Художник Павел Андреевич Федотов картины. Картина игроки федотов
Описание картины Павла Федотова «Игроки» Картины художников
Живопись Павла Федотова очень своеобразна. Так, в картине «Игроки» автор пытается изобразить то, что происходит, взглядом героя, который проиграл, а его партнеры для него стали ужасными фантомами.
Игроки провели целый вечер во взаимообмане, соперничая, побеждая и терпя поражения. Все вели себя страстно и расчетливо, но были вместе. Их объединял стол из зеленого сукна и свет горящей свечи. И все это время тлела надежда на перемены к лучшему. Ночь прошла, и те, кто выиграли, оказались по одну сторону светового рубикона, а тот, кто проиграл – по другую. В картине их разделяет не только свет, но и пространство помещения, и движения.
Проигравшего освещают две свечи, которые стоят на столе, поэтому фигура кажется каким-то двойным нимбом темного цвета. Выигравших художник изобразил не освещенными тенями.
Он не движется, а они как-то извиваются. Он проиграл, но не
паникует и не плачет, а сжимает одной рукой стакан с вином, а другую беспомощно выворачивает ладонью вверх. Несмотря на проигрыш, он кажется смешным: в зубах недокуренная сигара, а на лице какая-то карикатурная гримаса, похожая на улыбку. Проигравший похож на сумасшедшего, он пребывает в трансе, ведя себя отрешенно и безмолвно, как одинокий зритель, который из партера смотрит на актеров, игрок глядит на своих соратников по игре, но не видит их.
Выигравшие шарахаются от яркого света. Они разбегаются во все стороны. Это просто безликие чудовищные фантомы, которые наказаны за победу непонятной для нас мукой. Вроде бы всех троих художник изобразил по-разному, но все они страшные, безжизненные, неестественные.
И эти три пустые души извиваются на фоне голой стены, где висят три пустые рамки и три отражателя нечисти – зеркала.
Вот так мастерски Федотов в «Игроках» показал, как люди, проводившие время за карточным столом, превратились в пустые оболочки.
Прислал: Осипова Жанна . 2017-10-08 21:44:40
opisanie-kartin.iusite.ru
Психиатрия середины 19 века. Сумасшествие Павла Федотова: gorbutovich
Применявшееся лечение заключалось в следующем: «Его били в пять кнутов пять человек, чтобы усмирить»Этюд для картины "Игроки", 1851-1852. Павел Федотов. Игрок, сидящий за столом. Игрок, заминающий поясницу. Синяя бумага на картоне, итальянский карандаш, мел. 31,3x35,5. Государственный Русский музей
В продолжение темы Павла Федотова – о его психической болезни рассказывает психиатр.
Статья Шувалова Александра Владимировича из журнала "Независимый психиатрический журнал", 1995. № 4, в сокращении:
О психической болезни русского художника Павла Андреевича Федотова
Бьёт кнутом меня смотритель,Чтобы смирно я сидел… А. Шамиссо
I.Как известно из мемуарной литературы, русский художник Павел Андреевич Федотов (1815-1852), картины которого украшают Государственную Третьяковскую галерею, был психически болен. В биографических источниках имеются описания проявлений его болезни, которые позволяют проанализировать имеющийся биопатографический материал с психиатрической точки зрения.
2.Павел Федотов. Ах, папочка, как к тебе идет чепчик. Автошарж. 1848
В отношении наследственности П. А. Федотова можно предположить незначительную отягощённость по линии отца, отличавшегося необыкновенной педантичностью, «которая была облечена в формы суровые, жёсткие, угловатые» (Толбин, 1854: 4). Художник писал о нём: «…осуждаю его подозрительность, со всем тем не могу не удивляться этой неумолимой врождённой ему правдивости» (Дружинин, 1918: 6).
3.Кадет Федотов. П. Стромилов. Рисунок. 1828. via
Жизненный путь П. А. Федотова был небогат внешними событиями и недолог. Родился в семье бедного чиновника, в 1833 г. окончил кадетский корпус и в 18 лет получил чин прапорщика. До 1844 г. служил в лейб-гвардии Финляндского полка, затем вышел в отставку и обрёк себя до конца жизни на трудное существование художника-профессионала.
С детства П. А. Федотов обладал незаурядными способностями. Изумительной была у него зрительная память: «…всякая страница, прочитанная им в то время, по несколько будто дней носилась перед его глазами» (Сомов, 1878: 3). Упомянув в разговоре какое-нибудь случайно увиденное лицо, Федотов мог тут же «на клочке бумаги нарисовать его» (Кузнецов, 1990: 138). Обладая весёлым и общительным нравом, художник охотно проводил время в кругу друзей, где пел, аккомпанируя себе на гитаре, сочинённые им песни и романсы. Артистическая натура будущего живописца сказывалась во всех проявлениях его школьной жизни. «Он участвовал, как тенор-солист, в хоре корпусных певчих и, познакомившись чрез это с нотами, почти без всякой посторонней помощи выучился играть на фортепьяно» (Сомов, 1878: 3). А в кадетском корпусе он уже был известен как портретист и карикатурист, хотя тогда своего призвания ещё не осознавал.
5.С родными. Павел Федотов. Прогулка. 1837. Картон, акварель, графитный карандаш. Государственная Третьяковская галерея
Внешне П. А. Федотов был роста среднего, и, как он сам выражался, «…силою физической он никогда не хвалился, но, во время последней своей болезни мог руками выдёргивать из стен гвозди; и когда наконец принуждены были для безопасности связать его, он выдёргивал их зубами» (Толбин, 1854: 62). Имеющиеся портретные зарисовки, автопортреты и характеристики современников дают представление о телосложении, близком к атлетическому, и, скорее всего, «невропатической конституции».
6.Павел Федотов. Офицер и денщик. Холст, масло. 1850/1850-1851 гг. Государственный Русский музей
Несмотря на представительную внешность (офицер лейб-гвардии!), семейная жизнь у художника не сложилась, и он остался холостым. Жил в последние годы одиноко, ухаживал за ним преданный ему денщик.
7.Павел Федотов. Художник, женившийся без приданого в надежде на свой талант. Бумага, сепия, тушь, перо, кисть. 1846-1847. Государственная Третьяковская галерея
Первые признаки психического заболевания стали отмечаться за несколько лет до его полной манифестации. Уже с молодого возраста «к головной и глазной боли часто присоединялись… некоторое нервное расстройство и бессонница» (Дружинин, 1918: 52). По мнению биографа, «безумие давно уже исподволь подступало к нему, и если бы не обычная федотовская скрытность, это бы заметили гораздо раньше июня 1852 года!» (Кузнецов, 1990: 298). Федотов страдал также «приливами крови к мозгу, частыми головными болями. Друзья тревожились, замечая перемену в наружности и в самом характере художника, старевшего не по летам и становившегося более задумчивым… Впрочем, до весны 1852 г. в натуре Федотова не проявлялось ничего такого, что предвещало бы скорый, печальный конец…
8.Павел Федотов. Автопортрет на листе с набросками. Бумага, графический карандаш. Конец 1840-х-начало 1850-х гг.
Его характер и поведение всегда отличались оригинальностью, а потому несколько новых странностей в его суждениях и поступках не могли внушить никому подозрения, что этот светлый ум готов помрачиться… Мало-помалу из общительного, разговорчивого человека Павел Андреевич превращался в молчаливого мрачного меланхолика. На него стала находить безотчётная томительная тоска, прежде совсем незнакомая этой бодрой натуре» (Сомов, 1878: 16).
9.Голова слуги. Этюд к картине Игроки. 1851
Первый приступ болезни у художника описан довольно подробно. «Весной 1852 г. о Федотове между близкими его знакомыми стали ходить слухи, что он не совсем нормален. Затем мне сообщили, — пишет в своих воспоминаниях Л. М. Жемчужников, — что Федотов пропал из города, забрав деньги, которые заработал, что он сорит деньгами, покупая всякий вздор, и щедро раздавал их направо и налево… Между прочим, он заказал себе гроб и примерял его, ложась в него» (Жемчужников, 1971: 112, 114). Другой биограф добавляет: «В середине лета недуг Павла Андреевича развился вполне и его ясный наблюдательный ум помрачился. Несколько дней ходил он по петербургским улицам и окрестностям, покупал в разных магазинах драгоценные вещи для какой-то воображаемой свадьбы, загадочно говорил о каком-то своём счастии» (Толбин, 1854: 60). Живописец побывал в различных домах у знакомых и в каждой семье посватался, вызвав полное недоумение хозяев. Затем долго рассуждал, как будет строить свою будущую семейную жизнь, а потом неожиданно исчезал и больше не появлялся. Вскоре академию известили из полиции, что «при части содержится сумасшедший, который говорит, что он художник Федотов» (Шкловский, 1965: 184).
10.1852 год. Свидание Льва Жемчужникова и Александра Бейдемана с Павлом Федотовым в частной лечебнице. П. Марков. Гравюра с рисунка по сепии А. Бейдемана / via P. Утгоф. Гравюра на дереве по рисунку П. Ф. Маркова, с сепии А. Е. Бейдемана и М. Жемчужникова (?).
П. А. Федотов был помещён в «частное заведение для страждущих душевными болезнями» венского профессора психиатрии Лейдесдорфа, расположенное близ Таврического сада, и находился там два месяца. К этому периоду относится известное посещение художника его друзьями Л. М. Жемчужниковым и А. Е. Бейдеманом, которые оставили не только воспоминания об этой встрече, но и несколько зарисовок больного. Вот как описывает Жемчужников это свидание, давая яркое представление о содержании психически больных в то время. «Мы вошли в чулан под лестницу: тут в углу сверкнули два глаза, как у кота, и мы увидели тёмный клубок, издававший несмолкаемый, раздирающий крик и громко, быстро сыпавшуюся площадную брань. …Из тёмного угла, как резиновый мяч, мигом очутилась перед нами человеческая фигура с пеною у рта, в больничном халате со связанными и одетыми в кожаные мешки руками, затянутыми ремнями, и притянутыми к спине плечами. Ноги были босы, тесёмки нижнего белья волочились по полу, бритая голова, страшные глаза и безумный свирепый взгляд» (Жемчужников, 1971: 115). «Кругом на стенах, обтянутых клеёнкой, был виден след на высоте головы: Федотов бился о стену» (Шкловский, 1965: 187).
11-12.
Применявшееся лечение заключалось в следующем: «Его били в пять кнутов пять человек, чтобы усмирить» (Жемчужников, 1971: 116).
Судя по описаниям посещавших его друзей, художник испытывал не «тихие или отрадные иллюзии», а устрашающие галлюцинации, видел «чудовищные сцены и образы. …Иногда Федотов воображал себя богачом, скликал вокруг себя любимых особ, говорил о том, что нужно превратить Васильевский Остров в древние Афины, столицу художества и веселия, наполненную мраморными дворцами, садами, статуями, храмами и пантеонами» (Дружинин, 1918: 59).
В лихорадочных разговорах Федотова, которые приобрели навязчивый характер монолога, постоянно присутствовали бред собственного величия и маниакальная идея своей «высокой миссии в мире». Когда психическое состояние больного ещё больше ухудшилось, он в сентябре того же 1852 г. был переведён в больницу «Всех скорбящих» на Петергофской дороге. Обстановка там была немного благоприятнее, но это только временно улучшило состояние художника. При очередном посещении друзей их не пустили к больному, сказав, что «он в бешенстве кричит и буйствует, носится с мыслями в небесном пространстве с планетам и находится в положении безнадёжном» (Жемчужников, 1971: 120).
13.
Периодически П. А. Федотов успокаивался, разговаривал с посетителями, делал зарисовки, которые находятся в Государственном Русском музее, и даже учил рисовать других больных. Интересно воспоминание одного приятеля художника, навестившего его в мае 1852 г. Федотов прочитал ему сочинённую в больницу басню «Слон и Попугай». «Эта басня отличалась… необыкновенной странностью основной мысли и беспорядком в сочетании идей» (Дитерихс, 1995: 134) и свидетельствовала о том, что мышление Федотова было уже окончательно нарушено. В сделанных им рисунках привлекает внимание проявление подсознательных (вытесненных) влечений художника: «Даже в сумасшедшем доме, находясь фактически по ту сторону жизни, он механическим движением карандаша лихорадочно чертил на попавшемся под руку лоскутке бумаги ордена – кресты, звёзды, ещё кресты: стыдное, потаённое вырывалось наружу» (Кузнецов, 1990: 166).
14.Этюд для картины "Игроки", 1851-1852. Павел Федотов. Игрок, сжимающий голову руками. Государственный Русский музей
Умер П. А. Федотов в середине ноября 1852 г. от присоединившегося плеврита («водяной болезни»). За несколько дней до смерти он окончательно пришёл в сознание, «пожелал приобщиться Святых тайн, прочитал письмо, полученное незадолго от отца, обнял своего верного денщика Коршунова… и долго, долго плакал» (Толбин, 1854: 61–62). Художник послал сторожа за товарищами, чтобы проститься и с ними, но те опоздали…
II.
В качестве причин заболевания Федотова современники предполагали и переутомление от беспрерывной работы, и неудачную любовь, и борьбу с материальными лишениями. Все эти факторы в большей или меньшей степени имели место, но не могли явиться причиной ТАКОГО психического расстройства.
Психическая болезнь Федотова началась задолго до её первых, бросившихся всем в глаза проявлений. Заболевание, на которое наложила свой отпечаток преморбидная личность художника (аффективные колебания со склонностью к гипоманиакальности), развивалось и усиливалось постепенно. Только к концу 1840-х годов сформировался ясно очерченный характерологический сдвиг («Он давно уж перестал быть тем общительным человеком, каким его знавали в юности» (Кузнецов, 1990: 264)). Известно, что личность человека относится к числу наиболее устойчивых свойств психики и её радикальное изменение, как правило, свидетельствует о начале прогредиентного процесса. К сожалению, в это время художник в силу, возможно, уже болезненных переживаний («молчаливый, мрачный меланхолик» (Сомов, 1878: 16)), «вовсе отставший… от светских забав» (см.: Кузнецов, 1990: 110) ограничивался общением со своим малограмотным слугой, и более подробных сведений о нём в этот период не осталось.
15.Этюд для картины "Игроки", 1851-1852. Павел Федотов. Игрок, сидящий за столом. Стул
Первый замеченный окружающими болезненный приступ развился остро, в силу чего Федотов был задержан полицейскими, и возникла необходимость в немедленной госпитализации. Находясь во власти бредовых идей, он совершал нелепые, неадекватные поступки, нереально оценивал ситуацию: в частности, говорил о предстоящей свадьбе и покупал драгоценности (незадолго перед этим художник пережил неудачно закончившийся роман с Ю. Тарновской).
16.Этюд для картины "Игроки", 1851-1852. Павел Федотов. Игрок, сидящий за столом. Государственный Русский музей
Учитывая свидетельства очевидцев, можно сделать вывод, что клиническая картина болезни у Федотова определялась грёзоподобным фантастическим бредом с обильными конфабуляциями. Говоря современным языком, речь могла идти об ориентированном онейроиде, включавшем в себя элементы «шизофренического реквизита»: бред особого значения, галлюцинации, ощущение зависимости от внешних сил. Фантастический бред имел космическую фабулу («носится мыслями в небесном пространстве с планетами»), галлюцинации представлены «чудовищными сценами и образами», заметен и экспансивный бред («воображал себя богачом»). <...>
На полотнах художника, написанных до манифестации заболевания, нельзя заметить такого убедительного влияния психопатологических переживаний, как это можно видеть на картинах Франсиско Гойи, М. А. Врубеля, М. К. Чюрлёниса, Уильяма Блейка, Эдварда Мунка и других. Впрочем, о картине «Игроки», первые этюды которой относятся к 1851 г., биограф замечает: «Подобный рисунок мог быть исполнен только в бреду» (Кузнецов, 1990: 280).
17.Павел Федотов. Николай I смотрит на Федотова в лупу. Набросок, сделанный художником во время пребывания в больнице Всех скорбящих в Петербурге. 1852. Бумага, карандаш. Фрагмент листа неправильной формы 43,х35,2. Государственный Русский музей
Однако рисунки Федотова, сделанные в больнице, представляют уже явный интерес для психиатра. Так, на одном из них изображён царь Николай I, который через лупу внимательно разглядывает художника.
18.
Увеличительное стекло могло являться символом как повышенного внимания со стороны окружающих (идеи отношения, бред значения), так и признаком идей самоуничижения и самоумаления. Психическое заболевание в какой-то степени позволило художнику выйти на новый уровень творческого самовыражения.
О картинах последних месяцев жизни биограф пишет: «Ничего хотя бы приближающегося к ним не знало русское искусство ни до Федотова, ни ещё долгое время после него. …безумие… подчас бывало способно снять или ослабить предрассудки, сдерживающие самовыражение художника» (Кузнецов, 1990: 284).
19.Павел Федотов. Игроки. Эскиз-вариант композиции
Если попытаться вместить приведённую клиническую картину в нозологические рамки, то можно предположить, что Федотов страдал приступообразной шизофренией с синдромом острого чувственного бреда с онейроидно-кататоническими включениями. <...>
20.Павел Федотов. Игроки. 1852. Холст, масло. Киевский музей русского искусства
Наличие психической аномалии у гениального человека не свидетельствует ни о чём другом, кроме его личного неблагополучия. Психиатру особенно интересны те случаи, в которых прослеживается чёткое влияние психической патологии на творческий процесс. Причём не в виде его прекращения или разрушения (это естественно и понятно), а в виде усиления своеобразия творчества, резкого изменения его содержания. Все основные живописные полотна Федотова не несут каких-либо следов психического расстройства, так как были созданы до манифестации психотической симптоматики. Но в рисунках, которые он делал в последние месяцы жизни в психиатрической лечебнице, ясно видны его бредовые переживания. Если бы интеркуррентное соматическое заболевание не привело к летальному исходу, то вполне вероятно, что после установления стойкой ремиссии художник попытался бы выразить и на большом полотне свой вновь приобретённый — пусть и болезненный! — опыт нового восприятия мира. Картина «Игроки» подтверждает такое предположение.
21.А так в искусство вмешивается политика: картина Павла Федотова «Игроки» из Киева на выставку в Москву не приехала – вместо оригинала баннерная интерьерная распечатка. Фрагмент экспозиции выставки «Павел Федотов. Театр жизни. К 200-летию со дня рождения» в Третьяковской галерее (25 февраля - 14 июня 2015) с увеличенной репродукцией картины «Игроки». Фотография: Екатерина Алленова/Артгид. Source
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫДитерихс, Л. К. (1995) П. А. Федотов. Его жизнь и художественная деятельность // А. А. Иванов. П. А. Федотов. В. Г. Перов. И. Н. Крамской. СПб. : «ЛИО Редактор». Биографическая библиотека Ф. Павленкова.Дружинин, А. В. (1918) Воспоминание о русском художнике Павле Андреевиче Федотове. М.Жемчужников, Л. М. (1971) Мои воспоминания из прошлого. Л. : Искусство.Кузнецов, Э. Д. (1990) Павел Федотов. Л. : Искусство.Сомов, А. И. (1878) Павел Андреевич Федотов. СПБ. : Типография А. М. Котомина.Толбин, В. В. (1854) Павел Андреевич Федотов. СПб. : Пантеон. Т. XIII. Январь. Кн.I.Шкловский, В. В. (1965) Повесть о художнике Федотове. М. : Молодая гвардия.
Источники:Текст: Шувалов А. В. О психической болезни русского художника П. А. Федотова. Статья полностью: characterology.ru. Первоначальная публикация: Независимый психиатрический журнал. 1995. № 4. С. 56-59.Некоторые иллюстрации: Артгид
По этой же теме: Николай Ларинский. «Это была снова трагедия…». История болезни Павла Федотова. 2012
Про Павла Федотова ранее: Георгиевская лента и Сватовство майора
gorbutovich.livejournal.com
Художник Павел Андреевич Федотов картины
Павел Андреевич Федотов — великий русский художник, живописец, график. Родился в Москве 22 июня 1815 года. Известен как один из самых ярких и влиятельных представителей русского романтизма. Кроме того, Павел Федотов стал одним из первых, кто стал следовать стилистике сатиры или критического реализма в русском искусстве. Это делает его одним из важнейших деятелей культуры нашей страны, который повлиял на ход развития изобразительного искусства и вошёл в историю, как талантливый человек, предпринявший важные шаги в развитии русской живописи.
Жанры его картин довольно разнообразны, начиная от портретов и жанровых сцен и заканчивая батальными полотнами. Особым вниманием пользуются картины Павла Федотова в свойственной ему стилистике критического реализма. В этих картинах он выставляет человеческие слабости и саму человеческую сущность напоказ. Такие картины являются очень остроумными, и в его время были настоящим откровением. Жанровые картины, где высмеиваются пошлость, глупость и вообще разные стороны человеческих слабостей, в русском искусстве его времени были практически новаторством.
Павел Андреевич Федотов умер в Санкт-Петербурге 14 ноября 1852 года. Его имя навсегда вошло в списки лучших художников России. Его талант как живописца, потрясающая техника создания портретов, применение сатиры в жанровых работах, стали основополагающими для творчества многих последователей художника.
Автопортрет
Бивуак лейб-гвардии Финляндского полка
Вдовушка
Все холера виновата!
Завтрак аристократа
Игроки
Львица
Офицер и денщик
Портрет Егора Гавриловича
Портрет Надежды Петровны Жданович за фортепьяно
Разборчивая невеста
Сватовство майора
Свежий кавалер
Любите слушать хорошую музыку? На сайте Kazpesni вы можете скачать казахские песни в отличном качестве. Большое собрание самых красивых композиций.
art-assorty.ru
Картины, описание картин — Федотов, Павел Андреевич
Описани е картины Павла Федотова: Анкор, еще Анкор.В 1851-1852 годах известный русский художник Федотов написал последнюю завершенную им до конца картину, названную – «Анкор, еще, Анкор». Картина не совсем четкая и казалось расплывчатая, такая же, как солдатская жизнь, изображенная на ней. Темная комната, освещенная светом свечи и луны, которая проникает через небольшое окошко, кровать, полотенце и солдатский котелок на стене, вот убогий ее интерьер.За окном холодный ветер и снег, там зима, в комнате тепло и хорошо, но, пожалуй, также холодно, как и во дворе в сердце человека, который лежит на кровати. Скорее всего, это солдат, расквартированн ый на зимнюю квартиру в крестьянскую избу. Он офицер, поскольку в комнате живет один, а также потому признаку, что у него имеется собака, игра с которой и изображена на картине. Вдали от своих товарищей, от шума и суеты светской жизни солдат скучает, ему нечем себя занять, книг он не читает, спать ему не хочется, а прогулкам по свежему воздуху мешает мороз за окном. Эта комната на долгие месяцы стала смыслом его жизни, превратилась во всю его жизнь, и теперь он просто не знает, что ему еще сделать.Собака – пудель, с удовольствием прыгает через палку, а лежащий на кровати человек, раз за разом повторяет одно и тоже движение, заставляя пса играть снова и снова. И видно, что пес как и человек устал, но это единственное, что им остается, чтобы хоть как-то развлечься в зимний вечер. Потому человек неизменно повторяет слова: «Анкор, еще, Анкор», что в буквальном переводе с французского означает: «Еще, еще, еще», этим он понуждает собаку к действию, но ничего не изменяется, поскольку так они играют уже на протяжении целого вечера.Картина требует долгого осмысления и потому для зрительного восприятия трудна, но после того, как ее рассмотреть получше все становиться ясным и понятным, потому не стоит сразу же отходить от картины, нужно остановиться, подумать и понять.www.art-drawing.ru