Русский музей в Санкт-Петербурге: история, коллекция. Картины русский музей


Коллекции Русского музея

Начало графической коллекции Русского музея восходит ко времени его открытия, 7(19) марта 1898 г. В этот день в двух залах Михайловского дворца были представлены картоны, эскизы росписей, акварели К.П.Брюллова, Ф.А.Бруни, А.Е.Егорова, К.П.Бегрова и других мастеров первой половины Х1Х века.

Из 979 акварелей и рисунков, экспонировавшихся в первое время в музее, почти половину составляли графические листы, подаренные княгиней М.К.Тенишевой. В этом превосходном собрании находились произведения О.А.Кипренского, К.П.Брюллова, П.А.Федотова, И.Н.Крамского, И.Е.Репина, В.А.Серова, а также членов Общества русских акварелистов. В последующие годы М.К.Тенишева дополнила свой дар, передав музею еще 196 рисунков, созданных художниками объединения «Мир искусства» М.А.Врубелем, Л.С.Бакстом, К.А.Коровиным и другими.

Первые поступления в музей были достаточно разнородны и зависели от выбора и вкуса дарителей. Но постепенно, уже в 1910-е г., складывались основные принципы формирования графической коллекции, основанные на необходимости наиболее полного отражения всех значительных явлений русского искусства. В те годы впервые было признано необходимым собирать не только законченные рисунки и акварели, но и так называемый «рабочий материал» — эскизы, этюды, наброски известных живописцев, скульпторов, архитекторов. Увеличение коллекции графических произведений определило создание в 1918 г. самостоятельного отдела графики, в составе которого были не только рисунок и акварель, но и гравюра.

В отдел продолжался прием новых поступлений. В 1923 г. музей получил 1713 произведений из семьи художников Маковских. Одно из главных мест по праву принадлежит коллекции С.С.Боткина. Среди 1320 графических произведений, переданных в музей его вдовой, находятся редчайшие акварели М.М.Иванова, рисунки А.П.Лосенко, М.И.Козловского, А.Е.Егорова, О.А.Кипренского, П.А.Федотова, П.Ф.Соколова, И.Е.Репина, В.И.Сурикова, М.А.Врубеля, В.А.Серова и других мастеров русского искусства.

Нельзя не сказать о бесценной коллекции Л.М.Жемчужникова (4722 листа, среди них особое место занимают рисунки П.А.Федотова), о замечательном собрании А.Р.Томилова-Е.Г.Шварца, основу которого составляли произведения художников первой половины Х1Х века, О.А.Кипренского, А.О.Орловского, А.Г.Венецианова, Д.Кваренги, а также о тщательно подобранном собрании князя В.Н.Аргутинского-Долгорукова (1895 листов), известном архитектурной графикой XVIII- первой половины Х1Х вв.

В 1972 г. секции рисунка и гравюры разделились на два самостоятельных отдела, каждый из которых обладал уникальным материалом, отражавшим все этапы развития русской графики с XVIII по начало ХХ вв. Современное графическое искусство, начиная с 1917 г., было представлено в другом музейном собрании — отделе советской графики, созданном в 1932 г. Формирование этой коллекции с самого начала было связано с активным участием сотрудников отдела в художественной жизни — посещением выставок и мастерских художников, тесными контактами с коллекционерами и наследниками.

В основе собрания современной графики лежали материалы, полученные в результате поступления в Русский музей в 1926 г. живописи и графики из Музея художественной культуры. Эти произведения, созданные ведущими мастерами русского авангарда — К.С.Малевичем, М.З.Шагалом, П.В.Митуричем, Н.И.Кульбиным, Л.А.Бруни и другими, стали гордостью и украшением постепенно растущей коллекции современного графического искусства.

В предвоенные годы музей приобрел значительное число рисунков, акварелей, набросков К.С.Петрова-Водкина, В.В.Лебедева, Н.А.Тырсы, А.Н.Самохвалова, В.М.Конашевича. Интересной и разнообразной стала коллекция графики периода Великой Отечественной войны, ее основу составили листы, приобретенные в 1942 г. для Русского музея с выставки «Ленинград в годы блокады». В послевоенные годы значительно выросло собрание книжной графики, комплектование которого не ограничивается только произведениями, вошедшими в издание, но включает многочисленные эскизы.

История развития отечественного рисунка ХХ в. имеет свои особенности. Музей всегда интересовали произведения первой трети минувшего столетия, когда рисунок занимал самые передовые позиции. Не случайно в последние годы в коллекцию были приобретены ранние рисунки Ю.А.Васнецова и В.М.Ермолаевой, М.К.Соколова и Р.А.Флоренской. Во второй половине прошлого века изменилось представление о возможностях графики, ее жанровых, тематических и пластических новациях, и в собрании отдела появилось много новых авторов, например, П.Н.Шурига и П.Г.Дик, К.С.Мамонов и А.С.Агабеков. Среди них были художники так называемого «другого искусства» Москвы и Ленинграда 1950-х-1980-х гг. А.Д.Арефьев и Р.Р.Васми, Э.М.Белютин и М.А.Шварцман.

Особое значение для отдела рисунка и акварели имеют произведения одного из крупнейших художников ХХ в. П.Н.Филонова, наследие которого в 1987 г. было передано в дар музею его сестрой Е.Н.Глебовой (в том числе более 200 листов графики). Самым крупным даром последних лет может считаться коллекция врача и театроведа Г.М.Левитина (около 2300 произведений, среди которых работы К.С.Петрова-Водкина, Н.С.Гончаровай, А.Г.Тышлера, Б.Д.Григорьева и многих других мастеров искусства ХХ века), переданная в Русский музей наследниками по завещанию владельца в 1984 г. Десятки первоклассных произведений поступили в отдел в 1998 г. благодаря дару известных петербургских коллекционеров братьев И.А. и Я.А.Ржевских, собиравших, в том числе, графику ХХ в.

Прошедшие десятилетия связаны с важными и принципиальными изменениями в истории отдела рисунка. В 1995 г. было принято решение о реорганизации графических разделов Русского музея и вместо трех, бывших ранее, было создано два. Так отдел «старого рисунка», как его обычно называли, получил материалы из отдела советской графики. Возник новый отдел рисунка и акварели XVIII-XXI вв., один из крупнейших в музее, в котором хранится более 110 тысяч произведений.

Собрание национальной графики, принадлежащее к числу наиболее значительных мировых коллекций, обрело завершенный характер и позволило говорить об общих проблемах развития рисунка, включая его последние направления. Стало возможным объединить материалы, характеризующие искусство рисунка и акварели за три столетия. Поделивший когда-то одну коллекцию на две части 1917 г. перестал быть жесткой пограничной датой, разбивающей творчество художников на «до» и «после». И без того непростая логика развития искусства ХХ в. теперь может быть восстановлена хотя бы в пределах традиционных форм искусства рисунка.

www.rusmuseum.ru

Русский музей: olenenyok

Русский музей в Санкт-Петербурге - обязательное место для посещения каждым русским человеком, считающим себя хоть сколько-то образованным. Наравне с Третьяковской галереей это величайшая энциклопедия русского искусства.

1. Русский музей создан в 1895 году по указу императора Николая II в здании «Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом».

2. Сам дворец был построен в 1819-1826 годах для князя Михаила Павловича, младшего брата императоров Александра I и Николая I.

3. Архитектором выступил знаменитый Карл Росси.

4. Первоначальная коллекция была основана на произведениях, поступивших к 1898 году из Академии Художеств (122 картины), Эрмитажа (80 картин), Зимнего дворца, пригородных дворцов — Гатчинского и Александровского (95 картин), а также приобретенных в частных коллекциях.

5. К открытию Русского музея в собрании имелось 445 картин, 111 скульптур, 981 рисунок, гравюра и акварель, а также около 5 тысяч памятников старины: икон и изделий древнерусского декоративно-прикладного искусства.

6. В 1941 году большую часть коллекции эвакуировали в Пермь, остальное сняли с экспозиции, запаковали и укрыли в подвалах здания. За время Великой Отечественной войны ни один музейный экспонат не пострадал.

7. В конце XX - начале XXI века в состав Русского музея были включены Летний сад с 92 мраморными скульптурами зданиями, Михайловский (Инженерный) замок, Мраморный дворец, Строгановский дворец, Домик Петра I.

8. Интерьеры дворца поражают не меньше, чем заключённые в нём коллекции.

9.

10.

11. Стены украшены великолепными европейскими гобеленами.

12.

13.

14. На лестнице выставлена пара скульптур. Вот фрагмент статуи с кровли Зимнего дворца, автор Ж. Боумхен.

15. Скульптор М.А. Коло, модель головы для памятника Петру I.

16. В разделе древнерусского искусства широко представлены иконы XII–XV веков.

17. Это произведения Андрея Рублёва, Дионисия, Симона Ушакова и других мастеров.

18. Древнейшая из икон в коллекции — «Ангел Златые власы», датируется второй половиной XII века. Большинство специалистов относят её к новгородской школе иконописи.

19. Наиболее полной является коллекция произведений изобразительного искусства XVIII — первой половины XIX веков.

20. Три эскиза и многочисленные этюды к картине Александра Иванова «Явление Христа народу».

21. Эпическое полотно размером 5,4 на 7,5 метров создавалось Ивановым в течение 20 лет, с 1837 по 1857 год. Сейчас оно выставлено в Третьяковской галерее, этюды и эскизы - в Русском музее.

22. Также в зале представлена скульптура в античном стиле. В. Демут-Малиновский, «Русский Сцевола».

23. Н. Пименов, «Юноша, играющий в бабки».

24. Карл Брюллов, портрет архитектора Константина Тона, автора храма Христа Спасителя.

25. «Христос и грешница», Василий Поленов, 1888 год.

26. Она написана под влиянием уже упомянутой «Явление Христа народу».

27. На картине автор стремился рассказать библейскую притчу «кто из вас без греха, первый брось в нее камень» как реальное историческое событие.

28. Картина экспонировалась на XV Передвижной выставке в Петербурге и в Москве, где была куплена Александром III для своей коллекции.

29. Фрагмент картины «Фрина на празднике Посейдона в Элевзине», Г.И. Семирадский,1889 год.

30. К русской исторической серии относятся произведения по сказкам. М.А. Врубель, «Богатырь», 1898-1899 годы.

31. Тоже Врубель, блюдо «Садко», 1899-1900 годы.

32. Тот самый камень с надписью с картины В.М. Васнецова «Витязь на распутье», 1882 год.

33. Майоликовый камин «Вольга и Микула» из дома Бажанова. Выполнен по эскизам всё того же Врубеля.

34. Позитивные корабли с картины Николая Рериха «Славяне на Днепре».

35. Леонид Позен, «Скиф», 1889-1890 годы.

36. А.Л. Обер, «Тигр и Сипай».

37. Немало картин изображают природу. «Волна» Ивана Айвазовского.

38. Прекрасное в своей минималистичности «Озеро» Исаака Левитана.

39. Гений пейзажа Архип Куинджи, «Радуга», 1900-1905 годы.

40. «Мордвиновские дубы» Ивана Шишкина.

41. Его же «Ручей в берёзовом лесу».

42. А вот и сам Иван Иванович, портрет работы Ивана Крамского, 1880 год.

43. Илья Репин, «Белорус», 1892 год.

44. Коллекцию живописи с русским национальным колоритом открывает Борис Кустодиев. «Купчиха за чаем», написанная напоследок, лишь в 1918 году.

45. На заднем плане - патриархальная Россия.

46. Ф. Малявин, «Две девки», 1910 год.

47. «Весенний солнечный день» Константина Юона — картина светлая по настроению, по ней хорошо писать сочинения.

48. Похожая картина Бориса Кустодиева — «Масленица».

49. Портрет Фёдора Шаляпина в аналогичном стиле написан Кустодиевым в 1921 году.

50. Фон для великого артиста.

51. Другой портрет Шаляпина, выполненный в 1911 году К.А. Коровиным, наполнен светом и лёгкостью довоенной жизни.

52. Растиражированная по миллионам советских кухонь картина Василия Перова «Охотники на привале» была написана в 1871 году. По узнаваемости может сравниться с «Неизвестной» Ивана Крамского.

53. Часть ещё одного знаменитого полотна — «Взятие снежного городка», Василий Суриков, 1891 год.

54. А это ещё одна картина, знакомая каждому с детства.

55. «Бурлаки на Волге» написана Ильёй Репиным в 1870-1873 годах.

56. Рядом можно увидеть один из эскизов к картине с совершенно иной композицией.

57. На другой его картине - игривый студент. «Приготовление к экзамену», 1864 год.

58. Картину Василия Петрова «Монастырская трапеза» можно рассматривать долго.

59. Она написана в 1865 году и является злой сатирой на духовенство.

60. Важный сановник с чванливой барыней и угодливо склонившийся перед ними батюшка, рассчитывающий на пожертвования для монастыря. Нищенка с голодными детьми безнадежно тянет руку за подаянием. А внизу куда-то лезет поп.

61. Многофигурное полотно К.А. Савицкого «На войну», созданное в 1880-1888 годах, посвящено проводам солдат на русско-турецкую войну.

62. Сейчас бы сказали, «сын-патриот не нашёл поддержки у отца-либерала»?

63. Один из эпизодов той войны изобразил баталист В.В. Верещагин - «Скобелев под Шипкой».

64. Все помнят «Девочку с персиками», стиль Валентина Серова сложно спутать. Эта картина называется «Дети», на ней художник изобразил своих сыновей Сашу и Юру.

65. Слава Серова как портретиста стала для него настоящей кабалой и проклятием. После 1895 года он писал много портретов по заказам буржуазной и аристократической знати. Это портрет Александра III с рапортом в руках, 1900 год.

66. «Выезд императора Петра II и цесаревны Елизаветы Петровны на охоту», 1900 год.

67. В портрете графа Ф.Ф. Сумарокова-Эльстон с собакой (1903 год) Серов сам настоял на изображении любимого пса молодого графа, и тот выглядит на портрете едва ли не значительней своего хозяина.

68. То же с конём на портрете князя Ф.Ф. Юсупова, но тут животное представлено совершенно взбесившимся.

69. Официозное произведение Ильи Репина «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея» с этюдами занимает целый зал со световым окном в потолке.

70. В начале XX века сменилась эпоха, на смену реализму пришёл модерн. Портрет поэтессы Анны Ахматовой в стиле кубизма кисти Натан Альтман, 1914 год.

71. Также в начале веке произошёл расцвет театров. А.Н. Бенуа, «Итальянская комедия», 1906 год.

72. Автопортрет В.И. Шухаева в виде Пьеро, 1914 год.

73. Борис Григорьев, портрет Мейерхольда, 1916 год. Позу придумал сам художник. Режиссёр был вынужден долго позировать на цыпочках, поэтому у него такой измождённый вид.

74. К.А. Сомов, «Осмеянный поцелуй», 1908 год.

75. Кузьма Петров-Водкин, автопортрет, 1918 год.

76. Переносимся в искусство советского периода.

77. «Голова крестьянина» авторства того самого Малевича, написанная в 1928-1929 годах, знакома многим по аватарке kashin. Этот стиль называется супранатурализмом.

78. В те же годы написана «Формула весны» авангардиста Павла Филонова.

79. А так Филонов увидел скульптуру на Нарвских воротах. 3 декабря 1941 года художник умер от голода в блокадном Ленинграде.

80. Кукрыниксы, «Бегство фашистов из Новгорода», 1944-1946 годы.

81. Завершает музейную экспозицию поздний соцреализм. Я. Крестовский, «Сборщики», 1975 год.

82. Станция «Площадь революции» на картине Н.И. Нестеровой «Метро», 1980 год.

83. Советские фарфоровые статуэтки.

84. Также в музее представлено несколько сервизов авангардной посуды.

85. Пожалуй, такой стиль мне нравится больше всего. Свежо и необычно.

86. Закончить хотелось бы наиболее понравившимся мне изумительным произведением А.М. Герасимова «Полдень. Тёплый дождь». Написана картина в 1939 году, но как будто для Серебряного века.

87. Сирень на картине проступает в объём толстыми мазками, делая картину живой и рельефной.

взято у deletant в Русский музей

olenenyok.livejournal.com

Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге картины, выставки, залы. Как добраться, время работы, стомость посещения, цена билетов.

Санкт-Петербург → Государственный Русский музей

  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ МУЗЕЙ Инженерная ул., д.4. Тел. 7-812-595-42-48, 314-83-68. Время работы. Часы работы с 10 до 17, кроме вторника, добраться до м. «Невский проспект», «Гостиный двор» Император Александр III неоднократно выражал желание основать музей, в котором были бы собраны произведения выдающихся русских художников. Во исполнение воли своего отца, Николай II в 1895 году основал Императорский музей русского искусства Александра III, передав для этой цели Михайловский дворец и принадлежавшие ему и императорской фамилии картины. Михайловский дворец (К. Росси, 1819-1825) был выстроен для брата Александра I, великого князя Михаила Павловича. В 1895-1898 гг. дворец был перестроен с тем, чтобы превратить помещения дворца в музейные залы (автор В. Свиньин). В 1900-1911 гг. было построено специальное музейное помещение для размещения коллекций этнографического отдела музея (В. Свиньин). В 1914-1917 гг. для размещения растущих коллекций был выстроен выходящий на Екатерининский канал западный корпус (Л. Бенуа). После 1917 г. коллекции музея пополнялись за счет национализированных художественных ценностей, за счет перераспределения музейных фондов, за счет новых приобретений. В годы Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда часть художественных ценностей музея была вывезена в город Молотов, остальные были укрыты в подвалах и нижнем этаже дворца. На территорию музея упало 40 снарядов, 11 фугасных и около 100 зажигательных бомб, зданиям был нанесен значительный ущерб. Сотрудники музея боролись с зажигательными бомбами, заделывали разбитые окна, старались сохранить музейные здания. После проведения ремонтно-восстановительных работ, музей открылся для посетителей 9 мая 1946 г. Собрания музея продолжают расширяться. Сегодня Русский музей является крупнейшим собранием произведений русского изобразительного искусства. В нем периодически проводятся разные выставки как отечественных, так иностранных произведений искусства (до семидесяти выставок в год). В 1990 г. Русскому Музею были переданы Мраморный дворец, Строгановский дворец и Инженерный замок. По мере проведения необходимых реставрационных работ в помещениях этих исторических зданий разворачиваются музейные экспозиции.

Государственный Русский музей в фотографиях

Вид Русского музея с высоты. Государственный Русский музей. Памятник А.С.Пушкину. Скульптура Петра I. Роспись потолка. Парадная лестница Русского музея с надписью "Русский Музей Императора Александра Третьяго" открыт 7 марта 1898 года.

Экспозиции Государственного Русского музея

Картины И.К.Айвазовского «Волна» (1889), «Девятый вал» (1850)в Русском музее. Репин, "Бурлаки на Волге" на ближнем плане. "Корабельная роща" Шишкин И.И.(1898). "Оттепель" Ф.А.Васильева. "Трапеза" В.Г.Перов (1865-1876)

В музее находятся известные картины еще со школьных учебников, художников И.Репин "Бурлаки на Волге" и И.Репин. "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года" (в простонародье называют заседание государственного совета или заседание государственной думы). Карл Брюллов "Великая княгиня Елена Павловна с дочерью", 1830 год. "Последний день Помпеи". Ф.А. Бруни "Медный змий".

Страница оформляется

www.traveltrek.ru

Самая большая в мире коллекция отечественной живописи

Изначально Русский музей, картины которого представляют собой самую большую в мире коллекцию отечественной живописи, задумывался как собрание произведений исключительно российских мастеров.

русский музей картины

Автор идеи

Основан музей был указом Николая II в 1895 году, а название получил «Русский Музей Императора Александра III». Почему? Потому что идея его создания принадлежала известному своей патриотичностью Александру Александровичу Романову. Для этой цели он решил выкупить у потомков Михаила Павловича Романова Михайловский дворец, так как правнуки Павла I были давно уже гражданами Германии, и с Россией их связывала только недвижимость. Александр III умер в 1894 году, а в 1895-м Николай II, выполняя волю отца, купил в казну дворец и основал там Русский музей. Картины для него были получены из нескольких российских сокровищниц.

Первые пополнения

Самое большое количество живописных полотен предоставили Российская академия художеств и Эрмитаж, соответственно 122 и 80 картин. Из Зимнего и двух пригородных дворцов (Гатчинского и Александровского) поступили 95 произведений. Русский музей, картины которого на момент открытия в общем исчислении составили 445 штук, 148 полотен получил из частных коллекций. Самые крупные поступления предоставили потомки А. Б. Лобанова-Ростовского, русского дипломата, княжеский род которого шел от Рюриковичей, и М. К. Тенишевой, княгини-меценатки, которая и сама была художником-эмальером. Идея создания музея отечественной живописи пришлась настолько по нраву любителям искусства, что за 10 лет его существования коллекция удвоилась. Пополнение фондов происходило как за счет средств, выделяемых казной на эти цели, так и за счет пожертвований.

Любимый при всяком государственном устройстве

В первые послереволюционные годы фонды музея росли стремительно за счет национализированных частных собраний. В Русский музей картины поступали в больших количествах благодаря деятельности существовавшего с 1921 по 1928 год Государственного музейного фонда. Так, в 1925 году картин в коллекции музея было уже 3648. Необходимо отметить, что за годы войны и блокады не пострадал ни один экземпляр музея из хранимых в подвалах и из вывезенных более 7,5 тыс. картин в Пермь.русский музей санкт петербург картины За все годы существования особой любовью жителей города на Неве пользуется именно Русский музей. Санкт-Петербург картины в своих всемирно известных галереях всегда собирал самые лучшие. Он мог себе это позволить, будучи столицей громадной богатой империи. Эрмитаж входит в 10 лучших музеев мира. Но и комплекс, главный корпус которого находится в самом центре Северной столицы, на набережной канала Грибоедова, дом 2, не обделен ни мировой славой и вниманием, ни любовью всех россиян.

Легендарная сокровищница

Русский музей какие картины делают столь знаменитым? С момента открытия в марте 1898 года и до наших дней основу его составляют первые поступления. Из шедевров Эрмитажа особо можно выделить произведения Карла Брюллова, И. И. Иванова, Ф. А Бруни и И. К. Айвазовского. О таких сокровищах, как «Последний день Помпеи» или «Девятый вал», могут только мечтать мировые сокровищницы живописи.русский музей какие картины

Бессмертные полотна Аргунова и Левицкого, Венецианова и Кипренского, Тропинина и Федотова поступили из Академии художеств. Нет российского живописца, произведениями которого не обладал бы Русский музей. Айвазовский, картины которого собраны в зале № 9, - один из основных авторов коллекции произведений.

Айвазовский – одна из главных жемчужин в короне

Среди картин всемирно известного мариниста в собрании Русского музея имеется и полотно, на котором изображен Иуда в момент предательства им Христа. Есть очень красивая ветряная мельница, есть изумительный вид на Везувий. Но, конечно же, самыми прекрасными являются его полотна, посвященные морю: и Балтийскому, и Средиземному. В любое время суток: и при луне, и при ярком слепящем солнце - море Айвазовского прекрасно. В Русском музее замечательная подборка его произведений: океан и в бурю, и при полном штиле, корабли тонущие, терпящие бедствие и гордо стоящие на рейде, одинокие шхуны и целые эскадры, двадцатипушечные корабли и рыбацкие лодки – марины Айвазовского уникальны, неповторимы, восхитительны, их много. Отдельно можно говорить о парусах, освещенных солнцем с разных сторон, вблизи и на горизонте.

Вершина творчества

Всего в Русском музее находится более 20 полотен этого гениального художника, известного своим большим наследием. Музей Санкт-Петербурга обладает «Девятым валом». Легендарный холст, написанный в 1850 году, является самым известным полотном этого художника.русский музей айвазовский картины Одна из самых популярных в русской живописи картин, которую называют даже мистической, побуждала к написанию стихов не одного поэта, как отечественного, так и зарубежного. Особой популярностью пользуются стихи Баратынского, написанные под впечатлением этого шедевра. Разбушевавшемуся океану поэт посвящает такие строки: «…земля трепещет перед ним, он небо заслонил огромными крылами…»

fb.ru

Dudeway | Государственный Русский музей

Утро и вечер второго дня в Санкт-Петербурге я провел, гуляя по городу. О чем я подробно рассказал в прошлом посте.

Погода была просто идеальная. Но помимо прогулки, я еще побывал в одном очень интересном художественном музее, в котором можно увидеть исключительно «Русское»!

P.S. Внимание! Под катом много информации и около 150 фотографий!

Русский музей, — первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства! Он был задуман Александром III, а затем в 1895 году основан его сыном, императором Николаем II.

Но сперва, в 1819—1825 годах в здании, где сегодня находится музей, по проекту известного архитектора Карло Росси был спроектирован роскошный Михайловский дворец! Он служил местом пребывания великого князя Михаила Павловича, младшего сына Павла I.

Войдя на территорию, оказываешься в Парадном дворе, по бокам которого были установлены два льва, как показатель власти! Они создавали атмосферу торжественности и принимали гостей дворца. Львы также изображены и на фасаде здания.

Музей найти довольно просто, он находится в самом центре города на набережной канала Грибоедова, дом 2. Ближайшая станция метро, — Невский проспект.

Официальный сайт Музея: http://www.rusmuseum.ru

Режим работы:Понедельник, среда, пятница, суббота, воскресенье — с 10:00 до 18:00Четверг — с 13:00 до 21:00Вторник — выходной деньКассы закрываются на полчаса раньше

Билет мне обошелся в 280 рублей.

В музее разрешена любительская фотосъемка без применения фотовспышек и дополнительного оборудования.

Стоимость фотосъемки — 300 рублей.

Русский музей включает в себя целый музейный комплекс, благодаря которому и стало возможным содержать почти полмиллиона произведений искусства! Он состоит из Михайловского дворца с корпусом Бенуа и флигелем Росси, но также к нему относятся Михайловский (Инженерный) замок, Мраморный и Строгановский дворцы, а также уютный Михайловский сад, Дворец Петра I, с его уникальными садово-парковыми аллеями Летнего сада, и Домик Петра I на противоположной стороне реки Невы. Вот такой немалый списочек.

Как можно легко догадаться из названия, в музее можно увидеть исключительно русские произведения искусства. Общее собрание считается самым крупным в мире, и насчитывает на момент написании статьи более 411 тысяч экспонатов, среди которых произведения живописи, графики, скульптуры, нумизматики, декоративно-прикладного и народного искусства, а также архивные материалы! Но, чтобы всё это посмотреть, необходимо обойти не одной здание. И посвятить этому немало дней. Зато, посмотрев все, вы будто окунетесь в машину времени и прочувствуете каждый период развития русского искусства за последние 1000 лет!

К сожалению возможности пройтись по всем зданиям Русского музея у меня не было возможности. Поэтому сегодня пойдет рассказ об основной экспозиции, которая хранится в Михайловском дворце, Корпусе Бенуа и Флигеле Карла Росси.

Главная экспозиция представлена работами выдающихся русских художников, среди которых С.Ф. Щедрин, И.И. Шишкин, Ф.А. Васильев, И.К. Айвазовский, Ф.А. Бруни, А.К. Саврасов, В.И. Суриков, А.М. Васнецов, А.И. Куинджи, К.П. Брюллов, Ф.А.Бронников, К.Ф. Гун, Н.Н. Ге, В.Г. Перов, К.Е. Маковский, В.В. Верещагин, а также хочется выделить портреты И.Н. Крамского, О.А. Кипренского, И.Е. Репина, В.Л.Боровиковского, Д.Г. Левицкого!

Приятно было взглянуть и на сюрреализм Н.С. Гончаровой, А.В. Лентулова, К.С. Малевича, С.А. Лучишкина и П.Н. Филонова.

План музея.

Войдя внутрь, сразу оказываешься во дворце! Широкие лестницы, огромные колонны и высоченные потолки! Очень по-царски!

Купив билет, я начал осмотр музея. Поднимаясь по лестнице, первой меня встретила скульптура Александра III, его очень внимательно рассматривал одни из посетителей музея.

А далее начинаются залы с невероятным количеством картин! Как и принято в большинства подобных музеях, здесь также хорошо соблюден исторический период. По мере перехода из каждого зала, я постепенно переходил от Древнерусского к Новейшему искусству! Глаза, как всегда разбегались.

Сперва передо мной оказалось несколько залов с Иконами. Я в них плохо разбираюсь, поэтому быстро прошел мимо.

Далее начались картинные галереи. К сожалению, в глаза сразу же бросилось отвратительное освещение картин. Оно конечно есть, но, я считаю в таком выдающемся художественном музее, известном на весь мир, с освещением не должно быть таких проблем. Меня это сильно тогда расстроило.

Посмотрите, на картины свет падает и со стороны люстры, и из окна.

К примеру в Московской Третьяковской Галерее таких проблем нет. В большинстве музеев с мировым именем такого тоже нет. А я уж поверьте бывал в разных музеях. В Русском музее есть такой косяк, из-за чего, смотря на картины, приходилось сильно фокусировать свое зрение, напрягаться, чтобы разглядеть их, да и фотографировать было возможно только на критических параметрах фотоаппарата.

Грандиозные масштабы музея, не позволяют мне рассказать вам в блоге о каждом произведении искусства в отдельности. Это невозможно. Пост будет похож на скомканный и растянутый поток информации с фотографиями. Я же не экскурсовод, а лишь блогер. Поэтому, ходя по музею, я делал заметки и помечал наиболее интересные для меня произведения. Ниже хочу поделиться ими, делая небольшое описание.

1754. Б.В. Суходольский — Живопись.

1780. Неизвестный художник — Здание двенадцати коллегий.

1750. И.Я. Вишняков — Портрет Вильгельма Георга Фермора.

Отделка залов дворца поражает своей красотой. Большое внимание уделено росписи.

1795. И.П. Чернов — Возвращение Блудного сына.

1762. А.П. Лосенко — Чудесный улов рыбы.

1776. Д.Г. Левицкий — Портрет Н.С. Борщевой.

1775. Д.Г. Левицкий — Портрет А.П. Лёвшиной.

Предметы интерьера Белоколонного зала Михайловского дворца.

1860. Ваза с фарфоровыми медальонами.

1799. В.Л.Боровиковский — Портрет князя А.Б. Куракина.

1796. В.Л.Боровиковский — Портрет Муртазы Кули-хана.

1798—1800. Ф.Я.Алексеев — Вид города Бахчисарая.

Далее был большой зал под номером 14, где висели картины одного из моих любимых художников, — И.К. Айвазовского!

1846. И.К. Айвазовский — Вид Константинополя при лунном освещении.

1843. И.К. Айвазовский — Берег моря. Штиль.

1850. И.К. Айвазовский — Девятый вал. Эта всемирно известная и самая популярная картина художника висит именно в этом музее!

1846. И.К. Айвазовский — Русская эскадра на Севастопольском рейде.

Участки картины поближе.

1848. И.К. Айвазовский — Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой.

1889. И.К. Айвазовский — Волна.

Участки картины поближе

1896. И.К. Айвазовский — Корабль в море.

1885. И.К. Айвазовский — Штиль.

1884. И.К. Айвазовский — Море с кораблем.

1885. И.К. Айвазовский — Лунная ночь. Берег моря.

1833. К.П. Брюллов — Последний день Помпеи.

Посмотрите какой масштаб! Я поражаюсь, как умению, так и терпению художников! Это невероятно сложно, суметь воспроизвести такую красоту, да ещё и на таком внушительном полотне!

1830. К.П. Брюллов — Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией.

1839. К.П. Брюллов — Портрет сестёр Шишмарёвых.

1821. К.П. Брюллов — Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского.

Людей в музее прилично, но места хватает всем!

Следующий зал не менее интересен.

1828. П.В. Басин — Сократ в битве при Потидее защищает Алкивиада.

1812. А.И.Иванов — Единоборство князя Мстислава Владимировича Удалого с косожским князем Редедей.

В каждом зале есть не только картины, но и скульптуры.

1813. Василий Демут-Малиновский — Русский Сцевола.

1841. Ф.А. Бруни — Медный змий.

1835. А.А. Иванов — Явление Христа Марии Магдалине после воскресения.

1824. Ф.А. Бруни — Смерть Камиллы, сестры Горация.

1836—1855. А.А. Иванов — Явление Христа народу.

Внутри Русского музея очень красиво, тут великолепная атмосфера, но из-за плохого света всё выглядит темновато.

1816. С.Ф. Щедрин — Вид с Петровского острова в Петербурге.

1823. С.Ф. Щедрин — Новый Рим. Замок Святого Ангела.

1826. С.Ф. Щедрин — Вид Амальфи близ Неаполя.

С.Ф. Щедрин — Рыбаки у берега.

1829. С.Ф. Щедрин — Неаполь в лунную ночь Виа Партенопе и Кастелло Дель Ово.

1829. С.Ф. Щедрин — Вид Сорренто близ Неаполя.

1836. М.И. Лебедев — Аричча близ Рима.

1845. А.Я. Волосков — Вид в Павловском парке.

1827. О.А. Кипренский — Портрет графа Г.Г. Кушелева.

1830. О.А. Кипренский — Ворожея со свечой.

1823. О.А. Кипренский — Портрет Е.С. Авдулиной.

1809. О.А. Кипренский — Портрет Евграфа В. Давыдова.

1855. А.М. Волков — Смерть Ивана Сусанина.

1875. А.Т. Литовченко — Иван Грозный показывает сокровища Джерому Горсейю.

1887. К.Н. Горский — Петр I посещает госпожу Ментенон в 1717 году.

1865. В.Г. Шварц — Вербное воскресенье в Москве при царе Алексее Михайловиче.

В.Г. Шварц — Въезд Шуйского и де Ла Гарди в Москву (Эскиз).

1880. И.Н. Крамской — Портрет художника И.И. Шишкина.

1882. И.Н. Крамской — Мина Моисеев.

1840. И.Н. Крамской — Неутешное горе.

1869. Ф.А. Васильев — Деревня.

1871. Ф.А. Васильев — Оттепель.

1867. Ф.А. Васильев — В церковной ограде.

А это мой хороший друг Олег.

Можно понять какого размера картины в этом зале. Мне всегда было интересно, как следят за такими крупными полотнами, и как их перевозят в другие музеи на временные выставки? С удовольствием написал бы об этом репортаж. :)

1869. Ф.А. Бронников — Освящение гермы.

Ф.А. Бронников — Улица итальянского города.

1905. С.В. Бакалович — Моление Кхонсу.

1862. К.Д. Флавицкий — Христианские мученики в Колизее.

1868. К.Ф. Гун — Канун Варфоломеевской ночи.

1889. Г.И. Семирадский — Фрина на празднике Посейдона в Элевсине.

1865—1876. В.Г. Перов — Трапеза.

1869. В.Г. Перов — Девочка с кувшином.

1879. В.Г. Перов — Суд Пугачева.

1864. В.Г. Перов — Парижские тряпичники.

1880. В.Г. Перов — Первые христиане в Киеве.

1860-е. Ф.С. Журавлев — Дети-нищие.

1840-е. А.К. Саврасов — Березы. Половодье.

1870—1880. А.К. Саврасов — Зима.

1873. А.К. Саврасов — Вид на Московский Кремль. Весна.

1871. А.К. Саврасов — Закат над болотом.

1869. Л.Л. Каменев — Вид из окрестностей села Поречье.

1850. А.П. Попов (Московский) — Москва. Берег Яузы.

1890. В.В. Верещагин — Шипка-Шейново (Скобелев под Шипкой).

1873. В.В. Верещагин — У дверей мечети.

1884. В.В. Верещагин — В Иерусалиме. Царские гробницы.

1884. Н.Н. Ге — Портрет Л.Н. Толстого.

1863. Н.Н. Ге — Тайная Вечеря.

1883. И.И. Шишкин — Ручей в березовом лесу.

1865. И.И. Шишкин — Дубы.

1871. М.К. Клодт — На пашне.

1865. И.И. Шишкин — Дубы.

1898. И.И. Шишкин — Корабельная роща.

1870. К.Е. Маковский — Перенесение священного ковра в Каире.

1881. К.Е. Маковский — В парке.

1882. К.Е. Маковский — Семейный портрет.

1888. К.А. Савицкий — На войну.

1888. В.Д. Поленов — Христос и Грешница.

1871. И.Е. Репин — Воскрешение дочери Иаира.

1870—1873 И.Е. Репин — Бурлаки на Волге.

1876. И.Е. Репин — Садко.

1876. И.Е. Репин — Негритянка.

1879. И.Е. Репин — Проводы новобранца.

1905—1908. А.И. Куинджи — Ночное.

1880. А.И. Куинджи — Лунная ночь на Днепре.

1898—1908. А.И. Куинджи — Море. Крым.

1900—1905. А.И. Куинджи — Дубы.

В одном из залов была просто невероятная картина Ивана Репина. 1903. И.Е. Репин — Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения.

1896. И.Е. Репин — Портрет Николая II.

1899. В.И. Суриков — Переход Суворова через Альпы в 1799 году.

1895. В.И. Суриков — Покорение Сибири Ермаком.

1906. В.И. Суриков — Степан Разин.

1882. А.М. Васнецов — Витязь на распутье.

1877. А.М. Васнецов — Акробаты (На празднике в окрестностях Парижа).

1881. А.М. Васнецов — Бой скифов со славянами.

1910. К.Ф. Богаевский — Классический пейзаж.

1912. К.Ф. Богаевский — Корабли. Вечернее солнце.

1908. Л.С. Бакст — Древний ужас.

1896. А.П. Рябушкин — Семья купца в XVII веке.

1910. К.Ф. Юон — Весенний солнечный день. Сергиев посад.

Зал, где представлено Декоративно-прикладное и Народное искусство.

Русский музей огромен! В многочисленных коридорах можно легко запутаться. На этот случай по ходу движения можно встретить такие таблички, показывающие поэтажный план музея.

1898. М.А. Врубель — Богатырь.

1902. В.А. Серов — Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой.

1912. А.Я. Головин — Портрет Ф.И. Шаляпина в роли Бориса Годунова.

1916. Б.М. Кустодиев — Масленица.

1917. А.В. Лентулов — Церкви. Новый Иерусалим.

1911. Н.С. Гончарова — Евангелисты.

1908. Н.С. Гончарова — Зима.

1914. К.С. Малевич — Композиция с Джокондой («Частичное затмение»).

1915. Л.С. Попова — Портрет философа.

1914. К.С. Малевич — Авиатор.

1915. К.С. Малевич — Красный квадрат (Живописный реализм Крестьянки в двух измерениях).

1929. К.С. Малевич — Пейзаж с белым домом.

1932. К.C Малевич — Девушки в поле.

Лабиринты сюрреализма! Ранее я такое направление в искусстве не воспринимал. А сейчас очень даже нравится. :)

1920—1921. П.Н. Филонов — Формула Петроградского пролетариата.

1926. С.А. Лучишкин — Лыжники.

1934. В.В. Купцов — АНТ-20 «Максим Горький».

Ну вот и все. Напоследок я забежал в последний зал перед выходом и сфотографировал вот такую тарелочку.

Я вновь вышел на парадную лестницу Михайловского дворца.

Спускаясь с которой, меня ждал сувенирный магазин. Тут продают книжки, тарелки, магниты, матрешки, календари и даже копии картин.

Пост получился очень содержательным, пожалуй даже через чур полным. Но это только малая часть увиденного. На самом деле, как я говорил вначале, невозможно запечатлеть все! Но поверьте, так трудно было отбирать фотографии, отснятые мной в музее. Не все они вышли так качественно, чтобы передать должным образом атмосферу картин, в основном из-за плохого освещения. Многие картины находятся за стеклом, или очень высоко висят. Возникало очень много бликов. Как совет, в такие музеи лучше приходите вечером, когда на улице уже стемнеет. У вас будет хотя бы один искусственный источник света. Тем не менее музей великолепный! Он по праву считается одним из лучших в стране!

Сегодня Русский музей можно по праву считать уникальным хранилищем художественных ценностей! Это целая библиотека искусств, придя в которую, у каждого появляется возможность посмотреть на потрясающее собрание шедевров выдающихся художников, безусловно принадлежащих к мировому культурному наследию. Поэтому рекомендую всем не лениться, приезжать в Санкт-Петербург и идти смотреть всё своими глазами!

Рекомендую не ограничиться Русским музеем и обратить внимание на другие Художественные музеи в которых я побывал:1. Государственная Третьяковская Галерея2. Картинная галерея Айвазовского 3. Париж. Лувр 4. Флоренция. Галерея Уффици 5. Художественный музей им. И.П. Пожалостина

Государственный Русский музей, 10.0 out of 10 based on 1 rating

www.dudeway.ru

Рассказ о Русском музее

   "Михайловский дворец", построенный в 1826 году, – одно из лучших творений зодчего Росси.   "Ну и подлинно дворец пречудесный, – ни пером описать, ни в сказке сказать", – говорили современники. "Единственный в своем роде и превосходит всё, виденное нами во дворцах других стран", – говорили иностранцы.    Михайловский дворец

   Массивная чугунная решетка дворца состоит из длинных пик с позолоченными остриями. Вход во дворец охраняют два льва. В центре дворца – стройные высокие колонны, и они делают его похожим на прекрасные классические здания древней Греции и Рима. Во дворце несколько сот комнат с великолепными дверями и прекрасными паркетами, хрустальными люстрами. Когда-то здесь жила княжеская семья из трех человек. В дни празднеств огромные залы украшали цветами, которые привозили из пригородов на сотнях подвод. Но любоваться красотой дворцовых комнат могли лишь немногие избранные.    Дворец стал музеем русского искусства в 1898 году. Но далеко не все петербуржцы могли посещать музеи: сюда не допускали людей в простой крестьянской одежде или солдатской шинели. Только после революции сокровища русского искусства стали достоянием всего народа.    Створка браслета с изображением 'древа жизни' (в виде хмеля), кентаврообразного существа, зверя с 'процветшим' хвостом. Серебро. Гравировка, чернь, 12 век .

   В Государственном Русском музее более трехсот тысяч художественных произведений: это картины, рисунки, скульптура, украшения из золота и серебра, изделия из фарфора, вышивки и так далее. Среди них есть очень древние вещи – их возраст свыше тысячи лет. Таковы широкие браслеты "наручи", громадные серьги – "колты", тонкие, перекрученные спирально обручи – ожерелья.    Все эти украшения были найдены в кладах, зарытых глубоко под землей, или в древних погребениях. Перед войной ученые раскопали фундамент одной из самых старых церквей Киева и там, в подземелье, обнаружили скелеты людей, прятавшихся во время нашествия татар. Среди этих людей находились и мастера-ювелиры: они взяли с собой в убежище и свои изделия и свои инструменты.    Рясны. Золото, эмаль. Вторая половина XI века

   Эти старинные художники создавали чудесные вещи. Нередко они украшали свои и изделия "перегородчатой эмалью". В небольшое углубление пластинки напаивали тонкие золотые полоски, а потом в каждую образовавшеюся ячейку насыпали порошок цветной эмали. Пластину обжигали и твердую ровную эмаль шлифовали. Это очень кропотливая работа, требовавшая большого мастерства, – ведь каждая эмаль имела свою температуру плавления. Эти произведения древнерусского искусства с X по XVII век представлены в Русском музее.    Иван Никитин. Портрет Петра I. 1725

   Самое ценное в Русском музее – это картинная галерея. Здесь собраны произведения художников, начиная с петровской эпохи и кончая нашими днями. Петр I посылал учиться за границу не только мастеров корабельного дела, но и русских художников: "Попались мне навстречу, – писал Петр Екатерине, – Беклемишев и живописец Иван Никитин. А когда приедут к вам, попроси короля (Августа II Польского), чтобы велел свою персону ему написать; также и прочих каво захочешь, дабы знали, что есть и из нашего народа добрые мастера".    Иван Никитин писал портреты и с Петра: один из них был сделан в Кронштадте, другой в то время, когда Петр лежал мертвый в гробу. Прекрасны черты мудрого преобразователя: ум, величие и спокойствие на его лице; отблеск зажженных свечей слегка отражается на нем. Большое мастерство показал художник в этой работе.    Над изображением Петра работали и скульпторы. Особенно интересна маска, снятая с лица Петра, работы скульптора Растрелли. Она передает в точности все черты царя: глаза немного навыкате, большой лоб, жесткие, короткие усы. Лицо кажется живым.    Бруни Ф. А. Медный змий. 1841 (По сюжету Ветхового завета. Когда Моисей вывел иудеев из египетского плена, путь их лежал через пустыню, по которой они скитались 40 лет. После долгих лишений люди взроптали, и Господь ниспослал на них кару – ядовитых змей, сеявших мучительную смерть. Они раскаялись и взмолились о прощении, тогда Моисей, по велению Бога, сотворил медное изваяние змия, и каждый, взглянувший на него с верою, исцелялся.)

   Вот как снимал Растрелли эту маску: Петр сидел в глубоком кресле, закрыв глаза и рот, и дышал через тонкие соломинки. Скульптор смазал жиром лицо, потом наложил мягкий гипс и снял его после того, как гипс застыл. Затем Растрелли подправлял готовую маску. Она пригодилась, когда отливали парадный бронзовый бюст Петра и памятник у Инженерного замка.    Брюллов К. Последний день Помпеи. 1830–1833

   Со временем у художников появился интерес к созданию исторической картины. Такие темы картин считались единственно почетными для учеников Академии художеств – этой высшей школы будущих зодчих, ваятелей и живописцев.    В залах Русского музея разместились произведения первых учеников Академии. Лучшие из них – "Медный Змий" художника Бруни и "Последний день Помпеи" Карла Брюллова – одни из самых больших картин в мире.    Репин И. Е. Бурлаки на Волге. 1870–1873

   Брюллов в детстве мечтал стать художником. Слабый, болезненный ребенок, он проводил свои дни в кроватке, не расставаясь с карандашом и бумагой. После окончания Академии художеств, Брюллов поехал совершенствоваться в Италию и принял участие в раскопках Помпеи. Он видел развалины города, засыпанного пеплом и лавой, бродил среди них, и в его воображении являлся цветущий город. "Я забываю век, в котором живу, – писал Брюллов из Италии, – мечтаю видеть сей город в цветущем состоянии. Но что это? Я вижу огненные реки, они стремятся, разливаются и поглощают все встречающееся. Дождь песку, золы и камней засыпает пышную Помпею; она исчезает перед моими глазами. Диомед, не надеясь найти спасения в роскошном своем жилище, с кошельком золота надеется спастись бегством, но, утопая в золе, лишается сил, падает и остается, погребенный дождем Везувия".

   В. И. Суриков. Переход Суворова через Альпы. 1899

   Все это Брюллов показал в своей картине. Громадное бедствие охватило жителей города. Все бегут, падают. Вот мальчик и молодой воин выносят на руках беспомощного старика, родители укрывают своими одеждами детей, сын помогает ослабевшей матери. Лишь о высоких, благородных чувствах хотел рассказать художник, а жадного Диомеда он смешал с толпой так, что зритель не сразу обратит на него внимание. Мировая слава была наградой художнику за его труд, и картина породила много толков и споров: кому она казалась слишком красивой, кто сетовал, что тема ее чужда нашей истории. Люди хотели видеть в картинах подлинную жизнь русского народа.    Шишкин И. Корабельная роща. 1898

   Осуществил эту мечту русский художник Илья Ефимович Репин. Кто не знает этого имени? За свою долгую жизнь Репин написал много исторических картин и портретов, – некоторые находятся в Русском музее. Прежде чем создать свое произведение, художник изучал жизнь тех людей, которых изображал. Репин был еще совсем молодым художником, когда он со своим другом поехал на пароходе по Неве.    Левитан И. И. Лунная ночь. Большая дорога. 1897

   "Погода была чудесная, – вспоминал Репин, – красивая, нарядная публика веселилась на берегах. И вот вдали показалось какое-то коричневое пятно. Оно все ближе, и вот уже можно было рассмотреть его – это бурлаки, тянувшие бечевой баржу".    "Вот невероятная картина. Никто не поверит. Какой ужас – люди вместо скота впряжены", – говорил Репин своему другу. Эта сцена запомнилась художнику, и позже он рассказал о бурлаках, их непосильном труде в своей картине "Бурлаки", написанной уже на Волге.    Любовь к своей стране, к своему народу и его прошлому проявлялась у многих русских художников. В. И. Суриков, великий исторический живописец, показал в своих работах героическое прошлое нашего народа: "Переход Суворова через Альпы", "Покорение Сибири Ермаком", "Степан Тимофеевич Разин". Шишкину, Левитану была особенно близка природа, полянки, стога сена, леса, березовые рощицы, голубые дали озер. Айвазовскому – море, Верещагину – русская военная история.

   Айвазовский И. Девятый вал. 1850

   Много художественных сокровищ хранит Государственный Русский музей. Любить, понимать и знать русскую живопись нужно приучаться с детства. Всегда в Русский музей приходило немало школьников. Они собирались в "школьной комнате" и оттуда расходились по всем залам музея.    Верещагин В. В. Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой. 1883 (Картина, принадлежащая Русскому музею, является авторским повторением картины из Третьяковской галереи. В ней усилен мотив драматизма события, – видно гораздо больше тел павших в бою русских и турецких солдат.)

А через несколько лет они возвращались в знакомые им залы музея уже инженерами, военными, врачами, артистами, людьми самых разных профессий, но с единым интересом к искусству.

journal-shkolniku.ru

Русский музей в Санкт-Петербурге: история, коллекция

государственный русский музей

19 марта 1898 года в бывшем Михайловском дворце, построенном по проекту известного архитектора К. И. Росси в 1819 1825 годах, был открыт для публичного обозрения музей изящных искусств имени императора Александра III, ныне прекрасно известный всем любителям искусства в нашей стране Государственный Русский музей.

 

Мысль о создании музея национального искусства давно волновала не только художников, но и людей, широко заинтересованных в судьбах русской культуры. Еще в 1820-х годах писатель П. Свиньин собрал коллекцию произведений отечественных мастеров, которую он наименовал "Русский Музеум" (правда, в 1830-е годы она была распродана). О создании музея национального искусства мечтал крупнейший русский живописец Л. Иванов и другие художники. В Москве в последние десятилетия XIX века эту роль фактически уже играла Третьяковская галерея. Но в Петербурге, столичном городе, такого музея все еще не было. Только в 1895 году был учрежден Русский музей.

 

 Русский музей был основан как музей не только художественный, но и культурно-исторический. В нем было три отдела: художественный, этнографический и историко-бытовой. После Октябрьской революции этнографический отдел вырос в особый  музей этнографии народов СССР, а большинство экспонатов прежнего историко-бытового отдела со временем было передано в отдел истории русской культуры Эрмитажа. Художественное собрание Русского музея формировалось из разных источников. Часть произведений поступила из Эрмитажа и фондов музея Академии художеств, часть из Аничкова и Царскосельского Александровского дворцов. Ряд работ был получен от коллекционеров и собирателей. В частности, в музей поступила великолепная коллекция древнерусского искусства Н. П. Лихачева. Перед самой революцией было построено второе здание музея, выходящее фасадом на канал Грибоедова.

 После революции Государственный Русский музей стал центром пропаганды искусства, здесь развернулась углубленная научно-исследовательская работа по истории русской художественной культуры. Музей стал организовывать различные научные экспедиции, устраивать передвижные выставки, вести лекционную работу. Эти принципы лежат и в основе нынешней деятельности музея. Государственный Русский музей  реставрировал прекрасные памятники древнерусской культуры. Заметно расширилась коллекция живописи и графики мастеров первых десятилетий нашего века м послереволюционного времени. Здесь можно получить широкое многостороннее представление о поисках той эпохи.   Широчайший отклик имели выставки древнерусского искусства, русского натюрморта, русской гравюры начала нашего века, Петроградских окон РОСТа, персональные выставки К. Петрова-Водкина, К. Сомова и других мастеров. В Государственном Русском музее устраиваются интереснейшие научные искусствоведческие конференции по проблемам истории русского изобразительного искусства.

залы русского музея

Филиалы Русского музея расположены в Михайловском замке, в Мраморном и Строгановском дворце. В ведении музея находятся также Михайловский и Летний сад с Летним дворцом Петра I, а также Домик Петра I. Директор музея — Владимир Александрович Гусев.

 

Коллекция Русского музея

 

  В настоящее время в собрание Русского музея входят следующие отделы: русская и советская живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладного и народного искусства (мебель, фарфор, стекло, резьба, лаки, изделия из металла, ткани, вышивка, кружево и др.). На 1 января 2005 года коллекция музея насчитывала 394 158 единиц хранения.

 

В древнерусском отделе широко представлены иконы XII—XV веков (например, Ангел Златые власы, Богоматерь Умиление, Дмитрий Солунский, Чудо Георгия о змие, Борис и Глеб и др.), произведения Андрея Рублёва, Дионисия, Симона Ушакова и других мастеров. Всего коллекция Русского музея составляет порядка 5 тысяч икон XII — начала XX века.

 

Наиболее полной является коллекция искусств XVIII — первой половины XIX веков, включающая произведения

Андрея Матвеева,

Ивана Никитина,

Карло Растрелли,

Фёдора Рокотова,

Владимира Боровиковского,

Антона Лосенко,

Дмитрия Левицкого,

Федота Шубина,

Михаила Козловского,

Ивана Мартоса,

Семёна Щедрина,

Ореста Кипренского,

Алексея Венецианова,

Фёдора Бруни,

Карла Брюллова («Последний день Помпеи», и др.),

Павла Федотова,

Александра Иванова.

 

Вторая половина XIX века представлена работами художников:

Фёдора Васильева,

Ростислава Фелицына,

Андрея Гороновича,

Евграфа Сорокина,

Фёдора Бронникова,

Ивана Макарова,

Василия Худякова,

Алексея Чернышёва,

Павла Риццони,

Льва Лагорио,

Николая Лосева,

Алексея Наумова,

Адриана Волкова,

Андрея Попова,

Василия Пукирева,

Николая Неврева,

Иллариона Прянишникова,

Леонида Соломаткина,

Алексея Саврасова,

Алексея Корзухина,

Фирса Журавлёва,

Николая Дмитриева-Оренбургского,

Александра Морозова,

Николая Кошелева,

Арсения Шурыгина,

Павла Чистякова,

Ивана Айвазовского («Девятый вал» и др.)

 

а также — передвижников:

Григория Мясоедова,

Василия Перова,

Алексея Боголюбова,

Константина Маковского,

Николая Ге,

Ивана Шишкина,

Ивана Крамского,

Михаила Клодта,

Василия Максимова,

Ильи Репина («Запорожцы», «Бурлаки на Волге» и др.),

Виктора Васнецова («Витязь на распутье» и др.),

Василия Сурикова,

Николая Абуткова.

 

Конец XIX века — начало XX века:

 

 

 

К. Малевич, А. Лепорская, К. Рождественский, Н.Суетин, «Чёрный круг» Исаак Левитан,

Павел Трубецкой,

Михаил Врубель,

Валентин Серов

 

а также работы мастеров «Мира искусства»:

Александр Бенуа,

Константин Сомов

Константин Коровин,

Борис Кустодиев,

Николай Рерих,

Роберт Бах (выполненный с натуры скульптурный портрет Императора Александра III),

 

художники «Голубой розы» и «Бубнового валета».

 

Советское искусство — произведения

 

 

 

 

 

К. С. Петров-Водкин, «Богоматерь Умиление злых сердец» Кузьмы Петрова-Водкина,

Веры Мухиной,

Сергея Конёнкова,

Александра Дейнеки («Оборона Севастополя»),

Аркадия Пластова,

Алексея Еремина,

Вячеслава Загонека,

Энгельса Козлова,

Майи Копытцевой,

Бориса Корнеева,

Бориса Лавренко,

Евсея Моисеенко,

Михаила Натаревича,

Самуила Невельштейна,

Бориса Ряузова,

Глеба Савинова,

Александра Самохвалова,

Виктора Тетерина,

Николая Тимкова,

Леонида Ткаченко,

Михаила Труфанова

Юрия Тулина,

Виталия Тюленева,

Бориса Шаманова,

 

Официальный сайт музея

 

 

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

< Предыдущая Следующая >
 

www.artcontext.info


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта