Описание картины Ивана Крамского «Портрет Некрасова». Картины некрасова
И.Н. Крамской. Портрет Некрасова
Иван Николаевич Крамской создал два портрета великого русского поэта. Работы были написаны в тяжёлое время, в гнетущей трагической обстановке последних месяцев жизни Некрасова. Оба они считаются одними из лучших в галерее портретных образов, которую за свою долгую творческую жизнь создал Крамской.
Портрет Некрасова изначально был заказан Павлом Третьяковым для своего собрания, однако впоследствии подтолкнул Крамского к написанию большой картины.
Первый портрет: история создания
Зимой 1877 года состояние Николая Алексеевича Некрасова начало стремительно ухудшаться. Тяжело больной поэт практически не вставал с постели, не в силах писать он надиктовывал свои последние произведения. Третьяков, понимая, что дни народного певца сочтены, срочно заказывает Крамскому его портрет. Некрасова художник хотел изобразить именно так, как он увидел его в эти печальные дни: лежащего на подушках в постели, окружённого любимыми вещами и предметами, напоминающими о его творчестве и неизлечимой болезни.
Эта идея Третьякову не понравилась. Меценат и коллекционер посчитал, что такое изображение омрачит героический образ народного поэта. По настоянию заказчика Крамской написал обычный погрудный портрет, классический по композиции, изобразив Некрасова сидящего прямо, с головой вполоборота, со скрещенными на груди руками.
Заказчик был доволен портретом, но не сам художник. Общение с поэтом в дни работы над картиной произвело на Крамского неизгладимое впечатление. Уже тогда он решился на создание второго полотна, на котором отобразил совсем иной образ поэта.
Второй портрет Некрасова
Эта работа получила название «Н. А. Некрасов в период «Последних песен»». Довольно большое полотно в буквальном смысле составлено из нескольких мелких частей, как мозаика.
Причиной для написания картины послужила всё больше усугубляющаяся болезнь поэта. Каждая встреча давалась ему с большим трудом. Ради сеанса 10-15 минут Крамской нередко ждал целый день. В результате с натуры была написана только голова Некрасова, остальные же части картины художник дописывал уж в мастерской.
Портрет Некрасова на постели получился одновременно масштабным и камерным. Крамской в этот раз изобразил писателя именно так, как задумал изначально, написав не просто портрет, а создав героический образ поэта, отдающего творчеству свои последние дни.
Ошибочная датировка или тайный знак
Второй портрет сам Крамской подписал датой 3 марта 1877 года. На самом деле художник заканчивал картину в мастерской уже после смерти поэта, и датируется она 1878 годом. Однако дата, выведенная Крамским, для него самого и для умирающего Некрасова стала особенной. Именно в этот день поэт надиктовал своё знаменитое стихотворение «Баюшки-баю». Восторженный Крамской считал это произведение лучшим, и последний портрет Некрасова символично отсылает зрителей ко дню создания стихотворения.
fb.ru
Описание картины Ивана Крамского «Портрет Некрасова»
Крамской – русский мастер жанрового, религиозного и исторического портрета, умевший в эпоху до повсеместного распространения фотографии переносить лица человеческие на хост и удерживать их там на века. Писал много, предпочитал реализм всем другим жанрам, часто обращался к русской истории в качестве источника для вдохновения.
Портрет Некрасова ему заказали, когда поэт был уже тяжело болен и не мог вынести долгой работы на портретом. Натурщиком он мог быть всего 10-15 минут в день, что для портрета ничтожно мало, и единственной поддержкой в таких тяжелых условиях для поэта была старая фотография, выданная ему родственниками больного. Совмещая письмо с натуры и письмо с фотографии, Крамской создал один из своих типичных портретов, который для себя возвел практически в ранг отдельного жанра.
Для таких портретов был характерен темный фон, с которым одежда изображаемого обычно сливалась. Коричневый сюртук Некрасова, его черная бабочка – не исключение, фон попадает в тон и лишь немного светлее. Ни одежда, ни руки не прорабатывались детально – они просто были частью человека, но отдельного внимания им не уделялось – зато все свои силы художник сосредотачивал на лице. Освещая его внешним источником света, подходя к изображению его черт скрупулезно и осторожно, Крамской переносил человека на картину таким, каким он был в минуты покоя.
Никаких лишних эмоций на лицах, только сосредоточенный взгляд чуть в сторону. Так и Некрасов – с его бородой, легкими морщинами, со взглядом человека, который видел жизнь изнутри и нашел её довольно занятной – смотрит в сторону и кажется погруженным в свои мысли. Возможно, он думает о смерти, возможно о будущем, которого у него может не быть, возможно вспоминает прошлое или думает об очередной стихотворной строчки.
Впрочем, также возможно, что за его глазами нет никаких особенных мыслей.
Только застывшая концентрированная вечность, в которую он погружен таким, каким был когда-то – много лет назад.
opisanie-kartin.com
Портрет некрасова николая алексеевича — Поэты и писатели
Иван Николаевич Крамской создал два портрета великого русского поэта. Работы были написаны в тяжёлое время, в гнетущей трагической обстановке последних месяцев жизни Некрасова. Оба они считаются одними из лучших в галерее портретных образов, которую за свою долгую творческую жизнь создал Крамской.
Портрет Некрасова изначально был заказан Павлом Третьяковым для своего собрания, однако впоследствии подтолкнул Крамского к написанию большой картины.
Первый портрет: история создания
Зимой 1877 года состояние Николая Алексеевича Некрасова начало стремительно ухудшаться. Тяжело больной поэт практически не вставал с постели, не в силах писать он надиктовывал свои последние произведения. Третьяков, понимая, что дни народного певца сочтены, срочно заказывает Крамскому его портрет. Некрасова художник хотел изобразить именно так, как он увидел его в эти печальные дни: лежащего на подушках в постели, окружённого любимыми вещами и предметами, напоминающими о его творчестве и неизлечимой болезни.
Эта идея Третьякову не понравилась. Меценат и коллекционер посчитал, что такое изображение омрачит героический образ народного поэта. По настоянию заказчика Крамской написал обычный погрудный портрет, классический по композиции, изобразив Некрасова сидящего прямо, с головой вполоборота, со скрещенными на груди руками.
Заказчик был доволен портретом, но не сам художник. Общение с поэтом в дни работы над картиной произвело на Крамского неизгладимое впечатление. Уже тогда он решился на создание второго полотна, на котором отобразил совсем иной образ поэта.
Второй портрет Некрасова
Эта работа получила название «Н. А. Некрасов в период «Последних песен»». Довольно большое полотно в буквальном смысле составлено из нескольких мелких частей, как мозаика.
Причиной для написания картины послужила всё больше усугубляющаяся болезнь поэта. Каждая встреча давалась ему с большим трудом. Ради сеанса 10-15 минут Крамской нередко ждал целый день. В результате с натуры была написана только голова Некрасова, остальные же части картины художник дописывал уж в мастерской.
Портрет Некрасова на постели получился одновременно масштабным и камерным. Крамской в этот раз изобразил писателя именно так, как задумал изначально, написав не просто портрет, а создав героический образ поэта, отдающего творчеству свои последние дни.
Ошибочная датировка или тайный знак
Второй портрет сам Крамской подписал датой 3 марта 1877 года. На самом деле художник заканчивал картину в мастерской уже после смерти поэта, и датируется она 1878 годом. Однако дата, выведенная Крамским, для него самого и для умирающего Некрасова стала особенной. Именно в этот день поэт надиктовал своё знаменитое стихотворение «Баюшки-баю». Восторженный Крамской считал это произведение лучшим, и последний портрет Некрасова символично отсылает зрителей ко дню создания стихотворения.
rus-poetry.ru
Крамской Н.А. Некрасов в период «Последних песен». Описание картины
Заказ портрета русского классика Николая Алексеевича Некрасова поступил Крамскому от Павла Третьякова – великий меценат хотел собрать у себя портреты всех выдающихся людей своего времени, и, разумеется, не обошёл известного поэта, редактора, публициста стороной.
