Художник Орест Кипренский. - ru_art links. Картины художника кипренского


Орест Кипренский картины

Орест Адамович Кипренский — великий русский художник. Родился в 1782 году в деревне Нежново Ленинградской области. Обучался в Петербургской академии Художеств. Творчество Кипренского высоко оценивается, как в России, так и далеко за её пределами. Стоит сказать, что в своё время картину  этого художника, которая называется «Портрет А. К. Швальбе», итальянские искусствоведы приняли за картину руки Рембрандта.

По большей части искусство Ореста Кипренского принадлежит портрету. Он создал большое количество портретов известных людей, которые в наше время важны не только с культурной точки зрения, но и с исторической. Благодаря высокому искусству этого живописца, мы можем практически точно знать, как выглядели те или иные известные личности прошлого, например: А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, Е. В. Давыдов, К. Г. Паустовский и другие.

Современники художника и ценители живописи нашего времени отзывались и отзываются о творчестве Кипренского только с самой лучшей стороны. Портретное искусство этого художника цениться настолько высоко, что его по праву называют лучшим портретистом за всю историю Российской живописи.

Великий русский художник скончался в Риме в 1836 году в результате воспаления лёгких. Похоронен в римской церкви Сант-Андреа-делле-Фратте. В настоящее время его картины выставляются в самых известных музеях мира. В России его искусство можно увидеть в Третьяковской галерее, в Эрмитаже, музее института русской литературы Российской Академии наук в Петербурге.

баня под ключ, цены

Автопортрет

 

Бедная Лиза

 

Вид Везувия в зимнее время

 

Ворожея со свечой

 

Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча)

 

Дмитрий Донской на Куликовом поле

 

Итальянские селянки

 

Конный портрет Александра I

 

Молодой садовник

 

Портрет Афанасия Федоровича Шишмарева

 

Портрет В. С. Шереметева

 

Портрет Е. С. Семёновой в роли Клеопатры

 

Портрет итальянского художника пейзажиста Грегорио Фиданца

 

Портрет князя Ивана Алексеевича Гагарина

 

Портрет поэта Александра Сергеевича Пушкина

 

Портрет танцовщицы Е. А. Телешовой в роли Зелии

 

Юпитер и Меркурий, посещающие в виде странников Филимона и Бавкиду

art-assorty.ru

Художник Орест Кипренский. - ru_art links

Орест Кипренский. Мастера русской портретной живописи.Автопортрет. 1828.Орест Адамович Кипре́нский (1782—1836) — русский художник-портретист, исторический живописец, график; представитель романтизма.Автопортреты Ореста Адамовича КипренскогоДо сих пор во многом интригующе загадочными остаются личность, судьба, творческая одиссея лучшего русского портретиста первой трети XIX века Ореста Адамовича Кипренского. И наиболее резко обнаруживается это, пожалуй, не в разноречивых свидетельствах современников, не в фактах биографии, а в галерее автопортретов (их около десятка), выявляющей почти взаимоисключающие образы художника. Каждый автопортрет представляет нам иного Кипренского, и это связано не только с возрастными, «физиогномическими» изменениями. Сложный конгломерат идей, представлений, причинных связей предлагает эта череда автопортретов зрителю. Здесь и романтический артистизм игры в преображения, и сублимация неясности общественного положения незаконнорожденного дворянского сына, и диаграмма или, может быть, идеограмма душевных, духовных, житейских перипетий, и точки отсчета стремительных превращений Кипренского-художника.Автопортрет с кистями за ухом. Ок.1808. Х., м. 46х36.5. ГТГ

В «Автопортрете с кистями за ухом» (ок. 1808) перед нами полный творческой энергии, раскованный, уверенный в себе молодой художник. Образную характеристику выдают сразу смелые контрасты светотени, открытая динамичная манера письма, насыщенный цветовой строй. В портрете он только живописец, гордый своим мастерством, гордый тем, что он может написать не хуже (черт возьми!) Рубенса или Рембрандта. И ведь написал! Его «Портрет А. К. Швальбе» (1804) — незаурядный шедевр-«ретро», приведший многих в восхищенное заблуждение и всю жизнь бывший для самого Кипренского предметом особой привязанности.Портрет отца художника Адама Карловича Швальбе. 1804 Он впервые померился силами с великими и устоял. Да, впрочем, и сам автопортрет с кистями, несомненно, навеян какими-то классическими образцами (он напоминает, например, ранний кассельский автопортрет Рембрандта). Одновременно с этим произведением был написан и другой автопортрет — в розовом шейном платке.Автопортрет (с розовым шейным платком). 1809Он разительно отличается в своей программе от первого: не бравурная энергия самоутверждения, а некое излучение духовной чистоты; искренность поведения не в импульсивной непосредственности, а в раздумчивом контакте со зрителем, на глазах которого живут нисколько не таимые оттенки чувствований. И в этом случае столь же адекватная изобразительная структура произведения. Что за «неподражательная странность» Кипренского дробить свой лик на суверенные, почти не совпадающие отражения, обретающие сами в себе ту гармонию, которой, видимо, так недоставало их носителю, их творцу?Мастерство портретистаЭта способность к острой дифференциации образа, к стереоскопической объемности в изображении личности портретируемого породила бесконечное разнообразие его портретных решений. Один из современников заметил, что «Кипренский очень счастливо придает каждому портрету что-нибудь особенное». Он осознанно выстраивает индивидуальную конструкцию образа, которая диктует и саму исполнительскую манеру. В наиболее чистом виде это относится к первому периоду творчества Кипренского, до его первой поездки в Италию в 1816 году. Даже в заказных парных портретах (Е. П. и Ф. В. Ростопчиных, 1809; Д. Н. и В. С. Хвостовых, 1814), долженствующих представлять собой созвучный изобразительно-выразительный ансамбль, художник достигает индивидуальных и даже контрастных характеристик. До поездки в Италию в творчестве Кипренского преобладали два типа портретных решений: подгрудный, в натуру, и парадный, в рост. Каждый из них давал модель в ее естественном, не опосредованном никакими привычными условностями бытии. В этом отношении особенно показательна уникальная в современном русском искусстве линия графического портрета. Впоследствии, напитанный традициями высокого классического искусства, он преследует цель подняться на уровень его достижений и обогащает портретный образ аллегорическим подтекстом («Портрет Е. С. Авдулиной», ок. 1822), апологией интеллектуального аристократизма («Портрет А. М. Шереметева», в какой-то степени «Автопортрет», 1819) или столь же аристократически - дистанцированной близостью природе («Портрет А. Ф. Шишмарева», 1827; «Портрет К. И. Альбрехта», 1827), сочинением театрализованных и многофигурных программ («Портрет Е. А. Телешовой в роли Зелии», 1828; «Читатели газет в Неаполе», 1831; «Портрет М. А. Потоцкой, сестры ее С. А. Шуваловой и эфиопянки», ок. 1835). Показательно сравнить для демонстрации кардинальных изменений его творческого метода некоторые портреты, исполненные в близкой композиционной схеме, и проследить, как на базе каждый раз индивидуального решения образа, выявляется в то же время образ исторический, фокусирующий нечто, принадлежащее духу времени. Портрет Д. Н. Хвостовой и портрет Е. С. Авдулиной несут в себе немало общих исходных моментов в фиксации внешних и внутренних движений модели. Но смещение нескольких акцентов создает образы, едва ли не противоположные по значению. Обращенное к зрителю лицо Хвостовой светится мягкой нежностью, затененной легкой грустью, задумчивостью. Этому состоянию соответствует тонкая гармония цветового и светотеневого построения полотна. Художник словно боится нарушить, боится помешать естественному току душевной жизни героини. И, напротив, в портрете Авдулиной меланхолическое настроение переходит в тему угасания жизни, явленную с безусловной и покоряющей живописно-пластической убедительностью, где каждая деталь и все компоненты полотна исполнены с изысканным классическим артистизмом. Если там, в портрете Хвостовой, главным для художника была личность, то здесь — искусство. Так очевидно и настораживающе нарушается гармония эстетического и этического начал в творческой позиции художника. С большей отчетливостью и с большей исторической предопределенностью это обнаруживается в мужских портретах. В портретах Евгр. В. Давыдова (18()9), С. С. Уварова (1816), А. Ф. Шишмарева происходит, в сущности, метаморфоза единого типа парадного изображения. Но как несхожи они!Портрет Давыдова Ев. В., лейб-гусарского полковника .  1809 Образ бравого гусара исполнен и в самом деле парадного, не столько героического, сколько геройского пафоса, актуального в канун Отечественной войны с Наполеоном. Хотя эта тема и главенствует в портрете, Кипренский ею не ограничивается. Его Давыдов соединяет «рыцарское чувство чести и личное достоинство», романтическую небрежность и мечтательность. Художник создает глубоко индивидуальный образ и вместе с тем собирательный, включающий отсветы активного романтического идеала и наличную реальность, более того, ставший благодаря полноте и диалектике характеристики символом своей эпохи. Иной образ типичного представителя просвещенного дворянства, иной этап развития общественного сознания запечатлел Орест Кипренский в портрете С. С. Уварова.Портрет Сергея Семёновича Уварова.Здесь нет той полноты самовыражения, что у Давыдова. Изображен задумавшийся в картинной позе, словно на минуту остановившийся перед выходом, великосветский денди, галломан и щеголь. Благородство и сдержанность цветового исполнения, мягкие ниспадающие ритмы рисуют облик тонко чувствующего, и, может быть, несколько манерно утомленного своей культурной рафинированностью дворянина пушкинской поры. И хотя портрет писался до выступления декабристов, в пору национального подъема и брожения идей, Кипренский в образе Уварова словно предвосхитил скорое наступление долгой полосы общественного спада, правительственной реакции. Кипренский на себе почувствовал неблагополучие в стиле правления Александра, когда, вернувшись в 1819 году в Петербург, начал конфликтовать с Академией, придворными кругами, стал пользоваться поддержкой меценатов. Написанный в середине 20-х годов портрет А. Ф. Шишмарева свидетельствует о новых исканиях мастера, о смене проблематики.Портрет Афанасия Федоровича Шишмарева 1827Своего героя он ставит в позу Давыдова, но, используя старую схему, художник вводит его не в историю, а в идиллию. Шишмарев показан в саду, в окружении цветов и стрекоз. Кипренский создает гармонию, но ценой отказа от общественно-значимого статуса личности. Изощренная живописная кухня, с ее многослойной системой письма, совершенством фактурной проработки, подчеркнутая эстетизация всего образного строя свидетельствуют о стремлении художника выйти к новым берегам, обрести твердую почву под ногами. Таким он выглядит на своем автопортрете 1828 года. Огромная дистанция между тем первым автопортретом с кистями и этим: и здесь он непараден, в домашнем халате, с карандашом в руке, но и следа нет былой силы и веры. Холеный светский облик и любезно-искательная улыбка, ощущение неуверенности и отзвук некой артистической избранности... Художник пережил многое — и европейское признание (галерея Уффици заказала ему автопортрет), и дружбу с великими людьми эпохи, и холод недоброжелательства и даже оскорбительной клеветы, пережил и взлеты гения и падения духа... Поразительным было чутье Ореста Кипренского в наиболее светлые периоды его творчества на изменения общественной атмосферы. Оно не было случайным, врожденным, оно воспитывалось в эпицентре духовной жизни эпохи. Художник был близок к кружкам известного мецената А. Р. Томилова, ученого-любителя, а затем президента Академии художеств А. Н. Оленина, где собирались, общались крупнейшие деятели искусства и литературы; он дружил со многими членами литературного общества «Арзамас». Героями его портретов были Крылов и Жуковский, Батюшков и Мицкевич, а  портрет Пушкина Кипренского по праву занимает самое почетное место в изобразительной пушкиниане.Портрет поэта Александра Сергеевича Пушкина. 1827 Кипренский был историческим живописцем по масштабу своего мышления, своих дерзаний. Его мучительная, долгая работа над историческими, символико-аллегорическими произведениями содержала поиски новых путей в осознании происходящих событий. Но одни из этих произведений по прихоти своенравной судьбы не уцелели, другие же так и не были осуществлены. Его понимание истории воплотилось в портретах. На протяжении тридцати лет Кипренский создал в портретах подлинную энциклопедию русского общества, поражающую диапазоном индивидуальных характеристик, проникновенной человечностью, художественным мастерством, наконец — личностью ее творца.

На основе статьи в :"Художественном календаре 100 памятных дат"Картины Кипренского  Автопортрет. 1820 УффициПортрет А.О.Смирновой-Россет, ок. 1830, холст, масло, 64х54Девочка в маковом венке с гвоздикой в руке (Мариучча). 1819.Читатели газет в Неаполе. 1831.Портрет князя H.П.Трубецкого Портрет Олимпиады Александровны Рюминой. 1826.Портрет Н.С.Семеновой в роли Сивиллы Дельфийской в оп. Г.Спонтини «Весталка». 1828 Х., м. 110х90 ГЦТМ им. А.А.БахрушинаПортрет мальчика. 1819.Портрет М.В.Шишмарева. 1827Портрет К.И.Альбрехта. 1827Портрет итальянского художника пейзажиста Грегорио Фиданца.Портрет И.А.Крылова. 1816.Портрет З.А.Волконской. 1829Портрет Екатерины Сергеевны Авдулиной. 1822Портрет художника П.В. Басина.1829.Портрет танцовщицы Е.А.Телешовой в роли Зелии. 1828Портрет Петра Алексеевича Оленина. 1813Портрет В.С. Шереметева. 1825Портрет В.С. Хвостова 1814Портрет В.А.Перовского в испанском костюме XVIIвека. 1809.Портрет Алексея Романовича Томилова. До 1828Портрет Александра Александровича Челищева. Ок. 1809Портрет Адама Мицкевича 1824 ГТГПортрет Авдотьи Ивановны Молчановой с дочерью Елизаветой. 1814Портрет А.С.Шишкова. 1825Портрет А.Р.Томилова.Неаполитанская девочка с плодами 1831Молодой садовник. 1817Мать с ребенком (Портрет г-жи Прейс ). 1809Конный портрет Александра I. 1820-е.Калмычка Баяуста. 1812-13.Итальянские селянки (Italian Peasant Girls).Дмитрий Донской на Куликовом поле. 1805 Холст, масло. 118х167 ГРМВорожея со свечой. 1828. Холст, масло. 64х51. ГРМБедная Лиза. На сюжет одноим. пов. Н.М.Карамзина. 1827.Портрет Г.Г.Кушелева. 1827.Стоящий натурщик с палкой (со спины). 1801. Б., ит. к. санг. 61,6х40,1. ГТГ. Натурщик, сидящий на камне. 1800-05.Стоящий натурщик на фоне красной драпировки. 1802Натурщик.Портрет датского скульптора Бертеля Торвальдсена. 1831Портрет Дарьи Николаевны Хвостовой. 1814Портрет графини М.А.Потоцкой, сестры ее - графини С.А.Шуваловой с мандолиной в руках и эфиопянки 1834Портрет графини Екатерины Петровны Ростопчиной. 1809 Х., м. 77x61 ГТГПортрет графа Ф.В.Ростопчина. 1809http://www.artcontext.info/pictures-of-great-artists/55-2010-12-14-08-01-06/469-kiprenskiy.html

art-links.livejournal.com

О.Кипренский: портреты » Выдающиеся художники

Орест Адамович Кипренский

Орест Адамович Кипренский "Автопортрет"

Орест Адамович Кипренский — мастер портрета, график и живописец, русский художник.Орест Кипренский ((13 (24) марта 1782 — 5 (17) октября 1836), внебрачный сын помещика А. С. Дьяконова, по документам был записан в семью крепостного Адама Швальбе.

В 1788 году был зачислен в Воспитательное училище при петербургской Академии художеств под фамилией Кипренский. Учился в академии до 1803 года.

Портрет мальчика А. А. Челищева

О. Кипренский "Портрет мальчика А. А. Челищева"

Портреты художника хранятся в Третьяковской галерее: «Портреты супругов Ростопчиных» (1809), «Портреты Хвостовых» (1814), «Портрет мальчика А. А. Челищева» (1810—1811) и пр.

За картину «Дмитрий Донской по одержании победы над Мамаем» живописец получил Большую золотую медаль в 1805 году и право на заграничную поездку для продолжения художественного образования. Но в Европе шли наполеоновские войны, и поездка была отложена на неопределенное время.

Портрет названного отца Адама Швальбе

О. Кипренский "Портрет названного отца Адама Швальбе"

Несмотря на «историческое» образование, главным в творчестве художника стал портрет. Еще за год до окончания академии он создал произведение, определившее его дальнейший творческий путь, – это был«Портрет названного отца Адама Швальбе». В Италии работу приняли за творение Рембрандта. В портрете Швальбе с наибольшей силой выявились юношеские мечты мастера, которые в области исторического жанра сказались в таких его ранних рисунках, как „Смерть Клеопатры» и „Языческие жрецы Киева» (Третьяковская галерея). В дальнейшем Кипренскому не удавалось ни в одном другом своем произведении исторической и портретной живописи воплотить равный по силе драматизм.

Портрет Е. В. Давыдова

О. Кипренский "Портрет Е. В. Давыдова"

В 1809 году Кипренский создает «Портрет Е. В. Давыдова». Это был образ бравого гусара, исполненный в парадном костюме, актуального в канун Отечественной войны с Наполеоном. Хотя эта тема и главенствует в портрете, Кипренский ею не ограничивается. Его Давыдов соединяет «рыцарское чувство чести и личное достоинство», романтическую небрежность и мечтательность. Художник создает глубоко индивидуальный образ и вместе с тем собирательный, включающий отсветы активного романтического идеала и наличную реальность, более того, ставший благодаря полноте и диалектике характеристики символом своей эпохи.

Портрет Сергея Семёновича Уварова

О. Кипренский "Портрет Сергея Семёновича Уварова"

В «Портрете Сергея Семёновича Уварова» нет той полноты самовыражения, что в предыдущем. На картине изображен великосветский денди, галломан и щеголь. Благородство и сдержанность цветового исполнения, мягкие ниспадающие ритмы рисуют облик тонко чувствующего, и, может быть, несколько манерно утомленного своей культурной рафинированностью дворянина пушкинской поры. И хотя портрет писался до выступления декабристов, в пору национального подъема и брожения идей, Кипренский в образе Уварова словно предвосхитил скорое наступление долгой полосы общественного спада, правительственной реакции.

Портрет Афанасия Федоровича Шишмарева

О. Кипренский "Портрет Афанасия Федоровича Шишмарева"

В 1827 году художник пишет портрет Афанасия Федоровича Шишмарева. Шишмарева он ставит в позу Давыдова, но, используя старую схему, Кипренский вводит его не в историю, а в идиллию. Афанасий показан в саду, в окружении цветов и стрекоз. Живописец создает гармонию, но ценой отказа от общественно-значимого статуса личности.

Проведя семь лет в Италии и вернувшись на родину, Кипренский создал по заказу А. Дельвига портрет 28-летнего Пушкина. В июле 1827 года Кипренский писал его в доме Шереметьева на Фонтанке.

Портрет А.С. Пушкина

О. Кипренский "Портрет А.С. Пушкина"

Пушкин изображен в сюртуке, с клетчатым пледом, накинутом на плечо. Руки покоятся на груди. Взгляд обращен вдаль. Лицо задумчиво, вдохновенно, полно затаенной грусти. Современники писали: “Гений поэта как бы воодушевил художника; огонь его вдохновения сам изобразился на холсте в чертах его, и художник вполне выразил в его взоре светлый луч высоких творческих дум”. Чтобы подчеркнуть тему творчества, Дельвиг попросил мастера приписать бронзовую фигуру музы с лирой в руках.

Многие впоследствии судили о портрете по гравюре с него, которую Дельвиг заказал Н. И. Уткину. Отец поэта, уже после смерти Пушкина, сказал: “Лучший портрет сына моего есть тот, который написан Кипренским и гравирован Уткиным”.

Но сам Пушкин высоко ценил оригинал. После смерти Дельвига в 1831 году, он купил портрет у его вдовы, который хранился у сына и внука поэта до 1916 года, когда был приобретен Третьяковской галереей.

Художник скончался в Риме 17 октября 1836 года от воспаления лёгких и был погребён в церкви Сант-Андреа-делле-Фратте. Над надгробием стоит стела с надписью: «В честь и в память Ореста Кипренского, самого знаменитого среди русских художников, профессора и советника Императорской Петербургской академии художеств и члена Неаполитанской академии, поставили на свои средства, живущие в Риме русские художники, архитекторы и скульпторы, оплакивая безвременно угасший светоч своего народа и столь добродетельную душу…»

www.palitra.co

Кипренский Орест Адамович

Кипренский Орест Адамович, Автопортрет

Кипренский Орест Адамович - русский художник, живописец и график, мастер портретной живописи.

Родился 13 (24) марта 1782 года на мызе Нежинской ( ныне Ленинградская область). Предположительно был внебрачным сыном помещика А.С. Дьяконова. Спустя год после рождения его мать, крепостную крестьянку выдали замуж за дворового Адама Швальбе. Фамилия Кипренский была выдумана.

Когда мальчику исполнилось шесть лет, Дьяконов дал ему вольную и определил в воспитательном училище при петербургской Академии художеств.

Через девять лет Кипренский был принят в класс исторической живописи, которая в то время считалась высшим жанром изобразительного искусства.

В 1805 году Кипренский О. А. подводит итог своему обучению в академии картиной "Дмитрий Донской по одержании победы над Мамаем", за которую он получает Большую золотую медаль и право на заграничную поездку. Однако вследствие военных действий армий Наполеона этот вояж приходится отложить.

После окончания Академии главным в творчестве художника стал портрет. Кипренский О. А. одним из первых в России начал разрабатывать портретную композицию, в которой социально-сословная престижность модели была окончательно заменена интересом к личности человека, признанием его самоценности. По сути, является одним из создателей романтического стиля в живописи России.

Кипренский живет в Москве (1809), Твери (1811), Петербурге (с 1812).

В этот период наиболее известными произведениями в его творчестве являются: портреты мальчика А. А. Челищева (1810-1811), Е.Д. Давыдова (1809), Е.П. Ростопчиной (1809), П.А. Оленина (1813), супругов В. С. Хвостова и Д. Н. Хвостовой (1814) и В. А. Жуковского (1816) и др.

В 1816 году Кипренский О. А. отправляется за границу. Итальянская командировка оказалась для живописца плодотворной. Его завалили заказами. Оценив мастерство русского художника, галерея Уффици во Флоренции заказала ему автопортрет (1820).

К лучшим работам этого периода принадлежат картина "Итальянский садовник" (1817), портреты A.M. Голицына (около 1819) и Е.С. Авдулиной (около 1822), и др.

Необходимо упомянуть о "Портрете Мариуччи", который сыграл в судьбе художника значительную роль. Моделью для него была очаровательная девочка Мариучче Фалькуччи. Ее мать не отличалась достойным образом жизни. Кипренский, уезжая из Италии, выкупил Мариуччу у беспутной матери и поместил ее в монастырский пансион.

Россия встретила художника неприветливо. Однако в 1824 году после очередной публичной выставки в Академии художеств, где Кипренский демонстрировал свои произведения, его репутация была восстановлена.

В 1827 году художник пишет знаменитый портрет А.С. Пушкина.

В 1828 году Кипренский О. А. снова уехал в Рим, где женился на бывшей воспитаннице Мариучче. Для женитьбы ему тайно пришлось принять католичество. Однако семейная жизнь не принесла художнику счастья. Больше он не создал ничего значительного.

17 октября 1836 года Кипренский Орест Адамович умер в Риме от воспаления лёгких и был погребён там же в церкви Сант-Андреа делле Фратте. Дочь Клотильда родилась уже после его смерти.

Детские образы в творчестве Ореста Кипренского

Известные картины и портреты Кипренского

webstarco.narod.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта