Автопортрет с собакой. Хогарта картины
Уильям Хогарт Автопортрет с собакой: Описание произведения
По форме это «портрет в портрете», ставший весьма популярным еще в искусстве барокко. Перед овальным портретом Хогарта важно восседает его любимый пёс. История даже сохранила его имя – Трамп. Это именно реальный пёс, а вовсе не глубокомысленная аллегория: бездетный художник настолько любил животных, что когда кто-то из его собак или птичек умирал, даже устраивал им могилки прямо перед окнами своего поместья.
Опорой «портрету в портрете» служит стопка книг, подбор которых также далеко не случаен. Трое великих английских писателей – Уильям Шекспир, Джон Мильтон и Джонатан Свифт – были не только любимыми авторами Хогарта, но и в определённом смысле основанием, литературной «опорой» его собственного подхода к искусству, его реализма и его сатиры. К тому же со Свифтом Хограт был не только лично знаком, но и приятельствовал. Автор «Гулливера» поддерживал Хогарта в их обоюдной творческой стратегии разить сатирой пороки людей – этих, как выражался Свифт, «скотоподобных существ». «Общее совершенствование рода человеческого» – так формулировал свою задачу Свифт, и наверняка под этой целью подписался бы и Хогарт.
«Как же мне тебя недостает, мой ироничный друг Хогарт! Некоторые называют тебя дерзким забиякой – их можно понять: уж слишком ты правдив и категоричен в своих портретах!» – прочувствованно писал из Ирландии Свифт. Нужно сказать, что эта категоричность нередко выходила Хогарту боком. Однажды высокопоставленный вельможа отказался забирать свой портрет и платить за него – настолько реалистически-неприглядно изобразил его Хогарт. Но художник не растерялся. Он послал вельможе письмо с уведомлением: если его милость не соизволит оплатить работу в срок до трёх дней, то его портрет с добавлением хвоста и еще некоторых интересных деталей будет выставлен в городском зверинце.
Но обаяние Хогарта заключено в том, что он смотрит с долей насмешки не только на окружающих, но и на самого себя. Существует мнение, что этим автопортретом Хогарт воздаёт самому себе по заслугам за жизнь, полную лишений и труда. Но обратим внимание, как именно он, нескромно считавший себя лучшим художником Англии, это делает. Хогарт не создаёт парадного портрета, которым мог бы себя возвеличить. Он не пишет автопортрет в торжественной тишине творческого процесса – с кистью в руках и в атмосфере священнодействия. Наоборот – художник изображает себя без парика, в халате и домашнем колпаке. Хогарт не церемонится с собой, как не церемонился он со своими героями. Один из поклонников таланта художника справедливо заметил «Хогарт – типичный англичанин: честный, смелый и очень непосредственный».
Слева внизу Хогарт пишет палитру. На ней изображена S-образная кривая и надпись Тhe Line of Beauty and Grace - линия красоты и привлекательности (грации). Хогарт еще называл её «змеевидной линией». Через 8 лет после написания «Автопортрета с собакой» художник опубликовал трактат «Анализ красоты», где теоретически обосновывал своё убеждение, что S-образная линия – это универсальный «знаменатель прекрасного»: всё, что мы находим красивым, полагал Хогарт, так или иначе, имеет в основании подобную кривую.
Автор: Анна Вчерашняя
artchive.ru
Уильям Хогарт - Биография художника, известные произведения, выставки
Английский художник Уильям Хогарт (William Hogarth), если попытаться составить представление о нём по его нравоучительным картинам, может показаться дотошным и нудным морализатором. «Карьера проститутки», «Карьера мота», «Модный брак» — во всех сериях его картин обличается порок, а герои приводятся к закономерному (при их-то образе жизни!) плачевному финалу. Но биография Хогарта показывает, что ни занудой, ни ханжой он не был. Скорее уж — совсем наоборот…Родители будущего художника перебрались в Лондон из провинции. Если хотите пример настоящей британской эксцентричности — то вот вам Ричард Хогарт. Вообще-то он был сельским учителем, преподавал школьникам латынь, но по каким-то одним ему ведомым причинам был убеждён, что в будущем непременно займет важный государственный пост. Старшего сына Ричард амбициозно нарёк Уильямом в честь короля Вильгельма III. Хогарт-отец без оглядки бросался во всякие авантюры и часто влезал в долги. Например, с треском провалилась его затея организовать ресторан, в котором все посетители общались бы исключительно на латыни. Его жена Энн Гиббонс, имея на руках уже четверых детей, пыталась продавать какие-то травы и снадобья — подростком сын Уильям помогал ей в этом. Но от финансового краха семью это не уберегло. За многократные нарушения долговых обязательств Ричард Хограт был приговорён к заключению в Флитской тюрьме.
Построенная в далёком XII веке, тюрьма была заведением поистине легендарным. Когда-то в её стенах томились поэт-метафизик Джон Донн, знаменитый пуританский проповедник Генри Барроу, а Чарльз Диккенс в «Посмертных записких Пиквикского клуба» поместит во Флитскую тюрьму главного героя, Сэмюэля Пиквика. С XVIII века тюрьма получала «узкую специализацию» — исправлять должников и банкротов. Туда-то в 1708-м году и угодил отец Хогарта. Утешало лишь, что семья Ричарда отправилась в тюрьму вместе с ним. Британские законы позволяли заключённым не расставаться с близкими, для чего на территории тюрьмы располагались бараки для их жён и детей. Так 11-летний Уильям получил важный жизненный опыт: в исправительном заведении он мог наблюдать обитателей лондонского «дна» — воров, проституток, пьяниц, бродяг и мошенников. Многие из них впоследствии прославят Хогарта, будучи изображёнными на гравюре или холсте.
Сам Хогарт вспоминает, как в тюрьме беспрестанно развивал память, тренируясь «держать предмет перед мысленным взором». Это станет его методом — больше рисовать по памяти, чем непосредственно с натуры.
Видя, насколько Уильям наблюдателен и как хорошо рисует, по выходе из заключения отец отдал его учиться к знаменитому гревёру-позолотчику Элису Геймблу. Там Хогарт научился резать по металлу, украшая монограммами, шифрами и гербами разные предметы обихода — от посуды до серебряных табакерок.
Хограту было 23 года, когда умер его отец. Чтобы прокормить мать и младших сестёр, Уильям решается открыть собственное дело. Помимо того, чем он занимался в мастерской Геймбла, Хогарт начинает изготавливать и сюжетные гравюры и вскорости понимает, что именно они-то и интересны публике.
Одна из его первых гравюр называлась «Пузыри Южного моря». Сейчас нам непросто сообразить, что значат изображённая там толпа, предающаяся низменным развлечениям, адская карусель и прочее. Но современники прекрасно поняли, что сатира Хогарта направлена на недавно провалившуюся коммерческую компанию Южных морей, обанкротившую немало акционеров.
Гравюры Хогарта становятся популярны, они остроумны, злободневны, а главное — недороги: один оттиск стоит около шиллинга.
Вдохновленный тем, что его творчество находит отклик у зрителей, Хогарт решает начать учиться живописи и поступает в одну из частных лондонских академий. Правда, его быстро разочаровало бесконечное копирование старых итальянцев, срисовывание голов и торсов. Он находил это излишним и скучным, а исторический жанр удаётся самому Хогарту слабо.
Единственным из современников, у кого Уильям хотел бы учиться, был королевский живописец Джеймс Торнфилл, кстати, первый английский художник, получивший дворянство. Хогарт бросил академию и поступил в мастерскую Торнфилла. Маэстро был вполне доволен учеником, как вдруг грянул скандал. Хогарт влюбился в его дочку — 19-летнюю Джейн, похитил её и в 1729 году они тайно обвенчались. Сначала Торнфилл был в бешенстве, однако со временем, как утверждают биографы, всё же открыл для зятя «и своё сердце, и свой кошелёк»: к примеру, они совместно работали над украшением знаменитого парка Воксхолл-Гарден на берегу Темзы, после чего Хогарт приобрёл имидж превосходного декоратора.
Но настоящую известность ему принес цикл из 6 картин «Карьера проститутки» — поучительная история провинциалки Мэри, угодившей в лондонскую пучину порока. Картины сгорят в пожаре 1755 года, но сохранятся собственноручные гравюры Хогарта. Популярность хогартовской блудницы зашкаливала. Её перерисовывали на чашки и тарелки, штамповали на веерах. Когда предприимчивый (в отличие от своего незадачливого отца) Хогарт объявил на свои гравюры подписку, на серию «Карьера проститутки» тут же подписалось почти полторы тысячи человек. Вдохновившись успехом, Хогарт объявил подписку на следующую серию из 8 работ, названую им «Карьера мота».
Оригинальной была сама идея Хогарта объединить несколько картин сквозным сюжетом. Кроме того, он использовал в живописи театральные приемы. Как хорошая пьеса, серии Хогарта имеют центральную линию и несколько побочных, герои обладают выразительнейшей мимикой и жестами, а зрителю предлагается следить за сменой мизансцен и декораций. «Моя картина — это моя сцена, а фигуры — мои актёры», — так пояснял Хогарт придуманный им метод. Современники свидетельствуют: в Лондоне почти не осталось домов, где бы ни висели поучительные гравюры Хогарта.
Чтобы искать новые типы для своих картин и гравюр, Хогарт любил бродить по лондонским улицам, не брезговал злачными местами и трущобами. Беглые наброски делал прямо на ладонях и иногда — на ногтях. Правда, никто, кроме него самого, не смог бы разобрать, что значат эти черточки и штрихи.
Писал Хогарт и портреты, немного ироничные, но жизнеутверждающие. «Девушка с креветками» и «Слуги Хогарта» — лучшие из них.
Автопортрет Уильяма Хогарата (1745) — единственный в своём роде. Кто-то вписывает собственную фигуру в религиозный сюжет, кто-то изображает себя за работой, с палитрой и кистями в руках, Хогарт же запечатлел на переднем плане своего мопса, и лишь на втором — себя самого. Собака — это отнюдь не аллегория: их-то как раз Хогарт терпеть не мог, считая, что в искусстве должна быть полная ясность и никаких загадок для зрителя. Просто художник очень любил животных. Когда кто-то из собак или птичек, живущих в его доме в лондонском предместье Чизуик, умирал, Хогарт устраивал им торжественные похороны прямо у себя во дворе.Животных Хогарт обожал — к людям он относился гораздо критичнее. О его задиристом и склочном характере ходили легенды.
Коллеги-художники недолюбливали Хогарта за его, как им казалось, непомерное самомнение и тщеславие. В 1743-м Хогарт приехал в Париж, но был выдворен оттуда и обвинен в шпионаже, хотя настоящей причиной были его неполиткорректные высказывания о французском искусстве. Хогарт не признавал авторитетов прошлого. Доставалось и современникам — за излишнюю красивость, нередко прикрывавшую пустоту. В ответ конкуренты рисовали злые карикатуры на Хогарта. Однако имелись кумиры и у него. Разбогатев и купив дом в целых четыре этажа, художник воздвиг перед ним позолоченный бюст Ван Дейка. Если кто-то, желая польстить хозяину, называл его столь же великим, как Ван Дейк, Хогарт не скромничал: «А ведь вы правы, черт побери! Дайте мне только время и возможность выбрать натуру!»
Больше всего Хогарту досаждали подражатели и бессовестные торговцы. Хогарт едва успевал закончить работу — а её уже копировали во множестве экземпляров посредственные граверы, а книгопродавцы пускали в оборот за полцены. В финансовом выигрыше оказывались все. Кроме самого Хогарта. Тогда Хогарт обратился в британский парламент. Он подготовил законопроект, согласно которому в течение 14 лет никто не имел права тиражировать изображения без ведома их автора. Проект нашел одобрение у короля Генриха II, но принят был, правда, лишь спустя 13 лет. «Закон Хогарта» — первый в Европе документ, направленный на защиту авторского права художников и граверов.
Хогарт оставил интересные воспоминания, а также замечательный искусствоведческий трактат «Анализ красоты» (1753), не потерявший актуальности до сих пор.
Умер художник 26 октября 1764 года и похоронен в Лондоне.
Автор: Анна Вчерашняя
artchive.ru
Хогарт Уильям (1697 - 1764)
Политический и экономический расцвет Англии начинается с 16-го века. В правление королевы Елизаветы Англия уже по праву считается владычицей морей. Новые морские пути и связанная с ними торговля сформировала в стране сильную буржуазию, и в 17-м веке в Англии произошла буржуазная революция. В результате государственного переворота 1688 года была установлена буржуазно-конституционная монархия, ограничившая власть короля и провозгласившая верховенство парламента.
Таким образом, завоевания буржуазной революции пришли в Англию на столетие раньше Франции.
Союз буржуазии с дворянством способствовал расцвету английской культуры и эстетических вкусов. Теперь Англия справедливо считается первой страной в области литературы, драматургии и театра.
Английское изобразительное искусство сложилось позже остальных видов искусств, и процесс этот был трудным. Феодальные войны и Реформация тормозили формирование собственной художественной традиции. В протестанской Англии почти не было религиозной живописи. В 17-м веке медленно начинает развиваться портретный жанр, в основном миниатюра.
Расцвет национальной английской живописи начинается с Уильяма Хогарта.
Этот художник помог сблизиться с передовой английской литературой и театром. Хогарт сначала учился у ювелира, затем стал заниматься гравюрой и как гравер сложился быстрее живописца. В гравюрах он изображает современную жизнь и делал предметом сатиры все ее отрицательные стороны: распущенность нравов, продажность суда, разложение армии и т.д.
Хогарт создает целые серии живописных полотен: "История шлюхи", "История распутника", "Модный брак". В этих сериях художник рассказывает о судьбе простых людей. Каждая из картин в сериях представляет собой как самостоятельное произведение живописи. Многие картины дошли до нас только в виде гравюр, т.к. живописные произведения погибли во время пожара. Картины Хогарта, достоверные и по сюжету, и в деталях быта, звучали морализаторски-назидательно, как воскресная проповедь.
Хогарт занимался и исторической живописью, религиозными сюжетами.
Хогарт - это жанровые картины и гравюры, в которых он показал социальную жизненную драму несколько прямолинейно, но без всякого иносказания, в доступной, ясной форме.
На протяжении всей жизни Хогарт обращался и к портрету. Это и групповые портреты, и парадные, и портреты близких людей.
Хогарт был единственным художником английского Просвещния и первым живописцем-просветителем в Европе. Его искусство прочно связано с искусством театра, сатирических журналов, с литературой Просвещения. Справедливо считается, что Хогарт стал первым представителем великой живописи в Англии.
cvetamira.ru
"Уильям Хогарт: анализ красоты" (Окончание)
Иллюстрация «Двор скульптора» - первая к трактату «Анализ красоты» - одна из самых знаменитых, своеобразное филосовско-лирическое интермеццо. Хогарт избразил двор Джона Чира близ Гайд-парка, заполненный выдающимися скульптурными произведениями, среди которых Лаокоон, Геркулес Фарнезский и Венера Медицейская.Двор скульптора. Первая иллюстрация к трактату «Анализ красоты» 1753 Гравюра резцом, офорт
Контрданс – наглядный пример мнемотехнической системы Хогарта, приведенной автором в главе «О положениях тела». Систему линий и знаков для передачи особенностей движения человека Хогарт разработал еще в юные годы. Во время прогулок по Лондону он ставил на ногтях своей левой руки черточки и символы, которые помогали ему запоминать увиденное и запечатлеть позднее в своих рисунках.
Контрданс Вторая иллюстрация к трактату «Анализ красоты» 1753 Гравюра резцом, офорт
Модный брак» (англ. Marriage à-la-mode) — цикл из шести картин Уильяма Хогарта, созданный в 1743—45 годах. В этом цикле Хогарт высмеивает высшее общество.«Брачный контракт» — первый эпизод цикла, в котором показано подписание брачного контракта. Примечательно, что супруги не смотрят друг на друга: жених любуется своим отражением в зеркале, а невеста заигрывает с другим молодым человеком, адвокатом по имени Сильвертанг. Отец жениха граф Сквандерфилд держит в руках свиток с изображением генеалогического древа, а отец невесты — брачный контракт. Отцы супругов больше заинтересованы в браке детей, чем они сами. Благодаря браку семья жениха избежит финансового краха, а семья невесты купит себе связи в высшем обществе. На картине присутствуют несколько символов. Это собаки, скованные одной цепью и символизирующие описанный брак и картины на стенах («Давид и Голиаф», «Мученичество св. Лаврентия», «Убиение Авеля», «Св. Себастьян», «Юдифь и Олоферн»), пророчащие печальный конец этого предприятия.
Жерер Скотен II Брачный договор Лист1 из серии «Модный бак» 1745 по картине У.Хогарта Гравюра резцом, офорт
Второй эпизод описывает утро из жизни супружеской пары. Часы на стене показывают 1:20. Супруга энергична и радостна, из чего можно заключить, что она только встала, а супруг, судя по костюму и шляпе, всю ночь провёл вне дома. Из его кармана торчит дамский чепчик, которым заинтересовалась собачка, но он его даже не замечает. У ног мужа лежит сломанная шпага. Возможно, это намёк на его импотенцию. Из комнаты выходит управляющий имением, держащий в руках неоплаченные счета и лишь один оплаченный. Беспорядок в комнате свидетельствует о празднестве, которое проводилось недавно. На стене висит картина, изображающая амура среди развалин. Амур играет на волынке, но у него нет стрел. Всё это символизирует неудачный брак. Графиня провела вечер за игрой в карты. У её ног лежит книга Эдмонда Хойла о висте, а чуть дальше разбросана колода карт. В отличие от мужа она бодра и довольно потягивается. Сидит она в неженственной позе с широко раздвинутыми ногами. На юбке графини виднеется большое влажное пятно. Полузакрытыми глазами она смотрит вправо и как будто с помощью карманного зеркальца даёт сигнал кому-то, находящемуся за пределами картины. На стене в дальней комнате висят три портрета апостолов и одна картина, вероятно, настолько неприличная, что её закрыли зелёной занавеской, из-за которой видна лишь обнажённая ступня.
Бернар Барон Тет-а тет Лист2 из серии «Модный бак» 1745 по картине У.Хогарта Гравюра резцом, офорт
Действие третьего эпизода происходит в комнате доктора-шарлатана по имени де ла Пилюль. Доктора посетил граф Сквандерфилд вместе с любовницей, стоящей справа от него, которая ещё очень молода, и её матерью. Судя по чёрному пятну на шее, граф болен венерической болезнью. Доктор посоветовал графу принять ртутные пилюли, считавшиеся в то время способом излечения от венерической болезни. Видимо, пилюли не подействовали, и поэтому все присутствующие требуют от доктора другого способа лечения. Коробочки с пилюлями держат в руках доктор и девочка, ещё одна коробочка есть на стуле графа. Граф угрожающе приподнял трость, а предполагаемая мать девочки держит в руках нож.
Бернар Барон Медицинский осмотр Лист3 из серии «Модный бак» 1745 по картине У.Хогарта Гравюра резцом, офорт
«Будуар графини» описывает утренний туалет графини, во время которого она принимает гостей и кокетничает со своим любовником — тем самым Сильвертангом, с которым она заигрывала на первой картине. То, как вольготно адвокат расположился на софе, говорит о его особом положении среди гостей. Он показывает графине приглашение на бал-маскарад. За спиной леди Сквандер стоит парикмахер, проверяющей температуру щипцов для завивки на листе бумаги. Слева от графини сидит её подруга, увлечённая оперным певцом. Оперный певец поёт под аккомпанемент флейты. Их слушают двое джентльменов, один из них ещё не вышел из состояния сонливости и подносит к губам чашку с горячим шоколадом, а другой делает вид, будто слушает певца и пытается дирижировать. За ними сидит тучный джентльмен, похрапывающий открытым ртом. Он не выдержал скуки, царящей на этом приёме. Судя по стеку, который он держит в руках, это сельский сквайр. Со времени свадьбы прошло некоторое время, художник подчёркивает это с помощью двух деталей. Зеркало на столике и кровать увенчаны короной, а это значит, что отец мужа умер, и сам муж стал графом. На спинке стула графини висит красная лента с коралловой соской, намекающая, что графиня стала матерью. Возможно, няня уже приносила ребёнка для утреннего поцелуя и забыла соску. Графиня, будучи дочерью торговца, ставшей аристократкой, пытается копировать ритуал «утреннего выхода короля» Леди Сквандерфилд устраивает некое подобие «большого выхода». На ней утренней платье, а на коленях часы, показывающие два часа дня. Когда парикмахер закончит свою работу, графиня, вероятно, наденет выходное платье и отправится наносить визиты. Об этом свидетельствует множество приглашений, валяющихся под стулом одного из музыкантов. Некоторые приглашения написаны на рубашке игральных карт. Тем самым художник показывает, что карточные игры были обычным времяпрепровождением в окружении графини. На полу недалеко от графини лежат вещицы, купленные ей на аукционе. С них ещё не успели снять номерки. Слуга-негритёнок в индийском тюрбане показывает на фигурку с оленьими рогами — символ обманутого мужа. Эта статуэтка изображает Актеона, которого Артемида превратила в оленя за то, что он увидел её обнажённой во время купания. После этого Актеон был разорван собственными собаками. В корзинке рядом со статуэткой лежит поднос, на котором видны совокупляющиеся Леда и лебедь. Этот эротический сюжет выбран Хогартом неслучайно. Он намекает на запретные удовольствия и неверность в браке, ведь и Леда, и Зевс, превратившийся в лебедя, изменяли своим супругам.У ног адвоката художник поместил книгу, на которой можно увидеть название «Le Sopha». Это скандальный роман «Софа» французского писателя Клода Кребийона, написанный в начале 1740-х гг. и вскоре переведённый на английский язык. В нём рассказывается о человеке, наказанном Брахмой и ставшего софой в следующей жизни. Так главный герой стал свидетелем любовных связей, происходивших скорее не из страсти, а от скуки. Книга была написана изящным языком, позволявшим разгуляться воображению, что быстро сделало её популярной.
Жерер Скотен II будуар графини. Лист4 из серии «Модный бак» 1745 по картине У.Хогарта Гравюра резцом, офорт
Действие пятого эпизода разворачивается в Багнио (дом, где можно снять комнату) Судя по костюмам и маскам, лежащим на полу, графиня и адвокат вернулись с маскарада и сняли эту комнату, где и произошла измена мужу.Граф, следивший за ними, вторгся в комнату и застал их. Было решено выяснить всё с помощью дуэли на шпагах. Во время дуэли виконт получил смертельное ранение. Его соперник убежал в окно, в комнату вбежали хозяин багнио и охранник. В этот момент графиня стоит на коленях и просит у мужа прощения. На стене висят картины «Суд Соломона» и портрет куртизанки.
Жерер Скотен II Дуэль и смерть графа Лист5 из серии «Модный бак» 1745 по картине У.Хогарта Гравюра резцом, офорт
Последний эпизод описывает смерть графини. Прочитав в газете, валяющейся у её ног, что Сильвертанг казнён, графиня принимает смертельный яд. К ней подносят дочку для прощания. На лице дочки чёрное пятно — признак сифилиса, доставшегося ей от отца, кроме того она хромает на одну ногу. Так художник подчёркивает, что потомство этой семьи вряд ли выживет. Так как у супругов нет детей мужского пола, титул потерян. Отец графини снимает с её руки обручальное кольцо, немного в стороне доктор разговаривает со слугой и обвиняет его в приобретении яда. На стенах висят картины фламандских художников, описывающие жизнь низших классов. Собака тянется к пище на столе.
Жерер Скотен II Смерть графини Лист6 из серии «Модный бак» 1745 по картине У.Хогарта Гравюра резцом, офорт
В 1737 г парламент Великобритании принял подготовленный сэром Робертом Уолполом Закон о лицензировании театральной деятельности. Согласно новому биллю, все актеры труппы обязывались получать разрешение на работу. В результате большинство театров закрылось. Запрещение театральных представлений в основном носило политический характер и вызвало волну общественного протеста, к которой присоединился Хогарт. Художник создал картину, посвященнуюзакулисной жизни небольшой актерской труппе, состоящей из 13 человек. Картина впоследствии погибла во время пожара в Литтлтон-Хаусе близ Стейнза. Составить представление об утраченном полотне позволяет гравюра, выполненная Хогартом в 1738г.
Странствующие актрисы, одевающиеся в сарае. 1738 Гравюра резцом, офорт
О гравюре «Взбешенный музыкант генри Филдинг написал: «Достаточно взглянуть на нее. Чтобы сделаться глухим». Именно такой реакции ожидал Хогарт от своих современников, когда запечатлел все мыслимые для Лондона того времени источники шума.Сцену на одной из улиц близ церкви Святого Мартина в полях Хогарт уподобил оркестру без дирижера, охваченному какафонией. В образе взбешенного музыканта представители творческой интеллигенции увидели черты итальянского дирижера и композитора Пьетро Каструччи.
Взбешенный музыкант 1741 Гравюра резцом, офорт
В 1730е гг Хогарт создал 2 пары живописных полотен, которые получили название: «До и После». Картины задумывались, как пародия на галантные сцены французских мастеров Антуана Ватто и Никола Ланкре. В первой сцене художник показал момент соблазнения молодой женщины. На лице героини – ипуг. Оказывая сопротивление навязчивому кавалеру. она опрокинула туалетный столик, в ящике которого Хогарт изобразил книгу «Практика благочестия» священника Льюиса Бейли. Так художник показал, что его героиня невинна и поддалась искушению по наивности.
До Лист 1 из серии «До и После» 1736 Гравюра резцом, офорт
Сцена в будуаре. Соблазненная молодая женщина умоляет юношу остаться. Беспорядок в комнате символизирует сложные отношения любящих, а разбитая чашка и осколки зеркала – поруганную девичью честь. На стене около кровати изображены две картины, посвященные забавам купидона, одна из которых указывает на угасшее сексуальное влечение героя.
После Лист 2 из серии «До и После» 1736 Гравюра резцом, офорт
Серию «Вторжение» Хогарт выполнил под впечатлением от политических событий, приведших к началу Семилетней войны, в результате которой возник конфликт Великобритании с Францией за колонии в Северной Америке и Ост-Индии.В 1 листе серии художник показал французских солдат, ожидающих отправление на корабле в Великобританию около таверны "Королевский башмак» на побережье Франции. В центре гравюры Хогарт запечатлел монаха с секирой в руке и деревянные сани для перевозки умерших к месту погребения. В санях лежат орудия пыток, статуэтка Святого Антония Падуанского и план английского монастыря Блэкфрайарз.
Франция лист 1 из серии «Вторжение» 1756 Гравюра резцом, офорт
Сцена около паба «Герцог Камберленд» на побережье Англии. Сытые, добротно экипированные, английские солдаты занимаются строевой подготовкой и отдыхают в местной пивной. Им предоставлена провизия, новые мушкеты, музыкальные инструменты и краски, с помощью которых они создают карикатурный портрет французского короля Людовика XV.
Англия лист 2 из серии «Вторжение» 1756 Гравюра резцом, офорт
«Улица Пива» - аллегория Благополучия. В руках у каждого из изображенных горожан – мясников, бочара, торговок рыбой – вместительные кружки с пивом. Лишь один человек в этой пестрой толпе опьянен на свой манер не пивом, а искусством. Это художник, который создает рекламную вывеску с девизом «В скирде ячменя заключено здоровье».
Улица Пива 1751 Гравюра резцом, офорт
«Переулок Джина» - парная гравюра к «Улице Пива». Изображена сцена в окрестностях церкви Святого Георгия в Блумсберри. Аллегория Хаоса и Беспорядочной жизни зависимых от крепкого алкоголя горожан.Переулок Джина 1751 Гравюра резцом, офорт
Сюжет цикла «Выборы в парламент» основан на предвыборной компании, которая проходила в 1754г в Оксфордшире. На 1м листе изображен банкет в одном из постоялых дворов графства. В пиршестве участвуют все местные жители, включая священника и самого кандидата, который изображен около флага с надписью «Свобода и лояльность»
Предвыборный банкет Лист 1 из серии «Выборы в парламент» 1756 Гравюра резцом, офорт
Действие происходит на узкой деревенской улочке, между двумя пабами. Около паба «Королевский дуб», украшенного вывеской с изображение короны, собрались сторонники тори. Рядом с гостиницей и пабом «Портобелло» расположились сторонники вигов. Они врменно переименовали место встречи в «Аукционный офис», желая тем самым подчеркнуть свою приверженность политике Уолпола, который подготовил Акцизный билль 1773г.
Предвыборная агитация Лист 2 из серии «Выборы в парламент» 1756 Гравюра резцом, офорт
Сцену общего голосования Хогарт уподобил театральному спектаклю. Под навесом сооруженного на помосте балагана выборные агенты приводят избирателей к присяге и вручают им биллютени. В голосовании участвуют все жители Оксфордшира, включая калек, парализованных и душевнобольных.
Голосование Лист 3 из серии «Выборы в парламент» 1756 Гравюра резцом, офорт
Во время чествования победителя выборов, кресло с депутатом несет по улице толпа горожан. На первом плане – драка представителей разных политических партий, не согласных с результатами выборов.
Чествование депутата Лист 4 из серии «Выборы в парламент» 1756 Гравюра резцом, офорт
Гравюру «Смеющаяся публика» использовалась в качестве талона подписки на графическую серию «Карьера мота» и листа «Саутуаркская ярмарка». В основу сюжета легли наблюдения Хогарта за публикой в одном из лондонских театров. Художник запечатлел смеющихся зрителей, расположившихся неподалеку от оркестровой ямы, и двух молодых аристократов, флиртующих с продавщицами апельсинов. Возможно, на создание образов молодых повес Хогарта вдохновило знакомство с Чарльзом Дугласом, третьим герцогом Куинсберри. Именно ему посвящена данная гравюра.
«Смеющаяся публика» 1733 офорт
Одна из самых известных гравюр Хогарта «Пять ордеров париков» посвящена парикам. Художник сравнивает их с архитектурными элементами и рассуждает на тему их формы, отдавая предпочтение укладкам в античном стиле. Особенностью произведения является необычное сочетание текста и изображений – профильных портретов высокопоставленных особ в париках новой моды. Среди них – королева Шарлотта (супруга Георга III) и также архитекторы Джеймс Стюарт и Николас Реветт, которые снискали славу ценителей античности.
Пять ордеров париков 1761 Гравюра резцом, офорт
vittasim.livejournal.com
ТВОРЧЕСТВО УИЛЬЯМА ХОГАРТА. АНАЛИЗ КАРТИНЫ «БРАЧНЫЙ КОНТРАКТ»
ТВОРЧЕСТВО УИЛЬЯМА ХОГАРТА. АНАЛИЗ КАРТИНЫ «БРАЧНЫЙ КОНТРАКТ»
Шуличенко Анастасия Александровна
студент, кафедра дизайна и медиатехнологий, Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород.
Чернявская Наталья Эдвиновна
научный руководитель, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра иностранных языков, Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород.
Уильям Хогарт, известный английский живописец, иллюстратор, автор сатирических гравюр и теоретик искусства, его по праву считают основателем английской школы живописи. Художник родился в семье бедного сельского учителя в пригороде Лондона. С самого раннего детства мальчик проявлял незаурядные способности к рисованию. Из-за проблем в семье он поздно занялся учебой, однако был очень наблюдательным ребенком с хорошей памятью.
Так и не окончив начальную школу, он стал помощником гравера, а после полностью содержал семью, так как его отец умер. Хогарт много занимался самообразованием, брал различные уроки и старался как можно больше развивать свои навыки в живописи.
В творчестве Хогарт старался правдиво показать жизнь различных слоев общества, иногда даже высмеивая их. Его знаменитые серии картин: «Карьера проститутки», «Выборы в парламент» и «Модный брак», лучше всего выражают суть жизни общества 17-18 веков. Серия картин «Модный брак» (Marriage a la Mode) стала первой в Британии, высмеивающая нравы высшего общества. В нее вошли: «Брачный контракт» (The Marriage Contract), « Вскоре после свадьбы» (Shortly After the Marriage), «Визит к шарлатану» (The Visit to the Quack Doctor), «Будуар графини» (The Countess's Morning Levee), «Дуэль и смерть графа»(The Death of the Earl), «Смерть графини» (The Suicide of the Countess).[3] Шесть великолепных полотен целиком отобразили жизнь персонажей. Каждая картина интересна своей уникальностью, насыщена множеством деталей и является очередным жизненным этапом. Сейчас все шесть картин из цикла «Модный брак» находятся в Национальной галерее Лондона.
Картина «Брачный контракт» из цикла картин «Модный брак» была написана в 1743—1745 годах и являлась первой из шести. «Брачный контракт» повествует о начале типичной для того времени истории. В данной своей картине Хогарт показывает всю суть высшего общества и браков по расчету. Картина наполнена множеством деталей и отсылками к различным библейским сюжетам. Художник старался показать реалистичность события и красочную детальность стиля рококо.[1]
Граф по фамилии Сквандер («мот») решил женить своего молодого сына на дочери преуспевающего городского торговца. Действие происходит в одной из комнат дворца графа. Сюжет картины это заключение брачного контракта между бедным сыном аристократа и дочерью богатого торговца. Благодаря браку семья жениха избежит финансового краха, а семья невесты купит себе связи в высшем обществе.
Рисунок 1. Уильям Хогарт. Брачный контракт. 1743-45. The Marriage Contract. Холст, масло. Национальная галерея, Лондон. [2]
Картину можно разделить на две части: левую и правую. Материал, в котором написана картина это масло, оно дает возможность автору показать яркость деталей, выразить эффекты, сделать лица людей реалистичными, а так же детализировать фактуру мебели и интерьера.
В картине два композиционных центра которые можно выделить в треугольники. Первый треугольник - три фигуры слева, и второй - две фигуры справа. Фигуры людей выстроены по принципу золотого сечения, линии идут по касательной от плеч, а так же между лицами. Передний план выделен двумя животными, а задний - различными предметами интерьера. С левой стороны находятся два человека, это жених и невеста, которые сидят спиной к друг другу, что говорит об их незаинтересованности всем происходящим. Жених, повернувшись к зеркалу, занимается своим туалетом. В глаза бросается пятно на его шее, это говорит о том, что герой скорей всего болен венерической болезнью. Он полностью отвлечен от происходящего.
Невеста, напротив, очень заинтересованно слушает адвоката по имени Сильверстанг и играет с колечком, надев его на середину платка, как бесполезную вещицу. Юноша же заигрывает с девушкой, близко наклонившись к ее лицу. Он, невзирая на отведенную ему роль жениха, увлечен юной особой.
С правой стороны - отцы жениха и невесты заключают брачный контракт с госслужащими. Отец невесты, приняв скромную позу, как всякий торговец внимательно читает контракт и ищет выгоду для себя, в то время как отец жениха гордо восседает на кресле, поставив травмированную ногу (скорее всего из-за подагры, которую не случайно называют болезнью алкоголиков) на стул.
Отец - торговец указывает левой рукой на верхнюю часть древа его семьи и правой рукой на себя, видимо объясняя свое положение и важные связи. На столе перед ним небрежно высыпаны монеты, видимо для оплаты составителей контракта. Богатые одежды и небрежное отношение к деньгам говорит, что этот человек хвастается своим положением аристократа, что он вовсе не беден, хоть на самом деле это не так. Адвокат протягивает ему контракт, но он даже его не смотрит, так как занят рассказом о себе. Здесь и прослеживается связь между отцом и сыном, они оба очень самолюбивы. Так же видна связь в позах персонажей: поза дочери направлена в ту же сторону что и отца. Движения же отца и сыном, напротив, обращены в совершенно противоположную им сторону, но их позиции точно так же совпадают.
Печальный конец этого брака предрекает фигура судьи, одетого в черное. Он читает свиток, направив взгляд на улицу, где тревожно собрались темные кучевые облака, словно перед дождем.
На заднем плане картины - различные библейские сюжеты и некоторые значительные детали. Медуза Горгона направила свой взгляд на флиртующую с адвокатом невесту, словно уличила их в бесстыдстве и от этого негодующе открыла рот. Она так же является символом предательства, так как по греческой легенде это была прекрасная девушка, которая, пытаясь скрыться от греческого бога и ища помощи, спряталась в храме Афины, но Афина не только не помогла ей, но и превратила ее волосы в гидр. Вокруг Медузы Горгоны расположены несколько картин - это «Давид и Голиаф», в которой Голиаф умирает по своей самонадеянности и глупости, «Мученичество св. Лаврентия», где убивают жестокими пытками за неверие в языческих богов, «Убиение Авеля», где показано братоубийство, «Св. Себастьян» в которой главный герой так же был подвержен пыткам за веру, «Юдифь и Олоферн», где изображена карательная смерть полководца.[3] Все это словно указывает, что брак будет неудачным и предрекают смерть обоих супругов.
На переднем плане две охотничьи собаки, скрепленные цепью, символ этого брака. Они словно супруги с их отцами, подчинены своим хозяевам и не могут выбрать иную жизнь кроме той, что предрекли им их родители. Но будущее их и не заботит, так как дети знати в то время были увлечены лишь светской жизнью и растратой наследства и приданного.
Эта картина показывает, насколько было печально положение аристократии и знати в 17 веке, эпохе балов, пафоса и веселья. Традиции, моральные устои, все это отходило на самый задний план, достоинство и честь меркли рядом с шутовством и отношениями «купи-продай».
Бытовая живопись Хогарта с ее злободневной тематикой, безжалостной обличительной силой намного опережает свое время, прокладывая пути критическому реализму в искусстве 19 века, а также развитию бытовой и политической карикатуры, и в этом отношении Хогарт был новатором.
Список литературы:
- Замкова М.В. Лондонская национальная галерея. Уильям Хогарт. [bibliotekar.ru] — Режим доступа. — URL: http://www.bibliotekar.ru/muzeumLondon/36.htm (дата обращения 13.11.15)
- Ковалдина Н.Н. Уильям Хогарт (1697-1764), английский художник, теоретик искусства. [den-za-dnem.ru] — Режим доступа. — URL: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=996 (дата обращения 13.11.15)
- Модный брак (цикл картин). [wikipedia.org] — Режим доступа. — URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Модный_брак_(цикл_картин) (дата обращения 13.11.15)
sibac.info
Описание картины Уильяма Хогарта «Девушка с креветками»
Хранящаяся в Национальной Галереи картина Уильяма Хогарта «девушка с креветками» достойна особого восхищения. Она является составляющей из цикла «Похождение повесы», где автор пытался отобразить современный образ среднего класса населения. Картина не была доделана Хогартсом целиком ввиду его скорой кончины. Однако это не повлияло на ее признание, как шедевра изобразительного искусства.
Девушка, запечатленная на картине, будто отвлеклась от обыденности, и дала себя поймать в своем истинном образе. Немного смешная, но одновременно с этим задумчивая гримаса наполняет душу радостью. Она, отвлеченная от всех забот, смотрит куда-то в небо. Что-то такое там высоко впечатлило ее, и вызвало счастье на ее лице. Расположение глаз девушек получилось неровно, тем самым спровоцировав косоглазие на лице.
Хотя кто знает, может та, кто позировала для художника, действительно имела такой недуг. Тем не менее, несмотря на такой дефект, глаза выглядя очень ярко, что, сперва, и бросается в глаза. Затем выделяются черные локоны.
Одеяние не сразу выдает ее принадлежность к определенному классу. Изначально кажется, что на голове девушки шляпа, характерная для барышень высшего общества. Тут же создается иллюзия, будто девушка имеет аристократические черты лица. Но приглядевшись, понимаешь, что это вовсе не шляпа, а поднос. Обычный поднос, который она несет на голове. И тут же понимаешь, что девушка прислуживает в каком-то заведении.
Учитывая, что поднос находится не в руках, то понятно, что это дешевая забегаловка в злачном месте города или даже пригорода. На самом деле головной убор – это дешевая косынка, небрежно накинутая на ее черные локоны.
На подносе находится упавшая посуда. Это может являться признаком небрежного отношения к работе у девушки, либо последствием ее поднятия головы.
opisanie-kartin.com
Хогарт .ВЫБОРЫ В ПАРЛАМЕНТ.Так и будет по Хогарту?
Мы уже с вами знакомились с творчеством Уи́льяма Хо́гарта (1697- 1764)-английского художника, основателя национальной школы живописи иллюстратора, автора сатирических гравюр, открывателя новых жанров в живописи и графике.
Многие свои произведения художник, испытавший на себе влияние идей философов просвещения, подчинил задаче воспитания с помощью художественного творчества нравственного начала в человеке и искоренения пороков..
Мы с вами обсуждали серии картин:
КАРЬЕРА ПРОСТИТУТКИ http://maxpark.com/community/6782/content/2157584
ЧЕТЫРЕ СТАДИИ ЖЕСТОКОСТИ http://maxpark.com/community/6782/content/216294
МОДНЫЙ БРАК.http://maxpark.com/community/6782/content/2157895
Но сегодня мы присмотримся к его политической серии
ВЫБОРЫ В ПАРЛАМЕНТ.
В 1754 году рождается серия картин «Выборы в парламент», смело обнажающая одну из самых темных сторон в общественной жизни Англии: борьбу партий в «гнилых» местечках и сбор голосов, приобретенных у больных идиотов; по существу, художник обличает всю продажность буржуазной выборной системы.
Торжествовало тогда самое хищное стяжательство, не брезгавшее ни старыми, ни новыми способами обогащения. С удивительной быстротой скапливались ценности в руках паразитической верхушки общества, а с другой стороны, шло обнищание народных масс.
(КАК ПОХОЖЕ НА СОВРЕМЕННУЮ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ)
ВСТРЕЧА с избирателями.
Серия открывается изображением предвыборного банкета; затем показано, как борющиеся партии, не брезгуя никакими средствами, развивают агитацию в захолустном городке, одном из так называемых «гнилых местечек» .
Подкуп голосов.
Голосование
Далее — сбор голосов, где голосовать приводят и приносят идиотов и умирающих; и, наконец, триумфальное шествие кандидата-победителя (это фигура портретная) , которого проносят в кресле по улицам.
Триумф победившей партии.
Но между его приверженцами и противниками борьба еще не прекратилась, и вот начинается потасовка: мелькают кулаки, цеп какого-то поденщика кружит в воздухе, летят испуганные гуси, убегает свинья с поросятами, положение героя событий оказывается весьма шатким.
Серии Хогарта вскрывали «язвы», поразившие не только «низы», но и «верхи» английского общества. Помимо содержания в работах Хогарта отмечали отличительный живописный характер, колорит, и построение композиций.
Писал Хогарт свои картины в Англии середины 18-го века, когда она была уже одной из тех европейских стран, которые довольно далеко продвинулись по пути развития рыночного общества и демократии.
Вопрос.
КАК ДУМАЕТЕ? ТАК ПО ХОГАРТУ ВСЁ И БУДЕТ?
maxpark.com