Художник Франческо Маццола Пармиджанино.. Картины пармиджанино
Пармиджанино, картины, биография
Пармиджанино: первые картины
Джироламо Франческо Мария Маццола — таково настоящее имя художника Пармиджанино (прозвище переводится как «маленький житель Пармы», «малый из Пармы») — родился 11 января 1503 года в семье пармского живописца Филиппо Маццолы. Родителей своих практически не знал, так как отец покинул бренный мир через два года после появления сына на свет, а еще год спустя мальчик лишается и матери.С этого момента сирота находится на попечении братьев отца, также художников, Микеле и Пьеро Иларио. По свидетельству Вазари, те воспитывали его «с величайшей любовью, преподав ему все похвальные обычаи, какие надлежит иметь христианину и человеку приличному». Незаурядные способности к рисованию Франческо проявил как только приступил к обучению грамоте. По всей видимости, рисунок давался ему лучше, чем каллиграфия, поскольку учитель, заметив это, принялся убеждать попечителей обучить его искусству живописи.
Благодаря чутким наставлениям дядьев, последовавших этому совету, и природному таланту, уже в шестнадцатилетнем возрасте Пармиджанино «по собственному желанию» пишет «Крещение Христа». Первая проба кисти оказалась настолько хороша, что тут же заняла место в пармской Нунциате, обители одного из францисканских орденов, а ныне хранится в Картинной галерее Берлина.
Размеренную жизнь в Парме прервал поход на город войск папы Льва Х, и опекуны выслали Франческо вместе с его кузеном Джироламо (по семейной традиции, опять же живописцем) в Виадану, где их приютил в своей резиденции герцог Мантуанский. Там Пармиджанино в первый раз берет в руки темперу и сразу же выдает впечатляющий результат. По словам Вазари, никто из современников, глядя на «Мистическое обручение святой Екатерины», «не верит, что написал это не старый мастер, а начинающий юноша».
Становление художника Пармиджанино
По возвращении из тыла в 1522 году, Пармиджанино получает первый престижный заказ на выполнение фресок для пармской базилики Сан Джованни Эванджелиста. Здесь он знакомится с Корреджо, трудиться рядом с которым было большой честью для юноши. Влияние мэтра сильно скажется на последующих работах Франческо и во многом сформирует его видение на ближайшие годы.Возможно, именно рассказы бывавшего в Риме Корреджо подвигли молодого живописца на затею своими глазами увидеть произведения Микеланджело и Рафаэля, о чем он тут же спешит сообщить своим дядьям. Те не стали сдерживать эти порывы, видя потенциал племянника и оценив его шансы пробить себе дорогу в столице, снабдили Франческо ценным советом взять с собой в качестве портфолио несколько свежих работ.
Так рождается на свет «Автопортрет в выпуклом зеркале» — визитная карточка художника Пармиджанино, сохранившая для вечности его изящную красоту и запечатлевшая спокойный, уверенный взгляд юности в момент жизни, когда, кажется, все возможности мира лежат у ног, а будущее сулит лишь свершения и победы.
Надежды милого пармца не были обмануты: он беспрепятственно получил аудиенцию у папы Климента VII, был им восторженно принят, а по городу разнесся слух о живописце, в которого вселился дух Рафаэля. Но щедрые авансы публики не сбивают Пармиджанино с намеченного пути, он не оставляет намерений, ради которых приехал в Рим.
Юноша жадно поглощает всё прекрасное, чего в столице итальянского государства всегда хватало с избытком, буквально желая «увидеть все находившиеся в этом городе древние и новые произведения как скульптуры, так и живописи». Успевает при этом и немало трудиться, выполняя и многочисленные маленькие работы, и более значительные полотна. В последнем творении римского периода — «Видении святого Иеронима», вдохновленном «Мадонной Брюгге» Микеланджело, — вырисовываются будущие черты фирменного почерка Пармиджанино: отход от ренессансной уравновешенности в передаче анатомии фигур навстречу округлым и плавным, словно закручивающимся в вихре линиям и вызывающим вопросы мудреным позам персонажей.
Крах идиллии
Стремительный творческий взлет Франческо в очередной раз прерывает военная агрессия. Когда в 1527 году наемники испанского императора Карла V занимают Рим, поглощенный работой живописец как будто бы даже не замечает этого. Как повествует Вазари, солдаты, ворвавшиеся в дом, были настолько покорены его увлеченностью и самоотдачей, что из уважения к искусству не причинили ему никакого вреда. Но позднее на пути художника попадаются менее чувствительные к высоким материям вояки, откупившись от которых буквально последними деньгами, Пармиджанино все-таки покидает «вечный город» и находит пристанище у друзей в Болонье.Для изготовления гравюр со своих рисунков Пармиджанино привлекает в помощники некоего Антонио из Тренто. Не в силах устоять перед соблазном завладеть достоянием популярного в городе живописца, тот, воспользовавшись его крепким сном, исчезает вместе со всеми гравюрами и рисунками. Гравюры вскоре нашлись — вор неосмотрительно оставляет их у каких-то своих приятелей, — но осадочек остался, и Франческо вновь посвящает все свое внимание живописи.
Начало конца
В 1531 году, уже приобретя солидную репутацию и внушительную армию поклонников, художник возвращается на родину. Признанному авторитету сходу заказывают роспись церкви Санта Мария делла Стекката, к которой он, со свойственной ему отдачей, и приступает.За срыв сроков община церкви подает на художника в суд, а тот не придумывает ничего лучше, чем под покровом ночи скрыться из Пармы и отправиться в городок Казальмаджоре, дабы избежать тюремного заключения. Здесь он на короткое время выныривает из алхимического морока и пишет несколько работ. Последней из них Вазари называет живописное воплощение легенды о Лукреции, пронзившей себя кинжалом после того, как подверглась надругательству Секстом, сыном Тарквиния Гордого — седьмого царя Древнего Рима, известного беззаконием и тиранией.
