Искусствоведческая беседа по картине «С горки» Балакшин Е.Г. Подготовительная группа. Беседа по картине


Беседа по картине.

⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 8Следующая ⇒

(Учитель надевает очки, берет указку), голосом экскурсовода холодно и сдержанно, читает описание:

«Картина А.Саврасова «Грачи прилетели» обладает ясно выраженным сюжетом, в котором развит его пейзажный мотив. Перед нами дано повествование жизни природы, которое и дало художнику возможность выразить свое демократичное представление о природе, а тем самым дать пейзажу национальное выражение»

(Учитель снимает очки и нормальным голосом спрашивает):

-Вам понравилось описание? А почему нет?

- Какие тона преобладают на пейзаже?

-Почему автор так назвал картину?

-Представьте, что сейчас вы распахнете окно, на вас подует весенний ветер, вы вдохнете его и увидите…

Откройте глаза! На что упал ваш взгляд? Что показалось главным на картине?

-Опишите снег, тени деревьев, лужи .

На доске: «Серые дома, серые лужи, серые небо. Все серое!»

-Что здесь главное: дома, лужи или небо? Почему все серое?

-Вслушайтесь, какие звуки издает картина?

Работа над «триединым началом»:

На доске: «Шумят деревья. Шумят грачи. Шумят колокола.»

Прочитайте текст и усильте смысловое значение фразы!

-Я думаю начать надо с малого. 1. Шумят грачи.

Затем я поставлю предложение 2. Шумят деревья.

И закончу фразу великим 3. Шумят колокола.)

-Прекрасно! А что вам напомнила картина? Где и когда вы подобное видели?

Работа над смысловым значением фразы:

На доске: «Хочется взлететь вместе с грачами и посмотреть сверху на деревню, на часовню, на всю вселенную».

Учитель: Прочитайте текст и расставьте логическое ударение.

Ученик: Сначала увижу часовню, поднимусь выше - деревушку, а если взлечу очень высоко, то увижу всю вселенную!

Учитель: Ребята, мы усилили смысловое значение фразы или уменьшили его?

Дети: Усилили, т.к. шли от малого к большому.

-Опишите картину так, чтобы читателю захотелось еще раз вернуться в свое детство.

На доске «подсказки» для тех, кто затрудняется:

- Художник удачно сообразил…

-Я смотрю на эту картину, и мне кажется…

- Я заметил, что…

- Мне послышалось…

- Я чувствую запах весны…

-Вдруг мне вспомнилось, как в детстве я…

 

ПЛАН.

1.Весенний пейзаж.

2.Описание картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

Я вижу…

Мне послышалось…

Я почувствовал…

3. «Грачи прилетели» - это чудное мгновенье!

Выдержки из сочинений:

Войтенкова Галя:

«…Художник выбрал такие прекрасные минуты! Именно когда грачи строят гнезда. Вечер. Как прекрасна весна! Голые березы. Грачи суетятся, летают. Гнезда, видишь ли, строят! А строят неаккуратно! Облака большие, тяжелые. Вдалеке часовня. Эта картина – загадка! Не понять: утро это или вечер, есть на ней солнце или нет…»

Руслан Терентьев:

«…С каждым ударом колокола грачи то взлетают, то садятся обратно. Мне нравится весна так же, как и художнику. Если долго смотреть на картину, то может показаться, что все ожило! Деревья качаются, а грачи дерутся…. Бьет колокол, и вся деревня просыпается! Как похож этот пейзаж на нашу жизнь!»

Вася Пахолюк:

«…Смотришь на эту картину, и, кажется, что грачи ошиблись во времени, прилетели посреди зимы. С удивлением замечаешь, что тень на снегу колышется от тихого ветерка. Я думаю, что на работу художника позвали колокола. Это они вдохновляли его на эту картину».

Давыденко Ира:

«Весна. Все кругом ожило. Грачи прилетели! А с ними прилетело тепло и счастье. Я слышу, как кричат грачи, и голые ветки берез разговаривают с ними. Они друг друга очень хорошо понимают. Здесь так шумно, что у человека, привыкшего к тишине, может заболеть голова. Эта картина – чудесная загадка. Даже лужица возле деревьев и совсем обычные дома, которых много в каждой деревне, и березы, все они какие-то необыкновенные. Я чувствую под ногами рыхлый снег, слышу, как дует легкий ветерок, а понимаю, наверное, я бы так не смогла нарисовать. Художник точно выбрал время года, пасмурный день и серые краски.»

Яскунов Саша:

«…Я вижу на картине мрачный пейзаж. Для меня остается удивительной загадкой: а что будет потом? Художник писал то, что видел. Такое больше не повториться. Снег липкий, талый. Небо серое. Весна! »

Колтович Даша:

«Весна. Смеркается. Лужи подергиваются тонким льдом. На деревьях много гнезд. Птицы дружно работают. А за березами виднеется часовня и церквушка с золотыми куполами. В часовенке поет, переливается колокольный звон. В церкви идет служба. Эта картина, с одной стороны, такая же, как все, а с другой – она особенная, не похожая на другие.

В картине кроется большая загадка, и ответ на нее не знает никто, кроме самого художника».

« Нарочно не придумаешь».

«Так у грачей в работе проходит вся неделя. И только в субботу и воскресенье они отдыхают».

 

Сочинение-описание по картине В.А.Серова «Мика Морозов».

Материал из свободной энциклопедии:

Серов Валентин Александрович (1865-1911) – знаменитый русский художник. Серова считают мастером детского портрета. В его галерее выделяется картина «Мика Морозов». На ней изображен маленький мальчик, сын М. Морозова, знаменитого в России мецената. На портрете Мике всего четыре года. Он сидит в детском кресле, взявшись за высокие подлокотники. Мальчик, похоже, только что проснулся, он в ночной рубашке. Мягкие кудрявые волосы в беспорядке обрамляют круглое лицо. Светлая кожа ребенка производит впечатление чистоты и детской непорочности. Она гладкая и бархатистая. На щеках играет легкий румянец Темные, как спелые вишни, глаза широко раскрыты. Они с нетерпением и с восторгом смотрят на художника, который вынуждает сидеть в бездействии, но совершает какие-то чудесные действия. Мика Морозов готов сорваться и бежать. Ему очень нелегко дается неподвижность. Руки сжимают подлокотники кресла так, как будто мальчик желает оттолкнуться ими, чтобы стремительнее был его бег. Вся его поза выражает нетерпение, желание двигаться, играть, шуметь. С детских пухлых губ приоткрытого рта готовы сорваться нетерпеливые слова: «Когда же ты закончишь меня рисовать?» Он и сидит на краешке кресла. Мика чем-то неуловимо напоминает птицу, готовую сорваться с места и взмыть в воздух при малейшем шуме или движении. Но, подчиняясь взрослой воле, мальчик старается сохранять неподвижность.

Картина В.А. Серова «Мика Морозов» построена на контрасте. Голова из-за пышных кудрей кажется большой по сравнению с щупленьким телом мальчика. Белоснежная рубашка контрастирует с темным креслом, которое украшает цветная узорчатая накидка, и серой стеной. Этот темный фон как бы оттеняет детскую красоту и невинность маленького существа, так внимательно наблюдающего за действиями художника.

Работы ребят по картине В.А.Серова «Мика Морозов».

Иванов Андрей:

Передо мной картина Серова «Мика Морозов», на которой изображён мальчик из богатой семьи, об этом говорит его одежда и очень дорогое, по тем временам, кресло. Наверное, бабушка позвала малыша на кухню пить чай с пирогами. А Мика не торопился, он решил посмотреть, что там делается за окном. Малыш очень удивился: на землю медленно падал снег, а вчера его не было. Бабушка опять позвала любимого внука, но он не слышал её голоса, потому что любовался удивительным зимним пейзажем.

Овсеев Вова:

В.А.Серов написал портрет мальчика и назвал его «Мика Морозов». У малыша кучерявые волосы, тонкие брови и большие карие глаза. Микки держится за кресло и смотрит в окно. А на улице разгулялась осень, с дерева падают жёлтые листья, идёт дождь. Это он разбудил мальчика рано. Мика сидит в кресле из красного дерева.

Я заметил на полу потемневшие листья, наверное, кресло стоит в сенях. Сейчас Мика вскочит с него и побежит на улицу, потому что там разгулялась осень. Мальчик позовёт с собой бабушку, а она потом накормит любимого Мику блинчиками. Конечно, вы уже поняли, что Серов – мастер портретов, а его картина «Мика Морозов» мне очень понравилась.

Зубачёва Кристина:

Знаменитый художник В.А.Серов нарисовал портрет малыша и назвал картину «Мика Морозов». Я думаю, что это счастливый мальчик. Он сидит на кресле из красного дерева, наверное, его сделал дедушка с папой. А мама и бабушка хозяйничают на кухне. Сегодня Масленица, и в доме пахнет блинами. Мика смотрит в окно и видит, что люди идут на гулянье. Картина выполнена в чёрных тонах, и только белая ночная рубашка ярко вырисовывается из темноты. У мальчика красные щёчки, пухлые губы и волосы с кудряшками. Мика, словно живой малыш с фотографии. Вот так портрет!

Палей Никита:

Я смотрю на картину В.А.Серова «Мика Морозов» и вижу мальчика лет десяти, в белой рубашке с волнистыми волосами. У него карие глаза. Малыш от удивления раскрыл рот. Мне кажется, что его кто-то позвал, и он собирается встать с кресла, на котором висят вещи. Я думаю, что художник изобразил себя в детстве. В.А.Серов писал картину масляными красками. Я замечаю на рубашке микки мелкие трещины, значит работа очень старая.

Занимаясь живописью в «Школе искусств», я видел много портретов великих художников (и даже в чёрно-белом варианте). Но картина Серова завораживает, даже если рассматривать малыша близко, то всё равно кажется, что это живой ребёнок.

Корзун Алёна:

В.А. Серов – замечательный художник портретной живописи. На картине «Мика Морозов» он изобразил кучерявого растрёпанного мальчика лет шести-семи в белой пижаме. По глазам можно понять, что события происходят утром, малыш только-что проснулся. Его большие чёрные глаза чем-то напуганы. Мальчик крепко держится за подлокотники кресла, сейчас он встанет и разберётся во всём. Видимо художник подглядел сюжет в окошко и удачно изобразил маленького мальчика.

Курашкина Катя:

Передо мной картина «Мика Морозов». Её написал известный русский художник В.А.Серов. Судя по одежде и старинному креслу из красного дерева, события происходят в начале 19 века. На кресле висит сумка. На стене громко тикают часы. Утро. Мальчик привстал с кресла. Это бабушка вошла в дом, и малыш сейчас бросится ей навстречу. У мальчика пухлые щёчки, кудрявая голова. Он очень симпатичный, и глаза у ребёнка умные. В этом доме живут обеспеченные люди. Кресло для Микки немного велико. Я никогда не видела такую одежду. У меня такое ощущение, что малыш сейчас повернёт голову, скажет мне: «Привет!» и помашет рукой. Картина выполнена в тёмных тонах, и только шёлковая пижама освежает портрет. Думаю, что у Микки есть старшие сестра и братья, ведь раньше в семьях было много детей. Мне очень нравится картина В.А.Серова, у меня просто нет слов! Я смотрю и удивляюсь, мне кажется, что я любуюсь фотографией, а не портретом. Жаль, что я не смогу нарисовать эту замечательную картину.

Никита Лунёв:

Перед нами детский портрет, написанный художником Серовым. На картине изображён мальчик из дворянской семьи. Мика Морозов – кудрявый шатен. Он одет в ночную рубашку. Мальчик сидит в длинном кресле из чёрного дуба. Его глаза широко открыты от удивления. В правом нижнем углу картины стоит игрушка – деревянный конь. В комнате темно, свет падает от печи. Я предполагаю, что сейчас зима. События происходят в середине 18 века или в начале 19-ого. Картина написана маслом. Мика у Серова получился прекрасно!

Миллер Вадим:

На картине Серова «Мика Морозов» изображён кучерявый малыш, который только что проснулся. Он в белой красивой рубахе сидит в кресле и смотрит на первый снег. Художник использовал тёмные краски: коричневый, чёрный и синий цвет. Щёчки у Мики, как яблочки красные. Мальчик из обеспеченной семьи, он сидит в лакированном кресле из красного дерева. За спиной малыша небольшой тёплый ковёр. Серову удалось нарисовать замечательный портрет ребёнка.

Бежок Арина:

Картина В.А.Серова «Мика Морозов» написана с душой. Я отчётливо вижу, что этот мальчик из богатой семьи. Мика сидел в кресле, вдруг его позвала старшая сестра. Малыш удивлённо привстал и отправился вниз в столовую. После завтрака дети побежали в карету, а когда ехали, то видели снег и ворон, летающих в облаках. В городе родители сделали покупки, а кучер послушно ждал всех и открывал её дверь. Картина «Мика Морозов» дала мне возможность помечтать, чего и вам желаю.

Николаев Кирилл:

Мне очень понравилась картина В.А.Серова «Мика Морозов». Что же заставило мальчика так рано проснуться? Возможно, папа позвал малыша посмотреть на щенят, про которых ещё никто не знает. Малыш сидит в кресле с удивлённым выражением лица, рот приоткрыт, глаза расширены. Такое ощущение, что он глубоко вдохнул и сейчас задержал дыхание. Вот сейчас он спрыгнет с кресла, побежит к маме, и дом наполнится детской радостью.

Буглов Рома:

На картине Серова «Мика Морозов» изображён мальчик с кучерявыми волосами, чёрными глазками и румяными щёчками. Этот парнишка живёт в богатой семье, это понятно по одежде и мебели. Видимо мальчик приехал в деревню к бабушке и устал. После дальней дороги он уснул прямо в кресле, но потом почувствовал холод и проснулся. От изумления он привстал, даже приоткрыл свои красные губки. За окном он увидел много-много больших белых хлопьев. Мика хотел крикнуть: «Ух, ты!». Но вспомнил, что его старая бабушка спит, и он сел обратно в кресло. За окном не было ни мусора, ни грязи, только чистый снег. Птицы летали из стороны в сторону, перелетали с ветки на ветку, заглядывали в окно. Мика смотрел удивлённо на людей, птиц и снег.

Ларченко Маша:

Передо мной картина В.А.Серова «Мика Морозов», где художник изобразил мальчишку, который проснулся зимним утром. Возможно, его разбудил вкусный запах пирогов, которые печёт бабушка. Я думаю, что Мика Морозов не из бедной семьи. На нём дорогая белая рубашка. Эта картина написана очень давно масляными красками. В.А.Серов – это великий художник, он любил рисовать детей и делал это гениально.

Панкратов Паша:

На картине В.А.Серова «Мика Морозов» нарисован мальчик, который сидит на большом стуле. У малыша кучерявые волосы, карие глаза и красные щёчки. Мальчик аккуратно держится за подлокотники стула. На нём одета белая рубашка, сейчас такие не носят, а может быть это просто пижама, ведь он только проснулся. Мика сидит возле печки, потому что на улице зима. Стены в доме серые. И только лицо мальчика радует нас.

Осина Аня:

Перед нами картина В.А.Серова «Мика Морозов», где нарисован сонный мальчик. Как вы думаете, из какой он семьи? Наверное, из хорошей. Бабушка и дедушка пошли в лес за дровами, а малыш ждёт их, не отрывая глаз от окна, переживает, когда же они вернутся? И вот заходит в дом бабушка: «Ты почему ещё не оделся, ведь на улице белый день стоит?» Бабушка спешит за одеждой, а Мика садится в старое кресло и ждёт. «Какой же ты у меня красивый», говорит бабушка, одевая внука. «А это плохо?» - спрашивает внук. «Да нет же, очень хорошо!»

Саенко Виталя:

Я любуюсь картиной В.А.Серова «Мика Морозов», где изображён мальчик. Утро. Малыш сидит в старинном кресле и смотрит в окно. Мика очень удивлён. Почему всё вдруг побелело? Он спускается с кресла и бежит к папе, широко раскрыв глаза, чтобы понять, что произошло. «Это первый снег!» - объяснит папа сыночку. Портрет Микки Морозова удался!.

Хвостиков Дима:

Передо мной картина В.А.Серова «Мика Морозов». Это портрет мальчика, который смотрит куда-то вдаль. Мне кажется, что за окном зима. Малыш сидит в кресле в белой рубахе. На полу я замечаю нитки. Думаю, что картина написана очень давно. Мне нравится портрет Мики Морозова, потому что В.А.Серов – мастер портретов.

Рогова Алина:

Картину «Мика Морозов» написал Валентин Александрович Серов. Раннее утро, дома темно, только в углу виден рыжий свет, он исходит от камина. Рядом с камином лежат дрова. В кресле сидит мальчик с удивительными черными глазами и приоткрытым ртом. На нём белая шёлковая пижама. У Мики кучерявые волосы, пухлые щёчки и удивлённые глаза. Валентин Александрович Серов – прекрасный мастер портретной живописи. Ему удалось оживить портрет Мики Морозова своими мастерскими руками.

Самойлов Роман:

Передо мной картина В.А.Серова «Мика Морозов». Художник изобразил мальчика, который недавно проснулся. Я думаю, что его бабушка испекла блины и зовёт всех на завтрак. Вот она-то и разбудила малыша. Я понимаю, что Мика из богатой семьи. У него дорогая белая рубашка. Дома тепло, а за окном стоит зима. В.А.Серов очень хороший художник!

Зайченко Артём:

В.А.Серов жил в середине 19 века. Он написал картину «Мика Морозов» весной. Мальчик радостный, счастливый, из средней семьи. У него карие глаза, кучерявые волосы. Ему лет шесть-семь. На полу возле кресла стоит паровозик. Мика только проснулся, он ещё в пижаме. Думаю, что ребёнок живёт у бабушки, а с родителями просто видится. Картина «Мика Морозов» удалась. Мальчик получился живой, как на фотографии.

Тюришев Валентин:

Я вижу картину В.А.Серова «Мика Морозов», где изображён мальчик из богатой семьи. На нём белая рубаха, он сидит в кресле из красного дуба и держится за него. Такое ощущение, что малыш готов встать и побежать по своим детским делам. Он сделал удивлённые глаза, приоткрыл рот, приподнял брови. Наверное, что-то интересное увидел за окном. Мальчик из богатой семьи. На кресле висит дорогое полотно с узорами. Мне нравится эта картина.

Трашкалева Даша:

Я смотрю на картину В.А. Серова и вижу мальчика. Он сидит в кресле, что – то его очень удивило. Еще не расцвело, раннее утро, часов девять, за окном стоит зима. Мне кажется, что он в гостях у бабушки. В доме пахнет блинчиками с творожком. Мальчик не из бедной семьи. На нем дорогая пижама. Мальчишка красивый: черноглазый, кудрявый, вихрастый. Мне кажется, что он сейчас рванется вперед и убежит гулять.

Корзун Артем:

Передо мной картина В.А.Серова «Мика Морозов». Художник изобразил маленького мальчика. Он кучерявый, растрёпанный, в белой дорогой пижаме. Его глаза большие и чёрные. Он вцепился в кресло, словно чего-то испугался. Художник увидел малыша утром, наверное он подглядел этот сюжет в окошко и тут же взялся за кисть. В.А.Серов – это замечательный мастер портретной живописи.

 

Берлов Паша:

Я вижу на картине В.А.Серова мальчика, он удивлён и сидит на большом стуле у окна. Ребёнок не из бедной семьи. Мне кажется, что сейчас он подскочит и побежит одеваться на улицу, а там зима, но ещё тепло. Малыш только проснулся, на нём белая пижама, ему лет пять-шесть, он кучерявый и славный. Дома тепло и уютно. Картина написана давно, сейчас нет такой мебели. Мне очень понравился этот портрет.

Валуева Альбина:

Передо мной картина «Мика Морозов». Художник изобразил мальчика. У малыша розовые щёки, карие глаза и кучерявые волосы. Он сидит на большом стуле, словно хочет прямо сейчас соскочить с него и убежать куда-то. Думаю, что Мика Морозов из богатой семьи. Утро. Он сидит в нарядной белой рубашке. Художник писал портрет с любовью и вложил в картину частичку себя. Здесь много тёмных красок: чёрный, коричневый, зелёный и даже красный цвет. Это всё фон, а сам мальчик словно хочет улыбнуться. Хорошая картина получилась!

 

 

Сочинение-описание по картине В. А. Тропинина «Кружевница».

mykonspekts.ru

Беседа по картине «алёнушка» цели

Беседа по картине В.М.Васнецова «Алёнушка».

Цели:

1.Продолжить знакомство учащихся с ещё одним выдающимся мастером русской живописи 19 века В.М.Васнецовым;

2. Учить чувствовать настроение, которое художник хотел передать зрителям в своих произведениях;

3. Определять средства художественной выразительности, при помощи которых достигается передача определённого настроения.

Оборудование: репродукция картины В.М.Васнецова «Алёнушка», портрет М.В.Васнецова.

Ход урока:

I.Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

III. Рассматривание картины.

IV.Краткая биография художника В.М.Васнецова.

-Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) провёл своё детство среди русской природы Вятской губернии. Он родился в селе Лепьял (Уржумский уезд). Его отец – сельский священник, любил рисовать, сам учил сыновей грамоте, не препятствовал своим сыновьям дружить с их сверстниками – крестьянскими детьми. Мать, простая, добрая женщина, управлялась с хозяйством и детьми. Их было шестеро, все мальчики. Семья была дружная, жизнь ладная и спокойная. В детстве Виктор Васнецов слышал много рассказов, песен и сказок о разных чудесах, о русских богатырях и их подвигах. Они надолго запомнились маленькому Вите. По решению семейного состава сына стали готовить к званию священника – определили в духовное училище, откуда он перешёл в Вятскую духовную семинарию. Но сан священника никак не отвечал склонностям и желанию Виктора Васнецова. Поэтому он бросил семинарию и уехал в 1876 году в Петербург, где начал учиться в рисовальной школе, а через год поступил в Академию художеств. В академических классах он занимался старательно и успешно и одновременно для заработка давал уроки и выполнял рисунки для книг и журналов.

На всю жизнь сохранил Васнецов любовь к народным сказкам и былинам, написал на эти темы немало картин. За свою жизнь В.М.Васнецов написал множество картин на сказочные темы. До самой смерти работал над ними любовно, неустанно. И мастерская его превратилась постепенно в чудесный мир русской сказки. Некоторые из картин вы знаете по книжкам, где сказки иллюстрированы произведениями Васнецова: «Иван – царевич на Сером волке», «Ковёр – самолёт», «Три царевны подземного царства», «Алёнушка» и др.

В Москве есть Дом – музей Васнецова, построенный по его собственному рисунку, где собраны картины, рисунки, акварели, книжные и журнальные иллюстрации, образцы старинного оружия, служившего натурой.

V.Знакомство с картиной В.М.Васнецова «Алёнушка».

Сюжет картины навеян художнику русской народной сказкой о сестрице Алёнушке и братце Иванушке, любимой всеми детьми. Алёнушка в изображении Васнецова пленяет человечностью, искренностью и обаянием.

Алёнушка, убежавшая с горя из дому, попала в лесную чащу, к глубокому омуту, чтобы выплакать обиду, нанесённую злыми людьми, попечалиться о своей тяжёлой жизни. Гаснет заря. Сумерки спускаются. На белом камне одиноко сидит Алёнушка и смотрит в холодную воду омута. Во всей её поникшей фигуре, в печальном лице выражены безысходное горе и недетская печаль. Глаза застилают слёзы, взгляд неподвижен, шелковые каштановые волосы рассыпались по плечам длинными прядями, руки крепко охватили колени. Из полуоткрытого рта, кажется, готов вырваться стон. Но кто услышит этот стон, если на всём белом свете нет ни одного человека, который бы пожалел и приласкал девочку! Одета Алёнушка бедно: в старенький порванный сарафан, в выцветшую голубую кофту; ноги босые.

Природа созвучна настроению Алёнушки. Наступила первая пора увядания природы. Печально застыли вокруг молодые берёзки, осины, ели.

Пожелтевшие листья падают на зеркальную поверхность воды. Согнулись и опустились в воду тонкие ветки осины, поникли стебли острой осоки. Тихая и грустная природа перекликается с печалью и тоской девочки. Над головой Алёнушки щебечут ласточки, как бы стараясь успокоить, рассеять её грусть. В народном творчестве ласточки – символ дружелюбия. «Ласточки у злой семьи под стрехой и гнезда не вьют» - говорится в народе. Слетевшиеся к Алёнушке ласточки расположились на ветке осины группами по три. Этот приём в народном творчестве (троекратные повторы в сказках, былинах, песнях) был хорошо знаком художнику и применялся в его творчестве («Богатыри», «Ковёр – самолёт»). Означает он число множественности – много ласточек сочувствует горю Алёнушки. Островерхие сосенки, острые стебли осоки охраняют девочку, защищают её от злых людей. В сказках, песнях человек часто обращается к природе, вовлекает её в свои переживания, призывает на помощь. Этот приём используется и в картине «Алёнушка».

Художник с глубочайшим лиризмом передал народное понимание сказки. Переживания девочки показаны правдиво, с подкупающей естественностью. Поражает сила творческой фантазии Васнецова и глубокое знание жизни русского народа. Колорит картины подчёркивает её грустное содержание. Преобладают неяркие, тёмно-зелёные и красновато-коричневые краски – всё гармонирует с душевным состоянием девочки. Но мы видим в картине и светлую полоску гаснущей зари, и яркую зелень осоки, и розоватые цветы на сарафане Алёнушки, и нежно-блеклую голубизну её кофты. Склонённая фигурка Алёнушки обрисована мягкими линиями, что придаёт нежность и поэтичность её облику. Эти контрастные тона усиливают эмоциональное звучание картины. В сказках по-разному складывается жизнь Алёнушки, но везде светлое и доброе побеждает тёмное и злое. Хочется верить, что пройдёт время, и для Алёнушки наступят счастливые дни. Картина «Алёнушка» написана в 1881 году, находится в Третьяковской галерее.

VI. Беседа по картине.

-Посмотрите на картину и скажите, какое впечатление создаётся у вас при первом взгляде на неё?

- Почему картина производит такое впечатление?

-Как художник достигает такой силы выразительности? Какими средствами пользуется? Назовите их (цвет, светотень, композиция).

-Что называется композицией?

-Как же построена картина Васнецова? (Алёнушка сразу привлекает наше внимание. Она изображена почти в центре полотна лицом к зрителю. Чтобы подчеркнуть её одиночество, художник не поместил на картине других персонажей.)

- Опишите внешность Алёнушки. (Алёнушка - бедная крестьянская девочка. У неё худые руки. Алёнушка босиком, одежда бедная: рваный сарафан, старая вылинявшая голубая кофта, каштановые волосы распустились по плечам, голова опущена.)

-Что художник особенно выделил во внешности Алёнушки? (Светлым розовым полотном на тёмном фоне выделяются лицо и руки Алёнушки. Сразу видишь её грустное лицо и большие глаза.)

-Подумайте, какими словами точнее охарактеризовать взгляд Алёнушки.

-Большое горе обрушилось на Алёнушку.

- Как художник это показал? Обратите внимание на позу Алёнушки. (Алёнушка одиноко сидит на камне, низко опустив голову, пригорюнилась, призадумалась. Она судорожно обхватила колени, согнулась. Вся её поза выражает несчастье, горе.)

-Какими словами можно охарактеризовать горе девочки? (Горе-безутешное, великое, безысходное, большое, тяжёлое и т.д.)

-Какие синонимы ярче передают душевное состояние Алёнушки? (Тоска, печаль, грусть и т.д.)

-Что вы знаете о значении цвета в живописи?

Вывод: Цвет в картине -это главное. Живопись –искусство говорящих красок. С помощью цвета художник создаёт образ, добивается нужного впечатления. Жёлтый, розовый, красный –это тёплые цвета, они создают радостное настроение у человека. Но, используя холодные тона тёмно-зелёных, синих, серых красок, художник вызывает у зрителя чувство тоски, печали, грусти.

-Какие цвета использовал Васнецов и почему? (В картине есть и тёплые тона, и холодные. Выделяются холодные тона зелени. Тёплых цветов мало: светло-розовые на лице, руках, розовые цветы на сарафане. Больше тёмно-коричневых, мрачных красок. Это производит грустное впечатление).

-Цвет в картине имеет большое значение. Общий тон картины(колорит) неяркий, в нём преобладают тёмно-зелёные и красновато-коричневые цвета. Побуревшая трава, красноватая осенняя листва, пожелтевшая зелень подчеркивает общий коричнево-зелёный тон картины. Помимо неярких тонов мы видим в картине светлую полоску гаснущей зари, яркую изумрудную зелень осоки, розовые цветы на сарафане Алёнушки и голубую кофточку. Используя яркие, контрастные тона, художник усиливает создаваемое картиной впечатление.

-На каком фоне изображена Алёнушка? (На фоне осенней природы).

-Какой период осени художник изобразил? По каким признакам вы определили время года? (На картине изображена ранняя осень. Природа начинает увядать. Кое-где пожелтели деревья. В омуте плавают опавшие листья. Осеннее небо хмурое.)

-Почему художник выбрал именно осенний пейзаж?(Осенью умирает природа, это навевает грусть. Такой пейзаж перекликается с настроением Алёнушки).

-Давайте дадим характеристику некоторым деталям пейзажа:

1.Небо – осеннее, хмурое, унылое, сумрачное, серое, неприветливое, тоскливое, пасмурное.

2. Листья – опавшие, жёлтые, пожелтевшие.

3.Омут – глубокий, глухой.

4. Вода – тёмная, холодная, тёмно-коричневая, почти чёрная, неподвижная, застывшая.

5. Осинки - тоненькие, задумчивые, трепетные.

6. Лес – дремучий, хмурый, тёмный, мрачный, глухой, угрюмый.

-Почему художник выбрал для фона картины раннюю осень, а не пору её расцвета, «в багрец и золото одетые леса?»

(Ранней осенью всё начинает увядать, и это увядание природы вызывает грустное настроение).

- Да внимание художника привлекает не пышная природа, а первая пора осеннего увядания, в описании которой он прибегает к неярким тонам тёмно-зелёных, синих, жёлто-коричневых красок. Осенние, блёклые, тусклые краски пейзажа создают настроение грусти, печали. Художник показал, что природа созвучна настроению Алёнушки, она как бы прислушивается к мыслям бедной девочки, грустит и плачет вместе с ней. Печально притихнув, стоят вокруг молодые берёзки, согнулись и опустились в воду тонкие ветки осинок, поникли кое-где стебли осоки. Тихо щебечут ласточки, словно стараются успокоить, рассеять грусть Алёнушки. И Алёнушка понимает, любит природу и только ей одной доверяет своё безутешное горе.

VII. Итог урока.

-Понравилась ли картина?

-Какое она вызывает чувство?

- Образ русской девочки – сиротки, трудолюбивой и доброй, простой и скромной, взволновал чуткое сердце художника и вдохновил на создание картины. Однако эта картина не иллюстрация к сказке. Васнецов создал не сказочный персонаж, а правдивый образ бедной крестьянской девочки.

textarchive.ru

Конспект открытого занятия по развитию речи. Рассматривание и беседа по сюжетной картине "Осень у пруда" (старшая группа)

Разделы: Работа с дошкольниками

Цели:

  • Образовательные. Обучение составлению небольшого связного рассказа по сюжетной картине, используя имеющиеся знания и представления. Уточнение, активизация словаря по темам: “Перелётные птицы”, “Приметы осени”.
  • Развивающие. Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи. Развитие логического мышления, зрительной памяти, внимания. Развитие общей моторики.
  • Воспитательные. Воспитание бережного отношения к объектам живой природы.

Предварительная работа:

- Рассматривание птиц на картинках и иллюстрациях.

- Составление описательных рассказов по предметным картинкам о перелётных птицах.

- Чтение сказки В.М.Гаршина “Серая шейка”.

- Наблюдение за состоянием природы, за перелётными птицами с воспитателем и родителями.

Материал к занятию. Предметные картинки: перелётные и зимующие птицы.

Сюжетная картинка. Видеозапись.

Ход занятия

Организационный момент.

Логоритмические упражнения под музыку (видеозапись).

Введение в тему.

Дети садятся на стульчики за столы.

Воспитатель: - Ребята, кого мы сейчас изображали?

Дети: - Птиц.

Воспитатель: - А каких птиц вы знаете? Назовите их.

Дети: - Я знаю… (дети перечисляют птиц)

Воспитатель: - Посмотрите у меня на доске есть картинки с изображением разных птиц. А вот сейчас мы узнаем, сможете ли вы догадаться о каких из них прозвучат загадки. Слушайте загадки внимательно, до конца и отвечайте только после вопроса; кто из вас догадается поднимет руку.

Загадки:

Угадайте, что за птичка Темненькая невеличка Беленькая с живота, Хвост раздвинут в два хвоста Кто это? (Это ласточка?)

Черный, проворный, Кричит “Крак”, Червякам враг/ Кто это? (Грач)

Спиною зеленовата, Животиком желтовата, Черненькая шапочка И полоска шарфика. Кто это? (Синица)

На шесте дворец, Во дворце – певец. А зовут его… Как? (Скворец)

Красавица птица, Но не синица, Длинная шея, Белые перья. Кто это? (Лебедь)

Воспитатель: - Молодцы. Вы очень внимательны. А всех ли птиц вы назвали, которые есть на картинках? Назовите остальных птиц.

Дети: - Журавль, утка, гусь …..

Воспитатель: - Ребята, что вы можете сказать ещё про этих птиц? Какие это птицы?

Дети: - Перелётные (полные ответы).

Внимание!!! Игра “Назови птицу, которая лишняя”. (Почему?)

Воспитатель: - Правильно, синица. Синица – зимующая, а остальные перелётные. Почему их называю перелётными?

Дети: - Улетают в теплые края, на юг.

Воспитатель: - Когда? Зачем?

Дети: - Осенью. Там тепло и много еды (насекомых).

Воспитатель: - Что будет с ними если они останутся?

Дети: -Замерзнут, умрут от голода.

Воспитатель: - Молодцы!

Физминутка.

Лебеди летят Крыльями машут - плавные движения руками с большой амплитудой
Метнулись над водой Качают головой - наклоны вперёд
Прямо и гордо Умеют держаться - стоят прямо вытянув шею
Очень бесшумно На воду садятся - бесшумно приседают опустив руки.

Беседа по картине.

Ребята, у меня для вас сюрприз. На нашем чудо-дереве появился какой-то конверт, на нем написано для детей гр. № 7.

Вас приглашают на конкурс – “Самый наблюдательный”

Воспитатель достаёт картину и размещает на мольберте перед детьми (картина должна быть хорошо видна детям).

Воспитатель: - Посмотрите внимательно на картину, чтобы ответить на мои вопросы!

Установка ( планируем вопросы к картине).

Воспитатель: - Кого вы видите на картине?

Дети: - (полные ответы детей).

Воспитатель: - Куда пришли ребята?

Дети: - (на пруд, к реке)

Воспитатель: - Что они делают?

Дети: - (Мальчики в центре, девочки слева…)

Воспитатель: - Хорошо поступают дети?

Дети: - (Да, они заботятся).

Воспитатель: - Какое время года изображено на картине?

Дети: - Осень.

Воспитатель: - Как вы догадались? Какие предметы осени вы ещё видите?

Дети: - (небо, вода, деревья, трава, отлет птиц, дети тепло одеты)

Активизировать детей (несколько детских ответов, воспитатель подсказывает, стимулирует, помогает при необходимости).

- Какое настроение у вас вызывает эта картина?

- Как бы вы назвали эту картину?

- А теперь послушайте мой небольшой рассказ по этой картине, который, я составила с помощью ваших ответов.

Рассказ воспитателя.

  1. На картине поздняя осень.
  2. Листья с деревьев почти облетели.
  3. Перелётные птицы улетают на юг.
  4. Ваня с Катей тепло оделись и пришли к пруду покормить уточек.
  5. Скоро река замерзнет и утки тоже улетят на юг.

Воспитатель: - Понравился вам мой рассказ по картине? Какое настроение вызывает у вас эта картина? Почему? А сейчас ещё раз внимательно посмотрите на эту картину. Постарайтесь вспомнить мой рассказ и то, о чём говорили вы (воспитатель даёт время ещё раз рассмотреть картину). Кто из вас хотел бы нам рассказать о том что нарисовано на картине. Может ваш рассказ получится интереснее моего.

Рассказ 1-го ребёнка.

Итог.

Воспитатель: - Молодцы, ребята!

Понравилось ли занятие? Что запомнилось? Чем занимались? Как мы с вами будем относится к птицам?

Картина останется у нас в группе, на стенде. Вы сможете рассмотреть ещё повнимательней и подобрать к ней интересны, красивые слова и предложения.

А на следующем занятии, мы с вами устроим конкурс ваших рассказов по этой картине.

Приложение

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Беседа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

Тема: Беседа по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели»

Цели:

-помочь детям увидеть, ощутить задушевную красоту родной русской природы в картине «Грачи прилетели»;

- учить устанавливать смысловые ассоциации, самостоятельно отвечать на вопросы;

- использовать в речи распространенные предложения с однородными определениями…

Предварительная работа

  1. Знакомство со стихами о весне Ф.И.Тютчева «Весна», «Весенние воды», А.Н.Плещеева «Весна», И.Токмаковой» Весна»

  2. Чтение рассказа Э.Шима «Камень, ручей, сосулька и солнце»

  3. Отгадывание загадок о весне.

  4. Повторение перелетных птиц - игра «Улетели – прилетели».

  5. Повторение весенних месяцев – игра «До – между - за»

Оборудование

Репродукция картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели»

План занятия. Вступление.

Приглашение на вернисаж.

Я приглашаю вас на вернисаж. Вернисаж, это место в музее, где идет показ картин. Представте, что мы, в большом зале музея. А я ваш гид, я, познакомлю вас с картиной. Правда, картина будет одна, но очень знаменитая. Воспитатель открывает картину на мольберте.

Молчаливое целостное восприятие.

Эта картина называется «Грачи прилетели», написал её русский художник Алексей Кондратьевич Саврасов. Чем же, она так знаменита, почему из разных городов и даже разных стран приезжают люди, для того, чтобы увидеть её. В чем её секрет.

Сегодня я помогу вам раскрыть её секреты.

Беседа по картине, осложненная грамматическими заданиями.

  1. Расскажите о березах на переднем плане. Какие они?

Что происходит на березах?

Что вы можете сказать об одиноком граче слева, у старой корявой березы?

Кто главный герой картины? Почему?

Это первый секрет, грачи открыли весну, раннюю, не яркую, еще с холодными днями, остатками снега.

2.Но что стало со снегом, какой он под березами, на полях? О нем можно сказать строчками из стихов: «Снег теперь уже не тот: Потемнел он в поле…»

Художник картину пишет в холодных тонах, нет тут яркой зелени, ярких красок. И все же в ней красавица весна. Вот и второй секрет.

3.Отправимся вглубь картины.

Пройдем по правому берегу речки. Что там?

Село. Какие домики? (высокие, низкие). Из чего выстроены дома, сараи?

(деревянные). Что стоит в середине села? Высокая колокольня. Из чего выстроена она, (из камня, белая). Как назвать, одним словом?

Белокаменная. Что, виднеется за ней? (Конец села.) А, что там за селом? (Поле) Расскажите о нем. За полем виднеется тонкая полоска леса. Это линия горизонта. Она сливается с высоким небом. Вот как далеко мы дошли. Это третий секрет. В картине есть глубина, и высота. Высокая колокольня, но небо ещё выше. В ней много пространства. Художник поделил её линией горизонта пополам. Одна половина это все то, что растет и стоит на земле, другая половина это небосвод.

4.Всмотритесь в небо на картине. Какое оно?

Небо обложено облаками. Как их можно назвать? (Обложные). Однако они высокие. Какого они цвета? (белого, серого…) Одним словом – белосерые. Но в левом углу картины облака расступились, словно ветер их разорвал, нам виден краешек, чего? ( голубого неба). Такое голубое небо бывает только весной.

Словно окошко и в него художник впустил много воздуха пахнущего весной. В картине живут запахи. Какие? (Запах талого снега, свежего воздуха, запах набухших весенних почек, запах теплой земли) Вот и ещё один секрет.

5.Весной воздух свеж и пахуч. Хочется дышать полной грудью, радоваться весне, петь, улыбаться, смеяться. Даже грачи ей рады. Они кричат, шумят…, Что еще может звучать в картине, где живут звуки природы? (Река шумит, журчит, ветки шумят, крылья грачей шумят, ветер шумит) В картине живут голоса птиц, шум природы.

Это и есть новый секрет, который мы открыли.

Весна идет, весна идет!

Мы молодой весны гонцы

Она нас выслала вперед!..

А этот ключик покажет нам, что вы запомнили, рассматривая картину «Грачи прилетели»

  1. Дидактическое упражнение «Рисуем мысли на доске»

  2. Игра «Волшебная цепочка» На берегу стояли три ……

Как называется картина, с которой вы познакомились?

Кто её написал?

  1. Графический диктант. «Ключ»

Эти ключи помогут вам открывать новые секреты новых картин.

kopilkaurokov.ru

Искусствоведческая беседа по картине «С горки» Балакшин Е.Г. Подготовительная группа

Искусствоведческая беседа по картине «С горки» Балакшин Е.Г. Подготовительная группа

hello_html_m15f4bc54.jpg

Интеграция образовательных областей: Познавательная, речевая, художественно-эстетическая, физическая

Цель: Создать условия для активизации речевой деятельности через искусствоведческую беседу.

Задачи:

1. Учить детей читать картину, понимать ее содержание, выбирать точные слова для ее описания.

2.Углубление знаний детей по теме «Зимние игры», «Зима»;

3. Активизировать и обогащать словарный запас дошкольников по теме «Зима».

4. Развивать связную речь, речевой слух.

5.Упражнять в правильном построении предложений.

6. Развивать мышление и воображение, продумывая предшествующие и последующие события.

7.Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.

Оборудование: репродукция картины Балакшин Е.Г. «С горки», маркерная доска, маркеры

Предварительная работа: Разучивание отрывка из стихотворения «Детство» И. Суриков, игры на воздухе, наблюдение за зимними погодными явлениями

Содержание беседы:

Воспитатель: Ребята, давайте отгадаем загадку:

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Дети отгадывают загадку (Зима).

Воспитатель: Сегодня я хочу познакомить вас с картиной художника Е.Г. Балакшиным. Евгений Балакшин это русский художник, он любил природу своего края и писал об этом картины. Сегодня мы рассмотрим одну из картин, название которой вы попробуете отгадать сами в конце нашего занятия. Давайте посмотрим на картину и вы скажете, какое время года изобразил художник?

Дети:

- Зима!

Воспитатель:

-А как вы поняли, что это зима?

Дети:

-Снега много на земле и на крышах домов. Ребята катаются на санях.

Воспитатель:

-Ребята, а посмотрев на картину, можно сказать, какую погоду хотел изобразить художник?

Дети:

-Да. Погода хорошая. Солнце светит, небо голубое.

Воспитатель:

-Да, действительно, на картине изображён яркий, морозный денёк! А всегда ли зимой бывает такая погода?

Дети:

-Нет. Бывает и плохая погода, когда идёт снег, дует сильный ветер.

Воспитатель:

- Ребята, скажите, а как одеты дети на нашей картине?

Дети:

-Дети одеты в тёплые шубы, шапки и платки, обуты в валенки.

Воспитатель:

-Ребята, а сейчас, в наше время, мы так одеваемся? Какая у нас сейчас одежда зимой? А санки у нас отличаются от саней, изображенных на картине?

Дети:

- Так одевались раньше. Сейчас мы так не одеваемся. Зимой мы одеваем комбинезоны, шапки, варежки, шарфы, сапоги. Санки у нас сейчас другие : железные, разноцветные, со спинкой.

Воспитатель:

-А что ещё, вы можете рассказать, глядя на эту картину? Какое настроение у детей?

Дети:

-У детей хорошее настроение. Дети скатились на санях с высокой горы, они смеются, им весело.

Воспитатель:

-Давайте, вспомним, какое из стихотворений о зиме, нам напоминает эта картина.

Дети:

-Детство. Ивана Сурикова.

Чтение стихотворения.

Вот моя деревня;

Вот мой дом родной;

Вот качусь на санках

По горе крутой.

Вот свернули санки,

И я на бок – хлоп!

Кубарем качуся

Под гору в сугроб.

И друзья - мальчишки,

Стоя надо мной,

Весело хохочут

Над моей бедой.

Всё лицо и руки

Залепил мне снег…

infourok.ru

Беседа по картине В. М. Васнецова «Алёнушка». Цели

Беседа по картине В.М.Васнецова «Алёнушка».

Цели:

1.Продолжить знакомство учащихся с ещё одним выдающимся мастером русской живописи 19 века В.М.Васнецовым;

2. Учить чувствовать настроение, которое художник хотел передать зрителям в своих произведениях;

3. Определять средства художественной выразительности, при помощи которых достигается передача определённого настроения.

Оборудование: репродукция картины В.М.Васнецова «Алёнушка», портрет М.В.Васнецова.

Ход урока:

I.Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

III. Рассматривание картины.

IV.Краткая биография художника В.М.Васнецова.

-Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) провёл своё детство среди русской природы Вятской губернии. Он родился в селе Лепьял (Уржумский уезд). Его отец – сельский священник, любил рисовать, сам учил сыновей грамоте, не препятствовал своим сыновьям дружить с их сверстниками – крестьянскими детьми. Мать, простая, добрая женщина, управлялась с хозяйством и детьми. Их было шестеро, все мальчики. Семья была дружная, жизнь ладная и спокойная. В детстве Виктор Васнецов слышал много рассказов, песен и сказок о разных чудесах, о русских богатырях и их подвигах. Они надолго запомнились маленькому Вите. По решению семейного состава сына стали готовить к званию священника – определили в духовное училище, откуда он перешёл в Вятскую духовную семинарию. Но сан священника никак не отвечал склонностям и желанию Виктора Васнецова. Поэтому он бросил семинарию и уехал в 1876 году в Петербург, где начал учиться в рисовальной школе, а через год поступил в Академию художеств. В академических классах он занимался старательно и успешно и одновременно для заработка давал уроки и выполнял рисунки для книг и журналов.

На всю жизнь сохранил Васнецов любовь к народным сказкам и былинам, написал на эти темы немало картин. За свою жизнь В.М.Васнецов написал множество картин на сказочные темы. До самой смерти работал над ними любовно, неустанно. И мастерская его превратилась постепенно в чудесный мир русской сказки. Некоторые из картин вы знаете по книжкам, где сказки иллюстрированы произведениями Васнецова: «Иван – царевич на Сером волке», «Ковёр – самолёт», «Три царевны подземного царства», «Алёнушка» и др.

В Москве есть Дом – музей Васнецова, построенный по его собственному рисунку, где собраны картины, рисунки, акварели, книжные и журнальные иллюстрации, образцы старинного оружия, служившего натурой.

V.Знакомство с картиной В.М.Васнецова «Алёнушка».

Сюжет картины навеян художнику русской народной сказкой о сестрице Алёнушке и братце Иванушке, любимой всеми детьми. Алёнушка в изображении Васнецова пленяет человечностью, искренностью и обаянием.

Алёнушка, убежавшая с горя из дому, попала в лесную чащу, к глубокому омуту, чтобы выплакать обиду, нанесённую злыми людьми, попечалиться о своей тяжёлой жизни. Гаснет заря. Сумерки спускаются. На белом камне одиноко сидит Алёнушка и смотрит в холодную воду омута. Во всей её поникшей фигуре, в печальном лице выражены безысходное горе и недетская печаль. Глаза застилают слёзы, взгляд неподвижен, шелковые каштановые волосы рассыпались по плечам длинными прядями, руки крепко охватили колени. Из полуоткрытого рта, кажется, готов вырваться стон. Но кто услышит этот стон, если на всём белом свете нет ни одного человека, который бы пожалел и приласкал девочку! Одета Алёнушка бедно: в старенький порванный сарафан, в выцветшую голубую кофту; ноги босые.

Природа созвучна настроению Алёнушки. Наступила первая пора увядания природы. Печально застыли вокруг молодые берёзки, осины, ели.

Пожелтевшие листья падают на зеркальную поверхность воды. Согнулись и опустились в воду тонкие ветки осины, поникли стебли острой осоки. Тихая и грустная природа перекликается с печалью и тоской девочки. Над головой Алёнушки щебечут ласточки, как бы стараясь успокоить, рассеять её грусть. В народном творчестве ласточки – символ дружелюбия. «Ласточки у злой семьи под стрехой и гнезда не вьют» - говорится в народе. Слетевшиеся к Алёнушке ласточки расположились на ветке осины группами по три. Этот приём в народном творчестве (троекратные повторы в сказках, былинах, песнях) был хорошо знаком художнику и применялся в его творчестве («Богатыри», «Ковёр – самолёт»). Означает он число множественности – много ласточек сочувствует горю Алёнушки. Островерхие сосенки, острые стебли осоки охраняют девочку, защищают её от злых людей. В сказках, песнях человек часто обращается к природе, вовлекает её в свои переживания, призывает на помощь. Этот приём используется и в картине «Алёнушка».

Художник с глубочайшим лиризмом передал народное понимание сказки. Переживания девочки показаны правдиво, с подкупающей естественностью. Поражает сила творческой фантазии Васнецова и глубокое знание жизни русского народа. Колорит картины подчёркивает её грустное содержание. Преобладают неяркие, тёмно-зелёные и красновато-коричневые краски – всё гармонирует с душевным состоянием девочки. Но мы видим в картине и светлую полоску гаснущей зари, и яркую зелень осоки, и розоватые цветы на сарафане Алёнушки, и нежно-блеклую голубизну её кофты. Склонённая фигурка Алёнушки обрисована мягкими линиями, что придаёт нежность и поэтичность её облику. Эти контрастные тона усиливают эмоциональное звучание картины. В сказках по-разному складывается жизнь Алёнушки, но везде светлое и доброе побеждает тёмное и злое. Хочется верить, что пройдёт время, и для Алёнушки наступят счастливые дни. Картина «Алёнушка» написана в 1881 году, находится в Третьяковской галерее.

VI. Беседа по картине.

-Посмотрите на картину и скажите, какое впечатление создаётся у вас при первом взгляде на неё?

- Почему картина производит такое впечатление?

-Как художник достигает такой силы выразительности? Какими средствами пользуется? Назовите их (цвет, светотень, композиция).

-Что называется композицией?

-Как же построена картина Васнецова? (Алёнушка сразу привлекает наше внимание. Она изображена почти в центре полотна лицом к зрителю. Чтобы подчеркнуть её одиночество, художник не поместил на картине других персонажей.)

- Опишите внешность Алёнушки. (Алёнушка - бедная крестьянская девочка. У неё худые руки. Алёнушка босиком, одежда бедная: рваный сарафан, старая вылинявшая голубая кофта, каштановые волосы распустились по плечам, голова опущена.)

-Что художник особенно выделил во внешности Алёнушки? (Светлым розовым полотном на тёмном фоне выделяются лицо и руки Алёнушки. Сразу видишь её грустное лицо и большие глаза.)

-Подумайте, какими словами точнее охарактеризовать взгляд Алёнушки.

-Большое горе обрушилось на Алёнушку.

- Как художник это показал? Обратите внимание на позу Алёнушки. (Алёнушка одиноко сидит на камне, низко опустив голову, пригорюнилась, призадумалась. Она судорожно обхватила колени, согнулась. Вся её поза выражает несчастье, горе.)

-Какими словами можно охарактеризовать горе девочки? (Горе-безутешное, великое, безысходное, большое, тяжёлое и т.д.)

-Какие синонимы ярче передают душевное состояние Алёнушки? (Тоска, печаль, грусть и т.д.)

-Что вы знаете о значении цвета в живописи?

Вывод: Цвет в картине -это главное. Живопись –искусство говорящих красок. С помощью цвета художник создаёт образ, добивается нужного впечатления. Жёлтый, розовый, красный –это тёплые цвета, они создают радостное настроение у человека. Но, используя холодные тона тёмно-зелёных, синих, серых красок, художник вызывает у зрителя чувство тоски, печали, грусти.

-Какие цвета использовал Васнецов и почему? (В картине есть и тёплые тона, и холодные. Выделяются холодные тона зелени. Тёплых цветов мало: светло-розовые на лице, руках, розовые цветы на сарафане. Больше тёмно-коричневых, мрачных красок. Это производит грустное впечатление).

-Цвет в картине имеет большое значение. Общий тон картины(колорит) неяркий, в нём преобладают тёмно-зелёные и красновато-коричневые цвета. Побуревшая трава, красноватая осенняя листва, пожелтевшая зелень подчеркивает общий коричнево-зелёный тон картины. Помимо неярких тонов мы видим в картине светлую полоску гаснущей зари, яркую изумрудную зелень осоки, розовые цветы на сарафане Алёнушки и голубую кофточку. Используя яркие, контрастные тона, художник усиливает создаваемое картиной впечатление.

-На каком фоне изображена Алёнушка? (На фоне осенней природы).

-Какой период осени художник изобразил? По каким признакам вы определили время года? (На картине изображена ранняя осень. Природа начинает увядать. Кое-где пожелтели деревья. В омуте плавают опавшие листья. Осеннее небо хмурое.)

-Почему художник выбрал именно осенний пейзаж?(Осенью умирает природа, это навевает грусть. Такой пейзаж перекликается с настроением Алёнушки).

-Давайте дадим характеристику некоторым деталям пейзажа:

1.Небо – осеннее, хмурое, унылое, сумрачное, серое, неприветливое, тоскливое, пасмурное.

2. Листья – опавшие, жёлтые, пожелтевшие.

3.Омут – глубокий, глухой.

4. Вода – тёмная, холодная, тёмно-коричневая, почти чёрная, неподвижная, застывшая.

5. Осинки - тоненькие, задумчивые, трепетные.

6. Лес – дремучий, хмурый, тёмный, мрачный, глухой, угрюмый.

-Почему художник выбрал для фона картины раннюю осень, а не пору её расцвета, «в багрец и золото одетые леса?»

(Ранней осенью всё начинает увядать, и это увядание природы вызывает грустное настроение).

- Да внимание художника привлекает не пышная природа, а первая пора осеннего увядания, в описании которой он прибегает к неярким тонам тёмно-зелёных, синих, жёлто-коричневых красок. Осенние, блёклые, тусклые краски пейзажа создают настроение грусти, печали. Художник показал, что природа созвучна настроению Алёнушки, она как бы прислушивается к мыслям бедной девочки, грустит и плачет вместе с ней. Печально притихнув, стоят вокруг молодые берёзки, согнулись и опустились в воду тонкие ветки осинок, поникли кое-где стебли осоки. Тихо щебечут ласточки, словно стараются успокоить, рассеять грусть Алёнушки. И Алёнушка понимает, любит природу и только ей одной доверяет своё безутешное горе.

VII. Итог урока.

-Понравилась ли картина?

-Какое она вызывает чувство?

- Образ русской девочки – сиротки, трудолюбивой и доброй, простой и скромной, взволновал чуткое сердце художника и вдохновил на создание картины. Однако эта картина не иллюстрация к сказке. Васнецов создал не сказочный персонаж, а правдивый образ бедной крестьянской девочки.

gigabaza.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта