Кубизм. Картины кубистов


Кубизм. Часть девятая: Аналитический кубизм

Кубизм. Часть девятая: Аналитический кубизм

Весной 1909 года Брак отправляется в город своего детства Гавр. В Гавре он пишет картину «Гавань в Нормандии», на которой выводит кубистические искажения на новый уровень – элементы изображения смело раздроблены и больше не представляют из себя цельные объемные единицы. Сюжет картины все еще узнаваем, хотя читается он уже не так просто.

Жорж Брак – Гавань в Нормандии (весна 1909)

image

Пикассо очень понравилось, хотя несколько дней он и подозревал, что Брак что-то курил без него. Начиная с этого момента и вплоть до 1912 года Брак и Пикассо соревнуются в умении эстетично дробить форму. Этот период их творчества называют аналитическим кубизмом.

Пабло Пикассо – Натюрморт с бутылкой ликера (лето 1909)

image

Осенью 1909 года Брак производит картину «Скрипка и палитра». Ключевой ее деталью является реалистичный гвоздь, на который подвешена палитра. Картина получилась добротная и потом, весной 1910 года, Брак решает еще разок забить в картине гвоздь (работа «Скрипка и кувшин») и даже помещает его в том же месте.

Но теперь гвоздь «вбит» в само полотно и уже не находится в пространстве картины, а наоборот, подчеркивает, что картина сама является объектом - плоским холстом с нанесенной поверх краской. Это первый опыт кубистов с помещением «реальных» объектов-обманок на картины.

Жорж Брак – Скрипка и палитра (осень 1909)image

Жорж Брак – Скрипка и кувшин (1910)

image

Пикассо тем временем пытается вернуть цвет в свою живопись. Но не в качестве средства для обозначения света и тени, выявления формы, нет! Он хотел использовать его как самодостаточный, не менее важный, чем форма, элемент. Эти попытки, как правило, были неудачными, и ему приходилось перекрывать такой цвет. Единственным исключением стала небольшая картина с обнаженной (примерно 18 x 23 см), в которой участок ткани был ярко красного цвета. К сожалению, мне не удалось найти название картины, которая имеется в виду.

Брак проводит лето 1910 года в Эстаке. Его увлекла тема «реальных» объектов, которые изображаются привычно, без искажений. На картине «Гитарист» Брак впервые добавляет буквы в сюжет, что вызывает у зрителя ассоциации с рекламными плакатами и витринами (а создание плакатов и витрин в то время было недостойно художников и никак не ассоциировалось с искусством).

Жорж Брак – Гитарист (лето 1910)

image

После войны с цветом Пикассо решает сосредоточиться на структурной составляющей картин. И в Кадакесе, где он проводит лето 1910 года, Пабло впервые «вскрывает» форму. Вместо изображения замкнутых объектов с их «кожей» - внешней оболочкой, обозначенной на картине при помощи светотени, Пикассо пытается отразить их «нутро». Он выстраивает композицию по своеобразной схеме, в которой отводится место для стереометрического отображения любой из сторон, либо даже для внутреннего устройства объекта.

Замкнутая форма, которую кубисты использовали до этого, не позволяла им добиться желаемого эффекта. Во-первых, возникал вопрос, насколько далеко они ушли от «имитации» - для формирования объекта они, как это было принято и ранее, использовали светотень и другие известные приемы. Но в реальном мире объекты могут существовать и в темноте, и человек автоматически воспроизводит их в памяти по тактильным ощущениям и, таким образом, «видит» и без света. Живопись ранее никогда не касалась этого аспекта, и изображение замкнутой формы традиционными методами – не более чем иллюзия формы.

Другой проблемой была деформация объектов, которая неизбежно тревожила зрителя. Пабло по этому поводу вспоминал комментарий своего друга, скульптора Маноло, относительно одной из картин: «Что бы ты сказал, если бы тебя на вокзале родители с такими лицами встретили?» (в некоторых источниках утверждается, что фраза была сказана перед картиной «Авиньонские девицы»). Но эта проблема уходит, как только на картине перестают находиться реальные видимые предметы.

С этих пор Брак и Пикассо пытаются посредством подобных схем воссоздать объекты своих произведений скорее в воображении зрителя, чем непосредственно на холсте.

Пабло Пикассо – Женщина с мандолиной (лето 1910)

image

Методика и идеология работы над такой картиной заключалась в следующем: вместо того, чтобы начать с переднего плана и затем продолжить пространство картины, придавая ему иллюзию глубины, художники начинали с ясного, четко расположенного в пространстве заднего плана. Дальше они разрабатывали что-то вроде схемы, в которой каждому объекту отводится определенное место относительно заднего плана. Организованная таким образом работа дает очень пластичное представление о натуре.

Пабло Пикассо – Туалетный столик (лето 1910)

image

Но если на картине присутствует только вышеупомянутая схема, невозможно понимать ее как «изображение» внешнего мира – зритель только и увидит, что плоскости, цилиндры, кубы и т.п. На данном этапе «реальные» объекты Брака начинают играть особенную роль в кубистических произведениях. Пикассо и Брак используют реалистически изображенные детали в качестве стимулов, вызывающих желаемые ассоциации. Комбинация стимулов и схемы позволила художникам конструировать законченное изображение в воображении зрителя.

Но, несмотря на присутствие таких стимулов на картинах, не знакомому с основными принципами кубизма зрителю все равно сложно правильно воспринять изображенное. Поэтому подавляющее большинство работ Пикассо и Брака имеют говорящие названия: «Бутылка и стакан», «Игральные карты и кубик» и так далее. При таком подходе на начальном этапе определенные образы вызываются у зрителя в памяти. В дальнейшем он свободнее видит и воспринимает стимулы и, ориентируясь по ним, получает более полное представление об изображенных объектах. (© Канвайлер)

Жорж Брак – Читающая женщина (1911)

image

Пикассо брак кубизм канвайлер

    qumark.tumblr.com

    Кубизм

    Критический реализм, который достиг расцвета во второй половине XIX в., только частично отвечал новым социальным и идейным запросам. Искусство критического реализма не воплощало в себе революционных идеалов, не указывало новых реальных путей прогрессивного преобразования общества.

    Реализм вступал в новую, высшую стадию своего развития — созревал метод социалистического реализма, значительно расширявший возможности социального и эстетического воздействия искусства.

    Экспериментировавшие в области формы художники не ставили перед собой задач более полного воплощения в своих произведениях прогрессивных социальных и эстетических идеалов, ограничиваясь решением узких, частных задач. Эти частные вопросы — передача средствами живописи и скульптуры объёмности, движения, времени, цвета и света — были поставлены и по-своему решены художниками-модернистами путем чистого формотворчества, который подразумевал разрушение единства формы и содержания. Это, в свою очередь, в качестве закономерного итога приводило к отрицанию необходимости осмысленного содержания в художественном произведении.

    Характеристика направления

    Кубисты объявили художника автономным творцом «иной» действительности. Именно кубисты стали создавать произведения больше не для подражания природе, не для её организации, а для создания, в свою очередь, творения, несущего печать человека, истинное произведение архитектуры, т. е. произведение, способное заставить временами поверить в онтологическую свободу.

    Формируя своё направление, кубисты подчеркивали его противоположность всему ранее созданному изобразительному искусству, которое пренебрежительно определялось ими как «подражательное».

    Особенно подчеркивается кубистами «аскетизм» их направления, «строгость, доходящая до иррационализма». Этому способствовала цветовая неиндивидуализированность кубистских произведений искусства, их колористическая невыразительность. Каждый цветовой оттенок, каждая модуляция цвета превращается у кубистов в плоскость (т. е. в элемент формы). Выраженные таким способом плоскости кубисты сочетают резко, не избегая контрастов. Они пытаются этим более четко выразить плоскость, представить её более «твердой».

    Формалистическая узость задачи художника-кубиста, ограниченность художественных средств приводят к снижению художественных возможностей, к стиранию индивидуальности художника. Задачу живописи кубисты сводят к изображению цветного объёма на плоской поверхности. К решению этой задачи они подходят абстрактно, без учета материальных закономерностей реального мира. Создаваемые кубистами объекты изобразительного искусства приобретают самодовлеющее значение. «Приверженность кубиста объектам такова, — пишет французский историк искусства Б. Дориваль, — что он ищет их внутри себя, независимо от правдоподобия и каких-либо изменений».

    Антидиалектическое отношение к действительности определяет статичность кубистского искусства. Скульпторы и художники-кубисты нарочито избегают всяких элементов, передающих жизненную динамику, мрачные грани тяжеловесных геометрических фигур придают произведениям искусства этого направления незыблемость, давящую тяжесть.

    Отвергая динамизм, кубисты отрицают само понятие времени, восприятие во времени различных сторон объекта. Многоплановость объекта передается на их полотнах через единовременное изображение его черт. Попытка показать лицо человека как бы видимым одновременно с разных сторон приводит к появлению, например, изображений лица в профиль с двумя глазами и несколькими носами. В искусстве кубизма этот прием вызывает резкое нарушение норм восприятия картины, что делает её мало коммуникативной.

    Прогрессирующий процесс потери коммуникативности в произведениях кубистского искусства прослеживается довольно отчетливо. В ранних полотнах, ещё не совсем оторванных от действительности, наблюдаются отдельные моменты деформации, затрудняющие восприятие произведения.

    С развитием кубизма исчезают и те немногие «опорные пункты», которые в какой-то степени позволяли воспринять замысел художника, — отдельные детали, отражающие действительность. Замена частей предмета или человеческого тела геометрическими фигурами делает кубистское изображение неузнаваемым, а замысел художника невоспринимаемым зрителями. Такова, например, кубистская скульптура Жака Липшица «Человек с гитарой». Не прочитав подписи под произведением или его репродукцией, невозможно соотнести изображение с каким-либо реальным предметом или явлением.

    Геометрия кубизма

    Нагромождение геометрических плоскостей не вызывает у зрителя никаких ассоциаций с формами реальности.

    Такого рода «обессмысленные» произведения кубизма не поддаются эстетическому анализу, и эстетики долгое время подменяли критическое осмысление произвольным формалистическим толкованием, лишенным всякой основательности. Так, в книге «Мастера искусства модернизма» скульптура Ж. Липшица «Человек с гитарой» описывается следующим образом: «Липшиц в своем «Человеке с гитарой» свел взаимозамыкающиеся и взаимопроникающие плиты и призмы в монументальную конструкцию, которая допускает рассмотрение её почти под любым углом зрения. Ее прямые линии разнообразятся случайными кривыми. В частности, круглую резонаторную дырку гитары скульптор с исключительным формальным остроумием проделал через все тело музыканта». Подобный критический анализ не раскрывает ни художественной ценности, ни смысла произведения. Впрочем, уровень анализа в данном случае «задан» уровнем анализируемого произведения.

    Производимое в картинах и скульптурах искажение реальности кубисты упорно называют не деформацией, а «реформацией» и, создавая разумно не воспринимаемые произведения, претендуют на «тотальное изображение предметов». Свои притязания на «тотальность» кубисты реализуют чисто формалистическим путем — посредством отказа от изображения самого предмета. Художники-кубисты выработали определённую схему расположения на полотне геометрических фигур, заменяющих части предмета. Следуя такой схеме, художники-кубисты создают однотипные произведения, составляющие определённый период в существовании этого направления. Наиболее характерной для кубизма являемся схема, созданная и использованная художниками этого направления в 1910—1912 гг. Она отчетливо видна в картине кубиста Хуана Гриса «Гитара и цветы»: он пользуется очевидной геометрической схемой рисунка, при помощи которой композиции придается основной порядок путем разделения полотна на четыре части: вертикально, горизонтально и дважды по диагонали. Совершенно аналогично строится картина Жоржа Брака «Девушка с гитарой» и многие другие.

    Сезанн

    Определение раннего периода существования кубизма как «сезанновского» вызывает самые решительные возражения: ни в одной из стадий своего существования кубизм не был непосредственно связан с Сезанном — ни с его эстетическими воззрениями, ни с практикой его искусства. Кубизм противоположен творчеству Сезанна по своему художественному методу.

    Картины Поля Сезанна

    Объектом искусства Сезанна является окружающий материальный мир. Кубисты же пользовались методом формализма, объекты их искусства — само произведение. Сезанн посвятил жизнь задаче «развития искусства в контакте с природой». Кубисты оторвали своё искусство от природы, пойдя по пути абстрактного формотворчества и деформации реальности. Сезанн предостерегал художников от опасности искажения жизни в угоду теориям. «Художник должен отказаться от всякой точки зрения, которая не основывается на вполне сознательном наблюдении характерного. Он должен опасаться следовать теоретической установке, которая так часто побуждает художника отступить от истинной дороги — это значит от конкретного изучения природы, — чтобы надолго заблудиться в непостижимой спекулятивности... Все же я вновь и вновь возвращаюсь к следующему: художник должен посвятить себя целиком изучению природы и создавать картины, которые служат делу познания». Эту точку зрения, основанную на его художественной практике, Сезанн высказал в 1904 г., оставаясь ей верным всю свою долгую творческую жизнь.

    Кубисты объявили своё искусство «концептуальным» и всю свою практическую деятельность посвятили, выражаясь словами Сезанна, «непостижимой спекулятивности», от которой Сезанн как раз и предостерегал художников. Сезанн использовал геометрические формы как одно из средств, один из приемов отражения в искусстве действительности. Но отдельный прием ещё не определяет творческого метода. Кубисты не заимствовали и не развили творческий метод Сезанна в его целостности, они выхватили один из его приемов, выхолостили его и превратили в самоцель, противопоставили его реализму. Спекулируя на авторитете Сезанна, они попытались придать значимость своим лишенным смысла формалистическим изысканиям.

    Проблема соотношения творчества Сезанна и кубизма выходит за рамки частных вопросов оценки живописи Сезанна и определения истоков кубизма. Она имеет общее методологическое значение. Вопрос об использовании отдельных приемов не может решаться отвлеченно от общих эстетических позиций художника, пользующегося тем или иным приемом. Характер использования конкретного приема в художественном творчестве определяется прежде всего творческим методом художника. Один и тот же прием может служить самым противоположным целям. Деформация в реалистическом искусстве, применяемая, например, в гротеске, в дружеском шарже, карикатуре, является средством отражения реальности, она не снимает, а усиливает элемент оценки художником отражаемого явления, подчеркивает творческую индивидуальность художника.

    Художественный прием в процессе творчества не выступает в чистом виде, он опосредован мировоззрением художника, его творческим методом. Абстрактное выделение художественного приема неизбежно приводит к путанице в оценках явлений искусства. Примером такого антинаучного смещения оценок является приравнивание приема «геометризации» у Сезанна к формотворчеству кубистов.

    Эволюция кубизма

    Абстрактное рассмотрение приемов художественного творчества вне связи с творческим методом нередко используется теоретиками искусства в их попытках «растворить» реализм в различных направлениях модернистского искусства.

    Говоря о стадиях (периодах) в эволюции кубизма, исследователи исходят из сугубо формальных оснований периодизации. Теоретик искусства модернизма К. Грей в своей книге «Эстетические теории кубизма» определяет «аналитическую» фазу существования этого направления следующим образом: «Первая фаза кубизма характеризуется более или менее острым различием между проблемами формы и пространства. Имеется известная «логика», но имеется и объект, к которому эта логика обращена. Объект анализируется и интерпретируется, но он все ещё сохраняет свою объективную реальность».

    Кубизм усматривает задачу искусства в выражении «идей», предшествующих формам.

    Процесс эволюции кубизма демонстрирует усиление в нём по мере его развития идеалистических элементов, постепенный отрыв кубистского искусства от жизни вплоть до полной потери им коммуникативности.

    Пикассо

    Возникновение кубизма связывается, как правило, с именем Пабло Пикассо. Критика видит достоинства его «Авиньонских девиц» в «резкости почерка, острой свежести палитры, отсутствии всякой перспективы и настоящей светотени». Пикассо работает параллельно и рядом (в одном доме) с кубистами, не будучи формально участником этого направления. Он строит свои картины по тем же принципам, что и художники-кубисты, но к кубизму как школе относится скептически. Он рассматривает свои эксперименты как поиски новых средств художественной выразительности. Пикассо стремится найти новые формальные художественные средства, в то время как кубисты ставят себе целью искать независимо от результатов этих поисков.

    Картины Пабло Пикассо

    Принципы направления

    Формулируя в своих теоретических работах основные принципы художественной практики направления, кубисты прежде всего обозначили как порочное всякое искусство, связанное с жизнью и стремящееся отразить явления действительности: «Единственное возможное заблуждение в искусстве — это подражание», — пишут французские кубизма А. Глез и Ж. Метценже.

    Кубисты заявляют, что, после того как живопись отказалась от подражания предмету линиями и цветом, задача художника — выразить средствами искусства «пластическое осознание инстинкта». «Мы далеки от мысли, — поясняют при этом кубисты, — ставить под сомнение существование объектов, воздействующих на наши чувства. Но, подходя разумно, мы не можем иметь уверенности ни в чем, кроме образов, которые они создают в нашем уме». И далее: «Мы ищем главное, но мы ищем его в нашей личности, а не в некой вечности, которую математики и философы так усердно фабрикуют». Приведенные высказывания обнаруживают субъективно-идеалистический, интуитивистский характер мировоззрения кубистов — философская основа, на которой базировался модернизм с самого начала в качестве направления в искусстве.

    Отказавшись от попыток отобразить реальный мир, кубисты сосредоточились на формотворчестве, откровенно провозгласив его целью своей деятельности. В теоретическом плане кубисты пытались найти соответствия между линиями и цветом, утверждая, например, что кривые линии так же соотносятся с прямыми, как холодные тона с тёплыми.

    Некоммуникативные творения кубистов вызывали у зрителей недоумение, а часто и возмущение. Однако кубисты не желали объяснять подобную реакцию особенностями своего творчества, они винили в непонимании, косности зрителей, к которым относились свысока. Называя зрителей «толпой», они претендовали на безоговорочное превосходство над ней.

    Отношения обоюдного непонимания художников-кубистов и зрителей стали характерными и для других направлений модернистского искусства. Искусство кубизма оторвалось от зрителей и по существу своему стало антинародным.

    При сопоставлении теоретических положений и художественной практики кубизма с современными им и распространенными в XX в. идеалистическими философскими теориями становится очевидной связь кубистов с учениями А. Шопенгауэра и А. Бергсона. Взаимосвязь реальных объектов и явлений, с их точки зрения, не может интересовать художника, это — предмет науки как низшего по сравнению с искусством типа познавательной деятельности.

    Кубисты сделали попытку реализовать в своих произведениях понимание идеи как единства, нерасчлененного в пространстве и времени. Вслед за Шопенгауэром они выступили против реальности категории времени. Статичность как атрибут кубистских полотен была, по существу, символом отрицания динамики, движения материи. У Шопенгауэра же была позаимствована идея о безличном характере искусства, о деперсонализации художника.

    В философско-эстетическом отношении теоретические программы кубистов были шагом назад даже в сравнении с Шопенгауэром: они изгнали из искусства прекрасное и возвышенное, тем самым лишив его главных средств эстетического воздействия на человека. В отличие от Шопенгауэра, кубисты настаивали на интрансцендентном, «несерьёзном» характере искусства.

    Арсенал своих философских идей кубисты обновили учением А. Бергсона. Под воздействием Бергсона искусство модернизма приобрело очевидный субъективистский характер. У кубистов разум ещё не был отброшен полностью (как позднее у сюрреалистов), хотя и участвовал только как инструмент деформации реальности.

    Кубизм – уникальное направление в искусстве начала 20-го века. Пластический язык направления основывается на разложении и деформации предметов на несколько геометрических плоскостей и на пластических сдвигах формы. Большинство русских художников провели свой творческий путь именно сквозь увеличения кубизмом, зачастую соединяя его принципы с интересными приемами иных художественных и современных направлений, например, примитивизма и футуризма.

    Специфическим типом интерпретации кубизма с ярко выраженным русским оттенком искусства стал кубофутуризм. Рождение направления датируется 1907-08 годами – как раз накануне первой мировой войны. Новое течение в устаревшем модернистском искусстве вызвало неминуемое бешенство со стороны мещан. В свое время за кубизмом в искусстве стоял круг критиков и поэтов, которые следовали философии Бергсона, как ни странно, они то же именовали себя кубистами.

    Ушли из дома в музей кубизма? Не забудьте сделать запись аудио на автоответчик, чтобы узнать кто вам звонил пока вы наслаждались прекрасным.

    Одной из основных тенденций кубизма стало доминирование основной концепции над художественной и личной ценностью картины. Еще Гегель заметил, что искусство новых времен все больше будет проникаться рефлексией, а привитое обществом образное мышление постепенно вытиснится абстрактным. Иными словами грань между практическим творчеством и искусствоведением становилась очень тонкой. Если в кубизме данная тенденция присутствовала в виде зачаточного состояния, то в постмодернизме она стала доминирующей.

    Отцами кубизма принято считать Пикассо и Брака. Но к новому течению сразу примкнули Делоне, Хуан Грис и Фернан Леже. Они сумели произвести на мир искусства того времени сенсационное преобразование существующей художественной реальности, которую доселе никто видеть и представить не мог – разложение формы на кубы.

    gallerix.ru

    Кубизм / Статьи / Живопись мира

    Идеи стиля «кубизм» сформировались в 1906-1907 годах. В основе художественных экспериментов кубистов лежало стремление постигнуть и изобразить суть окружающего предметного мира, преодолев чувственную видимость. Именно поэтому в живописи у художников-кубистов концепция важнее, чем зрительное восприятие мира, а математическая интуиция – внешней очевидности. У кубистов было свое философское обоснование особенностей стиля, и в их философских спорах активное участие принимал математик Прансе.

    Кубисты изображали мир не таким, каким они его видят, а таким, каким они его знают. Они полагали, что настоящий мир – это мир чистых геометрических форм. Его необходимо постигать умом, а не воспринимать глазом, поскольку то, что мы видим – это искаженное нашим воображением отклонение от чистой формы.

    Все течения модернизма начала ХХ века стремились к созданию совершенно нового искусства, они решительно отвергали реалистическую живопись, сформированную поколениями и поколениями европейских художников. Модернисты считали все то, что мы видим основано на иллюзии и каждый из модернистских стилей : сюрреализм, кубизм, экспрессионизм, футуризм, абстракционизм «прорывался» к истинному миру своими методами. Правда, существует интересная закономерность. Часть модернистов в своих поисках опирались на интуицию и подсознание (сюрреализм, экспрессионизм), а часть – на рациональное, даже математическое мышление. Рациональное разложение видимого мира на мир чистых геометрических форм – основа метода кубистов.

    Возникновению живописи кубизма мир обязан двум художникам: Пабло Пикассо и Жоржу Браку. Немного позже к новому течению присоединились Фернан Леже, Хуан Грис ,Роббер Делоне, Ле Фоконье и другие художники. Живя в Париже, Пикассо познакомился и подружился с «пророками светопреставления» поэтами Аполлинером, Жакобом, Сальмоном. Для них было характерно, как писал Клемперер «безмерное преклонение перед силой и действием, они были поэтами анархизма мысли и бунта против разума». Именно эти поэты, поклонники творчества Малларме и Рембо, искатели чистой формы были вдохновителями идей кубизма. Пикассо писал, вспоминая о тех временах, что художники, его единомышленники, и не собирались изобретать новый стиль, они лишь стремились выразить то, что было в них самих. Ни у кого из них не было тогда своего плана, готовой концепции творчества, а их друзья-поэты лишь внимательно наблюдали за ними и уж конечно не давали никаких предписаний.

    Сам термин «кубизм» появился, скорее всего, в 1908 году. По сохранившимся преданиям, как-то в разговоре тогда уже известный художник Матисс упомянул, что картина «Дом в Эстаке» Брака напоминает ему кубики. В том же 1908 году в одном из номеров журнала «Жиль Блаз» журналист Луи Воксель написал, что живопись Брака сводится к изображению кубов. Так, по воспоминаниям современников, и возникло название новой школы живописи, которое вначале имело значительный оттенок иронии. Нужно отметить, что это название вполне подходило, во всяком случае, на раннем этапе существования, новому стилю. Художники-кубисты часто использовали прием искажения поверхности геометрическими гранями, которые по форме напоминали куб. Стоит лишь вспомнить картины Пикассо «Семья Арлекино», «Портрет Фернанда», «Сидящая женщина» или Ле Фоконье «Изобилие».

    Хотя кубисты и провозглашали абсолютной новизну своего художественного языка, у их идей все-таки были свои истоки. Особенно это заметно в первый период существования нового стиля, который называют «сезанновским». Как уже понятно из названия этого первого периода, произведения Поля Сезанна вдохновили кубистов на поиски своего языка, но не только. «Примитивная» африканская скульптура, искусство первобытных народов, первозданная сила и мощь их произведений также повлияли на живопись кубистов. Геометрические формы, мощные грани предметного мира на холстах художников словно бы подчеркивали его устойчивость. Выделенные цветом грани предметов и усиливали, и дробили объемы. Во второй аналитический период предметы на картинах художников-кубистов словно бы распадаются на маленькие грани, четко отделяемые друг от друга. Такова, например, картина Брака «В честь Баха». Ну а последняя, синтетическая стадия развития кубизма отличается сильным декоративным началом. Живопись кубистов становится красочными плоскостными панно. В последний синтетический период кубисты используют коллажи, объемные конструкции на холсте. Отказавшись от изображения объема, перспективы пространства, художники – кубисты старались компенсировать это рельефными конструкциями на своих полотнах.

    09.12.2011

    Просмотреть все материалы

    www.zhivopismira.ru

    Кубизм стиль в живописи

    Кубизм - (по-французски cubisme, от «cube» — «куб») — направление во французском искусстве 1900-х — 1910-х. Основоположники и лидеры кубизма Пабло Пикассо и Жорж Брак опирались на результаты опытов построения упорядоченной стереометрической формы в трехмерном пространстве, проводившихся многими мастерами: от Леонардо да Винчи и Альбрехта Дюрера до Поля Сезанна и Михаила Врубеля. Они обращались также к наследию древнейших и архаических культур (скульптуре неолита и бронзового века, скульптуре племен Африки и Океании, древнегреческой архаики, галлов, скифов и других древних народов). Название «кубизм» было дано критиками первого десятилетия XX в. но характерной (хотя и внешней) особенности первых кубистических картин — преобладанию в них прямых линий, гладких граней и кубоподобных форм.

    Бурная художественная жизнь начала XX века породила множество течений и стилей. Попытки переосмысления творческого наследия, которые предпринимались в это время, дали жизнь многим необычным и интересным направлениям. Одним из таких направлений стал кубизм.

    Возникновение кубизма было во многом обусловлено тем, что классическое искусство испытывало кризис. Поиск новых форм для выражения чувств и эмоций позволил по новому посмотреть на творчество, и дал возможность найти новые способы и методы в живописи. Наряду с импрессионизмом и сюрреализмом, возникновение кубизма стало попыткой посмотреть на живопись под новым углом, найти новые грани и переосмыслить созданное до этого.

    История кубизма тесно связан с именем Пабло Пикассо. Во многом, кубизм Пикассо был обусловлен интересом художника к примитивистской африканской скульптуре, которой он заинтересовался на рубеже 1907—1908 годов. Рубленные формы африканского искусства укрепили склонность Пикассо к абстрактной обобщенности образов, и с этой точки зрения его можно считать предтечей кубизма, как стиля. Первой картиной в стиле кубизма стали «Авиньонские девицы», написанные в 1907 году.

    Это произведение стало первым воплощением основных принципов кубизма — создавая эту работу, Пикассо порвал с «условностями оптического реализма» и отбросил натуру, как предмет художественного творчества, а также отказался от перспективы и светотени.

    Днем рождения кубизма в искусстве можно считать встречу Пикассо и молодого художника Жоржа Брака, которая произошла при участии поэта Гийома Аполинера, пригласившего Брака в мастерскую Пикассо. Пикассо и Брак становятся основоположниками кубизма, и вплоть до первой мировой войны активно сотрудничают друг с другом, творя историю кубизма.

    Со временем к ним присоединяются многие другие молодые живописцы и поэты с Монмартра. Примерно в то время, недавно присоединившаяся к Пикассо и Браку группа, известная как «Бато-Лавуар», заявила о рождении нового течения в искусстве, которое вскоре и получило свое название. Термин «кубизм» предложил французский критик Луи Вексель, и вскоре он прижился.

    В  истории кубизма принято выделять три периода: начальный (сезанновский, 1907—1909), аналитический (1909—1912) и синтетический (1913—1914). В картинах сезанновского периода массивные объемы, ограниченные прямыми ломающимися линиями, напоминают формы негритянской пластики. В аналитический период форма дробится на мелкие грани и сходящиеся под углом плоскости. При этом кубистическая стереометрия обманчива и противоречива: намеченные объемы неожиданно превращаются в плоскости, передние грани переходят в боковые, линии обрываются и повисают в пустоте; все формы смещаются, колеблются, не поддаются точному определению. Художник разлагает изобразительную форму, анализирует ее составные элементы и общее зрительное строение, художественный язык.

    К концу аналитического периода Пикассо и Брак начали вводить в свои картины надписи, а затем и наклейки. В период синтетического кубизма основным приемом становится коллаж. Объект изображения как бы собирается, синтезируется из разнородных фрагментов — графических знаков (нот, цифр, слов), схематичных рисунков, обрывков газет, цветной бумаги, обоев с орнаментом, изобразительным рисунком или имитацией различных фактур. Вместе они складываются в некое простое изображение (как правило, натюрморт), воссоздающееся в воображении зрителя. Каждая кубистическая картина представляет зрителю некоторые непростые отношения, как бы задачи, нуждающиеся в формулировке и решении: соотношение реальности и способов ее изображения, отношение между языковыми знаками разных типов и уровней, отношение между мысленным образом и зрительным результатом.

    В отличие от импрессионизма и постимпрессионизма, живопись кубизма старается осуществить творческие цели художников путем детальной проработки объемов и плоскостей, ограничиваясь в возможностях манипуляций с цветами. Кубизм в искусстве — это принципиально новый подход к формированию изображения на бумаге. Основоположники кубизма сделали основой своего творчества разложение объектов на плоскости, и различное комбинирование этих плоскостей в пространстве. Художники кубизма отказались от передачи действительности при помощи классической линейной перспективы и цветовоздушной среды, считая, что они смогут добиться интересного художественного эффекта, чередую плоскости. Представители кубизма исповедовали тот принцип, что аналитический путь постижения реальности позволяет полнее и глубже раскрыть суть тех или иных явлений. Многие художники кубизма применяли интересный подход создавая картины кубизма. Он заключался в том, что один и тот же предмет изображался одновременно с нескольких точек зрения — это позволяло добиться разностороннего анализа рассматриваемого предмета.

    Представители кубизма сознательно ограничивали используемую цветовую палитру. Картины кубизма действительно кажутся ограниченными в цветах, поскольку в основном тональность картин кубизма сводится к градациям охры, серым, черным и коричневым тонам. Помимо цветового строя, кубизм в искусстве отличался еще и тем, что полотна кубистов представляли собой сопоставления различных геометризированных поверхностей и плоскостей при достаточно отдаленном сходстве с оригиналом. Представители кубизма не считали, что художественная форма должна полностью соотносится с реальной и поэтому предметы на картинах кубизма выглядят более абстрактными и утрачивают связь со своими реальными прототипами.

    Кубизм в искусстве — это не просто изображение предмета, это изображение предмета, мысленно разрушенного и вновь созданного в сознании художника. Зачастую предметы на картинах в стиле кубизма полностью утрачивают связь со своими реальными прототипами и превращаются в абстрактные символы, восприятие которых оказывается доступно лишь одному автору.

    Кубизм в изобразительном искусстве нередко предстает в виде безжизненного конгломерата геометрически усложненных плоскостей, которые конструируют новую, иррациональную модель натуры, которая может быть принципиально противоположна ее оригинальному содержанию.

    Говоря о кубизме Пабло Пикассо, стоит отметить, что картины кубизма Пикасса не были единственным направлением в его творчестве. Кубизм Пабло Пикассо сменил в его творчестве интерес к импрессионизму (голубой» и «розовый» периоды) и позднее он трансформировался в сюрреалистическое видение мира.

    Стиль кубизма оказал громадное влияние на развитие живописи, изменив представление художников о пространстве и способах передачи объема и фактуры.

    Говоря о русском кубизме, стоит понимать, что развитие этого течения у нас в стране шло несколько другим путем, чем в Европе. И хотя к русскому кубизму часто относят творчество Малевича, Шагала, Архипенко, Лентулова, Альтмана, их работы так же можно воспринимать в качестве примеров других направлений в искусстве. Безусловно, кубизм в живописи произвел огромное потрясение. Именно кубизм открыл дорогу абстрактному искусству, дав зрителям возможностям самим трактовать символы, изображенные на произведениях кубистов. Кубизм в живописи подготовил массовое сознание художников и зрителей, и послужил основой для развития таких направлений абстрактного искусства, как супрематизм, футуризм. Конструктивизм и много другое.

    Источник: http://www.vlasta-tula.ru/articles/show-28.htm 

     

     

    Похожие записи

    design-kmv.ru


    Смотрите также

    Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта