Художник 1-ой Конной армии (о Митрофане Грекове). Картины грекова


Греков Митрофан Борисович

Страница 1 из 2

 

alt  Греков Митрофан Борисович - настоящее имя - Мартыщенко Митрофан Павлович (1882-1934). Мастер батальной живописи, М. Б. Греков сыграл заметную роль в развитии отечественного искусства. Будучи приверженцем реалистических традиций русской живописной школы XIX в., он был пропагандистом зарождающегося официального стиля эпохи - социалистического реализма.

    Детство и юность будущего художника прошли на Дону в хуторе Шарпаевка, Ростовская губернии. Поначалу рисованием он занимается самостоятельно, а в 1898 г. поступает в Одесское художественное училище и учится у   К. К. Костанди. После его окончания в 1903 г., Греков успешно сдает экзамены в Петербургскую Академию Художеств, где в 1905-07 гг. учится в живописной мастерской И. Е. Репина, а после ухода последнего из Академии переходит в батальную мастерскую А. Ф. Рубо. Во время учебы он участвует в работе над знаменитыми панорамами своего педагога - "Оборона Севастополя" (1907) и "Бородинская битва" (1911).

В 1911 г. Греков выполняет конкурсную работу "Волы в плугу", за которую удостаивается звания художника. С 1912 г. он отбывает воинскую повинность, а с начала Первой мировой войны оказывается на германском фронте.

В 1917 г. Греков демобилизуется по причине тяжелой болезни. Какое-то время он работает учителем в Новочеркасске, где создает свою первую живописную серию, посвященную разгрому белогвардейцев, - "Бредут", "Корниловцы" (обе 1919), "Отверженные. Отступление корниловцев" (1922). Вместе с композицией "Вступление полка имени Володарского в Новочеркасск" (1920), эти полотна положили начало советской батальной живописи, лейтмотивом их стало не отражение военных действий как таковых, а те новые, романтичные, на взгляд художника, идеи, за которые боролась Красная Армия. Героем этих картин выступает не личность, а революционная стихия, "материализующаяся" в массе красноармейцев, вооруженного народа, вершащего свою историю.

Отсутствие холодной рассудочности и живописной театральности, а также антимилитаристская направленность раннего творчества Грекова, глубокая правдивость в изображении суровых военных будней делает его преемником демократических традиций искусства В. В. Верещагина.

В начале января 1923 года М.Б. Греков был представлен К.Е. Ворошилову, которому сказал, что своей творческой целью ставит создание живописной истории гражданской войны на юге России, на Дону и в Поволжье. К. Ворошилов на это ответил: "Гражданская война - явление грандиозное. В совокупности эту тему не охватить и за целую человеческую жизнь", - и предложил художнику ограничиться каким-либо одним периодом в истории гражданской войны, а еще лучше изображением боевого пути одного крупного воинского соединения. Так Митрофан Греков стал летописцем Первой Конной армии.

У художника к этому времени было уже три больших картины - "Вступление в Новочеркасск полка имени Володарского", "Артиллерия на волах" и портрет Левандовского - помощника командующего войсками Северо-Кавказского военного округа.

В середине марта 1923 года все три полотна экспонировались на IV выставки АХРР (Ассоциация художников революционной России) в Москве, в Центральном доме Красной Армии. После закрытия выставки картины М. Грекова поступили в числе лучших батальных полотен во вновь организованный Музей Красной Армии.В том же 1923 г. художник завершает картину "В отряд к Буденному", имевшую определенный успех у военного руководства Красной Армии. В этом небольшом полотне с изображением единственного персонажа достигнут тот совершенный смысловой и композиционный лаконизм, который будет характеризовать все дальнейшее творчество Грекова.Осенью 1924 года М. Греков написал свою знаменитую "Тачанку", которой сам дал название "Пулеметам продвинуться вперед!", а также картину "Бой за Ростов под Большими Салами". Свою судьбу с Красной Армией художник связал сознательно, никогда об этом не жалел, сроднившись с жизнью и бытом советских вооруженных сил, хотя временами ему приходилось очень трудно.

Живописец активно занят в художественной и общественной жизни страны. Он постоянно участвует в выставках АХРР, членом которой является с 1925 г. В Новочеркасске в 1927 г. проходит его персональная выставка. Здесь же Греков выступает в качестве организатора художественной студии ОМ АХРР. В 1930 г., после реорганизации АХРР, ему принадлежит одна из ведущих ролей в создании Союза советских художников.

В эти годы живописец начинает развивать идею, связанную с тематическими передвижными выставками, диорамами и панорамами. Первая его диорама - "Взятие Ростова" (1928) - не сохранилась: она сгорела во время бомбежки в Пятигорске в период Великой Отечественной войны. Греков создает ряд эскизов к диорамам "Егорлыкский бой" (1931, совместно с Г. К. Савицким), "Штурм Перекопа" (1931), "Памятник Первой Конной", "Оборона Цырицына" (обе 1933).

В 1934 г. он приступает к работе над первой советской панорамой "Перекоп". Выступая новатором в этой области, художник предлагает заменить круглую панораму на комплексную, состоящую из ряда диорам, объединенных композиционно и тематически. Эта огромная работа не мешает ему продуктивно трудиться и в области станковой живописи. Картины "Чертов мост" (1931), "Конармейская тачанка. Выезд на позиции" (1933), "Знаменщик и трубач", "Трубачи Первой Конной армии", "На Кубань" (все 1934) знаменуют собой высший расцвет батальной живописи Грекова.

Освободившись от документальной фиксации происходящего, мастер приходит к глубокому образному обобщению. В своих полотнах он часто использует панорамный композиционный принцип: высокий горизонт и крупномасштабность фигур первого плана придают композициям характерную монументальность. Живопись Грекова этого времени отличается повышенной светоносностью и яркими чистыми красками.

Напряженную работу живописца прервала скоропостижная смерть в Севастополе, в 1934 году. Мастер так и не успел закончить свое главное произведение - панораму "Перекоп".

За время жизни М.Б. Грековым написано более 300 картин

Имя Грекова было присвоено Студии военных художников, созданной в Москве в 1935г.

alt

 Одесскому художественному училищу тоже было присвоено имя выдающегося художника-баталиста Грекова Митрофана Борисовича

Свежие страницы из раздела:

Предыдущие страницы из раздела:

odesskiy.com

Биография и творчество Митрофана Грекова

   О Митрофане Грекове ходила такая история. 1919 год. Красная Армия входит в Новочеркасск.    Художника уговаривают уйти с белогвардейцами, но Греков решает остаться.    – Я не покину Россию, мне, русскому художнику, нечего делать на чужбине, – сказал Греков директору Новочеркасского музея, напуганному и собиравшемуся бежать.    – Но подумайте, дражайший Митрофан Борисович, – сложив на груди руки, взывал директор, – подумайте, какая судьба вам уготована! Все музеи разграбят, картины и книги сожгут! Говорят, – он перешел на шепот, – говорят, что в Эрмитаже ничего не осталось.    – Никогда не верил паническим слухам, – спокойно сказал Митрофан Борисович, – и вам не советую.    – Да в конце-то концов, как вы уживетесь с этим... с этим мужичьем?!    – Позвольте заметить вам, милостивый государь, – сухо сказал Греков, – что я выходец из простого народа и горжусь этим!    И художник вышел на улицу встречать Красную Армию.

   Митрофан Борисович Греков родился в июне 1882 года на хуторе Шарапаевка Донской области, в семье отставного казачьего офицера. Отец мечтал дать своим детям хорошее образование, и, когда пришел срок, Митю отдали в окружное училище, где он сразу же проявил особый интерес и недюжинные способности к рисованию. Увидев, что сын много и увлеченно рисует, отец сказал:    – Ну, что ж, Митя, не казацкое это, конечно, занятие, но оно лучше, чем нагайкой размахивать да выслуживаться перед атаманом, – и сам отвез его в Одессу, где определил в художественное училище.    Окончив в 1903 году училище, Греков подает прошение о принятии его в столичную Академию художеств.    В Академии он почувствовал влечение к военно-исторической теме и стал заниматься в классе профессора батальной живописи Франца Алексеевича Рубо. Франц Алексеевич покорил его грандиозными по масштабу и мастерству, созданными с документальной точностью панорамами "Оборона Севастополя", "Бородинская битва".    В 1911 году появляется первая картина, принесшая Грекову известность: "Атака кавалергардов под Аустерлицем". Он пишет картины, посвященные подвигам русских воинов в битвах далекого прошлого: со шведами, турками, французами...    В первую мировую войну Греков попадает на фронт и получает тяжелое ранение. Затем демобилизуется и едет в Донскую область, в Новочеркасск. Там, на родине, здоровье художника постепенно поправляется, он приступает к работе, рисует с натуры, преподает рисование в Ростовской гимназии.    1918 год. Гражданская война. В Ростов-на-Дону, Екатеринодар, Новочеркасск стягиваются войска контрреволюции.    "За время существования белых, – пишет Греков в своей автобиографии, – ни о какой художественной жизни и говорить не приходилось..."

   В отряд к Будённому

   Художнику не разрешали выставлять картины. Единственный его заработок – утомительные поездки в Ростов, где он преподавал рисование.    Так продолжалось до тех пор, пока в город не пришла Красная Армия.    Укрепившись в городе. Советская власть сразу же взяла под свою охрану памятники старины, музей, коллекции, художникам выдавались пособия, пайки, материалы для работы. Грекову командование выдало специальную охранную грамоту.    В ноябре 1920 года художник добровольно вступает в Красную Армию.    – С вашим здоровьем нельзя воевать, – говорили ему врачи, – вам нужны покой, хорошее питание, свежий воздух...    – Свежего воздуха там будет предостаточно! – шутил художник. – А вот покой?! Он-то мне как раз и не нужен!    Ночная разведка

   В армии Греков был одним из первых создателей народных художественных кружков. Трудно было внушить рядовым бойцам, среди которых попадались и совсем безграмотные, любовь и уважение к искусству.    Когда Греков появился на первом занятии, его встретили враждебным молчанием, затем посыпались вопросы.    – Ты что же это... "картинкам" нас обучать будешь?    – Не для простого народа это занятие!    – У нас барыня тоже любила картинки малевать. Придет на поле с ящиком своим, на стульчик сядет, зонтик раскроет, а управляющему велит нас гнать, мешаем мы ей, мол, вид портим.    – Не до картинок нам! С контрой воюем!    Греков в ответ лишь улыбался. Когда возмущенные голоса смолкли, он подошел к доске и, взяв мел, с закрытыми глазами, одной линией нарисовал охотничью собаку в стойке.

   Тачанка

   – Ну и ну! – охнули бойцы.    Тогда Греков так же, одной линией, нарисовал скачущую лошадь.    – Ишь ты... хорошо коня знает! – уважительно сказал старый боец-кавалерист.    – А то как же! – отозвался Греков, – из станичников я, потомственный казак. Вы думали, только барышни умеют "картинки" малевать?    – А можно мне попробовать? – спросил молоденький красноармеец, – я лошадь хорошо знаю. Пастухом был. Могу тоже с закрытыми глазами нарисовать.    – Пожалуйста, попробуйте, – сказал Греков.    Красноармеец подошел к доске, взял мел и, закрыв глаза, начал рисовать. Уверенный, что нарисовал лошадь, он спросил у товарищей:    – Ну как, хорошо?

   Разоружение деникинцев

   Раздался дружный смех.    – Ай да молодец! "С закрытыми глазами могу". Это тебе, брат, ис-кус-ство!    – Ну, вот, – сказал Греков, – мы и подошли к самому главному. Писание картин это не баловство, не барская прихоть, а искусство!..    Греков участвовал в легендарном рейде Первой Конной. За день конница Буденного преодолевала огромные расстояния. На коротких привалах Греков в беглых карандашных рисунках запечатлевал стремительные кавалерийские атаки, "полет" тачанок. Так появлялись заготовки для будущих замечательных картин.    После окончания войны и демобилизации художник участвует в выставках, организует студию батальной живописи, пишет портреты красных командиров, бойцов, легендарных военачальников – С. М. Буденного, К. Е. Ворошилова. В эти годы он приступает к давно уже задуманным картинам о Первой Конной Армии.    В 1934 году в Москве открылась выставка, посвященная пятнадцатилетию Первой Конной армии. Больше половины экспонатов принадлежало Митрофану Борисовичу Грекову.    Одна из самых первых картин цикла – "В отряд к Буденному".

   Трубачи Первой Конной

   Степь. Человек на коне. За ними бредет конь без седока. Понурился одинокий всадник, видно, много горя причинили ему белые. Он едет записываться в отряд к Буденному, чтобы отомстить врагам.    В картине "Ночная разведка" разведчиков нет, только оседланные кони, сиротливо пригнувшись к обочине дороги, ждут, когда из станицы, занятой белыми, вернутся их хозяева, красные разведчики. Неосторожный шаг, малейший шорох могут обернуться бедой, выберутся ли они?    Особенно много зрителей было у последних и лучших работ.    Среди зрителей много бывших красноармейцев, с восторгом рассматривавших картины Грекова.    – Хороша! – обратился один из ветеранов к молоденькому курсанту. – Смотрю и вспоминаю: жара, трава в степи выжжена, а мы так вот мчимся!    – Лошади прямо как живые!    Знаменщик и трубач

   – Да-а-а! – подтвердил старик конармеец,– как живые. Знает Митрофан Борисович лошадей. Наш брат, из Первой Конной! – добавил он с гордостью.    Картина "Тачанка" пронизана движением, кажется, четверка лошадей вот-вот вырвется за пределы полотна, будто слышится цоканье подков, гром колес...    Совсем другое впечатление производит картина "Трубачи Первой Конной". Здесь нет яростного порыва "Тачанки". По пыльной дороге движется конный отряд. Устали лошади, устали люди. Много дней без передышки преследовали они врага. Где взять силы? Но командир знает – только музыка, веселая песня способны взбодрить бойцов, и он отдает приказ музыкантам: играть!    В картине "Знаменщик и трубач" Греков особенно щедро использует любимые цвета: синий, алый и коричневато-желтый. Картина символична. Трубач, возвещающий победу и начало новой жизни, и знаменщик, высоко поднявший алое знамя Страны Советов.

journal-shkolniku.ru

Описание картины Митрофана Грекова «Трубачи первой конной армии»

Описание картины Митрофана Грекова «Трубачи первой конной армии»

М.Б.Греков является основателем русской батальной живописи. По его работам можно изучить историю советского государства и наглядно увидеть бытовые события. Одной из ярких примеров работ этого направления является картина «Трубачи первой конной армии».

Художник был призван к военной службе и писал все свои работы, исходя из личного опыта. В армии живописец не прекращал работу и отображал сложные трудовые будни обычных советских солдат и работы трубачей, которым необходимо было не только скакать на лошади, но и музицировать.

Идею этой работы художник вынашивал со времен гражданской войны. Он стал своеобразным создателем наглядного пособия подвигов Красной Армии.

В работе живописцу очень точно удалось передать движение и устремленность конного войска. На переднем фланге восседают трубачи, это не холеные музыканты, а крупные вояки, играющие на духовых инструментах. Они впереди всей конницы поднимают боевой дух солдат, показывают свое бесстрашие, смелость и отвагу.

Рядом атаман в овечьей шапке, он развернут к трубачам и, возможно, что-то кричит. Может это боевой клич. Красное знамя алой волной развивается над головами солдат. Конница своей многочисленностью уходит вдаль и видимо не все могут слышать игру трубачей.

Художник передал значимость поднятия боевого духа. Поднявшаяся пыль на дороге означает, что кони не просто медленно идут, а движутся в активном темпе. Картина наполнена патриотизмом, так и хочется присоединиться к коннице и вступить в борьбу за несправедливость. Ясный день создает позитивное настроение.

Художник был свидетелем неспокойных событий и с точностью смог перенести настроение того времени. Сам живописец примкнул к отрядам Красной Армии и сопровождал их весь период гражданской войны. Он исполнял роль армейского художника, запечатлевая события того тревожного времени.

opisanie-kartin.com

Художник Греков.

Художник Греков. , 1983 (19:33)

Аннотация: О художнике-баталисте М. Б. Грекове.

Описание фильма: Кинохроника: мчатся тачанки. Картина художника М. Б. Грекова "Тачанка". Фрагменты Севастопольской панорамы. Кинохроника: летят самолеты, боевой корабль, бегут солдаты. Разрезают ленточку перед открытием восстановленной панорамы. Здание Академии художеств. Фотографии М. Б. Грекова. Фрагменты картин М. Б. Грекова. Дом-музей Грекова в г. Новочеркасске. Здание Исторического музея. Пушкинская площадь в г. Москве. Люди на художественной выставке. Третьяковская галерея. Здание Дома художника. Могила М. Б. Грекова на Новодевичьем кладбище. Художники за работой.

Описание части 1: Картины художника М.Б. Грекова: «Тачанка», «Волы в упряжке», «Трубачи Первой конной», «Вступление полка им. Володарского в Новочеркасск» и др. - ср., общ.Портрет М.Б. Грекова - кр., ПНР.Кинохроника 1917-1923 гг.: Скачет Первая конная - общ. Развевается флаг - общ.Всадник-трубач - кр.Проезжают тачанки - ср., общ.Конница въезжает на мост - общ.Герой гражданской войны С.М. Буденный – кр. Среди бойцов стоит К.Е. Ворошилов - общ.Памятник затопленным кораблям в Севастопольской бухте - общ., ПНР на море.Кинохроника 1914-1918 гг.: Проходят русские солдаты - ср., общ.Солдат с винтовкой - ср.Взрывы - ср.Стреляет орудие - ср.Солдаты в окопе стреляют - общ.Ведут раненого солдата - ср.Оказывают помощь раненым - ср.Солдат тащит раненого - ср., стоп-кадр; лежит убитый - ср.Фрагмент картины Грекова «В отряд к Буденному» - кр.Кинохроника:Петербург. Петропавловская крепость (снято через решетку Летнего сада) - общ.Летний сад - общ.; здание Академии художеств - общ.; картины - ср.Репин пишет за столом - ср.Репин с группой художников на даче - общ.Свидетельство об окончании Академии художеств, выданное Грекову - кр.Фото - Греков рисует - ср.Фото - Греков с женой - кр.Фрагмент картин М.Б. Грекова - разн.Кинохроника 1941-1945 гг.: Севастополь. Самолеты в воздухе - общ.Разрушенные здания - общ.Оборона Севастополя, бои на улицах города - ср.; стреляют и бегут солдаты - ср.Фото: художник-баталист Рубо и молодой Греков, участники создания панно Севастопольской панорамы - кр., ср.Кинохроника 1940-х гг.: Севастополь. Разрушенное здание Севастопольской панорамы - ср., ПНР.Люди раскапывают развалины - общ.Строительные леса на здании панорамы - ср.Реставрационные работы панорамы, работает художник - ср.Торжественное открытие восстановленного здания, люди входят в здание панорамы - общ.Севастополь – общ.Здание панорамы - общ.; люди входят в здание - общ.Фрагменты панно панорамы - ср., кр.Дом-музей М.Б. Грекова в Новочеркасске - ср., наезд.Внутренне убранство комнат - ср., ПНР.Мольберт в комнате - ср.Фотографии Грекова - кр., ПНР.

Описание части 2: Кинохроника 1930-х гг.Москва.Здание Исторического музея на площади Пушкина - общ.; движение транспорта - ср.; перед зданием Большого театра проезжает трамвай - ср.Люди переезжают в новые дома - ср.; стоит подвода с вещами - общ.Новостройки - общ.Люди благоустраивают квартиры - ср.Улицы города - общ.Выставка работ художника Грекова - ср., общ., ПНР.ПНР по картинам - кр., ср., общ.

Здание Третьяковской галереи - общ., ПНР.Картины Грекова на выставке, организованной к 100-летнему юбилею художника - ср., кр.Здание Дома художников на Масловке - общ., ПНР.Картины «Буденный на коне», «Купчиха» Кустодиева, «Купание конницы» Кончаловского, «Беспризорники» Богородского, «Смерть комиссара» Петрова-Водкина и другие в залах Третьяковки - кр., ср., общ.

Севастополь – общ.Сапун-гора - ср., общ. ПНРНабережная - общ.Здание Севастопольской панорамы - общ. (снято через ограду)Кинохроника:Севастополь.Люди отдыхают на пляже - общ., вбегают в море - общ.; в парке катаются на аттракционах - ср.Поэт В. Маяковской – кр.

Черновые наброски и эскизы к новым полотнам М.Б. Грекова о героических традициях Советской Армии, к проекту новой панорамы «Перекоп» (в карандаше) - ср., кр.Сообщение о смерти М.Б. Грекова в газете - ср.Заметка и фото церемониала похорон Грекова в газете.Могила художника на Новодевичьем кладбище - ср.Художественная студия им. Грекова в Москве - общ.Бюст Грекова - кр.Художники-«грековцы» в мастерской студии обсуждают эскизы новой Волгоградской панорамы - ср., общ.Картина М.Б. Грекова «Знаменщик и трубач» - кр., ПНР.Портрет Грекова - кр., ср.

Режиссеры: Геккер Е.

Операторы: Мякишев Г.

Авторы сценария: Новогрудский А.

Дикторы: Глузский М.

dic.academic.ru

Фильм Художник Греков.. (1983)

Картины художника М.Б. Грекова: «Тачанка», «Волы в упряжке», «Трубачи Первой конной», «Вступление полка им.

Володарского в Новочеркасск» и др. - ср., общ.

Портрет М.Б. Грекова - кр., пнр.

Кинохроника 1917-1923 гг.:

Скачет Первая конная - общ.

Развевается флаг - общ.

Всадник-трубач - кр.

Проезжают тачанки - ср., общ.

Конница въезжает на мост - общ.

Герой гражданской войны С.М. Буденный – кр.

Среди бойцов стоит К.Е. Ворошилов - общ.

Памятник затопленным кораблям в Севастопольской бухте - общ., пнр на море.

Кинохроника 1914-1918 гг.:

Проходят русские солдаты - ср., общ.

Солдат с винтовкой - ср.

Взрывы - ср.

Стреляет орудие - ср.

Солдаты в окопе стреляют - общ.

Ведут раненого солдата - ср.

Оказывают помощь раненым - ср.

Солдат тащит раненого - ср., стоп-кадр; лежит убитый - ср.

Фрагмент картины Грекова «В отряд к Буденному» - кр.

Кинохроника:

Петербург.

Петропавловская крепость (снято через решетку Летнего сада) - общ.

Летний сад - общ.; здание Академии художеств - общ.; картины - ср.

Репин пишет за столом - ср.

Репин с группой художников на даче - общ.

Свидетельство об окончании Академии художеств, выданное Грекову - кр.

Фото - Греков рисует - ср.

Фото - Греков с женой - кр.

Фрагмент картин М.Б. Грекова - разн.

Кинохроника 1941-1945 гг.:

Севастополь.

Самолеты в воздухе - общ.

Разрушенные здания - общ.

Оборона Севастополя, бои на улицах города - ср.; стреляют и бегут солдаты - ср.

Фото: художник-баталист Рубо и молодой Греков, участники создания панно Севастопольской панорамы - кр., ср.

Кинохроника 1940-х гг.:

Севастополь.

Разрушенное здание Севастопольской панорамы - ср., пнр.

Люди раскапывают развалины - общ.

Строительные леса на здании панорамы - ср.

Реставрационные работы панорамы, работает художник - ср.

Торжественное открытие восстановленного здания, люди входят в здание панорамы - общ.

Севастополь – общ.

Здание панорамы - общ.; люди входят в здание - общ.

Фрагменты панно панорамы - ср., кр.

Дом-музей М.Б. Грекова в Новочеркасске - ср., наезд.

Внутренне убранство комнат - ср., пнр.

Мольберт в комнате - ср.

Фотографии Грекова - кр., пнр.

www.net-film.ru

Умер художник Митрофан Греков - Новости искусства

Митрофан Греков (1882-1934)

Митрофан Мартыщенко (фамилию Греков он принял после окончания Академии художеств) родился 15 июня 1882 года в небогатой казачьей семье.
Мальчик рано начал рисовать. Видя увлечение сына, отец выписал «Ниву». Пусть смотрит картинки, пытается срисовывать. Видно душой почувствовал казачий хорунжий, что сын покажет всему миру мощь и славу российской конницы.

Живописному мастерству Митрофан учился с увлечением, сначала в Одесском художественном училище у мастера жанровых сцен К.К. Костанди, а затем - в Академии художеств у И.Е. Репина и Ф.А. Рубо. Особое влияние на становление художника оказал талантливый баталист, создатель знаменитых панорам «Оборона Севастополя» и «Бородинская битва» Франц Алексеевич Рубо. У него молодой художник постигал композиционное построение батальных сцен, передачу в картине больших пространств и динамики боя, умелое применение цветовых контрастов.

Еще учась в Академии, Греков показал себя самобытным художником со своеобразной, легко узнаваемой манерой живописи. Он пробует себя в различных жанрах, с увлечением участвует в академических выставках и конкурсах, получает на них призы и награды, в том числе и престижные премии имени Куинджи. Небольшую картину художника «На Выборгской стороне» Академия художеств отправляет на выставку в Мюнхен и ее приобретает Лондонский музей.

Академию Греков закончил, имея в художественных кругах репутацию опытного баталиста. Именно ему офицерское собрание лейб-гвардии Кирасирского полка заказало пять больших картин, раскрывающих славные боевые традиции русской конной гвардии. Заказы последовали и из других столичных гвардейских полков. В этот период художник проходит службу вольноопределяющимся в казачьем полку, на практике постигает кавалерийскую науку.

Громадное влияние на Грекова оказала Первая мировая война. Прикомандированный к Ставке, он стал свидетелем блестящих побед и тяжелых поражений русской армии. Кровавая правда войны потрясла художника, опалила ему душу, сделала мастерство суровее и лаконичнее, а руку - тверже.

В марте 1917 года, уволенный из армии после тяжелой контузии, Греков уезжает в Новочеркасск. Художник становится свидетелем гражданской войны на Дону, бегства белогвардейцев и стремительных рейдов конной армии Буденного. Сам потомственный казак, он болезненно переживает раскол казачества, то, что вчерашние однополчане ожесточенно рубят друг друга в яростных кавалерийских схватках. Греков сознательно выбирает свое место в этой борьбе и остается верен этому выбору до конца жизни. В 1920 году он добровольно вступает в Красную Армию и всецело посвящает свое творчество отражению ее истории, становится ее первым художественным летописцем.

По-разному можно относиться к гражданской войне. Но эта трагическая страница была в нашей истории, и ее зрительные образы донес до нас именно Греков. Многие его произведения строго документальны, художник отражает в них конкретные боевые эпизоды: Освобождение Новочеркасска, бои в Сальских степях, Штурм перекопа. Он стремится показать гражданскую войну без прикрас, со свойственными ей ожесточенностью, кровью и потом, болью тяжелых утрат и радостью нелегких побед. В своих произведениях он был искренен, и не надо упрекать мастера в идеализации Красной Армии.

Греков пережил, прочувствовал, выносил в себе все, что в красках оживает на его холстах. Поэтому в своих лучших произведениях: «В отряд к Буденному», «Тачанка», «Трубачи Первой Конной», «Знаменщик и трубач» он изображает обыденные события с такой внутренней силой, динамизмом, художественной яркостью, что они становятся эпическими образами гражданской войны.

Митрофан Греков в своем творчестве стремился приблизить батальное искусство к народу, сделать его доступным и понятным. Чтобы отобразить события гражданской войны со всей их исторической масштабностью, сделать зрителя их «свидетелем и участником», он задумывает создание диорам и панорам.

Первая диорама Грекова «Взятие Ростова» была восторженно принята зрителями. Успех окрылил мастера. Он собирает группу художников-баталистов и начинает подготовку к созданию панорамы «Штурм Перекопа». Но осуществить свой замысел художник не успел. Митрофан Борисович Греков скончался в расцвете творческих сил 27 ноября 1934 года.

Источник: Обозреватель

rupo.ru

"ТЕБЕ КРАСНОЗВЕЗДНАЯ ЛАВА..." Художник Митрофан Греков. - Художники и картины - Музей

М. Б. Греков. Знаменщик и трубач. 1934 Холст, масло. 130 x 161

« Знаете, военным художником может быть далеко не всякий, хотя бы и самый одаренный живописец и рисовальщик. Надо очень хорошо изучить военное дело, знать его тайны, запахи, уметь точно представлять действия войсковых масс, их подразделений и отдельных солдат и офицеров. Короче говоря, надо непременно побывать в шкуре военного человека, понюхать пороху... А самое главное, надо ближе узнать народ на войне, почувствовать его дух...» Эти слова сказаны выдающимся советским баталистом М. Б. Грековым не случайно. Их подтверждает его многолетняя работа в батальном жанре.

М. Б. Греков за работой в мастерской. Фото. Конец 20-х годов.

Родился художник 3(15) июня 1882 года на Дону, на хуторе Шарпаевка Яновской области. Его отец был старинной казацкой фамилии, получившей дворянство на рубеже XVIII—XIX веков. «Среди наших предков были и поляки, и турки, и греки — отсюда и фамилия наша — Грековы»,— рассказывал отец сыну.

По собственному признанию живописца, рисовать он начал «с самого малого возраста», причем с годами это увлечение перешло в непреодолимую страсть. Хотя художественные впечатления Грекова до 17 лет не выходили за рамки не всегда первоклассного материала, который публиковался на страницах популярного журнала «Нива», юноша твердо определил жизненную цель — стать художником. Сразу же по окончании Каменского училища Греков уехал в Одессу поступать в художественное училище.

Привезенные им рисунки привлекли внимание известного в то время художника К. Костанди. По его настоянию юноша и был зачислен сразу во второй класс. Греков на всю жизнь сохранил благодарную память о первом учителе, сумевшем привить вкус к изучению натуры, учившем постоянно «рисовать глазами». Много дал для развития юноши и другой художник-педагог — Г.  Ладыженский.

М. Б. Греков. Тачанка. 1925 г. Москва, Третьяковская галлерея.

Вполне вероятно, определенную роль в творческой судьбе живописца, в выборе пути в искусстве сыграл приезд в Одессу осенью 1900 года В. Верещагина по случаю открытия его персональной выставки, и можно только догадываться о том впечатлении, которое произвели картины прославленного баталиста на юного студента.

Учеба продолжалась не только в период занятий, но и во время летних путешествий, когда Греков вместе с товарищами — И. Бродским, С. Колесниковым и Д. Бурлюком — уезжал к родным кого-либо из друзей или к собственным родителям.

«Работали с упоением, как птицы поют,— вспоминала сестра художника Бурлюка Людмила, тоже художница,— каждый день был заполнен работой: этюды, наброски с мужиков, баб, парней, девчат или совсем случайная натура... еще рисовали «животный мир»: лошадей, коров, волов и овец...»

По окончании Одесского училища Греков получил рекомендацию в Академию художеств, что давало право поступления туда без экзаменов.

Уже на втором году обучения работы Грекова по рисунку и композиции получают первые разряды. Показательно, что именно с тех пор художник стал создавать многофигурные композиции на батальные сюжеты, с массами всадников, показанных в движении. Часто работал он также и над эскизами из хорошо знакомой ему жизни донского казачества. Большое влияние на формирование личности художника оказали события первой русской революции 1905—1907 годов, которая была с энтузиазмом встречена студенчеством, в том числе и академической молодежью. По свидетельству однокашника Грекова, впоследствии также знаменитого баталиста, М. Авилова, он был постоянным участником сходок и политических, собраний. На одном из подобных митингов в круглом академическом дворе, где собралось около трех тысяч человек, ораторы провозглашали необходимость свержения царизма. В ответ на объявленную студентами забастовку все учащиеся по распоряжению президента академии отчислялись на неопределенное время.

М. Греков. Трубачи Первой конной армии. 1934

Почти два года самостоятельной работы на натуре много дали Грекову как живописцу. Неуклонное стремление к содержательной, идейно значительной живописи привело его в мастерскую И. Репина, а впоследствии к профессору Ф. Рубо, который вел батальную мастерскую. В числе наиболее талантливых своих воспитанников Рубо пригласил Грекова для работы над установкой и реставрацией панорамы «Оборона Севастополя», о чем Греков с гордостью вспоминал всю жизнь.

Окончание академии связано с работой над образами Степана Разина и Емельяна Пугачева. В качестве дипломной картины художник представил полотно «Волы в плугу» (1911). В нем отчетливо проявились определяющие черты индивидуального грековского стиля: следование жизненной правде, демократизм, цельность художественного решения.

Заслуживает уважения принципиальная позиция Грекова, занятая им в те годы, когда многие молодые художники увлекались новейшими, нередко псевдореволюционными, нигилистическими течениями в искусстве, противопоставляя их устойчивым реалистическим традициям русской живописи. «Приходилось делать выбор»,— вспоминал впоследствии художник. Неистребимая тяга к правде и жизненности в искусстве особенно окрепла в годы первой мировой войны, участником которой он был, а потом — и во время ожесточенной классовой борьбы на Дону в период становления Советской власти. Неизменно проявляя интерес к нелегкому армейскому походному быту, создавая акварели и рисунки на темы фронтовой жизни, а также портретные этюды казаков и солдат, Греков обращается к изображению боевых эпизодов сражений в редких случаях. Живописные произведения художника, относящиеся к событиям первой мировой войны 1914— 1918 годов, долгое время оставались неизвестны исследователям (местонахождение ряда из них не выяснено до сих пор). Поэтому сложилось мнение, будто империалистическая война не вдохновила художника «ни на одно картинное полотно».

Однако в таких работах, как «На позиции», «Оставленный в Преджборье», «Раненых выносят», Греков стремился передать ощущение неоправданности, бесполезности переживаемых людьми невзгод и лишений, убеждение в «вопиющей бессмыслице войны, ее жестокости». Это слова из дневника художника. Он приходит к выводу, что причина «страшных разрушений и уничтожений... причина войны лежит в организации самого общества», основанного на началах собственности и эксплуатации трудящегося народа.

Демобилизовавшись весной 1917 года после тяжелого ранения, он вернулся на родину и стал очевидцем широко развернувшейся классовой борьбы, которая приобрела в этих местах особенно острый и жестокий характер. «Мне пришлось непосредственно наблюдать походы, движения войск, бои,— вспоминал впоследствии художник,— меня захватывает грандиозность движения, хочется писать по живым, свежим впечатлениям».

М. Б. Греков. Бой при Егорлыкской. 1928-1929 Холст, масло. 178 x 250 см.

Одна за другой появляются полотна Грекова, составившие цикл о гражданской войне на юге России. Еще до восстановления Советской власти на Дону художник раскрыл в своих произведениях обреченность белогвардейщины.

В ранних работах, посвященных героической Красной Армии, Греков, сохраняя жизненную достоверность и точность бытовых деталей, добивается ощущения значительности, эпического решения темы единства народа и рабоче-крестьянской армии.

Цикл картин о легендарных походах Первой Конной под командованием С. М. Буденного и К. Е. Ворошилова живописец выполнил с большой силой художественной убедительности.   Даже   возникло предание о том, будто Греков был художником-солдатом, «с винтовкой на одном плече и с, этюдником на другом», совершившим с красной конницей весь ее боевой путь. Основанием для этого могло послужить то, что Греков действительно вступил в 1920 году добровольцем в Красную Армию, был зачислен в политсостав и служил в должности руководителя кружка изобразительного искусства.

Его работы никогда не производят впечатления сухой, мелочной реконструкции боевых эпизодов. Картины Грекова ценны правдивой передачей главного, умением ненавязчиво выделить определяющую мысль, проникнуть в суть изображаемого. Подтверждением этого служат прославленные полотна «В отряд к Буденному», «Тачанка», привлекающие образной насыщенностью, силой поэтического переживания, эмоциональностью воплощения замысла, художественным мастерством.

Суть эмоционального воздействия живописи Грекова метко выразил известный советский писатель Борис Полевой: «Все его полотна наблюдены, выхвачены из жизни и как бы вместили в себя гром гражданской войны, грохот пушек, стрекотанье пулеметов, нервное ржание коней, запах конского пота и пороховой гари... Они, как драгоценный радий, постоянно источают и будут источать свою увлекающую, организующую и вдохновляющую силу».

М.Б. Греков. Замерзшие казаки генерала Павлова. 1927 Холст, масло. 128 x 205 см.

Будучи учеником мастера панорамного искусства Ф. Рубо, Греков вслед за своим учителем считал панораму наиболее массовым видом изобразительного искусства. Сделав первую в советской живописи диораму «Взятие Ростова» (1929), Греков оказался всецело поглощенным замыслом создания панорамы, которая дала бы, по его словам, «живое, полноценное зрелище массовому зрителю». Он много работал над эскизами панорамы «Оборона Царицына», затем пришел к идее создания комплекса диорам к 15-летию Первой Конной армии. В разгар подготовки к работе над диорамой «Перекоп» Греков скоропостижно скончался в самом расцвете своего дарования.

Не стало художника — скромного молчаливого труженика, всегда просто, даже бедно одетого человека, похожего на мастерового. С годами начала забываться сама его внешность: ладная крепкая фигура, худощавое смуглое лицо с правильными чертами, прямым носом с легкой горбинкой, густыми вьющимися волосами и жесткими усами. Внимательный, художнически зоркий, пытливый взгляд карих глаз, прямая волевая осанка, негромкий басовитый голос — таков   его   мужественный облик, основной чертой которого было спокойное достоинство. Однако живым и действенным осталось искусство Грекова, имя его звучит и сегодня.

То, что он успел сделать за свою жизнь, оставило заметный след в искусстве и принесло художнику заслуженное народное признание. Видный представитель Ассоциации художников революционной России, он стал одним из основоположников советской реалистической живописи. Его имя по праву стоит в ряду великих мастеров батального жанра в мировом искусстве. Как справедливо отмечал С. М. Буденный, не только сама тематика гражданской воины являлась для живописца «близкой, кровной, родной», в его работах «правда исторической действительности предстает перед нами окрыленной творческим воображением художника».

Заветы Митрофана Борисовича Грекова, традиции его творчества нашли продолжение в работах новых поколений советских живописцев, среди которых видное место занимают мастера Студии военных художников, вот уже полвека с честью носящей его славное имя.

С. ЛЕВАНДОВСКИЙ

Журнал "Юный художник" 1985г. № 2. 

tretiakovka.ucoz.ru


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта