ФЕДОТ ВАСИЛЬЕВИЧ СЫЧКОВ. Картины сычков
Творчество Федота Сычкова. | Волшебная сила искусства
В наше время немногие знакомы с творчеством самобытнейшего художника Федота Васильевича Сычкова. А в 1910-е годы его работы имели успех не только на выставках в России, но и в парижском Салоне, где они охотно раскупались любителями живописи, проявлявшими интерес к жизни и искусству нашей страны.
Крестьянские девушки и барышни Ф.В. Сычкова по популярности приближались к боярышням Константина Маковского, хотя жизни и пути в искусство художников были полярно различными.
"Автопортрет"1893г.
Федот Васильевич Сычков родился 1 марта 1870 в бедной крестьянской семье в селе Кочелаево, Пензенская губерния.Отец провел молодость в отходных заработках, был много лет в бурлаках. Самому Федоту в детстве приходилось вместе с матерью ходить с сумой, из-за чего сверстники дразнили его нищим.
Уже тогда будущий живописец решил научиться чему-то полезному, чтобы зарабатывать на хлеб. Маленький Федот хотел учиться, но мать была против. Только благодаря настояниям бабушки восьмилетнего Федота отдали учиться в трехклассную земскую школу. Там учитель П.Е.Дюмаев обратил внимание на художественные наклонности мальчика и попытался развить их, передав ему начальные знания в области рисунка и живописи.
Мать художника Анна Ивановна Сычкова.1898г
Портрет,созданный в лучших традициях художников-демократов. В силуэте маленькой, слегка сгорбившейся фигуры, чувствуется задавленность жизнью. Эта щемящая нота развивается в колорите, выдержанном в серо-черной монохромной гамме.
После окончания школы Сычков отправился на заработки в Саратовскую губернию и остановился в г. Сердобске, где работал в иконописной артели Д.А.Решетникова.
В 1892 году он уехал в Санкт-Петербург, в Рисовальную школу Общества поощрения художеств при поддержке генерала И. А. Арапова (1844—1913), обратившего внимание на талантливого молодого художника-самоучку. В 1895 году Ф. Сычков окончил Рисовальную школу и стал вольнослушателем в Высшем художественном училище при Академии художеств. После окончания учебы художник вернулся на родину.
Портрет младшей сестры Екатерины Сычковой 1893г
Главная тема художника — жизнь крестьян, сельские праздники.
С 1960 года в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи размещена постоянная экспозиция его произведений (в фондах этого музея находится самая большая коллекции живописных и графических работ Сычкова — около 600 произведений, включая этюды и эскизы).
В 1970 году, к 100-летию со дня рождения выдающегося живописца, был издан приказ Министерства культуры Мордовской АССР об открытии на родине художника мемориального музея. Дом-музей Ф. В. Сычкова был открыт 11 марта 1970 года в с. Кочелаеве после некоторой реконструкции помещений.
«Катание на масленице» (1914)
С гор.1910г.
Народные гуляния, катания с гор, свадьбы, посиделки - вот далеко не полный круг тем и мотивов, привлекавших мастера. Ему удавалось передавать в картинах бесхитростных забав деревенских жителей .
Водосвятие.
Христославы.
Трудный переход.
Картины написаны легко и свободно с подлинным мастерством художника-жанриста. В них привлекает яркость портретных характеристик героев, умение пластически точно скомпоновать многофигурные композиции, найти выразительные позы и жесты, придающие особую эмоциональную открытость образам.
Параллельно с основной линией, посвященной жизни и быту крестьянства, в творчестве Сычкова в 1900-е годы развивается вторая - эта линия связана с парадным заказным портретом.
В портрете раскрыто богатство внутреннего мира женщины, мечтательность, просветленная грусть, перекликающиеся своей тональностью с образами чеховских героинь. Лидия Васильевна Анкудинова - изящная, хрупкая петербургская барышня стала настоящей музой художника. Роль этой женщины в судьбе Ф.В. Сычкова была значительна и неоценима.
Женский портрет.
В 1903 году она стала женой художника, разделив с ним до конца жизни все радости и печали. Вместе с ним жила в селе Кочелаево, в мордовской глубинке, посещала выставки, была в курсе всех событий художественной жизни. Ее уважали и ценили многие художники – друзья Ф.В. Сычкова.
Приятели 1911г
Гринька 1936г.
Подружки.Дети.1916г.
Интересной страницей в творчестве живописца стали детские портреты. К ним он впервые обратился в 900-е годы, если не считать несколько ученических этюдов, где в качестве модели ему позировали дети. И живописные, и выполненные в технике акварели портреты детей показывают серьезное и глубокое понимание автором души ребенка.
Без устали писал он родное село, покосившиеся плетни, вросшие в землю избы,весенние разливы полноводной Мокши. Камерностью и теплотой настроения проникнуты небольшие по размерам зимние этюды, выдержанные в серо-голубоватых тонах.
В основе пейзажей – глубокое поэтическое чувство, преклонение мастера перед волнующей в своей скромной прелести красотой российской природы.
Он писал так же и натюрморты.
Клубника.1910.
Огурцы.1917г.
Сычков писал :"Я немало в последние годы сделал, изображая мордовский быт, да как же иначе, ведь я оказался настоящим жителем Мордовской АССР. Здесь меня…наградили почетным званием Заслуженный деятель искусств МАССР…дали персональную пенсию. Ну, так вот поэтому я связан с мордвой крепко и пожизненно». Не случайно, что в 1930-е гг., когда была образована мордовская автономия, особое место в творчестве живописца заняла национальная тема.
Учительница-мордовка.1937г
Трактористки-мордовки.1938г.
Во второй половине 30-х годов тематика искусства Сычкова расширяется за счет обращения к советской действительности.
Колхозный базар.1936
Праздник урожая.1938
Подобные полотна, прославляющие счастливую колхозную жизнь, писали многие художники в то время. Эти два больших по формату холста были созданы автором в кратчайшие сроки по заказу выставкома павильона «Поволжье» для Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве.
Сычков не стремился к изображению людей со сложными, противоречивыми характерами. Почти в каждой его работе чувствуется мягкий, доброжелательный взгляд на мир, душевность и человечность. Справедливо утверждение, что портрет - это всегда двойной образ: образ художника и образ модели.
Портреты русских крестьянок.
Крестьянская девочка.
Девочка,собирающая полевые цветы.
Блондинка-кокетка.
Молодуха.
Деревенская красавица.
«Не хочется быть старым,- писал Сычков в одном из писем художнику Е. М. Чепцову. - Как говорят, художники не могут стареть, их работы должны быть всегда молоды и интересны». На восьмом десятке жизни он создал такие полные свежести чувств полотна, как «Возвращение из школы» (1945), «Встреча героя» (1952).
Возвращение из школы.1945г.
Последние два года перед смертью Сычков жил в Саранске. Он работал по-прежнему много, с упоением, вдохновенно. Для него живопись была настоящим источником радости. «Жизнь на земле так прекрасна…но жизнь художника в полном смысле есть самая интересная из всех занятий…» - строки из письма Ф.В. Сычкова могут быть эпиграфом к творчеству этого живописца, влюбленного в окружающий мир.Умер в 1958 году.
Источники.
http://www.perunica.ru/russkie_xudozhniki/5489-hudozhnik-fedot-vasilevich-sychkov-1887-1958.html
http://kovilkino13.ru/208.html
http://www.artsait.ru/art/s/sichkov/main.htm
ХУДОЖНИК ФЕДОТ СЫЧКОВ
Федот Васильевич Сычков (1870 -1958) -известный российский художник,родился в бедной крестьянской семье в селе Кочелаеве,Пензенской губернии. В двенадцать лет будущий художник,лишился отца.
Мать, оставшаяся с детьми без куска хлеба, вынуждена была ходить с котомкой по дворам, собирать “Христа ради”. Проявив родственную заботу, бабушка отправила внука в начальную школу.
Школьный учитель рисования П. Е. Дюмаев обнаружил у мальчика способности к рисунку и написал письмо-ходатайство к придворному живописцу Михаилу Зичи.
Долго ждали учитель и ученик ответа из Петербурга, однако дождались. В ответном письме содержался совет – отправить способного ученика в петербургскую художественную школу, но на какие средства – намека не было. Федот осознал главное: надо самому заработать на дорогу и ученье.
С детства Федот Сычков проявлял способности к живописи. Работал в иконописной мастерской, писал фрески в церквях, выполнял портреты по фотографиям.
В 1892 году он уехал в Санкт-Петербург, в Рисовальную школу Общества поощрения художеств при поддержке генерала Арапова,обратившего внимание на талантливого молодого художника-самоучку.
В 1895 году Сычков окончил Рисовальную школу и стал вольнослушателем в Высшем художественном училище при Академии художеств.
После окончания учёбы художник вернулся на родину.В 1900 году ему было присвоено звание художника за картину «Вести с войны».Главная тема художника — жизнь крестьян, сельские праздники."Крестьянская девушка"
Полотна Федота Сычкова привлекают веселостью красок, белозубыми улыбками в обрамлении цветных платков, сиянием солнца и снега, ароматом полевых трав..
Он получил шесть премий на академических выставках в Петербурге.
Он удостоен серебряной медали на выставке в Сан-Луи (США).
Он заслужил поощрительную премию на Международной выставке в Риме.
А в 1908 году и самолично побывал в Англии, Франции и Германии.
Едва ли эти поездки добавили что-нибудь к его реалистичной, чисто русской живописи.
Но чувство удовлетворения от заграничного вояжа как результата достигнутого, безусловно, было. По приезде в Россию он вернулся в свое родное Кочелаево."С гор" , 1910"Христославы""Девушка в синем платке" , 1935
За плечами практически каждого гениального творца стоит женщина, которая своей поддержкой и мудростью поддерживала огонь таланта любимого человека.
Такой музой стала для Федота Васильевича Сычкова его жена – Лидия Николаевна. Она, как и муж, живо интересовалась народной культурой, в том числе и мордовской.
Лидия Николаевна бережно собирала предметы национального костюма, украшения. В ее коллекции было невероятное количество шалей, рубах, головных уборов, поясов, бус… Все это богатство использовал в своих портретах Федот Васильевич.
Умер в Саранске, будучи заслуженным деятелем искусств Мордовской АССР
Источник: http://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=210236488&journalid=4456516&go=prev&categ=0"Лепка снеговика " ,1910"Тройка" , 1906"Учительница-мордовка" , 1937"Подружки" ,1916"Приятели""Алма-атинские яблоки", 1937"Девушка в цветах ""Колхозный базар" , 1936"У изгороди. Зима" ,1931"Две девушки на снегу" , 1929"У хаты" , 1915"Трактористки", 1938"Автопортрет" , 1899"Молодуха" , 1928"Девочка""Астры" , 1940"Катание на масленицу""Жница " ,1931"Проска" , 1932"Крестьянка""Портрет актрисы Александры Дмитриевны Пель", 1913"Дети в цветах" , 1932"Трудный переход" , 1934"Крестьянская девушка""Школьница отличница" ,1934"Гринька""Портрет Лидии Николаевны Сычковой, жены художника" , 1903"Возвращение с сенокоса" , 1911"Портрет Екатерины Васильевны Сычковой, младшей сестры художника" , 1893"Венеция. Рабочий поселок" , 1908"Портрет девочки""Подружки""Плясунья Соня", 1932"Катание На Масленицу" ,(Блондинка-Кокетка) ,этюд ,1914"Акулька""В Цветущем Огороде" , 1913."Водосвятие" , 1916 "Возвращение из школы""Девочка в красном платке" , этюд, 1955."Девочка,собирающая полевые цветы""Девочка в огороде" ,1912"Девушка в оранжевом платке" ,1931"Женский портрет" ,1897"Женский портрет" ,1930"Женщина с ребенком.Портрет Сестры" ,1903."Зимний Вечер", этюд,1925 "Зимняя дорога" , 1940"Клубника" , 1910."Ледоход" ,1940"Мордовка.Праздник Урожая" , этюд для панно ,1937"Портрет девушки""Мяльщицы льна" ,1905"Настя за вязанием" ,1925."Натюрморт. Вино и фрукты" ,1956."Огурцы" ,1917"Полевые цветы" ,1942"Портрет Анны Ивановны Сычковой, матери художника" ,1898"Портрет Лидии Васильевны Сычковой, жены художника", 1904"Портрет Героя Советского Союза летчика Александра Григорьевича Котова" , 1943"Прасковья""Разлив" , 1920"Рим. Храм Весты", 1908"Девушки Мордовской Асср изучают военное дело" , 1942"Смеющаяся девушка""Среди подсолнухов""Фонд Обороны" ,1942"Осенний лес" , 1934
Собираются в гости |
subscribe.ru
ФЕДОТ ВАСИЛЬЕВИЧ СЫЧКОВ
Имя нашего прославленного земляка, талантливого живописца, одного из основоположников мордовского профессионального изобразительного искусства, заслуженного деятеля искусств МАССР и РСФСР, народного художника Мордовии Федота Васильевича Сычкова известно далеко за пределами нашей родины.
Ф.В.Сычков создал в своих полотнах яркие запоминающиеся, убедительные народные образы. Прекрасные своим здоровьем и жизнерадостностью, они утверждают духовную красоту и ценность человека труда, его право на счастье.
Творчество Ф.В.Сычкова отличается редкой цельностью. Симпатии художника раз и навсегда были отданы одной теме-жизни его родного села Кочелаево, в котором он прожил почти всю свою жизнь.
Родное село Кочелаево, живописно раскинувшееся на берегах реки Мокши, никогда не отпускало художника надолго. Учась в Петербурге, Сычков приезжал сюда на каникулы, после путешествия по европейским странам - Италии, Германии, Австрии, Франции- он возвратился в Кочелаево, обосновавшись здесь навсегда. В маленьком доме, стоявшем «на том самом месте и улице, названной Рогожинской», где он появился на свет в марте 1870года, художник прожил долгую жизнь, полную творческих открытий и достижений.
Жизнь художника пролегла через две эпохи. Октябрьскую революцию он встретил уже сложившимся известным художником и в советское время трудился более сорока лет. Русский по национальности, Сычков посвятил свое искусство молодой мордовской республике, внес огромный вклад в становление и развитие ее живописной культуры.
Федот Сычков с детских лет видел нужду, рано лишился отца. Как и все дети кочелаевских крестьян, будущий художник не мог и думать о хорошем образовании. Уделом его была лишь трехклассная земская школа, где он получил первые навыки рисования. Его путь в искусство похож на сотни других, какие прошли выходцы из беднейших слоев общества России конца 19 века. Стать известными людьми, получить образование им удалось ценой величайшего труда и огромного упорства. На этом пути у Сычкова помимо трехклассной земской школы была работа за гроши подмастерьем в артели иконописцев , унижения и первая заказная картина «Закладка станции Арапово», благодаря которой в судьбу талантливого самоучки вмешался местный помещик генерал И.А.Арапов. Он помог способному пареньку поступить в 1892 году в рисовальную школу Общества поощрения художеств в Петербурге.
Ф.Сычков прошел шестилетний курс рисовальной школы за три года и в 1895 году поступил в Высшее художественное училище живописи, ваяния и архитектуры при Академии художеств.
В стенах Академии художеств не только окрепли его профессиональные навыки, сложилось его художественное мировоззрение, но и выявились склонности к определенным жанрам и темам. Наряду с портретом его более всего привлекал бытовой жанр. Главной темой творчества Сычкова становится жизнь деревни.
Большую роль в становлении творчества Сычкова сыграло также искусство. И.Е.Репина и личное общение с ним, о котором художник вспоминал в течение всей своей жизни По окончании Академии (1900г.) Сычков довольно активно участвует на тогдашних петербургских выставках. Имя его завоевывает популярность. Он показывает свои произведения на весенних академических выставках, на выставках «Санкт-Петербургского общества художников» и «Общества русских акварелистов», «Общества имени А.И.Куинджи», на ряде международных выставок и были удостоены различных премий и наград.
Большую роль в формировании художника сыграла поездка за границу, которую супруги Сычковы (Сычков в 1903 году женился на Лидии Васильевне Анкудиновой) предприняли в 1908 году. Цель ее – осмотр лучших музеев Европы ,знакомство с шедеврами европейской живописи.
Заграничная поездка дала художнику массу впечатлений и много новых знаний в области живописного искусства Его палитра, как бы вобрав в себя звонкие краски юга ,становится ярче и светлее В плане же тематики характер творчества Сычкова не изменился. .Получив мощный духовный заряд, он интенсивно работает, Это самый плодотворный период в творчестве художника, Менее чем за десять лет им создано около полусотни различных произведений, среди которых свыше десяти тематических полотен ,таких как «С гор», «Полоскальщицы»(1910), «Деревенская свадьба»(1911) «Девичник», «Трудный переход»(1912) « Катание на масленице»(1914), «Опять на родине», «Водосвятие»(1916) В этот период своего творчества Ф.В.Сычков пользуется большой популярностью в кругах широкой публики.
Октябрьская революция круто изменила привычный уклад жизни Сычкова, нарушила все его планы. Потеряв в голодном, нетопленом Петербурге просторную мастерскую и богатых заказчиков, он возвратился на родину, с которым не порывал связей никогда. В Кочелаеве он вместе с супругой Лидией Васильевной поселился в крытой соломой избе, пристроив к ней мастерскую, занимался хозяйством ,обрабатывал свой участок, как и все кочелаевские крестьяне. Ему казалось, что это все временно .Как показали дальнейшие события, Кочелаево стало местом, где супруги Сычковы прожили почти до конца своей жизни.
На родине художник деятельно включился в общественную жизнь края. В 1918 году он участвует в украшении панно и транспарантами праздников уездного города Наровчата и станции Арапово (с 1918 года Ковылкино) У себя в Кочелаеве он оформляет клуб лозунгами плакатами, портретами вождей революции, пишет декорации к спектаклям, поставленным на самодеятельной сцене.
С образованием Мордовской автономии Сычков первый из художников нашей республики создал в искусстве яркий, запоминающийся образ мордовской женщины «За работой подруги», «Школьница-отличница» (1935) «Учительница-мордовка»(1937), «Праздник урожая»,«Трактористки-мордовки»(1938), «Эрзянка»(1952) С каким достоинством, гордостью носят мордовские женщины и девушки свои национальные костюмы, унизанные да увешанные искусными украшениями из бисера, стекляруса, самоцветов и монет. Вокруг шеи всевозможные ожерелья, пестрые, нанизанные и плетеные .И зовутся они по-разному: «къргавакскя», «кърганьберьф» На груди лежит широкий переливчатый воротник-«баяравань кърганя». У пояса несколько кистей потяжелее, набранных из более крупных бусин .На ногах сапоги с равнехонькой гофрировкой повыше щиколотки «сапоги в гармошку» или «сермаф кямот»,вязаные чулки с узорами. На голове цветастый шерстяной платок с кистями ,на который еще одевается венок «ашкотф».Вот эту национальную гордость-человека светлого душой ,в костюме ,который создан трудом поколений, отмечен национальным пониманием красоты, и прославляет живописец. В одном из писем своему коллеге художнику Н.А.Каменьщикову писал: «я не мордвин ,а чисто русский и мало от роду видел мордву, только теперь за двадцать последних лет заинтересовался мордвой и очень люблю прошлое мордвы, их национальные костюмы и прочее… Я немало в последние годы сделал, изображая мордовский быт, да как же иначе, ведь я оказался настоящим жителем Мордовской АССР. Здесь меня наградили почетным званием и дали персональную пенсию. Ну, так вот поэтому я связан с мордвой крепко и пожизненно.
С середины 30-х годов начинается новый период в творчестве Сычкова. Стремясь быть объективным, он в своих произведениях отражает все новое, положительное после голода и разрухи, что неуклонно входило в жизнь его родного села. Существенную роль в эволюции его творчества сыграла активизация художественной жизни Мордовии. «Создание в 1937 году Союза художников МАССР систематическая организация в Саранске республиканских художественных выставок, активным участником которых был Ф.В.Сычков,- все это не могло не сказаться на работах уже зрелого мастера.В это время он создает целый ряд произведений, повествующих о жизни советской деревни: «Праздник урожая», «Выходной день в колхозе», «Колхозный базар», «Девушка в синем платке», «Катание с гор», «Собираются в гости», «Гринька» и др
Начавшаяся Великая Отечественная война хотя и изменила тематику живописца, но в целом его творчество не контрастирует с предыдущими периодами. Примечательно то, что в этот период художник, отличавшийся необыкновенной трудоспособностью и плодотворностью, очень мало работал. Если в предвоенное время им создавалось в год несколько картин, портретов, то в период войны он написал одно законченное полотно «В фонд обороны», два портрета «Мужской портрет», «Портрет Героя Советского Союза А.Г.Котова», выполнил эскизы картин «Девушки Мордовской АССР изучают военное дело». Главная причина тому - моральное состояние художника, остро переживавшего события войны.
Ф.В.Сычков создал свой запоминающийся тип женской красоты с ярко выраженными национальными чертами. Его идеал не имеет ничего общего с классическим. Его героини покоряют зрителя своей здоровой и крепкой силой людей из народа, утверждают полноту и радость бытия. Созданный художником образ, хотя и опирается на изображение конкретных людей, носит скорее собирательный характер. В нем обаяние цветущей молодости, избыток жизненных сил, бьющая через край энергия, сила и здоровье. Его созданию подчинен весь арсенал выразительных средств, которыми пользуется мастер. Вместо тонких стройных форм у него на холстах плотные, крепко сбитые фигуры, источающие жизненную энергию.
Сычковские красавицы обладают румянцем на полных щеках, милыми и ясными глазами, веселой, белозубой улыбкой. Улыбка - непременная черта героинь художника. Благодаря улыбке они вступают в непосредственный контакт со зрителем.
Женщина- главная героиня не только всех тематических картин Ф.В.Сычкова. Свой законченный тип народной красавицы он создал благодаря многочисленным портретным работам. Именно они явились той лабораторией, где выкристаллизовывались главные черты излюбленного художником образа. Особенно дорог ему был тип девушки жизнерадостной, краснощекой ,задорной ,сильной, такой как «Плясунья Соня», «Настя за вязаньем», «Жница», «Устинья», «Девушка с капустной рассадой» и др.
Часто мастер пишет парные портреты, в которых соединяет две модели, помещенные то в интерьере («В гостях», «Собираются в гости», «Подружки»), то на открытом воздухе («Праздничный день .Подруги .Зима», «Подружки ,Дети», «Приятели»,и др.).
Изображение крестьянских детей - одна из любимых тем Сычкова. В его детских портретах ощущается та традиционная самостоятельность, сызмальства привитая «трудовая хватка», которая до сих пор отличает деревенскую детвору от городских ребят. Он ясно показывает зрителю, что любит своих героев, любуется ими, понимает их своеобразную прелесть.
Отличаясь необыкновенной трудоспособностью Ф.В.Сычков создал за свою долгую жизнь более трехсот законченных произведений, написал более тысячи этюдов, эскизов, которые хранятся В Мордовском республиканском музее изобразительных искусств .В Москве и Санкт-Петербурге, Иванове и Ульяновске, Уфе и Челябинске и других городах страны можно встретить в музеях и частных коллекциях работы Ф.В.Сычкова. Всюду люди восторгаются звонкими красками художника.
И сколько бы не прошло лет, картины Сычкова всегда будут учить людей любить родную землю, будут дарить людям радость, как дарят уже не одному поколению. Потому что замечательного живописца, певца Мордовии, певца народной жизни вдохновляли на творчество непреходящие, вечные ценности: красота земли, красота человека, красота человеческого труда и счастья.
kovilkino13.ru
Имя с открытки - Федот Васильевич Сычков. Зимнее веселье
Имя мордовского живописца – Федота Васильевича Сычкова (1870 – 1958) вошло в современную антологию живописи под заголовком “Забытые имена”. Значит, пришла пора вспомнить?! Развешанные по стенам провинциальных художественных музеев (более всего, конечно, в Саранске) сычковские полотна привлекают мажорным звучанием – веселостью красок, белозубыми улыбками в обрамлении цветных платков, сиянием солнца и снега, запахом-ароматом полевых трав. Сравним сычковскую “Тройку” (трое детишек везут на санках двоих) со знаменитой “Тройкой” Перова, написанной на шестьдесят лет ранее. У Перова – слезы, надрыв, трагедия. У Сычкова – улыбки, шалость, веселье. И это притом, что собственная жизнь Федота Сычкова (особенно на первых порах) была, мягко говоря, отнюдь не идиллической. Однако он “и превозмог, и смог”ѕ В двенадцать лет будущий художник, родившийся в селе Кочелаево, ныне – в Пензенской губернии, лишился отца. Мать, оставшаяся с детьми без куска хлеба, вынуждена была ходить с котомкой по дворам, собирать “Христа ради”. Проявив родственную заботу, бабушка отправила внука в начальную школу. Школьный учитель рисования П. Е. Дюмаев обнаружил у мальчика способности к рисунку и написал письмо-ходатайство к придворному живописцу Михаилу Зичи. Долго ждали учитель и ученик ответа из Петербурга, однако дождались. В ответном письме содержался совет – отправить способного ученика в петербургскую художественную школу, но на какие средства – намека не было. Федот осознал главное: надо самому заработать на дорогу и ученье.
Так началась его трудовая и творческая биография. Сперва - подмастерьем у иконописцев, потом - освоение церковных фресок и выполнение платных портретных работ по представленным фотографиям.Способного паренька заметил местный помещик генерал Арапов. Он был не прочь посодействовать юному дарованию и тем самым себя “приподнять” в глазах земляков, но так ли уж талантлив этот мальчонка? И Арапов поручает Федоту заказ-испытание: исполнить многофигурную композицию на “историческую” тему – “Закладка станции Арапово”. И – чтоб генерал там в рабочем виде показан, как в молодости, в трудах и без регалий.Надо ли говорить, что Сычков охотно взялся за это дело: или грудь в крестах, или голова в кустах. Он изобразил, говоря нынешним языком, “стройку века”, в центре (!) которой катил груженную песком тачку еще молодой “его превосходительство”.Но даже не этот факт восхитил заказчика, обозревавшего многофигурное, полное движения, полотно. Его смущало и радовало, что этот вихрастый мальчишка явно чувствует и перспективу, и композицию.С генеральского благословения и поддержки рублем Федот Сычков оказался в Петербурге, где и поступил в рисовальную школу. Впрочем, генеральских средств на все не хватило, и Сычков снова берет заказы на портреты по фотографиям. И руку тем самым набивал для практики, и в карман что-то перепадало.Следующий этап – поступление в Академию художеств. Хотел к Репину, даже поймал его “за пуговицу” на академической лестнице. Тот – ни в какую: ни одного сидячего места! Впрочем, посоветовал поступить для начала в мастерскую баталистов.- Он тоже хороший профессор – Николай Дмитриевич Кузнецов. И у него места есть, – убеждал Репин. – А как только у меня будет посвободнейѕТак и попал Сычков к Н. Д. Кузнецову. А со временем и уходить никуда не захотел. Известный колорист, мастер жанровых картин и портрета, Николай Дмитриевич был в свое время отмечен самим Крамским. Чего уж тут от добра добра искать.Впрочем, Репина, как своего кумира и наставника Сычков никогда не забывал. То в мастерскую к нему заглянет-посидит, то решится копию снять с очередной репинской работы. От тех счастливых времен сохранил Сычков деловую записку-автограф Репина, в которой тот разрешал копировать репинский портрет государя, с такой вот, лестной для молодого художника, аргументацией: “Сычков хороший живописец”.В 1900 году Сычков завершил учебу в Академии, получил звание художника, а в дипломе, однако, отказали: нет, мол, документа о полном среднем образовании. А у него-то и начальное не до концаѕТак и пошел он по дальнейшей жизни без диплома, но с верой в свой талант и в лучшее будущее. Оптимист он и есть оптимист. Впрочем, успех так и бежал, как собака, по следам его живых и веселых картин, таких как “Троицын день”, “С гор”, “Деревенская карусель”, “Крестьянские дети. Лето”. Кстати, эта последняя, написанная в 1914 году и находившаяся в частном собрании, а потом – в Доме пионеров и школьников Петроградского района г. Ленинграда, в 1973 году поступила в собрание Государственного Русского музея.Увы, далеко не у всех сычковских картин была столь почетная судьба. Многие через посредство приятеля Сычкова художника-эмигранта Вещилова уплывали за границу, где оседали, как правило, в частных собраниях, откуда “выбраться”, за малым исключением, уже не могли. К чести Сычкова-художника надо сказать, что далеко не все его картины мирно успокаивались в безвестности в частных собраниях. Было и общественное признание. Он получил шесть премий на академических выставках в Петербурге. Он удостоен серебряной медали на выставке в Сан-Луи (США). Он заслужил поощрительную премию на Международной выставке в Риме. А в 1908 году и самолично побывал в Англии, Франции и Германии. Едва ли эти поездки добавили что-нибудь к его реалистичной, чисто русской живописи. Но чувство удовлетворения от заграничного вояжа как результата достигнутого, безусловно, было. По приезде в Россию он вернулся в свое родное КочелаевоѕДумаю, что совсем не случайно упомянутая мной книга-альбом “Забытые имена” иллюстрирует Сычкова картинамиѕ с дореволюционных открыток. А больше неоткуда! В музеи брали с большим (политическим) разбором: “Это – не наш”, “Это – нам не надо”, “Плачут? Берем! Смеются? Буржуи, наверно!” и т. д. Стоит ли удивляться, что никакой не эмигрант, не буржуй, а просто жизнерадостный в творчестве художник угодил, совершенно незаслуженно, в забытые имена.
http://www.vesty.spb.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=5758
Биография тут http://www.erzia-museum.ru/sychkov.html
rodich2007.livejournal.com
Описание картины Федота Сычкова «Катание с гор»
Картина Федота Васильевича Сычкова «Катание с гор» – это воплощение деревенского духа. Родился Сычков в русской семье, но проявлял невероятный интерес к мордовской культуре, истории. Именно мордовские веселые гуляния и воплотились на полотне «Катание с гор».
Художник изобразил привычный зимний день. В глубинке великой и необъятной России мордовские девушки и юноши решили отправиться на гуляния. Это интересный и необычный мир, который сейчас уже кажется диковинкой. Люди развлекаются на природе, катаясь с заснеженной горы.
Картина показывает нам жизнелюбие, непринужденность и дурачество деревенских жителей. В центре картины расположены большие деревянные сани, которые присыпали мягкой соломой. Сверху сидят три девушки, позади, стоя, катится парень. Их лица полны жизни и радости. Девушки краснощекие, улыбаются. Художнику удалось невозможное – передать заразительный смех молодежи.
Данное полотно показывает нам необычные наряды мордовской культуры. Женские головы покрыты расписными, яркими платками с необычным рисунком. Такие платки защищают их голову, шею и плечи от студеного, зимнего холода. Необычно и то, что мужчины также носят нашейный узорчатый платочек. У одной из катающихся на ноги надеты теплые гольфы в желтую и черную полоску, что также является необычной деталью гардероба для человека из русской деревни.
Через всю картину проходит длинная, извилистая дорожка, по которой катаются молодые люди. Работа полна жизни и движения. Ни одна из фигур не кажется статической, позирующей. Создается ощущение, что через одно мгновение сани с катающимися вылетят за пределы холста.
Художник использует прием контраста. Холодная белоснежная зима противопоставлена яркой, беспечной жизни деревенских людей. Их традиционные костюмы выделяются на фоне снега и создают рельефность полотна.
opisanie-kartin.com
Художник Федот Васильевич Сычков (1887-1958) - Картины русских художников - Картины, фото галереи - Наследие Предковъ
Федот Васильевич Сычков (1 марта 1870, с. Кочелаево, Пензенская губерния (ныне на территории Мордовии), Российская империя — 3 августа 1958, Саранск, Мордовская АССР, СССР) — известный российский (советский) художник, Заслуженный деятель искусств РСФСР и Мордовской АССР, народный художник Мордовской АССР.Федот Сычков родился в бедной крестьянской семье в селе Кочелаеве. С детства Федот Сычков проявлял способности к живописи. Работал в иконописной мастерской, писал фрески в церквях, выполнял портреты по фотографиям.
В 1892 году он уехал в Санкт-Петербург, в Рисовальную школу Общества поощрения художеств при поддержке генерала И. А. Арапова (1844—1913), обратившего внимание на талантливого молодого художника-самоучку. В 1895 году Ф. Сычков окончил Рисовальную школу и стал вольнослушателем в Высшем художественном училище при Академии художеств. После окончания учебы художник вернулся на родину.
Главная тема художника — жизнь крестьян, сельские праздники.
С 1960 года в Мордовском республиканском музее изобразительных искусств имени С. Д. Эрьзи размещена постоянная экспозиция его произведений (в фондах этого музея находится самая большая коллекции живописных и графических работ Сычкова - около 600 произведений, включая этюды и эскизы).
В 1970 году, к 100-летию со дня рождения выдающегося живописца, был издан приказ Министерства культуры Мордовской АССР об открытии на родине художника мемориального музея. Дом-музей Ф. В. Сычкова был открыт 11 марта 1970 года в с. Кочелаеве после некоторой реконструкции помещений.
Акулька
За работой. Подруги. 1935Блондинка-кокеткаБой-бабаВозвращение из школыВозвращение с сенокоса. 1911.Гринька. Этюд. 1937Девичья улыбкаДевочка, собирающая полевые цветыДевушка. 1945Девушка в голубом платкеДевушка в красном платкеДевушка в оранжевом платке. 1931.Девушка в платкеДевушка в синем платке. 1935.Деревенская красавицаЖенщина с ребенком. Портрет сестры. 1903.Жница. 1931.Зимние игрыКолхозный базар. 1936Крестьянская девушка. 1900-1917МашаМолодухаМолодуха. 1928.Мордовка. Этюд для панно Праздник урожая. 1937.Учительница-мордовка. 1937Мяльщицы льна. 1905.Настя за вязанием. 1925.Плясунья Соня. 1932ПодружкиПодружки. Дети. 1916.Портрет Екатерины Васильевны Сычковой, младшей сестры художника. 1893.Праздничный день. Подруги. Зима.1941.ПрасковьяПриятели. 1911ПряхаРусская красавицаС гор. 1910Собираются в гости. 1940.Трактористки-мордовки. 1938.Тройка1906Трудный переход. 1934.У изгороди. Лето. 1931.У изгороди. Зима. 1931.У плетня 1927ДетиБоярыняПодругиДевушка. 1908.Крестьянская девушкаУ хаты. 1915Школьница-отличница.1934.Эскиз картины В фонд обороны. 1942.Эскиз картины Девушки Мордовской АССР изучают военное дело. 1942.109 JPG / 500*373-3831*4812 / 34,60 MB Скачать:
Зеркало:В Мой Мир
Обсудить на нашем форуме
rodobozhie.ru
Федот Сычков - marina_ogor
Открыла для себя чудесного русского художника, который, к сожалению, мало известен у нас. Этому человеку природа дала не только дар художника, но и дар радоваться жизни. Если бы он жил в наше время, про него бы говорили: очень позитивный человек.Вот, поглядите сами, каков художник Федот Сычков (1870-1958).
Праздничный день. Подруги. Зима. 1941
Собираются в гости. 1940
Трактористки-мордовки. 1938
Федот Васильевич Сычков родился в деревне Кочелаево Пензенской губернии, которая в советские годы оказалась на территории Мордовской республики. За вычетом учебы в Петербурге, небольшого путешествия за границу в 1908 г. и нескольких выездов на российский юг Сычков всю жизнь прожил в родной деревне и лишь последние два года — в Саранске. Вот уж действительно, где родился, там и сгодился!
Девушка. 1945
Крестьянская девушка
Дети
А родился Федот в очень бедной семье. Закончил трехклассную земскую школу, работал в иконописной мастерской, мечтая уехать в Петербург, чтобы учиться на художника.
Портрет Анны Ивановны Сычковой, матери художника. 1898
Женщина с ребенком. Портрет сестры. 1903
Христославы
Его мечта сбылась. Богатый владелец соседней с Кочелаевым усадьбы Арапово генерал Арапов посодействовал устройству юноши в Рисовальную школу Петербурга. После нее Сычков поступил вольнослушателем в училище при Академии художеств, в класс батальной живописи Н. Кузнецова и П. Ковалевского. Брал частные уроки у Ильи Репина.
Автопортрет. 1893
Мяльщицы льна. 1905
С гор. 1910
Баталистом Сычков так и не стал, зато стал великолепным бытописателем русской деревни и портретистом. Хороши также его пейзажи. Художник жил в Петербурге, летом — в родном Кочемасове, участвовал в различных выставках, где был отмечен премиями. И продолжал рисовать то, что лучше всего знал и понимал.
Колхозный базар. 1936
Крестьянская девушка. 1900-1917
Разлив Мокши
За работой. Подруги. 1935
В Петербурге в 1903 году Сычков женился на милой, интеллигентной девушке Лиде Анкудиновой, которая после Октябрьской революции уехала вслед за мужем в Пензенскую губернию и прожила вместе с ним в деревне всю жизнь - в доме с небольшим крыльцом. Упоминаний о детях, прочитав несколько статей о Сычковых, я не нашла. Кстати, на этом портрете - жена художника.
Женский портрет
В 30-е годы до Федота Васильевича докопалась советская власть: хотели его раскулачить. Он написал наверх прошение оставить его в покое, а также — письмо своему товарищу по училищу Вещилову — тот еще в 20-е годы уехал в Париж. Просил помочь ему устроиться, если придется уехать из СССР.
Девушка в красном платке
Зимняя дорога. 1940
Товарищ откликнулся, обещал помочь, но на родине вдруг все устроилось. В Мордовии был создан Союз художников. Создавать его приехал директор Академии художеств Бродский, который хорошо знал Сычкова по выставкам в столице. Он был удивлен, что такого талантливого художника тут почти не знают. Его картины произвели настоящий фурор на первой же местной выставке. Сычкову было присвоено звание заслуженного деятеля искусств МАССР. Девушки Мордовской АССР изучают военное дело. 1942
Настя за вязанием. 1925
Учительница-мордовка. 1937
Впоследствии он стал заслуженным деятелем искусств РСФСР (1950) , народным художником Мордовской АССР (1955). В 1970 г. на родине художника открыт его дом-музей.
Трудный переход.1934
Подружки. Дети. 1916
В цветущем огороде. 1913
Федот Васильевич за свою жизнь нарисовал множество жанровых картин, портретов. Его работы хранятся в Третьяковке, Мордовском республиканском музее изобразительных искусств и других музеях. С большинства из них на нас смотрят смеющиеся лица детей, женщин, переживающие счастливые мгновения.
Плясунья Соня. 1932
Подружки
Возвращение из школы. 1945
marina-ogor.livejournal.com