Ах, какая смешная потеря!
Но просветление было недолгим, и вскоре все окончательно идет прахом. «В конце концов Франческо, все еще увлекаясь этой своей алхимией, превратился, как и все другие, однажды на ней помешавшиеся, из человека изящного и приятного в бородатого, с волосами длинными и всклокоченными, опустился и стал нелюдимым и мрачным». О том, что в емкой характеристике Вазари нисколько не преувеличивает масштаб катастрофы, можно судить по позднему автопортрету Пармиджанино. На нем решительно невозможно уже узнать ангелоподобного юношу, взирающего на нас из «Выпуклого зеркала». Между тем, мужчине с этого портрета всего 37 лет.В конце концов, 24 августа 1540 года ртуть все-таки сводит живописца в могилу. По странной прихоти (возможно, из-за помрачения от регулярного вдыхания ее ядовитых испарений) Франческо завещает похоронить себя обнаженным, но с архипастырским крестом на груди. В соответствии с волеизъявлением, последним его пристанищем стала базилика Ла Фонтана близ Казальмаджоре.
Неизвестно, какие еще новаторские веяния привнес бы неугомонный искатель в искусство своей эпохи, будь его жизнь хотя бы наполовину длиннее. Но история не знает сослагательного наклонения; хотя и того, что успел оставить после себя Франческо Пармиджанино, хватило, чтобы войти в нее «последним из действительно ренессансных художников Северной Италии», как называет его искусствовед Бернард Беренсон. «Он обладал такой непреодолимой склонностью к элегантности, что его не удовлетворял и Корреджо. Но эту элегантность Пармиджанино выражал с такой искренностью и пылом, что создал свой подлинный, хотя и ограниченный стиль утонченной грации и хрупкой изысканности», — заключает Беренсон.
Автор: Наталья Азаренко
artchive.ru
Художник Франческо Маццола Пармиджанино..: julia_popo
Цитата сообщения ТомаовсянкаПармиджанино - Франческо Маццола (1503–1540)Родившийся в Парме и известный как Пармиджанино в честь его родного города, Франческо Маццола прожил всего 37 лет - роковое число для гениев. При жизни его называли «реинкарнацией Рафаэля», и смолоду почитали за великий талант. В его короткой биографии – немало примечательных моментов и странностей.Юный художник начинал творить под огромным влиянием мастеров позднего Возрождения. В большей степени на Пармиджанино повлиял Антонио Кореджо, его фрески в пармской церкви Сан Джованни Эванджелиста оставили неизгладимое впечатление в душе художника.
«Портрет женщины» – один из самых знаменитых портретов. Модный в 30-х годах XVI века Северной Италии (Венеции) головной убор «бальцо», который напоминает мавританский тюрбан. А моделью художник искренне восхищался – предполагают, что это некая Камилла де Росси, жена Джироламо Роллавичино.
Автопортрет в выпуклом зеркале. 1524
Большинство фактов о Пармиджанинох мы знаем благодаря «жизнеописаниям» Джорджо Вазари. Описал он и автопортрет юного Франческо.
«Начал он однажды писать самого себя, глядясь в зеркало, состоящее из двух полушарий, какие бывают у цирюльников. Занимаясь этим, он обратил внимание на несообразности, которые образуются из-за круглости зеркала на закруглениях: как изгибаются балки потолка, как странно сокращаются двери и целые здания, и захотелось по собственной причуде ему все это воспроизвести. И потому, заказав точеный деревянный шар и расколов его пополам, он на одном из полушарий, равном по величине зеркалу, с большим искусством начал воспроизводить всё, что видел в зеркале, и в особенности, самого себя так близко к натуре, что оценить это и поверить этому было бы невозможно, а так как все предметы, приближающиеся к зеркалу, увеличиваются, а удаляющиеся уменьшаются, он изобразил рисующую руку несколько более крупной, как видно в зеркале, и настолько хорошо, что она казалась совсем настоящей. А так как Франческо был очень красив и лицо его, и наружность были очень изящными, скорее ангельскими, чем человеческими, то и изображение его в этом шаре казалось божественным, и так счастливо удалась ему вся эта работа, что написанное не отличалось от действительного, так как блеск стекла, все подробности отражений, свет и тени были столь подлинными и верными, что большего от человеческих способностей ожидать было невозможно
В 1524 Пармиджанино решает покинуть родной город и направляется в Рим, там он изучает работы Микельаджело, Рафаэля и других известных живописцев. Вместе с собой Франческо взял несколько работ, в том числе и автопортрет. Эта работа пригланулась папе Клименту VII, который был удивлен талантом юного живописца.
Видение святого Джерома. 1527В 1527 наёмники Карла V захватили Рим, а Пармиджанино как раз работал в городе над алтарным образом «Видение святого Иеронима». Солдаты ворвались в его в мастерскую, но, увидев художника за работой, не тронули ни картин, ни Пармиджанино. Впрочем, потом озадачивали работой «не в масть»…
Обращение святого Павла. 1528
После Рима Франческо Пармиджанино оказался в Болонье, где провел четыре года. В 1531 Пармиджанино вернулся в родной город и сразу же получил множество заказов. Его живопись наполнена маньеристическими чертами — удлиненные пропорции, некая искусственность в изображении, декоративные эффекты.
Франческо Пармиджанино воспылал страстью к алхимии, и из-за этого увлечения просрочил важный заказ общины церкви Санта Мария делла Стекката. За это он был заключен под стражу. Освободившись, Пармиджанино тут же покинул Парму, но пагубное увлечение не бросил.
Мадонна с длинной шеей. 1534 - 1540С картиной «Мадонна с длинной шеей» у историков нашего времени возникает много вопросов, ответ на которых так и не найден. В картине изображено, какое либо реальное пространство или оно вымышлено? Где отсутствующая спинка трона, на котором восседает Мадонна? Что за колонна видна на заднем плане? Ответ на эти вопросы может дать только лишь сам художник, предполагается, что Пармиджанино хотел изобразить нереальный мир, использовав при этом самые невероятные композиционные приемы. Одним из самых важных критериев в его работе было создание образа, ничем не перекликающегося с работами других известных мастеров. Он на картине задумывал не сцену семейного счастья, а хотел показать олицетворение одухотворенной красоты. Для большего эффекта художник сознательно искажал пропорции человеческого тела, делал их на вид очень хрупкими и придавал загадочное выражение лица.
Антея. 1535-37Истории создания этого портрета мы, вероятно, так никогда и не узнаем. Некоторые исследователи говорят о том, что на нем изображена, будто бы, возлюбленная Пармиджанино. Другие считают, что это - некая абстрактная куртизанка. Третьи полагают, что никакой Антеи в действительности не существовало, что она -плод воображения художника, некий собирательно-идеальный образ».
В самом деле, идеальности» Антее не занимать. Она вполне соответствует тому новому идеалу женской красоты, который Пармиджанино пытался обрести и в религиозных своих картинах. Девушка, изображенная на портрете, замечательна не столько редкостной красотой (подобные покрытые матовой бледностью лица, с бархатными черными глазами и аристократическим очерком рта, вероятно, не были такой уж редкостью по итальянским городам и весям), сколько своей позой и статью. Художник внушает зрителю, что перед ним - существо высшего порядка. Он поднимает свою модель на пьедестал, и мы не видим последнего лишь потому, что портрет - поколенный.
Алхимия не только отвлекла художника от его главного призвания, но и послужила причиной преждевременной гибели. Постоянное «общение» со ртутью, непрерывное вдыхание ее паров довело живописца до горячки и поноса, и он сгорел буквально за несколько дней. Франческо Пармиджанино умер 24 сентября 1540 года в Казальмаджоре, Ломбардия. Похоронили его, как он и завещал, совершенно обнаженным, с архипастырским кипарисным крестом на груди, в церкви братьев-сервитов неподалеку от Пармы и Казаль-Маджоре. Ранняя смерть была большой потерей для искусства из-за того изящества, единственного в своём роде, какое руки его придавали всему, что он писал.
Three Foolish Virgins Flanked by Adam and Eve
Надёжная опора вдохновеньюБыла дана мне с детства в красоте, – Для двух искусств мой светоч и зерцало.Кто мнит не так, – отдался заблужденью:Лишь ею влёкся взор мой к высоте,Она резцом и кистью управляла.
Микеланджело Буонарроти
"Автопортрет". 1540
Франческо Пармиджанино — итальянский художник и гравёр эпохи Возрождения, представитель маньеризма. Настоящее имя - Франческо Джироламо Маццола, Mazzola.
Он родился 11 января 1503 года в семье живописца Маццолы, который был его главным наставником в искусстве. Позднее Франческо получил топонимическое прозвище («уроженец Пармы»), обычное для той эпохи
Франческо осиротел в два года, его воспитывали братья отца — художники Микеле и Пьер Иларио.
Первую картину — «Крещение Иисуса» — Франческо написал в шестнадцатилетнем возрасте. Его духовными наставниками были Рафаэль и Микеланджело. Уже для ранних произведений Пармиджанино (фрески в церкви Сан-Джованни Эванджелиста в Парме, 1522; «Автопортрет в выпуклом зеркале», 1524) характерны удлинённые пропорции фигур, неожиданные ракурсы, оптические эффекты. Сначала Пармиджанино создавал подготовительные рисунки, в которых настойчиво добивался идеала. И только после долгих поисков приходил к окончательному творению. От мотивов, навеянных творчеством Рафаэля, он переходит к большей отвлечённости, поиску особой, недостижимой красоты, а его палитра становится индивидуально-отвлеченной.
"Портрет юноши". 1520
Портреты Франческо Пармиджанино, сыгравшие значительную роль в развитии субъективно-эмоционального направления в этом жанре, проникнуты духом аристократической замкнутости и глубокой внутренней тревоги.
В 1524 году Пармиджанино прибыл в Рим, где был представлен новоизбранному папе Клименту VII.Дабы продемонстрировать свое мастерство художник Пармиджанино преподнес папе несколько картин, в том числе знаменитый «Автопортрет в выпуклом зеркале» (1524), где блестяще разрешил достаточно сложную перспективную задачу, в итоге придав своему изображению (с огромной рукой на переднем плане, более крупной, чем голова) почти «сюрреалистический» облик.
Среди работ Франческо Пармиджанино — знаменитая «Мадонна с розой» (1529—1530). Мотив круга становится определяющим в этой картине: все линии композиции повторяют форму земного шара, на который опирается младенец Христос.
"Мадонна с розой", 1528-1530С 1531 художник работал над росписями пармской церкви Санта-Мария-делла-Стекката, но задержка с их завершением привела в итоге к заключению его в тюрьму в 1539 году. Выпущенный под залог, Пармиджанино бежал в Казальмаджоре, где и скончался в возрасте 37 лет.
Кроме живописных работ виртуозное мастерство художника Пармиджанино, как графика, проявилось также в его многочисленных рисунках и в первых в Италии офортах.
Цирцея и её саратники. 1527
Любовники. 1528
«Лист с этюдами голов»
"Афина Паллада". 1539
Удивительные произведения искусства! Глубокие, запоминающиеся, оставляющие лучезарный след в душе каждого зрителя. Настоящее открытие для ума и сердца!
"Мадонна, святой Стефан и Иоанн Креститель", 1540
julia-popo.livejournal.com
Франческо Пармиджанино Портрет молодой дамы, именуемый "Антея": Описание произведения
Подобно давинчиевской «Джоконде», загадочная красавица с картины Пармиджанино уже несколько веков не дает покоя как маститым искусствоведам, так и рядовым ценителям живописи. Во многом благодаря тому, что «Антея» задает больше вопросов, чем дает ответов. Достоверно неизвестно когда, где, и при каких обстоятельствах был написан образ девушки. Еще более занимает умы специалистов личность модели, о которой до сих пор нет единого мнения.Версия первая: пикантная
Свое нынешнее название портрет молодой дамы получил спустя более века после его создания, с легкой руки малоизвестного итальянского художника Джакомо Барри. Именно он впервые предположил, что Пармиджанино запечатлел знаменитую римскую куртизанку Антею. Теоретически тот мог увлечься ею во время своего пребывания в Риме.
В пользу этой версии приводили детали наряда юной особы. Золотые украшения и меха преподносились поклонниками в надежде на благосклонность красавиц, и их число на героине портрета (по принципу «надену все лучшее сразу») якобы указывает на ее популярность у мужской аудитории. Некоторые даже усматривают в Антее параллели с Форнариной, полулегендарной возлюбленной Рафаэля. Но если кумир Пармиджанино не оставил никаких двусмысленностей, изобразив полуобнаженную женщину с чувственным взглядом, то с какой стати его последователь буквально заковал хрупкую девушку в тяжелые многослойные одежды?
Кроме того, гипотезу о куртизанке с уверенностью отбрасывают исследователи, утверждающие, что для женщин этого сословия в эпоху, когда творил Пармиджанино, подобные одеяния были нехарактерны. Так что на память от волнительной легенды о тайной возлюбленной Антее осталось лишь название картины. Которое, к слову, оказалось удачным. В том смысле, что этим эпитетом (в буквальном переводе означающем «цветущая») древние греки наделяли своих богинь Геру, Афродиту и прочих. Кого, если не «цветущую богиню», мы видим, глядя на этот портрет?
Версия вторая: парадно-выходная
Более приземленное и потому не такое занимательное объяснение – перед нами традиционный парадный портрет юной племянницы покровителей Пармиджанино, аристократов Елены и Франческо Баярди. А все драгоценные украшения, а также отделанные золотом и серебром одеяния, которые с достоинством демонстрирует девушка, Оттавия Камилла будто бы получила в качестве предсвадебных подарков от своего жениха, графа Магрино Беккариа.
Если принимать во внимание дату рождения предполагаемой модели (1524 год) и факт, что она вышла замуж в возрасте 14 лет, то портрет должен был быть написан не ранее 1537 года. Это как раз верхняя граница периода, к которому относят картину большинство источников (1535 – 1537 годы).
Предстоящая свадьба (и не факт, что именно с возлюбленным девушки, а не избранником родни - по расчету) может объяснить смешанную гамму чувств в ее гипнотическом взгляде. Некоторое напряжение, страх перед вступлением в новую жизнь и вместе с тем достоинство, с которым она принимает свою судьбу – возможно, в этой сложной палитре эмоциональных оттенков и заключается главный секрет магнетизма Антеи.
Версия третья: абстрактно-тщеславная
И, наконец, наименее изобретательная и наиболее скучная теория о том, что таинственная незнакомка – всего лишь собирательный образ идеальной женственности и красоты, каким его видел Пармиджанино. Примечательно, что на его программном полотне «Мадонна с длинной шеей» один из ангелов имеет не только чрезвычайно сходные с Антеей черты лица, но даже ее характерный, словно погруженный в тяжкие думы, взгляд. Только написан непростой ангелочек с очевидно более юной модели, почти ребенка. То ли живописец уже в процессе работы над «Мадонной» оттачивал этот свой собирательный образ, то ли это доказательство в копилку предыдущей версии (он мог писать Оттавию Камиллу Баярди еще совсем девочкой) – здесь не совсем ясно.
Другие осмеливаются зайти в этой гипотезе еще дальше, узрев и в Антее, и в ангеле сходство с самим Пармиджанино периода его «Автопортрета в выпуклом зеркале». Якобы художник придал собственному эталону красоты сходство с самим собой. Словно ностальгируя о безвозвратно ушедших временах, когда он сам был похож на ангела.
Версия четвертая: конспирологическая
В этом случае речь пойдет не о личности натурщицы, а о несопоставимости ее утонченного миниатюрного личика и объемов тела. Как будто бы хрупкая головка Антеи принадлежит одной женщине, а массивное, ширококостное тело – другой.
Этот пример диспропорции на картине Пармиджанино приводит художник Дэвид Хокни в качестве одного из подтверждений своей теории. Он предположил, что необычайной искусности и реалистичности ренессансные мастера достигали не благодаря прогрессу в живописи, а использованию специальных оптических приспособлений.
Согласно этой теории, для получения равномерно четкого изображения на холсте его приходилось периодически перемещать относительно проекции, которую давала камера-обскура. Из-за чего якобы и возникали такие искажения, как несимметричные плечи Антеи, маленькая голова на «Портрете Паолины Адорно» Антониса ван Дейка или исполинские ноги пожилого мужчины Жоржа де Латура.
Гипотезу Хокни уже давно оспорили все кому не лень. А в случае с Пармиджанино несоответствие между размерами тела и головы и вовсе с легкостью списывается на его типично маньеристские приемы.
Автор: Наталья Азаренко
artchive.ru
Биография Пармиджанино и особенности творчества художника"Автопортрет в выпуклом зеркале" ок. 1524 Франческо Пармиджани́но (от итал. Parmigiano — «житель Пармы»; 11.01. 1503, Парма — 24.08.1540, Казальмаджоре) — итальянский художник эпохи Возрождения, представитель маньеризма.
Маньеризм всего ярче проявился на итальянской почве. К началу 1520-х годов он уже существует как вполне сложившееся стилевое направление. Такие известные художники, как Понтормо, Джулио Романо и Пармиджанино, воплощают в своем творчестве основные его особенности — драматическую остроту образов, преувеличенную экспрессию поз и движений, светотеневые и колористические диссонансы, нервную игру линии. Для этих мастеров характерны мистическая настроенность и трагедизм мировосприятия. Франческо Маццола, больше известный под именем Пармиджанино, начинал свой творческий путь под сильным влиянием мастеров позднего Возрождения, в особенности Антонио Корреджо, фрески которого в пармской церкви Сан-Джованни Эванджелиста произвели на молодого художника неизгладимое впечатление. В 1523 году Пармиджанино решил поехать в Рим, чтобы там усовершенствоваться в живописи, изучая произведения Микеланджело, Рафаэля и других мастеров. Есть свидетельство, что он взял с собой несколько своих картин, в том числе автопортрет, написанный в виде отражения в вогнутом зеркале. Картина очень понравилась папе Клименту VII — он был удивлен, видя такое мастерство у столь молодого живописца. Пармиджанино очень надеялся, что папа поручит ему написать фреску на одной из стен ватиканских залов. И в самом деле у Климента VII было такое намерение. Но случилось несчастье: в 1527 году "вечный город" был взят и разграблен солдатами императора Карла V испанского. Перенеся ряд довольно опасных злоключений, художник все-таки сумел уехать в Болонью, где вновь принялся за работу, исполняя гравюры со своих рисунков. Здесь его ждали неприятности: у него были украдены все рисунки. Но художник не унывал. Кража лишь заставила его вернуться к живописи. В 1531 году Пармиджанино возвратился в родной город. К тому времени Корреджо уже уехал из Пармы, и у художника не было соперников. Но жизнь Пармиджанино никогда не текла по прямому руслу. За неисполнение заказа на роспись церкви братства делла Стуката он был посажен в тюрьму. Его освободили только после торжественного обещания продолжить работу. Однако художник тут же бежал в сопровождении друзей в небольшой городок недалеко от Пармы и скрывался там некоторое время. В результате заказ так им и не был выполнен. Он умер 37 лет от лихорадки, оставив искусство. Вазари писал о нем: "...очень жаль, что Маццола, которому природа дала большой талант к живописи, хотел сделаться богатым, не идя по прямому пути и желая получить то, чего никогда не мог достигнуть, потерял время, пренебрег своим искусством и испортил свою жизнь и репутацию". Возможно, что биограф намекает на занятия Пармиджанино алхимией, чрезвычайно модной в то время. Уже одна из ранних вещей, написанных в Болонье, демонстрирует зрелый стиль художника. Это "Мадонна с розой" (1527, Дрезденская галерея), картина, в которой распад ренессансного образа представлен в полной мере. Главное, что здесь сознательно разрушена гармония между идеалом и формой его воплощения. Во всем главенствует неприкрытая чувственность, рассчитанная на утонченный вкус аристократии. Изысканный ритм складок одежд и занавеса создает ощущение вневременности образов, их удаленности от жизни. Такова позиция художника. Еще дальше на пути ухода от реальной действительности стоит так называемая "Мадонна с длинной шеей" (Флоренция, Уффици) — одно из центральных произведений всего итальянского маньеризма. В связи с этой картиной возникает много вопросов, ответы на которые дать довольно трудно. Есть ли тут реальное пространство или художник, исходя из каких-то определенных целей, запутывает зрителя? Где спинка трона, на котором изображена восседающей Мадонна и что за колоннада возвышается на заднем плане картины? Все эти вопросы могут найти объяснение, видимо, только в одном — художник хотел создать мир настолько ирреальный, что использовал самые невероятные композиционные приемы. Вероятно, что самым важным было для Пармиджанино создание образа, абсолютно непохожего на то, что он мог видеть у своих предшественников. Он написал не сцену семейного счастья, а олицетворение одухотворенной красоты. Этому способствовали и сознательное искажение натуральных пропорций, и нечеловеческая хрупкость тел, и загадочное выражение лиц. Конечно, уход от окружающей жизни в мир спиритуализма и эстетических переживаний был известным шагом назад по сравнению с достижениями мастеров Высокого Возрождения. Но в то же время в лице Пармиджанино маньеризм достиг таких высот выражения духовного начала, которые подчас были недоступны искусству Возрождения. Эти художественные концепции нашли объяснение в теоретических трудах маньеристов Ломаццо, Боргини и особенно Федерико Цуккаро. Мир портретов Пармиджанино — особая глава в истории его творчества. Характерно, что он начинает и завершает свое блестящее мастерство. А вот автопортрет из галереи Уффици — свидетельство трагического внутреннего разлада, драмы художника, познавшего дисгармонию мира. Женский портрет из неаполитанской галереи Каподимонте — пожалуй, самый светлый образ во всем творчестве художника. Его еще называют портретом Антеи, ассоциируя изображенную на нем женщину с возлюбленной мастера. Безотносительно к тому, насколько реалистичен этот портрет, можно сказать, что перед нами воплощение нового идеала женской красоты в итальянском искусстве. В свое время о нем было написано следующее: "То, как высокая женщина, изображенная анфас, отчетливо выступает вперед из сумрака скупо охарактеризованного заднего плана, слегка склонив голову и глядя прямо перед собой, положив левую руку на грудь, словно она хочет поклясться в чем-то, производит впечатление символа некой духовной идеальности, которая носит отпечаток далекого от всякой обыденности духовного аристократизма". Казалось бы, предназначенное узкому избранному кругу людей, искусство Пармиджанино оказало значительное воздействие на европейскую живопись. Именно оно подготовило почву для возникновения, а затем и бурного расцвета стиля барокко. Статья Е.Акимовой из книгм "Сто памятных дат. Художественный календарь" Галерея картин ПармиджаниноКомментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение. Последние материалы в этом разделе:↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓ |
www.artcontext.info
Франческо Пармиджанино. | Волшебная сила искусства
Сегодня поговорим об очень интересном итальянском художнике и гравёре эпохи Возрождения, представителе маньеризма -ПАРМИДЖАНИНО.
(буквально — «маленький пармезанец»), при крещении получил имя Джироламо Франческо Мария Маццола (Маццуоли).
Он родился в Парме 11 января 1503 года. Родители умерли очень рано и его воспитывали дядья по отцу, малоизвестные, но сведущие в своем искусстве живописцы.
Мальчик рано проявил талант живописца. Как пишет Вазари, «сознавая, что Бог и природа были уже первыми учителями молодого человека, они, дабы он приобрел хорошую манеру, не преминули обучить его рисованию под руководством превосходных мастеров»
Автопортрет в выпуклом зеркале.
В 1522 году девятнадцатилетний Франческо Маццуоли уже достиг таких высот в своем искусстве, что ему был доверен заказ на несколько фресок для пармской церкви Сан-Джованни Эванджелиста.
Здесь он трудился бок о бок со своим кумиром, Корреджо (и, скорее всего, под его приглядом). Еще совсем недавно юноша и мечтать не мог о такой чести. Но в Парме ему уже становилось тесно. Он мечтал увидеть Рим, лицезреть творения Микеланджело и Рафаэля (надо думать, о них немало мог порассказать ему все тот же Корреджо, побывавший в Риме в 1518 году), каковое желание он и высказал своим опекунам.
Мадонна с розой, 1528-1530,Картинная галерея, Дрезден
Если верить Вазари, то он прибыл в Рим в сопровождении одного из своих опекунов и вместе с ним же явился к папе. Папа Климент VII, увидев привезенные молодым человеком картины, оказал ему многие милости, и буквально на другой день молва о «маленьком пармезанце» разнеслась по всему городу. Видевшие его работы говорили, что в него «вселился дух Рафаэля», ибо удивительным казалось даже видавшим виды римлянам такое высокое мастерство в столь юном художнике.
Ранняя слава, однако, ничуть не испортила Пармиджанино. Он с усердием изучал творения великих мастеров, был, как вспоминают современники, изыскан и приятен в обращении. И чрезвычайно много работал.
Пармиджанино, поехал в Болонью, где прожил довольно долго в доме одного из своих приятелей, зарабатывавшего на жизнь изготовлением седел. В Болонье художник много работал над рисунками и гравюрами. Для изготовления последних он имел при себе некоего мастера Антонио из Тренто.
Обращение Савла. Около 1528.
В одно прекрасное утро этот мастер, пока Пармиджанино еще спал, выкрал из его сундука все гравюры на меди и на дереве, а также и все рисунки, и скрылся с ними в неизвестном направлении (по емкому выражению Вазари — «убрался с ними к чертям»). Гравюры, впрочем, скоро нашлись — Антонио оставил их у когото из своих знакомых. Рисунки же исчезли бесследно. Бесконечно жаль этих пропавших рисунков. Но нет худа без добра: в отчаянии, что все его «графические труды» пошли прахом, Пармиджанино вновь обратился к живописи.
Мадонна с длинной шеей. 1534—1540. Уффици. Флоренция
Основываясь на моделях, разработанных Рафаэлем, но пропущенных через творчество Корреджо, Франческо Пармиджанино одновременно стремился уйти от этих образцов с помощью различных ухищрений. Для его фигур характерны искажённые пропорции и спиральная закрученность поз.
Отдельные части тела преднамеренно вытянуты («Мадонна с длинной шеей»). Подобно остальным художникам-маньеристам, он намеренно стремился вызвать своими произведениями удивление, смущение, изумление и раздражение. В этом заключалась особенность его манеры, уводящая зрителя от ясных классических образцов Ренессанса.
Амур,строгающий лук.1535г
В 1531 году он, наконец, вернулся в Парму, не нажив вдали от родины богатств, но зато отточив мастерство, приобретя множество верных товарищей и известность среди знатоков искусства. Почти сразу же по приезде обрадованные пармцы заказали ему роспись церкви Санта-Мария делла Стекката.
Работал Пармиджанино над фресками поначалу очень бойко, успевая время от времени писать небольшие вещи для своих друзей (в частности, для давнего своего приятеля кавалера Баярдо он написал в 1533 году «Амура, строгающего лук»).
"Портрет молодой дамы в тюрбане", 1530 годы. "
Но затем он увлекся алхимией (рассчитывая заморозить ртуть и разбогатеть), что стало причиной его охлаждения к труду живописца. Вазари весьма проникновенно сетует по этому поводу: «Забив себе голову этим, а не думами о прекрасных вымыслах и не мыслями о кистях или красках, он проводил весь день в хлопотах об угле, дровах, стеклянных колбах и тому подобной чепухе, на которую он в один день тратил больше, чем зарабатывал в капелле Стеккаты за неделю, а так как других доходов у него не было, а жить было нужно, он так постепенно и разорялся с этими своими горнами, а еще хуже было то, что члены сообщества Стеккаты, видя, что он совершенно забросил работу, а они, как полагается, случайно ему переплатили, возбудили против него тяжбу. Поэтому он счел за лучшее удалиться и удрал однажды ночью с несколькими своими друзьями в Казаль-Маджоре...»
Портрет молодого человека.
Здесь он несколько отошел от своих алхимических увлечений, к большой радости поклонников его таланта. Однако возрождение для искусства было недолгим. Вскоре Пармиджанино вновь вернулся к своим колбам и ретортам, превратившись из приятного в общении и изящного молодого человека в нелюдимого, мрачного, обросшего бородой старика.
Автопортрет, 1540. ( Здесь ему 37лет)
Это превращение наглядно иллюстрирует его поздний автопортрет, как мало осталось в нем от того юноши, который глядит на нас с «Автопортрета в выпуклом зеркале»!
Святая Барбара 1522г
Алхимия не только отвлекла художника от его главного призвания, но и послужила причиной преждевременной гибели. Постоянное «общение» со ртутью, непрерывное вдыхание ее паров довело живописца до горячки и поноса, и он сгорел буквально за несколько дней.
Похоронили Пармиджанино, как он и завещал, совершенно обнаженным, с архипастырским кипарисным крестом на груди, в церкви братьев-сервитов неподалеку от Пармы и Казаль-Маджоре.
ГАЛЕРЕЯ РАБОТ
Из всех его работ больше всего мне понравился этот портрет женщины,
Портрет знатной дамы,1523, Частная коллекция
Портрет знатной дамы поражает простотой решения и изяществом исполнения одновременно: похожее на фарфоровую статуэтку лицо молодой женщины необычайно выразительно, глаза приветливы и лукавы.
Удлиненные стилизованные пропорции фигуры появятся в работах мастера позднее, на представленной же картине художник в стремлении к совершенству, идеализации образа лишь с особенной тщательностью выписывает роскошные одеяния знатной дамы: тяжелый синий шелк оттеняется золотом парчи, холеные длинные пальцы придерживают пушистый веер из страусиных перьев, изящную головку украшает замысловатый тюрбан.
Отличительной чертой творчества мастера Пармиджанино маньеристического периода развития итальянской живописи является тончайшая лепка образа, продуманность мельчайших деталей в аксессуарах знатных дам, подчеркивающая изысканность и аристократизм изображаемой модели. История искусства периода маньеризма.
Портрет мужчины 1533г.
Антея.Антея. Музей Каподимонте(Неаполь)
Этот портрет женщины, наверное, это самая светлая работа в творчестве художника. Еще его называют портретом Антеи, так как изображенная на нем женщина похожа на возлюбленную художника.
Если не сильно смотреть на точную прорисовку деталей портрета, то можно смело утверждать, что Пармиджанино создал новый идеал женской красоты. О нём в своё время говорилось следующее:
«То, как высокая женщина, изображенная анфас, отчетливо выступает вперед из сумрака, скупо охарактеризованного заднего плана, слегка склонив голову и глядя прямо перед собой, положив левую руку на грудь, словно она хочет поклясться в чем-то, производит впечатление символа некой духовной идеальности, которая носит отпечаток далекого от всякой обыденности духовного аристократизма».
Римская Лукреция .
Мадонна на троне, Захария, Иоанн Креститель и Мария Магдалина1530, Галерея Уффици, Флоренция
Виконтесса Сансекондо с детьми, 1535
Афина Паллада. 1539
Источники.
http://www.artitaly.ru/art/p/parmiganino/main2.htm http://smallbay.ru/parmigianino.html
http://renessans.jimdo.com/%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE-%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B8%D0%B4%D0%B6%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%BE/
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/1586/%D0%9F%D0%90%D0%A0%D0%9C%D0%98%D0%94%D0%96%D0%90%D0%9D%D0%98%D0%9D%D0%9E
maxpark.com
Пармиджанино (Parmigianino, 1503-1540): vakin
Пармиджанино (Parmigianino) (настоящее имя Франческо Джироламо Маццола, Mazzola) (11 января 1503, Парма — 24 сентября 1540 года, Казальмаджоре, Ломбардия), итальянский художник, один из крупнейших живописцев маньеризма.Родился в семье живописца Ф. Маццолы, который и был его главным наставником в искусстве. Позднее получил обычное для той эпохи топонимическое прозвище («уроженец Пармы»).Pallas Athenecirca 1539Royal Collection at Windsor Castle Berkshire
Испытал влияние Рафаэля и Микеланджело, но в первую очередь Корреджо, именно в этом городе создавшего свои главные произведения. Кроме живописных работ виртуозное мастерство художника Пармиджанино, как графика, проявилось также в его многочисленных рисунках и в первых в Италии офортах.The Mystic Marriage of Saint Catherine (detail)c. 1527-31National Gallery London
Pallas Athene (detail)c. 1539Oil on canvas, 63,8 x 45,1 cmRoyal Collection, Windsor
Madonna and Child with Saints (Detail)circa 1530Uffizi Gallery
Madonna dal collo lungo (detail)1530s
Madonna and Child with Angels, known as the "Madonna with the Long Neck"from 1534 until 1540Galleria degli Uffizi
La schiava turca1530s
La schiava turca (detail)
Diana and Actaeon (detail)16th centuryFontanellato near Parma, Italy
Diana and Actaeon (detail)16th century
The Mystic Marriage of Saint Catherinec. 1527-31Private collection
Ritratto di giovane donna, detta "Antea"1535-1537Museo di Capodimonte
Venus Disarming Cupid(1524 - 1530)Museum of Fine Arts Budapest
Madonna della rosa1520s-1530s
Madonna della rosa (detail)
Madonna of the Rose (detail)between 1520 and 1539
Camilla Gonzaga, Countess of San Secondo, and her Sonscirca1539-1540Prado Museum
Madonna doria1525Uffizi Gallery
The Vision of St Jerome (detail)1527National Gallery London
studio per fontanellato1520sPrivate collection
Portrait of Costanza Rangoni1520s - 1530sKunsthistorisches Museum
Santa con due angelic. 1523-1524
Baptism of Christ (detail)1520s
Portrait of Lorenza Cybo1523
The Holy Family with St. John1524-1527Museo di Capodimonte
Saint Barbarac. 1522 Museo Nacional del Prado
Baptism of Christ (detail)1520s
Ritratto di giovane hampoton court1520s-1530s
Parmigianino 1503 - 1540Portrait of a Young Man (detail)
Madonna di santa margherita1520s-1530s
Madonna di santa margherita (detail)1520s-1530s
Portrait of Francesco Mazzol16th century
Cupido che fabbrica l'arco1530s Kunsthistorisches Museum
Sante Apollonia e Lucia1522fresco Abbazia di San Giovanni Evangelista
Portrait of a Man (Condottiere Malatesta Baglioni?)circa 1527/1528 Kunsthistorisches Museum
Madonna Vasari1520s-1530sCourtauld Institute of Art University of London
San Rocco e un donatore1525
The Holy Family with angelscirca 1524Museo Nacional del Prado
The Conversion of St Paulfirst half of 16th centuryKunsthistorisches Museum
The Conversion of St Paul (detail)first half of 16th centuryKunsthistorisches Museum
The Conversion of St Paul (detail)
Man with a Bookcirca1525/1526 Kunsthistorisches Museum
The Vision of St Jerome (detail)1527 National Gallery London
ParmigianinoPortrait of Pier Maria Rossi di San Secondoca. 1535-39Museo del Prado, Madrid
Natività con angeli1525Galleria Doria Pamphilj Rome, Italy
Lucrezia1540 Museo di Capodimonte
Fanciullo con abbecedario1520s-1530s
Portrait of a man with a Book.16th centuryYork Art Gallery
Portrait of a man with a Book.(detail)York Art Gallery
The Madonna and Childc. 1527–30Kimbell Art Museum Fort Worth, Texas
Uomo su sfondo verde1520s-1530s
Madonna and Childcirca1525Galleria Doria Pamphilj Rome, Italy
Ritratto di Gian Galeazzo Sanvitale1529 Museo di Capodimonte
Girolamo Francesco Parmigianino (1503–1540)Ritratto di Gian Galeazzo Sanvitale (detail)1529 Museo di Capodimonte Naples
Галеаццо Санвитале, князь Фонтанелатто (деталь)
Ritratto di Gian Galeazzo Sanvitale (detail)1529
Frescos Madonna della Steccateby Parmigianino (detail)
ParmigianinoHelmet with wavy brimUniversity of Toronto, Canada
ParmigianinoHelmet with eagleUniversity of Toronto, Canada
Ugo da Carpi(1480/1532) University of Texas at Austin
Virgin and Childbetween 1525 and 1527(повтор не случаен, др.типография - мое примеч.)
Portrait of a Manbetween1528 and 1530Galleria Borghese
The Adoration of the Magi1520s-1530sSan Domenico (Taggia)
Madonna with Long Neck1534 - 1540Galleria degli Uffizi(повтор не случаен, др.типография полотна - мое примеч.)
Portrait of young man1520sMusue du Louvre, Paris
The Mystic Marriage of Saint Catherine (detail)c. 1527-31
The detail of Cupid's head is from Parmigianino's Cupid Shaping His Bow.
Self-portrait1530sRoyal Library, Windsor
Источник - Про искусство
vakin.livejournal.com
Описание картины Франческо Пармиджанино «Мадонна с длинной шеей»
“Мадонна с длинной шеей” далека как от академизма, так и от канонов иконописи. Фактически, она выступает против всех канонов. На ней Мария держит на руках младенца спящего младенца Христа, но цвет его тела и то, насколько расслабленно оно выгибается выглядит так, словно младенец мертв или же спит летаргическим снов. Это было сделано намеренно, намеком на будущую смерть – тему, которая не обходит ни одно изображение Марии и младенца. Богородица одета в неожиданно богатые одежды.
Светлые волосы её убраны жемчугом и золотом, лицо выражает не растерянность и не тоску по будущим страданиям, а удовольствие. Мария молода и на руках у неё спит её ребенок – то, что не радует её на иконах, здесь является достаточным поводом для радости. Рядом с ней толпа молоденьких юношей и девушек, одна из них держит в руках сосуд – алхимический символ начала всего, зачатия, что объединяет на картине жизнь и смерть. Слева от Марии поет хвалу непорочному зачатию святой Иероним, колонны уходят вверх, не поддерживая ничего, добавляя картине сюрреализма.
Также удивляет то, как изображены все действующие лица. Пармиджанино изображал человеческие головы с большим наслаждением и не меньшим умением. Лица, пусть и кажутся чуть удлиненными, выглядят соразмерными и красивыми.
Однако, ему казалось, что удлиненность тел и членов также показывает на красоту, потому картина несет на себе печать сюрреализма, которую добавляют в неё длинная шея Мадонны, уходящие в никуда руки и ноги остальных, теряющаяся в вышине колонна и странная несоразмерность фигуры Иеронима – он выглядит очень маленьким, хотя стоит не слишком далеко.
Занятно также то, что удлиненность всего и уходящая в никуда колонна есть лишь символ вечного стремления человечества к совершенству – и вечная недостижимость его.
opisanie-kartin.com