В 1875 году у Некрасова обнаружилась неизлечимая болезнь – рак кишечника, а к 1877 году стало понятно, что дни его сочтены. Тогда-то Павел Третьяков и сделал срочный заказ Крамскому.
Художник принялся за работу, решив написать больного писателя, лежащим в подушках, на что получил решительный отказ у заказчика — не может великий классик предстать в такой вот немощной позе. «Великий борец», как тогда называли Некрасова, должен быть изображён соответственно. Крамской выполнил волю заказчика и создал погрудный портрет, который был принят Третьяковым.
Однако по завершении заказа Крамской принимается писать полотно в соответствии со своим творческим замыслом, которое войдёт в мировую художественную культуру, как «Портрет Некрасова в период «Последних песен». Картину так и не увидел портретируемый – заканчивал её живописец, когда Некрасова уже не было в живых.
Вначале картина должна было изобиловать многими вещами и мелочами, которые любил Некрасов. Так, например, пространство полотна должно было вмещать шкаф с оружием, как напоминание об охотничьем увлечении, любимую собаку поэта. Однако вскоре Крамской уберёт «лишние» детали, мешающие восприятию героического образа, сделав картину больше по формату, нежели задумывал её изначально.
Внимательно рассмотрев картину можно многое рассказать о её герое – по правому краю произведения можно заметить бюст Белинского, которого Некрасов чтил всю жизнь, как своего учителя и выдающегося человека, а вон на столике тома «Современника», журнала, которому поэт посвятил значительную часть жизни, портреты Мицкевича и Добролюбова говорят о его интересах и убеждениях.
У Крамского получился удивительный потрет, сочетающий в себе и камерность и истинное величие, даже монументальность. Мы видим Большого человека, выдающегося деятеля литературного слова, которого измучила болезнь. Его физические силы на исходе и об этом говорит буквально всё в его облике, но при этом душевная мощь ещё светиться, не иссякнув на краю могилы.
Живописец поставил ложную датировку в углу полотна – 3 марта. Именно в этот день Некрасов прочитал Крамскому своё стихотворение «Баюшки-баю», которое глубоко поразило живописца и стало пророческим для писателя.
1877-1878 гг. Холст, масло. 105×89 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва
www.hudojnik-peredvijnik.ru
Отечества достойный сын: Портреты
К.Е.Маковский Портрет Некрасова. 1856 |
Константин Егорович Маковский, родился 20 июня (2 июля) 1839 года. Его отец, Егор Иванович, был известным художественным деятелем Москвы, одним из учредителей Натурного класса. Творческая атмосфера окружала будущего художника и его брата с самого детства. В доме отца постоянно бывали знаменитые живописцы, преподаватели училища. Неудивительно, что все дети Егора Ивановича: дочь Александра, сыновья Константин, Николай и Владимир, воспитанные в духе любви к искусству, под влиянием отца, эрудита и энтузиаста, стали художниками. В 1861 году Владимир решает начать обучение в московском Училище живописи и ваяния. Учился Константин Маковский весьма успешно, получая многочисленные награды и призы. Его учителя, Е.С. Сорокин и К.С. Зарянко, привили ему серьезные навыки в рисунке, умение точно передавать материальность предметов. В 1866 году Маковский окончил училище и был удостоен большой серебряной медали за картину «Литературное чтение». Продолжая свое образование в Академии художеств в Петербурге, Маковский в 1869 году за картину «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей», перекликающуюся по сюжету с рассказом Тургенева «Бежин луг», получил золотую медаль и звание художника первой степени. В 1863 году вместе с тринадцатью другими выпускниками Академии - претендентами на большую золотую медаль К.Маковский отказался писать картину на предложенный сюжет из скандинавской мифологии и покинул Академию, так и не выйдя на дипломную программу. Маковский присоединился к артели художников, возглавляемой Иваном Крамским, создавая картины повседневной жизни (Вдова(1865), Продавец сельди (1867) и т. д.). В 1870 году он стал одним из основателей «Товарищества передвижных художественных выставок» и продолжал работать над картинами, посвящёнными повседневной жизни. Он выставлял свои работы как на выставках Академии, так и на передвижных художественных выставках.
Значительные изменения в его стиле произошли после путешествия в Египет и Сербию в середине 1870-х. Его интересы сместились от социальных и психологических проблем к художественным проблемам цвета и формы.
В 1880-х он стал модным автором портретов и исторических картин. На Всемирной выставке 1889 г. в Париже он получил Большую золотую медаль за картины «Смерть Ивана Грозного», «Суд Париса» и «Демон и Тамара». Он был одним из самых высоко ценимых и высокооплачиваемых российских художников того времени. Многие критики-демократы рассматривали его как предателя идеалов Передвижников, создающего, как Генрих Семирадский, поразительные но поверхностные работы, тогда как другие видели в нём предвестника Русского импрессионизма.
В 1915 году он участвует в учреждении Общества возрождения художественной Руси, наряду со многими другими художниками своего времени.
Маковский стал жертвой несчастного случая (в его экипаж врезался трамвай) и скончался в 1915 году в Санкт-Петербурге.
Н.Н.Ге Портрет Некрасова. 1872 |
Николай Николаевич Ге (1831-1894), русский живописец. Один из основателей Товарищества передвижников. Уже ранние произведения Ге свидетельствовали о его стремлении к преодолению академизма. Глубиной реалистических характеристик и психологизмом отмечены его портреты Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, М. Е. Салтыкова-Щедрина. В ранний период испытал влияние К. П. Брюллова и А. А. Иванова. Уже в 1860-е гг. творчество Ге отличается новизной трактовки традиционных для академического искусства евангельских тем, драматической взволнованностью, смелой постановкой моральных проблем. Нравственным исканиям Л. Н. Толстого созвучны драматические композиции позднего Ге на религиозно-этические темы «Что есть истина?» (1890) и «Голгофа» (1893).
И.Н.Крамской "Н.А.Некрасов в период "Последних песен" |
Сильное впечатление, полученное художником от встреч с Некрасовым, воплотилось в своеобразном портрете - картине "Некрасов в период "Последних песен". Поэт знал, что дни его сочтены. Стихи, которые он сочинял во время болезни, называл "Последние песни". В них он прощался с читателями, с жизнью. Друзья Некрасова да и сам поэт хотели, чтобы после него остался хороший портрет, написанный Крамским. Но больному было очень тяжело сидеть перед художником. Крамской проводил у Некрасова целые дни, но иногда за день удавалось поработать всего полчаса.
Крамской писал: "...я дежурил всю неделю, и даже больше ... работал по 10-15 минут в день, и то урывкам и ...я ограничился одною головою, даже без рук...". А спустя два месяца: "...Некрасова же завтра кончаю..." На портрете у Некрасова красивое, исхудалое лицо, скорбное и мужественное. Руки скрещены на груди. Все находили, что портрет получился удачным. Но Крамской говорил: "Нужно еще посмотреть".
Воображение подсказывало ему новый портрет поэта. Он решил написать Некрасова таким, каким видел его каждый день. Больной поэт лежит, накрытый простыней, рядом - столик с лекарствами.
Сначала Крамской хотел поставить в изголовье постели шкаф с охотничьим оружием, а у ног Некрасова поместить его любимую собаку, но скоро отказался от этой мысли. Грустная картина про умирающего человека, который любил охотиться, но больше уже никогда не пойдет на охоту, показалась ему не совсем верной.
До последнего дня Некрасов не расставался с главным в своей жизни - с поэзией. Однажды он прочитал Крамскому новое стихотворение. Умирая, поэт верил, что отчизна его будет свободной, гордой и счастливой, что в этой свободной отчизне народ будет знать его стихи.
И Крамской понял, что поэт бессмертен, пока живет его поэзия. Он не стал писать ни oхотничьих ружей, ни собаку. Он изобразил Некрасова в минуты творчества. Лицо и руки его исхудали, он бледен и слаб, но он не думает о смерти - он пишет стихи. Смерть не властна над поэтом. Он победил ее своим творчеством.
Произведение Крамского, конечно, больше чем портрет. Оно скорее похоже на картину. Это как бы портрет-картина. Крамской назвал ее "Некрасов в период "Последних песен".
Перед лицом смерти раскрывается истинное лицо человека. В картине Крамского - это образ умирающего поэта, отдавшегося страстному творческому порыву. Художник стремится к подлинной достоверности изображения. Он интересуется мельчайшими подробностями его жизни, тщательно выписывает интерьер, у изголовья ставит бюст Белинского, на стены вешает портреты Добролюбова и Мицкевича, олицетворяющие собой атмосферу, в которой жил поэт.
Портрет угасающего поэта стал живописным памятником человеку, сумевшему противостоять смерти в момент творческого порыва - страдание плоти не убивает, не смеет убить дух человека.
Всеволод Рождественский
НЕКРАСОВ
Зеленая лампа чадит до рассвета,
Шуршит корректура, а дым от сигар
Над редкой бородкой, над плешью поэта
Струит сладковатый неспешный угар.
Что жизнь — не глоток ли остывшего чая,
Простуженный день петербургской весны,
Сигары, и карты, и ласка простая
Над той же страницей склоненной жены?
Без сна и без отдыха, сумрачный пленник
Цензуры, редакций, медвежьих охот,
Он видит сейчас, разогнув «Современник»,
Что двинулся где-то в полях ледоход.
Перо задержалось на рифме к «свободе»,
И слышит он, руки на стол уронив,
Что вот оно, близко, растет половодье
На вольном просторе разбуженных нив...
Иссохшим в подушках под бременем муки
Ты, муза, России его передашь.
Крамской нарисует прозрачные руки
И плотно прижатый к губам карандаш.
А слава пошлет похоронные ленты,
Венки катафалка, нежданный покой
Да песню, которую хором студенты
Подхватят над Волгой в глуши костромской.
И с этою песней пойдут поколенья
По мерзлым этапам, под звон кандалов
В якутскую вьюгу, в снега поселений,
В остроги российских глухих городов.
И вырастет гневная песня в проклятье
Надменному трону, родной нищете,
И песню услышат далекие братья
В великой и страстной ее простоте.
memolib-17.blogspot.com
|
literatura5.narod.ru
Отечества достойный сын: Некрасов в живописи
И.Е.Репин "Бурлаки на Волге" 1873 |
Выдь на Волгу: чей стон раздаетсяНад великою русской рекой?Этот стон у нас песней зовется -То бурлаки идут бечевой!..Волга! Волга!.. Весной многоводнойТы не так заливаешь поля,Как великою скорбью народнойПереполнилась наша земля,-Где народ, там и стон... Эх, сердечный!Что же значит твой стон бесконечный?Ты проснешься ль, исполненный сил,Иль, судеб повинуясь закону,Всё, что мог, ты уже совершил,-Создал песню, подобную стону,И духовно навеки почил?..
А.А.Рылов "Зеленый шум" 1904 |
Идет-гудет Зеленый Шум,Зеленый Шум, весенний шум!
Как молоком облитые,Стоят сады вишневые,Тихохонько шумят;Пригреты теплым солнышком,Шумят повеселелыеСосновые леса;А рядом новой зеленьюЛепечут песню новуюИ липа бледнолистая,И белая березонькаС зеленою косой!Шумит тростинка малая,Шумит высокий клен...Шумят они по-новому,По-новому, весеннему...
В.Г.Перов "Проводы покойника" 1865 |
Савраска увяз в половине сугроба -
Две пары промерзлых лаптей
Да угол рогожей покрытого гроба
Торчат из убогих дровней.
Старуха в больших рукавицах
Савраску сошла понукать.
Сосульки у ней на ресницах,
С морозу - должно полагать.
К.А. Савицкий "Ремонтные работы на железной дороге" |
Губы бескровные, веки упавшие,Язвы на тощих руках,Вечно в воде по колено стоявшиеНоги опухли; колтун в волосах;
Ямою грудь, что на заступ старательноИзо дня в день налегала весь век...Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:Трудно свой хлеб добывал человек!
Не разогнул свою спину горбатуюОн и теперь еще: тупо молчитИ механически ржавой лопатоюМерзлую землю долбит!
Эту привычку к труду благороднуюНам бы не худо с тобой перенять...Благослови же работу народнуюИ научись мужика уважать.
Да не робей за отчизну любезную...Вынес достаточно русский народ,Вынес и эту дорогу железную —Вынесет всё, что господь ни пошлет!
В.Е.Маковский "Игра в бабки" |
О милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей;
Но если бы даже ты их ненавидел,
Читатель, как "низкого рода людей",-
Я все-таки должен сознаться открыто,
Что часто завидую им:
В их жизни так много поэзии слито,
Как дай бог балованным деткам твоим.
Счастливый народ! Ни науки, ни неги
Не ведают в детстве они.
Д.А.Шмаринов |
Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от веселых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу -
Всё лицо твое вспыхнуло вдруг.
И зачем ты бежишь торопливо
За промчавшейся тройкой вослед? ..
На тебя, подбоченясь красиво,
Загляделся проезжий корнет.
На тебя заглядеться не диво,
Полюбить тебя всякий не прочь:
Вьется алая лента игриво
В волосах твоих; черных как ночь;
Сквозь румянец щеки твоей смуглой
Пробивается легкий пушок,
Из-под брови твоей полукруглой
Смотрит бойко лукавый глазок.
И.М.Прянишников "Воробьи, ребята на изгороди" 1883 |
Все серые, карие, синие глазки -
Смешались, как в поле цветы.
В них столько покоя, свободы и ласки,
В них столько святой доброты!
Я детского глаза люблю выраженье,
Его я узнаю всегда.
Я замер: коснулось души умиленье...
Гляди - уж чернехоньки губы у всех,
Набили оскому: черница поспела!
А там и малина, брусника, орех!
Ребяческий крик, повторяемый эхом,
С утра и до ночи гремит по лесам.
Испугана пеньем, ауканьем, смехом,
Взлетит ли тетеря, закокав птенцам,
Зайчонок ли вскочит - содом, суматоха!
Вот старый глухарь с облинялым крылом
В кусту завозился... ну, бедному плохо!
Живого в деревню тащат с торжеством...
А.Пластов |
Привычная дума поэта
Вперед забежать ей спешит:
Как саваном, снегом одета,
Избушка в деревне стоит,
В избушке - теленок в подклети,
Мертвец на скамье у окна;
Шумят его глупые дети,
Тихонько рыдает жена.
Сшивая проворной иголкой
На саван куски полотна,
Как дождь, зарядивший надолго,
Негромко рыдает она.
И.Глазунов |
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц,-
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
"Пройдет - словно солнце осветит!
Посмотрит - рублем подарит!"
Идут они той же дорогой,
Какой весь народ наш идет,
Но грязь обстановки убогой
К ним словно не липнет. Цветет
Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.
memolib-17.blogspot.com