Русский живописец Неврев Николай Васильевич. Картины неврева
НЕВРЕВ Николай Васильевич – Галерея произведений (42 изображения).
Н.В.НЕВРЕВ
(1830 – 1904)
Николай Неврев как художник был близок тематикой и обличительным настроем своих картин Василию Перову. Многие его произведения были запрещены для воспроизведения и показа на выставках как «неудобные в отношении содержания».
Сейчас Неврев более известен как мастер исторического жанра, его картины, воспринимавшиеся современным ему обществом как отклик на злобу дня, стали хрестоматийными иллюстрациями в нынешних учебниках истории.
Николай Васильевич Неврев родился 3 (15) мая 1830 года в Москве в купеческой семье. Окончил Мещанское училище Московского купеческого общества.
Первоначальные художественные навыки получил у своего отчима – учителя рисования Степанова. Учился некоторое время (до 1847) в Строгановском училище, затем в МУЖВ (1851-1855) у Михаила Скотти.
В 1855 за картину «Домашняя крестьянская сцена» (ГТГ) получил от ИАХ звание неклассного (свободного) художника по живописи домашних сцен.
Жил в Москве, более сорока лет был дружен с П.М.Третьяковым, ездил с его семьёй в Киев и Одессу (конец 1850-х), исполнил по его заказу портрет М.Щепкина. С 1870-х был также тесно связан с семьёй С.И.Мамонтова, входил в Абрамцевский художественный кружок.
Много путешествовал по России, был в Закавказье, Крыму, Киеве, работал в имении И.Г.Харитоненко Натальевка под Харьковом (1892). С 1900 жил в имении В.В.Лапандина Лысковщина Могилевской области.
Преподавал в МУЖВЗ (1887-1890). В 1898 году за известность на художественном поприще Николай Неврев был удостоен звания академика. Член Товарищества передвижных выставок с 1881 года.
1. Неврев Николай «Домашняя крестьянская сцена» 1855 Холст, масло 99,5х80 Государственная Третьяковская галерея
cultobzor.ru
Русский живописец Неврев Николай Васильевич: picturehistory
Автопортрет 1863Неврев Николай Васильевич — исторический и жанровый живописец; родился в 1830 году; учился в 1850—1855 годах в Московском училище живописи и ваяния; при выходе из этого заведения получил звание свободного художника.
Живя постоянно в Москве, писал вначале портреты, а потом сцены русского народного быта и, наконец, с середины 1870-х годов стал брать для своих картин сюжеты преимущественно из отечественной истории.
В 1881 году Неврев вступает в Товарищество передвижных художественных выставок.
Главные его произведения по части жанра: «Панихида на сельском кладбище» (1865), «Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах многолетие» (1866; Государственная Третьяковская галерея), «Из недавнего прошлого» (1866; Государственная Третьяковская галерея), «Наследство после чиновника», «Странник в купеческой семье», «Воевода» (из поэмы Мицкевича;), «Две подруги», «Раздел по наследству» (1889; в Третьяковской галерее, в Москве) и «Сватовство» (1889; там же).
В числе исторических картин этого художника наиболее любопытными могут считаться: «Князь Роман Галицкий и папские послы», «Дмитрий Самозванец у Вишневецкого» (1881; находится в Третьяковской галерее), «Представление Ксении Годуновой Лжедмитрию» (1882), «Захар Ляпунов и Василий Шуйский» (1886), «Патриарх Никон пред судом» (1885) и «Ярослав Мудрый, отправляющий свою дочь Анну в замужество к французскому королю Генриху I» (1888).
Последние годы жизни испытывал сильную нужду. На семьдесят четвёртом году жизни, от отчаяния, застрелился в своём имении Лысковщина в Могилёвской губернии.
Возвращение солдата на родину.
Воспитанница.1867 ГТГ
Дети скупого 1864 Архангельский музей изобразительных искусств
Княжна Прасковья Григорьевна Юсупова перед пострижением. 1886
Мочалов среди почитателей.1888 ГРМ
Опричники
Пётр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, патриархом Адрианом и учителем Зотовым. Ставропольский краевой музей изобразительного искусства
Портрет М.И. Третьяковой. 1860 ГТГ
Последние минуты митрополита Филиппа. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань
Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма.
Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие. ГТГ 1866
Роман Галицкий принимает послов папы Иннокентия III. 1875. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск
Семейные расчеты (Раздел по наследству).1888 ГТГСмотрины.1888 ГТГ
Торг. Сцена из крепостного быта.1866 ГТГ
Увещевание.
Шут (Опальный боярин).1891 Кировский областной художественный музей.
«Портрет А.П.Елагиной 1870-е ГТГ
Портрет девушки 1890-е ГТГ
Портрет неизвестного 1871 ГТГ
Автопортрет 1858 ГТГ
Домашняя крестьянская сцена 1855 Государственная Третьяковская галерея
Женский портрет 1892 Астраханская государственная картинная галерея
За вышиванием. Спокойствие 1880-е Новокузнецкий художественный музей.
Знахарка. 1895 ГРМ
Мужской портрет 1861 Екатеринбургский музей изобразительных искусств.
Мужской портрет 1869 ГТГ.
Невеста царя Михаила Федоровича Мария Ивановна Хлопова» 1884. Саратовский государственный художественный музей
Портрет А.Д.Коншиной 1859 ГТГ
Портрет Герасима Харитоненко 1892 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан Казань.
Портрет князя Н.М. Голицына 1868 Музей Новый Иерусалим.
Портрет И.Г.Харитоненко 1892 ГТГ
Портрет М.. Щепкина 1862 Музей Государственного Малого академического театра России, Москва.
Портрет молодой женщины в черном бархатном платье 1857 Государственный Русский музей.
Портрет Н.М.Гартунг 1897 ГТГ.
Портрет Н.М.Харитоненко 1892 ГТГ.
Портрет неизвестного 1858 ГТГ.
Портрет неизвестной» 1900 ГТГ.
Портрет Я.Ф.Гартунга 1897 ГТГ.
Просительница 1880-е Омский музей изобразительных искусств.
Пряха 1889 Архангельский музей изобразительных искусств.Боярышня 1901 Воронежский областной художественный музей.
Боярышня 1888.
Ваше здоровье!
За вышиванием.
Ляпунов Зазар.
Выигрышный билет.
Панихида.
Портрет Помяловского Н.
Портрет Андрея Саввича Мамонтова
Портрет дочери.
Портрет неизвестной 1871.
Портрет старика.
Представление Ксении Годуновой Лжедмитрию.
Раздел наследства.
Смотрины.
См.также:
Москва в картинах Аполлинария Васнецова
Александр Иванович Лактионов - советский живописец и график
Маковский Константин Егорович. Русский художник
Художник Боровиковский Владимир
Художник Шишкин Андрей Алексеевич, историческая живопись
picturehistory.livejournal.com
Неврев Николай Васильевич — русский художник
Русский художник Неврев Николай Васильевич . Автор картин: Мочалов среди почитателей; Опричники; Подопечный; Портрет Герасима Харитоненко; Портрет М.С. Щепкина; и многих других.
Неврев Николай Васильевич (1830-1904)
Есть в непростой творческой судьбе русского художника Николая Васильевича Неврева период его необычайно высокого нравственного взлета. В картине "Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого" художник талантливо кистью выразил свое отношение к дикости нравов современного ему общества. Написана картина, видимо, между годом отмены крепостного права (1861) и годом появления полотна перед зрителями (1866). Хотя кто знает: может быть, была написана много раньше и ждала своего дня?
Отнюдь не революционный сюжет. На лицах двух главных персонажей — продавца и покупателя — нет "радищевских" следов преступлений. Идет спокойное обсуждение сделки. Сделки о продаже человека. Возможно, показ этого будничного (или рутинного) для тех времен события и есть вершина гениальности обличения российского зла. Н. Неврев показывает продавца, имеющего интерес к литературе, живописи и даже к свободолюбивым идеям (на стене можно рассмотреть гравюру с изображением известного деятеля французской буржуазной революции Мирабо).
Картина получила широкое общественное звучание. И хотя власти все сделали для того, чтобы она не попала на Международную художественную выставку, российская общественность в лице Общества любителей художеств наградила Торг Н.В. Неврева первой премией. Очень скоро она попала и к П.М. Третьякову, приобретя тем самым еще большую известность и популярность.
Рожденный в московской купеческой семье Николай Неврев лишь в двадцать один год поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. По отзывам современников, после ухода из училища Н.В. Неврев рисует много портретов, не броских по колориту, но отличающихся правдивостью и элементами психологизма. Известно, что в 1859 году он получает звание классного художника. В 1866 году написан "Торг", пишутся "Протодиакон", провозглашающий на купеческих именинах многолетие (1866) и "Воспитанница" (1867). В "Протодиаконе" хорошее знание купеческого быта позволило художнику создать яркую, реалистическую картину с большими вкраплениями сатиры и юмора (а этим реальная жизнь и отличается от конструкций). Картина "Воспитанница" выполнена явно в минорном ключе — описанная ситуация иного не позволяла.
В последующие годы художник имел постоянные заказы на портреты, исторические и бытовые картины, хотя свое главное предназначение перед обществом и искусством Н.В. Неврев выполнил в шестидесятые годы XIX века.
Картины художника
Мочалов среди почитателей
Опричники
Подопечный
Портрет Герасима Харитоненко
Портрет М.С. Щепкина
Последние минуты митрополита Филиппа
Пётр I в иноземном наряде
Роман Галицкий принимает послов папы Иннокентия III
Смотрины
Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого
wearts.ru
ХУДОЖНИК НИКОЛАЙ НЕВРЕВ. ИСТОРИЯ РОССИИ В КАРТИНАХ
Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие
Николай Васильевич Неврев – русский живописец, автор жанровых и исторических картин.
В истории России много действительно талантливых художников, но время совершенно безжалостно даже к очень талантливым. И даже к тем, кто оставил после себя действительно яркий след в истории. Даже если это след «только» в истории живописи.
В музеях России хранится достаточно много картин Николая Неврева, но как-то совершенно естественно он превратился в «художника второго плана». Есть великие художники, а есть… Кто взял на себя смелость делить художников по сортам, как колбасу? Мне кажется, что это не просто несправедливо – это гадко.
Примерно так получилось и с Николаем Невревым. Его работами активно иллюстрировали ещё советские учебники по истории, поскольку кроме самого исторического события в лицах художник сумел передать драму происходящего, накал страстей, драму, душевную муку.
Если вам довелось учиться во времена СССР, вы не могли не запомнить картину «Пётр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, патриархом Адрианом и учителем Зотовым». Радость молодого Петра и ужас на лице царицы Натальи, совершенно растерянный патриарх и хитрый Зотов. Столько ярких эмоций. А помните ли вы автора этой картины?
Можно совершенно определенно говорить о забытом имени.
Тем более, что и о жизни художника, о его творческом пути, известно совсем немного.
БИОГРАФИЯ НИКОЛАЯ НЕВРЕВА
pravoslavnaa.livejournal.com
История в картинах художника Н.В.Неврева.
Русский художник-передвижник Николай Васильевич Неврев. К сожалению о нем известно очень мало, в 1950 году вышла небольшая книга про творчество этого художника, но ее тираж столь мал, что она стала библиографической редкостью. Но тем не менее картины этого художника есть в собраниях в многих музеев России.
Неврев Н.В. Василиса Мелентьевна и Иван Грозный. 1880-е(Музей-заповедник "Абрамцево")
Н.В. Неврев родился в 1830 году в Москве, в купеческой семье со средним достатком. С детства стал увлекаться живописью и ничем другим заниматься уже не хотел.
Жизнь свела Неврева с актером Скотти, братом известного живописца Михаила Ивановича Скотти, который был и сам когда-то живописцем. Этот Скотти принял участие в жизни Неврева, показал ему, как составляются краски, как ими пишут... На 21-м году жизни мечта Неврева стать художником осуществилась, и он поступает в Московское училище живописи и ваяния. Неврев учился непосредственно у инспектора Училища, обрусевшего итальянца Скотти и был одним из его любимейших учеников.Неврев Н.В. Автопортрет. 1858(Государственная Третьяковская галерея)
После пяти лет обучения Неврев написал картину "Домашняя крестьянская сцена". Десятого марта 1855 года он получил за эту картину звание "неклассного художника по живописи домашних сцен". Год спустя на место Скотти в Училище пришел Зарянко. Это был знаменитый в то время портретист. Но учиться у Зарянко Невреву не пришлось. Он поссорился с новым руководителем и вынужден был, не окончив курса, уйти из Училища.
Бытовой жанр всегда пользовался в Училище живописи и ваяния особым вниманием и Неврев, пока находился в его стенах, занимался в основном жанровой живописью. Но выйдя из Училища, он начал работать как портретист и как художник, рисующий картины на исторические сюжеты.
Неврев Н.В. Портрет М.С.Щепкина. 1862(Музей Государственного Малого академического театра)
В начале 1860-х годов художник знакомится с П.М.Третьяковым, и становится частым гостем в доме. Третьяков заказал портрет актера Щепкина. В начале 1860-х годов Неврев написал несколько портретов родственников П.М. Третьякова. Неврева признают одним из лучших портретистов России. Его портреты начинают пользоваться успехом у публики, их сравнивают с портретами Зарянко, который в те времена считался мастером портретного искусства.
Несмотря на успех, который имели его портреты, Неврев в середине 1860-х годов совершенно перестал работать как портретист и целиком обратился к бытовой живописи. В 1861 году Александром II было отменено крепостное право. "Торг" относится к числу русских картин, соединяющих, по словам В.В. Стасова, "бытовую национальную правду с потрясающей драматичностью".
Неврев Н.В. Торг. Сцена из крепостного быта. Из недавнего прошлого. 1866(Государственная Третьяковская галерея)
В этой картине Неврев показал сцену продажи крепостной женщины, назвав картину "Из недавнего прошлого", соединяя, таким образом, здесь бытовой жанр с историческим, к которому он обратился спустя десять лет. В момент своего появления картина "Торг" вызвала много откликов в либеральной печати. Картина "Торг (Из недавнего прошлого)" получила первую премию от Общества Любителей Художеств и в конце концов попала в галерею к П.М. Третьякову. Покупка картины Третьяковым явилось значительным событием в жизни молодого еще художника.
Неврев Н.В. Возвращение солдата на родину. 1869 (Днепропетровский художественный музей)
Неврев Н.В. Воспитанница. 1867(Государственная Третьяковская галерея)
В дальнейшем он написал одну за другой картины: "Наследство после чиновника", "Возвращение солдата на родину", "Перемена жизни", "Похороны крестьянина", "Доброе утро", "Большой выигрыш" и т.д., но они большого успеха не имели.
В середине 1870-х годов в Москве стал созревать проект организации Русского Исторического музея, который предполагалось "украсить картинами из Отечественной истории".
Неврев Н.В. Роман Галицкий принимает послов папы Иннокентия III. 1875(Национальный художественный музей Республики Беларусь)
Известный археолог и ревнитель русской старины А.С. Уваров решил привлечь художника к участию в устраиваемом Московским Обществом Любителей Художеств конкурсе на историческую картину, предложив ему и сюжет для картины - "из жизни Галицкой Руси, когда она стала подвергаться проискам западного латинства". Художник увлекся сюжетом и немедленно принялся за работу. Написанная им картина наконец-то получила одобрение. В журнале "Пчела" за 1876 год была напечатана небольшая доброжелательная статья о его творчестве.
Картину много хвалили. После "Романа Галицкого" художник работает над второй исторической картиной, которая была им окончена в 1877 году. На этот раз Неврев обратился к тяжким временам Смуты, к первой польской интервенции 1605- 1606 годов. Картина называется "Присяга Лжедмитрия I королю Сигизмунду III на введение в России католицизма".
Неврев Н.В. Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма. 1874(Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева)
Картина "Присяга Лжедмитрия I Сигизмунду III на введение в России католицизма" была куплена П.М. Третьяковым и удостоена первой премии на выставке Московского Общества Любителей Художеств (Неврев получил за нее 500 рублей).
Две исторические картины Неврева - "Роман Галицкий принимает папских послов" и "Присяга Лжедмитрия I Сигизмунду III на введение в России католицизма" - были впервые показаны широкой публике в 1881 году на IX выставке Товарищества Передвижных художественных выставок. Неврев получил официальное признание и приглашение вступить в Товарищество. Неврев в этот период пишет множество картин на исторические сюжеты и постоянно участвует в Передвижных художественных выставках.
Неврев Н.В. Княжна Прасковья Григорьевна Юсупова перед пострижением. 1886 (Государственная Третьяковская галерея)
Неврев Н.В. Дмитрий-самозванец (Дальневосточный художественный музей)
Неврев Н.В. Опричники(Государственный музей изобразительных искусств Кыргызстана)
Неврев был приглашен в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако, педагогическая работа не заинтересовала художника и он не стал там преподавать.
Неврев Н.В. Гончары. Вид с Москвы-реки на Гончарную набережную и Гончарные переулки. 1889(Музей истории и реконструкции города Москвы)
К XVIII Передвижной выставке он написал историческую картину "Послы Ивана Грозного в Англии из русской истории XVI века", так хорошо им изученной, а также выступил как пейзажист с картиной "Гончары (Вид с Москвы-реки на Гончарную набережную и Гончарные переулки)".
Неврев Н.В. Кончина митрополита Филиппа. 1898 (Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан)
Нервев Н.В. Купец и товар. Начало 1890-х(Нижнетагильский художественный музей изобразительных искусств)
В последние годы жизни Неврев работает над жанровыми картинами, сюжеты для которых были им взяты из истории. Картина "Купец и товар", показывается на XX Передвижной выставке.
Неврев Н.В. Мочалов среди почитателей. 1888 (Государственный Русский музей)
Неврев Н.В. Шут (Опальный боярин). 1891 (Кировский областной художественный музей имени В.М. и А.М.Васнецовых)
Неврев Н.В. Увещевание. 1893 (Государственный музей искусств им. А.Кастеева Республики Казахстан)
Неврев Н.В. Женский портрет. 1892(Астраханская государственная картинная галерея имени П.М.Догадина)
Последние картины Неврева почти не продавались. Лишь изредка в газетах и журналах печатались строки положительных откликов на его произведения. Художник испытывал страшную нужду.
В 1898 году, после смерти П.М. Третьякова, Невреву предложили пост директора галереи, но он отказался, ссылаясь на старость. С годами художника все больше и больше удручала болезнь.
Неврев Н.В. Боярыня. 1901 (Воронежский областной художественный музей им. И.Н.Крамского)
Неврев Н.В. Пётр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, патриархом Андрианом и учителем Зотовым. 1903(Ставропольский краевой музей изобразительных искусств)
Престарелый художник жил одиноко со своей женой в своей квартире, заваленной непроданными картинами. Последние значительные деньги, вырученные художником за продажу картин в 1894 году, были истрачены им на благотворительность. В припадке отчаяния художник на семьдесят четвертом году жизни (в 1904 г.) застрелился.Источникhouseofmylove.blogspot.com
ХУДОЖНИК НИКОЛАЙ НЕВРЕВ. ИСТОРИЯ РОССИИ В КАРТИНАХ
Николай Васильевич Неврев – русский живописец, автор жанровых и исторических картин.Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах долголетие
Николай Васильевич родился в 1830 году в Москве, в купеческой семье. Рано осиротел и рано начал работать. В Московское училище живописи, ваяния и зодчества поступил уже в достаточно зрелом возрасте (Николаю шёл 21 год), обучался пять лет и вынужден был оставить училище до срока в связи с тяжелым материальным положением.
В связи с тем, что Николай Васильевич училища не закончил, его выпустили со званием свободного художника.
Ради хлеба насущного свободный художник начал писать портреты на заказ и очень скоро стал одним из самых популярных портретистов Москвы. Критики особо отмечали (в тот период) портрет М.И. Третьяковой, как образец глубокого проникновения художника в личность, отображение не только внешнего сходства, но и раскрытия глубинного личностного содержания.
В 1859 году Неврев получает звание классного художника.
Очень скоро художник перешёл от портретов к написанию сценок из русского быта, а в середине семидесятых годов появились первые полотна на исторические темы.
В 1881 году Николай Васильевич вступает в Товарищество передвижных художественных выставок. Как результат – появляются картины «ярко реалистичные с глубоким социальным протестом».
Последние годы своей жизни художник провел в своём имении Лысковщина (Могилевская губерния). Николай Васильевич сильно нуждался и 3 мая 1904 года застрелился.
КАРТИНЫ НИКОЛАЯ ВАСИЛЬЕВИЧА НЕВРЕВА
ВоспитанницаТорг. Сцена из крепостного бытаРоман Галицкий принимает послов папы Иннокентия III
Увещевание
Опричники
Княжна Прасковья Григорьевна Юсупова перед пострижением
Мочалов среди почитателей
Смотрины
Последние минуты митрополита Филиппа
Семейные расчеты (Раздел по наследству)
Возвращение солдата на родину
Присяга Лжедмитрия I польскому королю Сигизмунду III на введение в России католицизма
Шут (Опальный боярин)
Пётр I в иноземном наряде перед матерью своей царицей Натальей, патриархом Адрианом и учителем Зотовым
Василиса Мелентьевна и Иван Грозный
Монахи
Портрет М.И. Третьяковой
via
astori-18.livejournal.com
Русская живопись. Художник Неврев Николай Васильевич. Биография. Картины
Сын купца. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Получил звание свободного художника. Состоял в рядах Товарищества передвижных художественных выставок. В ранний период творчества преобладали портреты, позднее увлекся жанровой живописью. Обращался к исторической теме. Просмотреть картины Неврева
Биография и творческая деятельность
Неврев Николай Васильевич родился в 1830 году в Москве в семье купца. В 1851 году поступил в только что открытое Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), обучаясь в нем под руководством исторического и жанрового живописца М.И. Скотти. Получил звание свободного художника за картину «Домашняя крестьянская сцена». Закончил обучение в 1855 году. С 1881 года был членом «Товарищества передвижных художественных выставок». Большую часть жизни прожил в Москве.
В ранний период творчества писал преимущественно портреты. Среди наиболее известных работ можно выделить «Портрет М.И. Третьякова» (1860-е), Автопортрет (1863) – со шляпой, тень от которой наполовину скрывает лицо. Однако наибольшую известность получил как жанрист. Главные жанровые произведения Неврева: «Панихида на сельском кладбище» (1865), «Странник в купеческой семье», «Из недавнего прошлого» (1866), «Наследство после чиновника», «Смотрины» (1888), «Воевода», «Две подруги». Некоторые произведения Неврева близки к журнальным карикатурам, среди которых «Купец-кутила» (1877), «Протодьякон, провозглашающий многолетие на купеческих именинах» (1866). В самой известной своей картине «Торг. Из недавнего прошлого» (1866) Неврев проявил себя выдающимся мастером картинной драмы. В один ряд с данным произведением можно поставить аналогичные по жанру «Семейные расчеты» (1888).
В своем творчестве художник не раз обращался к российской истории, создав несколько остродраматичных произведений, преумноживших традиции романтического историзма, среди которых можно выделить следующие: «Патриарх Никон перед судом 1 декабря 1666 года» (1885) и «Ярослав Мудрый напутствует дочь Анну в замужество французскому королю Генриху I» (обе картины находились в Киевском музее русского искусства, пропали во Вторую мировую войну), «Княжна П.Г. Юсупова перед пострижением» (1886), «Князь Роман Галицкий и панские послы», «Дмитрий Самозванец у Вишневского» (1881), «Мочалов среди своих поклонников» (1888), «Представление Ксении Годуновой Лжедимитрию» (1882), «Захар Ляпунов и Василий Шуйский» (1886).
Последние годы своей жизни Неврев прожил уединившись в своем имении Лысковщина в Витебской губернии, страдая от нервного расстройства. Неврев покончил с собой в своем имении 3 (16) мая 1904.
Картины Неврева art19.info