Татуировки Горгона Медуза. Картины медуза горгона
Медуза Горгона от античности до наших дней / Posta-Magazine — интернет журнал о качестве жизни
По мере того как в обществе возрастала роль женщины, менялся образ Медузы Горгоны, который со временем приобрел женские черты. В мире, где вся власть принадлежала мужчинам, независимая женщина была угрозой, ее внешность старались демонизировать, придавая ей сходство с чудовищем. Подобная участь была уготована для большинства бунтарок, от Марии Антуанетты до Хиллари Клинтон, — всех их изображали в виде змееволосого монстра.
От звероподобного монстра до пленительной красавицы
Человеческое воображение породило множество чудовищ в женском обличье: чарующие пением сирены с девичьей головой и птичьим телом, которые погубили не один корабль, заманив его на подводные рифы; пожирающий людей Сфинкс — ужасного вида дева с телом собаки, пернатыми крыльями и человеческой головой; а также похищающие детей и души гарпии с когтистыми лапами и крыльями, как у грифа, и с женским лицом и грудью. Но, несомненно, самым главным персонажем среди них была Медуза Горгона — прекрасная девушка со страшным взглядом, превращающим все живое в камень, и извивающимися змеями, примостившимися у нее на голове вместо волос. Впрочем, первые ее изображения, датированные древнегреческим архаическим периодом (VII — начало V века до нашей эры), далеки от современных представлений об этом жутком персонаже мифов. На старинных керамических вазах и надгробных памятниках, найденных археологами, Медуза изображена в образе звероподобного существа с кабаньими острыми клыками, выпученными глазами и даже с густой бородой (работа древнегреческих ремесленников — гончара Эрготимоса и художника Клейтиаса, терракотовая чернофигурная подставка, около 570 года до нашей эры, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Древнегреческий поэт Гесиод в своей поэме «Теогония» («Происхождение богов») описывал Медузу как безобразное чудовище с острыми стальными когтями, все тело которого покрыто сверкающей чешуей.
Но в V и IV веках до нашей эры — классический период Древней Греции, когда античная культура достигла своего наивысшего расцвета, — образ Медузы Горгоны начал преобразовываться: исчезли борода и клыки, а им на смену пришли красиво очерченные губы и пухлые щеки. Так, глиняный кувшин, вылепленный в эпоху расцвета эллинской культуры, изображает мирно спящую женщину с кудрявыми волосами и большими белыми крыльями, которую хватает Персей, при этом оглядываясь на Афину (работа древнегреческого живописца Полигнота, терракотовый кувшин из Южной Италии, около 450–440 годов до нашей эры, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Это одно из самых ранних изображений Медузы в виде красивой женщины, а не внушающего ужас монстра. Гораздо позже — во времена Римской империи — на ее голове появились змеи. О чем свидетельствует, например, бронзовое украшение с римской церемониальной колесницы триумфатора I–II веков нашей эры, декорированное вставками из серебра и меди и головой Горгоны с аккуратно связанными у нее под подбородком маленькими змейками.
Выставка чудовищ в женском обличье
По словам куратора выставки Dangerous Beauty: Medusa in Classical Art («Опасная красота: Медуза в классическом искусстве») Кики Кароглоу, такие миниатюрные змейки скорее больше похожи на аксессуар, чем на ядовитых гадов.
Проходящая в нью-йоркском Метрополитен-музее выставка посвящена трансформации образа Медузы Горгоны, на примере которого можно проследить то, как общество воспринимало независимых женщин в разные эпохи. Стоит отметить, что, кроме предметов искусства с изображением Медузы, в экспозиции представлено множество статуэток в виде других чудовищ из древнегреческих мифов — гарпий, сирен, сфинксов. Выставка охватывает период, начиная от Древнего мира (терракотовая фигурка всадника на коне. Начало III века до нашей эры. Из святилища Аполлона Гилата в Курионе на Кипре. На щите — горгонейон) до наших дней. Среди современных экспонатов — знаменитый логотип Versace, представляющий собой созданное в графическом виде мраморное изваяние Медузы Ронданини, а также жутковатая картина Эдварда Мунка «Гарпия».
Оберег от злых сил и дурного глаза
В I веке нашей эры между вторым и восьмым годами древнеримский поэт Публий Овидий Назон написал поэму «Метаморфозы», в которой по-своему интерпретировал историю Медузы Горгоны. По его версии, Медуза, или Медуса — с древнегреческого ее имя переводится как «защитница, повелительница», — была прекрасной морской девой, красота которой пленила бога морей Посейдона. Он надругался над ней в храме Афины Паллады, в котором девушка пыталась укрыться от его посягательств. Вместо того чтобы наказать похотливого бога, дева-воительница обрушивает весь свой гнев на Медузу, превращая красавицу в крылатое чудовище. Скрывая свой безобразный облик, Горгона бежит на край света. Там ее и находит Персей, мечтающий заполучить голову несчастной Медузы, которая даже после расставания с телом не теряла своей чудовищной силы. Вооружившись подаренным Афиной медным щитом с отполированной до блеска поверхностью, который он, чтобы случайно не встретиться со смертоносным взглядом змееволосого чудовища, использовал как зеркало, Персей отрубает голову Медузе (картины Кристиана Бернхарда Роде «Афина вручает Персею зеркальный щит», Эжена-Ромена Тириона «Персей, победитель Медузы», 1867). Что интересно, из пролитой крови поверженного монстра появились не только ядовитые гады, уничтожающие все живое вокруг себя, но и кораллы, которые так и назвали — красные горгонарии. Это говорит о двойственности натуры Медузы Горгоны, которая, с одной стороны, приносила смерть, а с другой — давала жизнь.
По одной из легенд, у Медузы были еще и две старшие сестры, которые разделили с ней ее участь, вот эту троицу и назвали Горгонами, что означает в переводе с древнегреческого «ужасные». Голову с копошащимися на ней змеями Персей подарил Афине, которая украсила ею свой щит, получивший эпитет «горгонейон» — «принадлежащий горгоне». С тех пор так стали называть все изображения головы Медузы, которые стали довольно популярными у народа — горгонейоны использовали воины для устрашения врагов, покрывая ими свое оружие, к тому же считалось, что они оберегают от злых сил и дурного глаза, поэтому змееволосыми образами стали украшать амулеты и входы в жилище (горгонейон на дверной панели отеля Амело де Биссё в Париже, художник Тома Реньядин, приблизительно 1660). Горгонейоны, отсылающие к античному наследию, встречаются и в искусстве классицизма. Например, в Санкт-Петербурге изображениями головы Медузы декорированы кованая чугунная решетка Летнего сада и ограда 1-го Инженерного моста.
«Медузы» Караваджо и Леонардо да Винчи
Новое толкование Овидием мифа о Медузе Горгоне одобрили последующие поколения художников, которые увидели в ужасном чудовище человеческие черты. Так, например, Караваджо изобразил отрубленную голову Медузы с хоть и злобным, но все же женским лицом, монстра в нем выдает только леденящий кровь взгляд да гнездо извивающихся змей на голове («Медуза», 1598). Впрочем, картина с подобным изображением уже была написана другим художником — Леонардо да Винчи, — который первым решил нарисовать клубок змей, обвивающих голову Медузы и разинувших свои, готовые в любой момент укусить, пасти, причем сделал это так мастерски, что здорово напугал ими своего отца. Работа Леонардо да Винчи была натянута на деревянный щит, который его отец продал за солидную сумму во Флоренции. По легенде, щит купила семья Медичи, а когда он был утерян, всесильных вельмож выгнал из родного города восставший народ. Через много лет кардинал Франческо дель Монте заказал Караваджо нарисовать точно такую же картину, которую он подарил Фердинандо I Медичи в честь женитьбы его сына.
Молчи, женщина, молчи
В наше время интерес к образу Медузы Горгоны только усилился — не так давно один за другим вышли в кинопрокат фильмы «Битва титанов» и «Перси Джексон и Похититель молний», в которых чудище со смертоносным взглядом сыграли супермодель Наталья Водянова и актриса Ума Турман. Перевоплотилась в роковую мифическую красавицу в совместном проекте с Дэмиеном Хёрстом и эпатажная Рианна, которая снялась полностью обнаженной в юбилейном выпуске британского мужского журнала GQ в 2013 году.
Правда, не все женщины добровольно примеривают на себя образ змееволосого монстра. Не по собственной воле в Медузу Горгону во время президентских выборов 2016 года превратилась Хиллари Клинтон. Всему виной ее оппонент Дональд Трамп или, точнее, его команда, решившая видоизменить рисунок с изображением бронзовой статуи «Персей» итальянского скульптора Бенвенуто Челлини, приделав с помощью фотомонтажа к телу древнегреческого героя голову будущего президента Америки, который топчет распростертого под ним обезглавленного монстра. В руках у него отрубленная голова Медузы с испуганным лицом Клинтон.
Стоит заметить, что Хиллари Клинтон — далеко не первая женщина, посягающая на господство мужчин, которую изобразили в виде змееволосого чудовища. Так, например, еще в 1791 году в гравюре Les deux ne font qu’un («Обе они едины») Мария Антуанетта появляется в образе Медузы-полузверя.
«Введите в поисковик имя любой известной женщины и слово „Медуза“, — предлагает профессор английского языка Элизабет Джонстон, преподающая гуманитарный курс по женским иконам в массовой культуре в нью-йоркском Колледже Монро. — И вы увидите, что почти на каждую влиятельную женскую фигуру был сделан фотомонтаж с использованием волос-змей. Медузообразными стали Марта Стюарт, Кондолиза Райс, Мадонна, Нэнси Пелоси, Опра Уинфри и Ангела Меркель. Как же заставить замолчать всех этих женщин-бизнесменов, политиков, активисток и артисток, несогласных с мужским мнением? Есть только один действенный метод — отрубить им голову».
Детали Выставка «Опасная красота: Медуза в классическом искусстве» Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США До 6 января 2019 года
posta-magazine.ru
Медуза Горгона
Имя «Горгона» известно с глубокой древности. Задолго до Гомера греки называли «горгонейоном» маску талисман, которую изображали на одежде, предметах обихода, оружия, инструментах, украшениях, монетах и фасадах зданий. Уже в те древние времена мифы о Горгоне и Медузе тесно переплелись и эти имена практически стали синонимами. Горгона наделена невероятно коварной красотой, завораживающей любого, кто взглянет на нее. В зависимости от обстоятельств ее жертва окаменевает, теряет дар речи, лишается чувств или умирает. Силу Медузы можно обратить против нее самой или использовать в борьбе с другими противниками.
Согласно различным, зачастую противоречивым, источникам, Медуза — женское существо. Легенда о Медузе Горгоне окончательно сформировалась к VIII веку до н. э. В эпоху Гомера Горгона была настолько известным персонажем, что он просто упоминает о ней в своих поэмах, не излагая ее истории, которая, как, видимо, он считает, прекрасно известна грекам. Зевс вселял ужас в своих врагов щитом Афины — эгидой, на котором была изображена голова Горгоны.
Ни один из античных авторов не упоминает о том, каким образом она обрела свои незаурядные способности. В гомеровские времена изображения Медузы были распространены повсеместно: их можно увидеть на монетах, бокалах для вина, хлебных формах, над входной дверью и у домашнего очага во многих афинских домах. Считалось, что капли ее крови в амулете предохраняют владельца от несчастий.
После Гомера значительный вклад в развитие образа Медузы сделал Гесиод (конец VIII—VII век до н. э.). В поэмах «Теогония» и «щит» упоминаются две из пяти сестер Горгоны — Стено и Эвриала — чудовища, живущие на краю мира, а также описывается смерть Горгоны от руки Персея. По сравнению с беглыми упоминаниями и намеками Гомера это уже огромная информация. Эсхил (525—456 годы до н. э.) добавляет к ней еще несколько деталей.
В «Прикованном Прометее» он говорит о сестрах Медузы — крылатых женщинах со змеями вместо волос и смертоносным взглядом. В двух других трагедиях Эсхила образ Медузы олицетворяет отвратительность зла и безжалостность человека.
Однако особенно интересные поправки к истории о Горгоне делает в «Двенадцатой пифийской оде» Пиндар. В отрывке о происхождении флейты он говорит, что инструмент был создан Афиной, впечатленной криками сестер Горгоны в день ее смерти. Пиндар описывает красоту и привлекательность Медузы, вдохновлявшую поэтов романтиков на протяжении многих столетий. От него же исходят сведения о том, что жертвы Горгоны окаменевают от ее взгляда.
Свою лепту в развитие мифов о Медузе внес Еврипид (V век до н. э.) в «Ионе». Героиня этой поэмы Креза описывает два небольших полых амулета, доставшихся ей от отца — Эрихтония, который, в свою очередь, получил их от Афины. Каждый из амулетов содержит каплю крови Медузы. Одна из капель — благотворная, обладающая целительными свойствами, другая — яд из змеиного тела.
Здесь, как и у Пиндара, Медуза — существо двойственное. Наиболее известное, полное и значительное по своему воздействию на европейскую мифологию описание Горгоны сделано Овидием в четвертой и пятой книгах «Метаморфоз». В его истории главным персонажем становится смелый, дерзкий и жестокий герой Персей.
Для того чтобы подчеркнуть значимость победы Персея над Медузой, Овидий подробно говорит о происхождении и чудовищных способностях его змее волосой соперницы. Именно описанию Овидия в своем большинстве следовали писатели и художники последующих столетий.
Под пером Овидия история Медузы превратилась в легенду. Дочь Форция, сына моря и суши, и Цето, Медуза принадлежит к младшей тройне сестер Горгон (по Овидию, старших сестер Горгон — Грей — было две, они родились уже старыми, с одним глазом на двоих и с одним зубом в общем рту). Хотя у всех трех младших Горгон вместо волос змеи, только Медуза обладает чудесным даром завораживать людей взглядом (и в положительном, и в отрицательном смысле этого выражения) и только она одна из трех сестер смертна. Персей избегает ее прямого взгляда и отрубает спящей Медузе голову, глядя в ее отражение на своем отполированном щите. Из крови, хлынувшей из раны, «как из материнского чрева», появляются сыновья Медузы — Пегас и Хризаор. Их отцом, видимо, следует считать Персея. Персей прячет отрубленную голову в сумку, подаренную ему для этой цели Афиной. Сила Горгоны не действует, пока ее голова в этой сумке. На обратном пути в Эфиопию Персей трижды вынимает голову поверженной соперницы. В первый раз, в пустыне, он несет голову перед собой.
Из тех мест, куда капает кровь Горгоны, выползают змеи. Во второй раз Персей направляет взгляд Горгоны на ливийского царя Атласа, который не поверил рассказу воина о своих подвигах и отказал ему в гостеприимстве. За это Атлас был превращен в каменистую гору. Наконец, в третий раз Персей вынимает голову из сумки при встрече со своей возлюбленной Андромедой. Он кладет голову лицом вниз «среди папоротников и водорослей», и магический взгляд Медузы превращает водоросли в кораллы. Это превращение — самый чудесный эпизод в истории о Медузе. Овидий уже не упоминает об опасности, которую представляет голова Горгоны.
В завершение героического рассказа Овидий еще раз излагает родословную Медузы и упоминает о проклятии, наложенном на нее ревнивой и завистливой Афиной. Он рассказывает о том, что в юности Горгона была очень красивой и волосы были ее главной гордостью. Однако все изменилось после того, как Посейдон насильно овладел ею в храме Афины. Разгневанная осквернением своего святилища (а может быть, и из зависти к красоте Медузы), Афина направила на нее свой щит и, превратив роскошные волосы в змей, изгнала ее из своего храма на вечные времена. С тех пор на щите Афины изображена голова Медузы, устрашающая врагов. После Овидия единственным из классических продолжателей истории Медузы был Аполлодор. В «Библиотеке» он скрупулезно излагает все известные ему варианты легенды.
И хотя большинство последующих исследователей и писателей ссылались не на него, а на Пиндара, Овидия и даже на невразумительные упоминания Гомера, именно Аполлодор был лучшим комментатором истории о Медузе и сделал больше других для того, чтобы она стала известной последующим поколениям. Упоминания о Медузе можно также найти в «Симпозиуме» Ксенофана и в «Пантеоне» Лукиана.
Вопрос о том, можно ли связывать возникновение мифа о Медузе с универсальным поверьем о «дурном глазе», как это делали ранние исследователи, остается открытым. Среди мифов народов Скандинавии, Индии, австралийских аборигенов, американских индейцев и эскимосов немало таких, в которых говорится о людях, обращенных в камень «дурным взглядом». В бразильских преданиях фигурирует птица, способная обращать в камень всякого, кто видит ее; некоему охотнику удалось обезглавить такую птицу, не глядя на нее, и затем использовать ее голову против своих врагов. Как видим, история Горгоны не ограничивается циклом легенд о Персее.
Неизвестно, когда возник обычай наносить на боевые щиты устрашающие рисунки, психологически воздействующие на противника и потому будто бы делающие его более уязвимым. Такие изображения зачастую служили и «средством» против «дурного глаза». Их можно было видеть на носу кораблей, зданиях, медальонах для детей и домашних животных. Хотя миф о Горгоне не был ни причиной, ни следствием поверья о «дурном глазе», именно благодаря ему в обиход вошли амулеты горгонейоны.
Изображения Медузы встречаются не только в древнегреческом и римском, но и в древневосточном искусстве. Один из хорошо сохранившихся примеров — предметов с таким изображением — знаменитая мраморная маска, датируемая V веком до н. э. и хранящаяся в художественном музее Монако. В отличие от большинства античных горгонейоно маска отражает негативные черты образа Горгоны, доведенные до карикатурного вида. С другой стороны, лик монакской Медузы без преувеличения можно назвать прекрасным — практически круглое, гладкое женское лицо с немного опущенными веками. Под ее подбородком сплелись две змеи. Именно эта Медуза привела в восхищение Гете, увидевшего ее во дворце Ронданини в Риме. «Изображение прекрасного лица, объятого предсмертной агонией, в благородной полупрозрачности желтого камня неописуемо удачно», — писал Гете/ Эту маску иногда называют Медузой Ронданини. Хорошо сохранившиеся изображения Медузы можно увидеть на древнегреческих амфорах. На ранних из них преобладают черты Медузы чудовища, гротескной воительницы, обезглавливаемой Персеем. Позднее, когда образ Горгоны перестал восприниматься однозначно негативно, интерес к сцене обезглавливания упал: стоило только Горгоне заслужить некоторую долю симпатий, публика перестала получать удовольствие от сцен ее смерти.
Медуза стала жертвой, красивой и трогательной в своей гибели. Медуза Горгона — одна из самых известных фигур греческой и римской мифологии. Яркость ее описаний в европейской литературе и изображений в искусстве в значительной мере зависит от того, насколько близки творения позднейших писателей, художников к античным источникам.
Доступ к таким источникам после падения римской цивилизации оказался довольно затрудненным. Образ Медузы продолжал жить в сказаниях и легендах, но только в средневековье вернулся в литературу и изобразительное искусство. Типичным для средневекового восприятия Горгоны можно считать отрывок из девятой песни «Ада» Данте. Ее образ в интерпретации христианина Данте выступает как сочетание красоты и ужаса; Медуза — олицетворение противоречивых желаний, ей противопоставлен образ добродетельной Мательды.
Медуза последнее, самое сильное искушение Данте, путешествующего по аду. Он добивается искупления грехов, избегнув взгляда Медузы благодаря своему проводнику Вергилию, прикрывшему его глаза рукой. Как это ни странно, Медуза Данте выглядит совершенно непривлекательной на иллюстрациях к «Аду» такого крупного мастера, как английский художник Уильям Блейк (1757—1827): она смотрит на ворота города Дис невыразительным каменным взглядом, пока нечетко выписанный на рисунке Данте проходит мимо нее в сопровождении Вергилия.
Как и многие другие, эта иллюстрации Блейка имеет мало общего с содержанием произведения Данте, изобразившего «чудесный» ад, в котором чудовища превратились в ручных животных, а пламя не обжигает. Большинство средневековых упоминаний о Медузе содержат негативную оценку ее образа. Авторы часто противопоставляют ее Афине как символ зла и добра, пророка и добродетели, похоти и целомудрия. Изображенная на щите Афины Медуза в эту эпоху становится олицетворением беспорядка, ярости, сумасшествия и смерти.
Петрарка называет свою любовь к Лауре «грехом идолопоклонства» и сравнивает свою возлюбленную с Медузой: «Медуза и мой грех меня окаменили». Позднее, в «Триумфе целомудрия», Петрарка вводит образ, ставший популярным в любовной лирике эпохи Возрождения, — Лауры Афины — олицетворения добродетели и целомудрия, обороняющейся щитом с изображением Горгоны. Этот сюжет можно встретить у таких крупных поэтов средневековья, как Дю Белле (в поэмах, адресованных Маргарите де Валуа), Спенсер (в «Эпиталамионе», «Чудесной королеве»), Мильтон (в «Комусе»).
На бронзовой скульптуре Персея работы Челлини (1553) герой держит за волосы голову Горгоны (по которой одной только и можно догадаться, что изображен именно Персей). Горгона совсем не выглядит опасной. Более того, ее лицо — копия лица Персея: тонкие брови, чувственные губы, правильной формы нос и немного прикрытые глаза. Даже их волосы похожи на голове Медузы не змеи, а мелкие кудри.
Медуза Челлини — непревзойденное изображение этого сложного и противоречивого образа в искусстве, как и Медуза Овидия в литературе. Все последующие творцы не смогли выйти из тени этой прекрасной статуи. Глуповатый Персей у Караваджо, похоже, больше обеспокоен тем, чтобы змеи с головы Медузы не укусили в нос его самого. Столь же мало впечатляет фигура Персея в звездном атласе Яна Гевелиуса (1687): герой тащит за собой по небесному пространству голову Горгоны с полным, плоским лицом размером едва ли не с торс Персея.
Любопытное описание Медузы содержится в «Истории четвероногих зверей» Эдварда Топселла (1607). По характеристике автора, Медуза — существо с драконьим хребтом, зубами дикого кабана, ядовитой гривой, крыльями, человеческими руками и смертельным дыханием. По Топселлу, Медуза живет в Африке, в Ливии. Вопреки традиции, он утверждает, что Горгона — не человек и, более того, существо мужского пола, имеющее размер, средний между теленком и быком. Впрочем, это не единственное свидетельство о Горгоне как о «мужском существе». В таком же качестве она появляется в трагедии Шекспира: с Медузой разгневанная Клеопатра сравнивает Антония.
Возникновение нерационалистического течения в искусстве, начавшегося с «доромантиков» Руссо и Гете, вдохнуло в образ Медузы новую жизнь. Никогда еще с античных времен ей не уделяли столь пристального внимания. Романтики видели в ней не просто мифологическую Горгону по имени Медуза, а образ мрачной женщины, наделенной непреодолимо опасной красотой, истинное имя которой — Смерть. Восхищение поэтов и художников возвело ее в ранг музы. Она вдохновляла Эдгара По, Бодлера, Колриджа, Китса, Шелли, Россетти д'Аннунцио и других.
Шелли впечатлила картина из галереи Уффицы во Флоренции, которую ошибочно приписывали Леонардо да Винчи, на самом деле принадлежащая кисти неизвестного фламандского живописца. На ней голова Медузы окружена дымкой, в которой угадываются силуэты змей, летучих мышей и других зловещих существ. Ее полуоткрытый рот извергает ядовитое облако. В конце XIX века Медузе примерили новую маску. Созданное в 1895 году бельгийцем Фернандом Кнопффом полотно «Кровь Медузы» вошло в число классических произведений символизма. На нем нет крови, но запечатлено загадочное женское лицо с тонкими чертами.
Взгляд женщины направлен вперед. Ее зрачки расположены необычно близко к уголкам прозрачных глаз. Небольшая змея с открытой пастью, в которой виден ядовитый зуб, выползает из за высокого воротника платья женщины. Две другие змеи преданно расположились около ее висков.
На известной иллюстрации английского графика Бердсли к «Саломее» Оскара Уайльда «Награда танцовщицы» (1894) Саломея держит за волосы голову не Иоанна Крестителя, а Медузы. Две женщины, танцовщица и ее муза — Горгона, смотрят друг на друга в восхищении.
Новый взгляд на историю Медузы, сложившийся к началу XX века, нашел воплощение в скульптуре ученицы Родена Камиллы Клодель «Персей и голова Медузы» (1898 — 1902). Отразилось в ней и то, что незадолго до того, как к ней пришел замысел скульптуры, ваятельница поссорилась со своим учителем. Ее Горгона не выглядит ужасным существом. Но и не прекрасной женщиной. Изогнув левую руку, Персей держит ее голову над своей. Морщины на обвисших щеках Медузы подчеркивают контраст между нею и юным Персеем. Скульптура Клодель скорее изображает достойную зрелую женщину, в результате трагических недоразумений попавшую под власть молодого, глуповатого победителя.
Среди современных литературных интерпретаций мифа о Медузе Горгоне, безусловно, заслуживает внимания пьеса Эмилио Карбаллидо «Медуза» (1958). Карбаллидо превращает древнюю легенду в экзистенциальную аллегорию. Персей получает задание убить чудовище — Медузу. В какой то момент герой понимает, что он — не меньшее чудовище, чем сама Медуза. Он пытается разобраться в себе и оправдать необходимость убийства, но в результате все больше отделяется от привычного ему общественного порядка. Медуза становится у Карбаллидо символом избавления от иллюзий. Она помогает юноше — герою пьесы уйти от стереотипного взгляда на несовместимость добра и зла.
Со времен Пиндара Медуза Горгона совмещает в себе одновременно ужас и очарование. Она олицетворяет слияние в человеке хаоса и порядка, свободы и самоограничения, сознания и подсознания. Кое кто может предположить, что мифы — отражение заблуждений древности. Скорее они — зеркало человеческой души.
s30556663155.mirtesen.ru
Татуировки Горгона Медуза
Татуировки Горгона Медуза встречается не слишком часто, но всегда несет в себе мощную смысловую нагрузку, обладая, отчасти, тем же магнетизмом, который уже много веков приписывается этому существу.
Тату Медуза Горгона на голени
Медуза Горгона в мифологии считалась ужасным чудовищем. Но, по утверждениям Гесиода, изначально, Горгона бала одной из трех прекрасных дочерей правителей Ливии Форкия и Кето. Сестры (Сфено Горгона, Эвриала Горгона и Медуза Горгона) обладали неземной красотой. Посейдон (владыка морей) возжелал Медузу, но получив отказ, овладел ею против ее воли в храме Афины, что в свою очередь очень разозлило Афину и жителей Олимпа. В отместку, посчитав Медузу Горгону виновницей в произошедшем, ее (и ее сестер) Афина превратила в жутких чудовищ, покрытых чешуей, с желтыми клыками, стальными когтями и змеями вместо волос. Особым наказанием служил взгляд Горгоны, который превращает любого смотрящего на нее в камень.
Позже, изображения Медузы Горгоны стали символическими. Зевс, своим щитом, с изображением Медузы веял страх и ужас. А на щите Афины, такое изображение олицетворяло хаос, сумасшествие, ярость и смерть. Еще позже, изображение Горгоны стало повсеместным на всевозможных чашах, монетах, у домашних очагов, на стенах зданий и над входом в дом.
Сегодня изображения Медузы не так часто встречаются в повседневной жизни и не несут в себе столько негатива, как ранее. Татуировки Горгона Медуза, навеянные греческой мифологией, всегда выглядят захватывающе, но, практически всегда, вызывают смешанные чувства. Иногда тату Медуза Горгона символизирует яркую индивидуальность, но чаще всего вызывает уважение, граничащее со страхом и по своей сути, является символом, предупреждающим об опасности.
Тату голова Горгоны
Тату Горгона подойдет человеку, внешне безобидному, но способному быть агрессивным, жестоким и жестким.
Тату Горгона, не смотря на всю прелесть большинства существующих дизайнов, у многих вызывает негативные эмоции, поэтому такую татуировку следует наносить осознанно, осознавая последствия, несущие ее символизмом.
татуировка Горгона на плече
Тату Горгона, в основном, изображается на спине, голени,плече или груди. Варианты стилей изображения разнообразны, но чаще тату Горгона приближена к реализму.
Тату Медуза Горгона одинаково подходит для обоих полов, но, почему-то, мужчины чаще останавливают свой выбор на этом дизайне.
Сохранить для себя и рассказать друзьям
Читатели рекомендуют:
Похожие статьи:
Комментирование и размещение ссылок запрещено.
www.tattolife.ru