Лактионов Александр Иванович (1910-1972). Картины лактионова


О жизни и творчестве советского художника Александра Лактионова

Творчество Александра Ивановича Лактионова в профессиональных кругах вызывало горячие споры. Одни считали, что его работам не хватает внутренней насыщенности образов, другие отмечали правдивость его искусства. Критика, прозвучавшая из уст выдающегося художника-педагога Сергея Васильевича Герасимова по поводу дипломной работы Лактионова, стала определённым стереотипом в отношении коллег и критиков к дальнейшим работам художника. Но если бы Лактионов написал одну только хрестоматийную картину «Письмо с фронта», его имя можно было бы вписать золотыми буквами на страницы истории изобразительного искусства советской эпохи.

 

Жизнь Александра Лактионова

 

Будущий художник Александр ИвановичЛактионов родился в рабочей семье в 1910 году. Его родина – Ростов-на-Дону. Здесь в 1926-1929 годах он учился в художественной школе у А.С. Чинёнова.

Первыми освоенными ремёслами юного мастера были профессии каменщика и чертёжника. Уже в зрелом возрасте Александр Иванович с гордостью демонстрировал дом, в котором сделал свою первую кладку. Потом работал он чертёжником.

 Спустя некоторое время, решил учиться дальше и с двумя друзьями поехал в Москву. Через братьев Кориных вышел на Михаила Нестерова, который решил посмотреть на что способны молодые дарования. Они выполнили творческое задание именитого художника сделать «портрет дерева». В придачу скопировали одну из репродукций Веласкеса. Вместе с И. Грабарем М. Нестеров дал будущим художникам рекомендательное письмо, с которым ребята едут в Ленинград.

 В 1932 году Александр Лактионов поступает в Петербургскую Академию художеств. Лактионов попал в мастерскую Исаака Бродского и сумел стать одним из его любимых студентов. В свою очередь, Бродский оказал наибольшее влияние на творчество молодого художника. Именно его девиз «Ближе к натуре!» стал определяющим в работе Александра Ивановича. Художники были удивительно близки по восприятию мира. Смерть Бродского в 1939 году была тяжким ударом для Лактионова.

 Ещё будучи студентом и аспирантом в 1936-1944 годах Лактионов преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры. Вся довоенная жизнь молодого художника была полна скитаний и забот о хлебе насущном. Во время блокады семья художника жила в эвакуации в Самарканде. После войны – в Загорске, в одной из келий монастыря. Именно здесь родилась самая знаменитая картина Александра Ивановича «Письмо с фронта» (1947).

Картина стала этапной в жизни Лактионова. За неё в 1948 году художник получил Сталинскую премию, но, что важнее, всенародное признание. Хотя некоторые коллеги до сих пор не считают картину чем-то особенным. Тем не менее, после этой картины Лактионовы получили квартиру и у художника появились заказы.

 После «Письма с фронта» А.И. Лактионова признали официально. В 1949 году он становится членом-корреспондентом Академии художеств СССР, а ещё через 9 лет - академиком. В 1969 году он получил звание Народного художника РСФСР. 1971 год стал особенным в творческой биографии Александра Ивановича, ему присудили Госпремию им. И.Репина за серию портретов Героев социалистического труда, а также за портрет космонавта Комарова. Имел художник и учёное звание профессора. В конце 1960-х преподавал в Московском государственном заочном педагогическом институте. Награждён орденом Трудового Красного Знамени, медалями.

В марте 1972 года сердце Александра Лактионова перестало биться.

 

Интересно, что первая и последняя персональная выставка художника состоялась через 10 лет после его смерти. До сегодняшнего дня у творчества Лактионова есть как приверженцы, так и противники.

 

Творчество

 

Одна из глубочайших работ Лактионова «Портрет И.И. Бродского» (1939). Художник изобразил умирающего учителя. Бликами, полутонами и другими средствами художественной выразительности художник сумел передать атмосферу ухода человека в лучший мир. Взглянув на картину, Исаак Израилевич произнес: «Ну вот, теперь можно спокойно умирать». Работа хранится в доме-музее Бродского в Петербурге.

 «Письмо с фронта» — картина, написанная в 1947 году. Произведение создано в тот момент, когда в нём нуждалась публика. Высокореалистическое полотно приметно не только эмоциями, но и мастерским владением цветом, формой, тщательно детализировано. Картина как бы наполнена солнцем и в то же время застывшей радостью от победы. В год создания её экспонировали на Всесоюзной художественной выставке. Потом вывесили в Третьяковской галерее, под лестницей. Место показалось не слишком удачным самому Жданову. По совету партийного деятеля «Письмо с фронта» заняло надлежащее место в Третьяковке. После поездки на выставку в США полотно залило водой в трюме парохода. Его отреставрировали, но работа утратила авторскую свежесть.

 Позитивная картина «Девушка за вышиванием», написана в 1950-х, изображала девушку, сидящую на подоконнике. Из Третьяковской галереи она уехала в Индию как подарок Джавахарлалу Неру.

 Удачным вышел портрет Н.С. Хрущёва, которого художник отретушировал, но в то же время оставил внешнюю схожесть. Портрет тотчас растиражировали. С тех пор Генсек лично поздравлял Лактионова с праздниками.

 В последние годы жизни Александр Иванович работает над серией портретов космонавтов. Наиболее заметный – портрет В. Комарова, за который он получил премию им. И.Е. Репина. Космонавт получился на портрете волевым, сильным и мужественным.

 Изображал Лактионов и людей искусства – актёров МХАТА (Качалова, Хмелёва, Книппер-Чехову), актёров-ветеранов в композиции «Обеспеченная старость». Как сознавался художник в своих интервью, ему особенно интересно было работать с их лицами. Писал художник автопортреты и портреты близких ему людей.

 Особенную страсть чувствовал Александр Лактионов к передаче солнечного света, всех его оттенков. Мягкие тона в натюрморте «Февраль», пейзаже древнего Суздаля. «Натюрморт с апельсинами» — прекрасный образец работы пастелью.

 Наиболее плодотворным периодом была вторая половина жизни художника. Он создал серию портретов, пейзажей, натюрмортов, которые не только мастерски исполнены (в них чувствуются традиции русской реалистической школы), но и ярко окрашены эмоционально.

Художник работал маслом, пастелью и темперой, чудесно владел акварелью, часто смешивал технику темперы и масла. Не чужды ему были и графические техники – простой карандаш, литография, офорт. Использовал Александр Лактионов также прессованный уголь и сангину.

 До конца жизни художник был верен реалистической манере письма, не признавая экспериментов. Его приверженность классическим традициям Репина, Серова, Малявина чувствуется во многих ранних работах. В 1950-х он обращается к европейским классикам – Ван Эйку, Лиотару. Его манеру критики называют фотографическим иллюзионизмом с чертами социалистического реализма.

 В кисти Лактионова чувствуется очень индивидуальное понимание правдивости искусства, своя художественная программа. Что бы не говорили критики о некоторых его полотнах, даже после смерти первая персональная выставка художника собрала тысячи ценителей его искусства.

 В нашей стране картины Александра Ивановича Лактионова хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, а также в некоторых областных музеях.  

sovjiv.ru

Александр Иванович Лактионов – ФотоКто

   Александр Иванович Лактионов привёз на выставку свою новую работу. Это не был портрет маршала или героя войны, но картина была ему дорога. Возвращался домой расстроенный. Вспоминал слова одного из устроителей выставки: "Картину надо исправить, в советской действительности таких полов, как у вас, нет".    Вернувшись в дом, где жил с конца войны, он переступил через покосившийся порог и вошёл в длинный, барачного типа коридор. Вспомнил, как в этом коридоре, в углу, за картиной, над которой он работал, жила соседская коза. Вспомнил, что из Ленинграда, где он до войны учился в аспирантуре, пришёл ответ: "Дальнейшее обучение в аспирантуре нецелесообразно".   Жизнь никогда не баловала его, даже в детстве. Саша родился в мае 1910 года в Ростове-на-Дону. Мать умерла, когда ему было полтора года. Отец несколько раз женился, но каждый раз неудачно. Единственной радостью мальчика было рисование. Путь в искусство оказался длинным и трудным. Наконец в 30-х годах он поступил в Ленинградский художественный институт, а перед самой войной - в аспирантуру.    В газетах печатались многочисленные отзывы о выставке, рецензии и репродукции. Нигде ни единого слова не было о его картине.   Всё произошло неожиданно. в 1948 году ... по радио сообщили, что А.И. Лактионов удостоен Сталинской премии (первой степени) за картину "Письмо с фронта". Не веря себе, достал свежие газеты - ошибки не было.Что же случилось на самом деле? Уже в день открытия у картины толпились зрители. Народу было так много, что экскурсоводы жаловались: невозможно по лестнице проводить группы. Зрители как бы стояли вместе с героями картины в дверном проёме. Солнечный свет на лицах, на одежде, на полу. И можно увидеть не только сцену чтения письма, но и понять, что было до этого момента и что будет после. Подробности: покосившийся порог, прогнившие доски, старые, стоптанные туфли женщины - всё было как в жизни. И хотя критики молчали, народ высказался вполне определённо, оставив многочисленные отзывы: "Самая правдивая картина на выставке".

   Картина «Письмо с фронта» была написана художником в Загорске под Москвой, куда в начале 1944 года Лактионов с семьей приехал из Самарканда, где находился в эвакуации вместе с ленинградским институтом живописи, скульптуры и архитектуры. Художник вспоминал: «Я с моей большой семьёй жил в Троице-Сергиевой лавре. Там в стене кремля была когда-то бойница для пушки, а впоследствии устроена большая келья». Заключив весной 1945 договор на свою первую последипломную картину, Лактионов собирался дать ей название «Встреча». Опробовал несколько вариантов, но все решил случай. Однажды на прогулке он повстречал солдата с перевязанной рукой, опиравшегося при ходьбе на палку. Тот искал нужный адрес, чтобы передать письмо. Разговорились. Лактионов помог найти нужный дом и стал невольным свидетелем сцены получения долгожданной весточки с фронта. Так окончательно определился замысел будущей картины.

   Картина писалась два года и была окончена в 1947 году. В качестве модели для солдата-письмоносца А. Лактионов привлёк художника В. И. Нифонтова. Недавно вернувшийся с фронта, как и положено, в армейской форме, он всем своим бравым видом просился на холст. Только руку пришлось бинтом привязать и слегка опереть на рукодельный костылик-палочку. Женщина с конвертом — сестра матери А. Лактионова, Евдокия Никифоровна. Пионер, читающий письмо, это семилетний сын художника Серёжа, девочка с косами — дочь Светлана. Наконец, соседка стала девушкой в кофточке, с красной повязкой дежурного ПВО. Она вся в солнце, а её улыбка добавляет тепла и света, наполняющих картину.   В 1948 году картина была показана на Всесоюзной художественной выставке в Третьяковской галерее, где имела необычайный успех у зрителей. После выставки полотно было приобретено Третьяковской галереей. В 1949 году за картину «Письмо с фронта» А. Лактионов был удостоен Сталинской премии первой степени. Впоследствии А. Лактионов сделал авторское повторение работы для ряда музеев. Картина широко известна по многочисленным выставкам и публикациям, неоднократно воспроизводилась в печати. Ее включали в школьные учебники, помещали на страницах календарей, на разворотах журналов «Огонёк», «Работница», «Крестьянка», печатали на отдельных листах массовыми тиражами.

https://youtu.be/LP3umA2fM_o

   Александр Иванович Лактионов учился в Ростовской художественной школе (1926-29), в Перербургской Академии Художеств (1932-38), где был любимым учеником художника И. И. Бродского, затем там же в аспирантуре (1938- 44).

    Картина "Письмо с фронта" (1947), получившая Сталинскую премию, сделала его имя широко известным. В ней определились характерные черты его творчества: традиционность, приверженность к повествовательным мизансценам, бытовая конкретность и тщательная детализация.

   Живопись Лактионова постоянно вызывала споры. Упреки, брошенные художнику С. В. Герасимовым еще по поводу его дипломной работы, где "все вещи живут обособленно" и "тщательно раскрашены все предметы, дана иллюзия яркого света", не раз и не без оснований повторялись по адресу его зрелых произведений, в которых столь же резко выступало упрямое нежелание автора как-либо подчинять многочисленные подробности цельности общего впечатления и колористически объединять пестрящую окраску предметов.

   Однако, и в пристрастии Лактионова к будничному, нередко грубому типажу, к подчеркнутой конкретности и иллюзорной светотеневой объемности изображения звучала определенная художественная программа, верность своему, пусть очень внешнему, пониманию правдивости искусства и собственному, очень жесткому и предметному, зрению.    Эти качества и возбуждали споры вокруг больших картин художника: "Вновь я посетил" (1949) - изображение Пушкина в Михайловском, "В новую квартиру" (1952), "Обеспеченная старость" (1954-60).

   Такие же качества присущи и его многочисленным портретам, которым, при уверенно схваченном сходстве, недостает внутренней насыщенности образа (портреты художника И. И. Бродского, 1939-40; актеров МХАТа О. Л. Книппер-Чеховой, В. И. Качалова, Н. П. Хмелева, все 1940; академика И. П. Бардина, 1952; космонавта В. М. Комарова, 1967, и др.). В результате у "натурализма" Лактионова всегда хватало и просвещенных отрицателей, и простодушных поклонников.

   Аннотация: "А.И.Лактионов: "Тишина" - так называется полотно, которое я пишу уже пятый год. Расскажу вам, как зародилась у меня эта тема. Многие из вас - счастливые обладатели детишек, и все вы, особенно городские папы и мамы, знаете, сколько забот с малышами летом. Вот и у нас, когда надвигается лето, начинаются заботы, - куда вывозить ребят, а у меня их ни мало, ни много - семеро. Летом 1958 года посоветовали нам друзья отправиться на берег ласкового Янтарного моря в маленький литовский городок Палангу. Приехал, поглядел кругом себя и опешил: не ожидал увидеть в миниатюрной Прибалтике такой могучей, девственной природы. Дивная зелень, дивное доброе солнце. Дома оно не всегда балует нас, грешных. Вот в этих тенистых рощах-парках я и подглядел сцену, которая меня глубоко взволновала. Вечная тема - мать и дитя. В этом пейзаже мне хотелось показать спокойную радость, счастье, тишину. Надеюсь, что эта простая тема найдет себе дорогу к сердцам, которым дороги мир на земле и счастье детей". Журнал "Огонек". 1960-е годы.

   Про картину "Обеспеченная старость" могу лишь сказать: не стоит забывать о том, что это всё-таки художественное произведение и многое в сюжете этой картины носит иллюстративный характер. Как например официантка вносящая вазу с фруктами в стиле "голландцев".Впрочем пусть Вам ответит на этот вопрос сам Александр Иванович: "Мне хотелось написать монументальную композицию о счастливой старости. И вот сижу я месяц в мастерской, сижу два, пишу эскизы. И чувствую, что тема, как я её задумал, изобразительно не выходит, а получается то ли воскресное чаепитие стариков, то ли веселая встреча охотников... Мучился я над композицией, пока мой друг не посоветовал мне поехать в Дом ветеранов сцены, посмотреть, как живут старые актёры. Поехал, познакомился с замечательными людьми, узнал распорядок дня, как они развлекаются, отдыхают, даже что едят. И мне подумалось, что если я напишу картину-портрет этих актёров, то смогу выразить большую заботу о людях, вышедших на пенсию".   Стоит заметить, что Лактионов посвятил этой картине три года. Далее цитата из журнала тех лет: "Все портреты он писал с натуры, сразу на большое полотно, и создал живую композицию. (c) Журнал "Огонёк"

 

Картина "Тишина". 1967 г. Холст. Масло. 180 х 220.

Ноябрь — декабрь 1967 г. Центральный выставочный зал Манежа. Всесоюзная юбилейная выставка... Две картины живописца Александра Лактионова: «Портрет космонавта Комарова» и пейзаж «Тишина».

   Почему же именно около этих двух работ каждый день с утра до вечера толпился зритель? Почему целый день шли споры?

   Для меня аксиома, что мастерство Лактионова перекликается с высотами верещагинского мастерства. Лактионов — художник, идущий большой дорогой русского советского искусства, отмеченного великим ма­стерством его творцов и глубоким содержанием.

Знакомясь с биографией любого выдающегося, та­лантливого или гениального человека, мы всегда отме­чаем одну и ту же черту — великий труд, необычай­ную трудоспособность. Успех Лактионова в великом труде.

Вот что говорит о себе Александр Лактионов: «По­ка светит солнце, озаряя мастерскую, пока есть силы держать в руках палитру и кисти, я не могу оторвать­ся от любимого дела. Писать, рисовать с натуры, ком­поновать — нет для меня высшего наслаждения. Рабо­тать до седьмого пота, изо всех сил служить делу на­родному — вот смысл всей моей жизни. Работать, не мудря, не мудрствуя лукаво, беско­нечно учась у природы, черпая из этого чистого род­ника вечную свежесть познания бытия,— вот истинное счастье...»

Лактионов очень скромный человек. Даже тихий. Я никогда за все годы знакомства с ним не слышал, чтобы он повысил голос. Он нигде не произносит ре­чей, никогда ничего не добивается лично для себя. Своеобразно реагирует он и на споры вокруг его ра­бот — он улыбается доброй улыбкой. Если изобразить творческий путь Лактионова, то получится прямая линия. И он идет этой своей прямой дорогой, никуда не сворачивая, всю жизнь.

Сам художник Лактионов писал: "Тишина" - так называется полотно, которое я пишу уже пятый год. Расскажу вам, как зародилась у меня эта тема. Многие из вас - счастливые обладатели детишек, и все вы, особенно городские папы и мамы, знаете, сколько забот с малышами летом. Вот и у нас, когда надвигается лето, начинаются заботы, - куда вывозить ребят, а у меня их ни мало, ни много - семеро.Летом 1958 года посоветовали нам друзья отправиться на берег ласкового Янтарного моря в маленький литовский городок Палангу. Приехал, поглядел вокруг себя и опешил: не ожидал увидеть в миниатюрной Прибалтике такой могучей, девственной природы. Дивная зелень, дивное доброе солнце. Дома оно не всегда балует нас, грешных. Вот в этих тенистых рощах-парках я и подглядел сцену, которая меня глубоко взволновала. Вечная тема - мать и дитя. В этом пейзаже мне хотелось показать спокойную радость, счастье, тишину". (Журнал "Огонёк)

fotokto.ru

Жизнь и творчество А. И. Лактионова - Известные имена художников

24.08.2011 22:00

Автор: Владислав Эдуардович Меос

А. И. Лактионов. Курсанты выпускают стенную газету. 1938г.

Ленинград. Академия художеств. 1960 год. В зал, где проходили встречи с мастерами советского изобразительного искусства, входит красивый человек. Статный, подтянутый. В серо-голубом костюме. Со смоляной, цвета вороньего крыла, густой окладистой бородой. Лицо несколько одутловато, что указывает на нездоровое сердце. Вошедший всем обличием был похож на священнослужителя. Изящная оправа очков. Близорукие глаза остро смотрят, взгляд цепкий, проникающий. Это знаменитейший художник - Александр Иванович Лактионов. Уже давно, с 1947 года, стала классической и хрестоматийной, любимой зрителем его картина «Письмо с фронта».

Мы, студенты, завороженно и почтительно смотрим на масте­ра. Хотим услышать его. В первом ряду, в зале, сели в кресла его супруга и сын, мальчик лет двенадцати. Где же я их видел? И вспомнил, откуда мое «знакомство» с ними. Недавно вышла книга «Техника живописи мастеров советского изобразительного искусства». В ней представлены Михаил Нестеров, Борис Иогансон, Александр Дейнека, П. Корин и другие, а также репродукции с портретов жены и сына Александра Лактионова. Удивительно, с какой силой достоверности художник остановил бег времени.

Мастер со сцены рассказывает о своем тяжелом детстве в про­винции. О первом заработке. Будущие академики с чего-то начи­нают... А для 19-летнего Саши Лактионова первым освоенным ремеслом была работа каменщика. Художник с гордостью назвал улицу на своей родине в Ростове-на-Дону, где им была сложена часть дома.

Работал чертежником. Учился в Ростове, не мог поехать в Москву, не хватало стажа. Наконец, с двумя товарищами уехал в столицу. Три-четыре ночи провели на Казанском вокзале. Затем двадцать два дня прожили за бочками. Услышал от художников братьев Кориных фразу Нестерова: «Я с вами возиться не любил и не люблю». Однако Нестеров посмотрел рисунки Лактионова и его друзей, дал наказ: «Сделайте портрет дерева». Они выполнили задание, ко всему прочему, приколов к бочке репродукцию с Веласкеса, скопировали и ее.

-  Грабарь и Нестеров дали рекомендательное письмо, и мы отправились в Ленинград к Бродскому, - закончил рассказ о сво­их цыганских днях Лактионов.

Александр Лактионов. Портрет А. Я. Штеренберга.

Александр Лактионов. Портрет А. Я. Штеренберга.

Когда он приехал учиться в Ленинград, осознал, что судьба свела его с художником, близким ему своей природой восприятия жизни. Девизом И. И. Бродского, ставшего в Академии художеств педагогом Лактионова, была аксиома: «Быть как можно ближе к натуре!» Эта установка стала кредо жизни и его ученика Алексан­дра Лактионова. И когда им был создан поясной портрет учителя с кистями рук, в чем художник проявил высочайшее мастерство, И. Бродский, в то время уже серьезно больной человек, резюмиро­вал: «Теперь можно спокойно умирать».

Этот портрет находится сегодня в Музее-квартире И. И. Брод­ского в Ленинграде. Он всегда заставляет остановиться перед ним, восхищая реалистичностью и животворящей энергией.

Была уже окончена Академия художеств, а жизнь молодого художника протекала в погоне за насущным. Ни квартиры, ни заказов. Этому сопутствовали семейные неурядицы.

После войны Лактионов живет с семьей в Загорске, в мона­стырских помещениях, в келье. Картина «Письмо с фронта» писа­лась здесь же. И вот он как есть - разбитый, гнилой пол на перед­нем плане картины. Край стены монастыря кирпичной кладки, с обсыпавшейся штукатуркой. Но какая пронзительная радость в картине! И сколько бы ее ни ругали завистники, она остается картиной, родившейся на высоком уровне реализма, возможного только на основе столь серьезной академической выучки. А это владение рисунком в ракурсе, формой, цветом! Умение воедино соединить все слагаемые, работающие на художественный образ. «Сотри случайные черты и ты увидишь: мир прекрасен!» Ощуще­ние наполненности солнцем в картине чрезвычайно сильно. Состояние безветрия, тишины, застывшей радости. Победа! Сим- волична фигура демобилизованного солдата, безоружного, мирно шагающего по тропинкам российской земли. А в небе след реак­тивного самолета. Новый уровень слежения за безопасностью страны. В картину вписаны близкие люди. Все работалось с нату­ры. 1947-й - год создания картины. Я помню, в 1947 году будто бы сама природа откликнулась на победу. Лето было необыкновенно погожее, теплое, солнечное. Именно это состояние и отражено на полотне. И нет второй такой солнечно-ликующей, победной картины в мировом искусстве, как «Письмо с фронта». Она была впервые показана на Всесоюзной художественной выставке 1947 года.

Александр Лактионов. Письмо с фронта. 1947.

Александр Лактионов. Письмо с фронта. 1947.

Вначале ее вывесили под лестницей на первом этаже Третья­ковской галереи. Место узкое, темное, отхода для просмотра картины не было. Как-то по залам Третьяковки идет А. Жданов с правительственной комиссией. Осматривают выставку. Остано­вившись перед картиной «Письмо с фронта», спрашивает:

- Как ее оценивают художники?

- Художники ругают, - отвечают Жданову.

- А что говорят простые зрители, народ? - снова ставит вопрос суровый секретарь ЦК.

- Народу нравится, восхищаются...

- Что ж она висит у вас под лестницей, в темноте? Дайте ей хорошее, видное место.

Лактионов далее рассказывает:

Прихожу на следующий день, - картины нет. День нет, два... Спрашиваю у дирекции Третьяковки, где картина? Никто не знает. Через несколько дней она появляется. Повесили ее в центральном зале, недалеко - «Уборка урожая» Т. Яблонской. Моя находится на стене с дальним отходом. Картину, оказывается, возили в Кремль. Показывали Сталину. Все уже знают: вождю понравилась эта победная работа.

Все рассказы художника о себе я дотошно записывал в тетрадь и потому здесь воспроизвожу их почти дословно.

Просыпаемся мы с женой в своей келье, в Загорске, - гово­рит он. - По радио отыграли и спели гимн Советского Союза. Слышим, в последних известиях передают: «Лактионову присуж­дена Сталинская премия за картину "Письмо с фронта"».

- Ты слышала? - спрашиваю жену. Боже мой, собственным ушам не верим. Побежал я на улицу, дождался открытия газетного киоска, читаю газету. Действительно, мне присуждена Сталинская премия. С той поры, — продолжал Александр Иванович, - появи­лись у меня заказы, получил квартиру в Москве. Стали водиться деньжата...

Очень впечатляющей была созданная в 50-е годы А. Лактионо­вым картина, изображающая сидящую на подоконнике открытого окна девичью фигуру, - «Девушка за вышиванием». Произведение солнечное, радостное.

Александр Лактионов. Портрет художника И. И. Бродского. 1939-40.

Александр Лактионов. Портрет художника И. И. Бродского. 1939-40.

Приходит он однажды в Третьяковку и узнает, что картины нет. Ее, не спросив автора, подарили, как некий шедевр, в коллекцию Джавахарлала Неру. Уехала она навсегда в Индию.

Большой силы воздействия были и две другие работы художни­ка, выполненные в технике пастели: «Натюрморт с апельсинами», «Автопортрет» с тростью. Все три картины печатались в журнале «Огонек». А на Всесоюзной выставке 1957 года, в Манеже, около этих работ зрители собирались толпами.

Однажды ЦК партии заказал А. Лактионову портрет Н. С. Хру­щева для массового тиража. Выполнен он был в технике литогра­фии на основе фотографии и мимолетных встреч с генеральным секретарем. Как известно, Никита Сергеевич был очень дород­ным, почти тучным. Полнота эта разлилась и в лице первого руко­водителя страны. «Подтянул» художник лицо портретируемого, убрал лишнюю одутловатость, нарисовал все подробно - даже бородавки на шеке и носу, но сделал все, мастерски обобщив.

Художник вспоминал:

- Вывесили портрет Никиты Сергеевича перед кабинетом в ЦК КПСС таким образом, чтобы он, следуя утром на работу в ка­бинет, мог его видеть. Повисел он с недельку, спрашивают Хруще­ва, понравился ли портрет и можно ли распространять по стране?

Печатайте! Пускайте в тираж! - согласился глава страны, которому портрет пришелся по душе. Н. С. Хрущев лично в последующие годы поздравлял А. И. Лак­тионова с Новым годом. Был художник со своим больным сердцем прикреплен к «Кремлевке», где и лечился.

Рассказал, как писал много сеансов портрет сына, почти все лето работал, так что сыну и поиграть в каникулы не довелось.

Был им написан большой холст - многофигурная композиция «Обеспеченная старость». На ней известные артисты, отработав­шие на сцене и доживающие свой век в доме ветеранов. На карти­не актеры сидят кто в креслах, кто на диване вокруг большого накрытого фруктами стола. За столом идет чаепитие, оживленная беседа.

-   Артисты - они до конца дней артисты. И до последнего дня они живут с неугасимым огоньком в душе, беспредельной фанта­зией, - продолжал Лактионов.

-   Они были так стары, что многие умерли, пока я их писал в картину. - И при этом показывал паль­цем: - И этот, и этот. Пришлось мне многие портреты заканчивать по памяти.

Продолжает далее:

-    Много было и забавных эпизодов, и трагических, пока я ра­ботал над ней. Основная, можно сказать, профессиональная их страсть - объяснение в любви. Да, да, вот этих старых, старых людей. - Называет пару известных актеров. - Он преследован ее по всему дому ветеранов, ухаживал, проявлял внимание, предлагал ей руку и сердце. А чем все кончилось? А кончилось тем, что она мылась в ванной. Он (Отелло) зашел к ней, пал на колени и про­должал признание. Она (Офелия) показала ему из ванной фигу и тут же умерла...

Трудными были детство и юность А. И. Лактионова, судьба благоволила ему в зрелом возрасте. Трудом своим и талантом достиг вершин в искусстве. Но печаль поселилась в его сердце после трагических событий. Как-то однажды повезли в Америку лучшие произведения советских художников: «Письмо с фронта» А. Лактионова, «Оборону Петрограда» А. Дейнеки, «На старом Уральском заводе» Б. Иогансона, ранние пейзажи М. Сарьяна... загрузили в трюм корабля, там их и затопило водой. Старались, отреставрировали мастера. Но на холстах практически не осталось авторского письма, почерка, подлинных красок художников, создавших эти шедевры...

Владислав Эдуардович Меос, народный художник РБ

← Мастера русского искусства - Художник Андрей Петрович Рябушкин Произведения художника Франсиско Родригеза →
 
Добавить комментарий

hallart.ru

Как Александр Лактионов завоевал любовь зрителей одной картиной? | Биографии

Лактионов был художником разноплановым, ему хорошо удавались и жанровые картины, и портреты, и пейзажи. Собственно, ему бы хватило и одной картины, чтобы навсегда остаться и в истории живописи, и в истории страны. Когда его полотно «Письмо с фронта» в 1947 году появилось на выставке, произошло удивительное событие, которого давно не знала русская живопись. На большую выставку многие зрители приходили ради одной картины. Ей было посвящено более половины записей в выставочной книге отзывов. Вскоре картина заняла место в Третьяковской галерее, художник получил за неё Сталинскую премию, а её репродукции разошлись по всей стране, сделав имя Лактионова широко известным.

Письмо с фронта Путь к успеху был для Александра Лактионова не легок. Он родился в простой рабочей семье в Ростове-на-Дону 29 (16) мая 1910 года. О своем детстве он впоследствии писал: «Отец мой был кузнец, мать — прачка. Любовь к рисованию появилась у меня рано. Эту любовь всячески поощрял и развивал мой отец». В голодной и холодной послереволюционной России мальчик с увлечением учился живописи. Его не увели в сторону всякие модные изыски в искусстве. Видимо, он в те годы особенно и не интересовался ими, так как его всегда влекла классическая живопись. Он любил рассматривать репродукции в старых дореволюционных журналах, мечтая о том времени, когда и сам сможет оживлять красками холст.

Мальчику повезло, с ним стал заниматься прекрасный художник-педагог А. С. Чиненов, который еще в 1914 году открыл в Ростове-на-Дону школу рисования и лепки, дававшую начальное художественное образование. Видимо, педагог был, как говорится, от Бога, не зря Лактионов вспоминал о том времени: «Три года обучения в школе пролетели, как светлый сон». Знаний, которые Александр получил у Чиненова, хватило, чтобы в 1932 году поступить в Академию художеств, где он проучился 12 лет, так как, закончив обучение с отличием, был сразу же зачислен в аспирантуру.

Ночью... (Исаак Израилевич Бродский незадолго до смерти) Лактионов учился в интереснейшее время. Вы можете себе представить, что ректор академии, а им тогда стал прекрасный художник Исаак Бродский, разрешил студентам с любого курса снова переходить на первый, чтобы профессионально учиться живописи. Это не случайно, пришла пора от революционности и различных «измов» в живописи переходить к настоящему искусству. Именно благодаря Бродскому многие товарищи Лактионова по Академии (Алексей Грицай, Юрий Непринцев, Петр Белоусов) выросли в прекрасных мастеров, чьими полотнами уже много десятилетий восхищаются зрители.

К сожалению, в 1939 году Бродский тяжело заболел и умер. Сохранилась небольшая картина Лактионова, на которой он изобразил своего учителя за несколько недель до смерти. Вглядитесь в неё: свет лампы выхватывает из полумрака фигуру тяжело больного человека, понимающего, что конец близок, и ждущего его со спокойствием и тихой грустью. Эта картина, написанная незадолго до начала войны, работа уже не ученика, а зрелого мастера.

Войну Лактионов встретил в Ленинграде. Строил укрепления на подступах к городу, тушил «зажигалки» на крышах, рисовал антифашистские плакаты. Из блокадного Ленинграда выехал в Самарканд, куда в эвакуацию была вывезена Академия художеств.

Эскиз к картине "Письмо с фронта" В начале 1944 года Александр Иванович переехал в Загорск (Сергиев Посад), где приступил к работе над новыми произведениями. Любопытно, что здесь он написал «Автопортрет в рубище», выполненный в стиле старых испанских мастеров. Видимо, это была своеобразная проба кисти, так как зрители увидели его только после смерти художника. Здесь же началась работа над главной картиной живописца «Письмо с фронта».

Обычно зритель видит окончательный вариант картины, но крайне интересно посмотреть эскизы и наброски, понять, как мастер подбирает типажи, выстраивает композицию, ищет световые решения. Обратите внимание на эскиз знаменитой картины. В нем уже ухвачена общая композиция, но только две фигуры заняли свои места, где и останутся практически без изменений. Задний фон тяжеловесен и давит на зрителя, явно не хватает света. Много и других любопытных деталей, от которых художник впоследствии отказался или существенно их изменил. Этот эскиз дает зримое представление, в каких творческих поисках рождается талантливая картина.

Тишина Работая над «Письмом с фронта», Александр Иванович не ставил перед собой каких-то сверхзадач. Впоследствии он скажет: «В этой картине мне хотелось показать столь понятное каждому советскому человеку чувство радости от получения письма, изобразить советскую семью, горячо переживающую события на фронте и радующуюся успехам советских воинов».

После успеха картины «Письмо с фронта» в жизни Лактионова многое изменилось. Последовали награды и избрание в члены Академии художеств. Но главное, от него теперь ждали только талантливых работ и смотрели на них с точки зрения соответствия уровню «Письма». К сожалению, у художника бывали и неудачи, одной из них стала картина «Вновь я посетил…», посвященная Пушкину. Но затем последовала серия прекрасных портретов и пейзажей.

За вышиванием. Картина написана пастелью Мне, например, очень нравятся его пейзажи. Они полны солнечного света, кажется, что в них даже струится от жары воздух. Возможно, в них чувствуется отголосок Средней Азии и картин Павла Бенькова, которые там видел Лактионов. Интересно, как сам автор описывает рождение картины «Тишина», сюжет которой он подсмотрел в Паланге. «Летом 1958 года посоветовали нам друзья отправиться на берег ласкового Янтарного моря в маленький литовский городок Палангу. Приехал, поглядел кругом себя и опешил: не ожидал увидеть в миниатюрной Прибалтике такой могучей, девственной природы. Дивная зелень, дивное доброе солнце. Дома оно не всегда балует нас, грешных. Вот в этих тенистых рощах-парках я и подглядел сцену, которая меня глубоко взволновала. Вечная тема — мать и дитя. В этом пейзаже мне хотелось показать спокойную радость, счастье, тишину. Надеюсь, что эта простая тема найдет себе дорогу к сердцам, которым дороги мир на земле и счастье детей».

Лактионов не только любил и глубоко изучал картины старых мастеров, но и старался перенимать некоторые их методы живописи. Так, он часто применял сложную технику смешанного письма темперой и маслом. Сам изготавливал краски, руководствуясь старинными рецептами. Делал специальный грунт для работы пастелью, что позволяло сделать картину более долговечной.

Художник много и плодотворно работал, создав немало прекрасных картин. Несмотря на широкую известность, его жизнь не была легкой. Искусствоведы любили, да и теперь любят упрекать Лактионова в различных изобразительных грехах. Но зрителям многие его работы нравятся, потому что они добры и искренни.

shkolazhizni.ru

художник Лактионов Александр Иванович

галерея Коллекция
русские художники форум
ночь, красный, лодка, пастбище, боллид, горизонт, рыба, лица, вода, букет, лошадь, зайчик, горы, натурщица, дерево, зима, фрукты, берёзы, причал, разноцветный, Mary de Marko, каналы, человек, толпа, море, зеленые чулочки, снег, дорога, императорский, машины, россия, корабли, корабль, наводнение, зелень, лес, облака, Сайт художников России

код ссылки на нашу галерею

Сайт художников России

А. И. Лактионов учился в Ростовской художественной школе (1926-29), в Перербургской Академии Художеств (1932-38), где был любимым учеником И. И. Бродского, затем там же в аспирантуре (1938- 44).

Картина "Письмо с фронта" (1947), по лучившая Сталинскую премию, сделала его имя широко известным. В пей определились характерные черты его творчества: традиционность, приверженность к повествовательным мизансценам, бытовая конкретность и тщательная детализация.

Живопись Лактионова постоянно вызывала споры. Упреки, брошенные художнику С. В. Герасимовым еще по поводу его дипломной работы, где "все вещи живут обособленно" и "тщательно раскрашены все предметы, дана иллюзия яркого света", не раз и не без оснований повторялись по адресу его зрелых произведений, в которых столь же резко выступало упрямое нежелание автора как-либо подчинять многочисленные подробности цельности общего впечатления и колористически объединять пестрящую окраску предметов.

Однако и в пристрастии Лактионова к будничному, нередко грубому типажу, к подчеркнутой конкретности и иллюзорной светотеневой объемности изображения звучала определенная художественная программа, верность своему, пусть очень внешнему, пониманию правдивости искусства и собственному, очень жесткому и предметному, зрению. Эти качества и возбуждали споры вокруг больших картин художника: "Вновь я посетил" (1949) - изображение Пушкина в Михайловском, "В новую квартиру" (1952), "Обеспеченная старость" (1954-60).

Такие же качества присущи и его многочисленным портретам, которым, при уверенно схваченном сходстве, недостает внутренней насыщенности образа (портреты художника И. И. Бродского, 1939-40; актеров МХАТа О. Л. Книппер-Чеховой, В. И. Качалова, Н. П. Хмелева, все 1940; академика И. П. Бардина, 1952; космонавта В. М. Комарова, 1967, и др.). В результате у "натурализма" Лактионова всегда хватало и просвещенных отрицателей, и простодушных поклонников.  

Картины художника

художник Лактионов Александр Иванович , русский художник Лактионов Александр Иванович , биография художника Лактионов Александр Иванович , информация о художнике Лактионов Александр Иванович

petroart.ru

Описание картины Александра Лактионова «Письмо с фронта» Картины художников

Описание картины Александра Лактионова «Письмо с фронта»

Лактионов – советский художник, а «Письмо с фронта» — самая знаменитая из его работ, за которую он получил Сталинскую премию. Задумана она была ещё в 1944 году после произошедшей с художником истории. В Подмосковье, куда его вместе с семьей эвакуировали, он встретил раненного солдата, который, опираясь на костыль и прижимая к груди перебинтованную руку, шел по деревне.

Остановился, спросил, как найти нужный дом – его просили передать письмо – и Лактионов пошел вместе с ним, показывать. Сцена вручения письма, которую он застал почти нечаянно, произвела на него глубокое впечатление и стала через два года картиной «Письмо с фронта». Его собственные дети позировали ему, солдатом стал старый друг, тоже художник, девушкой с повязкой «ПВО» — его молоденькая соседка.

На картине всем известный сюжет. С фронта доставили письмо и вся семья радуется тому,

что в очередной раз отстрочена смерть, что отец и муж здоров и жив. Солдат, который принес письмо, опирается на косяк, курит, глядя на окружающих людей с улыбкой – возможно, они напоминают ему собственную семью. Мальчик держит письмо в руках, вид у него восторженный и счастливый, мать заглядывает в листок сверху, в руке у нее конверт, и которого достали листок.

Девочка стоит спиной, видно только светлые косички, а девушка с повязкой опирается на перила, и вся сцена, расположенная в дверном проеме, проникнута золотым солнечным светом. Он играет в волосах, озаряет людские лица, и радость, играющая на них, как будто дополнительно подсвечивается.

И вся атмосфера картина именно такова – солнечная, счастливая, она словно напоминает, что как бы ни была плоха война, как бы ни было тяжело и страшно, всегда есть моменты, в которые есть место для простых человеческих чувств. Для радости, для ожидания, и любая мелочь оборачивается чудом.

Прислал: Щербакова Анастасия . 2017-10-08 22:06:16

opisanie-kartin.iusite.ru

Жизнь и творчество А. И. Лактионова

А. И. Лактионов. Курсанты выпускают стенную газету. 1938г.

Ленинград. Академия художеств. 1960 год. В зал, где проходили встречи с мастерами советского изобразительного искусства, входит красивый человек. Статный, подтянутый. В серо-голубом костюме. Со смоляной, цвета вороньего крыла, густой окладистой бородой. Лицо несколько одутловато, что указывает на нездоровое сердце. Вошедший всем обличием был похож на священнослужителя. Изящная оправа очков. Близорукие глаза остро смотрят, взгляд цепкий, проникающий. Это знаменитейший художник - Александр Иванович Лактионов. Уже давно, с 1947 года, стала классической и хрестоматийной, любимой зрителем его картина «Письмо с фронта».

Мы, студенты, завороженно и почтительно смотрим на масте­ра. Хотим услышать его. В первом ряду, в зале, сели в кресла его супруга и сын, мальчик лет двенадцати. Где же я их видел? И вспомнил, откуда мое «знакомство» с ними. Недавно вышла книга «Техника живописи мастеров советского изобразительного искусства». В ней представлены Михаил Нестеров, Борис Иогансон, Александр Дейнека, П. Корин и другие, а также репродукции с портретов жены и сына Александра Лактионова. Удивительно, с какой силой достоверности художник остановил бег времени.

Мастер со сцены рассказывает о своем тяжелом детстве в про­винции. О первом заработке. Будущие академики с чего-то начи­нают... А для 19-летнего Саши Лактионова первым освоенным ремеслом была работа каменщика. Художник с гордостью назвал улицу на своей родине в Ростове-на-Дону, где им была сложена часть дома.

Работал чертежником. Учился в Ростове, не мог поехать в Москву, не хватало стажа. Наконец, с двумя товарищами уехал в столицу. Три-четыре ночи провели на Казанском вокзале. Затем двадцать два дня прожили за бочками. Услышал от художников братьев Кориных фразу Нестерова: «Я с вами возиться не любил и не люблю». Однако Нестеров посмотрел рисунки Лактионова и его друзей, дал наказ: «Сделайте портрет дерева». Они выполнили задание, ко всему прочему, приколов к бочке репродукцию с Веласкеса, скопировали и ее.

- Грабарь и Нестеров дали рекомендательное письмо, и мы отправились в Ленинград к Бродскому, - закончил рассказ о сво­их цыганских днях Лактионов.

Александр Лактионов. Портрет А. Я. Штеренберга.

Александр Лактионов. Портрет А. Я. Штеренберга.

Когда он приехал учиться в Ленинград, осознал, что судьба свела его с художником, близким ему своей природой восприятия жизни. Девизом И. И. Бродского, ставшего в Академии художеств педагогом Лактионова, была аксиома: «Быть как можно ближе к натуре!» Эта установка стала кредо жизни и его ученика Алексан­дра Лактионова. И когда им был создан поясной портрет учителя с кистями рук, в чем художник проявил высочайшее мастерство, И. Бродский, в то время уже серьезно больной человек, резюмиро­вал: «Теперь можно спокойно умирать».

Этот портрет находится сегодня в Музее-квартире И. И. Брод­ского в Ленинграде. Он всегда заставляет остановиться перед ним, восхищая реалистичностью и животворящей энергией.

Была уже окончена Академия художеств, а жизнь молодого художника протекала в погоне за насущным. Ни квартиры, ни заказов. Этому сопутствовали семейные неурядицы.

После войны Лактионов живет с семьей в Загорске, в мона­стырских помещениях, в келье. Картина «Письмо с фронта» писа­лась здесь же. И вот он как есть - разбитый, гнилой пол на перед­нем плане картины. Край стены монастыря кирпичной кладки, с обсыпавшейся штукатуркой. Но какая пронзительная радость в картине! И сколько бы ее ни ругали завистники, она остается картиной, родившейся на высоком уровне реализма, возможного только на основе столь серьезной академической выучки. А это владение рисунком в ракурсе, формой, цветом! Умение воедино соединить все слагаемые, работающие на художественный образ. «Сотри случайные черты и ты увидишь: мир прекрасен!» Ощуще­ние наполненности солнцем в картине чрезвычайно сильно. Состояние безветрия, тишины, застывшей радости. Победа! Сим- волична фигура демобилизованного солдата, безоружного, мирно шагающего по тропинкам российской земли. А в небе след реак­тивного самолета. Новый уровень слежения за безопасностью страны. В картину вписаны близкие люди. Все работалось с нату­ры. 1947-й - год создания картины. Я помню, в 1947 году будто бы сама природа откликнулась на победу. Лето было необыкновенно погожее, теплое, солнечное. Именно это состояние и отражено на полотне. И нет второй такой солнечно-ликующей, победной картины в мировом искусстве, как «Письмо с фронта». Она была впервые показана на Всесоюзной художественной выставке 1947 года.

Александр Лактионов. Письмо с фронта. 1947.

Александр Лактионов. Письмо с фронта. 1947.

Вначале ее вывесили под лестницей на первом этаже Третья­ковской галереи. Место узкое, темное, отхода для просмотра картины не было. Как-то по залам Третьяковки идет А. Жданов с правительственной комиссией. Осматривают выставку. Остано­вившись перед картиной «Письмо с фронта», спрашивает:

- Как ее оценивают художники?

- Художники ругают, - отвечают Жданову.

- А что говорят простые зрители, народ? - снова ставит вопрос суровый секретарь ЦК.

- Народу нравится, восхищаются...

- Что ж она висит у вас под лестницей, в темноте? Дайте ей хорошее, видное место.

Лактионов далее рассказывает:

Прихожу на следующий день, - картины нет. День нет, два... Спрашиваю у дирекции Третьяковки, где картина? Никто не знает. Через несколько дней она появляется. Повесили ее в центральном зале, недалеко - «Уборка урожая» Т. Яблонской. Моя находится на стене с дальним отходом. Картину, оказывается, возили в Кремль. Показывали Сталину. Все уже знают: вождю понравилась эта победная работа.

Все рассказы художника о себе я дотошно записывал в тетрадь и потому здесь воспроизвожу их почти дословно.

Просыпаемся мы с женой в своей келье, в Загорске, - гово­рит он. - По радио отыграли и спели гимн Советского Союза. Слышим, в последних известиях передают: «Лактионову присуж­дена Сталинская премия за картину "Письмо с фронта"».

- Ты слышала? - спрашиваю жену. Боже мой, собственным ушам не верим. Побежал я на улицу, дождался открытия газетного киоска, читаю газету. Действительно, мне присуждена Сталинская премия. С той поры, — продолжал Александр Иванович, - появи­лись у меня заказы, получил квартиру в Москве. Стали водиться деньжата...

Очень впечатляющей была созданная в 50-е годы А. Лактионо­вым картина, изображающая сидящую на подоконнике открытого окна девичью фигуру, - «Девушка за вышиванием». Произведение солнечное, радостное.

Александр Лактионов. Портрет художника И. И. Бродского. 1939-40.

Александр Лактионов. Портрет художника И. И. Бродского. 1939-40.

Приходит он однажды в Третьяковку и узнает, что картины нет. Ее, не спросив автора, подарили, как некий шедевр, в коллекцию Джавахарлала Неру. Уехала она навсегда в Индию.

Большой силы воздействия были и две другие работы художни­ка, выполненные в технике пастели: «Натюрморт с апельсинами», «Автопортрет» с тростью. Все три картины печатались в журнале «Огонек». А на Всесоюзной выставке 1957 года, в Манеже, около этих работ зрители собирались толпами.

Однажды ЦК партии заказал А. Лактионову портрет Н. С. Хру­щева для массового тиража. Выполнен он был в технике литогра­фии на основе фотографии и мимолетных встреч с генеральным секретарем. Как известно, Никита Сергеевич был очень дород­ным, почти тучным. Полнота эта разлилась и в лице первого руко­водителя страны. «Подтянул» художник лицо портретируемого, убрал лишнюю одутловатость, нарисовал все подробно - даже бородавки на шеке и носу, но сделал все, мастерски обобщив.

Художник вспоминал:

- Вывесили портрет Никиты Сергеевича перед кабинетом в ЦК КПСС таким образом, чтобы он, следуя утром на работу в ка­бинет, мог его видеть. Повисел он с недельку, спрашивают Хруще­ва, понравился ли портрет и можно ли распространять по стране?

Печатайте! Пускайте в тираж! - согласился глава страны, которому портрет пришелся по душе. Н. С. Хрущев лично в последующие годы поздравлял А. И. Лак­тионова с Новым годом. Был художник со своим больным сердцем прикреплен к «Кремлевке», где и лечился.

Рассказал, как писал много сеансов портрет сына, почти все лето работал, так что сыну и поиграть в каникулы не довелось.

Был им написан большой холст - многофигурная композиция «Обеспеченная старость». На ней известные артисты, отработав­шие на сцене и доживающие свой век в доме ветеранов. На карти­не актеры сидят кто в креслах, кто на диване вокруг большого накрытого фруктами стола. За столом идет чаепитие, оживленная беседа.

- Артисты - они до конца дней артисты. И до последнего дня они живут с неугасимым огоньком в душе, беспредельной фанта­зией, - продолжал Лактионов.

- Они были так стары, что многие умерли, пока я их писал в картину. - И при этом показывал паль­цем: - И этот, и этот. Пришлось мне многие портреты заканчивать по памяти.

Продолжает далее:

- Много было и забавных эпизодов, и трагических, пока я ра­ботал над ней. Основная, можно сказать, профессиональная их страсть - объяснение в любви. Да, да, вот этих старых, старых людей. - Называет пару известных актеров. - Он преследован ее по всему дому ветеранов, ухаживал, проявлял внимание, предлагал ей руку и сердце. А чем все кончилось? А кончилось тем, что она мылась в ванной. Он (Отелло) зашел к ней, пал на колени и про­должал признание. Она (Офелия) показала ему из ванной фигу и тут же умерла...

Трудными были детство и юность А. И. Лактионова, судьба благоволила ему в зрелом возрасте. Трудом своим и талантом достиг вершин в искусстве. Но печаль поселилась в его сердце после трагических событий. Как-то однажды повезли в Америку лучшие произведения советских художников: «Письмо с фронта» А. Лактионова, «Оборону Петрограда» А. Дейнеки, «На старом Уральском заводе» Б. Иогансона, ранние пейзажи М. Сарьяна... загрузили в трюм корабля, там их и затопило водой. Старались, отреставрировали мастера. Но на холстах практически не осталось авторского письма, почерка, подлинных красок художников, создавших эти шедевры...

Владислав Эдуардович Меос, народный художник РБ

artageless.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта