Художник Михаил Клодт: реалистические пейзажи. Картины клодта


Художник Михаил Клодт: реалистические пейзажи

Картины Михаила Клодта

портрет клодта

 

Михаил Константинович Клодт (Клодт фон Юргенсбург)  [30.12.1832(11.1.1833), Петербург,—16(29).5.1902, там же] — русский живописец. Сын гравёра К. К. Клодта, племянник Петра Карловича Клодта - выдающегося русского скульптора.

Учился в петербургской Академии Художест (1851—58) у М. Н. Воробьева, по окончании был послан пенсионером за границу. Работал в Швейцарии и в Северной Франции. В 1861 до окончания срока пенсионерства вернулся в Россию. В том же году получил звание академика за картины "Ночной вид в Нормандии" и "Вид реки Аа". С целью  изучения родной природы Михаил Клодт совершал многочисленные поездки по России.

Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок. Профессор-руководитель пейзажного класса АХ (1871—86). Автор реалистических пейзажей русской деревни.  Для произведений Михаила Клодта характерны скрупулезный реализм изображения, безукоризненный рисунок с тщательной проработкой деталей, великолепное мастерство перспективных решений, строгость и стройность композиции, умение "одушевить" природу присутствием человека. Его живописная манера тщательна в предметах переднего плана и более широка и обобщающая в изображении отдалённых планов и неба с облаками.

Известные произведения: "Большая дорога осенью" (1863), "На пашне" (1872), "Лесная даль в полдень" (1876—78) — все в Третьяковской галерее; "Пейзаж со стадом" (1869), "Берег реки" — оба в Русском музее, Ленинград.

На заметку: Покупая репродукцию известной картины, различные арт-постеры, используйте деревянный багет в оформлении произведения. В красивой раме ваша работа будет выглядеть гармонично и изысканно! В Санкт-Петербурге пользуйтесь услугами багетной мастерской «МираАрт» (сайт: miraart.ru).

Вид на острове Валааме. 1857. Холст, масло. 110x154 см. Томский областной худ. музей

Клодт Вид на острове Валааме. 1857. Холст, масло. 110x154 см. Томский областной худ. музей

Село в Орловской губернии. 1864. Холст, масло. 137 x 217. Харьковский худ. музей

Картина Клодта Село в Орловской губернии.

Лесная даль в полдень. 1876. Холст, масло. 93 x 157.

Лесная даль в полдень. 1876. Холст, масло. 93 x 157.

Крестьянка. 1871. Холст, масло.

Клодт Крестьянка. 1871. Холст, масло.

Картина Клодта "Дубовая роща". 1863. Холст, масло. 98 x 160. ГТГ

Дубовая роща

Волга у Жигулей. 1879. Холст, масло. Курская гос. картинная галерея им. А.А. Дейнеки, Курск

Волга у Жигулей.

Вечерний вид в деревне. Орловская губерния. 1874. Холст, масло. 58 x 106. Дальневосточный худ. музей

Вечерний вид в деревне.

Волга под Симбирском. 1881. Холст, масло. 64 x 115. Иркутский областной худ. музей им. В.П.Сукачева

Клодт Волга под Симбирском.

На пашне. 1872. Холст, масло. 71 x 131.2. ГТГ

Клодт. На пашне. 1872. Холст, масло. 71 x 131.2. ГТГ

У плотины. 1864

реалистический пейзаж У плотины. 1864

Долина реки Аа в Лифляндии. 1862

Долина реки Аа в Лифляндии. 1862.

Комментарии пользователей Facebook и ВКонтакте. Выскажи мнение.

Последние материалы в этом разделе:

↓↓ Ниже смотрите на тематическое сходство (Похожие материалы) ↓↓

www.artcontext.info

Картинные галереи и художники - Клодт М.К.

1Русский художник-пейзажист Михаил Константинович Клодт (1833-1902) родился в аристократической семье. Его отец, Константин Карлович Клодт, генерал от артиллерии, увлекался гравюрой по дереву, а дядя, Петр Карлович Клодт, был одним из лучших скульпторов того времени.Обучаться рисунку юноша начал в Горном кадетском корпусе у Ивана Трофимовича Хруцкого, который и раскрыл в нем талант художника.В 1851 г. Клодт поступил в Петербургскую Академию художеств, которую закончил в 1858 г. Во время обучения был награжден золотой медалью второй степени за картину «Вид на острове Валааме» и золотой медалью первой степени за картину «Вид в имении Загезаль близ Риги».После окончания Академии художник получает право на поездку в Европу в качестве пенсионера сроком на три года. Однако уже через год Клодт попросил разрешения вернуться и, по официальному разрешению от Академии, в январе 1861 г. возвращается в Россию. В этом же году, получив звание академика за картины «Ночной вид в Нормандии» и «Вид в долине реки Аа», написанные по заграничным впечатлениям, отправляется в путешествие по России.В 1870 г. Клодт становится членом-учредителем Товарищества передвижных выставок.На первой выставке Передвижников, которая открылась в Петербурге в ноябре 1871 г., экспонировались две работы живописца.С 1873 г. по 1886 г. Клодт работает профессором в Академии художеств.В 1879 г. из-за конфликта с А. И. Куинджи Михаил Константинович Клодт покидает Товарищество передвижников.В конце 1880-х здоровье художника начало ухудшаться. Возникли проблемы со зрением, появились признаки психического расстройства и в 1894 г. Клодта уволили из Академии художеств.Умер Михаил Константинович Клодт 16 мая 1902 г.В июне 2008 г. на аукционе Sotheby’s картина Михаила Константиновича Клодта была продана за 241 250 британских фунтов

Галерея из 35 картин Михаила Константиновича Клодта

gallart.by

Culture and art

Михаил Клодт

Вид на острове Валаам. 1856

Михаил Клодт

Мать Михаила Константиновича, носившая поэтическое имя Катрин, нарадоваться не могла на то, что ее «Мишенька» станет военным инженером. Правда, были и опасения: как бы сын не пошел по стопам своего отца. Дело в том, что ее муж, Константин Карлович, в свое время не раздумывая променял блестящую карьеру военного на сомнительную (с точки зрения Катрин) карьеру гравера по дереву: в 1835 году он подал прошение об отставке и всю дальнейшую жизнь преподавал ксилографию в Академии художеств. Словом, мать Михаила Константиновича боялась, что в ее сыне проявится «сумасбродство» ее мужа и он бросит Горное училище.

Михаил Клодт

Березовая аллея. 1890-е

Но вскоре дом Клодтов посетил сам начальник кадетского училища и заявил бедной Катрин, что ее сын «занятиями манкирует, да и не под силу ему учеба в училище, так что определяйте его куда полегче, сообразно способностям…» И действительно: занятия Михаил посещал через два раза на третий, да и учеба давалась ему с трудом. Собственно говоря — одно вытекало из другого. Но за одним исключением.И.Т. Хруцкий преподавал в Горном корпусе рисование. Он учил своих учеников относиться к живописи серьезно, не допускать на своих полотнах неряшливости, избегать скорописи, писать картины вдумчиво и кропотливо, добиваясь филигранной отточенности и полнейшей законченности изображаемых объектов. А любимым учеником Ивана Трофимовича был Михаил Клодт, который, к слову сказать, на всю жизнь запомнил советы своего учителя рисования и всегда следовал этим советам.М.Н. Воробьев по сути своей был художник-лирик — природа интересовала его исключительно с поэтической точки зрения, мало задевая своими «обыденными» проявлениями. На его картинах поэтическое почти полностью заслоняет типическое. Неудивительно, что и Михаил Клодт в начале своего творческого пути, следуя по стопам своего учителя, ударился в лирику: на ранних полотнах Клодта полным-полно «эффектной» природы — закаты, восходы и прочее. Впрочем, даже в этом раннем, «ученическом» периоде в творчестве Клодта уже заметны его индивидуальные, чисто «клодтовские» черты. Эффектные состояния природы, так милые сердцу М.Н. Воробьева, несомненно, присутствуют в работах молодого художника, но занимают явно подчиненное положение.

Михаил Клодт

Ночь на морском берегу

Одаренный юноша творчески подошел к советам своих учителей. У М.Н. Воробьева и И.Т. Хрупкого Михаил Клодт взял только то, что было мило именно его сердцу и впоследствии стало отличительной чертой его творчества: природа на полотнах Клодта удивительно правдоподобна и в то же самое время удивительно поэтична.В 1855 году Клодт получает уже серебряную медаль первой степени, а в следующем, 1856 году, особо отмечается, что «картины барона Клодта значительны отчетливым рисунком, хороши тоном, точным выполнением света и тени…».Этюды получались вялыми и безжизненными.Но, увы, и Париж не принес ему ни бодрости, ни вдохновения. Он писал в Россию: «Я был сильно озадачен направлением французской школы. Меня весьма поразила та небрежность, с которой они заканчивают картины… Они казались неоконченными и даже неопрятными… По моему мнению, картина должна быть совершенно окончена как в общем, так и в деталях».Однажды братья, гуляя, набрели на какой-то домик, там сидела старуха и вязала чулок. Неутомимый Михаил Петрович тут же принялся рисовать дом изнутри, а Михаил Константинович попытался нарисовать его снаружи. В результате у М.К. Клодта так ничего и не вышло, а М.П. Клодт впоследствии написал картину под названием Внутренность нормандского дома, где изобразил и старуху, и домашнюю утварь: горшки, кастрюли, тарелки… — и сложенный из красного кирпича очаг.

Михаил Клодт

Летний день. Стадо у реки 1870-е

К живописи Коро и Добиньи Клодт отнесся весьма настороженно, картины же Руссо ему и вовсе пришлись не по душе. Лишь несколько позже, как указывает Г.А. Клодт, «…Михаил Константинович стал более внимательно вглядываться в “валёры” Коро, и они начали его завораживать».Своих же картин М.К. Клодт по-прежнему не писал, зато стал персонажем одной из картин брата. Дело в том, что Михаил Петрович взялся за написание полотна под названием Больной музыкант. Вечно сумрачный Михаил Константинович как нельзя лучше подходил под этот печальный образ.В 1862 году Музыкант был отправлен на Всемирную выставку в Лондон, где работа тоже имела успех.Станюковича (Елизавета Михайловна, к слову сказать, явилась прообразом Анны в повести Станюковича Грозный адмирал). Михаил Константинович был ею очарован, или, как говорила его сестра Елизавета Константиновна (в отличие от «брата Миши», не питавшая особых симпатий к своей тезке), «…брат Миша влюбился в эту красотку…», которая «…ничего не понимает в искусстве, но любовь слепа и путает все карты».Нежданно-негаданно нагрянувшая любовь и впрямь спутала все карты Михаилу Константиновичу. Его сестра вспоминала впоследствии об этом периоде жизни своего брата: «Все понимали, что он ведет себя просто глупо, кажется, вот-вот бросит все: и академию, и самое живопись».

Михаил Клодт

И . Н . Крамской. Портрет художника М. К. Клодта . 1872

Родные с тревогой ожидали его возвращения. Мать Катрин — та и вовсе себе места не находила. Потеряв надежду увидеть сына военным инженером, она лелеяла надежду, что ее «Мишенька» станет уважаемым и известным художником, и вот сейчас эти ее надежды «трещали по швам». Она боялась и того, что ее сын, женившись на Елизавете Михайловне, бросит Академию, и того, что Елизавета Михайловна ему откажет, и тогда он сам, фигурально выражаясь, бросится в пропасть.Существовало подозрение, что, женившись на этой слизавете, Михаил Константинович тем самым хотел отомстить той Елизавете. Но третья Елизавета — сестра Михаила Константиновича — пресекла все эти досужие разговоры, сказав,что «раньше он был просто сумасшедшим, а теперь стал нормальным человеком».На этом ученический, он же «заграничный», период творчества М.К. Клодта закончился.Итак, первый этап творчества М.К. Клодта завершился, а творческие муки, которые, как известно, не признают никаких этапов и периодов, продолжились.«Отчего же я такой медленный, неуклюжий… — с тоской писал новоиспеченный академик. — Другие уже шедевры создают…» И действительно, ровным счетом ничто не предвещало расцвета художественной деятельности М.К. Клодта. Наоборот, казалось, что его законное место — в ряду ремесленников от искусства, которых во все времена была «тьма и тьма и тьма». А тут еще и женитьба, которая для творчески одаренных натур далеко не всегда является благом, скорее — наоборот… Свадьба Михаила Константиновича и Елизаветы Гавриловны состоялась в апреле 1862 года.«Молодые» сняли себе маленькую квартирку на берегу Фонтанки, у Измайловского моста, и стали там жить.Дядя Михаила Константиновича — Петр Карлович Клодт — купил в тех местах своим дочерям Наталье и Вере по небольшому имению.

Михаил Клодт

Швейцарский вид. Конец 1850-х

А эпиграфом ко всему последующему творчеству замечательного художника можно поставить строки не менее замечательного поэта: «…ты и убогая, ты и могучая, матушка Русь».Мысль о создании Товарищества возникла у художника Г.Г. Мясоедова, он поделился ею с художниками А.К. Саврасовым, В.Г. Перовым, В.Е. Маковским… Впоследствии эта идея была горячо одобрена и другими художниками Москвы и Петербурга.«Его пейзаж Вид Киева до такой степени слаб и так мало достоин его кисти. Люди, бывшие в Киеве, с изумлением глядели на серовато-зеленую безвкусную картину, названную художником Видом Киева. Каждому невольно приходил в голову вопрос: да неужели это тот самый Клодт, что написал Полдень.Впоследствии многие его ученики вспоминали М.К. Клодта с теплотой и благодарностью. К.Я. Крыжицкий писал, что он сохранил «самое почтительное и благодарное воспоминание» о своем профессоре. Михаил Константинович, будучи требовательным к своим ученикам, был удивительно мягким человеком.Так, например, сообщая в одном письме, что по болезни он не сможет присутствовать на экзамене, Клодт писал: «…на экзамене быть не могу, попроси от меня Орловского поставить категории на эскизах… Кроме того, если возможно, то недурно бы дать Галимскому медаль за рисунок в натурном классе и этим избавить его от солдатчины».М.К. Клодт старался привить своим ученикам, прежде всего, любовь к родной природе, а уж потом следовали его чисто «технические» наставления. Михаил Константинович рекомендовал начинающим художникам тщательно наблюдать и изучать природу и столь же тщательно переносить ее на свои полотна. Также в своем преподавании М.К. Клодт большое значение уделял рисунку. Рисунок, утверждал Михаил Константинович, — это основа основ искусства живописи. (То же самое, кстати сказать, в свое время говорил и Тинторетто: «В живописи главное — рисунок, а краски можно купить и в лавке».)

Михаил Клодт

Стадо у реки . Полдень

М.К. Клодт предложил Совету Академии изменить порядок получения золотой медали, указав, что, кроме выполнения пейзажной композиции маслом, нужно еще получить малую серебряную медаль за рисунок пейзажа с натуры. И только вслед за этой наградой могла присуждаться золотая медаль.А в 1873 году появился на свет вот такой циркуляр: «Передвижные выставки соблазняют молодежь и тем наносят ущерб Академии, делая выставки менее интересными. Посему профессора Академии чтоб не смели выставлять там, на передвижной».«Брак их не был счастливым, — вспоминала впоследствии внучка художника. — По-видимому, они не сошлись характерами… Елизавета Михайловна говорила всегда, что у него был ужасный характер… Были, конечно, частые ссоры. И вот после очередной из них она забрала детей (к тому времени у них родилась еще и дочка Евгения) и уехала от него. Сначала жила у кого-то из родных, потом отдельно. Развода он ей не дал. Дети были совсем маленькие. Жить было, конечно, нелегко. С большим трудом выхлопотала она себе отдельный паспорт. Детей она всячески оберегала от встречи с отцом, и они отца совсем не знали… Жила она в Петербурге, а после революции мы взяли ее к себе в Кострому. Умерла она в 1924 году».

Михаил Клодт

Полдень. 1874

Вскоре после разрыва с женой последовал и разрыв М.К. Клодта с Товариществом передвижников. Это было до крайности обидно: Михаил Константинович всей душой болел за дело передвижничества, с горячностью, порою чрезмерной, принимая участие во всех делах Товарищества. Однако некоторые из художников-передвижников (как указывал И.Н. Крамской) воспринимали резкие и прямые оценки М.К. Клодтом их творчества исключительно как «придирки». Михаил Константинович не находил с этими художниками общего языка.Ко всему прочему, и Елизавета Михайловна — жена М.К. Клодта — не могла простить его полной поглощенности творчеством, обвиняя Михаила Константиновича в равнодушии по отношению к ней и детям.Словом, обвинения сыпались на художника со всех сторон, нигде ему не было покоя — ни дома, ни в Академии художеств, ни в Товариществе передвижников. Получалось, что Михаил Константинович кругом был виноват. Но оправдываться М.К. Клодт не умел, да и не хотел.В январе 1880 года произошел окончательный разрыв М.К. Клодта с Товариществом передвижников.А.И. Куинджи выставил свой пейзаж Украинская ночь (1876). Эффект от этого полотна был поистине ошеломляющий.Словом, публика соревновалась с критиками в восхвалении и почитании Архипа Куинджи. Михаила Константиновича раздражало не только само полотно, но и его создатель — А.И. Куинджи, которого М.К. Клодт, со свойственной ему резкостью, считал чуть ли не шарлатаном от искусства.

Михаил Клодт

Деревенский пейзаж 1857

Архип Иванович на VII Передвижной выставке представил уже три новых полотна: Север, После дождя и Березовая роща. И опять восторгам публики и критики не было предела. Художники же только плечами пожимали.Досталось от «Любителя» и критикам за их неумеренные восторги Куинджи, в частности, и за их положительные отзывы обо всей выставке передвижников в целом. Самому же «Любителю» выставка передвижников крайне не понравилась, зато Академическая выставка заслужила его самой высокой похвалы.Статья в Молве была воспринята многими художниками-передвижниками однозначно: это вызов Товариществу, подхалимство перед Академией и прямое оскорбление Архипа Ивановича Куинджи. Так же считал и сам А.И. Куинджи, заявив публично: «Это Ледаков, мой враг!» А.З. Ледаков был довольно известным критиком, который не раз со страниц Санкт-Петербургских ведомостей обрушивал на голову Куинджи свои критические громы и молнии, обвиняя последнего во всех грехах.«Но почему А.З. Ледаков на сей раз подписался псевдонимом?» — задавались все вопросом. Оказалось, что А.З. Ледаков тут ни при чем.В последние годы жизни он редко виделся с сыном, но все же иногда приходил в его мастерскую посмотреть, как у того идут дела. Смотрел. Хвалил.Трудно сейчас, по прошествии века с лишним, гадать, почему М.К. Клодт написал эту статью в Молве. Можно лишь с той или иной долей уверенности что-то предполагать.

Михаил Клодт

Вид на острове Валаам. 1856

Казалось бы, Михаилу Константиновичу не в чем было оправдываться по сути выдвинутых ему в письме обвинений: «желание понравиться академическому начальству» и тем самым «упрочить свое служебное положение». Всем было хорошо известно, как М.К. Клодт независимо держал себя в Академии, как он всегда горячо защищал Товарищество передвижников перед академическим начальством, также все прекрасно знали и о его роли в «деле» Верещагина.«Я получил от г-на Ярошенко письмо, копию которого прилагаю. Не считая своих воззрений и действий ошибочными и предосудительными, я не желаю также входить в оценку мотивов, которые побудили автора прилагаемого письма признать мои поступки заслуживающими порицания. Но так как г-н Ярошенко, выказывая мне свое личное неудовольствие, позволил себе в то же время заявить, что его негодование разделяют все члены Товарищества.С другой стороны, сохраняя свое сочувствие главной цели Товарищества, указанной в пункте 1 УставаВ заключение прошу правление мое настоящее заявление, равно, как и копию с письма г-на Ярошенко, прочесть в общем собрании членов Товарищества».Девятнадцатый век, между тем, подходил к концу. В искусстве возникали новые направления, появлялись новые талантливые художники… На IX Передвижной выставкеВ.И. Суриков выставил свое полотно Утро стрелецкой казни. Михаил Константинович долго стоял перед этой великой картиной. Он смотрел на суриковское полотно, и из глаз его текли слезы — то ли оттого, что глаза его все больше и больше слабели, то ли оттого, что сил на работу оставалось все меньше.

Михаил Клодт

Вечерний вид в деревне . Орловская губерния. 1874

Жена М.К. Клодта — Елизавета Михайловна — в конце концов, все же добилась развода. С того момента Михаил Константинович стал все чаще вспоминать свою первую жену — Елизавету Гавриловну, считая, что именно она была его истинной любовью. Свою же вторую жену он старался забыть, навсегда вычеркнуть из своей жизни. Но самое печальное было то, что Михаила Константиновича все более забирал под свою власть тяжкий недуг. Наконец, М.К. Клодт «занемог» до такой степени, что потребовалось вмешательство врачей. Его лечили, но безрезультатно. Брат его — Михаил Петрович — вспоминал: «Когда я пришел, он сидел в большой зале совершенно трезвый; обращается ко мне и говорит: “Вообрази, что до тебя случилось: сижу, как теперь, в этой зале, а из передней входит верблюд, и я вижу, что настоящий; проходит мимо меня и входит в дверь, ведущую в те комнаты… Я за ним. Смотрю, он идет в кухню, вхожу в кухню — верблюда нет. Спрашиваю прислугу, не видела ли она верблюда? Она говорит: «Что вы, барин, никакого верблюда не было». Я иду на прежнее место и опять вижу: идет верблюд. И это повторялось несколько раз среди белого дня…»Вскоре на Михаила Константиновича обрушилась новая беда — по вечерам он стал слышать голос, который что-то быстро говорил ему по-французски. Врачи дали ему какое-то снадобье. Вначале лекарство действовало, потом перестало.Заканчивался жизненный путь и Михаила Константиновича Клодта. Он еще продолжал работать, но уже скорее по инерции, чем по зову души и сердца. Творческие силы его, так же как и жизненные, медленно иссякали.

culture-art.ru

Русская живопись. Художник Клодт Михаил Константинович. Биография. Картины

Клодт Михаил Константинович

Пейзажист. Воспитывался в творческой семье. Учился в Академии художеств, где впоследствии преподавал. Участник Товарищества передвижных художественных выставок. Много путешествовал по России. Клодт – мастер со своим особенным стилем. Его работы отличались скурпулезной точностью, из-за чего на написание картины уходило много времени. Просмотреть картины Клодта

Биография и творческая деятельность

Выдающийся русский художник-пейзажист Михаил Константинович Клодт (барон Клодт фон Юргенсбург) родился в Петербурге 30 декабря 1832 года (11 января 1833 года). Воспитывался мальчик в творческой среде: отец его, Константин Карлович Клодт, увлекался гравюрой по дереву; дядя, Петр Карлович Клодт, считался одним из лучших скульпторов.

В юном возрасте Михаил поступил в Горный кадетский корпус. Но учеба сильно тяготила Михаила, он часто пропускал занятия. Единственный предмет, который будущий художник посещал с большим удовольствием, было рисование. Иван Трофимович Хруцкий, который преподавал у него рисование, не мог нарадоваться на юного Мишу Клодта. Именно Хруцкий увидел в нем большого художника.

И вот, в 1851 году, в восемнадцатилетнем возрасте, Михаил Клодт поступил в Академию художеств. Обучался он в классе профессора М.Н. Воробьева, преподававшего в то время ландшафтную живопись. В Академии Клодт занимался с большим увлечением. В 1853 году за одну из ученических работ Совет Академии удостаивает Михаила серебряной медали второй степени. С этого момента Клодт становится стипендиатом Общества поощрения художников. А в следующем году за картину «Вид на острове Валаам» молодой художник награждается золотой медалью второй степени. Это полотно было показано на академической выставке 1857 года и имело хорошие отзывы критики. В 1858 году Михаил Константинович заканчивает Академию. За картину «Вид в имении Загезаль близ Риги» художник получает Большую золотую медаль первой степени и вместе с ней право на поездку в Европу в качестве пенсионера сроком на три года.

В мае 1858 года Клодт с большим желанием работать и совершенствовать свое мастерство отправляется в Швейцарию. Приехав, художник поселяется в небольшой гостинице на берегу Женевского озера. Однако швейцарская природа не способствовала вдохновению художника, и, вместо плодотворной работы, у него начинается самая настоящая хандра. Клодт решается на смену обстановки, и, в надежде, что мировая столица искусств его взбодрит, переезжает во Францию, в Париж. Но и здесь художник чувствует себя неуютно: ни великолепная архитектура Парижа, ни современная французская живопись не произвели на него впечатления. Русского живописца тянуло на Родину. В 1860 году Михаил Константинович пишет в Академию художеств письмо, в котором просит разрешения вернуться в Россию, чтобы в оставшийся срок пенсионерства заняться писанием пейзажей с натуры в России. В тот же год Клодт для отчета перед Академией пишет картину «Вид в Нормандии».

В январе 1861 года художник наконец получает от Академии разрешение и возвращается в Россию. Летом 1861 года Клодт знакомится с Елизаветой Михайловной Станюкович, любовь к которой помешала художнику целиком посвятить себя творчеству. Однако Елизавета Михайловна ему отказала. После этого Клодт впал в глубокую депрессию. Его близкие были очень обеспокоены дальнейшей судьбой живописца. Но вскоре Михаил Константинович женился на Лизе Владимирцовой, которую как раз его семья и прочила ему в жены.

Устроив свою личную жизнь, Михаил Клодт наконец приступил к работе. По впечатлениям от поездки в Европу он написал картины «Вид в долине реки Аа в Лифляндии», «Баркасы на берегу во время отлива. Бретань» и «Ночной вид в Нормандии. Рыбаки». Эти произведения были тщательными по исполнению; как и его отчетный пейзаж «Вид в Нормандии», написанный в 1860 году, картины были написаны в рамках академических канонов в сочетании с романтическими мотивами. В 1862 году за эти работы Михаил Константинович получает звание академика, а срок пенсионерства был продлен еще на один год. Эти картины были последними, в которых художник обратился к заграничной тематике. После этого Клодт посвятил свое творчество родной природе.

Летом 1863 года родственники пригласили Михаила c женой погостить в Мценский уезд Орловской губернии. Именно здесь, в провинции, художник обретает душевную гармонию, находит темы для своих будущих работ. Работая сначала в Орловской, а затем в Тульской и Смоленской губерниях, Михаил Константинович создает ряд «российских» пейзажей. Особенно ему удались картины «Дубовая роща» (1863), «Большая дорога осенью» (1863), «Вид в Орловской губернии» (1864), за которую в 1864 году художник получил звание профессора.

При создании своих картин М.К. Клодт обращал внимание на каждую мелкую деталь, добивался скрупулезной точности, порой по несколько раз переписывая картину. Поэтому неудивительно, что на создание картины у него уходило очень много времени. Художника это сильно раздражало, однако ничего поделать с собой он не мог, продолжая много и упорно работать. Имея звания профессора, Михаил Константинович имел право на преподавание в Академии художеств. Но штатной должности на тот момент для него не нашлось.

9 декабря 1863 года у Клодта родился сын Борис. Ребенок был очень слабым. Жена художника также тяжело заболела. С течением времени ее болезнь прогрессировала, и в декабре 1865 года она умерла. Вскоре после жены умерла и мать Михаила Клодта. Весной 1866 года художник снова уехал на Орловщину, где полностью посвятил себя работе.

Вернувшись в Петербург, М.К. Клодт первым делом отправился… к своей первой любви – Елизавете Михайловне Станюкович. Художник снова сделал ей предложение. В январе 1867 года они обвенчались. А в ноябре у них родился сын Петр. В конце 1860-х годов Михаил Константинович Клодт – состоявшийся мастер, со своим взглядом на искусство, со своим узнаваемым почерком. В этот период художник создал множество замечательных полотен, среди которых «Лучи солнца», «Русская деревня», «Закат солнца в Орловской губернии» (1867), «Аллея в березовой роще» (1867). Тем не менее, финансовые дела живописца становились все хуже.

Следующее десятилетие в жизни Клодта связано с образованием и деятельностью Товарищества передвижных художественных выставок. В декабре 1870 года было избрано первое правление Товарищества, в состав которого вошел и М.К. Клодт. На первой выставке Передвижников, которая открылась 29 ноября 1871 года в Петербурге, среди прочих были экспонированы две работы Клодта: «Полдень» и «Вид в Киеве». Он продолжал участвовать в выставках Товарищества до 1879 года. Позднее художник создает ряд замечательных полотен, которые вошли в «золотой фонд» русского пейзажа: «Вечерний вид в деревне. Орловская губерния» (1874), «Рожь» (1877). «Лесная даль в полдень» (1878).

Несмотря на то, что Михаил Константинович состоял в рядах Товарищества, В 1873 году его зачислили в Академию художеств на профессорский оклад, где он проработал до 1886 года. Художник вместе с А. Боголюбовым и С. Воробьевым создал класс пейзажной живописи. В период работы в Академии М.К. Клодт ежегодно отправлялся в творческие командировки по России.

В конце 1870-х годов у художника произошел разрыв с женой. Вскоре после этого, в январе 1880 года, последовал и выход М.К. Клодта из Товарищества передвижников. Поводом стала статья в газете «Молва», в которой художник жестко раскритиковал пейзажи А.И. Куинджи. Сам Куинджи потребовал исключить М.К. Клодта из Товарищества, а когда этого не произошло, то заявил, что он сам выходит из Товарищества. Вскоре после этого Клодт получил письмо от члена правления Н.А. Ярошенко, в котором тот высказал мнение, что написать статью в «Молве» Михаила Константиновича заставила не «любовь и интерес к искусству, не искание истины, а мотивы чисто личные...». Поддавшись эмоциям, третьего января 1880 года М.К. Клодт подал прошение исключить его из рядов Товарищества, но пожелал участвовать в его выставках в качестве экспонента. В этот период произошло еще одно событие, которое нанесло сильный удар художнику - умер его отец. Последней серьезной работой М.К. Клодта до выхода из Товарищества стала картина «На пашне в Малороссии», которая была показана на выставке 1879 года.

Далее художник продолжал совершать ежегодные поездки по России. Из последних его произведений следует отметить картины «Волга под Симбирском» (1881) и «Прибрежье» (1885). Постепенно здоровье Клодта ухудшалось . Начало подводить зрение, кроме того, художник стал страдать психическим расстройством. На занятия в Академию он появлялся грязным и неопрятным. Кончилось все тем, что его уволили из Академии, вначале с «оставлением за штатом», а в 1894 году уволили уже окончательно, назначив мизерную пенсию. В 1899 году в возрасте тридцати шести лет умер его сын Борис.

В последний раз имя художника упоминается в 1897 году, в связи с открытием юбилейной выставки Товарищества передвижников. Умер Михаил Константинович Клодт 16 (29) мая 1902 года в Петербурге.

Картины Клодта  

art19.info

Клодт Михаил Константинович — АртГрад

""

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Михаил Константинович Клодт (барон Клодт фон Юргенсбург) – выдающийся русский художник-пейзажист второй половины XIX века. Он был одним из первых российских художников, объединивших жанровую картину с эпическим пейзажем.

Михаил Константинович Клодт появился на свет в Петербурге 30 декабря 1832 года (11 января 1833 года). Родился он в художественно одаренной семье: его отец, Константин Карлович Клодт, занимался гравюрой по дереву; дядя, Петр Карлович Клодт, был одним из лучших скульпторов.

""

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В раннем детстве Михаил Константинович чуждался сверстников, был молчалив и нелюдим. Когда мальчик подрос, его определили на обучение в Горный кадетский корпус. Но Михаил плохо посещал занятия, да и учеба давалась ему с трудом. Единственный, кто в училище не мог нарадоваться на юного Мишу Клодта, был Иван Трофимович Хруцкий. Именно И.Т. Хруцкий, встретившись с Константином Карловичем, со всей определенностью заявил ему, что его сын Михаил – прирожденный художник. И вот, восемнадцати лет от роду, Михаил Клодт в 1851 году поступил в Академию художеств, в класс профессора М.Н. Воробьева, преподававшего ландшафтную живопись.

В Академии художеств Клодт проучился с 1851 по 1858 год. Занимался он весьма усердно. В 1853 году его старания приносят первые плоды: за одну из своих ученических работ Михаил Константинович удостаивается серебряной медали второй степени и становится стипендиатом Общества поощрения художников. А еще через год молодой художник награждается Академией золотой медалью второй степени за картину "Вид на острове Валаам". Картина была выставлена на академической выставке 1857 года и имела там большой успех. И, наконец, в 1858 году М.К. Клодт за картину "Вид в имении Загезаль близ Риги" награждается большой золотой медалью первой степени и правом на заграничную командировку сроком на три года.

""

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В мае 1858 года художник-медалист в качестве пенсионера Академии отправляется в Швейцарию – "для совершенствования живописного мастерства". Приехав в Швейцарию, Михаил Константинович поселился в небольшой гостинице на берегу Женевского озера с намерением работать, работать и работать...

Но вместо плодотворной работы у Клодта начинается самая настоящая хандра. Швейцарская природа явно не "зажгла" Михаила Константиновича. Михаил Константинович решает ехать в Париж, надеясь, что мировая столица искусств его взбодрит и вдохновит. Но, увы, не произвели на Клодта никакого впечатления ни исторические достопримечательности Парижа, ни современная французская живопись.

""

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Срок пребывания М.К. Клодта за границей должен был закончиться в июне 1862 года. Но русскому художнику на чужбине было не по душе – ему хотелось домой. И вот в 1860 году Михаил Константинович, окончательно измаявшись, обращается в Академию художеств с письмом-прошением: "Прошу разрешения вернуться в Россию, чтобы заняться в остальное пенсионерское время исполнением видов с натуры по России". М.К. Клодт был первым из русских пенсионеров за границей, официально обратившимся в Совет Академии с такой просьбой.

В том же 1860 году М.К. Клодт пишет пейзаж "Вид в Нормандии" исключительно ради отчета перед Академией. Получилась типично академическая работа: холодная, сухая, хотя и хорошо скомпонованная, и тщательно исполненная.

""

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

В январе 1861 года М.К. Клодт, получив от Академии долгожданное разрешение, возвращается в Россию. Михаил Константинович приезжает на родину, полный творческих планов.

Но уже не "горькая" чужбина, а любовь помешала М.К. Клодту всецело отдаться творчеству. Летом 1861 года Михаил Константинович познакомился с Елизаветой Михайловной Станюкович. Михаил Константинович был ею очарован. Опять ему было не до творчества. И так-то вечно хмурый и нелюдимый, с приходом любовных переживаний М.К. Клодт и вовсе замкнулся в себе.

""

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Михаил Константинович окончательно измаялся и отправился к ней свататься. Елизавета Михайловна отказала Михаилу Константиновичу, и он "рухнул в пропасть". И опять родным М.К. Клодта пришлось переживать весьма неприятные минуты – все думали, что он застрелится. ""

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Но Михаил Константинович не застрелился, а... женился. Причем женился на Лизе Владимирцовой, которую как раз его семья и прочила ему в жены.

Как бы там ни было, но Михаил Константинович Клодт перестал наконец терзаться и приступил к работе. По заграничным впечатлениям он написал картины "Баркасы на берегу во время отлива . Бретань"

""

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

, "Вид в долине реки Аа в Лифляндии" ""

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

и "Ночной вид в Нормандии. Рыбаки" ""

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

. Все эти работы были тщательные по исполнению, но, как и его пейзаж 1860 года "Вид в Нормандии", были написаны в духе холодного академизма в сочетании с романтическими мотивами. Впрочем, работы молодого художника Академию вполне устроили, и в 1862 году Михаил Константинович получил звание академика; также Академия продлила ему срок пенсионерства еще на один год. ""

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Никогда больше Михаил Константинович не обращался в своем творчестве к заграничной тематике. Начиная с 1863 года, абсолютно все полотна художника были посвящены изображению родной природы.

Свадьба Михаила Константиновича и Елизаветы Гавриловны состоялась в апреле 1862 года. Летом следующего, 1863 года М.К. Клодт и его жена были приглашены погостить в Мценский уезд Орловской губернии к родственникам. И вот там-то, в самой что ни на есть "нутряной" России, посетило Михаила Константиновича долгожданное вдохновение. Работая в Орловской, а затем Тульской и Смоленской губерниях, М.К. Клодт создает один за другим свои чисто российские пейзажи: "Большая дорога осенью" (1863)

""

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

, "Дубовая роща" (1863) ""

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

, "Вид в Орловской губернии" (1864) ""

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

и другие. И эти "отечественные" картины, в отличие от "заграничных", пишутся уже не безразлично, а от всей души и для души. Михаил Константинович наконец-то находит и свою заветную тему, и свою долгожданную музу – в лице России.

Сказать, что М.К. Клодт работал очень добросовестно над своими полотнами. Михаил Константинович тщательнейшим образом прорабатывал каждую детальку картины, добиваясь скрупулезной точности. Неудивительно что при таком щепетильном отношении к творчеству работа у Михаила Константиновича продвигалась крайне медленно и тяжело. Это его раздражало, но ничего с собой поделать он не мог. Раздражение свое М.К. Клодт частенько срывал на жене Лизе. 9 декабря 1863 года у четы Клодтов родился сын Борис. Ребенок явился на свет довольно слабым. Елизавета Гавриловна и сама слегла и болела долгих два года.

Михаил Константинович, несмотря на трудности в быту, продолжал много и упорно работать. В 1864 году за картину "Вид в Орловской губернии" он получил звание профессора. Будучи профессором, М.К. Клодт имел теперь право на преподавание в Академии, что могло бы существенно улучшить его материальное положение. Но штатной должности для него в то время не нашлось.

Болезнь Елизаветы Гавриловны, между тем, прогрессировала, и в декабре 1865 года она умерла. А вскоре умерла и мать Михаила Константиновича. После похорон матери, в полном одиночестве, М.К. Клодт первый раз в жизни (но, как оказалось, далеко не в последний) выпил, не соблюдая никакой меры.

Весной 1866 года М.К. Клодт опять уехал на Орловщину – да и некуда ему было больше ехать ввиду скудного материального положения – штатной должности в Академии для него так и не находилось. Михаил Константинович снова с головой ушел в работу.

""

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

По возвращении в Петербург М.К. Клодт первым делом отправился к своей первой любви – Елизавете Михайловне Станюкович – и снова сделал ей предложение. И она... согласилась. В январе 1867 года Михаил Константинович и Елизавета Михайловна обвенчались. Свадьба была более чем скромной – только для близких. В ноябре у них родился сын, названный Петром.

К концу 1860-х годов живописный талант М.К. Клодта достиг зрелости. Михаил Константинович был вполне состоявшимся художником – со своей темой, своим взглядом на мир и своим почерком.

В конце 1860-х годов М.К. Клодтом были написаны такие замечательные полотна, как "Лучи солнца" и "Закат солнца в Орловской губернии" (1867), "Русская деревня"

""

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

и "Аллея в березовой роще" (1867). ""

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Словом, Михаил Константинович находился в состоянии творческого подъема, между тем как его финансовые дела все больше и больше шли на спад. ""

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Новое десятилетие ознаменовалось созданием в России Товарищества передвижных художественных выставок – творческого объединения, не зависящего от Академии художеств.

В декабре 1870 года было избрано первое правление Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), в которое вошли Г.Г. Мясоедов, Н.Н. Ге, М.К. Клодт, И.Н. Крамской, В.Г. Перов.

""

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Первая выставка передвижников открылась 29 ноября 1871 года в Петербурге, в залах Академии художеств. М.К. Клодт был представлен на I Передвижной выставке двумя работами: "Полдень" и "Вид в Киеве". ""

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Критика того времени отмечала: "На передвижной выставке лучшие пейзажи принадлежали профессору барону М.К. Клодту и г. Саврасову" (А.Г. Саврасов показал на этой выставке свою, ставшую впоследствии знаменитой, картину "Грачи прилетели").

С этой первой выставки Товарищества вся дальнейшая художественная деятельность М.К. Клодта 1870-х годов тесно связана с передвижниками. Именно в это время он создает свои лучшие полотна, которые по праву вошли в сокровищницу русского изобразительного искусства: "Лесная даль в полдень" (1878)

""

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

, "Вечерний вид в деревне. Орловская губерня" (1874) ""

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

, "Рожь" (1877) и другие.

В 1873 году Клодт был зачислен в Академию художеств на профессорский оклад. Решение М.К. Клодта служить в Академии художеств на "жаловании" было сродни его решению прервать свое заграничное пенсионерство и вернуться в Россию. Этот поступок ставил Михаила Константиновича в двойственное положение: с одной стороны, он был активным передвижником, а с другой стороны, служа в Академии художеств, теперь находился "по ту сторону баррикады". Неудивительно поэтому, что начальство Академии, мягко говоря, недолюбливало Михаила Константиновича за его строптивый нрав и независимость суждений.

""

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

М.К. Клодт был профессором Академии до 1886 года. Он принял активное участие (наряду с А. Боголюбовым и Сократом Воробьевым) в создании класса пейзажной живописи при Академии.

Несмотря на то, что педагогическая работа отнимала у М.К. Клодта много времен и сил, он каждый год отправлялся в путешествие по России. В середине и конце 1870-х годов М.К. Клодтом были написаны такие полотна, как: "Пейзаж с возом", "Лесная даль в полдень", "Побережье с лодками", "Вечерний вид в деревне. Орловская губерния"...

С 1871 по 1879 год М.К. Клодт участвует во всех ежегодных выставках Товарищества передвижников. Все удивлялись его работоспособности. Тем не менее многие полотна долгие годы оставались в мастерской живописца на "доработке".

Творческая деятельность Клодта 1870-х годов представляла собой полнейшую гармонию между его талантом, мастерством и трудолюбием, и, конечно же, еще родной природой, которая неустанно вдохновляла его на создание все новых и новых творений.

Между тем, семейная жизнь Михаила Константиновича была далека от гармоничного состояния. Вскоре после разрыва с женой последовал и разрыв М.К. Клодта в январе 1880 года с Товариществом передвижников. Поводом для разрыва послужила статья в газете "Молва", в которой М.К. Клодт весьма жестко раскритиковал пейзажи А.И. Куинджи.

Разразился скандал. А.И. Куинджи потребовал исключения М.К. Клодта из Товарищества, а когда этого не случилось, Куинджи заявил, что в таком случае он сам выходит из Товарищества.

В самый разгар этих бурных событий у Михаила Константиновича умер отец – Константин Карлович. Для М.К. Клодта его смерть была ударом. А в декабре М.К. Клодт получил еще один удар: это было письмо от члена правления Товарищества Н.А. Ярошенко. В этом письме без обиняков говорилось, что написать статью в "Молве" Михаила Константиновича заставила не "любовь и интерес к искусству, не искание истины, а мотивы чисто личные..."

Казалось бы, инцидент с письмом можно было проигнорировать и тем самым исчерпать. Но М.К. Клодт был "человек тяжелый" и полутонов не признавал. Третьего января 1880 года в правление Товарищества передвижников поступило заявление от М.К. Клодта с прошением исключить его из числа членов Товарищества, но с пожеланием участвовать на его выставках в качестве экспонента. Четвертого марта 1880 года М.К. Клодт перестал быть членом ТПХВ.

""

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Последним значительным произведением М.К. Клодта стала его картина "На пашне в Малороссии", написанная еще до выхода из Товарищества и показанная на выставке 1879 года.

После выхода из Товарищества М.К. Клодт почти не выставлялся. Он еще совершал свои ежегодные поездки по России. Лишь некоторые из последних его работ достойны упоминания. Такие, например, как "Волга под Симбирском" (1881)

""

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

и "Прибрежье" (1885).

Здоровье его расшатывалось все сильнее. Начало подводить зрение, появились сильные головные боли... Вскоре на Михаила Константиновича обрушилась новая беда – по вечерам он стал слышать голос…. На занятия в Академию он приходил неопрятный, в мятой и грязной одежде. Кончилось все тем, что его уволили из Академии, вначале с "оставлением за штатом", а в 1894 году уволили уже окончательно, назначив мизерную пенсию.

""

Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Вместе с М.К. Клодтом жил его сын от первого брака Борис. В 1899 году сын умер – тридцати шести лет от роду.

Начинался ХХ век. Многие художники, называемые в прошлые годы великими, доживали свой век в бедности и безвестности. О последних годах жизни М.К. Клодта мало что известно. В последний раз М.К. Клодт как художник упоминается в 1897 году, в связи с открытием юбилейной выставки Товарищества, на которую были приглашены все старые передвижники.

16 (29) мая 1902 года Михаил Константинович Клодт умер. По материалам: Роньшин В.М. "Михаил Клодт".Альбом работ художника

art-grd.com

Русская живопись. Художник Клодт Михаил Константинович. Биография. Картины

Клодт Михаил Константинович

Пейзажист. Воспитывался в творческой семье. Учился в Академии художеств, где впоследствии преподавал. Участник Товарищества передвижных художественных выставок. Много путешествовал по России. Клодт – мастер со своим особенным стилем. Его работы отличались скурпулезной точностью, из-за чего на написание картины уходило много времени. Просмотреть картины Клодта

Биография и творческая деятельность

Выдающийся русский художник-пейзажист Михаил Константинович Клодт (барон Клодт фон Юргенсбург) родился в Петербурге 30 декабря 1832 года (11 января 1833 года). Воспитывался мальчик в творческой среде: отец его, Константин Карлович Клодт, увлекался гравюрой по дереву; дядя, Петр Карлович Клодт, считался одним из лучших скульпторов.

В юном возрасте Михаил поступил в Горный кадетский корпус. Но учеба сильно тяготила Михаила, он часто пропускал занятия. Единственный предмет, который будущий художник посещал с большим удовольствием, было рисование. Иван Трофимович Хруцкий, который преподавал у него рисование, не мог нарадоваться на юного Мишу Клодта. Именно Хруцкий увидел в нем большого художника.

И вот, в 1851 году, в восемнадцатилетнем возрасте, Михаил Клодт поступил в Академию художеств. Обучался он в классе профессора М.Н. Воробьева, преподававшего в то время ландшафтную живопись. В Академии Клодт занимался с большим увлечением. В 1853 году за одну из ученических работ Совет Академии удостаивает Михаила серебряной медали второй степени. С этого момента Клодт становится стипендиатом Общества поощрения художников. А в следующем году за картину «Вид на острове Валаам» молодой художник награждается золотой медалью второй степени. Это полотно было показано на академической выставке 1857 года и имело хорошие отзывы критики. В 1858 году Михаил Константинович заканчивает Академию. За картину «Вид в имении Загезаль близ Риги» художник получает Большую золотую медаль первой степени и вместе с ней право на поездку в Европу в качестве пенсионера сроком на три года.

В мае 1858 года Клодт с большим желанием работать и совершенствовать свое мастерство отправляется в Швейцарию. Приехав, художник поселяется в небольшой гостинице на берегу Женевского озера. Однако швейцарская природа не способствовала вдохновению художника, и, вместо плодотворной работы, у него начинается самая настоящая хандра. Клодт решается на смену обстановки, и, в надежде, что мировая столица искусств его взбодрит, переезжает во Францию, в Париж. Но и здесь художник чувствует себя неуютно: ни великолепная архитектура Парижа, ни современная французская живопись не произвели на него впечатления. Русского живописца тянуло на Родину. В 1860 году Михаил Константинович пишет в Академию художеств письмо, в котором просит разрешения вернуться в Россию, чтобы в оставшийся срок пенсионерства заняться писанием пейзажей с натуры в России. В тот же год Клодт для отчета перед Академией пишет картину «Вид в Нормандии».

В январе 1861 года художник наконец получает от Академии разрешение и возвращается в Россию. Летом 1861 года Клодт знакомится с Елизаветой Михайловной Станюкович, любовь к которой помешала художнику целиком посвятить себя творчеству. Однако Елизавета Михайловна ему отказала. После этого Клодт впал в глубокую депрессию. Его близкие были очень обеспокоены дальнейшей судьбой живописца. Но вскоре Михаил Константинович женился на Лизе Владимирцовой, которую как раз его семья и прочила ему в жены.

Устроив свою личную жизнь, Михаил Клодт наконец приступил к работе. По впечатлениям от поездки в Европу он написал картины «Вид в долине реки Аа в Лифляндии», «Баркасы на берегу во время отлива. Бретань» и «Ночной вид в Нормандии. Рыбаки». Эти произведения были тщательными по исполнению; как и его отчетный пейзаж «Вид в Нормандии», написанный в 1860 году, картины были написаны в рамках академических канонов в сочетании с романтическими мотивами. В 1862 году за эти работы Михаил Константинович получает звание академика, а срок пенсионерства был продлен еще на один год. Эти картины были последними, в которых художник обратился к заграничной тематике. После этого Клодт посвятил свое творчество родной природе.

Летом 1863 года родственники пригласили Михаила c женой погостить в Мценский уезд Орловской губернии. Именно здесь, в провинции, художник обретает душевную гармонию, находит темы для своих будущих работ. Работая сначала в Орловской, а затем в Тульской и Смоленской губерниях, Михаил Константинович создает ряд «российских» пейзажей. Особенно ему удались картины «Дубовая роща» (1863), «Большая дорога осенью» (1863), «Вид в Орловской губернии» (1864), за которую в 1864 году художник получил звание профессора.

При создании своих картин М.К. Клодт обращал внимание на каждую мелкую деталь, добивался скрупулезной точности, порой по несколько раз переписывая картину. Поэтому неудивительно, что на создание картины у него уходило очень много времени. Художника это сильно раздражало, однако ничего поделать с собой он не мог, продолжая много и упорно работать. Имея звания профессора, Михаил Константинович имел право на преподавание в Академии художеств. Но штатной должности на тот момент для него не нашлось.

9 декабря 1863 года у Клодта родился сын Борис. Ребенок был очень слабым. Жена художника также тяжело заболела. С течением времени ее болезнь прогрессировала, и в декабре 1865 года она умерла. Вскоре после жены умерла и мать Михаила Клодта. Весной 1866 года художник снова уехал на Орловщину, где полностью посвятил себя работе.

Вернувшись в Петербург, М.К. Клодт первым делом отправился… к своей первой любви – Елизавете Михайловне Станюкович. Художник снова сделал ей предложение. В январе 1867 года они обвенчались. А в ноябре у них родился сын Петр. В конце 1860-х годов Михаил Константинович Клодт – состоявшийся мастер, со своим взглядом на искусство, со своим узнаваемым почерком. В этот период художник создал множество замечательных полотен, среди которых «Лучи солнца», «Русская деревня», «Закат солнца в Орловской губернии» (1867), «Аллея в березовой роще» (1867). Тем не менее, финансовые дела живописца становились все хуже.

Следующее десятилетие в жизни Клодта связано с образованием и деятельностью Товарищества передвижных художественных выставок. В декабре 1870 года было избрано первое правление Товарищества, в состав которого вошел и М.К. Клодт. На первой выставке Передвижников, которая открылась 29 ноября 1871 года в Петербурге, среди прочих были экспонированы две работы Клодта: «Полдень» и «Вид в Киеве». Он продолжал участвовать в выставках Товарищества до 1879 года. Позднее художник создает ряд замечательных полотен, которые вошли в «золотой фонд» русского пейзажа: «Вечерний вид в деревне. Орловская губерния» (1874), «Рожь» (1877). «Лесная даль в полдень» (1878).

Несмотря на то, что Михаил Константинович состоял в рядах Товарищества, В 1873 году его зачислили в Академию художеств на профессорский оклад, где он проработал до 1886 года. Художник вместе с А. Боголюбовым и С. Воробьевым создал класс пейзажной живописи. В период работы в Академии М.К. Клодт ежегодно отправлялся в творческие командировки по России.

В конце 1870-х годов у художника произошел разрыв с женой. Вскоре после этого, в январе 1880 года, последовал и выход М.К. Клодта из Товарищества передвижников. Поводом стала статья в газете «Молва», в которой художник жестко раскритиковал пейзажи А.И. Куинджи. Сам Куинджи потребовал исключить М.К. Клодта из Товарищества, а когда этого не произошло, то заявил, что он сам выходит из Товарищества. Вскоре после этого Клодт получил письмо от члена правления Н.А. Ярошенко, в котором тот высказал мнение, что написать статью в «Молве» Михаила Константиновича заставила не «любовь и интерес к искусству, не искание истины, а мотивы чисто личные...». Поддавшись эмоциям, третьего января 1880 года М.К. Клодт подал прошение исключить его из рядов Товарищества, но пожелал участвовать в его выставках в качестве экспонента. В этот период произошло еще одно событие, которое нанесло сильный удар художнику - умер его отец. Последней серьезной работой М.К. Клодта до выхода из Товарищества стала картина «На пашне в Малороссии», которая была показана на выставке 1879 года.

Далее художник продолжал совершать ежегодные поездки по России. Из последних его произведений следует отметить картины «Волга под Симбирском» (1881) и «Прибрежье» (1885). Постепенно здоровье Клодта ухудшалось . Начало подводить зрение, кроме того, художник стал страдать психическим расстройством. На занятия в Академию он появлялся грязным и неопрятным. Кончилось все тем, что его уволили из Академии, вначале с «оставлением за штатом», а в 1894 году уволили уже окончательно, назначив мизерную пенсию. В 1899 году в возрасте тридцати шести лет умер его сын Борис.

В последний раз имя художника упоминается в 1897 году, в связи с открытием юбилейной выставки Товарищества передвижников. Умер Михаил Константинович Клодт 16 (29) мая 1902 года в Петербурге.

Картины Клодта  

mail.art19.info

Клодт Михаил Константинович, картины художника

Клодт Михаил Константинович (Клодт фон Юргенсбург)(1832-1902)

Выдающийся русский художник-пейзажист. В 1851-1858 учился в Петербургской Академии художеств, по окончании которой был послан пенсионером за границу. Работал в Швейцарии в Сев. Франции.В 1861 до окончания срока пенсионерства вернулся в Россию. В том же году получил звание академика за картины "Ночной вид в Нормандии" и "Вид реки Аа". С целью  изучения родной природы совершал многочисленные поездки по России. 1.«Вид в Нормандии (Летний день)»1860

2.«Березовая аллея»1890-е

3.«Взморье»Около 1870

4.«Вид на острове Валааме»1857

5.«Возвращение стада в деревню»1870

6.«Дубовая роща»1863

7.«Лесной пейзаж (Аллея в березовой роще)»1867

8.«На пашне»1872г.

9.«Осенняя пахота в Малороссии»1876

10.«Пейзаж с коровами»

11.«Полдень (Коровы в воде)»1874

12.«Село в Орловской губернии»1864

13.«Стадо у реки в полдень»1869

15.«Ферма в горах Швейцарии»Начало 1860-х

16.«Швейцарский вид»1869

17.«Долина реки Аа в Лифляндии»1862

18.«Лесная даль в полдень»1876

источник:http://www.artsait.ru/art/k/klodtmk/main.htm

konrad1975.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта