Тайна холста. Как за портретом Ленина нашли изображение Николая II. Картины николай 2
биография последнего императора в портретах
Илья Репин и Валентин Серов, Борис Кустодиев и Лауриц Туксен — многие художники были удостоены чести писать Николая II. Вспоминаем основные этапы жизни последнего русского императора, отраженные в его портретах.
«Детский портрет Николая II» Лаурица Туксена (1883)
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Николай II родился 18 мая 1868 года в Царском Селе. Он получил хорошее домашнее образование по специально написанной программе — изучал экономику, юриспруденцию, политическую историю, военное дело и языки. Среди его преподавателей были композитор Цезарь Кюи, который также был большим специалистом по фортификации, известный правовед Константин Победоносцев, химик Николай Бекетов и другие. Правда, они лишь читали наследнику престола лекции — проверять усвоенный материал преподаватели права не имели. Тем не менее учился Николай II прилежно. Как вспоминал великий князь Александр Михайлович: «Накануне окончания образования, перед выходом в лейб-гусарский полк, будущий Император Николай II мог ввести в заблуждение любого оксфордского профессора, который принял бы его, по знанию английского языка, за настоящего англичанина». Пятнадцатилетнего Николая II, еще не принесшего присягу о службе Родине, и нарисовал придворный художник его отца Александра III Лауриц Туксен.
«Венчание Николая II и Александры Федоровны» Ильи Репина (1894)
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В 1894 году в Большой церкви Зимнего дворца Николай II обвенчался со своей возлюбленной принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской, будущей императрицей Александрой Федоровной. Свадьба была предельно скромной. По воспоминаниям Александры Федоровны, «церемония в церкви очень сильно напоминала… ту, которая состоялась в 1884 году (венчание сестры Александры, Елизаветы Фёдоровны, и великого князя Сергея Александровича, — Прим.ред.), только на нашей не было наших обоих отцов — и это было просто ужасно — ни отцовского поцелуя, ни благословения. …Ты можешь вообразить себе наши чувства. Один день в глубоком трауре, оплакиваем горячо любимого человека, а на следующий день в пышных одеждах встаем под венец. Невозможно представить себе больший контраст, и все эти обстоятельства сблизили нас еще больше». А венчание молодых перенес на холст Илья Репин.
Союз Николая II и Александры Федоровны считали уникальным для людей их круга — настолько теплыми и душевными были их отношения. Письменными свидетельствами их любви стала переписка, которую вели Николай и Александра. «Молиться за тебя — моя отрада, когда мы разлучены. Не могу привыкнуть даже самый короткий срок быть без тебя в доме, хотя при мне наши пять сокровищ» — так писала императрица мужу в одну из долгих разлук.
«Парадный портрет Николая II» Ильи Репина (1895)
Государственный музей Эрмитаж, Санкт-Петербург
Илья Репин писал императора неоднократно, и в 1895 году создал «Парадный портрет Николая II». Так как долгое время эта работа была неизвестна, сведений о ней сохранилось крайне мало. Император в парадном мундире с голубой лентой через плечо был изображен в интерьерах Мариинского дворца. В письмах Репин вспоминал: «На прошлой неделе состоялось три сеанса, т. е. в понедельник, 28-го, — 1-й сеанс, полтора часа; во вторник час и вчера — полчаса. Лепит в это же время Антокольский и кончает свой медальон Васютинский. Мы приезжаем во дворец в час и раньше. Государь выходит к нам в два часа, его все время сопровождает императрица и все время остается здесь во время работы». Позднее он добавлял: «Государя портрет я кончил, было всего семь сеансов. Много раз откладывали, он был не совсем здоров — инфлюенция (все проклятая и их не щадит). Государь позировал плохо, все находят мой портрет похожим и не бранят». Написан этот портрет был вскоре после вступления Николая II на российский престол после смерти его отца Александра III.
«Миропомазание императора Николая Александровича» Валентина Серова (1896)
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Священная коронация Николая II и Александры Федоровны состоялась 26 мая 1896 года в Успенском соборе Московского Кремля и проходила по традиционным канонам: коронование, литургия, миропомазание (именно этот момент и запечатлел на картине Валентин Серов), причащение. Николай II вспоминал об этом дне в своем дневнике: «Великий, торжественный, но тяжкий, в нравственном смысле, для Аликс, Мама и меня, день. Все это произошло в Успенском соборе, хотя и кажется настоящим сном, но не забывается во всю жизнь!!!» Однако с коронацией Николая II связано трагическое событие: 30 мая, в ближайшее воскресенье после коронации, состоялся «народный праздник» на Ходынском поле, во время которого из-за неграмотной организации в давке погибло 1389 человек, а еще 1300 получили увечья.
«Портрет императора Николая II» Валентина Серова (1900)
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Валентин Серов был одним из самых известных художников своего времени. В отличие от многих коллег, он мог сам выбирать, кого рисовать, а кому отказывать. Однако отказать самому императору в портрете Серов не мог.
По воспоминаниям художника работа долго не клеилась, в особенности из-за многочисленных советов императрицы, которая активно вмешивалась в творческий процесс. В какой-то момент Серов даже не выдержал и отдал Александре Федоровне кисть и палитры, чтобы она написала портрет сама. Но портрет все равно не получался, о чем Серов и сообщил императору. Расстроенный Николай II, одетый в куртку офицера Преображенского полка, присел за стол и сложил руки перед собой — и вот только тогда Валентин Серов понял, как надо писать императора. Как написал потом об этой картине Константин Коровин: «Серов первым из художников уловил мягкость, интеллигентность и вместе с этим слабость императора, и запечатлел их на холсте...» Возможно, успех портрета как раз и заключался в том, что на нем был изображен именно военный, полковник, а не блистательный государь. Великий князь Александр Михайлович вспоминал: «В Николае II рано начала развиваться большая любовь к военной службе. Эта служба как нельзя лучше отвечала складу его характера. Он был командиром эскадрона лейб-гусарского полка. Два года прослужил он офицером в Гвардейской конно-артиллерийской бригаде. Ко всем своим обязанностям относился серьезно и добросовестно. Смерть отца застала его командиром батальона л[ейб-]г[вардии] Преображенского полка в чине полковника, и всю свою жизнь он остался в этом сравнительно скромном чине. Это напоминало ему его беззаботную молодость, и он никогда не выражал желания произвести себя в чин генерала. Он считал недопустимым пользоваться прерогативами своей власти для повышения себя в чинах».
«Торжественное заседание Государственного Совета» Ильи Репина (1903)
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Это грандиозное полотно Ильи Репина площадью 8,7 на 4 метра заслужило отдельный зал в Русском музее. Картину Репин создал для экспонирования в Мариинском дворце, где и проходили заседания Государственного совета Российской империи. Написать групповой портрет с 81 героем было задачей непростой, и в этом Репину помогали художники Илья Куликов и Борис Кустодиев. В работе живописцы использовали многочисленные фотоснимки, сделанные во время заседания совета (в частности, по фотографии и по предыдущим портретам Репина был написан Николай II). На картине изображен Николай II в момент речи, посвященной столетнему юбилею этого государственного института, а также награждение членов Совета памятными медалями.
«Император Николай II с орденом святого Владимира» Генриха Манизера (1905)
Государственный исторический музей, Москва
Генрих Манизер изобразил Николая II в непростое для императора время. В начале ХХ века отношения между Россией и Японией серьезно ухудшились — и в итоге 9 февраля 1904 года, после того как японцы атаковали эскадру в Порт-Артуре, Россия объявила войну Японии. После ряда неудачных сражений Россия оставила Мукден и Порт-Артур. По воспоминаниям Константина Рыдзевского, «новость, которая удручила всех, любящих свое Отечество, царем была принята равнодушно, не видно на нем ни тени грусти». Сам же Николай в своем дневнике писал: «Получил ночью потрясающее известие от Стесселя о сдаче Порт-Артура японцам ввиду громадных потерь и болезненности среди гарнизона и полного израсходования снарядов! Тяжело и больно, хотя оно и предвиделось, но хотелось верить, что армия выручит крепость. Защитники все герои и сделали более того, что можно было предполагать. На то значит воля Божья!» Неудачи в Русско-японской войне способствовали росту общественного недовольства, критическим настроениям в обществе.
«Император Николай II» Александра Маковского (1907)
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
В 1907 году, когда Александр Маковский создал этот портрет для штаба Царскосельского гусарского полка Его Величества, Николай II был уже иным правителем. После революции 1905 года в стране работала Государственная дума, действовали прежде не регламентированные свободы совести, слова, собраний, была отменена цензура. Но, несмотря на все эти преобразования, Николай II не смог заслужить народной любви — он по-прежнему считался виновником поражения в Русско-японской войне, трагедии на Ходынском поле и других внутренних и внешних неудачах страны. Тогда Константин Бальмонт написал известное стихотворение «Наш царь»:
Наш Царь — Мукден, наш Царь — Цусима, Наш Царь — кровавое пятно,Зловонье пороха и дыма,В котором разуму — темно. Наш Царь — убожество слепое,Тюрьма и кнут, подсуд, расстрел,Царь-висельник, тем низкий вдвое,Что обещал, но дать не смел. Он трус, он чувствует с запинкой,Но будет, час расплаты ждет.Кто начал царствовать — Ходынкой,Тот кончит — встав на эшафот.
«Царь Николай II» Бориса Кустодиева (1915)
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Один из последних портретов Николая II был написан Борисом Кустодиевым в 1915 году в Царском Селе, хотя изображен император был на фоне Московского Кремля. Художник вспоминал: «Ездил в Царское 12 раз; был чрезвычайно милостиво принят, даже до удивления… Много беседовали — конечно, не о политике (чего очень боялись мои заказчики), а так, по искусству больше — но просветить мне его не удалось — безнадежен, увы…Что еще хорошо — стариной интересуется, не знаю только, глубоко или так — «из-за жеста». Враг новшества и импрессионизм смешивает с революцией». Портрет был написан в разгар Первой мировой войны, неудачное участие России в которой вызвало еще большее недовольство царем у жителей страны. В феврале 1917 года произошла очередная революция, в результате которой 2 марта Николай II был вынужден отречься от престола.
Автор: Лидия Утёмова
www.culture.ru
Ко Дню рождения Императора Николая Второго. Портретная галерея.
Царь — это Солнце блистательной славы;Царь это гордость страны,Грозная сила могучей державы,Страшный врагам без войны.
Царь — это вера и правда святая;Звон златоглавых церквей,Русь богомольная, Русь вековаяДедов.. отцов... сыновей.
Царь — это вдовьи отертые слезы,Труд безмятежный в глуши;Царь — это лучшие, светлые грезыЛюбящей русской души!
Портрет работы Валентина СЕРОВА. 1900Портрет работы Ильи ГАЛКИНА. 1898.
Портрет работы Эрнеста ЛИПГАРТа. 1900.
Портрет работы Эрнеста ЛИПГАРТа. До 1913.
Портрет работы Эрнеста ЛИПГАРТа. 1896 год
Портрет работы Владимира КУЗНЕЦОВА. 1914.
Портрет работы Генриха МАНИЗЕРА. 1905.
Портрет работы Александра МАКОВСКОГО. 1907.
Портрет работы Николая Шурыгина.
Портрет работы Ильи РЕПИНА. 1896.
Портрет работы Ильи РЕПИНА.
Портрет работы Бориса КУСТОДИЕВА. 1916 год.
Николай Второй в форме Лейб-гвардии Гусарского его величества полка. 1896 год.
Портрет работы Ильи СЕРОВА. 1902.
Портрет работы Бориса КУСТОДИЕВА. 1916.
Портрет работы Неизвестного художника. 1915-1916.
Портрет работы Неизвестного художника.
Портрет работы Неизвестного художника.
Портрет работы В.Р. Алексеева "Николай Второй накануне отречения".
Портрет Государя Императора Николая Второго с царскими регалиями.
Портрет работы Игоря Степанова.
Портрет работы Неизвестного английского художника.
Портрет работы Филиппа Москвитина. 1999 год.
Взято с http://www.ic-xc-nika.ru/ikons/portret/tzar_nikolai_ii/000f.html
slavynka88.livejournal.com
Петр I, Николай I, Александр III, Николай II и его дети и другие.
Хобби бывают у всех, даже у императоров. Взглянем на рукоделия представителей императорского дома Романовых вместе с Софьей Багдасаровой.
Петр I: чарка князя Гагарина
Петр I. Чарка. 1709. Государственный исторический музей
В 1709 году император собственноручно выточил чарку из орехового капа (нароста на дереве). Как гласит латинская надпись на чарке, он пожаловал ее князю Матвею Гагарину, губернатору Москвы, в благодарность «за Полтаву», то есть за устройство праздника в честь Полтавской победы («Pultavia annus honore de la Maje(s)te Prince Matve(i) Petrowitz Gagarin»). На чарке еще есть русская надпись («Се рукоделие императора российского великого Петра Алексеевича»).
Впрочем, в витрине Исторического музея мы видим отнюдь не ту чарку, которая сошла с точильного станка царя: позже Гагарин украсил ценный подарок золотой оправой с драгоценными камнями — чтобы разглядеть первоначальное деревянное изделие, надо постараться.
Мария Федоровна: портрет свекрови
Мария Федоровна (жена Павла I). Портрет Екатерины II в образе Минервы. 1789. Эрмитаж
Жена императора Павла I, немецкая принцесса, получила великолепное домашнее образование. Привили ей и любовь к искусствам и ремеслам. Долгие годы она оставалась великой княгиней при императрице Екатерины Великой, но от безделья не страдала: пела, играла на клавикордах, вышивала гладью, занималась живописью, лепкой, вытачивала статуэтки из янтаря и слоновой кости, гравировала, резала камеи из камня и стекла. Уже в России она выучилась технике металлических отливок, изготовлению стеклянных паст и работе с воском. (Таким образом, она одна из первых женщин-художников России.)
Камею из Эрмитажа она выточила к 60-летию императрицы, большой любительницы этого жанра. (Сама Екатерина в большом количестве покупала камеи для своей коллекции, и после обеда, слушая чтение почты, делала с них слепки папье-маше и потом дарила фрейлинам и родне.) Мария Федоровна изобразила свекровь в образе богини Минервы. Для императрицы это была популярная аллегория, но вариант со сфинксом на шлеме изобрела, видимо, сама Мария Федоровна.
Николай I: гравюра с солдатиком
Великий князь Николай Павлович (Николай I). Унтер-офицер лейб-гвардии Саперного батальона. 1819–1821. Государственный архив РФ
Разумеется, все дети Марии Федоровны овладели художествами, причем не только девочки, но и мальчики. Помимо рисунков, в том числе архитектурных пейзажей с отличной отмывкой акварелью (даже великому князю Константину они удавались!), сохранились работы и в более трудоемких жанрах — например, гравюры и рельефы.
Видно, что великому князю Николаю Павловичу (будущему императору Николаю I) нравилось делать гравюры на меди, а потом раскрашивать их акварелью. Например, так он изобразил унтер-офицера лейб-гвардии Саперного батальона, первым шефом которого он был. Лист входит в целую графическую серию с изображением форм солдат, причем ее созданием Николай занимался, когда ему было уже за двадцать.
Александр III: подарок Павлику
Великий князь Александр Александрович (император Александр III). Морской пейзаж. 1856. Государственный архив РФ
Многочисленных детей в императорской семье учили хорошо и усердно, никаких поблажек не было. Рисование со времен Марии Федоровны входило в число обязательных предметов, в том числе и для мальчиков. В Государственном архиве РФ сохранились рисунки второго сына императора Александра II — великого князя Александра Александровича (будущего императора). Один из них, с надписью «1856 год, 20 сентября. Павлику от Саши», выполненный им в 11 лет, изображает морской пейзаж на очень достойном уровне.
В детстве будущий император учился рисунку у профессора живописи Николая Ивановича Тихобразова. Затем он познакомился с известным пейзажистом-маринистом Алексеем Петровичем Боголюбовым и взял его с собой в путешествие по России для создания путевых зарисовок (альбом хранится в Павловске). После свадьбы с Дагмар цесаревич рекомендовал Боголюбова жене в качестве учителя живописи, а потом — что редкость во взрослом возрасте — и сам стал брать у него уроки. Очевидно, их сближала любовь к морским видам.
Мария Федоровна: дерево акварелью
Принцесса Дагмар (Мария Федоровна, жена Александра III). Старое дерево. Государственный архив РФ
Жена императора Александра III, датская принцесса Дагмар, получив в православном крещении то же имя, что и прабабушка ее мужа, как и она, увлекалась искусством. В особенности рисованием акварелью (письмо маслом — более трудоемко и мало подходит для дам, хотя несколько полотен ее кисти все-таки существует). Этим она обязана своей матери, королеве Луизе, которая любила рисовать и занималась живописью вместе с дочерью. Боголюбов в «Записках моряка-художника» вспоминает, как в течение семи лет был наставником Марии Федоровны: «С удовольствием и без лести скажу, что она овладела колоритом и вкусом к краскам, марьяж которых понимала очень хорошо».
Как видно по работам императрицы, она не была крупным мастером и хорошо это сознавала. Опять слово Боголюбову: «Увлекаясь прекрасными видами, Государыня Цесаревна начала работать с натуры. Выбор ее сюжетов меня всегда удивлял. Она сознавала очень хорошо, что с большим кругозором ей не справиться, а потому всегда делала уголки с ярко освещенною частью этюда в середине и темных по краям тонов. Все это явно говорит о ее врожденном вкусе и добром смысле». После ее наставником стал академик живописи Николай Лосев.
Николай II: мирный пейзаж
Николай II. Дом на берегу реки на фоне леса. 1884. Государственный архив РФ
Все дети Марии Федоровны, конечно, тоже учились рисованию — в том числе и будущий император Николай II. Сохранилась докладная записка его воспитателя Григория Даниловича, озаглавленная «Об устройстве учебных занятий великого князя Николая Александровича на предстоящий 1877/78 учебный год», которая гласит: «Рисование и уроки на фортепиано вводятся с целью развития органов зрения и слуха; по всем вероятиям, занятия по этим предметам откроют впоследствии возможность преследовать в образовании и эстетические цели».
На учебу царских детей отводилось восемь лет, причем порой нагрузка доходила до 48 учебных часов в неделю — и два урока рисования все это время неизменно присутствовали в расписании. Лесной пейзаж работы 16-летнего Ники — явное тому доказательство. Любопытно, что в будущем этот навык пригодится императору и для практических целей: в Музеях Кремля сохранилась его записная книжка, где на 41-й странице он сделал 305 рисунков своих драгоценностей с подписями, кто что ему подарил. Этот ювелирный дневник он вел в течение 25 лет.
Георгий Александрович: опять морской пейзаж
Великий князь Георгий Александрович. Лодка на воде. Государственный архив РФ
Братья Николая II, Георгий и Михаил, а также сестры Ксения и Ольга, разумеется, также учились рисованию. Всем детям преподавал академик Кирилл Викентьевич Лемох — впоследствии хранитель художественного отдела Русского музея.
Впрочем, мальчикам давали и другие уроки — они купались в море при 14 градусах тепла и учились стрелять с руки по мишеням. (А если что — то и наказывали: «Так как Георгий очень шалил за завтраком, то его повели в кусты, сняли панталоны и высекли веткой», — вспоминал его товарищ по играм Владимир Олленгрэн.)
Ольга Александровна: картины на продажу
Ольга Александровна Куликовская (Романова). Африканская фиалка на подоконнике на фоне зимнего пейзажа. 1953. Музеи Московского Кремля
Из этих детей наиболее художественно одаренной оказалась великая княжна Ольга Александровна. Как она сама говорила, самым нарядным для нее было то льняное платье, в котором она становилась к мольберту. Живопись была для нее утешением: и во время первого неудачного брака с ледяным герцогом Петром Ольденбургским, и в революционные годы, когда она со вторым мужем, офицером Николаем Куликовским, и двумя младенцами сыновьями скрывалась в кубанских степях.
А в эмиграции — сначала в Дании, а потом в Канаде, Ольга Куликовская стала уже профессиональным живописцем в буквальном смысле: она рисовала акварели на продажу и кормила на эти деньги семью. Эта акварель с фиалками — один из самых нетипичных экспонатов Музеев Московского Кремля.
Елизавета Федоровна: портрет сестры
Великая княгиня Елизавета Федоровна. Портрет Александры Федоровны. 1897. Царское Село
Великая княгиня Елизавета Федоровна, как и другие образованные барышни, рисовать умела. Продолжила она эти занятия и после свадьбы с великим князем Сергеем Александровичем (который и сам, кстати, учился живописи у Клодта и Неффа). Рисование это, впрочем, было вполне дамским, а не профессиональным: Елизавета Федоровна составляла букеты и их зарисовывала, иллюстрировала свои письма и украшала конверты.
Лучше всего, пожалуй, портрет сестры — императрицы Александры Федоровны. До 1941 года рисунок находился в Александровском дворце, но во время войны он был похищен. Не так давно он был возвращен в Россию гражданкой Германии, которая получила его в наследство.
Ольга Николаевна: пасхальный подарок
Великая княжна Ольга Николаевна. Пасхальный рисунок. 1910. Государственный архив РФ
Дети Николая II, включая цесаревича Алексея, получили такое же академическое образование, как и предыдущее поколение. Все девочки писали изящные акварели с цветочками и милые пейзажи.
В Государственном архиве также сохранилось большое число «поздравительных открыток» — рисунков, которые дети создавали в подарок родителям. Особенно трогательны на таких рисунках подписи.
www.culture.ru
60 фото последнего императора Всероссийского Николая 2 и его семьи
Николай II – личность неоднозначная, историки отзываются о его правлении Россией весьма негативно, большинство знающих, анализирующих историю личностей склоняются к версии, что последний Всероссийский император мало интересовался политикой, не шел в ногу со временем, тормозил развитие страны, не являлся прозорливым правителем, не был способен вовремя уловить струю, не держал нос по ветру и даже тогда, когда все практически полетело в тартарары, уже нагнеталось недовольство не только низов, но и верхи негодовали, даже тогда Николай II, не смог сделать никаких правильных выводов. Он не верил в то, что его отстранение от управления страной реально, по сути он был обречен стать последним самодержцем на Руси. Но вот семьянином Николай II был отличным. Ему бы быть, например, Великим князем, а не императором, не вникать в политику. Пятеро детей – не шутки, внимание и сил воспитание их требует немалого. Николай II любил свою жену долгие годы, в разлуке с нею тосковал, не утратил к ней физического и душевного влечения даже спустя долгие годы супружества.
Я собрала много фотографий Николая II, его жены Александры Фёдоровны (урожденной принцессы Виктории Алисы Елены Луизы Беатрис Гессен-Дармштадтской, дочери Людвига IV), их детей: дочек Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии, сына Алексея.
Эта семья очень любила фотографироваться, и кадры получались очень красивыми, одухотворенными, светлыми. Посмотрите какие привлекательные лица у детей последнего Российского императора. Эти девушки не знали замужества, никогда не целовались с возлюбленными и не смогли познать радостей и печалей любви. И умерли они мученической смертью. Хотя ни в чем не были виноваты. В те времена погибали многие. Но эта семья была самой знаменитой, самой высокопоставленной и смерть ее не дает до сих пор никому покоя, черная страница в истории России, жестокое убийство царской семьи. Судьба была уготована этим красавицам такая: появились на свет девчонки в неспокойное время. Многие мечтают родиться во дворце, с золотой ложкой во рту: быть принцессами, принцами, царями, царицами, королями и королевами. Но как зачастую непросто складывалась жизнь особ голубых кровей? Их подсиживали, убивали, травили, душили, причем очень часто свои же, приближенные к монаршим особам люди, уничтожали и занимали освободившийся манящий своими безграничными возможностями трон.
Александр II был взорван народовольцем, Павел II был убит заговорщиками, Петр III умер при загадочных обстоятельствах, Иван VI тоже был уничтожен, список этих несчастных можно продолжать очень долго. Да и те, кого не убивали, жили по нынешним меркам недолго, то заболеют, то при управлении страной свое здоровье подорвут. И ведь это не только в России такая высокая смертность монарших особ была, существуют страны, где царствующими личностям было быть еще опаснее. Но все равно, к трону все всегда так рьяно рвались, и детей своих пропихивали туда любой ценой. Хотелось хоть и недолго, но пожить хорошо, красиво, войти в историю, воспользоваться всеми благами, поприбывать в роскоши, иметь возможность приказывать холопам, вершить судьбы людей и управлять страной.
А вот Николай II никогда не жаждал быть императором, но понимал, что быть властителем Российской империи — это его долг, его судьба, тем более, что был фаталистом во всем.
Сегодня мы не будем рассуждать о политике, мы просто будем смотреть фотографии.
На этом фото вы видите Николая II и его жену Александру Фёдоровну, так супруги оделись на костюмированный бал.
На этом фото Николай II еще совсем молоденький, у него еще только пробиваются усики.
Николай II в детстве.
На этом фото Николай II с долгожданным наследником Алексеем.
Николай II с матерью Марией Фёдоровной.
На этом фото Николай II со своими родителями, сестрами и братьями.
Будущая жена Николая II, тогда еще принцесса Виктория Алиса Елена Луиза Беатриса Гессен-Дармштадтская.
Так выглядели дочери Николая II после того как переболели тифом.
53 лучших фото балерины Матильды Кшесинской (любовницы царя)
50 лучших фото Мелани Гайдос - модели без волос и зубов
45 фото Памелы Андерсон сейчас в 2017 и до пластики, фото детей, мужей
Загрузка...
games-of-thrones.ru
Валентин Серов: портреты Романовых - Александра III, Николая II, Александры Федоровны и других.
Художник Валентин Серов прославился как мастер портрета. Среди его заказчиков были и представители императорской династии Романовых — Серов написал более десяти портретов августейших особ. Предлагаем посмотреть картины знаменитого русского портретиста и познакомиться с пятью представителями царской семьи.
Портрет великого князя Михаила Александровича в детстве
Портрет великого князя Михаила Александровича в детстве. 1893
Про портрет сына, написанный Валентином Серовым, Александр III сказал: «Мишенька как живой». Художник сумел поймать краткий миг ускользающего детства: на картине мы видим Михаила взрослеющим, уже почти подростком. Он немного задумчив, но в его взгляде еще таится детская мечтательность. Одет цесаревич по моде конца XIX века — в белую матроску. Тысячи обычных мальчишек тоже носили их на рубеже веков.
Эта картина — этюд для группового портрета царской семьи. Живописцу отвели на работу лишь три сеанса, во время которых Михаил и его сестры Ксения и Ольга позировали ему. Остальное пришлось дописывать по памяти. Для Серова такой подход был непривычным: обычно он работал долго, несколько месяцев подряд, уделяя особое внимание деталям.
Групповой портрет впервые выставили в 1894 году в селе Борки Харьковской губернии. В честь спасения царской семьи в железнодорожной катастрофе здесь возвели церковь и часовню. На торжествах по их освящению портрет семьи Александра III висел в отдельном павильоне, однако многие зрители принимали его за икону и останавливались, чтобы перекреститься.
Сегодня портрет Михаила Александровича хранится в Государственном Русском музее.
Портрет великого князя Павла Александровича
Портрет великого князя Павла Александровича. 1897
Шестой сын императора Александра II Павел Александрович служил генерал-адъютантом в лейб-гвардии Конного полка. На полотне великий князь изображен в парадном мундире. Денщик придерживает коня князя за уздцы. Серебристый цвет княжеского мундира, вороная масть коня и его светлые «чулочки» создают на полотне своеобразную игру вертикали и горизонтали, белого и черного. Переступающий с ноги на ногу взволнованный конь контрастирует с нарочитым спокойствием своего хозяина, позирующего художнику.
В центре композиции находится золотая сверкающая кираса (нагрудные латы) Павла Александровича. Критики отмечают мастерство Валентина Серова: художнику удалось выписать в отражении блестящих лат детали пейзажа.
Портрет Павла Александровича завоевал золотую медаль на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Сегодня он хранится в Третьяковской галерее.
Портрет Александра III
Портрет Александра III. 1899
Александра III Валентин Серов писал несколько раз. Групповой портрет императорской семьи 1893 года стал единственным полотном, написанным при жизни монарха. Облик Александра III на картине 1899 года приходилось воссоздавать по памяти. Валентин Серов также опирался на снимки императорского фотографа Сергея Левицкого.
На картине Александр III выглядит одновременно величественным и добродушным. Он изображен на фоне дворца Фреденсборг в Копенгагене в мундире почетного полковника датской Королевской лейб-гвардии. Это звание присвоил императору король Кристиан IX в 1879 году. С тех пор во время визитов в Данию Александр III всегда носил офицерскую форму: треуголку с голубым и белым плюмажем и алый парадный мундир. На нем кроме российских высших наград можно увидеть и датские: голубую ленту, звезду ордена Слона, звезду и крест ордена Данеброг.
Художник несколько раз ездил в Данию, чтобы сделать натурные зарисовки. Один из сержантов позировал ему возле дворца вместо императора. Оригинал императорского портрета хранится в Копенгагене, в офицерском фонде Королевской лейб-гвардии.
Портрет императора Николая II
Портрет императора Николая II. 1900
Домашний портрет Николая II, подарок Александре Федоровне, художник создал всего за две встречи с императором. Оригинальная версия картины не сохранилась: захватившие Зимний дворец революционеры распороли холст штыками. Однако Серов, едва закончив портрет в 1900 году, сразу же сделал его копию. Он беспокоился о судьбе картины, потому что она не очень нравилась императрице. Во время сеансов Александра Федоровна пристально наблюдала за художником и щедро раздавала советы, как «подправить» лицо Николая II на портрете. В конце концов Валентин Серов не выдержал, протянул императрице палитру с кистями и предложил ей самой закончить работу.
Портрет Николая II выглядит незавершенным: он написан широкими свободными мазками без тонких световых переходов, детали полотна не проработаны. Но исполнение картины отражает идею Валентина Серова. Художник хотел показать в первую очередь человека — уставшего на службе, пришедшего домой после работы. На полотне отсутствуют обычные атрибуты царских портретов — торжественные интерьеры, парадная одежда, высшие награды. Николай II изображен в тужурке лейб-гвардии Преображенского полка, которую он носил каждый день.
Полотно хранится в Государственной Третьяковской галерее.
Выход императрицы Александры Федоровны от заутрени
Выход императрицы Александры Федоровны от заутрени. Не позднее 1901 года
Обычно портретные рисунки художники XIX века создавали как этюды к большим живописным полотнам. Но акварельные и карандашные работы Валентина Серова — это самостоятельные произведения искусства.
Портрет Александры Федоровны выполнен в трех цветах: черном, белом и красном. Художник построил композицию картины так, что зритель смотрит на изображение снизу вверх, из-за этого императрица кажется более величественной. Проходя мимо поданных, она отстраненно отвечает на их знаки внимания. Плавными линиями Валентин Серов прорисовал строгий и изысканный крой ее платья, воздушную накидку, сброшенную с плеч. Окружающих он, напротив, изобразил подчеркнуто прямыми и ломаными линиями, их лица практически не различимы, а фигуры — угловаты.
Про Александру Федоровну, иностранку по происхождению, часто говорили, что ее отношения с двором не сложились. Во время торжественных церемоний императрица вела себя сдержанно: ее стесняло общение с незнакомыми людьми. Однако официальные мероприятия были обязательной частью жизни двора. Об одном из них Николай II писал в своем дневнике: «В 2 часа в Зимнем начался дамский безмен — 550 дам! Моя дорогая Аликс выглядела замечательно красивою в русском платье». Безменом в те годы называли церемонию целования рук.
Рисунок с изображением императрицы Александры Федоровны можно увидеть в Государственном Русском музее.
www.culture.ru
Описание картины Валентина Серова «Портрет императора Николая II»
Этот портрет был написан в 1900 году. Николай II заказал его в подарок своей супруге Александре Федоровне. К слову, именно по её вине процесс создания картины чуть было не прекратился. Валентин Серов терпеть не мог вмешательства в творческий процесс, а жена государя, не стесняясь, брала кисть и вслух подмечала недостатки воссоздаваемого образа.
Не привыкший сдерживать свои суждения и взгляды, Серов прямолинейно и с легкой усмешкой предложил Александре Федоровне самой завершить его работу. Как следует из исторических записей, после этого супруга царя не смела больше «учить» творца. Стоит отметить, что таким же смелым и откровенным Валентин Александрович был в изображении своих моделей, из-за чего многие заказчики жаждали и одновременно побаивались позировать мастеру, боясь полностью обнажить свои не самые приглядные стороны.
Тем не менее, современники считают портрет Серова бесспорно и единодушно лучшим. Ему удалось уловить человеческую сущность российского императора. Последний из Романовых одет в повседневную военную форму, поза расслаблена. Вообще, весь облик Николая II лишен пафоса и высокомерия. Мягкий и интеллигентный мужчина с ясным мечтательным взглядом. В глазах самодержца читается тревога и переживание, он красив и печален. Такова была и личность императора – великая, непростая, излишне чувствительная и деликатная. Изображение царя лишено свойственной официальности, это «домашнее» и удивительное теплое изображение, в первую очередь, простого человека, а не императора.
С помощью сдержанной цветовой гаммы и легких движений кисти, Серов подчеркнул молодость Николая II. Неброские тона черных, серых и коричневых оттенков придают выразительность лицу и концентрируют внимание на глазах государя. Манера исполнения картины в чем-то схожа с эскизом, но хорошо продуманным и лиричным. К несчастью, оригинал «Портрета Николая II» был уничтожен в 1917 году во время штурма Зимнего Дворца. Авторская копия полотна хранится сегодня в Третьяковской галерее.
opisanie-kartin.com
Тайна холста. Как за портретом Ленина нашли изображение Николая II | События | КУЛЬТУРА
С 1998 года останки последнего русского императора и членов его семьи покоятся в Петропавловской крепости, куда их прах был перевезен из-под Екатеринбурга. Николая II, его жену и детей расстреляли почти сто лет назад, однако на этом, как выяснилось, противостояние царя с большевиками не было завершено.
Три года назад, во время реставрации картины с изображением вождя пролетариата, эксперты обнаружили, что на другой стороне холста под слоем краски скрывается еще один портрет: на обратной стороне полотна оказалось изображение Николая II. Сейчас оба портрета отреставрированы, и в ближайшее время они будут переданы одному из главных музеев Петербурга. По иронии судьбы, злейших врагов нельзя разлучить, и Ленину с Николаем II предстоит соседствовать на холсте всегда. «Их нельзя разделить, не повредив одного из изображений, – объясняет куратор реставрационных работ Татьяна Поцелуева. – Такая у них судьба: продолжать быть вместе».
Тайна холста открыта через 100 лет
В советское время в актовом зале петербургской школы № 206 висел портрет Ленина кисти известного художника Владислава Измайловича. Картина была написана в 1924 году, сразу после смерти вождя пролетариата. Художник срисовал Ильича с фотографии 1918 года, где тот был запечатлен на фоне кремлевских стен. На своей картине Измайлович изобразил Ленина не в Москве, а на фоне Петропавловской крепости в Северной столице. Портрет не отличался особой художественностью, но отвечал идейному духу того времени, поэтому картину и было решено повесить в учебном заведении. Ленин наблюдал за школьниками со стены актового зала несколько десятилетий, пока в 1970 году один из первоклассников во время мальчишеской драки не упал прямо на картину.
Холст оказался продырявлен, но средств на реставрацию полотна тогда не нашлось, и поврежденное место просто закрыли тряпкой. В таком состоянии картина провисела еще больше сорока лет. Наконец, в 2013 году портрет отправили на реставрацию в художественную академию имени Штиглица. Во время стандартной подготовки к реставрации специалисты сделали удивительное открытие: оказалось, что Ленин на холсте не один.
Художник закрасил портрет царя, а на другой стороне холста изобразил Ленина. Фото: АиФ/ Яна Хватова«Мы провели необходимые исследования, которые обычно делаются перед началом работ, – рассказала корреспонденту SPB.AIF.RU Татьяна Поцелуева. – Рентгеновский снимок полотна показал, что на другой стороне холста прорисовывается портрет Николая II. Мы были поражены».
Двойной портрет
Портрет последнего русского царя находился под толстым слоем краски на обратной стороне холста. Реставраторы провели кропотливую работу, сантиметр за сантиметром снимая с холста краску, под которой был спрятан Николай II. К работе подключилась целая команда историков и исследователей. Они установили, что император был изображен художником Ильей Галкиным в 1896 году – в год коронации Николая II. На картине царь предстает в парадном образе – в красном военном мундире с орденами. Портрет императора повесили в Петровском училище, воспитанники которого постигали образование для торгово-промышленной деятельности.
Император был изображен на картине в год своей коронации. Фото: АиФ/ Яна ХватоваПосле революции наличие портретов царской семьи в образовательных учреждениях стало недопустимо: им на смену пришли картины с изображением большевиков. В 1917 году художник Измайлович закрасил портрет Николая II водорастворимой краской, а семь лет спустя нарисовал на другой стороне холста Ленина. В таком виде картина и стала висеть в учебном заведении на набережной Фонтанки, которое впоследствии стало школой № 206. На протяжении ста лет никто не догадывался, какую тайну скрывает в себе картина: если бы не драка школьников, портрет мог бы до сих пор висеть, покрытый тряпкой, в актовом зале.
Судьба или случайность?
Удивительной находкой были ошеломлены все реставраторы и сотрудники академии. В самом деле, история с двойной картиной буквально пропитана мистицизмом. Мало того что на разных сторонах одного холста нарисованы злейшие враги: Ленин изображен на фоне Петропавловской крепости, где впоследствии захоронили останки Николая II. К тому же изображение царя обнаружили именно в 2013 году – в год 400-летия возведения Романовых на престол.
Уникальный портрет долгое время висел в актовом зале школы. Фото: АиФ/ Яна Хватова«На холсте история перекликается необычным образом, – уверен доцент академии Штиглица Александр Карпов. – На картине изображены два правителя: один их них в 1917 году потерял свое государство, а второй в этом же году начал его строить».
Разделить соперников не позволят даже современные технологии: Ленину и Николаю II предстоит быть рядом навсегда. Уникальный двойной портрет будет выставлен на всеобщее обозрение в одном из главных музеев Петербурга – судьбу двух правителей решит специальная комиссия во главе с вице-премьером Ольгой Голодец.
«Это не просто картина, а судьба нашего государства, – заявил исполняющий обязанности ректора академии Штиглица, Василий Кичеджи. – Его место – не в нашем образовательном учреждении, а в одном из величайших музеев». Пока будущее портрета не определено, петербуржцы смогут увидеть его в Музее прикладного искусства при академии в Соляном переулке, где мистический холст будет выставлен с 1 декабря.
Смотрите также:
www.spb.aif.ru