Третьяковская галерея: Долгожданная встреча со знаменитыми шедеврами. Картины третьяковки


14 картин - тур по главным работам Третьяковской галереи на Крымском валу

Пётр Ширковский

Искусствовед, художник, коллекционер произведений современного искусства, режиссер документальных фильмов, краевед юго-запада Москвы

Второе здание Третьяковской галереи находится на Крымском Валу, в парке искусств «Музеон», и целиком посвящено русскому искусству XX века. Выставочная площадь составляет порядка двенадцати тысяч квадратных метров. Не запутаться в абстракционизме, кубизме, супрематизме, сюрреализме и концептуализме и прочих «-измах» как всегда поможет Localway.

Основная часть постоянной экспозиции находится на четвертом этаже, с него и стоит начинать осмотр.

«Звон», Аристарх Лентулов

«Звон», Аристарх Лентулов

Картина «Звон», расположенная в пятом зале галереи – одна из лучших работ Аристарха Лентулова. На полотне, выполненном в направлении «кубизм», изображена колокольня Ивана Великого на Соборной площади московского Кремля. Стиль предполагает дробление объекта на элементарные геометрические фигуры. Выделяя их различными яркими цветами, художник пытался передать тот звон и гул, который создает колокол.

Читать полностью Свернуть

«Композиция VII», Василий Кандинский

«Композиция VII», Василий Кандинский

Одна из самых известных работ Василия Кандинского – «Композиция VII» – находится в девятом зале. Художник, до тридцати лет являвшийся доцентом юридического факультета Московского Университета, с профессиональной дотошностью подошел к изучению живописи и стал одним из основоположников абстракционизма. Кандинский вывел понятие «контрапунктов» ‒ противопоставлений цветов и форм, которые отражают чувства и переживания. Так, например, на полотне «Композиция VII» белый цвет символизирует вечность и бытие, красный – силу, синий ‒ покой. Развитие контрапунктов происходит по диагонали ‒ от нижнего левого угла к верхнему правому.

Читать полностью Свернуть

«Над городом», Марк Шагал

«Над городом», Марк Шагал

Пожалуй, самая известная картина Марка Шагала – «Над городом». Она тоже располагается в девятом зале галереи. Художник изобразил себя и свою жену Беллу Розенфельд летящими над Витебском. Шагал мастерски сочетает на полотне высокое с приземленным: хотя центром картины является парящая влюбленная пара, живописец не забыл и о деталях ‒ обыденных реалиях жизни.

Читать полностью Свернуть

«Черный супрематический квадрат», Казимир Малевич

«Черный супрематический квадрат», Казимир Малевич

Одна из самых популярных и обсуждаемых картин современности – «Черный супрематический квадрат» Казимира Малевича – находится в шестом зале. Всего существует пять «черных квадратов», в галерее выставлен первый из них, созданный в 1915 году. Согласно идее Малевича, супрематизм (от латинского supremus – высший) должен завершить прежнюю историю изобразительного искусства и открыть новую, в которой живопись наконец освободится от функций и задач, навязанных религией, культурой и обществом. По мнению художника, на первый план вместо эстетики должна выйти идея, ее новизна и ценность.

На выставке «Суперматизм живописи» была представлена серия из 39 картин нового направления. «Черный квадрат» висел в углу под потолком, что вызывало ассоциации с иконой в красном углу русского дома.

Читать полностью Свернуть

«Пробегающий пейзаж», Иван Клюн

«Пробегающий пейзаж», Иван Клюн

«Пробегающий пейзаж» Ивана Клюна также расположен в шестом зале. Художник попытался воспроизвести ту картину, которую видит из окна пассажир быстро движущегося поезда. Последователь Малевича создал полотно в стиле кубофутуризма, однако пошел немного дальше. Помимо нарисованных элементов, на картине присутствуют детали, выполненные из дерева, металла и проволоки. Сам художник назвал это направление «кинетическим кубизмом».

Читать полностью Свернуть

«Купание красного коня», Кузьма Петров-Водкин

«Купание красного коня», Кузьма Петров-Водкин

Принесшая всемирную славу Кузьме Сергеевичу Петрову-Водкину картина «Купание красного коня» находится в тринадцатом зале галереи. Художник начинал свой путь в живописи с написания икон, что не могло не сказаться на его последующих работах. Так, своим цветом конь обязан именно иконописи.

Специалисты говорят о том, что картина имеет социальный характер – красный конь символизирует Россию.

Судьба полотна складывалась непросто. В 1914 году картина была представлена на «Балтийской выставке» в Швеции и, в связи с разразившейся Первой мировой, вынужденно осталась там на долгие годы. Лишь в 1950 году родственники художника смогли вернуть «Купание красного коня» на родину.

Читать полностью Свернуть

«Восстание», Климент Редько

«Восстание», Климент Редько

Полотно Климента Редько «Восстание», расположенное в пятнадцатом зале, ‒ один из первых опытов исторической картины на тему российской революции.

Композиция чрезвычайно напоминает православную иконографию: Ленин, как творец мировой революции в центре, будто светящийся, в красном ромбе, окружен младшими членами советского правительства.

Читать полностью Свернуть

«Будущие летчики», Александр Дейнека

«Будущие летчики», Александр Дейнека

Одно из известнейших произведений социалистического реализма – картина Александра Дейнеки «Будущие летчики» ‒ расположена в шестнадцатом зале галереи.

На полотне изображены подростки, увлеченно обсуждающие маневры пролетающего мимо самолета. Картина не только демонстрирует трогательную жанровую сцену, но и несет оптимистичную метафору. Лиц ребят не видно – образы обобщены и символизируют счастливое будущее, ожидающее всех советских людей.

Читать полностью Свернуть

«Феномен», Павел Челищев

«Феномен», Павел Челищев

Павел Челищев – малоизвестный в России, но признанный в Америке и Европе художник.

Интересно, что мастер стал прародителем мистического сюрреализма, продолжателем которого спустя десятилетие оказался Сальвадор Дали.

Полотно «Феномен» находится в двадцатом зале. Многофигурная композиция, являющаяся частью триптиха «Ад-Чистилище-Рай», складывается из отдельных сцен и напоминает работы Иеронима Босха, переложенные на современный лад. Пирамида увенчана небоскребами Нью-Йорка, отвесные скалы переходят в пустыню. Монстр в окружении голов и золотых слитков символизирует власть денег. Стихийные бедствия, экологические катастрофы, мутации, горящие груды отходов ‒ картина ада современной цивилизации.

В левом нижнем углу художник изобразил себя.

Читать полностью Свернуть

«В.И. Ленин в Смольном», Исаак Бродский

«В.И. Ленин в Смольном», Исаак Бродский

Одна из самых тиражируемых картин «ленинианы» – «В.И. Ленин в Смольном» Исаака Бродского ‒ находится в двадцать пятом зале галереи.

Сюжет относится к первым месяцам советской власти, когда кабинет Ленина располагался в Смольном институте Петрограда. Художнику принципиально важно было передать рабочую атмосферу, царящую в комнате. Бродский детально вырисовывает элементы интерьера: овальный столик, массивную зачехленную мягкую мебель, стул и даже розетку на стене. Достоверности добавляет и то, что Ленин на полотне изображен практически в полный рост.

Читать полностью Свернуть

«И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле», Александр Герасимов

«И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле», Александр Герасимов

Картина Александра Герасимова «И.В. Сталин и К.Е. Ворошилов в Кремле», в шутку прозванная в народе «Два вождя после дождя», расположена в двадцать шестом зале. Изначально полотно носило пафосное название «На страже мира». За работу художник был удостоен Сталинской премии первой степени.

Стоит отметить, что множество картин Герасимовым были созданы в угоду времени и славы ради. При этом художник был личностью довольно оригинальной: чего стоит одна только серия картин о бане. Баню, кстати, Герасимов позднее переделал под жилое помещение и сдавал желающим, но непременно вместе с предбанником, в котором находился насест со старой, облезлой курицей, за которой постояльцам полагалось чутко следить.

Читать полностью Свернуть

«Коммунальная кухня», Михаил Рогинский

«Коммунальная кухня», Михаил Рогинский

«Коммунальная кухня» Михаила Рогинского, расположенная в тридцатом зале, принадлежит к так называемому «Московскому циклу», написанному в Париже. В 60-х годах художник создал целую серию картин с изображением привычных предметов коммунального быта: чайников, примусов, кастрюль, спичечных коробков, газовых плит.

Читать полностью Свернуть

«Тучи растут», Эрик Булатов

«Тучи растут», Эрик Булатов

Эрик Булатов стал одним из основоположников соц-арта. В его картине «Тучи растут», расположенной в тридцать пятом зале, стираются границы между вербальным и визуальным восприятием. Острым треугольником слово вторгается в небо и создает напряжение, которое может считываться, как предгрозовое состояние природы. Художнику удается найти равновесие между резким текстовым сообщением и фотографической резкостью пейзажа.

Читать полностью Свернуть

«У моря. Семья», Дмитрий Жилинский

«У моря. Семья», Дмитрий Жилинский

Картина Дмитрия Жилинского «У моря. Семья» находится в тридцать шестом зале. Автор обращается к наследию древнерусской иконописи и раннему Возрождению.

На полотне изображена семья художника: на первом плане его жена Нина с детьми, на втором – сам Жилинский, обращенный лицом к зрителю.

Картина выделилась на фоне главенствующего в 50-60-е годы «сурового стиля» своей лиричностью и оптимизмом.

Читать полностью Свернуть Посмотреть все объекты на карте

localway.ru

Долгожданная встреча со знаменитыми шедеврами

Я большой поклонник живописи и вообще все, что связано с творчеством. Уже очень давно мне хотелось посетить Третьяковскую галерею, которая находится в Москве. Этой зимой, в Рождество я поехала в гости к сестре и мы с ней решили осуществить давнюю мечту. Восторгу нашему не было предела.

Здание Третьяковской галереи

Здание Третьяковской галереи

История Третьяковской галереи

Основал галерею русский меценат Павел Михайлович Третьяков. Он был, своего рода, талисманом для художников-передвижников, так как покупал у малоизвестных мастеров будущие шедевры русского искусства. Идея Третьякова была в том, чтобы сделать национальное собрание, состоящие исключительно из работ отечественных живописцев и тех мастеров, которые внесли весомый вклад в развитие русского искусства. Датой основания галереи считается 1856 год. Для посещения она была открыта в 1881 году. В 1892 году, после кончины брата Павла – Сергея, Третьяков передал Москве свою коллекцию, на тот момент она состояла из 2 тыс. экспонатов и коллекции икон.

Охотники на привале

«Охотники на привале» В.Г. Перов

Сегодня коллекция Третьяковской галереи насчитывает свыше 100 тысяч экспонатов. Разумеется, такое огромное количество работ невозможно разместить в бывшем доме русского купца, поэтому он все время обрастал пристройками, в конечном счете, расширяющуюся коллекцию XX века перенесли в здание на Крымском валу, а в историческом здании остались работы до начала 1910-х гг.

Тройка

«Тройка» В.Г. Перов

Горе крестьянина

Скульптура «Горе крестьянина» М.А. Чижов

Третьяковская галерея сегодня

Найти знаменитую галерею довольно просто. Уже сам вид здания просто захватывает дух, рядом расположен уютный ресторанчик. Несмотря на праздники, посетителей было не так много, во всяком случае, рано утром. Мы без проблем приобрели билеты и спустились в гардеробную. Там же есть киоски и магазинчики с сувенирной продукцией и различными книгами по живописи и о конкретных художниках. Цены не сказать что заоблачные, но немного кусаются.

Картины Третьяковской галереи

Картины Третьяковской галереи

Амур, спящий в раковине

Амур, спящий в раковине

Все в прошлом

«Все в прошлом» В.М. Максимов

Разобравшись с верхней одеждой, мы пошли осматривать экспонаты Третьяковской галереи. Восторг пришел с первых минут. Все те картины, которые часто видим в книгах, брошурах, репродукции, вживую просто поражают своим великолепием. Многие работы настолько детально прописаны, каждая складочка, каждое кружево на платьях кажутся реальными.

Портрет императрицы Елизаветы Петровны

Портрет императрицы Елизаветы Петровны

Кружевница

«Кружевница» В.А. Тропинин

Мне невероятно впечатлила картина И. Репина «Иван Грозный убивает своего сына». Сцена настолько кажется реальной, художник смог передать всю трагедию момента, безумный взгляд царя, который осознал что натворил.

Иван Грозный убивает сына

«Иван Грозный убивает сына» И. Репин

Интересный факт о картине. В 1913 году она была изрезана безумцем иконописцем, сыном Абрама Балашова. Картина пострадала довольно сильно, лица персонажей пришлось писать заново. Сначала это сделал сам автор картины – Иван Репин. Но нарисованная в лиловых тонах голова Ивана Грозного никак не сочеталась с остальной цветовой гаммой картины. Позже реставраторам все же удалось восстановить первоначальный вид.

"Иван Грозный

«Иван Грозный» Васнецов

Очень было интересно посмотреть на знаменитые картины «Боярыня Морозова» и «Явление Христа народу». На одной стене висел конечный вариант работ, а на другой – эскизы и наброски картин, отдельные прорисовки рук и лиц персонажей.

"Явления Христа народу" Иванов

«Явления Христа народу» Иванов

Голова нищего из картины "Явления Христа народу"

Голова нищего из картины «Явления Христа народу»

Боярыня Морозова

«Боярыня Морозова» В.И Суриков

Боярыня Морозова

Боярыня Морозова

Эскиз к картине "Боярыня Морозова"

Эскиз к картине «Боярыня Морозова»

Ниже приведу Вам несколько интересных фактов о картинах и самой галерее, о которых когда-то слышала и читала.

Интересные факты о шедеврах Третьяковской галереи

Картина А. Саврасова «Грачи прилетели» была написана художником в самый трагический момент его жизни —  у него умерла новорожденная дочь и сильно заболела супруга. Пережив горе, Саврасов много раз пытался повторить свой шедевр, но результат его не радовал. В конечном итоге он дошел до того, что расписывал стены кабаков копиями своего творения. Платой за работу ему была выпивка и обед.

"Грачи прилетели" А. Саврасов

«Грачи прилетели» А. Саврасов

Портрет А.П. Чехова написал художник Осип Браз. Он был специально послан Третьяковым в Ниццу, чтобы тот написал портрет писателя. К слову сказать, Антон Павлович остался недоволен результатом, он напишет о работе так: «У меня на картине выражение такое, точно я хрену нанюхался».

Картина «Княжна Тараканова» художника Флавицкого тоже очень понравилась, но она не совпадает с фактами. На картине изображена лже-Тараканова, перед гибелью во время петербургского наводнения в 1777 году. На самом же деле аферистка, которая называла себя княжной, погибла в темнице двумя годами ранее от чахотки.

Княжна Тараканова

«Княжна Тараканова» Флавицкий

Знаменитая картина «Утро в сосновом бору» Шишкина, чаще всего называют «Три медведя», хотя на картине явно видно четыре косолапых зверя. Все дело в том, что в советское время выпускали конфеты с репродукцией картина на фантике – там было изображено только три мишки.

Утро в сосновом бору

«Утро в сосновом бору» И. Шишкин

Но и это еще не все. Вокруг картины долго не утихали споры по поводу авторства. Все дело в том, что лес и красиво пробивающиеся лучи солнца нарисовал действительно И.Шишкин, а вот медведей написал К. Савицкий, но в углу картины стоит только одна подпись – Шишкина.

А все потому, что когда Третьяков купил картину, то решил снять подпись Савицкого, так как по его мнению, и замысел и манера исполнения полностью соответствует творческой манере письма именно Шишкина.

Картина «Неравный брак» В. Пукирева была основана на реальных событиях. Молодая девушка выходит замуж по расчету, за состоятельного старика. Загубив свою молодость несчастная девушка закончила свое существование в нищете.  Эта молодая девушка – невеста Пукирева, который, кстати, тоже изображен на полотне справа, со скрещенными на груди руками. Художник очень точно передал свою личную трагедию. Шедевр был написана в 1862 году, и в этом же году был издан указ, который запрещал браки с большой разницей в возрасте.

Неравный брак

Неравный брак В. Пукирева

Цена билетов, адрес и график работы Третьяковской галереи

Цена билета 400 рублей взрослый и 150 рублей детский

Адрес Третьяковской галереи: г. Москва, Лаврушинский пер., 10.

График работы галерее смотрите здесь.

Content Protection by DMCA.com

mytimetravel.info

Самые известные шедевры Третьяковской галереи - Библиотека туриста

Коллекция галереи насчитывает десятки тысяч рисунков, скульптур, картин, икон… Но как часто мы, глядя на то или иное произведение искусства, можем вспомнить его точное название, его автора, иногда даже год его создания — а вот место хранения и демонстрации полотна или скульптуры начисто вылетает из головы. Где же мы видели этот шедевр — Эрмитаж, Третьяковка, Русский музей, Исторический, Кусково?..

Поэтому сегодня мы перечислим вам лишь некоторые, известные практически всем произведения, хранящиеся в Третьяковской галерее, чтобы в следующий раз при их виде вы смело могли воскликнуть: «Я знаю, где это можно увидеть!».

А поскольку всю коллекцию галереи можно разделить на пять категорий: иконопись, живопись, графика, скульптура и инсталляции, то и шедевров мы назовем именно пять, по одному в каждой. Хотя, повторимся, даже перечислить всех именитых мастеров, оставивших свой «след» в этом музее, очень сложно.

История галереи

Но, для начала, мы все-таки расскажем вам историю создания национального музея русского изобразительного искусства.

Государственная Третьяковская галерея, Москва

Московский художественный музей Государственная Третьяковская галерея был основан в середине XIX века. Купец Павел Третьяков долгие годы собирал коллекцию живописи русских и иностранных мастеров, выставлял ее на обозрение публике, а в 1892 году передал экспозицию в дар городу. Дом в Лаврушинском переулке Москвы, купленный специально для хранения коллекции, несколько раз достраивался, ремонтировался и расширялся. Позже музею было предоставлено еще несколько зданий, так как количество экспонатов все возрастало.

Сегодня в музее находится одна из крупнейших в мире коллекций русского изобразительного искусства. Помимо выставочных залов, в галерею входят запасники, детская студия, информационный центр, конференц-зал и депозитарий с реставрационными мастерскими.

Шедевры галереи

Иконопись

Галерее сегодня принадлежит богатейшее собрание древнерусской живописи XI—XVII веков. Здесь можно увидеть иконы Андрея Рублева, Симона Ушакова, Дионисия, а также великолепные произведения, созданные неизвестными иконописцами.

Представляем вашему вниманию знаменитую «Троицу» Андрея Рублева — одну из самых прославленных русских икон.

Андрей Рублев «Троица»

Живо

www.restbee.ru

«Жареные» шедевры. Скандальные полотна Третьяковской галереи | Искусство | Культура

В майские праздники можно не только шашлыки пожарить, но и вспомнить о прекрасном. Тем более что «Жареными» могут быть и картины. В Третьяковской галерее висит несколько знаменитых полотен, история создания которых сопровождалась самыми настоящими скандалами в московском обществе.

Голое искусство

Фаина Шевченко. Фото: Public Domain

Ровно 100 лет назад - в мае 1915 г. - известный русский художник Борис Кустодиев день и ночь писал картину «Красавица». О том, с кого он рисовал пышнотелую обнажённую диву, знала и жена живописца, и все их знакомые. Это была актриса Московского художественного театра Фаина Шевченко. На тот момент ей был всего 21 год, и далеко не сразу она согласилась позировать нагишом. «Мне такой позор не нужен! Тысячи людей увидят меня голой!» - вопила Шевченко, но, будучи по натуре настоящей авантюристкой, всё-таки показала Кустодиеву все свои прелести, которые не отказался бы изобразить и Тициан. 

Когда картина предстала перед публикой, одни зрители объявили её «пошлятиной», не отвечающей духу времени (тогда в моде, как, впрочем, и сейчас, были плоскогрудые анемичные девицы). Другие заявили, что это шедевр, который станет картиной № 1. Что, соб­ственно, и случилось. Режиссёр Константин Станиславский был в ужасе от того, что актриса его театра оказалась в эпицентре такого «мещанского» скандала, но все так любили весёлую и талантливую Фаину, что ей сошла с рук эта поза. И слава «Красавицы» не помешала ей ещё долго работать в театре и стать лауреатом двух Сталинских премий!

Репродукция картины Бориса Кустодиева «Красавица» 

Смотрите также: Краски русского быта. Жизнь Бориса Кустодиева в картинах

Разрешения не спросили

А вот художник Василий Пукирев - создатель знаменитого полотна «Неравный брак» (1862 г.) - попал в очень неприятную ситуацию из-за того, что без спросу изобразил в роли отвергнутого возлюбленного своего знакомого купца Сергея Варенцова. Его любимую девушку родители выдали замуж за более богатого пожилого претендента.

«Эта неудача Сергея Михайловича весьма угнетала, - писал в своих мемуарах Николай Варенцов, племянник несчастливого ухажёра. - И он делился горем со своим приятелем художником Пукиревым. А тот воспользовался этим рассказом для сюжета картины под наименованием «Неравный брак», изобразив жениха стариком генералом, а Сергея Михайловича - шафером, стоящим позади невесты со сложенными на груди руками. Картина имела большой успех на выставке, была приобретена П. М. Третьяковым и до сего времени находится в Третьяковской галерее. Правда, между Варенцовым и Пукиревым произошла крупная ссора, когда он увидал изображение своё на полотне. Художник принуждён был приделать бородку шаферу, чтоб сделать его менее узнаваемым». 

Слева - репродукция картины Василия Пукирева «Неравный брак», 1862. Справа - портрет Сергея Варенцова

Причин для негодования у купца было две. Во-первых, Варенцов собирался жениться уже на другой девушке, а во-вторых, уж больно злободневным оказался труд Пукирева. Несмотря на то что в феврале 1861 г. вышел указ Священного синода, осуждающий подобные союзы, любителей девочек-невест меньше не становилось. «Говорят, что «Неравный брак» Пукирева испортил много крови не одному старому генералу, а Николай Костомаров (российский историк. - Ред.), увидав картину, взял назад своё намерение жениться на молодой особе» - так описывал впечатления москвичей от картины художник Илья Репин. После того как Пукирев переделал лицо шафера, придав ему сходство с собой, многие вспомнили о том, что и у самого мастера был припрятан скелет в шкафу: в юности и его возлюбленную выдали замуж по расчёту за другого.

Рога не спрячешь

Но самая любопытная биография у другой «жительницы» Третьяковской галереи. «Охотники на привале» - самая именитая картина Василия Перова, её проходят во всех российских школах на уроках изобразительного искусства. Написанная в 1871-м, она изображает реальных москвичей, с которыми дружил художник, - Дмитрия Кувшинникова, Василия Бессонова и Николая Нагорного.

…‚Слева - портрет Дмитрия Кувшинникова. Справа -  репродукция картины Василия Перова «Охотники на привале», 1871 год

Известному столичному доктору Кувшинникову досталась главная роль «Бывалого», который рассказывает приятелям о своей фантастической удачливости и меткости. «Один горячо и зазнамо врёт, другой слушает и из всех сил верит, а третий ничему не верит, прилёг тут же и смеётся... Что за прелесть! - описывал картину Фёдор Достоевский. - Мы ведь почти слышим и знаем весь оборот его вранья». 

Исаак Левитан. Портрет Софьи Петровны Кувшинниковой. 1888 год Фото: репродукция

Но репутация подвирающего охотника оказалась сущей ерундой: в 1891 г. вся Москва начала перетряхивать грязное бельё семейства Кувшинниковых после публикации чеховского рассказа «Попрыгунья». Горожане без труда узнали в главной героине, изменяющей мужу-тихоне с художником Рябов­ским, эпатажную жену Кувшинникова Софью Петровну, которая вела богемный образ жизни и не особо скрывала свой роман с Исааком Левитаном. 

Антон Чехов переписал первоначальную версию рассказа, чтобы сходство с реальными прототипами не так бросалось в глаза, но к Кувшинникову уже прилепился ярлык рогоносца, Софья Петровна перестала общаться с писателем, а Левитан даже грозился вызвать его на дуэль. Его оскорбило не то, что он был выведен в роли любовника (вполне заслуженной славой донжуана он гордился), а то, что художник Рябовский предстаёт перед читателями посредственным человеком. Но в суд никто из ославленных «натурщиков» не пошёл - иначе об этой истории узнала бы не только Москва, но и вся Россия.

На самом деле у многих картин есть свои скелеты в шкафу - просто экскурсоводы о них не рассказывают. Может, пора начать? 

Смотрите также: Антон Чехов: особые приметы. Инфографика

www.aif.ru

Несколько картин Третьяковской галереи. Портреты Третьяковых

 Я продолжаю  серию  коротких   рассказов о некоторых  картинах Третьяковской  галереи. Их список будет пополняться, а уже опубликованные легко найти  в  следующем оглавлении.

1)  ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. 2)  ПОРТРЕТЫ ТРЕТЬЯКОВЫХ 3 )  ПОРТРЕТ НЕИЗВЕСТНОЙ В РУССКОМ КОСТЮМЕ 4)  РОКОТОВ. «СОЕДИНЕНЬЕ ДВУХ ЗАГАДОК».

  Говоря о картинах, мне бы хотелось начать с портрета основателя галереи Павла Михайловича Третьякова (1832–1898).

В 1860 году 28-летний купец, коллекционер и меценат П.М. Третьяков составил завещание, в котором говорилось: «Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие». В 1881 году П.М. Третьяков предал построенное им задние галерии вместе с собранной коллекцией картин в собственность Московской городской думы, которая назначила Третьякова пожизненным попечителем картинной галереи. К этому времени  коллекция насчитывала 1287  произведений живописи и  518 рисунков русских,    а также   75 картин и 8 рисунков иностранных художников. Состояние П. М. Третьякова к моменту его смерти в декабре 1898 г оценивалось в 3,8 млн рублей. Последние   словами  П.М.. Третьякова , обращенные к родственникам:  «Берегите галерею и будьте здоровы».  

В галерее имеются два портрета П.М Третьякова: 1876 года кисти Крамского и более известный портрет 188 года кисти И.Е Репина.

clip_image002

И.И. Крамской. Портрет Павла Михайловича Третьякова. 187659 х 49. Холст, масло. Лаврушинский переулок, 10, зал 20.

http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/196

Крамской активно переписывался с Третьяковым и принимал участие в создании галереи портретов выдающихся деятелей русской культуры, исполнив по заказу Третьякова двенадцать работ. "Я знаю его давно, и давно убедился, что на Третьякова никто не имеет влияния, как в выборе картин, так и в его личных мнениях", – писал Крамской. Образ Третьякова написан аскетично, это лицо подвижника идеи. Такими людьми была богата Россия в XIX веке. В конце жизни Третьяков заметил: "Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях"

Павел Михайлович Третьяков долго не женился. Лишь в августе 1865 года состоялась его свадьба с Верой Николаевной Мамонтовой, двоюродной сестрой известного мецената  Саввы Ивановича Мамонтова.

Жена Павла Михайловича, Вера Николаевна Третьякова, была верным другом и помощницей в создании галереи.

clip_image003

И.И. Крамской Портрет Веры Николаевны Третьяковой. 1876, Холст, масло. 226 х 148.

http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/2465

Вера Николаевна Третьякова (урожденная Мамонтова; 1844–1899) была человеком неординарным. Способная пианистка, она чутко понимала музыку, и это передалось ее дочерям. Она разделяла представления мужа о необходимости опеки над учебными заведениями для бедных. Была его другом в деле создания галереи, и со многими художниками и их женами ее связывала искренняя дружба. Портрет заказал живописцу сам Павел Михайлович. Художник решил создать большой парадный портрет на фоне пейзажа и начал его писать в сентябре 1875 года на даче Третьяковых в Кунцево. Работа затянулась на несколько лет, так как без натуры Крамской работать не мог, а он, обуреваемый творческими планами, часто уезжал. На портрете менялись времена года, менялся фасон платья на модели, цвет ее шали и зонтика, а после отдыха на юге даже изменился цвет лица. От милых смешных деталей (бабочка, птичка, жучок, гусеница), которые должны были в скучные часы позирования напоминать Вере Николаевне ее детей, пришлось отказаться. В результате получился добротный портрет дамы в модном платье на лесной аллее.

Но самый известный портрет Третьякова был написан И.Е Репиным в 1883 году. Третьяков долго не соглашался позировать, но Репин уговорил скромного, но великого мецената быть изображенным рядом с картинами.

clip_image005

И. Е. Репин. Портрет Павла Михайловича Третьякова, 1883, Холст, масло,101 x 77

http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/3661

Какие благородные интеллигентные лица….  И как они отличаются от современных олигархов!

 

Москва,  июнь 2015 г.

Продолжение следует

Автор Татьяна Бойко-Назарова

Другие работы автора вы можете посмотреть здесь: http://travelreal.ru/tatyana-nazarova

 

♦  Рубрика: Россия. ♥  Метки: Крамской > П.М.Третьяков > Репин > Третьяковская галерея

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.

travelreal.ru

Третьяковка. XX век - Крымофилия

    После радостных красок наполненных жизнью и светом полотен Константина Коровина, с выставки которого мы отправились знакомиться с постоянной экспозицией галереи, первые несколько залов с работами художников-примитивистов начала XX века мы просто бегом пробежали… Может и напрасно, но после Коровина как-то странно смотрится искренний примитивизм Натальи Гончаровой и Нико Пиросмани. В общем, мы притормозили только у картин основателей художественного общества «Бубновый валет» Петра Кончаловского и Ильи Машкова. Да и то — не у излюбленных ими портретов и натюрмортов, а у пейзажей, вызывающих ассоциации с полотнами Поля Сезанна. Не случайно бубнововалетцев в годы их зрелости критика окрестила «русскими сезаннистами». Налицо приятный пример созидательного прогресса — от примитива и бунта к полноценной живописи… Илья Машков, «Италия. Неври. Пейзаж с акведуком», 1913 г. Илья Машков, «Женевское озеро. Глион», 1914 г. Пётр Кончаловский «Сиена. Площадь Синьории», 1912 г.

    А вот другие члены «Бубнового валета» — А.Лентулов, Р.Фальк, В.Рождественский — попали под влияние французского кубизма. Так как мы с Леной не являемся поклонниками данного направления, то прошли по этим залам несколько растерянно, хотя считается, что «кубизму принадлежала исключительно важная роль в самоопределении русской живописи начала XX века, он повлиял на сложение русского авангарда и дал толчок новым художественным движениям. Кубизм перестраивает природу, разрушая органическую («случайную») форму и создавая новую, более совершенную». Он, говоря словами Малевича, изменил «мировоззрение живописца и законы живописи».

    Вот тут мы логически приближаемся к знаменитому «Чёрному квадрату». Ибо: «Русское искусство, пройдя за короткий срок все этапы эволюции французского кубизма и усвоив уроки новейшей французской живописи, вскоре значительно превзошло её в радикальности художественных выводов. Главными выводами из кубизма на русской почве стали супрематизм и конструктивизм. Творчество К.Малевича и В.Татлина — двух центральных фигур русского авангарда, определивших пути его развития, складывалось под глубоким воздействием кубистической концепции».     «В 1915 году создание Малевичем «Чёрного квадрата» явилось началом супрематизма, одного из наиболее радикальных направлений авангарда. «Чёрный квадрат» был знаком новой системы искусства, он ничего не изображал, был свободен от любой связи с земным, предметным миром, являя собой «нуль форм», за которым — абсолютная беспредметность. Супрематизм полностью освободил живопись от изобразительной функции».    Сложно комментировать историю, суть развитие — всему своё место и своё время. Но «беспредметность» и живопись, лишённая «изобразительной функции» почему-то не задевают внутренних струн, наших тянущихся к прекрасному душ… Да и сам Малевич спустя годы вернулся к менее радикальной живописи…

Казимир Малевич «Чёрный квадрат», 1915 г.

    Зато как приятно после нескольких залов супрематизма видеть яркие краски и пышные формы Кустодиева, Кандинского и нашего любимого Богаевского! Наконец-то настоящий праздник живописи!

Борис Кустодиев «Матрос и милая», 1921 г. Николай Кульбин «Солнечная ванна», 1916 г. Василий Кандинский «Всадник Георгий Победоносец», 1915 г. Константин Богаевский «Воспоминание о Мантенье», 1910 г. Константин Богаевский «Пейзаж с деревьями», 1927 г.

    После этого мы попадаем в громадный зал роскошнейшего Александра Дейнеки — жаль, что мы в прошлом году не смогли попасть на ретроспективную выставку его работ в той же Третьяковке, зато попали на скромную выставку графики его и Нисского в Севастопольском художественном музее…

Александр Дейнека «Вратарь», 1934 г. Александр Дейнека «Улица в Риме», 1935 г. Александр Дейнека «Мать», 1932 г. Пётр Вильямс «Автопробег», 1930 г. Юрий Пименов «Новая Москва», 1937 г. Николай Загреков «Девушка с рейсшиной», 1929 г. Георгий Нисский «Осень. Семафоры», 1932 г. Константин Истомин «Вузовки», 1933 г. Константин Истомин «У окна», 1928 г.

    В соседнем зале проходила выставка «Радость труда и счастье жизни» — этакая красочная пилюля на фоне довольно жуткой живописи сталинского времени. В памяти остались лишь несколько картин — остальные хотелось забыть сразу же после просмотра…

Георгий Рублёв «Портрет И.В.Сталина», 1935 г.

    «По обличительной силе, — пишет искусствовед Е.Громов, — этот портрет Сталина сопоставим только со стихотворением О. Мандельштама («Мы живем, под собою не чуя страны...»). Художник Рублёв, одно время совсем забытый, не замышлял этот портрет как сатирический. Но понял, что за него можно угодить в ГУЛАГ. Сталин у Рублева не имеет «широкой груди осетина». У него как бы развинченная змеевидная фигура, в которой чудится что-то дьявольское, он так же страшен, коварен, злобен. Художник увлекался тогда Пиросмани, в манере которого он и написал этот портрет. Написал и испугался: вышла картина гротеск». Портрет найден в старых холстах Рублёва после его смерти.

Роберт Фальк «Воспоминание», 1930 г. Казимир Малевич «Сёстры», 1930 г. Александр Древин «Газели», 1931 г. Александр Лактионов «Письмо с фронта», 1947 г.     И так мы потихоньку дошли до соцреализма с громадными картинами съездов и выступлений товарища Сталина. И даже хотелось что-то из этого «праздника жизни» сохранить на память в фотоаппарате, но очень уж свирепая смотрительница оказалась в этих залах — нет билета на фотографирование, не снимай! И ведь не будешь ей объяснять, что музей нарушает наше конституционное «право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом», и что продажа музеями «права на съемку» совершенно незаконна. Фактически музей сначала незаконно ограничивает права посетителей на сбор информации, а затем — убирает за плату данное ограничение. Впрочем, это всего лишь обидная лирика — мы просто не знали, что фотосъёмка платная и не купили билета, а возвращаться не видели смысла… Да и на самом деле к этому моменту искусство XX века нас уже изрядно утомило, а вид из окна призывно манил в следующий музей. Но сначала надо было пройти лабиринт до конца… А это зрелище не для слабонервных — залы совсем уж современного искусства показались нам сосредоточием мрачного ужаса, какой-то уж совсем тёмной энергетики, безысходности. В общем, мы пробежали их довольно быстро — хотелось воздуха, и… опять Коровина! Мы снова заглянули на его выставку, чтобы не покидать это здание Третьяковки с тяжестью на душе. Вот настоящее искусство — светлое и жизнеутверждающее! Повеселев, мы отправились насыщаться культурой дальше — в старое здание, захотелось, знаете ли, Врубеля, Левитана, Васнецова…

    Третьяковская галерея на Крымском Валу, 18 мая 2013, 10:00–0:00 — посетить постоянную экспозицию и выставки (например, Бориса Орлова и Михаила Нестерова) весь день можно бесплатно, особое оживление ожидается и в вестибюле. Там оборудуют сувенирную лавку, где станут продавать сумки и блокноты с рисунками художников ХХ века, библиотеку, где можно полистать каталоги и журналы по искусству, и зону детского творчества. Рядом художник Протей Темен поставит инсталляцию «Шары». Во внутреннем дворике музея расположится кухня ресторана Delicatessen, там же с 19.00 до 0.00 будет играть музыка: Никита Зельцер на фортепиано и диджей Taras 3000.

crimeaphile.livejournal.com

Несколько картин Третьяковской галереи. Вместо предисловия.

Лето, жара, отпуска, каникулы. В это время жители столиц едут на юг, к морю. А меня в школьные годы родители возили на север. Может, потому что мы жили на юге, как говорили тогда москвичи, «на периферии». Там, где раньше писали Гоголь, Чехов и Куприн, рисовали Шишкин, Левитан, Куинджи, Маковский.

В те годы в квартирах висели репродукции картин прошлого века. Наверное, это был шлейф уходящей культуры. Во времена Российской Империи картины и этюды великих художников украшали частные собрания. Затем, пережив национализацию и войны, картины частично сохранились в Художественном музее нашего города. Моя мама говорила, что это минимум того, что было до войны, и каждое лето меня возили смотреть музеи Москвы и Ленинграда. Там я почувствовала, что такое подлинник, и чем он отличается от самой лучшей репродукции.

Но теперь в Интернете можно найти всё. И всем предлагают путешествовать по музеям, не вставая с дивана, за 1-2 минуты посмотреть в миниатюре традиционный набор из полотен крупнейших музеев, после чего считать себя просвещенным и счастливым. Аналогично, можно заменить плавание по морям-океанам просмотром видео. Но все почему-то едут на юг.

Но вернемся в современную Москву, куда я приезжаю теперь с фотокамерой. После многих лет жизни в Юго-Восточной Азии я сравниваю Москву с Сингапуром, Гонконгом, Токио, Сеулом, где чисто, плотно стоят стеклянные небоскребы, а в банках вращаются триллионы долларов! А сосны, стихи, глаза, ноги, руки, и даже чайные чашки у них маленькие. А живописи не было, и нет. Наверное, поэтому там процветают микро- и нано-технологии. Прирожденные коммерсанты Азии захватили рынки своими гаджетами в расчете на то, что склонив головы над дисплеями, мы будем бесконечно гонять по ним маленькие фигурки, забывая о величии нашей природы и живописи.

В Москве, которая приобрела стандартный международный имидж, я еду в Замоскворечье, и попадаю в пока еще русскую среду. Вот любимое здание в Лаврушинском переулке, напоминающее сказочный терем. В этом доме, который в 1851 году купила семья Третьяковых,  находится основное здание Третьяковской галереи.  В 1902-1904 появился знаменитый Васнецовский фасад, который стал эмблемой Третьяковской галереи.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

Я захожу в любимые залы, постоять в тишине перед картинами, которые были знакомы с детства, в студенческие годы они помогали разобраться в себе, а потом на фоне всяких квадратов стали еще дороже.

Помню, как «Демон» Врубеля помогал мне справиться с Общей Теорией Относительности и с крушением иллюзий, которые бывают в 20 лет. От МГУ до Лаврушинского переулка можно было доехать за 40 минут, посмотреть одну лишь картину, и вернуться писать диплом, который давил на голову, как рама.

Прошло много лет, я приезжаю в Третьякову с другого континента, и Демон Врубеля кажется еще ближе, и уже другие рамы и границы сжимают голову и руки.

Demon- 027-2

М.А. Врубель .Демон (сидящий). 1890. Холст, масло. 116,5 х 213,8. Лаврушинский переулок, 10, зал 33.

«Печальный Демон, дух изгнанья,

Летал над грешною землей,

И лучших дней воспоминанья

Пред  ним теснилися  толпой;

Тex дней, когда в жилище света

Блистал он, чистый херувим,

Когда бегущая комета

Улыбкой ласковой привета

Любила поменяться с ним,

Когда сквозь вечные туманы,

Познанья жадный, он следил

Кочующие  караваны

В пространстве брошенных светил;

Когда он верил и любил,

Счастливый первенец творенья"

(Михаил Лермонтов. Демон. Восточная повесть)

В этом году мне захотелось взглянуть на известные картины прошлых веков глазами современной девочки. Такая возможность вскоре представилась. И к моему удивлению, маленькая девочка задержалась перед Демоном Врубеля. Хотя, как она призналась, больше всего ей хотелось увидеть свою любимую итальянку. Проходит время, меняются моды и стили, все хотят быть худыми, деловыми и бледными. Но детям нравятся мягкие, добрые, яркие и жизнерадостные, а устами младенца глаголет истина.

Brullov_29

К.П. Брюллов (до 1882 – Брюлло). Итальянский полдень. 1831(?) Уменьшенный вариант - повторение картины 1827 года, находящейся в ГРМ Холст, масло. 27x22 см. Лаврушинский переулок 10, зал 9. http://www.tretyakovgallery.ru/ru/collection/_show/image/_id/2831

Здесь впервые появляется излюбленный художником тип слегка простонародной южной женской красоты. Неслучайно Общество поощрения художников довольно холодно отнеслось к картине, на что Брюллов отвечал: «Я решился искать разнообразия в тех формах простой натуры, которая нам чаще встречается и нередко даже более нравится, нежели строгая красота статуй».

Но пора перейти от слов в залы Третьяковской галереи, в Лаврушинский переулок, 10.

Мы пройдем от памятника Репину, находящемуся на Болотной площади, которая с 1962 по 1994 годы, носила имя  художника. Репину и его картинам Третьяков выделил в своей галерее два зала, в отличие от картин других великих русских художников.

Moscow- 081-02

Памятник Илье Ефимовичу Репину на Болотной площади. Памятник расположен напротив пешеходного Лужкова моста, соединяющего Болотную площадь с Лаврушинским переулком.

Москвичам эти места хорошо известны, но приезжие могут испытывать затруднения. В азиатских столицах схемы улиц установлены на перекрестках, в Москве этого пока нет, поэтому прилагаю карту Google, где отмечен памятник Репину, и ближайшая станция метро Третьяковская.(http://www.tretyakovgallery.ru/ru/visitors/address/lavrushinskom/)

map-02

В самой галерее любимые картины можно быстро найти, пользуясь планом экспозиции. План также размещен на сайте галереи http://www.tretyakovgallery.ru

план экспозиции-1-02

План -2

Билеты продаются на первом этаже

Цены на входные билеты

взрослые — 450 рублейстуденты — 250 рублей

 Льготные билеты для граждан России истран СНГ

взрослые — 350 рублей

150 рублей — для следующих льготных категорий:

  • пенсионеры,

  • Герои Советского Союза, Герои РФ, Полные кавалеры "Ордена Славы",

  • студенты высших учебных заведений России, в том числе иностранные граждане - студенты российских ВУЗов (кроме студентов-стажёров)

В Третьяковской галерее теперь многое изменилось. Во-первых, исчезли очереди в кассу, которые раньше тянулись вдоль всего Лаврушинского переулка. Соответственно, исчезли толпы экскурсантов, приезжавших раньше со всего СССР и закрывавшие подступы к картинам. Интернет удерживает их дома. Во-вторых, убрали в запасники картины советских художников, а раньше эти залы было не миновать. В-третьих, установили кондиционеры. Но, к сожалению, многие картины в целях защиты поместили под стекло, предоставив посетителям любоваться собственными отражениями. Но к счастью, разрешили свободно фотографировать.

Надо сказать, что нашу  девочку больше всего интересовала портретная живопись. Этому жанру и будет посвящен мой дальнейший фото-рассказ, для удобства разбитый  на несколько  частей. их оглавление следующее :

1)  НЕСКОЛЬКО КАРТИН ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ. ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ. 2)  НЕСКОЛЬКО КАРТИН ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ. ПОРТРЕТЫ ТРЕТЬЯКОВЫХ 3 ) НЕСКОЛЬКО КАРТИН ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ. ПОРТРЕТ НЕИЗВЕСТНОЙ В РУССКОМ КОСТЮМЕ 4) НЕСКОЛЬКО КАРТИН ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ. РОКОТОВ. «СОЕДИНЕНЬЕ ДВУХ ЗАГАДОК».

 

 

Москва, июнь 2015 г.

Автор Татьяна Бойко-Назарова

Другие работы автора вы можете посмотреть здесь: http://travelreal.ru/tatyana-nazarova

♦  Рубрика: Россия, Творчество наших авторов. ♥  Метки: Демон Врубеля > Итальянский полдень Брюллова > Третьяковская галлерея

Если вам понравилась наша статья, поделитесь, пожалуйста, ею с вашими друзьями в соц.сетях. Спасибо.

travelreal.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта