Индийская школа живописи. Индийская картина
Индийская школа живописи. Тадж-Махал и сокровища Индии
Индийская школа живописи
Придворной живописи была свойственна персидская манера в исполнении могольских миниатюр, отличавшаяся такими чертами, как реалистичность (по сравнению с иранской школой миниатюры) и отсутствие всяческой манерности.
Как раджпутская, так и могольская школы миниатюры оказывали заметное влияние друг на друга. Описывая могольскую живопись, необходимо прежде всего отметить, что она была плоскостной, а эффект объемности достигался при помощи штрихов.
Перспектива в миниатюрах этого направления выражалась на трех планах: нижнем, среднем и верхнем. Самыми крупными были фигуры, располагавшиеся на среднем плане миниатюры. Здания изображались как бы при взгляде на них с высоты.
В период правления падишаха Акбара высокий авторитет в мире имела персидская книжная миниатюра, которая отличалась живописными изображениями, орнаментальностью и тонкой каллиграфией.
Акбар был большим поклонником миниатюры. В 1567 г. он основал художественную мастерскую, где у двух знаменитых персидских мастеров одновременно обучались сто индийских художников. Падишах поставил перед ними грандиозную задачу: проиллюстрировать 14 томов «Хамза-наме». В процессе работы требовалось создать сотни большеформатных миниатюр.
Ведущий персидский художник Абдус-Самад и сам Акбар старались поощрять тех живописцев, кто находил новые изобразительные решения. Таким образом, могольская миниатюра с первых шагов, основываясь на индийской художественной традиции, подарила миру новые, более яркие новаторские композиции.
Вскоре Акбар приказал художникам проиллюстрировать таким же образом Рамаяну и Махабхарату. Постепенно начала вырабатываться иконография героев индийского эпоса. Талантливые индийские мастера миниатюры достигли удивительной индивидуализации образов.
Могольская школа миниатюры стала одной из основных школ индийской средневековой живописи. Для миниатюр второй половины XVI в. было характерно стремление к точному изображению сюжета произведения. Фоном, на котором происходило действие, всегда был пейзаж.
В начале XVII в. основным жанром могольской миниатюры стал портрет. Индийские живописцы искусно изображали индивидуальные черты человека и старались дать его психологическую характеристику.
В это же время среди художников стал популярным анималистический жанр. Большой достоверностью отличались изображения зверей, птиц и цветов.
Для своих работ индийские живописцы использовали тонкую бумагу из хлопка, бамбука и джута. Бумагу склеивали в несколько слоев, при этом для подклейки нижних слоев часто использовали старые тексты или иллюстрации.
Кисточки были сделаны из волосков беличьего хвоста. Ими выполняли наброски. Поверх наброска наносили слой белой краски и уточняли рисунок. Затем загрунтованную бумагу шлифовали круглым камнем и только после этого раскрашивали миниатюру.
Индийские миниатюры отличаются богатой красочной палитрой – от насыщенных чистых цветов до нежнейших оттенков розовато-лилового и приглушенного голубого. Процесс нанесения красок был сложным и длительным.
Их наносили несколько слоев. После нанесения каждого слоя картину подсушивали и полировали округлым агатом или хрусталем, после чего вновь накладывали ту же самую краску и снова полировали до тех пор, пока поверхность не становилась эмалево-гладкой. В конце работы в картину добавляли золото и серебро, но не кисточкой, а когтем тигра или медведя.
После того как была закончена работа над фоном, человеческие фигуры и общие контуры рисунка выписывали краской гайрика или копотью камфары, сожженной на лампе, заправленной горчичным маслом. Затем художник восстанавливал черным набросок, который в процессе раскрашивания почти исчезал.
Краски художники готовили сами, у каждого были свои рецепты их приготовления. Красящие вещества извлекались из растений и минералов. Художники имели обыкновение заготавливать копии контуров наиболее удачных миниатюр, чтобы в случае срочного заказа можно было быстро закончить по ним всю миниатюру.
Контуры снимались на прозрачный пергамент из оленьей кожи (чарба). В пределах контуров намечалась расцветка с помощью пятен краски в нужных местах. Иногда вместо пятен делали пометки в виде надписи, каким должен быть цвет в том или ином месте. Заготовки таких копий обычно передавались художниками по наследству.
Миниатюристы применяли иногда особые приемы для достижения особых эффектов. Например, метод джарах заключался во включениях крошек драгоценных камней или жемчуга в узоры и орнаменты тканей или головных уборов.
В XVII в. в жанре миниатюры начали проявляться тенденции, которые, очевидно, проникали в Индию из Европы. Особенно четкими стали эти изменения в период правления Шах-Джахана.
Европейские сюжеты были включены в ряд общепринятых: это был, например, сюжет «мадонна с младенцем», а живописные манеры индийских миниатюристов обогатились некоторыми приемами – такими, как передача выпуклостей на некоторых фигурах с помощью светотени.
Искусство создания минеральных красок, которыми были написаны миниатюры того периода, было настолько развито, что они не потеряли своей первоначальной яркости до наших дней.
Миниатюра, которая получила наиболее широкое распространение в Декане, в целом не слишком отличалась от стиля, принятого в Агре, но была чрезмерно детализированной.
В XVIII в. в прошлое отошли многие из развивавшихся прежде школ миниатюры. Вместо них возникли новые, так называемые пахари («горные»). Место их появления – мелкие раджпутские княжества.
Если же говорить о том, кем чаще всего являлись живописцы в Индии времен Великих Моголов, то это были не только выходцы из Герата и Персии, но также и сами индийцы.
Миниатюру считают драгоценной частью великого художественного наследия Индии. В придворных мастерских Великих Моголов были сосредоточены самые лучшие технические средства, способствовавшие развитию мастерства в средневековой индийской живописи.
Следующая глава >
info.wikireading.ru
Первые картины Индии | изобразительное, прикладное искусство
Индийский пейзаж не находил визуального отражения в искусстве, пока в конце 18-го века в Индию в поисках славы и богатства не стали стекаться британские профессиональные художники.Среди первопроходцев были художники-портретисты, влекомые перспективой получить протекцию правящей британской элиты и индийских навабов и князей.Вслед за ними последовали остальные представители художественного мира, с целью запечатлеть панораму Индии, с ее непостижимым людским калейдоскопом и разнообразным ландшафтом, с грандиозными горными цепями, могучими реками и потрясающей архитектурой.
Среди британских художников, несомненно, одним из первых мастеров ландшафтной живописи является Уильям Ходжес, который одинаково превосходно владел кистью и пером, рождая утонченные и поэтичные шедевры.Он родился в Лондоне, в 1744 году, в небогатой семье. Какое-то время Уильям служил мальчиком на побегушках; его выдающиеся художественные способности заметил и оценил известный британский художник Ричард Вилсон, отец-основатель британской ландшафтной живописи. Так Уильям стал его учеником.
Прибыв в Индию в 1780 году, Ходжес получил солидную финансовую поддержку от генерал-губернатора Уоррена Хастингса, который не только предоставил художнику множество частных заказов, но и выхлопотал ему денежное ассигнование от Ост-Индской компании. Работы художника произвели огромное впечатление на Хастингса, и он приобрел 36 полотен Ходжеса с пейзажами Индии, написанными маслом.Помимо этого, генерал-губернатор стал обладателем внушительной коллекции его графических работ, выполненных тушью и карандашом, - сейчас они входят в коллекцию Йельского центра британского искусства в США.
Ходжес очень много путешествовал по Индии; он изъездил русло Ганга, двигаясь по суше и по воде, и смог увидеть природу и совершенно новую для него архитектуру, которые произвели на него неизгладимое впечатление.Он посетил и запечатлел ряд выдающихся памятников могольской архитектуры в Дели и Агре.Пораженный необыкновенной красотой Тадж Махала, он писал: «Увидев его, я испытал нечто невероятное - никогда еще произведение искусства не пробуждало во мне таких чувств. Превосходные материалы, изящные формы и общая симметрия вкупе с грамотным расположением – это превосходит все, доселе виденное мною».
Особенно нравились Ходжесу свет и атмосфера, которые он наблюдал в своих поездках по стране. «Чистое, безоблачное голубое небо, сияющая белизна зданий, ослепительные песчаные пляжи, темно-зеленое море – картина, совершенно для глаз англичанина непривычная». «Чем ярче солнечный свет, тем больше меня радует картина, которую я вижу, - добавлял он. - Часто я стоял, исполненный восторга, созерцая великолепный вид, открывающийся мне, глядя на мазки солнечного света среди деревьев и выразительные участки света и тени, повсеместно пронизывающие картину.»
Ходжес экспериментировал по большей части деревенских женщин, на переднем плане своих пейзажей.
В 1783 году он возвратился в Англию, где была издана его знаменитая серия акватинтовых гравюр под общим названием «Избранные виды Индии» - всего 12 частей, вышедших в период с 1785 по 1788 годы, с описанием каждого сюжета на английском и французском языках.Гравюры на основе рисунков Ходжеса, созданных в период 1781-83 гг., были собственноручно исполнены художником – от нанесения краски до протравки. Техника акватинты все еще была далека от совершенства, но выдающееся мастерство Ходжеса позволило ему полностью передать атмосферу оригинальных натурных зарисовок.Вся серия была посвящена Ост-Индской компании, которая впоследствии приобрела большую часть из 48 гравюр, объединенных в 2 тома. Это была беспрецедентная работа, ибо на Западе никто еще не видел такого разнообразия индийских архитектурных памятников и природных видов, представленных в натурных зарисовках.
Необыкновенно благоприятное впечатление на Ходжеса произвело приятное обхождение и нравы индийцев, что, по его мнению, являлось признаком высочайшей цивилизованности общества.Непритязательный и наделенный огромным обаянием, он чувствовал себя как дома даже в отдаленных деревнях, куда до этого не ступала нога европейца. Художник был в восторге от простых сельских жителей, и охотно вращался в их среде, наслаждаясь их гостеприимством и карри с «пулао».
Путевые записки Ходжеса, описывающие его путешествие по Индии в 1780- 1783 гг, были изданы в 1793 году и представляют собой весьма интересный документ; иные из наблюдений имеют поэтический, развлекательный или даже романтический характер, многие из них при этом несут немалую познавательную ценность.Пораженный и исполненный благоговения перед величием могучего Ганга, он был не менее очарован «простотой и первозданным обликом людей». В попытке выразить свое восхищение рекой, он писал: «Реки, виденные мною в Европе, даже Рейн, кажутся речушками по сравнению с этой необъятной водной пучиной. Ганг течет, извиваясь и сверкая под солнцем, через огромную равнину, на которой раскинулись деревни, с их возделанными полями, теряясь где-то на горизонте, пока глаз уж не может различить, где начинается земля и кончается небо..»Наблюдая за группой мусульманских женщин, направляющихся ночью к могилам усопших, он писал: «Это зрелище волнует до глубины души и в то же время возбуждает любопытство – когда идут они, группами, с лампами в руках, которые потом ставятся в изголовье могил: эффект, который производит зрелище при ярком свете, необыкновенно красив; если говорить эмоционально – он восхитителен.»
Подобно тому, как британское понятие колорита повлияло на пейзажную живопись, западное представление о красоте легло в основу портретных изображений местного населения. Ходжес открыто признавал, что писал портреты индийцев, в особенности индийских женщин, исходя из представления о классической красоте.Наблюдая за женщинами на гхатах Варанаси, он писал: «..взгляд художника сам находит объекты искусства – например, когда он видит прекрасную женскую форму, поднимающуюся от реки по ступеням. Влажные одежды окутывают их тела, а на головах они несут вазы с водой для храмов».
Ходжес предпочитал удобство путешествия в паланкине речным маршрутам. Художник мог себе это позволить, так как благодаря Хастингсу получал солидное жалованье от Ост-Индской компании. Он дает весьма образное описание условий, в которых тогда приходилось путешествовать – включая колодцы и баньяновые деревья (служившие пристанищем для путников). Отдельно Ходжес упоминает правителя Шер Шаха Сури, отмечая его «чрезвычайно человечное и заботливое отношение к нуждам своих подданных». Художник был необыкновенно рад тому, что по дороге и в сени баньяновых деревьев ему довелось встретиться со множеством путешественников.Увидев женщин, мужчин, местных солдат, он тут же принимался делать наброски. Ходжесу довелось быть свидетелем сцены сати, которую он запечатлел на бумаге – индусскую женщину вели к погребальному костру, где ей предстояло сгореть вместе с умершим мужем.
Ходжес представил свои индийские картины на суд ценителей в Лондоне, и был избран членом Королевской Академии в 1789 г. О нем шла слава как о выдающемся и глубоком деятеле искусства.В 1795 г. он отошел от дел, и открыл банк в Дартмунде, который впоследствии разорился и привел к банкротству самого Ходжеса. Пошатнувшееся здоровье и финансовые дела привели его к самоубийству в 1797 г.Переоценка его работы и его полотен, наполненных светом, данная позже искусствоведами, позволяет понять, что как художник он опередил све время. Для индийцев, несомненно, Ходжес является первым живописцем, которому удалось передать истинный образ Индии. Более того, Ходжес положил начало выпуску иллюстрированных цветных альбомов с видами Индии в 18 и 19 вв., и вдохновил многих британских художников, которые позже посетили Индию, создав множество работ.
Автор - известный писатель-искусствовед.
Автор и источник публикации:
Текст и фото: ПРАН НЕВИЛЛЬ, Индия перспективы № 5/2010
indonet.ru
ИНДИЙСКАЯ ЖИВОПИСЬ | Электронная библиотека
О таком обширном, пленительном и сложном предмете, как индийская живопись, едва ли можно рассказать в короткой, всего на несколько страниц, статье.Систематическое изучение этого предмета началось лишь сравнительно недавно, и со временем еще появится множество сведений, которые обогатят наши познания, многое объяснят и заполнят существующие ныне пробелы.Созерцая блестящую и богатую мозаику индийского искусства в целом, начинаешь осознавать, что то, что мы можем ясно определить и что поражает больше всего, — так это игра света, или периоды расцвета и взлета, порожденные разнообразиеми множеством веяний и обстоятельств, как привходящих, так и собственных, или и тех и других. Но под всеми этими взлетами струится и всегда струилась, непрерывно перетекая из одной формы в другую, широкая река индийского творческого гения и накоплений художественного опыта.Живопись в Индии существовала в той или иной форме задолго до так называемого цикла Аджанты и, судя по дошедшим до нас образцам скульптуры, другим произведениям искусства, а также по текстам, достигла весьма высокого и значительного уровня развития еще в очень ранний период. Обычно живопись и скульптура сосуществуют, но живопись, будучи более тленным памятником, как правило, со временем оказывается утраченной, особенно в странах с неблагоприятными климатическими условиями.Прекрасные предметы искусства так называемой цивилизации долины ИндаЦивилизация долины Инда (также хараппская) — археологическая культура бронзового века (середина III – 1-я половина II тысячелетия до н.э.) в Индии и Пакистане. свидетельствуют о высоком художественном уровне, насколько мы можем судить по многим найденным образцам и особенно по замечательным печатям, демонстрирующим как общий, так и индивидуальный стиль, развитое чувство формы и совершенство техники.О том, какого вида живопись практиковалась тогда, остается только догадываться, и, приступая к какому-либо научному исследованию индийского искусства, нам приходится обращаться к уцелевшим образцам в том виде, в каком они дошли до нас.Самым схематичным образом мы можем классифицировать известные стили и школы, которые ведут к современной индийской школе живописи, примерно в полдюжины основных групп со многими взаимосвязанными ответвлениями.1. Стиль живописи, сохранившейся в пещерных храмах, — это стенные росписи, самые известные из которых находятся в пещерах Аджанты и Эллоры. От I века до н.э. они восходят к VII веку н.э. в случае Аджанты и непосредственно к концу первого тысячелетия — в Эллоре. Образцы других школ, которые, вероятно, были распространены в Индии, можно найти в Багхе, Ситтанавасале и на Цейлоне. Эти пещеры, особенно в Аджанте, сохранили для нас бесценные свидетельства развития индийской живописи на протяжении многих веков и того уровня, которого она достигла в период своего золотого века. Достигнув своего апогея в V–VI веке, живопись начала постепенно меняться; эволюция стиля и подхода к изображению становится особенно заметной в более позднем джайнскомДжайнизм — религиозно-философское учение, возникшее в Индии в IV в. до н.э. стиле Эллоры. Эти изменения отвечали быстро меняющимся процессам жизни, как политическим, так и другим.2. ИллюминированныеИллюминированный — украшенный цветными миниатюрами или орнаментами. буддийские манускрипты на пальмовых листах, которые встречаются примерно с Х–ХIII века, и джайнские тексты, относящиеся к значительно более позднему времени. Они продолжили ту великую традицию, которую мы находим в стенописи пещерных храмов, и прекрасные иллюстрации манускриптов на пальмовых листах из Бенгалии, Бихара и Непала часто обнаруживают поразительное сходство со стенописью Аджанты в подходе и технике. Джайнские миниатюры также являются продолжением этой великой традиции, но демонстрируют ту специфически угловатую, жесткую, линейную технику с плоскостным цветом, что стала отличительной чертой джайнского искусства. Это искусство достигло своего наивысшего развития в Гуджарате и в Западной Индии и, в свою очередь, оказало влияние на другие школы.3. Стиль того сложного искусства, которое возникло на юге Индии и в Декане (впитав в себя замечательные ранние традиции) и которое было распространено вплоть до Восточного побережья. Прекрасные образцы этой школы можно увидеть в стенописи ХI века в храме Брихадешвары в Танджоре. Она достигает своего рода кульминации в Виджаянагаре, и хотя Виджаянагар часто считают уже упадком этого стиля, тем не менее такая стенопись, как в храме Вирабхадры в Лепакши, свидетельствует о достаточно целостной традиции, исключительно декоративной и самобытной. Возникновение того, что часто относят к деканской школе, было следствием появления мощных мусульманских течений, которые в соединении с существующим живописным стилем вполне оформились в конце ХV — начале ХVI веков, судя по немногим недавно обнаруженным образцам, и которые слились с остатками южных стилей и дали так называемые Биджапур, Ахмаднагар, Голконду и другие школы Декана второй половины ХVI века.4. Могольская школа, которая была высоким возрождением, жизненным соединением индо-персидского и европейского течений и которая зародилась с установлением правления династии МоголовМоголов династия — мусульманская династия, ведущая свой род от выходца из Средней Азии, ферганского эмира Бабура, и правившая в Индии в XVI–XVIII вв..Первый импульс, должно быть, пришел, как это часто случалось в прошлом, со стороны, а именно — от великих персидских художников школы Бехзада, а также от Могольского двора. Но очень скоро индийский творческий гений соединил и переработал эти новые течения, а также впитал новые уроки, полученные от европейского искусства, которое все больше проникало в Индию, и на этой основе развил новую жизненную форму выражения. Могольскую школу характеризуют блестящий рисунок, новый, орнаментальный и замечательный реализм, перспектива (сокращение планов, так называемая мягкая перспектива), а также особое чувство наблюдательности. Была создана целая серия крупных миниатюр, а также иллюстраций к книгам. Миниатюры, отображающие придворную жизнь, были самыми распространенными и изысканными этюдами цветов и животных, появившимися в эпоху ДжахангираДжахангир (1569–1627) — правитель Могольской империи в 1605–1627 гг., сын Акбара.. Изменился статус художников, и теперь они начали подписывать свои миниатюры. Эта школа достигла апогея развития при АкбареАкбар (1542–1605) — правитель Могольской империи с 1556 г., при нем она достигла наибольшего могущества; покровитель искусств. и Джахангире и постепенно утратила свою жизненность и высокий художественный уровень вместе с последними могольскими правителями.5. Так называемая раджпутскаяРаджпутская (также раджастанская) школа — по названию исторической области Раджпутана или Раджастан (букв. страна раджей). школа, которая, возможно, существовала и в более ранние времена, чем те образцы, которыми мы сейчас располагаем для точки отсчета. Эта школа, охватывающая обширный географический район, на начальных этапах проявила необычайную жизненность, соединяя в себе развитое чувство декоративности, прекрасное знание элементов ясной композиции и организации формы. Эти так называемые примитивы монументальны по своему подходу и часто являются подлинными жемчужинами декоративного великолепия. По своей тематике миниатюры обычно служили иллюстрациями к музыкальным ладам (рагам)Рага (санскр.) — в индийской музыке канонизированные мелодические построения, служащие основой для импровизации и соответствующие определенному эмоциональному состоянию, сезону, времени суток, природным явлениям. В раджпутской миниатюре раги персонифицировались в изображениях девушки, играющей на струнном инструменте вина., к излюбленным поэмам или эпическим любовным историям, среди которых первенствующее место занимали легенды о КришнеКришна — индусский бог, считающийся воплощением бога Вишну; в мифологии представлен в двух образах — мудрого царя-воина и божественного пастуха.. Наиболее ранние из известных образцов этой школы относятся к ХVI веку, затем она имела продолжение в ХVII и даже ХVIII веке, постепенно утрачивая свою самобытность и жизненность. Удайпур в Меваре и Мальва с ее деканскими влияниями были самыми крупными центрами этого искусства.Позднее раджпутско-могольская школа, впитавшая многие элементы могольской традиции, процветала при дворах многочисленных раджпутских владетелей и в других местах Индии в течение ХVII–ХVIII веков, и в этом смешанном стиле было создано множество произведений.6. Гималайская, или школа Кангра, объединяющая все известные горные школы (начиная с самых ранних Басоли и ПахариПахари (Горная) — общее название живописных школ, существовавших в предгорьях Гималаев в ХVII–ХIХ вв. и кульминировавшая в хорошо известном более позднем стиле Кангра). Она развивалась в конце ХVII и в ХVIII веках, когда ослабевающее покровительство правителей, а также другие трудности заставили художников покинуть равнины и перебраться в предгорья, в набирающие силу горные княжества, к новым покровителям.Начало этой наиболее замечательной школы в настоящее время не может быть фактически прослежено ранее конца ХVII века, хотя лично я склоняюсь к убеждению, что какие-то формы живописи должны были практиковаться в Гималайских предгорьях с очень раннего периода и какие-то традиционные школы и мастерские, по всей вероятности, связанные с храмами, должны были существовать в этих районах.Мы знаем, что в Кашмире в ХI–ХII веках жили превосходные художники, которых приглашали писать фрески в западнотибетском царстве Гуге в Тцапаранге, и что они внесли свой вклад и в росписи храмов Спити. Эти же художники, наверное, работали также в районах, лежащих между Западным Тибетом и Кашмиром. Некоторые пейзажи на их фресках удивительно напоминают пейзажи, встречающиеся в так называемой живописи Басоли.Кангра, или Гималайская школа искусства, с ее многочисленными ветвями и ответвлениями, начиная от собственно Кангры и далее в Нурпуре, Гулере, Чамбе, Манди, Сукхете, Кулу, Сирмуре, Гархвале и других княжествах, оставили нам бесценные свидетельства великой традиции. Это удивительно изящное декоративное целостное искусство, лучшие образцы которого следует отнести к великим сокровищам мирового искусства, поистине достойно тех прекрасных легенд, которые оно отразило, того уникального пейзажа и той жизни, которыми оно вдохновлялось. Школа Кангра пришла в упадок в середине ХIХ века, хотя некоторые ее представители жили и в более позднее время.Так называемая сикхская школа очень близка школе Кангра, и, несомненно, многие художники последней работали для сикхских правителей.До появления того, что мы называем современной индийской школой живописи, имел место общий упадок. Благодаря усилиям Э.Б.Хейвелла и Абаниндранатха Тагора был дан новый импульс изучению великих классических традиций. Начала формироваться новая школа, и это возрождение часто называют «Бенгальским Возрождением»«Бенгальское Возрождение» — в индийской живописи течение рубежа XIX–XX вв., ставившее своей целью создать новое национальное искусство на основе древних традиций индийских стенных росписей и миниатюры (главным образом могольской), а также китайской и японской живописи.. Это движение подготовило почву для новой оценки обширного художественного наследия Индии и пробудило новую жизнь искусства в стране.Современные течения в индийском искусстве, конечно же, очень сложны, и требуется какое-то время, чтобы мог оформиться определенный новый стиль, если только слово «стиль» употребительно по отношению к современным тенденциям нашей жизни, которая утрачивает единство целостности и имеет склонность к чисто индивидуальному выражению. Возможно, в какой-то мере это является и благом, так как дает нам модель бесконечного разнообразия, подобного сверканию и переливам драгоценного камня сквозь тысячи его граней. Однако мера единства должна вытекать из общности окружающей среды и опыта.Вполне естественно, что современное европейское искусство должно было оказать заметное влияние на современную индийскую живопись, и тем не менее некоторые художники с таким же успехом обращаются к народному искусству и его тематике. Несомненно, эти тенденции и влияния постепенно будут переработаны в какие-то новые подходы и подвигнут к новым изысканиям и экспериментам, отражая быстро меняющуюся картину индийской жизни.Многие талантливые и серьезные художники ищут сейчас новые изобразительные средства и уже демонстрируют исключительно индивидуальные подходы и совершенное мастерствов своей технике. Такие замечательные художники, как Нондолал Бошу, Джамини Рай, Маниши Дэй, Саниял, Бендре, Хеббар, Гуэрал, Чавда, Равал, Ара, Хусейн, Палсикар, Самант и многие другие, на пути к новым завоеваниям, к новым достижениям, внося значительный вклад в новые формы выражения жизни Индии и обогащая сокровищницу мировой культуры.Долг правительства и общественности оказывать им всяческое содействие и щедрое покровительство. Священный Огонь вдохновения «горит плохо, если его не питать».Великое искусство расцветало там, где имелись соответствующая поддержка и покровительство, и святая задача общества — помогать национальному гению проявить себя.
1958 «Assam Tribune Gauhati», 24.01.60;S.Roerich. Reflections
lib.icr.su