Массейс, Квинтен (1465 — 1530). Картины художников. Картина меняла


Массейс, Квинтен (1465 — 1530). Картины художников — Журнал по дизайну и культуре

Квинтен Массейс (Квентин Метсейс) прожил долгую творческую жизнь. По свидетельству биографа Карела ван Мандера (1548 — 1606), он родился в семье кузнеца в старинном брабантском го­роде Лувен (Левен). Точная дата рождения художника неизвест­на: в одних случаях упоминают 1465 год, в других — 1466. В новейшем искусствоведении вторая дата встречается чаще. С детских лет Массейс помогал отцу в кузнице. А когда ему исполнилось пятнадцать, по всей вероятности, начал работать у наковальни. Ремесло свое он менять не собирался. Но в двадцать лет, по сведениям ван Мандера, он «впал в тяжкую и продолжительную болезнь, вслед­ствие чего едва мог поддерживать свое собственное существование и помогать матери». Из последних слов биографа следует, что к описываемому времени отец Квинтена Массейса уже скон­чался.

Гравированный портрет Квинтена Массейса.

Гравированный портрет Квинтена Массейса.

Через некоторое время болезнь отпустила Массейса, он «уже мог прямо сидеть», но о возвращении к кузнечному делу речи не шло.

По одной из версий, именно тог­да, кто-то из его друзей посоветовал ему заняться раскрашиванием резных изображений святых, пользовавшихся большим спросом в Нидерландах. Это занятие способствовало раскрытию художествен­ных способностей Массейса, и дальнейшему становлению его как художника. Осознав новое призвание, Квинтен начал быстро делать успехи. Неизвестно, кто был его учителем. Им мог быть, например, Дирк Боутс Младший, сын знаменитого Дирка Боутса. Старший Боутс умер, когда Массейсу было десять лет, однако, дух его еще жил в мастерской, перешедший к братьям Дирку и Альбрехту. Именно Боутс стоял у истоков светского жанра в искусстве Нидерландов: его кисти принадлежали два полотна для лувенской ратуши, иллюстрирующие тему суда императора Отгона III. Массейс, без сомнения, видел эти произведения и многое по­черпнул из них.

«Портрет Петра Эгидия». Массейс К. 1517 г. (по заказу Томаса Мора)

«Портрет Петра Эгидия». Массейс К. 1517 г. (по заказу Томаса Мора)

В 1491 году художник упоминается уже среди членов антверпенской Гильдии святого Луки.

Антверпен в ту пору был одним из наиболее преуспевающих го­родов Европы. Поступающее сюда в больших количествах золото (в Антверпе­не находилось множество представительств иностран­ных негоциантов), привносило в жизнь роскошь, и делало произведения искусства востребованными. В начале 1490-х годов Массейс открыл собствен­ную мастерскую, однако его работы этого периода не сохранились (также как и более ранние лувенские).

«Христос изгоняет торговцев из храма». Картина, вышедшая из мастерской Массейса.

«Христос изгоняет торговцев из храма». Картина, вышедшая из мастерской Массейса.

Одним из наиболее ранних произведений, принадлежащих кисти художника, считается «Алтарь святой Анны».

К работе над алтарем Массейс приступил приблизительно в 1507 го­ду, когда ему было уже больше сорока лет. В дальнейшем, художник никогда не оставал­ся без заказов. Среди его клиентов были ни­дерландские религиозные братства, пор­тугальские монастыри, датский король, Томас Мор и Эразм Роттердамский, и многие другие. Искусство художника обладало удивительным свойством притягивать к себе всех, кто с ним соприкасался.

«Алтарь святой Анны» с закрытыми створками. Массейс К.1509 г.

«Алтарь святой Анны» с закрытыми створками. Массейс К.1509 г.

О личной жизни художника известно немного.

Он был дважды женат, и двое из его сыновей в дальнейшем, также стали художниками. Они родились уже в Антверпене (наиболее известный из них, Ян Массейс – в 1509 году, а Корнелис Массейс — четырьмя годами позже). Атмосфера в доме Массейса была, насколько ­можно судить, вольнодумной, о чем говорят, например, близкие отношения с Эразмом Роттердамским, часто посещавшим в начале 1500-х годов в Нидерланды. Идеи Эразма во многом были близки Массейсу, и их отражение можно най­ти в картинах художника. Сам мастер не отличался ши­ротой образования, однако способность быстро воспринимать важную информацию позволила ему поддерживать контакты со мно­гими учеными людьми своего вре­мени. О том, насколько велик был авторитет Массейса в художественных кругах, говорит, например, то, что Альбрехт Дюрер и Ганс Гольбейн сочли своим дол­гом посетить его, находясь проездом в Ан­тверпене. Кроме того, в 1524 году Массейс был назначен опекуном малолетних детей скончавшегося незадолго до этого известного пейза­жиста Иоахима Патинира (Массейс часто писал фигуры в пейзажах последнего). Сыновей своих Массейс воспитал в гуманистическом духе, что сослужило од­ному из них, Яну, дурную службу: в 1543 го­ду его изгнали из Антверпена за еретиче­ские убеждения, и вернуться в родной город он смог лишь через пятнадцать лет. Скончался Квинтен Массейс в 1530 году в собственном доме в Антверпене, окружен­ный уважением коллег, друзей и родствен­ников. Художнику было не суждено до­жить до 1540-х годов, когда в Нидерландах свирепствовала испанская инквизиция.

«Алтарь святой Анны». Массейс К.1509 г. 224 x 219 см. Королевский музей изящных искусств, Брюссель

«Алтарь святой Анны». Массейс К.1509 г. 224 x 219 см. Королевский музей изящных искусств, Брюссель

«Алтарь святой Анны». Массейс К.1509 г. 224 x219 см. Королевский музей изящных искусств, Брюссель

Покинув Лувен, Квинтен Массейс не порвал с ним связи, о чем свидетельствует триптих «Алтарь святой Анны». Он создал алтарь для церкви святого Петра. На боковых панелях алтаря (как с внутренней, так и с внешней стороны) изображены четыре истории из жизни Иоакима и Анны, праведных родителей Девы Марии. Центральная панель отдана «вневременной» композиции, где святая Анна показана ря­дом с Богоматерью и Младенцем Христом. Композицию характеризуют стройность и гармоничность, чему способствуют светлый интерьер и симметрично расположенные фигуры. Эмоционально, работу отличает лиричность. Изображение центральной панели триптиха, отчасти, напоминает так называемые «свя­тые собеседования», однако для того чтобы полностью соот­ветствовать их иконогра­фии, оно слишком симмет­рично. Взгляды персонажей, в основном, обращены к центру композиции, но две женщины, сидящие у ног Бого­матери и святой Анны, смотрят в разные стороны, визуально размыкая композиционный круг.

«Се Человек». Массейс К. Ок.1515 г. 160x120 см. Музей Прадо, Мадрид

«Се Человек». Массейс К. Ок.1515 г. 160×120 см. Музей Прадо, Мадрид

«Се Человек». Массейс К. Ок.1515 г. 160×120 см. Музей Прадо, Мадрид

По композиционному и эмоциональному строю, картина «Се Человек» представляет собой противоположность «Алтарю святой Анны». Вместо простора, воздушности и духовной сосредоточенности, работу отличают теснота, одержимость и враждебность. Они подчеркнуты диагональю перил крыльца, колоритом картины в целом и выражением лиц персонажей. Связь формы и содержания в творчестве Массейса всегда была очень тесной. Для понимания творческого метода художника следует учитывать его связь с нидерландской традицией, в особенности, с Иеронимом Босхом. Наряды, подчеркивающие социальный статус изображенных персонажей дают определенные основания предполагать некоторый общественно-критиче­ский подтекст работы.

«Портрет Эразма Роттердамского». Массейс К.1517 г. 59x46,5 см. Палаццо Барберини, Рим

«Портрет Эразма Роттердамского». Массейс К.1517 г. 59×46,5 см. Палаццо Барберини, Рим

«Портрет Эразма Роттердамского». Массейс К.1517 г. 59×46,5 см. Палаццо Барберини, Рим

В то время когда Массейс работал над портретом Эразма Роттердамского, тот был уже знаменит в Европе. Работа, выполнявшаяся вместе с парным к ней «Портретом Петра Эгидия» была заказана английским гуманистом Томасом Мором. В 1511 году в Париже вышла в свет книга Эразма Роттердамского «Похвала Глупости», и по сей день остающаяся самым известным литературным произведением ученого и писателя. В год написания портре­та (1517) Мартин Лютер выступил с девяноста пятью тезисами, критикующими католиче­скую церковь. С этого момента повела свое начало Реформация. Эразм Роттердамский, не принявший реформу Лютера, призывал к возвращению традиций раннего христианства, желая обно­вить церковь, избегая раскола. Такая по­зиция обеспечила ему двойственное положение: сторонники Реформации счита­ли его отступником, в то время как в католической среде обвиняли в «высиживании того яйца, из которого вылупился Лютер». Однако, Массейс всегда относился к Эразму с глубоким уважением и, преклоняясь перед обширной эрудицией и умом, полностью разделял его мировоззрение. Эразм представлен на картине за работой, погруженным в свои мысли. Целеустремленность ученого поражала современ­ников: даже в конце жизни, страдая от тяжелой болезни, он продол­жал трудиться так, как не всякому здоровому человеку под силу. В четырнадцать лет Эразм, лишившись отца и матери, постригся в монахи. Однако, к описываемому периоду време­ни он уже давно покинул мона­стырь и не носил монашеской одежды. Изображенный фрагмент интерьера оживляют книги. В портрете ученого есть что-то общее со святым Иеронимом (картина «Размышления святого Иеронима»). Существовавшая художественная традиция способствовала представлению Иеронима не как святого, а как уче­ного-гуманиста.

«Меняла с женой». Массейс К.1514 г. 70,5 х 67 см. Лувр, Париж

«Меняла с женой». Массейс К.1514 г. 70,5 х 67 см. Лувр, Париж

«Меняла с женой». Массейс К.1514 г. 70,5 х 67 см. Лувр, Париж

Для своего времени эта картина была таким же откровением, как «Портрет четы Арнольфини» Яна ван Эйка для первой полови­ны XV столетия. Не оставляет сомнений, что Массейс ориентировался на произведение ван Эйка, но пользовался по­черпнутыми приемами само­стоятельно и выборочно. «Меняла с женой» — первое полностью жанровое произведение в нидерландском искусстве. Но даже в более поздних жанро­вых работах Массейс не поднимался на ту высоту, которую он смог достичь в «Меняле с женой». Неодно­значность интерпретации, богатство смысловых оттенков, глу­бокое проникновение в духовную жизнь персо­нажей — главные черты, свойственные данной работе, крайне редко встречаются в других жанрах мастера.

Благочестие в миру

«Мадонна с Младенцем». Массейс К.

«Мадонна с Младенцем». Массейс К.

В конце XV – начале XVI веков в странах Северной Европы шел процесс переосмысления приоритета «плоти и духа», сопровождавшийся возникновением новых «моральных концепций». Экзальтация, свойственная ду­ховной жизни XI—XIII веков, постепенно уступала место радению о деле спасения души. В этой связи, менялось отношение и к процессу заработка. Долгое время искусство не могло адекватно отобразить новую духов­но-общественную реальность. Массейс стал первым художником, проиллюстрировавшим концепцию «благочестия в миру». Ко второй половине XV столетия в искусстве Нидерландов уже заметно проявились ренессансные черты, но, в целом, оно было ближе к средневековым традициям чем искусство Италии и Германии. В Нидерландах не ставили человека в центр Все­ленной и не превращали окружающий мир в фон для него. Для нидерландской живописи, человек был лишь частью мироздания, чье существование неразрывно связано со всеми остальными частями. Это порождало некоторую «дробность» нидерландских картин. Уникальность творчества Массейса состояла в умении сочетать несочетаемое. Новые тенденции возникали на картинах художника естественно, не противореча старым.

Сотрудничество с Патиниром

«Портрет Парацельса». Массейс К.

«Портрет Парацельса». Массейс К.

Художник Иоахим Патинир был моложе Массейса. Он прибыл в Антверпен лишь в 1515 году, 35-ти или 40 лет от роду (точная дата его рождения не установлена). К этому времени Патинир обладал сложившим­ся художественным мировоззрением и собственной манерой письма. В его творчестве, впервые в нидер­ландском искусстве, пейзаж обрел самостоятельное значение. Кроме пейзажей, художник ничего писать не любил, а поскольку пейзажа как жанр в то время еще не существовал, Патиниру для «оживления ландшафтов люд­скими фигурами» приходилось приглашать к сотрудничеству других живописцев. С Массейсом Патинир сотрудничал особенно часто. Одна из их совместных работ – картина «Искушение свя­того Антония».

Мадонна

«Мадонна с Младенцем и тремя ангелами» Массейс К.

«Мадонна с Младенцем и тремя ангелами» Массейс К.

По сравнению с современными ему живо­писцами, и мастерами старшего поколения, Массейс редко обращался к образу Богоматери. Когда же это случалось, он стремился не к обобще­нию образа Девы Марии, а к его конкретизации. Картина  художника «Мадонна с Младенцем и тремя ангелами» выполнена в традиционной манере. Мадонна изображена в полный рост, в длинном сво­бодно ниспадающем одеянии, с распущенными волосами, как это было принято в нидерландской живописи. Картина «Мадонна с Младенцем», не свободна от умеренных итальянских влияний. Виду отсутствия точной датировки большинства работ художника, это позволяет отнести ее лишь к более позднему периоду творчества Массейса.

Портреты

«Портрет нотариуса». Массейс К.

«Портрет нотариуса». Массейс К.

Исследователи творчества Массейса относят портреты к его лучшим произведениям. Именно в этом жанре стремление художника возвеличить образ человека, показав его в естественной, жизненной обстановке нашло наиболее наглядное вы­ражение. К одному из шедевров Массейса относится «Портрет Эразма Роттердамского». Также любопытен «Портрет нотариуса». Возможно, он писался с конкретного человека, имя которого не сохранилось. Существует предполо­жение, что данная картина художника являлась частью своеобразной «галереи типов». В подтверждение своей правоты, ее сторон­ники указывают на «Портрет ученого». Кисти Массейса относят и «Портрет Парацельса» (1493-1541), ученого и врача, создателя уче­ния об «архее» — высшем духовном принципе, регулирующем жизнедеятельность человека.

Образы Христа

«Христос Спаситель мира». Массейс К.

«Христос — Спаситель мира». Массейс К.

Подобно большинству художников своего времени, Массейс часто получал заказы на религиозные картины и, в частности, на картины, так или иначе связанные с обра­зом Христа. То, как художник раскрывал его образ, пользу­ясь всем многообразием смысловых и интонационных оттен­ков, свидетельствует о том, что насколько он был для него важен. Так, в работе «Христос Спаситель мира» Массейс с глубокой проникновенностью изображает «Христа-просветителя, утешителя гонимых и слабых, мило­стиво прощающего грехи заблудших».

«Се Чело­век». Массейс К.

«Се Чело­век». Массейс К.

На картине художника «Се Чело­век» Христос сам гоним и слаб. Его израненное те­ло, скорбное лицо с полуопущенными веками выдают крайнюю физическую усталость. Однако, физической ус­талости Массейс противопоставляет сокрытую в образе духов­ную силу.

Жанровые работы

«Брачный контракт». Массейс К.

«Брачный контракт». Массейс К.

В творчестве Массейса, впервые отделившись от религиозной живописи, в Нидерландах, сформировался бытовой жанр. Картины этого жанра близки по духу нравоучительным сатирам Эразма Роттердамского. К примеру, картину «Менялу с женой» художник снабдил надписью: «Пусть весы будут точными, а вес правильным». Некоторые ра­боты даже не нуждаются в словесных пояснениях. Так, картина художника «Брачный контракт» говорит о продажной любви: молодая девушка, которую отдают замуж за старика, обнимая его одной рукой, другой – берет мешок с золотом. «Менялы» – еще одно жанровое полотно, приписываемое кисти Массейса.

«Менялы» Массейс К.

«Менялы» Массейс К.

В отличие от ряда других нидерландских художников, Массейс весь­ма умеренно пользовался находками итальянских мастеров. Вероятно, единственный итальянец, оказав­ший на него серьезное влияние — Леонардо да Винчи. О знакомстве с произведениями последнего гово­рит, прежде всего, тонко проработанная светотень в картинах Массейса. Он мог познакомиться с работами Леонардо во время предполагаемого путешествия по Италии, однако документально это не подтверждено. Вероятнее всего, что художник никогда не бывал в Италии, и видел лишь копии картин и рисунков Леонардо, в которых в Антверпене не было недостатка. Знал мастер и рабо­ты Дюрера, который также интересовался картинами художника и посетил его дом во время путешествия по Нидерландам в 1519 году.

Ян Массейс

«Товия излечивает слепоту своего отца» Ян Массейс

«Товия излечивает слепоту своего отца» Ян Массейс

Первоначальное художественное образова­ние Ян Массейс (сын художника) получил в мастерской от­ца и, возможно, помогал ему в создании не­которых поздних работ. В 1531 году, после смерти отца, он вместе со своим младшим братом Корнелисом, вступил в антверпенскую Гильдию живописцев. Возглавив отцовскую мас­терскую, Ян Массейс стал одним из наиболее преуспевающих художников Антверпена, однако в 1543 году инквизиция заподозри­ла его в тайных симпатиях к протестан­там. Яна Массейса изгнали из города, и пятнад­цать лет он прожил в Италии и Фран­ции. Художника считают «первым нидерландским маньеристом», к которому он, вероятно, приобщился, бу­дучи в Италии. Умер художник в Антвер­пене в 1575 году.

Размышления Святого Иеронима. Массейс К.

Размышления Святого Иеронима. Массейс К.

«Размышления Святого Иеронима»

Образ святого Иеронима, (которого живописная традиция предписывала изображать как «кабинетного святого») был близок многим художникам Возрождения. Картина Массейса мало чем отличается от аналогичных работ других мастеров. Обращают на себя внимание лишь выразительный пейзаж за окном и присутствие в келье демонического персонажа.

Портрет ученого. Массейс К.

Портрет ученого. Массейс К.

«Портрет ученого»

Существует мнение, что портрет был написан в паре к «Портрету нотариуса». Однако, ни обстоятельства создания картины, ни кто на ней изображен, достоверно не известны. Можно лишь говорить о том, что Массейс стремился создать образ человека ренессанса, который ему удался.

Оплакивание Христа. Массейс К. После 1511 г.

Картина художника представляет собой центральную панель триптиха, созданного Массейсом по заказу антверпенского цеха столяров. Карел ван Мандер говорит о нем как о «совершенно исключительном по искусной живописи творении». Он сообщает также, что «Оплакивание Христа» желал приобрести испанский король Филипп II, однако, все его предложения были отклонены столярами «с пристойной вежливостью». Во времена иконоборческих смут триптих был надежно спрятан от фанатиков, а в 1577 году магистрат Антверпена выкупил его у цеха столяров за 1500 гульденов, боясь, как бы город не лишился столь ценного произведения искусства.

www.5arts.info

Образ ростовщика в работах мастеров Северного Возрождения

 

The word “painting” was inextricably linked with the word “Italy”. Will not have much time and a great painting will appear in the Northern lands reclaimed from the sea and swamps. The peculiarity of the artist, Reymerswaele is exactly caught the public order on the “bloodsuckers of the Dutch society from the 16th century” in a grotesque form of irony, which is also well paid by the consumer.

Key words:Reymerswaele, Tax Collectors, Northern Renaissance.

 

Фламандский художник Маринус Клаус ван Реймерсвале родился в городе Реймсвал (современные Нидерланды). Он является одним из представителей так называемого Северного возрождения. О нем упоминают его современники-живописцы Карель ван Мандер, Вазари и Гвиччардини. Известно, что отец Маринуса был членом гильдии художников Антверпена. Он учился в католическом университете Лёвена (1504)[1] и прошел подготовку в качестве художника в Антверпене (1509) [1]. Адри Maкор (искусствовед) в своем исследовании задается вопросом кем все-таки был ван Реймерсвале: художником, юристом, иконоборцем [2]?

Работы Маринуса датируются, начиная с 1521 и кончая 1560 годом. Предполагается, что он принимал активное участие в движении иконоборцев в Миддельбурге, за что был осужден на публичное покаяние в 1566 году и к десяти годам изгнания.

Маринус считается учеником Квентина Массейса или по меньшей мере испытал его влияние в своём творчестве. Жанровые произведения Массейса он свободно копировал и имитировал всю жизнь. Среди любимых тем мастера было не только изображение менял, ростовщиков и сборщиков налогов, но и изображение некоторых библейских персонажей, в частности, Левия Матфея, а также он известен как автор многочисленных изображений Св. Иеронима — церковного писателя, аскета [3]. Для того, чтобы понять особенности творчества Реймерсвале, нужно, прежде всего, обратиться к особенностям Северного Возрождения в целом. Вопрос о художественном своеобразии этого периода давно служит предметом оживленных дискуссий в современном искусствознании. Однако и поныне нет сколько-нибудь единого мнения ни о хронологических рамках и внутренней периодизации северного искусства, ни о его идейной и формальной специфике. Для одних ученых единственным критерием оценки искусства Северного Возрождения по-прежнему является итальянский Ренессанс. Другие, напротив, считают, что искусство Северной Европы развивалось по своим собственным законам, чуждым классическим принципам итальянской художественной культуры, и потому никакого Возрождения на Севере вообще не было. По их мнению, то, что принимается за признаки Ренессанса, — в действительности, «осень средневековья» (Й. Хёйзинга) [4], когда последнее цветение и увядание поздней готики постепенно переходит в художественную культуру нового времени. Подобные взгляды, ведущие свое происхождение от теории французского медиевиста конца прошлого века Л. Куражо, особенно типичны для патриотично настроенных немецких и французских историков культуры и историков искусства [5]. До Реформации важная часть рынка произведений искусства была отведена картинам религиозного содержания. Портреты были также популярны — покровители желали увековечить свои подобия для потомков [6]. Портретная живопись имела свои особенности — в искусстве Северного Возрождения ярко проявился натурализм и реализм, особенно это касается изображения человека. Художники стремятся передать не только сходство изображаемых фигур с оригиналами, но и передать внутреннюю жизнь человека, изобразить его характер [7]. Достоверность также проявляется и в стремлении изобразить детали: одежду, фон, окружающий пейзаж.

Многие голландские художники XV–XVI веков, стремясь сделать изображение более убедительным, уделяли большое внимание вещам, окружавшим человека. Например, известный голландский живописец Квинтен Массейс (1465–1530), исполнивший в 1514 году свою знаменитую картину «Меняла с женой» (Лувр, Париж), тщательно выписал предметы, разложенные на столе перед менялой и его супругой: маленькое зеркало, серебряные монеты, молитвенник с яркими миниатюрами и другие вещи.

Подобные картины, героями которых были менялы и сборщики податей, широко распространены и в творчестве Маринуса ван Реймерсвале, написавшего полотно «Сборщики податей» (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Он акцентирует внимание не только на облике героев (мастер дает очень точную характеристику персонажей), но и на вещах, лежащих на столе. Зритель видит монеты, толстую книгу, в которой один из сборщиков делает запись, нож и печать. На полке стоят подсвечник с оплывшим огарком, коробка и разнообразные профессиональные атрибуты [8].

Однако, в целом картины Маринуса ван Реймерсвале — не совсем обычные: таких в истории искусства — на которых бы были изображены менялы и ростовщики — не очень много. Может потому, что профессия менялы была позорной, презираемой и чуждой христианскому миру, представителями которого и являлись в основном художники, они чрезвычайно редко обращались к теме.

В Антверпене времени ренессанса отношение к этой категории населения было скорее прагматическим: их не любили и часто ненавидели согласно средневековой шкале ценностей о «чужаках», но без них уже было невозможно обойтись в обычной жизни — потребительские займы как ничто другое разделяет общество и проводит социальные границы. Стол или лавку менялы можно было найти на каждом рынке. На столе лежали горки или кожаные мешочки с монетами, разложенными по достоинству. Старший товарищ Массейс в своей картине «Меняла и его жена» писал портрет своего времени: немного назидательный, — здесь на всякий случай и изображение улитки, символа всего приходящего, и погасшая свеча, знак хрупкости и мимолетности, да и сами рассыпавшиеся в беспорядке деньги на столе менялы — все это говорит о том, что в мире нет установившегося порядка [9].

Изображение реалий экономической жизни Массейсом и Реймерсвале стало предметом исследования некоторых зарубежных специалистов, например, историк экономики Марджори Грайс-Хатчинсон, считает, что художники, обращаясь к изображению ростовщиков, иллюстрировали учение средневековых схоластов о возможности совмещения ростовщичества и учения Церкви, так как исследователь видит в книге, лежащей на столе Библию [10]. Другие же считают, что, наоборот, Реймерсвале выступает, как морализатор и сатирик, осуждая ростовщичество и другие подобные занятия.

Холст Маринуса ван Реймерсвале «Скупцы» превращает портретную живопись в карикатуру, издеваясь над порочным занятием и подчеркивая опасности того самого богатства, которое позволяло искусству процветать. Именно экономическое процветание таило в себе как немало возможностей, так и немало пороков, и поэтому многие мастера, не только Реймерсвале, обращались к сатире. У Реймерсвале сатира проявляется в изображениях людей, чей разум порабощен идеей нажить.

В связи с вышесказанным, исследователи выделяют два основных художественных направления. К первому из них относятся живописцы, которые сознательно стремились сохранить без изменений «добрые старые» традиции XV века. В их консервативном искусстве новые светские тенденции прокладывали себе дорогу медленно и вяло, с большим запозданием. Весьма типичны для той поры художники, пытавшиеся найти эклектический компромисс между традиционным стилем и новыми формами, нередко заимствованными из итальянского искусства; они тоже традиционалисты, но умеренные. Самая значительная среди них фигура — Квентин Массейс из Антверпена. Полотна художников Северного Возрождения отличались от работ их итальянских коллег. Последние преклонялись перед человеком и стремились создать идеал красоты, а немецкие мастера были холодны к этой стороне жизни. Они стремились передать характер человека, выразить эмоции образа. Ключевым в Итальянском Возрождении была эстетика, в Северном — этика.

В живописи Северного Возрождения долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, внимание обращалось на анатомическое исследование человеческого тела. Французские и нидерландские мастера брали за эталон не античные образцы, а готический и романский стили. Пристальное внимание к миру как «великому зерцалу Бога», когда природа становится, по словам Бонавентуры [11], «путеводителем души к Богу», характерно для искусства Северного Возрождения. Художники этого периода часто обращаются к религиозным сюжетам, но идейно это критика псевдорелигиозных устоев. Все внимание автора оказывается сосредоточенным на изображении живого, реально существующего человека и его внутреннего мира — мыслей, эмоций и чувств. Столь же правдиво показаны здесь и картины природы [12].

Подводя итог живописного творчества Реймерсвале в деле увековеченья образов банкиров, ростовщиков и сборщиков податей 16 века можно смело утверждать, что это ему полностью удалось.Его картины неожиданны, посещая Эрмитаж или Прадо глаз не только искусствоведа, но и обычного туриста выхватывает сюжет, который вызывает целую гамму эмоций, вплоть до протеста, какие же это животные на картинах. Тем не менее, работы нидерландского мастера украшают многие галереи мира. Слово “живопись” было неразрывно связано со словом “Италия”. Пройдет не так много времени и великая живопись появится на скудных Северных землях, отвоеванных у моря и болот” [13]. Особенность творчества художника — это точно пойманный общественный заказ на изображение “кровососов нидерландского общества 16 века” в гротескной форме, иронии, который к тому же хорошо оплачивался потребителем.

 

Литература:

 

  1.    Baudouin, Frans. «Metropolis of the Arts» In: Antwerp’s Golden Age: the metropolis of the West in the 16th and 17th centuries, Antwerp, 1973, P. 23.
  2.    Adri Mackor, 'Marinus van Reymerswale: Painter, Lawyer and Iconoclast?', Oud Holland 109 (1995) pp. 191–200.
  3.    Диесперов А. “Блаженный Иероним и его век”. — М., 1916. — С.15.
  4.    The Autumn of the Middle Ages Paperback Edition by Johan Huizinga (Author), Rodney J. Payton (Translator) P.8.

5.      La Part de la France du nord dans l'oeuvre de la Renaissance, 1890 by Louis Courajod Publisher: University of California Libraries. P.22.

  1.    Дворжак М. Исторические предпосылки нидерландского «романтизма» // Дворжак М. История искусства как история духа. СПб., 2001. С. 239–252.

7.       The Art of the Northern RenaissancePaperback–, 2012 by Craig Harbison P.93.

8.       Northern Renaissance Art 1400–1600: Sources and DocumentsPaperback — January 1, 1989 by Wolfgang Stechow P.112.

  1.    Opening Doors: The Early Netherlandish Triptych Reinterpreted by Lynn F. Jacobs P.44.
  2. Early Economic Thought in Spain, 1177–1740 (Routledge Revivals)1st Edition 2013. by Marjorie Grice-Hutchinson. P.17.
  3. Свидерская М. Живопись эпохи Возрождения как этап в развитии европейской визуальной культуры // Искусствознание 1/2000. М., 2000. С. 5–34.
  4. Фридлендер Макс. От ван Эйка до Брейгеля. Этюды по истории нидерландской живописи... Главы из книги. Пер. Е. Ю. Суржаниновой и К. А. Светлякова. Послесловие К. А. Светлякова // Искусствознание 1/02. М., 2002. С. 520–577.
  5. Киселев А. К. Шедевры фламандской и голландской живописи. М. Издательство Белый Город, С.4.

Основные термины (генерируются автоматически): Северное Возрождение, Антверпен, картина, Меняла, портретная живопись, сборщик податей, стол, художник.

moluch.ru

Мани, мани… Картина Маринуса ван Реймерсвале

На этой странице два человека — искусствовед и инженер — рассказывают вам об одном и том же. Инна Савватеева — про искусство, Александр Иванов — про технику. Сегодня — о том, без чего мы не можем представить себе нашу жизнь — деньги и их счёт.

 

Картина Маринуса ван Реймерсвале—не совсем обычная: таких в истории искусства—на которых бы были изображены менялы и ростовщики—не очень много. Может потому, что профессия менялы была позорной, презираемой и чуждой христианскому миру, представителями которого и являлись в основном художники, они чрезвычайно редко обращались к теме. Ее автор Маринус Глез ван Реймерсвале, южнонидерландский (фламандский) живописец первой половины XVI века. Имя—не очень известное. В собраниях восточной Европы его картин практически нет. Известно о нем не очень много: отец Маринуса был членом гильдии художников Антверпена—это означает, что семья жила за счет заказов от церкви и правящих и богатых семейств города.

 

 Меняла и его жена. Маринус Глез ван Реймерсвале. Старая Пинакотека. Мюнхен

Меняла и его жена. Маринус Глез ван Реймерсвале. Старая Пинакотека. Мюнхен

И, по-видимому, заказов этих было не мало, так как Маринуса отдали на обучение в мастерскую самому Квентину Массейсу, художнику по-настоящему влиятельному и знаменитому. У него Реймерсвале научится многому: самому главному—технике и технологии живописи. Из биографии Реймерсвале известен один странный факт: по каким-то причинам он уехал из своего родного местечка, давшего ему фамилию, в Мидделбург. И там… Там он якобы участвовал в ограблении церкви. Что это означало на практике, источники замалчивают. Не исключено, что участвовал в одной из акций иконоборчества, проходивших в эпоху после Лютера. К пониманию его живописи это мало что добавляет, но может быть объясняет факт, почему в его творчестве практически нет картин на сюжеты из Священного писания. А есть две главные серии, по которым можем мы сегодня судить о его творчестве.

Одна—серия картин с изображением Св. Иеронима. Другая—менялы и ростовщики. Интересен в первую очередь сюжет. Антверпен в то время был самым богатым торговым городом не только Нидерландов, но и всей Северной Европы. Уже в XV веке сюда переместились почти все иностранные купеческие представительства. Во время Массейса и его ученика Реймерсвале город переживал свой золотой век: в 1531 г. здесь открылась биржа, послужившая образцом для подобных заведений в Лондоне и Амстердаме. К середине XVI века население Антверпена превышало 100 тысяч жителей. Профессия менялы, ростовщика была, конечно, очень распространенной. Крупнейшие банки Европы (например, Фуггер) имели здесь свое представительство.В Антверпене времени ренессанса отношение к этой категории населения было скорее прагматическим: их не любили и часто ненавидели согласно средневековой шкале ценностей о «чужаках», но без них уже было невозможно обойтись в обычной жизни— потребительские займы как ничто другое разделяет общество и проводит социальные границы. Стол или лавку менялы можно было найти на каждом рынке. На столе лежали горки или кожаные мешочки с монетами, разложенными по достоинству. Менялы должны были следить за колебаниями курса тогдашних валют. Требовались и определенные математические способности: менялы должны были производить—и очень часто в уме—сложные вычисления с громоздкими дробями. Так что профессия менялы была не самой простой. За свою работу они, естественно, брали определенную плату.Ценности в духе Св. Августина «деньги не рождают деньги» вспоминались в начале XVI века все реже. Уже учитель Массейс в своем картине «Меняла и его жена» писал портрет своего времени: немного назидательный, морализующий—здесь на всякий случай и изображение улитки, символа преходящести, и погасшая свеча, знак хрупкости и мимолетности, да и сами рассыпавшиеся в беспорядке деньги на столе менялы—все это говорит о том, что в мире нет установившегося порядка. Все проходит. И нельзя войти в одни и те же воды два раза. О чем думал Реймерсвале, когда повторял картину учителя, было бы легко сказать, если бы были сведения о том, что работа эта была заказная. Но подобное предположить трудно, так как изображенные лица, скорее всего, вряд ли заказали копию ученику.Дукаты, талеры, динары, пистоли, экю, дублоны, цехины, кроны…—на зеленой скатерти лежит куча монет. Различить их сможет, наверно, только большой специалист-нумизмат. Желтые монеты—явно золотые. Серые—серебряные. Даже не зная курса в пересчете на современные евро, видно, что сумма на столе лежит немалая. Только что эта куча была высыпана из кожаного мешка-кошелька зашедшим внезапно в лавку торговым человеком? Специалисты пишут о резко критическом изображении художником своих моделей—а нам кажется, что пара просто занята своим делом: точно так же сосредоточенно занимается пересчетом купюр большого достоинства современный банковский работник. И если сейчас на помощь приходят современные аппараты, проверяющие подлинность монет и купюр, то меняла Ренессанса должен был полагаться на свое чутье и знание монет разных стран, находившихся в обращении. Взвешивание—это только один из методов определения фальшивки. Обменивая купцам и путешественникам их деньги на местные, он включал в работу свои зрение, слух, осязание, обоняние и даже вкус.Собственно, и вся картина—рабочий эпизод банковского служащего. Огарок свечи указывает на то, что с банками и их владельцами происходит то же самое, что со всеми остальными: банки терпят банкротство, а люди умирают. По сравнению с учителем, уровень морализирования сведен к минимуму. Ну, и еще ученик сделал пару неженатой—обручальные кольца, присутствующие у Майссеса, он снял.Инна Савватеева, кандидат искусствоведения

romantik.germaniaplus.de

Квентин Массейс. Окончание.: lilac2012

Начало: - http://lilac2012.livejournal.com/237802.html ,http://lilac2012.livejournal.com/237980.html .

А теперь немного о влияниях в живописи.

"Уродливая герцогиня" Массейса1037.jpg"Уродливая герцогиня" Леонардо.

13.jpgЧитать - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D0%B5%D1%80%D1%86%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D1%8F

Ещё Леонардо:11.jpg

И ещё Массейс:ARTS LEONARDO

И, конечно же, Босх оказал влияние на Массейса. А на кого повлиял Массейс?Его картины "Меняла с женой" и "Сборщики налогов" породили массу вариантов у последователей художника.

1006.jpg

фрагменты:1008.jpg

1009.jpg

1010.jpg

Не всегда эти картины можно точно атрибутировать, но пока считается, что эти "Сборщики" самого Массейса.1085.jpg

1086.jpg

А это "Сборщики" Яна Массейса, сына Квентинаян.jpg

В следующем посте покажу "Сборщиков" Реймерсвале, ученика Массейса.

И ещё я думаю, что Эль Греко видел эту картину Массейса:1087.jpg

lilac2012.livejournal.com


Смотрите также

Evg-Crystal | Все права защищены © 2018 | Карта сайта