Описание картины Федора Решетникова «Переэкзаменовка». Картины решетникова
Ф. Решетников: картины » Выдающиеся художники

Ф.П. Решетников
Фёдор Павлович Решетников (1906 — 1988) – советский художник. Один из главных представителей направления социалистического реализма. Народный художник СССР (1974).Лауреат двух Сталинских премий (1949, 1951). Член ВКП(б) с 1945 года.

Ф. Решетников «За мир»
Родился Федор Павлович Решетников в украинском селе Сурско-Литовском. Когда ему было 3 года, родители его умерли. Федя стал жить со старшим братом, который был художником – он ходил по деревням и расписывал церкви. Маленький Федя помогал брату: мыл кисти, растирал краски и пытался сам рисовать тайком от всех.
Шла гражданская война – время было тяжелое, голодное. И Федор, чтобы не быть в тягость семье брата, решил уйти из дома. Везде, где только можно, он пытался найти работу. Был он маляром, плотником и шахтером.
Гражданская война закончилась. Через несколько лет он решил поехать в Москву и вскоре стал студентом Художественного института. С этих пор он начал серьезно заниматься любимым делом.
В студенческие годы славился мастером графического шаржа, это и помогло ему стать – в качестве художника-репортера – участником заполярных экспедиций на ледоколах «Сибиряков» (1932) и «Челюскин» (1933–1934). Зарисовки, привезенные им, имели огромный успех, в особенности на фоне триумфального завершения знаменитой «челюскинской эпопеи».

Ф Решетников «Достали "языка"»
Неожиданно Решетников во время войны открыл для себя детскую тему. Приехав из Севастополя в Москву, где он работал в качестве военного корреспондента фронтовой газеты «Красный черноморец», однажды на улице он остановился посмотреть, как дети играют в войну. На роль «фашиста», естественно, идти никто не хотел. На эту удочку попадались только малыши, которые плохо разбирались в политике. Им здорово попадало, потому что ребята входили в роль и крепко поколачивали «фрицев». Художника этот сюжет заинтересовал.
Ребятишки мечтали о том же, о чем и все вокруг: о победе. Решетников словно увидел готовую композицию будущего полотна. С большим подъемом он взялся за работу и написал «Достали «языка»». Картина была показана в 1944 г. на выставке «Героический фронт и тыл».

Ф. Решетников «Прибыл на каникулы!»
Фёдор Решетников темы многих своих картин брал из повседневной жизни. После войны он довольно часто видел около метро, как суворовцев встречают родные. Все вместе шли домой, и ребята так бодро шагали – просто красота! Художник представлял, как один из них приходит домой и докладывает деду, кадровому военному, по всей форме: «Прибыл на каникулы!» Паренек – уже маленький солдат, видно, как он этим гордится. Дедушка, принимая рапорт, тоже стоит навытяжку… Соотнесение двух фигур – старого и малого – раздвинуло рамки прошлого и будущего, придало сценке полушутливый характер. Вместе с тем картина серьезна. В суворовские училища брали тогда мальчишек, чьи родители погибли на фронте.

Ф. Решетников «Опять двойка!»
История создания картины «Опять двойка!»
Решетников задумал написать картину про отличника, который докладывает матери об очередной пятерке, и пошел в школу искать такого ученика. Учителя посадили художника в конце класса, он потихоньку наблюдал и зарисовывал. Ребята смущались, потому что думали: «Этот дядя с проверкой из гороно». Учитель вызвал к доске одного отличника и дал несложную задачу. Растерявшись, мальчик не мог решить задачу. От испуга он не понимал подсказок из класса. Стоял, молча крутя мел в руках, опустив голову. Этот случай помог изменить тему замысла. Героем получившейся картины «Опять двойка» художник сделал парнишку – живого и неглупого.

Первый рисунок к картине

Вместо учителя - учительница
Сначала художник нарисовал учителя-мужчину, а потом подумал, что в школе ведь в большинстве работают женщины, так вместо учителя появилась учительница.
Но Решетникову что-то не нравится в этом наброске. Ему кажется, что получается скучно. А если перенести действие из класса в семью? Ведь двойка – неприятная отметка для всей семьи, вот в картине и надо показать, как относятся к этому дома. Можно было нарисовать девочку, получившую двойку, но ведь с мальчиками это случается чаще!
Множество подготовительных рисунков-эпизодов сделал Решетников, прежде чем приняться за картину.
Решетников подбирал для героя своей картины натурщиков-людей, похожих на тех, каких он видел. Во дворе однажды он увидел лопоухого вихрастого мальчишку-вратаря футбольной команды. Вот такой-то ему и был нужен! Он позвал мальчика в свою мастерскую, попросил спокойно постоять с опущенной головой. Но про двоечника на всякий случай ничего не рассказал. Возможно, вратарь тогда бы не согласился позировать.

Пес
Вскоре художник решил ввести еще один важный персонаж. Это был пес, который никак не хотел стоять на задних лапах. Тогда художник купил колбасу. Хозяин собаки поднимал кусочек, и пес, вставая на задние лапы, с охотой за ней тянулся. А художник в это время рисовал. Так повторялось до тех пор, пока не кончилось все лакомство. Но к этому моменту эскиз уже был готов.
В следующих эскизах появились сестренка и младший брат. Подготовительная работа, наконец, была закончена. На подрамник натянут холст и поставлен мольберт. Углем наносит художник на холст рисунок. Все действующие лица находят свои места. Теперь можно начинать писать масляными красками. Они выдавлены на палитру из тюбиков. Художник берется за кисть. С каждым днем картина становится все ярче и выразительнее.
На переднем плане – мальчуган с портфелем, из которого предательски выглядывают коньки, и верный дружок, ласково бросившийся к хозяину. Чуть поодаль сидит у стола мама, братишка на велосипеде. И еще дальше – сестренка в пионерском галстуке. Нарисованы и часы на стене, и дверь. И окно – вся комната. И картина была готова.
Мальчишки на картинах Федора Павловича Решетникова – это всегда увлеченные чем-то непоседы, из которых потом вырастают настоящие мужчины.
www.palitra.co
Картина "Опять двойка" Решетникова Федора Павловича. История создания и описание картины
Ф. П. Решетников - чрезвычайно талантливый художник. Его картины очень яркие и реалистичные. Они проникнуты особой теплотой и искренностью. Детская тема в творчестве художника занимает значительное место. Это: "Достали языка", "На побывку", "За мир", "Прибыл на каникулы". Особо выделяется картина "Опять двойка". Решетников создал запоминающееся и интересное произведение.
Биографические сведения о советском художнике
Решетников Федор - художник яркий и самобытный, необычайно даровитый. Он относится к представителям социалистического реализма. Родился Федор 15 (28) июля 1906 года в с. Сурско-Литовском (Украина). Его отец был иконописцем, поэтому тяготение к искусству живописи было заложено в нем с самого рождения. В три года мальчик остался сиротой. Его воспитанием занимался старший брат Василий, который бросил Киевское художественное училище ради семьи. Во второй половине 20-х годов Решетников Федор Павлович поступил на Московский художественный факультет рабфака. В период 1929-1934 годов он учился в высшем художественно-техническом институте. В студенческую пору большое влияние на его творчество оказали Кукрыниксы. Уже в это время Решетников был известен как мастер графического шаржа. Он был активным пропагандистом системы социалистического реализма. Иные художественные направления не принимал, вел с ними борьбу. Федор Павлович скончался 13 декабря 1988 года. Его могила расположена в Москве на Ваганьковском кладбище.
Многогранный талант художника
Благодаря своему таланту он отправился в полярные экспедиции на ледоколах "Сибиряков" (1932) и "Челюскин" (1933-1934) в качестве художника-репортера. Большой успех имели его работы с этих мест. Он обладал особым даром в области сатиры. Являясь превосходным карикатуристом, Решетников Федор Павлович сотворил значительное количество талантливых скульптурных шаржей. Часть его работ располагается в Третьяковской галерее. Известен он также и как создатель композиций академического бытового жанра в области станковой живописи. В этом плане наблюдается тесная связь работ Федора Павловича с творениями художников-передвижников. Решетников создал удивительные картины в "пленэрном" пейзаже. Однако эти произведения остались неизвестными для широкой публики.
Педагогическая деятельность. Звания, премии, награды
Федор Павлович занимался педагогической деятельностью. С 1953 по 1957 он преподавал в МГХИ имени В. И. Сурикова. С 1956 по 1962 годы работал в педагогическом институте имени В. И. Ленина в Москве. За свою плодотворную творческую деятельность Решетников был удостоен высоких званий и премий. В 1949 году за картины "Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин" и "Прибыл на каникулы" он получает звание лауреата Сталинской премии 2-й степени. В 1951 году за картину "За мир!" был награжден Сталинской премией 3-й степени. В 1974 году он получает высокое звание Народного художника СССР.
Секрет успеха творчества Решетникова
Яркие произведения художника очень запомнились советскому зрителю. Смотря на картины Федора Решетникова сейчас, мы словно переносимся в прошлое, сквозь них чувствуется дух того времени. Совершенно не удивительно, почему его картины завоевали широкую популярность. Они проникнуты особой теплотой и искренностью. Художник много внимания уделяет деталям в изображении людей. Перед тем как рисовать портрет того или иного человека, он пристально его рассматривает, отмечает для себя индивидуальные и ярко выразительные черты каждого из них. Поэтому его портретный жанр невероятно успешен. Картины Федора Решетникова воплощают цельность мировоззрения художника-реалиста. В его пейзажах и портретах чувствуется большая любовь к родине, верность собственным принципам и убеждениям. Одновременно с этим мастеру присуща необыкновенная острота взгляда, замечательное чувство наблюдательности и юмора. В связи с этим раскрылась еще одна сторона его творческого дарования. Решетников, помимо успешной деятельности в области живописи и графики, преуспел в создании превосходных скульптурных композиций сатирически-юмористического характера.
Детская тема в творчестве художника
В период Великой Отечественной войны им была создана жанровая картина "Достали языка" (1943). Поводом к ее написанию послужил один случай. Как-то раз он прибыл из Севастополя в Москву и увидел, как дети на улице играют в войну. Его это заинтересовало, и он остановился посмотреть на ребятишек. Никто из них не соглашался быть в роли "фашиста". На эту удочку попадались только малыши, которые ничего не понимали в политике. "Фрицев" хорошенько колотили ребята, быстро вошедшие в роль. Решетникова заинтересовал этот сюжет, и он написал картину "Достали языка". Она открыла детскую тематику в его творчестве, ставшую одной из главных в послевоенный период. Также им были созданы такие произведения: "На побывку" (1947), "За мир" (1950) и, возможно, самая популярная картина - "Опять двойка". Решетников ее написал в 1952 году.
Сюжет еще одной картины - "Прибыл на каникулы" (1948) - также взят из повседневной жизни.
После окончания Великой Отечественной войны Федор Павлович часто видел, как суворовцев встречают родственники. Все счастливые и довольные шли домой, а мальчишки бодро шагали. Решетников представлял, как один из них возвращается в родной уголок и докладывает по всей форме деду (кадровому военному): "Прибыл на каникулы!" Парень очень гордится тем, что он уже маленький солдат. Дед весь стоит "навытяжку", принимая рапорт от любимого внука. Сценка имеет несколько шутливый и одновременно серьезный характер.
Ф. Решетников, "Опять двойка". История создания
Изначально художник хотел написать картину про круглого отличника, который сообщает маме об очередной пятерке. В поисках такого ученика Федор Павлович отправился в школу. Учителя посадили художника на "галерку", откуда он внимательно за всеми наблюдал и потихоньку зарисовывал. Дети явно смущались и немного волновались, так как подумали, что этот мужчина пришел из гороно с проверкой. Учитель вызвал к доске одного отличника и дал решить ему абсолютно несложную задачу. Но мальчик очень растерялся, не мог сосредоточиться и решить заданный пример. Из класса учащиеся ему шептали подсказки, но из-за испуга он их совершенно не понимал. Он опустил голову и молча стоял с мелом в руках. И тогда родилась у художника новая тема, и появилась картина "Опять двойка". Решетников сделал главным героем парнишку неглупого и живого.
Как создавалась картина?
Сначала мастер решил нарисовать учителя мужского пола. Но так как в школе работают практически одни женщины, то нарисовал учительницу. Но первоначальный набросок художнику не понравился. Ему он показался неинтересным и скучным. Потом у него возникла идея перенести место действия: из школьного класса - в дом. Ведь плохая отметка - это неприятное событие для всей семьи. Прежде чем появилась картина "Опять двойка", Решетников создал немалое количество подготовительных рисунков. Федор Павлович тщательно подбирал натурщиков для своей композиции. Главным героем стал мальчик-вратарь, которого он встретил во дворе. Еще одним важным персонажем стал пес. Чтобы он стоял на задних лапах, художник купил ему колбасы, а хозяин кормил его, пока тот рисовал. В заключительных эскизах появилась мать, старшая сестра и младший братик.
Ф. П. Решетников, "Опять двойка" (описание)
На переднем плане картины изображен мальчик с грустным лицом и опущенной головой. Его опечаленый вид связан с полученной в школе двойкой. Он знает, что его сейчас будут ругать, поэтому он очень расстроен. Из его портфеля предательски выглядывает причина плохой отметки - это коньки, которыми школьник увлекся. Его верный дружок чувствует, что маленький хозяин чем-то огорчен. Виляя хвостиком, он бросился к парнишке, всем своим видом показывая, что жалеет его. Чуть поодаль сидит разочарованная мать, которой очень неприятно, что ее сын получил очередную плохую отметку. Рядом с ней изображен маленький братишка на велосипеде. Он не совсем понимает, что происходит. Он просто доволен, что старший брат вернулся из школы и сейчас с ним поиграет. На заднем плане изображена сестра. Ее строгий и осуждающий взгляд невозможно не заметить. Ей непонятно, почему мальчишки так безответственно относятся к учебе. Нарисованы настенные часы, окно и дверь в комнату. Вот и вся картина "Опять двойка". Решетников не только в этой композиции, но и в других произведениях изображал мальчишек увлеченными непоседами, из которых непременно вырастут настоящие мужчины.
Таким образом, Федор Павлович Решетников - личность яркая, самобытная и необычайно даровитая. Это был превосходный художник, карикатурист и скульптор. Из существующих направлений его волновал социалистический реализм. Значительное место занимает детская тема в его творчестве. Это картины "Достали языка", "На побывку", "За мир", "Опять двойка" и многие другие.
fb.ru
Знаменитая трилогия Фёдора Решетникова - ЖЖивой Журнал Михаила Жукова
Благодаря близости сюжета к реалиям ученической жизни, картина использовалась в школьной программе СССР как образец жанра бытовой живописи (в программе по изобразительному искусству), в программе по русскому языку в разделе «Развитие устной и письменной речи» предполагалось написание сочинения по данной картине. Картина была хорошо знакома советской публике.
На картине мы видим семью, которая встречает мальчика, пришедшего из школы с двойкой. Мальчик-двоечник выглядит обычным оболтусом, его одежда — расстёгнутое, мятое пальто, брюки, чёрные ботинки — выглядит небрежно. В правой руке он держит перевязанный портфель, который служил мячом и санками своему хозяину, с торчащими коньками. Светлые помятые волосы, оттопыренные красные уши, румяные от свежего воздуха и игры щёки не вяжутся с подчёркнуто огорчённым лицом. Он вздыхает, всем своим видом изображая «неподдельное» переживание из-за оценки. Мальчика радостно встречает собака. В стороне присела, оставив работу, мать. Увидев его с грустным и раскрасневшимся от мороза лицом, она поняла, что ребёнок вдоволь наигрался на улице и на самом деле не переживает о том, что получил двойку. Мать расстроенная и уставшая от того, что сын ленивый и слабохарактерный. Женщина не знает, как повлиять на двоечника, у неё опускаются руки. Рядом с мамой младший брат на велосипеде, который смеётся над старшим, прекрасно понимая смысл происходящего и подшучивает, ехидничая над ним. За обеденным столом готовит уроки старшая сестра. Она встала, с укором глядя на брата-разгильдяя. Поза, поворот головы, взгляд — всё свидетельствует о том, что она не одобряет поведение двоечника. Её фигура четко выделена тёмным силуэтом в светлом дверном проёме. Окно позади неё создает двойное освещение фигуры и символизирует светлое будущее девочки.Разительный контраст представляет собой вымученная, преувеличивающая значение условной школьной оценки, реакция людей и искренняя радость животного.На заднем плане, на стене, висит отрывной календарь с репродукцией другой картины Фёдора Решетникова — «Прибыл на каникулы», написанной в 1948 году. На ней изображена радостная встреча бравого мальчика — суворовца, приехавшего в гости к дедушке.
Композиция картины классическая — трёхчастная, трёхплановая, в основе — треугольник, построена на тональных и цветовых контрастах. Основные цвета: синий, белый, красный, жёлтый. Освещение сложное, носит смысловой характер.
Третья часть — "Переэкзаменовка". Сельский дом, лето, все гуляют, один злостный неуч, проваливший годовой экзамен, вынужден сидеть в четырёх стенах и зубрить. «Переэкзаменовка» — картина советского художника Ф. П. Решетникова, созданная в 1954 году.Местонахождение картины: Горловский художественный музей.

Картина является тематическим продолжением другой картины того же художника — «Опять двойка», созданной двумя годами ранее, в 1952 году.
Огромным успехом стала пользоваться его картина «Опять двойка», которую Ф. Решетников создал в 1952 году. Картина эта рождалась непросто, поначалу художник думал написать советского школьника-отличника, а картина должна была называться «Опять пятерка», и лишь постепенно пришел к противоположному образу двоечника.Создавать образ двоечника художнику помог его сосед — подросток из дворовой футбольной команды, именно с него Ф.Решетников рисовал своего персонажа, принесшего ему огромную славу и моральное и материальное благополучие.Популярность картины «Опять двойка» привела к созданию еще одной картины на ту же тему — «Переэкзаменовка», для которой позировал художнику тот же самый соседский подросток, что и для картины «Опять двойка».
mikhailzhukov.livejournal.com
Решетников Федор Павлович – художник, биография и творчество
Решетников Федор Павлович – художник, биография и творчество. Родился художник в селе Сурско-Литовское (нынешняя территория Днепропетровской области, Украина), в июле 1906 года. Его отец – потомственный иконописец, но Федору не суждено унаследовать эту профессию. Трехлетний мальчик теряет обеих родителей, а его воспитанием занимается старший брат Василий, бросивший ради этого учебу в художественном училище.
Чтобы заработать на хлеб, Василию приходится подрабатывать. Он занимается росписью церквей, а в свободное время пишет иконы. Федор же, хоть и является еще ребенком, по мере возможности помогает брату, выполняя работу подмастерья. Немного повзрослев, он начинает зарабатывать самостоятельно. Молодой Решетников берется за любую работу, начиная с применения имеющихся навыков в украшении зданий, и заканчивая работой спортивным инструктором.
Но, без образования он не может найти хорошую работу, поэтому едет в Москву, и поступает на рабфак. Желая продолжить практику с кистью, он выбирает художественный факультет. Начиная с 1929 года, Федор учится в Высшем художественно-техническом институте. Он будет учиться там по 1934 год, набираясь знаний у таких художников, как Герасимов и Моор. Уже в студенческие годы Решетников начинает рисовать, а его графические работы с восторгом принимаются публикой. Самого же художника называют виртуозом графического шаржа.
Благодаря своему таланту молодой художник получает возможность принять участие в заполярных экспедициях. Его берут туда художником-репортером, а за экспедицию 1932 года на ледоколе «Сибиряков», 24-х летний студент будет награжден орденом. Кроме того, в экспедиции он много рисует, и в частности, делает наброски для своей первой живописной работы.
В 1933 году он снова отправляется в путешествие в составе другой экспедиции, теперь на ледоколе «Челюскин». В этот раз плавание оказалось более сложным. В экспедиции Федора ждет множество испытаний, и только в 1934 году, вместе с другими моряками, его найдут на дрейфующей льдине, откуда и доставят домой. Но, несмотря на все лишения, по возвращении Решетникова ждет слава. Зарисовки, сделанные в путешествии, пользуются огромным успехом, а позже, в 1973 году, он нарисует картину «Гибель «Челюскина»», которая станет шедевральным завершением «челюскинской эпопеи».
В 1934 году новоиспеченный выпускник художественного института, приступает к самостоятельной работе. Сначала он пишет ряд успешных картин, посвященных исторической тематике патриотической направленности.
Позже, желая закрепиться в качестве художника, он рисует несколько станковых картин. Правда, в этой области он не проявляет особых способностей, и издает работы среднего уровня. Но, его полотно «Генералиссимус Советского Союза Сталин И. В.», изданную в 1948 году, все равно назовут шедевром. Самого же художника за эту картину и полотно «Прибыл на каникулы», изданное в течении этого же года, в 1949 г. наградят государственной премией.
Также художник издает несколько жанровых композиций, среди которых стоит отметить картину «За мир!» 1950 года, за которую он годом позже получит вторую премию. Кроме того, в 1952 году художник издает полотно «Опять двойка», ставшей одной из наиболее известных его работ.
Но истинным призванием художника остается сатира. Решетников – ярый приверженец соцреализма, он не признает ни один другой жанр. В его работах чувствуется жесткий стёб, а в 1950-1970 годы он создает целый ряд шаржей, высмеивающих признанных мэтров живописи.
В 1960 году художник пишет уникальную картину «Тайны абстракционизма». Это единственное полотно, в котором Решетников Федор Павлович воплотил карикатурный триптих собственного изобретения. Работа настолько нравится художнику, что в 1963 году он издает одноименную книгу, которая дополняет картину.

В 1953 году Решетников стал членом Академии художеств Советского Союза, а в 1973 его повышают до вице-президента.
Помимо этого, в период 1953-1962 годов, он работает преподавателем.
В 1974 году Решетникова удостаивают звания народного художника СССР. За свою жизнь он получил и несколько других наград, среди которых еще один орден и несколько медалей.
Решетников Федор Павлович ушел из жизни в возрасте 82 лет, 13 декабря 1988 года.
Умер творец в Москве, и был похоронен на Ваганьковском кладбище. В 1990 году, в родном селе художника был открыт народный музей его имени.
www.art-portrets.ru
Описание картины Федора Решетникова «Переэкзаменовка»
В 1952 году Федор Решетников создал знаменитую картину «Опять двойка!», а всего через два года появилась работа «Переэкзаменовка», которая является продолжением ранее заданной тематики – «детство».
Федор Решетников был приверженцем социального реализма, считался одним из самых народных художников СССР. На его работе «Переэкзаменовка» показана знакомая всем детям ситуация. Мальчик плохо учился, получил неудовлетворительные оценки, и мама ставила его дома, чтобы заниматься.
Мы видим на картине комнату в ветхом деревянном домике. Стены дома без обоев, но украшены небольшим плакатом. В комнате мы видим стол, за которым сидит мальчик. На столе, покрытом синей скатертью с желтым узором, полный беспорядок: книги, которые изначально стояли ровно, теперь разбросаны. Перед мальчиком лежит тетрадь, и на подставке стоит учебник. Ребенок отвернулся от своих учебников. Ему грустно и обидно. Он весь учебный год плохо учился и не уделял достаточно внимания урокам. Сейчас наступило лето, все дети отдыхают, а ему приходится учить.
На задней стене расположено окно. Таким образом, художник сумел расширить пространство комнаты. За окном – лето. Солнечный, теплый денек. Детвора бегает во дворе в легкой одежде. На девочках юбочки и маечки, на мальчиках шортики, панамки и футболки. Дети играют с мячом. Но они не забыли про своего товарища. Два мальчика подбежали и стали заглядывать в окно дома, где занимается двоечник. Ребята зовут его гулять. Но они еще маленькие и не понимают, что такое школа и уроки, они просто хотят развлекаться.
В комнате, возле столика, за которым сидит мальчик, стоит кресло. Мы видим, что на кресле лежат спицы и некая вязаная вещица. Клубок с нитками упал на пол. Видимо, за мальчиком долгое время приглядывала мама или бабушка, следила, чтобы он занимался. Но она пошла делать работу по дому, оставив мальчика без присмотра. В этот момент и прибежали друзья двоечника.
opisanie-kartin.com
ИДЕИ ВИТАЮТ В ВОЗДУХЕ (ДВОЕЧНИКИ РАЗНЫХ СТОЛЕТИЙ)
Вот очередная находка. Эту картину Федора Решетникова знают все! Для поколения 40-летних и выше картина просто хрестоматийная - ни один учебник не обходился без репродукции этой работы! Сам художник - яркое олицетворение соц.реализма, становился дважды лауреатом Сталинской премии - первый раз за портрет "вождя всех народов". О Решетникове историки пишут, что он был замечательным графиком и шаржистом, а "обратившись к станковой живописи, проявил лишь средние способности, которые подкреплялись острым коньюнктурным чутьем". Тем не менее, картину "Опять двойка", действительно, знают все! К тому же она находится в Третьяковской галерее!Федор Павлович Решетников (1906-1988) Опять двойка. 1952 г. Третьяковская галерея
А вот парная к этой картине работа - как раз та самая моя находка, написанная почти за 70 лет до "решетниковской двойки". Увы, имя второго художника, да и его творчество, у любителей живописи не на слуху, широко известных картин (даже одной!) нет. Эти факты, наверное, и позволили Решетникову превратить одно из полотен этого малоизвестного художника, переработав, конечно, в свой знаменитейший шедевр! Конечно, это не чистый плагиат! Такое повторение принято называть "парафраз" или ныне модным словом "ремейк". Но параллели очевидны, начиная с самой темы! И если, сравнивая две картины, обычно играют в "Найти пять отличий", то здесь я предлагаю вам сыграть в игру "Найди пять (а может и больше!) совпадений". Ну, что ж, смотрим и сравниваем! И по традиции предлагаю краткие биографические справки об авторах. Замечу также, что Федор Решетников уже был представлен в рубрике "Идеи витают в воздухе", но тогда я представлял два варианта картины на одну тему самого художника.
Дмитрий Егорович Жуков (1841-1903) Провалился. 1885 г. Вольский краеведческий музей
Об авторах:
Дмитрий Егорович (Георгиевич) Жуков
1841 - 1903
Русский живописец, жанрист и портретист.С 1859 по 1865 год Дмитрий учился в Московском училище живописи и ваяния. Еще в годы учебы он получил в 1864 году первую награду от Академии художеств - в 1864 году малую поощрительную серебряную медаль за картину «Переселенцы» (замысел картины навеян повестью с одноименным названием известного русского писателя и общественного деятеля Д.В. Григоровича). За картину «Спор о вере» (1867) Жуков получил звание классного художника третьей степени. Картина была приобретена П. М. Третьяковым и нынче хранится в Третьяковской галерее. Среди известных работ художника - «Портрет господинана Ведрова», «Девушка Рязанской губернии», «Гостья с таинственным предложением» (обе - 1873), «Одинокая» (1876). К сожалению, картины не стали явлением российской художественной жизни, а сам художник не вошел в когорту знаменитых своих коллег, иначе бы о жизни и творчестве Жукова все знали намного больше. Картины художника имеются в собраниях Третьяковской галереи, Русского музея, Иркутского художественного музея им. В.П. Сукачева и др.
Фёдор Павлович Решетников
15 (28) июля 1906, с. Сурско-Литовское Екатеринославской губернии – 13 декабря 1988, Москва
Федор Решетников Автопортрет. 1939 г.Федор Решетников (фото).
Советский художник, живописец-жанрист и сатирик, яркий представитель социалистического реализма, народный художник СССР (1974), лауреат двух Сталинских премий (1949, 1951). Федор родился в семье иконописца, но рано осиротел. Перепробовав разные профессии, некоторое время работал в клубе железнодорожников станции Гришино Днепропетровской области, откуда был послан учиться на рабфак искусств в Москву. В 1929 году поступил в Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), где занимался до 1934 года у Дмитрия Стахиевича Моора (1883-1946). Уже в студенческие годы Решетников прославился как виртуоз графического шаржа, что помогло ему стать – в качестве художника-репортера – участником заполярных экспедиций на ледоколах «Александр Сибиряков» (1932) и «Челюскин» (1933–1934). За участие в первой экспедиции художник был награжден орденом Трудового Красного Знамени (1932). Дважды Решетников становился лауреатом Сталинской премии: второй степени (1949) за картины «Генералиссимус Советского Союза И. В. Сталин» и «Прибыл на каникулы», и третьей степени (1951) за картину «За мир!» (1950). В 1953 году художник стал действительным членом АХ СССР, а в 1974 году - ее вице-президентом. Подлинным призванием Решетникова всегда оставалась сатира, он создал карикатурный триптих «Тайны абстракционизма» (1960, Третьяковская галерея), написал одноименную книгу (1963), в 1950–1970-е годы создал серию шаржей на мэтров советского искусства. Умер художник 13 декабря 1988 года, похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. На родине Решетникова в 1990 году создан народный мемориальный музей его имени.
Источники - Википедия, электронные энциклопедии и справочники.
parashutov.livejournal.com
Детская тема в картинах художника Федора Решетникова
Художника Федор Павлович Решетников широко известен благодаря знаменитой картине "Опять двойка".
Жизненный путь Федора Павловича заслуживает отдельного внимания. Решетников принимал участие в экспедиции ледокола "Челюскин"; был военным корреспондентом во время Великой Отечественной войны, рисовал плакаты для поднятия боевого духа Красной армии. Решетников несколько раз был удостоен звание лауреата Государственной премии. В 1953 году его избирают действительным членом Академии художеств СССР. В 1966 году ему присуждается звание народного художника РСФСР.
В творчестве Федора Павловича мне особенно нравятся его работы, связанные с детской темой. Художник сумел уловить какие-то черты своего времени, передать дух своей эпохи.
Опять двойка, 1952
Предлагаю познакомиться с картинами художника:
Достали языка. 1943
Прибыл на каникулы. 1948. За эту картинку Федор Решетников был удостоен звания лауреата Государственной премии.
Поймали нарушителя. 1950
Письмо в дальние края. 1952
Любины уроки. 1952
Переэкзаменовка. 1954
Мальчишки. 1971
rvs.su