Тёрнер, Уильям. Тернер уильям картины
Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер - британский живописец
Тернер родился в самой гуще тесных переулков Лондона, на берегу Темзы, 23 апреля 1775 года. Здесь мальчик ощущал пульс жизни огромного торгового города. Его отец имел цирюльню, среди постоянных посетителей которой было немало художников и граверов. Поэтому не было ничего удивительного в том, что отец Тернера развесил в лавке и акварели своего сына, когда тому едва исполнилось двенадцать лет, и стал продавать их по два-три шиллинга за штуку. Это были сначала копии с модных тогда топографических видов живописных местностей, замков, руин, архитектурных памятников Лондона. Отец рассматривал занятия сына рисованием отнюдь не как пустое развлечение, а как довольно верный источник приработка. В конце XVIII века в Англии были весьма популярны топографические зарисовки, затем переводимые в гравюры, иллюстрирующие всякие путеводители и описания. По рекомендации некоторых художников, заметивших талантливые рисунки мальчика, его зачисляют в декабре 1789 года в бесплатные ученики Королевской академии. Когда Тернеру было всего 15 лет, один из его рисунков был принят на выставку в академии.
Тернер сближается с кружком доктора Монро и с лучшими английскими мастерами акварели, увлеченными новыми идеями "живописности образов грандиозного, величественного пейзажа". Огромное влияние на Тернера оказало также учение Гилпина о гармонии красок, советовавшее "сводить всю картину к основному, или ключевому, тону, который в пейзаже всегда надо брать с безоблачного участка неба". В доме Монро художники в большинстве своем копировали работы старых мастеров, а Тернер, когда хотел понять достижения какого-нибудь художника, вместо копирования писал оригинальную картину в соответствующем стиле.
The West Gate, Canterbury, Kent, 1793Кентербери, графство Кент, 1793
Welsh Bridge at Shrewsbury, 1794Уэльский мост в Шрусбериакварельчастная коллекция
Tivoli with the Temple of the Sybil and the Cascades,1796-97
Постепенно Тернер переходит от акварели к живописи маслом. Тернер твердо решил добиться признания и всю жизнь старался доказать, что пейзаж может выражать самые высокие понятия и чувства ничуть не хуже исторической картины. Первое полотно, которое он показал на академической выставке в 1796 году, была картина "Рыбаки в море".
Уильям Тернер. Рыбаки в море.1796 г.91 x 122 см. Холст. Масло.Тейт Британ, Лондон, Великобритания
Она изображает несколько рыбачьих судов в открытом море ночью. Лунный свет, льющийся в прорывы облаков, освещает на волнах лодку, на которой мигает красноватый огонек фонаря. Тернер осваивает непривычные для него возможности масляной живописи: он усиливает контрасты между освещенными и затемненными частями и старается передать едва уловимое различие рефлексов фонаря от бликов лунного света на волнующейся водной глади океана. Уже в этой первой картине маслом он строит беспокойный световой овал композиции и окружает месяц туманным ореолом. Тернер воплотил в этой картине свое трагическое ощущение неустойчивости бытия в зыбкости набегающих пенистых валов, столкновении резких диагоналей мачт и парусов и безнадежности усилий копошащихся в лодках людей, выхваченных из мрака надвигающейся бури случайно прорвавшимся лучом. Характерный овал композиции особенно ясно виден в подготовительном рисунке с его черной громадой поверженного на бок корабля и стремящейся наперерез ему по орбите огромной кривой волны утлой лодчонки, белый парус которой стремительно несется к своей гибели и точно взывает о помощи.
Дальнейший шаг вперед Тернера заметен в картине "Озеро Баттермир, с радугой и ливнем", показанной два года спустя.
Тернер пытается выразить в своих картинах возвышенное романтическое ощущение слияния с природой. Может быть, отсюда и усиленный контраст грозовых туч, мрачных гор по сторонам и сияющей дали долины в центре, куда опускается одним концом переливающаяся всеми цветами радуга. Кстати, радуга отражается в воде, чего в действительности быть не может, поскольку она не занимает определенного места в пространстве. Но Тернер никогда не смущался несообразностями, если они были ему нужны в картине. Художник очень увлечен здесь передачей воздушной перспективы и поисками нежных градаций переходов света.
The Fifth Plague of Egypt, 1800Пятое мучение Египта, чумаМузей искусств Индианаполис
Devil's Bridge, St Gotthard,1803-04Чертов мост
Lake Brientz by Moonlight1802Озеро Brientz в лунном свете
Море, туман и солнце были любимыми темами художника. В картине "Солнце, встающее в тумане. Рыбаки торгуют рыбой" (1807) эти три мотива соединяются в гармоническое целое.
Sun Rising through Vapour1807The National Gallery, LondonСолнце, поднимающееся на Вагором, рыбаки, чистящие и продающие рыб
A Coast Scene with Fishermen Hauling a Boat Ashore,1803Кораблекрушение
В 1804 году Тёрнер открыл собственную галерею, где собирался выставлять свои лучшие полотна. Галерею он открыл "Кораблекрушением". М.А. Орлова пишет о картине: "Явственно ощутимо тут сопротивление волн яростному урагану, всей силой своей тяжести они влекутся обратно в океан. И с такой же энергией люди на пострадавшем паруснике и лодках, спешащих ему на выручку, силятся удержаться на волнах. Это уже вполне романтическое полотно построено на смелых контрастах светлого и темного, тонов холодных - темное море с изумрудными отливами - и горячих - пятна красного и желтого, какими набросаны фигуры на судах".
The Shipwreck1805КораблекрушениеТейт Британ (Лондон)
«Мол в Кале»1803Лондон, галерея ТейтВ этой работе Тёрнера явь сплетается с вымыслом, что вообще характерно для лучших его картин. В работе отразились впечатления, связанные с прибытием художника во Францию во время его первого путешествия за границу. Корабль, на котором он плыл, попал в шторм, из-за чего не мог пришвартоваться в Кале. Сгоравший от желания как можно скорее оказаться на суше, Тёрнер пересел в шлюпку. Эта затея чуть не закончилась трагедией. Путешественник позже записал в своём дневнике: «Мы всё же высадились в Кале. Но едва не утонули при этом».Тёрнер всегда стремился к тому, чтобы как можно реалистичнее передать на картине происходящее. При этом многие детали здесь являются художественным вымыслом.
The Confluence of the Thames and the Medway exhibited1808
Трафальгарская битва1808,Лондон, галерея Тейт
Лучшая среди его исторических картин – «Трафальгарская битва» (1808, Лондон, галерея Тейт) – композиция на современный сюжет, изображающая смерть Нельсона на палубе корабля «Виктория». Впрочем, главное выразительное значение приобретает в этом полотне не сама сюжетная ситуация – фигуры здесь очень мелкие и воспринимаются не сразу, - противоборство вздымающихся вверх мачт и парусов, освещенных неровным светом и окутанных дымом.
Snow Storm: Hannibal and his Army Crossing the Alps exhibited 1812Переход Ганнибала через Альпы.1812237,5 x 146 смХолст, МаслоТейт Британ, Лондон, Великобритания
С утверждением Уильяма Тернера как мастера пейзажной живописи, всё, что подходит под определение «световоздушная среда», а именно снег, облака, туман, и т. д., получило право занимать на картинах более значительную роль. Иногда, явления природы, явно теснили людей и прочие важные объекты, отодвигая их на другой план. Ранняя работа Тернера «Снежная буря. Переход армии Ганнибала через Альпы», может претендовать на точку отсчета, где изображение пространства начало занимать больше места и внимания, нежели сам человек. По значимости и смелости, эта работа занимает видное место в творчестве художника.Сюжетом для написания работы послужил исторический переход карфагенянина Ганнибала через Альпы, состоявшийся в 218 году до н. э. Сопоставив дату создания картины – 1812 год, время, когда имя Наполеона было на устах всей Европы, понятно, что между запечатленным событием и походами французского полководца существует прямая связь.Живописец, который часто сопровождал работы собственными стихами или стихотворными комментариями любимых им авторов, специально написал поэму «Обманчивость надежды». Картина, как и слова поэмы, оказались пророческими. Через три года, в битве при Ватерлоо, грозный Наполеон потерпел сокрушительное поражение.
Frosty Morning
"Морозное утро" - мотив, удивительный по своей крайней простоте. Две трети холста занимает чистое небо, одну треть - земля, окутанная туманом, с едва виднеющимся за тонкими стволами обнаженных деревьев шпилем дальней церкви, с повозкой, вокруг которой хлопочут несколько поселян. И все же это полотно с равниной, тронутой осенней изморозью с высоким светлым небом, - величаво прекрасно" (М.А. Орлова). Джон Констебль признал "Морозное утро" Тёрнера "картиной из картин" на выставке 1813 года".
Vesuvius in Eruption,1817-20Извержение Везувия. 1817 г.39,7 x 28,6 см.Бумага, акварель.Yale Center for British Art, Paul Mellon Collection, USA
Conway Castle, North Wales.
The Decline of the Carthaginian Empire,1817Упадок Карфагена
Dort or Dordrecht- The Dort Packet-Boat from Rotterdam Becalmed,1818
Bell Rock Lighthouse,1819
Venice from Fusina,1821
Venice, The Rialto, 1821-23
Dover Castle from the Sea,1822
George IV at the Provost's Banquet in the Parliament House, Edinburghcirca 1822
"George IV at St Giles's, Edinburghcirca 1822
Venice, The Rialto,1821-23
The Battle of Trafalgar, 21 October 1805, 1823-24
Venice, Campo Santo
The Harbor of Dieppe,1826
Мортлейк-террас, поместье У. Моффатта. Летний вечер.1826 г.National Gallery of Art, Washington DC, USA
East Cowes Castle, the Seat of J. Nash, Esq., the Regatta Beating to Windward,1828
Судно на мели1828Галерея Тейт, Лондон, Великобритания
После второй поездки в Италию в 1829 году Тернер показал лучшую из своих исторических картин "Улисс насмехается над Полифемом" - самое традиционное по сюжету и новаторское по его трактовке произведение. Сюжет этой картины взят Тёрнером из IX главы «Одиссеи». Там рассказывается о том, как возвращающийся с Троянской войны Одиссей (Улисс) и его спутники были захвачены в плен циклопом Полифемом, сыном бога Посейдона. Циклоп съел несколько матросов, после чего хитроумный Одиссей сумел выжечь его единственный глаз. Уплывая от ослепленного Полифема, Одиссей насмехается над обезвреженным врагом. В картине есть своеобразное соединение античной мифологии с последними научными данными и конкретными наблюдениями. Один из исследователей Тернера называет это полотно "мифологией цвета" .
Улисс насмехается над Полифемом.1829 г.Холст, масло. 132 x 203 см.Тейт Британ, Лондон, Великобритания
Картина изображает корабль Улисса, отплывающего от обманутого и ослепленного Полифема. Тернер написал дым, поднимающийся от горы циклопа, а сама огромная фигура Полифема, сливающаяся с горой и дымом, изображена как "чудовищный нарост на одинокой горе". Но дым, написанный Тернером, поднимается не от пастушеских костров, как описывается в вольном переводе, а из кратера вулкана. Тернер зарисовал не только извержение Везувия, но и подставил свой открытый альбом, чтобы "вулкан поставил на нем свою подпись" горячим пеплом.
Деталь
Остров Полифема - вулканический, а сам он как его органическая часть непосредственно связан с представлениями о стихийных силах природы - ведь согласно "Теогонии" Гесиода, братья Полифема, Стероп и Аргес, являлись олицетворениями грома и молнии. В конце XVIII века была выдвинута научная гипотеза, согласно которой вулканический пепел и молнии при разрядах электричества образуют метеориты. Во время падения метеоритов гремит гром. А морские пещеры слева на картине, в глубинах которых пылает пламя, судя по их размерам, совсем не жилище циклопа, а, возможно, являются олицетворениями еще одной теории - Эразма Дарвина, считающего, что происхождение вулканов связано с вливанием морской воды в пылающие недра земли. В "Одиссее" ничего не говорится о стайке сияющих нереид, резвящихся вокруг галеры Улисса. Тернер пользовался для своих лекций популярным в те времена руководством "Искусство живописи" Лерэсса, согласно которому нереиды должны обозначать "различные качества и эффекты воды". В данной картине нереиды со звездами во лбу, видимо, воплощают, по представлению Тернера, явления фосфоресценции в природе. А известный революционер и ученый Джозеф Пристли дал сводку сведений о свечении некоторых предметов в связи с гниением и о других явлениях фосфоресценции в своем исследовании "История и настоящее положение открытий в области зрения, света и цвета" (1772). Эту книгу Тернер так же использовал при подготовке к своим лекциям, как и поэму "Ботанический сад" Эразма Дарвина. В последней описываются наблюдения путешественников по тропическим морям, "когда корабль плывет, как бы окруженный огнями, и оставляет за собой светящийся след. А если море слегка волнуется, каждая капля светится и мерцает.
Еще одна своеобразная черта "Улисса" - совсем особая трактовка предрассветного неба. На первый взгляд, небеса, где разыгрывается чудесная феерия восхода солнца, даны в пределах очень точной наблюдательности. Но внимательный взгляд заметит, что от места появления светила веером развертывается изображение вздыбленных коней, "очерченных огненным контуром, возносящихся в небеса с развевающимися гривами, в окружении вспышек пурпурных облаков". Эти кони Авроры взяты Тернером прямо со скульптур фронтона Парфенона. Дома на улице Куин-Анн у него хранились гипсовые отливки со скульптур Парфенона. Таким образом, Тернер идентифицировал своих аллегорических коней Авроры с их прототипами в пластике. Тернер же попытался соединить идеальное и реальное, слить мифологический образ с образом реального пейзажа. И в других его картинах образный строй обычно связан со столкновениями и превращениями стихий, особенно света и тьмы. "Улисс" Тернера - одна из ступеней, ведущих к слиянию истории, действительности и воображения в художественных образах его поздних вещей.
"Улисса" называли мелодрамой, оперной декорацией, замечали, что галера Улисса залита солнцем даже в тех частях, куда не могут проникнуть его лучи, контраст между мраком пещеры циклопа и блеском утреннего неба слишком велик. Но Тернера никогда не смущали неточности натуралистического порядка, он смело увеличивал размеры замков или колоколен, перемещал их туда, куда считал нужным, если этого требовала структура картины, или увеличивал звучность цвета, если, по его мнению, выразительность целого выигрывала. Тернер скептически относился к возможности установить "незыблемые", твердые законы цвета и света для живописи.
Le Havre: Tour de François Iercirca 1832
Morning amongst the Coniston Fells, Cumberland
Mount Moriah, Jerusalem
Одна из интереснейших работ Тернера - большая картина маслом "Джульетта со своей няней", показанная на художественной выставке в Лондоне в 1836 году. Он позволил себе перенести действие шекспировской трагедии из Вероны в Венецию и изобразил Джульетту с няней любующимися с плоской крыши дворца карнавальным весельем внизу на площади св. Марка. Точка зрения взята очень высоко. Здесь Тернер стремится не к романтическим эффектам, а к живописному изображению какого-либо пленившего его пейзажного мотива. Его картины подготовили к восприятию художественных произведений несколько поколений английских читателей, среди его работ иллюстрации к поэмам Роджерса и Вальтера Скотта.
Juliet and her Nurse,1836
Среди красок, сохранившихся в мастерской художника, есть двенадцать разновидностей желтого. Четыре из них были новыми пигментами, открытыми в XIX веке. Упор на желтые может быть объяснен не только чисто техническим интересом к новым пигментам, он был вызван его обострявшейся потребностью в чистых, несмешанных светлых красках. Следует отметить, что в учении Гете о цветах желтый ставится выше всех как первое производное света. Гете соединяет его со "спокойным, веселым, мягко волнующим характером". И сам Тернер шутил: "Говорят, я забрал себе всю желтую краску..." Долго самым важным в живописи, помимо сюжета, казалась передача осязаемости, объемности изображаемого, чего можно было добиться пластичностью или четким контуром. А Тернер к концу жизни все перевел в чистый цвет: видимый мир, свет, настроение. Но этот цвет у него никогда не был произвольным, он полон глубокого значения.
The Brunig Pass from Meringen
Chichester Canal1829
Rome The Colosseum
Regulus,1828
Приближение к Венеции.1843холст, масло,Национальная галерея искусств,Вашингтон, США
Caernarvon Castle
East Cowes Castle the seat of J. Nash Esq. the Regatta beating to windward
Heidelberg
Достаточно вглядеться в композиционную схему картин Тернера позднего периода, как окажется, что восприятие глубины в них все время меняется: возникают одновременно впечатление плоской поверхности и иллюзия ухода вглубь. Последнее впечатление вызывается главным образом треугольниками теней, создающими нечто вроде туннеля, уходящего в глубину. Можно различить три стадии восприятия пространства в картинах Тернера: в первой предстает лишь светоносная красочная поверхность; во второй эта поверхность начинает приобретать объемность, глубину, пространство, напоенное воздухом, игру света на отдельных предметах; наконец, выделяются даже отдельные жесты, детали, многозначительные при всей их скупости и лаконизме. Тернер всегда восхищался неистовством стихий, где все подчинено вихревому круговороту урагана, где несущиеся с огромной быстротой песчинки образуют как бы стенки вращающейся пустой воронки вокруг солнца. Ведь борьба света и тьмы - основная тема Тернера.
Он постоянно ищет необычные сюжеты, самое совершенное и неожиданное изображение бури на море дано у Тернера в картине 1842 года "Метель. Пароход выходит из гавани и подает сигнал бедствия, попав в мелководье".
Snow Storm – Steam Boat off a Harbor’s Mouth Making Signals in Shallow Water, 1842Уильям Тернер. Метель. Пароход выходит из гавани и подает сигнал бедствия,попав в мелководье. 1842 г.Холст, масло. 91,5 x 122.Галерея Тейт, Лондон, Великобритания
В каталоге, в примечании к названию, добавлено: "Автор был в эту бурную ночь на "Ариэле". Тернер словно вложил в эту работу трагическое мироощущение - предчувствие грозящих миру катастроф. Ему казалось, что картины разбушевавшихся стихий: лавины, бури, метели и урагана - вообще, всякие чрезвычайные состояния природы могут адекватно передать смятение человеческого сердца и ума, очистить душу и сознание.
Огромные океанские валы, густой туман и вихри мокрого снега сливаются в единый неистовый водоворот. Центром его служит неясный абрис корабля. Но это нечто большее, чем простое внешнее описание бури. Это воплощение не только наблюдений над разбушевавшейся природой или одних зрительных впечатлений, а создание некоего неразложимого единства - буйства стихий, красок и внутренних переживаний. Критика, конечно, не преминула обозвать картину "мыльной пеной, смешанной с раствором для побелки". Тернер рассердился: "Я писал ее не для того, чтобы ее поняли, просто мне хотелось показать, на что это похоже. Я упросил матросов привязать меня к мачте, чтобы я мог наблюдать; меня привязали на четыре часа, я не надеялся уцелеть, но я считал своим долгом дать отчет об этом, если уцелею. А картина не обязана нравиться кому бы то ни было". Когда оксфордский студент пытался утешить старика, тот крикнул: "Да и видели ли они когда-нибудь море?!"
У него нет пейзажей с близкой точки зрения. У Тернера сцена почти всегда обнимает несколько десятков миль, она представляет огромные пространства, и над этой бесконечной перспективой царит величавый круг солнца...
Ancient Rome; Agrippina Landing with the Ashes of GermanicusТейт Британ (Лондон)
Таким образом, Тернер все дальше отходил от детальной описательности. Для выражения своего замысла ему было бы так же стеснительно и необязательно пересчитывать все детали предметов, как философу, формулируя свою идею.
The Thames above Waterloo Bridge
Тернер уделял много времени изучению различных состояний атмосферы и освещения, и особенно небу как главному ключу в пейзаже. Тернер рассказывал, что для изучения облаков "он брал лодку, ложился на ее дно на спину, бросив якорь на реке, смотрел в небо часами, а иногда и целыми днями, пока не улавливал какой-нибудь световой эффект, который ему хотелось бы перенести на полотно". Тернера пленяет текучесть облаков, их непрерывное изменение и движение, как бы реализующееся на глазах зрителя. Цель таких опытов - фиксация непрерывно меняющейся цвето-световой симфонии неба.The Breaking Wave ?circa 1832
The Thames above Waterloo Bridge, 1830-35
worldartdalia.blogspot.com
Тёрнер, Уильям — WiKi
Уильям Тёрнер родился в конце апреля — начале мая 1775 г. в лондонском районе Ковент-Гарден. Сам Тёрнер называл датой своего рождения 23 апреля, что, впрочем, оспаривается рядом исследователей. Отец художника, Уильям Тёрнер, был мастером по изготовлению париков, а в конце 70-х гг. открыл цирюльню. В 1785 году из-за тяжёлой обстановки в семье (его мать была душевнобольной), Джозефа Уильяма отправили в лондонский пригород Брентфорд, где он жил у дяди.
Ещё в Брентфорде он проявил интерес к изобразительному искусству. После учёбы в школе в конце 1780-х он поселился в Лондоне, где работал у архитекторов и топографов, в том числе у Томаса Малтона. В декабре 1789 года 14-летний Тёрнер был зачислен в Королевскую академию, его экзаменовал Рейнолдс. В академии он посещал последние лекции Рейнолдса, оказавшего значительное влияние на Тёрнера. В дальнейшем художник внимательно изучил весь курс лекций первого президента академии, посвящённый идеалистическому направлению в искусстве. Уже через год после поступления акварельная работа Тёрнера экспонировалась на ежегодной выставке Академии художеств. Первая картина маслом, которая удостоилась экспозиции, появилась у Тёрнера в 1790 году. Впоследствии Тёрнер постоянно выставлялся в Академии. С 1791 года работал художником-сценографом в «Пантеон Опере» на Оксфорд-стрит и подрабатывал, давая уроки.
Дидона, основательница Карфагена, (1815)Тёрнер внимательно изучал мастеров прошлого и современных художников. Копируя чужие работы, он творчески переосмысливал чужие образы, выражая своё собственное видение. Особенно восхищал его Клод Лоррен: по словам современника, увидев картину «Отплытие царицы Савской», Тёрнер не смог удержаться от слёз. Художник объяснил свою реакцию тем, что ему никогда не создать что-либо подобное. Спустя годы Тёрнер завещал свою «Дидону, основательницу Карфагена», которую считал непревзойдённым шедевром, Национальной галерее с условием, чтобы она висела рядом с «Отплытием царицы Савской». Тёрнер тщательно изучал доступные ему картины Лоррена, а также альбомы с гравюрами Liber Veritatis. Гравюры были выполнены с рисунков французского художника, относившихся к зрелому периоду творчества. Позднее Тёрнер предпринял выпуск альбома Liber Studiorum, выполненный в той же технике, что и альбом рисунков Лоррена — меццо-тинто. Liber Studiorum предназначался для использования в качестве учебника для начинающих художников и гравюры были сгруппированы по тематическим разделам — живопись архитектурная, историческая, пасторальная (мифологическая и бытовая), пейзажи морские и горные.
Свою первую этюдную поездку Тёрнер совершил в 1791 году. В дальнейшем он много путешествовал с походной палитрой и делал зарисовки в Европе (Швейцария, Французские Альпы, Италия). После Тёрнера осталось более десяти тысяч рисунков и набросков. Материалы из походных альбомов служили художнику основой для картин и акварелей, над которыми он работал в Лондоне, обращаясь порой к очень давним своим эскизам.
4 ноября 1799 года Тёрнер, ставший к тому времени популярным художником, был избран членом-корреспондентом Королевской академии. В 1801 году он выставил в академии картину «Море у Бриджуотера», которая имела шумный успех, а художник Бенджамин Вест даже сравнил Тёрнера с Рембрандтом. 10 февраля 1802 года Тёрнер стал самым молодым художником, удостоившимся звания королевского академика. Это звание давало ему право выставляться в обход отборочной комиссии, предварительно просматривавшей все работы.
Тёрнер постоянно совершенствовал свою технику, изучал связь между архитектурой и геологией, природу движения воды и воздуха. К началу XIX века в своих акварелях он достигает силы и выразительности, обычно присущей живописи маслом. Отбрасывая излишнюю детализацию, он создавал новый тип пейзажа, посредством которого художник раскрывал свои воспоминания и переживания. В свои картины Тёрнер вводил изображения людей в сценах прогулок, пикников, полевых работ. Внимательно и с любовью изображая человека, художник подчёркивал несовершенство его природы, его бессилие перед огромным окружающим миром иногда спокойным, иногда грозным, но всегда равнодушным.
В 1807 году Тёрнер занял должность профессора перспективы в Королевской академии. Однако программа обучения, составленная им, касалась гораздо более широкого круга вопросов, чем изучение перспективы. Она представляла своего рода переложение курса лекций Рейнолдса и обращалась к излюбленной теме Тёрнера — вопросам «поэтической живописи».
Особую известность завоевал благодаря картинам, посвящённым Наполеоновским войнам («Трафальгарская битва», «Поле Ватерлоо»).
В 1819 году Тёрнер впервые посетил Италию. Он побывал в Турине, Милане, Риме, Венеции, Неаполе. Изучал работы Тициана, Тинторетто, Рафаэля, современных итальянских художников. После путешествия в Италию его живопись стала более яркой, палитра интенсивной с преобладанием основных цветов. Особое место в творчестве художника заняла венецианская тема. Он трижды (в 1819, 1833, 1840 годах) побывал в этом городе, и воспоминания о нём питали его фантазию долгие годы.
Уже в 1800-х годах успехи Тёрнера вызвали замечания со стороны коллекционера и художника сэра Джорджа Бомона, критиковавшего «вольности» и яркие цвета его картин. Позднее, новаторское творчество художника, предвосхищающее достижения живописи конца XIX — начала XX в., вызвало неоднозначную оценку в современном ему обществе. Викторианская публика, предпочитавшая реализм, граничивший с фотографией, слащавый сентиментализм и «гармоничную», но невыразительную цветовую гамму, плохо принимала многие его картины. В 30-40-х годах всё чаще появлялись критические выпады по адресу Тёрнера. Некоторые его работы, граничившие с абстракционизмом, создали художнику репутацию сумасшедшего. Королева Виктория отказала ему в возведении в рыцарское достоинство. Одним из немногих, кто встал на защиту Тёрнера был Джон Рёскин, назвавший его «величайшим художником всех времён».
Живописец скончался 19 декабря 1851 г.
ru-wiki.org
Уильям Тернер - Эпоха Романтизма
Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер. Автопортрет
В 1775 году в Лондоне родился Английский художник Уильям Тёрнер. Отец его работал цирюльником и содержал собственную парикмахерскую. Именно в этой парикмахерской отец Уильяма Тёрнера впервые вывесил акварельные работы своего сына на продажу.
Мать молодого художника страдала от душевной болезни, поэтому обстановка в семье была очень тяжелой. Из-за этого в 1785 году Уильяма отправили жить к дяде в пригород Лондона – Брентфорд. Именно там начинает возрастать интерес Уильяма Тёрнера к живописи.
В 1789 году происходит важное событие в жизни Тёрнера – его зачисляют в школу при Королевской академии искусств. Талант художника развивался стремительно, и уже через год учебы в академии его акварельная работа была впервые выставлена.
В 1790-е годы Уильям Тёрнер пробует себя в масляной живописи. В 1801 году он закончил писать картину «Датские суда под ветром». И хотя в его работе было много подражания голландским мастерам, тем не менее, она показывает, насколько выросло мастерство самого Уильяма Тёрнера.
В 1802 году Тёрнера избирают в члены Королевской академии, которой он будет преданно служить до конца жизни.
С 1806 по 1812 годы художник создает серию знаменитых этюдов, где изображает берега реки Темзы. Наиболее известный его этюд того периода – «Пейзаж на Темзе».
Уильям Тёрнер продолжает совершенствовать технику акварельной живописи, его работы становятся все более сложными, в них чувствуется виртуозность руки подлинного мастера.
В середине 1830-х годов художник поднимается на вершину своего мастерства. В 1835 году ему удается потрясти публику, написав у нее на глазах за несколько часов картину «Пожар лондонского Парламента». Сам пожар случился в 1834 году, а Тёрнер, присутствующий на месте драматического события, создал 9 акварельных работ, которые и стали впоследствии основой для большой картины маслом.
В позднем творчестве художника наблюдаются заметные перемены. Он все большее предпочтение отдает светлым оттенкам, белилам, желтому и коричневому цветам.
В 1840-х годах публика перестала понимать картины Тёрнера. Викторианское общество отдавало предпочтение реализму, граничащему с фотографией, а работы Тёрнера становились все более абстрактными, за что на художника обрушилось много критики. В тот период он создает «Невольничье судно» – на картине изображается корабль, с которого сталкивают в воду больных негров. Еще одна известная работа того времени «Дождь, пар и скорость» (1841), на которой художник изобразил мчащийся поезд. Уильяма Тёрнера волновал и вдохновлял технический прогресс, а поступки людей казались ему жестокими и омерзительными.
В конце жизни художник утратил связи с обществом, предпочитая скрываться от друзей и почитателей. Он умер в 1851 году, попросив в своем завещании потратить принадлежащие ему деньги на строительство дома для престарелых художников и на открытие галереи его картин, а также класса пейзажной живописи в Королевской академии. Но его желанию не суждено было исполниться, и единственным наследием художника стали его акварельные работы, полотна и этюды, отражающие волнующий и удивительный мир, увиденный Уильямом Тёрнером.
paintingromanti.jimdo.com
Уильям Тернер «Последний рейс корабля «Отважный» (Бесстрашный)». Описание картины
Уильям Тернер «Последний рейс корабля «Отважный» (Бесстрашный)». Описание картины
Картина написана Уильямом Тернером в 1839 году. Полное ее название – «Фрегат Бесстрашный: буксируемый на свою последнюю стоянку, чтобы быть уничтоженным». Как полагают эксперты, художник ставил цель создать картину, увековечившую корабль-легенду Трафальгарского сражения, во время которого флот Британии одержал важную победу над франко-испанской флотилией, при этом, задача создания законченного произведения имела второстепенное значение.
Именно после этого сражения Наполеон смирился с превосходством англичан на море.
В творческой среде, мнения о работе носят довольно противоречивый характер, т. к. вид некогда знаменитого фрегата, явно меркнет перед гордыми очертаниями судна-буксира. Особенно досталось от критиков, считавших одновременное изображение луны и солнца, а также ряд отдельных моментов, немыслимым. Полагают, что таким образом символически отображен переход от Старого мира к Новому.
Ко времени написания картины художнику было за 60, он достиг такого уровня мастерства, что водные и воздушные стихии на его работах, ощущались почти на физическом уровне.
1839 г. 121,9 x 90,8 см. Холст. Масло. Лондонская Национальная галерея, Лондон, Великобритания.
gorodkrasota2016-01-22T18:33:11+00:00Поделиться ссылкой, выберите способ!
www.hudojnik-impressionist.ru
Краткая биография Уильяма Тернера
Джозеф Маллорд Уильям Тернер родился в Лондоне 23 апреля 1775 года и стал одним из великих английских художников. Не смотря на большое количество картин Тернер творил исключительные и великие произведения пейзажной живописи.
Источником его неисчерпываемого вдохновения являлись вода и корабли, а также он был очарован различными драматическими моментами в живой природе.
Английский художник William Turner
Семья жила в просторной квартире на Мэйден Лейн в Ковен Гардене, Лондон. Отец Уильяма Тернера был парикмахером и изготовителем париков, а его мать, дочь мясника, была домохозяйкой. О ней сохранились лишь скудные сведения. Известно, что она страдала неким серьезным психическим расстройством и когда Тернеру исполнилось 25 лет, она умерла, находясь на лечении в психиатрической больнице, будучи абсолютно невменяемой. С отцом Тернер поддерживал очень теплые, близкие отношения. Отец признал талант сына и как мог поддерживал его развитие: например, в своей парикмахерской он вывешивал картины сына на продажу.
Английский художник William Turner
Уильям Тернер был художником самоучкой, который не обучался своему мастерству, но, интуитивно чувствуя красоту и способы её выражения на холсте, творил картины, которые не забыты до сих пор. Джозеф Тернер ещё в молодости получил большое признание своего таланта, но оставался одиноким, молчаливым и порою ворчливым. Его личная жизнь являлась тайной за семью печатями абсолютно для всех. В возрасте 26 лет Джозеф Маллорд Уильям Тернер был принят в Королевскую Академию.
Английский художник William Turner
Окончив её, он много ездил по Англии. Во время своих путешествий он делал наброски, эскизы своих будущих картин, которые впоследствии он рисовал акварелью. В 1796 году он впервые нарисовал маслом картину «Моряки у моря» и стал почетным членом Королевской академии наук.
Английский художник William Turner
В то время Джозеф Маллорд Уильям Тернер находился на самом пике своего материального благополучия, ни в чем не испытывал нужды. Он переехал из родительского дома и арендовал квартиру в престижном районе Лондона на Харлей стрит. В 1799 году Тернер посетил дом одного из своих спонсоров Уильяма Бекфорда, в котором увидел на стенах две картины, потрясшие его и вызвавшие в нем белую зависть к их авторам; он захотел творить масштабнее, грандиознее…
Английский художник William Turner
В том же году он съездил на материк, посетил Европу. Первым его пунктом была Франция. В Париже он захотел посетить Лувр и видел там многие знаменитые картины, некоторые из которых впоследствии были присвоены Наполеоном и вывезены из Лувра. Теперь о них только вспоминают. В 1804 году благосостояние Джозефа Маллорда Уильяма Тернера выросло настолько, что он смог позволить себе на месте своего дома построить картинную галерею, в которой он выставлял на показ свои собственные картины. Это явилось уникальным претендентом для Англии того времени. Многие из его пейзажей были показаны в 1819 году на Второй большой выставке искусств.
Английский художник William Turner
В этом же году Тернер побывал в Италии, где был потрясен обилием южного солнца, что несколько отразилось на его творчестве. За четыре месяца он набросал около 2000 эскизов Рима и его окрестностей. Вернувшись в Англию, он начал воплощать на бумаге идею силы солнца и света. Но при этом он не изменил направленность своего творчества, но лишь слегка подкорректировал его, как бы добавил немного иных красок в свои картины.
Английский художник William Turner
Многие из его знаменитейших картин были нарисованы им в последние годы его жизни, в которые он все больше зависел от общества, так как его здоровье тогда сильно пошатнулось.
Умер Джозеф Маллорд Уильям Тернер 19 декабря 1851 года в возрасте 76 лет в Лондоне. Похоронен на кладбище при соборе Святого Павла. По своей воле он завещал Англии 300 картин маслом, более 20000 картин акварелью и гравюр. Он просил лишь чтобы его работы выставлялись отдельно, обособленно. Много его работ сейчас можно увидеть в лондонской галерее Тэйт.
Джозеф Маллорд Уильям Тернер явился одним из пионеров импрессионизма.
Картины художника
Похожие записи
design-kmv.ru
Тёрнер, Уильям - это... Что такое Тёрнер, Уильям?
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Тёрнер. Эта статья — о художнике. О персонаже фильмов см. Уилл Тёрнер.Джо́зеф Мэ́ллорд Уи́льям Тёрнер (англ. Joseph Mallord William Turner, 23 апреля 1775, Лондон — 19 декабря 1851, Лондон) — британский живописец, мастер романтического пейзажа, акварелист и гравер.
Предтеча французских импрессионистов.Биография
Уильям Тёрнер родился в конце апреля — начале мая 1775 г. в лондонском районе Ковент-Гарден. Сам Тёрнер называл датой своего рождения 23 апреля, что, впрочем, оспаривается рядом исследователей. Отец художника, Уильям Тёрнер, был мастером по изготовлению париков, а в конце 70-х гг. открыл цирюльню. В 1785 году из-за тяжёлой обстановки в семье (его мать была душевнобольной), Джозефа Уильяма отправили в лондонский пригород Брентфорд, где он жил у дяди.
Ещё в Брентфорде он проявил интерес к изобразительному искусству. После учёбы в школе в конце 1780-х он поселился в Лондоне, где работал у архитекторов и топографов, в том числе у Томаса Малтона. В декабре 1789 года 14-летний Тёрнер был зачислен в Королевскую академию, его экзаменовал Рейнолдс. В академии он посещал последние лекции Рейнолдса, оказавшего значительное влияние на Тёрнера. В дальнейшем художник внимательно изучил весь курс лекций первого президента академии, посвящённый идеалистическому направлению в искусстве. Уже через год после поступления акварельная работа Тёрнера экспонировалась на ежегодной выставке Академии художеств. Первая картина маслом, которая удостоилась экспозиции, появилась у Тёрнера в 1790 году. Впоследствии Тёрнер постоянно выставлялся в Академии. С 1791 года работал художником-сценографом в «Пантеон Опере» на Оксфорд-стрит и подрабатывал, давая уроки.
Дидона, основательница Карфагена, (1815)Тёрнер внимательно изучал мастеров прошлого и современных художников. Копируя чужие работы, он творчески переосмысливал чужие образы, выражая своё собственное видение. Особенно восхищал его Клод Лоррен: по словам современника, увидев картину «Отплытие царицы Савской», Тёрнер не смог удержаться от слёз. Художник объяснил свою реакцию тем, что ему никогда не создать что-либо подобное. Спустя годы Тёрнер завещал свою «Дидону, основательницу Карфагена», которую считал непревзойдённым шедевром, Национальной галерее с условием, чтобы она висела рядом с «Отплытием царицы Савской». Тёрнер тщательно изучал доступные ему картины Лоррена, а также альбомы с гравюрами Liber Veritatis. Гравюры были выполнены с рисунков французского художника, относившихся к зрелому периоду творчества. Позднее Тёрнер предпринял выпуск альбома Liber Studiorum, выполненный в той же технике, что и альбом рисунков Лоррена — меццо-тинто. Liber Studiorum предназначался для использования в качестве учебника для начинающих художников и гравюры были сгруппированы по тематическим разделам — живопись архитектурная, историческая, пасторальная (мифологическая и бытовая), пейзажи морские и горные.
Свою первую этюдную поездку Тёрнер совершил в 1791 году. В дальнейшем он много путешествовал с походной палитрой и делал зарисовки в Европе (Швейцария, Французские Альпы, Италия). После Тёрнера осталось более десяти тысяч рисунков и набросков. Материалы из походных альбомов служили художнику основой для картин и акварелей, над которыми он работал в Лондоне, обращаясь порой к очень давним своим эскизам.
4 ноября 1799 года Тёрнер, ставший к тому времени популярным художником, был избран членом-корреспондентом Королевской академии. В 1801 году он выставил в академии картину «Море у Бриджуотера», которая имела шумный успех, а художник Бенджамин Вест даже сравнил Тёрнера с Рембрандтом. 10 февраля 1802 года Тёрнер стал самым молодым художником, удостоившимся звания королевского академика. Это звание давало ему право выставляться в обход отборочной комиссии, предварительно просматривавшей все работы.
Тёрнер постоянно совершенствовал свою технику, изучал связь между архитектурой и геологией, природу движения воды и воздуха. К началу XIX века в своих акварелях он достигает силы и выразительности, обычно присущей живописи маслом. Отбрасывая излишнюю детализацию, он создавал новый тип пейзажа, посредством которого художник раскрывал свои воспоминания и переживания. В свои картины Тёрнер вводил изображения людей в сценах прогулок, пикников, полевых работ. Внимательно и с любовью изображая человека, художник подчёркивал несовершенство его природы, его бессилие перед огромным окружающим миром иногда спокойным, иногда грозным, но всегда равнодушным.
В 1807 году Тёрнер занял должность профессора перспективы в Королевской академии. Однако программа обучения, составленная им, касалась гораздо более широкого круга вопросов, чем изучение перспективы. Она представляла своего рода переложение курса лекций Рейнолдса и обращалась к излюбленной теме Тёрнера — вопросам «поэтической живописи».
Особую известность завоевал благодаря картинам, посвящённым Наполеоновским войнам («Трафальгарская битва», «Поле Ватерлоо»).
В 1819 году Тёрнер впервые посетил Италию. Он побывал в Турине, Милане, Риме, Венеции, Неаполе. Изучал работы Тициана, Тинторетто, Рафаэля, современных итальянских художников. После путешествия в Италию его живопись стала более яркой, палитра интенсивной с преобладанием основных цветов. Особое место в творчестве художника заняла венецианская тема. Он трижды (в 1819, 1833, 1840 годах) побывал в этом необыкновенном городе и воспоминания о нём питали его фантазию долгие годы.
Уже в 1800-х годах успехи Тёрнера вызвали замечания со стороны коллекционера и художника сэра Джорджа Бомона, критиковавшего «вольности» и яркие цвета его картин. Позднее, новаторское творчество художника, предвосхищающее достижения живописи конца XIX — начала XX в., вызвало неоднозначную оценку в современном ему обществе. Викторианская публика, предпочитавшая реализм, граничивший с фотографией, слащавый сентиментализм и «гармоничную», но невыразительную цветовую гамму, плохо принимала многие его картины. В 30-40-х годах всё чаще появлялись критические выпады по адресу Тёрнера. Некоторые его работы, граничившие с абстракционизмом, создали художнику репутацию сумасшедшего. Королева Виктория отказала ему в возведении в рыцарское достоинство. Одним из немногих, кто встал на защиту Тёрнера был Джон Рёскин, назвавший его «величайшим художником всех времён».
Живописец скончался 19 декабря 1851 г.
Наследие
Согласно завещанию, всё собрание его произведений перешло британской нации (ныне экспонируется в лондонской галерее Тейт).
Наиболее известные работы
«Последний рейс корабля „Отважный“» «Восход с морскими чудовищами»- 1799 — Warkworth Castle, Northumberland — Thunder Storm Approaching at Sun-Set, oil on canvas — Victoria and Albert Museum, London
- 1806 — The Battle of Trafalgar, as Seen from the Mizen Starboard Shrouds of the Victory, oil on canvas — Tate Gallery, London
- 1812 — Снежная буря. Переход Ганнибала через Альпы / Snow Storm: Hannibal and His Army Crossing the Alps, oil on canvas, Tate Gallery, London
- 1822 — The Battle of Trafalgar, oil on canvas, National Maritime Museum, Greenwich, London
- 1835 — The Burning of the Houses of Lords and Commons, oil on canvas, Philadelphia Museum of Art, Philadelphia
- 1835 — The Grand Canal, Venice, oil on canvas, Metropolitan Museum of Art, New York
- 1838 — Последний рейс корабля «Отважный» / The Fighting Temeraire Tugged to Her Last Berth to Be Broken up, oil on canvas, National Gallery, London
- 1844 — Дождь, пар и скорость
См. также
Литература
- Уильям Тёрнер / Перевод с английского А. Е. Мосейченко. — М.: ЗАО «БММ», 2007. — 256 с. — 2000 экз. — ISBN 5-88353-278-0
- С. Дзуффи Большой атлас живописи. — М.: Олма-Пресс, 2002. — С. 184—185, 242, 244—245, 300. — 431 с. — ISBN 5-224-03922-3
- П. Акройд Тернер. — М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2012. — 224 с.
Ссылки
dic.academic.ru
Английская живопись - Уильям Тёрнер
Уильям Тёрнер родился в 1775 г. в зажиточной
лондонской семье. Ещё учась в школе живописи,
он привлекает внимание публики к своим пейза-
жам. Позднее художник предпринимает путе-
шествие по маршрутам Клода Лорренса и
Никола Пуссена. Он посещает Рим, Неапль,
Венецию. Это путешествие целиком захватило
Уильяма Тёрнера и обогатило его творческое
дарование. Со временем его произведния
живописи становятся более оригинальными и
своеобразными. Уильяма Тёрнера влекла
тонкая передача оттенков воздуха и света, в
котрых растворяется реальность окружающего
мира. Он увлекается сказочной символикой,
легендами, в т.ч. странствиями Одиссея,
историей Карфагена. В его картине "Одиссей,
дразнящий Полифема"-рассказ о битве двух
греческих кораблей с Гигантом. В лучах
сверкающего солнца поверхность моря кажет-
ся расплавленным золотом, и только у самого
горизонта художник как бы отрезает и воду,
и фигуру Полифема от золотой массы воды
яркой синей полосой. Небо на картине решено
через всплески голубого и жёлтого цвета,
которые приводят его в остояние бурного
свечения.
Уилям Тёрнер умер в 1851 г. очень богатым
человеком, оставив огромное количество
работ (300 картин мслом и 19000 рисунков).
Значительную часть своего состояния Уильям
Тёрнер завещал на благотворительность, а
все оставшиеся не проданные картины-
-Лондонской национальной галерее.
Кафедральный собор в Линкольне. 1795 г.
Замок Пемброк. Южный Уэльс -шум
приближающегося шторма. 1801 г.
Ледник и источник в Авроне. 1803 г.
Дорога святого Готхарда. 1804 г.
Интерьер Сальсбрукского кафедрального
собора. 1802-1805 г.
Озеро Тун. Швейцария. 1806 г.
Кораблекрушение. 1810 г.
Лавина в Грисонсе. 1810 г.
Возведение Карфагена. 1815 г.
Извержение Везувия. 1817 г.
Внутренний двор церкви. 1818 г.
Рим. Святой Пётр, смотрящий на усадьбы
Барберини. 1819 г.
Рим. Форум с радугой. 1819 г.
Венеция. Сан Гуирджио из Доганы,
восход солнца. 1819 г.
Рим. Колизей. 1820 г.
Залив в Баях с Аполлоном и
Сивиллой. 1823 г.
Озеро в Петворке, восход солнца,
битва оленей. 1825 г.
Замок Прудхие в Нортамберледе. 1826 г.
Судно на мели. 1828 г.
Аричча-закат. 1828 г.
artviktori.ucoz.ru