РЕПИН Илья Ефимович – Галерея произведений (344 изображения). Картины репина смотреть
Художник Репин картины
Художник Репин биография:
Илья Ефимович Репин — русский художник родился 24 июля 1844 года в городе Чугуеве. Начинал в мастерской иконописца Бунакова. Талант Репина проявился довольно рано и вскоре он уже занимался росписью церквей. На полученные деньги от этих работ, он отправился в Санкт-Петербург, что бы заняться обучением живописи профессионально. Здесь он поступает в художественную школу имени Р. К. Жуковского и И. Н. Крамского.
Репин запомнился тамошним учителям своей постоянной самокритикой. Художнику казалось, что у него всё получается плохо и над своими картинами он трудился больше остальных, что приводило к небывалым результатам. Вскоре никто из его соучеников не мог сравниться с ним в искусстве владения кистью.
Илья Репин был очень чувствителен к происходящему в обществе – это часто отражалось в его картинах. Художник общался с молодёжью, которая была настроена крайне демократически и был увлечён идеями Чернышевского. Репин был товарищем ещё одного великого художника Крамского. Вместе они работали и занимались общественной деятельностью. Вместе же они примкнули к передвижным выставкам, когда вышли из Академии Художеств за расхождение во мнениях.
Бурлаки на Волге, Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану, Садко – все эти произведения были написаны великим художником. Его часто упрекали в непостоянстве. Сегодня он пишет картину по библейским сюжетам, завтра какой-нибудь психологический этюд либо портрет. Всё его в творчество непоследовательно, подчиняется только внезапному порыву Ильи Ефимовича. Сам же творец говорил, что он любит разнообразие.
В 80-е годы начинается самый плодотворный период его жизни. В этот период он нарисовал картину “Крестный ход в Курской губернии”, которую тут же купил Третьяков в свою галерею за огромные деньги. Репина привлекала тема революционно-настроенной России. Одной из самых значительных полотен на эту тему является “Не ждали”. Здесь изображён революционер, который наконец вернулся домой из ссылки. В этой картине очень сложная и широкая гамма чувств. Каждый персонаж переживает что-то своё. На передвижных выставках к этой картине было практически невозможно подойти, так как вокруг толпился народ. Многие хвалили художника за то, что он не остановился на “Бурлаках”, а пошёл дальше.
Высочайшего пика в своём творчестве Репин достиг с созданием картины “Иван Грозный и сын его Иван”. На этой картине Царь Иван Грозный, вдруг понимающий, какой ужасный поступок он совершил, убив своего сына. “Запорожцы пишут письмо турецкому султану” – вовсе не выдуманный сюжет для картины. Эту историю он услышал от украинского историка, который поведал ему о том, как смело и дерзко ответили запорожцы турецкому султану, который потребовал от них покорности.
В 1894 году Илья Репин занимает место профессора в Академии художеств. Настал очень сложный период в его жизни. Перестала действовать правая рука и ему пришлось учиться писать левой. В 1907 году Репин ушёл из Академии и переехал жить на дачу в Пенаты, что в Финляндии к своей жене Наталье Нордман. Умер великий живописец в 1930 году.
Художник Репин картины:
Бурлаки, идущие в брод
Бурлаки на Волге
Горбун
Иван Грозный и его сын Иван
Крестный ход в Курской губернии
Михаил Иванович Глинка
На солнце
Не ждали
Нищая девочка рыбачка
Николай Мирликийский спасает от смертной казни трёх невинно осуждённых
Осенний букет. Портрет Веры Ильиничной Репиной
Отдых
Отказ от исповеди перед казнью
Портрет композитора Модеста Петровича Мусоргского
Портрет Нади Репиной, дочери художника
Портрет писателя Льва Николаевича Толстого
Портрет Третьякова
Проводы новобранца
Садко
Новинки и классика кинематографа ждут вас. Скачать фильмы бесплатно можно на сайте xfilms уже сейчас.
Стрекоза
Вечеринка
Яблоки и листья
Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану
Лев Николаевич Толстой в лесу
art-assorty.ru
Как смотреть Репина • Arzamas
19 апреля 2017Искусство, История
На что важно обратить внимание, рассматривая «Бурлаков на Волге», «Не ждали», «Царевну Софью», портрет Мусоргского и «Протодиакона»
Автор Галина Ельшевская
«Бурлаки на Волге» (1870–1873)
Государственный Русский музей; Google Art ProjectИстория создания «Бурлаков на Волге» подробно описана в книге Репина «Далекое близкое». Поехав с друзьями-художниками на Волгу писать этюды, он увидел бурлацкую тягу и начал писать крестьян-бурлаков. В книге описаны эпизоды смешные и страшные: тотальное отсутствие взаимопонимания между художниками и крестьянами сопровождается еще и мотивом собственной вины за недостаточное народолюбие. «Хождение в народ» напоминает проход по минному полю — однако стоит начать рисовать, и те же модели уже характеризуются в совсем иных выражениях. Они обретают имена: Ларька, отставной солдат Зотов, вожак бурлацкой ватаги расстрига Канин, — и народ составляется уже из преображенных эстетическим восторгом лиц.
С «Бурлаков на Волге» началась репинская слава. Публика картину заметила: официальные люди — среди которых президент Академии художеств Федор Бруни и министр государственных имуществ Зеленой, возмущенный неактуальностью мотива («этот допотопный способ транспортов… уже сведен к нулю»), — негодовали, прогрессисты восхищались. Но как раз в восхищении «своих» был оттенок, для импульсивного по натуре художника неприемлемый: ему как бы вменялось в обязанность и дальше быть певцом обездоленных, изображать, как писал Крамской, «тяжелый, крепкий и почти дикий организм». И напрасно Репин, поясняя, что «не давал клятву писать только дикие организмы», признавался, что в процессе работы его «нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами», — общественность видела то, что хотела видеть: обличение и гражданскую скорбь. Между тем «Бурлаки» построены гораздо сложнее.
Обличительный пафос предполагался в первом замысле картины: процессия должна была двигаться параллельно променаду нарядных дачников, но от такого лобового хода Репина отговорил его друг — пейзажист Федор Васильев. Были и иные варианты — с бурлаками, пробирающимися сквозь бурелом (этюд, забракованный знатоком леса Шишкиным за «неправильные» деревья, уничтожен) и идущими вброд Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее.; самый последний ремейк был создан в 1918 году и назывался «Быдло империализма» — Репин вообще был склонен возвращаться к старым сюжетам. Но в канонической версии, развернув шествие по горизонтали и дав таким образом «реплики» всем членам артели, автор обеспечил и зрителям свободу выбора. Вместо бытового жанра получился групповой портрет, где никто не выделен: можно сосредоточиться на «бунтарях», но можно назначить «главным» вожака ватаги, созерцателя Канина, который самому Репину казался проданным в рабство античным философом. И это безоценочное экспонирование персонажей в эпически пустом, выжженном по цвету пространстве было совершенно новым для передвижнической картины, которая всегда стремилась к четкой расстановке акцентов. Как точно заметил Достоевский: «…бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Ни один из них не кричит с картины зрителю: „Посмотри, как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу!“».
Кстати, «Бурлаков» приобрел и повесил в своей бильярдной великий князь Владимир Александрович. Что он думал по поводу авторской идеи — неизвестно.
«Протодиакон» (1877)
Государственная Третьяковская галерея; ilya-repin.ruПортрет диакона Ивана Уланова из Чугуева, родного города Репина, создавался как этюд для картины «Крестный ход в дубовом лесу. Явленная икона». Работа над ней затянулась примерно лет на пятьдесят. В 1881 году она была отложена, потому что художник задумал другой вариант того же сюжета (ставший знаменитым «Крестный ход в Курской губернии»), но впоследствии возобновлялась; последние изменения в композицию были внесены в 1924-м. В «Явленной иконе» протодиакон ведет толпу, представляющую собой живописное многоцветное марево: он здесь почти единственный ярко «персональный» герой. В «Крестном ходе в Курской губернии», где толпа состоит из лиц разной степени характерности, столь индивидуальный образ разрушил бы хоровое начало — и Репин, поначалу думавший включить его в картину, от этой идеи отказался.
«Протодиакон» экспонируется именно как протодиакон: имя здесь лишнее, важна типичность. Как писал сам Репин:
«Это экстракт наших дьяконов, этих львов духовенства, у которых ни на одну йоту не попадается ничего духовного — весь он плоть и кровь, лупоглазие, зев и рев бессмысленный, но торжественный и сильный, как сам обряд в большинстве случаев… Чувственность и артистизм своего дела, больше ничего!»
Но если в описании еще можно усмотреть оценку и даже некую антиклерикальную ноту, то в портрете — одно лишь любование витальностью. Репин-писатель (а он был прекрасным писателем) способен анализировать своих героев, но Репин-художник с восторгом откликается на человеческую целостность, на полноту жизни, на органику и динамику. Откликается такой же живостью живописного почерка, бравурностью кисти. Протодиакон не плох и не хорош — он просто есть: и художническая завороженность фактурой здесь оборачивается чем-то напоминающим уже душевное сродство.
Кстати, репинский образ послужил основой грима актера Котэ Даушвили, сыгравшего роль священника отца Гермогена в фильме Георгия Данелии «Не горюй». Тоже живой образ, хоть и отчасти гротескный.
Портрет Модеста Мусоргского (1881)
Государственная Третьяковская галерея; Google Art ProjectВ том, что Репин был прирожденным портретистом, что именно портретное чутье составляло основу его живописного дара, кажется, не сомневался никто из его современников. Вплоть до того, что портретам приписывались магические свойства: было замечено, что многие репинские модели умирали вскоре после сеансов. «Страшно для живого человека попасть под кисть его», — говорил Василий Розанов, потому что «„щупальщик“ существа человеческого» (его же слова) как бы экстрагирует жизнь, переводя ее в краски и оставляя персонажу лишь пустую оболочку. «Великий физиономист, — признавал критик Сергей Маковский, — но физиономист односторонний. Главное — абсолютно не поэт». И это мнение тоже было распространенным: Репину не отказывали в точности и цепкости взгляда, но отказывали в умении воспарять над социально-физиологическими приметами. Пожалуй, портрет Мусоргского опровергает такую характеристику.
Он был написан «по случаю» самому печальному — Мусоргский умирал в лечебнице от цирроза печени и умер через несколько дней после завершения работы. Репин спешил; его собственное желание успеть запечатлеть композитора совпало с заказом Павла Михайловича Третьякова, который желал иметь портрет Мусоргского в своей портретной галерее «лучших людей России». Всего четыре сеанса, правда долгих, в полный световой день.
Невозможно скрыть нездоровую багровость лица — она и не скрыта, но умело погашена в малиновых отворотах больничного халата, принимающих на себя рефлексы другой красноты. Зато яркость глаз, напротив, подчеркнута, и этот свет продолжается в воздушности фона. Фигура монументально вписана в холст, но в позе есть предощущение перемены: жизнь еще продолжается, и распад плоти словно отступает перед последним явлением «духовного человека». Единственный портрет Мусоргского представляет его почти «поэтически» — и написан со всей возможной деликатностью.
Кстати, от гонорара за портрет, присланного Третьяковым, Репин отказался — точнее, пожертвовал его на памятник композитору.
Царевна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году (1879)
Государственная Третьяковская галерея; Wikimedia CommonsУже название картины содержит развернутую экспликацию. Без нее трудно было бы понять, что происходит — чем так разгневана эта женщина богатырского роста и телосложения? Почему прячется в углу девочка-послушница? Что должно убедить зрителя в историчности сцены — только ли кольчужная парча царского платья (специально сшитого по аутентичным эскизам)? Нет, конечно, еще и тело повешенного стрельца за окном призвано прояснить ситуацию визуально, но оно, к счастью, не бросается в глаза.
Первая историческая картина Репина не вызвала энтузиазма у большинства даже самых горячих его поклонников. Риторический вопрос Сурикова: «Стрельцы разве могли за такой рыхлой бабой пойти?» — в сущности, мог бы повторить художественный критик, друг и покровитель всех передвижников Стасов, считавший Репина вообще неспособным к этому роду живописи. И не без оснований. Репинская привязанность к натуре и прежде всего к натуре человеческой, портретной, побуждала его воспринимать историю как сумму частных и, возможно, случайных сюжетов про людей. Про людей непременно в аффекте: коль скоро они являются историческими персонажами, то и представлять их следует, по этой логике, в моменты драматические. Вот царевна Софья в момент, когда ее жизнь окончательно проиграна, — но в натурной системе видения она может отреагировать на это лишь физиологической гримасой ярости. В изобразительном воплощении драма превращается в мелодраму, героиня словно выступает на оперных подмостках (Репин, надо сказать, любил оперу и нередко ею вдохновлялся).
Впрочем, возможно, в картине был и некий дополнительный умысел. Известно, что художник внимательно изучал источники и стремился следовать правде во всех деталях: даже то, что героиня изображена с непокрытой головой (головной убор был сшит из той же старинной парчи, но не пригодился), указывает на скорый постриг — он случится как раз в 1698 году. Но тогда странно выглядит ошибка в датах: до попытки стрельцов вернуть Софью на трон она провела в монастыре не год, как сказано в заглавии, но девять лет. Не исключено, что ошибка умышленна: спрессованное время (пусть это заметно не всем) хотя бы отчасти, символически выводит картину из слишком конкретного измерения, представляя автора не этнографом, но вдохновенным сочинителем.
Кстати, одной из моделей для героини (их было несколько) стала Валентина Семеновна Серова, мать репинского ученика Валентина Серова — дама авторитарного склада, нигилистка и общественная деятельница. Но больше всего Софья похожа на портреты Петра I: портретное чутье в очередной раз не подвело художника.
«Не ждали» (1884–1888)
Государственная Третьяковская галерея; Wikimedia CommonsКартина Репина «Не ждали» замыкает его «революционный цикл», куда входят также «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» и другие работы. Такой была репинская версия бытового жанра: быт привлекал его в экстремальных обстоятельствах, волей истории ставших временно типическими. Россия 1880-х изобиловала подобными обстоятельствами. Демократическая интеллигенция жила сведениями о политических процессах и смертных приговорах, обсуждала террористические акты (увы, как раз приобретшие вид типических сюжетов) и реакцию власти на них. Цареубийство и казнь народовольцев всколыхнули всех: замкнутый круг насилия перемешал роли жертв и палачей, героев и мучеников.
Сюжет картины не столь очевиден, как кажется. Вроде бы ссыльный революционер возвращается в семью, но тогда отчего его «не ждали»? Ведь об освобождении узников родных оповещали. Фотография убитого Александра II в гробу на стене указывает на время действия — речь, видимо, идет о пересмотре именно административных дел, предпринятом после 1883 года Александром III. Герой, вероятно, отсутствовал несколько лет, о чем свидетельствует реакция детей на его появление: они, кажется, не помнят отца. Впрочем, так ли? Летучесть взглядов и гримас не подытожена в этих лицах, как бы захваченных внезапной жизнью. Девочка скорее насторожена, мальчик скорее возбужден, горничная невозмутима, дама у рояля будто грезит наяву — а лица матери (если это мать) мы не видим. Вместо ответа — длящийся вопрос, и время словно замедляется у порога, перестает быть жанровым временем. Не случайно фигура ссыльного отсылает к фигуре Христа с картины Александра Иванова «Явление Мессии»; здесь так же чуть искажена перспектива и вздыблен пол, чтобы шаг превратился в нисхождение.
Зрителям неопределенная тональность рассказа казалась просчетом художника. Но и сам Репин, интуитивно ощущая вечный привкус в сюжете, все-таки не мог не намекнуть на дальнейшее развитие коллизии. Отсюда — мозаика подсказок: портреты поэтов Тараса Шевченко и Николая Некрасова, гравюра с картины Карла Штейбена «На Голгофе» Гравюра эта тогда висела в каждом прогрессистском доме, поскольку народническая деятельность воспринималась в духе нового Евангелия и сопрягалась с эпизодами страстей. Эта психологическая религиозность в общественных умонастроениях отчасти способствовала и реабилитации соответствующей тематики в изобразительном искусстве.. Впрочем, фотография убитого царя-освободителя вновь возвращает в атмосферу неуверенности — неуверенности общего свойства, охватившей русское общество после 1 марта 1881 года: ведь нарушение главной заповеди потрясло и тех, кто в целом революционному движению сочувствовал. Герой картины не имеет отношения к цареубийству, однако изображение на стене в доме его родных напоминает, что отсвет вины есть и на нем. Все вместе, все одновременно: вина, жертва, подвиг — ничего этого «не ждали», и траур одежд может быть трактован как печаль обо всех сразу.
Кажется, единственный раз в своей практике Репин написал картину с открытым финалом.
Искусство
Как смотреть картины Эдварда Мунка
Стул смерти, люди-призраки, луна-колонна и другие непонятные образы
arzamas.academy
РЕПИН Илья Ефимович – Галерея произведений (344 изображения).
Открыть доступИ.Е.РЕПИН
(1844 – 1930)
Пожалуй, никто из русских художников 19 века не пользовался при жизни такой славой и признанием как Илья Репин. Он занимал в художественном мире место, близкое к тому, что в мире литературном – Лев Толстой. Каждая его новая картина ожидалась с напряженным вниманием и становилась событием и знаковым произведением в истории русской живописи.
«Бурлаки на Волге», «Запорожцы», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Иван Грозный и сын его Иван» — всемирно известные шедевры Репина и этапные полотна в развитии художественной мысли в России.
Крупнейший портретист своего времени, Илья Репин создал выдающуюся галерею образов современников художника – Л.Н.Толстого, М.П.Мусоргского, А.Г.Рубинштейна, Н.И.Пирогова, В.В.Стасова, П.М.Третьякова, С.И.Мамонтова и многих других великих людей русской культуры.
Наделенный необычайно острым ощущением жизни, её трудных социальных проблем и глубоких духовных запросов, он обозначил своими произведениями самые существенные стороны русского реализма. Художественный мир Ильи Репина – явление, обладающее необычайной внутренней целостностью, целостностью особой, которая существует не вопреки, а благодаря многообразию творческих задач, широте охвата действительности.
Целостность эта была органически связана с общим характером русской демократической художественной культуры второй половины 19 века, с её стремлением осознать свою социально-историческую миссию и постановке кардинальных проблем человеческого бытия.
Репина отличал поразительный дар ощутить и отразить в своих произведениях главную идею эпохи, умение увидеть её в частных судьбах и характерах людей. Люди в картинах и рисунках Репина – это сама историческая действительность, её духовная энергия, её мучительные противоречия и глубокие драмы.
Илья Ефимович Репин родился 24 июля (5 августа) 1844 года в городе Чугуев Харьковской губернии в семье военного поселянина. Первоначальные художественные навыки получил в Школе военных топографов в Чугуеве (1854-1857) и у чугуевского иконописца И.М.Бунакова. Вместе с иконописными артелями расписывал церкви и писал иконы для церквей Чугуева, окрестных сел и сел Воронежской губернии.
В 1863-1864 занимался в Рисовальной школе ОПХ в С.-Петербурге. Учился в Императорской Академии Художеств (1864-1871) в классе исторической живописи, где преподавали Ф.Бруни, А.Марков, П.Шамшин. Был награжден малыми и большой серебряной медалями, за программу «Воскрешение дочери Иаира» (ГРМ) был награжден большой золотой медалью, получил звание классного художника 1-й степени и право пенсионерской поездки за границу на шесть лет.
Одновременно с учебой в Академии продолжал занятия в Рисовальной школе ОПХ, где познакомился с И.Крамским, и начал посещать вечера Петербургской артели художников. Летом 1870 года Репин ездил на Волгу для работы над картиной «Бурлаки на Волге», за которую получил первую премию ОПХ.
В май 1873 года выехал за границу, посетил Всемирную выставку в Вене, был в Италии, с осени 1873 обосновался в Париже. Здесь он сблизился с кружком И.С.Тургенева и Полины Виардо, вместе с художниками В.Поленовым, А.Боголюбовым, К.Савицким и А.Беггровым летом 1874 работал в местечке Вёль в Нормандии. В июле 1876 до окончания пенсионерского срока вернулся в Россию. За исполненную в 1876 году картину «Садко» удостоен звания академика.
В 1876-1877 жил в Чугуеве, с 1877 переехал в Москву. В своей московской мастерской устраивает рисовальные и акварельные вечера. Летние месяцы в 1877-1879 годах Репин гостит в имении Абрамцево у Мамонтовых, становится членом абрамцевского художественного кружка. Член Товарищества передвижных художественных выставок (1878-1890 и 1897-1918).
В сентябре 1882 года переехал в С.-Петербург, профессор-руководитель живописной мастерской ВХУ (1894-1905, 1906-1907). В 1892 получил звание профессора, с 1893 – действительный член ИАХ. Почетный член Академий и художественных обществ многих стран Европы. Неоднократно совершал поездки по России и Европе для работы над картинами и участия в выставках.
В 1895-1899 преподавал в Рисовальной школе княгини М.К.Тенишевой в С.-Петербурге и Смоленске. В 1892 приобрел имение Здравнево в Витебской губернии (ныне Дом-музей и.е.Репина), где до 1900 года работал в летние месяцы.
В 1899 купил в дачном поселке Куоккала под С.-Петербургом усадьбу, названную им «Пенаты», где с 1903 года и до конца жизни жил постоянно. С 1948 года поселок носит название Репино, здесь работает Музей-усадьба И.Е.Репина «Пенаты».
Автор книги воспоминаний «Далёкое близкое», «Писем об искусстве», а также многочисленных статей в периодической печати.
1. Репин Илья «Автопортрет» 1878 Холст, масло 69,5х49,6 Государственный Русский музей 2. Репин Илья «Портрет В.А.Шевцовой, впоследствии жены художника» 1869 Холст, масло 83х67 Государственный Русский музей 3. Репин Илья «Портрет А.В.Прахова» 1866 Бумага, соус мокрый 64х47,8 Государственный Русский музей 4. Репин Илья «Портрет Е.Д.Шевцовой» 1865 Бумага, соус мокрый 62х46 Государственный Русский музей 5. Репин Илья «Портрет отца художника Е.В.Репина» 1879 Холст, масло 89х70 Государственный Русский музей 6. Репин Илья «Портрет матери художника Т.С.Репиной» 1867 Холст, масло 64х59 Национальная галерея, Прага 7. Репин Илья «Портрет В.Е.Репина, музыканта, брата художника» 1867 Холст, масло 85,5х67,8 Государственная Третьяковская галерея 8. Репин Илья «Портрет В.Е.Репина, музыканта, брата художника» Конец 1860-х — начало 1870-х Холст, масло 40,5х33 Государственный Русский музей 9. Репин Илья «Портрет Ф.Д.Хлобошина» 1868 Холст, масло 45,5х61 Государственный Русский музей 10. Репин Илья «Портрет И.С.Панова» 1867 Холст, масло 58х49 Государственный Русский музей 11. Репин Илья «Портрет А.С.Бочаровой» 1859 Картон, масло 20х16,7 Государственная Третьяковская галерея 12. Репин Илья «Приготовление к экзамену» 1864 Холст, масло 38х46,5 Государственный Русский музей 13. Репин Илья «Портрет М.М.Антокольского» 1866 Бумага, графитный карандаш 37,5х28,3 Государственная Третьяковская галерея 14. Репин Илья «Портрет мальчика» 1867 Холст, масло 46х40 Таганрогская картинная галерея 15. Репин Илья «Иов и его друзья» 1869 Холст, масло 133х199 Государственный Русский музей 16. Репин Илья «Голгофа (Распятие Христа). Эскиз» 1869 Холст, масло 80х99 Киевский музей русского искусства 17. Репин Илья «Плач пророка Иеремия на развалинах Иерусалима» 1870 Картон, масло 91,3х75 Государственная Третьяковская галерея 18. Репин Илья «Портрет старушки. Копия с оригинала Рембрандта, 1654» Начало 1870-х Холст, масло 110,7х87 Государственная Третьяковская галерея 19. Репин Илья «Портрет Яницкой» 1865 Холст, масло 59х49 Государственная Третьяковская галерея 20. Репин Илья «Портрет К.Ф.Яницкого» 1865 Холст, масло 59х48 Государственная Третьяковская галерея Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
cultobzor.ru