Описание картины Дмитрия Левицкого «Автопортрет». Картины левицкого
ДЕВЯТЬ ШЕДЕВРОВ ЛЕВИЦКОГО
4 августа 1764 года над Петербургом палили пушки. Сто один залп раздался в честь торжества: в Смольном монастыре открывалось учебно-воспитательное заведение для девушек. Позднее его назовут Институтом благородных девиц.
Сначала в новое заведение решили принимать только дочерей богатых дворянских фамилий. Но вскоре положение изменилось. Жесткие условия жизни, определенные Екатериной II, — строгая изоляция от внешнего мира, обязательность двенадцатилетней непрерывной разлуки детей с родными — расхолаживали богатых родителей. Зато неимущих дворянских семей, мечтавших отдать девочек в новое училище, оказалось много. Для них благотворительный характер заведения (содержание на полном государственном обеспечении) выглядел особенно заманчивым. Вскоре пятьдесят девочек в возрасте от четырех до шести лет были зачислены в Смольный институт.
Д. Левицкий. Портрет Екатерины II
Учиться им предстояло многому. Девочки изучали «правила воспитания, благонравия, обхождения и чистоты, российский и четыре иностранных языка, рисование, арифметику, танцевание, а также надлежащие особливо женскому полу упражнения и рукоделия». Затем прибавились история, география, физика, архитектура, токарное ремесло и «приучение к домостроительству». Девушки должны были стать самыми образованными людьми среди современниц.
Дни были похожи один на другой. Как большого праздника девочки ждали «собраний»: в те дни к ним приезжали именитые гости и даже иностранцы, чтобы взглянуть, как воспитываются будущие «первые дамы» России. Эти «собрания» устраивались для того, чтобы «придать девицам надлежащую и приличную смелость в поведении». А потом «собрания» стали еще интереснее: в такие вечера давались концерты и спектакли.
«Виновником» таких развлечений оказался... Вольтер. Переписываясь с Екатериной, он давал ей различные советы, среди них о том, как лучше просвещать народ. Здесь важную роль он отводил сценическому искусству.
Морис Кантен де Латур (1704-1788) Портрет Вольтера
Тогда в Смольном монастыре стали появляться новые люди — одним из первых оказался здесь Иван Афанасьевич Дмитревский, руководитель и актер первого русского публичного театра, талантливый театральный педагог.
Иван Афанасьевич Дмитревский
О его артистических успехах за границей, куда он был направлен, чтобы набрать актеров для французской труппы в Петербурге, ходили легенды.
— Слышали, как Иван-то Афанасьич в Лондоне самого великого Гаррика победил? — шептались воспитанницы.
Уильям Хогарт.Дэвид Гаррик в роли Ричарда III
— Говорят, будто однажды на обеде у знаменитого английского артиста речь зашла о сценическом притворчестве: сам-то Гаррик мог краснеть и бледнеть по желанию, а то вдруг, во время смеха, залиться обильными слезами. Дмитревский сидел, слушал, да вдруг как задрожит, залепечет какие-то слова невнятные, да и упади бледный, как покойник, в глубокое кресло. Все, конечно, вскочили, кинулись помогать, кто с водой тянется, кто с нюхательной солью, а Иван Афанасьич поднялся, как ни в чем не бывало, засмеялся и весело уселся за стол!
— А сказывали, как он Дмитрия Самозванца играет или в «Мизантропе» господина Мольера! Чудо!.. Одним словом, девочек обучал первый в России учитель сценической игры. И хоть самим-то воспитанницам предстояло играть на французском языке, они все же воспринимали у Дмитревского русскую школу сценического искусства: их воспитатель был соратником Федора Волкова, учителем плеяды первых русских артистов. Пышные спектакли готовились воспитанницами в 1772 — 1773 годах — первые питомицы Смольного монастыря подросли. Французские комедии и комические оперы ставились на широкую ногу. Роли из музыкальных спектаклей репетировал с девочками Пьетро Чезарио, танцам обучали лучшие балетмейстеры столичных трупп, костюмы шились придворного театра портным Жераром, даже театральный парикмахер Иозеф Жервье трогал ловкой гребенкой девичьи волосы. В большом двухсветном зале готовили сцену.
И вот начался спектакль — комическая опера Киампи «Капризы любви, или Нинетта при дворе». Нинетта — воспитанница Хованская, ее возлюбленный Кола — воспитанница Хрущева. После представления Екатерина II подозвала к себе художника Левицкого. — Дмитрий Григорьевич, понравились тебе наши воспитанницы? — Они превосходные артистки, — ответил Левицкий с поклоном. Он чувствовал, что вопрос задан неспроста. — Нам бы хотелось, — продолжала Екатерина, — чтобы ты сделал портреты лучших из них, которые особенно преуспели в танцах и пении. Список отмеченных нами воспитанниц передаст Иван Иванович Бецкой. И художник приступил к работе.
Автопортрет
Незадолго перед этими событиями Дмитрий Григорьевич Левицкий удостоился звания академика — за исполненный им портрет Александра Филипповича Кокоринова, видного русского архитектора, ректора Академии художеств, руководителя ее архитектурного класса.
Портрет архитектора Александра Филипповича Кокоринова
Портрет этот вместе со «смолянками» находится в зале Русского музея, посвященном Левицкому. Современники вспоминают о Кокоринове как о добром, просвещенном и гуманном человеке. Правой рукой Кокоринов указывает на лежащий на столе план Академии художеств, на лучший свой проект. В лице героя портрета нет официальности, скорее — усталость и задумчивость.
Смолянок Левицкий видел и прежде чем побывал на их спектаклях — в Эрмитаже, куда они приезжали по Неве на шлюпках. Девушки судили о картинах с несомненным пониманием искусства. Художник встречал их и в Летнем саду во время прогулки, когда они, охотно отвечая на вопросы гуляющих дам и господ, толковали об установленной в саду скульптуре, о мифологии. Началом серии портретов смолянок надо считать портрет Ф. Ржевской и А. Давыдовой, написанный в 1771 — 1772 годах. Девочки изображены не в театральных, а в форменных платьях. Это еще не театральная сюита художника — только как бы пробный портрет.
Портрет воспитанниц Императорского воспитательного общества благородных девиц Феодосии Степановны Ржевской и Настасьи Михайловны Давыдовой
Через год после создания этого первого портрета он получил список девушек, наиболее преуспевших в танцах, пении, прочих занятиях, и начал писать их. Левицкий мог, как поступали иные из его предшественников, ограничить свою задачу внешним сходством, передачей лиц и костюмов. Он стремился достичь и достиг большего: показал девушек в движении. в действии, глубоко им свойственном, в характерной для них обстановке. Живописец пошел дальше: в чертах девушек видны характеры, элементы личности и то незримое, тонкое, неуловимое качество человека, которое мы зовем обаянием. С картин-портретов Левицкого говорит эпоха.
Портрет воспитанницы Императорского воспитательного общества благородных девиц Екатерины Ивановны Нелидовой
Девушек обучали «танцеванию», драматической игре, изящным манерам. Все это запечатлено художником в портрете Екатерины Нелидовой. Современники утверждают, что Нелидова была яркой, талантливой танцовщицей, а в жизни — обаятельной, остроумной девушкой. Именно такой и предстает она на портрете. Жизнерадостность, кокетливая веселость придают портрету особенное очарование.
Портрет воспитанниц Императорского воспитательного общества благородных девиц Екатерины Николаевны Хрущовой, в замужестве фон Ломан, и княжны Екатерины Николаевны Хованской, в замужестве Нелединской-Мелецкой
Е. Хованская и Е. Хрущева разыгрывают комическую пастораль. Хрущева запечатлена в мужской роли — девушка славилась среди подруг умением перевоплощаться в мужское обличье. Художник не скрывает ее некрасивых черт, некоторой скованности и робости Хованской, но портрет пленителен свежестью запечатленной в нем юности.
Портрет воспитанницы Императорского воспитательного общества благородных девиц Глафиры Ивановны Алымовой
Глафира Алымова уверенно играет на арфе. Она улыбается. Позируя, она не думала о том, что ее улыбка перешагнет века и встретится с нашими взглядами. Кажется, будто звучит старинная музыка Рамо, потрескивают свечи в серебряных подсвечниках и дамы в пышных кринолинах вступают в медленное течение танца. Алымова улыбается. И руки ее, едва прикасаясь к струнам, замерли в своем неторопливом взлете.
Портрет воспитанницы Императорского воспитательного общества благородных девиц Екатерины Ивановны Молчановой
На другом портрете — Екатерина Молчанова. Левицкий написал девушку в кресле с книгой в руках, а перед ней — физические приборы. Молчанова чувствует себя среди них уверенно и спокойно. Она читает их сигналы, робкие послания еще не раскрытой науки будущего. Горделивое ощущение знаний сквозит в ее улыбке. Современница Кулибина, читательница Ломоносова, эта девушка могла бы — кто знает? — еще двести лет назад явиться предшественницей Софьи Ковалевской. Но Молчанова не стала ученым: ее готовили во фрейлины. Физические приборы остаются на портрете в тени. Художник запечатлел одну из ласточек Смольного монастыря, которая еще не знает, как невысок будет ее жизненный полет.
Портрет воспитанницы Императорского воспитательного общества благородных девиц Александры Петровны Левшиной
Девушки на полотнах Левицкого танцуют, поют, играют на музыкальных инструментах, обращаются к зрителям или просто улыбаются, радуясь своей весне. Художник виртуозно передает ткань и шитье платьев, воздушный передничек Хованской. С удивительным искусством воспроизведен на холсте костюм Нелидовой. Художник владеет богатейшей гаммой зеленого цвета и его оттенков: изумрудного, серо-зеленоватого, зеленовато-палевого. Портретисту дороги в картине не только каждая черточка лица, поворот фигуры, но и любая мелочь, свет и тени, переливы тканей, различимые на заднем плане наивные театральные декорации. Все это слагается в изобразительную оду красоте, юности, свежести, человеческой весне.
Портрет воспитанницы Императорского воспитательного общества благородных девиц Натальи Семёновны Борщовой
Левицкий писал портреты смолянок около пяти лет. Сегодня они — драгоценнейшие полотна Русского музея.
Раньше портреты смолянок находились в Большом Петергофском дворце. Здесь в самом начале XX века увидела их недавняя выпускница Академии художеств Анна Остроумова-Лебедева. Прежде она знала эти картины лишь в репродукциях — они были малодоступны даже для профессиональных художников, широкая же публика не могла их видеть совсем.
Первое знакомство с Левицким потрясло молодую художницу. Она даже начала писать портрет своей сестры Лили, во всем следуя великому живописцу. Сестра мужественно и долго позировала, подражая танцующей смолянке... Остроумова-Лебедева считала работу неудавшейся и никогда не выставляла ее. Но впечатление от встречи с великим мастером восемнадцатого века сохранилось на всю жизнь.
В 1905 году в Петербурге открылась выставка русского портрета, и полотнами Левицкого восхищенно любовался Валентин Александрович Серов. Он долго стоял перед «смолянками», пораженный, взволнованный. «Ни перед одним произведением не испытывал я такого потрясения, — сказал Серов. — Это лучшие русские портреты, для нас, художников, — откровение...».
Понадобилось сто тридцать лет, чтобы полотна Левицкого встретились с подлинными ценителями — художниками. И полтора столетия — чтобы радость встречи с картинами могли испытать миллионы зрителей.
Юрий Алянский. Рассказы о Русском музее
http://www.artpoisk.info/artist/levickiy_dmitriy_grigor_evich_1735/gallery
s30556663155.mirtesen.ru
Д. Левицкий: портреты » Выдающиеся художники
Д. Левицкий "Автопортрет" (фрагмент)
Дмитрий Григорьевич Левицкий – мастер парадного и камерного портрета, его творчество оказало сильное влияние на становление художников XVIII в. В. Боровиковского, П. Соколова, Г. Угрюмова.
Д. Левицкий обладал даром увидеть и передать на полотне особенности духовного мира и физического облика любого человека, будь то известный богач Демидов или воспитанница Смольного института благородных девиц.
Из биографии художника
Дмитрий Григорьевич Левицкий родился в 1735 г. в Киеве в семье священника. Его отец был известным художником-гравёром, он и стал первым учителем сына Дмитрия. Другим его учителем был А.П. Антропов – русский живописец стиля барокко, один из первых в России художников, начавших писать светские портреты.
Существует предположение, что в середине 1750 г. Дмитрий Левицкий вместе со своим отцом участвовал в росписи Андреевского собора в Киеве, в котором его учитель А. Антропов расписал кафедру, купол, создал ряд икон иконостаса и образов в алтаре.
В 1758 г. Левицкий начал учёбу в Академии художеств Санкт-Петербурга, не переставая заниматься с Антроповым, а с 1779 г. преподавал в портретном классе Академии.
Портрет А.Ф. Кокоринова
В 1770 г. в экспозиции Академии художеств он выставил написанный им портрет А.Ф. Кокоринова, за который получил звание академика.
Д. Левицкий «Портрет А.Ф. Кокоринова» (1769). Русский музей
Александр Филиппович Кокоринов (1726-1772) – известный русский архитектор. Участвовал в проектировании и строительстве здания Императорской Академии художеств в Петербурге совместно с Ж. Б. М. Валлен-Деламотом. Безукоризненный вкус и артистический дар сочетались у него с широтой взглядов и классической образованностью.
Чем же покорил этот портрет современников? Совершенством формы и высокой духовной наполненностью.На портрете изображён человек со спокойным и мужественным лицом, в специально сшитом для церемонии вступления в должность костюме. Он уверенно чувствует себя в роскошно обставленном кабинете и жестом указывает на план здания будущей Академии. Взгляд его спокоен и в то же время простодушен. В его полуулыбке чувствуется некоторая усталость. Пройдёт всего около 2 лет, и жизнь его трагически закончится, но сейчас ещё об этом никто не знает: ни сам Кокоринов, ни те, кто в восхищении остановились перед его портретом…
Д. Левицкий мастерски мог найти выразительную позу и жест для персонажей своих картин, сочетать интенсивный цвет с богатством оттенков, уже его ранние парадные портреты отличались этими качествами. Например, портрет П.А. Демидова.
Портрет П. А. Демидова
Д. Левицкий «Портрет П.А. Демидова» (1773). Государственная Третьяковская галерея
Прокофий Акинфьевич Демидов (1710-1788) – старший сын уральского горнозаводчика А. Н. Демидова, владелец крупных горнопромышленных предприятий. Был меценатом и благотворителем, поклонником садоводства, основателем Нескучного сада.
Неску́чный сад – пейзажный парк в Москве, крупнейший парк в историческом центре Москвы, памятник садово-паркового искусства.
П.А. Демидов был личностью очень колоритной, слыл чудаком и самодуром. Его потомки, ещё будучи тульскими оружейниками, положили начало своим огромным богатствам при Петре I, а сам Демидов нигде не служил, очень этим гордился, хотя образование получил в Гамбурге, там же учились и его сыновья. Его абсолютно нелогичные с точки зрения здравого рассудка поступки приводили в недоумение не только Москву и Петербург, но порой и зарубежные страны, где он бывал. Но, наряду с эксцентричностью, это был известный меценат, который делал крупные пожертвования, оставаясь при этом анонимным.
Он основал Коммерческое училище в Москве, передал большие суммы Московскому воспитательному дому и Московскому университету.
Его научным увлечением было собирание гербария: московская усадьба Демидова была известна цветниками и ботаническим садом, в котором были собраны редчайшие растения. В 1785 г. им написан серьезный трактат «Об уходе за пчелами».
В портрете Д. Левицкого каждая деталь несёт смысловую нагрузку, здесь нет ни одной ненужной подробности. Обстановка, фон, одежда, аксессуары – всё показано для характеристики героя портрета. Все детали картины – от гербария и лейки на столе до фасада здания – повествуют о его вкусах, увлечениях, характере изображённого персонажа.
Но на холсте явно присутствует пародия на парадные портреты. Вместо мундира с наградами и регалиями – домашний жилет, панталоны, чулки, халат, колпак, небрежно обернутый шарф.
Пародийна и поза Демидова: как и положено для знатного вельможи, она величественная, но вместе с тем и непринужденная. Левой рукой он опирается на садовую лейку, а правой указывает на горшки с цветами, а не на Воспитательный дом, которому он пожертвовал крупную сумму и который виднеется позади справа.
Некрасивое, но умное лицо Демидова и вся его фигура написаны без многозначительности и преуменьшения возраста (ему было 63 года).
В портрете А. Демидова ярко выражено мастерство художника, умевшего за внешним и напускным увидеть доброту и человечность.
В 1773-1776 гг. Д. Левицким была написана серия портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц, которая считается шедевром мирового искусства. Все портреты этой серии находятся в государственном русском музее (Петербург). Из серии «Смолянок» предоставляем Вашему вниманию портрет Ф. Ржевской и Н. Давыдовой.
Д. Левицкий «Портрет Ф. Ржевской и Н. Давыдовой»
Д. Левицкий «Портрет Ф. С. Ржевской и княжны Н. М. Давыдовой» (1772). Русский музей
Серию портретов воспитанниц Смольного института благородных девиц Д. Левицкий написал по заказу императрицы Екатерины II.
Справа изображена в голубом форменном платье (для воспитанниц второго возраста) Ф. Ржевская. Н. Давыдова (слева) – в форменном платье кофейного цвета (для воспитанниц младшего возраста).
Феодосия Степановна Ржевская (1760-1795) была дочерью генерал-поручика С. М. Ржевского и С. Н. Ржевской, урожденной баронессы Строгановой. Вышла замуж за князя М.Н. Голицына, члена Государственной думы, действительного статского советника, впоследствии ярославского губернатора.
Настасья Михайловна Давыдова (1764?-?) происходила из грузинского княжеского рода. Ее отец, генерал-майор М. М. Давыдов, был губернатором в Тамбове.
Портрет прост и не содержит усложняющих композицию предметов и аксессуаров.
В центре портрета – фигура старшей воспитанницы (Давыдовой). Видно, что она позирует художнику. Её фигура как будто изображает танцевальное движение: рука в танцевальном жесте и выдвинутая из-под платья ножка.
Младшая девочка тоже позирует: она сжимает край своего платья, а другой рукой держит белую розу – символ чистоты и добродетели. Но позирование её смягчается детской непосредственностью, с которой она смотрит на свою старшую подругу снизу вверх. В её взгляде чувствуется восхищение.
Нельзя, конечно, не вспомнить и ещё одну картину Д. Левицкого – портрет императрицы Екатерины II.
Портрет Екатерины II
Д. Левицкий «Портрет Екатерины II– законодательницы в храме Правосудия» (1783). Государственный Русский музей
Это торжественный портрет, в котором преобладают два цвета: красный и белый. У ног императрицы находятся статуя богини Фемиды и своды законов, которые свидетельствуют о ее государственной деятельности. Корабли на дальнем плане символизируют победы России на Черном море. На жертвеннике сжигаются маковые цветы, что является аллегорией образа справедливой правительницы, приносящей свой покой в жертву государственному служению.
В 1780-х годах Д. Левицкий создал портретную галерею деятелей русской культуры. Но привлекают и его камерные портреты, например, портрет дочери художника.
Портрет А.Д. Левицкой (Агаши), дочери художника
Д. Левицкий "Портрет А.Д. Левицкой (Агаши) 1785
Портрет дочери Агаши, скорее всего, сделан накануне её замужества. Чтобы придать образу большую значительность, он избрал форму поколенного парадного портрета, но неожиданно изменил аксессуары: Агаша изображена в образе крестьянской девушки в соответствующем наряде, который очень идёт к её миловидному лицу, счастливому и смущенному одновременно. Всё в этом портрете очевидно и прекрасно. Он отличается особой теплотой.
Д. Левицкий «Портрет Г.К. Левицкого»
Д. Левицкий «Портрет Г.К. Левицкого» (1779). Государственная Третьяковская галерея
Интересен и портрет Г.К. Левицкого (отца художника), написанный им в 1779 г. в рембрандтовском стиле. Он отличается пристальным вниманием к внутреннему существу Человека. Мудрое и доброе лицо отца, так много сделавшего для своего сына… Человечность и проникновенность образа сочетаются в портрете с мастерским использованием художником средств светотени.
Весь портрет погружён в глубокую густую и одновременно прозрачную тень. Но глаза всё ещё выражают напряжённую работу мысли.
В последние годы своей жизни Левицкий значительно меньше писал. Исследователи его творчества связывают это не только с болезнью глаз, но и с ощущением фальши и лицемерия, которые окружали его ежедневно, ежечасно. Он всё больше сознавал, что участвует в каком-то огромном обмане. Его всё больше тянуло к одиночеству, чтению и размышлениям. Осенью 1787 г. он пишет прошение об уходе из Академии художеств.
Д. Левицкий умер в 1822 г. в возрасте 87 лет, почти забытый как художник. Но потомки ценят его как художника высочайшего класса, сумевшего вывести русское портретное искусство в Европу и мир. Он был одним из наших первых гениев портрета.
www.palitra.co
Левицкий Дмитрий Григорьевич - биографии картин,описание картин
История развития украинской живописи очень давняя, но самый неоценимый вклад внесли такие художники, как: Дмитрий Левицкий, который творил ещё при правлении Екатерины II – эпоху Просвещения; всеми известный Илья Ефимович Репин – художник, к славе которого не смог приблизиться ни один из современных художников; конечно же, это и Казимир Малевич, который родился в польской семье, хоть и прославился на весь мир как украинский художник; и один из самых выдающихся художников украины времён СССР – катерина Билокур, чей талант считался данным от природы. Но мы с вами остановимся на очень интересном периоде в истории развития искусства в целом – на эпохе Просвещения и речь пойдёт, как вы уже догадались, о известном украинском художнике — Дмитрие Левицком.
Дмитрий Левицкий – художник-портретист, закончил петербургскую Академию искусств, первый мастер кисти конца XVIII века, портреты которого не уступали работам европейских мастеров Франции и Англии.
Родился художник в 1735 году в Киеве в семье, известного по тем временам, гравёра Григория Левицкого-Носа, происходившего из казакого рода села Маячка, которое расположенно на Полтаве. Искусству живописи он учился в 1920-х годах он учился в Польше, где в городе Гданськ называли его мастером Гжегожа Левицкий. Вернувшись в Украину поселился в Киеве на Подолье и выполнял заказы типографии Могилянской академии и Печерской Лавры. В 1752—1755 гг. учился в Академии искусств в Петербурге у живописца Антропова. Несмотря на специфическую и несильно почитаемую профессию портретиста в России, Левицкий был исключением. Выдающийся талант Дмитрий Левицкого очень ценили его современники, он пользовался престижем при дворах нескольких российских династий – Екатерины II, Павла I, Алексанрда I. Его прекрасные портреты изображают дух велокой екатеринской эпохи, исполненной противоречий, где декоративность и пышность изображаемого соединялась с идеями рационального мышления, а взгляды на идеалы Просвещения шли рядом с ежедневным бытом.
В 1773 г. Левицкий написал портрет мецената и промышленника П. Демидова, которого нарисовал на фоне вещей и предметов, которые символизировали его щедрость и интересующие его дела: без орденов, в домашнем халате, мужчина, который опирается на лейку для полива растений в комнатах.
Творчество художника объединило в себе все виды портретов – от монументального до камерного. Образами служили участники всех сословий общества – от приходского крестьянина до императрицы. Работы Левицкого с легкостью отличали от работ других художников, а именно тем, что изображённые люди на его картинах – улыбались.
Из 24 его картин, которые находятся в Москве в Третьяковской галерее , пиком творчества художника пологают портрет Урсулы Мнишек, польской графини (1783 г.). На холсте овальной формы, как в зеркальце, таинственно улыбается молодая девушка с благородной гордо поднятой головой.
Творческому наследию художника относят и портреты императора Александра I в юношестве, княжны Александры Павловны, а также самого отца – Григория Левицкого.
Важно то, что всю свою жизнь Левицкий придерживался украинских традиций. Национальное своеобразие его стиля состоит прежде всего в широком реализме картин, порой вызывающем даже улыбку зрителя. Наблюдательность и юмор – две характерные черты творчества этого талантливогоукраинского и в то же время русского живописца. Была ещё одно особенность творчества Д. Левицкого — отвержение «сущности классицизма», — «поисков образа героя». Ведь в Украине того времени героический портрет не получил популярности, — реализм приземлял образы великих вельмож. Как нестранно, что воспитанному в этих обычаях Левицкому все труднее было противиться требованиям императорского двора и изображать свои просветительские идеи в откровенно реалистической картине. Ему удавалось какое-то время, не отрываясь от украинской объективности традиции, совершенствовать собственную технику и приспосабливать её к требованиям времени. Но преданность натуре в воспроизведении черт лица, тщательное воспроизведение особенностей фигуры ( хоть бы и с изрядным брюшком) – это то, чего Левицкий смог достигнуть как портретист на родиной Украине, было никому не нужно в чужом для него Петербурге.
Хоть современники и не смогли по достоинству оценить всего таланта Д. Левицкого как непревзойдённого художника-портретиста, это сделали критики нашего времени. В Англии во время Всемирной выставки в 1862 г. Журнал «Таймс» назвала мастера «русским Рейнолдсом, Гейнсборо и Рамзеем, ( английские живописцы), в одном лице». Сейчас полотна художника украинца украшают большинство украинских и российских художественных музеев. Покинул этот мир художник в 1822 году...
автор статьи Щипанский Дмитрий
Картины
Описание картин
Портрет Ланского
Портрет Кокорина
Портрет поэта и художника Львова
Портрет Нелидовой
Портрет Хрущовой и Хованской
Портрет Екатерины II в храме богини Фемиды
Похожие записи
design-kmv.ru
Описание картины Дмитрия Левицкого «Автопортрет»
Работа написана в 1783 году. Ее необычная и полная тайн история по сей день остается не полностью раскрытой. Относительно недавно эта работа именовалась «Портретом неизвестного» и была приобретена у частного лица в 50х годах прошлого столетия вместе с аналогичным по размерам «Портретом неизвестной». Обе работы были выставлены вместе в картинную галерею города Челябинска. После ряда экспертиз было установлено авторство «Портрета неизвестного», кем стал Дмитрий Григорьевич Левицкий, однако его причастность к созданию портрета женщины не подтвердилась.
Полотно изображает самого Дмитрия Григорьевича, где ему предположительно 50 лет. Интересно то, что художник сумел выделить все детали своего образа, придав картине реалистичность и живую энергию. Глядя на портрет, зритель может отметить приподнятость настроения персонажа, уверенность в себе и вместе с тем — простоту и добродушие, которые исходят от Левицкого. Художник также выделил такие детали как мимические морщины, седину, что говорит о его объективности в написании. Подобная привычка прослеживается во всем творчестве Дмитрия Григорьевича.
Портрет не отягощен красками. Левицкий изображен в свете на затемненном фоне. Подобных подход к написанию портретов считается классическим в живописи, поскольку основополагающим становится выделение контура персонажа, его характеристик и отличительных особенностей. Зачастую фон не имел особого значения, его старались избегать вовсе. Подобная политика невольно обращала внимание зрителя именно на героя картины.
На картине Левицкий изображен боком, немного обратив голову в сторону зрителя. Его взгляд слегка приподнят, но лишь для придания портрету «живой» формы. Говоря о размерах портрета, нужно отметить, что они составляют лишь 20 см в высоту. Таким образом художник придал работе некую интимность.
opisanie-kartin.com
Русская живопись. Художник Левицкий Дмитрий Григорьевич. Биография. Картины
Признанный мастер парадного портрета. Сын священника. Учился в Петербурге у А.П. Антропова, одновременно посещая классы Академии художеств. Некоторое время жил в Москве, где занимался писанием икон. Позднее возглавлял портретный класс Академии художеств. Общепризнанна его серия портретов воспитанниц Воспитательного общества благородных девиц при Смольном монастыре. Просмотреть картины Левицкого
Биография и творческая деятельность
Точная дата рождения Дмитрия Григорьевича Левицкого не установлена, однако исследователи творчества русского художника-портретиста склоняются к мнению, что приблизительно это 1735-1737 год. Также известно, что родился он на Украине в семье, происходящей из старинного украинского рода. Отец будущего живописца, Григорий Кириллович, был потомственным священником местечка Маячка, что не мешало ему жить в Киеве, заниматься живописью и гравюрой. Предполагают, что Григорий Кириллович учился в Германии, а затем долгие годы был связан с Киево-Печерской типографией и Киевской духовной академией. Возможно, увлечение отца повлияло на выбор жизненного пути Дмитрия. Но наиболее значительным для творческого развития и художественного образования юного художника стало знакомство и работа под руководством известного русского живописца середины XVIII века А.П. Антропова, который в 1752 – 1755 годах расписывал церковь Андрея Первозванного в Киеве.
В 1758 году Левицкий отправляется в Петербург, где поселяется у своего учителя. У Антропова Дмитрий Григорьевич занимался до 1762 года, одновременно посещая некоторые классы Академии художеств, в частности Дж. Валериани.
Затем в качестве подмастерья в так называемой «живописной команде», которой руководили Алексей Антропов, Иван Вельский и Иван Вишняков, Левицкий занимался украшением Триумфальных ворот, выстроенных в Москве по случаю коронации императрицы Екатерины II. Из письменных источников известно, что после этого художник провел в Москве еще несколько лет, где участвовал в написании икон для двух только что отстроенных московских церквей: церкви Кира и Иоанна на Солянке и Великомученицы Екатерины на Большой Ордынке.
В 1769 году Левицкий окончательно перебирается в Петербург, на многие годы связав себя с Академией художеств, получив «назначение» в академики за портрет художника Г.И. Козлова и его жены (не сохранился).
В следующем году произведения Левицкого были представлены на ежегодной летней академической выставке. С этого момента начинается всеобщее признание живописца. За портрет ректора Академии и одного из архитекторов ее здания на Васильевском острове Александра Филипповича Кокоринова Левицкий получил звание академика, а в 1775 году был произведен в советники Академии.
В 1771 году художник возглавил портретный класс Академии художеств, которым руководил семнадцать лет. Левицкий получает придворные заказы, заказы Академии и частных лиц из дворянской элиты Петербурга. Он становится признанным мастером парадного портрета. Отличительной чертой художника являлась способность найти выразительную позу и жест, сочетать интенсивность цвета с тональным единством и богатством оттенков.
1870-е годы стали для живописца временем наивысшего расцвета творчества. Среди его работ этого периода портреты опекуна московского Воспитательного дома Б.В. Умского (1770), князя А.М. Голицына (1772), инженер-генерала М.И. Мордвинова (1778), генерал-аншефа М.Н. Кречетникова (конец 1770-х годов). Нетрадиционной работой Левицкого стал портрет П.А. Демидова (1773), который можно расценить как своеобразную иронию на парадный портрет, хотя его концепция, скорее всего, принадлежала не художнику, а портретируемому - богатому и оригинальному «чудаку» и в то же время образованному человеку, жертвовавшему огромные суммы на просвещение. В этом произведении парадность в постановке фигуры сочетается с простотой внешнего облика Демидова, изображенного в торжественной позе, на фоне традиционной колоннады, но в домашнем костюме. Его окружают простые бытовые предметы: горшки с цветами, лейка, говорившие об увлечении Демидова садоводством.
Также к числу лучших картин художника относится портрет знаменитого французского философа Дени Дидро (1773), который с 28 сентября 1773 года по 22 февраля 1774 года жил в Петербурге.
Общепризнанным успехом Левицкого стала серия портретов воспитанниц Воспитательного общества благородных девиц при Смольном монастыре. Левицкий приступил к работе в начале 1770-х годов. Художник писал портреты девушек, отличившихся особенными успехами в науках и искусствах. Парные изображения Ф.С. Ржевской и А.М. Давыдовой (1771-1772), Е.Н. Хрущевой и Е.Н. Хованской (1773), грациозно танцующие Н.С. Борщева (1776), Е.И. Нелидова (1773) и А.П. Левшина (1775) - новая для русского искусства разновидность жанра: «портрет в роли».
В 1780-х годах художник создал уникальную портретную галерею выдающихся деятелей своего времени - А.В. Храповйцкого (1781), И.М. Долгорукова (1882), Е.А. Бакуниной (1782), М.А. Дьяковой (1778), А. Воронцова (конец 1780-х годов), Н.А. Львова (1789).
Особняком в ряду портретов стоит портрет дочери Агашищ (1785), выполненный в русском крестьянском духе, характерном для того периода русской истории интересе к национальным образам.
В 1782 году Левицкий пишет графиню и придворную даму Урсулу I Мнишек (1782), графа Ф.Г. Орлова (1785), фаворита Екатерины II А.Д. Ланского (1782), итальянскую певицу Анну Давиа Бернуцци (1782), графиню, президента Академии наук Е.Р. Дашкову (1784). Особое место в творчестве выдающегося живописца занимает портрет Екатерины II «законодательницы» (1783). За свою жизнь Д.Г. Левицкий написал более двадцати двух изображений императрицы, но она так ни разу и не удостаивала мастера позированием. Художник писал образ царицы с работ других портретистов, в некоторых случаях в качестве модели художник использовал свою жену Настасью Яковлевну.
В августе 1787 года Левицкий оставляет преподавание в Академии, подав прошение об отставке. Совет Академии, учитывая заслуги художника, назначает ему пенсию 200 рублей в год.
Левицким была разработана трехступенчатая система обучения. На первом этапе его ученики копировали художественные образцы известных мастеров (Рембрандт, Ван Дейк, Грез, а также русские мастера Никитин, Лосенко). Затем художник вел ученика к навыкам самостоятельного композиционного мышления. Последним этапом было решение собственно портретной задачи: внимательное изучение натуры с целью выражения общего в индивидуальной характерности облика. Ученики Левицкого - Л.С. Миропольский, С.С. Щукин, П.С. Дрождин. Е.Д. Камеженков, - оставили яркий след в истории русской живописи.
В 1790-х годах Левицкий создал большое количество заказных официальных портретов. Это и прославленные полководцы, и кавалеры ордена Св. Владимира - В.А. Румянцев-Задунайский, А.В. Суворов, П.В. Завадовский, Н.В. Репнин, С.К. Грейг, И.Л. Голенищев-Кутузов, В.П. Коновницын; и видные дипломаты и советники Екатерины II - П.В. Бакунин-Меньшой, С.Р. Воронцов, А.А. Безбородко И.И. Шувалов, Г.А. Потемкин. Последним заказом стала серия портретов детей наследника престола Павла Петровича и Марии Федоровны.
Однако постепенно Дмитрий Григорьевич утрачивает роль первого живописца, испытывает большие материальные затруднения. Он живет уединенно, им все более овладевают религиозные настроения. Кроме того художник должен был содержать большую семью. В 1790 году Левицкий был вынужден обратиться к статс-секретарю Екатерины II А.А. Безбородко с просьбой о выплате денег, положенных ему уже в течение четырех лет за портрет императрицы в рост, посланный на остров Мальта.
Вскоре здоровье художника становиться хуже, он начинает слепнуть. Последняя работа живописца относится к 1812 году. Умер Дмитрий Григорьевич Левицкий 4 апреля 1822 года. Похоронен на Смоленском кладбище. Его могила затерялась во времени, хотя и сегодня один из участков Смоленского кладбища в Петербурге называется «Левицкой аллеей».
Еще о Левицком: Творчество художника-портретиста Дмитрия Григорьевича Левицкого
Картины Левицкого art19.info
Левицкий Дмитрий. Биография, названия, описание картин.
Дмитрий Григорьевич Левицкий (около 1735, Киев — 16.04.1822, Санкт-Петербург) — русский художник-живописец украинского происхождения, мастер парадного и камерного портрета. Академик Императорской Академии художеств.
Биография Дмитрия Левицкого.
Дмитрий Григорьевич Левицкий родился в семье священника, также занимавшегося гравюрой. Отец вместе с живописцем Алексеем Антроповым и привил мальчику любовь к художественному искусству. Дмитрий Левицкий вместе с отцом участвовал в росписи киевского Андреевского собора.
Примерно в 1858 году Левицкий перебрался в Санкт-Петербург и поступил на обучение в Академию художеств, продолжая заниматься живописью с Антроповым. В 1770 году художник пишет прекрасный портрет Александра Кокоринова, за который ему было присуждено звание академика. С 1771 по 1788 годы в Академии художеств руководил классом портрета.
Дмитрий Левицкий считается одним из лучших мастеров парадного портрета, пожалуй, никто лучше него не мог найти эффектную и одновременно выразительную позу, жест, выражение лица. Интенсивность колорита его работ удачно сочетается с разнообразием и гармоничностью оттенков. Наиболее выдающимися его работами стала серия портретов «Смолянок» — воспитанниц Смольного института благородных девиц, которая считается шедевром мирового искусства.
Среди портретов, созданных Дмитрием Левицким, стоит выделить портреты Екатерины II, Дени Дидро, отца художника, А. Кокоринова, Н.Новикова. Граф Артемий Иванович Воронцов заказал для своего нового дома портреты членов своей семьи; художник блестяще справился с работой, написав очень интимные по настроению портреты, подчеркивающие особенности каждого члена графской семьи.
В 1780-х годах художник создает уникальные портретные работы, на которых запечатлевает многих известных деятелей культуры. Одна из лучших его работ — портрет Марии Дьяковой, выдающийся своей теплотой и жизнерадостностью.
Творчество Дмитрия Левицкого оказало большое влияние на становление многих художников: Владимира Боровиковского, Леонтия Миропольского, Петра Соколова, Григория Угрюмова.
Описание картин Дмитрия Левицкого:
opisanie-kartin.ru
Годы жизни около 1735 г., Киев – 1822 г.Дмитрий Григорьевич Левицкий русский художник портретист, мастер парадного портрета. Его портретам свойственны интенсивность цвета и богатство оттенков, он точно подмечал позы и жесты натуры. Родился на Украине в семье принадлежавшей старинному украинскому роду. Отец художника Григорий Кириллович занимался живописью и гравюрой, хотя он был священнослужителем из местечка Маячка, жил в Киеве. Наверное, поэтому Дмитрий Левицкий продолжил увлечение отца и стал известным русским художником. Большую роль в развитии художественных талантов юного художника сыграл А.П. Антропов художник того времени, расписавший в 1752-1755 годах собор Андрея Первозванного в Киеве. Дмитрий Левицкий с 1758 года учится у Алексея Антропова до 1762 года, в это же время он посещал классы Академии художеств, например, Дж Валериани. Д.Г. Левицкого берут в «живописную команду» под руководством А.П. Антропова, И. Васильского и И. Вишнякова в подмастерье. Где Д.Г. Левицкий расписывал Триумфальные ворота, которые были выстроены в Москве по случаю коронации государыни Екатерины II. После чего тут же в Москве для отстроенных новых церквей (Кира и Иоанна на Солянке и Великомученица Екатерина на Большой Ордынке) русский художник написал иконы. В 1769 году Д.Г. Левицкий переезжает в Петербург, получает «назначение» в академики за портрет художника Г.И. Козлова и его жены, эта его работа не сохранилась. В 1770 году картины Д.Г. Левицкого были представлены на летней академической выставке, что дало широкое признание художника в светском обществе. Получил звание академика за портреты ректора Академии и архитектора здания Академии художеств на Васильевском острое Александра Филипповича Кокоринова. В 1771 году Д.Г. Левицкий начинает свою педагогическую деятельность, он вёл портретный класс Академии художеств на протяжении 17 лет. Помимо обучения художник выполнял заказы придворных особ и Академии. В 1775 году становится советником Академии художеств. Все лучшие работы Дмитрия Григорьевича Левицкого были написаны 1770-е годы. В это время русский художник написал портреты опекуна московского Воспитательного дома Б.В. Умского (1770), князя А.М. Голицына (1772), инжерер-генерала М.И. Мордвинова (1778), генерал-аншефа М.Н. Кречетникова (конец 1770-х). Интересная работа Д.Г. Левецкого – портрет П.А. Демидова (1773). Парадный портрет этот отличается тем, что написан с долей иронии, но, однако, предполагается, что замысел портрета принадлежит портретируемому, который изображен в домашнем халате в колпаке, опирающийся на садовую лейку, с гордой осанкой, торжественным жестом руки, указывающий на горшки с цветами, что свидетельствует об увлечении садоводством. Одна из лучших работ – портрет знаменитого французского философа Дени Дидро (1773), жившего в Петербурге в период с 28 сентября 1773 года по 22 февраля 1774 года. В начале 1770-х годов Д.Г. Левицкий приступил к написанию серии портретов воспитанниц Воспитательного общества благородных девиц при Смольном монастыре. На картинах изображались девушки отличавшиеся какими-то особыми талантами или достижениями в науке и искусстве. Среди них парные изображения Ф.С. Ржевской и А.М. Давыдовой (1771-1772), Е.Н. Хрущевой и Е.Н. Хованской (1773), а также Н.С. Борщова (1776), Е.И. Нелидова (1773) и А.П. Левшина (1775). Таким образом Левицким был открыт новый жанр портретной живописи: «портрет в роли». В 1780-е Левицким была создана уникальная галерея портретов выдающихся современников: А.В. Храповйцкого (1781), И.М. Долгорукова (1882), Е.А. Бакуниной (1782), М.А. Дьяковой (1778), А. Воронцова (конец 1780-х годов), Н.А. Львова (1789). Особняком в ряду портретов стоит портрет дочери Агаши (1785), выполненный в русском крестьянском духе, характерном для того периода русской истории интересе к национальным образам. Особое место среди лучших картин Левицкого занимает «Портрет Екатерины II – законодательницы» (1783). За свою жизнь Левицкий написал около 22 портретов государыни, однако, писал он их не с натуры, а с изображений других художников. Императрица не удостоила художника позированием. В 1787 году художник оставляет Академию художеств, совет Академии, учитывая заслуги художника, назначает ему ежегодное пособие в размере 200 рублей. Во время преподавания Д.Г. Левицкий разработал трёхступенчатую модель образования. На первой ступени ученики должны были копировать известные художественные произведения художников – Рембрандта, Ван Дейка, Греза, и русских художников Никитина и Лосенко. На втором этапе ученики обучались самостоятельному композиционному мышлению. И на третьем этапе ученик должен был решить задачу портрета: изучить натуру и выразить в изображении её характер, образ. Ученики Левицкого - Л.С. Миропольский, С.С. Щукин, П.С. Дрождин. Е.Д. Камеженков, - оставили яркий след в истории русской живописи. В 1790-х годах делает большое количество заказов – официальные портреты. Среди них прославленные полководцы, кавалеры ордена Св. Владимира: В.А. Румянцев-Задунайский, А.В. Суворов, П.В. Завадовский, Н.В. Репнин, С.К. Грейг, И.Л. Голенищев-Кутузов, В.П. Коновницын. Дипломаты, советники Екатерины II: П.В. Бакунин-Меньшой, С.Р. Воронцов, А.А. Безбородко И.И. Шувалов, Г.А. Потемкин. Последним заказом стала серия портретов детей наследника престола Павла Петровича и Марии Фёдоровны. В конце жизни художник теряет свои позиции первого художника, он испытывает большие материальные трудности, ему не выплачивается пособие. А ему надо было содержать большую семью. Здоровье Левицкого ухудшилось , он слепнет. Русский художник Дмитрий Григорьевич Левицкий похоронен на Смоленском кладбище, и сегодня один из участков Смоленского кладбища в Петербурге называют «Левицкой аллеей».
|
rus-artist.ru