aquarells.ru |. Картины лансере е


Иллюстрации Е.Е.Лансере к повести "Хаджи-Мурат"

Е.Е.Лансере работал над над иллюстрациями к повести "Хаджи-Мурат" с 1912 по 1914 год. По словам А.Н.Бенуа, "рисунки Лансере сохраняют рядом с толстовской колоссальностью и свою значительность, свою прелесть... Они не только дают тонкую и точную “справку по сценарию” и рисуют типы действующих лиц, но, кроме того, складываются в самостоятельную песнь". Художник побывал в тех местах, где разворачивалось действие толстовской повести. Он посетил Северный Кавказ, побывал в дагестанских аулах, затем отправился в Закавказье. 19 ноября 1914 года К.А.Сомов записал в дневнике: "Вечером собрание у Лансере; было мило, все свои. Рассматривали Жениного "Хаджи-Мурата".(Константин Андреевич Сомов. Письма. Дневники. Суждения современников. М., 1979. С. 136.) В повести Л.Н.Толстого 25 глав, помеченных римскими цифрами. Для каждой из них Лансере выполнил заставку и концовку. Среди них есть как орнаментальные художественные композиции, так и сюжетные рисунки. Присутствуют иллюстрации и в тексте. Следует отметить прежде всего разворот, занимающий верхнюю часть страниц 102-103, на котором изображена Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге. В левой части рисунка – основание Александровской колонны и стоящая около него полицейская будка, в правой части – летящие по площади сани. Среди иллюстраций немало портретов, все они – документальные. В основу помещенного в конце вступления к повести портрета молодого офицера Льва Николаевича Толстого положены фотографии 1851 и 1855 годов. Другие портреты – князя М.С.Воронцова, княгини М.В.Воронцовой, князя Лорис-Меликова и др. – выполнены по живописным изображениям или дагерротипам. Они сравнительно небольшие, но нередко расположены на отдельной полосе с широкими чистыми полями. Оценивая оформление "Хаджи-Мурата", Алексей Алексеевич Сидоров писал: "Это действительно одновременно и подвиг, свидетельство очень большого добросовестного труда художника-исследователя, историка, человека, лично видевшего, знавшего и полюбившего Кавказ, и удача, редкостное доказательство того, как научился художник строить книгу, одновременно сохраняя красоту ее (традиция “Мира искусства“) и правдивость, познавательную ценность иллюстрации". (Сидоров А.А. Русская графика начала ХХ века. Очерки истории и теории. М., 1969. С.214.)

hallenna.narod.ru

Е.Е. Лансере | aquarells.ru

 

 

Е.Е. Лансере (1875-1946 гг.) – художник большой культуры и широкого творческого диапазона. Интерес к искусству и тонкий вкус Е.Е. Лансере приобрел уже в детские и отроческие годы.

Е.Е. Лансере «Петербург. У старого Никольского рынка» 1901 г. Акварель, гуашь

 

И отец, известный русский скульптор Е.А. Лансере, и мать, урожденная Бенуа, и ее родные, связанные с искусством, создавали благоприятную атмосферу для формирования будущего художника.

Евгений Евгеньевич Лансере получил широкую известность как график и оформитель книг, мастер монументальных росписей, театральный декоратор, живописец и педагог. Ему принадлежат иллюстрации к повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат» (1912-1916 гг.), панно оформления залов Казанского вокзала в Москве (1932, 1934, 1946 гг.) и т.д.

Е.Е. Лансере. Иллюстрация к повести Л.Н. Толстого «Хаджи-Мурат»

 

Первый период творчества Е.Е. Лансере связан с художественным объединением «Мир искусства». Увлечение стариной, воскрешение на полотнах декоративных стилей прошлых эпох было одной из характерных черт искусства мастеров этого круга.

Е.Е. Лансере «Победа». Эскиз росписи вестибюля Казанского вокзала в Москве

 

Значительный вклад сделали художники «Мира искусства» в области оформления книг и театральной декорации. Е.Е. Лансере принадлежал к той группе живописцев, которые не увлекались стилизацией, а сохраняли верность принципам реализма.

Е.Е. Лансере «Колоннада Казанского собора» 1903 г. Гуашь

 

Работа Е.Е. Лансере на исторические темы началась с его участия в оформлении книг, посвященных быту русского двора прежних эпох. Это такие книги, как «Царская и императорская охота на Руси» Н. Кутепова (1902 г.), «Царское Село в царствование императрицы Елизаветы Петровны» А. Бенуа (1910 г.). Затем он создал серию станковых работ на темы русской истории. Среди них картина «Корабли времени Петра I» (1909 и 1911 гг.).

Е.Е. Лансере «Корабли времен Петра I» 1911 г. Темпера

 

Полотно «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе» очень характерно для Лансере. На переднем плане – фасад недавно отстроенного Царскосельского дворца. Художник с удовольствием изображает живописную помпезность барочной архитектуры и пустынность недавно устроенного парка. На этом фоне разворачивается торжественное зрелище парадного «выхода» императрицы.

Е.Е. Лансере «Императрица Елизавета Петровна в Царском Селе» 1904-1905 гг.

 

Картина увлекает зрителя яркой звонкой живописью, мастерством исполнения. Художник с иронией показывает внутреннюю пустоту и бутафорскую наигранность придворного ритуала. Все персонажи: зачарованная сознанием своей власти надменная тучная императрица и чопорные и одновременно униженно лебезящие придворные – напоминают заводные игрушки или персонажей кукольного представления. Художник как будто сравнивает людей и статуи, придавая последним черты привольной непринужденности, которой не чувствуется в живых участниках сцены. Это зрелище придворных нравов прошлых эпох часто воспринималось современниками как сатира на существующие порядки.

ЛД.Н. Толстой так отозвался об этом полотне: «А Вы видели картину Лансере «Императрица в Петергофе»?… Мне она очень нравится, особенно хорошо в ней передано это безобразие величия».

Похожее

aquarells.ru

Живая бронзовая скульптура Е.А. Лансере: клейма, выпускаемая продукция

Биография скульптораРеалистичная бронза ЛансереКлейма Лансере

Биография скульптора

Евгений Александрович Лансере родился в 1848 году и уже в юном возрасте заинтересовался скульптурой. Развитию его интересов способствовало знакомство с Н.И. Либерихом, ставшим в дальнейшем известным мастером-любителем. Окончив классическую гимназию в Санкт-Петербурге и поступив в университет, Лансере начал представлять свои работы в Императорской академии художеств. Несмотря на то, что юноша не имел специального образования, в академии оценили глубину его работ и понимание того, как работать с формой, присвоив звание классного художника II степени. Спустя три года мастеру-самоучке удалось стать художником I степени.

Евгений Александрович Лансере (1848-1886).

Большую роль в становлении известного скульптора сыграли его поездки по России, путешествия в Англию, Францию, Австрию, Бельгию и многие другие страны. Лансере изучал работы известных французских и русских скульпторов, посещал музеи, галереи и много наблюдал. Путешествуя по Киргизии, Башкирии, Кавказу скульптор живо интересовался бытом местного населения и особенно его бойкими конями. Интерес к лошадям у Лансере был столь велик, что он создал множество композицией с присутствием этого благородного животного и прославился как крупный скульптор-анималист (франц. animal — животное).

Первоначально Лансере выполнял частные заказы, поэтому каждое изделие существовало в одном экземпляре, однако работы мастера были так хороши, что крупные российские фабриканты приобрели права на производство его форм. Всего за свою творческую деятельность скульптор создал порядка четырехсот работ, многие из которых хранятся в Русском музее, Государственной Третьяковской галерее и некоторых других музеях. Изделия Лансере представляют большой интерес и для коллекционеров. После смерти Феликса Шопена, на фабрике которого трудился Лансере, дочь фабриканта вышла замуж за француза и увезла во Францию ряд моделей, которые принадлежали семье Лансере.

Умер 38-летний Е.А. Лансере весной 1886 года в своем имении. Причиной его ухода из жизни стала отнюдь не старость, а страшная для того времени болезнь — чахотка. Близкие перепробовали все возможные средства для его лечения, но известному скульптору справиться с чахоткой не удалось. Однако Лансере до последнего продолжал творить и даже выезжал верхом на своей лошади Кабарде, когда ему становилось хоть немного лучше.

Евгения Александровича Лансере по праву считают основателем русской кабинетной пластики, благодаря которому русская скульптурная школа стала известна всему миру.

Реалистичная бронза Лансере

Анималистические скульптуры

Молодой и полный энергии Лансере сделал за свою недолгую жизнь столько, сколько многим не удается за 70-80 лет. Его любовь к скульптуре началась с детских обид. Будучи еще мальчиком, Лансере обожал изучать жизнь животных и подолгу делал их зарисовки. Но когда он приходил в кузницу и просил кузнеца выковать ему нарисованного коня из металла, тот неизменно отказывался. Тогда отец надоумил сына лепить формы коней из воска.

Позже страсть к животным вылилась в многочисленные бронзовые работы, которые прославили скульптора на весь мир. Хотя у него не было специального образования, он интуитивно ощущал форму предметов и умел передать ее в своих работах с невероятной точностью.

Скульптура «Погоня».Е.А. Лансере. 1871 г. Отливка фабрики Ф. Шопена.

Так, в работе «Ловля дикой лошади» автору удалось показать все то напряжение, которое царит в этой сцене. Лансере сумел точнейшим образом передать состояние обеих лошадей, одна из которых покорна под хозяином, а вторая отчаянно бьется, пытаясь высвободится из обхватившей шею петли. Напряжение момента передано с помощью мельчайших деталей: страха в глазах животного, позы наездника, прорисовки каждого мускула на телах животных. Ничего не ускользнуло от глаз опытного мастера. Именно эта яркость и реалистичность так заинтересовала ценителей искусства в работах Лансере.

«Ловля дикой лошади». По модели Е.А. Лансере. 1876 г.

Работая над описанной скульптурой, мастер не ограничился собственно фигурами, а дополнил композицию рельефными рисунками, где ловец стремительно приближается к табуну лошадей. Вероятно, это связано с тем, что каждая композиция для скульптора представляла собой целую историю, которую он стремился передать зрителю в наиболее выразительной форме.

Интересно, что И.К. Айвазовский и П.К. Клодт, которые сразу разглядели в юном Лансере талантливого скульптора, просили его отца не отдавать ребенка в академию художеств, дабы самородок не испортили классическими стереотипами.

По отзывам современников, Лансере был великолепным наездником, которого порой даже сравнивали с кентавром — до такой степени он был единым целым со своим конем во время езды. Работая над очередной композицией, скульптор не создавал какую-нибудь «средненькую» лошадь. Он детально прорисовывал не только само животное, но и подбирал породу, соответствующую наезднику. Так шейх у него восседал верхом на арабском коне, англичанка на гунтере (полукровная английская порода), а уж для казака обязательно подбирался удалой степной конь.

Существует версия, что под фамилией известного российского скульптора Напса скрывался не кто иной, как Лансере. К практике работы под псевдонимами приходилось прибегать многим скульпторам того времени в связи с контрактами, которые они заключали с одной фабрикой. Такой кабальный договор запрещал мастерам работать на других заводах под своими именами. У многодетного Лансере, отца шестерых детей, были постоянные проблемы с деньгами, что и могло стать главной причиной работы под фамилией Напса на фабрике Верфеля — серьезного конкурента фабрики Шопена. К тому же о самом Напсе почти ничего не известно, а его работы были выполнены в том же стиле и с применением тех же приемов, что и скульптуры Лансере.

">«Царский сокольничий». Модель Напса. Фабрика Верфеля. Санкт-Петербург

«Царский сокольничий». Модель Напса. Фабрика Верфеля. Санкт-Петербург.

Этнографические работы

Лансере очень любил изображать народы России и Малороссии. Погружаясь в очередную работу, он полностью воссоздавал образы представителей той или иной народности, не упуская из виду ни одной детали. Например, в композиции «Линейный казак с казачкой на коне» казак одет в черкеску с газырями (отделениями), в которых наверняка спрятаны пороховые заряды. Высокие сапоги-ичиги, традиционная барашковая папаха, ружье и шашка — все те вещи, с которыми не расставался истинный казак. Не менее тщательно вылеплена и каждая деталь одежды молодой казачки, держащей в руке повод.

«Линейный казак с казачкой на коне». Е. Лансере. 1873 г.

«Линейный казак с казачкой на коне». Е. Лансере. 1873 г.

Другую свою работу, посвященную казачеству, Лансере создал после посещения Донского казачьего войска. В те времена казачество относилось к привилегированному сословию, которое считалось опорой самодержцев. Встреча с донскими казаками так впечатлила мастера, что он выразил свои эмоции и наблюдения в известной работе «Прощание казака с казачкой». В этой скульптурной композиции автору удается показать всю гамму сложных чувств человека, когда сильный и готовый к битве насмерть воин предстает перед зрителем чутким и нежным по отношению к любимой жене. Прощание в седле показывает всю страсть и нежность мужчины и женщины, которые хотят до последнего мгновения быть вместе.

Скульптура «Прощание казака с казачкой». Е.А. Лансере. Каслинский литейный завод. 1873г.

В свое время ставку на Лансере сделал известный российский фабрикант Феликс Шопен, имеющий предпринимательское чутье на то, что будет востребовано обществом. Шопен не побоялся включить работы Лансере в свою основную продукцию, посчитав, что полные жизни композиции молодого скульптора станут популярны не только в России. И он не ошибся, так как именно Лансере внес немалый вклад в рост популярности изделий фабрики Шопена. В конце 1870-х годов фабрикант купил у скульптора ряд моделей, среди которых были «Прощание казака с казачкой» и «Ловля дикой лошади».

Предчувствуя, что колониальная политика Франции, выраженная в бронзе, будет интересна потребителям, Шопен отправил Лансере в Алжир. После поездки скульптор создал целую серию так называемого алжирского цикла или арабских сюжетов. Природное любопытство позволило чуткому мастеру буквально впитать в себя местный колорит, познакомиться с особенностями, мотивами арабской культуры и выразить ее в различных художественных композициях.

«Араб на коне». Е.А. Лансере. 1870-1880-е гг.

В России такая тематика не была популярной, поэтому некоторые из работ этой серии встречаются редко. Однако некоторые скульптуры представлялись на выставках и в дальнейшем отливались на заводах. В частности, работа «Арабский шейх» побывала на выставках в Париже и на самых значительных художественных выставках Санкт-Петербурга. Изначально она представлялась под названием «Бедуин». Позже фабрика Шопена купила патент на отливку этой модели и выкупила саму модель. Также к числу известных работ этого цикла относятся «Африканский солдат на лошади», «Водовоз кабиль», «Алжирский осел» и некоторые другие.

Скульптура «Арабский шейх». Е.А. Лансере. 1876 г

Скульптура «Арабский шейх». Е.А. Лансере. 1876 г.

Еще одним излюбленным направлением Лансере были жанровые сцены, описывающие быт крестьян. Скульптору нравилось представлять обыденную жизнь простых работников, показывать их труд, особенности их быта. Это композиции «Деревенская няня, «Крестьянин верхом», «Крестьянский мальчик с лошадьми» и многие другие. Часто среди этих работ встречались русские конные тройки, которые очень точно передавали особенности лихой русской езды на санях. К каждой работе скульптор подходил со всей тщательностью и наблюдательностью, не оставляя без внимания ни один элемент, будь то одежда, предметы быта или выражение лица. Именно такое ощущение глубины, самобытность и умение передать жизнь в неживом материале стали основными причинами того, что работы Лансере по сей день представляют большой интерес для ценителей искусства.

Военно-историческая тематика

В 19 веке многие скульпторы любили изображать полководцев, князей, царей. Это могли быть целые композиции, фигуры или бюсты императоров. Одной из лучших работ Лансере на военную тему считается скульптура князя Святослава. Изобразил он полководца ровно так, как описывают его историки: с широкой грудью, с крепким затылком, клоком волос на голой голове, который являлся признаком рода. Великий князь киевский изображен воинственным и собранным, готовым биться до последнего со своими врагами. Под стать сильному полководцу, решительно ведущему своих воинов в бой, подобран и конь — мощное животное, готовое биться вместе с хозяином в пылу сражений.

«Князь Святослав на пути в Царьград».Скульптор Е.А. Лансере. 1886 г.

Популярность работ Лансере во многом обусловлена его самобытностью. Он не терпел шаблонов и трафаретов, а подражанию чужим работам предпочитал правдивость композиций. В его скульптурах военной тематики запечатлено много драматических сцен, наполненных целой гаммой чувств.

Скульптура «Черкес в засаде». Е.А. Лансере. 1871 г

Скульптура «Черкес в засаде».Е.А. Лансере. 1871 г.

Работы «Убитый араб», «Утрата товарища-коня», «Запорожец после битвы» и другие скульптуры этого направления во всей полноте передают таинства жизни, ее особенно трудные для человека стороны. Скульптор не боялся быть честным, не боялся показать жизнь безо всяких прикрас. В работе «Утрата товарища-коня» он показывает всю глубину любви всадника к своему лихому коню, который долгие годы был его верным товарищем в кровавой битве, в жару и холод или в голодные времена.

Скульптура «Утрата товарища-коня». Е.А. Лансере.

Лансере любил изображать не только исторические военные сюжеты, но и сказочные. Одной из популярных его работ является композиция «Руслан и волшебная голова», выполненная в 1884 году. Это весьма эффектная работа по произведению А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», где воин предстает на коне перед огромной головой, охраняющей меч. Но это не просто бронзовая скульптура, а чернильница, воспользоваться которой по назначению можно, если откинуть шлем волшебной головы. Если учесть, что длина всей скульптуры составляет 40 см, такую чернильницу будет трудно не заметить на столе, а ее искусное исполнение вполне может навеять писцу идеи для собственного оригинального произведения.

Чернильница «Руслан и волшебная голова». Е.А. Лансере. 1884 г

Чернильница «Руслан и волшебная голова». Е.А. Лансере. 1884 г.

Клейма Лансере

На работах, созданных Е.А. Лансере, обычно ставили подпись «Е. Лансере». Для удобства написания букв и акцентирования внимания на надписи, для нее делали гладкую площадку часто прямоугольной формы. Иногда фамилию писали и по дуге, если она располагалась на краю изогнутой платформы.

На некоторых изделиях помимо фамилии отмечали год издания. Обычно это был год изготовления формы, по которой затем отливали бронзовые работы.

lansere-16.jpg

Вариациями приведенных выше клейм являются клейма с надписями: «лепилъ Е. Лансере» и, например, «ЛЪПИЛЪ Е.ЛАНСЕРЕ 1870».

lansere-17.jpeg

В отличие от именитых российских фабрикантов у Лансере не было собственной мастерской. За свою долгую творческую деятельность он успел поработать на многих фабриках, поэтому в клеймах на его работах часто присутствуют имена фабрикантов. Так, он длительное время сотрудничал с Феликсом Шопеном, внеся свою лепту в известность его фабрики.

Среди других заводов, с которыми сотрудничал Лансере, можно отметить мануфактуру Н. Штанге, В. Грачева, И. Сазикова, А. Морана, а также Каслинский чугунолитейный завод.

Зарубежные заводы, которые отливали бронзу по моделям Лансере, указывали его фамилию на иностранный манер.

lansere-20.jpg

lermontovgallery.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта