Хиро-э-вик: Дьявол. Картины сатана


Сатана. Кто есть кто — Евангельские места. Путеводитель

В ряде книг Ветхого Завета сатаной называется ангел, испытывающий веру праведника (см. Иов.1:6—12).

В Евангелиях указывается, что сатана пал с неба (Лк.10:18).

Также пророк Иезекииль, предсказывая падение царя Тира, сравнивает его с херувимом, «чьи одежды были украшены сверкающими драгоценными камнями, который был низвергнут Богом из Эдемского Сада на землю за то, что он впал в грех гордыни (Иез.28:11–19)».

Сатана из поэмы Джона Мильтона «Потерянный Рай». Иллюстрация Гюстава Доре.pinterest button Сатана из поэмы Джона Мильтона «Потерянный Рай». Иллюстрация Гюстава Доре. Gustave Doré, Public Domain

Апостол Павел утверждает, что сатана способен внешне преображаться в ангела света (2Кор.11:14). В Апокалипсисе сатана выступает как дракон и дьявол — предводитель тёмных ангелов в битве с архангелом Михаилом (Откр.12:7—9; 20:2,3, 7—9).

  • Люцифер, Луцифер (лат. Lucifer) — «светоносец», «сын зари», «несущий свет» (см. Ис.14:12).
  • Дьявол (от др. -греч. διάβολος — лукавый, клеветник). В Новом Завете выступает как «князь мира сего». (Иоан.12:31).
  • Веельзевул (ивр. בעל זבוב‎, Вельзевул, Баальзвув, Баал-Зебуб — «Повелитель мух») — имя одного из ханаанейских божеств, упоминающегося в Ветхом Завете. В период написания Нового Завета было одним из принятых имён Сатаны в иудаизме (Мф.10:25; Мф.12:24).
  • Мефистофель (Mephistopheles, Mephostophilis, Mephistopheies, Mephistophilus, Mephistos) — наименование одного из духов зла, демона, чёрта, беса, дьявола, чаще всего, по преданию, падшего ангела, сатаны.

Библейская концепция Сатаны

Образ Сатаны в Библии

Сатана был сотворён ангелом в чине херувима; он был «печатью совершенства, полнотой мудрости и венцом красоты», обитал в Эдеме среди «огнистых камней», но возгордившись (Иез.28:17) и пожелавши быть равным Богу (Ис.14:13-14), был низвержен на землю. Вслед за ним последовала часть ангелов, превратившихся в демонов.

«Большой красный Дракон и жена, одетая в Солнце» (The Great Red Dragon and the Woman Clothed in Sun). Иллюстрация к Апокалипсису (откровению Иоанна Богослова). Большой Красный Дракон Апокалипсиса соответствует Сатане. Жена — христианской церкви.[1] Акварель Уильяма Блейка.pinterest button «Большой красный Дракон и жена, одетая в Солнце». Иллюстрация к Апокалипсису. Большой Красный Дракон Апокалипсиса соответствует Сатане. Жена — христианской церкви. Акварель Уильяма Блейка. Уильям Блейк (1757–1827), Public Domain

Согласно христианской традиции, дьявол впервые появляется на страницах Библии в книге Бытие в образе змея, обольстившего Еву соблазном вкусить запретного плода с Древа Познания добра и зла, в результате чего Ева и Адам согрешили гордыней и были из рая изгнаны, и обречены добывать хлеб свой в поте лица трудом тяжким. Как часть Божьего наказания за это, все обычные змеи вынуждены «ходить на чреве» и питаться «прахом земным» (Быт 3:14-3:15). Надо заметить, что сама Библия не утверждает, что этот змей был сатаной.

Библия описывает сатану также в образе Левиафана. Здесь он — огромное морское существо или летающий дракон.

В Судный день сатана сразится с Ангелом, владеющим ключом от бездны, после чего будет скован и низвергнут в бездну на тысячу лет (Откр.20:2—3). Через тысячу лет он будет освобожден на короткое время и после второй битвы навечно будет ввержен в «озеро огненное и серное» (Откр.20:7—10).

В Ветхом Завете

В своём первоначальном значении «сатана» — имя нарицательное, обозначающее того, кто препятствует и мешает. В Библии это слово относится к людям (1Цар.29:4, 2Цар.19:22; 3Цар.5:18; 11:14, 23, 25). Исключение, вероятно, составляет 1Пар.21:1.

В качестве имени определённого ангела сатана впервые появляется в книге пророка Захарии (Зах.3:1), где Сатана выступает обвинителем на небесном суде.

Сатана и змей, впоследствии искусивший Еву. Иллюстрация Гюстава Доре.pinterest button Сатана и змей, впоследствии искусивший Еву. Иллюстрация Гюстава Доре. Гюстав Доре, Public Domain

В книге Иова сатана подвергает сомнению праведность Иова и предлагает Господу испытать его. Сатана явно подчинен Богу, и является одним из Его слуг (бней Ха-Элохим — «сынов Божьих», в древнегреческой версии — ангелов) (Иов.1:6) и не может действовать без Его позволения. Он может предводительствовать народами и низводить огонь на Землю (Иов.1:15-17), а также влиять на атмосферные явления (Иов.1:18), насылать болезни (Иов.2:7).

В Новом Завете

В Апокалипсисе сатана описывается как «большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадем» (Откр. 12:3, 13:1, 17:3, 20:2)

В Евангелии сатана предлагает Иисусу Христу: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её» (Лк.4:6).

Искушение Христаpinterest button Искушение Христа Ary Scheffer (1795–1858), Public Domain

Иисус Христос говорит людям, желавшим Его смерти: «Ваш отец — диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нём истины. Когда говорит он ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи»  (Ин.8:44).

Сатана в образе змеи на старообрядческой иконе XIX в. «Образ Страшного Суда Божия»pinterest button Сатана в образе змеи на старообрядческой иконе XIX в. «Образ Страшного Суда Божия» Неизвестен, Public Domain

Иисус Христос видел падение сатаны: «Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк.10:18).

Апостол Иоанн о падении сатаны говорит, что его низвергнет на Землю архангел Михаил после того как сатана попытается съесть младенца, который должен стать пастырем народов (Откр.12:4—9). Вслед за ним последует часть ангелов, называющихся в Библии «нечистыми духами» или «ангелами Сатаны».

Апостол Павел указывает место обитания сатаны: он «князь, господствующий в воздухе» (Еф.2:2), его слуги — «мироправители тьмы века сего», «духи злобы поднебесные» (Еф.6:12).

Сатана, изображенный в девятом круге ада в Дантовском аде, Гюстава Дореpinterest button Сатана, изображенный в девятом круге ада в Дантовском аде, Гюстава Доре Гюстава Доре, Public Domain

Имена Сатаны в Библии

Сатана имеет в Библии следующие имена:

  • Большой Красный Дракон (Откр.12:3)
  • Великий Дракон (Откр.12:9)
  • Дьявол (Лук.8:12; 5:8)
  • Дракон (Откр.20:2)
  • Древний змий (Откр.12:9, Откр.20:2)
  • Жестокий ангел (Прит.17:11)
  • Злой ангел (Пс.77:49)
  • Злой дух от Бога (1Цар.16:14, 16:23; 1Цар.18:10; 1Цар.19:9)
  • Искуситель (Мф.4:3; 1Фес.3:5)
  • Князь бесовской (Мф.12:24)
  • Князь Мира Сего (Иоан.12:31; Иоан.14:30; Иоан.16:11)
  • Лживый дух (3Цар.22:22)
  • Лукавый (Мф.13:19)
  • Отец лжи (Иоан.8:44).

В иудаизме

Согласно представлениям иудаизма, сатана не является силой, равной Богу. Сатана — это ангел-обвинитель, который служит Всевышнему в этом качестве и, как все ангелы, не имеет свободы воли. Творец позволяет сатане действовать в мире с тем, чтобы у человека был выбор между добром и злом.

 Дьявол перед Господомpinterest button Дьявол перед Господом Corrado Giaquinto, Public Domain

В литературе таннаев сатана упоминается не часто, и почти всюду он выступает лишь как безличная сила зла. В период амораев сатана, однако, стал играть более заметную роль в Талмуде и Мидраше. Он часто именуется Самаэль, но далее в том же тексте встречается и имя Сатанаил. Сатана отождествляется с дурными наклонностями и с ангелом смерти, но часто наделяется собственной индивидуальностью.

В христианстве

  • В христианской традиции к сатане относят пророчество Иезекииля о царе Тира (Иез.28:12-19) и Исаии о царе Вавилона (Ис.14:3-20). Согласно этой трактовке, был сотворён ангелом в чине херувима; он был «печатью совершенства, полнотой мудрости и венцом красоты» и обитал в Эдеме среди «огнистых камней», но возгордившись (Иез.28:17) и пожелавши быть равным Богу (Ис.14:13-14), был низвержен на землю, став после падения «князем тьмы», отцом лжи, человекоубийцей (Ин.8:44) — предводителем мятежа против Бога. Из пророчества Исаии (Ис.14:12) взято «ангельское» имя Сатаны — הילל, переводимое как «Светоносный», лат. Люцифер).

Христианство считает грехом и безумием любое обращение к дьяволу в колдовстве и гаданиях. Церковный тропарь христианским мученикам подчёркивает немощь дерзостей демонов.

Архистратиг Михаил побивает Сатану
pinterest button Архистратиг Михаил побивает Сатану Hans Rottenhammer II. (1622–68), Public Domain

«Отречение от сатаны» входит в православный и католический чин крещения.

В исламе

Шайта́н (араб. شيطان‎‎) — в исламском богословии, представитель категории злых духов, враждебных Аллаху и людям. После Дня суда (киямат), шайтаны вместе со своим господином — Иблисом, обречены на адские муки. С помощью своих слуг Иблис совращает людей, отвлекает их от благочестивых дел и подбивает на совершение грехов. Шайтаны сотворены из огня или дыма и могут принимать различные внешние формы. Они могут порождаться Иблисом и живут группами в разных странах. Они могут иметь различные имена и как Иблис носят эпитет раджим («побиваемый»).

Согласно исламским преданиям, шайтаны побуждали к грехам и ошибкам благочистивых людей и пророков, например пророка Юсуфа. Часть шайтанов когда-то подчинялась пророку Сулейману, но затем вернулась к своим делам и по сей день мешают людям совершать молитвы и учат людей волшебству и магии. Они заставляют человека забывать об Аллахе и часто придают их греховным поступкам внешний вид благих дел. Принято считать, что у каждого человека есть свой шайтан, как и свой ангел, которые ведут борьбу за сердце человека. Шайтаны стараются сбить человека, используя его плотские стремления и желания удовольствий (нафс), а также такие качества как гнев, злоба, зависть и т. д.

Трёхглавый сатана в книге аль-Бульхан, XIV в.pinterest button Трёхглавый сатана в книге аль-Бульхан, XIV в. Unknown, Public Domain

Для того, чтобы отогнать шайтана, достаточно призвать на помощь Аллаха. Мусульмане часто произносят формулу: «а’узу би-ллахи мина ш-шайтани р-раджим», или аяты Корана. Некоторые мусульманские богословы считают шайтанов самой строптивой и неверующей частью джиннов. Другие считают их особой категорией существ, которые в отличие от джиннов изначально обреченны на неверие и наказание в аду. В Коране и в богословских сочинениях Иблис и шайтаны часто взаимозаменяются, так как шайтаны исполняют волю и приказы Иблиса. В доисламской Аравии шайтаны считались посредниками в общении с потусторонним миром прорицателей (кахин) и поэтов (ша’ир).

gospel-ru.touristgems.com

Образ сатаны в литературе — Iteach

Материал из ИнтеВики — обучающей площадкой для проведения тренингов программы Intel

Сатана́ (от ивр. שָׂטָן‎, сатан — «противник»[2], «клеветник») — в религиозно-мифологических представлениях авраамических религий — иудаизма, христианства и ислама главный противник небесных сил, представляющий собой высшее олицетворение зла и толкающий человека на путь духовной гибели.

Трансформация образа

Образ – это целостное, но неполное представление некоторого объекта или класса объектов. Важно, что образ является не отдельным впечатлением и т.п., а систематизирован в достаточной степени, чтобы говорить о целостности восприятия. То есть образ не соответствует действительности, но при этом отражает представления некоего субъекта (множества таковых) об определенном феномене действительности в каком-либо аспекте.

Бог и сатана

Помимо субъективности, для образа характерна также возможность различной интерпретации, в зависимости от социокультурного контекста современности. В контексте рассматриваемой темы – интерпретация образа Сатаны (Дьявола) весьма зависит от времени и социума, но одновременно (что не менее важно) от конкретного субъекта. Сравните хотя бы описания типажа у Мильтона, ван Вондела, Данте, Бодлера, Гете, Франса и т.д. с описаниями Сатаны в современной им богословской литературе.

Наиболее отчетливо эволюция образа Сатаны прослеживается в изменении его изображения (для неспециалиста термин "образ" часто сводится именно к внешнему виду).

Первые сохранившиеся изображения Сатаны относятся к VI веку: мозаика в Сан Апполинаре Нуово (Равенна) [04, стр.16] и фреска в церкви Бауит (Египет) [05, стр.204]. На обоих изображениях Дьявол представляет собой ангела, по своему виду принципиально не отличающегося от других ангелов.

Отношение к Сатане резко изменилось на рубеже тысячелетий. Это произошло после Собора в Клуни в 956 году и выработки методов, привязывающих верующих к их вере с помощью воздействия на воображение и запугивания (еще Августин рекомендовал изображать Ад "для воспитания невежд"). В целом до IX века Дьявол, как правило, изображался в человекоподобном образе; в XI начал изображаться получеловеком-полуживотным. В XV-XVI вв. художники во главе с Босхом и ван Эйком принесли в образ Дьявола гротеск. Ненависть и страх к Сатане, которые внушала и которых требовала церковь, требовали изображать его отвратительным.

Дьявол

С XI в. в Средневековье сложилась ситуация, знаменуемая созданием достаточных условий для формирования культа дьявола. Мощным катализатором, реализующим эти условия, стали средневековые дуалистические ереси. Начинается "эпоха дьявола", знаменуемая решительным переломом в развитии европейской религиозности, пик которой приходится на ХVI век – время повальной народной демономании и ведовства.

Тяжкая жизнь простолюдина Средних веков, зажатого в тиски между гнетом баронов и гнетом церкви, гнала в объятия Сатаны и в глубины магии целые классы людей, ищущих облегчения своим бесконечным бедствиям либо мщения - найти хоть и страшного, но все же помощника и друга. Сатана злодей и изверг, но все же не такой, каков был для средневекового мещанина и виллана барон. Нищета, голод, тяжкие болезни, непосильная работа и жестокие истязания всегда были главными поставщиками рекрутов в армию Дьявола. Известна секта лоллардов, проповедовавших, что Люцифер и мятежные ангелы были изгнаны из царства небесного за то, что потребовали от деспота-бога свободы и равенства. Лолларды также утверждали, что архангел Михаил со своей свитой - защитники тирании - будут низвергнуты, а люди, повиновавшиеся царям, осуждены навеки. Террор, обрушенный на дьявольское искусство законами церковными и гражданскими, только обострял жуткое очарование дьяволизма.

Эпоха Возрождения разрушила каноническое изображение дьявола в виде безобразного чудовища. Демоны Мильтона и Клопштока сохраняют и после падения немалую долю прежней своей красоты и величия. XVIII век окончательно очеловечил Сатану. П.Б. Шелли по поводу влияния, оказанного поэмой Мильтона на мировой культурный процесс, писал: “Потерянный рай” привел в систему современную мифологию… Что касается Дьявола, то он всем обязан Мильтону… Мильтон убрал жало, копыта и рога; наделил величием прекрасного и грозного духа – и возвратил обществу”.

В литературе, в музыке, в живописи началась культура "демонизма". С начала 19 века Европа увлекается его противобожественными обликами: появляется демонизм сомнения, отрицания, гордости, бунта, разочарования, горечи, тоски, презрения, эгоизма и даже скуки. Поэты изображают Прометея, Денницу, Каина, Дон-Жуана, Мефистофеля. Люцифер, Демон, Мефистофель становятся излюбленными символами творчества, мысли, бунта, отчужденности. Сообразно с этой смысловой нагрузкой Дьявол становится красавцем в гравюрах Гюстава Доре, иллюстрирующих "Потерянный Рай" Мильтона, позднее – в картинах Михаила Врубеля... Распространились новые стили изображения Дьявола. Один из них – в амплуа кавалера галантной эпохи, в бархатном колете, шелковом плаще, шляпе с пером, при шпаге.

Сатана в произведении Мильтона "Потерянный рай"

САТАНА (англ. Satan; евр. satan - букв, «противник в суде, в споре или на войне») - герой поэм Д.Мильтона «Потерянный рай» (1663) и «Возвращенный рай» (1671).

Иллюстрация Доре к "Потерянному раю" Мильтона

“Потерянный рай”, эпическая поэма Джона Мильтона, наглядно описывающая восставшего сатану и его низвержение с неба на землю, во многом популяризировала представление о сатане, как о личности. Живое и яркое представление об образе сатаны, нарисованное Мильтоном, прочно обосновалось в умах людей, существуя и в наши дни, даже если человек сам и не читал этой поэмы. Ее влияние в последние двести с лишним лет было настолько велико, что у многих людей сложилось впечатление, что образ сатаны, нарисованный Мильтоном, в действительности взят на основе того, что написано в Библии.

Наибольшую известность приобрел образ С., созданный в первой поэме. Мильтон отходит от традиции, в силу которой владыка ада 365 изображался либо отвратительным чудовищем (вмерзший в лед, волосатый, трехликий, шестикрылый Люцифер в «Божественной комедии» Данте), либо шутовским мелким бесом (дьяволы французских и английских мистерий, черти немецких фастнахтшпилей и русских сказок). В полном соответствии с Библией Мильтон именует С. «князем тьмы»: в облике его подчеркивается царственное величие, а бунт против Бога приобретает космические масштабы. Вместе с тем С.- это архивраг, искуситель и просто змий. Мильтон неоднократно называет своего героя «падшим херувимом» - трагедия С. состоит в том, что его небесный разум стал орудием порока. Некогда светоносный ангел восстал по причине непомерного честолюбия и, руководствуясь чувством мести, обрек на страдания весь человеческий род. Опустошенность и надломленность С. особенно проявляются в сцене, где он подсматривает за первыми людьми и корчится от ревности при виде их любовных ласк, - здесь С. теряет всю свою гордыню и величавость. В С. подчеркиваются также деспотические черты: он демонстрирует свою властность на военных советах с приспешниками, принимает знаки обожания и преклонения, надменно взирает на «плебеев» - крылатую стражу Эдема. Одновременно С. воспринимает себя «освободителем» от гнета Бога-Отца, ибо не желает становиться рабом и отвергает мысль о покаянии. Мятежная возвышенность С. Мильтона оказалась особо созвучной романтическому видению мира: этим образом восхищались Байрон, Берне, Альфред де Виньи, Бодлер и многие другие.

В эпопее «Потерянный рай» Мильтон изобразил рай как хорошо организованное, централизованное государ­ство, которым правит Бог, окруженный ангелами, распо­ложенными по строго иерархической лестнице. Сатана — один из любимых ангелов Бога, однако он обуян горды­ней и честолюбив. Вместе с другими непокорными анге­лами он восстает против Бога, но терпит поражение. Вместе со своими сподвижниками Сатана низвержен в ад. Со­чувствуя падшим ангелам, понимая ответственность за их падение, Сатана пытается убедить их в преимуществах их нового положения. Сатана и его сподвижники становятся вла­дыками ада и наконец обретают желанную свободу. Сатана остается до конца преданным идее свободы и освобожда­ется от власти Бога, потому что Бог — «тиран мира без­раздельный», «царящий, как деспот, в небесах». Мятеж Сатаны — это мятеж против деспотического авторитета.

Образ Сатаны — убедительный и яркий образ мирового мятежника, но образ противоречивый. Величие Сатаны в том, что он восстал против самого Бога. Но он и иску­ситель, погубивший человечество, и потому — символ зла. Мильтон очеловечивает Сатану, это не условная фигу­ра, а живая индивидуальность, которая наделена чер­тами исторического лица: он бунтарь, его бунт эгоис­тичен, он рвется к власти. Но в его возмущении есть и плодотворное начало — нежелание подчиняться ав­торитету, самосознание личности.

Мефистофель И. В. Гете

Мефистофель (нем. Mephistopheles) — центральный персонаж трагедии И.-В.Гете «Фауст» (часть первая — 1806, вторая завершена в 1831).

Прилагательные мефистофелевский и мефистофельский означают — язвительный, злобно-насмешливый. Встречаются в выражениях «мефистофелевский хохот», «мефистофелевская улыбка».

Мефистофель

Имя Мефистофель возможно, греч. происхождения — «ненавидящий свет», от me — не, phos — свет и phílos — любящий; по др. версии, древнеевр. происхождения — от мефиц — распространяющий (разносящий) и тофель — скверна, грех. В Библии оно не фигурирует. Появилось, скорее всего, в эпоху Ренессанса, с этого времени используется как альтернатива пугающим словам сатана или дьявол.

Внешность

Американский певец к. 19 в. Моррис В. Моррис в роли МефистофеляОблик Мефистофеля обладает достаточно ярко выраженными чертами, благодаря чему даже используются выражения «мефистофелевская внешность», «мефистофелевский профиль», «мефистофелевская бородка», проч.

Это резкие угловатые черты, острый нос, скулы, бородка-эспаньолка. В связи с большим количеством популярных оперных постановок на тему Фауста в 19 в., исполнители ролей Мефистофеля в которых гримировались примерно одинаково, этот внешний облик оказался достаточно «на слуху».

Э. Делакруа "Фауст и Мефистофель"

Мефистофель Гете совсем не похож на черта из народных поверий. В духовном отношении он воплощает высокую культуру мысли, но мысли скептической и циничной, отрицающей все хорошее и доброе в жизни. Тем не менее его нельзя определить как «отрицательный» персонаж.

Мефистофель - фигура сложная. В нем есть противоречие: он говорит о себе как о части той силы, которая ищет и желает зла, но способствует сотворению добра. В уста Мефистофеля Гете вложил и некоторые свои мысли. Он наделил этот персонаж своими критическими наблюдениями над отрицательными явлениями действительности.

В понимании Гете Мефистофель - дух отрицания, опровержения, в первую очередь стремящийся к тому, чтобы остановить поток жизни и не дать чему бы то ни было осуществиться. Активность Мефистофеля направлена вовсе не против Бога, а против Жизни. Мефистофель - "отец сомнений и помех" ('der Vater... alle Hindernisse". Фауст. Ст. 6209). Мефистофель добивается от Фауста одного - чтобы тот остановился. "Verweile doch!" - в этой формуле вся сущность Мефистофеля. Мефистофель знает, что завладеет душой Фауста в тот момент, когда Фауст остановится. Однако остановка отрицает не Творца, а Жизнь. Мефистофель враг не Богу, но его изначальному творению, Жизни. Он пытается подменить Жизнь и движение покоем, неподвижностью. Ибо все, что перестает меняться и трансформироваться, приходит в упадок и погибает. Эта "смерть при жизни" может быть понята как стерильность духа; в предельном проявлении это - проклятье.

Он утверждает ничтожность, беспомощность и бесполезность любого человека; говорит, что свой разум человек использует лишь на то, «чтоб из скотов скотиной быть». Мефистофель стремится любыми способами доказать моральную слабость людей, их неспособность устоять перед соблазнами. Становясь спутником Фауста, он пытается всячески обмануть его, повести «путем превратным за собою», вселить сомнение в его душу. Стараясь сбить героя с его пути, отвлечь от высоких стремлений, он опьяняет его зельем, устраивает встречи с Маргаритой, надеясь на то, что, поддавшись страсти, Фауст забудет о своем долге перед истиной. Задача Мефистофеля — соблазнить героя, заставить его окунуться в море низменных удовольствий, оставить свои идеалы. Если бы ему это удалось, он одержал бы победу в главном споре — о величии или ничтожности человека. Уведя Фауста в мир низких страстей, он доказал бы, что люди не многим отличаются от животных. Однако, здесь он терпит неудачу — «Дух человеческий и гордые стремленья» оказываются выше любых наслаждений.

Голос

В операх партию Мефистофеля, как правило исполнял низкий мужской голос (бас, баритон). Выражение «мефистофелевский хохот» или «мефистофелевский смешок» образовалось именно благодаря этому — артистическое акцентированное, оперное исполнение, заставляло запомнить этот сатанинский смех.

Воланд М. А. Булгакова

Воланд - персонаж романа "Мастер и Маргарита", возглавляющий мир потусторонних сил. Воланд - это дьявол, сатана, "князь тьмы", "дух зла и повелитель теней" (все эти определения встречаются в тексте романа).

Воланд

Воланд во многом ориентирован на Мефистофеля "Фауста" (1808-1832) Иоганна Вольфганга Гёте (1749-1832), в том числе и на оперного, из оперы Шарля Гуно (1818-1893) "Фауст" (1859).

Воланд появляется в первой же главе «Мастера и Маргариты» и уходит в вечность вместе с остальными героями в конце книги. Это единственный герой, неподвластный чужому суду, решению, возмездию или разоблачению.

Портрет Воланда показан перед началом Великого бала "Два глаза упёрлись Маргарите в лицо. Правый с золотою искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый - пустой и чёрный, вроде как узкое игольное ухо, как выход в бездонный колодец всякой тьмы и теней. Лицо Воланда было скошено на сторону, правый угол рта оттянут к низу, на высоком облысевшим лбу были прорезаны глубокие параллельные острым бровям морщины. Кожу на лице Воланда как будто навеки сжёг загар" Истинное лицо Воланда Булгаков скрывает лишь в самом начале романа, дабы читателя заинтриговать, а потом уже прямо заявляет устами Мастера и самого Воланда, что на Патриаршие точно прибыл дьявол. Образ Воланда - величественного и царственного, ставится в противовес традиционному взгляду на дьявола, как на "обезьяну Бога".

Истинное лицо Воланда Булгаков скрывает лишь в самом начале романа, дабы читателя заинтриговать, а потом уже прямо заявляет устами Мастера и самого Воланда, что на Патриаршие точно прибыл дьявол.

О том, что Воланд — это представитель силы зла, тот же Сатана, мы вспоминаем не сразу, точнее, сам автор не акцентирует внимание на этом. Для Булгакова вовсе не очевидно традиционное деление «полномочий» между Богом и Сатаной: первому — добрые дела, а второму — злые. Сам Воланд относится к формальностям, к своим «министерским» обязанностям достаточно пренебрежительно: он не мешает Маргарите совершить акт милосердия, отворачиваясь, а его «пакостничанье» ограничивается проделками свиты, особенно Бегемота. Основная же «деятельность» Воланда, видимо, — уравнове-шиванье сил добра и зла, осуществление справедливости. Воланд, а значит, отчасти сам автор, понимает справедливость не только как милосердие, а как воздаяние по принципу «каждому по вере». «Не по разуму, не по правильности выбора умственности, а по выбору сердца, по вере!» Воланд каждого героя, весь город вместе взвешивает на весах человеческой совести, человечности и правды. «...Не верю я ни во что из того, что пишу!..» — восклицает Рюмин, осознавая свою бездарность, человеческую пустоту, и тем самым платит по счетам. Так Воланд, прямо или косвенно, раскрывает внутреннюю сущность человека, а не внешнюю, рационалистическую. И для автора образ Воланда — не просто сила зла, а сила, противостоящая материалистическому пониманию мира как совокупности внешних черт. Воланд воплощает в себе именно идею автора о неизменности всего внутреннего, человеческой природы и мирового устройства жизни от внешней оболочки. Воланд — это сила, необъяснимая простыми логическими рассуждениями, которая и существенна для Булгакова потому, что разрушает своим существованием в романе рационалистическую идею. Воланд первым делом, пользуясь своей иррациональной силой, побеждает «вдохновителя» материализма, главу Массолита Берлиоза, который «к необыкновенным явлениям... не привык» и старается «защитить» себя от «темной силы» мыслью: «Этого не может быть».

Силы ада играют в «Мастере и Маргарите» несколько необычную для них роль, а нетрадиционность самого Воланда в том, что он, будучи дьяволом, наделён некоторыми явными атрибутами Бога. Оттого силы зла не столько сбивают с пути праведного людей добрых и порядочных, сколько выводят на чистую воду и наказывают уже состоявшихся грешников. Нечистая сила учиняет в Москве, по воле Булгакова, немало разных безобразий. К Воланду писатель недаром досочинил его буйную свиту. В ней собраны специалисты разных профилей: мастер озорных проделок и розыгрышей кот Бегемот, красноречивый Коровьев, мрачный Азазелло. И, то чередуясь, то выступая вдвоем или втроем, они создают ситуации, порою и жутковатые, как в случае с Римским, но чаще комические, несмотря на разрушительные последствия их действий. Булгаковский Воланд не сеет зло, а только обнажает его при свете дня, тайное делая явным. Но законное его время – лунные ночи, когда тени господствуют, становятся особенно причудливыми и таинственными. В такие ночи и совершается в романе все самое невероятное и поэтичное, что противостоит безрадостной прозе московского бытия: полеты Маргариты, Великий бал сатаны, а в финале – скачка Мастера и Маргариты с Воландом и его теперь уже не ассистентами – рыцарями туда, где ждет героев вечный приют и покой. И кто знает, чего во всем этом больше: всемогущества сатаны или фантазии автора, которая порою сама воспринимается как некая не ведающая ни оков, ни границ демоническая сила.

Другие произведения, героем которых является сатана

  1. Данте Алигьери «Божественная комедия. Ад» (1321)
  2. Кристофер (Кит) Марло «Доктор Фауст» (1604)
  3. Йост ван ден Вондел «Люцифер» (1654)
  4. Ален Рене Лесаж «Хромой бес» (1709)
  5. Жак Казот «Влюблённый дьявол» (1772)
  6. Джордж Бернард Шоу «Ученик дьявола» (1901)
  7. Валерий Брюсов «Огненный ангел»
  8. Вашингтон Ирвинг «Дьявол и Том Уокер»
  9. Уильям Блейк «Бракосочетание Рая и Ада» (1790–1793)
  10. Алистер Кроули «Гимн Люциферу» (1919)

Литература

Амфитеатров А. В. Дьявол в быте, легенде и в литературе средних веков

Интернет-ресурсы

Статья из энциклопедии "Литературные герои"

Цитата из книги «Мефистофель и андрогин, или мистерия целостности»

Центральные персонажи поэмы «Фауст»

Образ дьявола в литературе

Воланд и свита

Характеристика Воланда

Образ Воланда

Характеристика героев поэмы "Потерянный рай"

Тема: - «Я дух, всегда привыкший отрицать»

Воланд Михаила Булгакова. Топология сатанинской реальности

Мефистофель

Концепт и архетип Сатаны: современное состояние

Дьявол: дракон или чужой?

Дополнительные ресурсы

Дьявол

Цитаты Мефистофеля

Метаморфозы образа сатаны в произведениях английских романтиков

О романе В. Я. Брюсова "Огненный ангел"

Парфенов "Кристофер Марло"

Энциклопедия литературных героев - Воланд

К. Гинзбург "Образ шабаша ведьм и его истоки"

П. Калитин Дьявол в русской литературе

И. Друзь Трансформация образа дьявола в мировой культуре

Послесловие к циклу "Сатана и его адские пособники

Образ сатаны в египетской литературе

wiki.iteach.ru

Дьявол — Look At Me

На этой неделе в прокат выходит картина «Дьявол». Простое и лаконичное название досталось истории о застрявших в лифте людях, среди которых оказывается повелитель злых сил. Фильм поставлен под присмотром подрастерявшего в очках мастера твистов М. Найт Шьямалана и дает свой необычный взгляд на то, кем же является Дьявол. В связи с этим мы решили вспомнить, почему раньше никто не додумался так просто назвать картину, сколько лиц у владыки преисподней и почем можно продать свою душу.                                           

История

Хиро-э-вик: Дьявол. Изображение № 1.

Наличие антагониста всему прекрасному и доброму свойственно многим культурным традициям человечества, но только в авраамических религиях Дьявол добрался до такого могущества. Ангел Сатанаил, поспорив с Богом, был сброшен в ад и заодно лишился суффикса «-ил», которое свидетельствует о близости к небесному трону. В Библии Дьявола появляется с первых страниц Книги бытия и не отпускает до последних стихов Откровения, внося свои коррективы в историю еврейского народа и ранних христиан. Около 20 различных имен носит зло в Библии: от змия и повелителя мух до Люцифера и князя мира сего. Эсхатология христианства подразумевает, что, в конце концов, Дьявол завладеет Землей, пока в Судный день окончательно не будет побежден силами добра.

Образ

Хиро-э-вик: Дьявол. Изображение № 2.

Самый детализированный образ Дьявола в Библии принадлежит авторству Иоанна Богослова. Напившись в Риме смертельного яда в качестве наказания, он выжил и отправился на остров Патмос, где оставшуюся жизнь лицезрел картины конца света. В его описаниях Сатана представлял собой красного семиглавого дракона с диадемами и рогами, который положит конец всему живому на земле, используя слабости людей и их пороки.. Этот образ надолго полюбился христианским проповедникам и стал классическим в церковном представление о подземном мире. Именно с таким Дьяволом в виде промо католики с успехом продавали индульгенции испуганным обывателям. Помимо дракона в библии можно встретить левиафана, змею, падшего ангела и безликого искусителя.

Хиро-э-вик: Дьявол. Изображение № 3.

Монстр

Хиро-э-вик: Дьявол. Изображение № 4.

Дебютом дьявола в художественном произведение стала «Божественная комедия» Данте, там он появляется в образе шестикрылого монстра с тремя лицами. Примерно так же изображают Сына зари и художники эпохи возрождения. От Рафаэля до Босха – Дьявол предстает в образе какой-то твари. Тогда появляется и символика, связанная с поклонением злу. Это перевернутый крест, античные эротические символы плодородия, не полюбившийся жителям средневековья козел и навеки проклятое число 666. Интересно, что перевернутая пентаграмма оказалась связана с Дьяволом только к 19 веку, а до это времени нигде не фигурировала.

Потерянный рай

Хиро-э-вик: Дьявол. Изображение № 5.

По-настоящему первым успехом Дьявола стала эпическая поэма Мильтона «Потерянный рай». Там Люцифер выступал в образе мятежного ангела, который пытался побороть тоталитарного Бога и найти путь к свободе. Именно эта черта сатанинского характера впоследствии возьмется на вооружение романтиками и прочими прогрессивно настроенными личностями, когда церковная догматика будет больше ассоциироваться со злом, нежели сам Дьявол. Потом уже появится деловитый Мефистофель и другие образы, но именно с «Потерянного рая» Сатана приобретает статус борца за свободу и наличие обязательного выбора.

Хиро-э-вик: Дьявол. Изображение № 6.Хиро-э-вик: Дьявол. Изображение № 7.Хиро-э-вик: Дьявол. Изображение № 8.Хиро-э-вик: Дьявол. Изображение № 9.Хиро-э-вик: Дьявол. Изображение № 10.Хиро-э-вик: Дьявол. Изображение № 11.Хиро-э-вик: Дьявол. Изображение № 12.Хиро-э-вик: Дьявол. Изображение № 13.Хиро-э-вик: Дьявол. Изображение № 14.

Кино

Согласно книге пророка Иезекииля Дьявол наделен «печатью совершенства, полнотой мудрости и венцом красоты» – идеальный образ для киногероя. Вселенское зло с одной стороны и величие свободолюбивого духа с другой поможет Дьяволу приобрести множество ролей в различных образах. Самые архетипичные из них мы попытались выделить в несколько категорий.

Хиро-э-вик: Дьявол. Изображение № 15.

Повелитель ведьм

Одно из первых воплощений Дьявола в кино состоялось в датском фильме 1922 года «Ведьмы». Экспериментальная даже для наших дней картина комбинировала документальные и постановочные сцены, в которых доказывался тезис о том, что непонимание природы психических расстройств может привести к очень страшным последствиям. Роль Дьявола исполнил сам режиссер Беньямин Кристенсен. «Ведьмы» стали самым дорогим немым скандинавским фильмом и были запрещены в некоторых странах. Легально посмотреть картину можно, например, вот здесь.

Хиро-э-вик: Дьявол. Изображение № 16.

        Делец

Второй главной ипостасью Дьявола в западных фильмах стал образ предприимчивого бизнесмена, который скупал души грешников, обещая земное богатство и славу. Первым таким фильмом стал «All That Money Can Buy» 1943 года, где Дьявола в суде обыгрывает адвокат, защищавший непутевого фермера. Похожий сюжет, но с дополнением появился в картине «Ослепленный желанием», где Сатана в исполнение Питера Кука, любимого комика Стивена Фрая, давал жертве семь желаний, которые исполнял с извращенным пониманием дела.

Хиро-э-вик: Дьявол. Изображение № 17.

Роковая красотка

Как не странно оба эти фильма «All That Money Can Buy» и «Ослепленный желанием» были переделаны в начале 21 века. И в обоих из них роли Дьявола достались женщинам. В картине «Дьявол и Дэниэл Уэбстер» Дженнифер Лав Хьюит пыталась выкупить душу писателя-неудачника Алека Болдуина. А в «Ослепленном желаниями» 2000 года Элизабет Херли строила козни дурачку Брендану Фрейзеру.

Хиро-э-вик: Дьявол. Изображение № 18.

       Злой дух

Первые серьезные роли выпали Дьяволу в качестве злого духа. Отличным примером будет фильм «Ребенок Розмари» Романа Полански, который получил несколько статуэток Оскара и показал, что про зло можно снимать мощные драматические фильмы. В странном костюме Дьявола играл никому не известный молодой танцор, но все равно было страшно. Возможно, именно за такой мощный вызов злого духа в кино Роману Поланскому выпало так много жизненных испытаний. 

Хиро-э-вик: Дьявол. Изображение № 19.

Хиро-э-вик: Дьявол. Изображение № 20.

   Безумные дети

Еще одно свое мощное воплощение Дьявол нашел в маленьких детях. Поколение нарожавшее бэби-бумеров со священным трепетом ходило смотреть, как маленькая девочка в «Экзорцисте» становится проводником Сатаны и проклинает весь род людской. Еще страшнее стало после «Омена», где маленький мальчик с печатью 666 и огненным взглядом обещал подчинить мир и кинуть к ногам своего отца. Даже сегодня замыленный образ дьявольского ребенка используется многими кинематографистами и странно то, что прием работает до сих пор.

Хиро-э-вик: Дьявол. Изображение № 21.

  Живые предметы

Дьявольский дух не обошел стороной и неживые предметы. В 1977 году он вселился в машину, которая гоняла по просторам провинциального городка и давила прохожих. Фильм цитировал популярный в 19 веке миф Дьявольского поезда, обыгрывая страх людей перед утратой традиционного уклада жизни. Еще один сильный пример вселения представляет фильм «Демонические игрушки», где пластиковые приспешники сатаны пытались изрубить беременную девушку.

Хиро-э-вик: Дьявол. Изображение № 22.

  Красный дракон

До Ридли Скотта классический библейский образ Дьявола использовали разве что в трэш картинах и мультфильмах. В 1985-ом году в фильме «Легенда» Тим Карри сыграл красного гиганта с черными рогами, который остался в подсознание надолго, будь то игра Diablo или гей-сатана из «Саус Парка». Интересно, что в библиейских постановках такого образа не появлялось. Например, в «Страстях Христовых» Люцифера вообще играет итальянская актриса андрогинного вида Розалинда Челентано.

Хиро-э-вик: Дьявол. Изображение № 23.

  Властелин мира

Вершиной эволюции Дьявола можно считать образ всесильного мужчины, больше похожий на президента транснациональной корпорации, чем на главного демона подземелья. Такой Дьявол ищет соратников в войне с небесами, либо разрушает все на своем пути. Первым в этом ряду стал Роберт Де Ниро в элегантном костюме и с тростью в фильме «Сердце Ангела». Потом ощущение от повелителя мира укрепили Аль Пачино в «Адвокате Дьявола» и Гэбриел Бирн в «Конце света», которые с легкостью контролировали сознание людей и не знали преград на своем пути. 

Лицо Дьявола

Список актеров, когда-либо игравших Дьявола, Сатану, Люцифера и прочих очень большой. Если пройтись по самым известным можно составить неплохую галерею, участникам которой будет что показать во время страшного суда.

Хиро-э-вик: Дьявол. Изображение № 24.Хиро-э-вик: Дьявол. Изображение № 25.Хиро-э-вик: Дьявол. Изображение № 26.Хиро-э-вик: Дьявол. Изображение № 27.Хиро-э-вик: Дьявол. Изображение № 28.Хиро-э-вик: Дьявол. Изображение № 29.Хиро-э-вик: Дьявол. Изображение № 30.Хиро-э-вик: Дьявол. Изображение № 31.Хиро-э-вик: Дьявол. Изображение № 32.Хиро-э-вик: Дьявол. Изображение № 33.Хиро-э-вик: Дьявол. Изображение № 34.Хиро-э-вик: Дьявол. Изображение № 35.

Как продать душу

Никколо Паганини и Роберт Джонсон утверждали, что встречались с Сатаной и смогли продать ему свою душу в обмен на большой талант. Конечно, еще не факт, что Дьяволу понадобиться чья-то грешная душонка,но если желание неумолимо – попробуйте несколько техник. Самый простой – это участие в шабаше, как бы зафрендить Дьявола через знакомых. Назойливый способ включает в себя хождение по рынку с предложением продать душу торговцам. Если житель теплого Азербайджана вдруг заинтересовался вашим поведением, вполне возможно через него говорит сам Повелитель мух. 

Мистически настроенные люди могут нарисовать перевернутую пентаграмму, обложиться свечами и зеркалами, приговаривая различные заговоры, но не факт, что получится. Самые ленивые могут воспользоваться услугами посредников. Среднюю рыночную стоимость души вычислить не удалось, так что будьте готовы просить от одного барана до мирового господства, и не дайте себя обмануть, дотошно обговаривая детали контракта. Ab insidiis diaboli, libera nos, Domine. 

www.lookatme.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта