Липецкая областная универсальная научная библиотека. Картины кулибина


Что изобрел Кулибин? (8 фото)

Что изобрел Кулибин? изобретатель, история, россия

Сегодня, 21 апреля, день рождения великого русского изобретателя, механика Ивана Петровича Кулибина. Предлагаем вспомнить, что придумал и построил наш знаменитый соотечественник.

Иван Петрович, родившийся в слободе Подновье близ Нижнего Новгорода в 1735 году, был невероятно талантливым человеком. Механика, инженерное дело, часовой промысел, кораблестроение — все спорилось в умелых руках русского самоучки. Он имел успех и был приближен к императрице, но при этом ни один из его проектов, способных облегчить жизнь простым людям и способствующих прогрессу, не был ни профинансирован должным образом, ни реализован государством. Тогда как развлекательные механизмы — забавные автоматоны, дворцовые часы, самоходки — финансировались с превеликой радостью.

Водоходное судно

В конце XVIII века самым распространенным способом подъема грузов на судах против течения был бурлацкий труд — тяжелый, но относительно недорогой. Существовали и альтернативы: например, машинные суда, приводимые в движение волами. Устройство машинного судна было следующим: оно имело два якоря, канаты которых крепились на специальном валу. Один из якорей на шлюпке или по берегу доставлялся вперед на 800−1000 м и закреплялся. Волы, работающие на судне, вращали вал и накручивали якорный канат, подтягивая судно к якорю против течения. В это же время другая шлюпка везла вперед второй якорь — так обеспечивалась непрерывность движения.

Кулибину пришла в голову мысль, как обойтись без волов. Его идея состояла в использовании двух колес с лопастями. Течение, вращая колеса, передавало энергию на вал — якорный канат накручивался, и судно подтягивало себя к якорю, используя энергию воды. В процессе работы Кулибина постоянно отвлекали заказами на игрушки для царских отпрысков, но он сумел выбить финансирование на изготовление и установку своей системы на небольшое судно. В 1782 году оно, нагруженное почти 65 т (!) песка, показало себя надежным и значительно более быстрым, нежели корабль на воловьей или бурлацкой тяге.

В 1804 году в Нижнем Новгороде Кулибин построил второй водоход, который был вдвое быстрее бурлацких расшив. Тем не менее департамент водных коммуникаций при Александре I отверг идею и запретил финансирование — водоходы так и не получили распространение. Гораздо позже в Европе и США появились кабестаны — суда, которые подтягивали себя к якорю, используя энергию парового двигателя.

Водоходное судно изобретатель, история, россия

Винтовой лифт

Наиболее распространенная лифтовая система на сегодняшний день представляет собой кабину на лебедках. Лебедочные лифты были созданы задолго до патентов Отиса середины XIX века — подобные конструкции действовали еще в Древнем Египте, приводились в движение они тягловыми животными или рабской силой.

В середине 1790-х годов стареющая и разжиревшая Екатерина II поручила Кулибину разработать удобный лифт для передвижения между этажами Зимнего дворца. Она непременно хотела лифт-кресло, и перед Кулибиным встала интересная техническая задача. К подобному лифту, открытому сверху, нельзя было прицепить лебедку, а если «подхватывать» кресло лебедкой снизу, она бы доставила неудобство пассажиру. Кулибин решил вопрос остроумно: основание кресла крепилось к длинной оси-винту и двигалось по нему подобно гайке. Екатерина садилась на свой передвижной трон, слуга крутил рукоять, вращение передавалось на ось, и та поднимала кресло на галерею второго этажа. Винтовой лифт Кулибина был закончен в 1793 году, второй же в истории подобный механизм Элиша Отис построил в Нью-Йорке лишь в 1859-м. После смерти Екатерины лифт использовался придворными для развлечений, а затем был заложен кирпичом. На сегодняшний день сохранились чертежи и остатки подъемного механизма.

Теория и практика мостостроения

С 1770-х вплоть до начала 1800-х Кулибин работал над созданием однопролетного стационарного моста через Неву. Он изготовил действующий макет, на котором рассчитал усилия и напряжения в различных частях моста — при том, что теории мостостроения на тот момент еще не существовало! Опытным путем Кулибин предсказал и сформулировал ряд законов сопромата, получивших подтверждение значительно позже. Сперва изобретатель разрабатывал мост на собственные средства, но на финальный макет ему выделил денег граф Потемкин. Модель масштабом 1:10 достигала длины в 30 м.

Все расчеты моста были представлены Академии наук и проверены знаменитым математиком Леонардом Эйлером. Выяснилось, что расчеты верны, а испытания модели показали, что мост имеет огромный запас прочности; его высота позволяла парусным судам проходить без каких-либо специальных операций. Несмотря на одобрение Академии, правительство так и не выделило средств на строительство моста. Кулибин был награжден медалью и получил премию, к 1804 году третья модель окончательно сгнила, а первый постоянный мост через Неву (Благовещенский) был построен лишь в 1850-м.

В 1936 году был проведен экспериментальный расчет кулибинского моста современными методами, и выяснилось, что русский самоучка не сделал ни одной ошибки, хотя в его время большинство законов сопромата были неизвестны. Методика изготовления модели и испытаний ее с целью силового расчета конструкции моста впоследствии получила широкое распространение, к ней в разное время независимо приходили различные инженеры. Также Кулибин первым предложил использовать в конструкции моста решетчатые фермы — за 30 лет до запатентовавшего эту систему американского архитектора Итиэля Тауна.

Теория и практика мостостроения изобретатель, история, россия

В 1810-х годах Кулибин занимался разработкой железных мостов. Перед нами проект трехарочного моста через Неву с подвесной проезжей частью (1814). Позже изобретатель создал проект более сложного четырехарочного моста.

Что изобрел Кулибин? изобретатель, история, россия

Самобеглая коляска и другие истории

Нередко Кулибину, помимо действительно изобретенных им конструкций, приписывают множество других, которые он действительно совершенствовал, но не был первым. Например, Кулибину очень часто приписывают изобретение педальной самокатки (прообраза веломобиля), в то время как такую систему создал на 40 лет раньше другой русский инженер-самоучка, а Кулибин был вторым. Рассмотрим некоторые из распространенных заблуждений.

Итак, в 1791 году Кулибин построил и представил Академии наук самодвижущийся экипаж, «самобеглую коляску», по сути являвшуюся предшественницей веломобиля. Она была рассчитана на одного пассажира, а в движение машину приводил слуга, стоящий на запятках и поочередно давящий на педали. Самобеглая коляска некоторое время служила аттракционом для знати, а затем затерялась в истории; сохранились только ее чертежи. Кулибин не был изобретателем веломобиля — за 40 лет до него аналогичную по конструкции самобеглую коляску построил в Петербурге другой изобретатель-самоучка Леонтий Шамшуренков (известный в частности, разработкой системы подъема Царь-колокола, которая так и не была использована по назначению). Конструкция Шамшуренкова была двухместной, в более поздних чертежах изобретатель планировал построить самоходные сани с верстомером (прообразом спидометра), но, увы, не получил должного финансирования. Как и самокатка Кулибина, самокатка Шамшуренкова до наших дней не дошла.

Самобеглая коляска и другие истории изобретатель, история, россия

Протез ноги

На рубеже XVIII-XIX веков Кулибин представил Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии несколько проектов «механических ног» — весьма совершенных по тем временам протезов нижних конечностей, способных сымитировать потерянную выше колена (!) ногу. «Испытателем» первого варианта протеза, сделанного в 1791 году, стал Сергей Васильевич Непейцын — на тот момент поручик, потерявший ногу при штурме Очакова. Впоследствии Непейцын дослужился до генерал-майора и получил у солдат проз

nlo-mir.ru

Шедевры механика-самоучки Ивана Кулибина (10 фото)

Иван Кулибин

Среди талантливых людей прошлого времени можно выделить русского механика-изобретателя Ивана Кулибина, рожденного 282 года назад 21 апреля.Интересно, что его имя стало нарицательным, но большинство использует его в ироническом контексте: «Тоже мне Кулибин!» – когда кто-то придумывает нечто занятное, но бесполезное. С таким отношением Кулибину приходилось мириться и при жизни. В Академии наук его изобретения поднимали на смех, хотя они были не менее революционными, чем открытия Леонардо да Винчи. Зато чудака-самоучку любили женщины, и сама императрица была к нему благосклонна.

Иван Кулибин

Фонарь-прожектор Кулибина

Кулибин появился на свет в 1735 г. в семье купца-старообрядца и всю жизнь придерживался старообрядческих традиций: не играл в карты, не курил табак, не пил спиртного, носил бороду. Даже когда Екатерина II предложила ему сбрить бороду в обмен на получение дворянства, он предпочел остаться в купеческом сословии. Впрочем, императрица снисходительно относилась к странностям Кулибина – он был автором такого количества революционных для того времени изобретений, что имел право на свои чудачества.

Иван Кулибин

Часы, созданные Кулибиным для императрицы

Великий изобретатель был самоучкой: он никогда не учился в школе и осваивал механику самостоятельно. В его комнате были собраны все имеющиеся на тот момент приспособления для токарных, слесарных и прочих работ. Знакомый его отца, купец Костромин, обратил внимание на его талант и предложил ему изготовить необычные часы, чтобы преподнести их императрице.

Иван Кулибин

Кулибин справился с задачей: несмотря на то, что работа на некоторое время остановилась – он увлекся созданием микроскопа – часы получились действительно необычными. Они были выполнены в форме утиного яйца, в котором каждый час открывались маленькие дверцы, а за ними был виден Гроб Господень и стражи, его охраняющие. В часах также был музыкальный аппарат с несколькими мелодиями. Екатерина оценила подарок и талант изобретателя и вскоре назначила Кулибина заведующим механической мастерской Петербургской академии наук.

Иван Кулибин

Проект одноарочного моста через Неву

Кулибин руководил мастерскими Академии наук в течение 30 лет, предложив немалое число изобретений: 300-метровый одноарочный мост через Неву, винтовой лифт, прожектор, механический протез ноги, речное самоходное судно с вододействующим двигателем, которое могло плыть против течения, оптический телеграф, механический экипаж с педальным приводом и др.

Иван Кулибин

Водоходное судно Кулибина

К сожалению, большинство его изобретений так и остались проектами. Ни один из мостов Кулибина не был построен, несмотря на успешные испытания уменьшенной модели одноарочного моста. Сооруженный для императрицы лифт – «подъемное кресло», передвигающееся в специальной шахте с помощью винтового механизма – после смерти Екатерины не использовали, а шахту заложили кирпичом.

Иван Кулибин

Модель *самобеглой коляски* Кулибина

Изобретения Кулибина не спешили внедрять, так как ученые мужи относились к ним с большим сомнением и даже иронией. Самоучку без инженерного образования никто из них всерьез не воспринимал, его считали чудаком и выдумщиком. Проект моста подняли на смех: дескать, неуч не знает элементарных вещей и предлагает конструкцию, которая тут же рухнет. Директор Академии наук Екатерина Дашкова почему-то недолюбливала изобретателя. Кулибин писал ученику Ивану Пятерикову: «Работаю я много и усердно, но положение моё среди гордых академиков далеко не приятное, и лишь усиленным трудом я заглушаю горе, которое причиняют они мне беспрестанно своими насмешками и презрительным обращением со мной, бедным самоучкой».

Иван Кулибин

Модель *самобеглой коляски* Кулибина

Говорят, великий изобретатель был очень любвеобильным и пользовался большим успехом у женщин. Ни чудачества Кулибина, ни его консервативность в быту и привычках не отпугивали дам. Он отличался веселым нравом, любил посещать званые вечера, где охотно балагурил, остроумно отвечал на любые насмешки, умел расположить к себе. К тому же Кулибин писал стихи и выглядел весьма необычно: всегда в длиннополом кафтане, высоких сапогах, с окладистой бородой, он казался представительницам прекрасного пола экстравагантным и загадочным, что еще больше их привлекало.

Иван Кулибин

Фонарь-прожектор Кулибина

Кулибин был трижды женат, причем в третий раз он женился в 70 лет. У него было 12 детей, и трое из них появились в третьем браке, когда изобретателю было за 70. Всем мальчикам он дал хорошее образование, и они стали горными инженерами.

Иван Кулибин

Памятник Ивану Кулибину в Нижнем Новгороде

ribalych.ru

Гениальные изобретения Ивана Кулибина

11 августа ушел из жизни гениальный российский изобретатель, талантливейший мастер-самоучка Иван Кулибин. Его изобретения большею частью были оценены в полной мере лишь после смерти Ивана. Он покинул этот мир в полнейшей нищете, истратив все на бесплодные попытки изобрести вечный двигатель, а для того, чтобы организовать самые скромные похороны, его друзьям пришлось продать часы, висящие на стене в доме мастера, — собранных ими средств не хватило…

25937744

Еще в детстве маленький Ваня, родившийся в Нижнем Новгороде, в семье скромного торговца, интересовался внутренней сутью вещей. «А как это устроено?», — в поисках ответа он разбирает и снова собирает все, что попадает к нему в руки. Любопытство сына влечет за собой приятные последствия для его отца: соседи не могут нахвалиться талантливым ребенком, который в считанные минуты чинит им не только часы, но и заводские машины типа токарных станков. Естественно, папа поощряет детское увлечение, исправно снабжая подростка книгами по физике, химии и другими научными изданиями, какие только он может достать в то время.

Слава Ивана долго не держится в пределах Нижнего Новгорода, она разносится по всей России. Но настоящая известность к нему приходит в тот момент, когда он в 1764 г. едет в Петербург и преподносит Екатерине II часы-яйцо. Помимо собственно механизма, заключенного в необычную оболочку, часики отличались секретом: ежечасно в них распахивалась дверца и миниатюрные человечки, искусно выточенные из золота и серебра, начинали танцевать под музыку.

Восхищенная императрица тут же назначает Кулибина заведующим главной механической мастерской Петербурга, — предыдущий ее глава, специально выписанный из-за границы, не умел и половины из того, что делал Иван. Практичная государыня убивает одним махом двух зайцев: помимо привлечения ко двору талантливого мастера, еще и экономит, — жалованье Кулибина было на 2000 р. меньше. А после ее смерти мастер попадает в опалу: сын императрицы стремится убрать с глаз долой все и всех, напоминающих о Екатерине.

Однако русский гений абсолютно равнодушен не только к деньгам, но и к славе, ратуя лишь за престиж государства: свои изобретения он раздаривал людям. Уже потом, после его смерти, ушлые иностранцы присвоят многие из них, устроив за чертежами мастера настоящую охоту.attach.asp_

Часы с секретом

Вышеописанные часы «с секретом», — самое «громкое» изобретение Ивана, хранящееся сейчас в Эрмитаже. На достигнутом мастер не остановился и создал планетные часы, отображающие фазы Луны и Солнца, а также месяцы.0030-01-620x479

Оптический телеграф

Оптический телеграф (1704 г.), — все мы слышали о телеграфе Шаппа (1794 г.), передающем телеграммы с помощью комбинаций семафоров, однако метод Кулибина был совершеннее. Он свел в одну таблицу код — систему условных положений семафоров, что существенно повысило скорость передачи сигналов. Наверное, француз не до конца разобрался в чертежах гениального мастера…14_muzei_4-620x413

Лифт для императрицы

Лифт для императрицы (1769 г.), — прообраз современных, хорошо знакомых нам конструкций.lift_ADT3956

Фонарь-прожектор

Фонарь-прожектор с параболическим зеркальным отражателем (1779 г.), позволивший увеличить в 500 раз силу света одной свечки.JS1Hm-620x432

Водоход

Водоход, — речное судно, которое могло передвигаться против течения.205857367-620x411

Арочный мост

Арочный мост (1772 г.), решивший наконец проблему судоходства. Именно метод веревочного многоугольника Кулибина используется в нынешних легких, ажурных и чрезвычайно прочных современных мостах.5057i4b«Механическая нога», которую Иван создал для потерявшего конечность при Очаковском штурме офицера, послужила основой нынешних протезов.

Экипаж-самокатка

Трехколесный экипаж-самокатка Кулибина (1791 г.), — его конструкция с коробкой скоростей, тормозом и маховым колесом удивительно схожа с основой ходовой части автомобиля Карла Бенца, изобретенного сто лет спустя.e02e632969f9Историки говорят, что идеи Кулибина положены и в основу строительства «Птичьего гнезда», — знаменитого пекинского стадиона. Его имя стало нарицательным, — сейчас способных выдумщиков, которые вносят различные усовершенствования в уже созданные механизмы или придумывают что-то свое, называют любовно Кулибиными. Вот только того патриотизма в них больше нет…

Оцени материал:

Загрузка...

www.officeplankton.com.ua

Что изобрел Кулибин?

Прожектор

В 1779 году увлекавшийся оптическими приборами Кулибин представил петербургской публике свое изобретение — прожектор. Системы отражающих зеркал существовали и до него (в частности, использовались на маяках), но конструкция Кулибина была значительно ближе к современному прожектору: одна-единственная свеча, отражаясь от размещенных в вогнутой полусфере зеркальных отражателей, давала сильный и направленный поток света. «Чудесный фонарь» был положительно принят Академией наук, расхвален в прессе, одобрен императрицей, но остался лишь развлечением и не был применен для освещения улиц, как полагал Кулибин изначально. Сам мастер впоследствии изготовил ряд прожекторов по индивидуальным заказам кораблевладельцев, а также сделал на базе этой же системы компактный фонарь для кареты — это принесло ему определенный доход. Мастера подвело отсутствие защиты авторского права — каретные «кулибинские фонари» начали массово делать другие мастера, что сильно обесценило изобретение.

Что еще сделал Кулибин?

— Наладил работу мастерских при Петербургской академии наук, где занимался изготовлением микроскопов, барометров, термометров, подзорных труб, весов, телескопов и множества других лабораторных приборов.

— Отремонтировал планетарий Петербургской академии наук.

— Придумал оригинальную систему спуска кораблей на воду.

— Создал первый в России оптический телеграф (1794 год), отправленный в Кунст-камеру в качестве диковинки.

— Разработал первый в России проект железного моста (через Волгу).

— Сконструировал рядовую сеялку, обеспечивающую равномерный посев (не была построена).

— Устраивал фейерверки, создавал механические игрушки и автоматоны для развлечения знати.

— Отремонтировал и самостоятельно собрал множество часов разных компоновок — настенных, напольных, башенных.

Фамилии нарицательные

Фамилия Кулибина стала нарицательной в значении «мастер на все руки». Это не уникальный случай: слова «пульман», «дизель», «реглан», «ватман» и другие также произошли от имен собственных. Чаще всего изобретение просто получало название по имени изобретателя, но фамилию Кулибина сделала именем нарицательным народная молва. Мы собрали еще несколько подобных историй.

Слово «бойкот» произошло от фамилии британского капитана Чарльза Бойкотта (1832−1897), который был управляющим ирландских угодий крупного землевладельца лорда Эрна. В 1880 году ирландские рабочие отказались работать на Бойкотта из-за собачьих условий аренды. Борьба Бойкотта с забастовщиками привела к тому, что люди стали игнорировать управляющего, будто того вовсе не существовало: его не обслуживали в магазинах, с ним не разговаривали. Это явление получило название «бойкот».

Слово «силуэт» появилось благодаря назначению на должность генерального контролера (министра) финансов Франции Этьена де Силуэта (1709−1767). Министром он стал после Семилетней войны, ввергшей Францию в кризис. Силуэт был вынужден обложить налогами практически все признаки богатства — от дорогих штор до прислуги, и богачи маскировали свои состояния, покупая дешевые вещи. Предметы обихода, маскирующие богатство, стали называться вещами-силуэтами, а в середине XIX века такое название получила самая простая и дешевая разновидность живописи — обвод по контуру.

Слово «хулиган» появилось в полицейских отчетах Лондона в 1894 году при описании молодежных банд, хозяйствовавших в районе Ламбет. Их называли Hooligan Boys по аналогии с уже известным полиции лондонским вором Патриком Хулигэном. Словечко подхватила пресса и вознесла его в ранг целого явления под названием hooliganism (хулиганство).

fishki.net

Русский изобретатель Иван Кулибин (биография, изобретения)

Иван Петрович Кулибин - выдающийся русский механик-изобретатель 18-го века. Его фамилия стала нарицательной, "кулибиными" сейчас называют мастеров-самоучек. Иван Кулибин стал прототипом часовщика-самоучки Кулигина - героя пьесы "Гроза" Александра Островского.

Иван Петрович Кулибин родился 10 (21 по новому стилю) апреля 1735 года в селении Подновье Нижегородского уезда (сейчас это селение является частью Нижнего Новгорода) в семье купца-старообрядца. Верность старообрядческим традициям Иван Кулибин хранил всю жизнь: он никогда не курил табак,  не играл в карты, не пил спиртного. Когда Екатерина Вторая предложила Кулибину сбрить свою окладистую бороду в обмен на получение дворянства, Кулибин предпочел остаться с бородой в купеческом сословии.

Портрет Ивана Петровича Кулибина

Портрет Ивана Петровича Кулибина

Иван Кулибин с детства обучился торговле мукой, однако его больше влекли разные механизмы, вроде колокольных часов. Кулибин самостоятельно изучал механику по книгам,в том числе и по сочинениям Михаила Ломоносова. С 17-ти лет Кулибин начал изготавливать поделки своими руками для дома и для продажи: деревянные, а также медные часы с кукушкой, деревянные круги для отливки медных колёс, токарный станок и другие инструменты. На талант Кулибина обратил внимание знакомый его отца, также купец-старообрядец Костромин. Он дал Кулибину деньги на изготовление необыкновенных часов, чтобы преподнести их императрице Екатерине Второй. Попутно с изготовлением часов для императрицы Кулибин сделал электрическую машину и микроскоп. Наконец 1 апреля 1769 года Кулибин и Костромин предстали перед Екатериной Второй с чудо-часами. Часы имели форму яйца, в котором каждый час открывались маленькие двери. За ними виднелся Гроб Господень, по сторонам Гроба стояли с копьями два стража. Ангел отваливал камень от Гроба, стража падала ниц, являлись две мироносицы; куранты играли три раза "Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав" и двери затворялись. С пяти вечера до восьми утра играл уже другой стих: "Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный и велию милость". Часовой механизм состоял из более чем 1000 мельчайших колесиков и прочих механических частей, при этом часы были размером всего лишь с утиное или гусиное яйцо.

После этого представления самодельных чудо-часов императрица Екатерина назначила Ивана Кулибина заведующим механической мастерской Петербургской Академии наук. В течение 17 лет Кулибин руководил мастерскими Академии и воплощал в жизнь свои новые изобретения: 300-метровый одноарочный мост через Неву с деревянными решётчатыми фермами, прожектор, механический экипаж с педальным приводом, "механические ноги" (протезы), лифт, речное судно с вододействующим двигателем, передвигающееся против течения, оптический телеграф, машину для добычи соли, приспособление для расточки и обработки внутренней поверхности цилиндров и многое другое.

 Проект моста через Неву Кулибина

Проект моста через Неву Кулибина

Выез самокатки Кулибина

 

Часы "Павлин" были созданы в 18-м веке английским мастером Джеймсом Коксом и приобретены князем Потёмкиным в разобранном виде. Единственным человеком, кому в России удалось собрать эти часы, оказался Иван Кулибин. Часы "Павлин" по сей день работают и являются одним из самых интересных экспонатов Эрмитажа.

Кулибин был трижды женат, в третий раз женился уже 70-летним стариком, и третья жена родила ему трех дочерей. Всего у него было 11 детей обоих полов.

В конце жизни Иван Кулибин увлекся созданием вечного двигателя и, потратив все свои сбережения на несбыточную мечту, умер в бедности 30 июля (11 августа по новому стилю) 1818 года в Нижнем Новгороде. Чтобы собрать деньги на его похороны, вдова Кулибина продала единственные оставшиеся в доме настенные часы.

 

Портрет Ивана Петровича Кулибина

 

Памятник Ивану Кулибину в Нижнем Новгороде

 Памятник Ивану Кулибину в Нижнем Новгороде

top-antropos.com

Самокатка И.П. Кулибина в масштабе 1\43 – от начала и до конца

Любой внимательный коллекционер, интересующийся процессом создания масштабных моделей транспортных средств и периодически знакомящийся на страницах книг, журналов, блогов с материалами о людях и мастерских их создающих наверняка подметил по сути один общий подход. Прежде чем создать хорошую копию, мастер или сотрудники мастерской изучают материал о копируемом прототипе, затем определяются с материалами и инструментами, необходимыми для ее изготовления ( не зависимо от количества создается одна копия или целый тираж), определяют кто будет над ней работать ( сам мастер, сотрудники мастерской или коллеги имеющий более богатый опыт или возможности)  и какие технологии использовать. С одной стороны это выглядит просто и понятно. Но так ли это на самом деле? Сегодня вы узнаете, какой путь иногда приходится пройти, чтобы превратить замысел – идею в прекрасно проработанную копию в масштабе 1\43.

Уже много лет помимо истории масштабных моделей автомобилей и мастеров – компаний их создающих меня интересует история создания самых первых колесных транспортных средств. Это очень увлекательно, знакомится с опытом разных стран, узнавать, как он формировался и изменялся на фоне мировых исторических эпох, потрясений. Как относились к новым изобретениям их современники, и что из работ мастеров ушедших эпох восхищает нас до сих пор. Безусловно, меня заинтересовали и работы наших российских изобретателей по созданию первых пассажирских самодвижущихся экипажей, Леонтия Лукьяновича Шамшуренкова и Ивана Петровича Кулибина. Но не только в плане повышения собственных знаний, а и с точки зрения возможности создания масштабных моделей созданных ими транспортных средств.

К сожалению никаких чертежей и других изображений «самобеглой коляски» - первого в России безлошадного экипажа Шамшуренкова, созданной им на рубеже 1751-1753 годов мне найти не удалось, не смотря на то что я познакомился с двумя изданиями книги Евгения Ивановича Гагарина( 1) Гагарин Евгений Иванович, "Шамшуренков Леонтий Лукьянович 1687-1758", Москва : Изд-во АН СССР, 1963, 88 страниц, 2) Гагарин Евгений Иванович, "Шамшуренков Леонтий Лукьянович ", Киров : Изд-во О-Краткое, 2009, 96 страниц)  и частью материалов из «Сборника старинных бумаг, хранимых в музее П.И. Щукина ч.6 М. 1900 стр. 365-372 «Копия дела о самобеглой коляске 1751-1753».  Так же мало что известно о механизме, приводящем коляску в движение. Известен только принцип  – приводилась в движение стоящими на той же коляске двумя людьми. Тем не менее, в сети интернет существуют как минимум три разных изображения коляски  Леонтия Лукьяновича, называемые реконструкциями, на основании чего сделали их авторы пока понять сложно, тем более, если учесть тот факт, что изобретателю в течение его жизни удалось изготовить только один вариант.

Леонтий Шамшуренков под надзором офицера за работой (с картины художника Д. Б. Дарана)

Реконструкция «самобеглой коляски» Шамшуренкова ( рисунок художник А. Перкальский)

Реконструкция «самобеглой коляски» Шамшуренкова ( автор не известен)

Леонтий Шамшуренков и его модель «самобеглой коляски» ( рисунок автор не известен)

Реконструкция «самобеглой коляски» Шамшуренкова из книги Мелентьев Ю.А. "Автопотострасти российской империи. Исторические очерки" - СПб.: Политехника 2005 год

В 2015 году в СМИ появилась информация -житель Яранска Александр Тушнецов воссоздал в натуральную величину «самобеглую коляску» своего земляка Шамшуренкова, правда движется она не благодаря мускульной энергии человека, а бензинового двигателя ( видимо Александр не любитель «крутить педали»).

Не смотря на то, что начинание Александра Тушнецова заслуживает большого уважения, созданная им конструкция это больше фантазия ( и в использовании материалов для воссоздании конструкции – это в основном металлические конструкции, а не деревянные, и относительно ее внешнего вида), чем попытка воссоздания. Однако в Яранске мало кого волнует вопрос исторической достоверности. Горожане по разным поводам с большим удовольствием катаются на конструкции Александра Тушнецова. Правда есть и ваналы, которым она не дает покоя ( на втором фото видно как в результате своего набега хулиганы попортили обивку).

В  2012 году заслуженный художник Российской Федерации Алексей Михайлович Кузнецов, проживающий в Тольятти, предложил установить памятник Леонтию Лукьяновичу Шамшуренкову. Для этого он в разработанном проекте воссоздал «самобеглую коляску», однако и макет столь известного мастера, тоже «фантазия на тему» и скорее только запутает  мало осведомленную публику, чем просветит ее.

Макет «самобеглой коляски» Шамшуренкова ( автор А.М. Кузнецов)

Таким образом, при столь скудном количестве информации, можно сделать вывод – на данный момент создать правдоподобную копию  «самобеглой коляски» Леонтия Лукьяновича Шамшуренкова не возможно, не смотря на то, что ее действующий прототип существовал в Санкт-Петербурге. Однако отчаиваться не стоит, насколько мне известно, краеведы из города Яранска очень активно занимаются поиском информации, связанной с  Шамшуренковым, возможно в будущем мы узнаем чуть больше об его безлошадном экипаже.

Как же обстоит дело с детищем Ивана Петровича Кулибина – самокаткой, разработкой которой, прерываясь на исполнение своих обязанностей «придворного механика» Екатерины II,  он урывками занимался с 1784 по 1786 годы, а построил только в 1791 году?

Портрет изобретателя Кулибина. 1818 год. Художник П.А. Веденецкий.

С информацией по Кулибину дело обстоит значительно, лучше, так как он все же не был простым крестьянином, как Леонтий Шамшуренков.  Наследием Ивана Петровича интересуются не только исследователи историки, ценят его и воры. В 2010 году Владимире милиционеры предотвратили попытку незаконной продажи чертежей, созданных русским изобретателем Иваном Кулибиным. Уникальные старинные документы были похищены из музея Волжской академии водного транспорта. Раритеты, к сожалению, подробной описи не прилагалось,  продавец оценил в два миллиона рублей.  В данном случае, оперативники выступили в роли покупателей и задержали преступника с поличным, сохранив все документы и вернув их музею. Надеюсь, подобное больше не повторится.

Сразу после смерти Ивана Петровича (в 1818 году) вышла в 1819 году в свет книга Павла Свиньина «Жизнь русского механика Кулибина и его изобретения», затем в 1909 году Василий Авенариус издал книгу «Первый русский изобретатель, Иван Петрович Кулибин : Биографический рассказ для юношества». Во времена СССР изданы книги Анатолия Лейкина «Портрет механика Кулибина», Юрия Малевинского  «Дороже всякого золота: Кулибин», Ивана Артоболевского «Русский изобретатель и конструктор Кулибин», Дормидонтова Н. К. и Раскина H. M., «Русский изобретатель и конструктор И. П. Кулибин», Игоря Росоховатского «Мост: Слово об Иване Кулибине», многократно переиздавались книги Николая Кочина «Кулибин», Жозефины Яновской «Кулибин» , с 2010 по 2014 годы четырежды переиздавалась книга для детей Марины Улыбышевой «Кулибин. Главный механикус России». А количество статей и упоминаний о работах и жизни Ивана Петровича не поддается никакому исчислению, их просто очень много как в отечественных, так и в зарубежных источниках .  Однако, не смотря на столь внушительный список изданий, хочется отметить, что самокатке Кулибина в них уделяется очень фрагментарное внимание. Дореволюционные авторы ни Свиньин, ни Авенариус не приводят ее изображения, ограничиваясь лишь кратким описанием принципа ее движения. В советских и постсоветских изданиях (книгах, эссе, статях) все авторы в один голос, с разной степенью точности, повторяют результаты исследования И.А. Ростовцева «Самокатка И.П. Кулибина», состоящее из 23 страниц, и изданное в 1935 году в альманахе Академии наук СССР «Архив истории науки и техники», вып. VII.  Именно благодаря усилиям И.А. Ростовцева и его отца художника А.А. Ростовцева мы с вами имеем возможность видеть изображение самокатки Ивана Петровича, воссозданное по немногочисленным и неполным чертежам и приведенным на них отрывочным описаниям.И выглядела она не так, как ее изобразил в 1983 году художник Д. Бучкин, указав неправильный год ее создания 1796

А вот так:

Самокатка И.П.Кулибина ( реконструкция А.А. Ростовцев)

Никто из авторов, писавших о самокатке Кулибина, после Ростовцева не упомянул (не смотря на то, что он рассмотрел все эти варианты в своей небольшой статье), что существовали чертежи трех ее версий :

первая трехколесная, по замыслу Кулибина, приводившаяся в движении с помощью храпового механизма ,

вторая –  также трехколесная и в конце концов реализованная мастером в 1791 году с храповым механизмом и маховым колесом, потому что именно эта версия с маховым колесом могла двигаться плавно, а не урывками, как первая из-за особенностей храпового механизма

 и третья – четырехколесная, без описания механизма, приводящего ее в движение.

Единственно, в чем ошибся Ростовцев это в том, что И.П. Кулибин охладел к дальнейшему созданию самокаток, узнав, что подобные разработки велись за границей. Эту версию дружно в своих изданиях повторило множество из выше упомянутых авторов советского и постсоветского периода. На самом деле, в труде Николая Раскина, изданном в 1950 году и переизданном в 1953: «Архив Академии наук СССР РУКОПИСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И. П. КУЛИБИНА» на ряду с известными Ростовцеву чертежами и заметками о самокатке, приведена записка Кулибина, датируемая 1817 годом, где он рассуждал о ее дальнейшем усовершенствовании. Это говорит о том, что Иван Петрович не забросил тему наземных транспортных средств, просто занимался ей не столь постоянно, в связи с отсутствием времени.

Найдя копии подлинных документов, ознакомившись, с выводами Ростовцева мне стало ясно, что только этот хоть и не бесспорный материал может помочь в создании копии самокатки Кулибина. В отличие от «самобеглой коляски» Леонтия Шамшуренкова это возможно!Многие спросят, а зачем? Модели самокатки Кулибина уже существуют. В Политехническом музее в Москве, их аж две штуки! Все верно масштабные модели самокатки Кулибина существуют, и известны три разных экземпляра. Первая в масштабе 1\5 создана в 1978 году под руководством А.С. Исаева и находится в запасниках Политехнического музея в Москве, не экспонируется уже несколько десятков лет.

Самокатка Кулибина в масштабе 1\5 создана в 1978 году под руководством А.С. Исаева

Вторая также находится в Политехническом музее и после переезда открытых фондов в бывший музей АЗЛК, экспонируется в витрине наряду с моделями транспортных средств XVII-XVIII веков. Ее масштаб 1\10, создана она в конце прошлого века, прекрасным мастером Юрием Балейкиным.

Самокатка Кулибина в масштабе 1\10 создана в конце прошлого века,  Юрием Балейкиным

Третья в масштабе 1\43 небольшим тиражом производилась на Украине в середине 80-х годов прошлого века в мастерской «РАЗУМ» под руководством Шамиля Сабитова – единственной мастерской в СССР, уделявшей внимание копированию первых транспортных средств таких как «Автомобиль Яковлева и Фрезе», Benz Patentmotorwagen  и других.

Самокатка Кулибина в масштабе 1\43, создана в конце прошлого века мастерской «РАЗУМ» (фото предоставлено А. Юрченко)

Модели из Политехнического музея выполнены на высочайшем уровне, в основном использованы аутентичные материалы, какие, скорее всего, использовались Кулибиным при изготовлении реального прототипа в 1791 году, но существуют в единственном экземпляре. Копия в масштабе 1\43 хоть изготовлена небольшим тиражом из полистирола, найти ее крайне тяжело.  Все экземпляры модели находятся в частных коллекциях и раскиданы по миру. Единственно, можно по фото оценить ее качество и копийность, которое, к сожалению, увы, не на высоте, хотя некоторые авторы, часто использовали изображение этой модели, чтобы показать самокатку, а не копии чертежей или рисунки А.А. Ростовцева.

Получается, что наличие моделей никак не помогает нам в вопросе создания своей масштабной копии (ведь идея состояла именно в том, чтобы можно было поставить ее на полку дома, а не любоваться ею только в музее или на фото), потому что масштабные модели из Политехнического музея можно только сфотографировать и то не со всех ракурсов, обмерить их и подробно рассмотреть устройство не возможно, музейные работники это не позволяют сделать. А копия от «РАЗУМ» совсем не идеальна, чтобы на нее как-то ориентироваться.

Таким образом, получается, что если есть возможность воссоздать в масштабе 1\43 самокатку Ивана Петровича Кулибина, то действовать нужно самостоятельно, опираясь на данные И.А. Ростовцева как на самый полный и достоверный материал.  Чтобы сделать этот вывод, мне понадобилось найти, изучить все упомянутые источники, на что ушло около девяти лет. Естественно я занимался изучением не каждый день и не 24 часа в сутки, а когда появлялась возможность и свободное время, тем не менее, годы, чтобы завершить первый этап в построении масштабной модели – изучить и систематизировать информацию о ее прототипе.

Собирая данные о прототипе,  общаясь с мастерами, создающими масштабные модели, я конечно подыскивал будущего исполнителя, искал родственную душу, человека который, так же как я захотел бы воплотить мою идею в реальность.  Основная трудность, с которой на этом пути я столкнулся, заключалась в том, что множество мастеров в качестве материалов для создания копий транспортных средств используют полистирол, смолу или металл. Для масштабной модели самокатки эти материалы не годились. Необходим был человек, умеющий работать с деревом и не на уровне старых технологий, а используя все современные возможности (обработка, материала, лазерная резка, точное фрезерование и т.п.), так как предстояло изготавливать очень мелкие детали. Помимо умения обрабатывать дерево, мастер должен был правильно подобрать его породу, т.е. знать свойства материала, чтобы модель получилась крепкой, не рассыхалась и не деформировалась с годами. К, сожалению, такой человек очень долго не находился. Слишком множество нюансов необходимо было учесть, чтобы иметь смелость взяться за эту работу – создание копии самокатки Кулибина в масштабе 1\43. К тому же проект не сулил больших прибылей, однако, я уверен, при должном качестве исполнения, бесспорно, прославил бы мастера в коллекционных кругах! Тот, кто имеет терпение и ищет, всегда добьется результата, так произошло и со мной. Я нашел мастера аж во Владивостоке – Павел Ковалев. Прежде чем продолжить рассказать о процессе создания самокатки Кулибина, позвольте познакомить вас с человеком, который решился реализовать столь сложную задачу.

Инженер автомобильного транспорта – Павел Ковалев, появился среди плеяды российских мастеров – создателей масштабных моделей автомобилей в 2014 году. И появился ярко, предлагая коллекционерам копию «Дуксомобиля» высочайшего качества, созданную на основе архивных данных, из тех же материалов, что и прототип. Павел предложил две версии с поднятым тентом и без тента, в комплекте со вкусом подобранным боксом, с множеством мельчайших деталей, выделяющих копию среди продукции других производителей, мастеров и мастерских.

Создавать копии автомобилей начала XX века, особенно российского производства, очень сложная задача. Как правило, очень трудно найти достоверную информацию о прототипе, но даже преодолев этот барьер, необходима большая целеустремленность в сборке из готовых деталей окончательного варианта масштабной модели. Подобная работа сродни ювелирной, так как требует большой точности, усидчивости и сосредоточенности. Идея изготовить свою модель для публики, пришла Павлу не сразу. Основным толчком послужила любовь к технике, увлекшей его  с детства. Будучи ребенком, он пробовал воссоздавать интересный ему автомобиль или корабль из обычного пластилина, став старше, начал использовать для этих целей другие доступные материалы и их комбинации. Вторая причина – это увлечение коллекционированием масштабных моделей автомобилей в масштабе 1\43 и 1\8 отечественного производства. Без малого два десятка лет, он внимательно знакомился с работами, как промышленного производства, так и с продуктами мастеров одиночек и небольших мастерских параллельно накапливая  опыт реставрации настоящих автомобилей, изучая  методы работы  с различными инструментами, материалами, лакокрасочными покрытиями.  Настал момент, когда Павел Ковалев решил попробовать и сделать интересную масштабную модель для себя. Так появилась копия ЗАЗ-965 в масштабе 1\43, (эта модель выпускалась крайне малыми тиражами на Украине и была очень редкой, промышленная версия  вышла несколько лет позже в серии «Автолегенды СССР»). Чуть позже Павел повторил свой опыт и решил создать нечто более сложное, так появилась копия первого российского автомобиля «Яковлева и Фрезе» в масштабе 1\15.

Павел понял, что дело, к которому он стремится – создать собственную студию по производству масштабных моделей Российской Империи ему по плечу. На первых порах можно воспользоваться услугами коллег, пока лучше создающих фототравление, лазерную резку, создающих филигранно проработанные копий покрышек копируемого автомобиля, в дальнейшем, можно стать полностью автономным производителем и имея необходимое оснастку и оборудование, выполнять весь цикл работ! Однако чтобы мастерство увеличивалось и совершенствовалось, необходимо было начать создавать хоть небольшие тиражи для коллекционеров, выслушивать их замечания и пожелания на собственные предложения и проекты. Так в 2014 году появился проект «Дуксомобиля». Дело в том, что Павлу Ковалеву так нравится этот автомобиль,  что найдя несколько лет назад документацию по нему, он решил воссоздать его в масштабе 1\1. В настоящее время полностью готовы кузов, рама, часть колес, для продолжения необходимо финансирование, но если работы по полноразмерной реплике пока отложены. Проект по созданию масштабной модели, что так же очень полезно, для того кто строит большую реплику, уже почти закончен. Коллекционное сообщество очень высоко оценило работу Павла, некоторые коллеги отметили ее даже лучше признанных мэтров таких мастерских как Scale или Credo. Что конечно Павлу очень приятно, так как он буквально недавно сам восхищался работой этих производителей, а тут удалось выйти на уровень где-то даже их превосходящий.  Именно в этот момент я познакомился с Павлом, именно приобретая копию созданного им в масштабе 1\43 «Дуксомобиля», я понял, что самокатка Кулибина ему по плечу, главное чтобы ему это было интересно, а квалификации более чем достаточно.  Самое приятное для меня в этом сотрудничестве – Павла Ковалева не пришлось уговаривать! Он попросил имеющиеся у меня материалы и после непродолжительного их изучения выразил свою готовность работать! Я обрадовался! Мастер необходимой квалификации и увлеченный созданием копий транспортных средств Российской Империи нашелся!

Однако, любая работа в наши дни не может быть осуществлена без должного финансирования. Павел, как уже опытный мастер, сразу посоветовал выпустить тираж не менее десяти штук, так как именно в этом случае, цена одной готовой модели будет более доступной, нежели создавать копию в одном экземпляре. В наше время, когда существует оперативное общение с помощью форумов в сети Internet, задача найти единомышленников не такая уж и сложная. И я предложил открыть подписку на проект среди сообщества коллекционеров на двух известных форумах.  Разместили информацию о проекте, описали нашу цель, показали пример работы Павла (чтобы люди понимали, кто берется за изготовление будущей модели), предложили два варианта упаковки (обычный -  пластиковый бокс, либо бокс с деревянной подставкой и латунной табличкой). Время подписки мы решили ограничить двумя неделями. Предупредили, что все кто войдут в проект, должны будут внести предоплату. Это условие необходимо всегда, чтобы отсекать случайных зевак, записывающихся в разные проекты по созданию интересных масштабных моделей без твердых обязательств. Начался период ожидания.

Пока же обсуждалась конструкция самокатки. Если с ее линейными размерами вопросов не возникало, они приведены в статье И.А. Ростовцева ( длина около 4,5 аршин ( 1 аршин = 0,71 метра), ширина между наружными краями задних колес 2,25 аршина, высота от земли до верхнего края сидения пассажира 2,25 аршин ( у Ростовцева указано 21,25 аршин, но это скорее опечатка), диаметр ведущих колес 2 аршина), то по конструкции некоторых узлов они существовали. Действительно, если сравнить рисунки А.А. Ростовцева,

схему из книги польского автора Александра Ростоцкого,

рисунок опубликованный в книге Ю.А. Долматовского «Повесть об автомобилей» в 1950 году ( к сожалению мне не удалось установить кто его автор сам Юрий Аронович или кто-то из коллег художников, указанных в книге)

с чертежами И.П. Кулибина и моделями самокатки из Политехнического музея можно увидеть различие в конструкции крепления махового колеса. На первой серии схем и рисунков, показаны бруски с правого и  левого бортов, закрепленные на раме с помощью тяг (на фото выделены красным, а тяги указны желтыми стрелками). Эти бруски соединены между собой балкой в центре, в которой закреплена нижняя часть оси махового колеса. Именно эту конструкцию, правда, не очень удачно, попытались воплотить в своей модели мастера из «РАЗУМ» (центральную, соединяющую балку мастера из Украины забыли воплотить)

Если же обратить внимание на модели из Политехнического музея, то мы увидим, что боковых брусков нет, а нижняя часть махового колеса располагается на единственной балке, прикрепленной к раме с помощью металлических крепежей в четырех точках.

Самокатка Кулибина в масштабе 1\5

Самокатка Кулибина в масштабе 1\10

Эта конструкция не противоречит чертежам И.П. Кулибина, хоть они и не очень подробные.

К тому же конструкция, реализованная в моделях Политехнического музея, является более жесткой и надежной, нежели, та, что изображена на рисунках Ростовцева, Ростоцкого, Долматовского. Скорее всего, авторов первой партии схем и рисунков смутили пунктирные линии на чертеже Кулибина, где самокатка изображена в плане.

На чертеже нет ни балок, ни боковых брусков, но есть два пунктира. Однако, по нашему с Павлом Ковалевым мнению, пунктиром показано место креплений кресла  для пассажиров и только, а не боковые бруски с правого и левого бортов. Назначение этих брусков, могло быть чисто утилитарным, например, подножка, для удобства пассажира занять свое место в пассажирском кресле. Но судя по тому, что вся эта конструкция из брусков и балки, даже на рисунках первой партии крепится к раме всего в четырех точках, она слишком массивна и слабо крепится к основной раме, а значит, вряд ли могла существовать на самом деле, слишком ненадежна! Поэтому с подходом как воссоздать конструкцию этого узла мы решили согласиться, с мастерами из Политехнического музея. Той же позиции мы придерживались и при создании копии рулевого колеса, которое в описании и чертежах И.П. Кулибина отражено довольно не полно и схематически (на одном из чертежей выше выделено синей рамкой). А вот с конструкцией барабана (на последнем из чертежей выделена рыжим)  – коробки скоростей самокатки и одновременно ее эффективного тормоза мы с Павлом с мастерами Исаевым и Балейкиным не согласились. Дело в том, что мастера из Политехнического музея сделали барабан металлическим и с меньшим количеством «шипов-зацепов», которых на самом деле существовало три ряда, составляющих три окружности, на их моделях виден только один ряд (указано синей стрелкой).

По сути, данный узел являлся барабаном, изготовленным из дерева внутри которого размещались три деревянных колеса с «шипами-зацепами».

Первое, самое малое, жестко крепилось на ведущей оси самокатки и соединялось «пружинами в деревянных коробках со струнами, подобно репьям с цевками» ( цитата с чертежа И.П. Кулибина, расшифрованная И.А. Ростовцевым) с вторым колесом, которое также как первое со вторым соединялось с третьим. Именно благодаря такому устройству, барабан обеспечивал движение самокатки на трех скоростях вперед и ее торможение – достигалось за счет растяжения пружин, стремившихся сворачиваться. Т.е. чтобы затормозить, нужно было включить меньшую скорость и не давить на педали. Именно этим объясняется факт, подмеченный современниками «механизм самокатки сей был так остроумно устроен, что в гору она катилась скоро, а под гору тихо» ( из книги биографа Кулибина Павла Свиньина). Т.е. по сути в гору можно было ехать на самой быстрой передаче, а при спуске с горы «тормозить двигателем» или просто переключившись на низшую передачу тихо спускаться. Принимая во внимание все эти доводы, лучше было бы на масштабной модели воссоздать барабан из дерева, но из-за его небольших размеров, чтобы лучше передать его форму решили сделать его из смолы, но похожим на деревянный. Из дерева также же планировалось сымитировать и дисковые подшипники, впервые примененные И.П.Кулибиным для уменьшения сил трения, при движении самокатки. И последнее на что мы обратили внимание, на рисунках  А.А. Ростовцева и приведенных в книге Ю.А. Долматовского пассажирское сиденье имеет несколько странный вид.

Передняя стенка уже задней, что вряд ли было на самом деле (жаль что Кулибин не показал его вид сверху на одном из своих чертежей) , так как могло быть травмаопасным ( платье или нога пассажира могли случайно попасть в маховое колесо), поэтому на будущей модели решили пассажирское кресло по виду сделать, как показано на схеме из книги польского автора Ростоцкого, но вид сбоку, точно по чертежу Ивана Петровича Кулибина.    

По истечении срока подписки, набралось двенадцать участников, это оказалось отличной новостью! Не смотря на то, что модели еще не существовало,  коллеги нам поверили, хоть и открыли мы  подписку неосмотрительно в «День смеха» -  1 апреля 2015 года.Павел начал проектирование отдельных деталей будущей модели, используя для этого возможности современного программного обеспечения.

Чуть позже по созданным чертежам и 3D  моделям, разместил заказы на изготовление фототравленых деталей, деталей из дерева и из смолы

7 мая 2015 года, начался процесс сборки шасси первой масштабной модели самокатки И.П. Кулибина из планируемого нами тиража.

1 сентября 2015 года, т.е. всего через шесть месяцев ( множество коллег знают, что подобные проекты иногда по разным причинам длятся годами, а некоторые совсем не реализуются и те кто их открывал и рекламировал, стараются не попадаться своим подписчикам в сети) Павел Ковалев собрал первую самокатку Кулибина из тиража в 12 экземпляров.

Первые же отзывы оказались восторженными. Всем очень понравилась работа Павла, появились коллекционеры, ранее не верящие в этот проект, а теперь желающие купить готовую модель. Но мы были верны слову. Тираж заявлен, изменения вноситься не будут, количество готовых моделей увеличиваться не будет.

В результате, Павел Ковалев создал в масштабе 1\43 прекрасно проработанную модель. Общее количество деталей 140. Из дерева (использовалось натуральное мелкопористое дерево – белый граб отечественного производства) 81 деталь – рама, колеса, боковины сидения и другое. Из латуни 52 детали – маховое колесо, педальный узел, набойки колес, кронштейны крепления, педальный узел, оси и т.п.. Из смолы 7 деталей пассажирское сиденье, шестерни ведущего механизма. В настоящее время все заказчики постепенно, получают свои экземпляры.

Так завершился интереснейший проект по созданию копии самокатки И.П. Кулибина, помимо радости от обладания прекрасной моделью были и грустные чувства, что проект с которым жил так долго, хоть и успешно, однако завершился. Но это ненадолго, ведь есть еще так много интересных транспортных средств, не воссозданных в масштабе 1\43, что при желании и упорстве, интересной работы хватит на всех.

Павел Ковалев, смотрит в будущее, он собирается развивать свою мастерскую, в планах на ближайший год начать производство копии «электроомнибуса Романова», ведется подбор документации по автомобилям Пузырева ( А28-35 и А28-40)  и ищутся способы повышения качества созданных масштабных моделей на более высокий уровень. Это очень импонирует, так как настоящий уже мастер не хочет останавливаться на достигнутом, так и должно быть!

Это прекрасно, что есть возможность, общаясь друг с другом, используя знания и умения друг друга, превращать свое хобби не в обычный процесс – покупки очередного экземпляра в магазине или на выставке продаже, а в увлекательное творческое и исследовательское приключение, ознакомившись с которым каждый из вас теперь может сказать,  что о созданной в 2015 году самокатке И.П. Кулибина в масштабе 1\43 можно рассказывать часами!      

lischita.livejournal.com

Портрет инженера: И. П. Кулибин

pto kylibin 30

 

280 - летию со дня рождения И. П. Кулибина -

русского механика и изобретателя                 

 

 

" Помилуй Бог, много ума!                     

Он изобретет нам ковер-самолет!"»

А. В. Суворов    

 

 

Биография

 

Иван Петрович Кулибин - выдающийся изобретатель и механик-самоучка - родился 10 (21) апреля 1735 г. в Нижнем Новгороде, в семье  мелкого торговца. "Выучка у дьячка" - его единственное образование. Отец надеялся сделать  из своего сына торговца мукой, но пытливый юноша стремился к занятиям механикой, где его исключительные способности проявились очень рано и разнообразно.

Особенно много внимания  И. П. Кулибин уделил работе над часами. Они принесли ему славу. Нижегородский часовщик-изобретатель и конструктор стал известен далеко за пределами своего города.

В 1769 г. Кулибин получил назначение заведывать мастерскими Академии наук в Петербурге.

И. П. Кулибин создал при Академии образцовое по тому времени производство физических и иных научных инструментов. Скромный нижегородский механик стал на одно из первых мест в деле развития русской техники приборостроения.

Но и строительная техника, транспорт, связь, сельское хозяйство и другие отрасли хранят pto kylibin 10замечательные свидетельства его творчества. Широкую известность получили замечательные проекты И. П. Кулибина в области мостостроения, далеко опередившие всё,  что было известно мировой практике его дней.

Замечательный патриот, трудившийся со всей страстью для своего народа, он выполнил так много замечательных дел. В этом перечне одни из первых мест должны занять такие изобретения: прожекторы,"самокатка", т. е. механически перемещающаяся повозка, протезы для инвалидов, сеялка, пловучая мельница, подъемное кресло (лифт) и др.

В перечне замечательных дел И. П. Кулибина должны занять свое место и такие изобретения, как бездымный фейерверк (оптический), различные автоматы  для развлечения, приборы для открывания дворцовых окон и иные изобретения, выполненные для удовлетворения требований императрицы, двора и знатных лиц.  Екатерина II, Потемкин, княгиня Дашкова, Нарышкин  и многие вельможи были его заказчиками.

 

pto kylibin 9Однако Кулибин был лишен радости видеть должное использование своих трудов и был вынужден тратить немалую часть своего времени на работу придворного иллюминатора и декоратора. Огни дворцовых фейерверков как бы отодвитнули в тень огромный труд И. П. Кулибина, пошедший  на пользу родине.

В 1801 г. он вышел в отставку и поселился в родном Нижнем Новгороде.  По сути дела ему пришлось жить в изгнании, испытывая нужду, нарастющую все сильнее, вплоть до кончины 12 июля 1818 г.

 

 

Главные изобретения  И. П. Кулибина

 

pto kylibin 1• В 1769 году преподнес Екатерине II часы в форме яйца, над которыми работал несколько лет. В корпусе размером с гусиное яйцо помещались крошечный театр-автомат, музыкальная шкала и сложнейший часовой механизм — всего 427 миниатюрных деталей. Каждый час створки часов распахивались под музыку, и внутри начиналось представление, которое давали крошечные фигурки.

 

 

 

 

 

pto kylibin 5• Примерно в то же время спроектировал одноарочный деревянный мост через Неву с длиной пролета в 298 метров (вместо использовавшихся тогда 50-60-метровых). Мост удерживали уникальные фермы с перекрестной решеткой. Построенная в одну десятую натуральной величины модель прошла все испытания, но проект все равно не был осуществлен. Кулибин разработал в общей сложности три проекта деревянных и три — металлических мостов, но ни один из них утвержден не был.

 

 

 

pto kylibin 7pto kylibin 60• В 1779 году сконструировал прожектор со светоотражателями,

способный давать мощный свет при слабом источнике. Это изобретение получило признание и долгое время использовалось на маяках.

• В 1791 году разработал конструкцию «механических ног» — протезов. После войны 1812 года проект с успехом реализовал один французский предприниматель.

 

 

 

pto kylibin 4• В том же году придумал самоходную повозку, которую приводил в движение человек, нажимающий на педали. В конструкции впервые использовалось маховое колесо, тормоза и коробка скоростей.

• В 1793 году построил лифт, поднимавший кабину с помощью винтовых механизмов.

 

 

 

pto kylibin 2• Разработал способ движения судов против течения реки и в 1804 году построил знаменитый «водоход». Однако, хотя испытания доказали пригодность и экономичность этой разновидности судна, изобретение не было использовано, а сам «водоход» вскоре отправился в утиль.

 

Гениальный изобретатель, конструктор и ученый не только вызывал восхищение современников, но и оставил потомкам удивительные приборы и оригинальные научные догадки, не вполне еще оцененные. Как сказал великий математик Эйлер Ивану Кулибину: «Теперь Вам остается построить нам лестницу на небо».

 

Библиография

6(09С)

К90

7046М-КХ

 

Иван Петрович Кулибин. - Л.:Эрмитаж,1948. - 8 с. - (Государственный Эрмитаж. Памятники русской культуры)

6(09С)

К75

270061М-КХ 

 

Кочин Н. И. Кулибин /Н. И. Кочин.-переизд. - Горький: Волго-Вятское кн. изд.-во, 1985. - 192 с.

Р2

М18

225201М-КХ

 

Малевинский Ю. Н. Дороже всякого золота. Кулибин: ист. повествование /Ю. Н. Малевинский; худож. В. Любаров. - М.: Мол. гвардия, 1980. - 174 с. - (Пионер - значит первый)

6(09С)

П32

275450М-КХ  

 

Пипуныров В. Н. Иван Петрович Кулибин, 1735-1818 /В. Н. Пипуныров, Н. М. Раскин; отв. ред. А. С. Федоров. -Л.: Наука,1986. - 300 с. - (Научно-биографическая серия)

6(09С)

П32

32375-КХ

 

Пипуныров В. Н. Иван Петрович Кулибин: жизнь и творчество. - М.: Машгиз,1955. - 187 с.

6П5(09)

Р24

106511-КХ 

 

 Раскин Н. М. Иван Петрович Кулибин. 1735-1818 /Н. М. Раскин. - М.;Л.,1962. - 207 с. - (Научно-биографическая серия)

Р2Я64397066-КХ Яновская Ж. И. Кулибин: повесть /Ж. И. Яновская. - 3-е изд. -Л.: Дет. литература, 1985. - 107 с.

Русева Л. Главный механикус отечества: [рос. механик-самоучка И. П. Кулибин] / Л. Русева // Смена. - 2005. - №11. - С. 22-31.

Черненко, Г. "Перпетуум мобиле" Ивана Кулибина / Г. Черненко // Техника-молодежи. —2014 .— № 8 .—С. 44-47. — (Страницы истории)

 

Главный библиотекарь отдела технико-экономической и сельскохозяйственной литературы Абашкина Л. А.

lounb.ru


Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта