуане, а для самостоятельной работы мог получить, например, такую тему сочинения: «описать Кавказ по Пушкину в этнографическом и географическом аспектах».
На юридическом факультете Московского университета Макс тоже проучился недолго, два года, и был сослан в Феодосию за участие в студенческих беспорядках. Своим правом на восстановление через год он не воспользовался и начал всерьез мечтать о Европе — обладая завидной способностью к самоорганизации, всю жизнь он будет учиться сам, выбирая библиотеки, темы, лекции, музеи и учителей.
Художественное рождение: Париж
Макс затеял путешествие в Европу, привлек двоих друзей, уверив и будущих своих попутчиков, и мать, что «останавливаясь на постоялых дворах и в ночлежных домах и питаясь преимущественно хлебом, молоком и другой примитивной пищей», можно вполне обходиться двумя франками в день. Мюнхен, Мургау, Милан, Геную, Пизу, Рим, Неаполь, Константинополь Макс исходил ногами, описал стихами. «Земля настолько маленькая планета, что стыдно не побывать везде», — напишет он матери уже из следующего путешествия, самого главного — из города, который он вдохнул в себя полностью, во всех его эпохах и историях, во всех его красках и словах, из Парижа.Он учится взахлеб, в Луврской школе музееведения, в Сорбонне, пишет с натуры в академии Каларосси, учится рисовать в мастерской художницы Елизаветы Кругликовой, он мечтает об искусствоведении и становится корреспондентом, пишущим о художественной жизни Парижа в русских журналах.
Макс знает Париж наизусть, музеи и театры, дороги и набережные, язык и поэтов, он устраивает захватывающие прогулки по городу многочисленным друзьям и единомышленникам. Когда Волошин будет отчаянно влюблен, неуверен во взаимности, истерзан недомолвками и дружески спокойным отношением, он привезет свою любимую и будущую жену Маргариту Сабашникову сюда, в Париж. Печальная, талантливая художница, часто страдающая от необоснованных тревог и видений смерти Маргоря пугается Макса, ей странна волошинская веселость, ее раздражает его манера говорить, его чудаковатая одежда, а главное — она отталкивает любого, кто ее полюбит. Он много раз писал ей прощальные письма, не в силах больше надеяться без обещаний. И по первому зову или нарочно оброненному ласковому слову снова бросался с головой в эти мучительные отношения.
Макс и Маргарита была женаты совсем недолго, когда их увлекает Петербург. Супруги поселятся в одном доме с Вячеславом Ивановым, знаменитым поэтом-символистом. Здесь в ивановской «Башне» звучит новая поэзия, здесь богемная молодежь создает романы из собственных жизней. Маргарита уйдет от Макса очень скоро в соблазнительный и пугающий любовный треугольник Иванова и его жены.
Духовное рождение: Коктебель
Волошин построил дом в Коктебеле еще в 1903 году и долго шел к своей главной родине и главному месту на земле. Пра здесь ходит в шароварах, Макс в балахоне-рубахе, артистические дачники-«обормоты» нагоняют ужас на местных крестьян и соседей. Они купаются по ночам нагишом, разыгрывают спектакли и все время читают стихи. В этом знойном, соленом воздухе рождается главная авантюра Волошина и поэтессы Лилии Дмитриевой — загадочная Черубина де Габриак. Эта мистификация закончится печально — дуэлью Волошина и Гумилева, от которой пострадает только сама Черубина. Коктебель — это летом, а с осени Макс начинает колесить по России и Европе с лекциями о литературе и искусстве. Трудно было найти образованного человека в России, который бы хоть раз не побывал на лекции Волошина.Когда Крым станет плацдармом жестокой гражданской войны, эта известность спасет жизнь не только Максу. Став самым откровенным и беспощадным поэтическим летописцем войны, Волошин уверен, что побеждать нужно саму войну, а не противника. Он прячет на чердаке Дома поэта и в собственной постели красных — когда Крым захватывают белые, а потом белых — когда в Крыму разразится террор красных. Его узнают и уважают генералы и комиссары. Переговоры об освобождении заключенного ученого или поэта часто заканчиваются беседой и стихами. Существует легендарная история о красном комиссаре, который разрешал Волошину из расстрельных списков вычеркивать каждого десятого.
Крымские хроники начала 20-х годов начинаются с сухой фразы «в Крыму голод». Гонорары за статьи, доезжая из Москвы в Крым, обесцениваются в сотни раз. Акварели продаются хорошо, Макс, врастая корнями в крымскую землю, питается ее силой и пишет портреты этой земли. Земля принимает и слышит своего художника, благодарно открывая тайны и награждая встречами. Так появится в его жизни Мария Заболоцкая, вторая жена и хозяйка в Доме поэта: «Хронологически ей 34 года, духовно 14. Лицом похожа на деревенского мальчишку этого же возраста (но иногда и на пожилую акушерку или салопницу). Не пишет стихов и не имеет талантов. Добра и вспыльчива. Очень хорошая хозяйка, если не считать того, что может все запасы и припасы подарить первому встречному. Глубоко по-православному религиозна… Ее любовь для меня величайшее счастье и радость».
Макс Волошин умер на руках жены в Коктебеле, в полдень, в августе, в свое любимое время года и дня. Гора, на которой его похоронили, сейчас называется Волошинской.
Автор: Анна Сидельникова
artchive.ru
биография, картины, фотографии, личная жизнь художника.
Максимилиан Волошин, поэт, художник, литературный критик и искусствовед. Его отец, юрист и коллежский советник Александр Кириенко-Волошин, происходил из рода запорожских казаков, мать – Елена Глазер – из обрусевших немецких дворян.
Детство Волошина прошло в Таганроге. Отец умер, когда мальчику было четыре года, и мать с сыном перебрались в Москву.
«Конец отрочества отравлен гимназией», – писал поэт, которому учеба была не в радость. Зато он с упоением отдавался чтению. Сначала Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Гоголь и Достоевский, позднее – Байрон и Эдгар По.
В 1893 году мать Волошина приобрела небольшой участок земли в татарско-болгарской деревушке Коктебель и перевела 16-летнего сына в гимназию в Феодосии. Волошин влюбился в Крым и пронес это чувство через всю жизнь.
В 1897 году по настоянию матери Макс поступил в Московский университет на юридический факультет, но проучился недолго. Примкнув к Всероссийской студенческой забастовке, был отстранен от занятий в 1899 году за «отрицательное мировоззрение и агитационную деятельность» и выслан в Феодосию.
«Мое родовое имя Кириенко-Волошин, и идет оно из Запорожья. Я знаю из Костомарова, что в XVI веке был на Украине слепой бандурист Матвей Волошин, с которого с живого была содрана кожа поляками за политические песни, а из воспоминаний Францевой – что фамилия того молодого человека, который возил Пушкина в цыганский табор, была Кириенко-Волошин. Я бы ничего не имел против того, чтобы они были моими предками».
В последующие два года Волошин совершил несколько путешествий в Европу. Он посетил Вену, Италию, Швейцарию, Париж, Грецию и Константинополь. А заодно передумал восстанавливаться в университете и решил заняться самообразованием. Странствия и ненасытная жажда познания окружающего мира стали тем двигателем, благодаря которому и раскрылись все грани дарования Волошина.
Все видеть, все понять, все знать, все пережитьВсе формы, все цвета вобрать в себя глазами,Пройти по всей земле горящими ступнями,Все воспринять и снова воплотить.
Он изучал литературу в лучших европейских библиотеках, слушал лекции в Сорбонне, посещал уроки рисования в парижской мастерской художницы Елизаветы Кругликовой. Кстати, заняться живописью он решил, чтобы профессионально судить о чужом творчестве. В общей сложности он пробыл за границей с 1901 по 1916 год, живя попеременно то в Европе, то в Крыму.
Более всего он любил Париж, куда и наведывался часто. В этой Мекке искусства начала ХХ века Волошин общался с поэтом Гийомом Аполлинером, писателями Анатолем Франсом, Морисом Метерлинком и Роменом Ролланом, художниками Анри Матиссом, Франсуа Леже, Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Диего Риверой, скульпторами Эмилем Антуаном Бурделем и Аристидом Майолем. Интеллектуал-самоучка удивлял современников своей разносторонностью. На родине легко вошел в круг поэтов-символистов и художников-авангардистов. В 1903 году Волошин начинает отстраивать в Коктебеле дом по собственному проекту.
«…Коктебель не сразу вошел в мою душу: я постепенно осознал его как истинную родину моего духа. И мне понадобилось много лет блужданий по берегам Средиземного моря, чтобы понять его красоту и единственность…».
В 1910 году вышел первый сборник его стихов. В 1915-м – второй – об ужасах войны. Он не принял Первую мировую, как позже не принял и революцию – «космическую драму бытия». В Советской России выходят его «Иверия» (1918) и «Демоны глухонемые» (1919). В 1923 году начинается официальная травля поэта, его перестают издавать.
Серебряный век как субкультураПоэзия серебряного века. Символизм, футуризм, акмеизмЛитература 1920-х годовС 1928 по 1961 год в СССР не было издано ни одной его строчки. А ведь кроме поэтических сборников, творческий багаж Волошина-критика содержит 36 статей о русской литературе, 28 – о французской, 35 – о русском и французском театре, 49 – о событиях французской культурной жизни, 34 статьи о русском изобразительном искусстве и 37 – об искусстве Франции.
После революции Волошин постоянно живет в Крыму. В 1924 году он создал «Дом поэта», напоминающий своим обликом одновременно средневековый замок и средиземноморскую виллу. Здесь бывали сестры Цветаевы, Николай Гумилев, Сергей Соловьев, Корней Чуковский, Осип Мандельштам, Андрей Белый, Валерий Брюсов, Александр Грин, Алексей Толстой, Илья Эренбург, Владислав Ходасевич, художники Василий Поленов, Анна Остроумова-Лебедева, Кузьма Петров-Водкин, Борис Кустодиев, Петр Кончаловский, Аристарх Лентулов, Александр Бенуа...
Максимилиан Волошин. Крым. В окрестностях Коктебеля. 1910-е
В Крыму по-настоящему раскрылся и дар Волошина-художника. Живописец-самоучка оказался талантливым акварелистом. Свою Киммерию, однако, писал не с натуры, а по собственному методу законченного изображения, благодаря которому из-под его кисти выходили безукоризненные по форме и свету виды Крыма. «Пейзаж должен изображать землю, по которой можно ходить, – говорил Волошин, – и небо, по которому можно летать, то есть в пейзажах… должен ощущаться тот воздух, который хочется вдохнуть полной грудью…»
Максимилиан Волошин. Коктебель. Закат. 1928
«Почти все его акварели посвящены Крыму. Но это не тот Крым, который может снять любой фотографический аппарат, а это какой-то идеализированный, синтетический Крым, элементы которого он находил вокруг себя, сочетая их по своему произволу, подчеркивая то самое, что в окрестностях Феодосии наводит на сравнение с Элладой, с Фиваидой, с некоторыми местами в Испании и вообще со всем тем, в чем особенно обнаруживается красота каменного остова нашей планеты».
Макс Волошин был поклонником японской гравюры. По примеру японских классиков Хокусая и Утамаро свои акварели он подписывал строками своих же стихов. Каждый цвет для него имел особое символическое значение: красный – это земля, глина, плоть, кровь и страсть; синий – воздух и дух, мысль, бесконечность и неизвестность; желтый – солнце, свет, воля, самоосознанность; лиловый – цвет молитвы и тайны; зеленый – растительного царства, надежды и радости бытия.
М.А. и М.С. Волошины. Проводы гостей. Коктебель. 1920–е годы. Собрание Дома-музея М. А. Волошина.
В 1922 году Волошин познакомился с Марией Заболоцкой. В 1927 году они поженились. Эта женщина не только была рядом с художником до самой его смерти в 1932 году, но и сумела сохранить его творческое наследие и «Дом поэта», в котором сегодня находится дом-музей поэта-живописца. Волошин был, наверное, самым талантливым самоучкой своего времени.
Максимилиан Волошин. Феодосия. 1927
«Не так уж много в истории живописи, посвященной только «настоящим» художникам, найдется произведений, способных вызывать мысли и грезы, подобные тем, которые возбуждают импровизации этого «дилетанта».
www.culture.ru
Максимилиан Волошин. Русский поэт, художник-пейзажист и литературный критик
Одним из замечательных представителей Серебряного века был многогранно одаренный и весьма оригинальный (его называли самым чудаковатым русским начала XX в.) человек — Максимилиан Волошин (1877-1932). Он очень органично вписывался в тот прекрасный период русской литературы, к которому так подходят слова поэтессы А. Ахматовой: «И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл…», хотя сам М. Волошин не принадлежал ни к одному из направлений, главенствующих тогда в русском искусстве.
Талантливый человек талантлив во всем
В мае 1877 года в Киеве, в семье коллежского советника (чин VI класса, соответствующий армейскому полковнику) А. М. Кириенко-Волошина и Е. О. Глазер родился сын. Сразу после появления ребенка на свет мать, впитавшая в себя свободные нравы того времени, бросила мужа, умершего через три года, и никогда больше о нем не вспоминала. Маленького Макса она воспитывала сама сообразно своему сумасбродному нраву. И, наверное, была права, если появился в России в результате ее воспитания энциклопедист Максимилиан Волошин, квалифицированный и талантливый переводчик, замечательный, своеобразный поэт и поразительный художник. Кроме того, он был интересным литературным критиком. И, в подтверждение всему сказанному, как будто бы сама природа создала на Карадаге профиль бородатого человека, на которого со временем стал невероятно похож Максимилиан Волошин.
Необычная судьба
И судьба его была удачлива. Этот веселый человек, дурашливый мистификатор, в принципе, до конца своих дней жил, как и где хотел, писал, что хотел, правда, не публиковался. А позднее только за хранение его стихов люди могли бесследно исчезнуть. У него даже имение, состоявшее из двух 2-этажных особняков и просторного флигеля, большевики не отобрали. А в Коктебель, вплоть до самой кончины этого «лохматого Зевса», в летние периоды наезжали сотни друзей и друзья его друзей. Имение Волошина было чем-то вроде бесплатного санатория, дома творчества для поэтов, писателей и художников.
Переломный год
Максимилиан Волошин учился в гимназиях – феодосийской и двух московских, в Московском университете (на юридическом отделении), и везде постигал науки неважно. А потом, спустя годы, говорил, что десять лет, проведенных в учебных заведениях, не обогатили его ни одной мыслью, и что годы это выброшенные. Однако он посещал интересующие его курсы лекций в Сорбонне и проходил обучение в мастерских художников Парижа.
В 1900 году, который м. Волошин считает годом своего становления, он был выслан из Москвы в Среднюю Азию за участие в студенческих волнениях. Именно здесь он принимает решение посвятить себя искусству и литературе, для чего, по его мнению, ему было необходимо «уйти на Запад».
Из недоучек – в энциклопедисты
Максимилиан Волошин, биография которого вплоть до 1912 года будет тесно связана с Парижем, изъездил всю Европу и побывал в Египте. За эти годы недоучившийся студент превратился в эрудита – он странствовал по городам, проводя много времени в библиотеках, впитывая в себя, как губка, культуру древних и средневековых цивилизаций. Он активно занимался переводами, открывая французам русских поэтов, а соотечественникам – французских. Его критические статьи интенсивно публиковались в популярных российских изданиях, и к моменту возвращения в Коктебель у него уже было литературное имя.
Талантливый мистификатор
Но в 1913 году этот абсолютно свободный человек, взгляды которого всегда отличались от взглядов окружающих (да и кредо матери был девиз: расти кем угодно, только не похожим на остальных) совершил два поступка, результатом которых стал объявленный ему бойкот. Первой историей была талантливая мистификация с поэтессой Елизаветой Дмитриевой. Они издали цикл стихотворений под псевдонимом Черубина де Габриак. Стихи пользовались бешеной популярностью. Но и разоблачение было тяжелым, в результате, отстаивая честь женщины, М. Волошин стрелялся на дуэли с Н. Гумилевым. Секундантом у Максимилиана Александровича был граф А. Толстой.
Вразрез с общественным мнением
Вторая история рассорила Волошина со многими литературными приятелями. Он в феврале-месяце прочитал лекцию в Политехническом музее, в которой осмелился высказать свое, отличное ото всех мнение по поводу причины нападения маньяка на картину И. Репина «Иван Грозный убивает своего сына». В 1914 году выходит книга его очерков «Лики творчества», ставшая очень популярной. А в 1910 году увидел свет первый сборник его стихов, до этого его поэзию не публиковал ни М. Горький, ни В. Иванов.
Участок в Крыму
Некоторые исследователи считают, что и в наши дни совершенно не оценен ни масштаб личности, ни творческое наследие художника, поэта и литературного критика по имени Волошин Максимилиан. Коктебель неразрывно связан с его именем. Идея поселиться там принадлежала его матери. Еще в в1893 году (Максу тогда было 16 лет) она одной из первых купила здесь участок земли у моря, считая, что только воздух, природа и многовековая история Крыма, в которой оставили свой след столько разных культур, подходит ее бесценному Максимилиану, в котором смешано столько разных кровей.
Легендарный дом
С момента возвращения из-за границы поэт и художник почти все время живет в своем имении, которое постепенно становится своеобразным центром культурной мысли России. Хотя, по слухам, здесь не только мыслили. В тяжелейшие годы Гражданской войны дом Максимилиана Волошина был приютом для всех его друзей, невзирая на их «окраску» – красных он спасал от белых, а белых от красных. Он не уехал в эмиграцию, хотя его друг А. К. Толстой в 1918 году (в1923 году вернувшийся в советскую Россию) умолял его бежать за границу. Волошин не бросил Родину.
Певец Киммерии
Находясь в Коктебеле, М. Волошин много рисовал — по свидетельству современников, две акварели в день. Многие из его работ сопровождаются прекрасными стихами. Он был влюблен в свою Киммерию (у древних греков – «Северные страны»), писал о ней и рисовал ее. Максимилиан Волошин картины свои писал циклами. Некоторые из них принимали участие в выставках художников «Мира искусства». Но они долгое время не были знакомы широкому зрителю, хотя сейчас прекрасные подборки, сопровождаемые стихами, можно найти в широком доступе. Хранятся многие произведения мастера в музее его имени и в Феодосии, в музее Айвазовского.
Хранительница наследия
Музей Максимилиана Волошина в его доме в Коктебеле открылся в 1984 году. Своему существованию он обязан вдове Максимилиана Александровича М. С. Волошиной (в девичестве Заболоцкой), которая вплоть до 1976 года не просто проживала в бывшем поместье, а бережно хранила и собирала все, что было связано с ее горячо любимым мужем. Она знала, что когда-нибудь жители России оценят наследие великого художника и поэта по достоинству.
В музее происходит вручение ежегодной Международной премии Максимилиана Волошина за лучшую поэтическую книгу, дни ее вручения названы Волошинским сентябрем. Похоронен поэт и художник рядом — на горе Кучук-Янышар. Под одной плитой покоится с ним рядом и его жена.
fb.ru
Максимилиан Волошин – биография, фото, личная жизнь, стихи
Максимилиан Волошин: биография
Отчисленный из университета поэт и художник Максимилиан Волошин удивлял современников разносторонностью своих интересов. Творец, который умел заключать страсти, бушующие внутри, в рамки стихотворного жанра, помимо живописи и поэзии, писал критические статьи, занимался переводами, а также увлекался астрономическими и метеорологическими наблюдениями.
Портрет Максимилиана ВолошинаЕго яркая, полная бурных событий и разнообразных встреч жизнь с начала 1917 года сосредоточилась в России. На литературных вечерах, проводимых писателем в построенном им лично доме в Коктебеле, неоднократно присутствовали и сын Корнея Чуковского – Николай, и Осип Мандельштам, и Михаил Булгаков, и даже Марина Цветаева.
Детство и юность
Максимилиан Александрович Волошин родился 16 мая 1877 года в Киеве. Мать поэта Елена Оттобальдовна была женщиной волевой и самобытной. Вскоре после рождения сына она разошлась с мужем. В Максе женщина хотела воспитать бойцовский характер, а мальчик рос, как впоследствии сказала о нем Марина Цветаева, «без когтей», был ко всем миролюбив и дружелюбен.
Максимилиан Волошин в детстве с мамойИзвестно, что в Коктебеле, куда Волошин переехал с матерью в 16 лет, Елена даже нанимала окрестных мальчишек, чтобы они вызывали Максимилиана на драку. Мать приветствовала интерес сына к оккультизму и нисколько не огорчалась, что в гимназии тот вечно оставался на второй год. Один из учителей Макса однажды сказал, что научить чему-либо идиота невозможно. Не прошло и полугода, как на похоронах того самого преподавателя Волошин декламировал свои чудесные стихи.
Максимилиан Волошин в молодостиХотя писатель с 1897 по 1899 год был студентом юридического факультета Московского университета и исправно посещал лекции, свои удивительно разносторонние знания он уже тогда получал самостоятельно. Из биографии публициста известно, что получить диплом Максимилиан так и не сумел. Отчисленный за участие в беспорядках, парень решил не продолжать обучение и заняться самообразованием.
Литература
Первая книга Волошина – «Стихотворения» – вышла в 1910 году. В работах, вошедших в сборник, четко прослеживалось стремление автора познать судьбы мира и историю человечества в целом. В 1916-ом писатель выпускает в свет сборник антивоенных стихов «Anno mundi ardentis» («В год пылающего мира»). В этом же году прочно обосновывается в любимом Коктебеле, которому он позже посвятил пару сонетов.
Книги Максимилиана ВолошинаВ 1918 и 1919 годы выходят две его новые книги стихов - «Иверни» и «Демоны глухонемые». В каждой строке неизменно чувствуется рука литератора. Особенно красочны стихотворения Волошина, посвященные природе Восточного Крыма.
Статуя Максимилиана ВолошинаС 1903 года Волошин печатает свои репортажи в журнале «Весы» и газете «Русь». В дальнейшем он пишет статьи о живописи и поэзии для журналов «Золотое руно», «Аполлон», газет «Русская художественная летопись» и «Утро России». Общий объем работ, которые по сей день не утратили своей ценности, составляет не один том.
Максимилиан Волошин в КоктебелеВ 1913-ом, в связи с нашумевшим покушением на картину Ильи Ефимовича Репина «Иван Грозный и сын его Иван», Волошин выступил против натурализма в искусстве, опубликовав брошюру «О Репине». И хотя после этого редакции большинства журналов закрыли перед ним свои двери, посчитав работу выпадом против почитаемого публикой художника, в 1914 году вышла книга статей Максимилиана «Лики творчества».
Живопись
Живописью Волошин занялся, чтобы профессионально судить об изобразительном искусстве. Летом 1913 года он освоил технику темперы, а уже в следующем году написал свои первые этюды акварелью («Испания. У моря», «Париж. Площадь Согласия ночью»). Плохого качества акварельная бумага приучила Волошина работать сразу нужным тоном, без исправлений и помарок.
Картина Максимилиана Волошина "Библейская земля"Каждое новое произведение Максимилиана несло в себе частицу мудрости и любви. Создавая картины, художник размышлял о соотношении четырех стихий (земли, воды, воздуха и огня) и о глубинном смысле космоса. Каждый нарисованный Максимилианом пейзаж сохранял свою плотность и фактуру и оставался светопроницаемым даже на холсте («Пейзаж с озером и горами», «Розовые сумерки», «Холмы, иссушенные зноем», «Лунный вихрь», «Свинцовый свет»).
Картина Максимилиана Волошина "Кара-Даг в облаках"Максимилиана вдохновляли классические произведения японских живописцев, а также картины его друга – феодосийского художника Константина Богаевского, чьи иллюстрации украсили первый волошинский сборник стихов 1910 года. Наряду с Иваном Айвазовским, Эммануилом Магдесяном и Львом Лагорио, Волошина сегодня причисляют к представителям Киммерийской школы живописи.
Личная жизнь
Полнота в совокупности с маленьким ростом и непокорной гривой волос на голове создавала у противоположного пола обманчивое впечатление о мужской несостоятельности Волошина. Женщины рядом с чудаковатым писателем чувствовали себя в безопасности и считали, что мало похожего на настоящего мужчину литератора не зазорно позвать с собой в баню потереть спинку.
Максимилиан Волошин и дети с соседних дворовНа протяжении всей жизни Волошин пользовался этим заблуждением, пополняя свою амурную копилку новыми именами. Первой женой критика была художница Маргарита Сабашникова. Их роман начался в Париже. Молодые люди посещали лекции в Сорбонне, на одной из которых писатель и приметил девушку, как две капли воды похожую на царицу Таиах.
В день знакомства литератор отвел избранницу в музей и показал ей изваяние правительницы Египта. В письмах друзьям Максимилиан признавался, что никак не может поверить в то, что Маргарита – настоящий человек из плоти и крови. Приятели в ответных посланиях шутливо просили влюбчивого поэта не брать в жены барышню из алебастра.
Максимилиан Волошин и Маргарита СабашниковаПосле свадьбы, состоявшейся в 1906 году, влюбленные переехали в Петербург. Их соседом был популярный поэт Вячеслав Иванов. В квартире писателя каждую неделю собирались символисты. Частым гостем был и Волошин с супругой. Пока Максимилиан увлеченно декламировал, спорил и цитировал, его благоверная вела тихие разговоры с Ивановым. В беседах Маргарита неоднократно заявляла, что в ее представлении жизнь настоящей художницы должна быть пронизана драматизмом и что дружные супружеские пары нынче не в моде.
В период, когда у Вячеслава и Маргариты только зарождались романтические чувства, Волошин воспылал любовью к драматургу Елизавете Дмитриевой, с которой он в 1909 году сочинил весьма успешную литературную мистификацию – таинственную красавицу-католичку Черубину де Габриак, чьи произведения публиковались в журнале «Аполлон».
Максимилиан Волошин и Елизавета Дмитриева (Черубина де Габриак)Мистификация продлилась всего 3 месяца, затем Черубину разоблачили. В ноябре этого же года Николай Гумилев, который в свое время познакомил Дмитриеву с Волошиным, при Максимилиане нелицеприятно высказался сторону поэтессы, за что незамедлительно получил от автора стихотворения «Венеция» пощечину.
В итоге некрасивая хромоногая девушка стала причиной, по которой Волошин и Гумилев устроили дуэль на Черной реке. После скандального поединка, в ходе которого чудом никто не пострадал, жена Максимилиана сообщила погруженному в омут амурных страстей мужу о намерении развестись. Как выяснилось позже, супруга Иванова предложила Маргарите жить втроем, и та согласилась.
Максимилиан Волошин и его жена Мария ЗаболоцкаяВ 1922 году в Крыму начался голод. Мать публициста, Елена Оттобальдовна, стала заметно сдавать. Макс переманил для горячо любимой родительницы из соседнего селения фельдшерицу Марию Заболоцкую. Именно на этой доброй и отзывчивой женщине, стоявшей подле него во время похорон матери, он женился в марте 1927 года.
И хотя у супругов так и не получилось обзавестись детьми, Мария Степановна была рядом с писателем и в радости, и в печали вплоть до его смерти. Овдовев, она не изменила коктебельских порядков и также продолжала принимать в доме Волошина странствующих поэтов и художников.
Смерть
Последние годы жизни поэта были насыщены работой – Максимилиан много писал и рисовал акварелью. В июле 1932-го давно беспокоившая публициста астма осложнилась гриппом и воспалением легких. Волошин скончался после инсульта 11 августа 1932 года. Его могила находится на расположенной в паре километров от Коктебеля горе Кучук-Янышар.
Могила Максимилиана ВолошинаПосле смерти именитого литератора скульптор Сергей Меркуров, создавший посмертные маски Льва Толстого, Владимира Маяковского, Михаила Булгакова и Владимира Ильича Ленина, снял слепок и с лица почившего Волошина. Жене писателя, Марии Заболоцкой, удалось сохранить творческое наследие горячо любимого мужа. Благодаря ее стараниям в августе 1984 года расположенный в Крыму дом Максимилиана получил статус музея.
Библиография
- 1899 – «Венеция»
- 1900 – «Акрополь»
- 1904 – «Я шел сквозь ночь. И бледной смерти пламя...»
- 1905 – «Таиах»
- 1906 – «Ангел мщенья»
- 1911 – «Эдварду Виттигу»
- 1915 – «Парижу»
- 1915 – «Весна»
- 1917 – «Взятие Тюильри»
- 1917 – «Святая Русь»
- 1919 – «Написание о царях московских»
- 1919 – «Китеж»
- 1922 – «Меч»
- 1922 – «Пар»
- 1924 – «Анчутке»
Фото
24smi.org
Живопись М.А. Волошина. Акварели
Национальный Культурно-Исторический Центримени Максимилиана Волошина
Акварели
М. Волошин «Холмы из мрамора и горы из стекла»
Техника: бумага, акварель.
Размер: 26,6x35,9 см.
Год: 1929.
Местонахождение: Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского
М. Волошин «Настороженная земля»
Техника: бумага, акварель.
Год: 1928.
М.Волошин «Вид Коктебеля»
Техника: бумага, акварель.
Год: 1931.
М. Волошин «Восход луны встречали чаек клики»
Техника: бумага, акварель.
Размер: 18x27 см.
Год: 1926.
Местонахождение: Симферопольский художественный музей.
М. Волошин «Заливы гулкие земли глухой и древней»
Техника: бумага, акварель.
Размер: 24,5x35 см.
Год: 1928.
Местонахождение: Симферопольский художественный музей.
М. Волошин «Ведет сквозь волны и туманы мой лунный одинокий путь»
Техника: бумага, акварель.
Размер: 17х32 см.
Год: 1929.
Местонахождение: Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского.
М. Волошин «Крымский пейзаж»
Техника: картон, акварель.
Размер: 25x35,4 см.
Год: 1929.
Местонахождение: Омский областной музей изобразительных искусств им. М.А.Врубеля.
М. Волошин «Коктебель»
Техника: бумага, акварель.
Год: 1932.
Местонахождение: Челябинская областная картинная галерея.
М. Волошин «Заливы гулкие земли глухой и древней»
Техника: бумага, акварель.
Размер: 11х16 см.
Год: н.д.
М. Волошин «Красные холмы»
Техника: бумага, акварель.
Размер: 23х32,8 см.
Год: 1925.
Местоположение: Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского.
М. Волошин «Ведет сквозь волны и туманы мой лунный одинокий путь»
Техника: бумага, акварель.
Размер: 17х31,7 см.
Год: 1929.
Местоположение: Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского.
М. Волошин «Медный бубен ночи»
Техника: бумага, акварель.
Размер: 25х33,8 см.
Год: 1925.
Местоположение: Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского.
М. Волошин «Крыло полуденной химеры»
Техника: бумага, акварель.
Размер: 25,8х33,8 см.
Год: 1927.
Местоположение: Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского.
М. Волошин «Звучанье солнц из глубины веков»
Техника: бумага, акварель.
Размер: 24,5х35,8 см.
Год: 1929.
Местоположение: Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского.
М. Волошин «Беспокойные воды залива»
Техника: бумага, акварель.
Размер: 26,5х35,5 см.
Год: 1925.
Местоположение: Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского.
М. Волошин «Бархат и парча»
Техника: бумага, акварель.
Размер: 25,2х35 см.
Год: 1928.
Местоположение: Феодосийская картинная галерея им. И.К. Айвазовского.
АНО "Национальный Культурно-Исторический Центр имени Максимилиана Волошина"© 2012-2014Наши контакты: 180021, Псков, Красногорская набережная, д.26 Тел.: +7 8112 [email protected]
centr-voloshina.com
Живопись. Поэзия. Коктебель. Максимилиан Волошин. Акварель.
"Поэты не рисуют. Они как бы развязывают вязь своего почерка и вновь завязывают его другим способом".Пикассо в посвящении к альбому рисунков Кокто.Б. М. Кустодиев. Портрет Волошина. 1924
Максимилиан Александрович Волошин (Кириенко-Волошин, 16 (28) мая 1877, Киев — 11 августа 1932, Коктебель) — поэт, переводчик, художник-пейзажист, художественный и литературный критик, общественный деятель.В юности, увидев на выставке одновременно десятки-сотни акварелей Волошина (каждый его день начинался с двух акварелей), был поражен этим необычным (или наоборот, обычным для Человека Творящего) методом настройки резонанса Души с окружающим миром. Назвал его для себя "методом Волошина" и в каком то осовремененном виде использовал в организации своей повседневности.
Смотрим и читаем.
Над зыбкой рябью вод встает из глубиныПустынный кряж земли: хребты скалистых гребней,Обрывы черные, потоки красных щебней —Пределы скорбные незнаемой страны.Я вижу грустные, торжественные сны —Заливы гулкие земли глухой и древней,Где в поздних сумерках грустнее и напевнейЗвучат пустынные гекзаметры волны.* И парус в темноте, скользя по бездорожью,Трепещет древнею, таинственною дрожьюВетров тоскующих и дышащих зыбей.Путем назначенным дерзанья и возмездьяСтремит мою ладью глухая дрожь морей,И в небе теплятся лампады Семизвездья.1907ПОЛЫНЬКостер мой догорал на берегу пустыни.Шуршали шелесты струистого стекла.И горькая душа тоскующей полыниВ истомной мгле качалась и текла.* В гранитах скал — надломленные крылья.Под бременем холмов — изогнутый хребет.Земли отверженной — застывшие усилья.Уста Праматери, которым слова нет!Дитя ночей призывных и пытливых,Я сам — твои глаза, раскрытые в ночиК сиянью древних звезд, таких же сиротливых,Простерших в темноту зовущие лучи.Я сам — уста твои, безгласные как камень!Я тоже изнемог в оковах немоты.Я свет потухших солнц, я слов застывший пламень,Незрячий и немой, бескрылый, как и ты.О, мать-невольница! На грудь твоей пустыниСклоняюсь я в полночной тишине...И горький дым костра, и горький дух полыни,И горечь волн — останутся во мне.
Я поклоняюсь вам, кристаллы,Морские звезды и цветы,Растенья, раковины, скалы(Окаменелые мечтыБезмолвно грезящей природы),Стихии мира: Воздух, Воды,И Мать-Земля и Царь-Огонь!* Я духом Бог, я телом конь.Я чую дрожь предчувствий вещих,Я слышу гул идущих дней,Я полон ужаса вещейВраждебных, мертвых и зловещих,И вызывают мой испугСкелет, машина и паук.
Размытых осыпей, как прежде, звонки щебни,И море древнее, вздымая тяжко гребни,Кипит по отмелям гудящих берегов.
Край одиночества,Земля молчания...Сбылись пророчества,Свершились чаянья.
Все так же пуст Эвксинский понтИ так же рдян закат суровый,И виден тот же горизонт,Текучий, гулкий и лиловый.
Я иду дорогой скорбной в мой безрадостный Коктебель...По нагорьям терн узорный и кустарники в серебре.По долинам тонким дымом розовеет внизу миндаль,И лежит земля страстная в черных ризах и орарях.Припаду я к острым щебням, к серым срывам размытых гор,Причащусь я горькой соли задыхающейся волны,Обовью я чобром, мятой и полынью седой чело.Здравствуй, ты, в весне распятый, мой торжественный Коктебель!
Дрожало море вечной дрожью Из тьмы пришедший синий вал Победной пеной потрясал, Ложась к гранитному подножью,
И ночи звездные в слезах проходят мимо,И лики темные отвергнутых боговГлядят и требуют, зовут... неотвратимо.
И мой суровый КоктебельСозвучен с вашею улыбкой,Как свод руин с лозою гибкой,Как с пламенем зари - свирель.
Священных странВечерние экстазы.Сверканье латПоверженного Дня!
Щедро лентами одетыС этой южной пестротой:В них живет испанский зной,В них сокрыт кусочек света.
Равнина вод колышется широко,Обведена серебряной каймой.Мутится мысль, зубчатою стенойСтупив на зыбь расплавленного тока.
Моя земля хранит покойКак лик иконы изможденный.Здесь каждый след сожжен тоской,Здесь каждый холм — порыв стесненный.
Здесь душно в тесноте... А там — простор, свобода,Там дышит тяжело усталый ОкеанИ веет запахом гниющих трав и йода.
И стали видимы средь сумрачной синиВсе знаки скрытые, лежащие окрест:И письмена дорог, начертанных в пустыне,И в небе числа звезд.
На грани диких гор ты пролил пурпур гневный,И ветры - сторожа покинутой земли -Кричат в смятении, и моря вопль напевныйТеперь растет вдали.
Влачился день по выжженным лугам.Струился зной. Хребтов синели стены.Шли облака, взметая клочья пеныНа горный кряж. (Доступный чьим ногам?)Чей голос с гор звенел сквозь знойный гамЦикад и ос? Кто мыслил перемены?
К этим гулким морским берегам,Осиянным холодною синью,Я пришла по сожженным лугам,И ступни мои пахнут полынью.
На бурый стелется коверПолдневный пламень, сух и ясен,Хрусталь предгорий так прекрасен,Так бледны дали серых гор!
И пусть кругом грохочут глухо громы,Пусть веет вихрь сомнений и обид, —Явь наших снов земля не истребит!
Вот холм сомнительный, подобный вздутым ребрам.Чей согнутый хребет порос, как шерстью, чебром?Кто этих мест жилец: чудовище? титан?
stevekyiv.livejournal.com